Тема семьи – одна из основных в эпопее Льва Толстого «Война и мир». Сопоставляя, сталкивая и заставляя взаимодействовать разные типы семей, автор показывает, каким должен быть истинно русский семейный уклад, какие ценности должно хранить в семье, и как они (или их отсутствие) влияют на формирование личностей младшего поколения.
Болконские и Курагины одинаково богаты и знатны. Обе семьи имеют высочайшее положение при дворе и древнюю историю. Отцы семейств – Николай Андреевич Болконский и князь Василий – оба пекутся в той или иной степени о счастье отпрысков. Однако понятия о счастье у этих мужчин очень уж разнятся.
В роду Болконских ценятся духовность, ум, независимость, высокие представления о долге и чести, радостное и самозабвенное служение Родине. Князь Николай, глава семейства, в прошлом занимал высокий государственный пост. Но времена изменились, и служить России стало невозможно, нужно было прислуживать тем, у кого больше власти.
Николай этого не вытерпел, ушел со службы и буквально заточил себя в родовом поместье. Василий Курагин, напротив, яркий образец карьериста. Для него прислужить – не проблема, у него нет высоких моральных принципов, которые бы это запретили.
Занимая при дворе значительную должность, князь Василий всеми силами старается «пристроить» сыновей на «нагретые» служебные места, а дочь удачно выдать замуж.
Болконский во главу угла ставит заботу об образовании детей, о развитии всех их способностей и душевных наклонностей.
Поэтому Мария и Андрей не толь ко высоконравственные и духовно богатые люди, настоящие патриоты, истинные дворяне, но и блестяще образованные и развитые молодые люди.
Андрей всеми силами стремится приносить пользу Родине, служить Отечеству так, как служил его отец. Мария скромна и набожна, читает, как сказали бы сегодня, запоем, обожает музыку.
Старшего Курагина , напротив, заботят лишь личные корыстные интересы. Детям он стремится дать богатство, положение в обществе, красивую безопасную жизнь – и только. Духовностью тут и не пахнет. Дети мало чем отличаются от отца: Ипполита папочка пристроил в дипломаты, вечно беспутничающий Анатоль «числится» в полку, а Элен – просто жадная до денег пустышка.
Столь же различны и внутрисемейные отношения в родах Болконских и Курагиных. Курагины не придают внутрисемейным связям никакого значения, удерживают отношения просто для вида. «Мои дети – это обуза моего существования», — высказывается князь Василий.
Дети, без сомнения, что-то подобное думают о папе и друг о друге.
В семье Болконских, напротив, сохраняется традиционно русский уклад. Дети любят и уважают отца, его слово для них – закон.
Отец так же любит и уважает детей, всеми силами заботится о их счастье.
Не зря автор так подробно описывает быт Болконских. У них есть настоящий Дом, настоящий семейный очаг. А вот о быте Курагиных в романе не сказано ни слова. Потому что Дома там нет, как и семьи…
Название произведения: Толстой Л.Н. — Война и Мир manager Дата опубликования сочинения: 18.04.2016
Источник: https://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-semi-bolkonskih-i-kuraginyh-v-romane-voyna-i-mir.html
Сочинение: Семьи в романе «Война и мир» | Литерагуру
(375 слов)
Роман «Война и мир» Толстого был написан в 1869 году. Несмотря на то, что большую часть повествования занимают сцены битв и война с Наполеоном, основной сюжетной линией является история семей.
Автор описывает русское общество в военный период, а через родословные связи лучше всего можно показать поведение и чувства людей во время исторического потрясения.
Мысль семейная в романе-эпопее «Война и мир» также раскрывает философское и моральное кредо писателя.
Нам показаны жизни трех разных семей светского типа. Между собой они абсолютно не схожи, но их жизни тесно переплетены между собой. Это дома Болконских, Ростовых и Курагиных, на их примерах автор представляет фамильные устои нескольких поколений.
Читатель попадает в гости к Болконским. Самый главный член рода — князь Николай, он считал, что всё и все в его семье должно повиноваться строгому порядку. Герой самостоятельно обучал свою дочь наукам, а также воспитывал в ней такие качества как ум и деятельность характера.
Княжна Марья любила своего отца, она слушалась его и с усердием заботилась о нем. Ее брат Андрей тоже любил Николая Болконского и уважал его, но не мог долго терпеть его деспотичные нравы.
Отношения между ними были спокойными, каждый был занят тем, чем ему положено, и имел свое место. Они были честными и порядочными людьми и к тому же истинными патриотами, но не любили свет и празднословные выходы в высшее общество.
В отличие от предыдущей семьи, Ростовым были близки нежная любовь, искренность, взаимопонимание и поддержка. Они активно участвовали в судьбах друг друга, помогали даже тогда, когда поступки провинившихся оказывались предосудительными.
Патриотизм, который проявляется у Ростовых, доказывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире».
Старший сын стал гусаром, Наташа отдала телегу для изувеченных, родители пожертвовали своим домом для укрытия пострадавших, а младший сын Петя геройски погиб в партизанском бою.
Курагины – семья, абсолютно противоположная двум первым. В этом семействе никто не умеет любить и переживать друг за друга. Князь Василий живет лишь ради выгоды и всегда знает, с кем заключать помолвку детей, с кем стоит дружить, чтобы прибыльно устроиться в жизни. Он подстраивается под ситуацию, а о преданности родине и речи быть не может в их роду.
В конце романа семьи Болконских и Ростовых роднятся. Их всегда связывало духовное родство. Толстой показал каждый род, как индивидуальную и неповторимую ячейку общества, где все члены активно живут и воспитывают новые поколения в лучших традициях предков.
Виктория Клипинина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-semi-v-romane-vojna-i-mir/
Урок №9. «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семья Болконских и семья-имитация Курагиных
- Литература.10 класс
- Урок №108.
- Тема урока: «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семья Болконских и семья-имитация Курагиных.
Курагины и их борьба за наследство Безухова. Как по контрасту с переживаниями Пьера у постели умирающего графа Безухова раскрывается алчность Курагиных и их окружения (том I, часть I, главы XVIII, XXI)?
Браки по расчету в клане Курагиных. К каким ухищрениям прибегает Василий Курагин, чтобы устроить судьбу сына и дочери (том I, часть III, главы I, III)?
Элен и Анатоль Курагины. Каковы их семейные черты? Каким способом подчеркивает Толстой безжизненность, механистичность, неестественность, развращенность натуры героев (том I, часть III, главы I, III; том II, часть V, главы VIII—XVI)?
Дом Болконских. «Безлюбовная» ли это семья? Что лежит в основе отношений между ее членами? Обратитесь к анализу образа старого князя и его представлений о роли семьи (том I, часть I, глава XXII; часть III, главы III—IV; том II, часть V, главы II, VII).
«Мысль семейная» в «Войне и мире» затрагивает множество проблем.
Главные из них: любовь, брак и семья, роль женщины в семье и ее назначение, семейное начало и родовые связи, судьбы семей с точки зрения человеческой морали, авторский идеал семьи.
Обратимся к этим проблемам, чтобы понять, почему Толстой считал семью основой жизни, обнаруживал семейное начало в каждом из тесных кружков людей, объединенных общностью интересов, деяний, какие основания для этого находил в «мысли народной».
Проблема семьи
Крепкая семья — один из нравственных идеалов русского народа. И не случайно в характеристике различных кругов общества Толстой идет в романе по родовым «гнездам».
Эти «маленькие» миры в совокупности представляют большой мир человеческого целого. Одни из них замкнуты в «мирок», другие открыты для связи с чужим и даже с чуждым.
К ним у Толстого разное отношение, но всегда он будет положительно оценивать семьи, отмеченные крепкими внутренними связями.
Нравственные устои семьи — вот что более всего интересует автора «Войны и мира». Вне пристального внимания к повседневности, в которой Толстой наблюдает проявление моральных устоев семьи, находится быт в узком значении этого слова.
Подробности быта в хозяйственном укладе мало занимают писателя, поэтому лишь вскользь, на немногих страницах будет говориться о замыслах преобразований в имениях Болконского и Пьера, о хозяйственном разладе в семье Ростовых и постепенном их разорении.
А вот быт иной — такой, каким он представлен в сценах охоты или в праздничной атмосфере семьи Ростовых, в эпизодах общения Марьи Болконской с «Божьими людьми», странницами, ярко характеризует облик семьи, и ему отводится в романе важное место.
По Толстому, именно в семье осуществляется «настоящая» жизнь, притом такая, которая на протяжении лет в корне не меняется. Вспомним определение «настоящей» жизни, ее «независимость» от событий истории.
Независимость в законах, в сути семейного начала, но не замкнутость, не отгороженность от исторических перемен, влияния их на семью, «ядро» общества, и неизбежность обратного движения: семья — история.
Для Толстого важно проследить, как та или иная семья соприкасается с историей, насколько активно включается в ее ход. Отсюда переплетение в романе судеб семей и народа, нации, страны, связь романного и эпического начал.
Толстого интересует генеалогия и перспектива семьи, потому он так обильно описывает «породы» разных семейств, традиционное для них в моральных нормах, в образе мыслей и действий, ищет объяснение различиям между родственниками внутри семьи.
Семейные «гнезда»
В центре романа три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Курагины — отец, сыновья и дочь — по сути семьи не образуют, хотя князь Василий и хлопочет о женитьбе Анатоля и замужестве Элен. В романе нет картин их семейной жизни.
«Подлая, бессердечная порода», как отзывается о них Пьер, не способна к душевному единению. Она несет в себе признаки «высшего света», который, как сказал Салтыков-Щедрин, «Толстой лихо прохватил». Интеллектуальное убожество и нравственный разврат одинаково присущи всему «трутневому населению».
Князь Василий, Элен, Анатоль, Ипполит сходны в стремлении отнять, урвать, присвоить чужое как в имуществе, так и в сфере человеческого общения. В равной мере они повинны в аморальном поведении внутри семьи и вне ее.
Отец замысливает браки по расчету, интриги, мать испытывает ревность к дочери, братья — далеко не «братское» отношение к сестре. Измены, предательство, ложь, лицемерие сопровождают особей «бесчеловечной породы» на каждом шагу. Каждый действует по принципу: «Не то хорошо, что хорошо, а то, что пришло ему в голову».
Это принцип Наполеона. Затеянное Анатолем для себя двоеженство, постоянство в изменах мужу у Элен и бездетность каждого из младших Курагиных — все свидетельствует об отсутствии самой потребности в доме, семье.
Недалека от Курагиных семья Бориса Друбецкого, состоящая из матери и сына, а в будущем — и жены Бориса, Жюли Карагиной, с которой была заключена по сути деловая сделка, хотя испытывал Борис к Жюли «какое-то тайное чувство отвращения».
Писарев отмечал в Борисе сходство с грибоедовским Молчалиным — унижение перед «высшим светом», желание во что бы то ни стало приноровиться и войти в него. Пособница в этом — мать Бориса.
Когда-то Борис был детской любовью Наташи Ростовой, но встретившись с ней позже, Друбецкий был смущен ее оценивающим взглядом, в котором он прочел недоумение и осуждение.
Семья Болконских— настоящая, хотя совсем не идиллически представлена в романе семья Болконских. Но и она привлекательна, хотя уже другим.
В доме Болконских нет поэзии, свойственной дому Ростовых, но есть жизнь интеллектуальная, приобщение по законам чести и совести к высоким целям службы Отечеству. Роли в доме четко распределены. В центре — фигура Николая Болконского, старого князя.
От него исходит признание необходимости труда. Сам он трудится целыми днями, даже работает за верстаком. Верит, что есть «только два источника людских пороков» — праздность и суеверие, и только две добродетели — «деятельность и ум».
Он воспитал в духе достоинства и чести князя Андрея, который унаследовал и тягу к размышлениям, «гордость ума», а дочь Марья — последовательность и крепость убеждений на своем пути — пути к Богу.
Но и Марье, страдающей от отсутствия уважения к своей вере со стороны отца и брата, и Андрею, от которого требуется жесткое следование установленным правилам поведения в доме и обществе, нелегко жилось в Лысых Горах. «Он страшен своей привычкой к неограниченной власти», — говорит князь Андрей об отце. Власть старого князя особой болью отозвалась в отношениях князя Андрея с любимыми женщинами — «маленькой княгиней» и Наташей.
Неприязненное и жестокое отношение Николая Болконского к Наташе, как и ко всему роду Ростовых, разделяла поначалу и княжна Марья. «Порода» Ростовых в лице ее старших представителей была не по душе «гордому характеру» князя Андрея.
В свою очередь Ростовы сторонятся Болконских, улавливая свою далекость от их «породы». Наташа в доме Болконских «нравственно сжалась», графиня восприняла князя Андрея как «чужого и страшного человека». Ни Болконские, ни Ростовы не являются, по Толстому, идеалом семьи.
Какой должна быть настоящая семья, писатель показывает на примере союза Наташи и Пьера.
Домашнее задание: вторая часть вопросов по теме «мысль семейная».
Любовь и поэзия в доме Ростовых. Как это проявляется в эпизодах именин Наташи, пения в семье, вечеров в доме дядюшки и других (том I, часть I, главы VII, IX, XVII; том II, часть I, главы XI, XV)?
Чуткость и отзывчивость как черты ростовской «породы».
Говорят ли об этом картины семейной помощи раненым, солдатам, об озабоченности всей семьи состоянием Наташи, увлеченной Анатолем, переживаниями графини Ростовой после гибели Пети (том II, часть IV, глава VII; том III, часть I, глава XVIII; часть III, главы XIII—XVI; том IV, часть IV, глава III)? Праздники в семье Ростовых, их связь с народной традицией. В чем их «прелесть», как говорил Толстой (том II, часть IV, главы IV, IXXI)?
Брак и семья в представлении Друбецких, Берга, Веры Ростовой, Жюли Карагиной.
Какие из эпизодов свидетельствуют о рассчетливости Берга, Веры, «молчалинстве» (замечание Д.
Писарева) Бориса Друбецкого (том II, часть II, глава VI; часть III, глава XI; часть V, глава V)?
Брачный союз Николая Ростова и Марьи Болконской. Почему отношения в семье сложны, хотя и исполнены доброжелательства, уважения друг к другу и любви-восхищения (эпилог, часть I, главы IX— XV)?
Семья Безуховых — толстовский идеал семьи.
Как он отвечает убеждению Толстого, вынесенному из личного опыта: «Как страшно ответственно жить вдвоем» (Дневник 1862 года)? Противопоставляется ли он идеалу писателей, заинтересованных в «эмансипации» женщины? Правы ли исследователи, настаивающие на этом (эпилог, часть I, главы VIII, Х-XI)?
Источник: https://multiurok.ru/files/urok-9-mysl-semeinaia-i-ee-razvitie-v-romane-semia.html
Отношения в семье курагиных. Семья Курагиных в романе «Война и мир. Отношение к слугам Курагиных
Семья Курагиных в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является самой отталкивающей и непредсказуемой своими действиями и поступками.
Как известно, семья Курагиных состоит из отца – князя Курагина , матери – Алины Курагиной, дочери Элен , сына Анатоля и сына Ипполита.
Эта семья не похожа на нежную и любящую семью Ростовых, не походит она и на чужих друг другу Болконских.
Этих людей действительно можно назвать семьей, потому что они помогают друг другу и вместе достигают поставленных целей (правда, пути их достижения не всегда правильны и благородны).
Конечно же, особого внимания заслуживает глава семейства – Василий Курагин
. Он – один из первых персонажей, с которым знакомится читатель у Анны Павловны. По виду ему около пятидесяти лет.
Князь очень уважаем в обществе и имеет влиятельные связи. Он пышно одет, лицо его намыто и чисто, однако душа пуста и скудна. Однако самоуверенности его можно позавидовать.
Именно он устраивает семейную жизнь своей дочери Элен.
О жене его – княгине Алине Курагиной
известно мало. Известно лишь, что она пышна формами. Отмечается так же, что в молодости княгиня славилась красотой, за что и была выбрана Василием.
Самым привлекательным членом семьи является единственная дочь Василия Курагина – Элен
, или же просто Елена. В начале повествования автор представляет ее как девушку на выданье. Славится молодая княжна своей необыкновенной красотой. Каждый, кто видел ее на балах или званых вечерах восхищался ее красотой до глубины души.
Читатель видит, как яростно добивается Элен свадьбы с Пьером Безуховым. Не без помощи отца она достигает поставленной цели и вскоре становится завидной графиней Безуховой.
Читатель понимает сразу, что брак этот только лишь ради денег, любви здесь места нет. Элен делает Пьера несчастным. Из-за нее открывается внутренний мир Пьера, происходит исцеление его души.
Из-за нее он стреляется на дуэли с Долоховым, подвергая свою жизнь опасности.
Сама же Элен была глупа и развратна. Но за ее аристократичными манерами и безупречным внешним видом мало кто мог разглядеть подлинную натуру. Кончает свою жизнь Элен так, как наверное заслужила. Болезнь привела к потери красоты, что было настоящим ударом, а позднее к смерти.
Участь Анатоля Курагина
не завидна так же, как и участь сестры. Сам Анатоль был так же красив, как и его сестра. Восхищению придворных девушек не было предела. Он был высок, потому выделялся из толпы. Автор наделил его прекрасными большими глазами, которыми он мог играть в определенной ситуации.
Был он офицером, что, конечно же, является заслугой князя Курагина. Слыл Курагин однако не красотой, а легким поведением, распутством, пьянством и глупостью. Как и другие члены семьи, он не отличался добротой и честностью. Именно этот человек стал причиной разрушения всех мечтаний Наташи Ростовой, спланировав ее побег.
Должно быть за это он должен был расплатиться смертью на поле боя, перенеся боль и физические страдания.
Ипполит Курагин
– еще один сын князя и княгини был некрасивым, можно даже сказать дурным внешне. Однако, некоторые черты брата всё-таки он унаследовал. Он был так же глуп, необразован и самоуверен. Служил он в посольстве в Австрии дипломатом. Более об этом человеке ничего подробно не говорится. Или же его образ затмили брат и сестра.
В конце романа читатель видит, как разрушилась семья Курагиных. А старый князь остался безутешен, потеряв двух детей.
Описание членов семьи Курагиных
Семья Курагиных занимает особое место в произведении «Война и мир». Л.Н. Толстой стремится познакомить читателя с жизнью семей высшего света, показать их быт и проблемы взаимоотношения друг с другом.
Курагины имеют немалый вес и влияние в высшем обществе, что достигалось ни одним поколением семьи, нынешних же представителей этой семейства мало волнует поддержание статуса, они используют то, что имеют сейчас.
Глава семьи Курагиных- князь Василий Сергеевич
, мужчина в возрасте пятидесяти лет, многого добившегося будучи чиновником. Он лично знаком с императрицей и другими важными людьми государства. Свои знакомства князь поддерживает из чувства корысти, просчитывая, какую выгоду можно извлечь из них в дальнейшем.
Василий Сергеевич легко завоевывает доверие собеседника, умеет расположить к себе, имеет талант убеждения, что применяет на всех окружающих его людях, кроме его семьи. На них он не может оказать влияние, и князь часто теряет контроль над детьми. Василий Сергеевич человек светский, привыкший вращаться в высшем свете.
Обладает хорошей памятью и быстротой соображения.
О внешности князя трудно судить, можно лишь сказать о том, что князь имел лысину и гладко брил щеки. Несмотря на свой возраст Василий Сергеевич двигался с легкостью и грацией. Разговаривал басисто с покашливанием, лениво и монотонно. Самоуверенный, равнодушный, позволял насмешливый тон в отношении к другим. Л.Н. Толстой описывает его как болтуна и пустого человека.
Особой любви к своим детям князь Василий не испытывал, называя их обузой, своим крестом. Своих сыновей он считал дураками.
Княгиня Алина Курагина
мало описана Л.Н. Толстым. Известно, что она не обладает привлекательной внешностью и имеет крупное телосложение. Это представительная женщина, некогда привлекательная. К своей красавице- дочери Елене, княгиня Алина испытывает сильное чувство зависти, которое мешает ей вести полноценную жизнь.
Ипполит Васильевич Курагин
— старший сын Василия Сергеевича. В отличие от Элен и Анатоля этот представитель семьи Курагиных не обладает красивой внешностью. Он проживает в Петербурге и ведет светский образ жизни. Одевался нелепо, что его совершенно не смущало. На его лице часто можно было наблюдать гримасу брюзгливости и идиотизма. Телосложение имел худощавое и некрепкое.
Л.Н. Толстой описывает Ипполита, как человека глупого, самоуверенного, плохого собеседника. Любит принимать участие в беседах, хотя совершенно не умеет их вести, сначала говорит потом думает, часто отвечает невпопад и произносит глупости.
Многие высмеивали его манеру общения, Ипполит же, не осознавая, что смеются над ним, поддерживал смех собеседников.
Он обладает спокойным нравом, он довольно неловок, как в разговоре, так и в движениях, несмотря на свою глупость, он не приносит вреда другим.
Несмотря на отсутствие привлекательной внешности, глупость и нелепость, Ипполит Васильевич пользуется у женщин популярностью, заставляя мужей ревновать своих жен.
Благодаря своему отцу во время войны, Ипполит делает неплохую карьеру в посольстве, однако несмотря на это, офицеры, несшие службу вместе с ним, считают его шутом, не воспринимая всерьез.
Анатоль Васильевич Курагин
— головная боль семьи: дебошир, любитель постоянных гуляний и выпивки, очень азартен, часто проигрывал в карты. В романе его возраст не указан, Л.Н. Толстой описывает его как человека молодого, высокорослого чернобрового красавца.
Анатоль человек светский, дамский угодник. Он на многое готов пойти ради своей выгоды, обладает эгоистичным характером, труслив, подхалим. Несмотря на данное ему образование, Анатоля можно назвать человеком глупым.
Молодой человек мечтает блистать в светском обществе, он не пропускает ни одной попойки и под действием алкоголя часто ведет себя агрессивно. Разгульный образ Курагина требует не мало финансовых средств, а так как Анатоль не умеет правильно распоряжаться финансами, денег молодому человеку часто не хватает.
Курагин часто занимает деньги, не стремясь оплачивать долги и вскоре его отец, которому надоело такое положение вещей, отказывается расплачиваться по долгам сына.
Анатоль человек самоуверенный, с завышенной самооценкой. Не любит предателей и подлецов, хотя по поступкам его можно легко можно причислить и к тем и к другим. В образе этого героя трудно найти положительные черты.
Анатоля Васильевича можно назвать человеком бесчестным, несмотря на то, что он состоит в браке с польской девушкой, он обольщает Наташу Ростову и строит планы их побега за границу. Все раскрывается в ночь побега, и Наташа пытается покончить жизнь самоубийством.
Анатоль потаканием своим слабостям приносит много бед и несчастий окружающим его людям. По совету Пьера Безухова Анатоля изгоняют из столицы. Далее о нем ходят разные слухи, но больше в романе он читателю не встречается.
Элен Курагина.
Красавица, обладающая тонким станом. Ею восхищаются мужчины и завидуют женщины. Писатель скупо описывает внешность Элен, читатель может составить о ней представление, основываясь на реакцию других персонажей на героиню. О образовании, полученном ею, тоже судить сложно, но знакомые убеждены, что она обладает умом и разносторонне развита.
Обладая уникальной красотой, Элен Курагина умеет вести себя в обществе, она любит бывать в свете. Героиня выглядит жизнерадостной, часто улыбается, очень общительна, но при этом сдержана и спокойна.
Элен корыстна, она стремится жить в богатстве. Для нее замужество лишь шаг на пути к обогащению, для нее не имеет значение возраст и внешность мужа. Замужество с Пьером не сказывается на образе жизни героини, она также частая гостья на светских вечерах. В новом доме она часто устраивает приемы. Наряды Элен стали еще более откровенными и вычурными.
Брак Пьера и Элен был обречен с самого начала, уж очень они разные по характеру и взглядам на жизнь. Графиня Безухова не желает даже задумываться о возможном материнстве, сама мысль о беременности приводит ее в ужас, ведь это помешает ей получать удовольствие от светской жизни.
К тому же Пьер не вызывает у нее нежных чувств, скорее героиня испытывает к нему отвращение.
«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей.
Глупов — именно так Салтыков-Щедрин озаглавил свой город, в которым живут до абсурда глупые люди, а правят ими до абсурда глупые правители.
Россия – сильнейшая в мире держава! — так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене говорят об обратном. Но надо признать, что сейчас Россия в трудном положении
Роман-эпопея под названием «Тихий Дон» написан известным русским писателем по имени Михаил Шолохов. В центре внимания произведения находятся судьбы нескольких семей. Характеристика каждой из них представлена в данной статье.
Анатоль Курагин, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» занимает значительное место в произведении. Это интересный образ, который выполняет очень важную роль – помогает в раскрытии других образов романа.
Анатоль — сын князя Василия Курагина, офицер, брат Ипполита и Элен. Как и все члены семейства Курагиных, Анатоль эгоистичен и испорчен.
Все Курагины используют других людей в своих целях, для удовлетворения своих собственных желаний. Элен открыто изменяет мужу, не щадит его самолюбия.
Элен, зная, что Наташа является невестой Андрея Болконского, нисколько не задумываясь, сначала устраивает для брата и Наташи свидания, а потом помогает Анатолю похитить девушку.
Пьер пытается объяснить Анатолю неправильность его поведения: «… кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, … вы губите целую жизнь из-за того, что вам хочется веселиться». Князь Василий называет своего сына «беспокойным дураком», который приносит ему много хлопот: «… этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год…»
Внешняя характеристика Анатоля Курагина довольно привлекательна. Это высокий красавец, имеющий добродушный и «победительный вид», «прекрасные большие» глаза и русые волосы.
Но такое описание уже настораживает читателя. Познакомившись с другими героями, мы обращаем внимание, что самые любимые герои Толстого некрасивы внешне, но имеют богатый внутренний мир.
За внешней красотой Анатоля ничего не скрывается, там пустота.
Он щеголеват, глуп, нагл, развращен, «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Его жизнь проходит в непрерывных кутежах, он живет лишь для своего удовольствия и увеселения.
Героя не заботят взаимоотношения с другими людьми: «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».
Женщины вызывают у него презрение, он чувствует свое превосходство над ними, поскольку привык нравиться, но сам при этом не испытывал ни к одной из них серьезных чувств.
Князь Василий пытается женить сына на княжне Марье Болконской. Анатоль и на нее поначалу произвел впечатление, однако его недалекость, а также порочность спасают княжну от этого брака.
Курагин отсылает Анатоля из Петербурга в Москву, рассчитывая, что там сын вступит в должность адъютанта главнокомандующего, а также постарается составить хорошую партию. Только самые близкие люди знали, что Курагин два года назад был женат.
Когда его полк стоял в Польше, Анатоль вынужден был жениться на дочери одного помещика, однако «Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека».
Наташа Ростова тоже поддалась обаянию героя и уже была готова бежать с ним. Лишь узнав о том, что Курагин женат, она отказывается от своей мысли, но эта история нанесла ей глубокую душевную травму.
Роман Наташи с Анатолем стал ударом и для Андрея Болконского, который желает отомстить обидчику, вызвав его на дуэль. Но встречается князь Андрей с Курагиным лишь будучи тяжело раненным, видя в таком же состоянии Анатоля, которому ампутировали ногу.
Болконский прощает Курагина, и на этом мы тоже прощаемся с этим героем. Он выполнил свою роль в романе, больше ему нет места среди героев.
Анатоль – привлекательный внешне, совершенно пустой внутри, тем не менее выполняет важную роль в романе. Через его образ проходят другие герои произведения и получают жизненные уроки, которые помогают им в своих духовных исканиях найти правильный путь.
Источник: https://mode-house.ru/otnosheniya-v-seme-kuraginyh-semya-kuraginyh-v-romane-voina-i-mir/
Роль семьи в жизни героев. Характеристика трёх семей: Ростовых, Болконских, Курагиных в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код | 300564 |
Дата создания | 08 января 2014 |
Страниц | 14 |
Мы сможем обработать ваш заказ 3 апреля в 10:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа. |
Реферат по роману «Война и мир» …
Оглавление. 1) Семьи в романе — эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». 2) Основная часть: а) Традиции семьи Ростовых; б) Воспитание в семье Болконских; в) Особенности жизни Курагиных. 3) Заключение. 4) Литература. Семьи в романе — эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души, и в то же время в романе «Война и мир» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда определяет взгляды и даже судьбы героев. Любому человеку даёт начало жизни и склад характера именно семья, воспитание, традиции и родные люди. Поэтому из всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено отношение автора к идеалу домашнего очага, — это Болконские, Ростовы и Курагины. В то же время Болконские и Ростовы — это не просто семьи, это целый жизненный уклад, основанный на русских традициях. Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатс я, семья становится несчастливой, распадается. И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут. Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейные связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа. Для Л.Н.Толстова большую роль играют эти семьи в этом романе. Он показал читателю, какими разными могут быть дворянские семьи, какой разный у них быт, традиции и воспитание. Семья дает начало каждому, закладывая разные знания, умения и взгляды на всё окружающее. Именно родители в каждой семье воспитали детей, и дети переняли многое от них. Например, благородная и добрая Наташа, похожая этим на своего отца, развязная и хитрая Элен, тоже похожая на своего отца Василия Курагина и князь Андрей Болконский, перенявший у своего отца строгий и отчуждённый характер. Это всё Л.Н.Толстой показал в своём романе «Война и мир». Все три семьи очень различаются, начиная от воспитания до привычек и образа жизни. Доброта и беззаботность семьи Ростовых, прямые, гордые Болконские и совсем не похожая на эти две семьи, “подлая” порода Курагиных, которых с трудом можно назвать семьей — все это можно увидеть на страницах «Войны и мира». Об этом далее будет описано более подробно.
Она выступает в роли советчицы, а не наставницы. Читатель узнает, что в их семье не кичились графским родом, понимали нужды простого человека, не держали его в черном теле. Показательна в этом смысле сцена, когда доезжачий на охоте обругал графа Илью Андреевича за то, что тот прозевал волка. Барин не обиделся, не наказал своего холопа, находя его горячность естественной в момент азарта.
Вывод: Ростовы – патриархальная семья. Л. Н. Толстой показывает своеобразный вид дворянской семьи, одобряя их традиции, воспитание и внутренний уклад. Писатель показывает читателю, какими добрыми, щедрыми и дружелюбными могут быть богатые люди. Через эту семью читатель может видеть, что можно радоваться жизни и шутить, несмотря ни на что, и что все люди равны, несмотря на социальное положение.
Ростовы- помещичья семья, но со всеми своими крестьянами относится очень ласково и дружелюбно. Писатель донёс до читателя характер добрых и очень хороших людей в лице этой семьи.Воспитание в семье Болконских. Л.Н.Толстой в своём романе «Война и Мир» представляет читателю очень разные дворянские семьи, одной из которых являются Болконские.
Автор показывает пример строгого воспитания и скромности в этой семье. Главой семейства является князь Николай Андреевич Болконский, у которого есть дочь и сын-княжна Марья и князь Андрей. Матери у них рано не стало. Основное воспитание было в руках отца.
Николай Андреевич всегда был идеалом для своих детей, и они выросли в обстановке совсем не такой, как у Ростовых — ни шуток, ни смеха, ни веселья. Отец общался с ними как с взрослыми, не голубил и не лелеял. В первый раз мы видим семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой.
Уже с этого момента становится практически все понятно про эту семью, про всех её членов. Каждый в семье Болконских чем-то по-своему особенный. Князь Николай — строгий отец, княжна Марья — покорная дочь, Лиза — боязливая невестка, и князь Андрей — независимый сын. Воспитываясь в одной семье Николаем Болконским брат и сестра -это совершенно разные люди.
Княжна Марья Болконская — ранимая, послушная, покорная девушка , и князь Андрей Болконский -волевой, смелый и решительный человек. Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, ведь Николай Андреевич воспитывал наравне с сыном. Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени, окружения и моды.
Княжна Марья не появлялась на балах и в гостиной А. П. Шерер, потому что отец ее считал все это глупостью, бесполезной потерей времени. Вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом: «… чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу…» .Она не красива, но и не дурна. У нее одна-единственная подруга — Жюли, да и та лишь по переписке.
Княжна Марья как бы живет в своем собственном мирке, одинокая и почти никем не понятая. Она живет лишь отцом и братом, воспитывает сына князя Андрея Николушку, личной жизни у неё нет. И только после смерти отца она начинает жить своей жизнью. В конце романа судьба сводит её с Николаем Ростовым и княжна Марья вдыхает новый и свежий глоток жизни и радости.
Не просто так автор показывает сложную жизнь девушки, после которой она получает заслуженное счастье. Андрей Николаевич Болконский — сын старого князя, очень похож с ним по характеру. Тот же набор качеств военного человека: твердость, смелость, решительность; та же холодность и отчужденность в его поступках и мыслях. Он умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд.
Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным происхождением, но является также его отличительной чертой. Из-за этих его черт страдает жена князя Андрея — маленькая княжна Лиза. Но хоть он её и не любит и относится с каким-то безразличием, он не бросает её.
Еще одной чертой, которую Андрей Николаевич унаследовал от отца, является замкнутость, закрытость от людей, отгороженность от происходящего во внешнем мире. У него есть лучший друг-Пьер, с которым он иногда делится своими мыслями, но это происходит не всегда. И в Бородинском сражении князь Андрей ведёт себя очень холодно со своим другом.
С отцом Андрей Николаевич немногословен, впрочем, как и с другими людьми своего круга, но отца своего он уважает и прислушивается к нему. Казалось бы, Наташа-тот ангел, который спасет князя Андрея, одарив любовью, но и тут у князя Андрея не складывается. Андрей Болконский вообще не рассказывает кому-либо о своем прошлом или будущем, он живет настоящим. Живет внутренней жизнью.
Во многом это всё благодаря отцу и его воспитанию. Обратимся к образу князя Николая Андреевича. Он был военным, именно поэтому в его воспитании лежит подчинение, строгость, точность и жесткость.
Он никуда не выезжает и живёт в Лысых Горах, потому что его имение было для него настоящей империей, а он был императором: «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек».
Но, несмотря на такое отношения князя к остальным, был такой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал, и которого князь уважал, несмотря на простое происхождение. Николай Андреевич держал всегда в строгости всех и всё, но больше всего дочь Марью, а она была покорна и до конца чтила и слушалась его.
Отец учил Марью грамоте и математике, но это было не свойственно девушкам того времени. Старый князь постоянно занимается физическим и умственным трудом: « Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались….
» Князь Николай Болконский — очень стойкий и патриотичный человек. Даже когда французы наступали, он не бросился бежать, а был готов стоять за свою родину, за своё имение, и уже был готов к этому, пока его не сломила смерть «Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их…»; «…и объявил домашним, что он остаётся в Лысых Горах».
Нельзя сказать, что Николай Андреевич Болконский очень холодный и жестокий человек, ведь в конце, перед своей смертью он плачет и просит простить свою дочь за всё плохое:«-Спасибо тебе…дочь, дружок…за всё , за всё…прости…спасибо…прости…спасибо!..- И слёзы текли из его глаз». Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим.
Хоть Николай Андреевич очень строгий- это является не только плохой, но и хорошей его стороной. Он дал своим детям своеобразное воспитание, вырастив умную и послушную дочь и волевого добивающегося всего сына. Отец научил своих детей справляться с трудностями и преодолевать всё. Вывод: Семья Болконских отличается от семьи Ростовых. Здесь царит разум, а не эмоции.
Болконские не проявляют открыто своих чувств, но они близкие по духу люди. Они истинные патриоты, любовь к Родине и собственная жизнь для них очень важны. Л.Н.Толстой с симпатией относится к этой семье. Читатель видит три поколения семьи: князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, внук Николинька. Лучшие душевные качества и черты характера передаются в этой семье из поколения в поколение.
Старый князь -человек чести и долга. В детях он воспитал высокие качества хорошего человека. Князь Андрей и княжна Марья не должны обижаться на своего отца, а должны говорить лишь «Спасибо» за такое воспитание. Семья Болконских – наиболее занимательна в романе, поскольку всегда интересно читать про людей столь сильно различающихся, но, тем не менее, живущих в одной семье.
Особенности жизни Курагиных.Курагины – своеобразная и не на кого не похожая семья. Члены этой семьи отличаются своей хитростью и наглостью. Это дворянская семья, которая во всём и во всех ищет собственную выгоду. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни — вот основные отличительные черты этого семейства. Главой семейства является князь Василий Курагин. Этот человек не похож ни на Николая Болконского, ни на графа Ростова.
В глазах светского общества князь Курагин — уважаемый человек, приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся. Вот особенность князя Василия говорить: «говорил всегда лениво, как актёр говорил слова старой пьесы».
На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий знал, что влияние в свете — капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние. Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Излюбленный прием Толстого — противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление. Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении «пристроить» своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей: « И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас». На что князь отвечает: «Я ваш…и вам одним могу признаться. Мои дети – обуза моего существования». Князь вынудил Пьера жениться на Элен, и это только из корытных целей. Все Курагины скорее являются отрицательными героями в романе «Война и мир».Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.Элен, дочь Василия Курагина — воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости.
Литература. Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983, I том. Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983, II том. Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983,III том. Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983, IV том. Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.
Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.
Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/300564/referat-rol-semi-zhizni-geroev-harakteristika-tryoh-semey-rostovyh-bolkonskih-kuraginyh-romane-lntolstogo-voyna-mir.html
Характеристика семей в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса
- Семьи в романе «Война и мир»
- Семья Ростовых
- Семья Болконских
- Безуховы
- Друбецкие
- Курагины
- Долоховы
- Заключение
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» перед читателем разворачивается хроника участия России в военных действиях 1805 года в Австрии и войны 1812 года. Но это не просто перечисление хронологии событий, Толстой рассказывает о войне с точки зрения изменений, происходящих в жизни людей.
В основном это дворянские семьи, чьи сыновья принимали участие в этих войнах. Цели их участия в военных действиях были у каждого свои, и проявлялись они в соответствии с тем, какие семьи их взрастили и воспитали. Семьи были разные, и характеристики семей в романе «Война и мир» помогают понять смысл многих поступков героев романа.
Через весь роман проходит жизнь двух основных семей: Ростовых и Болконских. Но, глубокое понимание и осознание поступков и действий членов этих семей было бы невозможно, если бы не другие герои романа:
- Пьер Безухов с родственницами, ухаживающими за его умирающим отцом;
- Семья Друбецких (мать Анна Михайловна и сын Борис);
- Семейство Курагиных (князь Василий, его сыновья Ипполит и Анатоль, дочь Элен);
- Семья Долоховых: Федор и его мать.
Эти семьи – как воплощение разных нравственных ориентиров и настроений, проявлявшихся в обществе того времени.
Приводя описание семей в романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, наводит читателя на размышления о роли семьи в жизни каждого человека.
Во всех ситуациях, описанных в романе, действия каждого персонажа связаны с наследственными особенностями не только внешности, но и черт характера, присущих конкретному семейству.
Семья Ростовых
Впервые читатель встречает семью Ростовых, занятой подготовкой к приему гостей. С первых же строк перед читателем предстает большая дружная семья, где все любят друг друга и окружающих. Они открыты и эмоциональны, когда им грустно – они плачут, когда весело – смеются, не всегда задумываясь над тем, какое впечатление они производят на окружающих.
Все дети этого доброго семейства, выросшие в любви и уважении со стороны родителей, ожидают, что и окружающие будут относиться к ним так же. Честные и прямые, они редко скрывают свое отношение к происходящему.
Семья Болконских
Семейство же Болконских – совсем другое. Суровый воин, старый князь Николай во всем следует определенному распорядку, и требует этого от своих близких. Эмоции по его понятию показывать нельзя, это проявление слабости. Такие же сдержанные в проявлении своих чувств и его дети – Андрей и Мария.
Безуховы
Старый граф Кирилл Безухов умирает в самом начале повествования, оставляя своему незаконнорожденному сыну графский титул и состояние.
Пьер Безухов, на первый взгляд одиночкой стоящий в стороне от семейных кланов, на самом деле тоже член семьи графа Безухова.
Хоть Пьер и незаконный, но любимый сын старого умирающего графа, бывшего красавца и любимца женщин. Благородство графского рода постепенно проявляется в характере Пьера. Если в начале романа мы видим молодого гуляку-парня, то в конце это серьезный и думающий мужчина.
Друбецкие
Семейство Друбецких, вдову Анну Михайловну и ее сына Бориса можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду.
Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно.
Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя.
Курагины
- В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.
- Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.
- Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.
- Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».
- Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.
Долоховы
Федор, бесшабашный и мстительный офицер и безоглядно любящая и боготворящая его мать, хоть и появляются на страницах романа всего несколько раз, играют серьезную роль в судьбах основных героев.
Заключение
- Описание событий, происходящих в семьях героев романа, характеристика семей, данная автором, все это, по сути, показывает истоки патриотизма российской армии, причины ее побед и поражений в войне.
- Метаморфозы, происходящие с героями романа по ходу повествования, дают четкое представление того, что происходит в душах и умах людей, живущих в России в тот период.
- Характеристика семей в романе «Война и мир» и их описание | источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-semej-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html