Роман-эпопея «Путь Абая» имеет важное место в мировой славе Мухтара Ауэзова. Можно сказать, что все ранее написанные Ауэзовым произведения стали своего рода подготовкой для написания романа о великом акыне-писателе Абае Кунанбаеве. Этот роман стал содержанием жизни писателя.
Роман-эпопея состоит из двух книг. Каждая из них делится ещё на две книги. Первая книга эпопеи издана в 1942 году, а вторая — в 1956 году. Вообще, Мухтар Ауэзов мечтал создать серию больших романов о жизни казахского народа. Роман «Абай» является первым романом из этой серии.
Здесь следует подчеркнуть, что такие творческие планы и опыт по претворению их в жизнь часто встречается в мировой литературе. Каждый из романов таких серий по-своему самостоятельный роман, но вместе с тем в каждом из них создаются великие шедевры определённого промежутка времени, века, истории народа.
К примеру, можно назвать произведения Эмиля Золя, Дмитрия Мережковского и других.
Творческое открытие Мухтара Ауэзова состоит в том, что он первым в литературе Средней Азии исследовал полувековую жизнь целого народа широко и всесторонне, сумел раскрыть патриархально-нравственные вопросы казахского общества накануне ХХ века с удивительной для читателя силой художественности.
Эпопея «Путь Абая» — вершина казахской литературы. Известный казахский ученый К.Сатпаев характеризовал это произведение как роман о жизни и судьбе казахского народа второй половины XIX века. Этот роман, по подробному описанию событий и по силе художественности не имеет себе равных.
Если все книги эпопеи «Путь Абая» в своем единстве воссоздают полувековую жизнь казахского народа, то его каждая книга по развитию событий и по художественному строению отражает определенный этап духовно-нравственного совершенствования Абая.
Единство эпопеи достигается посредством общности идейной цели.
Мухтар Ауэзов говорил об этом, что во всех четырёх книгах основной идеей является борьба между новым, воплощенным в образе поэта Абая, и старым, воплощенным в образе одноглазого и злого Кунанбая.
Кунанбай, ставший символом старого, впоследствии день ото дня превращается как бы в многих-многих «кунанбайчиков». Самый яркий представитель из них — Уразбай — в четвертой книге возглавляет заговоры, направленные против Абая.
Для создания романа-эпопеи автор готовился много лет, так как несмотря на то, что народ крепко любил и почитал Абая, о нем не осталось почти никаких фактических документов.
Мухтар Ауэзов в юношестве встречался с некоторыми современниками великого казахского поэта, в частности с будущими героями его книг, женами Абая Дилдой и Айгерим, последней женой его отца Кунанбая — Нурганым, поэтом Кокпаем и др.
Современником Абая Кунанбаева был и дед писателя Ауэз, близко знавший поэта а также поведавший внуку много интересных сведений, связанных с биографией казахского классика [1]. Но основным источником всё же послужили стихи поэта.
Основная тема эпопеи — путь казахского народа от тьмы, продолжающейся начиная со средних веков, к свету и процветанию.
На страницах романа прослеживается философия, красота, разнообразная жизнь народа и образ его жизни, традиции и обычаи, поэтический талант, гостеприимство, справедливость — в общем, полувековая история народа во всем естественном, историческом развитии, вместе со всеми социальными передрягами.
Избрав главным героем романа реальную историческую личность, которая воплотила в себе особенности, присущие национальному характеру казахского народа, вокруг которого происходят основные события, связанные с жизнью народа, Мухтар Ауэзов, таким образом, показывает насколько тяжело и сложно протекал избранный казахским народом путь в поворотной точке исторического развития.
Образ Абая — один из сложнейших образов в казахской литературе. Великий поэт изображен в многосторонней связи с эпохой, с народом, со всеми слоями общества. Он находится в сильнейшем водовороте проблем того времени. Ауэзов мастерски изображает своего героя на протяжении всего романа.
Подросток с нежной и ранимой душой, влюбленный юноша, глава семейства, учитель и наставник молодежи, друг народа и поэт-борец — это всё Абай. Имеет особый смысл и то, что главным героем является творческая личность.
За полвека Абай видел в своей жизни и радость и горе, испытал предательство и обман людей, потерял близких, достиг почета и славы среди народа. Однако он не смог стать другом со своим отцом, с которым враждовал и боролся долгое время.
Примечательно то, что когда Кунанбай упрекал Абая в том, что не различает где ценное, а где нет, что бросает деньги на ветер, что чересчур прост и простодушен, поход на ровное озеро, воды которого могут загрязнить и собаки, и скот, что не разбирает, кто ему друг, а кто враг, что не может держать секретов, что человек, который хочет повести за собой народ, не должен быть таким, что он льнёт к русским, то Абай ответил ему, что он считает нужным быть для всех полезным, что народ идёт за тем, кто делит с ним все тяготы и невзгоды, что для него самое дорогое — это знание и свет, а эти вещи находятся в руках у русских».
Мухтар Ауэзов приступил к работе над эпопеей “Путь Абая” в середине 30-годов ХХ века.
Изучение эпопеи “Путь Абая” в историческом аспекте показывает, что автором была проделана огромная работа, определившая, безусловно, научно-познавательное значение этого произведения, явившегося для самого взыскательного читателя серьезным источником изучения прошлого Казахстана, воссозданного при всей исторической достоверности в ярких художественных образах.
Хронологически начало эпопеи относится к середине XIX века, когда в Среднем жузе была ликвидирована ханская власть, а вместе с ней произошло ущемление прав прежней правящей верхушки — султанов, считавшихся потомками Чингисхана.
Эпопея “Путь Абая” дает возможность наглядно представить себе роль и значение господствующей верхушки феодально-родовой знати — наиболее влиятельных биев племени тобыкты: Кунанбая, представлявшего род иргиз-бай; Божея, влиятельного бия рода жигитек; Байсала, возглавлявшего крупный род котибак; Суюндика, стоявшего во главе рода бокенши, более бедного и малочисленного по сравнению с другими родами тобыкты; Каратая, главы рода кокше; Кулиншака — рода торгай.
Следует отметить, что названные бии родовых тобыкты как, впрочем, и подавляющее большинство других персонажей романа, — подлинные исторические личности. Их борьба с Кунанбаем за власть в племени тобыкты нашла свое отражение в архивных источниках.
Эпопея дает основание сделать вывод, что биями могли быть лишь представители феодально-родовой знати, зачастую их власть передавалась по наследству в рамках рода. Достаточно сказать, что предком Божея был бий жигитек Кенгирбай, а предком Кунанбая — бий Иргизбай, родоначальник иргизбаев.
Историзм эпопеи проявляется и в раскрытии отношения к женщине в романе “Путь Абая”. В условиях патриархально-феодального быта, которые описываются в эпопее, права женщины были ограничены, совершенно исключалось ее участие в общественной и государственной деятельности.
Нормами казахского обычного права были узаконены такие обычаи, как калым (имущественная сделка между родителями жениха и невесты), аменгерство, многоженство и пр. Глава патриархальной семьи властвовал над женами и детьми.
На примере многих женских судеб в романе показано, как девушка, будучи объектом купли-продажи между ее отцом и будущим мужем или его родителями, нередко против воли выдавалась замуж в другой род, становилась жесир (девушкой, за которую уплачен калым) не только мужа, а всего его рода.
Эти патриархально-родовые традиции сохранили свою силу и во время Абая.
Перед читателями эпопеи проходит целая галерея женских образов, искалеченных человеческих судеб, принесенных в жертву патриархально-феодальному семейному обычному праву. Это трагедии юного Абая и Тогжан, Коримбалы и Оралбая, Умитей и Амира и др.
Касаясь семейно-брачного права, Ауэзов поднимает тему борьбы за равноправие женщины.
За этими краткими сведениями Ауэзову, умевшему глубоко проникать в описываемую им эпоху, раскрывалась трагедия степной жизни, жестокие феодальные устои которой особенно тяжело отражались на бесправном положении женщины, подавляли стремления молодежи к свободному решению своей личной судьбы.
Такие детали, безусловно, сознательно собирались автором, так как, будучи как бы подсмотренными в жизни той далекой эпохи, они придавали особую убедительность и историческую достоверность повествованию.
Писатель показывает далее сочувственное отношение Абая к Оралбаю и Коримбале, его поддержку и совет бежать в город под защиту русских законов, его бессилие помочь им иным путем в самой степи. Подобный художественный домысел совершенно закономерен, так как из хорошо известной биографии Абая можно привести ряд примеров поддержки, оказанной им казахским женщинам, боровшимся за свою свободу.
Тяжелая женская доля в полигамной семье, соответствующей нормам обычного права и шариата, по которому допускалось иметь четырех законных жен, нашла яркое отражение в романе. “Пять юрт стояло впереди.
Это было многолюдное жилище двух младших жен Кунанбая — Улжан и Айгыз. Старшая — Кунке — жила в другом ауле.”. Четвертую жену, шестнадцатилетнюю Нурганым, Кунанбай приводит в дом уже глубоким стариком. Эпопея вводит в мир сложных взаимоотношений жен-соперниц.
Так, во время ссоры жен Кунанбая — Улжан и Айгыз “казалось, два враждующих между собой аула готовились к бою”. Однако наряду с этим в романе нашло отражение и глубоко почтительное отношение к женщине, если она была старейшей в феодальной верхушке рода.
Таким всеобщим уважением в племени тобыкты, как уже отмечалось, пользовалась мать Кунанбая Зере.
Историческое значение эпопея “Путь Абая” проявляется также и в том, что она содержит богатый материал для изучения этнографии казахов второй половины XIX века. Из романа вытекает, что весь быт казахского дореволюционного аула был полностью подчинен пастбищно-кочевому скотоводству, как преобладающей отрасли хозяйствования.
Ауэзов особенно красочно воссоздал народные обычаи, свадебные обряды, народные празднества, связанные с рождением ребенка, поэтические картины молодежи в лунные ночи с песнями у качелей, в которых так ярко проявлялись музыкальность народа, любовь к поэзии, его духовный облик.
Эпопея дает представление о похоронном ритуале, верованиях казахов.
Величие и могущество автора романа в том, что эпопея «Путь Абая» проявляется как единый, целый ансамбль различных сцен. Эти сцены изображают глубокие слои жизни. Многие герои романа рождают представление о казахском народе, о его сложной судьбе, высоких нравственных и духовных качествах.
Это крупное произведение охватывает особенности нескольких жанров романистики — психологический, семейно-бытовой, социальный, философский и другие. Масштабы и многогранность образов и панорам, большое разнообразие людей и разноликость происходящих событий оживляют со всей сложностью и разнообразием то время, когда жил и творил Абай.
Здесь очень уместны слова Чингиза Айтматова о том, что Мухтар Ауэзов со своим талантом, знаниями, мастерскому владению словом умеет всё, то есть является универсалом. Это мастерство сочетается с простотой и своеобразием. Его великая эпопея «Абай», пьесы и рассказы, повести — наследие высочайшего уровня. Мухтар Ауэзов рассказывает обо всём широкомасштабно, в густых красках, от всего сердца.
Мухтар Ауэзов — это такой мир прекрасного, без которого сегодня нельзя представить прошлое и настоящее с их противоречиями, изменениями, историзмом и значением.
В заключение хочется сказать, что в романе-эпопее есть важный поэтический символ, с которым Мухтар Ауэзов сравнивает главного героя. Этот символ — дерево Чинара, которое выросло на каменистой земле и превратилось в большое старое дерево, которое своей кроной, подпирая небесную высь, как бы вопрошает о судьбе своих ростков, о смысле долголетней жизни.
Мухтар Ауэзов в одной из своих статей об Абае подчёркивал, что великий акын является могучим карагачем казахской литературы, и большинство поколений казахских писателей, сидя под тенью его кроны, нашли своё спасение.
По нашему мнению, Мухтар Ауэзов тоже один из тех, кто сидел под тенью этого карагача, самый талантливый и оставшийся в памяти народа как биограф великого Абая.
Литература:
1. Мухтар Ауэзов. Мысли разных лет. — Алма-ата, 1961. С.56.
2. Ауэзова Л. Исторические основы эпопеи “Путь Абая”. — Алма-Ата, 1969.
3. Ауэзов М. О. Как я работал над романами “Абай” и “Путь Абая”. // В кн.: Ауэзов М. О. Абай Кунанбаев. Алма-Ата, 1967. С.360.
Источник: https://moluch.ru/archive/66/10823/
Мухтар Ауэзов: достижения и лучшие произведения
Выдающийся писатель, профессор, основоположник казахской драматургии, доктор филологических наук, заслуженный научный деятель Казахской ССР Мухтар Ауэзов родился в юрте кочевой семьи.
За время творческой деятельности писатель достиг потрясающих успехов в творчестве и стал основоположником драмы в литературе казахского народа.
Узнайте о достижениях знаменитого литератора, прочтите о лучших произведениях писателя.
total.kz
Мухтар Ауэзов: достижения
В начале XX века казахская драматургия и проза переживали процесс становления. Мухтар Ауэзов стал первым литератором, который своими творческими работами способствовал формированию и развитию казахской стилевой школы.
Произведениям писателя присущи лиризм и поэтичность, необычайная пластичность описаний, эмоциональный накал, контрастность характеров и эмоциональных состояний героев. В творчестве автора содержится сочетание эпических национальных традиций и реализма. Его сочинения — это воплощение устоявшихся форм мировой литературы и казахского фольклора.
С приходом советской власти Ауэзов вдвоем с Жусипбеком Аймауытовым начинает выпускать журнал «Абай». Но его закрывают по идеологическим соображениям.
Позже писатель участвует в поиске и сборе рукописных переводов активистов и писателей Дрейпера, Спенсера, Льюиса, отыскивает и изучает произведения Абая Кунанбаева.
Мухтар Ауэзов, биография которого содержит сложные моменты жизни и аресты по политическим мотивам, в 1930 году попадает на 2,5 года в тюрьму. Годы, проведенные в тесной камере, не сломили писателя.
После выхода из тюрьмы автор продолжает писать литературные произведения и пьесы. В этот период он начинает серьезно исследовать творчество Кунанбаева и выпускает первое собрание стихотворений автора.
Параллельно с деятельностью по изучению материалов для создания научного собрания работ Абая Ауэзов, театр для которого всегда играл огромную роль, продолжал писать пьесы. Верный казахскому народу, к 1937 году становится самым известным, а также самым преследуемым писателем-казахом. Органы НКВД изымали его работы из библиотек, запрещали чтение произведений.
Литератор уезжает в Москву, где начинает работать совместно с советским писателем, общественным деятелем и журналистом Леонидом Соболевым. Литераторы пишут трагедию «Абай», проводят исследование фольклора Казахстана.
ru.wikipedia.org
В 1942 году писатель публикует первую книгу произведения «Абай». В 1945-м году литератор пишет либретто оперы «Абай» и сценарий к киноленте «Песни Абая».
За эту работу Ауэзова отмечают важной в СССР наградой — литератор получает орден Трудового Красного Знамени. В 1947-м году автор издает на казахском языке вторую книгу романа «Абай». Через год обе книги выходят на русском.
За труды на литературном поприще в 1948 году писателя награждают Сталинской премией, сумма которой составляет 100 тыс. рублей. Следующие 4 года писатель создает книгу «Путь Абая», которую публикуют в 1952 году.
Спустя 2 года завершает третью книгу трилогии «Путь Абая». Чуть позже в рамках литературных делегаций Мухтар Ауэзов выезжает за рубеж. Параллельно автор пишет «Антологию казахской поэзии».
Произведение «Путь Абая» приносит писателю одну из самых почетных наград того времени — Ленинскую премию. Год спустя писатель посещает США. После возвращения в СССР автор пишет цикл очерков под общим названием «Американские впечатления» и работает над романом «Племя младое». Произведение становится последней работой автора.
Великие люди Казахстана: Абай Кунанбаев
Мухтар Ауэзов: лучшие произведения
Всю жизнь литератор преследовал цель показать в своих произведениях не только угнетение и страдание казахского народа, но и его духовное пробуждение. Главные герои его литературных работ — легендарные исторические личности и современники II половины ХХ века.
Мухтар Ауэзов написал ряд рассказов и повестей («Крутизна», «Судьба беззащитных», «Бок о бок», «На границе»), издал более 20 пьес («За Октябрь», «Каракоз», «Во время испытаний», «Ночной грохот») и либретто опер «Кобланды», «Айман Шолпан». Также автор написал романы «Путь Абая» и «Младое племя».
Вот самые известные работы писателя:
«Енлик и Кебек» (1917)
kk.wikipedia.org
Первым произведением автора стала пьеса «Енлик и Кебек». Это трогательная история об истинной любви, которая не знает преград. В пьесе рассказывается о батыре Кебеке из рода тобыктинцев. Он был сильным и смелым, жаждал совершать военные подвиги.
Чтобы узнать судьбу, он направился к предсказателю Нысану, который напророчил ему смерть от любви. Однажды Кебек отправился на охоту и заплутал. В попавшемся на пути ауле он повстречал удивительную красавицу Енлик и влюбился. Девушка ответила взаимностью. Но молодые не могли связать судьбы — Енлик была обещана в жены пожилому мужчине.
Не желая смириться с судьбой, влюбленные решились на побег и стали жить одной семьей. В любви они родили сына и были счастливы. Но род девушки не мог простить нанесенную обиду — бий приговорил молодых людей к смерти. Енлик и Кебека нашли и убили, а их сына никто не решился взять в семью.
Трогательную пьесу неоднократно ставили на театральных подмостках. В честь возлюбленных и их чистой любви был воздвигнут мемориал.
«Путь Абая» (1942‒1956)
В дилогии «Путь Абая», покорившем мировое сообщество, отображается жизненный путь и деятельность легендарной личности Абая Кунанбаева и его связь с казахским народом.
Ставшее апогеем литературной деятельности Ауэзова произведение «Путь Абая», краткое содержание которого можно написать на одной странице, раскрывает в полной мере сложные душевные переживания главного героя, показывает путь становления личности, описывает любовь к простому народу.
rus.azattyq.org
В роман-эпопею, состоящую из 4-х книг, вошли 2 романа:
Первая книга рассказывает о юности поэта, открывает читателю внутренние противоречия юного писателя.
Мухтар Ауэзов описывает, как в сыне богатого отца просыпается поэтическое дарование, которое юноша направляет служению справедливости и свободы.
Во второй книге автор описывает развитие поэтического таланта Абая, показывает читателю рост его общественного сознания. Книга наполнена жизнью казахского народа.
В третьей книге читатель видит зрелого и закаленного борца-поэта. Его влияние на простых казахов проявляется не возложенной властью и высоким положением в обществе, а неоспоримым нравственным авторитетом. В этой части романа читатели видят Абая наставником молодежи возрождающейся степи.
Четвертая книга отличается исключительным стилем и содержанием.
В произведении показан Абай-гражданин, он становится убежденным философом, который пережил на жизненном пути потери и разочарования, но сохранил верность народу, просветительские идеалы и непреклонность борца за народное процветание.
После потери последнего сына Магаша, который должен был продолжить дело отца, несгибаемый борец за народное благосостояние умирает в терзаниях и размышлениях о том, дадут ли посеянные им семена свободы и равенства благодатные всходы.
Ауэзов стал первым исследователем, собирателем и научным биографом творчества величайшего казахского поэта.Произведения Мухтара Ауэзова до сих пор не теряют актуальности, а пьесы автора и сейчас ставят на театральных подмостках.
Современные писатели Казахстана
Источник: https://nur.kz/1807413-muhtar-auezov-dostizenia-i-lucsie-proizvedenia.html
Мухтар Ауэзов
Мухтар Ауэзов годы жизни (1897 — 1961)
Ауэзов Мухтар Омархан-улы родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Абаевский район, Семипалатинская область). Умер в 1961 году. Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьей Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауез был другом и почитателем творчества Абая.
Образование Мухтар Ауэзов получил в русской школе, учительской семинарии, на филологическом факультете Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, в аспирантуре Среднеазиатского университета.
Первым и самым ранним произведением Ауэзова была пьеса «Енлик-Кебек», основанная на народном предании о трагической судьбе двух молодых людей Сюжет аналогичен истории о вражде семей Монтекки и Капулетти в пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта».
Пьеса «Енлик — Кебек» впервые была поставлена в юрте жены Абая Айгерим и с тех пор не сходит с казахской сцены. Плодотворность творчества Ауэзова выразилась в создании им большого количества рассказов, повестей, пьес, многие из которых экранизированы и широко вошли в театральный репертуар.
Завершение творческие изыскания Ауэзова нашли в романе-эпопее «Путь Абая», состоящем из четырех книг. В произведении отображен путь становления личности Абая в тесной взаимосвязи с судьбой казахского народа, показанной во всей ее многогранности и глубине.
Первая книга — это юность будущего поэта Вторая книга рисует рост общественного сознания Абая и развитие его поэтического таланта. Уже во второй книге романа проявляется вливающийся в симфонию казахской народной жизни мотив взаимоотношений с другими нациями бывшей царской империи, прежде всего с русскими.
Третья книга изображает уже зрелого поэта-борца с непререкаемым нравственным авторитетом. Книга носит в себе элементы назидательства, традиционного для восточной литературы вообще и для казахской в частности. Абай выступает здесь как наставник молодежи обновляющейся степи.
В четвертой книге, особой по содержанию и стилю, Абай-философ и гражданин, уже переживший немало разочарований и потерь, но сохранивший свои просветительские идеалы, верность делу народного процветания и непреклонность борца. Трагически заканчивается жизненный путь Абая, потерявшего последнего из любимых сыновей Магаша, которого мыслил продолжателем своего дела.
Сраженный горем и тяжелым недугом Абай умирает, с тоской размышляя об участи одинокого дерева, сраженного бурей и гибнущего в неведении, дадут ли его рассеянные по миру семена благодатные всходы.
Творческое наследие М.Ауэзова исключительно многообразно и велико. Помимо художественных произведений оно включает в себя многочисленные очерки, публистические статьи, научные исследования.
Ауэзов — первый собиратель, составитель и редактор послереволюционных изданий произведений Абая Кунанбаева, его первый научный биограф и исследователь творчества великого казахского поэта и мыслителя.
Примечательно обращение молодого Ауэзова-ученого к «Манасу», выдающемуся памятнику киргизского фольклора. С 30-х годов Ауэзов выступает не только как литературовед, но и как художественный критик, ный тем, чтобы вклад каждой национальной литературы в сокровищницу искусства был полноценным. Он высоко оценивает в этом смысле творчество Самеда Вургуна и Мусы Джалиля.
Прежде чем начать роман «Путь Абая», Ауэзов занялся биографией и творчеством поэта. Собирание материалов об Абае имело свои любопытные особенности, незнакомые большинству авторов исторических романов.
Дело в том, что о жизни, внешности, работе и характере Абая не было никаких печатных и письменных данных — ни личного архива, ни дневников, ни даже обыкновенных зафиксированных на бумаге воспоминаний о поэте. Все его биографические данные, положенные в основу сюжета романа, Ауэзову пришлось собирать долгое время путем устного опроса знавших Абая людей.
В те же годы молодой Ауэзов видел и постаревшую Дильду, первую жену Абая. Много драгоценных подробностей рассказывала об Абае глубоко преданная его памяти Айгерим, пережившая мужа на десять с лишним лет.
Источник: https://elim.kz/article/93/
Природа в романе Мухтара Ауэзова Путь Абая (стр. 1 из 2)
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
- Политехнический колледж „Прогресс“
- Специальность:
- РЕФЕРАТ
- на тему: «Природа в романе Мухтара Ауэзова „Путь Абая“»
- Выполнил студент
- 1 курса, гр.
- п. Отеген Батыр — 2005
- Природа в романе Мухтара Ауэзова „Путь Абая“
Наверное, одной из важных тем в романе «Путь Абая» является тема природы. А ведь это отчасти понятно — сам автор Мухтар Ауэзов родился на земле Абая, в краю Шынгыстау.
Уже поэтому это место является дорогим и святым для казахов.
Родина Абая, не только Шынгыстау, вся казахская земля — родина Абая. Конечно же, не один лишь Абай есть у казахов.
Говоря о России Пушкина, Англии Шекспира или Германии Гете, мы ни в коем случае не исключаем других великих людей этих стран. Нет.
Но это имена, которые олицетворяют свою страну, свой народ, они как бы срослись в сознании людей воедино и неотделимы друг от друга. Так же и имя Абая.
Проникновенные слова, окрашенные в печальные и грустные тона, словно приветственное письмо будущим поколениям; в них след его непростой жизни, полной творчества и созидания. В этих строках печать тернистого пути, по которому шел Абай. Такой же след сохранился и на тигрином хребте горы Шынгыс, на его пестрых склонах, в овраге, похожем на разноцветный ковер.
Этот след в журчащих весенних водах реки Карауыл, на берегах Ащысу, на тростниках, купающихся в кудрявых волнах озера Сарыколь и в холодной родниковой воде речки Каскабулак. Этот след в пещере Коныр аулие, на священном камне Танбалы, у могилы Нысан абыза и других, им подобных исторических памятниках.
Улицы Семея — Семипалатинска, воды Иртыша, березы на его берегах хранят воспоминания об Абае, доносят до нас дух его времени.
Природа Шынгыстау, четыре времени года вдохновляла своими пейзажами Абая. Чистым воздухом дышал поэт, свежему ветру подставлял свою грудь, поверяя природе свои сокровенные мысли. Природа и поэт — понятия неразделимые.
Степь. От Семея на запад тесьмой тянется дорога. Это та самая дорога, по которой едет из города в родной аул юный Абай, нетерпеливо погоняя коня и торопя своих спутников в эпопее «Путь Абая». С этой дороги видны мирные желтые сопки, зеленые луга, необъятный простор серебристого ковыля…
С нежностью и волнением смотрит Абай на окружающий его мир — на бескрайнюю степь, на простор, на сопки, где он родился и где провел детство». Не раз по дороге отправлялись в Семипалатинск в поисках знаний Шакарим и Мухтар, не раз возвращались в родной Шынгыс, тоскуя по дому и близким.
Двигаясь по Шынгысским горам от перевала к перевалу, окунаясь в голубые миражи, глинистая дорога все время поднимается вверх. Не сразу замечаешь, что поднялся на тысячу метров, выезжая из Семипалатинска в центр Абайского района Карауыл. Самый первый перевал на нашем пути — ущелье Кушикбай. История жизни Абая, его поэзия, мудрые назидания начинаются отсюда.
На самом высоком холме под каменными насыпями похоронен сам Кушикбай. Когда на маленький аул напал враг, прославленный батыр болел оспой. Захватчики не предполагали, что будет предложено сопротивление.
Но гордый и смелый воин , несмотря на свою болезнь и открытые раны, гнал побежденного врага далеко от своей земли. Кушикбай продолжил этот путь до ущелья, где и умер, изможденный борьбой и своей болезнью.
Но давайте сначала отправимся туда, где родился Абай, — в Каскабулак. С двух склонов холма, на той стороне, что смотрит в сторону Семея, раскинулась долина Каскабулак. А речка, текущая в сторону Шынгыстау, именуется речкой Каскабулак Абая. Именно здесь 10 августа 1845 года в казахской юрте родился Абай.
Каждый год весной и осенью аул Кунанбая перекачевывал на берега этой речки. Бабушка Зере, мать Улжан пели колыбельные песни над бесиком — детской кроваткой, в которой лежал маленький Абай.
Из уст бабушки Зере услышал Абай первые сказки, народные сказания Бухара-жырау, Шортанбая, Дулата, Шоже, Сабырбая, трагическую историю любви Енлик и Кебек, о походах и сражениях Абылая и Кенесары.
Между Шынгыстау и Каскабулаком раскинулась долина Ералы, покрытая густой зеленью кустарников. По ней протекает река Ащысу, впадающая в Иртыш, несущий свои воды в океан. Наиболее важным событием этих мест была первая театральная постановка 7 июня 1917 года в Ойкудуке.
В ауле Айгерим, с её разрешения, к юрте, в которой она жила с Абаем, пристроили еще одну юрту, и на такой импровизированной сцене была поставлена пьеса «Енлик-Кебек», написанная двадцатилетним М.Ауэзовым. Роли в пьесе играли внуки и правнуки Абая и Ауэза. История влюбленных Енлик и Кебека также родилась в этом краю.
Жертвы родовой распри, полюбившие друг друга, Енлик и Кебек не пожелали расстаться, как того требовали законы родов, и тогда их привязали веревками к хвостам коней и волокли по земле. Истекших кровью, их бросили у холма Большой Акшокы. Позднее на этом месте люди поставили памятник их бесстрашной и преданной любви.
Народная легенда рассказывает, что на этом же месте умер их маленький сын, который лежал в бесике и долго кричал и плакал, пока не замолк навсегда. Рожденная в Ойкудуке пьеса «Енлик-Кебек» стала жемчужиной казахской драматургии.
Многие песни, стихи Абая родились в Акшокы. Мухтар Ауэзов писал: «Песни и поэмы, рожденные в Акшокы, переписывались и заучивались мгновенно. Овеянные новизной и искренностью, они растекались по всей Арке.
Раньше таких песен не слышали ее просторы. Веками молчаливая и загадочная, степь зазвучала новыми словами и мотивами, разносимыми ветром по всем ее уголкам, словно весна пришла в эти края. Это были звуки новой эры.
..»
Недалеко от Акшокы находится могила Кунанбая, отца Абая, выложенная из черного горного камня. Вот что писал об этом непростом человеке польский путешественник и географ А.Янушкевич: «Кунанбай… большая знаменитость в степи.
Сын простого казаха, одаренный от природы здравым рассудком, удивительной памятью и даром речи, дельный, заботливый о благе своих соплеменников, большой знаток степного права и предписаний корана, прекрасно знающий все российские уставы, касающиеся казахов, судья неподкупной честности и примерный мусульманин…
Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатые… Избранный на должность волостного управителя, исполняет её с редкостным умением и энергией, а каждое его приказание, каждое слово выполняется по кивку головы.
Когда-то он был красивым мужчиной, нынче на его лице следы оспы, несколько лет назад чуть не унесший его в могилу, как Мирабо; во время вдохновенной речи он заставляет слушателей забыть о своем страшном обезображенном лице.
Эти жестокие последствия болезни всякий раз пробуждают в енм сладкие воспоминания о сочувтвие земляков, которое может дать тебе доказательства его заслуг и значения… А все баи недостойны развязать ремешок на обуви Кунанбая».
Но вернемся к склонам Какскабулака. С востока видны хребты Байгабыла, Аралтобе и Борлы. Именно здесь вновь сходится разветвившаяся ранее дорога. Борлы — это место, где родился 28 сентября 1897 года великий писатель и ученый Мухтар Ауэзов.
Безмерно радостный, Ауэзов первым делом отправился в аул Абая сообщить о рождении внука и просить суинши. Эту радость два аула праздновали вместе. В доме, который ныне стал музеем, прошли детские и юношеские годы Мухтара. Сюда он привел свою невесту Райхан. Здесь родились его дети Муглима и Чокан.
Здесь написаны первые рассказы и пьесы «Енлик-Кебек», «Байбише-токал», «На могиле Сыбана». Истории, услышанные от деда Ауэза, от бабушки Динасыл в детские годы, легли в основу сюжета эпопеи «Путь Абая».
На близ лежащих холмах Борлы похоронены его отец Омархан, мать Нуржамал, бабушка Динасыл, старший брат Касымбек и другие родственники Мухтара. А вот дед Ауэз похоронен рядом с Кунанбаем, ведь при жизни они всегда были вместе.
По соседству с Борлы расположены поселки Аралтобе, Тышкан, Байгабыл. На Аралтобе зимовал Абай, в Тышкане — Акылбай, в Байгабыле — Магауия. Все трое занимались наукой и поэзией и потому жили неподалеку от города.
Но вот перед нами, наконец, огромная, точно слон, седая, как старец, гора Шынгыс. С её склонов стекают горные речушки, чьи прозрачные, журчащие воды теряются в зарослях альпийских лугов.
Каждая речка здесь имеет свое название: Шет, Карауыл, Кос, Бузау, Кундызды, Мукыр, Такыр, Бокенши, Колденен, Каражартас, Шаган. На склонах Шынгыстау много видов удивительных растений. Богат животный мир: сайгаки, архары, косули, лисы, волки обитают здесь в большом количесве.
Высоко в горах, куда редко ступает нога человека, бродят куланы, рыси, на вершинах гнездятся беркуты, ястребы. На озерах можно встретить белых лебедей, гусей, диких уток. Здесь часто охотились Абай, Шакарим, Ауэзов. Все трое были страстными охотниками, ценителями скаковых лошадей, ловчих птиц, охотничьих собак.
Последние, тяжелые годы жизни Шакарим прожил, уединившись в горах, проводя дни на охоте, питаясь тем, что давала природа.
Каждый камень в этих местах может поведать об интересных и значительных событиях, происходивших за долгую историю казахов. Все предания пересказать невозможно. Расскажем о наиболее интересных.
Дополнительно известно, что у гор Орда располагались белые юрты Чингисхана. По словам А.Янушкевича, по дороге в Бухару великий хан дважды зимовал в этом месте.
Свидетели тому — разрушенные каменные стены зимовок, построенных его воинами.
На одной из вершин Шынгыстау — горе Хан казахские родоначальники во главе с Майкы бием вознесла на белой кошме великого кагана в знак признания его ханом казахов.
И все же эти места в основном памятны тем, что связаны с именем Абая, Шакарим, Ауэзова. На памятнике, который находится в центре Абайского района, в Караулы, написаны такие слова:
Источник: https://mirznanii.com/a/355401/priroda-v-romane-mukhtara-auezova-put-abaya
Мухтар Ауэзов
Выдающийся писатель, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, профессор, академик АН Казахстана (1946), заслуженный деятель науки (1957).
АУЭЗОВ Мухтар Омарханович (28.09.1897 г. — 27.06.1961 г.) — выдающийся писатель, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук Казахстана (1946), заслуженный деятель науки (1957).
Обучался в аульной школе. Дед Ауэз, друг Абая Кунанбаева, оказал большое влияние на формирование мировоззрения будущего писателя. В 1908 г. Ауэзов учился в медресе Камалиддина, затем на подготовительных курсах русской школы. В 1909 г.
лишился отца, и его на воспитание взял дядя Касымбек, который устроил его в Семипалатинское городское пятиклассное училище на земскую стипендию (1910 — 1915). В пятом классе училища Мухтар написал свое первое произведение «Дауыл» («В бурю»).
В 1915 г. поступил в учительскую семинарию в городе Семипалатинск. В 1917 г. написал пьесу-трагедию«Енлик-Кебек» по мотивам дастана «Жолсыз жаза» Шакарима Кудайберды.
В этом же году женился на Райхан Какенкызы.
Политические перевороты в России (1917), образование Алашского движения (1917) и установление советской власти (1917) изменили его жизнь. Ауэзов организовывает союз «Алашской молодежи», способствует открытию различных кружков, пишет статьи для газет «Алаш» и «Сарыарка».
5–13 мая 1918 году на Всеобщем курултае (съезд) казахской молодежи в Омске избран членом центрального исполнительного комитета. Активный участник образования Всеказахской молодежной организации «Жас азамат», выражающей интересы Алашординского движения.
В городе Семипалатинск совместно с Жусупбеком Аймауытовым выпускает научно-общественный журнал «Абай», в котором печатаются научно-познавательные материалы и статьи на социальные темы, пропагандирующие идею создания цивилизованного национал-демократического общества. После выхода 13 номеров журнал закрывается.
После упразднения Алашского правительства Ауэзов занимается подпольной деятельностью.
В 1918 г. родилась его старшая дочь Мугалима, в 1919 г. — сын Шокан, который умер от тифа.
В 1919 г. окончил Семипалатинскую учительскую семинарию. С 1919 г. Мухтар — сотрудник казахского отделения Семипалатинского губернского революционного комитета. С февраля 1920 г. — заведующий отделением Семипалатинского губернского революционного комитета.
Выпускает газету «Қазақ тілі» («Казахский язык»). В «Открытом письме» к казахскому читателю призывает народ активно участвовать в общественной жизни. В этом же году Ауэзов разводится с Райхан Какенкызы и женится на внучке Абая Камиле Магауиякызы.
С 1921 г. работает в Семипалатинском областном революционном комитете. С ноября по май 1921 г. политический секретарь — член президиума ЦИК Казахской АССР.
В журнале «Қызыл Қазақстан» (№ 3–4, 1921) публикуется рассказ Ауэзова «Қоргансыздың күні» («Судьба беззащитной»). Печатается второй вариант пьесы «Енлик-Кебек» («Теке — Орал»).
В Казахском театре поставлены пьесы Ауэзова «Бәйбіше-тоқал», «Ел, ағасы».
В 1921—1922 гг. Ауэзов критикует политику репрессий казахской интеллигенции и экономического давления Москвы. 7 марта 1922 г. вместе с членом ЦИК Казахской АССР Смагулом Садуакасовым выражают протест большевистской политике и вручают представителю Центрального Комитета РКП (б) В. Г.
Юдовскому письмо, в котором излагались политические, экономические и социальные требования.
Главные из них — о национальной независимости, ликвидации голода, возвращении конфискованных земель казахам, вовлечении казахов в производство, об объявлении казахского языка государственным языком, о развитии национального просвещения, науки и печати — были рассмотрены на заседаниях президиума Казахского обкома РКП (б).
11–20 марта 1922 г. Ауэзов и Садуакасов объявлены «националистами-алашординцами».
В 1922 г. «Қорғансыздың күні» и «Енлик-Кебек» выходят отдельной книгой в г. Оренбург.
Осенью 1922 г. Ауэзов поступает вольнослушателем в Среднеазиатский государственный университет (САГУ) в городе Ташкенте, где сотрудничает с журналами «Шолпан» и «Сана». Публикует рассказы «Қыр әңгімелері» («Степные рассказы»), «Үйлену» («Свадьба») и др.
В 1923 г. исключен из рядов РКП(б). В этом же году поступил в Лeнинградский государственный университет на филологический факультет.
В 1924—1925 гг. учительствовал в Семипалатинском учительском техникуме по поручению Наркомпроса Казахской АССР. Выпустил журнал «Таң», в котором опубликованы рассказы «Кінәмшіл бойжеткен», «Қаралы сұлу»(«Красавица в трауре»), «Ескілік көлеңкесінде» («В тени прошлого»), «Жуандық» („Насилие“).
В 1925 г. возвращается в Ленинград и продолжает учебу. В 1926 г. организовывал научную экспедицию в Семипалатинск по изучению казахского фольклорного наследия, пишет пьесу „Карагөз“.
В 1927 г. выходит книга „Әдебиет тарихы монографиясы“.
В Ленинграде Ауэзов женится на Валентине Николаевне Кузьминой. В 1927 г. у них родился сын Елдес (умер в возрасте 2 лет), затем дочь Ляйля (1929).
В 1927—1929 гг. публикует 20-томный полный сборник рукописей Абая.
В январе 1928 г. пишет роман „Қилы заман“ („Лихие годы“), а в феврале пьесу „Хан Кене“.
В 1928 г. поступает в аспирантуру САГУ в Ташкенте. Во время учебы в аспирантуре, летом, путешествуя по кыргызским степям, изучает и записывает эпос „Манас“.
1929—1930 гг. посвящает себя научной работе и вопросам миграции.
16 сентября 1930 г. арестован органами ОГПУ.
Ему предъявляется ряд обвинений, среди которых — организация подпольной борьбы против советской власти и участие в подготовке вооруженного восстания для ее свержения; выступление против конфискации имущества богатых; формирование национал-буржуазной организации „Алқа“; написание произведений, восхваляющих дореволюционную жизнь и быт казахского народа.
Находился под следствием 2 года. В апреле 1932 г. вынесено решение об условном лишении свободы сроком на три года.
10 мая 1932 г.
Ауэзова заставили выступить в „Открытом письме“ через газету „Социалды Қазақстан“ и „Казахстанская правда“ с заявлением об отказе от своих произведений „Карагөз“, „Енлик-Кебек“, „Хан Кене“, „Қилы заман“ и научно-исследовательских трудов по истории казахской литературы.
Ауэзов устраивается на временную работу учителем казахского языка и литературы в Казахский сельско-хозяйственный институт, по совместительству — заведующим литературного отделения Казахского драматического театра.
С сентября 1932 г. Ауэзов — старший преподаватель, профессор Казахского педагогического института.
Пишет пьесы, прозу (рассказы, повести) „Октябрь үшін“ (1932), „Айман — Шолпан“ (1933), „Тартыс“ (1933), „Плечом к плечу“ („Білікке білек“, 1934), „Три дня“ („Үш кун“, 1934),„Превращения Хасена“ („Қасеннің құбылыстары“, 1934), „Түнгі сарын“ (1934), „Тас тулек“ (1935), „Ақан — Зайра“ (1935), „Следы“ („Іздер“ 1935), „Крутизна“ („Шатқалаң“, 1935), „Песок и Аскар“ („Құм мен Асқар“ 1935), „Тастүлек“ (1935), „Ескілік көлеңкесінде“ („В тенях прошлого“ 1935). „Қараш-Қараш“ (1936).
В 1936 г. Ауэзов участник декады казахской литературы и искусства в Москве, делегат Союза писателей Казахской АССР.
Продолжает писать пьесы и прозу: „Алма бағында“ (1937) „Шекарада“ (1937), Бүркітші» («Беркутчи», 1937), «Ақ қайың» (1938), «Бекет» (1938), «Қалқаман — Мамыр» (1938), «Абай» (1940).
Переводит на казахский язык произведения Н. В. Гоголя, А. Афиногенова, Н. Погодина, К. Тренева, В. Шекспира, рассказы Л. Н. Толстого, Дж. Лондона.
В 1940 г. по сценарию Ауэзова снят фильм «Райхан». Совместно с Л.Соболевым издает сборник «Дала жыры» («Песня степей», 1940), пишет предисловие к сборнику.
В 1941 г. заканчивает роман «Абай». Выход этого романа стал значительным событием в культурной жизни Казахстана.
В годы Великой Отечественной войны пишет пьесы «Сын сағат» (1941), «Намыс гвардиясы» (1942), совместно с А. Абишевым).
В 1943 г. Ауэзов — научный сотрудник научно-исследовательского Института языка, литературы и истории, профессор кафедры казахской литературы Казахского Государственного Университета, где преподает до конца своих дней.
Пишет либретто к опере «Абай» (1944), «Қынаптан қылыш» (1945) и сценарий к фильму «Абай әндерi» («Песни Абая», 1945).
В 1946 году Ауэзов начинает работу над второй книгой об Абае, которая публикуется в 1947 г.
С 1946 г. академик Академии наук Казахстана, доктор филологических наук, профессор. Автор «Истории литературы Казахской ССР», руководитель авторского научного коллектива издания «Истории Казахской советской литературы» (1947).
В 1949 году за роман об Абае становится лауреатом Сталинской премии первой степени, Государственного правительства Казахской ССР.
В 1950 г. выходит 3-я книга романа «Абай».
В 1951 г. Ауэзов награжден орденом «Знак Почета».
В 1951—1954 гг. началась кампания критики творчества Ауэзова. Его называют «национал-алашординцем», обвиняют в публикации произведений казахского фольклора, содержащих элементы пропаганды против России; восхвалении феодализма в романе «Абай», искажении истории Казахстана и истории казахской литературы.
В 1953 г. под угрозой ареста вынужден уехать в Москву. В защиту Ауэзова выступили российские писатели — члены Союза писателей СССР — А.Фадеев, К.Симонов, В.Кожевников, Н.Тихонов.
В 1953 — 1954 гг. читал специальный курс «История литературы народов СССР» в Московском государственном университете.
В 1954 г. возвращается в Алматы и заканчивает роман-эпопею «Путь Абая».
В 1955 — 1957 гг. издается Полное собрание сочинений Ауэзова в 6-томах.
В 1955 г. избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР, становится почетным гостем съезда писателей ГДР в Берлине, совершает 40-дневную поездку в Индию.
В 1956 г. выходит в свет пьеса «Бес дос».
В 1956 г. награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени, в 1957 г. орденом Ленина. В городах Алматы и Москва проводятся юбилейные торжества по случаю 60-летия писателя.
В 1957 — 1961 гг. заведующий отделением устной народной литературы Института языка и литературы Академии Наук Казахской ССР.
Публикуются произведения Ауэзова «Дос-Бедел дос» (1958), «Алуа» (1958).
В 1958 г. Ауэзов участвует в работе 1-й конференции писателей стран Азии и Африки в городе Ташкенте.
Выходит в свет произведения «Асыл нәсiлдер» (1959), «Мысли разных лет» (1959) и монография «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» (1959).
В 1959 г. во второй раз избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
За роман-эпопею «Путь Абая» Ауэзову присуждается Ленинская премия.
Выпустил сборники произведений «Караш-Караш» (1960), роман «Өскен өркен» (1960 — 1961).
В 1960 г. — поездка в Америку, 1961 г. — в Индию.
Ауэзов скончался 27 июня 1961 г. в Москве во время операции.
Похоронен 1 июля на центральном кладбище в городе Алматы.
Творчество Ауэзова сыграло исключительную роль в развитии казахской драматургии. Пьесы «Еңлік-Кебек», «Бәйбіше-тоқал» («Жены — соперницы»), «Қарагөз», «Түнгі сарын» («Ночные раскаты»), «Абай», «Қарақыпшак Қобыланды» и другие вывели казахскую драматургию на мировой уровень.
Ауэзов автор научных трудов по казахскому фольклору, истории и теории казахской литературы, о жизни и творчестве Абая. Ауэзов основал новый раздел казахского литературоведения — абаеведение, дал научную оценку произведениям таких акынов, как Шортанбай, Мурат, Дулат и других, исследовал сказки и легенды о Коркыте, Асан Кайгы, написал объемный научный труд об эпосе кыргызского народа «Манас».
Именем Ауэзова названы Институт литературы и искусства, Казахский академический театр драмы, улицы и школы в городах Алматы, Астана, Семипалатинск и др. В Алматы создан дом-музей Ауэзову.
Изучению жизни и творческого наследия Ауэзова посвящены труды художников и скульпторов К. Телжанова, М. Кенбаева, С. Мамбеева, Е. Сидоркина, Е. Вучетича, Н. Нурмухамбетова и других. Писателю установлены памятники во всех регионах республики. На Казахском телевидении снят 12-серийный фильм о великом писателе (автор А.Тойбаева).
Сочинения Ауэзова неоднократно переиздавались и переводились на многие языки мира.
По решению ЮНЕСКО в 1997 г. во всем мире праздновалось 100-летие со дня рождения Ауэзова.
Литература
Казахстан. Национальная энциклопедия / Гл. ред. Б. Аяган. — Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 — 560 с. — С. 299 — 30.
Акмола: Энциклопедия — Алматы: Атамура, 1995, — 400 с. — С. 292.
Источник: https://e-history.kz/ru/biography/view/5
Сочинение по роману «Путь Абая» М. О. Ауэзова
Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.
Абай Кунанбаев
«Трудной судьбе, жизни великого поэта—просветителя Абая Кунанбаева посвящен роман—эпопея его дальнего родственника известного казахского писателя М. О. Ауэзова «Путь Абая». За это ему по праву присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть «Абай») и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть «Путь Абая»).
В романе показана сложная картина жизни казахского общества второй половины XIX века, когда рушился многовековой кочевой образ жизни казахов. «По широте охватываемого круга тем, глубине мастерства и художественной разработке роман «Путь Абая» представляет собой исключительное явление», — писал академик К. Сатпаев.
Абай — великий поэт, философ, просветитель-демократ, основоположник казахской письменной литературы, композитор, народный заступник. Прочитав роман, я узнала в какое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю.
Степь кипела и перерождалась из-за усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшиеся в неоглядной степи к солнцу, к свету…
И им суждено было дать чудесный плод, имя которому — родоначальник казахской реалистической литературы — Абай!
Абай — сын богатого и алчного феодала Кунанбая. Когда он вернулся в родной аул, отец пытался приобщить его к своим делам. Как посланник Кунанбая, Абай объезжал аулы и выполнял веления отца. В этих сценах видно что у Абая есть все задатки чтобы стать таким же прославленным баем как отец, но совсем не того порядка, какого ждал и требовал Кунанбай.
Ведь Абая не интересуют власть ради власти, личное благополучие и благосостояние в ущерб интересам справедливости и правды. Наверняка Абай стал таким из-за любви к чтению. Автор пишет, что он любил читать восточные произведения. Так же влияние на становление взглядов Абая оказали его Бабушка Зере и мать Улжан, нежно любившие мальчика.
Они хотели, чтобы Абай был достойным человеком, прививали ему положительные качества. Абаю нравилось народное творчество. Когда к ним в аул заехали известные акыны, мать уговорила их остаться на месяц, чтобы порадовать этим Абая. Абай с трепетной любовью относился к своему народу.
Он не желал мириться с миром беззаконий и преступлений, не устраивали его и многие жестокие патриархальные законы.
На протяжении всего романа Абай выступает вместе с народом. Всю жизнь его сопровождает Ербол — простой человек, друг и товарищ с юности. Благодаря Ерболу Абаю удается безнаказано встречаться с его первой любовью, «помолвленной» Тогжан.
Благодаря Тогжан Абай познал вкус настоящей любви, и на протяжении всей книги мы встречаем воспоминания Абая о ней. Второй большой любовью Абая, или продолжением первой, стала любовь к Айгерим, походившая на Тогжан. Абай решил на ней жениться, но права на девушку принадлежали другому.
Абаю удалось предотвратить брак Айгерим, заплатив полностью калым ее отцу и удовлетворив все материальные претензии ее жениха.
Медленно, мучительно назревает конфликт с отцом. Когда Абай взрослеет, его отношения с отцом еще более ухудшаются. Первый случай острого сопротивления мнению отца — это казнь бедного и ни в чем неповинного Кодара.
В развернувшейся после этого случая борьбе, Абай отказывается принимать сторону хитрого Кунанбая.
И чем старше становится Абай, тем больше у него противоречий с отцом и его сторонниками, а позже последователями: Такежаном, Уразбаем, Майбасаром и др.
Как яростно Абай защищает бедняков, когда наступает тяжелое время для народа — джут. Он, не боясь отца, раздает беднякам сено и скот, чтобы уменьшить их бедственное положение.
Многолетняя дружба связывала Абая с Даркембаем. Умудренный жизнью Даркембай — это сама боль, страдания народа, его жизненная стойкость.
Один из многих бедняков, он выделяется решительностью характера, живым языком, ясным умом, живет достойно с пониманием своей моральной правоты.
Именно это чувство позволяет ему, отстаивая интересы Дармена, бросать в лицо Кунанбаю резкие, как удар плети, слова.
Абая характеризует дружба с Базаралы. Этот человек как степной орёл. Он по-настоящему храбрый человек, способный на большие дела. Это степной бунтарь-одиночка.
Дерзко, с бесшабашной удалью под покровом ночи мстит он богачам за унижения и оскорбления. Он проходит сквозь бесконечные преследования, попадает на каторгу.
В конце концов, путь Базаралы пересекается с путем Абая, и он начинает служить людям.
Абай становится заступником народа, он поэт-борец, у него непререкаемый нравственный авторитет.
Он выступал против устаревших патриархально-родовых традиций сохранявших свою силу во времена Абая Молодежь воспринимает Абая как наставника.
Среди «новой» молодежи и сыновья Абая – высокоодаренные юноши — Абиш, Магаш. Как любит их Абай, ведь он видит в них будущее своего народа. Материал с сайта //iEssay.ru
Большую роль на становление личности и творчества Абая сыграло дружба с русскими революционерами и знакомство с русской культурой. Как жадно Абай читал книги, которые ему возили целыми тележками. Литература и искусство – это особое место в жизни Абая. Он живет ими, он воспитывает новые таланты. Бесконечна его любовь к народному творчеству.
Интересные сцены посвящены переводу Абаем «Письма Татьяны» А. С. Пушкина. Сделан не только перевод чудесных пушкинских строк, раскрывающих глубину чувства Татьяны, но и создана мелодия, новая песня. Абай этой песней выразил всю силу своего чувства к любимой им девушке.
Так «Письмо Татьяны» обрело новую жизнь — оно стало любимой песней казахского народа.
Абай и в конце жизни сохранил свои просветительские идеалы, верность делу народного процветания и непреклонность борца. Путь Абая — это был путь страданий, вызванных общественными и личными причинами.
Он страдал из-за того, что унижен, оскорблен, угнетен его народ, из-за того, что всюду видны смрадные язвы окружающей патриархально-феодальной жизни.
Он страдал из-за личных невосполнимых потерь: покинул мир его образованный, наделенный талантом сын Абдрахман, учившийся в Петербурге, а вслед за Абдрахманом и другой сын — одаренный поэт Магаш.
Потеря сразу двух сыновей вместе с другими невзгодами оказалась для него непосильным бременем. Абай умирает, с тоской размышляя об участи одинокого дерева, сраженного бурей и гибнущего в неведении, дадут ли его рассеянные по миру семена благодатные всходы.
«Когда умирает великий человек, свет, оставленный им, продолжает освещать пути человечества в течение долгих, долгих лет», — говорил Генри Лонгфелло. И Абай действительно тот великий человек, творчество которого и по нынешний день живет, и будет жить ещё долго.
На этой странице материал по темам:
- сочинение на тему путь абая мухтара ауэзова — зеркало национальной души и эпос нового времени
- путь абая в сокращении за 4 класс бесплатно
- путь абая том 2 эссе
- сочинение мухтар ауэзов «путь абая»
- путь абая про что книга
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/foreign/a/auezov/sochineniya/put-abaya/sochinenie-po-romanu-put-abaya-m.-o.-auezova