Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) – неоцененный современниками яркий русский поэт. К раннему периоду его творчества относится стихотворение «Водопад». Баратынский в это время создает элегические стихотворения, наполненные романтикой.
Краткие сведения о поэте
Евгений Баратынский происходил из знатного рода обрусевших польских шляхтичей. Он родился в поместье Вяжля Тамбовской губернии. Его детство проходило неподалеку, в усадьбе Мара. В обучение ребенка входили французский и итальянский языки. Позже, учась в Пажеском корпусе, он прибавит к ним немецкий.
Мальчик мечтал о воинской службе, но одна детская шалость, в которой он участвовал, начитавшись Шиллера, привела его с друзьями к краже. Десятилетний Баратынский был исключен из корпуса и мог стать только солдатом. Он начал писать меланхоличные стихотворения, будучи в обществе изгоем. В 19 лет Е. Баратынский начал служить рядовым. В том же году он знакомится с А. Пушкиным, А. Дельвигом, В Кюхельбекером, Ф. Глинкой, Н. Гнедичем. В 1820 году его полк направляют в Финляндию. Там и будет написано интересующее нас лирическое стихотворение «Водопад». Баратынский в этот период начинает печататься, и его имя становится известным.
История создания «Водопада»
Финская природа производила совершенно новое впечатление на юного Баратынского, привыкшего к равнинной местности. Рядом с крепостью Кюмень, где служил унтер-офицер, находился водопад Хэгфорс. Он удивлял своей высотой в восемь метров и мрачным ущельем.
Им можно было любоваться с мостика, который возвышался над стремительно текущей водной массой. Также Баратынский посетил водопад Иматра. Этот бурлящий поток окаймляют леса Карелии с седыми валунами. Возможно, это шумное и величественное падение воды и привело к созданию в 1821 г. маленького шедевра – «Водопад». Баратынский как истинный поэт не мог пройти мимо, не отразив в своем творчестве необыкновенного явления природы.
Общая тема стихотворения
Образы стихотворения
Вид и звуки водной массы заставляют поэта многократно восторженно и радостно воскликнуть, призывая ее к вечному существованию — «шуми», «не умолкай». Эта эпифора из четырех строф начнет и закончит произведение. Этот рефрен будет услышан читателями, на него нельзя не обратить внимания.
Эпитет «седой» по отношению к потоку представляет нам прежде всего его цвет, за которым слышится и древность. Его «протяжный вой» заставляет видеть в нем живое существо, которое объединено с долиной, что также протяжно отзывается. Так олицетворяются силы природы в богатом воображении, которым обладает Баратынский. Водопад у него жив и без слов ведет беседу с поэтом. Рев у него не только протяжный, но и мятежный. Чего он сам ждет, Баратынский не может понять, поскольку он просто зачарован «дымной бездной». Его риторические вопросы повышают наше внимание к пейзажу и, не требуя ответа, заставляют сопереживать.
Лексические средства поэта
Стихотворение написано размеренным ямбом с кольцевой рифмой. Для современного читателя архаизмом звучит и упоминание об аквилоне, и сочетание «елию скрыпучей», которую он качает. Но, возможно, и у современников поэта они вызывали чувство вечности и первозданности природы.
Аллитерации, которые использованы, позволяют услышать шумящий поток с первой же строфы. На нее приходится три «ш». Далее будут многократно повторяться «ж», «щ» и снова «ш», усиливая первое впечатление. Четырежды подряд повторенное «ю» – это ассонанс. Он позволяет точнее передать льющуюся непрерывным потоком водную массу.
Образ лирического героя
Дослужившись до чина офицера, Е. А. Барытынский выйдет в отставку, женится и, понятый только узким кругом друзей, уедет за границу. В Неаполе он скоропостижно скончается, но будет похоронен в родной земле, в Петербурге. Пресса это печальное событие не освещала.
Источник: https://autogear.ru/article/260/409/vodopad-baratyinskiy-istoriya-sozdaniya-analiz/
Основные темы и мотивы в творчестве Евгения Абрамовича Баратынского
С тобой себе и небу веря вновь.
Анастасия Львовна пленила Баратынского не столько красотой, сколько душевным обаянием, тонкостью вкуса и нежностью сердца. В год женитьбы поэт написал стихотворение «Она». Этим чувствам он остался верен до конца жизни, найдя в жене друга и тонкого критика своих стихов.
- Она
- Есть
что-то в ней, что красоты прекрасней, - Что говорит
не с чувствами – с душой; - Есть
что-то в ней над сердцем самовластней - Земной
любви и прелести земной. - Как сладкое
душе воспоминанье, - Как милый
свет родной звезды твоей, - Какое-то влечет очарованье
- К ее ногам
и под защиту к ней. - Когда ты с ней, мечты твоей неясной
- Неясною владычицей она:
- Не мыслишь
ты – и только лишь прекрасной - Присутствием
душа твоя полна. - Бредешь ли ты дорогою возвратной,
- С ней
разлучась, в пустынный угол твой – - Ты полон
весь мечтою необъятной, - Ты полон весь таинственной тоской.
Тема
природы
Высшая мудрость для Баратынского — ее воплощение он находил в Гете — жизнь в содружестве с природой.
У Баратынского нет ни одного стихотворения, где природа выступала бы как творение Бога — всюду она предстает лишь в отношении к своему созданию — человеку. Пейзаж во многих стихах Баратынского («Запустение», 1834; «Есть милая страна, есть угол на земле..
.») проникнут нотами воспоминания и ностальгии, это внутренний пейзаж, изображающий не только природу, но и состояние человеческой души.
Подобно тому, как Пушкину суждено было стать первым русским поэтом, воспевшим
по непосредственным впечатлениям (южной
ссылки) романтическую природу Кавказа, так и Баратынскому (отбывавшему
примерно в то же время — 1820-1825 — ссылку в Финляндии) принадлежит заслуга быть первым певцом романтической природы Скандинавии. Элегия «Финляндия», поэма «Эдда» — ярчайшие и непреходящие образцы северной «экзотики» в русской поэзии, значительно расширившие географический кругозор ее впечатлений и чувствований.
- Но поэзия живет там, где нет власти человека, нет его холодной насмешки, презрительного слова. Вот почему в стихах Баратынского часто возникают грозные и величественные картины неподвластной человеку природы: море, водопад, дремучий лес, буря…
- Шуми, шуми с крутой вершины,
- Не умолкай, поток седой!
- Соединяй
протяжный вой - С протяжным
отзывом долины. - Я слышу: свищет аквилон,
- Качает
елию скрипучей, - И с непогодою
ревучей - Твой
рев мятежный соглашен. - Зачем с
безумным ожиданьем - К тебе прислушиваюсь я?
- Зачем трепещет грудь моя
- Каким–то
вещим трепетаньем? - Как очарованный, стою
- Над дымной бездною твоею
- И, мнится, сердцем разумею
- Речь
безглагольную твою. - Шуми, шуми с крутой вершины,
- Не умолкай, поток седой!
- Соединяй
протяжный вой - С протяжным отзывом долины.
Стихотворение написано в 1821 году во время пребывания Баратынского в Финляндии. История
создания связана с посещением вместе с Коншиным водопада Имантра
на реке Вуокса. В переработке стихотворения
для издания 1827 года произошло существенное изменение шестнадцатого стиха. Было: «Музыку важную твою».
В этом стихотворении, Баратынский обращается к теме природы, к теме водной стихии. Автор хочет сказать, что водопад, это не просто водная сила, а нечто
таинственное, влекомое, величественное, наполненное чудной жизнью явление.
Очарованный и завороженный величием водопада, автор чувствует вечное течение жизни, неподвластное человеку. Он с трепетом прислушивается к каждому звуку, пытаясь понять безглагольную речь водопада. Для автора важно, чтобы люди умели видеть в окружающем мире красоту, неповторимость, ощутить, что вокруг него все живое.
Таким образом, Баратынский говорит, что нужно беречь, любить и понимать природу.
Произведение
отличается единством и целостностью, где каждое последующее четверостишие продолжает нести в себе смысл предыдущего. Кольцевая композиция свидетельствует о важности и значительности того, что происходит с нашим героем. В основе композиции лежит пейзажная зарисовка.
Чтобы создать определенную атмосферу, раскрыть идею стиха и передать состояние лирического героя, поэту помогают художественные особенности.
Огромную роль в стихотворении играет олицетворение: «шуми шуми, не умолкай, свищет аквилон, качает елию» — они помогают нам прикоснуться к мироощущению автора, потому что олицетворение – это всегда поиск в предмете нового признака, это особый оригинальный взгляд на окружающий мир, его познание и исследование. Эпитеты приоткрывшую тайну души лирического героя, создают особую атмосферу: « крутой, седой, протяжный, скрипучий, ревучий, мятежный, вещий, безглагольный». Риторический вопрос и риторическое восклицание подчеркивают главные для автора понятия и явления: «зачем с безумным ожиданьем к тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя каким – то вещим трепетаньем?»; «не умолкай поток седой!».
Быстрая, торжественная, величественная, мажорная интонация, создается с помощью
звукописи, эпитетов, различных фигур
и стихотворного размера ямба, который выбирает Баратынский.
Так как
в стихотворении водопад сравнивается с вечным течением жизни, то преобладают в основном существительные: вершина, поток, водопад, долина, рев, бездна. Глаголы передают изменения в душе поэта, движение водной стихии. А те немногочисленные местоимения указывают на то, что лирическим героем является сам автор.
Для создания определенной атмосферы поэт использует синонимы: протяжный, скрипучий, мятежный. Повтор первого четверостишия
убеждает нас, что природа действительно
вечна, и что шум водопада никогда
не умолкнет в душе поэта.
Простор, величие, бесконечность олицетворяет белый цвет. Морской цвет олицетворяет силу и чистоту природной стихии. И сиреневый, на мой взгляд, передает душевное состояние героя, его одиночество и трепет перед грозной стихией.
Излюбленный прием поэта – это звукопись, которая «подсвечивает» содержание: мы воспринимаем стихотворение не только на уровне буквального смысла, сколько на уровне созвучий, ласкающих слух.
Звуки [Ш] – [ж] — [м] передают шум и величие водопада, [о] – [а] раздвигают рамки стихотворения, увеличивают пространство текста. Состояние автора передают более мягкие, трепетные звуки – [т] – [п] – [в].
В стихотворении мы слышим оглушительный рев водопада, который заглушает трепетное биение сердца поэта. Пахнет свежестью и прохладой.
Автор — тонкий ценитель природы, чувствующий каждый шорох, каждый всплеск воды, ощущающий, что все вокруг живое, и это надо любить и беречь. Он готов исповедать свою душу и похоронить свои мысли, чувства, переживания в глубинах одичалых вод. Таким образом, по мнению поэта, человек, как составная часть природы, его жизнь – это вечное течение, неподвластное никаким силам.
Философские мотивы
Социальная
изолированность Баратынского отозвалась в его творчестве резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире «сухой скорби» — безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами.
Острое переживание ущерба, «истощения» бытия, завершающееся зловещим «видением» вырождения и гибели всего человечества («Последняя смерть»); настойчивое ощущение никчемности, «напрасности» жизни — «бессмысленной вечности», «бессмысленного», «бесплодного», «пустого», восторженное приятие смерти — исцелительницы от «недуга бытия», в качестве единственного «разрешенья всех загадок и всех цепей» мира («Смерть») — таковы наиболее характерные темы философической лирики Баратынского. Внешний мир, природа для этой лирики — только «пейзажи души», способ символизации внутренних состояний. Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов. Язык Баратынского отличается «высоким» словарем, загроможденным не только архаическими словами и оборотами, но и характерными неологизмами на архаический лад; торжественно-затрудненным, причудливо-запутанным синтаксисом. По собственным словам Баратынского, «бледнеет жизнь земная», иссечен и самый стиль его стихов. Предельный лаконизм, стремление к кристально четким словесным формулировкам — таковы основные черты этого стиля. В своих теоретических построениях Баратынский идет еще дальше, прямо уподобляя поэзию науке, «подобной другим наукам», источнику «сведений» о «добродетелях и пороках, злых и добрых побуждениях, управляющих человеческими действиями». Но будучи типичным представителем рационалистической культуры XVIII в., Баратынский вместе с тем явно тяготится ею, считает себя не только «жрецом мысли», но и ее жертвой; в чрезмерном развитии в человечестве «умственной природы», в том, что оно «доверясь уму, вдалось в тщету изысканий», Баратынский усматривает причины вырождения и неизбежной грядущей гибели («Все мысль, да мысль!..», «Последний поэт», «Пока человек естества не пытал…», «Весна, весна»). Глубокая, чистая и очень философичная поэзия Баратынского была по-настоящему открыта только Серебряным веком, усилиями Блока, А. Белого и других поэтов. Что же так привлекало их в ней? Сам Баратынский дал себе такую характеристику:
- Не ослеплен я Музою моею,
- Красавицей
ее не назовут… - Ни склонности у ней ни дара нет;
- Но поражен
бывает мельком свет - Ее лица не общим выраженьем.
Баратынский – поэт, для которого главным
было качество стихов, а не количество, он был способен по несколько раз
переделывать даже уже опубликованные тексты. Если в его ранней лирике еще чувствуется некоторое влияние
Жуковского и Державина, то поздняя, философская лирика вполне оригинальна. Его характеризует жанровое разнообразие.
Баратынский писал и сонеты, и стансы, и дружеские послания, и элегии, но вносил в каждый жанр нечто новое. Скажем, классический лирический герой элегии, которому положено только чувствовать и страдать, у Баратынского еще и мыслит, анатомирует сам себя, следовательно, страдает еще глубже.
В поэзии Баратынского главное – мысль.
Сам он утверждает, что «всякий писатель – философ».
- Тема
мысли и ее соотношения с чувством – главная тема последнего сборника поэта, выпущенного в 1842 году и названного «Сумерки»: - Все мысль
да мысль! - Художник
бедный слова! - О жрец ее!
- Тебе
забвенья нет; - С одной стороны, мысль – первопричина слова, а слово – основа поэзии, но с другой стороны, она своей холодностью и рациональностью может убить поэзию:
- Но пред тобой, как пред нагим мечом,
- Мысль, острый луч!
- Бледнее жизнь земная.
- Сам Баратынский всегда умел найти удачное
сочетание между разумом и
чувством, и они в его поэзии не убивают друг друга, а, напротив, придают друг другу особенную глубину. Именно поэтому поэзия Баратынского близка нам, точно так же, как и поэзия Пушкина, и оба эти имени олицетворяют для нас начало девятнадцатого века, «золотой век» русской поэзии…
Сближение с поэтами П.Я. Чаадаевым, А. Мицкевичем, декабристом М. Орловым и литератором И. Киреевским настраивает лиру Баратынского на философский лад. Однако новый, московский период поэтической деятельности Баратынского приносит ему немало горьких разочарований.
Он не находит здесь для себя благоприятной литературной среды и постепенно утрачивает ранее приобретенную популярность. Пушкин объяснял это тем, что Баратынский в своем творческом развитии намного опережал читателя, ибо действительно русский читатель того времени еще не созрел для поэзии мысли.
С годами Баратынский все острее и острее ощущает трагический разрыв со своим временем. Не будучи декабристом, он осознавал свою кровную связь с поколением, чья жизненная судьба определилась в исторический день 14 декабря 1825 года. По приглашению матери Баратынский вместе с женой весной 1827 года приехал в Мару.
Свидание с родиной после стольких лет разлуки переполнило душу поэта. Все мысли, воспоминания, теплые чувства укладываются в строфы одного из лучших произведений Баратынского. Поэт назовет его «Мара», редакторы заменят заглавие на «Стансы».
Источник: https://www.stud24.ru/literature/osnovnye-temy-i-motivy-v/32313-101469-page2.html
Урок. Художественное своеобразие стихотворения Е. А. Баратынского "Водопад"
Художественное своеобразие стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского «Водопад».
…Он шёл своею дорогой один и независим.
А. С. Пушкин.
Цель: познакомить учащихся с творчеством Е. А. Баратынского, показать своеобразие его философской лирики на примере стихотворения «Водопад».
Задачи: 1) познакомить учащихся с поэтами пушкинской поры;
2) на примере стихотворения Е. А. Баратынского «Водопад» показать учащимся особенности философской лирики;
- 3) продолжить формирование у учащихся навыка работы с поэтическим текстом.
- Ход урока.
- I Этап погружения.
Галерея поэтов пушкинской поры (портреты на доске). Краткие индивидуальные сообщения учащихся о них, подготовленные заранее.
- Антон Дельвиг
- Николай Пётр
- Языков Вяземский
А. С. Пушкин
- Пётр Евгений
- Плетнёв Баратынский
- II Постановка цели.
Евгений Абрамович Баратынский – одна из ярких звёзд «пушкинской плеяды» (плеяда – созвездие). Он жил в ту эпоху, когда поэзия играла ведущую и господствующую роль во всём литературном и культурном бытии. Поэзия приобретала особое значение, поэтому мы говорим не о пейзажной и не о любовной лирике, а о философской, о «поэзии мысли».
Сегодня на уроке мы соприкоснёмся с поэзией Баратынского и попытаемся открыть для себя, в чём же своеобразие его философской лирики.
Подробнее мы остановимся на стихотворении «Водопад». С чем ассоциируется у вас это слово? (вода, брызги, поток, пена, река). Посмотрим, как рисует водопад Баратынский.
III Чтение стихотворения учителем. Выявление первичного восприятия.
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (страх, волнение).
— Какую картину рисует автор? (грозная, величественная непогода, стихия).
— Что помогает создать такую картину? (художественные образы).
— Какой образ является центральным? (водопад).
— На первый взгляд кажется, что поэт рисует лишь пейзаж. Но философская лирика тем и интересна, что она не так проста, не так поверхностна. Обратимся к тексту, чтобы определить, так ли это.
- IV Самостоятельная работа с текстом.
- С помощью каких звуковых и зрительных образов автор создаёт центральный образ водопада (незаполненные схемы у каждого лежат на столе).
- Образ водопада
- зрительный звуковой
- Водопад
- Образ водопада
- зрительный звуковой
- поток седой шум
- дымная бездна протяжный вой
- рёв мятежный
- безглагольная речь
- Коллективная проверка.
V Анализ текста. Беседа.
— Рисует ли автор конкретный образ? Можем ли мы представить водопад по данному описанию? (нет, это что-то бесформенное, размытое, туманное).
— Какова роль звуковых средств? (водопад наделён своим голосом; приём олицетворения). Какие эпитеты выбирает поэт для определения голоса водопада? (протяжный, мятежный, безглагольный).
— Почему рёв водопада поэт называет мятежным? (в словаре: «тревожный, беспокойный, бурный», то есть происходит борьба со стихией). Вспомните, в каком стихотворении мы ещё встречаемся с эпитетом «мятежный»? (М. Ю. Лермонтов «Парус»)
— Какие ещё образы находим мы в этом стихотворении? (аквилон, ель скрипучая, долина). С какой целью рисует их автор? (дополняют картину стихии).
- — Где находит отзыв рёв водопада?
- «трепещет грудь»
- Водопад
- «протяжный отзыв долины» «сердцем разумею речь
- (природа) безглагольную твою»
- (человек)
Вывод: происходит единение природы и человека. Мятежный рёв водопада находит отклик в мятежной душе человека (аллегория).
— Почему трепетание в груди вещее? (предчувствие стихии в душе лирического героя).
— Чего ищет мятежная душа? (свободы)
— Обратите внимание на композицию стихотворения (кольцевая). Как соотносятся форма и содержание? (они едины).
VI Работа над эпиграфом.
— Как вы понимаете строки эпиграфа?
— Как перекликается идея стихотворения с эпиграфом? (воспевание свободы человеческой души).
- VII Подведение итогов.
- — В чём же своеобразие стихотворения Баратынского «Водопад»?
- 1) Через образы природы пытается показать состояние души человека, человеческую мысль.
2) Какие романтические мотивы присутствуют в стихотворении? (одиночество, борьба, свобода, мотив воды).
- 3) Стихотворение наполнено разными звуковыми образами.
- VIII Комментарий домашнего задания.
- Прочитать стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольётся».
- Докажите, что для Баратынского важно поймать мгновение, когда человек с природой едины, когда мирская суета не мешает этому единению.
Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=181042
Евгений Баратынский — Водопад: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
- Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей
- Твой рёв мятежный соглашен.
- Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя
- Каким-то вещим трепетаньем?
- Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею
- Речь безглагольную твою.
- Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой
- С протяжным отзывом долины!
Анализ стихотворения «Водопад» Баратынского
Стихотворение «Водопад» Евгений Абрамович Баратынский, вероятно, создал, вдохновившись природой Финляндии, где служил унтер-офицером. Возможно, описанный водопад — это восьмиметровый Хэгфорс, красоту которого Баратынский мог наблюдать с мостика, возвышающегося над потоком воды. Оттуда же просматривается мрачное ущелье.
Лирический герой стихотворения Е. А. Баратынского впервые увидел такой мрачный пейзаж, впервые услышал яростный рёв падающей воды. Поэт пишет:
Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.
Аквилон — это очень быстрый и холодный сильный ветер. Баратынский описывает непогоду, скрип хвойного леса, рёв, вой.
Водопад предстаёт перед читателем агрессивной частью природы, чем-то странным, и тем не менее, находящимся в гармонии с окружающим миром.
Эта холодная и яростная красота водопада завораживает лирического героя, как когда-то заворожила поэта, мрачный пейзаж, вой и рёв воды нравятся юноше, смотрящему на водопад. Баратынский пишет:
Зачем, с безумным ожиданьем, К тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Неестественные для лирического героя звуки становятся чем-то понятным и близким сердцу, и чем больше он вслушивается, тем больше понимает, тем больше наслаждается пейзажем. Так обозначает это поэт:
Как очарованный стою Над дымной бездною твоею И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
В последней строфе герой стихотворения понимает, что пейзаж ему по душе, что он хочет и дальше им наслаждаться, что водопад, удивляющий своей необычной мощью человека, увидевшего это чудо природы в первый раз, находится в гармонии со всем окружающим миром, что пейзаж естественен:
Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!
Стихотворение написано ямбом с кольцевой рифмой. Используется аллитерация: в первой строфе трижды повторяется буква «ш», далее повторяются «ж», «щ» и «ш», создавая звук шумящего потока. Ассонанс в виде повторяющейся буквы «ю» передаёт то, как льётся вода.
Читать стих поэта Евгений Баратынский — Водопад на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/evgenij-baratynskij-vodopad/
Пожалуйсты помогите очень надобно. Анализ стихотворения Водопад Е.А.Баратынский
Дарья Вежина 2019-05-13 07:27:04
Анализ стихотворения Е. А. Баратынского Водопад (первые опыты самостоятельной интерпретации поэтического текста)
Читая стихотворение Баратынского, чувствуешь сильную картину водопада, представляешь шум падающей воды. Поэт зачарован видом водопада, стоит и с трепетом слушает мощный и протяжный вой падающей воды. Вид водопада вызывает у стихотворца восхищение, он слушает, и грудь его трепещет с каким-то вещим трепетаньем.
В конце стихотворения поэт пишет: Шуми, шуми с крутой верхушки, не умолкай, поток седой! Поэт как бы умоляет нерукотворные силы, чтоб это волшебство природы продолжало жить и веселить людей собственной красой.
Такая романтичная поэзия, описывающая красу окружающей нас природы, очень нужна.
Она делает настроение и призывает бережно относиться к тому великолепному, что создано ею.
Юра ЛободаЕ. А. Баратынский стоял у истоков российской традиционной поэзии. Как и другие мастера художественного слова, он оставил великое поэтическое наследство.Вот одно из его замечательных творений.
В стихотворении Водопад ощущается лирическая душа стихотворца. Он зачарован водопадом, просит его не смолкать, жить постоянно, и при этом грудь его трепещет каким-то вещим трепетаньем.
Поэт великолепно знает природу, любит ее и может донести до читателя ее внутреннюю гармонию, а иногда и мятежность:
Я слышу: свищет аквилон, Качает елию скрыпучей, И с непогодою ревучей
Твой рев мятежный соглашен.
Картина ревущего водопада достигается с подмогою сочетания шипящих согласных: ш щ ч ч ч ж ш. Мы ясно слышим и звуки быстро падающей воды, и свист ветра, чувствуем мощь естественной стихии.
Кажется, мятежные души стихотворца и водопада слились воедино, и это не может не восхищать нас.Саша ХейсинаЭто стихотворение поэт посвятил водопаду. В нем он выражает свои чувства, переживания при виде открывшейся удивительной картины.
Для стихотворца нет ничего великолепней, чем шум водопада. Под звуки падающей воды он грезит и не желает, чтоб поток смолкал:
Шуми, шуми с крутой вершины,Не умолкай, поток седоватый!Поэт так поражен красой водопада, что не знает, как выразить все свои чувства в одном стихотворении. Он хочет, чтоб все знали, как великолепен водопад.
И поток седоватый не поэтому, что аква стихия постоянна, желая и это правильно, но и цвет бурлящей, стремительно падающей воды это цвет седины.
Гармония природы поражает поэта:И с непогодою ревучей
Твой рев мятежно соглашен.
Баратынский относится к водопаду, как к другу. Погрузившись в его красота и мощь, поэт запамятывает обо всем на свете и желает слиться с ним душой.
Он разумеет водопад без слов, ведет с ним скрытый диалог:Для чего трепещет грудь мояКаким-то вещим трепетаньем?Наверняка, редко кому удается испытывать такие чувства при виде водопада.
А может, не всем удается выразить их словами, как это удалось Баратынскому?Ксюша Зацепина
В стихотворении Водопад Баратынский выражает свое осознание стихии. Он желает, чтоб поток седоватый продолжал течь, невзирая ни на что:
Шуми, шуми, с крутой вершины, Не умолкай, поток седой!Поэт указывает нам, что шум падающей воды и отзыв равнины могут быть одним целым, и это постоянная музыка:Объединяй протяжный войС протяжным отзывом равнины.Северный ветер качает скрипучую ель. Возможно, она ровесница водопада:Я слышу: свищет аквилон,Качает елию скрипучей.
А в строчках И с непогодою ревучей твой рев мятежный соглашен Баратынский выразил глубокую идея: водопад неуправляемое стихийное творение, устремляющееся к воле.
Поэт пробует разобраться в для себя: почему он слушает шум водопада с таким сумасшедшим ожиданьем, почему открывшаяся картина принуждает трепетать его грудь? Но во всех его строках восхищение силой и силою водной стихии:
Как зачарованный стоюНад дымной пропастью твоею.И, мнится, сердечком разумею
Речь безглагольную твою.
Стихотворцу кажется, что он вправду сердечком разумеет молчаливую речь водопада, чувствует то, о чем тот шумит мятежно. Душой и сердечком он вкупе с водопадом и полагается на вековое продолжение жизни первозданной стихии.Женя Используя примеры, без помощи других интерпретируйте текст стихотворения Цветаевой «Рябину рубили зорькою»
Источник: https://obrazovalka.com/qa/literatura/6493155-pozhalujsty-pomogite-ochen-nadobno-analiz-stihotvorenija-vodopad-eabaratynskij.html
Анализ стихотворения Баратынского Водопад
Это красивое и энергичное стихотворение. Я не все слова в нем понимаю… Просто оно очень старое.
Но энергия этого самого водопада чувствуется!
Поэт сам кричит водопаду: “Шуми-шуми!” А он и так шумит и шумит всегда. И уже давно, ведь поток уже седой, то есть старый.
Падает он с крутой вершины. И долины эхо разносят. Так и видишь красивую картину!
Водопад это круто, но опасно.
Еще и погода плохая. Буря ревет в тот момент, ревет и водопад.
Поэт сам себя спрашивает, зачем он прислушивается к этому реву. Наверное, боится. Я тоже, например, боюсь грозы. Но поэт не признается в этом, он говорит, что ему кажется – он понимает речь водопада. Стоит на бездной с брызгами и слушает, что же водопад ему рассказывает.
И не просто так головой понимает, а сердцем слышит. Что может рассказывать водопад? Не говорится.
В конце опять те же строки. Поэт решил повториться, но это ему можно простить. Оно как будто замыкает большое стихотворение.
Немного похоже на припев.
Стихотворение состоит из нескольких четверостиший. Звучит оно чуть-чуть похоже на марш или другую песню, то есть вполне ритмично.
Это бодрое и красивое стихотворение. Я повторюсь, что из него можно было бы сделать очень красивую песню
Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).
Водопад – отнюдь не безобидное природное создание, но его мощь и рев восхищают юношу. Жизнь водопада гармонична со всем окружающим миром. Наблюдая большие водяные массы поэт восклицает о том, чтобы водопад шумел и не умолкал никогда, так как в этом его подлинное величие и предназначение.
А звуки, издаваемые водопадом, похожи на вой, чем ассоциируют его с живым существом.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-baratynskogo-vodopad/
Анализ стихотворения Баратынского “Водопад”
Молодой поэт почти пять лет провел в Финляндии, где находился по долгу военной службы. Величественные виды северной природы, разительно отличавшиеся от родных тамбовских просторов, нашли отражение в лирике Баратынского.
Суровой красотой пейзажа очарован герой-“певец” стихотворения ” Финляндия”: он с восхищением созерцает “грозные, вечные скалы”, “дремучий бор” и необъятный морской простор, сливающийся с небом.
Душа романтика взывает к героям древних преданий, “сынам могучих скал”, когда-то населявших северную
землю.
Мощная стихия ниспадающей речной воды вдохновила автора к созданию знаменитой элегии, датированной 1821 г. Она открывается обращением лирического героя к “потоку седому”. Художественный прием, к которому прибегает автор, не отличался новизной.
Формула “Шуми, шуми, о водопад!” встречается в одноименной державинской оде. Подобные реминисценции можно найти в наследии Батюшкова и Дельвига.
Опираясь на богатый литературный контекст, поэт представляет собственную версию традиционной романтической темы.
Звуковые образы играют доминирующую роль в пейзажной зарисовке: к шуму воды присоединяется
“протяжный вой” северного ветра. Акустические атрибуты непогоды умножаются эхом, получающим описательную характеристику “отзыв долины”. Показательно, что о превосходстве звуковых деталей говорит и лирический субъект, обращающийся к формуле “Я слышу”.
Третий и четвертый катрены посвящены чувствам и впечатлениям романтика. Пара риторических вопросов отражает душевное беспокойство героя: он не может найти причины, почему грандиозное зрелище обладает столь притягательной силой. Неясные надежды и тревожные догадки созерцатель выражает в определениях “безумное ожидание” и “вещее трепетание”.
Высказав бередящие сердце сомнения, герой переходит к сообщению о внешних деталях лирической ситуации. Позиция наблюдателя располагается над водопадом, обозначенным метафорой “дымная бездна”.
Лирическое “я” считает нужным еще раз подчеркнуть особое состояние души, используя эпитет “очарованный”. Следующее двустишие знаменует итог внутреннего диалога человека со стихией: чуткой душе удается прикоснуться к тайнам природы.
Чтобы изобразить иррациональную суть глубоких сокровенных чувств, поэт привлекает пару оригинальных оксюморонов: “сердцем разумею” и “речь безглагольную”.
Рефрен, заключающий финальную часть, возвращает читателя к образу водопада – завораживающего и загадочного воплощения мощи природных сил.
(2
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-baratynskogo-vodopad/