С помощью череды женских образов в романе «Война и мир» Лев Толстой постарался показать значительность роли прекрасной половины человечества в обществе, а также ценность крепкой семьи в войне 1812 года. Марья Болконская – одна из лучших представительниц дворянства и самых сложных персонажей эпопеи.
Писатель Лев Толстой
Лев Николаевич дает героине характеристику некрасивой женщины, путь к замужеству которой возможен только лишь через ее происхождение и богатство, но наделенной исключительными качествами, редкими для общества того времени. Верность и способность к самопожертвованию – яркие черты девушки.
Внешность и характер
Автор тщательно прорабатывал портреты и биографии героев, в том числе и Марьи Болконской. Образ девушки основан на представлениях Льва Николаевича о собственной матери Марье Николаевне (в девичестве Волконской), которую писатель не помнил. Он признавался, что создал в воображении ее духовный облик. Героиня выглядит болезненно: слабое тело, осунувшееся лицо.
«Бедная девушка, она дьявольски дурна», — думал про нее Анатоль Курагин.
Да и грациозностью она не отличается – Лев Николаевич не уставал отмечать, что у Мари тяжелая неуклюжая походка. Единственной привлекательной частью образа стали грустные большие глаза, которые словно излучали доброту и тепло.
Марья Болконская и Наташа Ростова
Однако за непримечательной внешностью спрятана внутренняя красота. Толстой восхваляет в Мари верность себе и глубоким моральным принципам, высокую образованность и рассудительность, отзывчивость, бескрайнее благородство, которое проявляется в каждом поступке. Девушка лишена хитрости, расчетливости и кокетства, свойственных большинству барышень.
Мари Болконская вместе с Наташей Ростовой противопоставлены в романе алчной эгоистичной распутнице Элен Курагиной. При этом отношения с Наташей поначалу складываются непросто. Избранница брата раздражала княжну живостью характера, непосредственностью и жизнерадостностью, но в дальнейшем девушек сблизила смерть Андрея.
Марья Болконская и ее отец Николай Болконский
Старый князь Николай Болконский воспитывал дочь Мари в такой же строгости, как и сына Андрея. Жесткие педагогические методы отразились на характере девушки – она выросла замкнутой, скромной, даже робкой. Впрочем, хоть Мари и боится домашнего тирана, но сохраняет любовь к отцу до конца его дней.
Героиня не бывала на балах и на светских вечеринках в гостиной мадам Шерер, потому как отец считал такое времяпрепровождение глупостью.
Отсутствие близких друзей (круг общения ограничивался компаньонкой мадмуазель Бурье да приятельницей Жюли Карагиной, с которой тянулась лишь постоянная переписка) компенсировала крайняя религиозность.
Частые гости у Марьи – «божьи люди», т.е. странники и верующие, за что над девушкой насмехаются родитель и брат.
Марья Болконская
Марья осознает, что природа пожалела для нее красоты, и не питает иллюзий насчет замужества, хотя в глубине души надеется обрести женское счастье и непременно пойти под венец по любви. Мари Болконская долгое время видит смысл своего существования в верности отцу, любви и заботе о брате и его отпрыске Николушке, но судьба распорядилась иначе, подарив девушке личное счастье.
Жизненный путь
В начале романа княжне Марье 20 лет. Она родилась и выросла в родовом поместье под опекой строгого и деспотичного отца, распланировавшего распорядок дня дочери по минутам, которые включают долгие занятия алгеброй и геометрией.
В прошлом влиятельный царский вельможа, Николай Андреевич, сосланный в имение Лысые Горы, превратил дочь в служанку. Любимое его занятие – доводить Мари до слез, унижать последними словами.
Отец не гнушается запустить в наследницу тетрадью или же назвать дурой.
Марья Болконская и Андрей Болконский
Теплые и доверительные отношения у Мари сложились с братом. После смерти его жены девушка без проблем берет на себя обязанности по воспитанию племянника.
Однажды в переписке с Жюли Карагиной Марья узнает, что свататься к ней едет Василий Курагин с непутевым распутным сыном. Героиня принимает Анатоля Курагина за достойного человека.
В душе просыпается надежда обрести женское счастье, мечты о семье и детях овладевают ее рассудком. Толстой, как тонкий психолог, раскрывает все потаенные помыслы любимой героини.
Столь смелых мыслей Мари ужасно пугается, но решает подчиниться божьей воле.
Анатоль Курагин
Однако отец быстро раскусил мелочную и расчетливую натуру жениха, тем более, что Анатоль и сам по неосторожности испортил сватовство, затеяв флирт с компаньонкой Мари. Наивная девушка решила во имя счастья француженки, без памяти влюбившейся в ухажера, проститься с единственным шансом на замужество.
Болезнь отца освободила Марью Болконскую от постоянного надзора, и героиня, взяв Николушку, отправилась в Москву. В столице девушка мучилась от того, что посмела ослушаться батюшку, и вдруг ощутила к нему бесконечную любовь и привязанность.
После смерти родителя Мари собралась покинуть имение, но оказалась в плену местных мужиков, которые в страхе потерять собственное добро не выпускали ее со двора.
Хотя девушка была готова разделить запасы хлеба между голодающими крестьянами, проявив щедрость души.
Марья Болконская и Николай Ростов
На помощь княжне пришел Николай Ростов – единственный мужчина, сумевший искренне полюбить эту женщину, обнаруживший внутреннюю красоту и богатство души. Но сначала герой не осознавал влюбленности, испытывал к девушке непонятный трепет и даже страх.
Судьба подарила Марье Болконской то, о чем она так мечтала: девушка вышла замуж за Николая и счастливо растила детей. Из героини получилась преданная, мудрая жена, которую ценит и уважает супруг, и замечательная мать – Мари с удовольствием уделяет время воспитанию наследников и даже ведет дневник, куда записывает примечательные эпизоды жизни детей.
Экранизации
Роман «Война и мир» поселился в кинематографе с 1913 года. Сначала произведение Толстого в урезанном виде экранизировали российские пионеры немого кино, а в 1956 году зрители увидели эпопею в цвете. Тогда героев «Войны и мира» оживил американский режиссер Кинг Видор. В роли Мари Болконской выступила Анна-Мария Ферреро.
Анна-Мария Ферреро в роли Марьи Болконской
Заметной работой, получившей «Оскар» и лестные отзывы критиков, стал советский сериал «Война и мир», снятый Сергеем Бондарчуком в 1965 году. Кроткую, запуганную отцом девушку сыграла Антонина Шуранова, а образ Николая Ростова воплотил Олег Табаков.
Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской
Яркой экранизацией по праву считается фильм Роберта Дорнхельма, вышедший на экраны в 2007 году. В создании картины участвовали пять европейских стран, в том числе Россия. Трогательная Марья Болконская получилась из итальянской актрисы Валентины Черви.
Валентина Черви в роли Марьи Болконской
Роль будущего мужа девушки исполнил Дмитрий Исаев. В ленте наблюдаются значительные расхождения с первоисточником, однако это не помешало ей завоевать любовь зрителей.
Джесси Бакли в роли Марьи Болконской
Последняя на сегодня киноработа, снятая по роману Льва Толстого, увидела свет в 2016 году. Английский драматический мини-сериал собрал звезд экрана – зрители наслаждаются игрой Пола Дано (Пьер Безухов), Лили Джеймс (Наташа Ростова), Джеймса Нортона (Андрей Болконский). Мари Болконскую и Николая Ростова представили Джесси Бакли и Джек Лауден.
Цитаты
«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия».«Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».«Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».«Кто все поймет, тот все и простит».«Мое призвание другое – быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».«Прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях».«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».
Источник: https://24smi.org/person/1501-maria-bolkonskaia.html
Характеристика описание и судьба княжны Марьи Болконской
Гениальное произведение «Война и мир» покорило читателей колоритными персонажами и сюжетными линиями. Судьбы героев переплетались, создавая интриги, на фоне глобальных потрясений.
Один из главных женских образов романа — Марья Болконская. Характеристика персонажа не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Эта девушка олицетворяет всех русских женщин, которые отличаются терпением и всепрощающей любовью.
Неприметная княжна
Марья Болконская не блещет красотой. Девушка жила в такое время, когда это значительно понижало ее шансы выйти замуж. А ведь она, как и другие, вынашивает мечты о супружестве, материнстве, собственном очаге.
Род Болконских — очень древний, происходит от князя Рюрика. Семья хотя и живет изолированно от высшего общества — в деревне, имеет влияние среди аристократической прослойки.
Ведь княжеский род славится не только своим происхождением, но и большим состоянием.
Писатель дает описание внешности княжны Марьи Болконской, особенно подчеркивая, что она дурна собой. Настолько, что вызывает жалость окружающих — не только мужчин, но и женщин, которые даже не воспринимают ее как соперницу. Толстой описывает внешность девушки в самом невыгодном свете:
- «Дьявольски дурна», — отмечает про себя Анатолий Курагин.
- «…уродовать себя нечего — и так дурна», — отзывается собственный отец о дочери в присутствии гостей, укоряя ее за новую необычную прическу.
- У девушки «…некрасивое, болезненное лицо», на котором часто можно увидеть грусть или испуг.
Портрет Мари Болконской дополняет описание фигуры. Тело княжны Лев Николаевич описывает как тщедушное. К тому же двигается девушка неуклюже.
Но во внешности Мери есть и кое-что приятное — это глаза. Они контрастируют со всем остальным описанием. Глаза ее «так хороши, что очень часто» заменяли собой внешнюю привлекательность, как говорит цитата из произведения. Писатель описывает их как большие и лучистые. Именно в глазах можно увидеть отражение внутреннего мира этой прекрасной, хоть и некрасивой девушки.
Отношения Мэри с окружающими
Княгиня была воспитана в деревне. Она не привыкла ездить по балам и праздно проводить свободное время.
Все потому, что ее суровый отец, Николай Андеевич Болконский, воспитал ее по собственным убеждениям. Это один из самых суровых персонажей романа «Война и мир».
Княжна Марья вынуждена терпеть его несносный характер. Но она принимает выходки своего отца безропотно, хотя вряд ли девушке всегда легко.
Будучи богатой, девушка могла бы вести праздную веселую жизнь. Но она остается рядом с отцом. Князь научил дочь точным наукам. В свободное время она музицирует, многократно повторяя сложные пассажи на клавикордах. Также девушка ухаживает за своим отцом, помогает ему в делах, занимается хозяйством. Она иногда больше походит на прислугу, чем на богатую наследницу из знатного дворянского рода.
Отец часто грубит дочери, и это порой обижает ее. Но Мари очень любит Николая Андреевича, принимая его резкость и вспыльчивость как должное. Девушка понимает, что он просто не научился проявлять свои чувства. На самом деле он заботится о дочке — только по-своему.
С братом, князем Андреем, у нее очень теплые отношения. Он женился, но рано стал вдовцом — жена умерла во время тяжелых родов. Его сестра стала заботиться о маленьком племяннике. Она находит в этом радость и утешение. Также она всегда готова поддержать брата, Мэри может поделиться с ним самыми сокровенными чувствами.
Нравственную характеристику Марии Болконской можно дать кратко, буквально в нескольких словах: кротость, доброта и религиозность. Именно эти качества позволяют ей спокойно уживаться с самыми разными людьми.
Краткие выдержки из романа
Можно составить представление о героине, если внимательно ознакомиться с цитатной характеристикой. Хотя она и небольшая, но позволяет хорошо понять душевные качества девушки:
- «…Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света», — автор подчеркивает, что это делало «прекрасным» некрасивое и худое лицо княжны.
- «…Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны…» — это замечают все окружающие. Родной отец, который часто напоминает Мэри, что она некрасива. Но это не наполняет душу княжны завистью и злобой, она остается терпеливой и доброй.
- «…У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия…» — она была рада отдать нерастраченную нежность мальчику, проводит с ним много времени. Также девушка была отзывчива на чужую беду.
- «…божьи люди — юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя…» — рискуя вызывать гнев сурового отца, княжна помогает скитальцам.
- «Право, какая девушка, прелесть! И она совсем не так дурна», — говорит сваха, нахваливая Мари будущему жениху.
Несмотря на определенные трудности в жизни, княжна не растеряла доброты. Ей помогает жить религия, утешение Мэри находит также в помощи окружающим.
Пусть она некрасива, но зато душа ее прекрасна. Так писатель подчеркивает, что нравственные качества важней приятной внешности, которая не должна вводить в заблуждение.
Проявление религиозности
В высшем свете в те времена было немодно говорить о своей вере. Как показал писатель, многие дворяне вступали в тайные общества. Но княжна Мария Болконская придерживалась ортодоксальной веры своих предков. И это для нее не просто формальность. Она готова делом доказать, что принимает собственную судьбу, как дар свыше.
Взять хотя бы несносный характер ее отца: деспотичный и грубый, он стремится контролировать каждый шаг дочери. Как будто не замечает, что перед ним уже взрослая самостоятельная женщина. Николай Андреевич даже читает ее личные письма, чтобы княжна не писала подруге того, что он считает «вздором».
Все эти выходки глубоко ранят чувствительную натуру его дочери, она плачет по ночам. Но терпеливо сносит, потому что требовательно относится лишь к себе. Окружающим прощает недостатки, ведь так велел Бог.
Глубокая вера княжны проявлялась также в справедливом отношении к людям, служении ближним. Критична девушка лишь по отношению к себе.
Она совершенно естественна, в характере княжны напрочь отсутствуют кокетство, хитрость, она не пытается извлечь выгоду из обстоятельств. Какой чистый искренний характер! Такой и в современном мире встретишь нечасто.
Трогательна сцена, когда княжна провожает старшего брата, князя Андрея, на войну. Она вручает ему образок, который должен защитить князя от вражеской пули.
Личное счастье
Заботы о других занимали много времени у княгини. Но мечтала она и об обычном женском счастье. Хотела иметь семейный очаг, детей, любимого мужа. К ней сватался Анатоль Курагин — красавец и кутила, который хотел жениться лишь на приданом богатой наследницы.
К счастью, его планам не суждено было сбыться. А Марью ждало впереди настоящее счастье. Девушка познакомилась с Николаем Ростовым — братом Наташи. Между молодыми людьми возникли настоящие чувства. Это уважение, любовь и преданность.
Их брак оказался прочным союзом, в котором княжна реализовалась как жена и мать.
Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/harakteristika-opisanie-i-sudba-knyazhny-mari-bolkonskoj.html
Марья Болконская: характеристика образа :
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» создал запоминающиеся женские образы. Это романтичная и импульсивная Наташа Ростова, светская и порочная Элен, и, конечно, Марья Болконская, характеристика которой будет представлена подробнее.
Семья героини
Характеристику Марьи Болконской стоит начать с описания ее ближайшего окружения, которое влияло на формирование характера героини. Княжна безвыездно жила в поместье Болконских, которое находилось в Лысых горах. Воспитанием девушки занимался отец, князь Николай.
Он был екатиринским вельможей, сосланным Павлом Первым, и с тех пор никуда не выезжавшим. Это был суровый человек, деспотичный, педант. Князь часто оскорблял свою дочь, называя ее дурой, или как-то указывал на ее некрасивую внешность. В воспитании княжны большой упор делал на точные науки.
Несмотря на чрезмерную строгость и презрение, не представлял своей жизни без княжны Марьи. Девушка же никогда не считала, что отец относится к ней несправедливо. Она восхищалась всем, что он делает и находила все его поступки правильными. Такая преданная любовь и поклонение были непонятны ее брату, князю Андрею.
В отличие от их отца, князь был мягок к своей сестре и жалел ее. Он знал о деспотичном характере их батюшки и не мог понять, как же она живет в такой глуши и ее все устраивает. Андрей Николаевич восхищался самоотверженностью своей сестры, тем, как она заботилась о князе.
Княжна Марья так же любила своего брата, как и отца. Единственное, что ее огорчало — это то, что князь Андрей не был так религиозен, как того бы ей хотелось. Девушка любила всех окружающих ее людей: и «маленькую княгиню» Елизавету Болконскую, и свою компаньонку-француженку. И она не просто любила все близких людей, она всегда готова была их защитить.
Марья Болконская обладала, как ее отец и брат, рассудительностью и твердостью духа. Но в отличие от них, она была более открыта и искренне к окружающим, в ее общении всегда было больше сердечности и теплоты.
Внешность княжны
В характеристике Марьи Болконской нужно дать и описание ее внешности. Княжна не была красавицей, имела худое слабое тело. Походка ее всегда была тяжела, потому что она имела привычку наступать сначала на пятки. Даже ее отец считал, что его дочь сможет выйти замуж только из-за того, что она богата и знатного рода.
Когда к Болконским приехал свататься Анатоль Курагин, жена Андрея Болконского вместе с француженкой пытались одеть княжну по последней моде. Но получилось совсем не так, как они того ожидали: платье смотрелось нелепо и совсем не красило девушку. И это было связано не с тем, что наряд был неподходящего фасона или цвета, просто у княжны была некрасивая фигура.
Марья Болконская никогда не питала иилюзий в плане своей внешности. И в других людях то, как они выглядят, не имело для нее значения. Гораздо больше она ценила духовные качества человека, чистоту и благородство его сердца. Именно поэтому ей нравился Пьер Безухов.
В характеристике Марьи Болконской нужно отметить, что самым примечательным в ее внешности были глаза. Они были необыкновенно красивы, они словно светились изнутри. А освещала их именно та духовная красота, которой обладала княжна. И иногда эти лучистые глаза вызывали больше восхищения, чем красота.
Внутренний мир героини
В краткой характеристике Марьи Болконской нужно подчеркнуть, что она была очень самоотвержена, добра и милосердна к людям. И это отличает ее от остальных героев романа. Ей были чужды светские развлечения, она не умела кокетничать и ценила людей не за красоту или их положение в обществе.
Больше всего она любила своего племянника и религию. Княжна часто приглашала в дом странников, богомольцев, юродивых. Иногда девушка задумывалась, что ее предназначение состоит в том, чтобы однажды покинуть их поместье и отправиться странствовать и молиться. Но осуществиться этой мечте помешала земная: о семейном счастье и любви.
Княжна Марья была настолько неуверена в себе, что считала себя недостойной любви. После неудачного знакомства с Анатолем девушка решила полностью посвятить свою жизнь отцу. Но она не смогла полностью отказаться от мыслей о семье. И эта борьба — возвышенных и земных чувств — является основой характера героини. Княжна Марья была самым чистым, возвышенным созданием в романе.
Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марьи Болконской
Трудно, кажется, найти более противоположных действующих лиц в этом романе, чем Марья Болконская и Наташа Ростова. Но все же попробуем их сравнить.
Марья Болконская | Наташа Ростова |
Воспитывал отец, который часто упрекал ее и был с ней строг. Не посещала никаких балов, жила по распорядку, составленному отцом. | Была любимицей семьи, все ею восхищались и баловали. Имела жизнерадостный и бойкий характер, обожала танцевать и быть в центре внимания. |
Описывалась как некрасивая девушка, имевшая худое и слабое тело. Но у нее были прекрасные глаза, которые излучали особенный свет и делали ее образ еще возвышеннее. | В начале романа ей было 13 лет и она не отличалась красотой. Но никто этого не замечал, потому что она была резвым ребенком. Потому Наташа стала грациозной хорошенькой девушкой, отличавшейся от петербургских красавиц свежестью и неповторимым очарованием. |
Княжна Марья была религиозна, добра, терпелива. Все ее действия отличались рассудительностью. | Наташа была очень эмоциональна, всегда проявляла свои чувства, немного избалована. Но в тоже время обладала чуткостью и умением сопереживать. |
Всегда мечтала о семейном счастье, но считала себя недостойной его. Не соглашается выйти замуж за Анатоля. Находит счастье с Николаем Ростовым. | В детские годы была влюблена в Бориса Друбецкого. Потом она встретила княза Андрея, чью любовь она потеряла, увлекшись Анатолем Курагиным. Позднее она разочаровалась в нем. Стала женой Пьера Безухова. |
В семье старается чтобы всегда царила гармония. Для Марьи на первом месте — духовное воспитание мужа и детей. | Для Наташи на первом месте — Пьер. В доме все делается так, как он хочет. Наташа очень ревнует и обожает своего мужа. |
Отношения с Анатолем Курагиным
В характеристике героя Марьи Болконской следует отметить, что именно предательство Анатоля раскрыло самоотверженность ее натуры. Конечно, этот светский молодой человек понравился княжне — ведь она никогда ни с кем не знакомилась и не выезжала. Но Марья не переоценивала себя, она понимала, что вряд ли сможет заинтересовать такого человека.
Но даже после его флирта с француженкой княжна поступила очень благородно: она простила их и даже мечтала о том, чтобы устроить им семейное счастье! Знакомство с Курагиным показало читателю все то внутреннее духовное богатство, каким обладала княжна Марья.
Семейная жизнь с Николаем Ростовым
В характеристике княжны Марьи Болконской нужно рассказать и о том, как сложилась ее дальнейшая жизнь с Ростовым. Для нее он стал воплощением мечты о любви и замужестве. Проявив себя как настоящий рыцарь во время их первой встречи, он не мог не впечатлить княжну.
Марья Болконская и Николай Ростов женятся. Ростов любит свою жену, хотя и не выказывает особой нежности. Он восхищается ее одухотворенность и возвышенностью, понимая, что в этом плане она превосходит его. Марья же заботится о любимом муже, пытаясь сделать возвышенней. Точно так же она воспитывает и их детей, развивая в них религиозность и доброту.
Княжна Марья Болконская — это чистый добрый персонаж из романа «Война и Мир». Несмотря на то, что не все окружающие смогли разглядеть ее прекрасную и возвышенную натуру, ей удалось создать семью и стать счастливой.
Источник: https://www.syl.ru/article/369224/marya-bolkonskaya-harakteristika-obraza
Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир» в цитатах: описание внешности и характера (Мари Болконская)
Меню статьи:
В романе Л.Н. Толстого много женских образов, обделенных приятной внешностью. Такое положение вещей негативно сказывается на обладательницах такого недостатка – их игнорируют в обществе, они имеют все шансы остаться одинокими и не изведать семейного счастья. Одним из таких персонажей является Мари Болконская.
Происхождение Мари Болконской
Марья Болконская дворянского происхождения. Их род имеет древние корни. Князь Рюрик является их предком.
- Болконским удалось сохранить не только предания о древности своего рода, но и влияние в аристократических кругах и финансовую независимость.
- Их семья очень богата.
Семья Марьи Болконской
Семья Болконских не столь многочисленна, как остальные семьи. Во главе семейства стоит князь Николай – бывший военный, человек сложного характера и крутого нрава.
Матери Марии уже нет в живых.
Кроме девушки, в семье еще есть один ребенок – ее старший брат Андрей. Он был удачно женат на княжне Лизе Мейнен, но этот брак брата окончился трагедией – его молодая жена не выжила после родов и умерла. Ребенка удалось спасти – Марья перенимает функции матери по воспитанию ребенка. Это действие не принудительное – молодой девушке приятно заниматься племянником.
Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием первой части первого тома“ романа Льва Толстого “Война и мир”.
К числу членов семьи можно также причислить мадемуазель Бурьен – компаньонку-приживалку.
Внешность княжны Мари
Природа была крайне несправедлива с молодой девушкой – ее внешность желает быть гораздо лучше. Персонажи о ней отзываются так: «ей и портить ничего не надо – они и без того безобразна».
Мари невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм. Она была физически слабой и крайне непривлекательной.
Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Походка Мари также не была похожа на легкую поступь женщин – шаги ее были тяжелы. Окружающие понимали, что у Мари нет ни одного шанса выйти замуж по любви: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».
Княжна неглупа, она понимает истинное положение вещей и осознает свои физические изъяны, но, как и всем остальным, ей хочется быть любимой и счастливой.
Морально-нравственный облик княжны
Внутренний мир княжны Марьи Болконской значительно отличается от ее внешнего облика.
Мари получила образование дома. Отец учил ее точным наукам, в частности математике и геометрии. Также девушка умеет играть на клавикордах. Она часто предается музыкальным занятиям и может играть подолгу: «слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».
Девушка обладает чистой душой, она полна благородных стремлений. Те, кто общается с ней некоторое время, отмечают этот факт. Их умиляет искренность и доброта девушки. Мари не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.
У нее спокойный нрав, она обладает умением анализировать поступки и слова других. Это позволяет ей находиться в неконфликтных отношениях даже со самыми вспыльчивыми людьми. Княжна в первую очередь обращает внимание на внутренний мир человека, ей важна не внутренняя оболочка человека, а его мысли и моральный облик.
Мари глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы:
«религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».
Мари часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».
Второй страстью становится ее племянник Николенька – девушка получает искреннее удовольствие, играя и обучая ребенка. Общение с ребенком было ее утешением и фактически единственной радостью в жизни.
Отношение Мари к членам семьи
Отношения в семье Болконских натянуты и напряжены. В первую очередь это связано с характером и нравом старого графа. Он человек вспыльчивый и резкий. Он не умеет держать себя в руках и часто обращается к своим родным в самой грубой форме.
Мари то и дело терпит он него издевки и неоправданные замечания. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью.
Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».
Она стойко терпит все его оскорбления. Мари не считает, что ее отец ненавидит ее, она понимает, что он не умеет выразить свою любовь и заботу другим образом.
Со своим братом Андреем у нее теплое и нежное отношения – они поддерживают друг друга. Для девушки брат – это один из немногих людей, с которыми она может поделиться всем, что на душе.
Отношение Мари к высшему обществу
По своему статусу Мари имеет все права вести активную деятельность в аристократических кругах, но она не делает этого. Девушка всю жизнь провела в деревне, и у нее нет желания что-либо менять в этом плане.
Вполне вероятно, что на таком отношении сыграло роль поощрение других норм поведения – кокетство, нередко переходящее в любовную связь, обман, ложь, лицемерие – все это чуждо Мари. Другой причиной отказа от посещения общественных мест вполне вероятно могло быть отношение к внешности княжны.
Естественно, что девушке не чужды были любовь и привязанность, ей хотелось создать свою личную семью, а в обществе ей пришлось бы замечать преобладание внешних качеств человека над моральным обликом. Мари стала бы одинокой в таком мире.
Готовность проявлять дружеские отношения
Мари не чуждается общения с людьми. Она охотно готова поддержать с ними дружеские отношения. Так, например, она активно общается с княжной Жюли Карагиной. Фактически, это ее единственная подруга.
Жюли, подобно Мари, тоже не наделена милым личиком, поэтому неприятные чувства по поводу восприятия внешности знакомы обеим девушкам.
Подруги искренни в своих дружеских порывах, готовы поддержать друг дружку в любых ситуациях.
Второй человек, с которым Мари связывают чувства дружбы, – мадемуазель Бурьен. Девушка живет в доме Болконских и является компаньонкой. Их общение кардинально отличается от дружбы с Жюли. В первую очередь, это касается отношения мадемуазель Бурьен к Мари. В ее случае это псевдо дружба. Девушка готова обмануть Мари ради корыстных целей.
Мари Болконская и Анатоль Курагин
Естественно, что замужество было единственным способом княжны Мари вырваться из дома и прекратить свою жалкую жизнь в оскорблениях. Поэтому, когда Анатоль Курагин приезжает со своим отцом посвататься к девушке, она испытывает тревогу.
«В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».
Анатоль впечатляет ее своей внешностью – он очень красив. Девушке он кажется хорошим человеком, но ее отец так не думает – Николай Болконский не такой наивный и доверчивый человек, как его дочь. От его взгляда не скрылось ни то, что Анатоль не испытывает не то, что любви, даже чувства симпатии к его дочери, ни интерес молодого человека служанкой Болконских.
Он говорит об этом дочери и наталкивает ее на мысль, что Анатоль ей не пара – его интересуют только деньги, но окончательный выбор оставляет за дочерью. Мари становится свидетелем нежностей Анатоля с мадемуазель Бурьен и отказывает молодому человеку.
Брак с Николаем Ростовым
Новая надежда на личное счастье зажглась в душе Мари с появлением в ее жизни Николая Ростова. Замужество с этим человеком позволило княжне развиваться морально и духовно.
Она реализовала себя в качестве матери.
Роль воспитательницы близка Мари, она с удовольствием занимается своими детьми и даже ведет дневник, куда записывает всевозможную информацию связанную с этапами развития и особенностями воспитания своих детей.
Мари имеет влияние на своего мужа и учит его поступать с крепостными не по порядкам принятым на службе – в ее понятии грубость и жестокость – это низкие чувства.
Подведем итог: в образе Мари Болконской, впоследствии Ростовой, воплотились высокоморальные порывы к достижению идеала человека . Благородство и добропорядочность – вот главные критерии, определяющие сущность Мари.
Девушка не только придерживается сама этих принципов, но и пытается объяснить окружающим, почему проявление грубости и несдержанности является проявлением низких чувств.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-marya-bolkonskaya.html
Характеристика Марьи Болконской
Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал различные характеры. В повествовании особое место занимает характеристика Марьи Болконской, сестры князя Андрея.
Писатель особое внимание уделяет описанию внешности Марьи Болконской. Подчеркивается то, что героиня – девушка совершенно некрасивая.
Если брат Марьи – Андрей Болконский – на протяжении всего повествования описывается с помощью прилагательного «красивый», то сама княжна, наоборот, характеризуется следующими описаниями: «некрасивое, слабое тело», «богатая уродливая наследница», «некрасивое, болезненное лицо».
Походка героини «тяжелая», что неоднократно подчеркивается при описании княжны Марьи. Она «неграциозная и неловкая». Даже самые красивые платья не могли скрыть «некрасивость» героини: «нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны».
Из-за внешнего вида Марьи Болконской никто из девушек даже не думал соперничать с ней: «Ей уродовать себя нечего – и так дурна». Даже отец героини – Николай Болконский – говорит про внешние недостатки дочери: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».
Несмотря на «некрасивость всего лица», княжна Марья имеет красивые, «большие, глубокие и лучистые» глаза, которые «делались привлекательнее красоты». В этих глазах, делающих все лицо «прекрасным», были «и любовь, и грусть».
Марья Болконская является дочерью довольно знаменитого и влиятельного князя. Семья Болконских, имеющая древние корни, занимает знатное положение в обществе.
Отсюда следует, что княжна Мари имеет полное право на светскую жизнь и на уважение знатными людьми. Однако героине не нравится находиться в обществе, она всю свою жизнь вместе с отцом провела в деревне. Несмотря на «беспричинный гнев» отца, она любит его.
Героиня счастлива, что имеет такой образ жизни: «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни». Марья Болконская не умела кокетничать, как это делали другие девушки. Она не имела играть.
Княжне Марье чуждо общество, в котором ценится лишь внешний облик, а на внутренние качества никто не обращает внимания.
Марья Болконская является одним из любимых женских образов Л. Н. Толстого. Несмотря на внешнюю непривлекательность, героиня имеет доброе сердце. И ценит людей героиня именно за характер человека, а не за его внешность: «Прекрасное сердце – это то качество, которое я более всего ценю в людях».
Княжна Марья была «кроткой и робкой» девушкой, однако сразу казалась всем «старым другом».
Большую роль в жизни героини играла религия. “Религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек”, – так говорила Марья Болконская. «Тайно от князя» княжну Мари посещают «божьи люди», которым она искренне помогает.
Для героини свойственно милосердие. Она заботится о своем племяннике, который так рано потерял своего отца. Семья для княжны Марьи имеет большое значение, она всю жизнь заботилась об отце и мечтала о любящем муже и детях. То, о чем она мечтала, воплотилось в жизнь: она обрела счастье с Николаем Ростовым.
Искренность – вот что подчеркивают другие люди, когда говорят о княжне. Героиня не способна на обман и предательство, ее душа слишком добра к другим людям.
Марья Болконская – самый чистый образ в романе.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Марьи «Война и мир», рассмотрит портретную характеристику Болконской Марьи, ее характер и отношение к светскому обществу.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/harakteristika-maryi-bolkonskoy.html
Характеристика Марьи Болконской (Война и мир)
В своем произведении Толстой отразил судьбы многих людей. Отдельного внимания в романе заслуживают женские образы. Образ и характеристика Марьи Болконской в романе «Война и мир» полностью соответствуют представлениям Л.
Н Толстого о своей матери, которую автор совсем не помнил. Воображение нарисовало четкий образ той, которая будет одной из главных героинь романа.
Дочь князя Болконского сумела преодолеть множество испытаний на своем пути, прежде чем стать счастливой женой и матерью.
Внешность
Несмотря на то, что Марья Болконская является одним из любимых персонажей автора, красивой внешностью он решил ее не награждать. Без слез на нее не взглянешь. Болезненная худоба, бледность кожных покровов, удлиненной формы лицо все в ней отталкивало.
«Бедная девушка, она дьявольски дурна» — думал про нее Курагин.
Единственным, что могло привлечь внимание мужчин к ее персоне, были глаза. Они словно лучились изнутри, окутывая собеседника теплом и мягкостью. Большие, манящие. В них можно утонуть, но слишком грустные для такой молодой особы.
« В прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…»
Марья всегда казалась печальной. Даже походка девушки была, как у мужика. Тяжелая, неуклюжая.
«Она вошла своей тяжелой походкой». Грация и утонченность отсутствовали напрочь. Марья прекрасно понимала, что шансы выйти замуж у нее невелики, но как любая другая девушка втайне мечтала о любви и о том человеке с кем можно пройти, взявшись за руки по длинной дороге судьбы.
Семья
Марья дочь князя Николая Болконского, человека влиятельного и обеспеченного. Есть родной брат Андрей Болконский. Николай был строгим отцом и, воспитывая дочь, не делал никаких поблажек. Его жестокие методы в воспитании Марьи наложили отпечаток на ее характер. Со стороны можно было принять Болконскую за домработницу, функции которой заключались в командах: принеси, подай, убери.
Оставаясь одна, она часто лила слезы в подушку от обиды и досады. Несмотря на грубое отношение отца, девушка любила его, принимая таким, какой он есть. С кем у нее сложились отношения, так это с братом. Андрей относился к сестре с любовью. Между ними установились теплые отношения, основанные на доверии и уважении. Андрей рано овдовел.
После смерти жены Марья взяла на себя все заботы о любимом племяннике.
Характер
Характер у Марьи был ангельский и кроткий. Она вела замкнутый образ жизни. Не посещала балов, не сплетничала с подружками, перемывая кости близкому их обществу людей.
Общение с ровесниками ей смогла заменить фанатичная вера в религию.
Книги, «божьи люди», заглядывающие к ним в дом на огонек, часто становились причиной насмешек со стороны отца и брата, не понимающие, когда Марья успела стать такой религиозной.
Любовь
Анатолий, сын Василия Курагина, был непутевым и беспечным. Василий посчитал, что женитьба на Марье Болконской пойдет ему на пользу. Наивная, свято верящая в искренность чувств, Марья увидела в этом парне идеал мужчины.
Девушка уже рисовала в воображении картины будущей, счастливой семьи, когда оказалось, что Курагиными двигал только расчет. Они знали, что Болконская с хорошим приданым и посчитали, что она выгодная партия для Анатоля.
Анатоль не оценив старания отца, положил взгляд на компаньонку Мари, чем обрубил себе блестящее будущее.
Следующим мужчиной в жизни Марьи стал Николай Ростов. Он смог оценить в ней не внешность, а богатый внутренний мир девушки, душевную красоту. Это произошло не сразу. Николай с необыкновенным трепетом относился к Марье, еще не понимая для себя, что влюблен по-настоящему. В какие-то моменты даже боялся лишний раз подойти к ней. Такой она казалась неприступной и серьезной.
Сбылись мечты Марьи. С Николаем она почувствовала себя любимой и желанной. Предложение руки и сердца приняла без раздумий, о чем ни разу не пожалела. В браке с Ростовым у них родилось несколько детей.
Она смогла стать для Николая верной, надежной и любящей женой, способной в трудную минуту стать надежной опорой. Николай оправдал все ее ожидания от брака, став заботливым мужем и прекрасным отцом.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1466-harakteristika-mari-bolkonskoy-voyna-i-mir.html
Сочинение: Характеристика Марьи Болконской в романе «Война и мир» (+ таблица) | Литрекон
Многомудрый Литрекон рад предложить Вам характеристику Марьи Болконской в формате краткого сочинения-рассуждения и в виде таблицы с цитатами, расположенной ниже. Эссе, посвященное образу Марьи, Вы можете найти здесь.
Марья Болконская считается одной из внешне непривлекательных героинь романа-эпопеи Л. В. Толстого «Война и мир». Несмотря на знатный род и богатства, у девушки не так много женихов.
Она была слишком худа, невысока, немного неуклюжа и физически слаба.
При этом у нее были чистые, грустные, искренние, «лучистые» глаза и глубокий взгляд – порой это отвлекало потенциальных женихов от ее заурядной внешности.
Марья религиозна и находит в православии ответы на интересующие ее вопросы. Втайне от отца она помогает нищим. У девушки очень спокойная и терпеливая натура – она терпит издевки старого князя Болконского, понимая, что он не желает ей зла по-настоящему.
Когда отец умирал, она мысленно желала ему скорейшей смерти, чтобы освободиться, а потом ненавидела себя за это.
Но она имела право так думать, ведь он «как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».
Марья знала, что говорят о ней в высшем обществе, поэтому она не выезжала в свет и чувствовала себя одинокой. Как и любому человеку, ей хотелось любви.
Когда к героине приехал свататься Анатоль Курагин, она сначала не заметила его двуличность. Молодой князь был очень обаятелен и красив, хотя и думал: «Бедная девушка, она дьявольски дурна».
Марья поначалу забылась, однако отец открыл ей глаза, и она отказала Курагину, который бы никогда ее не уважал.
У героини теплые отношения со старшим братом, Андреем Болконским. Она воспитывает своего племянника, понимая, как непросто сейчас его отцу. Марье нравится заботиться о Николеньке, ей это совсем не в тягость. Потом вместе с Наташей Ростовой она будет ухаживать за умирающим Андреем.
Встреча с Николаем Ростовым стала решающей в судьбе девушки. Они искренне полюбили друг друга. Герой сразу смог оценить внутренний мир Марьи, ее душевную красоту. Когда он увидел ее заплаканной, она показалась ему самой красивой на свете.
С Николаем героиня смогла реализовать свои заветные мечты – она стала верной и любимой женой. Духовно она гораздо выше мужа, но в нем она нашла надежную опору и поддержку. Марья родила нескольких детей, которых сама воспитывала – она даже записывала в специальный дневник свои наблюдения.
Все эти этапы в развитии характера Марьи Болконской говорят читателю о том, что героиня — идеал патриархального мира. Она несамостоятельна, наивна и непрактична, но зато добра, заботлива и кротка в отношениях с людьми. Такая верная, искренняя и тихая жена — мечта сильного мужчины, а для детей она любящая, мудрая и спокойная мать.
черты характера марьи болконской | цитаты |
яркая индивидуальность | «…все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо…» |
кротость и робость | «…с кроткой и робкой княжной марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом…» |
вера в бога и любовь к детям | «…у княжны марьи были две страсти и потому две радости: племянник николушка и религия…» |
рассудительность | «… я не желаю другой жизни, да и не могу желать,потому что не знаю никакой другой жизни…» |
правильные моральные приоритеты | «… прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях…» |
спокойствие и проницательность | «… в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила …» |
умение жертвовать своими интересами и радоваться за других | «…я все сделаю, чтоб устроить ее брак с ним. ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, попрошу андрея. я так буду счастлива, когда она будет его женою…» (это марья сказала после того, как увидела заигрыванияанатоля со своей компаньонкой) |
чувствительность и эмоциональность | «… княжна марья с заплаканными прекрасными глазами, все еще смотрела в дверь…» |
неловкость и неуклюжесть | «…сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали…» |
Альбина Исмаилова
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-mari-bolkonskoj-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj/
Образ княжны Марьи Болконской в произведении Л.Н. Толстого Война и мир" | Литература для всех
Скачать файл
Образ княжны Марьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Задание. Прочитать статью, составить план.
Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к самоотречению, жертвенной, высокой любви.
Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся напряженная духовная жизнь княжны Марьи, богатство ее внутреннего мира.
Толстой с большой тонкостью воссоздает атмосферу, в которой сформировался характер героини. Болконские — старый уважаемый род, известный, патриархальный, со своими жизненными ценностями, устоями, традициями. Ключевые понятия, характеризующие людей этой «породы», — порядок, идеальность, рассудок, гордость.
Все в Лысых Горах идет по заведенному однажды порядку, в соответствии с регламентом; строгий, суровый князь Николай Андреевич неизменно требователен, даже резок с детьми и слугами. Он эгоистичен, властен, порой нетерпим в отношениях с дочерью.
Вместе с тем старый князь Болконский умен, проницателен, трудолюбив, энергичен, патриотичен, у него свои, «вековые» понятия о чести и долге. В душе его живут все лучшие ценности, порожденные рационалистическим XVIII веком. Николай Андреевич не терпит праздности, пустословия, пустого времяпрепровождения.
Он постоянно занят «то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».
Князь Болконский признает лишь две людские добродетели — «деятельность и ум». В соответствии с этой «доктриной» он и воспитывает дочь: княжна Марья неплохо образованна, отец дает ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее распределена «в беспрерывных занятиях».
В этой атмосфере «правильности», господствующего разума и сформировался характер героини. Однако княжна Марья унаследовала от Болконских лишь фамильную гордость и твердость духа, в остальном же она не слишком похожа на отца и брата. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма.
В противоположность отцовской чопорности она открыта и естественна. В противоположность резкости и нетерпимости Николая Андреевича она добра и милосердна, терпелива и снисходительна в отношениях с окружающими. В разговоре с братом она защищает Лизу, считая ее большим ребенком.
Прощает она и m-lle Bourienne, заметив ее флирт с Анатолем Курагиным.
Княжна Марья лишена хитрости, расчетливости, кокетства, свойственного светским барышням. Она искренна и бескорыстна. Княжна Марья безропотно подчиняется жизненным обстоятельствам, видя в этом Божью волю.
Она постоянно окружает себя «божьими людьми» — юродивыми и странниками, и поэтическая мысль «оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы, не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям и молясь за них…», часто посещает ее.
Однако вместе с тем всем существом своим она жаждет земного счастья, и чувство это становится тем сильнее, чем более она старается «скрывать его от других и даже от себя самой». «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».
В первый раз у героини появляется смутная надежда на семейное счастье, когда Анатоль Курагин с отцом приезжают в Лысые Горы для того, чтобы посвататься к ней.
Княжна Марья совершенно не знает Анатоля — он кажется ей красивым, достойным человеком.
Ей кажется, что «муж, мужчина» — это «сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо», которое перенесет ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир.
Николай Андреевич замечает волнение, охватившее вдруг княжну. Однако планы Анатоля корыстны и циничны: он всего лишь хочет жениться на богатой наследнице и уже мечтает «весело провести время» с m-lle Bourienne. Умный и проницательный, старый князь Болконский сразу же открывает истинную натуру молодого Курагина, отмечает его пустоту, глупость и никчемность.
Глубоко оскорбляют достоинство Николая Андреевича и «пылкие взгляды» Анатоля на m-lle Bourienne. В довершение ко всему старый князь втайне боится расстаться с дочерью, жизнь без которой для него немыслима. Предоставляя княжне Марье свободу выбора, отец, однако, намекает ей на интерес ее жениха к француженке.
И вскоре героиня лично убеждается в этом, заметив Анатоля с m-lle Bourienne.
Так, мечтам героини о личном счастье пока не суждено сбыться. И княжна Марья покоряется судьбе, отдаваясь чувству самоотречения. Чувство это становится особенно заметно в ее отношениях с отцом, который в старости делается еще раздражительнее и деспотичнее.
Приблизив к себе француженку, Николай Андреевич беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его.
«Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть к ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость.
Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе — законе любви и самоотвержения».
С твердостью, стойкостью Болконских княжна Марья выполняет свой дочерний долг. Однако во время болезни отца в ней вновь просыпаются «забытые личные желания и надежды». Она прогоняет от себя эти мысли, считая их наваждением, каким-то дьявольским искушением. Однако для Толстого эти мысли героини естественны и потому имеют право на существование.
Рассудочную жертвенность княжны Марьи Толстой отнюдь не поэтизирует, противопоставляя ей «непосредственность эгоизма», «способность жить самозабвенно, …радостно отдаваться естественным влечениям, инстинктивным потребностям» (Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Книга для учителя. М., 1988. С. 139).
Здесь писатель сопоставляет христианскую, жертвенную любовь ко всем людям и любовь земную, личную, открывающую человеку все многообразие жизни. Как замечает В.
Ермилов, «Толстой не знает, какая любовь является истинной.
Выть может, христианская, одинаковая любовь ко всем выше, совершеннее грешной, земной любви… однако лишь земная любовь есть живая жизнь на земле» (Ермилов В. Указ. соч. с. 184).
Христианская любовь неизменно связана для писателя с мыслью о смерти, любовь эта, по мысли Толстого, — «не для жизни».
Образ княжны Марьи в романе сопровождает тот же самый мотив, который является необычайно значимым для князя Андрея, — мотив возвышенности, стремления к «небесному» совершенству, к «неземному» идеалу.
Внутренний, глубинный смысл этого мотива — роковая несовместимость героя с жизнью.
Княжна Марья в романе находит свое счастье в браке с Николаем Ростовым, однако «неустанное, вечное душевное напряжение» ни на миг не покидает ее.
Она заботится не только об уюте и комфорте в доме, но, прежде всего, об особой духовной атмосфере в семье. Николай вспыльчив и горяч, при разбирательствах со старостами и приказчиками он нередко дает волю рукам.
Жена помогает ему понять всю низость его поступков, помогает преодолеть вспыльчивость и грубость, изжить «старые гусарские привычки».
Княжна Марья — прекрасная мать. Думая о нравственном, духовном воспитании детей, она ведет дневник, записывая все примечательные эпизоды детской жизни, отмечая особенности характеров детей и действенность тех или иных приемов воспитания.
Ростов восхищается своей женой: «…главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене… это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».
Сам Ростов, при всей его эмоциональности, лишен больших духовных запросов. Интересы его — семья, помещичье хозяйство, охота, чтение книг зимой. Он осуждает Пьера за его бунтарские, свободолюбивые настроения. «Здравый смысл посредственности» — такое определение писатель дает герою.
Марье Болконской кажется, что «кроме счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни». Здесь вновь возникает мотив смерти, связанный с образом данной героини. В.
Ермилов замечает, что «этот подспудный мотив имеет и некоторое личное значение для Толстого, связывавшего с образом княжны Марьи кое-что из своих представлений о своей матери, о ее нежной любви к… детям, о ее высокой духовности, о ее преждевременной смети…» (Ермилов В. Указ. соч. С. 184).
В образе княжны Марьи Толстой представляет нам синтез духовного и чувственного, с явным преобладанием первого. Эта героиня привлекает нас своей искренностью, благородством, нравственной чистотой и сложным внутренним миром.
Источник: https://xn--80aaxunszl.xn--p1ai/articles/writers/tolstoy/obraz_knjazhny_mari_bolkonskoj_v_proizvedenii_l_n_tolstogo_vojna_i_mir/