Анализ стихотворения рассказ танкиста твардовского

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

2 слайд Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества А.Т.Твардовского, степень понимания стихотворения «Рассказ танкиста», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд Описание слайда:

Война смерть разруха страх горе голод слёзы плач Какие ассоциации возникают при слове

4 слайд Описание слайда:

Война жестокая бессердечная безжалостная Кровавая кровопролитная страшная зверская Какие эпитеты ассоциируются со словом

5 слайд Описание слайда:

Я счастлив жить, служить Отчизне, Я за неё ходил на бой… Как вы понимаете слова известного поэта А.Т.Твардовского:

6 слайд Описание слайда:

русский поэт, журналист, участник финляндской войны 1939-1940 в качестве корреспондента, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 работал во фронтовых газетах Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971):

7 слайд Описание слайда:

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой.

На фронт Твардовский ушёл военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в 1939 году, когда шли тяжёлые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу. Поэт и журналист А.Т.

Твардовский За это время Твардовский опубликовал сотни очерков и военных сводок, но не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далёким и страшным событиям.

8 слайд Описание слайда:

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать всё увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году.

Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создаётся впечатление, что поэт лично видел всё то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.

«Рассказ танкиста» (1942)

9 слайд Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Стихотворение начинается с сожаления о том, что рассказчик не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12, который подошёл к советским танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника.

10 слайд Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Такие мальчишки, как герой стихотворения, – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники русских солда: Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём.

11 слайд Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и под его указаниями зайти в тыл к противнику. В итоге, как вспоминает очевидец тех далёких событий, И эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

12 слайд Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чем участники тех событий искренне сожалеют.

«Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку», — отмечает танкист, которому, по сути, этот сорванец спас жизнь. Однако солдат понимает, что таких юных героев можно было встретить в каждом городе.

И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение.

13 слайд Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) «Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако за всем этим описанием обычных на войне событий стоит резкое неприятие войны, её страшной сущности, когда даже дети становятся её невольными участниками.

14 слайд Описание слайда:

Подъехали… И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём… Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд… Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами – не труд… В каких строках баллады война показана как тяжёлая, страшная работа, где нужны смелость, сообразительность, упорство:

15 слайд Описание слайда:

Всех обижает, плохой товарищ, всех подводит и огорчает Озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный, весёлый Безответственный, приносящий неприятности, хулиганистый, непослушный Как вы понимаете выражение: «Бедовый, из тех, что главарями у детей…» :

16 слайд Описание слайда:

Только что проснулся и с трудом вспомнил сон… Спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне… Не хочется просыпаться, вставать с постели… Как вы понимаете строки: «Всё нынче как спросонку…»:

17 слайд Описание слайда:

И руку как товарищу пожал… Подъехали, заходим в тыл… Вмяли в чернозём… Каким выражением поэт показал развитие действия: Разбрасывает гвозди Бьёт изо всех сил Забивает гвозди Что значит «гвоздит»:

18 слайд Описание слайда:

Тыл, газ, гарь, копоть, товарищ… Мальчонка, гвоздит, домишко, парнишка… Стоянка, вёдра, площадь, разворот… Создаётся впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, простой человек, потому что в своей речи он использует разговорный язык:

19 слайд Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Зачем в начале произведения автор описывает мальчишек прифронтовых городов? Кто главный герой стихотворения? Опишите его. Как вы можете его охарактеризовать? Разделите стихотворение на 3 части, озаглавьте их. Работа с литературными приёмами: найдите повтор, сравнение, эпитеты, метафоры

20 слайд Описание слайда:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: ВЫХОД Как вы оцениваете свою работу на уроке:

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-attvardovskogo-rasskaz-tankista-1889113.html

Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста»

Анализ стихотворения Рассказ танкиста ТвардовскогоАнализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Время на чтение: 4 минуты Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Суть произведения

Главный герой рассказа остался неизвестным, он олицетворял множество военных историй. Сюжет стихотворения заключается в небольшом эпизоде, повествующем о том, как советские солдаты взяли поселок. Начало произведения вносит интригу в повествование.

Герой описывает свои мысли и сожаления о том, что не познакомился с мальчиком. Он коротко описывает внешность парнишки и сравнивает его со многими детьми, детство которых было испорчено войной. Также здесь упоминается страшный и трудный бой, в котором нужно идти до конца.

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки.

Суть заключалась в том, что во время нападения танковая группа не могла добраться до центра города из-за атаки противника. Ребенок смог узнать позицию пушки врага и сообщил об этом танкистам.

Этим самым он помог уничтожить три танка противников. Уставший солдат произнес только слова «Спасибо, хлопец!» и пожал маленькую ручку.

В конце изложения можно понять, что композиция замыкается. Среди многих боев, которые были на счету у танкиста, он не мог забыть только один. Герой очень хотел встретить того мальчика, он узнал бы его сразу. Танкист очень сожалел, что не спросил, как звали этого ребенка.

«Рассказ танкиста» можно считать посвящением для всех детей, которые в военное время рисковали жизнью ради победы над врагом.

Раскрытие темы

Александр Твардовский провел 7 лет жизни на войнах и презентовал свои очерки в газете «На страже Родины». Основа его стихотворения — это рассказ очевидца о героическом поступке. В произведении два лирических героя:

  • рассказчик;
  • маленький мальчик.

Краткое содержание произведения учит ценить свою жизнь, а также указывает, что возраст не имеет значения. Даже ребенок может проявлять силу духа, отвагу и любовь к Родине.

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

В стихотворении автор использует множество эпитетов: «был трудный бой, все нынче как спросонку», «рыхлый, жирный чернозем», «рубашонка пузырем». Использование таких выражений придает произведению стихотворную простоту и непосредственность. Кроме того, здесь используются монологи и диалоги, что помогает лучше передать всю суть.

«Рассказ танкиста» считается литературным произведением, которое прославляет подвиги маленьких детей. Главной особенностью стихотворения является то, что при его прочтении не чувствуется трагический пафос, так как его затмевают героизм и смелость мальчика.

Тип композиции

Стих Твардовского имеет одинаковые начало и концовку. Такой стиль написания является кольцевым. Презентация произведения имеет несколько важных элементов, например:

  1. Экспозиция — описание трагизма и сожаления.
  2. Завязка — сообщение ребенка о том, где находится вражеский танк.
  3. Кульминация — сокрушение врага.
  4. Развязка — слова благодарности танкиста.
Читайте также:  Гяур - краткое содержание рассказа байрона

Благодаря этому автор пытается передать всю сложность пройденного пути.

«Рассказ танкиста» состоит из десяти четверостиший. В них заключаются разговоры и описание. Такой прием помогает лучше раскрыть образы героев стихотворения.

Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/tvardovskogo-rasskaz-tankista.html

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни.

К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стих, написанный Твардовским со слов очевидца.

Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

  • История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.
  • Тема стихотворения – Дети и война.
  • Композиция – Кольцевая композиция.
  • Жанр – Баллада.
  • Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.
  • Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».
  • Эпитеты – «трудный», «недозрелые».
  • Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай.

В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами.

Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • завязка – слова благодарности безымянному герою.

Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмой.

Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось даже с небольшим их запасом придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении встречаются эпитеты («трудный», «недозрелые»), метафоры («а он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения («все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 28.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tvardovskiy/rasskaz-tankista.html

«Рассказ танкиста» анализ

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Автор — А.Т.Твардовский

Год написания — 1942

Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада

  • Тип лирики — патриотическая
  • Тема — дети и война
  • Идея — автор показывает, что дети наравне со взрослыми совершают подвиги, сами того не осознавая (патриотизм)

Изобразительно-художественные средства:

  • Олицетворение: «Пули свищут», «шел большой пожар»;
  • метафоры: «душила гарь и копоть», «А он гвоздит»;
  • сравнения: «рубашонка пузырем», «все нынче как спросонку»; разговорная лексика: «нынче», «катил», «угадай-ка», «примостился»;
  • эпитеты: «недозрелые сливы», «трудный бой».

Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить. Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху пузырем.

Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни. После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо»! Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку с уважением и благодарностью.

Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину.

Он узнал бы этого мальчика  среди тысячи лиц.

Стихотворение начинается и заканчивается одинаково. Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.

«Рассказ танкиста» история создания 

Стихотворение «Рассказ танкиста» было написано в 1942 году, со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создаётся впечатление, что поэт лично видел всё то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.

Источник: https://kratkoe.com/rasskaz-tankista-analiz/

Краткое содержание Твардовский Рассказ танкиста

В произведении «Рассказ танкиста» описываются события ожесточенного боя, который происходил в одном из множества городов Советского Союза охваченного войной.

С первых строк становится понятно, что положение дел советских частей непростое, и войска никак не могут прорваться к площади того населенного пункта, из-за упорного сопротивления сил противника.

И вдруг появляется мальчик, который, как и многие дети той страшной войны, пытается помочь нашим солдатам преодолеть тот, казалось бы, неприступный рубеж.

Для него это скорее игра и возможно он не понимает, что цена ошибки это смерть.

Автор описывает подростка, как «бедовый, из тех, что главарями у детей», приписывает ему качества бесстрашного сорванца, по сути, ребенка, но с чертами взрослого бойца.

Мальчик рассказывает танкисту о расположении вражеского орудия и вместе с экипажем выдвигается к месту установки противотанковой пушки.

Причем благодаря сведениям юного разведчика, группа заходит с тыла, и буквально сметает немецкий расчет, вколачивая его в землю. На этом бой стихает и войска, после небольшого отдыха, продвигаются дальше.

Но особо выделяются в стихотворении диалоги солдата и мальчишки. Танкист очень сожалеет, о том, что не успел узнать имя их своевременного помощника. Ведь без его информации, неизвестно сколькими жизнями, стоила бы победа в том бою.

В их последней встрече главный герой лишь успевает поблагодарить фразой: «Спасибо, хлопец!» и пожать руку их спасителю.

Данной стихотворение посвящается всем безымянным детям войны, которые наравне с солдатами, вносили свой вклад, нередко ценой собственной жизни, в освобождение Родины.

Стихотворение «Рассказ танкиста» А.Т. Тарковский написал в далеком 1942 году. Он служил военкором и соответственно был участником трагических событий тех лет.

Поэтому его творчество буквально пропитано болью, борьбой, стремлением к победе, всеми эмоциями, присущими людям военного времени.

Его очерки настолько реально передают атмосферу боя, обстановку, пейзажи войны, что читатель становится невольным свидетелем той кровавой мясорубки, через которую прошел русский народ.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Твардовский. Все произведения

Рассказ танкиста. Картинка к рассказу

Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Сейчас читают

  • Краткое содержание Тендряков Весенние перевёртыши
    Главный герой рассказа «Весенние перевертыши» В.Ф. Тендрякова по имени Дюшка Тягунов жил в поселке Куделино. Мальчику тринадцать лет, живет с матерью, которая работает врачом и часто выходит в ночные смены
  • Краткое содержание Солженицын Раковый корпус
    В тринадцатом корпусе раковой больницы волею жестокой судьбы встречаются совершенно разные люди. Разные они не только с точки зрения социального положения, но и с позиции мировоззренческих умозаключений.
  • Краткое содержание Дойл Камень Мазарини
    Когда доктор Ватсон зашёл к своему другу мистеру Холмсу, его слуга Билли сказал, что сыщик отдыхает. Он сокрушался, что Шерлок Холмс так скрупулёзно занимается делом, что совершенно не жалеет себя
  • Краткое содержание Метерлинк Синяя птица
    Действие происходит поздним вечером в комнате хижины, принадлежавшей дровосеку и его семье. Тусклое освещение все же дает возможность рассмотреть дремлющих животных, обстановку вокруг уснувших детей по имени Тильтиль и Митиль
  • Краткое содержание Опера Верди Симон Бокканегра
    Опера про Симона Бокканегру состоит из пролога и 3 действий. Главным персонажем считается плебей и дож Генуи Симон Бокканегра. История начинается в Генуе в доме семьи Гримальди в середине 14 столетия.
Читайте также:  Образ и характеристика бирюка главного героя рассказа бирюк тургенева сочинение

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/aleksandr-tvardovskij/rasskaz-tankista

Тема урока: А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новодмитриевская начальная школа»

Тема урока: А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

  • Класс: 4
  • Предмет, УМК: Литературное чтение,УМК «Планета Знаний»
  • Тип урока: урок усвоения новых знаний.
  • Цели:

Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о творчестве А.Т. Твардовского, способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитательные: создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”, воспитание чувства гордости за свой народ, за героя – земляка П.Н. Емельянова.

  1. Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
  2. Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.
  3. Оборудование: видеоролик «Дети войны», компьютер, проектор, экран, презентация.
  4. Ход урока.
  5. А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
  6. Я – командир, вы – мой отряд!
  7. Ум и сердце в работу вложи,
  8. Каждой секундой в труде дорожи!
  9. — Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно желая успехов на уроке.
  1. Мотивация. Определение темы урока и постановка цели.

— Ребята, посмотрите видеоролик «Дети войны» и подумайте, почему урок мы начали с этого видео? О чём пойдёт речь на уроке?

  • (Просмотр видеоролика «Дети войны»)
  • — О каком времени из истории нашей страны пойдёт разговор на уроке? (О Великой Отечественной войне)
  • — Что вы чувствовали, когда смотрели видеоролик?
  • — О чём или о ком этот фильм? (О войне, о детях войны)
  • В каком году началась Великая Отечественная война?
  • (В 1945 году 22 июня)
  • — В каком году она закончилась? (В 1945 году 9 мая)
  • Какую дату будем праздновать 9 Мая 2020 года? Слайд 2
  • О чём пойдёт речь на уроке?

— Во время войны наравне со взрослыми воевали и дети. Они были и на передовой, и в партизанских отрядах, и в тылу врага.

— Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока. Слайд 3.

-Что вы должны узнать и чему научиться на уроке? Вам помогут слова – помощники. Слайд 4.

(Узнать, кто такой А.Т. Твардовский. Выяснить, о чём говорится в стихотворении? Учиться выразительно читать стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим стихотворением.)

— Мы с вами познакомимся с писателем А. Т. Твардовским, будем читать его стихотворение «Рассказ танкиста».

3. Чтение и беседа о биографии А. Т. Твардовского. Слайд 5

— Прочитайте биографию А. Т. Твардовского на стр. 105.

-Расскажите, что вы узнали о писателе?

— Твардовский был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. В 1942 году Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста».

— Как вы думаете, если писатель был участник войны, его «Рассказ танкиста» вымысел или реальность?

— Стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения.

4. Словарная разминка.

В стихотворении вам встретятся слова: нынче, бедовый, главарь, спросонок. Подберите к ним синонимы. (Работа со словарём в учебнике).

(Нынче – сегодня, бедовый – озорной, смелый, главарь – предводитель, спросонок – спросонья, будучи в полусонном состоянии).

5. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения.

  1. (Чтение стихотворения учителем).
  2. — Скажите, что вы увидели, услышали, почувствовали, когда читали
  3. «Рассказ танкиста»?

— От чьего имени ведётся рассказ? (Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя).

— О чём рассказал танкист?

— Назовите тему стихотворения. (Героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку).

— Какую картину вы представили?

-Прочитайте стихотворение про себя. Какие слова, непонятные выражения вам встретятся, отметьте.

Гвоздит — упорно повторяет одно и тоже. Слайд 6.

  • Тыл — задняя сторона чего-нибудь.
  • Расчет — воинская группа, обслуживающая орудие, пулемет и другие боевые средства.
  • Копоть — сажа, оседающая на поверхности чего-нибудь.
  • — Объясните смысл слов: «Всё нынче, как спросонку»?
  • (Всё нынче, как спросонку — спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне).
  • — Прочитайте слова, выражения, которые описывают трудный бой.
  • — Что вы узнали о танкисте, от лица, которого ведётся рассказ?
  • — Найдите описание главного героя стихотворения.

— Расскажите о характере мальчика. Докажите словами из текста.

(Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей. Нежадный, щедрый – сливы сует.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где

пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут. Скромный – показал и убежал).

— Что его больше тревожит? Ответь словами стихотворения.

(Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения, боялся, что враг может сменить свое место расположения).

— Почему командир принял помощь мальчика? Посадил в танк и продолжил бой?

— Как называет мальчика танкист? Почему? (Дружище. Потому что он поможет танкистам).

  1. — Почему мальчик, несмотря на «страшный бой», бросился помогать танкистам?
  2. — Можно ли назвать поступок мальчика подвигом?
  3. — Что такое по – вашему подвиг?
  4. — Найдите точное определение в словаре.
  5. (Значение слова Подвиг по Ожегову: Подвиг – героический,самоотверженныйпоступок)
  6. Физминутка Слайд 7.

Мы празднуем Победу! Шагают на месте.  Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем  Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища,  Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.  Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.  Поют, поют, поют! 

Пусть в мире страны разные Вдох, круговое движение руками, изображая 

Живут, живут, живут! земной шар.

6. Работа по группам. Средства художественной выразительности.

  • -Задания на листочках:
  • 1 группа – найти эпитеты в стихотворении; («трудный», «недозрелый»)
  • 2 группа – найти сравнения; («рубашонка пузырем», «все нынче как спросонку»)
  • 3 группа – найти олицетворения. («Пули свищут», «шел большой пожар»)
  • — Проверим, посмотрите на слайд 8.

7. Выразительное чтение стихотворения. Слайд 9.

  1. — Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
  2. — Вспомните, что значит читать выразительно?
  3. Правила выразительного чтения стихотворения.
  4. 1. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:
  5. —  темп (скорость) —  интонацию
  6. —  громкость чтения —  жесты и мимику

2. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.

  • 3. Обязательно соблюдай:
  • —  рифму (делай правильное ударение в словах);
  • —  стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).
  • 4. Постарайся выразить:
  • —  эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;
  • — эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.

5. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.

8. Обобщение:

— Как вы думаете, почему А. Т. Твардовский начинает и заканчивает стихотворение одинаковыми словами?

— Почему он забыл спросить, как зовут мальчонку? (Был трудный бой…)

— Почему он не может себе это простить? (Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет).

— В каких словах стихотворения, по – вашему, заключена его главная мысль?

Вывод: Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай.

В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами.

Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

9. Рассказ ученика: (задание учитель дал заранее: подготовить сообщение о герое – земляке Герое Советского Союза П.Н.Емельянове).

— Ребята, назовите Героя Советского Союза, нашего земляка, который всю войну прошёл и был танкистом. Слайд 10.

Пётр Николаевич Емельянов родился 12 июня 1920 года в селе Рязановка ныне Радищевского района в обычной крестьянской семье. Получил среднее образование. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии.

Окончил Брянское автомотоциклетное училище. В ноябре 1941 года получил назначение в действующую армию. В 1943 году закончил Высшую офицерскую бронетанковую школу.

К июлю 1944 года капитан Емельянов уже командир танковой роты 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта.

Читайте также:  Святая ночь - краткое содержание рассказа сельмы лагерлеф

19 июля 1944 года танковая рота под его командованием первой ворвалась в город Любомль Волынской области Украины. Сам Емельянов с экипажем своего танка уничтожил до взвода гитлеровцев, подавил огонь нескольких орудий и пулемётных точек, подбил самоходную артиллерийскую установку (САУ).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Емельянову Петру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны, уже будучи майором, наш земляк продолжил службу в армии.

Пройдя войну, боевой офицер трагически погиб пятого февраля 1947 года. Ему было всего 26 лет. Слайд 11.

Герой похоронен в Москве. В 1981 году на родине был установлены два бюста Героям Советского Союза Петру Николаевичу Емельянову и Андрею Ефремовичу Фатьянову. В честь героя названа улица в селе Рязановка.

— Скажите, мог быть тем танкистом из стихотворения Твардовского П.Н.Емельянов?

— Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания.

10. Рефлексия. Слайд 12.

  1. Продолжите фразу:
  2. — сегодня я на уроке узнал(а)…
  3. — если бы я оказался(лась) на войне, то …
  4. — я горжусь…

11. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Рассказ танкиста» или подготовить сообщение о подвигах детей в Великую Отечественную войну). Слайд 13.

Литература

  1. Учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац 4 класс 2 часть

  2. Э.Э. Кац. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение» Э.Э. Кац.

Интернет – источник:

  1. Видеоролик «Дети войны». https://youtu.be/o85-OdvzdYs

  2. https://infourok.ru/prezentaciya-malenkie-geroi-bolshoy-voyni-2890197.html

  3. https://znanija.com/task/26302034#readmore

  4. https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/20/razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya.docx

  5. Александр Твардовский

  6. https://proshkolu.ru/download/4080103/0359943a58adb006/

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/tiema-uroka-a-t-tvardovskii-rasskaz-tankista.html

Урок 40. а. т. твардовский. «рассказ танкиста» — Литература — 5 класс — Российская электронная школа

Урок Конспект Дополнительные материалы

Выделите цветом верное значение слова «бедовый», характеризующее мальчика, вызвавшегося помочь танкистам.

  • Всех обижает, приносит беду
  • озорной, изобретательный
  • безответственный, непослушный

Определите и подчеркните, из какого произведения взят этот фрагмент.

«Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

  1. Заходим в тыл и полный газ даём.
  2. И эту пушку, заодно с расчётом,
  3. Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
  4. Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
  5. От дома к дому шёл большой пожар.
  6. И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –
  7. И руку, как товарищу, пожал…»

К. М. Симонов «Сын артиллериста»

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Впишите недостающие слова в отрывок из стихотворения «Рассказ танкиста».

  • Шёл бой за улицу. Огонь врага был ,
  • Мы прорывались к площади вперёд.
  • А он гвоздит – не выглянуть из , –
  • И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Расположите последовательно события стихотворения.

Уничтожение вражеского орудия.

Сообщение мальчика о расположении вражеской пушки.

Слова сожаления танкиста, который не узнал имени мальчишки.

Слова благодарности безымянному герою.

Подберите соответствующую фразу из произведения «Рассказ танкиста» и добавьте к изображению.

«Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! И вот мы катим к месту вчетвером». «Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд». «И вдруг к машине подбежал парнишка: – Товарищ командир, товарищ командир!»

Впишите пропущенное слово.

  1. Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
  2. И только не могу себе простить:
  3. Из тысяч лиц узнал бы я

    ,

  4. А как зовут, забыл его спросить.

В отрывке подчеркните эпитеты.

  • Был трудный бой. Всё нынче, Всё нынче,
  • И только не могу себе простить:
  • Из тысяч лиц Из тысяч лиц,
  • Но как зовут, Но как зовут.

Выделите цветом верное, ответив на вопрос: как родилась идея произведения?

  1. Поэт был очевидцем событий
  2. Поэт придумал сюжетную линию
  3. Поэт слышал эту историю от участника боя

Соотнесите названия элементов композиции с событиями произведения «Рассказ танкиста».

Слова сожаления танкиста, который не узнал имени мальчишки Сообщение мальчика о расположении вражеской пушки Уничтожение вражеского орудия Слова благодарности безымянному герою

Выберите из списка верное определение художественного средства для фраз из стихотворения: «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Метафора Эпитет Сравнение

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Источник: http://resh.in.edu.ru/subject/lesson/7171/train/

Читать

Александр Трифонович Твардовский

Василий Тёркин. Стихотворения

© Твардовский А.Т., насл., 2019

© Ил. на обл. Савченков И. Ю., 2019

© ООО «Издательство АСТ», 2019

Стихотворения

Родное

  • Дорог израненные спины,
  • Тягучий запах конопли…
  • Передо мной знакомые картины
  • И тихий вид родной земли…
  1. Я вижу – в сумерках осенних
  2. Приютом манят огоньки.
  3. Иду в затихнувшие сени,
  4. Где пахнет залежью пеньки.
  • На стенке с радостью заметить
  • Люблю приклеенный портрет.
  • И кажется, что тихо светит
  • В избе какой-то новый свет.
  1. Еще с надворья тянет летом,
  2. Еще не стихнул страдный шум…
  3. Пришла «Крестьянская газета»,
  4. Как ворох мужиковских дум.
  • А проскрипит последним возом
  • Уборка хлеба на полях —
  • И осень закует морозом
  • В деревне трудовой размах.
  1. Придет зима. Под шум метелей
  2. В читальне, в радостном тепле,
  3. Доклад продуманный застелет
  4. Старинку темную в селе…
  • А за столом под шум газетный
  • Улыбки вспыхнут в бородах,
  • Прочтя о разностях на свете,
  • О дальних шумных городах.

1926

Матери

  1. Я помню осиновый хутор
  2. И детство – разбегом коня…
  3. Я помню, ты каждое утро
  4. Корову пасла за меня.
  • Покуда я спал, улыбаясь,
  • С сухим армяком в головах,
  • Ты – тихая и простая —
  • Корову кормила в кустах…
  1. Ногами росу обсыпала,
  2. Сбирала грибы на заре…
  3. А с солнышком все просыпалось
  4. На вызолоченном дворе.
  • И шел я на позднюю смену,
  • Спешила ты печь затоплять…
  • И пахло подкошенным сеном,
  • И тихо дымились поля.

1927

«Кружились белые березки…»

  1. Кружились белые березки,
  2. Платки, гармонь и огоньки.
  3. И пели девочки-подростки
  4. На берегу своей реки.
  • И только я здесь был не дома,
  • Я песню узнавал едва.
  • Звучали как-то по-иному
  • Совсем знакомые слова.
  1. Гармонь играла с перебором,
  2. Ходил по кругу хоровод,
  3. А по реке в огнях, как город,
  4. Бежал красавец пароход.
  • Веселый и разнообразный,
  • По всей реке, по всей стране
  • Один большой справлялся праздник,
  • И петь о нем хотелось мне.
  1. Петь, что от края и до края,
  2. Во все концы, во все края,
  3. Ты вся моя и вся родная,
  4. Большая родина моя.

1936

Мать и сын

  • На родного сына
  • Молча смотрит мать.
  • Что бы ей такое
  • Сыну пожелать?
  1. Пожелать бы счастья —
  2. Да ведь счастлив он.
  3. Пожелать здоровья —
  4. Молод и силен.
  • Попросить, чтоб дольше
  • Погостил в дому, —
  • Человек военный,
  • Некогда ему.
  1. Попросить, чтоб только
  2. Мать не забывал, —
  3. Но ведь он ей письма
  4. С полюса писал.
  • Чтоб не простудиться,
  • Дать ему совет?
  • Да и так уж больно
  • Сын тепло одет.

Указать невесту —

Где уж! Сам найдет.

Что бы ни сказала —

Ясно наперед.

  1. На родного сына
  2. Молча смотрит мать.
  3. Нечего как будто
  4. Пожелать, сказать.
  • Верит – не напрасно
  • Сын летать учен.
  • Как ему беречься, —
  • Лучше знает он.
  1. Дело, что полегче,
  2. Не ему под стать.
  3. Матери, да чтобы
  4. Этого не знать!
  • Он летал далеко,
  • Дальше полетит.
  • Трудно – перетерпит.
  • Больно – промолчит.
  1. А с врагом придется
  2. Встретиться в бою —
  3. Не отдаст он даром
  4. Голову свою.
  • Матери – да чтобы
  • Этого не знать…
  • На родного сына
  • Молча смотрит мать.

1937

«Велика страна родная…»

  1. Велика страна родная,
  2. Так раскинулась она,
  3. Что и впрямь – война иная
  4. Для нее как не война.
  • Но в любой глухой краине,
  • Но в любой душе родной
  • Столько связано отныне
  • С этой, может, не войной.
  1. Пусть прибитый той зимою
  2. След ее травой порос,
  3. И прибой залива моет
  4. Корни сосен и берез,
  • Пусть в тот край вернулись птицы,
  • И пришло зверье в леса,
  • И за старою границей
  • День обычный начался, —
  • Там…
  1. Там, в боях полубезвестных,
  2. В сосняке болот глухих,
  3. Смертью храбрых, смертью честных
  4. Пали многие из них.

1941

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=666256&p=2

Ссылка на основную публикацию