Анализ рассказа два помещика тургенева

Анализ рассказа Два помещика ТургеневаАнализ рассказа Два помещика Тургенева
Анализ рассказа Два помещика Тургенева

История создания Записок охотника

Произведение «Два помещика», краткое содержание которого позволяет оценить события российской действительности девятнадцатого века, входит в тургеневский цикл «Записки охотника».

Анализ рассказа Два помещика Тургенева

Известно, что в 1837 году Тургенев окончил филологический факультет Петербургского университета. И уже на следующий год, несмотря на то, что ему было всего лишь девятнадцать лет, он отправляется на учёбу в Берлин. Так осуществилась его мечта, так как помещичья среда, к которой принадлежал и сам автор, ему не только надоела, но вызывала в нём негодование и отвращение.

И лишь только в 1841 году он возвращается на родину и сразу же публикует своё первое произведение. Критик Белинский высоко оценил его поэму «Параша». Так началась писательская деятельность Тургенева. А в 1847 году, когда выходил первый номер журнала «Современник», он печатает в нём рассказ «Хорь и Калиныч», хотя вообще не собирался публиковать этот очерк.

Панаев, который был одним из основателей журнала, сделал к очерку ещё и подзаголовок «Из записок охотника», хотя никаких рукописей у автора больше не было. Но у очерка был большой успех, и вскоре читатели требовали продолжение «Записок охотника». И тогда Иван Сергеевич решил продолжить этот цикл рассказов. В 1847 году он снова уезжает за границу.

В разлуке с Родиной крепла любовь к своей стране. Он вспоминал своё детство и то, как охотился в Тульской и Орловской губерниях. Эти светлые стороны русской жизни давали ему силы для творчества, и работа над новым циклом продолжалась. Впоследствии рассказы также печатались в журнале «Современник», их оказалось двадцать один.

Отдельной книгой сборник рассказов «Записки охотники» вышел только в 1852 году, но только к уже ранее напечатанным произведениям добавился и двадцать второй рассказ. Им стал «Дикий помещик». Позже было написано ещё три рассказа:

  1. «Стучит».
  2. «Конец Чертопханова».
  3. «Живые мощи».

В 1880 году вышла новая редакция книги «Записки охотника», где уже содержалось двадцать пять рассказов.

Художественная летопись крепостной деревни

Анализ рассказа Два помещика Тургенева

В сборнике рассказов Иван Тургенев показал главного героя крестьянина, который обладает огромными духовными силами. Русское общество оценило новое тургеневское произведение как проповедь освобождения крестьян. Все рассказы, которые были собраны в одно произведение, негативно описывали помещичий быт.

Многие писатели выразили своё восхищение «Записками охотника». Иван Гончаров писал о том, что этот сборник рассказов помогал ему писать. Французский писатель Альфонс Доде назвал это тургеневское произведение «книгой великого романиста». Максим Горький рассказывал о том, с какой жадностью он прочитал произведение Тургенева и как глубоко оно повлияло на него.

Краткое содержание

Рассказ «Два помещика» Тургенева, краткое содержание которого интересует обычно школьников, написан от первого лица. Рассказчик знакомит читателями с двумя помещиками, с которыми он сам часто охотился. Хвалынский немного обрюзг, но всё же высок и строен. Черты лица приятные, но уже щёки обвисли, зубов нет, уже появились морщины. Он всегда опрятно одет, а его сюртук наглухо застёгнут.

Анализ рассказа Два помещика Тургенева

Несмотря на свою доброту, принципы свои Вячеслав Илларионович не нарушает. Если человек низкого сословия, небогат, то он будет смотреть на него сбоку и слегка выговаривая слова.

Если же человек дворянского происхождения, то и генерал-майор уже по-другому будет вести беседу. Хвалынский бережлив, но вот только управляющий у него совершенно глуп.

Но у Хвалынского есть свои вредные привычки:

  • Он любит женский пол.
  • Играет в карты, но только с людьми низшего сословия.
  • Читает лишь только при гостях.
  • Из-за скупости отказывается от почётного звания предводителя.

Характеристика персонажа была бы неполной, если не вспомнить молодость помещика. В молодые годы Хвалынский был адъютантом значительного лица, а вот на войне он никогда не был, лишь только парил начальника в бане. Никогда этот персонаж не был женат, но зато у него есть ключница. Нравится Хвалынскому находиться в центре внимания, любит он и званые обеды.

Экипаж у генерала старинный, такие же старые лошади и лакеи. Не любит Вячеслав Илларионович и возражений. Соседи его уважают, но при этом он у себя никого не принимает. Совсем другой помещик Мардарий Стегунов. Автор выделяет такие черты в его внешности:

  • Полноват.
  • Лыс.
  • Низенький.
  • Имеет двойной подбородок.

Анализ рассказа Два помещика Тургенева

Стегунов любит гостей и живёт просто. Он никогда не служил, поэтому и предпочитает ходить в ватном шлафроке. Он тоже холост, а своим имением он совершенно не занимается. Дом у помещика тоже старинный, в старинные одежды одеты и люди. Хозяйство ведёт сморщенная старуха. Основное занятие Стегунова — ничего не делать.

Однажды в летний вечер рассказчик приехал в гости к Стегунову. Тот обрадовался гостю. Когда они разговаривали на балконе, то увидели сначала, как дворовые гонялись за курами, а затем в саду, перескочив плетень, появляется девочка. Помещик тут же приказывает поймать Наталку. За обедом разговаривают обо всём: об опальных мужиках, которые живут в выселенных дворах, о наказании Васи-буфетчика.

А когда рассказик уезжал, то увидел Васю, который уже спокойно грыз орехи. Тут же Вася заверил рассказчика, что барин его по пустякам не наказывает. И это была старая Русь с её крепостническими порядками.

Характеристика героев

Если внимательно читать тургеневское произведение, то можно обратить внимание на то, что каждого своего героя автор описывает подробно. Характеристика каждого персонажа содержит следующую информацию:

Анализ рассказа Два помещика Тургенева

  1. Внешность.
  2. Описание жилища.
  3. Речь героев.
  4. Поступки.
  5. Характер.
  6. Привычки.

Краткое содержание «Два помещика» подробно даёт описание внешности и характера помещика Хвалынского. Жизнь его двойственна. Так, автор сначала говорит о том, что он находится в «зрелом возрасте», а затем описывает его как человека пожилого, у которого уже нет зубов и щёки обвисли. Но одевается он ещё опрятно и старается выглядеть щеголем.

Несмотря на то что помещика считают человеком добрым, поступками он это не подтверждает. Он заискивает перед тем, кто по званию или происхождению выше, и совсем по-другому общается с теми, кто беднее.

Он отказывается от звания предводителя, потому что нужно будет как-то действовать и совершать поступки. А он этого не умеет, так как Вячеслав Илларионович старается лишь только произвести впечатление.

Не в восторге автор и от умственных способностей помещика. В кратком пересказе невозможно описать подробно всё поведение помещика. А ведь он читает книги только при гостях, а с молодыми людьми старается не спорить, осознавая, что у него нет никаких глубоких знаний.

Соседи считают Хвалынского прекрасным помещиком, а он на самом деле бесхозяйственный и скряга. Поэтому на его фоне другой помещик кажется открытым, настоящим и искренним. Но это тоже не так.

Стегунов действительно естественный, он живёт патриархальной жизнью. Он не читает, но зато его дом всегда открыт для гостей. Но он продолжает использовать телесные наказания крепостных.

Анализ тургеневского рассказа

Произведение написано в традициях реализма. Автор с иронией и сарказмом описывает главных героев, которые для общества кажутся замечательными, а вот нравственно они всё-таки ничтожны. Только во времена крепостного права могли существовать такие личности.

По своему жанру произведение можно отнести к портретному очерку. Образы помещиков раскрываются лишь только в общении с рассказчиком — охотником. Анализ рассказа «Два помещика» Тургенева показал, что крепостное право убивает все человеческие качества не только у крепостных, но и в самих помещиках. Это и есть основная проблема тургеневского рассказа.

Чтобы точнее передать основной замысел своего произведения, его идею и основную мысль, автор использует говорящие фамилии. Так, фамилия Хвалынского указывает на то, что он желает казаться лучше, чем есть на самом деле. Но этот помещик пустой и неинтересный человек.

Анализ рассказа Два помещика Тургенева

Стегунов вначале кажется читателю более симпатичным, так как это явная противоположность Вячеславу Илларионовичу. Но когда рассказчик знакомит читателя ближе с ним, то и этот добрый помещик оказывается жестоким. Его фамилия означает, что помещик стегает своих крестьян за любую провинность, даже малейшую. И такие наказания вызывают у него удовлетворение.

Стегунов оказывается ещё хуже Хвалынского, так как он не считается с крестьянами, унижает их человеческое достоинство. Люди, подобные Васе, которых уже запорол помещик, считают его хорошим барином и думают, что так и должно быть. Для описания своих героев автор использует такие художественно-выразительные средства:

  • Гротеск.
  • Гиперболу.
  • Иронию.

Все современники великого писателя Тургенева отмечали, что он продолжает в своём рассказе гоголевские традиции. Сюжет рассказа должен вызывать смех сквозь слёзы.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/dva-pomeshchika.html

Краткое содержание Тургенев Два помещика

Рассказ входит в сборник Записки охотника

Как следует из названия произведения, в рассказе идет речь о двух помещиках, первый из которых генерал-майор в отставке. Зовут его Вячеслав Илларионович Хвалынский. Это человек высокого роста, моложавый для своих лет, подвижный и жизнерадостный. Морщины на его лице почти не заметны, когда генерал смеется или улыбается.

Однако, несмотря на свой добрый нрав, с людьми, находящимися ниже его по своему положению, генерал не может обращаться на равных, разговаривает с ними свысока, пренебрежительно.

При этом с людьми выше его по званию или социальному статусу он ведет себя, наоборот, очень почтительно и благосклонно. Даже когда проигрывает им в карты, он вовсе никогда не жалуется.

Да и в принципе предпочитает играть с теми, кто победнее или ниже его статусом.

Также Вячеслав Илларионович слывет большим охотником до женщин. Читать он не очень любит, о прошлом своем особо не распространяется.

Обосновался он в небольшом уютном домике, а в прислугах у него ходит необычайно глупый управляющий, а также ключница, женщина зрелых лет, но вовсе еще не старая.

Несмотря на свой возраст, Хвалынский даже сейчас смотрится в глазах окружающих довольно выгодной партией. Генерал просто обожает бывать на различных обедах и публичных мероприятиях, при этом долгих бесед с гостями не любит.

Второй помещик по имени Стегунов Мардарий Аполлоныч совсем другого поля ягода, и похож на Хволынского лишь тем, что является закоренелым холостяком. В отличие от генерала, Стегунов никогда не служил.

Внешность его совершенно иная: росточка он небольшого, полноват, на затылке лысина. Человек он очень жизнерадостный, невероятно щедрый и веселый. Домашними делами заниматься не любит, и особо в это дело не вникает.

Зато Мардарий Аполлоныч всегда рад гостям и щедр на угощения.

Однажды главный герой и рассказчик приехал к Стегунову в гости. Сидели они с хозяином на балконе и тут слышат в отдалении чьи-то крики. Гость интересуется у помещика, что это за звуки. Оказывается, это по приказу Стегунова наказывают Ваську-буфетчика.

Когда рассказчик возвращался от помещика, ему на пути повстречался тот самый Васька. На вопрос, за что его наказали, тот сказал, что за дело, и что лучшего хозяина, чем у него, во всей губернии не сыскать.

И все оставшуюся дорогу рассказчика не покидают мысли о том, в каком ужасном рабстве находится русский народ, и как это рабство деформирует человеческое сознание подневольных и их хозяев.

Как же крепко оно засело в нем! И долго еще не отпустит этих людей и их потомков слепое поклонение своим рабовладельцам, которых они так боготворят.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Два помещика. Картинка к рассказу

Анализ рассказа Два помещика Тургенева

Сейчас читают

  • Краткое содержание Некрасов Мороз, Красный нос
    В крестьянской избушке беда: умер глава семьи Прокл Севастьяныч. Мать нашла гроб для своего ребёнка, старик-отец отправился рыть могилу в промёрзшей земле. Дарья, супруга покойного, готовит саван.
  • Краткое содержание Зощенко Ёлка
    В юмористическом рассказе советского писателя Михаила Михайловича Зощенко рассказывается о праздновании Нового года. В то время рассказчику только исполнилось пять лет. Встречи новогодних праздников
  • Чуковский
    Родился Корней Иванович Чуковский в городе Санкт-Петербург. Он являлся одним из лучших поэтов и публицистов в Советском Союзе.
  • Краткое содержание Пантелеев Фенька
    В небольшом произведении под названием Фенька Л. Пантелеев повествует об одном из обычных вечеров, когда он, увлекшись на диване чтением, вдруг обращает внимание на странные звуки. Шум нарастал со стороны окна
  • Краткое содержание сказки Петушок и бобовое зернышко
    Жили Петушок и Курочка. Петя постоянно спешил, а Курочка советовала ему не торопиться. Петушок не слушал ее советов, делал все по-своему.
Читайте также:  Анализ стихотворения осень есенина

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/turgenev/dva-pomeshchika-kratko

«Два помещика», анализ рассказа Тургенева

Рассказ «Два помещика» из цикла «Записки охотника» должен был быть напечатан в «Современнике» № 10 за 1847 г., но не был пропущен цензурой. Так что он появился только в отдельном издании «Записок охотника» (1852).

Первоначальное название – «Два соседа». Рассказ был отклонён цензурой ещё дважды в 1851 г. в «Иллюстрированном альманахе» и в сборнике «Комета». Цензор Львов, позволивший напечатать «Два помещика», был отстранён «за нерадение к должности».

Литературное направление и жанр

Рассказ написан в гоголевских традициях реализма. Не без иронии и даже с некоторой долей сарказма Тургенев описывает двух «замечательных людей», которые на поверку оказываются нравственно ничтожными. Их личности стали закономерным порождением крепостного права.

Рассказ имеет черты портретного очерка. Образы двух помещиков связаны только соседством с рассказчиком-охотником. Они проявляют свой истинный характер в общении с соседом-помещиком.

Проблематика

Основная проблема рассказа – влияние крепостного права, убивающего человеческое достоинство не только в крепостных, но и в помещиках, которые либо стремятся к почестям, либо живут по старинке, бездумно перенимая самодурство отцов.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с обращения рассказчика к читателям. Он сразу сообщает о намерении рассказать о двух помещиках и начинает с рассказа об отставном генерал-майоре Хвалынском.

Тургенев сначала перечисляет черты помещика милые и даже забавные, как, например, лиловый цвет волос Хвалынского, покрасившего их составом, купленным у мошенника («жида, выдававшего себя за армянина»).

В этом первоначальном обмане – вся суть двойственности героев рассказа.

О Хвалынском читатель узнаёт, что он по-разному разговаривает с людьми более или менее богатыми и чиновными, читает только при гостях, а на войне не бывал, хоть и генерал. Рассказ о ключнице очень близок к истории об одном из гоголевских Иванов, который женат не был, но ключница его имела множество детей, зовущих его тятей.

В целом генерал Хвалынский соответствует своей говорящей фамилии, то есть хочет казаться гораздо лучше, чем есть на самом деле, но человек он пустой.

Второй помещик, Стегунов, поначалу во всём противопоставляется первому, включая внешность, быт и занятия. Читателю уже кажется, что этот помещик будет более симпатичным.

Но тут охотник рассказывает, как гостил у милейшего гостеприимного Стегунова, а «таких помещиков у нас на Руси ещё довольно много».

При ближайшем знакомстве добряк-помещик оказывается бесчеловечно жестоким, способным травить человека, как лесного зверя, не заботящимся о своих крепостных. Он расправляется с крепостными за малейшую провинность и получает от этого истинное удовольствие.

Таким образом, второй помещик оказывается гораздо хуже первого, потому что, хотя и не выказывает своего презрения к безродным крестьянам, но унижает их человеческое достоинство.

Кульминация и развязка рассказа – разговор с только что выпоротым буфетчиком Васей, считающим своего барина лучшим во всей губернии. Его человеческое достоинство уже исчезло, запоротое добрым барином.

Последние слова рассказа – мысль рассказчика о старой Руси – были обидны многим современникам, считавшим, что герои рассказа – большая редкость.

Герои

Тургенев даёт подробную характеристику своим героям, описывая их внешность, дом, привычки, поступки, характер и речь.

Подобно Гоголю, создавшему в «Мёртвых душах» галерею помещиков, Тургенев, исходя их своей задачи, делает второго помещика более пропащим и безнадёжным в нравственном отношении, чем первого.

Трудно даже понять, использует ли Тургенев гротеск как приём осмеяния помещиков или такие диковинные люди действительно водились на Руси в середине 19 в.

Внешность Хвалынского двойственна. С одной стороны, автор называет его человеком «в зрелом возрасте, в самой… поре», с другой сообщается, что у него нет некоторых зубов, щёки обвисли, сам он обрюзг, а редкие волосы поменяли цвет. По одежде героя можно сделать вывод, что он стремится выглядеть щеголем.

Хвалынский называется человеком очень добрым, но его привычки говорят о другом: в беседе с низшими чинами он презрительно проглатывает слова, стремится к почёту, но от звания предводителя отказывается, ведь это требует действий! Одним словом, генерал силён там, где надо произвести впечатление.

Тургенев скептически отзывается об уме Хвалынского, который книги читает только при гостях, а споров, особенно с молодыми людьми, избегает. Хвалынский скряга, хозяйство вести не умеет, но соседи считают его прекрасным помещиком, человеком бескорыстным, «с правилами».

На его фоне Стегунов (его фамилия тоже говорящая, он с удовольствием стегает своих крепостных) кажется открытым и искренним. Он – сама естественность, не пытается казаться чем-то иным.

Стегунов нигде не служил, это низенький пухленький старичок с брюшком. Его одежда – полосатый шлафрок на вате. Жизнь его патриархальна.

Его дом похож на множество домов других помещиков, где книги преданы забвенью, люди одеты по-старинному, по традиции обращаются к гостям. Стегунов хлебосолен.

Тургенев недаром несколько раз подчёркивает, что его герой ничем не занимается. Такое безделье приводит к нравственным извращениям, какие и проявляются в ловле чужих кур на своём участке (помещик пять раз подряд спрашивает, чьи куры ходят по его участку), травле крепостных или телесных наказаниях.

Стилистические особенности

В рассказе «Два помещика» Тургенев проявил себя как почитатель и последователь гоголевских традиций. Рассказ должен был вызвать у читателей смех сквозь слёзы.  В описании помещиков Тургенев использует гиперболу, иронию, гротеск. А может быть, и действительно были такие помещики в его времена? Именно к такому выводу должен прийти читатель и ужаснуться.

  • «Два помещика», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • По произведению: «Два помещика»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/1099-dva-pomeschika-analiz

Рассказ И.С.Тургенева «Два помещика»

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Разное / Рассказ И.С.Тургенева «Два помещика»

  Скачать сочинение

    Я прочитал рассказ «Два помещика» из цикла Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника».
    В рассказе повествуется о двух помещиках, которые были холостяками и только этим, как будто, они сходились между собой. Первый из них – Вячеслав Иларионович Хвалынский – состоял в молодые годы адъютантом у какого-то значительного лица.

«Представьте себе человека высокого и когда-то стройного, теперь же несколько обрюзглого, но вовсе не дряхлого, даже не устарелого, человека в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре».

«…Вячеслав Иларионович выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы, наконец называет себя старым кавалеристом…» «Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными». С людьми небогатыми и незнатными общаться, как с равными себе, не может; глядит на них как-то сбоку, говорит скороговоркой в приказном, снисходительном тоне.

«Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует». «…Удивительная происходит в нем перемена: и улыбается–то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит – медом так от него и несет…». Особенно хорош генерал Хвалынский на больших званых обедах, на торжественных и публичных актах, экзаменах, собраниях и выставках.

«…Тут он, можно сказать, совершенно в своей тарелке», исполнен покровительства и самостоятельности, полон чувства собственного достоинства и важности. Однако живет в небольшом домике, один, читает мало, дома никого не принимает, живет скрягой. «Хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял к себе в управители … необыкновенно глупого человека».

    Другой же помещик Мардарий Аполлоныч Стегунов был, на первый взгляд, противоположностью Вячеславу Иларионовичу. Он нигде не служил и никогда не почитался красавцем. «Мардарий Аполлоныч старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. Он большой хлебосол и балагур; живет, как говориться, в свое удовольствие…».

«Живет Мардарий Аполлоныч совершенно на старый лад. И дом у него старинной постройки: в передней, как следует, пахнет квасом, сальными свечами и кожей; … в столовой фамильные портреты, мухи, большой горшок ерани и кислые фортопьяны; … в кабинете шкапы с вонючими книгами пауками и черной пылью… Словом, все, как водится».

Мардарий Аполлоныч хозяйством занимается поверхностно, и только иногда выезжает в поле посмотреть на хлеба и васильков нарвать. Молотильная машина заперта в сарай, хозяйством заведует бородатый мужик в тулупе, домом — сморщенная скупая старуха. Сам же помещик никогда ничем не занимается, и даже «Сонник» перестал читать.

Однако гостей принимает очень радушно и угощает на славу, даже чересчур настойчиво и назойливо. Например, заставляет пить водку молодого священника, который не смеет отказать хозяину. Ради забавы устраивает настоящую травлю на трех кур в своем саду, а потом отбирает их. С удовольствием прислушивается к звукам порки Васи буфетчика.

А вот судьбой собственных крестьян абсолютно не интересуется. Довод один и совершенно убедительный: «Коли барин — так барин, а коли мужик – так мужик».      Я думаю, что писатель насмехается над этими помещиками. Оба они не занимаются ни хозяйством, ни каким-либо другим делом. Оба ведут никчемную, пустую жизнь. Генерал Хвалынский напоминает мне важного, надутого и самодовольного индюка, а Мардарий Аполлоныч – глупого, ленивого поросенка, который любит развлекаться и объедаться.

    Иван Сергеевич Аксаков, талантливый публицист, придерживавшийся славянофильских воззрений, увидел в «Записках охотника» И.С. Тургенева «стройный ряд нападений, целый батальный огонь против помещичьего быта России».

Цензор, пропустивший книгу в печать, был отстранен от должности, хотя все рассказы сборника (кроме «Двух помещиков») прежде по отдельности прошли через цензурный комитет.

Тургенев, давно уже досаждавший властям был сослан в Спасское – Лутовиново, что, впрочем, только прибавило ему популярности.

12767 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Разное / Рассказ И.С.Тургенева «Два помещика»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00015701184864154508

Записки охотника образы помещиков

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ

Но главная сила удара по крепостному строю со-Образы средоточена Тургеневым в изображении им хозяев усадьбы и деревни — помещиков-крепостников. Рисуя их образы, Тургенев иногда бросает как бы мимоходом лишь быстрый, но много говорящий штрих, вкрапливая его в ткань повествования; иногда же он даёт цельное раскрытие образа, поскольку это позволяют рамки небольшого рассказа.

Выразителен образ мелкого помещика Полугыкина, сватающегося за всех богатых невест в губернии и неизменно получающего отказ.

Это страстный охотник, поклонник «французской кухни», «тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой, рыба — грибами, макароны порохом…

» Каждый день Полутыкин «оттягивает» своего  «доброго мужика» Калиныча на охоту, не давая ему возможности вести хозяйство и оплачивая его подневольное сотрудничество гривенником на лапти… «в прошлом году».

Запоминайся Зверков, занимавший важное место в Петербурге, слывший человеком «дельным», горделиво убеждённый, что он «знает своё собственное отечество» и народ, н с такимтупым и слепым лицемерием загубивший жизнь несчастной Арины в угоду дикой прихоти своего «ангела» — жены.

Подстать им молодой помешик Аркадий Павлович Пеночкин-«мерзавец с тонкими манерами», по характеристике Белинского, едва ли не самый отвратительный из всех «благородных господ» в «Записках охотника». Тургенев даёт ему подробную характеристику.

Читайте также:  Проблемы поднятые в романе война и мир толстого

Он, гвардейский офицер в отставке, получил «отличное» воспитание, «отлично и со вкусом» одевается, «удивительно хорошо себя держит», «собою весьма недурён», «мастерски» играет в карты, любит музыку, выписывает французские книги и газеты. Пеночкин «потёрся в высшем обществе» и «дурным обществом решительно брезгует».

Свой деревенский дом он содержит «в порядке необыкновенном», задаёт «отличные обеды», ласково принимает гостей. Дом его «построен по плану французского архитектора», «люди одеты по-английски», свою речь он постоянно пересыпает французскими фразами. Пеночкин «считается одним из образованнейших дворян и завиднейшим женихом…

губернии»; «дамы от него без ума и в особенности хвалят его манеры». Но когда однажды камердинер Фёдор подал к завтраку ненагретое красное вино, «образованнейший дворянин» Пеночкин «вполголоса и с совершенным самообладанием» проговорил «сквозь свои прекрасные раздушенные усы» вошедшему на его звонок слуге: «Насчёт Фёдора… распорядиться…»

Несчастного Фёдора ожидала порка. И тогда ясно читателю, почему дворовые люди Пеночкина «посматривают…

исподлобья», почему, когда крестьяне Шипиловки увидали приехавшего барина, то «тревожное волнение, видимо, распространилось по селу», а мальчишки с воплем убегали в избы и оттуда уже не показывались.

И понятно читателю, почему так по сердцу пришёлся Пе-ночкину его «государственный человек»-бурмистр Софрон, у которого всё барское хозяйство было «в отличном порядке» н только «унылы» были лица мужиков.

В статье «Памяти графа Гейдена» В. И. Ленин использовал образ Пеночкина, дав превосходное применение этого образа при характеристике либерального аристократа«гуманиста» Гейдена: «Перед нами — цивилизованный, образованный помещик, культурный, с мягкими формами обращения, с европейским лоском. Помещик угощает гостя вином и ведет возвышенные разговоры.

«Отчего вино не нагрето?» — спрашивает он лакея. Лакей молчит и бледнеет. Помещик звонит и, не повышая голоса, говорит вошедшему слуге: «Насчёт Фёдора… распорядиться». Вот вам образчик гейденовской «гуманности»… Тургеневский помещик тоже «гуманный» человек…

по сравнению с Салтычихой, например, настолько гуманен, что не идет сам в конюшню присматривать за тем, хорошо ли распорядились выпороть Фёдора. Он настолько гуманен, что не заботится о мочении в солёной воде розог, которыми секут Фёдора.

Он, этот помещик, не позволит себе ни ударить, ни выбранить лакея, он только «распоряжается издали», как образованный человек, в мягких и гуманных формах, без шума, без скандала, без «публичного оказательства»… Совершенно такова же гуманность Гейдена» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 13, стр. 40-41).

Отталкивающее впечатление производит и помещик Марда-рий Аполлоныч Стегунов, хлебосол и балагур, низенький, пухленький, лысый старичок с «порядочным брюшком», «двойным подбородком» и «мягкими ручками», владелец пятисот «душ», живущий, «как говорится, в своё удовольствие».

«Я человек простой,- говорил Стегунов о себе,- по-старому поступаю. По-моему: коли барин — так барин, а коли мужик — так мужик…» На деле это значило: «плохих» и «опальных» мужиков можно «не жаловать» и расправляться с ними по барской воле.

Что их жалеть? Ведь они, по беспредельно циническому замечанию живущего «в своё удовольствие» Стегунова, «не переводятся… Пло-дущи проклятые». И когда от конюшни, где, по приказу Стегунова, «шалунишку наказывают…

Васю-буфетчика», доносятся звуки «мерных и частых удароз», то Мардарий Аполлоныч с добрейшей улыбкой вторит этим звукам: «Чюки-чюки-чюк! Чюки-чюк! Чюки-чюк!»

Образы крепостников-самодуров и капризных барынь, у которых под управлением плутов и грабителей-бурмистров стонут забитые и обнищавшие крестьяне, перемежаются образами помещиков иного типа.

Это неудачники, люди с вывихнутой жизнью, выпавшие из проторённой колеи по милости случая, ложности и нелепости своего воспитания или просто по бесхозяйственности и разорению.

Тема помещичьего разорения вообще проходит красной нитью в большинстве рассказов «Записок охотника», давая Тургеневу материал для образов оскудевших, «бывших» помещиков, обращавшихся иногда в приживалов при тех, кто ещё уцелел и держится на поверхности жизни.

Так неудачно сложилась судьба человека «доброй и тёплой души» — помещика Рад и лова, бросившего свой дом и уехавшего куда-то со своей золовкой.

Бестолковой, конечно, станет вся жизнь племянника Татьяны Борисовны «художника» Андрея Ивановича Беловзорова, попавшего не на свою дорогу и жиреющего на даровых хлебах у своей тётушки. Свихнулся Пётр Петрович Каратаев.

Деревню его продали с аукциона, и он мечтает об одном: «умереть в Москве!»

Прихотливой ненужностью, доживая свой век в деревне, стал Василий Васильевич — «Гамлет Щигровского уезда». В нищете и одиночестве доживает последние дни «столбовой дворянин Пан-телей Чертопханов», у которого «последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались».

К типу «заброшенных», «бывших», жалких приживалов принадлежит Фёдор Михеич. «Тоже был помещик,- говорит о нём Радилов,- и богатый, да разорился… А в своё время считался первым по губернии хватом; двух жён от мужей увёз, песельни

ков держал, сам певал и плясал мастерски…» Но всё уже давно пропето и проплясано, и старенький Фёдор Михеич, бывший «первый хват», увеселяет гостей Радилова в роли домашнего шута. Пожизненным приживалом был и Недопюскин, ремеслом забавника «послуживший на своём веку тяжёлой прихоти, заспанной и злобной скуке праздного барства».

Два мира — крестьянский и помещичий — стоят друг против друга в «Записках охотника», и сочувствие автора безраздельно отдано первому из них. Герцен справедливо назвал книгу Тургенева «обвинительным актом крепостничеству» и добавлял: «Никогда ещё внутренняя жизнь помещичьего дома не выставлялась в таком виде на всеобщее посмеяние, ненависть и отвращение».

«Записки охотника», по словам Салтыкова-Щедрина, «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды». В этой книге Тургенев поставил самые жгучие национальные вопросы своего времени, выступил как писатель-гражданин и великий художник-новатор. «Записки охотника» открывали читателю новый мир: крестьянскую Русь, народ, достойный иметь человеческие права.

В заключительном очерке («Лес и степь») Тургенев развёртывает широкое полотно пейзажа. Этим композиционно как бы замыкалась вся книга. Бодрой молодостью, свежестью чувств овеян и насыщен здесь пейзаж: «Свежо, весело, любо!»; «Как вольно дышит грудь…

как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!»; «Голова томно кружится от избытка благоуханий…»; «Как весело сверкает всё кругом!» Даже в осеннем пейзаже нет здесь мрачности, уныния, грусти, тления.

И осенью лес «хорош», и «радостно» мчатся синие волны реки, и запах осенний «подобен запаху вина», и сердце может вдруг задрожать, забиться и «страстно броситься вперёд…» В пейзаже — в заключительном аккорде книги — Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, её неиссякаемую мощь, её неумирающую красоту.

Тёплым и мягким светом поэзии освещает он тех, кто стоял ближе к природе: и «романтика» Калиныча, и Касьяна, умеющего «перекликаться» с птицами, и Лукерью, которая слышит, как «крот под землёю роется», и мальчиков у ночного костра на Бежином лугу.

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/54-turgenev-is-russkaya-literatura/256-zapiski-oxotnika-obrazy-pomeshhikov.html

Тургенев два помещика главные герои. Иван сергеевич тургенев

Два помещика, люди почтенные, благонамеренные, уважаемые.

Один из них отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий, когда-то стройный, он немного постарел и обрюзг, но ещё «выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы».

У него есть некоторые странности. Разговаривая «с дворянами небогатыми или нечиновными», он как-то по-особому на них глядит, как-то иначе произносит слова. Не может с ними общаться, как с равными себе.

А уж с людьми, «стоящими на низших ступенях общества, он обходится ещё страннее: вовсе на них не глядит.

Зато «с губернатором или каким-нибудь чиновным лицом» очень мил: «и улыбается-то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит — медом так от него и несет…».

На войне генерал не бывал, в молодые годы служил «адъютантом у какого-то значительного лица» и, как видно, угодничал. Вдобавок, скуп, «жила страшный» и «ужасный охотник до прекрасного пола». Живет один, до сих пор ещё считается женихом, зато у него ключница видная, нарядная, лет 35-ти.

Читает он мало, «даром слова» не владеет и длинных разговоров избегает. «Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует, а к лицам низшим, которых, по-видимому, презирает,..

держит речи отрывистые и резкие»: «это, однако, вы пус-тя-ки говорите» или: «вы должны, однако же, знать, с кем имеете дело»…

От звания предводителя дворянства «по скупости» отказывается. Объясняет он это тем, что «решился посвятить свой досуг уединению». В общем, как видно, тип, мягко говоря, малосимпатичный: фарисей, хам, проходимец и т.п.

Второй помещик, Мардарий Аполлоныч Стегунов — старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. Он большой хлебосол и балагур; живет, как говорится, в свое удовольствие; зиму и лето ходит в полосатом шлафроке на вате. В одном он только сошелся с генералом Хвалынским: он тоже холостяк».

Занимается он «своим именьем довольно поверхностно». С крепостными обращается бесцеремонно, «по-старому». Его главный принцип: «коли барин — так барин, а коли мужик — так мужик».

Он сидел на балконе с гостем, автором «Записок», пил чай, но вдруг остановился, прислушался: «звук мерных и частых ударов» раздавался «в направлении конюшни». Патриархальный старичок «произнес с добрейшей улыбкой: «Чюки-чюки-чюк! Чюки-чюк! Чюки-чюк!»

» — Это что такое? — спросил я с изумлением.

  • А там, по моему приказу, шалунишку наказывают… Васю — буфетчика изволите знать?
  • Какого Васю?
  • Да вот, что намедни за обедом нам служил».

«Проезжая через деревню, увидел я буфетчика Васю. Он шел по улице и грыз орехи. Я велел кучеру остановить лошадей и подозвал его.

Что, брат, тебя сегодня наказали? — спросил я его.

А вы почем знаете? — ответил Вася.

  1. Мне твой барин сказывал.
  2. Сам барин?
  3. За что ж он тебя велел наказать?

А поделом, батюшка, поделом. У нас по пустякам не наказывают; такого заведенья у нас нету — ни-ни. У нас барин не такой; у нас барин… такого барина в целой губернии не сыщешь.

Пошел! — сказал я кучеру. «Вот она, старая-то Русь!» — думал я на возвратном пути».

Любая форма рабства надолго, на века развращает души рабов и господ. Ещё долго-долго, столетиями Васька буфетчик и его (уже более свободные) потомки будут боготворить своих кумиров, преклоняться перед лжепророками, доверчиво повторять внушенные кем-то лже-идеи, медленно и мучительно с ними расставаясь.

И это все не только на Руси. Как её ни отгораживай от остального, достаточно страшного мира, Царство Божье не построишь в одной, отдельно взятой стране. «Царство Божье не придет приметным образом — оно внутри нас».

Два помещика, люди почтенные, благонамеренные, уважаемые.

Один из них отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий, когда-то стройный, он немного постарел и обрюзг, но ещё «выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы».

У него есть некоторые странности. Разговаривая «с дворянами небогатыми или нечиновными», он как-то по-особому на них глядит, как-то иначе произносит слова. Не может с ними общаться, как с равными себе.

А уж с людьми, «стоящими на низших ступенях общества, он обходится ещё страннее: вовсе на них не глядит.

Зато „с губернатором или каким-нибудь чиновным лицом“ очень мил: „и улыбается-то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит — медом так от него и несет…“.

На войне генерал не бывал, в молодые годы служил „адъютантом у какого-то значительного лица“ и, как видно, угодничал. Вдобавок, скуп, „жила страшный“ и „ужасный охотник до прекрасного пола“. Живет один, до сих пор ещё считается женихом, зато у него ключница видная, нарядная, лет 35-ти.

Читает он мало, „даром слова“ не владеет и длинных разговоров избегает. „Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует, а к лицам низшим, которых, по-видимому, презирает,..

держит речи отрывистые и резкие“: „это, однако, вы пус-тя-ки говорите“ или: „вы должны, однако же, знать, с кем имеете дело“…

От звания предводителя дворянства „по скупости“ отказывается. Объясняет он это тем, что „решился посвятить свой досуг уединению“. В общем, как видно, тип, мягко говоря, малосимпатичный: фарисей, хам, проходимец и т.п.

Второй помещик, Мардарий Аполлоныч Стегунов — старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. Он большой хлебосол и балагур; живет, как говорится, в свое удовольствие; зиму и лето ходит в полосатом шлафроке на вате. В одном он только сошелся с генералом Хвалынским: он тоже холостяк».

Читайте также:  Сочинение можно ли оправдать месть? итоговое декабрьское

Занимается он «своим именьем довольно поверхностно». С крепостными обращается бесцеремонно, «по-старому». Его главный принцип: «коли барин — так барин, а коли мужик — так мужик».

Он сидел на балконе с гостем, автором «Записок», пил чай, но вдруг остановился, прислушался: «звук мерных и частых ударов» раздавался «в направлении конюшни». Патриархальный старичок «произнес с добрейшей улыбкой: «Чюки-чюки-чюк! Чюки-чюк! Чюки-чюк!»

« — Это что такое? — спросил я с изумлением.

  • А там, по моему приказу, шалунишку наказывают… Васю — буфетчика изволите знать?
  • Какого Васю?
  • Да вот, что намедни за обедом нам служил».

«Проезжая через деревню, увидел я буфетчика Васю. Он шел по улице и грыз орехи. Я велел кучеру остановить лошадей и подозвал его.

Что, брат, тебя сегодня наказали? — спросил я его.

А вы почем знаете? — ответил Вася.

  1. Мне твой барин сказывал.
  2. Сам барин?
  3. За что ж он тебя велел наказать?

А поделом, батюшка, поделом. У нас по пустякам не наказывают; такого заведенья у нас нету — ни-ни. У нас барин не такой; у нас барин… такого барина в целой губернии не сыщешь.
У нас барин не такой; у нас барин… такого барина в целой губернии не сыщешь.

Пошел! — сказал я кучеру. „Вот она, старая-то Русь!“ — думал я на возвратном пути».

Любая форма рабства надолго, на века развращает души рабов и господ. Ещё долго-долго, столетиями Васька буфетчик и его (уже более свободные) потомки будут боготворить своих кумиров, преклоняться перед лжепророками, доверчиво повторять внушенные кем-то лже-идеи, медленно и мучительно с ними расставаясь.

И это все не только на Руси. Как её ни отгораживай от остального, достаточно страшного мира, Царство Божье не построишь в одной, отдельно взятой стране. «Царство Божье не придет приметным образом — оно внутри нас».

Рассказ написан от первого лица. Рассказчик хочет познакомить читателей с двумя помещиками, у которых он часто охотился. Они считались людьми уважаемыми и почтенными.

Вячеслав Илларионович Хвалынский – отставной генерал-майор. Он высок и строен, но немного обрюзг. Он в зрелом возрасте, но не дряхл. Черты лица его были когда-то приятны, но теперь щёки обвисли, лицо покрылось морщинами, части зубов нет.

Хвалынский боек, звонко смеётся, звенит шпорами и крутит усы. Его сюртук наглухо застёгнут, воротнички накрахмалены, панталоны серые с искрой, шляпа надета на лоб.

Хвалынский добр, но принципиален. Он пренебрежительно относится к небогатым и нечиновным дворянам, смотрит на них сбоку и слова выговаривает невнятно. С людьми недворянского происхождения Хвалынский говорит иначе. Он на них не смотрит и несколько раз спрашивает, как их зовут, растягивая начало фразы и глотая конец.

Хвалынский много хлопочет и бережлив, но управляющий его глуп. И всё-таки он ведёт хозяйство лучше, чем петербургский чиновник, который велел не вносить зерно в овин, пока он не сгорит, чтобы не сгорел и хлеб, а также приказал бабам носить кокошники по образцу из Петербурга, а бабы надевали их поверх кичек.

Хвалынский любит слабый пол, играть в карты с людьми низшего звания, чтобы их распекать. Когда помещик играет с чиновным лицом, становится обходительным и не жалуется на проигрыши.

Читает Хвалынский мало и в основном при гостях. Он отказывается от почётного звания предводителя из скупости.

В молодости Хвалынский был адъютантом значительного лица, а также парил начальника в бане в парадной одежде. Он не говорит о своей службе и не бывал на войне.

Хвалынский не был женат, но у него есть 35-летняя черноглазая чернобровая ключница. Помещик хорошо чувствует себя на званых обедах. Ему нравятся любые публичные акты, в которых он с удовольствием принимает участие.

Экипаж генерала Хвалынского старинный, ливреи лакеев потёрты, лошади староваты.

Генерал не терпит возражений. С лицами высшими он молчалив, низших упрекает.

Хвалынский никого у себя не принимает, но он хороший помещик, бескорыстен, уважаем соседями, кроме завистливого губернского прокурора.

Другой помещик, Мардарий Аполлоныч Стегунов, совсем не похож на Хвалынского. Он не служил, не был хорош собой. Это низенький старичок. Он полноват, с брюшком, с двойным подбородком, лыс. Стегунов любит гостей и живёт просто, всегда ходит в полосатом ватном шлафроке.

Стегунов также холост. Его имение составляет 500 душ, но он им не занимается. Купленная 10 лет назад молотильная машина заперта в сарае.

Стегунов живёт по-старинному. Дом его тоже старинной постройки, традиционный. Люди одеты в старинные длинные синие кафтаны, жёлтые короткие жилеты и панталоны неясного цвета.

Хозяйство ведёт мужик-бурмистр и скупая сморщенная старуха. Лошадей у помещика около 30, коляска домоделанная. Стегунов любит кормить гостей до отвала. Он никогда ничего не делает и не читает даже сонник.

Рассказчик однажды приехал к Стегунову летом в семь вечера. Стегунов обрадовался гостю и выпроводил молодого священника, заставив его выпить водки. Гость и хозяин разговаривали на балконе, когда помещик заметил в саду трёх кур.

Трое взрослых дворовых принялись ловить кур, а в сад перескочила через плетень девчонка с хворостиной, дочь Ермилы-кучера Наталка. Помещик велел дворовому Юшке поймать Наталку, но его опередила ключница.

Помещик искренне восхитился травлей.

Рассказчик за чаем спросил Стегунова о выселенных дворах. Стегунов объяснил, что там живут плохие, опальные мужики, которых ещё батюшка не жаловал.

Стегунов, услышав мерные удары из конюшни, стал им вторить с улыбкой, объяснив, что наказывают шалунишку Васю-буфетчика.

Выйдя от помещика и проезжая через деревню, рассказчик встретил Васю, грызущего орехи. Вася заверил его, что барин по пустякам не наказывает. Рассказчик назвал всё это старой Русью.

  • «Два помещика», анализ рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

Два помещика

В этом рассказе автор дает два портрета помещиков — людей малопривлекательных, но именно поэтому и приме­чательных как характерные типажи провинциального дво­рянства. Один из них — генерал-майор Вячеслав Илларио­нович Хвалынский.

Это толстый и рослый мужчина, харак­терной особенностью которого является манера говорить, проглатывая звуки, а то и слова. Чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем менее разборчива речь поме­щика по отношению к нему. Иных низших Хвалынский во­все не замечает или же говорит с ними голосом перепела.

Он крепкий хозяин и весьма неприятный в общении, так что в округе его многие боятся.

Другой помещик — Мардарий Аполлонович Стегунов. Это низенький старичок, пухленький и лысый. Он нику­дышный хозяин. С Хвалынским его сближает лишь то, что оба они холостяки. Зато Стегунов, хотя и следит за имением поверхностно, умеет сохранять среди крестьян «дисципли­ну».

Он обожает сурово наказывать своих мужиков за раз­ные провинности и очень радуется каждой экзекуции. Кре­постные же считают барина справедливым и уверяют всех, что наказываемы им исключительно за дело.

«Вот она, ста­рая Русь!» — таким сокрушенным восклицанием в адрес мужиков Стегунова завершает свой рассказ Тургенев.

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • сочинение два помещика
  • краткое содержание два помещика
  • два помещика краткое содержание
  • сочинение на тему два помещика
  • два помещика

Два помещика, люди почтенные, благонамеренные, уважаемые.

Один из них отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий, когда-то стройный, он немного постарел и обрюзг, но еще “выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы”.

У него есть некоторые странности. Разговаривая “с дворянами небогатыми или нечиновными”, он как-то по-особому на них глядит, как-то иначе произносит слова. Не может с ними общаться, как с равными себе.

А уж с людьми, “стоящими на низших ступенях общества, он обходится еще страннее: вовсе на них не глядит.

Зато “с губернатором или каким-нибудь чиновным лицом” очень мил: “и улыбается-то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит – медом так от него и несет…”.

На войне генерал не бывал, в молодые годы служил “адъютантом у какого-то значительного лица” и, как видно, угодничал. Вдобавок, скуп, “жила страшный” и “ужасный охотник до прекрасного пола”. Живет один, до сих пор еще считается женихом, зато у него ключница видная, нарядная, лет 35-ти.

Читает он мало, “даром слова” не владеет и длинных разговоров избегает. “Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует, а к лицам низшим, которых, по-видимому, презирает.

держит речи отрывистые и резкие”: “это, однако, вы пус-тя-ки говорите” или: “вы должны, однако же, знать, с кем имеете дело”…

От звания предводителя дворянства “по скупости” отказывается. Объясняет он это тем, что “решился посвятить свой досуг уединению”. В общем, как видно, тип, мягко говоря, малосимпатичный: фарисей, хам, проходимец и т. п.

Второй помещик, Мардарий Аполлоныч Стегунов – старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. Он большой хлебосол и балагур; живет, как говорится, в свое удовольствие; зиму и лето ходит в полосатом шлафроке на вате. В одном он только сошелся с генералом Хвалынским: он тоже холостяк”.

Занимается он “своим именьем довольно поверхностно”. С крепостными обращается бесцеремонно, “по-старому”. Его главный принцип: “коли барин – так барин, а коли мужик – так мужик”.

Он сидел на балконе с гостем, автором “Записок”, пил чай, но вдруг остановился, прислушался: “звук мерных и частых ударов” раздавался “в направлении конюшни”. Патриархальный старичок “произнес с добрейшей улыбкой: “Чюки-чюки-чюк! Чюки-чюк! Чюки-чюк!”

” – Это что такое? – спросил я с изумлением.

– А там, по моему приказу, шалунишку наказывают… Васю – буфетчика изволите знать?

– Да вот, что намедни за обедом нам служил”.

“Проезжая через деревню, увидел я буфетчика Васю. Он шел по улице и грыз орехи. Я велел кучеру остановить лошадей и подозвал его.

– Что, брат, тебя сегодня наказали? – спросил я его.

– А вы почем знаете? – ответил Вася.

– Мне твой барин сказывал.

– За что ж он тебя велел наказать?

– А поделом, батюшка, поделом. У нас по пустякам не наказывают; такого заведенья у нас нету – ни-ни. У нас барин не такой; у нас барин… такого барина в целой губернии не сыщешь. У нас барин не такой; у нас барин… такого барина в целой губернии не сыщешь.

– Пошел! – сказал я кучеру. “Вот она, старая-то Русь!” – думал я на возвратном пути”.

Любая форма рабства надолго, на века развращает души рабов и господ. Еще долго-долго, столетиями Васька буфетчик и его (уже более свободные) потомки будут боготворить своих кумиров, преклоняться перед лжепророками, доверчиво повторять внушенные кем-то лже-идеи, медленно и мучительно с ними расставаясь.

И это все не только на Руси. Как ее ни отгораживай от остального, достаточно страшного мира, Царство Божье не построишь в одной, отдельно взятой стране. “Царство Божье не придет приметным образом – оно внутри нас”.

  1. Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» начинается с описания сельца Колотовка Орловской губернии, прозванного в народе Стрыганихой в память о прежней…
  2. В жаркий августовский день случилось мне быть на охоте. С трудом добрался я до ключа под названием «Малиновая вода», бьющего…
  3. Хорь и Калиныч Однажды, охотясь в калужских краях, встретился я с местным барином Полутькиным. Он также как и я любил…
  4. Первым, как водится, весть о возвращении Лаврецкого принес в дом Калитиных Гедеоновский. Мария Дмитриевна, вдова бывшего губернского прокурора, в свои…

Источник: https://centerkik.ru/dekor/turgenev-dva-pomeshchika-glavnye-geroi-ivan-sergeevich-turgenev.html

Ссылка на основную публикацию