13-й подвиг геракла — краткое содержание рассказа искандера

13-й подвиг Геракла - краткое содержание рассказа ИскандераФазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских вопросах, которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.

Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся.

Просто прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».

Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.

Юмор в произведении Эпизоды, связанные со смехом, оказываются важными для понимания художественного замысла автора. Их достаточно много и большинство из них создаются с помощью образа Харлампия Диогеновича и учеников. Школьный учитель мастерски использует юмор в воспитательных целях.

Сочетание детского и взрослого взглядов на жизнь не только придают удивительную лёгкость повествованию, но и задают большую объёктивность затронутой проблематике.

Объединение главного героя и рассказчика в одно лицо позволяет более точно передать произошедшее и главное – дать всему этому оценку.

Мы чувствуем определённое уважение к учителю, благодарное отношение к нему и его воспитательным приёмам, рассчитанным на осмеяние неправильных поступков школьников.

Например, в эпизоде с опозданием ученика он сравнивает его с принцем Уэльским, показывая, что приходить в класс позже учителя это проявление неуважения и собственной распущенности.

Когда же лукавство главного героя раскрыто, то педагог любезно и непринуждённо спрашивает: «Вы что, проглотили артиллерийский снаряд?».

Следующая его фраза ещё более анекдотична: «Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал».

13-й подвиг Геракла - краткое содержание рассказа ИскандераИрония и смех позволяют обнажить негативные моменты в поведении не только конкретных учеников, но и всех остальных людей. Мир художественного произведения становится своеобразной проекцией на всё общество. Ведь у всех у нас есть знакомые, любящие опаздывать, скрывать трусость мнимой отвагой, рассчитывать не на собственные силы, а на чужую помощь.

Простой сюжет, ироничность многих событий в повествовании и яркие образы концентрируют внимание читателя на философской проблематике произведения. Это вопросы чести, трусости и смелости, правды и лжи. Ещё один важный момент – уметь посмотреть на себя со стороны и спустя время уметь дать оценку себе, другим людям и всему происходящему. Рассказчику и главному герою это определенно удалось.

Характеристика персонажей «Тринадцатый подвиг Геракла»

Уже в самом начале повествования мы понимаем, что одним из главных действующих лиц является учитель математики Харлампий Диогенович. Есть в его образе что-то от героя эпохи романтизма. Нам неизвестно ни его прошлого, ни его будущего. Он не похож на других педагогов, которые «были людьми неряшливыми, слабохарактерными».

Харлампий Диогенович пользовался большим уважением. Он никогда не повышал голос на своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. Однако на его уроках ребята всегда вели себя тихо и дисциплинированно. Всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с помощью которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.

Харлампий Диогенович не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. Учитель был греком по происхождению, хоть и носил русское имя. В его отчестве как раз есть отсылка к Древней Греции – Диогенович напоминает о философе Диогене.

13-й подвиг Геракла - краткое содержание рассказа ИскандераОбижаются ли дети на своего учителя за насмешки? Нет. Во-первых, они всегда справедливы и достаточно тактичны. Во-вторых, их цель не унизить человека, а показать лишь то несоответствие между его возможностями, талантом и тем, как он ведёт себя сейчас. Никто не хочет быть смешным и это прекрасно осознавал Харлампий Диогенович. Как отмечает сам рассказчик – он тем самым «закалял наши лукавые детские души», обнажал серьёзные проблемы – будь то человеческая трусость или склонность жить за чужой счёт.

Ещё один главный герой произведения – это сам рассказчик. Он предстаёт в двух возрастах. Во-первых, это тот самый мальчишка, лукавство которого вывел на чистую воду учитель математики. Во-вторых, это уже взрослый рассказчик, наученный жизненным опытом и повествующий нам эту историю.

Герой рассказа – это обычный школьник, который весьма наблюдателен, достаточно умен и даже хитёр.

Он легко и умело использовал обстоятельства (приход медработников) для того, чтобы избежать проверки домашнего задания, которое сам и не выполнил.

Не мог ли он и вправду решить эту задачу про снаряд? Скорее всего, герой просто поленился дома и даже не стал просить помощи у одноклассников, отправившись играть в футбол.

Благодаря прозорливому и внимательному учителю, он впоследствии не только «стал серьезней относиться к домашним заданиям», но и понял о том, что поступок, совершённый в корыстных целях и из-за трусости, никак не может заслуживать уважения, а уж тем более быть героическим. Это всего лишь «тринадцатый подвиг Геракла».

Главная идея рассказа

Открыть для себя смысл этого произведения может каждый читатель независимо от возраста. Автор предельно коротко и вместе с тем интересно рассказывает простую школьную историю. Он не читает нам мораль, не говорит о том, как нужно поступать, не ставит никого в пример. Однако от этого произведение получает ещё больший поучительный контекст.

Во-первых, мы понимаем, что необходимо серьёзно относиться к тому, что ты делаешь. Если ты ученик, то важно своевременно и ответственно подходить к процессу обучения.

Если ты уже взрослый человек, то никогда не мешает вспомнить всё то, что вкладывали в тебя твои родители, воспитатели и учителя.

Рассказчик и главный герой не забыли старания Харлампия Диогеновича, который благодаря своей гениальности и смеху успешно прививал своим подопечным основы нравственности.

13-й подвиг Геракла - краткое содержание рассказа ИскандераПредлагаем прочитать одно из самых известных произведений Фазиля Искандера “Кролики и удавы”, написанного в форме философско-сатирической сказки.

С следующей статье вы сможете прочитать краткое содержание сборинка рассказов Фазиля Искандера “Человек и его окрестности”, где автор делиться своими наблюдениями жизни других людей.

Во-вторых, Ф.Искандер в своём произведении затрагивает важную проблему – трусости и смелости.

Мальчик поступил весьма отважно, но какие цели преследовал герой – уйти от ответственности, не показаться смешным и выставить себя настоящим храбрецом, т. к. он не боялся прививок и уколов, будучи давно больным малярией.

Лишь умный и внимательный учитель заметил, что его ученик поступил совсем нехорошо и помог ему осознать, что хитрость и трусость ведут к духовному и моральному падению.

Не лишён рассказ и множества других смысловых интерпретаций. Это роль учителя в становлении личности, влияние детства и школы, тема смеха и самоиронии, лжи и разоблачения. Ф.Искандеру удалось всё это органично объединить в своём небольшом и удивительном произведении, которое продолжило традиции классической русской литературы.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/fazil-iskander/trinadzatiy-podvig-gerakla.html

Краткое содержание «13 подвиг Геракла»

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.

Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.

Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.

  • Сахаров – прилежный ученик, отличник.
  • Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
  • Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.

Краткий пересказ «13 подвиг Геракла» будет особенно полезен для читательского дневника. После его ознакомления рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 1478.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/iskander/13-podvig-gerakla

Краткое содержание рассказа «13 подвиг Геракла» Ф. Искандера

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году.

Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.
  • Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.

Другие персонажи

  • Сахаров – прилежный ученик, отличник.
  • Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
  • Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

«Тринадцатый подвиг Геракла» очень краткое содержание

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» краткое содержание для читательского дневника:

Новый учитель математики не ругал и не наказывал проштрафившихся учеников, он их просто высмеивал.

Однажды главный герои не выучил домашнего задания и очень боялся насмешек со стороны учителя и одноклассников. Поэтому когда в школу пришли врачи делать прививки от тифа, он убедил их начать не с 5 “А” класса, а с 5 “Б”, в котором сам учился. Врачи согласились, и в течение целого урока проводилась вакцинация.

После ухода докторов время до конца урока еще оставалось, и учитель вызвал «героя» к доске, где все и убедились в том, что мальчик не готов к уроку. Тогда учитель и рассказал о подвигах Геракла, которые он совершал из благородных побуждений. А наш ученик совершил свой «подвиг» из лени и трусости.

Вывод:

Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других.

Короткий пересказ «13 подвига Геракла» Искандера

«13 подвиг Геракла» Искандер краткое содержание:

Читайте также:  Братья - краткое содержание пьесы теренция

Чтобы избежать двойки по математике, пятиклассник устраивает всему классу вакцинацию от тифа. Учитель называет его поступок «тринадцатым подвигом Геракла» и высмеивает перед одноклассниками.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.

Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы.

Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.

Одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать «скорую помощь», но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора остаётся немного времени до конца урока, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей.

Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что сейчас был совершён тринадцатый. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершён из трусости.

Спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь, наверное, и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.

Сюжет рассказа «13 подвиг Геракла» с цитатами

Краткое содержание «13 подвиг Геракла» Искандер с цитатами из произведения:

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

  • Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.
  • Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.
  • Заключение
  • Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.

Видео краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла»

С самого начала произведения видна некая схожесть с рассказами Древней Грецией. Сам заголовок произведения говорит читателю о том, что рассказ будет связан с мифами. Всем известно о двенадцати подвигах Геракла, поэтому интересно прочитать, какой же был новый подвиг Геракла. В итоге оказывается, что это вовсе не является подвигом.

За главную идею произведения можно взять то, что на самом деле смех дает возможность посмотреть на человека с разных сторон, увидеть скрытые черты, помогает признать ошибки, чтобы в дальнейшем не совершать их.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/13-podvig-gerakla.html

Какое краткое содержание рассказа Искандера "13 подвиг Геракла"?

Рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» был опубликован в 1964 г. Читателю, знакомому с древнегреческой мифологией, известно только о 12 подвигах Геракла, а название рассказа обещает поведать о тринадцатом. В итоге оказывается, что никакого подвига не было, а даже наоборот.

Краткое содержание рассказа.

Военное время, начало учебного года в одной из школ где-то на юге, в тылу. В школе работает новый учитель математики Харлампий Диогенович. Очень серьезный и умный, он вызывает невольный трепет учеников.

Абсолютная тишина на уроках только изредка разряжается взрывом смеха — это Харлампий Диогенович отвлекает детей очень остроумными шутками. Шутка была для педагога и мощным воспитательным средством, хорошей альтернативой выговорам и беседам с родителями.

Например, опоздавшего на урок учитель принимал со подчеркнутой почтительностью, так что провинившийся готов был сгореть от стыда.

Во время контрольных работ никто не списывал, зная, что Харлампий Диогенович непременно заметит обманщика и публично засмеет.

Однажды предметом насмешек стал сам рассказчик. Получилось так, что он не решил домашнюю задачу. С началом учебного дня выяснилось, что подобная проблема не у него одного. На этом мальчишка успокоился и с мыслью о том, что задача ошибочна, побежал гонять мяч.

Однако уже со звонком герой случайно узнает, что отличник Сахаров с задачей справился. Но начался урок, и на домашнее задание времени уже не было.

Спасение пришло откуда не ждали: в класс зашли доктор и медсестра, которые обходили школу, делали прививки. Но они ошиблись кабинетом: им нужен был «А» класс. Рассказчик с готовностью вызвался проводить, учитель разрешил.

По дороге школьник узнал, что очередь их класса через урок, и соврал, что как раз в это время они идут в музей, так что лучше все сделать именно на уроке математики. Вернувшись в кабинет, мальчик увидел, что возле доски над задачей мучается Шурик Авдеенко.

Почти гордый тем, что сейчас спасет не только себя, но и товарища, он герой сел на место и стал ждать врачей.

Они, конечно, пришли. По их просьбе Харлампий Диогенович прервал урок, всем сделали прививки.

После ухода врачей еще оставалось время до звонка, и учитель почему-то вспомнил древнегреческого героя Геракла, его двенадцать подвигов. Потом добавил, что в одном ряду с этими героическими поступками следует поставить еще один, тринадцатый.

И здесь учитель сделал уточнение: этот последний подвиг, в отличие от предыдущих, был совершен не из смелости, а из трусости. Конечно, с самого начала все понявший Харлампий Диогенович, вызвал героя-рассказчика к доске и попросил объяснить решение задачи.

Из героя, которому не страшны ни учителя, ни врачи, мальчик, ничего не сумевший сказать, превратился в обыкновенного вруна и двоечника.

О своем «подвиге» рассказывает нам уже взрослый человек, вспоминающий свое школьное детство. После этой истории он стал не только ответственней относиться к учебе, но и понял нечто большее: человек не должен бояться показаться смешным.

Умение смеяться над собой да и чувство юмора вообще — огромная ценность. Благодаря ей даже война, во время которой и происходит эта история, кажется далекой не только территориально, но и нравственно: человек сильнее.

Даже самые тяжелые времена он умеет разрядить смехом.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2638573-kakoe-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-iskandera-13-podvig-gerakla.html

Тринадцатый подвиг Геракла — краткое содержание

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d

   Математик Харлампий Диогенович заметно отличался от своих неряшливых коллег. С его появлением в классе установилась строгая дисциплина. На уроках было так тихо, что директор школы не мог поверить, что ученики на своих местах, а не на стадионе.

Тишина воцарялась, как только учитель заходил в класс, и длилась до конца урока. Иногда был слышен смех. Харлампий Диогенович позволял себе пошутить, а ребятам весело посмеяться.

Например, он мог оказать величайшее почтение опоздавшему ученику, уступив ему дорогу в класс и назвав его вдогонку принцем Уэльским. Учитель никогда не ругался, не вызывал в школу родителей.

На контрольных ребята не списывали, потому что знали, что Харлампий Диогенович сразу узнает такую работу и высмеет нерадивого ученика. Не избежал участи оказаться смешным перед всем классом и рассказчик.

   Однажды он никак не мог решить задачу. Не выполнив домашнее задание, он пришел в школу. Убедившись, что у других ребят решение тоже не сошлось с ответом, мальчик побежал играть в футбол. Перед самым началом урока он узнал, что отличник Сахаров справился с заданием.

И у соседа по парте Адольфа Комарова задача тоже оказалась решена. Рассказчик замер в ожидании того, что спросят именно его. В класс заглянули доктор и медсестра. Они искали пятый «А» класс, чтобы провести вакцинацию.

Мальчик из страха вызвался показать, где находится этот класс и учитель дал ему разрешение. По пути он узнает, что прививку их классу планируют сделать на следующем уроке и сообщает медикам, что класс уйдет в музей.

Забежав перед доктором в класс, рассказчик увидел, что задачу у доски решал Шурик Авдеенко, но объяснить решение так и не смог. Учитель отправил его на место, а за решенную задачу похвалил Адольфа.

   Медики, вернувшись, сообщили, что ребятам необходимо сделать прививки и учитель позволил им занять урок. Первым на прививку вызвали Авдеенко. Он сделал ее без страха, ведь прививка спасла его от возможной двойки.

Адольф Комаров был бледен. Сосед по парте утешал его, но это не действовало. От укола Алик сделался еще бледнее, и доктору пришлось дать ему нашатырь.

Рассказчик гордился перед Аликом тем, что не почувствовал укола, хотя это была неправда. Медики ушли.

   Немного времени оставалось до конца урока. Харлампий Диогенович в задумчивости начал рассказ о двенадцати подвигах Геракла и о некоем молодом человеке, решившим своим тринадцатым подвигом скорректировать греческую мифологию.

Учитель сказал, что этот подвиг был совершен из трусости, а ради чего это было сделано, он попросил объяснить рассказчика, вызвав его к доске. Харлампий Диогенович попросил мальчика рассказать, как он решил домашнюю задачу.

Ученик пытался тянуть время, но выглядел все нелепее и смешнее. С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к выполнению домашнего задания. Рассуждая, он пришел к выводу, что хуже всего, что человек перестает бояться быть смешным. Это может навлечь на него несчастья.

Спесивые римские императоры не увидели вовремя, как на самом деле они смешны, оттого и погибла великая империя.

Источник: http://szhato.ru/iskander/37-trinadcatyy-podvig-gerakla.html

Искандер Фазиль “Тринадцатый подвиг Геракла” Читательский дневник

  • Искандер Фазиль
  • Название: “Тринадцатый подвиг Геракла”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: учеба
  • Число страниц: 12
  • Главные герои и их характеристика:
  1. Рассказчик. Мальчик, ученик 5 класса. Находчивый,
    решительный, смелый, недисциплинированный.
  2. Харлампий Диогенович. Учитель математики.
    Хитрый, умный, насмешливый.
  3. Алик Комаров. Приятель рассказчика, троечник.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Герой рассказа не приготовил задачу и, чтобы не стать
объектом насмешек, решил совершить подвиг. Он позвал врача делать уколы всему
классу.

Сюжет — краткое содержание

  1. Учитель математики Харлампий Диогенович мог
    выставить дураком любого ученика.
  2. Герой не сделал трудную задачу и боялся, что
    учитель станет над ним насмехаться.
  3. Он позвал в класс доктора и медсестру, чтобы они
    сделали уколы от тифа.
  4. Алик Комаров очень боялся уколов, но герой ни
    капельки их не боялся.
  5. После уколов Харлампий Диогенович упомянул
    Геракла и вызвал героя к доске.
  6. Учитель сказал, что свой подвиг герой совершил
    из трусости.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда герой проявил смекалку и
сообразил позвать врача делать уколы в их класс. Правда, герой не подумал о
своих друзьях, и получилось, что он их подставил.

Читайте также:  Волк на псарне - краткое содержание басни крылова

План произведения для пересказа

  1. Талант учителя
  2. Нерешенная задача
  3. Страх героя
  4. Появление доктора
  5. Герой совершает подвиг
  6. Наказание
  7. Наука на будущее
  1. Главная мысль
  2. Всегда лучше сделать все вовремя, чем бояться и
    изворачиваться.
  3. Чему учит эта книга

Рассказ учит дисциплине, ответственности, упорству. Учит не
сваливать свою вину на других. Учит отвечать за свои поступки. Учит не смеяться
над другими.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Рассказ мне показался интересным, но вызывает огромный
протест метод Харлампия Диогеновича. Этот учитель обладал, видимо, завышенным
самомнением, а потому позволял себе смеяться над учениками. Конечно, герой
рассказа поступил плохо, но косвенным виновником этого стал сам учитель,
который так замордовал учеников, что те боялись отвечать больше, чем уколов.

  • Новые слова и выражения:
  • Байроновский дух – эпический стиль.
  • Круговая порука – когда каждый отвечает за каждого.
  • Тиф, малярия – опасные болезни.
  • Пословицы к произведению:
  • Не смейся чужой беде, своя на гряде.
  • Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
  • Презрение к смерти рождает героя.
  • От умного научишься, от глупого разучишься.
  • Каждый храбрец храбр по-своему.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/iskander-fazil-trinadcatyy-podvig/

Искандер Тринадцатый подвиг Геракла — краткое содержание: о чем этот рассказ и каким был 13 подвиг главного героя

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» написал Фазиль Искандер в 1964 году. Как и все произведения этого известного писателя, он пронизан юмором и тонкой иронией.

Несмотря на малую прозаическую форму, рассказ поднимает важные проблемы чести и ответственности за свои поступки. Если нет времени читать рассказ в оригинале, то можно прочесть краткий пересказ и анализ произведения.

Ознакомьтесь с кратким содержанием «Тринадцатого подвига Геракла» Искандера, кто является его главным героем.

Воспитание смехом

Герой произведения Искандера — умный и наблюдательный мальчик. А рассказчик — взрослый, который посмеивается, вспоминая себя в школьном возрасте. Будучи мальчишкой, он еще не осознавал, какой был важный тот урок, который преподал ему мудрый учитель математики.

Школьнику-Искандеру хотелось только обхитрить учителя, которого он при этом уважал и побаивался.

В начале года в школу пришел новый учитель математики, который отличался от других, обычно рассеянных и неряшливых преподавателей этой точной науки. Звали его Харлампий Диогенович.

Он непонятным образом так влиял на учеников, что на его уроках всегда стояла тишина и поддерживалась абсолютная дисциплина.

Если раньше директор боялся, что школьники могут сбежать с занятий на рядом расположенный стадион, то с приходом нового математика об этом у детей даже мысли не возникало.

Это интересно! Вальтер Скотт роман Айвенго: краткое содержание по главам

Харлампий Диогенович никогда не повышал голос, не грозился вызвать родителей в школу и ничем не запугивал учеников.

Его методом, как ни странно, был юмор, с которым он высмеивал провинившегося школяра. Учитель мог, умело используя несоответствия, выставить человека смешным.

При этом вся круговая порука учеников распадалась и виновный оказывался без поддержки, один на один со своим проступком.

Например, опоздавшего на урок школьника математик, заходя в класс, пропускал вперед себя, как «дорогого гостя», провожал взглядом, пока тот стыдливо просеменит к своей парте и произносил ироничное сравнение: «Принц Уэльский». Класс хохотал, а ученик после такого позора поневоле раскаивался и старался больше не попадать в такое глупое положение.

Но вот Харлампий Диогенович проходит к своему столу, садится, и класс тут же смолкает. Начинается урок. Все дети собраны, готовятся получать знания или отвечать домашнее задание. Никто не хочет быть высмеянным.

Так же и на контрольных – математик не ходит между партами, напряженно вглядываясь в тетради детей и не прислушивается к каждому шороху.

Он спокойно сидит на своем месте, перебирая четки. Но никто и не думает списывать, потому что Харлампий Диогенович с первой строчки распознает списанную работу и поднимет на смех перед всем классом.

Так, например, ученик Авдеенко, на очередной контрольной, чтобы списать, сидел в странной позе, вытянув шею. Он выглядел смешно и нелепо. Математик тут же сравнил его с лебедем, который может сломать себе шею, и в шутку попросил отличника Сахарова пересесть к Авдеенко, чтобы шея последнего все-таки не пострадала.

Важно! Таким методом учитель хотел пробудить в ученике чувство собственного достоинства. Быть смешным гораздо обиднее, чем даже прослыть хулиганом или лоботрясом.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/trinadtsatyj-podvig-gerakla.html

Краткое содержание рассказа “Тринадцатый подвиг Геракла” Искандера Ф. А

“Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными”.

А вот один математик в нашей школе отличался от всех других. Он не был ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым. “Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек”.

Появился он в нашем классе с нового учебного года…

Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь,

потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион. Стадион находился рядом со школьным двором…” Дети часто сбегали на стадион, что очень раздражало директора школы. Но только не с уроков математики! Учитель умеет тонко высмеять провинившегося ученика. Никто не хочет оказаться объектом его остроумия. Он “властно и спокойно держал класс в руках… Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее…

Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто

смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним… Весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного”. Однажды объектом высмеивания оказывается и герой-рассказчик. Он не сумел решить домашнюю задачу. И отмахнулся: наверное, в учебнике ответ неправильный!

“Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его Адольф Комаров. Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером.

Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом. Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был”.

Адольф задачу решил. Герою становится все более неуютно. Но вдруг в класс заглядывает медсестра. В школе делают прививки против тифа.

Уж лучше прививки, чем быть высмеянным со своей нерешенной задачей! “Уколов я не боялся, потому что мне делали массу уколов от малярии, а это самые противные из всех существующих уколов”. Но белые халаты ищут пятый “А”. Мальчик учится в пятом “Б”. – Можно, я им покажу, где пятый “А”? – сказал я, обнаглев от страха.

… Этот класс был в одном из флигелей при школьном дворе, и докторша в самом деле могла запутаться…”

Врач говорит, что классу “Б” уколы будут делать на следующем уроке. Мальчик, в надежде избежать позора на уроке математики, выдумывает, что класс “Б” на следующем уроке организованно идет в музей. Доктор и медсестра решают идти в пятый “Б” . Многие дети боятся уколов, особенно Алик Комаров. “С каждой минутой он делался все строже и бледней.

Он не отрываясь смотрел на докторскую иглу… Спина его от напряжения была твердая, как доска…” Алик чуть не упал в обморок во время укола. Рассказчик же, прозванный врачами “малярик”, ведет себя героически. Но вот процедура закончена. – Откройте окно, – сказал Харлампий Диогенович, занимая свое место. Он хотел, чтобы с запахом лекарства из класса вышел дух больничной свободы.

– Как известно, Геракл совершил двенадцать подвигов… – сказал он. – Один молодой человек захотел исправить греческую мифологию.

И совершил тринадцатый подвиг… Мы сразу по его голосу поняли, до чего это был фальшивый и никудышный подвиг, потому что, если бы Гераклу понадобилось совершить тринадцать подвигов, он бы сам их совершил, а раз он остановился на двенадцати, значит, так оно и надо было и нечего было лезть со своими поправками. – Геракл совершал свои подвиги как храбрец.

А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости…” Хитрец все-таки вызван к доске. В домашней задаче речь идет об артиллерийском снаряде. – Артиллерийский снаряд… – бормочет школьник. Харлампий Диогенович высмеивает его: – Вы проглотили снаряд? Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал… Весь класс смеялся.

“Смеялся Сахаров, стараясь во время смеха не переставать быть отличником. Смеялся даже Шурик Авдеенко, самый мрачный человек нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки. Смеялся Комаров, который, хоть и зовется теперь Аликом, а как был, так и остался Адольфом”. “С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям… Позже я заметил, что почти все люди боятся показаться смешными. Особенно боятся показаться смешными женщины и поэты…

Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого “.

(No Ratings Yet) Loading… Краткое содержание рассказа “Тринадцатый подвиг Геракла” Искандера Ф. А« Рабочая программа по музыке 4 класс УМК “Школа России” ФГОС

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-trinadcatyj-podvig-gerakla-iskandera-f-a/

Краткое содержание книги «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф.А. Искандер) | Литрекон

Кратчайшее содержание произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» можно уложить в один абзац. Рассказ советского писателя Ф.А.Искандера повествует о «подвиге» ученика 5«Б» класса, который уговаривает медработников провести во время урока математики вакцинацию от тифа. Так он пытается избежать ответа у доски.

  Однако учитель остроумно высмеивает ученика перед всем классом, называя его поступок «13-ым подвигом Геракла». Вот и все. Но основные события, составляющие сюжет, нужно знать более подробно. В этом Вам поможет краткий пересказ книги от Многомудрого Литрекона, где обозначены все важные детали, но в сокращении.

(402 слова) Начинается повествование с размышления героя-рассказчика об учителях-математиках. По его мнению, все они «неряшливые, слабохарактерные и довольно гениальные». Но их новый математик — Харлампий Диогенович, совершенно отличался от своих коллег.

Всегда аккуратно одетый, гладко выбритый, он установил строгую дисциплину в классе, отчего даже директор ходил проверять: на месте ученики или убежали на стадион? Харлампий Диогенович всегда был спокоен, никогда не кричал, не угрожал наказанием или вызовом родителей в школу, не ходил во время контрольной между парт.

Несмотря на это, никто не смел переговариваться, списывать, смеяться во время его уроков. Иногда, из класса всё же доносился смех, однако он был организован самим учителем. Харлампий Диогенович любил пошутить над провинившимся.

Так, когда кто-то из учеников опаздывал, математик почтительно приглашал войти его в класс, громко и величественно произносил, к примеру: «Принц Уэльский». Класс дружно хохотал, а опоздавший пристыженно садился на своё место.

Однажды рассказчик пришёл в школу с невыполненным домашним заданием по математике, потому что никак не мог решить задачу. Перед самым уроком герой-рассказчик выяснил, что отличник Сахаров и его сосед по парте Комаров всё-таки нашли решение задачки, и теперь очень боялся быть вызванным к доске.

Тут в класс вошли доктор и медсестра. Они искали 5«А», чтобы провести вакцинацию от тифа, но по ошибке зашли к 5«Б». Герой вызвался проводить их к нужному классу из страха быть осмеянным учителем у доски.

По пути он уговаривает доктора и медсестру провести вакцинацию сначала в его классе, так как на следующем уроке они уйдут в музей. Вернувшиеся в 5«Б» медики сообщили, что следует сделать прививки сейчас, и учитель разрешил им занять урок.

Соседу рассказчика по парте Алику стало плохо от укола, поэтому доктору пришлось дать ему нашатырь. Главный герой хвастался перед Аликом, что не почувствовал боли от укола, хотя это была неправда. 

Когда медики ушли, оставалось немного времени до конца урока. Харлампий Диогенович рассказал ребятам о двенадцати подвигах Геракла, а также о человеке, который из трусости совершил тринадцатый подвиг, тем самым, скорректировав древнегреческую мифологию. После этого, он вызвал к доске героя-рассказчика и попросил его решить задачу. Тот стал тянуть время, но, в итоге, казался ещё смешнее.

После этого случая, герой стал внимательнее относиться к выполнению домашнего задания. С годами он понял, что не стоит бояться быть смешным. Возможно, и Римская империя погибла и-за того, что её правители слишком много думали о себе и не умели над собой посмеяться. А их школьный учитель с детства внушал своим ученикам эту простую истину.

Ксения Яблокова

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/trinadtsatyj-podvig-gerakla-iskander/

“13 подвиг Геракла”, краткое содержание

Вариант 1

Читайте также:  Сообщение животные ледяной зоны (доклад для 4 класса, окружающий мир)

В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину».

Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор.

Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха.

Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске станет мишенью для искромётного юмора своего учителя.

Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок к 5 «А».

Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию в 5 «Б». Таким образом ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников.

После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника.

Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственнее стал подходить к домашним заданиям.

Этот подвиг был не из-за смелости, а из-за трусости, из-за того, что он не сделал домашнее задание по математике.

Вариант 2

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии.

Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.

Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович — учитель.

К товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей.

Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков.

Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем.

Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный.

Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики.

Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики.

Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.

Источник: http://interesnyeknigi.ru/kratkoe-soderzhanie-knig/13-podvig-gerakla-kratkoe-soderzhanie/

Читать онлайн Тринадцатый подвиг Геракла страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Так что утверждение насчет того, что пифагоровы штаны якобы во все стороны равны, навряд ли абсолютно точно.

Возможно, у самого Пифагора так оно и было, но его последователи, наверно, об этом забыли и мало обращали внимания на свою внешность.

И все-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, – сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего был.

Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть.

Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион.

Стадион находился рядом со школьным двором и постоянно, особенно во время больших состязаний, мешал педагогическому процессу. Директор даже писал куда-то, чтобы его перенесли в другое место.

Он говорил, что стадион нервирует школьников.

На самом деле нас нервировал не стадион, а комендант стадиона дядя Вася, который безошибочно нас узнавал, даже если мы были без книжек, и гнал нас оттуда со злостью, не угасающей с годами.

К счастью, нашего директора не послушались и стадион оставили на месте, только деревянный забор заменили каменным. Так что теперь приходилось перелезать и тем, которые раньше смотрели на стадион через щели в деревянной ограде.

Все же директор наш напрасно боялся, что мы можем сбежать с урока математики. Это было немыслимо. Это было все равно что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу, хотя она всем порядочно надоела. Он всегда, и зимой и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся.

Со стороны могло показаться, что он больше всего боялся комиссии из гороно, на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина. Когда-нибудь я напишу о ней поэму в байроновском духе, но сейчас я рассказываю о другом.

Конечно, мы никак не могли сбежать с урока математики. Если мы вообще когда-нибудь и сбегали с урока, то это был, как правило, урок пения.

Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного.

Происходило это примерно так. Скажем, иной ученик чуть припоздает на урок, ну примерно на полсекунды после звонка, а Харлампий Диогенович уже входит в дверь. Бедный ученик готов провалиться сквозь пол. Может, и провалился бы, если б прямо под нашим классом не находилась учительская.

Иной учитель на такой пустяк не обратит внимания, другой сгоряча выругает, но только не Харлампий Диогенович. В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход.

Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты.

Он дает знать, что само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него, Харлампия Диогеновича, что его никто не ожидал, и раз уж он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опозданьице, тем более он, скромный учитель, который, конечно же, пройдет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя не скоро отпустят.

  • Все это длится несколько секунд, и в конце концов ученик, неловко протиснувшись в дверь, спотыкающейся походкой идет на свое место.
  • Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь великолепное. Например:
  • – Принц Уэльский.

Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей.

И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле электростанции. Потому что она образцовая.

В крайнем случае, если б ему вздумалось прийти именно к нам, нас бы давно предупредили и подготовили класс к его приходу.

Потому-то мы и смеялись, понимая, что наш ученик никак не может быть принцем, тем более каким-то Уэльским.

Но вот Харлампий Диогенович садится на место. Класс мгновенно смолкает. Начинается урок.

Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Кроме журнала, у него был блокнотик, куда он что-то вписывал после опроса. Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему.

Во время контрольных работ он и не думал бегать между рядами, заглядывать в парты или там бдительно вскидывать голову при всяком шорохе, как это делали другие. Нет, он спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза.

Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее. Так что списывали мы только в самом крайнем случае, если уж никакого выхода не было.

Бывало, во время контрольной работы оторвется от своих четок или книги и говорит:

– Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится.

– Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.

Авдеенко тупо смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.

– Авдеенко думает, что он лебедь, – поясняет Харлампий Диогенович. – Черный лебедь, – добавляет он через мгновение, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко. – Сахаров, можете продолжать, – говорит Харлампий Диогенович.

Сахаров садится.

– И вы тоже, – обращается он к Авдеенко, но что-то в голосе его едва заметно сдвинулось. В него влилась точно дозированная порция насмешки. – …Если, конечно, не сломаете шею… черный лебедь! – твердо заключает он, как бы выражая мужественную надежду, что Александр Авдеенко найдет в себе силы работать самостоятельно.

Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.

Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним.

И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного.

Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс.

И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный.

Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии. Смешным мог оказаться каждый. Разумеется, я тоже не избежал общей участи.

В тот день я не решил задачу, заданную на дом. Там было что-то про артиллерийский снаряд, который куда-то летит с какой-то скоростью и за какое-то время. Надо было узнать, сколько километров пролетел бы он, если бы летел с другой скоростью и чуть ли не в другом направлении.

В общем, задача была какая-то запутанная и глупая. У меня решение никак не сходилось с ответом. А между прочим, в задачниках тех лет, наверное, из-за вредителей, ответы иногда бывали неверные. Правда, очень редко, потому что их к тому времени почти всех переловили. Но, видно, кое-кто еще орудовал на воле.

Но некоторые сомнения у меня все-таки оставались. Вредители вредителями, но, как говорится, и сам не плошай.

Поэтому на следующий день я пришел в школу за час до занятий. Мы учились во вторую смену. Самые заядлые футболисты были уже на месте. Я спросил у одного из них насчет задачи, оказалось, что и он ее не решил. Совесть моя окончательно успокоилась. Мы разделились на две команды и играли до самого звонка.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://dom-knig.com/read_313497-1

Ссылка на основную публикацию