Рассказ «Хвосты» Виталия Бианки повествует о мухе, которая очень хотела себе хвост. Узнать чем закончился этот рассказ, и получила ли муха желаемое можно, прочитав или прослушав данное произведение, на нашем сайте. Также на этой странице можно ознакомиться с вариантом заполнения читательского дневника по данному рассказу.
Хвосты
Слушать рассказ «Хвосты»
Нажмите кнопку «Воспроизведение» и прослушайте рассказ Виталия Бианки «Хвосты».
Текст рассказа «Хвосты»
Прилетела Муха к Человеку и говорит:
— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.
Муха
— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.
— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.
— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.
Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:
— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.
Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.
Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползет.
Слизняк
Подлетела Муха к Слизняку и кричит:
— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.
— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо мое. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.
Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше. Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами.
Рыба и рак
Муха к Рыбе:
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.
Рыба
— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
Муха к Раку:
— Отдай мне твой хвост, Рак!
Рак
— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлеп, шлеп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.
Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему:
— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.
Дятел
— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнезда для детей устраивать?
— А ты носом, — говорит Муха.
— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдешься. Вот гляди, как я долблю.
Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!
Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.
Полетела дальше.
Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:
— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!
Оленуха
Оленуха испугалась.
— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.
Оленята
— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.
— А как же, — говорит Олёнуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.
Нечего делать, полетела Муха дальше.
Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!
Лисица
- «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».
- Подлетела к Лисице, кричит:
- — Отдай хвост!
— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.
— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?
— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! верть! — туда-сюда хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.
Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает:
«Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».
Человек сидел у окошка, смотрел на двор.
Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.
— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.
— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.
Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная!
Подумал и говорит:
— Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у нее, зачем ей хвост.
- — Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу еще у Коровы.
- А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.
- Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:
— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?
Корова
- Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя хвостом по спине — и пришлепнула Муху.
- Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху. А Человек и говорит из окошка:
- — Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоеда.
Читательский дневник
Краткое содержание
Рассказ «Хвосты» повествует о мухе, которая очень хотела себе хвост. Она летала в лес, чтобы найти кого-нибудь из животных, кому бы не нужен был хвост, но не вернувшись вернулось в дом к человеку. Человек посоветовал, попросить хвост у коровы, но подлетев к ней муха погибла от коровьева хвоста.
Главные герои рассказа
- Муха
- Человек
- Слизняк
- Рыба
- Рак
- Дятел
- Оленуха
- Лиса
- Корова
Главная мысль рассказа «Хвосты»
Автор на примере мухи учит нас не быть надоедливыми.
Источник: https://shkolnaiapora.ru/literaturnoe-chtenie/bianki-vitalij-valentinovich/xvosty.html
Отзыв о сказке В.Бианки «Хвосты»
Главной героиней сказки «Хвосты» является Муха. Однажды ей захотелось иметь хвост, просто так, для красоты. Муха стала приставать к Человеку, чтобы он дал ей хвост. Но человек отказал Мухе. Он сказал, что она и без хвоста хорошо летает.
Тогда Муха упрекнула Человека, что другим существам Человек хвосты обеспечил. На это Человек предложил Мухе найти такое живое существо, у которого хвост предназначен только для красоты, и разрешил ей забрать такой хвост себе.
Муха обрадовалась и полетела на поиски. Она приставала с расспросами к рыбе и к раку, но те объяснили ей, что не смогут передвигаться без хвоста. Дятел сказал Мухе, что хвостом он упирается в ствол дерева, когда долбит кору. Олениха белым хвостиком указывает оленятам свое местоположение, а лиса пышным хвостом сбивает с толку собак, что за ней гонятся.
Не сумела Муха найти никого, кому хвост не был бы нужен, и вернулась к Человеку. Она стала ему надоедать, садясь то на лоб, на нос. Чтобы отвязаться от Мухи, Человек отправил ее к Корове, спросить, зачем той нужен хвост.
Муха села Корове на спину и стала донимать вопросами о хвосте, но Корова молчала. Муха продолжала приставать к Корове, и тогда та махнула хвостом и вышибла из Мухи дух. А Человек, глядя на это, сказал, что муха сама виновата в своей участи, потому что слишком надоедлива.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки Бианки «Хвосты» заключается в том, что в природе все устроено рационально и нет ничего лишнего. Хвосты у живых существ предназначены для решения той или иной задачи, а не служат им украшением.
Сказка Бианки учит не быть надоедливым, не докучать людям. Муха всем надоедала, и корова пришлепнула ее хвостом. Не вторгайтесь понапрасну в личное пространство другого существа.
В сказке «Хвосты» мне понравился Человек, который отправил Муху к Корове узнать, зачем той нужен хвост. Если бы Муха была более образована, она бы знала, что коровы используют хвост для борьбы с надоедливыми мухами.
Какие пословицы подходят к сказке «Хвосты»?
Пристает, как муха.
И рыба, и птица хвостом правит.
Лиса хвостом след заметает.
На то и хвост дан кобыле, чтобы мух отгонять.
Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_bianki_hvosty/
Виталий Бианки — Хвосты: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Прилетела Муха к Человеку и говорит:
— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.
— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.
— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.
— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.
Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, но на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:
— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.
Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.
Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:
— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.
— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.
Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше.
Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами. Муха к Рыбе:
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.
— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю. Надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
Муха к Раку:
— Отдай мне твой хвост, Рак!
— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлёп, шлёп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.
Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит, Муха к нему:
— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.
— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать?
— А ты носом, — говорит Муха.
— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдёшься. Вот гляди, как я долблю.
Упёрся Дятел крепким, жёстким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!
Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.
Полетела дальше.
Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:
— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!
Оленуха испугалась.
— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленята пропадут.
— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.
— А как же, — говорит Оленуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — спрятаться. И оленята за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.
Нечего делать, полетела Муха дальше.
Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!
- «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».
- Подлетела к Лисице, кричит:
- — Отдавай хвост!
— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.
— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?
— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! — хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.
Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает:
«Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».
Человек сидел у окошка, смотрел на двор.
Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.
— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.
— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.
Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная!
Подумал и говорит:
— Муха, Муха, вон Корова на дворе. Спроси у неё, зачем ей хвост.
— Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу ещё у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.
Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:
— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?
- Корова молчала-молчала, а потом как хлестнёт себя хвостом по спине — и пришлёпнула Муху.
- Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху.
- А Человек и говорит из окошка:
- — Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоеда.
Источник: https://skazki.rustih.ru/vitalij-bianki-xvosty/
Литературное чтение Тема: В. В. Бианки «Хвосты»
Литературное чтение
Тема: В. В. Бианки «Хвосты»
Дидактическая цель:создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Хвосты» и понимания основной мысли произведения.
- Задачи:
- образовательные:
- расширять и накапливать читательский опыт;
- создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
- развивающие:
- развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
- развивать речь детей;
- расширять представления об окружающем мире живой природы;
- способствовать развитию фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи;
- воспитательные:
- создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
- Планируемые результаты:
- 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- — определять общие для всех правила поведения;
- — определять правила работы в группах;
- — оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивные УУД:
- — определять и формулировать цель деятельности на уроке вместе с учителем;
- — проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- — высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- — отличать верно выполненное задание от неверного;
- — осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
- Познавательные УУД:
- — ориентироваться в учебнике;
- — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- — представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- — проводить анализ учебного материала;
- — проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- — проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
- Коммуникативные УУД:
- — слушать и понимать речь других;
- — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- — читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное;
- — участвовать в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- — знать, что такое тема и идея произведения;
- — уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя.
- Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах и в парах.
- Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык.
- Оборудование:
Для учителя: Книга В.В. Бианки «Хвосты», другие книги писателя для выставки; портрет В.В. Бианки; презентация.
- Для учащихся: карточки, на которых записано начало произведения; карточки с заданиями для групповой работы; карточки с ответами (для выбора правильного); разноуровневые тестовые задания.
- Ход урока
- Повсюду: в лесу на полянке,В реке, на болоте, в полях -Ты встретишь героев Бианки,У них побываешь в гостях.Про птиц, насекомых, лягушекРассказы и сказки прочтёшьИ лучше знакомых зверушек
- Узнаешь, дружок, и поймешь.
— Урок чтения. Какой раздел мы изучаем? (Люби всё живое)
— Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они?(О животных)
— Для чего авторы написали эти произведения?
3. Сообщение темы, цели урока.
I этап. Работа с текстом до чтения.
— Прочитайте, кто автор произведения?
— Какие произведения В. Бианки мы прочитали?
- (Приключения муравьишки, Лесные домишки, Чьи это ноги)
- — О ком в них написано? (О животных)
- — В каких жанрах написаны эти произведения? (сказки – несказки)
- — Почему сказки – несказки?
- (сказки: герои разговаривают, появляются новые герои, повторяются сюжеты.
- несказки: узнаем много новых научных знаний о природе, о жизни ее обитателей).
— Сегодня мы познакомимся ещё с одним из произведений Виталия Бианки. Зная особенности автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся?(Сказка — несказка)
- Записываю на доске предположения: Сказка — несказка.
- — О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
- (О животном)
- Записываю предположения на доске: о животном.
— Давайте прочитаем, как В. Бианки назвал свой рассказ.
— Предположите, о чём будет это произведение.
Высказывания детей записываются на доске.
— Рассмотрите иллюстрации к тексту. Можете предположить, о каких животных пойдёт речь? (муха, рак, рыба, оленуха, слизень)
- Записываю предположения на доске: муха, рак, рыба, оленуха, слизень.
- — А кто будет главным героем мы узнаем, когда отгадаем загадку?
- Целый день она летает,Мне спокойно жить мешает,Прожужжала возле уха
- И на стол уселась …(муха)
- Записываю предположения на доске: муха.
- — Что вы знаете про муху?
(насекомые – вредители, тесно соседствующих с человеком, теплолюбивые и не могут переносить минусовые температуры. Мухи способны чувствовать запахи, а также отлично ориентируются в пространстве. Обычные комнатные мухи могут жить до 40 дней.
Как летающие насекомые, мухи преодолевают огромные расстояния в поисках пищи. Их период активности начинается в апреле-мае, когда среднесуточная температура превышает 12градусов С. Следует помнить, что любые мухи – это потенциальная угроза здоровью.
)
- — Почему Муха главный герой текста «Хвосты» ведь у неё нет хвоста?
- — Прочитайте ключевые слова.
- «Стратегия ключевых слов» Фразы на доске.
- Прилетела Муха к Человеку;
- Рассердилась Муха;
- Обрадовалась и полетела;
- Отдавай хвост!
- Муха видит – ошиблась;
- Так тебе и надо.
Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.
- — Предположите, как могут разворачиваться события?
- Записываю предположения на доске: муха летала к животным за хвостом.
- Постановка целей урока.
— Вам хочется прочитать текст? С какой целью хочется прочитать?
(узнать, для чего нужны хвосты животным и проверить свои предположения)
— Для того, чтоб узнать, на сколько вы были правы, давайте продолжим путешествие взагадочный и сказочный мир природы вместе с героями В.В. Бианки, прочитаем это произведение и проверим наши предположения.
4. Знакомство с текстом.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста.
Диалог с автором. Комментированное чтение. «Чтение вслух с остановками». Словарная работа (по ходу чтения).
После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
1- Почемуименно к человеку прилетела Муха? (Ты хозяин над всеми зверями, ты можешь всё сделать. Мухи живут возле человека)
— Зачем ей хвост? (для красоты)
— Каких животных называют гадами? (картинка)
— Какой вопрос хочется задать автору? (Куда она полетела?)
- 2- Кто такой Слизняк? (похож на улитку)
- — Почему Слизняк не отдал свой хвост?
- 3- Почему Рыба не отдала свой хвост?
- 4 – Почему Рак не отдал свой хвост?
- 5 – Зачем Дятлу хвост?
- 6- Какое чувство было у Оленухи, когда Муха попросила у неё хвостик? (испуг)
— Какой вопрос хочется задать автору? (Почему олениха испугалась?)
— Подтвердилось ли наше предположение?
— Представьте Оленуху без хвостика. Что может произойти? (Оленуха пёстрая, её между деревьями не видно, а хвостик белый видно)
- 7- Почему Мухе захотелось хвост Лисицы?
- 8– Что поняла Муха? (у всех зверей хвост для дела)
- — Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что у всех зверей хвост для дела.
- 9 – Как вы понимаете слово «надоедливая»? (Такой, который надоедает) СЛОВАРЬ
- — Подберите из этой части однокоренные слова к слову «надоедливая». (надоедная, надоеда)
- — Мы сейчас в наше время употребляем это слово – надоедливая, надоедная?
- — Кто его придумал? (Бианки)
— Какой вопрос хочется задать автору? (Что будет дальше?)
- — Подтвердилось ли наше предположение?
- — Как вы понимаете выражение — Дух вон? (испустил дух, умер) СЛОВАРЬ
- 2)Выявление первичного восприятия
— Что вас удивило? Что было самым интересным? (хвосты бывают разные, все выполняют важную роль для животных)
— Проверим наши предположения. В чём мы не правы?
3) Перечитывание текста. Выборочное чтение. Работа в парах.
Работа в парах. Составление рассказа (пересказ) по плану.
– Ребята, проследим путь Мухи, как она искала хвост. С кем встретилась?
Наша работа будет проходить по плану:«В поисках хвоста»
1. В гостях у …2. Место обитания.
3. Осталась Муха с хвостом? Почему?
— Достигла ли своей цели муха? Докажите из текста.
- — Обращаясь к тексту, соедините стрелками «Чей хвост?»
- Лиса
- «У меня и хвоста- то нет: это ведь брюхо моё, я его сжимаю да разжимаю,- только так и ползу»
- Слизняк
- Брюхоног
- «Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку – только щепки полетели»
- Оленуха
«Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне повернуться хвост вправо, поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу».
- Дятел
- «Погонятся за мной собаки, живо меня бесхвостую поймают, а хвостом я их обману»
- Рыба
«Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит»
Корова
«Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь – прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят – беленькое впереди мелькает,- бегут за мной. Так все и убежим от Волка»
Рак
Ей хвост нужен, чтобы отпугивать надоедливых мух
Самопроверка: с экрана. Поднимите руки, у кого правильно.
- Составление Кластера
- — Для чего нужен хвост Слизняку? (передвижение)
- — Кому ещё из этих героев хвост – средство передвижения? (рыба, рак, лиса)
- — В зимнее время для лисы чем ещё является хвост? (покрывало, одеяло)
— Для кого хвост как маяк? Почему? (оленуха)
— Для чего нужен хвост дятлу? (опора) Корове? (защита)
- маяк (оленуха)
- Животные применяют хвост как
- одеяло опору (дятел)
- (лиса)
- передвижение защиту (Корова)
- (Слизняк, рыба, рак, лиса)
— Какой образ создал В. Бианки? Какая Муха по характеру?
- Муха
- Назойливая
- Вредная
- Нудная
- глупая
- 4)Обобщающая беседа.
- — Что вы знали о хвостах, а что нового узнали, прочитав данное произведение?
III этап. Работа с текстом после чтения.
-
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
— Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
3. Творческие задания.
— Ребята, давайте пофантазируем, что могло бы случиться, если бы мухе удалось выпросить другой хвост, у другого животного? (подумать и придумать свое развитие сюжета, обговорить чья сказка понравилась больше? И почему?).
Итог урока
— А сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: «Ворон за море летал, умнее не стал». Как вы думаете, какому герою из сказки можно отнести эту пословицу? Почему?
— Что можно сказать про автора В. Бианки, который написал такое произведение?
(У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю).
– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных! И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!
- Рефлексия.
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что…
- Домашнее задание.
- Подготовить сообщение об одном из героев произведения «Хвосты», пользуясь справочной литературой.
- Приготовить пересказ понравившегося отрывка (встреча с одним из героев) от лица мухи.
- Найти в энциклопедиях сведения о других животных на тему «Значение хвоста».
- Домашнее задание творческое: нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в рассказах или составьте рассказ о любом животном из рассказа (умение извлекать информацию из различных текстов).
Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные сведения о природе.
Поэтому книги, которые он создал – особые, в них присутствует и научное и художественное видение мира, они так и называются НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей.
У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю. Я думаю, что вас заинтересовало творчество Бианки, вам захочется прочитать и другие его произведения и наша встреча с героями его рассказов состоится еще ни раз.
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/literaturnoe-chtenie-tema-v-v-bianki-khvosty.html
Книга Хвосты — читать онлайн. Бианки Виталий Валентинович. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации
- Виталий Валентинович Бианки
- Хвосты
- Прилетела Муха к Человеку и говорит:
— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.
— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.
— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.
— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.
Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:
— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.
Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.
Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползет. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:
— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.
— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо мое. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.
Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше. Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами.
Муха к Рыбе:
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.
— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
Муха к Раку:
— Отдай мне твой хвост, Рак!
— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлеп, шлеп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.
Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему:
— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.
— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнезда для детей устраивать?
— А ты носом, — говорит Муха.
— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдешься. Вот гляди, как я долблю.
Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!
Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.
Полетела дальше.
Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:
— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!
Оленуха испугалась.
— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.
— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.
— А как же, — говорит Олёнуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.
Нечего делать, полетела Муха дальше.
Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!
- «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».
- Подлетела к Лисице, кричит:
- — Отдай хвост!
— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.
— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?
— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! верть! — туда-сюда хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.
Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает:
«Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».
Человек сидел у окошка, смотрел на двор.
Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.
— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.
— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.
Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная!
Подумал и говорит:
— Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у нее, зачем ей хвост.
- — Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу еще у Коровы.
- А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.
- Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:
— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?
- Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя хвостом по спине — и пришлепнула Муху.
- Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху. А Человек и говорит из окошка:
- — Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоеда.
Источник: https://izdaiknigu.ru/bookread-42395