Пьер безухов и элен курагина в романе война и мир (отношения и брак героев)

Какой бы ни была Элен, в те времена она не вышла бы замуж за Безухова без разрешения родителей, и в этом главный ответ на вопрос. Элен стала женой Пьера, потому что так очень хотел её отец.

Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

(Том 1, часть 3)

Князь Василий знал, что Пьер стал самым богатым женихом России — «всего лишь». Пользуясь неопытностью внезапно разбогатевшего и взлетевшего по социальной лестнице Безухова, Курагин уже запустил руку в его финансовые дела и таскал оттуда немалые суммы при любой возможности, например:

Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

Став официальным родственником Пьера, князь Василий явно рассчитывал прожить остаток жизни, систематически зачерпывая из этой бездонной кормушки.

Второй важный аспект — он был отцом дочери на выданье и, как и полагалось родителям в те времена, мечтал устроить её жизнь, то есть выдать замуж за обеспеченного человека своего круга. Безухов идеально подходил на эту роль. Князь прекрасно знал свою дочь, излучавшую окружающим весьма недвусмысленное впечатление:

Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

Как спела бы Земфира:

Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

поэтому её срочно нужно было передавать на баланс мужу, пока она не погубила свою репутацию и оказалась в глазах свете опороченной и непригодной для брака. Помня, каких «высоких» моральных принципов был её брат Анатоль, можем лишь предположить, что такими в этой семейке были все, но репутация девицы в начале XIX века была головной и зубной болью именно её родителей.

Не зря Фамусов в «Горе от ума» воскликнул:

Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

Выдав Элен замуж, Курагин решал сразу три задачи:

  1. Укреплял позиции своей семьи в социальной иерархии;
  2. Приобретал дополнительный источник финансирования;
  3. Снимал с себя заботы о содержании и поведении дочери.

Элен была девушкой умной, она знала, что выйти замуж — её прямая обязанность, других опций в те времена у женщины просто не было. Она понимала, что образ жизни в браке будет определяться состоянием и положением её супруга, а не красотой его лица или ладностью фигуры, поэтому проявила к Пьеру ровно столько внимания, чтобы он начал постоянно бывать в гостях, а потом и сделал предложение.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3080958-pochemu-elen-vyshla-zamuzh-za-pera-bezuhova.html

Борусяк Кирилл | | Журнал «Литература» № 41/2002

В романе «Война и мир» Пьер Безухов, любимый герой автора, был женат дважды. Первой его женой стала светская красавица Элен, второй — Наташа Ростова.

Что касается второй женитьбы Пьера, то здесь всё ясно: Лев Толстой соединяет двух своих любимых героев, для чего ему даже пришлось пожертвовать князем Андреем — первым женихом Наташи.

В этом случае загадка появляется в самом конце романа, когда Наташа становится совершенно другим человеком, имеющим мало общего с той девушкой, в которую был влюблён Пьер Безухов: почему Пьер по-прежнему влюблён в Наташу и считает её прекрасной женой?

А вот первая женитьба — загадка с самого начала. Как мог Пьер, человек глубокий, мыслящий и тонко чувствующий, жениться на светской львице, для которой у автора не находится ни одного доброго слова? Зачем этот брак нужен Толстому, что этот сюжетный поворот вносит в роман «Война и мир»? Загадок здесь, как мы видим, немало, попробуем найти для них разгадки.

Вспомним обстоятельства женитьб Пьера. Когда Пьер стал богатым юношей и завидным женихом, хитрый князь Василий решил женить его на своей дочери Элен.

Это оказалось несложным делом, так как Элен была необыкновенно красива, а Пьер — простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи князь Василий использовал подругу Анну Павловну Шерер.

Анна Павловна показала Пьеру, что его свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и скорой, и он принял это как должное.

Итак, Пьер женат. Его жена Элен не была умна, у неё не было души. Были у неё только красота и способность показать себя в обществе умной и вообще идеальной женщиной. Все эти черты являются для Толстого отрицательными.

Красивые герои нелюбимы автором: в Пьере, Наташе, Кутузове часто подчёркивается какая-то некрасивость, и при этом они любимы Толстым; Элен, Александр I, Наполеон, Долохов — наоборот.

Способность показать себя в обществе тоже не вызывает у автора симпатии к герою: Толстой презирал всё искусственное, жизнь, по его мнению, должна быть естественна; яркий пример этому — вторая жена Пьера Наташа.

Пьеру уже перед свадьбой с Элен “чувствовалось, что свадьба — это нехорошо почему-то, но он знал, что это будет”. Зачем же автору нужна эта женитьба? Жизнь Пьера состоит из постоянных взлётов и падений, кризисов и ровных периодов.

Если бы Пьер не женился, не поссорился и не вынужден был бежать от Элен в Петербург, он бы не стал масоном, то есть исчез бы значительный и важный период его жизни. Кроме того, тогда он не смог бы “вернуть к жизни” князя Андрея на пароме.

Не буду перечислять дальнейшие последствия, уже видно, что первая женитьба — важный для романа сюжет.

Добавлю только, что первый брак не позволил Пьеру решить важную проблему его жизни: он так и не обрёл семью. Он ведь был внебрачным сыном, не имел нормальных отношений с родителями, то есть не имел семьи в детстве. Женившись на Элен, он снова остался одиноким. Вот уж кто не стал Пьеру другом, их жизни практически не пересекались.

Теперь перейдём к женитьбе Пьера на Наташе Ростовой. Они были знакомы с детства и всегда испытывали друг к другу тёплые чувства.

Пьер давно любил Наташу и чуть не признался ей в этом после того, как она хотела сбежать с Анатолем Курагиным (братом жены Пьера) и все её за это осудили. Пьер по доброте характера всегда старался оправдать поступки других людей.

Тогда он не решился на признание, так как она была невестой его лучшего друга, князя Андрея, да и сам он формально был женат.

В обоих случаях признаться в любви и жениться ему помогли другие люди: в первом браке — князь Василий и Анна Павловна Шерер, во втором — княжна Марья. Однако в реальности дело обстояло по-разному. Князь Василий просто заставил Пьера это сделать, а княжну Марью попросил ему помочь сам Пьер.

Хотя между первой и второй женитьбами прошло немало времени, Пьер остался нерешительным человеком. Правда, его нерешительность в первом случае была связана с тем, что жениться ему не хотелось, он просто считал себя обязанным сделать это.

Во втором случае, наоборот, он так сильно любил Наташу, что не мог представить, что ему отвечают взаимностью: Пьер даже считал, что “он человек, просто человек”, а Наташа — “совсем другое, высшее”.

Для Пьера эта нерешительность, отсутствие веры в себя являлись характерными чертами.

В четвёртом томе романа Л.Н. Толстой так описывает чувства Пьера перед сватовством и женитьбой на Наташе: “В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах его сватовства с Элен.

Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда “Я люблю вас”?» Теперь, напротив, каждое слово её, своё он повторял в своём воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить, хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли или дурно то, что он предпринял, — теперь не было и тени”.

Трудно было найти таких противоположных жён, как Элен и Наташа. Одна — олицетворение всего искусственного, холодного, застывшего (“мраморная красота”). Лицо Элен — прекрасная маска, на которой не отражается ни единого чувства, если она вообще могла испытывать какие-то чувства. Улыбка Элен совершенно ничего не выражала, это была улыбка статуи. Напротив, Наташа — само воплощение жизни, изменчивости, непостоянства. Неслучайно мать находила, что в ней слишком много чего-то, что не позволит ей быть счастливой. Если Элен недостаёт жизни, то у Наташи именно жизни даже слишком много. Именно отсюда дикие поступки, которые она иногда совершала. Можно не сомневаться, что Элен вполне способна на дурные поступки, не зря она почти в открытую изменяла Пьеру, но ухитрялась соблюдать светские приличия, которые чужды самой натуре Наташи и Пьера.

Однако при всех отличиях есть и сходства Элен и Наташи. Они обе кажутся ниже Пьера по своим душевным и умственным качествам: обе не были столь умны и глубоки, как он.

Наташа совсем опустилась, став из красивой молодой женщины самкой (именно так её называет Толстой в эпилоге романа). Элен отвращает читателей своей пустотой, бездушием. Обе жены были по своим человеческим качествам ниже Пьера, человека удивительного, полного доброты, ума, благородства.

С Элен всё ясно — женитьба на ней была огромной ошибкой Пьера, он это понял очень быстро. Что касается Наташи, здесь всё сложнее. Пьер женился на ней по любви и, по-видимому, был вполне счастлив в семейной жизни. У него появились дети, но мне кажется, что духовно ближе них Пьеру был Николенька Болконский.

Мне кажется, что единственной женщиной, которая в романе по своим качествам равна Пьеру, была княжна Марья. Наверное, не случайно, что она, как и Пьер, вступила в брак с человеком, которого трудно сравнить с ней по своим душевным и умственным качествам.

Возможно, такие неравные браки вообще свойственны людям выдающимся.

Спонсор публикации статьи – ведущий, тамада, шоумен Алексей Громов.

Если вам необходим ведущий на свадьбу в Москве – приглашайте Алексея Громова, не ошибетесь! Индивидуальные сценарии проведения свадьбы, многолетний опыт работы тамадой, знание всех нюансов организации свадебного торжества, гибкий подход к клиентам.

На сайте Алексея www.tamada-gromov.ru/proekt/101.html можно ознакомиться с его портфолио, отзывами молодоженов, посмотреть видео с его работой. Алексей с удовольствием сделает ваш праздник поистине незабываемым.

Источник: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200204106

Открытый урок «Аналитическое прочтение сцены «Пьер Безухов признается в любви Элен Курагиной» по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Евдокимов О.В. методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

О.В. Евдокимов, учитель русского языка и литературы Санкт-Петербургской школы № 288  Адмиралтейского района

Читайте также:  Чувство и чувствительность - краткое содержание романа джейн остин

              Открытый урок по литературе в 10 «А» классе

 Тема урока «Аналитическое прочтение сцены «Пьер Безухов признается в любви Элен Курагиной»

                                                          (Том 1, ч. 3, гл. 2)

                                                                   (1 урок)

       Учебно-методическое обеспечение: Текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир, портрет писателя[1], фотография фрагмента сцены из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» «Пьер Безухов и Элен Курагина»[2].

       Необходимое оборудование и материалы для урока, оформление доски: I  том романа Л.Н. Толстого «Война и мир», рабочие тетради, проектор, экран, компьютер, на доске, помимо даты, написаны тема урока и слова писателя, вложенные в уста одной из участниц анализируемой сцены: «Les mariages se font  dans les cieux // «Браки совершаются на небесах».

  •        Цели урока:
  •        а) познакомить учащихся с аналитическими методами текста, позволяющими более точно понять значение изучаемой сцены в жизни героев (лексический анализ, сопоставительный анализ);
  •        б) выявить критерии авторской оценки к происходящему в сцене;
  •        в) выработать отношение учащихся к тем нравственным нормам, которых придерживается гениальный писатель в изображении мотивированных поступков  персонажей.  
  •       Задачи урока:

       — продолжить формирование интереса учащихся к творчеству Л.Н. Толстого, постижению его писательского мастерства;

  1.        — продолжить обучение учащихся методам текстуального анализа текста на примере анализа сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»;
  2.        — продолжить работу по развитию аналитически аргументированной устной речи учащихся, а также продолжить обучение по выявлению психологической мотивации в поступках героев, их жизненных приоритетов;
  3.        — совместно с учащимися раскрыть межпредметные связи, содержащиеся в данной сцене.
  4.        План урока:

I. 1.  Проверка домашнего задания [т. 1, ч. 3, гл. 1-2]

        Ответьте на следующие вопросы:

        а) — что думал и что чувствовал Пьер, когда оставался один на один со своей совестью, относительного женитьбы на Элен Курагиной?

        б) — что говорит Л.Н. Толстой о мыслях и сердечных чувствах своего героя, рассматривающего возможность (допустимость) соединения своей жизни с жизнью Элен?

  •            — чем объясняет автор романа нерешительность Пьера разорвать все связи с Элен?
  •         в) — проследите по тексту 1-й и начала 2-й главы те события, которые предшествовали сцене «признания» в любви Пьера, и ответьте на вопросы:
  •             — как автор описывает заговор общества князя Василья и Анны Павловны Шерер против Пьера?
  •             — перечислите основные этапы в усилиях этого общества, предпринятые им для «сближения» Пьера и Элен.
  •             — какую характеристику можно дать поведению Пьера и Элен в сцене № 1) «Сентябрьский вечер 1805 года у Анны Павловны Шерер» и в сцене № 2) «Именины Элен Курагиной в ноябре 1805 года» (до сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»)?

II. 1. Анализ сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной».

          А) Аналитическое чтение сцены по ролям. Учащиеся читают: а) слова автора, б) слова князя Василия, в) слова старой княгини Алины Курагиной, г) слова Пьера, д) слова Элен.

          Б) выскажите свое мнение: 

            — можно ли считать согласие Пьера на руку Элен добровольным? Почему?

            — какими знаковыми словами в продолжение всей сцены характеризует писатель нравственный облик героев через изображение их лица, манеры поведения, речи:

            1) князя Василия, 2) Элен, 3) Пьера, 4) старой княгини Алины Курагиной, 5) «пожилой дамы»?

            — о чем свидетельствуют эти авторские слова? Выпишите их.

          В) проследите поведение князя Василия на протяжении всей сцены: 

            — укажите основной мотив поведения князя;

.           — прокомментируйте это поведение.

                    Сцена «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»

                                                            (Том 1, ч. 3, гл. 2)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/10/17/analiticheskoe-prochtenie-stseny-per-bezuhov-priznaetsya-v

Сцена объяснения Пьера с Элен (анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1)

    Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных героев, каждый неравнодушный ценитель его творчества наслаждается истинным искусством психологического анализа и слова. Именно поэтому образы романа «Война и мир» стали настолько узнаваемыми. 

    Одним из таких замечательных образов является образ Пьера Безухова. На протяжении всего первого тома трудно предположить, что этот герой в последствии станет одним из главных персонажей в романе. Толстой дает широкую экспозицию образа Пьера.

Кроме самых первых сцен, он в основном раскрывается в плане психологического анализа, который постепенно становится все более и более важным элементом повествования.

К тому же, для характеристики Пьера Толстой впервые использовал такой приём, как «несобственно прямая речь», который употреблялся в основном во внутренних монологах героя. Это было подлинное открытие писателя. 

    Для раскрытия этого образа Толстой использует основной сюжетный ход – сценических эпизод.

В первом томе Пьер предстает перед нами добродушным, наивным простаком, которому достается «по случайности», как многие считали, огромное состояние графа Безухова.

Он моментально превращается в глазах общества из отвергаемого чудака в самую хорошую «партию» для дочерей. И, конечно же, в жены ему прочат самую красивую девушку из доступного ему теперь высшего света – Элен Курагину. 

    Казалось бы, дальнейшее развитие образа предопределено. Пьер – один из тех молодых состоятельных добряков, которому суждено обеспечивать блистательную жену и сохранять видимость счастливой семьи, закрывая глаза на неизбежные измены супруги. И вроде бы, на первый взгляд, подтверждением такого предположения является сцена объяснения Пьера с Элен во второй главе третьей части первого тома. 

    Л. Н. Толстой переносит нас в день именин Элен Курагиной, куда был приглашен и Пьер. Все гости, супруги Курагины и их дочь ожидали от нашего героя прямого объяснения в своих чувствах к Элен. Пьер это понимал и поддавался всеобщему настроению.

Только у него никак не хватало смелости довести дело до конца, сделать этой великосветской красавице предложение. «Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», — рассуждал Пьер, оставшись наедине с Элен.

Он заводил разговоры о постороннем, чтобы только оттянуть момент признания. 

    Но тут сердобольный отец Элен – князь Василий — решил ускорить решение этого дела. Именно «делом» являлся для него брак дочери с Пьером, причем, очень выгодным. Он был абсолютно равнодушен к внутренним переживаниям героя, поэтому действия его были так грубы и бестактны. 

    Князь вошел в комнату «необыкновенно-торжественно», поздравив Пьера и Элен уже якобы со счастливым разрешением «дела», о котором он будто бы узнает от жены. Пьер в этот момент думал только об одном: «Все это так должно было быть и не могло быть иначе». 

    Граф Безухов не рассуждал, хорошо это или плохо. Он смирился с таким поворотом судьбы и, в конце концов, признался Элен в любви. При поверхностном рассмотрении этого эпизода можно сделать вывод о безволии Пьера, об отсутствии у него собственных убеждений.

Но это неточно, так как далее из романа мы узнаем, что, разобравшись в своей жене, он все-таки находит в себе силы порвать с ней. Это доказывает ошибочность предположения о том, что герой – весьма посредственный человек с предопределенной судьбой.

Но если эти предположения ошибочны, что же хотел тогда показать в Пьере Толстой в этом эпизоде?

    Если внимательно вчитаться в него, становится ясно, что герой – это человек, внутренний мир которого очень сложен.

Иллюстрируют это его постоянные внутренние рассуждения о том, что он чувствует к Элен, о природе этого чувства.

Он понимает, что влюблен, но не может наслаждаться этим состоянием, потому что чувствует его «нечистоту». Чувства к этой женщине возникли у героя из физического желания. 

    Пьер постоянно анализирует ситуации, в которых оказывается. Например, разговоры с Элен, в которых он чувствовал себя ниже ее по развитию, хотя она не говорит ничего слишком умного.

Писатель показывает контрастность чувств, которые переполняют Пьера по отношению к Элен. Обожание граничит у него с раболепием, влюбленность носит характер навязанности.

Герою тяжело с этой чужой для него женщиной, с которой он не может найти общего языка. 

    Л. Н. Толстой рисует нам героя, внутри которого кипят живые чувства, эмоции и переживания. Он противопоставлен во всем романе и, в частности, в данном эпизоде людям с «мертвой душой», к которым относятся Элен и князь Василий. Последний представлен здесь во всей своей неприглядности. 

    Таким образом, рассмотренный эпизод очень важен для раскрытия образа Пьера Безухова.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8648-stsena-ob-yasneniya-pera-s-elen-analiz-epizoda-iz-glavy-2-chasti-3-toma-1

Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир») на Сёзнайке.ру

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, в образе которого автор отобразил духовные искания дворянской интеллигенции первой трети XIX века.

Читайте также:  Использование энергии солнца доклад, сообщение

К образу Пьера очень хорошо подходят слова Толстого, написанные им когда-то в своем дневнике: «Чтобы жить честно, надо путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

Пьер вступает в жизнь очень неопытным молодым человеком, с неустановившимся характером, слабовольным, доверчивым и наивным. Свалившееся на него наследство позволило многим людям пользоваться его добротой и неопытностью.

Одним из таких людей был князь Василий Курагин, который сам имел виды на наследство старого графа Безухова, когда же все досталось Пьеру, он решил женить его на своей дочери, красавице Элен, и таким образом все же получить хотя бы часть этих денег.

Дело упрощалось тем, что Пьер жил в доме Курагиных и каждый день встречался с Элен. Он восхищался ее красотой, но в глубине души понимал, что она глупа и развратна и что ему нужна не такая женщина: «Пьер… решил, что женитьба на Элен была бы несчастие и что ему нужно избегать ее и уехать».

Но он был поставлен в такие обстоятельства, что не мог решиться на смелый поступок и обмануть ожидания всей семьи Курагиных: «Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее; но какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге». Воля Пьера была полностью парализована, и он не мог ни уехать от князя Василия, ни сделать предложение Элен, к которой он испытывал влечение.

Ситуация разрешилась в день именин Элен, когда в дом к Курагиным были приглашены родные и друзья: «Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы».

Толстой описывает убранство столовой, в которой ужинают гости, разговоры, ведущиеся за столом, анекдот, рассказанный князем Василием, чтобы рассмешить присутствующих.

Но все пронимают, что главное на этом вечере — развитие отношений между Пьером и Элен: «Что бы ни говорили и как бы ни шутили и ни смеялись другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему-то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье — все было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару — Пьера и Элен». Вся эта обстановка давит на Пьера, вынуждая сделать ложный шаг, и руководителем этого действа являлся хитрый и расчетливый князь Василий, для которого выгода была превыше всего и который в этом же духе воспитал своих детей, принесших впоследствии несчастье не только Пьеру, но и Наташе Ростовой. Пьер находится в полной растерянности, он вспоминает, как началось это странное для него состояние, он не слышит вопросов, обращенных к нему. Гости постепенно разъезжаются, полные зависти к князю Василию, сумевшему заполучить такого богатого жениха для своей дочери, мужчины завидуют Пьеру, даже мать Элен мучается завистью к счастью своей дочери. Пьер и Элен остаются одни в маленькой гостиной, но он все не делал предложения: «Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье-то чужое место». Князь Василий, сидевший в гостиной с оставшимися родственниками, не мог найти себе места, несколько раз подходил к Пьеру и Элен, и даже Пьер понял его нетерпение и смущение, но все оставалось по-прежнему. Наконец князь Василий не выдержал и фактически просто поздравил Пьера с помолвкой, которой не было: он подошел к Пьеру «необыкновенно-торжественно» и поздравил молодых: «Слава Богу! Жена мне все сказала!.. Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!» Пьер понимает, что все произошло без его участия, но думает, что так и надо, для него главное, что кончилась неопределенность. Толстой очень простым приемом показывает читателю, что ни о какой любви в отношениях между Пьером и Элен речи не идет: Пьер даже не знает, что сказать своей невесте: «Что-то такое особенное говорят в этих случаях, думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях». Сама же Элен не теряет присутствия духа, она знает, что помолвку надо скрепить поцелуем, и на ломаном русском языке она говорит Пьеру: «Ах, снимите эти, как эти…», имея в виду его очки. Пьера поражает животная грубость Элен: «Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением». Наконец он вспомнил, что надо признаться в любви, «но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».

Иронично звучит концовка главы: «Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых».

Женитьба на Элен была огромной ошибкой Пьера, но страдания его не были бесплодны: он стал размышлять, анализировать свои поступки, он извлек уроки из сложившейся ситуации, смог изменить себя в лучшую сторону. Толстой показывает нам, что характер человека складывается из многих составляющих факторов, а страдания и муки очищают и облагораживают людей.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9689-scena-obyasneniya-pera-s-elen-analiz-epizoda-iz-roma

Одной из главных героинь в романе была Наташа Ростова. Писатель уделяет ей немало внимания и это неудивительно, ведь душа Наташи – это само по себе целый роман, история жизни, а все самое важное и главное проявляется в ее душевных качествах и поступках.     В романе слова «Наташа» и «любовь» неразделимы. Любовь – это часть ее души.

Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне… Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то объединяющее их обоих. Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею.

А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. «Князь Андрей …любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».     Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи намного позже.

Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Этим человеком был Пьер. Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся.

Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.     Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновенно действителен и в то же время божественен. Именно такой должна быть женщина-мать.

В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни.         Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя, как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд.

Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов.

И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц.     Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным женихом России, но, в то же время, выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину.

И в тот, казалось бы, самый «романтический» момент, когда Пьер «просит» руки Элен, он все время в мыслях опирается на слово «кажется»: «кажется» люблю, «кажется» счастлив.     Он ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашёл воплощение своих идеалов.

Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства. Нет и личного счастья.

В жизни его наступает полоса разочарований и ошибок.     Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.    Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве.

В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования.

     Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.    Эпилог.    Наташа и Пьер – это два «полюса», абсолютно разных человека, разделённых пропастью мировоззрений. Но их любовь стала мостом через эту пропасть, сблизила и соединила их.

Читайте также:  Доклад на тему язык - орган вкуса 4 класс окружающий мир

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» (2 вариант)

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рисуя исторические картины жизни России начала ХIХ века, особое внимание уделяет своим любимым героям, Пьеру Безухову и Наташе Ростовой, раскрывая их душевную ясность и простоту, любовные взаимоотношения, которые развиваются на протяжении всего произведения.

         С Наташей Ростовой, тринадцатилетней весёлой и непосредственной девочкой, молодой граф Безухов впервые встречается в Москве, куда его ссылают за кутежи и дебоширство в компании князя Курагина и Долохова.

Приглашённый на именины старой графини, он, не знавший родительского тепла и любви (незаконный сын), воспитанный чужими людьми, поражён уютом, радостной атмосферой и хлебосольством семьи Ростовых.

         «Большой, толстый и смирный», Пьер сначала стесняется, но вскоре чувствует себя непринуждённо, «всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей» и на Наташу, которая сидит «против него» и глядит на Бориса Друбецкого влюблёнными глазами.

«Этот самый взгляд её иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему».         Наташа своим открытым и доверчивым сердцем сразу проникается уважением и симпатией к этому человеку, приехавшему из-за границы. «А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной!» — говорит она Соне.

Девочка, «смеясь глазами и краснея», доверчиво подходит к нему, приглашая на танец, и Пьер не отказывает ей, хотя и плохо танцует.         С первых страниц романа Л. Н. Толстой показывает духовную близость своих героев, их взаимопонимание: «…Пьер сел с своей дамой. Наташа была совершенно счастлива… Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая».

         Опутанный лестью и коварной интригой князя Василия Курагина, граф Пётр Кириллович, женившись на Элен, пустой и расчётливой светской красавице, понимая, что брак с ней несчастлив, всё  больше и больше тянется душой и сердцем к Наташе, ставшей невестой князя Андрея Болконского, который видит в Пьере «золотое сердце».

         К очаровательной и обаятельной девушке Безухов относится с нежной преданностью, восхищается и любуется ею. Поэтому, узнав об измене Наташи князю Андрею, он вначале не может с этим смириться: «Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о её низости, глупости и жестокости».

Но, узнав    , что наивная девушка была обольщена с помощью развратной Элен, он приходит в ярость, чуть не задушив Анатоля, заставив его вернуть Наташины письма и покинуть Москву. Подсознательно Пьер не верит в «падение» молодой графини и считает,»что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой».

                                                                                                   Увидев Наташу после её неудавшегося побега с Анатолем, он понимает, что творится в её сердце и проникается чувством подлинной любви к ней: «…теперь ему сделалось так жалко  её, что в душе его не было места упрёку». Для Пьера Наташа чиста и непорочна.

Нежным, задушевным голосом говорит он с девушкой, называя её «мой друг», предлагая свою помощь, совет: «… ежели… просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь… вспомните обо мне… Я счастлив буду, ежели в состоянии буду…» В порыве умиления и сострадания он признаётся Наташе: «Ежели бы я  был не я… и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».

         Исполненная отчаяния и стыда униженная и раздавленная своим горем, отвергнутая обществом, Наташа в Пьере находит истинного близкого ей человека и плачет»слезами благодарности и умиления».         Эти слёзы вызывают в графе радость жизни, обновляют его исстрадавшуюся душу желанием действовать.         Пережив ужасы войны, потеряв близких и родных людей, любимые герои Л. Н.

Толстого вновь встречаются уже другими людьми. Увидев «строгое, худое и бледное, постаревшее лицо» Наташи, её родные, милые и внимательные глаза, Пьер чувствует давно забытое счастье, которое «охватило и поглотило его всего». Он «хотел скрыть своё волнение.

Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее-яснее, чем самыми определёнными словами, — он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит её».         Впервые после смерти князя Андрея и Пети Наташа испытывает удовольствие от общения с Пьером, её «добрые и печально- вопросительные глаза…

засветились», и она рассказывает ему о последней встречи с князем Андреем, видя в Пьере искреннее сочувствие. А он понимает, «что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире, — это Наташа»         Перенесённые испытания ещё больше.

                               сближают героев романа, которые видят своё счастье в простоте, добре и правде. Рассказывая о своём плене, Пьер чувствует внимание Наташи: «… она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагивания мускула лица, ни жеста Пьера.

Она на лету ловила ещё не высказанное слово и прямо вносила в своё раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера». Впервые  после горестной утраты любимых людей на лице Наташи появляется радостная и шаловливая улыбка.

         Пьер всем существом своим чувствует присутствие Наташи и удивляется ею: «Она была в том же чёрном платье с мягкими складками и так же причёсана, как и вчера, но она была совсем другая… Весёлый вопросительный блеск светился в её глазах; на лице было ласковое и странно-шаловливое выражение». Только теперь Пьер осознаёт, что без Наташи он жить не может и говорит княжне Марье: «.

.. я одну только её, одну любил всю жизнь и люблю так, что без неё не могу себе представить жизни».         Любовь преображает Безухова. Он думает о «невероятном предстоящем счастье». Им овладевает «радостное, неожиданное сумасшествие», «весь смысл жизни… казался ему… только в его любви и в возможности её любви к нему».

Люди представляются Пьеру милыми, приветливыми, внимательными, добрыми и трогательными, ему хочется всем рассказать о своей радости: «Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными… любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их».

Мир стал для Пьера прекрасен. Он радуется ездокам и плотникам, торговкам и лавочникам, которые «с весёлыми, сияющими лицами» взглядывают на него, любуется улицами и домами.         А Наташа? В опустошённой душе девушки вдруг просыпаются «сила жизни, надежды на счастье».

Она, для которой всё заключалось в любви, снова полюбила и отдалась этому чувству со всей полнотой и искренностью, радостью и весельем: «Всё: лицо, походка, взгляд, голос — всё вдруг изменилось в ней… Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нём, давно потухший блеск зажигался в её глазах и губы морщились странною улыбкой».

         Встреча с Пьером Безуховым после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцеляют Наташу, нашедшую своё счастье в муже и детях. У Безуховых царит любовь и гармония, созданная Наташе-матерью и супругой, стремившейся всегда к одному- «иметь семью. иметь мужа», «которому она отдавалась вся — то есть всей душой». Дом свой она ведёт так, чтобы выполнять все желания Пьера: и в бытовых делах, ив воспитании детей, и в занятиях графа, и самом духе дома. Она не просто слушает Пьера, а впитывает его мысли и чувства. Он видит себя отражённым в своей жене, и это радует его, потому что в спорах «Пьер, к радости и удивлению своему, находил не только в словах, но и в действиях жены свою ту самую мысль, против которой она спорила».Не понимая мужа умом, Наташа угадывает то, что было самым важным в его деятельности, разделяет его мысли только потому, что Пьер для неё — самый честный, самый справедливый человек на свете. В семье, в любви Наташи к нему граф Безухов черпает духовные силы для борьбы со злом и несправедливостью. Л. Н. Толстой пишет: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене … И отражение это произошло не путём логической мысли, а другим — таинственным, непосредственным отражением».         В романе «Война и мир» воплотились раздумья Л. Н. Толстого о тайнах счастья и любви, о чистоте нравственных чувств героев произведения, их отношении к добру и злу, правде и лжи, к семейной жизни как одной из форм единения между людьми.

Любовь Наташи и Пьера

Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются в Лысых Горах после смерти Пети, Андрея и Элен. Узнав Наташу в печальной исхудавшей женщине, Пьер понимает «что исчезла вся его прежняя свобода.

Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире». Они полюбили друг друга, имея за плечами опыт страдания и разочарования. Тем ценнее для них оказывается это новое чувство.

Наташу Ростову и Пьера Безухова объединяет духовное богатство, и герои ощущают необходимость поделиться им друг с другом.

В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу».

Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6438-natasha-rostova-i-per-bezukhov-v-romane-vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию