Хвосты — краткое содержание сказки бианки

Рассказ «Хвосты» Виталия Бианки повествует о мухе, которая очень хотела себе хвост. Узнать чем закончился этот рассказ, и получила ли муха желаемое можно, прочитав или прослушав данное произведение, на нашем сайте. Также на этой странице можно ознакомиться с вариантом заполнения читательского дневника по данному рассказу.

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиХвосты

Слушать рассказ «Хвосты»

Нажмите кнопку «Воспроизведение» и прослушайте рассказ Виталия Бианки «Хвосты».

Текст рассказа «Хвосты»

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиМуха

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.

Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползет.

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиСлизняк

Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо мое. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.

Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше. Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами.

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиРыба и рак

Муха к Рыбе:

— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиРыба

— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

Муха к Раку:

— Отдай мне твой хвост, Рак!

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиРак

— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлеп, шлеп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему:

— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиДятел

— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнезда для детей устраивать?

— А ты носом, — говорит Муха.

— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдешься. Вот гляди, как я долблю.

Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!

Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

Полетела дальше.

Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиОленуха

Оленуха испугалась.

— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиОленята

— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.

— А как же, — говорит Олёнуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

Нечего делать, полетела Муха дальше.

Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиЛисица

  • «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».
  • Подлетела к Лисице, кричит:
  • — Отдай хвост!

— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?

— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! верть! — туда-сюда хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает:

«Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».

Человек сидел у окошка, смотрел на двор.

Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.

— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.

Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная!

Подумал и говорит:

— Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у нее, зачем ей хвост.

  1. — Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу еще у Коровы.
  2. А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.
  3. Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

Корова

  • Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя хвостом по спине — и пришлепнула Муху.
  • Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху. А Человек и говорит из окошка:
  • — Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоеда.

Читательский дневник

Краткое содержание

Рассказ «Хвосты» повествует о мухе, которая очень хотела себе хвост. Она летала в лес, чтобы найти кого-нибудь из животных, кому бы не нужен был хвост, но не вернувшись вернулось в дом к человеку. Человек посоветовал, попросить хвост у коровы, но подлетев к ней муха погибла от коровьева хвоста.

Главные герои рассказа

  • Муха
  • Человек
  • Слизняк
  • Рыба
  • Рак
  • Дятел
  • Оленуха
  • Лиса
  • Корова

Главная мысль рассказа «Хвосты»

Автор на примере мухи учит нас не быть надоедливыми.

Источник: https://shkolnaiapora.ru/literaturnoe-chtenie/bianki-vitalij-valentinovich/xvosty.html

Отзыв о сказке В.Бианки «Хвосты»

Хвосты - краткое содержание сказки БианкиГлавной героиней сказки «Хвосты» является Муха. Однажды ей захотелось иметь хвост, просто так, для красоты. Муха стала приставать к Человеку, чтобы он дал ей хвост. Но человек отказал Мухе. Он сказал, что она и без хвоста хорошо летает.

Тогда Муха упрекнула Человека, что другим существам Человек хвосты обеспечил. На это Человек предложил Мухе найти такое живое существо, у которого хвост предназначен только для красоты, и разрешил ей забрать такой хвост себе.

Муха обрадовалась и полетела на поиски. Она приставала с расспросами к рыбе и к раку, но те объяснили ей, что не смогут передвигаться без хвоста. Дятел сказал Мухе, что хвостом он упирается в ствол дерева, когда долбит кору. Олениха белым хвостиком указывает оленятам свое местоположение, а лиса пышным хвостом сбивает с толку собак, что за ней гонятся.

Не сумела Муха найти никого, кому хвост не был бы нужен, и вернулась к Человеку. Она стала ему надоедать, садясь то на лоб, на нос. Чтобы отвязаться от Мухи, Человек отправил ее к Корове, спросить, зачем той нужен хвост.

Муха села Корове на спину и стала донимать вопросами о хвосте, но Корова молчала. Муха продолжала приставать к Корове, и тогда та махнула хвостом и вышибла из Мухи дух. А Человек, глядя на это, сказал, что муха сама виновата в своей участи, потому что слишком надоедлива.

Читайте также:  Волшебная гора - краткое содержание романа манн

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Бианки «Хвосты» заключается в том, что в природе все устроено рационально и нет ничего лишнего. Хвосты у живых существ предназначены для решения той или иной задачи, а не служат им украшением.

Сказка Бианки учит не быть надоедливым, не докучать людям. Муха всем надоедала, и корова пришлепнула ее хвостом. Не вторгайтесь понапрасну в личное пространство другого существа.

В сказке «Хвосты» мне понравился Человек, который отправил Муху к Корове узнать, зачем той нужен хвост. Если бы Муха была более образована, она бы знала, что коровы используют хвост для борьбы с надоедливыми мухами.

Какие пословицы подходят к сказке «Хвосты»?

Пристает, как муха.
И рыба, и птица хвостом правит.
Лиса хвостом след заметает.

На то и хвост дан кобыле, чтобы мух отгонять.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_bianki_hvosty/

Виталий Бианки — Хвосты: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, но на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.

Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.

Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше.

Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами. Муха к Рыбе:

— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю. Надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

Муха к Раку:

— Отдай мне твой хвост, Рак!

— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлёп, шлёп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит, Муха к нему:

— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать?

— А ты носом, — говорит Муха.

— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдёшься. Вот гляди, как я долблю.

Упёрся Дятел крепким, жёстким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!

Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

Полетела дальше.

Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

Оленуха испугалась.

— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленята пропадут.

— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.

— А как же, — говорит Оленуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — спрятаться. И оленята за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

Нечего делать, полетела Муха дальше.

Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!

  • «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».
  • Подлетела к Лисице, кричит:
  • — Отдавай хвост!

— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?

— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! — хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает:

«Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».

Человек сидел у окошка, смотрел на двор.

Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.

— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.

Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная!

Подумал и говорит:

— Муха, Муха, вон Корова на дворе. Спроси у неё, зачем ей хвост.

— Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу ещё у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.

Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

  1. Корова молчала-молчала, а потом как хлестнёт себя хвостом по спине — и пришлёпнула Муху.
  2. Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху.
  3. А Человек и говорит из окошка:
  4. — Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоеда.

Источник: https://skazki.rustih.ru/vitalij-bianki-xvosty/

Литературное чтение Тема: В. В. Бианки «Хвосты»

Литературное чтение

Тема: В. В. Бианки «Хвосты»

Дидактическая цель:создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Хвосты» и понимания основной мысли произведения.

  • Задачи:
  • образовательные:
  • расширять и накапливать читательский опыт;
  • создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
  • развивающие:
  • развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
  • развивать речь детей;
  • расширять представления об окружающем мире живой природы;
  • способствовать развитию фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи;
  • воспитательные:
  • создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
  • Планируемые результаты:
  • 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • — определять общие для всех правила поведения;
  • — определять правила работы в группах;
  • — оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
  • — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • Регулятивные УУД:
  • — определять и формулировать цель деятельности на уроке вместе с учителем;
  • — проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
  • — высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • — отличать верно выполненное задание от неверного;
  • — осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
  • — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
  • Познавательные УУД:
  • — ориентироваться в учебнике;
  • — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • — представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
  • — проводить анализ учебного материала;
  • — проводить классификацию, указывая на основание классификации;
  • — проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
  • Коммуникативные УУД:
  • — слушать и понимать речь других;
  • — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • — читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное;
  • — участвовать в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • — знать, что такое тема и идея произведения;
  • — уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя.
  • Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах и в парах.
  • Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык.
  • Оборудование:
Читайте также:  Анализ стихотворения рассказ танкиста твардовского

Для учителя: Книга В.В. Бианки «Хвосты», другие книги писателя для выставки; портрет В.В. Бианки; презентация.

  1. Для учащихся: карточки, на которых записано начало произведения; карточки с заданиями для групповой работы; карточки с ответами (для выбора правильного); разноуровневые тестовые задания.
  2. Ход урока
  3. Повсюду: в лесу на полянке,В реке, на болоте, в полях -Ты встретишь героев Бианки,У них побываешь в гостях.Про птиц, насекомых, лягушекРассказы и сказки прочтёшьИ лучше знакомых зверушек
  4. Узнаешь, дружок, и поймешь.

— Урок чтения. Какой раздел мы изучаем? (Люби всё живое)

— Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они?(О животных)

— Для чего авторы написали эти произведения?

3. Сообщение темы, цели урока.

I этап. Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте, кто автор произведения?

— Какие произведения В. Бианки мы прочитали?

  • (Приключения муравьишки, Лесные домишки, Чьи это ноги)
  • — О ком в них написано? (О животных)
  • — В каких жанрах написаны эти произведения? (сказки – несказки)
  • — Почему сказки – несказки?
  • (сказки: герои разговаривают, появляются новые герои, повторяются сюжеты.
  • несказки: узнаем много новых научных знаний о природе, о жизни ее обитателей).

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним из произведений Виталия Бианки. Зная особенности автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся?(Сказка — несказка)

  1. Записываю на доске предположения: Сказка — несказка.
  2.  — О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
  3.  (О животном)
  4. Записываю предположения на доске: о животном.

— Давайте прочитаем, как В. Бианки назвал свой рассказ.

— Предположите, о чём будет это произведение. 

Высказывания детей записываются на доске.

— Рассмотрите иллюстрации к тексту. Можете предположить, о каких животных пойдёт речь? (муха, рак, рыба, оленуха, слизень)

  •  Записываю предположения на доске: муха, рак, рыба, оленуха, слизень.
  • — А кто будет главным героем мы узнаем, когда отгадаем загадку?
  • Целый день она летает,Мне спокойно жить мешает,Прожужжала возле уха
  • И на стол уселась …(муха)
  • Записываю предположения на доске: муха.
  • — Что вы знаете про муху?

(насекомые – вредители, тесно соседствующих с человеком, теплолюбивые и не могут переносить минусовые температуры. Мухи способны чувствовать запахи, а также отлично ориентируются в пространстве. Обычные комнатные мухи могут жить до 40 дней.

Как летающие насекомые, мухи преодолевают огромные расстояния в поисках пищи. Их период активности начинается в апреле-мае, когда среднесуточная температура превышает 12градусов С. Следует помнить, что любые мухи – это потенциальная угроза здоровью.

)

  1. — Почему Муха главный герой текста «Хвосты» ведь у неё нет хвоста?
  2. — Прочитайте ключевые слова.
  3. «Стратегия ключевых слов» Фразы на доске.
  4. Прилетела Муха к Человеку;
  5. Рассердилась Муха;
  6. Обрадовалась и полетела;
  7. Отдавай хвост!
  8. Муха видит – ошиблась;
  9. Так тебе и надо.

Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.

  • — Предположите, как могут разворачиваться события? 
  • Записываю предположения на доске: муха летала к животным за хвостом.
  • Постановка целей урока.

— Вам хочется прочитать текст? С какой целью хочется прочитать?

(узнать, для чего нужны хвосты животным и проверить свои предположения)

— Для того, чтоб узнать, на сколько вы были правы, давайте продолжим путешествие взагадочный и сказочный мир природы вместе с героями В.В. Бианки, прочитаем это произведение и проверим наши предположения.

4. Знакомство с текстом.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста.

Диалог с автором. Комментированное чтение.  «Чтение вслух с остановками». Словарная работа (по ходу чтения).

После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

1- Почемуименно к человеку прилетела Муха? (Ты хозяин над всеми зверями, ты можешь всё сделать. Мухи живут возле человека)

— Зачем ей хвост? (для красоты)

— Каких животных называют гадами? (картинка)

— Какой вопрос хочется задать автору? (Куда она полетела?)

  1. 2- Кто такой Слизняк? (похож на улитку)
  2. — Почему Слизняк не отдал свой хвост?
  3. 3- Почему Рыба не отдала свой хвост?
  4. 4 – Почему Рак не отдал свой хвост?
  5. 5 – Зачем Дятлу хвост?
  6. 6- Какое чувство было у Оленухи, когда Муха попросила у неё хвостик? (испуг)

— Какой вопрос хочется задать автору? (Почему олениха испугалась?)

— Подтвердилось ли наше предположение?

— Представьте Оленуху без хвостика. Что может произойти? (Оленуха пёстрая, её между деревьями не видно, а хвостик белый видно)

  • 7- Почему Мухе захотелось хвост Лисицы?
  • 8– Что поняла Муха? (у всех зверей хвост для дела)
  • — Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что у всех зверей хвост для дела.
  • 9 – Как вы понимаете слово «надоедливая»? (Такой, который надоедает) СЛОВАРЬ
  • — Подберите из этой части однокоренные слова к слову «надоедливая». (надоедная, надоеда)
  • — Мы сейчас в наше время употребляем это слово – надоедливая, надоедная?
  • — Кто его придумал? (Бианки)

— Какой вопрос хочется задать автору? (Что будет дальше?)

  1. — Подтвердилось ли наше предположение?
  2. — Как вы понимаете выражение — Дух вон? (испустил дух, умер) СЛОВАРЬ
  3. 2)Выявление первичного восприятия

— Что вас удивило? Что было самым интересным? (хвосты бывают разные, все выполняют важную роль для животных)

— Проверим наши предположения. В чём мы не правы?

3) Перечитывание текста. Выборочное чтение. Работа в парах.

Работа в парах. Составление рассказа (пересказ) по плану.

– Ребята, проследим путь Мухи, как она искала хвост. С кем встретилась?

Наша работа будет проходить по плану:«В поисках хвоста»

1. В гостях у …2. Место обитания.

3. Осталась Муха с хвостом? Почему?

— Достигла ли своей цели муха? Докажите из текста.

  • — Обращаясь к тексту, соедините стрелками «Чей хвост?»
  • Лиса
  • «У меня и хвоста- то нет: это ведь брюхо моё, я его сжимаю да разжимаю,- только так и ползу»
  • Слизняк
  • Брюхоног
  • «Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку – только щепки полетели»
  • Оленуха

«Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне повернуться хвост вправо, поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу».

  1. Дятел
  2. «Погонятся за мной собаки, живо меня бесхвостую поймают, а хвостом я их обману»
  3. Рыба

«Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит»

Корова 

«Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь – прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят – беленькое впереди мелькает,- бегут за мной. Так все и убежим от Волка»

Рак

Ей хвост нужен, чтобы отпугивать надоедливых мух

Самопроверка: с экрана. Поднимите руки, у кого правильно.

  • Составление Кластера
  • — Для чего нужен хвост Слизняку? (передвижение)
  • — Кому ещё из этих героев хвост – средство передвижения? (рыба, рак, лиса)
  • — В зимнее время для лисы чем ещё является хвост? (покрывало, одеяло)

— Для кого хвост как маяк? Почему? (оленуха)

— Для чего нужен хвост дятлу? (опора) Корове? (защита)

  1. маяк (оленуха)
  2. Животные применяют хвост как
  3. одеяло опору (дятел)
  4. (лиса)
  5. передвижение защиту (Корова)
  6. (Слизняк, рыба, рак, лиса)

— Какой образ создал В. Бианки? Какая Муха по характеру?

  • Муха
  • Назойливая
  • Вредная
  • Нудная
  • глупая
  • 4)Обобщающая беседа.
  • — Что вы знали о хвостах, а что нового узнали, прочитав данное произведение?

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

— Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

3. Творческие задания.

— Ребята, давайте пофантазируем, что могло бы случиться, если бы мухе удалось выпросить другой хвост,  у другого животного? (подумать и придумать свое развитие сюжета, обговорить чья сказка понравилась больше? И почему?).

Читайте также:  Ифигения в авлиде - краткое содержание трагедии еврипида

Итог урока

— А сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: «Ворон за море летал, умнее не стал». Как вы думаете, какому герою из сказки можно отнести эту пословицу? Почему?

— Что можно сказать про автора В. Бианки, который написал такое произведение?

(У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю).

– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных! И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

  1. Рефлексия.
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Теперь я знаю, что…
  5. Домашнее задание.
  6. Подготовить сообщение об одном из героев произведения «Хвосты», пользуясь справочной литературой.
  7. Приготовить пересказ понравившегося отрывка (встреча с одним из героев) от лица мухи.
  8. Найти в энциклопедиях сведения о других животных на тему «Значение хвоста». 
  9. Домашнее задание творческое: нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в рассказах или составьте рассказ о любом животном из рассказа (умение извлекать информацию из различных текстов).

Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.

Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные сведения о природе.

Поэтому книги, которые он создал – особые, в них присутствует и научное и художественное видение мира, они так и называются НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей.

У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю. Я думаю, что вас заинтересовало творчество Бианки, вам захочется прочитать и другие его произведения и наша встреча с героями его рассказов состоится еще ни раз.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/literaturnoe-chtenie-tema-v-v-bianki-khvosty.html

Книга Хвосты — читать онлайн. Бианки Виталий Валентинович. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

  • Виталий Валентинович Бианки
  • Хвосты
  • Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:

— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.

Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползет. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо мое. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.

Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше. Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами.

Муха к Рыбе:

— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

Муха к Раку:

— Отдай мне твой хвост, Рак!

— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлеп, шлеп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему:

— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнезда для детей устраивать?

— А ты носом, — говорит Муха.

— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдешься. Вот гляди, как я долблю.

Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!

Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

Полетела дальше.

Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

Оленуха испугалась.

— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.

— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.

— А как же, — говорит Олёнуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

Нечего делать, полетела Муха дальше.

Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!

  1. «Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».
  2. Подлетела к Лисице, кричит:
  3. — Отдай хвост!

— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?

— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! верть! — туда-сюда хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает:

«Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».

Человек сидел у окошка, смотрел на двор.

Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.

— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.

Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная!

Подумал и говорит:

— Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у нее, зачем ей хвост.

  • — Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу еще у Коровы.
  • А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.
  • Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

  1. Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя хвостом по спине — и пришлепнула Муху.
  2. Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху. А Человек и говорит из окошка:
  3. — Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоеда.

Источник: https://izdaiknigu.ru/bookread-42395

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]