Сочинение на тему «О чем мечтают герои русской литературы» часто пишут выпускники 9-11 классов. В литературе многообразие образов сочетается с разнообразными целями и мечтами персонажей.
Эти грезы не всегда сбываются, а подчас приносят разочарование, меняют личность человека, заставляя совершать немыслимые поступки.
Рассмотрим ярких героев, которые мечтали на страницах известных произведений. Аргументы будут полезны при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Аргументы из художественных произведений
Тема грез многогранна и освещена во многих романах и повестях.
В пример возьмем несколько произведений известных авторов:
-
«Война и мир» — рассмотрим образ Андрея Болконского.
-
«Отцы и дети» — проанализируем мечты Евгения Базарова».
-
«Тихий Дон» — возьмём образ Натальи Коршуновой.
-
«Преступление и наказание» — расскажем, о чем грезила Соня Мармеладова.
-
«Ревизор» – будет интересно проанализировать образ Хлестакова из комедии.
Выбор героев неслучаен, поскольку их грезы можно назвать стереотипными, они чаще описываются в литературных произведениях различной жанровой этиологии.
Мечты литературных героев в произведениях
Высокие ценности, жизненные приоритеты, счастье – все, о чем мечтают обычные люди. Но реальность ближе, чем кажется. Об этом грезят и литературные персонажи.
«Война и мир» Л. Н. Толстой
Роман рассказывает об определенном круге лиц, которые в период военных действий проживают свою жизнь. Действие идет в параллели и помогает отследить изменения личностного характера.
Андрей Болконский — честолюбивый и целеустремленный мужчина, который видел себя военным начальником. Амбиции ставил на первое место, желая достичь успеха в военном деле.
Его цели были реальными, достижимыми, но вот результат оказался сомнительным.
Князь достиг цели, реализовал грезы, получил признание, военные подвиги сделали его героем. Но вот разрушительная сила войны погубила Андрея. Он так сильно жаждал славы и признания, что взамен отдал свою жизнь.
«Отцы и дети» И. С. Тургенев
Рассказывает о взаимоотношениях поколений, конфликтных ситуациях и особенностях мировоззрений членов одной семьи.
По мнению многих читателей, мелкие грезы Базарова привели его к неожиданным умозаключениям. Он так яростно все отрицал, что сам не заметил, как поверил в то, что отвергал годами. В том числе и в любовь, которую он так презирал.
Нигилист, отрицающий мирские ценности, попал в капкан. Вывод однозначный, мечта не сбылась, Евгений умер от тифа. Он отрицал любовь, но перед смертью вынужден был признать ее существование.
Грезы рухнули, а вместе с ними, прахом пал и образ Базарова.
«Тихий Дон» М. Шолохов
Роман превозносит мирские ценности, список которых не так уж и широк. При этом любовь и верность в произведении «конкурирует» с войной, кровопролитной и беспощадной.
Наталья Коршунова так сильно любила Георгия, что не мыслила без него жизни. Поставила родственникам ультиматум, что если не выйдет за него замуж, то уйдет в монастырь. Верная и любящая жена, мечтающая о семейном благополучии.
Тезис «счастье» в литературных произведениях нередко носит абстрактный характер. Наталья любила мужа, а он ее нет. Георгий ушел к другой женщине, изменил.
Героиня простила предательство, смогла сохранить чувства к любимому, но вот конкурировать с войной – вряд ли было ей под силу.
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
Произведение рассказывает о том, как студент убил старуху, но его душевные терзания стали разоблачающими. Женщиной, готовой ждать искупления, оказалась чистая душой Сонечка Мармеладова.
Будучи девочкой пожертвовала собой ради блага семьи, чтобы заработать деньги. Себя в жертву она принесла не один раз. Раскольников относился к ней по-особенному, в результате Соня прониклась к нему чувствами.
Продавая себя на улицах Санкт-Петербурга, Соня мечтала о том, что кто-то сможет ее полюбить. Будет относиться к ней, как к обычной девушке, несмотря на прошлое. Она ждала, верила и получила то, о чем грезила.
«Ревизор» Н. В. Гоголь
Рассказывает о том, как молодой человек Иван Александрович Хлестаков получил все то, о чем и не мог мечтать. Это особое отношение, внимание к персоне стало следствием ошибки.
Мечтатель, который собой ничего не представлял, был, как говорится, «без царя в голове». В канцелярии таких людей называли «пустейшими».
Основное достижение Хлестакова – оказался в нужном месте в нужное время. Его мечты воплотились в реальность, по причине приезда в город «Н» ревизора. Герой получил все, чего хотел, но не достиг этого сам.
Заключение
Подведем итог или сделаем вывод: не всегда мечтатели, реализовав себя, получали взамен счастье, радость. Нередко они были связаны с глубочайшими жизненными разочарованиями.
Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/o-chem-mechtayut-geroi-russkoy-literatury.html
Итоговое сочинение 2019: 35 книг для аргументов
Всего 2,5 месяца осталось до итогового сочинения: в этом году оно состоится 5 декабря. Выпускникам предложат порассуждать в рамках нескольких тематических направлений: «Отцы и дети», «Мечты и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».
Темы, которые ученики увидят на экзамене, гораздо уже самого направления. Это значит, что писать придётся не об искусстве в целом, а о конкретном аспекте этого понятия и противопоставленного ему понятия ремесла.
Узнать темы заранее не получится — их объявят за 15 минут до начала сочинения. Именно поэтому нужно быть готовым ко всему. Уже сейчас ученики должны подобрать как можно больше аргументов из художественной литературы по одному или нескольким направлениям, ведь без этого не получить зачёт и допуск к экзаменам.
Раскрываем содержание тематических направлений и предлагаем 35 произведений с перечнем возможных вариантов тем.
Отцы и дети
- Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:
- «Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
- Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения».
Какие художественные произведения читать:
1. Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»
Базаров стремится к кардинальному переделу жизни, отрицает ценности старшего поколения и проповедует нигилизм. Аркадий находится под обаянием личности Базарова и потому разделяет его взгляды. Их линии позволяют проследить, почему происходит конфликт поколений, почему «дети» борются за переустройство жизни, каковы возможные итоги оспаривания традиционного уклада.
Различное отношение к проблеме выражается и позициями «отцов»: на одной стороне мягкие и примиряющие родители, способные принять взросление и новые взгляды детей, на другой — представитель старшего поколения, резко противящийся пересмотру уклада жизни.
Возможные формулировки темы:
- Почему возникает конфликт поколений?
- Что позволяет преодолеть разницу мировоззрений?
- Какие непреходящие ценности связывают «отцов» и «детей»?
Еще по этой теме:
- Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба».
- Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка».
2. Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»
В этом произведении конфликт поколений рассматривается через призму личных и общественных отношений. Собственным примером Фамусов научил Софью скрывать то, что осуждается обществом, и соблюдать приличия лишь внешне. Он страдает от такого поведения дочери, но не понимает собственной ошибки воспитания.
Образ Чацкого же задает общественное звучание конфликта: он «один в поле воин» против поколения отцов. Чацкий не принимает ценности и традиции фамусовского общества, но даже руководствуясь лучшими стремлениями, ничего не может предложить взамен, кроме обвинительных речей.
Возможные формулировки темы:
- Как старшее поколение формирует мировоззрение детей?
- Что может предложить младшее поколение для коренного и благотворного переустройства жизни?
Еще по этой теме:
- Александр Николаевич Островский «Гроза».
- Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание».
3. Николай Гаврилович Чернышевский «Что делать?»
Заплесневевший и загнивающий жизненный уклад старшего поколения здесь во всей красе представлен историей семьи Розальских. «Новые» люди Чернышевского обличают существующие проблемы и предлагают способ их решения.
Слепому и жадному эгоизму прошлого новое поколение предлагает замену — усовершенствованный рациональный эгоизм.
Именно благодаря ему герои романа не только счастливо устраивают собственные жизни, но и помогают другим жертвам прежнего уклада.
Возможные формулировки темы:
- Почему жизненному укладу требуется периодическое обновление?
- Какие благотворные силы скрыты в конфликте поколений?
Еще по этой теме:
- Лев Николаевич Толстой «Война и мир».
- Денис Иванович Фонвизин «Недоросль».
Мечта и реальность
- Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:
- «Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
- В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям».
Какие художественные произведения читать:
1. Иван Александрович Гончаров «Обломов»
Обломов считает, что мир поглотила квазидеятельность — пустая и ненужная суета. Из его сна мы узнаем, что он мечтает об идиллическом уголке, где течет неспешная, но полная искренности и теплоты жизнь. Однако мечтам не суждено стать реальностью: ненадолго очнувшись к жизни под влиянием Штольца и Ольги Ильинской, Обломов все же не преодолевает инерцию лишенной смысла жизни.
Возможные формулировки темы:
- В чем разница между мечтами и мечтаниями?
- Что происходит с человеком и его идеалами, когда мечта не подкреплена действием?
Еще по этой теме:
- Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи».
- Антон Павлович Чехов «Ионыч».
2. Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»
Раскольников остро не принимает окружающую действительность и убежден, что среди обычных людей — «тварей дрожащих» — есть немногочисленные люди, которые «право имеют» на преступление ради великих целей, общечеловеческого совершенствования. Чтобы проверить, относится ли он к последним, Родион совершает убийство.
Мечты о самоутверждении отрывают его от голоса собственного сердца, которое наполнено добротой и состраданием, способно глубоко переживать всякую несправедливость и неправедность, в том числе совершенную собственными руками.
Возможные формулировки темы:
- Всякая ли мечта достойна воплощения?
- Каковы последствия реализации недостойных, порочных или античеловечных мечтаний?
Еще по этой теме:
- Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце».
- Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».
3. Александр Степанович Грин «Алые паруса»
Ассоль искренне и глубоко верит в свою мечту. Разубедить ее не могут ни мещанство окружающих людей, ни их злые насмешки, ни бедность, ни вынужденное одиночество.
Эта мечта становится ее кредо и отражает благородство и тонкость ее натуры.
Только человек, способный увидеть в этой мечте не шутовство, не юродивость, а настоящую веру в чудо и тягу к прекрасному, может быть спутником удивительной девушки.
Возможные формулировки темы:
- Чем можно пожертвовать ради мечты?
- Как мечты человека его характеризуют?
Еще по этой теме:
- Антон Павлович Чехов «Чайка».
- Михаил Юрьевич Лермонтов «Мцыри».
Месть и великодушие
- Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:
- «В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
- Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане».
Какие художественные произведения читать:
1. Александр Сергеевич Пушкин «Выстрел»
Сильвио вызывает на дуэль противника (графа Б.) за незначительное оскорбление, но не стреляет, а оставляет выстрел за собой, чтобы изощренно наказать обидчика позже. К дуэли он возвращается через несколько лет, когда тому есть что терять: на глазах молодой жены графа он стреляет… в картину — это жест, которым он хочет показать свое нравственное превосходство.
Возможные формулировки темы:
- Что говорит о человеке способность на месть?
- Всегда ли прощение и отказ от мести — признак истинного благородства и великодушия?
Еще по этой теме:
- Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка».
- Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени».
2. Лев Николаевич Толстой «Война и мир»
Андрей Болконский после измены Наташи одержим местью. Он ищет встречи с Курагиным, чтобы сразиться с ним в честной дуэли или поразить его на поле боя. Однако судьба распоряжается иначе, и они оказываются на соседних койках в полевом госпитале. Перед лицом смерти и страданий соперника князь Андрей ощущает в себе способность к прощению и любовь к прежде ненавистному человеку.
Возможные формулировки темы:
- Что может заставить решиться на месть благородного человека?
- Какие условия могут сделать месть ненужной?
- Каковы нравственные истоки прощения и великодушия?
Еще по этой теме:
- Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский».
- Андрей Платонович Платонов «Юшка».
3. Александр Дюма «Граф Монте-Кристо»
Иногда стремление к мести возникает даже у добрых и открытых жизни людей. Эдмона Дантеса обрекли на пожизненное заточение в замке Иф люди, казавшиеся ему друзьями. Вынужденный провести в тюрьме 14 лет, он вынашивает планы мести и после освобождения одну за другой разрушает жизни клеветников.
Возможные формулировки темы:
- Когда месть может быть оправдана как справедливая расплата за подлость?
- Что происходит с человеком, пока он решается на месть?
Еще по этой теме:
- Михаил Юрьевич Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
- Уильям Шекспир «Гамлет».
Искусство и ремесло
- Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:
- «Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
- Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу».
Какие художественные произведения читать:
1. Александр Сергеевич Пушкин «Моцарт и Сальери»
Сальери безмерно восхищается гением Моцарта и в то же время невыносимо завидует легкости, с которой тот сочиняет величайшую музыку. Сальери же развил свой талант титаническим трудом и стремится к познанию формулы идеального произведения искусства. Сальери — не пустой и ограниченный ремесленник, но при всех его высоких стремлениях ему никогда не сравниться в искусстве с Моцартом.
Возможные формулировки темы:
- Что отличает талант от гения?
- Каковы жертвы, которых требует искусство?
Еще по этой теме:
- Антон Павлович Чехов «Чайка».
- Владимир Галактеонович Короленко «Слепой музыкант».
2. Евгений Иванович Замятин «Мы»
Антиутопический мир будущего подчинен прагматичности и рациональности. Здесь даже произведения искусства создаются программно, а люди, обладающие талантами, служат на благо Единого государства: сочиняют гимны арифметическим действиям, например.
Но и в них нет-нет да проскачет метафора любви. Ведь пока окончательно не уничтожена человечность, то один, то другой гражданин вдруг оказывается подвержен опасной болезни, симптомы которой — чувства, личные желания и способность замечать прекрасное.
Возможные формулировки темы:
- Способность наслаждаться искусством — признак человечности;
- Какова исцеляющая сила искусства?
Еще по этой теме:
- Антон Павлович Чехов «Скрипка Ротшильда».
- Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
3. Владимир Владимирович Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»
Почти у каждого великого поэта есть программное стихотворение о роли поэта и процессе творчества — создании стихов. Маяковский заявляет о равенстве духовного поэтического труда с самым тяжелым физическим трудом: «Поэзия — та же добыча радия. / В грамм добыча, в годы труды. / Изводишь единого слова ради / Тысячи тонн словесной руды».
Возможные формулировки темы:
- Каковы трудности творческого труда?
- Как создается произведение искусства?
Еще по этой теме:
- Анна Андреевна Ахматова «Тайны ремесла».
- Рэй Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг».
Доброта и жестокость
- Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:
- «Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой — об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
- Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения».
Какие художественные произведения читать:
1. Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»
По мысли Достоевского, убийство противно человеческой натуре, однако Раскольников слушает голос разума и убивает старуху-процентщицу, чтобы проверить свою теорию. Это приводит его к душевному опустошению.
Возможные формулировки темы:
- К чему приводит жестокость?
- Как равнодушие превращается в жестокость?
Еще по этой теме:
- Леонид Николаевич Андреев «Кусака».
- Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени».
2. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»
Как предводитель восстания Пугачев жесток и непримирим: он безжалостно расправляется с каждым, кто становится на его пути. Но из истории его взаимоотношений с Гриневым мы узнаем, что Пугачев бывает и великодушен, и добр, и щедр, и весел. Очевидно, жестокого образа действий требуют от него обстоятельства. Но можно ли ими оправдаться?
Возможные формулировки темы:
- Может ли нежестокий человек жестоко поступать?
- Чем можно оправдать жестокость?
- Чем можно искупить жестокость?
Еще по этой теме:
- Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба».
- Уильям Голдинг «Повелитель мух».
3. Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»
Матрена из рассказа Солженицына — один из хрестоматийных примеров христианского смирения и доброты. Доброты, граничащей в глазах людей с юродивостью, чудаковатой непрагматичностью и даже ненормальностью.
Но по законам высшей нравственности она — праведница, обладательница истинной человечности, и на ее фоне рациональность и «житейская мудрость» ее родственников превращаются в проявления губительной нечуткости и жестокости по отношению к человеку.
Возможные формулировки темы:
- Каковы признаки настоящей доброты?
- Как отличить внешнее благонравие от истинной доброты и человечности?
Еще по этой теме:
- Андрей Платонович Платонов «Юшка».
- Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Существует две стратегии поиска аргументов к итоговому: читать более короткие произведения, подходящие только одному направлению, или же выбирать объемные тексты, в которых хватит примеров для каждого направления. Если вам ближе второй вариант, просто найдите повторяющиеся произведения в этой статье и приступайте к чтению.
Главное — не откладывать, ведь литературные аргументы — не единственная проблема в подготовке к итоговому. О них — в других статьях нашего блога:
Источник: https://mel.fm/blog/ilya-sozontov/68907-itogovoye-sochineniye-2019-35-knig-dlya-argumentov
Мечта в русской литературе XIX в
Тема мечты, кажется, издревле была в фокусе внимания отечественной литературы.Однако взгляды на природу мечты и оценка данного социального феномена менялись на протяжении веков от резко отрицательного к положительному.
В период раннего христианства мечта воспринималась как «большая и серьезная опасность«. «Древнерусская «книжная премудрость», – отмечает Е.П. Бухаркин, – так же как и словесность XVIII в.
(до последней его трети), в целом понимала мечту как обман и способ ухода в опасный мир иллюзорных и беспредметных видений» . В общем, восприятие слова «мечта» до рубежа ХVIII-ХIХ вв. было негативным.
С начала ХIХ в. в русской литературе находят распространение следующие представления о мечте:
1. Мечта как высший смысл, как то, что поднимает человеческую душу над бытом и буднями. Именно такая мечта описана А. Грином в повести «Алые паруса».
Несмотря на то, что слово «мечта» встречается в произведении лишь один раз, оно является центральным, и можно сказать, что вся повесть пропагандирует веру в самые неосуществимые чудесные мечты.
Не случайно мечта упоминается именно в рассказе старика Эгля, сформировавшего мечту в душе Ассоль.
«Алые паруса». Автор Ирина Мысова.
» – Ну-ка, – продолжал Эгль, стараясь закруглить оригинальное положение (склонность к мифотворчеству – следствие всегдашней работы – было сильнее, чем опасение бросить на неизвестную почву семена крупной мечты), – ну-ка, Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне – откуда ты, должно быть, идешь, словом, в Каперне.
Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом…
Стой, я сбился. Я заговорю снова. Подумав, он продолжал так: – Не знаю, сколько пройдет лет, – только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе.
Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. – «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» – спросят люди на берегу.
Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. – «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине.
У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом» .
2. Как негативное явление, приносящее человеку существенный вред. Данное представление прослеживается в произведениях Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Ревизор», «Шинель».
Гоголь отмечает: «Мечта нередко приводит к отвержению установленных свыше законов, к отрицанию высшей справедливости, царящей в мире, т.е.
к Богоборчеству мечтательность приводит человека к пошлости и отвратительной бессмысленности жизни».
3. Мечта как образ идеального будущего и идеального «Я». Но при этом необходимо различать грань между мечтой и действительностью, мечта должна согласовываться с реальностью. Это представление о мечте мы встречаем у А.С. Пушкина в поэме «Евгений Онегин».
Бытовавшее в своих ранних стихотворениях идеализированное представление о мечте поэт заменяет на более рациональное. Главный мечтатель в поэме – Татьяна Ларина, любительница светских романов, что, безусловно, роднит ее с героями Дон Кихота и Эммы Бовари:
Ей рано нравились романы;Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманыИ Ричардсона и Руссо.Отец ее был добрый малый,В прошедшем веке запоздалый;Но в книгах не видал вреда;Он, не читая никогда,Их почитал пустой игрушкойИ не заботился о том,Какой у дочки тайный томДремал до утра под подушкой.
Жена ж его была самаОт Ричардсона без ума .
Теперь с каким она вниманьемЧитает сладостный роман,С каким живым очарованьем Пьет обольстительный обман!Счастливой силою мечтаньяОдушевленные созданья,Любовник Юлии Вольмар,Малек-Адель и де Линар,И Вертер, мученик мятежный,И бесподобный Грандисон {18},Который нам наводит сон, -Все для мечтательницы нежнойВ единый образ облеклись,В одном Онегине слились.»Евгений Онегин». Глава 3. «Татьяна пред окном стояла, на стекла хладные дыша». Художник М. Микешин. 1862 г.
Татьяна Ларина мечтала о настоящей, большой любви. Ее мечты сродни мечтам госпожи Бовари, но, в отличие от Эммы, Татьяна Ларина видит грань между мечтами и реальностью, что не приводит ее к печальному концу.
В середине ХIХ в. концепт мечта получает свое развитие в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, которые, не придерживаясь определенных взглядов, изображают мечты с разных позиций.
«Мечта», – как пишет Е.В. Петровская, – один из сквозных поэтических мотивов толстовских произведений и дневника от начала творчества до периода художнической зрелости «Война и мир» . «Толстовский герой, находясь наедине с самим собой, чаще всего не «думает», а мечтает, вспоминает, оживляет в воображении прошедшее или мысленно перемещается в будущее».
Е.В. Петровская также замечает, что, в отличие от других писателей, которые описывают миражный и губительный характер мечтания, Толстой вскрывает другую его сторону: «Мечтание толстовских героев имеют важное отличительное свойство – деятельный характер. Прежде всего это относится к молодым героям Толстого. В их мечте есть не только свобода, но сила и страстность».
В произведении «Война и мир» Толстой изображает два вида мечты:
1. Бессмысленную мечту о чудесном. Именно такова мечта Наташи Ростовой – научиться летать. Наташа представляет собой образ свободного от стереотипов и общественного мнения человека. Она вольна мечтать, в том числе и о том, чему никогда не суждено будет сбыться.
2. Мечту приземленную. Так, княжна Марья мечтает о женском счастье: любящем муже, крепкой семье: «В мысли о браке княжна Марья мечтала и о семейном счастье, о детях, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».
На примере княжны Марьи Толстой демонстрирует доминирующее среди аристократии осуждающее отношение к мечтателям. С раннего возраста детям внушалось негативное отношение к мечте: «мечта – это мысли от дьявола». Мечтать постыдно и недостойно развитого думающего человека.
«Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его и выказывать другим и даже самой себе как совершенно победившей это чувство.
«Боже мой, – говорила она, – как мне подавить в сердце своем эти мысли дьявола? Как мне отказаться так, навсегда, от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять Твою волю?» И едва она сделала этот вопрос, как Бог уже отвечал ей в ее собственном сердце: «Не желай ничего для себя, не ищи, не волнуйся, не завидуй.
Будущее людей и твоя судьба должна быть неизвестна тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Ежели Богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить его волю».
С этою успокоительной и радостной мыслью (и с надеждой на исполнение своей запрещенной земной мечты) княжна Марья, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз, не думая ни о своем платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что скажет. Что могло все это значить в сравнении с намерениями Бога, без воли которого не падет ни один волос с головы человека».
Материал о мечте и мечтателях в творчестве Достоевского получился достаточно объемным, поэтому об этом в следующий раз.
Источники
Бухаркин П.Е. Мечта в русской традиции: Историческое и трансисторическое в развитии имени // Имя – сюжет – миф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – С. 178–194.Грин А. Алые паруса. – Режим доступа: https://az.lib.ru/g/grin_a/text_0020.shtml, свободный.Пушкин А.С. Евгений Онегин. – Режим доступа: https://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_0170.shtml
, свободный.Петровская Е.В. Мечта и молитва в поэтическом мире Л.Н.Толстого (1850 -1860-е гг.) // Русская классика. Между архаикой и модерном СПб.,2002 –- С. 76-88.
Толстой Л.Н. Война и мир. – Режим доступа:
https://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0073.shtml
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a40786be86a9e64cd20aa66/5a8e3ce177d0e69d7d03f9c2
Проблема мечты и реальности. Аргументы к сочинению
Проблема мечты и её воплощения в жизнь нередко становится центральной в произведения художественной литературы.
Так, мечтает помещик Манилов
Но мечты его не имеют ни малейшей связи с реальностью, да и воплощать их некому, т.к. герой больше лежит на диване, переложив все хозяйственные дела на приказчика. Например, Манилов воображает себе подземный ход от дома или мост через пруд, на котором будут располагаться купеческие лавки с разными товарами. И в это же автор показывает нам, что этот самый пруд давно заброшен и зарос тиной.
За клумбами вокруг дома никто не ухаживает, и вместо умиротворения и радости, они, как и заброшенный пруд, вызывают у взглянувшего на них лишь печальный вздох. Сам дом Манилова неуютен, он стоит на возвышенности, продуваемый всеми ветрами.
Но герой уже представляет себе, как он построит другой дом, с таким высоким бельведером, что с него будет видно даже Москву, станет пить вечерами чай на балконе и предаваться разговорам о приятных предметах. Гоголь множеством художественных средств показывает нам, что мечтам героя никогда не воплотиться в реальность.
Например, бесплодность его мечтаний подчеркивает такая деталь, как заложенная на четырнадцатой странице книга, которую хозяин читает уже года два, а также имена его сыновей – Алкид и Фемистоклюс – в честь древнегреческих героев.
В отличие от Манилова у главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова – есть огромное желание реализовать свою мечту. Но мечта его исключительно материального характера: он хочет разбогатеть.
Герой хорошо запомнил наставление своего отца, данное ему ещё в детстве, о том, что надо беречь и копить «копейку». И Чичиков, пытаясь приблизиться к своей цели, не обращает внимания на средства.
Он затевает смелую аферу с покупкой мёртвых душ, обманывает, льстит, подкупает, в общем, проявляет «чудеса предприимчивости».
Предаётся мечтам, лежа на диване, и другой герой –
Неглупый, добрый, разбирающийся в психологии людей, мечтающий о прекрасной жизни для себя и своих близких, Обломов поражён, по высказыванию Н. Добролюбова, страшной болезнью, которой были подвержены многие люди дворянского сословия, – «обломовщиной».
Действительно, герой знает цену людям, видит их истинные устремления, которые зачастую направлены лишь на добывание чинов, званий, наград, «тёплых местечек» на службе. Отсутствием высокой цели в жизни этих людей объясняет Обломов пустоту в их душах, равнодушие ко всему.
Он называет «членов света и общества» мертвецами, спящими людьми, говорит, что они спят всю жизнь сидя. И этим оправдывает своё бездействие и лежание на диване. По Обломову, лучше лежать, чем проводить жизнь в бессмысленной суете. Недаром уже упомянутый нами Н.
Добролюбов называл Илью Ильича человеком чего-то ищущим, о чём-то думающем, по словам критика, Обломов не тупая и апатичная натура. Несмотря на всё это, мечтаниям героя об обновлённом поместье, счастливой жизни в окружении любящих жены, детей и друзей не суждено сбыться: не приученный с детства к труду, т.к.
все блага жизни доставались Обломову благодаря дворянскому титулу и вольностям, дарованным этому сословию, герой не в силах побороть свою лень.
Он целые дни проводит в полудрёме, составляя вот уже который год проект обновления усадьбы, его страшит переезд на другую квартиру, он не в силах отказать от дома никчёмным людям, типа Алексеева или Тарантьева, желающим лишь пообедать за его счёт или одолжить денег. Только один человек выбивается из этого окружения.
Это Андрей Штольц, друг детства, с которым главный герой провёл прекрасные годы учёбы, именно с ним всегда делился своими мечтами и взглядами на жизнь. Лишь ему Обломов открывался с лучшей стороны. В отличие от Ильи Ильича Андрей Штольц – человек очень целеустремлённый.
По рождению он не был дворянином, отец его служил управляющим в соседнем с Обломовкой поместье и с детства приучал сына помогать ему вести дела, сделал его репетитором в своём пансионе и платил за это небольшое жалованье. Желание добиться чего-то в жизни толкало Штольца к бесконечному труду, самообразованию.
Не имея никакой протекции, Андрей лишь благодаря собственным усилиям, достиг значительного положения в обществе, получил чин надворного советника, который дал ему право стать дворянином. Свою мечту – завоевать положение в обществе – Штольц реализовал, но, став богатым и уважаемым, герой не перестал быть хорошим человеком. Он по-прежнему считал труд неотъемлемой частью жизни, занимался наукой, много путешествовал, занимался усовершенствовал своих предприятий. Но, главное, остался хорошим другом. Так, герой помогал Обломову, заботясь о его хозяйственных делах, а кроме того, пытаясь хоть как-то расшевелить главного героя, заставлял читать, выводил в общество, знакомил с интересными людьми.
Мечтает о любви и семейном счастье и главная героиня
Но в семье своего мужа Катерина Кабанова видит лишь лицемерии и тиранию. Все в доме страшатся свекрови Катерины – Кабанихи. Муж главной героини боится мать до смерти, не смея сказать ни слова против, тем более заступиться за жену.
Катерина же стремится жить не по уставам Домостроя, а по велению сердца. Ища защиту, поддержку, заботу и нежность, героиня решается на смелый шаг – вступает в связь с другим мужчиной.
Катерина надеется, что в этих отношениях почувствует себя счастливой, но её драма заключается в том, что, в отличие от своей золовки Варвары, бегающей тайком на свидания и не мыслящей в этом большого греха, она не может простить себе измены, в которой видит предательство против Бога.
Таким образом, Катерина, мечтающая о свободе и счастье, единственная не боится сделать хоть что-то для достижения своей мечты, хотя бы эта мечта стоит ей жизни.
Проблема мечты становится центральной и
Главная героиня – Ассоль – верит, что однажды за ней на корабле с алыми парусами приплывёт прекрасный юноша и заберёт её и её отца Лонгрена. Их семья живёт в небольшой деревушке на берегу моря и кормится лишь тем, что продаёт деревянные игрушки, которые мастерит Лонгрен.
Ассоль и её отца не любят жители деревни, обвиняя главу семейства в гибели богатого лавочника. Они изгои, которым мало кто готов помочь, поэтому Ассоль мечтает уехать в прекрасную страну, где люди умеют любить и прощать, а не мечтают лишь о самом примитивном и грубом.
И её желание исполняется.
Герой
Данко мечтает о свободе для людей своего племени, ради этого он не жалеет собственной жизни, вырывая сердце из своей груди, чтобы его ярким огнём осветить путь, по которому племя пытается выбраться из непроходимого леса и смрадных болот.
Герой делает это, несмотря на то что люди озлобились на него и желают его смерти, не веря, что он сможет выполнить своё обещание и вывести их на волю.
Данко любит и жалеет людей, поэтому и мечта его связана с ними, с лучшей жизнью для них, именно поэтому он без сожаления жертвует собой.
Проблема стремления к мечте становится центральной и
У маленькой девочки Зои есть одна мечта: она хочет стать танцовщицей. Но жизнь сурова к героине, и в танцевальный кружок её не берут, потому что она не подходит по физическим параметрам.
Зойка, так зовут её все окружающие, не оставляет своей мечты, она танцует просто так, устраивает любительские спектакли в коммунальной квартире, где, несомненно, является самой талантливой.
Впоследствии она доказывает экзаменационной комиссии в театральном училище, что достойна стать артисткой. Для этого девушке потребовалось, по её словам, «залезть на стену», т.е. изобразить перед педагогами ситуацию залезания на высокую стену.
Уже позднее, когда она стала прекрасной танцовщицей и получила известность, на все вопросы, как ей удалось достичь своей мечты, героиня отвечала: «Просто я очень хотела танцевать!..»
Источник: https://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege-2/problema-mechty-i-realnosti/
Проблема достижения мечты (Аргументы ЕГЭ)
У каждого человека есть мечта. Для одних она остается просто мечтой, ненавязчивым и иногда неосуществимым желанием, а для других становится жизненной целью. И те, чья мечта превратилась в цель существования, прикладывают все возможные и невозможные усилия для того, чтобы достичь ее.
Несмотря ни на что идет к своей цели герой рассказа Чехова “Крыжовник”.
Николай Чимша-Гималайский всю жизнь мечтает о собственной усадьбе, де непременно должен расти крыжовник. На пути к своей мечте герой “страшно жадничает” и копит деньги. Деньги
же и побуждают его жениться на старой и некрасивой, но богатой вдове.
После ее смерти Чимша-Гималайский наконец покупает усадьбу и сажает там крыжовник. Герой приложил все силы к исполнению своей мечты, и, хотя цель и средства не вызывают у читателей одобрения, упорство, с которым Чимша-Гималайский двигался к своей цели, достойно уважения.
Есть мечта и у Николая Николаевича Бессольцева, героя повести В. Железникова “Чучело”. Однако, в отличие от героя Чехова, мечтает Бессольцев не о материальных, а о духовных ценностях. Его цель – собрать все картины своего прадеда и сохранить их в качестве семейной ценности.
Он не жалеет никаких денег на покупку картин, а сам ходит в старом пальто с большими заплатками на локтях, за что дети называют его Заплаточником.
Он настолько увлечен последней купленной картиной, что не замечает перемен в поведении своей внучки Лены, но после того, как та рассказывает деду, что случилось, он принимает решение отдать картины городу, а ту последнюю, “Машку”, подарить классу, в котором училась Лена. Несмотря на это, я считаю, что мечта Бессольцева сбылась, только в гораздо больших масштабах.
Он хотел, чтобы картины были достоянием его семьи, а стали они достоянием целого города, и усилия, приложенные героем, не пропали зря.
Оба героя достигли своей цели, но для этого им пришлось приложить все силы к движению вперед. Каждый из нас может исполнить свою мечту, нужно только быть упорным, не сдаваться и помнить про конечную цель.
(No Ratings Yet) Loading… Проблема достижения мечты (Аргументы ЕГЭ)« Скоты, владеющие людьмиСочинение по картине Н. М. Ромадина “Лесное озеро” »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/problema-dostizheniya-mechty-argumenty-ege/