- Ты меня не любишь, не жалеешь,
- Разве я немного не красив?
- Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
- Мне на плечи руки опустив.
- Молодая, с чувственным оскалом,
- Я с тобой не нежен и не груб.
- Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
- Знаю я — они прошли, как тени,
- Не коснувшись твоего огня,
- Многим ты садилась на колени,
- А теперь сидишь вот у меня.
- Пусть твои полузакрыты очи
- И ты думаешь о ком-нибудь другом,
- Я ведь сам люблю тебя не очень,
- Утопая в дальнем дорогом.
- Этот пыл не называй судьбою,
- Легкодумна вспыльчивая связь,—
- Как случайно встретился с тобою,
- Улыбнусь, спокойно разойдясь.
- Да и ты пойдешь своей дорогой
- Распылять безрадостные дни,
- Только нецелованных не трогай,
- Только негоревших не мани.
- И когда с другим по переулку
- Ты пойдешь, болтая про любовь,
- Может быть, я выйду на прогулку,
- И с тобою встретимся мы вновь.
- Отвернув к другому ближе плечи
- И немного наклонившись вниз,
- Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
- Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
- И ничто души не потревожит,
- И ничто ее не бросит в дрожь,—
- Кто любил, уж тот любить не может,
- Кто сгорел, того не подожжешь.
Любовная лирика Есенина представлена большим количеством произведений. У поэта было множество женщин, каждой из которых он посвящал свои стихотворения.
В большинстве случаев есть возможность установить конкретного адресата, учитывая обстоятельства жизни Есенина. Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанное поэтом незадолго до смерти (декабрь 1925 г.
), не позволяет с уверенностью говорить о конкретной женщине. Из содержания становится понятно, что поэт имеет в виду простую «ночную бабочку».
С самого начала стиха Есенин показывает ненатуральность и временный характер любовных отношений. Женщина не смотрит лирическому герою в глаза, он сам «не нежен и не груб с ней».
По сути любовники глубоко равнодушны друг другу. Их свела вместе животная чувственная страсть, которая не оставит в душе ни малейшего следа.
Автор обращается к женщине с риторическими вопросами о том, сколько же мужчин было в ее пустой и холодной жизни.
Есенин не обвиняет женщину, вынужденную таким образом зарабатывать себе на жизнь. Ее воспоминания о многочисленных любовниках не вызывают у него чувства ревности. Он признается, что сам любит ее «не очень».
Возможно, поэт чувствует некоторое духовное родство с проституткой. Его пылкие романы также не привели к прочным отношениям. Продолжая беспорядочную жизнь, автор уже не ждет чуда.
Он ограничивается мимолетными связями, лишь в воспоминаниях «утопая в дальнем дорогом».
Сергею Есенину бесконечно жаль своей минувшей молодости. Он понимает, что известность и слава развратили его, притупили прежние возвышенные чувства, заставили испытать разочарование в любви. Душевная опустошенность привела к тому, что автор уже чувствует себя глубоким стариком. Он никому не желает повторения своей судьбы, поэтому просит свою опытную подругу «нецелованных не трогать».
Есенин ни разу не называет имени женщины. Становится понятно, что для него это не имеет никакого значения. Скорее всего, это было знакомство на одну ночь. Повториться встреча может только совершенно случайно на улице, когда «ночная бабочка» будет увлечена уже другим партнером. Ироничное обращение поэта «miss» показывает всю ненатуральность таких «любовных отношений».
В финале поэт заявляет «кто сгорел, того не подожжешь». Это значит, что настоящую любовь можно испытать только в молодости. Нужно беречь это великое чувство и не растрачивать свои душевные силы на мимолетные связи.
Источник: https://aminoapps.com/c/estheticoftealibrary/page/blog/analiz-stikhotvoreniia-ty-menia-ne-liubish-ne-zhaleesh-esenina/woE6_RGcouJD5v0BeJREWVDMK5Kv20ZMda
Анализ стихотворения Есенина “Ночь
Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы.
Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться каждый день.
Подобные зарисовки впоследствии неоднократно переписывались и дополнялись, в результате чего получались удивительно красивые и романтические стихи, наполненные чистотой и волнующей безыскусностью.
Именно к этим рани произведениям, не омраченным весьма неприятными открытиями из “взрослой” столичной жизни, относится стихотворение “Ночь” , черновой набросок которого был создан в 1911 году.
Спустя некоторое время, уже находясь в Москве, Есенин вновь вернулся к этому произведению и внес в него некоторые коррективы.
Тем не менее, общий смысл стихотворения был сохранен, и перед читателями открывается прекрасный ночной пейзаж на берегу реки, когда вся природа словно бы пребывает в некой дреме. “Темный бор не шумит, соловей не поет”, – отмечает поэт.
Лаконичные и короткие фразы, умышленно лишенные эпитетов, звучат очень сдержанно. Но в этом кроется особая прелесть стихотворения, при помощи которого поэт пытается донести до читателей, что истинная красота не требует обрамления в виде восторженных слов.
Действительно, трудно представить себе более изысканную и волнующую картину, когда “своим блеском луна все вокруг серебрит”. Нарушает тишину лишь журчание ручья, которое нежно вплетается в полупрозрачное полотно ночного безмолвия, создавая особую атмосферу волшебства и романтики.
Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. При этом нужно еще уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного.
Этим даром в полной мере обладал Сергей Есенин, который на протяжении всей своей жизни то и дело возвращался к пейзажной лирике, даря окружающим возможность приобщиться к удивительному миру родной природы.
И стихотворение “Ночь” , лишенное налета вычурности, является ярким тому примером, позволяя мысленно перенестись на берег реки, которая окутана серебристым светом луны, таинственной и непредсказуемой в своей первозданной красоте. Сам Есенин, впрочем, не придавал особого значения этому стихотворению, которое было опубликовано лишь после его смерти в 1957 году.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-esenina-noch/
Анализ стихотворения Есенина Ночь
Это сдержанное и прелестное стихотворение имеет свою судьбу. Написано оно было Сергеем Александровичем еще в юности — собственно, на лоне природы, под вдохновением от родной деревни. Позже, будучи уже известным поэтом и горожанином, Есенин немного переработал свое стихотворение, но все-таки не издал его…
Издано оно было лишь только после смерти поэта, который, видимо, сам не придавал слишком большого значения простым строкам.
Произведение очень ритмично, эпитеты сдержаны, просты. Одушевленная река дремлет. Бор не шумит, ни одна птица не нарушает тишины.
Лишь ручеек журчит, но это не мешает отдыху от жаркого летнего дня, а освежает и успокаивает.
Кроме того, определения часто повторяются. Есть пример единоначалия, когда три строки подряд начинаются с «серебрится»: река, ручей, трава. В середине и в самом конце использованы две одинаковые строки о том, что это луна все серебрит.
Стихотворение само успокаивает, будто колыбельная, и настраивает на умиротворенный, созерцательный лад. В этих строках ровно ничего не происходит, разве что луна серебрит все, а ручей журчит. Стихотворение рисует верную картину ночи спокойствия и отдыха.
Анализ стихотворения Есенина Ночь
- «Какая ночь! Как воздух чист…» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника…
- «В хате» анализ стихотворения Сергея Есенина Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии». Автор…
- «Я помню, любимая, помню…» анализ стихотворения Есенина Стихотворение Сергея Есенина «Я помню, любимая, помню…» начинается с характерной для поэта интонации светлой грусти. Именно такие интонации встречаются в…
- «Заметался пожар голубой…» анализ стихотворения Сергея Есенина Сергей Есенин долго был вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан. Но сказывалась разница в возрасте, интересах, принадлежность к разным культурам,…
- Анализ стихотворения Есенина Гой ты, Русь моя родная Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних…
- «Вот уж вечер…» анализ стихотворения Сергея Есенина Стихотворение состоит из 4 строф . Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая строфа ….
- Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы» Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина «Стансы». В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ,…
- «Осень» анализ стихотворения Лермонтова Яркий лиризм, проникновение в законы истинного бытия и мастерское владение психологизмом — таков М. Ю. Лермонтов в каждом поэтическом шедевре,…
- Анализ стихотворения С. Есенина «За темной прядью перелесиц…» Стихотворение Есенина «За темной прядью перелесиц…» можно отнести к жанру элегии — в нем переданы лирико-философские раздумья героя о сущности…
- Анализ стихотворения а. Ахматовой «Памяти Сергея Есенина» В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в…
- Анализ стихотворения Разбуди меня завтра рано Есенина Сергей Есенин часто вспоминал о своей малой родине — селе Константиново. Живя в Москве в горькие моменты своей жизни он…
- Структурный анализ стихотворения С. Есенина «Песня о собаке» Максим Горький как-то назвал С. Есенина не поэтом, а органом, будто бы созданным природой специально для поэзии. К этому хочется…
- Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Есенин С. А Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется…
- «Чудная картина» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега»…
- Анализ стихотворения Баратынского Водопад Это красивое и энергичное стихотворение. Я не все слова в нем понимаю… Просто оно очень старое. Но энергия этого самого…
- Анализ стихотворения Баратынского Разуверение Стихотворение, ставшее известным романсом. Здесь говорится о том, что завершенную любовь нужно отпустить. Если напоминать о ней, то она не…
- «Сон в летнюю ночь», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира Первое упоминание о комедии «Сон в летнюю ночь» датируется 1598-м годом, в трудах Ф. Мереса — ведущего театрального летописца Англии….
- «Зимнее утро» анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его…
- Анализ стихотворения На холмах Грузии Пушкина 1829 год, Александр Сергеевич Пушкин отправляется во второй раз на Кавказ, где пишет это замечательное стихотворение. Специалисты до наших дней…
- «Мужество» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение Анны Ахматовой — «Мужество» было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите…
Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-noch/
Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» (С.А. Есенин) | Литрекон
Когда покидаешь родной дом, непременно испытываешь двоякие чувства. С одной стороны, ты безмерно рад новым возможностям, путям саморазвития и бурному водовороту неизведанной жизни.
Но, с другой стороны, тебя одолевает навязчивое чувство ностальгии, и нередко ты слышишь отголоски сомнений: «Все ли я сделал правильно?». Таким испытаниям подвергся Сергей Есенин в момент, когда покидал родное село Константиново.
Стихотворение «Я покинул родимый дом» передает чувства, которые переживал русский поэт. Многомудрый Литрекон познакомит нас с разбором данного произведения.
История создания
Стихотворение «Я покинул родимый дом» было написано в 1918 году. Этот год в биографии поэта отождествляется с переездом из села Константиново в Москву. Есенина теснила родная глубинка, потому он хотел вырваться в городскую среду, где его ждали слава, признание и творческий успех.
Действительно, так и произошло. Его довольно быстро принимают в высокое общество, в котором он обретает популярность. Свободного времени у Сергея практически не остается, такой образ жизни его затягивает все больше. Свершившаяся революция открывает для Есенина еще больше возможностей для самореализации.
Однако вместе с чувством удовлетворенности приходит и чувство ностальгии. Поэт прекрасно понимает, что домой он уже не вернется. Свои переживания он заключает в стихотворение, в котором уже самые первые строки передают тоску Сергея по отчему дому: «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь».
Жанр, направление, размер
- Жанр – лирическое стихотворение. «Я покинул родимый дом» — малое произведение литературы, которое передает эстетически значимые переживания поэта. Состоит из четырех строф по четыре катрена.
- Направление – предположительно имажинизм. 1918 год – год написания данного стихотворения, принято считать точкой отсчета такого направления, как имажинизм. Поэты, примыкавшие к этому литературному веянию, главной целью перед собой ставили создание образов, чем и руководствовался Сергей Есенин.
- Размер – анапест, рифма – перекрестная.
Образы и символы
Несмотря на небольшой размер, стихотворение богато различными образами.
Центральными выступают образы родителей Сергея: его матери – «в три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть» и отца – «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде».
С отцом у Сергея нередко возникали разногласия, но, тем не менее, Есенин любил его, что мы видим в стихотворении. Этими упоминаниями поэт еще раз подчеркнул свое трепетное отношение к близким людям.
В конце произведения появляется образ «старого клена».
Есенин как бы сравнивает себя с ним («старый клен головой на меня похож»), создавая символ надежды в то, что пока он будет вдали от дома, его малая родина не сильно изменится.
Его душа так или иначе неизменно обращена к родным краям. В сильном и постоянном дереве лирический герой видит своего наместника, который защитит родные земли и напомнит людям о нем.
Все стихотворение пропитано образом «голубой Руси». Это крестьянские угодья, просторные поля, реки и озера, по которым так скучал автор. Также присутствуют образы луны, воды, пурги, дождя, которые только дополняют картину родной природы, что может выразить любое человеческое чувство.
Лирический герой является патриотом своей малой родины, он скучает по ней, сравнивая разлуку с пургой. Его тревожить ностальгия по голубой Руси и смутное чувство вины за то, что его старики остались одни.
Темы и проблемы
- Главной выступает тема Родины, которая прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Отечество для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту. И когда наступает момент прощания с отчим домом, конечно, он испытывает тоску и грусть.
Основная тема стихотворения — тоска по голубой Руси, которая осталась в деревне.
- Также важна социальная тема. Ведь с переездом Есенина начались кардинальные перемены в образе жизни той самой «голубой Руси». Это отразилось на, казалось бы, нерушимых патриархальных основах деревенской жизни.
Сергей понимает, что прежней картины уже не увидит, потому ему остается лишь вспоминать о своей утрате.
- Любовь к семье — тоже тема для размышлений автора. Он вспоминает о матери и отце, сравнивая их с природными явлениями. Для поэта семья и Родина были святынями, которых нельзя было разделить.
Основная идея
Испытывая глубокие и сильные переживания, Есенин не находил лучшего способа выговориться, чем написать стихотворение. «Я покинул родимый дом» не стало исключением. Сергей никогда не видел преград на пути к любви к своей Родине.
Так, несмотря на советскую критику, он продолжал воспевать любимую «голубую Русь». Он оставался одним из немногих, кто был свято верен идеалам навсегда исчезнувшей России.
Смысл его произведения заключается в ностальгии по родным местам и прошлому, которое он продолжает любить, несмотря ни на что.
Главная мысль Есенина — это не только личные переживания, но и общественные. Революция не спасала, а подавляла крестьянство, навсегда меняя облик деревни.
Конечно, в 1918 году автор еще не мог дать полную оценку тому, что происходило, поэтому в этих строках мы слышим не осуждение, а грусть по прошедшему и смутный страх от настоящего времени.
Неслучайно он сравнивает его с пургой, в которой ничего невозможно разобрать.
Средства выразительности
Автор использует тропы, которые подчеркивают красоту родимых краев:
- Метафоры – “березняк над прудом теплит… грусть”, “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “седина у отца пролилась в бороде”.
- В стихотворении также присутствуют олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”.
- Стихотворение богато и эпитетами: “голубую Русь”, “Золотою лягушкой”, “на тихой воде”.
- Нельзя забывать и про сравнения: “Словно яблонный цвет, седина”.
Алина Пак
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/ya-pokinul-rodimyj-dom-esenin/
Краткий анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» написано в 1910 году, когда Сергею Есенину было 15 лет.
Поэт считал этот текст пробой пера, но в нём уже угадываются черты расцветающего таланта.
Написанное в родном селе Константинове, оно, скорее всего, представляет собой набросок с натуры, так как знакомые семьи Есениных в своих воспоминаниях свидетельствуют, что Сергей любил записывать стихи на открытом воздухе, в тишине проходящего дня, или уединившись в одной из дворовых построек.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в реалистической манере, но с романтическим пафосом любования миром.
3. Род
Перед нами лирическое произведение о природе.
4. Жанр
Это небольшое лирическое стихотворение, зарисовка с натуры.
5. Проблематика
Яркой проблематики в стихотворении нет. Оно посвящено миру природы и месту человека в природном космосе.
6. Тематика
Стихотворение описывает деревенский вечер, игру света и тени, запахи и звуки родного села при смене дня и ночи.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что пробудившийся поэтический слух позволил юноше увидеть мир необычным, таинственным, волнующим. Он радуется, что может передать увиденное и услышанное словами.
8. Пафос
Поэт любуется красотой деревенского вечера, тишиной и теплом, которые его окружают. Ему хорошо среди родных звуков и запахов.
9. Система образов
Есенинские зарисовки построены так же, как его более зрелые стихотворения. Они сотканы из цветовых, световых, акустических и зрительных образов.
- Световые образы: «роса блестит на крапиве», «от луны свет большой», «берёзы… как большие свечки».
- Звуковые образы: «песнь соловья», «сонный сторож стучит мёрзлой колотушкой».
- Осязательные образы: «я стою у дороги, прислонившись к иве», «хорошо и тепло, как зимой у печки».
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи зарисовки – поэт и мир природы.
11. Лирический герой
Лирический герой описывает своё положение в пространстве, признаётся, что ему тепло, хорошо и описывает собственные ощущения от увиденного. Он не просто зеркало природы, он – её часть.
Как человек он чувствует себя гармонично среди берёз и соловьиных трелей, деревенских крыш и отдалённых ночных звуков.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения прост. Поэт стоит у дороги, прислонившись к стволу дерева, и следит за наступлением ночи. Он видит и слышит, как гаснут краски и звуки, дожидаясь позднего часа, чтобы вернуться домой.
13. Композиция
- Композиция произведения – одночастная.
- В четырёх четверостишиях последовательно описаны изменения, которые происходят в природе вечером.
- Экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация («Сонный сторож стучит мёрзлой колотушкой» (пришло время сна)) соответствуют каждой из четырёх строф.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения ясен, образен и очень прост. Используется общелитературная лексика.
Интонация автора – повествовательная, раздумчивая. Похоже, что поэт делится наблюдениями с близким другом или крупными мазками пишет вечерний пейзаж на куске полотна.
Есенин впервые использует художественную деталь, переходя от абстракции к конкретному изображению предметов. Он реалистично выписывает и листья крапивы, и залитую луной крышу, и ствол ракиты, который чувствует спиной, и стук колотушки сторожа.
15. Размер, рифма, строфика
- Стихотворение написано дольником с двумя ударениями.
- В произведении используется перекрестная рифмовка, при этом рифмуются только 2 и 4 строки, что приближает поэтическую речь к разговорной, придавая ей естественности.
- Текст состоит из 4-х четверостиший.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используется множество:
- эпитетов и определений с прямым значением: «от луны свет большой», «большие свечки», «сонный сторож», «мёрзлая колотушка».
- есть в тексте сравнения: «берёзы стоят, как большие свечки», «хорошо и тепло, как зимой у печки».
Также поэт использует приём перспективы. Он переносит взгляд от земли (роса на крапиве) в невидимую даль («где-то песнь соловья вдалеке я слышу», а потом – «вдали, за рекой, словно на опушке… сонный сторож»).
Звуки вечера передаются за счёт ассонансов («о», «э», «и») и аллитераций («ч», «с», «л»). Тишина не дремлет, она наполнена жизнью и смыслом. Строки словно переливаются, образуя причудливую вязь. Нужно обязательно прочитать их вслух, чтобы почувствовать красоту стихотворения.
17. Значение произведения
В стихотворении «Вот уж вечер. Роса…» молодой поэт пробует свои силы в описании пейзажа.
Но даже эта маленькая зарисовка – не плоская, не поверхностная. Все предметы, изображённые молодым автором, связаны ниточкой живого тепла. Так воспринимать мир может только ребёнок, отрок, ещё не утративший сыновнюю нежность к природе.
18. Актуальность
Стихотворение Есенина актуально для современных людей, ведь состояния спокойного и благостного любования знакомо каждому.
Мы особенно остро чувствуем красоту мира в детстве и отрочестве, когда у нас есть время остановиться и оглянуться вокруг.
19. Моё отношение
Мне нравится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» Когда я приезжаю на каникулы к бабушке и обнимаю берёзы рядом с её домом, мне тоже хорошо и тепло, как Есенину. В душе просыпается что-то светлое, даже хочется плакать. Наверное, это и есть чувство Родины.
20. Чему учит
Стихотворение учит нас не терять связь с окружающим миром, внимательно слушать и слышать его, беречь красоту родной природы.
Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-vot-uzh-vecher-rosa/
Анализ стихотворения «Ночь» (А. Блок) | Литерагуру
Произведения Александра Блока занимали особое место в культуре России XVIII века. Но большую популярность он обрёл после стихотворения «Ночь», написанное в 1912 году. Несмотря на то, что стихотворение достаточно ёмкое по структуре, автор вложил в него глубокий смысл. Это произведение стало очень значимым для Блока.
Благодаря ему, Блок не только обрёл большую популярность, но также, это повлияло и на его мировоззрение в целом.
В его творческой жизни начался новый этап, когда он стал задумываться над более простыми вещами, отрекшись от так привычного для него символизма.
После трагической смерти смерти отца и сына поэта в 1909 году, Блок стал задумываться о философском смысле жизни, считая, что символизм не является реальностью и не имеет конкретики.
История создания
В 1905 году у Блока появился цикл «Страшный мир», по его мнению, страшный мир- это мир, губящий человека, мир безысходности и страданий. Несмотря на то, что стихотворение было написано в 1912 году, оно вошло в цикл «Страшный мир», потому что именно в нем чувствуется тот страх, который и имел в виду Блок.
История написания данного стихотворения довольно печальная и пессимистическая. Слова «ночь, улица и фонарь», упомянутые в стихотворении, возникли у автора, когда он гулял по улицам Петербурга.
Он любил проходить мимо Большого Крестовского Моста, с которого сбрасывались люди в реку, в надежде обрести покой и избавиться от проблем и мучений. Однако утопленников «оживляли» с помощью медикаментов из ближайшей аптеки.
Отсюда и смысл всего произведения.
Жанр, направление, размер
По жанру данное стихотворение является философской лирикой, в нем герой задумывается о смысле жизни. Он видит жизнь неким замкнутым пространством, из которого нет выхода.
Образы предметов в данном произведении создают, так называемую, кольцевую композицию: повторяются первая и последняя строчки.
Мысли лирического героя наполнены мраком, и в его тоне можно прочувствовать обреченность и душевную утомленность.
По размеру произведение написано четырёхстопным ямбом. Автор использовал в нем перекрестную рифмовку, так же, в стихотворении присутствует как женская, так и мужская рифма.
Образы и символы
Фонарь, аптека, ночь и улица выступают символами этого произведения. Этими словами автор начинает стихотворение, и ими же заканчивает, тем самым, образуя упомянутую кольцевую композицию. Эта композиция показывает то, что жизнь циклична от начала до конца. По мнению автора, даже перерождение не станет новым «началом», уточняя это фразой «Умрешь- начнёшь опять сначала».
В стихотворении Блока фонарь выступает не в образе света, который укажет путь к спасению главного героя, а напротив, автор назвал этот свет «тусклым», тем самым говоря о конце жизни. «Ледяная рябь канала» — это та самая река, из которой вытаскивали множество людей, совершивших суицид. Автор сам не раз был свидетелем таких происшествий, и именно этому он посвятил строчку.
Темы и проблемы
Темой этого произведения стало размышления автора над тем, почему люди приходят в этот мир. Но ответа на свой вопрос поэт так и не нашёл. Он понял, что жизнь, это повторяющийся цикл, отсюда и цикличность в стихотворении.
Так же, автор упоминает очень серьёзную проблему -самоубийство, говоря о том, что люди совершают суицид, пытаясь избавиться от «страшного мира». Жизнь людей, по мнению автора, лишена красок и всякого смысла.
Основная идея
Главной мыслью этого произведения считается сущность человека, как объекта безысходного стечения обстоятельств времени. По идее Блока, нет смысла в том, чтобы совершать суицид, все вернётся, и будет как прежде.
Стихотворения делится на две части, первая повествует о жизни, вторая же о смерти. Но настроение героя было таковым, что он не видел принципиальной разницы между этими двумя явлениями. Умерев, душа человека воплощается в облике другого, но перед ней все та же унылая картина.
Средства выразительности
В данном произведении существует множество средств выразительности, придающих тексту эмоциональную окраску, и в некоторых случаях, передающих скрытый посыл от автора.
Например, в первой строчке стихотворения видна парцелляция и ряд однородных членов: «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Так же есть эпитет «ледяная» в строчке «ледяная рябь канала». А в строчке «бессмысленный и тусклый свет» мы видим аллитерацию.
Марина Оганнисян
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-noch-a-blok/
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения С.Есенина «Цветы мне говорят – прощай!»
Это стихотворение было написано в ноябре 1925 г. русским поэтом
Серебряного века Сергеем Есениным.
В
основу этого стихотворения легли такие жизненные события в жизни поэта, как его
предчувствие близкой гибели, неважно какой насильственной или добровольной, но
важно, что – гибели. И в этом раскрывается суть его не только как поэта, но и
как пророка, предугадавшего за месяц до смерти ее близость.
В
стихотворении выражены самые сокровенные чувства поэта, оно является как бы
итогом его жизни и творческого пути.
В нем он пытается проникнуть и познать
важность своего прихода на землю, понять, кто он такой в этом мире, что значит
его талант, можно ли его заменить другим; напомнить, что жизнь – короткий
отрезок в рамках вечности, пусть и яркий, но короткий, продлить который может
только его поэзия.
В
этом стихотворении четко слышны грустные ноты о чем-то навсегда ушедшем,
безвозвратном, неповторимом. Поэту трудно осознавать, что он уйдет и всё, что
пело, звучало, дышало и любило, так же уйдет вместе с ним.
Поэтому он, стараясь
утешить себя, наивно считает «что всё на свете повторимо». Да, может быть и
все, но только не он, не эта яркая, творческая личность, чья самобытность
удивляет до глубины души. И он, ясно понимая это, перестает себя обманывать.
Хотя еще и продолжает: «Не все ль равно —
придет другой», но за этой строкой следует другая: «Печаль ушедшего не
сгложет».
Пускай тот, другой, быть может, и «лучше песню сложит», но ему не
заглушить ни печали, ни таланта ушедшего, так как он уже оставил свой «след» на
«почве лирики» и в людских душах, он внес свой индивидуальный вклад в поэзию,
поэтому его не вычеркнешь из ее списков.
Большое значение имеет ассоциация Есенина с «цветком неповторимым», ведь
это максимально точно определяет его сущность в этом мире.
Это
лиро-философское стихотворение по праву может считаться своеобразным есенинским
«Памятником», по своей философской силе оно сродни «Памятнику» Пушкина и
Державина.
С первых же строк
погружаешься в печальное и грустное настроение, которым пропитано все
произведение, и заодно с поэтом переживаешь его тяжкое прощание с миром. Образ,
который проходит красной нитью через все стихотворение,- это образ родины в широком
смысле этого слова, России.
Как во многих стихах Есенина, Родина неизменно
присутствует в раздумьях поэта, он привязан к ней всей душой. И здесь он, хоть
и не говорит о ней конкретно, но ясно её подразумевает. Она занимает особое
место в произведении. Есенин сравнивает её с девушкой, называя «любимой».
Главная причина грусти Есенина заключается в том, что он навеки не увидит ее
лицо и «отчий край». Об этом безмолвно, но всем своим видом говорят ему
окружающие его люди, которых он сравнивает с цветами, но простыми,
обыкновенными, среди которых он один неповторим.
Но он счастлив только потому,
что «видел их и видел землю», шестой частью которой является «Русь», и поэтому
даже «гробовую дрожь он готов принять «как ласку новую». И пусть придет другой
поэт и сложит песню лучше, чем он, но не передать ему ярче печали и страданий
уходящего поэта по отношению к родине.
Интересное значение имеет фраза «оставленной и дорогой». Ведь Россия
оставлена только им одним, а сколько еще таких, как он, для которых она так же
дорога, как для него. Есенин не совсем осознает свою великую важность для
Родины, раз неуверенно надеется, что Россия внемлит другим новым песням, другому «любящему» её поэту: «Быть
может вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом».
- Главные образы в этом стихотворении – это
цветы, как символ человечества, образ Родины, как символ «любимой». Эти образы
воплощаются и изображаются в таких картинах : - «Цветы мне
говорят – прощай! - Головками,
склоняясь ниже»
А вот образ Родины: «Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!
- Я видел
их и видел землю», - «Не все
ль равно – придет другой. - Печаль
ушедшего не сгложет, -
Оставленной, не дорогой -
Пришедший лучше песню сложит. - И, песне
внемля в тишине, - Любимая
с другим любимым, - Быть
может, вспомнит обо мне, - Как о
цветке неповторимом».
В
этом стихотворении чередуется мужская и женская рифма, она является в основном
перекрестной, в первой строфе
опоясывающая. Преобладает точная рифма, но есть неточная: «ниже –
увижу», «любимым – неповторимом». Размер
стихотворения –ямб.
Мысли
и чувства автора в этом произведении помогают передать такие поэтическими
средства, как: олицетворения, когда цветам дано говорить и кланяться;
сравнения, где «любимая» есть Родина, а поэт – «цветок неповторимый»; эпитеты «гробовую
дрожь», «цветок неповторимый».
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/esenin/vosprijatie_istolkovanie_ocenka_stikhotvorenija_s_esenina_cvety_mne_govorjat_proshhaj/35-1-0-1517
Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма.
Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики.
Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.
Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни.
Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой.
Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична.
Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.
«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», – признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».
Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно.
Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице.
Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.
Сергей Есенин — Какая ночь, я не могу: СтихКакая ночь! Я не могу.Не спится мне. Такая лунность.Еще как будто берегуВ душе утраченную юность.Подруга охладевших лет,Не называй игру любовью,Пусть лучше этот лунный светКо мне струится к изголовью.Пусть искаженные чертыОн обрисовывает смело,-Ведь разлюбить не сможешь ты,Как полюбить ты не сумела.
Любить лишь можно только раз,Вот оттого ты мне чужая,Что липы тщетно манят нас,В сугробы ноги погружая.Ведь знаю я и знаешь ты,Что в этот отсвет лунный, синийНа этих липах не цветы —На этих липах снег да иней.Что отлюбили мы давно,Ты не меня, а я — другую,И нам обоим все равноИграть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимайВ лукавой страсти поцелуя,Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/5515-analiz-stikhotvoreniya-esenina-kakaya-noch-ya-ne-mogu.html