Это произведение было написано Гайдаром в 1938 году. В нем он поднимает тему верной дружбы и честности с окружающими. Чтобы правильно составить читательский дневник и хорошо подготовиться к уроку отечественной литературы, стоит внимательно ознакомиться с кратким содержанием «Судьбы барабанщика». Это повесть об обычном мальчишке, которому пришлось пережить много серьезных испытаний.
Основные персонажи
В «Судьбе барабанщика» Гайдар призывает маленьких читателей внимательнее относиться к окружающим и не доверять первому встречному. Повесть учит, что необходимо вовремя разобраться, кто является другом, а от кого стоит держаться подальше.
Если внимательно читать рассказ «Судьба барабанщика», можно выделить основных персонажей:
- Сергей Щербачев — добрейший и отзывчивый ребенок, который случайно стал пособником преступников.
- Отец Сергея — бывший командир, потом директор большого магазина, ставший из-за молодой супруги на скользкий путь.
- Валентина — мачеха мальчика, молодая и привлекательная девушка, мечтающая о зажиточной жизни.
- Дядя — мнимый родственник Валентины и опасный шпион, обязавшийся опекать Сергея.
- Яков — пожилой мужчина, рецидивист и напарник дяди.
- Славка — знакомый Сережи, отца которого хотели убить преступники.
Произведение писателя учит не делать необдуманных поступков и научиться прощать близких людей за совершенные ошибки. А также Гайдар советует не заводить доверительных отношений с малознакомыми и подозрительными личностями.
Начало событий
Главным персонажем рассказа является Сергей, 8-летний пионер и сын командующего саперной роты. Его мать погибла, и отец, закончив военную службу, переехал в столицу.
Через несколько лет он снова решил жениться, и поначалу все складывалось довольно хорошо. Валентина, привлекательная и добрая супруга, заботилась о мальчишке. У них была идеальная семья.
Все начало меняться, когда отец становится директором крупного текстильного магазина. С тех пор в их доме начинаются постоянные проблемы.
Попав в новое общество, Валентина начинает меняться. У нее возникает сильная зависть, девушка часто раздражается и жалуется на финансовое неблагополучие. Честный военный не способен сопротивляться ее напористости.
Все заканчивается тем, что родителя Сережи обвиняют в тяжком преступлении. Суд приговаривают его к 5 годам лишения свободы за растрату государственного имущества. Когда директора посадили за решетку, мальчик остался с мачехой, которая обязалась о нем заботиться.
В 12 лет его назначают старшим барабанщиком пионерского отряда, чем он сильно гордится.
Проходит несколько лет, Валентина находит нового мужа и уезжает из города, бросив Сергея на произвол судьбы. Его отец просидит за решеткой еще 2 года, и все это время мальчик будет в одиночестве.
Окружающие отворачиваются от него, он связывается с плохими людьми. Уезжая, бывшая мачеха оставила Сереже 150 рублей, но эти средства быстро улетучились.
Мальчишка, пытаясь отыскать в доме любые сбережения, случайно находит пистолет отца. Так как деньги закончились, он решает продать ценные вещи старьевщику за смешную цену.
Одновременно с этим Сергей читает произведение, в котором описывается жизненный путь барабанщика. История французского солдата заставляет его сравнивать себя с персонажем повести. Это одинокий и забытый всеми мужчина, как и сам мальчик.
Сережа пытается приободрить себя и набраться сил в тяжелое время.
Мнимый брат мачехи
Однажды к мальчику приходит незнакомый человек и представляется братом мачехи, которая сбежала с новым супругом. Добрый толстяк начинает жить в доме не один. Вместе с ним появляется его друг Яков.
Это очень злая и некрасивая персона, ненавидящая Сергея. Через некоторое время он вместе с дядей и его другом выезжают в Киев. В поездке мальчишке дают необычные поручения, которые не по нраву ему.
У него возникают сомнения, и он начинает подозревать, что мнимый дядя что-то недоговаривает.
Мальчишка постоянно чувствует непонятный запах в квартире, находит странные бумаги. Полный дядя обещает ему поступление в мичманскую школу в крупном городе, но он узнает, что такого учебного заведения не существует.
Подозрения Сережи крепнут с каждым днем. Однажды брат мачехи приказывает ему познакомиться и попробовать подружиться со Славкой, выходцем из интеллигентной семьи.
Поначалу Сергею скучно с новым знакомым, но со временем оказывается, что тот настоящий друг.
Разоблачение преступников
Случайно услышав беседу, мальчик узнает, что дядя с самого начала обманывал его и является опасным шпионом.
Отыскав одинокого подростка в Москве, они специально привезли его в украинскую столицу, чтобы втереться в ближний круг Славки, получить ценную информацию о его родителе — военном ученом, которого преступники намеревались убить. Сергей находит в личных вещах дяди пистолет и забирает его.
Вспомнив рассказ о французском солдате, мальчишка набирается решимости помешать шпионам. Когда они намереваются сбежать, он смело встает у них на пути, делает выстрел, а потом теряет сознание.
Однако все закончилось хорошо. За этими преступниками давно наблюдали чекисты. Когда началась развязка, они вмешались и поймали дядю, а его друга Якова своим выстрелом застрелил мальчик. В госпиталь к выздоравливающему Сергею приходит его отец, которого освободили досрочно, и теперь у них есть шанс начать новую жизнь.
Главная мысль рассказа
«Судьба барабанщика» является главной мыслью писателя, которую он пытался передать своим читателям. Человек неспособен выбирать родителей и их окружение, но может преодолевать проблемы, если ему хватит мужественности.
Не нужно подчиняться обстоятельствам, необходимо строить свою жизнь самостоятельно. Книги Аркадия Гайдара учат детей силе духа.
Это произведение автор написал для своего маленького сына Тимура, чтобы объяснить ребенку, каким обязан быть человек, и какие поступки должен совершать.
Жизненный путь Сережи состоял из таких этапов:
- женитьба отца на мачехе;
- арест военного;
- бегство Валентины;
- появление дяди и его друга;
- знакомство со Славиком и разоблачение шпионов.
Для детей этот рассказ является поучительной повестью об их сомнениях и постоянных страхах. Практически все подростки боятся быть в одиночестве или совершить ошибку, пробуя преодолеть препятствия.
Большинство родителей читают произведение вместе со своими чадами. Краткий пересказ позволит обсудить с чадом его проблемы и подсказать правильное решение. В будущем это позволит избежать необдуманных поступков.
Родителям школьников необходимо помнить, что ребенок обязан прочитать повесть полностью, изучая ее в рамках программы. Краткое содержание не способно дать представления о литературных особенностях рассказа, стиле писателя и атмосфере того времени. По этой причине следует ознакомиться с книгой Гайдара.
Источник: https://na5.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaza-sudba-barabanshhika-arkadiya-gajdara.html
Краткое содержание судьба барабанщика. Идейный мотив повести Гайдара «Судьба барабанщика. Главные герои и начало событий
22.10.2017
Автор повести — замечательный писатель Аркадий Гайдар. «Судьба барабанщика» — книга, написанная для детей среднего школьного возраста. Но многие ребята поймут ее и раньше, когда у них появится интерес к теме дружбы, верности, честности.
Школьникам, прочитавшим повесть «Судьба барабанщика», краткое содержание дает основу для сочинения. Этот материал можно также рекомендовать учителям. Он полезен для изучения всего творчества Аркадия Гайдара, не ограничиваясь повестью «Судьба барабанщика».
Краткое содержание, рассказанное детям на уроке, поможет найти общие черты с другими произведениями автора.
«Барабанщик» — захватывающая история перехода молодого человека от безрассудного молодого человека к зрелым взрослым благодаря вдохновению китайского дзен-барабана. Тем не менее, история имеет неожиданный поворот, когда его прошлое догоняет его, и он попадает между предательством и лояльностью. Наконец, он должен бороться с моральной дилеммой выбора между прощением и мести.
Разоблачение шпионов и возвращение отца Сережи
На Востоке барабан является королем всех музыкальных инструментов. Интенсивный звук барабана может проникать в тело человека. Торжественный удар барабана может открыть сердце человека. Мощная вибрация барабана может пробудить душу человека.
Сид, мятежный сын Квана, контролирующий и дикий босс триады в Гонконге, должен бежать на Тайвань, разгневав противника своего отца, могущественного магната и подпольного бизнес-лидера.
Скрываясь в горах, Сид встречает группу барабанщиков Дзэн, чье гипнотическое искусство, строгая физическая подготовка и строгий образ жизни возбуждают интерес этого враждебного городского молодого человека, и он просит присоединиться к группе.
Главные герои и начало событий
Главные герой повести — Сережа, 8-летний пионер, сын командира саперной роты. Его мама умерла, и отец, выйдя в отставку, переехал с сыном в Москву. Через два года он вновь решил жениться, и сначала все складывалось отлично. Валентина, красивая и добрая жена отца, заботилась о мальчике, у них была счастливая семья.
Хотя Сид презирает своего отца, он оказывается младшей версией его: дикой и вызывающей. Погружение в мир барабанщиков Дзэн в конечном итоге превращает его в твердого и сосредоточенного молодого человека.
И от этой первой линии боя Бернс отвечал за то, чтобы не потерять форму, используя свой талант в виде классов батареи.
В настоящее время он пишет автобиографическую книгу, окончательная глава которой заканчивается в возрасте 64 лет, когда надзор за рулем заканчивается ударом по почтовому ящику и деревом возле поселка Картерсвилл.
Все начинает меняться, когда отец Сережи получает должность директора в текстильном магазине. Начинаются проблемы в доме. Попав в новый круг общения, Валентина постепенно меняется. У нее появляется зависть, женщина постоянно раздражена и жалуется на нехватку денег.
Честный и прямой мужчина не может сопротивляться ее напору, и все заканчивается тем, что отца Сергея обвиняют в преступлении. Его приговаривают к пяти годам заключения за растрату казенного имущества. Когда отца посадили в тюрьму, Сергей остался с Валентиной, которая должна была о нем заботиться.
Сережу назначают старшим барабанщиком отряда в двенадцать лет. Он этим очень гордится.
Мария ду Кармо, Изабель и Назаре в «Сеньора до Дестино». Посмотрите ниже резюме романа «Леди судьбы». Глава 125 — Пятница, 1 сентября Назарет приказывает ему молчать. Клаудия слышит разговор и рассказывает Леандро, который рассказывает До Кармо.
Изабель настаивает на том, чтобы знать, что Джосивалдо должен ей рассказать. Назари просит его поговорить с Изабель. Эдгард рассказывает Вириато, который управляет До Кармо.
Назаре рассказывает Изабель, что он не его мать крови, и что он ограбил ее на улице по воле Хосе Карлоса.
Изабель вспоминает последние события и понимает всю правду. Плиний и Реджинальд решили пойти в дом Назарета. Назарет просит прощения, но Изабель остается загадочной. Изабель открывает дверь, чтобы сделать Кармо. Клаудия обнимает Изабель, которая видит Эдгара.
Изабель не выражает чувства, когда встречается с Реджинальдо и Плинио. И взрывается, чтобы обнаружить, что она была обманута. Изабель убегает от объятий До Кармо. Изабель сидит в своей спальне и плачет. Жоао Маноэль и Регина обнаруживают, что Крескильда — певец.
Проходит три года, и Валентина, мачеха Сережи, неожиданно выходит замуж и уезжает с новым мужем, фактически бросив мальчика на произвол судьбы. Его отец пробудет в тюрьме еще два года, и Сережа остается в одиночестве на это время. Все отворачиваются от него, и никому нет дела до мальчика.
Ощущая пустоту, он связывается с дурными людьми, «катится вниз по наклонной». Уезжая, мачеха оставила ему сто пятьдесят рублей. Но из-за плохой компании приятеля Юрки, эти деньги быстро закончились. Мальчик, пытаясь найти в квартире хоть какие-то сбережения, случайно находит браунинг отца.
Денег нет, и Сережа решает продать некоторые вещи старьевщику за копейки. Одновременно с этим он читает книгу, в которой описана судьба барабанщика. Краткое содержание истории французского солдата заставляет мальчика сравнить себя с героем рассказа, одинокого и покинутого всеми, как и он сам.
Он отождествляет себя с героем истории, пытаясь приободриться и набраться мужества в трудное для него время.
Назаре уверяет, что Изабель уже простила ее и обвиняет У Кармо в том, что она отдала дочь неизвестной женщине.
Кармо настаивает на разговоре с Изабель; Назари пытается остановить ее от восстания, но четыре брата образуют защитный барьер. Назаре говорит, что они обменялись сестрой на мороженое.
Регина сочетает в себе сюрприз и приглашает всех посмотреть ее шоу. Изабель открывает дверь в спальню, чтобы сделать Кармо.
Глава 126 — Понедельник, 4 сентября. Изабель приказывает всем уйти, кроме Клаудии и Леандро. Назарет сталкивается с ними, но остается неопределенным. Томас обнимает всех после шоу.
Кармо говорит о своих эмоциях с того момента, как впервые увидел Изабель и гарантирует, что нет заговора, но попытка не заставить его больше страдать. Изабель говорит, что попытка не сработала. Кармо просит ее дочь не осуждать ее сейчас после 20 лет поиска.
Изабель соглашается оставить дверь открытой для своей матери, пока ничего не делается против Назарета.
Мнимый «родственник» и подозрения Сережи
В один из дней к Сереже приходит незнакомый мужчина и представляется братом Валентины, сбежавшей с новым мужем.
Кармо говорит, что он ничего не может с этим поделать, потому что государство обязано арестовать преступника. Изабель обещает искать ее, когда она лучше понимает ситуацию и отказывает ей в объятиях. Когда все уходят, Йосивальдо пытается войти, но Назаре останавливает его.
Налва не дает Томасу выстрела. Бьянка и Бруно интересуются своей тетей. Константин говорит Дайане, что собирается жениться на Рите. Кармо говорит Анжелике, что найдет свою мать, и она улыбнется желтой. Назаре обвиняет Клаудию в том, что она виновата во всем и создает угрозы.
Главные герои и начало событий
Анжелика слышит, Плиний хвалят красоту Яры в игре с Дадо. Изабель открывает дверь в Назарет. Джованни слышит, как Дженифер объединяется с Элеонорой. Флавиана замечает интимность Даниэллы и Венансио.
Вириато беспокоится о печали Эдгара. Дуда предлагает помочь в подходе Изабель и До Кармо. Назаре обвиняет Клаудию в том, что она отделила ее от Изабель. Изабель хочет узнать, боится ли Назаре быть арестованным.
Разоблачение шпионов и возвращение отца Сережи
Глава 127 — Вторник, 5 сентября. Назарет говорит, что любит Изабель больше всего на свете. Изабель настаивает на вопросе об аресте. Назаре говорит, что преступление похищения уже было предписано. Клаудия возмущается, когда Назаре подтверждает, что Зе Карлос был виновником. Кармо говорит, что он осудит Назаре и что ей могут быть предъявлены обвинения в других преступлениях. Барон держит изумруды под подушкой. Эдгар закрывает ресторан в обеденное время. Перес и Мора поощряют его к работе. Цыган требует купаться дома, чтобы подписать развод.
Клаудия думает, что Дуда не убеждает Изабель пойти и поговорить с У Кармо. Назаре рассказывает Изабель, что он может получить восемь лет в тюрьме за фальсификацию документов. Изабель спрашивает, что мать не делает драмы.
Венансио смотрит на Даниэль и почти пробегает по лицу. Изабель обещает помочь Назарету, а не из любви, но не по долгу службы. Сомнение вызывает Изабель, которая утверждает, что живет кошмаром. Назарет открывает дверь для Джосивальдо и двух цепляний.
Назаре просит Йосивальдо быть его шпионом.
«Судьба барабанщика»: в чем главная мысль произведения?
Изабель говорит, что даже не хочет смотреть на У Кармо. Крессильда бросает острый перед До Кармо, который ничего не понимает. Она клянется, что это кто-то другой, и она не умеет петь. Лора боится увидеть, как изумруды скрываются. Педро помнит, что она должна сопровождать его к доктору. Изабель появляется в магазине, удивляя У Кармо.
Мнимый «родственник» и подозрения Сережи
Глава 128 — Среда, 6 сентября Леандро и Вириато не позволяют Регинальдо и Вивиане отправиться в магазин. Изабель говорит, что ее предали и что единственным искренним был Назаре. Кармо говорит, что ей оказали давление. Изабель говорит, что ее мир рухнул.
Дирсеу празднует воссоединение До Кармо и его дочери. Изабель говорит, что любит Назаре как свою мать, что она всегда была с ней и что она не будет подходить к До Кармо, если она будет наказана.
И если У Кармо настаивает на осуждении Назарета, лучше всего, если она больше не ищет ее.
Родителям школьников следует помнить о том, что дети должны прочитать произведение полностью, изучая в рамках программы, повесть «Судьба барабанщика». Краткое содержание не может дать представления о художественных особенностях книги, стиле автора и атмосфере того времени. Поэтому лучше ознакомиться с произведением полностью.
Кармо говорит, что Назарет не может остаться безнаказанным, даже если он проиграет Изабель. Изабель дает понять, что для Назаре самое главное — остаться с ней, даже отправиться на стул. Сомнение настаивает на том, что Изабель говорит с братьями, но она кричит, что хочет уйти.
Кармо уверяет Дирсеу, что Изабель однажды вернется к ней. Сигано убегает от адвоката. Юрема рассказывает Гизеле, что барон и Лора идут к доктору. Кармо очень рад получить поддержку от всех. Клаудия рассказывает Назаре, что она не позволит ей разрушить репутацию своего отца.
Повесть «Судьба барабанщика» написана барабанщика» Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию.
Но отца арестовали за растрату казенных денег.
Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.
Назаре говорит, что Зе Карлос был рывком. Назари кричит, что Изабель и Клаудия говорят, что она пошла встречать свою настоящую мать. Клаудия клянется открыть правду о смерти своего отца.
Альберто рассказывает Клаудии все, что произошло в доме Назарета в день смерти Зе Карлоса. Джованни опустошен, когда они говорят ему, что Изабель находится в доме До Кармо и что все празднуют.
Джованни идет в магазин и находит До Кармо.
Глава 129, четверг, 7 сентября. Джованни чувствует себя преданным. Леандро было странно, потому что ей не нравилось, что он говорит о своей сестре. Джованни говорит, что он был последним, и что Дирсеу следовал за всем.
Нальва подтверждает, что сын Леандро. Несмотря на это, он говорит, что никогда не вернется к ней. Мура рассказывает Вириато, что Эдгард опустошен и даже не откроет ресторан. Леандро рассказывает о проблемах с Нальвой.
Джованни объявляет себя, но, больно, клянется, что он забудет До Кармо.
В основе сюжета — острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих.
В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному.
Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения — теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию.
Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.
Флавиана сочувствует Джованни. Леандро не знает, как рассказать Клаудии в ночь, проведенную с Нальвой. Вириато советует ему пройти тест на отцовство и обещает помочь ему. Назаре вспоминает о смерти Хосе Карлоса.
Клаудия считает очень странным, что лекарство от сердца ее отца закончится во время ее инсульта. Назаре извиняется и помогает с портретом Хосе Карлоса. Клаудия рассказывает Леандро, что Изабель не вернулась домой.
Врач также просит Лауру проверить и притворяется, что она должна сопровождать Барона.
Рита говорит, что она не расстроена Константино и целует его. Кармо отправляет своего адвоката, чтобы посадить Назаре в тюрьму. Семья встречается, и У Кармо благодарит всех. Джованни просит Даниэль выйти за нее замуж, и она соглашается.
Эдгард поворачивается и реагирует, когда видит ее. Глава 130 — Пятница, 8 сентября Эдгард клянется, что все это из любви. Изабель говорит, что он должен был сказать правду, и что теперь между ними ничего не может существовать. Эдгард плачет и бросается к стенам.
Джосивалдо подходит к Реджинальдо, которому тяжело.
Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика.
Победили в советском подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии.
Ощущение революционной связи со всем советским народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.
Джосивалдо настаивает на последнем разговоре. Флавиана беспокоится о Джованни. Даниэль беспокоится о том, что согласилась на свадьбу. Джованни сожалеет о просьбе, и Флавиана говорит, что он решит ситуацию. Реджинальдо не хочет помогать отцу.
Джосивалдо говорит, что он расскажет правду Бьянке и Бруно о смерти его матери. Реджинальдо угрожает убить Джосивальдо. Джосивалдо просит остаться рядом с семьей и встретиться с родственниками в его доме. Вивиане легче закончить Йосивальдо.
Назаре и Клаудия провоцируют, и Изабель взрывается.
Кармо просит Дирсеу утешить ее. Изабель обвиняет Клаудию в том, что она мстительна и устроилась на работу. Изабель говорит, что они никогда не были сестрами, и она всегда завидовала ей.
Клаудия уходит и отчаянно кричит. Изабель падает в обморок, и Назаре испугана. Альберто обнимает Клаудию и консоль. Даниэль просит Вэнансио отвезти ее в мотель. Кармо советует Анжелике забеременеть.
Лаура говорит, что барон должен сдать экзамены.
Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.
* «Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос.- Встань и не гнись! Пришла пора!»
Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно».
Кульминационная сцена повести — распрямление барабанщика — решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность.
В повести нашли новое развитие темы коммунистического воспитания и борьбы с врагами родной страны.
Источник: https://www.marioxota.ru/parents/the-summary-of-the-fate-of-the-drummer-the-ideological-motive-of-the-story-of-gaidar-the-fate-of-the-drummer.html
Краткое содержание «Судьба барабанщика»
Повесть «Судьба барабанщика» Гайдара была написана в 1938 году. В своем произведении писатель поднимает тему дружбы, верности, чести. Это рассказ об обычном мальчике, которому довелось пережить немало серьезных испытаний на своем веку.
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Судьба барабанщика» на нашем сайте.
Сергей Щербачев – добрый, отзывчивый мальчик, который помимо воли стал сообщником преступников.
- Отец Сережи – в прошлом командир, затем директор крупного магазина, ставший ради молодой жены на сколький путь.
- Валентина – мачеха Сережи, молодая и красивая женщина, мечтавшая о «красивой» жизни.
- Дядя – мнимый брат Валентины, взявшийся опекать Сережу, опасный шпион.
- Яков – престарелый мужчина, матерый бандит, напарник «дяди».
- Славка – друг Сережи, отца которого планировали убить преступники.
В Москве жил самый обыкновенный восьмилетний мальчик Сережа Щербачев, который ходил в школу, а в свободное время учился играть на барабане. Его отец «воевал с белыми, был ранен, бежал из плена, потом по должности командира саперной роты ушел в запас», а мать рано умерла.
Спустя время отец повторно женился на молодой красавице Валентине. Поначалу семья жила скромно и дружно, но когда отца назначили «директором большого текстильного магазина», появились проблемы.
Отец стал нервным, раздражительным, а Валентина, впервые увидев «красивую» жизнь, превратилась в сварливую, завистливую женщину.
Неожиданно в семье появились деньги, и в квартире сделали отличный ремонт. В доме опять воцарилось веселье, но только ненадолго – весной отца «забрала милиция и увезла в тюрьму». Эту новость Сережа узнал как раз в тот счастливый день, когда его назначили старшим барабанщиком в отряде.
Отцу дали пять лет тюремного срока. Валентина долго не горевала, и спустя два года привела в дом нового мужа. Летом они отправились на Кавказ, оставив мальчика совсем одного.
Так у него началась совершенно свободная, беспризорная жизнь. Деньги, что оставила Валентина, «таяли с быстротой совсем непонятной».
И это неудивительно, ведь он первым делом потратил почти все, что у него было, на покупку нового фотоаппарата.
Спустя время к Сереже приехал родной брат Валентины, и взял под свою опеку. Он забрал его к себе, где познакомил с мальчиком по имени Славик. Ребята быстро сдружились, и почти все время проводили вместе. При этом новоиспеченный дядя частенько ненавязчиво расспрашивал Сережу о Славике, его семье.
Однажды мальчик узнал страшную новость – его «дядя» и Яков запланировали убийство отца Славика, который работал «над какой-то важной военной машиной». Сопоставив все факты, он понял, что мужчины были опасными преступниками, шпионами. Сережа решил помешать этим людям.
Он достал револьвер и начал стрельбу по преступникам. В результате перестрелки он убил Якова, но и сам был серьезно ранен. Когда Сережа пришел в себя, он узнал, что милиция уже давно вела слежку за бандитами, и «дяде» не удалось скрыться.
Но самой радостной стала новость о досрочном освобождении отца, который полностью переосмыслил свою жизнь.
Произведение Гайдара учит не совершать необдуманных поступков, а также уметь прощать близких людей за допущенные ошибки. Кроме того, повесть учит вовремя распознавать истинных друзей и тех, от кого стоит держаться подальше.
После ознакомления с кратким пересказом «Судьба барабанщика» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 97.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/gaydar/sudba-barabanshhika
Краткое содержание повести «Судьба барабанщика» А. Гайдара
Повесть «Судьба барабанщика» Гайдара была написана в 1938 году. В своем произведении писатель поднимает тему дружбы, верности, чести. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Судьба барабанщика» на нашем сайте. Это рассказ об обычном мальчике, которому довелось пережить немало серьезных испытаний на своем веку.
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Сергей Щербачев – добрый, отзывчивый мальчик, который помимо воли стал сообщником преступников.
Другие персонажи:
- Отец Сережи – в прошлом командир, затем директор крупного магазина, ставший ради молодой жены на сколький путь.
- Валентина – мачеха Сережи, молодая и красивая женщина, мечтавшая о «красивой» жизни.
- Дядя – мнимый брат Валентины, взявшийся опекать Сережу, опасный шпион.
- Яков – престарелый мужчина, матерый бандит, напарник «дяди».
- Славка – друг Сережи, отца которого планировали убить преступники.
«Судьба барабанщика» очень кратко
Краткое содержание «Судьба барабанщика» Гайдара для читательского дневника:
Серёжа оказывается в сложной ситуации: мама скончалась, отец снова женился и вскоре его посадили в тюрьму. Мачеха Валентина уехала с новым мужем на Кавказ. Мальчик остался один и попал в плохую компанию.
В дом Серёжи заявляются двое мужчин. Один из них представляется братом Валентины. Неожиданный родственник увозит мальчика в Киев, обещая пристроить в школу мичманов. Серёжа чувствует неладное и оказывается прав: вместо учёбы ему предлагают подружиться с мальчиком Славой, сыном военного инженера, которого подозрительный «дядя» и его сообщник планируют убить.
Когда-то Серёжа прочёл поучительную книгу про французского барабанщика, который не сдался в трудную минуту и спасовал перед опасностью. Судьба героя книги помогает мальчику принять верное решение. Мнимый дядя был арестован, а его сообщник убит.
Отца Серёжи выпустили из тюрьмы до срока. Он объяснил сыну, что встал не на тот путь, но теперь полностью раскаялся и начнёт новую, честную жизнь. Серёжа вернулся домой.
Вывод:
Гайдар призывает юных читателей внимательнее присматриваться к людям вокруг и не доверять всем подряд.
Это интересно: Рассказ «Чук и Гек» Гайдар впервые опубликовал в 1939 году. Историки литературы отмечают в произведении признаки традиционного святочного рассказа. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Чука и Гека». Предлагаемый пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Короткий пересказ «Судьба барабанщика»
Аркадий Гайдар «Судьба барабанщика» краткое содержание:
В одной деревне жил себе обыкновенный мальчик. Он ходил в школу, и всё у него было не плохо, даже учился играть на барабане. Отец рано овдовел, и привёл сыну мачеху Валентину.
Сначала семья жила скромно, но потом отец устроился на прибыльную работу. Он стал много зарабатывать, а вместе с тем и сильно нервничать. Валентина же превратилась в сварливую женщину, и постоянно что-то считала.
В одно прекрасное время отца арестовали за какие-то громкие мошеннические дела. Ему дали пять лет. Валентина сошлась с новым мужем, и так как у того не было своего жилья, он пришёл жить к Валентине. Недолго думая, молодожёны уехали на Кавказ и оставили мальчика одного.
С этих пор началась его беспризорная жизнь. Он быстро спустил все деньги, оставленные Валентиной, и приобрёл себе фотоаппарат.
Однажды приехал родной брат Валентины и взял мальчика под своё крыло. Он стал для него дядей. Он был весёлым и энергичным. Как-то с ним пришёл его боевой друг Яков, скользкий хитрый старик. Вся эта троица покинула дом Валентины и уехала на поезде.
Они поселились в доме какой-то сумасшедшей старухи, которая этого дядю очень любила, потому что он спас её от смерти.
Чтобы его новоиспечённому племяннику не было скучно, дядя познакомил его с мальчиком по имени Славик. Ребята сдружились, и стали проводить время вместе. Дядя частенько ненавязчиво, будто про между прочим, спрашивал, о чем они разговаривали.
Однажды дядя сказал мальчику, что отвезёт его в Одессу. Мальчик расстроился, но решил, что будет учиться в Одессе на мичмана.
Утром у него разболелась голова, и он не сразу понял, что очутился у дома Славика. Там он узнал страшную новость: отца Славы убили. Тогда сопоставив все факты, мальчик понял, что это его дядя вместе с противным Яковом причастны к гибели Славиного отца.
Позже на волю вышел отец, и рассказал, что это сын попал в компанию матёрых воров, и объяснил мальчику, что он сам стал не на ту дорожку. Именно за это он и был осуждён, но искупил трудом свою вину. Мальчик обнял отца, и был рад, что они снова вместе.
Рассказ учит тому, что нужно вовремя разобраться, кто есть друг, а от кого нужно держаться подальше.
Повесть «Тимур и его команда» Гайдар написал в 1940 году. В произведении автор затрагивает темы милосердия, нравственности, благородства, дружбы и помощи ближнему независимо от его возраста и статуса.
На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Тимура и его команды».
Центральный персонаж повести – добрый, справедливый, решительный мальчик Тимур стал прообразом для многих последующих героев детской литературы, примером подростка с сильными лидерскими качествами.
Сюжет «Судьба барабанщика» с цитатами
«Судьба барабанщика» Гайдар краткое содержание с цитатами из повести:
В Москве жил самый обыкновенный восьмилетний мальчик Сережа Щербачев, который ходил в школу, а в свободное время учился играть на барабане. Его отец «воевал с белыми, был ранен, бежал из плена, потом по должности командира саперной роты ушел в запас», а мать рано умерла.
Спустя время отец повторно женился на молодой красавице Валентине. Поначалу семья жила скромно и дружно, но когда отца назначили «директором большого текстильного магазина», появились проблемы. Отец стал нервным, раздражительным, а Валентина, впервые увидев «красивую» жизнь, превратилась в сварливую, завистливую женщину.
Неожиданно в семье появились деньги, и в квартире сделали отличный ремонт. В доме опять воцарилось веселье, но только ненадолго – весной отца «забрала милиция и увезла в тюрьму». Эту новость Сережа узнал, как раз в тот счастливый день, когда его назначили старшим барабанщиком в отряде.
Отцу дали пять лет тюремного срока. Валентина долго не горевала, и спустя два года привела в дом нового мужа. Летом они отправились на Кавказ, оставив мальчика совсем одного.
Так у него началась совершенно свободная, беспризорная жизнь. Деньги, что оставила Валентина, «таяли с быстротой совсем непонятной».
И это неудивительно, ведь он первым делом потратил почти все, что у него было, на покупку нового фотоаппарата.
Спустя время к Сереже приехал родной брат Валентины, и взял под свою опеку. Он забрал его к себе, где познакомил с мальчиком по имени Славик. Ребята быстро сдружились, и почти все время проводили вместе. При этом новоиспеченный дядя частенько ненавязчиво расспрашивал Сережу о Славике, его семье.
Однажды мальчик узнал страшную новость – его «дядя» и Яков запланировали убийство отца Славика, который работал «над какой-то важной военной машиной». Сопоставив все факты, он понял, что мужчины были опасными преступниками, шпионами. Сережа решил помешать этим людям. Он достал револьвер и начал стрельбу по преступникам.
В результате перестрелки он убил Якова, но и сам был серьезно ранен. Когда Сережа пришел в себя, он узнал, что милиция уже давно вела слежку за бандитами, и «дяде» не удалось скрыться. Но самой радостной стала новость о досрочном освобождении отца, который полностью переосмыслил свою жизнь.
Заключение
Произведение Гайдара учит не совершать необдуманных поступков, а также уметь прощать близких людей за допущенные ошибки. Кроме того, повесть учит вовремя распознавать истинных друзей и тех, от кого стоит держаться подальше.
Это интересно: Аббревиатура «Р. В. С.» расшифровывается как «Революционный Военный Совет». В основе сюжета – наблюдения автора за событиями в Украине в 1919 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «РВС» для читательского дневника. Данная повесть (в некоторых изданиях ее называют рассказом) является первым произведением А. П. Гайдара, написанным для детей.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/sudba-barabanschika.html
Судьба барабанщика — краткое содержание для читательского дневника
3 Апреля 2020 г.
Поделитесь: VK | FB | OK | TW
Содержание:
Автор повести – замечательный писатель Аркадий Гайдар. «Судьба барабанщика» — книга, написанная для детей среднего школьного возраста. Но многие ребята поймут ее и раньше, когда у них появится интерес к теме дружбы, верности, честности.
Школьникам, прочитавшим повесть «Судьба барабанщика», краткое содержание дает основу для сочинения. Этот материал можно также рекомендовать учителям. Он полезен для изучения всего творчества Аркадия Гайдара, не ограничиваясь повестью «Судьба барабанщика».
Краткое содержание, рассказанное детям на уроке, поможет найти общие черты с другими произведениями автора.
Судьба барабанщика» краткое содержание для читательского дневника по повести Гайдара (7 класс) – главная мысль, сюжет, отзыв
«Пионерская правда» (она самая оперативная, из номера в номер); «Пионер» (в двух или даже трех номерах); отдельная книга в Детиздате.
Проходит три года, и Валентина, мачеха Сережи, неожиданно выходит замуж и уезжает с новым мужем, фактически бросив мальчика на произвол судьбы. Его отец пробудет в тюрьме еще два года, и Сережа остается в одиночестве на это время. Все отворачиваются от него, и никому нет дела до мальчика.
Ощущая пустоту, он связывается с дурными людьми, «катится вниз по наклонной». Уезжая, мачеха оставила ему сто пятьдесят рублей. Но из-за плохой компании приятеля Юрки, эти деньги быстро закончились. Мальчик, пытаясь найти в квартире хоть какие-то сбережения, случайно находит браунинг отца.
Денег нет, и Сережа решает продать некоторые вещи старьевщику за копейки. Одновременно с этим он читает книгу, в которой описана судьба барабанщика. Краткое содержание истории французского солдата заставляет мальчика сравнить себя с героем рассказа, одинокого и покинутого всеми, как и он сам.
Он отождествляет себя с героем истории, пытаясь приободриться и набраться мужества в трудное для него время.
Краткое содержание «Судьба барабанщика» для читательского дневника
Судьба барабанщика» краткое содержание повести Гайдара – читать пересказ онлайн
Кира резко проснулась, холодный пот покрыл все ее тело, страшные картинки никак не уходили из головы. Она подошла к матери и рассказала ей про увиденный только что сон. Мать побледнела, ведь ее сновидение было очень похожим на рассказ дочери.
Материнское сердце почуяло неладное, стало очень тревожно за сына. Она знала про его горячий характер, и в голове мелькнула мысль: «Как бы ни случилось беды».
С беспокойными мыслями мама с дочкой пошли в свои комнаты и, не сговариваясь, стали читать молитвы за Сашу. Беззаботный сын
Прощай! — думал я об отце. — Сейчас мне двенадцать, через пять будет семнадцать, детство пройдет, и в мальчишеские годы мы с тобой больше не встретимся. .mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
В современном мире очень тяжело определить возраст женщины. Сколько раз мы встречали юных 16-летних девушек, которые выглядели как 30-40-летние дамы, в то время как тем, кому исполнилось около 35-40 лет, давали не более 25-ти.
Так происходит из-за использования ими косметики, пластических операций или просто определенного стиля одежды, которая одним барышням подходит, а другим нет.
Но если вы считаете, что несмотря ни на что, можете с легкостью определить возраст женщины, приглашаю вас пройти увлекательный тест. Найди самую юную женщину
Тэги: #википеди
Нашли неточность или устаревшие данные? Отредактируйте статью!
Источник: https://skibiit.ru/34685/
Аркадий Гайдар — Судьба барабанщика
О своей повести «Судьба барабанщика» А. П. Гайдар писал так: «Эта книга не о войне, но о делах суровых и опасных – не меньше, чем сама война».Для среднего школьного возраста.
- Аркадий Петрович Гайдар
- Судьба барабанщика
- Повесть
1904 – 1941
О Гайдаре писать нынче трудно. Резко изменилось время, изменились и взгляды людей. Один из роковых вопросов советских анкет: «Что вы делали до 1917 года?» – позже сменился противоположным: «Что вы делали после 1917 года?»
Гайдару уже бросали ряд неприятных упреков в таком духе: зачем он в 1918 году ушел воевать «за светлое царство социализма»[1] зачем в 1921-м участвовал в подавлении Антоновского мятежа на Тамбовщине, где власти воевали с собственным народом по-бандитски – без всяких правил; зачем, наконец, в 1922 году, воюя в Хакасии против «императора тайги» атамана Соловьева, он был жесток – на допросах применял пытки, избиения пленных и т. п. (Правда, насчет последнего обвинения – дело темное: документов никто из обвиняющих не представил, а воспоминания типа «одна бабка сказала…» – это не документ и не аргумент.)
Думается, однако, что Гайдар не растерялся бы от таких вопросов, не стал отрекаться от своего прошлого и ответил бы на все вопросы «прямо, честно и открыто», как и во всех других случаях.
Он сказал бы, наверно, что смешно спустя столько лет обвинять четырнадцатилетнего подростка[2] в том, что он делал в году 1918-м… А делал он тогда то же, что и другие, – участвовал в Гражданской войне… А Гражданская война – что во Франции, что в США, что в России – нечто кровавое, тяжкое и далеко не всегда справедливое. И лучше бы в ней вообще не участвовать, да вот не получилось…
Насчет подавления тамбовского мятежа Гайдар, наверно, ответил бы так: «Не я затеял эту войну, не из-за меня она началась; а я был военный, командир полка, мне дали приказ – ну как же я мог отказаться? Не дезертиром же мне было становиться – я всегда презирал дезертиров; загляните хотя бы в мою повесть „Р. В. С.“…»
Наконец, о войне в Хакасии Гайдар, скорее всего, отозвался бы так: «Я и сюда прибыл по приказу – отказаться не мог… Что же до соловьевцев, то это были бандиты… Не знаю, что сделало их бандитами: может, революция, может, неудачные декреты советской власти, а может, бездарное их применение, – но в этом не я виноват. Факт тот, что я застал их бандитами, – а с бандитами не воюют в белых перчатках, с применением дуэльного кодекса… Возможно, я где-то и переступил „пределы допустимой обороны“ или „допустимого нападения“, но нарочно жестоким я не был – вы это знаете по моим книгам».
Хотя Гайдару эти слова только приписаны, по сути, они вполне правдивы. Давно известно: «Истинная жизнь писателя – в его книгах».
Да и «социализм» Гайдара был вовсе не тот, что строился в СССР под руководством Ленина и Сталина.
Это видно уже из того, что Ленин во всех книгах Гайдара появляется всего трижды: в повестях «Школа» и «На графских развалинах» – только упоминается, а в крохотном рассказике «Советская площадь» (1940) изображен весьма странно: рассказчик (скорее всего, сам Гайдар, ибо рассказ автобиографичен) слушает (вернее, пытается слушать) Ильича, выступающего с балкона Моссовета, а его собственный конь мешает ему слушать: то храпит, то фыркает, то на дыбы встает… Так и не услышал Гайдар ни словечка из ленинской речи, да и мы ничего о ней не узнали, хотя сам же Гайдар говорит, что люди ему потом эту речь пересказали… Видимо, не очень-то она его заинтересовала.
Ну а Сталина вообще не найти ни в одном из гайдаровских произведений[3]. И это в 1930-е годы, когда без имени Сталина не обходилось ни одно собрание, не произносилась ни одна речь, не говоря уже о докладах, – да вообще не делалось ни одно сколько-нибудь серьезное дело…
… А где хватит на двух разговорца,Там помянут кремлевского горца, —
говорится в знаменитом – поистине роковом для поэта! – стихотворении О. Мандельштама.
А Гайдар прекрасно обходился без этого имени. Даже в отклике на получение «высокой» награды (для Гайдара, впрочем, не слишком высокой) – ордена «Знак Почета», полученного в 1939 году – юбилейном для Сталина (к тому же в тридцать девятом году проходил XVIII съезд партии!), Гайдар ухитрился обойтись без упоминания вождя…
Вот он отвечает на вопрос «Литературной газеты», над чем он сейчас работает (на дворе – февраль 1939 года).
«Работаю над повестью „Талисман“ – рассказываю о том, как солдат искал счастье. (Неоконченную повесть эту мы знаем под условным названием „Бумбараш“. – С. С.)
И как раз в часы этой моей работы пришло большое счастье ко мне, и, как замечательный талисман, удесятеряющий мои творческие силы, я принял великое внимание правительства и партии.
У моего талисмана чудесные свойства. Это подарок страны… И волшебная творческая сила моего талисмана прекращается там, где кончается труд».
Где тут Сталин? Его нет и в помине. Партия отодвинута на второй план (тоже случай невиданный!). И наконец, награду свою Гайдар принимает как «подарок страны», хотя он прекрасно понимал, что Сталин если и не подписывал, то наверняка утверждал список награжденных…
Не менее прохладно относился Гайдар к официальному символу тогдашней партийной идеологии – коммунизму.
В киноповести Гайдара «Комендант снежной крепости» (1940) капитан Максимов рассуждает о картине под названием «Путь к коммунизму», созданной студенткой Ниной, которая капитану нравилась, а потом стала его женой. На картине этой были изображены «люди разных возрастов и национальностей. С плодами и цветами в руках они выходят по тропкам на широкую дорогу, которая ведет к освещенным солнцем горным вершинам».
- Устами своего героя (а по сути – своими собственными, ибо капитан Максимов – один из «дублеров» писателя) Гайдар произносит над этой картиной убийственно ироничные слова: «Это беспечные люди возвращаются с пикника домой… Девочка, не сердись, но таких дорог к коммунизму не бывает».
- В целом же свою жизненно-политическую программу Гайдар наиболее полно представил в одной из записей дневника, когда заканчивал «Военную тайну» (1934).
- «Эта повесть моя будет за Гордую Советскую страну.
- За славных товарищей, которые в тюрьмах.
- За крепкую дружбу.
- За любовь к нашим детям.
- И просто за любовь».
- Последние три пункта понятны, а вот первые два трудно оставить без пояснений.
- Слова о «Гордой Советской стране» – самые важные для Гайдара.
Помните, кого он благодарил за награду? Прежде всего – свою страну.
А в словах о стране главное слово – «Гордая» (недаром с большой буквы!).
И второй пункт тоже важен – о товарищах, «которые в тюрьмах».
Своих или зарубежных товарищей имеет он в виду? Или тех и других сразу?
Судя по «Военной тайне», казалось бы, зарубежных: ту же Марицу Маргулис, сестру Владика Дашевского и других.
Но в дневнике не сказано «зарубежных»! А советские тюрьмы в августе 1934 года, когда сделана запись, тоже не пустовали. И сидели в них не только враги СССР и не только враги Гайдара.
Скажем, умнейший советский коммунист Мартемьян Рютин, еще в 1930 году дерзнувший выпустить листовку с призывом отстранить Сталина от власти в партии и в стране, тогда же и был арестован.
А поскольку перед этим Рютин два года возглавлял главную военную газету страны «Красная звезда», он мог быть даже знаком с Гайдаром – прямо или через общих знакомых, коих в военной среде у них нашлось бы немало.
А уж слышать о нем Гайдар наверняка слышал!
И тем более мог быть знаком Гайдар с ленинградскими поэтами Даниилом Хармсом и Александром Введенским – своими коллегами по детской литературе. А оба они были впервые арестованы в 1931 году.
И когда Сергей Ганин пел сыну Альке свою любимую песню про «товарищей в тюрьмах, застенках холодных» и при этом «невольно зажмуривался», только ли о Марице Маргулис вспоминал он, как полагал чуткий шестилетний Алька, – может, и о ком-то другом, необязательно зарубежном?…
Скажу больше: а не нарочно ли Алькину «мамку» Гайдар сделал зарубежной комсомолкой, погибшей в застенке? Нет ли и здесь хитрости против строгой советской цензуры, чтобы, пробившись через нее, сказать и о наших, советских, невинных жертвах? Ведь сумел же Гайдар «внедрить» шестилетнего Альку в пионерский лагерь, хотя до пионеров тому было еще расти и расти… Алька же ему был нужен – и, как это ни жутко, нужна была гибель Альки, что видно опять же из записи в дневнике, когда книга еще писалась: «… Никто не знает, как мне жаль Альку. Как мне до боли жаль, что он в конце книги погибнет. И я ничего не могу изменить. Я могу только сделать все, что в моих силах, чтобы оставить крепкую память, горячую любовь к этому маленькому и верному человеку».
Для чего же ему понадобилось губить своего любимого героя – тем более любимого, что прототипом Альки был его собственный сын? (В дневнике Гайдара есть об этом прямая запись: «Интересно, как будет читать и понимать он мою „Военную тайну“? Ведь Алька – это он сам».
) Гайдар понимал, что гибель маленького обаятельного мальчишки, с добром и любовью относящегося ко всем хорошим людям, потрясет юных читателей и те запомнят каждую Алькину фразу, каждое, даже мимолетно брошенное, слово. А через них войдут в души читателей и его собственные, гайдаровские, мысли.
Вот почему, вопреки собственным чувствам, вопреки просьбам ребят (иные прямо требовали, чтобы он пощадил Альку), писатель наотрез отказался спасать своего героя…
Источник: https://mybrary.ru/books/proza/narrative/235149-arkadii-gaidar-sudba-barabanshchika.html