Томас Манн: биография
Томас Манн – бессмертный немецкий писатель. В 1929 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Манн – один из членов династии знаменитых авторов.
Будущий мастер-романист родился летом, 6 июня 1875 года, в Любеке. Семья мальчика была богатой и ни в чем не нуждалась. Дети росли в достатке, не знали забот. Глава семейства — Томас Йоханн Генрих Манн – работал в сенате. Мать звали Юлия Манн. Она была музыкально образованна. У женщины в предках значились бразильцы.
Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот
Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.
Специальное предложение! Скидка 50%! Проведи самоизоляцию с пользой!
₽ 1200.00 ₽ 600.00
Помимо Томаса, в семействе воспитывались два брата и две сестры. Старший Генрих Манн также стал почетным писателем. В 1891 году ушел из жизни Томас-старший. Ферму продали.
В том же году мать с детьми перебралась в Мюнхен. Некоторое время Томас с Генрихом жили в Италии, но затем вновь вернулись в Мюнхен. Там эссеист пробыл вплоть до 1933 года.
Литература
Интерес к сочинительству Манн проявил еще в Любеке. Тогда он создал журнал «Весенняя гроза», куда публиковал ранние зарисовки. Затем писал публикации в журнал Генриха «Двадцатый век».
С 1898 по 1899 годы занимался редакторством в журнале «Симплициссимус». Потом прошел военную службу и, вернувшись, опубликовал дебютные новеллы.
С этого момента настала литературная биография Томаса Манна.
В 1901 году литератор представил первый полноценный роман «Будденброки», принесший славу. В книге центром сюжета стала история зажиточного рода. Действия членов семьи привели к упадку и исчезновению славной династии. Современное поколение не придавало значения старым традициям и не продолжило дело своих отцов. В итоге произошла потеря смысла жизни и череда смертей в семье.
Вслед за «Будденброками» Томас опубликовал собрание новелл под названием «Тристан». Лучшим сочинением сборника стало «Тонио Крёгер».
Герой истории отказался от романтических чувств, некогда принесших ему боль и смятение, и посвятил себя служению искусству.
Но, когда на жизненном пути молодого человека появились Ганс Гансен и Ингерборг Хольм, к которым у Тонио возникли чувства, он вновь окунулся в водоворот переживаний.
В 1905 году Томас женился на девушке из семьи профессора. Это поспособствовало вхождению писателя в круг буржуазии. В это же время укрепились консерваторские взгляды литератора. Последующий роман «Королевское Высочество» эссеист начал в 1906 году и закончил в 1909.
В 1911 году он выпустил новеллу «Смерть в Венеции». В сочинении описывалась история о литераторе Густаве Ашенбахе, внезапно влюбившемся в юношу четырнадцати лет. В период Первой мировой войны автор поддержал боевые действия.
Подобная позиция привела к ссоре со старшим братом, который придерживался абсолютно противоположных политических аспектов. Помирились они только в 1922 году. Томас поменял политическое мировоззрение и выступил против фашизма.
В 1924 году опубликовали сочинение автора «Волшебная гора». Герой книги Ганс Касторп приехал проведать кузена, заболевшего туберкулезом, в санаторий. Так вышло, что Ганс тоже оказался болен.
Люди на вершине заворожили молодого человека интеллигентностью и жизнью интеллектуалов. В итоге Ганс задержался в лечебном учреждении на несколько лет.
Там он развил свою философию и стал центром духовности.
В 1929 году дебютное произведение Манна «Будденброки» было по достоинству оценено и заслужило Нобелевскую премию. В 1930 году Томас Манн произнес чувственную речь, призывая объединиться против нацизма. Он проникся идеями левых.
В 1933 году писатель с женой и детьми иммигрировал в Цюрих. Там он работал над собранием сочинений об Иосифе. Писатель по-своему интерпретировал жизненный путь персонажа Пятикнижия. Для сбора данных он даже отправлялся в Палестину и Египет.
В 1936 году у Манна отобрали немецкое гражданство. В итоге он стал жителем и гражданином Чехословакии. Через два года творец переехал в США и занимался со студентами в Принстоне. В 1939 году опубликовал книгу «Лотта в Веймаре», где описал отношения Гёте с Шарлоттой Кестнер.
В 1942 году Манн перебрался в Пасифик-Палисейдз. Там он вел антифашистские передачи для немецких слушателей. В 1947 году читатели увидели роман Томаса «Доктор Фаустус». Герой издания проживал судьбу Фауста, но в XX веке.
После окончания Второй мировой войны на Манна обрушились с обвинениями в помощи Советскому союзу. В 1952 году сочинитель вернулся в Швейцарию. Параллельно он посещал Германию, но отправляться на постоянное жительство туда не хотел.
В 1951 году он издал роман «Избранник», в 1954 – новеллу «Чёрный лебедь». В то же время продолжил работу над «Признаниями авантюриста Феликса Круля», которую начал еще до событий Первой мировой войны.
Роман выпустили неоконченным. В книге героем стал современный Дориан Грей, который, несмотря на привлекательность и сообразительность, увлекся аферами и превратился в чудовище.
По некотором книгам литератора сняты фильмы. В 1971 году вышла лента «Смерть в Венеции». В 1982 году зрители увидели сразу две картины: «Доктор Фаустус» и «Волшебная гора». А в 2008 году Генри Брелор экранизировал «Будденброков».
Личная жизнь
В 1905 году Манн женился на Кате Прингсхайм. Супруга подарила любимому мужу шестерых детей. Трое — Эрика, Клаус и Голо – пошли по стопам отца и стали писателями.
У Кати были еврейские корни. Данные об этом тщательно скрывались от детей. Это стало известно из воспоминаний второго сына Голо.
Смерть
Литератор скончался 12 августа 1955 года. Причиной смерти врачи диагностировали расслоение брюшной аорты. Похоронен в Кильхберге.
Могила Томаса Манна
После кончины романиста были найдены дневники, в которых литератор излагал мысли о романтическом отношении к мужчинам. Из записей следовало, что Манн интересовался мужчинами. Он даже был в отношениях с художником Паулем Эренбергом. Связь мужчин прекратилась после вступления Томаса в брак с Катей Манн.
Супругу Манна похоронили рядом с мужем.
Библиография
- 1901 — «Будденброки»
- 1903 — «Тонио Крегер»
- 1909 — «Королевское высочество»
- 1912 — «Смерть в Венеции»
- 1922-1954 — «Признания авантюриста Феликса Круля»
- 1924 — «Волшебная гора»
- 1930 — «Марио и волшебник»
- 1933 — «Страдания и величие Рихарда Вагнера»
- 1933-1943 — «Иосиф и его братья»
- 1937 — «Проблема свободы»
- 1939 — «Лотта в Веймаре»
- 1940 — «Обмененные головы. Индийская легенда»
- 1947 — «Доктор Фаустус»
- 1951 — «Избранник»
- 1954 — «Чёрный лебедь»
Фото
Источник: https://biografii.net/znamenitosti/tomas-mann.html
Биография немецкого прозаика Томаса Манна
Томас Манн является самым знаменитым представителем писательского рода Маннов. Выдающийся немецкий прозаик, автор «Будденброков», «Смерти в Венеции», «Марио и волшебника», нобелевский лауреат 1929 года прожил восемь десятков лет, сменил несколько идеологий, вырастил троих талантливых литераторов и навечно вписал свое имя на скрижалях истории мировой культуры.
Немецкий род Маннов всегда был на слуху. В XIX веке они славились как успешные купцы, сенаторы, настоящие короли родного города. В ХХ веке о Маннах заговорили как о выдающихся литераторах.
Активно печатался старший Генрих (автор романов «В одной семье», «Империя», «Молодые годы короля Генриха IV»), купался в лаврах всемирной славы Томас Манн, успешно публиковались его дети Клаус, Голо и Эрика. Чем бы не занимались эти люди, они всегда добивались успеха.
Так что прозаика Томаса Манна можно по праву называть лучшим из лучших. Его отец Томас Йоханн Генрих Манн был очень богатым предпринимателем, владельцем нескольких производств, активным общественно-политическим деятелем, занимающим высокую должность в сенате.
Как пишет биограф и переводчик прозаика Соломон Апт, Йохан был «не просто известным коммерсантом и уважаемым отцом семейства, а одним из самых известных и уважаемых горожан, тем, кого называют отцами города».
Это был сухой практичный человек. Он видел своих сыновей Генриха, Томаса и Виктора достойными продолжателями дела вековой фирмы, которая была создана еще его отцом. Однако дети не выказывали стремления к предпринимательству. Старший Генрих увлекался литературой, что провоцировало постоянные ссоры с отцом.
О волнениях главы семейства в отношении наследника свидетельствует строчка в завещании: «Я прошу моего брата оказывать влияние на моего старшего сына, чтобы он не вступил на неверный путь, который приведет его к несчастью». Здесь Йоханн подразумевает литературный путь.
Поскольку старший сын уже тогда внушал беспокойства, особые надежды возлагались на среднего Томаса.
Вскоре после написания завещания сенатор Манн скончался от рака. Фирма была продана и многочисленное семейство вполне успешно зажило на солидные проценты от предприятия. Действительность предвосхитила опасения умирающего отца.
Генрих в самом деле сделался писателем, но еще больших успехов на этом поприще добился любимый Томас. И даже дочери Юлия и Карла оказались далеки от отцовской практичности. Младшая Карла пошла в актрисы. Из-за неудач на сцене и в личной жизни она покончила с собой в 29 лет.
Неуравновешенная, переживательная Юлия также самостоятельно свела счеты с жизнью двумя десятилетиями позже.
О вырождении буржуазного общества на примере упадка собственной патриархальной семьи Томас Манн напишет в романе «Будденброки». Опубликованное на заре его творческой карьеры, это произведение принесло Манну всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе.
Холеное детство и беззаботная юность
История Пауля Томаса Манна начинается в Любеке (Германия) в 1875 году. «Детство у меня было счастливое, холеное», – вспомнит впоследствии писатель. Оно началось в старинном доме его бабушки на узкой булыжной улице и продолжилось в элегантном особняке, который Йоханн выстроил для своего растущего семейства.
У Томаса были все игрушки, о которых только мог мечтать его маленький современник. О некоторых из них (кукольном театре, лошадке-качалке Ахилле) писатель вспомнит в своих произведениях.
Но зачастую юному Манну игрушки были абсолютно не нужны, ведь больше всего на свете он любил выдумывать. Например, однажды утром он просыпался и представлял себя наследным принцем далекой державы.
Целый день мальчик вел себя надменно и сдержанно, как подобает августейшей особе, радуясь в душе, что никто из окружающих не догадывается о его секрете.
Школу с ее учителями-диктаторами, шумными одноклассниками, бездумной зубрежкой Томас невзлюбил. Тем более что она отвлекала его от горячо любимого дома.
Такая же участь постигла гимназию – Манн несколько раз оставался на второй год, так и не получив аттестата об окончании учебного заведения.
Принципиально важно понимать, что его тяготила не учеба, а затхлый дух казенщины и муштры, что царил в гимназии «Катаринеум», однобокий процесс обучения, тупость и обывательская ограниченность многих преподавателей, не исключая директора учебного заведения.
Будущее гимназисту Манну рисовалось весьма туманно. Он собирался покинуть Любек, отправиться путешествовать, поразмышлять, отправиться на свойственные для «золотой молодежи» поиски себя. Но все изменилось, когда в его жизнь ворвалась музыка Вагнера.
Вдохновленный музыкой Вагнера
В 1882 году Томас Манн попадает на концерт, где играют музыку Рихарда Вагнера. Именно она стала той движущей силой, которая разбудила литературный талант будущего прозаика. Теперь юный Томас знает – он будет писать!
Манн не томится в ожидании музы, а начинает действовать.
Уже на пятом курсе гимназии вместе с товарищами Манн издает литературный журнал «Весенняя гроза», где молодые редакторы публиковали собственные прозаические, поэтические и критические творения.
Когда «Гроза» прекратила свое непродолжительное существование, Манн начинает печататься на страницах периодического издания «Двадцатый век», которым руководил его брат Генрих.
Несколько проб пера, подписанных псевдонимом Пауль Томас, небольшой сборник рассказов – и Манн издает монументальный труд – роман «Будденброки». Произведение было начато в 1896 году. На его создание ушло 5 лет. В 1901 году, когда «Будденброки» с подзаголовком «История гибели одного семейства» стали доступны широкой публике, о Томасе Манне заговорили как о выдающемся писателе современности.
Практически через 30 лет, в 1929 году, «Будденброки» стали главным основанием для присуждения писателю Нобелевской премии по литературе. В формулировке нобелевского комитета говорилось: «Прежде всего за великий роман «Будденброки», что стал классикой современной литературы, популярность которого неизменно растет».
Фашизм, Германия и Томас Манн
В начале Первой мировой войны семейство Маннов (в 1905-м Томас женился на профессорской дочке Кате Прингсгейм) входило в высшие круги немецкой буржуазии.
Это обусловило тот факт, что на первых порах писатель придерживался консервативных взглядов и не разделял пацифизма многих деятелей культуры, о чем публично заявил в сборнике философско-публицистических статей «Размышления аполитичного».
Принципиально важно понимать, что Манн поддерживал Германию, а не нацизм.
Писатель ратовал за сохранение национальной самобытности европейских культур, в первую очередь немецкой – горячо любимой его сердцу с раннего детства.
Ему был крайне неприятен повсеместно навязываемый повсеместно «американский образ жизни». Антанта, таким образом, становится для писателя своеобразным синонимом литературы, культуры, цивилизации.
Со временем, когда нацизм показал свое черное лицо, а любимая страна по локоть опустила руки в кровь невинных жертв, Томас Манн больше не мог ни под каким предлогом оправдывать действия Германии.
В 1930 году он произносит публичную антифашистскую речь «Призыв к разуму», в которой резко критикует нацизм и поощряет сопротивление рабочий класс и либералов. Речь не могла пройти не замеченной. Оставаться в Германии больше не представлялось возможным.
К счастью, семейству Маннов позволили эмигрировать. В 1933 году Манн с женой и детьми переселяется в Цюрих.
В эмиграции: Швейцария, США, Швейцария
Эмиграция не сломила духа Томаса Манна, ведь у него оставалась огромная привилегия – он продолжает писать и публиковаться на родном языке. Так, в Цюрихе Манн дорабатывает и публикует мифологическую тетралогию «Иосиф и его братья».
В 1939-м выходит роман «Лота в Веймаре» – художественная стилизация фрагмента биографии Иоганна Вольфганга Гете, а именно его романтической привязанности к Лотте (Шарлотте Буфф), ставшей прототипом женского образа «Страданий юного Вертера».
В 1947 году был опубликован «Доктор Фаустус», рассказывающий о композиторе Адриане Леверкюне, который создал из своей жизни стилизацию под средневековую историю о докторе Фаусте, что продал душу Мефистофелю. Вымышленный мир Леверкюна переплетается с реалиями современной действительности – фашистской Германией, которую отравляют идеи нацизма.
Расплата за инакомыслие
Манну так и не удалось вернуться на родину. Нацисты лишили все его семейство немецкого гражданства. С тех пор писатель бывает в Германии наездами в качестве лектора, журналиста, литконсультанта. С 1938 года по приглашению руководства Принстонского университета Манн переезжает в США, где занимается преподавательской и писательской деятельностью.
В 50-е годы прозаик возвращается в Швейцарию. Манн пишет до самой смерти. Его закатными произведениями стали новелла «Черный лебедь» и роман «Признания авантюриста Феликса Круля».
Гомоэротизм в произведениях Томаса Манна
Гомоэротизм как репрезентация однополой любви был характерен для ряда произведений Томаса Манна. Самым ярким примером является новелла «Смерть в Венеции», написанная в 1912 году. В новелле препарируется внезапно вспыхнувшее чувство писателя Густава фон Ашенбаха к четырнадцатилетнему мальчику Тадзио.
Скандальная слава «Смерти в Венеции» обусловила повышенное внимание к частной жизни Томаса Манна. Примерный семьянин, отец шестерых детей, никак не компрометировал себя на публике.
Путь к душевным тайнам Манна лежал через его дневники, которые писатель исправно вел на протяжении всей жизни.
Записи несколько раз подвергались уничтожению, а затем немедленно восстанавливались, были утеряны во время неожиданной эмиграции, но через судебный процесс возвращены законному владельцу.
После смерти писателя его душевные треволнения были неоднократно проанализированы.
Стало известно о его первых невинных страстях, интимной привязанности к школьному приятелю Вилльри Тимпе (его подарок – простой деревянный карандаш – Манн хранил всю жизнь), юношеском романе с художником Паулем Эренбергом.
По словам Гомо Манна (сына писателя), гомосексуализм отца никогда не опускался ниже пояса. Зато богатые душевные переживания порождали образы его новелл и романов.
Еще одним значимым трудом Томаса Манна является роман “Смерть в Венеции”, дискуссии и споры о котором все еще не умолкают в среде критиков и простых читателей.
Несомненно, еще одной уникальной книгой есть роман Манна “Волшебная гора”, в котором автор изобразил жизнь людей, проходящих лечение в горном санатории, и не желающих вникать в события, происходящие за стенами больницы.
Манн, в самом деле, умел чувствовать больше и тоньше. Без этого умения не было бы поэтичных мужских образов Ганса Касторпа из «Волшебной горы», Руди Швердтфергера из «Доктора Фаустуса», Густава Ашенбаха из «Смерти в Венеции» и многих других. Копание в источниках вдохновения – бесславный удел современников, воспевание его плодов – достойная привилегия потомков.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/tomas-mann/biografiya-nemeckogo-prozaika.html
Томас Манн — Биография — актуальный и творческий путь
Мировую литературу XX века нереально представить без великого германского писателя Томаса Манна. Его наилучшие романы и новеллы принадлежат к высшим художественным достижениям.
Критики, отмечая недостаточную социальную значимость его произведений, писали, к примеру, что в большинстве собственных романов («Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус») Томас Манн остается в кругу культурно-исторических и психических заморочек.
К философским и эстетическим спорам, которые ведут его герои, писатель стремится предоставить эпический размах, не глядя на то, что судьба истории формируется не тут, не в этом узеньком мире, где люди не действуют, а рассуждают. Но писатель от всей души и честно желает разобраться в том, что происходит, он мучительно отыскивает ответы на актуальные вопросы современности и сначала на вопрос о судьбах культуры. В этом ценность его творческих поисков».
Томас Манн на такие критичные замечания отвечал: «Социальная — моя слабенькая сторона — я это знаю.
Знаю я также, что это противоречит художественному жанру романа, что просит общественного… Метафизическое для меня несоизмеримо важнее… ведь роман об обществе сам собой становится соц…». Метафизикой при всем этом писатель называл анализ духовных отношений и духовных свойств людей.
Так что его романы не были соц. в смысле критичного реализма либо социалистического реализма, но они были соц. на самом деле — так они изучили глубинные дела людей в этом мире.
Томас Манн вошел в литературу в те времена, когда в ней преобладал декадентский стиль, когда существенное место заняла антигуманистическая проповедь Ницше, когда воспевали погибель, держали ориентацию на реализм и выдвигали на 1-ый план «незапятнанное искусство». Самым модным словом было «модерн», другими словами — современный, новый.
Многие живописцы уходили от жизни в этот мир передового искусства и гибли навечно для искусства искреннего, глубочайшего и нескончаемого.
Надо было иметь талант довольно мужественный, чтоб не соблазниться, не утратить собственного пристального художественного зрения реальной реальности. Томас Манн таким талантом обладал.
К тому же в его становлении как известного писателя ему посодействовала величавая русская литература. Он исследовал опыт Гончарова, Тургенева, Л.Толстого.
Томас Манн родился 6 июня 1875 года в бюргерской семье. Популярность принес ему уже 1-ый роман «Будденброки» (т. 1-2, 1901) — большое повествование о судьбе 4-х поколений патрицианского рода.
Подзаголовок романа — «Упадок одной семьи» — осмысляется как проявление неких общих биологически-метафизических закономерностей, но имеет и социальную характеристику: несопоставимость духовно утонченных людей с грубой, брутальной реальностью Германии, которая вступала в эру империализма.
В более широком плане «Будденброки» говорят про общий упадок буржуазного общества, пронизанный чувством исчерпанности прежних форм жизни.
В «Будденброках» ярко проявилось своеобразие Манна-художника: неторопливость и детализированность описаний, сочетание остро аналитического и ироничного начала с чувственной теплотой. В романе приметно воздействие германских реалистов XIX века, скандинавских и французских писателей, также воздействие русской литературы (Л. Толстого).
Критики отмечают особенный смысл, вложенный писателем в понятие «бюргерство». Томас Манн много писал про великую бюргерскую культуру, говорил, что сейчас в особенности негативно на нее оказывает влияние массовая культура Америки.
Эру империализма он называл эрой кризиса бюргерства. В контексте произведений писателя слово «бюргерство» очень близко по значению к словам «благородство» и «интеллигентности».
Писатель считал, что русская литература пристально анализирует внутреннюю интеллигентность, человеческое благородство.
Самым броским представителем бюргерской культуры Манн считал Гёте. Бюргерство порождается, по воззрению Манна, определенными подходящими историческими и даже бытовыми моментами, но сила его такая, что негативными обстоятельствами оно не уничтожается, только могут пропасть совместно с смертью населения земли.
Стихия бюргерства была всепоглощающей людской и писательской страстью Томаса Манна. Его энтузиазм к психоанализу, романтизму, даже к искусству и музыке, были личными моментами на фоне его служения бюргерству.
Бюргерство — основная тема его творчества. И если иногда в его творчестве бюргер и живописец вступали меж собой в конфликт, конечная правда для Томаса Манна была на стороне бюргера, истинной интеллигентности.
Конкретно в тот год, когда юный создатель писал свои 1-ые новеллы (1894), он познакомился с произведениями Ницше, и знакомство это оказалось очень принципиальным и в общем для его духовного развития, и именно для темы и стиля ранних его новелл.
Чем завлекала юношу философия Ницше? Протестуя против лживой морали буржуазного общества и против немощного, лишенного значимых мыслях декадентского искусства, она сама была махровым цветком декаданса, ядовитым, как показал опыт двадцатого века, цветком, была лишена положительной целостной идеи, называя правду, справедливость всего только утешительными иллюзиями населения земли, имела единственное оправдание для жизни, которое не признает морали и является свирепым, в общем, представляла собой явление эстетическое. Чем завлекала философия Ницше? Протестом, но не только лишь этим. Человеку, который увидел на примере собственной семьи, что цепь бюргерских добродетелей не такая уж и неуязвимая, импонировала решительность, с которой эта философия противопоставляла мораль и жизнь. А не считая того, для юноши, уже, судя из его первых новелл, который столкнулся с беспощадностью жизни в сфере, занимает в сознании людей его возраста в особенности огромное место, откровением было конкретно это убеждено противопоставление нравственности идеи высшего, кровожадной «правоты бытия». Но любовь юного Томаса Манна к философии Ницше была, при всей ее проницательности, любви без доверия.
К наилучшим произведениям Томаса Манна относятся новеллы «Тристан» (1903), «Тонио Крегер» (1903) и др., в каких с большой психической глубиной обрисованы отношения людей искусства с миром буржуазной практики, в их смешивается драматичность с проникновенной лиричностью.
Приступая к работе над рассказом «Погибель в Венеции» в 1911 году, создатель ещё не знал, что оно будет итоговой оценкой нового, глубочайшего анализа заморочек.
В 1924 году вышел роман Томаса Манна «Магическая гора», в нем представлена картина идеологической жизни буржуазного общества в канун Первой мировой войны 1914-1918 годов.
Во 2-ой половине 20-х годов Манн интенсивно выступает как критик и публицист.
Преодолев ограниченные взоры, высказанные в книжке «Рассуждения аполитичного», он борется против возрастающей угрозы гитлеризма (статьи «Германский язык. Воззвание к разуму», 1930).
Антифашистскими мыслями проникнута новелла «Марио и волшебник», 1930), также историческая тетралогия на библейскую тему — «Иосиф и его братья».
Тетралогия «Иосиф и его братья» (1933-1943) состоит из самостоятельных романов «История Иакова», «Молодость Иосифа», «Иосиф в Египте» и «Иосиф-кормилец». Не считая того, этим романам предшествует вступление создателя «Адский путь», который коротко излагает историко-мифологические и философские концепции книжки.
Манн говорил, что в этой тетралогии он стремился показать красочный, иллюзорно-пластический мир древности. Работу над этими романами он именовал «дерзкой игрой». При помощи арсенала художественных средств Манн решил воскресить древность, основываясь на легендах, мифах, песнях и сказаниях.
Для этого писатель в 1930 году отправился в Палестину и Египет, места, что собирался обрисовать.
Переход к широкому изображению исторической и современной реальности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили создателю более конкретно и много выразить самое существенное проблематику эры.
С 1933-го года, после прихода к власти нацистов, Томас Манн жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938-го в США.
Гуманистические заветы традиционной германской литературы, противопоставлены фашистскому варварству, утверждаются в романе о И. В. Гёте «Лотта в Веймаре» (1939) — итоговые долголетних раздумий Манна над творчеством Гёте.
В романе глубоко трактуется соотношение между искусством и реальностью, между превосходным художником и окружающей средой.
В 1943 году он начал работу над романом «Доктор Фаустус» (1947) — самым значимым произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и обскурантистского, что привели к появлению германского фашизма.
Для Германии этот роман имеет особенное значение, в нем Манн указывает духовную несостоятельность интеллигенции, которая загнивает, воздействие мыслях Шопенгауэра, Ницше, Фрейда. Главный герой романа, германский композитор Адриан Леверкюн, который был носителем этих пороков западной интеллигенции, обрекает себя на духовную опустошенность, творческое бессилие и апатию.
Манн считает, что конкретно интеллигенция несет ответственность за трагические действия XX века. В романе ощущается сильное воздействие Ф. М. Достоевского.
Последние годы жизни Манн провел в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955 году, во время Шиллеровських юбилейных торжеств, он выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летие писателя в июне 1955 года отмечалось во всем мире. Умер писатель 12 августа 1955 года в Цюрихе.
Писательское наследство Манна остается в центре мировой литературной жизни. Он классик романа XX века, который смог расширить рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием. Используя классические формы романа, Томас Манн углублял и превращал их.
Он придал повествованию особенность гармонической полифонии, синтезируя авторскую речь и речь персонажей, современность и прошедшее, различные слои реальности, разные формы ее восприятия, в конце концов, конкретность изображения и философскую глубину проблематики.
Конкретно его произведения были восприняты многими германскими писателями XX века и даже целыми поколениями писателей за некую точку отсчета, за пример, признавался ли отрицался, за основную данность, в сопоставлении с которой яснее становилась цель и направление собственного творчества.
Источник: https://glavbuk.ru/tomas-mann-biografiya-aktualnyj-i-tvorcheskij-put/
Биография и творчество Томаса Манна
Томас Манн прожил полных 80 лет и более 60 из них отдал писательству — судьба сложилась так, что ему не приходилось тратить силы и время на что-то, кроме литературы, если не считать годичной работы в страховом обществе и нескольких месяцев военной службы. С учетом этого можно бы сказать, что создал он не так уж много: 8 романов и некоторое количество новелл. Но, не принадлежа к наиболее крупным по объему, творчество Томаса Манна является одним из самых значительных в культуре нового времени.
Сам Манн рассматривал каждый из своих романов как фрагменты обширного целого. Они не связаны единством героев, времени и места действия, но совокупно дают картину развития эстетической и философской мысли первой половины XX века. Это же позволяет считать всю прозу Т. Манна автобиографической, видя в ней историю его духовных исканий.
Первым из его крупных произведений явился роман «Будденброки», повествующий о четырех поколениях зажиточной семьи, постепенно приходящей к упадку. Автор положил в основу книги историю рода, из которого вышел сам, оживив ее даром своего воображения и четким пониманием общественной сути происходящих на страницах романа событий.
Поразительно, что этот семейный эпос, но значительности стоящий в одном ряду с «Сагой о Форсайтах» или «Семьей Тибо», написан не опытным мастером, какими были к началу работы над своими хрониками Голсуорси и Мартен дю Гар, а молодым человеком, едва перешагнувшим порог 20-летия, не имеющим жизненного опыта и опубликовавшим до этого лишь несколько новелл.
Объяснение лежит в необычайной талантливости Т. Манна. И у него было что сказать людям.
Семья Маннов жила в городе-государстве Любеке на Балтийском море, когда-то бывшем столицей Ганзы —торгового и политического союза северонемецких городов и еще сохранявшем статус вольного города (до 1937 года). Отец Томаса был владельцем хлеботорговой фирмы и нидерландским консулом, а впоследствии сенатором, одним из тех, кого называют отцами города.
От собратьев по сословию он выгодно отличался утонченным вкусом, манерой одеваться, жизненными привычками. Его красавица-жена дала дому все, что требовалось для его бюргерского возвеличивания, и вместе с тем сумела создать в нем атмосферу изысканной культуры и любви к искусству. Именно мать руководила первыми встречами детей с литературой и музыкой.
Вслед за Генрихом второй сын Томас уже в юности выбрал делом жизни творчество. Какого-либо серьезного формального образования он не получил. С трудом закончил школу. Когда после неожиданной смерти отца (от заражения крови) семья переехала в Мюнхен, он год-полтора посещал университет. Но благодаря титанической самостоятельной работе он сумел стать блестяще образованным человеком.
Первая книга Томаса — томик новелл — вышла мизерным тиражом, но следующее его произведение — роман «Будденброки» — знаменитый издатель С. Фишер, после колебаний, приведших Томаса к острому душевному кризису, выпустил небывалым для тех времен тиражом 20 тысяч экземпляров. Роман оправдал надежды издателя и принес 25-летнему автору славу.
Очередная книга — роман «Королевское высочество» — разрабатывала тему ценности человеческой личности, кризиса индивидуализма. Это был рассказ о перевоспитании молодого человека, которому происхождение и «высокое назначение» предопределили формальное, представительное существование.
С 1913 года в течение 10 лет Т. Манн работает над большим романом «Волшебная гора». После «Будденброков», которых можно назвать «книгой распада», это произведение было задумано как «книга преодоления», исполненная, по словам автора, «предчувствия новой гуманности».
Действие происходит в высокогорном туберкулезном санатории. Сгустившаяся в нем атмосфера болезни, тлена и умирания как бы символизирует упадок культуры.
Лишь нравственное начало, противостоящее духу смерти и разложения, спасает героя романа от колдовских чар волшебной горы, и он, обогащенный опытом и знанием, идет навстречу неведомым испытаниям жизни.
«Волшебной горой» Манн утвердил себя как писатель-интеллектуал, как художник, которого в первую очередь влечет мир разума, сфера идей. Повторяя слова эпиграфа, «философствование выступает как основа художественного построения».
В этом проявилась верность традициям немецкоязычной литературы и особенно Гёте, к личности и творчеству которого Манн проявлял глубокий интерес, что, в частности, выразилось в романе «Лотта в Веймаре», вышедшем в год начала второй мировой войны и повествующем о том, как героиня автобиографического романа молодого Гете «Страдания юного Вертера» Шарлотта Кестнер на склоне лет посетила бывшего поклонника.
Манн всегда придерживался реалистической позиции и кроме Гёте среди тех, у кого он учился, можно назвать русских классиков.
Вместе с тем его реализм не был тем скомпрометировавшим себя «серым реализмом», который так ненавидели неоромантики,— проза Манна сложна, неоднозначна и поэтична.
Любимым философом Томаса в молодости был иррациональный Шопенгауер, впоследствии его внимание какое-то время привлекал Ницше. Многое брал он от эстетической программы немецкого композитора Рихарда Вагнера, стремившегося к слиянию различных искусств.
После «Волшебной горы» Т. Манн начал работать над грандиозным романом «Иосиф и его братья», который следовало бы назвать его главной книгой, если бы за ней не последовал «Доктор Фаустус» — квинтэссенция философских исканий XX века.
Приход Гитлера к власти писатель воспринял открыто враждебно и был вынужден жить в изгнании, сначала в Швейцарии, а с 1938 года в США. В это тяжкое время имя Томаса Манна стало символом традиций немецкой культуры, гордостью антифашистской эмиграции.
В Европу он возвратился в 1952 году.
«Самое лучшее — любовь художника к человеку»,— говорил Томас Манн. И эта его позиция сильнее всего проявилась в тетралогии «Иосиф и его братья», которую Арсений Тарковский называл «лучшим прозаическим произведением века». Работа над этим произведением заняла много лет. Сюжет его заимствован из библейской легенды.
Иосиф Прекрасный, младший из 12 сыновей Иакова, был любимцем и гордостью отца. Братьев это обижало, и они продали Иосифа в рабство в Египет, где он, после сложных передряг, становится правой рукой фараона. К этому времени род Иакова терпит бедствие из-за засухи, и братья Иосифа приезжают из Палестины в Египет за хлебом.
Зов крови и доброта берут в Иосифе верх, и он спасает семью.
Под пером Т. Манна эта простая история стала напряженным раздумьем о становлении человеческой личности, о месте человека в мире, в бесконечной цепи бытия, высветила извечное устремление человека к гуманности. Полифоническая вязь «Иосифа», его многоголосие сливаются в сияющий гимн, славословящий единственного и главного героя тетралогии — человека.
Законченный в разгар войны «Иосиф» стал ответом писателя на вызов нацизма. И сразу же Манн начал работать над «Доктором Фаустусом», который тоже явился реакцией на актуальные вопросы современности, но уже на материале сегодняшнего дня. «Доктора Фаустуса» критики считают самым строгим произведением Манна, как по композиции, так и по отточенности мысли.
В нем рассказывается история композитора Адриана Леверкюна, в основу которой положены факты из биографий Ницше, Чайковского и самого Т. Манна. Но незамысловатый сюжет и здесь играет вспомогательную роль. Роман буквально пронизан стремлением к философскому осмыслению жизни.
Речь в нем идет о подведении итогов эпохи, о драме художника, отваживающегося на союз с дьяволом, о современной трагедии немецкого народа.
Умер Томас Манн во сне от тромбоза. Похоронен в Швейцарии, где жил последние годы.
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/mann_t/biografija_i_tvorchestvo_tomasa_manna/46-1-0-95
Манн Томас
- Немецкий писатель.
- Лауреат Нобелевской премии по литературе 1929 года.
- В 1933 году писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии в Швейцарию, а позже — в США.
Когда Томас Манн уехал из Германии, доктор Геббельс ему вдогонку сказал по радио: «Немецкая культура обойдётся без этих еврейских припевал».
А Томас Манн ответил, тоже в радиопередаче: «Немецкая культура там, где я…».
«Внутренний диалогизм характеризует стиль мышления Манна: его мысль, как правило, идёт путями параллельного развертывания различных точек зрения и интеллектуальных позиций, в процессе которого они всё более уточняются и выявляется их общность или, напротив, несовместимость.
Эта черта отмечает не только романы и новеллы Манна (где каждый герой, как в традиционном философском диалоге персонифицирует определённую мировоззренческую категорию), но и его эссе: последние строятся как обсуждение, в котором окончательная позиция Манна не всегда поддаётся вполне однозначному выявлению.
Путь Манна как мыслителя, начавшийся под сильным влиянием Шопенгауэра, Ницше, Вагнера и общей культурной ситуации немецкого «конца века», весь стоит под знаком непрекращающегося движения к более гуманистической и плодотворной мировоззренческой ориентации.
В основном Манн работает над преодолением психологии декаданса, глубоко им пережитой. В себе самом Манн видит орудие критического самоочищения немецкой «бюргерской» культурной традиции, а в своём творчестве — инструмент «самоопределения (понимаемого в духе этики позднего Гёте) через самопознание.
Художественный метод Манна характеризуется повышенно сознательным отношением к творчеству и творческому процессу.
Это проявляется двояко:
1) в его произведения вводятся прямые рассуждения о сущности и по поводу творчества; создание произведения сопровождается рефлексией, которая входит интегральной частью в само произведение;
2) исключительным содержанием произведений становится проблематика искусства и творчества, которая выполняет у Манна роль универсального символа, вмещающего в себя более или менее значительную общественную тематику.
Бытие художника, представленного как творческая личность и творящего свою жизнь как произведение искусства, выступает у Манна как аналог самых различных социальных явлений: проблематика психологии художника раскрывается на образах монарха («Королевское высочество») или авантюриста («Признания авантюриста Феликса Круля»), библейских героев (тетралогия «Иосиф и его братья») или средневековых аскетов («Фьоренца», «Избранник») и т. д. С другой стороны, социальная проблематика оформляется как изображение жизни и творчества художника («Доктор Фаустус»). Для метода Манна характерна автопортретность образа художника, стоящего в центре его произведений; притом это автопортрет не буквальный, а преображенный, экспериментальный, являющийся продуктом транспозиции своего «я» на разные ситуации, разные эпохи и с заменой ряда черт на противоположные».
Аверинцев С.С., София-Логос. Словарь, Киев, «Дух и Литера», 2006 г., с. 288-289.
А в 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус», главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке.
«Интерес к творческому процессу у Томаса Манна был столь силён, что он написал большую работу о том, как создавал свой роман «Доктор Фаустус», назвав эту обширную статью «Роман одного романа». Он не побоялся, вопреки всем традициям, выступить историком и исследователем своего собственного творчества.
Что бы сказали Ибсен и Чехов, прочтя хотя бы такое признание Томаса Манна, работавшего над созданием философского романа о музыканте и музыке: «Удивительно много хлопот доставила мне музыкальная техника, овладеть которой я безусловно обязан был хотя бы настолько, чтобы специалисты не стали надо мной издеваться». Чехова и Ибсена, вероятно бы, покоробило это постоянное стремление писателя приобщать читателя ко всем тайнам творчества, пускать всех за «кулисы», обнажать свои сомнения и приёмы.
Откровенность Томаса Манна (иногда даже очень щедрая на подробности) была вызвана, разумеется, не его личным характером, полным сдержанного достоинства, целомудрия и самодисциплины, а его философским интересом ко всем аспектам бытия, в том числе и к своему собственному «я». Тщательные наблюдения за собой, за своим творческим процессом Манн ведёт для того, чтобы понять и уловить все стороны действительности, все слои жизни, все оттенки мышления, понимая всю глубину и неисчерпаемую сложность взаимоотношения художника и действительности».
Гор Г.С., Самонаблюдения писателей как материал психологии творчества, в Сб.: Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Б.М. Мейлаха, М., «Искусство», 1968 г., с. 178.
«Критики (как, возможно, и автор) думают и думали, что в «Докторе Фаустусе» показана гибель музыканта, захотевшего разрушить рамки своего искусства, иначе говоря, спета отходная всякому левацкому, формалистическому, абстрактному, оторванному от жизни новейшему западному искусству.
В герое своего романа, композиторе Леверкюне, Томас Манн, показал стремление этого героя создать небывалую музыку (типа знаменитой додекафонии австрийского композитора Шёнберга), заставил его как бы «продать душу чёрту» (отсюда обращение к старому фольклорному образу Фауста) и погибнуть страшной смертью от болезни, которую в XVIII веке ещё не умели лечить, да вряд ли полностью побеждают и сейчас. К сожалению, именно такую узкую трактовку дала книге Томаса Манна и товарищ Мотылёва в журнале «Новый мир», сведя глубину её к школьной морали.
Но гениальный роман Томаса Манна был бы выстрелом из пушки по воробью, если б всё его значение свелось к выпаду против такого преходящего явления, как формалистические загибы в искусстве, самим временем обреченные на отмирание. Нет, хотел или не хотел этого Томас Манн, в романе его во всю глубину и ширину поставлена совсем иная тема, несравненно более важная для нас и для всей эпохи: тема сущности творческого акта.
Вовсе не в том дело, какую именно музыку писал Леверкюн, а в том дело, что Томас Манн показал его творцом и весь роман строится на описании того великого и страстного напряжения, с помощью которого нормальный человек выходит за рамки ординарной человеческой нормы и становится как бы сверхнормальным, становится творцом-новатором, созидателем ещё не существовавших до него ценностей.
Показав творческий акт как нечто «теургическое», говоря языком стародавней метафизики, то есть не присущее нормальному человеческому существу, а как бы требующее выхода его, вырастания его над своей нормой, над отпущенными ему природой возможностями, роман Томаса Манна естественно подводит мысль к необходимости расплаты чем-то за небывалое счастье, за дар человека творить, выделяющий его среди других людей, этого дара не имеющих.
В процессе писания этого романа и до него Томас Манн внимательно изучал судьбы многих больших творцов, и не одних только музыкантов.
Каждый из них расплачивался за счастье создавать новые миры, то есть за роль «теурга», создателя, превышающую норму человека: одни умирали, не дожив до сорока лет, в нищете, одиночестве, отверженности; другие сами кончали свою жизнь, не в силах её нести дальше; третьи сходили с ума, заболевали страшной болезнью; и почти во всех случаях жизнь большого творца была трагической жизнью.
Великий старец, окруженный всемирным почитанием, Лев Толстой уходил умирать на проезжую дорогу, и эта необычная смерть поднимала занавес над тяжёлой драмой, какую он переживал.
Другой великий старец, любимый Томасом Манном, казалось бы, вырвался из заклятого круга — умер на собственной постели, нормально «смежив очи», как поэтически выразился о нём наш поэт Боратынский, только лишь попросив перед смертной минутой — «больше света» («Mehr Licht») — легендарные последние слова Гёте.
Но и Гёте не был исключением, а лишь подтверждением неизбежности расплаты за творчество: не зря он прожил со своей теорией отречения («Entsagung»), отказываясь от больших и малых радостей жизни, от любви и ценою этих постоянных отказов как бы откупаясь мелкой монетой от необходимости пожертвовать главным, пережить трагедию утраты творчества.
Внимательно изучив эти жизни, Томас Манн и легенду о Фаусте, — повторяю, хотел или не хотел он этого, — расшифровал по-своему: средневековый доктор продал душу чёрту за возвращение молодости, за продление жизни; а его новейший «Доктор Фаустус», молодой композитор Леверкюн, «продаёт душу черту» за право на творчество.
И проблема творческого дара, поставленная в самую современную для этого эпоху, получает в книге — неосознанно для самого автора — чудовищный ответ: за творчество, как за сверхнормальное состояние человеческой психики, надо расплачиваться гибелью.
Зло — болезнь, сумасшествие, несчастие, трагедия берут от человека свою плату, свою «компенсацию» за счастье творить».
Шагинян М.С., Судьба творца / Зарубежные письма, М., «Советский писатель», 1977 г., с. 444-446.
«Великий человек — это общественное бедствие», — говорят китайцы. Особенно великий человек — немец. Разве не был Лютер общественным бедствием? Разве не был им Гёте? Приглядитесь к нему, сколько ницшеанского имморализма заключено уже в его природолюбивом антиморализме!».
Томас Манн, Письма, М., «Наука», 1975 г., с. 236.
Источник: https://vikent.ru/author/696/
Раннее творчество Томаса Манна
Среди писателей, дебютировавших в конце XIX – начале XX веков, особенно выделяются авторы, обретшие всемирную известность, ибо они нашли творческие ответы на новые проблемы, вставшие перед художественной литературой.
В их числе следует назвать в первую очередь Генриха и Томаса Маннов.
Исходным моментом для их творчества с самого начала было критическое отношение к кайзеровской Германии, которое можно объяснить некоторыми социологическими причинами, – впрочем, такое же отношение было характерно и для многих других писателей.
Генрих
и Томас Манны родились в старинной семье любекских зерно-торговцев. В конце XIX века дела семьи сложились не особенно благополучно; торговля в прибалтийском регионе теряла свое значение по сравнению с трансатлантическими коммерческими сделками. После смерти отца фирму пришлось ликвидировать.
Тем не менее семья была достаточно обеспечена, правда, жить приходилось лишь на “ренту”, т. е. без особенной роскоши; эта же “рента” служила источником существования и для обоих братьев.
Пережив на примере собственной семьи разорение крупнобуржуазных патрициев, Т.
Манн с тем большей зоркостью научился различать приметы “нового времени” и происходящее в нем “превращение бюргера в буржуа”, например “в империалиста-шахтовладельца, который, не задумываясь, пожертвует жизнью 500 000 человек и вдвое больше ради аннексии Брие и ради господства над всем миром” 32.
Бывшие патриции презирали нуворишей и чувствовали себя среди них отщепенцами, но как раз это давало возможность для взгляда на них со стороны, для анализа, для критики и скепсиса по отношению к самодовольному новому веку. Вильгельм II твердил о “великих временах”, к которым он якобы вел Германию.
Писателю же открывался ее “упадок”.
“Упадок одной семьи” – именно таков подзаголовок первого романа Томаса Манна (1875-1955) “Будденброки” (1901).
Работая над романом, Т. Манн сообщал своему мюнхенскому знакомому, что, мол, пишет скучную, буржуазную вещь, “…но речь в ней идет об упадке, в этом и состоит ее литературное достоинство” 33. Книга, которую сам писатель считал поначалу лишь приватной хроникой одной семьи, приобрела значимость
Европейского романа, поскольку в судьбах этой семьи писатель, пусть бессознательно, отобразил важнейшие проблемы своей эпохи.
Т. Манн обладал мощным “эпическим инстинктом”. Он не ограничивался простым бытописательством. Не случайно его заинтересовала именно “история” семьи, ибо ему хотелось показать самый процесс ее упадка, который прослежен на судьбе трех поколений Будденброков.
Первое поколение еще находится в согласии с самим собой и внешним миром, а вот в следующих поколениях унаследованные ими коммерческие и моральные принципы приводят к конфликту с жизнью.
Представители младших поколений переживают этот конфликт по-разному. Так, патриархальные традиции и коммерческие интересы препятствуют Тони Будденброк связать свою судьбу с Мортеном Шварцкопфом, лишая ее счастья.
Ей приходится дорого заплатить за свою покорность.
В конце концов она становится почти комической фигурой, стремясь поддерживать уже несостоятельные амбиции клана Будденброков. Ее брат противится подобному самопожертвованию; он предпочитает независимость и превращается в чудаковатого декадента. Зато вся энергия Томаса Будденброка оказывается направленной именно на то, чтобы сохранить видимость буржуазного благополучия.
Он как бы разыгрывает некую роль, заботясь о внешней форме, которой более не соответствует реальное содержание, а в результате он терпит неминуемый крах. Для Ганно, последнего из Будденброков, “упадок” является уже не борьбою различных возможностей, а непреложной реальностью.
Однако историко-аналитический подход, характерный для художественного метода Т. Манна, был не просто проявлением его “эпического инстинкта”. Т.
Манн был одним из немногих писателей конца прошлого и начала нынешнего века, которые считали себя не столько противниками, сколько продолжателями натуралистического направления в литературе. Более того, Т.
Манн творчески освоил все достижения критического реализма в европейской литературе второй половины XIX века и учел их в своих произведениях; он учился у Фонтане и Шторма в той же мере, в какой его учителями были Толстой и Бурже.
Т. Манн открыл новые возможности прозы, в первую очередь благодаря ее последовательной “интеллектуализации”. Это обнаруживается уже в “Буд-денброках”, где индивидуализация персонажей сочетается с их социальной типизацией; разнообразие точных деталей открывает возможность широких обобщений: деталь приобретает почти символическое значение.
Так Ганно задуман как хрупкий впечатлительный “последыш”, а Кристиан как типичный декадент.
Для аристократических персонажей романа “Королевское высочество” (1909) также характерна их духовная пустота: все в их жизни делается только “для вида”, и потому никому не нужно, а в историческом плане уже излишне.
Подобно большинству героев ранних произведений Т. Манна они исчерпали свои исторические возможности, стоят на пороге краха и потому типичны.
Одним из источников скептицизма относительно незыблемости вещей является для Т. Манна сильнейшее ощущение проблематичности своего места в жизни.
Будучи художником, он чувствовал себя вне буржуазного общества и одновременно ощущал свое превосходство над ним (не причисляя себя в то же время ни к богеме, ни к “сверхчеловекам”).
Противоречивость положения буржуазного художника в обществе, его отчужденность от “нормальной” общественной жизни – одна из главных тем Т. Манна.
Она воплощена им в тех его произведениях, героем которых и стал художник.
В новелле “Тонио Крегер” (1904) рассказана история выходца из буржуазной семьи, одинокого с детских лет, который предпосылкой своего творчества считает дистанцию между собою и прочими людьми: чувство формы, стиля, выражения предполагает для него “холодное, привередливое отношение к человеку и даже, пожалуй, некую душевную скудость и пустоту”.
Парадокс творческой личности он видит в том, что художнику приходится “изображать человеческое, не будучи причастным к нему”, в этом состоит его несчастье. Эта мысль, развернутая в обширных эссеистических фрагментах новеллы, заканчивается признанием гуманистического предназначения искусства, “любви ко всему человеческому, приветливому, обыденному”.
Главный герой новеллы “Смерть в Венеции” (1913) – вновь “художник”. Он известный писатель, как и в новелле “Тонио Крегер” (а также в других “новеллах о художниках”, например, “Паяц”, 1897, или “Тристан”, 1903). Речь здесь идет отнюдь не об одних лишь проблемах искусства.
Художник становится поистине “героем своего времени”, типичным представителем “прусской Германии”.
Густав фон Ашенбах – сын прусского чиновника, автор книги, прославляющей Фридриха II, девизом которого “стойкость в минуты опасности” руководствуется в своей жизни и сам Густав Ашенбах.
Однако встреча с юным венецианцем пробуждает в Густаве Ашенбахе темные страсти, рушится благополучный, искусственный мир.
Жизнь и этого человека оказывается пустой, ненастоящей.
Отрицание узколобого морализма, пруссачества послужило темой еще одного замысла из раннего периода творчества Т. Манна, над которым писатель работал до последних дней своей жизни.
Он задумывал “Признания авантюриста Феликса Круля” (1911), намереваясь спародировать стилистику гетевской “Поэзии и правды”.
Комический эффект этого произведения достигается прежде всего тем, что один и тот же мошенник выдает себя попеременно то за свободного художника, то за военного.
Круль смешон, когда он хочет выдать себя за высокопоставленную персону, но, с другой стороны, он же, смеясь, обманывает толстосумов, аристократов, офицеров тем, что плутовски пользуется механизмом, который действует в высшем обществе. Вершиной ранней редакции романа является эпизод в призывной медицинской комиссии, полный злой издевки над прусской военщиной.
Работа над “Признаниями авантюриста Феликса Круля” ознаменовала собою этап острой критики “вильгельмовской эры”. В это же время Т. Манн начал писать маленькую, как ему казалось вначале, новеллу, которая должна была называться “Волшебная гора”. Она была закончена лишь двенадцать лет спустя, превратившись в большой роман. В промежутке были война и революция – события эпохального значения.
Они лишили почвы те буржуазно-консервативные позиции, с которых Т. Манн и многие другие современные писатели осуществляли социальную критику общества. Настало время коренных переосмыслений.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/rannee-tvorchestvo-tomasa-manna/