Слайд 1Описание слайда:
БЕССМЕРТНЫЙ АВТОР БЕССМЕРТНОГО РОМАНА
(ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА МИГЕЛЯ СЕРВАНТЕСА ДЕ СААВЕДРА)
Слайд 2Описание слайда:
Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616)
Слайд 3Описание слайда:
Первые годы Родился 29 сентября (9 октября) 1547 г., в городе Алкала-де-Энарес Отец, идальго Родриго де Сервантес Мать — донья Леонор де Кортина
Слайд 4Описание слайда:
Юношество 1569 – 1570 гг. – служба у кардинала Аквавивы. 1570 – 1575 гг.- служба в испанской армии. 7 октября 1571 г. — сражение при Лепанто.
Слайд 5Описание слайда:
2 октября 1572 г. – сражение при Наварине 2 октября 1572 г. – сражение при Наварине
Слайд 6Описание слайда:
1575 г. – Сервантес с братом был захвачен алжирскими пиратами 1575 г. – Сервантес с братом был захвачен алжирскими пиратами 1575 – 1580 гг. – в плену у алжирского повелителя Гассан Паши
Слайд 7Описание слайда:
Ходатайство отца Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года, указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце“ (la Galera del Sol), под командой Каррильо де Кесада», и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться». У отца не было средств на выкуп Мигеля, в связи с ранее осуществленным выкупом из плена другого своего сына, также находившегося на том корабле.
Слайд 8Описание слайда:
Жена и дети Брак с Каталиной де Салазар в 1585 году, когда Сервантесу было 38 лет. У писателя была одна внебрачная дочь — Исабель де Сервантес.
Слайд 9Описание слайда:
ТВОРЧЕСТВО СЕРВАНТЕСА В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса.
Слайд 10Описание слайда:
ТВОРЧЕСТВО СЕРВАНТЕСА В 1585 году он выпустил пасторальный роман «Галатея» («La Galatea»). В то же время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.
Слайд 11Описание слайда:
Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время высиживает в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.
Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время высиживает в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.
Слайд 12Описание слайда:
С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежуток между 1604 и 1616 гг. появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда».
С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежуток между 1604 и 1616 гг. появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда».
Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи.
Слайд 13Описание слайда:
23 апреля 1616 г. окончилась жизнь Мигеля Сервантеса де Сааведра (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».
23 апреля 1616 г. окончилась жизнь Мигеля Сервантеса де Сааведра (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».
Слайд 14Описание слайда:
Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 г.
; на пьедестале латинская надпись: Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 г.
; на пьедестале латинская надпись: «Мигелю Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов».
Слайд 15Описание слайда:
Памятники Мигелю де Сервантесу Сааведра
Слайд 16Слайд 17Слайд 18Описание слайда:
ДОН КИХОТ — герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том — 1605 г., второй — 1615 г.); он же — Рыцарь Печального Образа; он же — Рыцарь Львов; он же — идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый.
Имя Дон Кихот в буквальном переводе означает «Дон Набедренник с клочка земли»
Слайд 19Описание слайда:
Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской.
Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской.
Слайд 20Описание слайда:
Образ героя О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает скупо и только в самом начале книги: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом».
В своё время Александр Дюма так описал д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна пятидесяти лет, который устал от странствий и приключений, но всё ещё готов вступить в бой.
К данному эскизу придётся добавить все те шишки и тумаки, которые судьба уготовила идальго в его странствиях: частый голод и отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра, выбитые зубы, помятые бока, нелепость рыцарской амуниции.
Слайд 21Слайд 22Описание слайда:
В оруженосцы идальго берёт хлебопашца Санчо Пансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников.
В оруженосцы идальго берёт хлебопашца Санчо Пансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря.
Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.
Слайд 23Слайд 24Слайд 25Описание слайда:
«Счастливо будет то время… когда, наконец, увидят свет мои деяния, достойные быть запечатлёнными в бронзе, высеченными из мрамора и изображёнными на полотне на память грядущим поколениям».
Слайд 26Описание слайда:
В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон Кихот».
Слайд 27Слайд 28Слайд 29Слайд 30
Источник: https://presentacii.ru/presentation/migel-de-servantes-saavedra
Мигель де Сервантес Сааведра: 10 фактов о великом испанском писателе
Мигель де Сервантес Сааведра – всемирно известный испанский писатель XVI века. Из-под его пера вышли такие гениальные произведения, как «Странствия Персилеса и Сихизмунды» и, конечно же, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
10 фактов о жизни и творчестве Мигеля де Сервантеса
Памятник Мигелю Сервантесу в Мадриде
В 22 года Сервантес стал участником уличной драки, из-за чего подвергся гонению властей и бежал из страны.
Мигель Сервантес служил в итальянской морской пехоте. В морской битве при Лепанто получил ранение в предплечье, из-за которого его левая рука на всю жизнь осталась обездвижена.
5 лет Сервантес провел в алжирском плену.
Выкуп за писателя был назначен в несколько раз больше, чем за обычного пленного: у Мигеля Сервантеса было рекомендательное письмо от главнокомандующего испанской армии, захватчики решили, что перед ними богатая и значимая особа.
Годы плена с попытками побега и нечеловеческими пытками находят свое отражение в одной из новелл «Дон Кихота».
Еще в алжирском плену писатель начал писать стихи и сочинять пьесы, однако первый роман — «Галатея» — был опубликован в 1885 году – через пять лет после освобождения Мигеля Сервантеса из плена. Он принес писателю известность, но богаче Сервантес не стал.
Первым гонораром писателя были три серебряные ложки – их он получил на поэтическом состязании.
10 лет Сервантес живет в Севилье, работая в финансовом ведомстве. Он надеется, что его переведут работать в Америку, но этого не происходит.
Некоторое время Сервантес провел в тюрьме под подозрением в утаивании информации об убийстве.
Именно там писатель задумал новеллу о человеке, который «сошел с ума» от чтения рыцарских романов и отправился совершать подвиги, чтобы быть похожим на героев романов.
«Дон Кихот» задумывался как сатира на популярные в то время рыцарские романы, о чем автор заявляет в «Прологе».
Однако независимо от воли автора произведение перешло в глубокий анализ человеческой природы и противостояния двух черт человеческой души – идеализма и реализма.
В конце 1604 года был выпущен первый тираж «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского», который разошелся практически моментально. Второй тираж, выпущенный весной 1605, имел ошеломительный успех и принес известность Мигелю де Сервантесу.
В 1637 году обе части «Дон Кихота» впервые выходят под одной обложкой
Долгое время никто не знал, где похоронен писатель, умерший от водянки в 1616 году. Однако в 2015 году были найдены останки Мигеля де Сервантеса и перезахоронены в мадридском соборе Святой Троицы.
Могила Сервантеса в Соборе Святой Троицы. На надгробии выбиты даты жизни писателя и строки из его произведения: «Время коротко, тоска растет, надежды тают, и при этом я живу с желанием жить»
Источник: https://pro.radiomayak.ru/servantes_facty/
Мигель де Сервантес (1547-1616). Биография в датах и фактах
Тема: Сервантес Мигель де
- Мигель де Сервантес Сааведра — испанский писатель, одна из ключевых фигур эпохи Возрождения, создатель «вечного образа» Дон Кихота, ставшего универсальным символом человечества.
- Жизнь М. де Сервантеса в датах и фактах
Предположительно 29 сентября 1547 г. — родился в городке Алькала-де-Энарес около Мадрида, в семье лекаря, происходившего из обнищавшего мелкопоместного дворянского рода.
В поисках средств существования семья часто переезжала из города в город, из-за чего будущий писатель не получил систематического образования. Известно, что в Мадриде он учился в городской коллегии (школе) у гуманиста Х. Л.
де Ойоса, однако большую часть знаний приобрёл самостоятельно.
В 1569 г. Мигель перебрался в Италию. По ходатайству его учителя посол Папы Римского Пия V в Испании, кардинал Аквавива, принял молодого Сервантеса к себе на службу.
В 1570 г. — завербовался в солдаты.
7 октября 1571 г. — в составе объединенного испано-венецианского флота принял участие в знаменитой битве с турками при Лепанто. Из-за полученного в этом бою ранения левая рука писателя на всю жизнь осталась парализованной.
Несмотря на это Сервантес еще четыре года провел на военной службе, участвуя в морских и сухопутных сражениях.
Его военные заслуги были отмечены в рекомендательном письме главнокомандующего испанской армией в Италии, адресованном королю Испании Филиппу II.
В 1575 г. писатель отплыл в Испанию, но по пути попал в плен к алжирским пиратам.
Рекомендательное письмо, которое должно было улучшить его материальное положение, сыграло с ним злую шутку, подтолкнув пиратов запросить непомерно высокий выкуп за столь ценного пленника.
В результате Сервантес провел пять лет в плену, откуда неоднократно пытался бежать, но только в 1580 г., после того, как его выкупили монахи-доминиканцы, смог вернуться на родину. С этого же времени отставной солдат занялся сочинительством.
В 1585 г. вышел в свет роман «Галатея», принесший автору успех, но не деньги. Пытаясь пробиться на сцену, Сервантес пишет драмы, в том числе самую известную из своих пьес — героическую драму «Нумансия». Но эти литературные опыты не спасли его от полунищенского существования.
В 1587 г. писатель получил скромную должность интенданта, в обязанности которого входило собирать провиант в Андалусии для Непобедимой Армады — испанской флотилии, готовившейся в это время к войне с Англией.
Позднее он стал сборщиком налогов. Не имея склонностей и навыков к этой деятельности, Сервантес дважды ненадолго попадал в тюрьму, где ему и пришла в голову счастливая мысль — написать роман о Дон Кихоте. Материал с сайта //iEssay.
ru
1605 г. — был опубликован первый том «Дон Кихота», огромный успех которого подтолкнул автора к решению полностью посвятить себя литературному труду.
1613 г. — вышел в свет сервантесовский сборник «Назидательные новеллы».
1614 г. — появилась подделка второго тома «Дон Кихота», автором которой выступил Алосо Фернандес де Авельянеда.
В 1615 г. Сервантес напечатал вторую часть своего «Дон Кихота».
1616 г. — был дописан роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды».
23 апреля 1616 г. — писатель умер в Мадриде.
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/foreign/s/servantes-migel-de/biografiya_facts
Читать доклад по истории: "Мигель де Сервантес (1547—1616)"
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой.
Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
- Д О К Л А Д
- ПО ИСТОРИИ
- на тему:
- Ученика 7 «Г» класса
- средней школы N 8
- Снытко Николая 2007
С начала XVI в. в Испании получили широкое распространение рыцарские романы. Необузданная фантастика этих созданий феодальной литературы отвечала психологии людей Возрождения, которые пускались в рискованные плавания и скитались по отдалённым странам.
Творчество величайшего испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра (1547—1616) — основоположника новой испанской литературы — возникло на почве синтеза всех достижений предшествующего её развития.
Сервантес ставил перед собой скромную задачу — уничтожить влияние фантастических и далёких от жизни рыцарских романов.
Но великолепное знание народной жизни, зоркая наблюдательность и гениальная способность к обобщению привели к тому, что он создал нечто неизмеримо более значительное.
Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616) жил в катастрофический период испанской истории. Безумная политика абсолютизма и церкви в Испании, исходившая лишь из благополучия и самолюбия правящей верхушки, довела первую державу мира до такого упадка, что народу Испании потребовалось еще столетие, чтобы в начале XIX в. вновь явить свое величие и непреклонную волю к свободе.
В таких условиях испанская гуманистическая интеллигенция должна была отстаивать идеалы Возрождения, воплощать в образах новый тип человека, бороться с ложью Контрреформации. Это по-разному осуществлялось в народно-революционных драмах, в неиссякаемом потоке задорных комедий, в любовных стихах и сатирической прозе. Полнее всего это сделал Сервантес в «Дон Кихоте».
Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови. В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку.
Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар и выпустил пасторальный роман «Галатея».
В то же время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.
Через два года он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем — сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть «Дон-Кихота», немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.Дон-Кихот и Санчо Панса.
Гравюра с титульного листа одного из первых изданий 'Дон Кихота' Сервантеса. Дон-Кихот мечтает возродить рыцарские времена в эпоху, когда они уже давно ушли в прошлое. Он один не понимает того, что рыцарство отжило свой век и, как последний рыцарь, представляет собой комическую фигуру.
Но вместе с тем мотивы поступков Дон-Кихота человечны и
Источник: https://referat.co/ref/38188/read
Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра. Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (29 сентября 1547 23 апреля 1616) 23 апреля 1616) всемирно. — презентация
1 Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра
2 Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (29 сентября апреля 1616) 23 апреля 1616) всемирно известный испанский писатель и солдат, автор одного из величайших произведений мировой литературы романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
3 Родился в Алкала-де- Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать донья Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни.
Родился в Алкала-де- Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать донья Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни.
4 Мигель Сервантес участвовал в военных кампаниях в Италии (был в Неаполе), Наварино (1572), Тунисе, Португалии, в морских сражениях (Лепанто, 1571), а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-е годы); служил в Севилье.
Мигель Сервантес участвовал в военных кампаниях в Италии (был в Неаполе), Наварино (1572), Тунисе, Португалии, в морских сражениях (Лепанто, 1571), а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-е годы); служил в Севилье.
5 Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года, указывал, что его сын «был захвачен в плен», и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться». У отца не было средств на выкуп Мигеля.
Свидетель этого ходатайства Матео де Сантистебан заметил, что знал Мигеля уже восемь лет, и познакомился с ним, когда тому было 22 или 23 года, в день сражения при Лепанто. Он же засвидетельствовал, что Мигель «в день сражения был болен и у него была температура», и ему советовали остаться в кровати, но он решил принять участие в сражении.
За отличия в бою капитан одарил его четырьмя дукатами сверх его обычной платы. Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года, указывал, что его сын «был захвачен в плен», и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться».
У отца не было средств на выкуп Мигеля. Свидетель этого ходатайства Матео де Сантистебан заметил, что знал Мигеля уже восемь лет, и познакомился с ним, когда тому было 22 или 23 года, в день сражения при Лепанто.
Он же засвидетельствовал, что Мигель «в день сражения был болен и у него была температура», и ему советовали остаться в кровати, но он решил принять участие в сражении.
За отличия в бою капитан одарил его четырьмя дукатами сверх его обычной платы.
6 Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений.
Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности». Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».
7 Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом.
Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом.
8 Рождение «Дон Кихота» В 1587 переезжает в Севилью. Большую часть времени — в разъездах по андалусийским селам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем сборщика податей.
В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул). В темнице в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать подвиги в подражание героям любимых книг.
В 1587 переезжает в Севилью. Большую часть времени — в разъездах по андалусийским селам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем сборщика податей. В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул).
В темнице в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать подвиги в подражание героям любимых книг.
9 Неожиданный успех В 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании), ведет переговоры с книготорговцем Роблесом об издании романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первоначально он был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом. Весной 1605 в Мадриде отпечатан второй тираж.
Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется второе издание, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. В 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании), ведет переговоры с книготорговцем Роблесом об издании романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первоначально он был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом.
Весной 1605 в Мадриде отпечатан второй тираж. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется второе издание, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме).
Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме).
10 С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежуток между 1604 и 1616 гг.
появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный после смерти автора роман «Персилес и Сихизмунда». С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежуток между 1604 и 1616 гг.
появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный после смерти автора роман «Персилес и Сихизмунда».
11 Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 г.
окончилась жизнь, которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд». Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 г.
окончилась жизнь, которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».
12 Сервантес умер в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида незадолго до смерти. Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, т. к. на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835г.
; на пьедестале латинская надпись: «Михаилу Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов». Сервантес умер в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида незадолго до смерти. Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, т. к. на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835г.
; на пьедестале латинская надпись: «Михаилу Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов».
13 Роман «Дон Кихот», задуманный как сатира на наводнившие литературу рыцарские романы (о чём автор заявляет в «Прологе») мало-помалу, независимо от воли автора, перешел в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон нашей душевной деятельности благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности. Роман «Дон Кихот», задуманный как сатира на наводнившие литературу рыцарские романы (о чём автор заявляет в «Прологе») мало-помалу, независимо от воли автора, перешел в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон нашей душевной деятельности благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.
14 Кто такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы? Кто такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы?
15 В некоем селе Ламанчском жил- был один идальго, чье имущество заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче да борзой собаке. Фамилия его была не то Кехана, не то Кесада, точно неизвестно, да и неважно.
Лет ему было около пятидесяти, телом он был сухопар, лицом худощав и дни напролет читал рыцарские романы, отчего ум его пришел в полное расстройство, и ему вздумалось сделаться странствующим рыцарем. Он начистил принадлежавшие его предкам доспехи, приделал к шишаку картонное забрало, дал своей старой кляче звучное имя Росинант, а себя переименовал в Дон Кихота Ламанчского.
В некоем селе Ламанчском жил- был один идальго, чье имущество заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче да борзой собаке. Фамилия его была не то Кехана, не то Кесада, точно неизвестно, да и неважно.
Лет ему было около пятидесяти, телом он был сухопар, лицом худощав и дни напролет читал рыцарские романы, отчего ум его пришел в полное расстройство, и ему вздумалось сделаться странствующим рыцарем. Он начистил принадлежавшие его предкам доспехи, приделал к шишаку картонное забрало, дал своей старой кляче звучное имя Росинант, а себя переименовал в Дон Кихота Ламанчского.
16 Поскольку странствующий рыцарь обязательно должен Поскольку странствующий рыцарь обязательно должен быть влюблен, идальго, поразмыслив, избрал себе даму сердца: Альдонсу Лоренсо и нарек её Дульсинеей Тобосской, ибо родом она была из Тобосо.
Облачившись в свои доспехи, Дон Кихот отправился в путь, воображая себя героем рыцарского романа. быть влюблен, идальго, поразмыслив, избрал себе даму сердца: Альдонсу Лоренсо и нарек её Дульсинеей Тобосской, ибо родом она была из Тобосо.
Облачившись в свои доспехи, Дон Кихот отправился в путь, воображая себя героем рыцарского романа.
17 Бедный дворянин Алонсо Кехано старый романтик и идеалист. Бедный дворянин Алонсо Кехано старый романтик и идеалист.
Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам.
Всю жизнь он прожил, не слишком обращая внимание на реальность, потому что реальными для него были литературные герои, благородные и бескорыстные рыцари, сражающиеся с несправедливостью, защищающие честь своих прекрасных дам.
Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь. Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано чистая и прекрасная дама.
Пусть опасности надуманы, вместо драконов ветряные мельницы, вместо боевого коня смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота. Наконец, состарившись, Алонсо Кехано словно спохватывается и решает сам пройти этот рыцарский путь.
Пусть окружают его не прекраснодушные товарищи, а грубые односельчане с примитивным практицизмом и ограниченным здравым смыслом. Пусть дебелая Альдонса только в воображении Кехано чистая и прекрасная дама.
Пусть опасности надуманы, вместо драконов ветряные мельницы, вместо боевого коня смирная беспородная кляча, но настоящими были отвага, благородство, душевная красота и подлинное рыцарство Алонсо Кехано, великолепного Дон Кихота.
18
19 Дон Кихот – вечный образ Роман Сервантеса потряс читателей и стал не только фактом истории литературы, но и фактором, изменившим ее, создавшим многие сюжеты. Перекличку или спор с Сервантесом уже четыреста лет ведут писатели. Без него не написал бы своего Дон Кихота князя Мышкина из «Идиота» Достоевский. Двойственность образа порождает двойственность восприятия.
Слово «донкихотство» часто употребляется в значении «бессмысленная борьба с придуманными врагами», «деятельность благородная, но обреченная на неудачу», «геройский поступок, основанный на неверных предпосылках». Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества.
Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.
20 Образ Дона Кихота породил философское понятие донкихотство. Образ Дона Кихота породил философское понятие донкихотство. Истолкованием этого образа занимались классики литературы (Байрон, Гюго, Гейне, Тургенев) и критики (Белинский).
Истолкованием этого образа занимались классики литературы (Байрон, Гюго, Гейне, Тургенев) и критики (Белинский).
Почти все писавшие о Дон Кихоте сходились на утверждении, что Дон Кихот является общечеловеческим образом, выражающим вечные свойства человеческого духа, причисляли его к «вечным спутникам» человечества (Мережковский).
Почти все писавшие о Дон Кихоте сходились на утверждении, что Дон Кихот является общечеловеческим образом, выражающим вечные свойства человеческого духа, причисляли его к «вечным спутникам» человечества (Мережковский).
21 Роман является одной из наиболее популярных книг мировой литературы, до сих пор издается во всем мире и занимает второе место после Библии по объему общемирового тиража Роман является одной из наиболее популярных книг мировой литературы, до сих пор издается во всем мире и занимает второе место после Библии по объему общемирового тиража
22 Мережковский Д.С. «Дон Кихот» Шлем — надтреснутое блюдо, Щит — картонный, панцирь жалкий… жалкий… В стременах висят, качаясь, Ноги тощие, как палки. Для него хромая кляча — Конь могучий Росинанта, Эти мельничные крылья — Руки мощного гиганта. Видит он в таверне грязной Роскошь царского чертога.
Слышит в дудке свинопаса Звук серебряного рога… …Он не чувствует, не видит Ни насмешек, ни презренья! Кроткий лик его так светел, Очи — полны вдохновенья. Он смешон, но сколько детской детской Доброты в улыбке нежной, И в лице, простом и бледном, Сколько веры безмятежной! И любовь и вера святы.
Этой верою согреты Все великие безумцы, Все пророки и поэты!
23 Минкус Л.Ф. балет «Дон Кихот»
24 Памятник Сервантесу в Мадриде Вход в дом-музей Сервантеса Вход в дом-музей Сервантеса
25
Источник: https://www.myshared.ru/slide/365394
Скачать материал
Уроки 61–62 МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА. «ДОН КИХОТ»*
01.02.2012
45479 3513
- Уроки
61–62 МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА. «ДОН КИХОТ»* - Цели:
познакомить с понятием «рыцарский роман», с главами романа Сервантеса «Дон
Кихот»; развивать умение выборочного чтения; умение характеризовать героя
литературного произведения. - Оформление:
на доске запись темы урока; иллюстративный материал, фрагменты из кинофильмов;
например иллюстрация с изображением памятника Дон Кихоту и Санчо Пансе в
Мадриде. - Оборудование: книга
Сервантеса или распечатки
с отрывками из нее. - Ход уроков
- Свобода… есть одна из самых драгоценных щедрот,
которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища. - Сервантес
I. Вступительное слово учителя.
Кто такой дон кихот, знает
любой образованный человек: дон
Кихот – это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор
общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые
преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в
глазах окружающих чудаком и неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным,
потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать
от собственных представлений о добре, красоте, благородстве.
Дон Кихот – рыцарь Печального Образа, пусть и
смешной.
Но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса Сааведры
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», в котором выведен настоящий Дон
Кихот, точнее 50-летний идальго (мелкопоместный дворянин) Алонсо Кихано,
страстный любитель рыцарских романов, возомнивший себя странствующим рыцарем и
придумавший себе имя, которое он должен прославить: Дон Кихот Ламанчский
(Ла-Манча – область на юго-востоке Кастилии, центральной провинции Испании;
именно там находилось безымянное село, в котором коротал свои дни сеньор
Алонсо).
Герой отделился от романа и зажил отдельной жизнью,
подобно тени, завладевшей своим хозяином. Но, как писал в начале ХХ в.
испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет, где-то на небесах Сервантес, творец «Дон
Кихота», с печальной улыбкой ожидает того, кто родится, чтобы понять его.
А
чтобы понять Сервантеса, надо прежде всего прочитать роман.
При этом читателю
надо сосредоточить внимание не только на том, что делают Дон Кихот и другие
персонажи, но и на том, что они говорят; по мнению одного из критиков, «Дон
Кихот и Санчо не делают ничего важнее того, что говорят друг с другом».
Итак, на заре XVII века в испанской литературе
появились две довольно странные фигуры: нескладный рыцарь на тощем коне и
толстенький оруженосец на упитанном ослике. Они вошли в жизнь людей, чтобы
надолго стать олицетворением человечности, благородства, честности,
отзывчивости и доверчивости.
Это, как вы уже поняли, Дон Кихот и Санчо Панса.
Вот так рядом и идут они через столетия, вызывая порой насмешки, порой
восхищение, а порой и просто недоумение, а за ними всегда следует писатель,
придумавший их, – Мигель де Сервантес
Сааведра (имя этого испанского писателя записано на доске).
Так и идут они
вместе в веках, автор и его герои.
II. История создания романа.
Выступление
учащегося с индивидуальным заданием.
Замечание для учителя.
Выполнение этого задания можно осуществить двумя способами в зависимости от
задачи, решаемой учителем.
Если есть необходимость дать кому-то из учащихся
возможность проявить себя, можно предложить самому найти информацию по данному
вопросу, скомпоновать ее, выбрать интересные, значимые факты; обязательно до
урока скорректировать ответ.
Можно пойти другим путем: если есть ученик,
которому необходимо помочь поверить в собственные силы, то можно предложить
пересказать уже готовый материал так, чтобы другие его слушали и им было
интересно.
На доске:
«Свобода… есть одна из самых драгоценных щедрот,
которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища».
Слова, которые вы сейчас услышали, принадлежат
главному герою романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Ведь не случайно, определив себя в странствующие рыцари, Дон Кихот так
формулирует свою цель: защищать тех, «кого Господь и природа создали
свободными».
Это тем более показательно, если учесть, что Сервантес начал создавать
свое творение в 1602 году, находясь в… тюремной камере.
В поисках заработка Сервантес переезжает в Севилью,
большой портовый город, поступает на службу.
К составлению счетов и деловых
бумаг Сервантес не имел навыков, поэтому он дважды попадал в тюрьму: то его
обвиняли в недозволенной покупке, то в растрате казенных денег, так как банк,
где хранились собранные им налоги, обанкротился.
Во время одного из таких
пребываний за решеткой писателю, по его признанию, и явился образ человека,
сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать подвиги
в подражание героям любимых книг.
В 1605 году первая часть романа вышла в свет и имела
огромный успех.
С тех пор это произведение настолько прочно вошло в
сокровищницу мировой литературы, что даже трудно представить себе человека,
который бы не был с ним знаком.
Интересно отметить и то влияние, которое оно
оказывало на русских писателей. О «Дон Кихоте», например, Пушкин писал Гоголю и
советовал, когда создавались «Мертвые души», брать пример с Сервантеса.
Испанцы встретили роман с улыбкой, они были убеждены,
что Сервантес написал этот роман главным образом для того, чтобы высмеять
рыцарские романы и навсегда отбить у соотечественников охоту их читать, потому
что это чтение было похоже на эпидемию, сравнимую, пожалуй, только с повальным
увлечением детективами наших современников.
Что же такое «рыцарский роман»? Как правило, в нем
доблестный рыцарь совершает неслыханные подвиги во славу Прекрасной Дамы,
сражается с опасными чудовищами, разрушает козни злых волшебников, приходит на
помощь обиженным. Таким образом, рыцарские романы развлекают и взывают к добрым
чувствам.
Они написаны доступным языком, динамичны, притягивают извечно
волнующими темами – смертельной опасности и любви. «Почему же это надо было
пародировать, что не устраивало в рыцарских романах?» – можно задать такой
вопрос.
По мнению автора, в них не затрагивались животрепещущие, вечные темы;
читателю, погружаясь в мир рыцарского романа, не приходилось много думать.
Произведение Сервантеса сначала воспринимается как
забавное, необычное чтение, но со временем сюжет уступает место образу.
Становится понятным, что главное в романе – не события и их последовательность,
а образ совершенно необычного человека, настолько необычного, что его имя стало
символом.
Поэтому при чтении очень важно обращать внимание на то, как к своему
герою относится автор, Мигель де Сервантес.
III. Чтение отрывков из романа (часть I, главы 1, 2, 3,
4 – в сокращении).
IV. Обсуждение прочитанного.
Вопросы:
1. Похож ли главный герой на рыцаря?
2. Как автор относится к своему герою?
3. Как вы думаете, исчерпывается ли цель автора
созданием пародии на рыцарский роман и его героев?
4. Каким предстает Дон Кихот в сцене посвящения
в рыцари, в разговоре с пастухом и его хозяином? Почему герой не смог
защитить пастуха?
5. Подвиги героя принесли добро и пользу?
6. Чем руководствуется в своих поступках рыцарь?
V. Обобщающее слово учителя.
Один из исследователей романа однажды заметил: «Дон
Кихот первых шести глав прежде всего безумен, затем он станет, как это точно
подметит Санчо, не столько безумен, сколько дерзновенен». Действительно, если
поначалу роман почти не выходит за рамки литературной пародии, то по мере
развития событий герой перестает быть только комической фигурой.
Он
обнаруживает такие свойства, которые позволяют увидеть его совсем в ином свете.
Его безумие все чаще оборачивается мудростью, а его речи и поступки кажутся
странными только обывателям.
И у читателя невольно закрадывается сомнение: так
ли уж безумен человек, верящий в добро и справедливость, в правду и
человечность, в честь и благородство и стремящийся защищать слабых и
притесненных, мечтающих искоренять всякого рода неправду?
Наделяя Дон Кихота очень привлекательными
человеческими чертами, изображая его подвижником, ратоборцем справедливости,
автор ставит своего героя в нелепые и смешные положения. И это объяснимо не
только пародийной тенденцией, просто Дон Кихот бессилен изменить что-либо в
мире, где царят эгоизм и стяжательство.
Поэтому иллюзии, во власти которых он
все время находится, с одной стороны, умножают его силы, а с другой – делают
его усилия бесплодными.
Нередко его великодушные порывы приводили к результатам
прямо противоположным, поэтому трудно, наверное, ответить на вопрос: кто такой
Дон Кихот – чудак, безумец, герой?
В нем скрыто своеобразное противоречие между внешними
признаками рыцаря и внутренним содержанием: герой никак не подходит под
описание рыцарей, но его душа горит желанием защищать слабых, помогать
обиженным, спасать нуждающихся. Внешне он комичен, порою смешон, но внутренне
он самый настоящий рыцарь. Он – активная натура и не может мириться со злом.
Но
трагедия его в том, что он одинок в
своем стремлении (лишь Санчо Панса понимает его), а в одиночку исправить мир
зла, лжи и лицемерия нельзя. Но он все же пытается, – это делает его смешным в
глазах окружающих, они считают его безумным. А ведь это подвиг: зная о своем
одиночестве, сражаться за идею добра.
Поэтому Дон Кихот и безумец, и чудак, и
герой, и трагическая личность.
Роман, пройдя через сознание миллионов, оказал
огромное влияние на культуру, на жизнь людей, одних увлекая благородством
героя, других остерегая от карикатурных его подвигов.
С течением времени стало
ясно, что Сервантес усмотрел особое, никем до него не подмеченное явление,
имеющее вневременное, присущее всем векам и народам значение. Открытое
Сервантесом и обличенное в художественный образ явление потомки назвали
донкихотством.
Дон Кихот стал вечным образом, донкихотство – литературным
мотивом.
Донкихотство – понятие многозначное, его толкуют
по-разному, иногда толкования противоречат друг другу. Многие называют
донкихотством отсутствие чувства реальности и называют донкихотом человека,
лезущего на рожон, лишенного ощущения действительности, а потому несуразного,
нелепого, жалкого и смешного.
Но под донкихотством понимают и другое – нежелание
приспосабливаться к прозе жизни, стремление преобразить, преобразовать жизнь,
упорное и даже героическое следование мечте, верность возвышенной цели, сколько
бы цель ни противоречила грубой логике реальных и косных фактов. Донкихотство в
таком понимании тоже может иметь оттенок смешного, но более глубокая реакция,
которую оно в нас вызывает, – сочувствие, сострадание, восхищение. Так
объясняет донкихотство современный исследователь.
Иные времена обнаружили в романе иное содержание, то
«нечто высшее, из чего вытекают все верования, убеждения и начала», и не только
обнаружили, но и попытались объяснить.
В. Г. Белинский утверждал, что Дон Кихот –
благородный и умный человек, который весь, со всем жаром энергической души,
предался любимой идее.
Комическая же сторона в характере Дон Кихота состоит в
противоположности его любимой идеи с требованием времени, с тем, что она не
может быть осуществлена в действии, приложена к делу… Каждый человек есть
немного Дон Кихот, писал критик, но более всего бывают донкихотами люди с
пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже с сильною
волею и с умом, но без рассудка такта действительности… Если б эта храбрость,
это великодушие, эта преданность, если б
все эти прекрасные,
высокие и благородные
качества были употреблены на дело, вовремя и кстати, – Дон
Кихот был бы истинно великим человеком.
И. С. Тургенев заметил, что дон Кихот выражает собой «веру прежде всего; веру в нечто
вечное, незыблемое… в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему
дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе
жертвы.
Дон Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для которого он готов подвергаться
всевозможным лишениям, жертвовать жизнию; самую жизнь свою он ценит настолько,
насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины,
справедливости на земле… Жить для себя, заботиться о себе – Дон Кихот почел бы
постыдным.
Он весь живёт (если можно так выразиться) вне себя, для других, для
своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству
силам – волшебникам, великанам – то есть притеснителям… Смиренный сердцем, он
духом велик и смел… крепость его нравственного состава (заметьте, что этот
сумасшедший, странствующий рыцарь – самое нравственное существо в мире) придает
особенную силу и величавость всем его суждениям и речам, всей его фигуре,
несмотря на комические и унизительные положения, в которые он беспрестанно
впадает… Дон Кихот энтузиаст, служитель идеи и потому овеян ее сиянием…»
Вопрос: какая
из оценок вам
кажется наиболее интересной?
Почему?
Домашнее задание: нарисовать ассоциативный
портрет Дон Кихота.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Источник: https://tak-to-ent.net/load/219-1-0-3142