Наше краткое содержание «Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки» может быть использовано для читательского дневника. Ещё более краткий пересказ этой повести есть в статье Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». См. также полный её текст и краткую биографию Гоголя для школьников
«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» – третья повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Гоголь не закончил её.
Иван Шпонька из мелкопоместного дворянского рода рос удивительно смирным, послушным мальчиком и всегда удостаивался похвалы учителей. Достигнув совершеннолетия, он поступил в пехотный полк, где проявил себя старательным и благоразумным офицером трезвого поведения.
Иван Федорович прослужил в полку почти до 40 лет, не особенно поднимаясь в званиях. За это время мать Шпоньки умерла, а его небольшим малороссийским имением (близ Гадяча) стала управлять незамужняя тётушка, Василиса Кашпоровна.
Однажды она прислала племяннику письмо, где советовала ему выйти в отставку и заняться на покое деревенским хозяйством.
Иван Федорович Шпонька и его тётушка. Спектакль
Последовав совету тётушки, Иван Фёдорович выехал в родные места. На постоялом дворе невдалеке от своей деревушки он познакомился с разговорчивым толстым помещиком Григорием Григорьевичем Сторченко, который оказался его соседом и звал по приезде непременно побывать у него в гостях. Дома Ивана Фёдоровича ожидала тёплая встреча.
Тетушка Ивана Фёдоровича, Василиса Кашпоровна, была женщиной лет 50-ти, очень деятельной и энергичной. Имение племянника она содержала в отличном порядке, вникала во все дела, любила охоту и другие мужские занятия. Иван Фёдорович стал вести на деревенских просторах рассеянную жизнь, мало касаясь хозяйственных забот.
Тетушка относилась к этому снисходительно, считая леноватого, вялого племянника «ещё молодой детиной». Но однажды она сообщила Ивану Фёдоровичу: один из их прежних соседей, умирая, отказал ему по завещанию луг десятин в 20. Однако эту бумагу сейчас удерживает у себя и не отдаёт другой их сосед, Сторченко – тот самый, которого Шпонька встретил на постоялом дворе по пути домой.
Тетушка посоветовала Ивану Фёдоровичу поехать к Сторченко и как-нибудь забрать у него завещание.
Шпонька нехотя отправился к Сторченко. Тот радушно встретил его вместе со своей старухой-матерью и двумя уже взрослыми, но пока состоящими в девичестве сёстрами.
Ивана Фёдоровича угостили вкусным обедом, который Гоголь описывает с юмористической картинностью.
Однако когда Шпонька завёл разговор о завещании, Сторченко уклонился от него, ссылаясь на плохой слух, испорченный раз влезшим ему в ухо тараканом.
Гоголь «Иван Федорович Шпонька и его тётушка», иллюстрация
Тётушка Ивана Фёдоровича осталась очень недовольной тем, что завещание так и не удалось добыть. Но когда Шпонька упомянул о сёстрах Сторченко, в голове Василисы Кашпоровны немедленно созрел план женить племянника на одной из них.
Приказав починить свою старую бричку, она через несколько дней отправилась со Шпонькой в гости к Сторченкам. Заведя долгую беседу на хозяйственные темы, дамы пошли как бы по делам, но вполне естественным образом устроили так, что одна из дочерей Сторченко-матери осталась «пока занять Ивана Фёдоровича».
Стеснительный, недогадливый Шпонька за время пребывания наедине нашёлся сказать барышне лишь одну фразу: о том, что «летом много мух».
По пути домой тётушка объявила племяннику, что ему на 38-м году пора бы жениться и что Сторченко-мать ничуть не против сделать его своим зятем.
Иван Фёдорович с этого дня так законфузился и взволновался, что даже стал видеть страшные сны про жён с гусиными лицами.
Между тем в голове его тётушки созрел новый план – какой, Гоголь не успел сообщить читателю, ибо на этом его неоконченная повесть обрывается.
Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф. Моллер, 1840
Несмотря на внешнюю незатейливость сюжета, повесть «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» имеет большое значение в творчестве Гоголя. Она сильно отличается от всех других рассказов цикла «Вечеров на хуторе близ Диканьки» отсутствием сказочности.
Это чисто бытовая, лишённая всякой фантастики зарисовка, сделанная, однако, на высочайшем художественном уровне.
Повесть «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» составляет переход к новому периоду писательского развития Гоголя – переход от романтизма к реализму.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/2774-gogol-ivan-fedorovich-shponka-i-ego-tetushka-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка Гоголя
Главные герой повести, как уже не трудно догадаться по названию, — Шпонька Иван Фёдорович. Будучи мальчиком, он был послушным, поэтому учителя всегда хвалили. После этого Иван Фёдорович поступил в пехотный полк, где прослужил до сорока лет.
Он зарекомендовал себя как трудолюбивый офицер, без пристрастия к спиртному. За эти годы мама Ивана Фёдоровича умерла, а в оме стала хозяйничать тётушка. Как-то раз Шпонька получил письмо от тётки. Та рекомендовала ему выйти в отставку и занться хозяйством.
Послушав тётушка, Иван Фёдорович отправился в родное имение. По дороге он познакомился со своим соседом — Строченко.
Приехав в имение, Шпонька стал вести размеренную жизнь, не утруждая себя заботами. Тётушка спускала ему лень с рук. Однажды тётушка сообщила главному герою, что по завещанию, оставленному одним из помещиков, Иван Фёдорович владеет огромным лугом. Однако само завещание не хочет отдавать другой помещик — Строченко, с которым Шпонька уже успел познакомиться.
Офицер в отставке нехотя поехал к соседу. Тот радушно встретил его в своём имении. Однако когда разговор зашёл про завещание, Строченко ушёл от ответа, сославшись на плохой слух. Приехав обратно с пустыми руками, Шпонька очень разочаровал родственницу. Однако когда Иван Фёдорович рассказал о сёстрах соседа, у хитрой тётушки созрел план женить Шпоньку на одной из них.
Несколько дней спустя они отправились в имение Строченко. При перво подходящем случае, Ивана Фёдоровича оставили наедине с одной из девушек. Однако недогадливый и стеснительный мужчина не нашёл тем для разговора.
Во время поездки домой тётушка объяснила Ивану Фёдоровичу, что ему уже давно пора обзавестись женой. Однако мужчине настолько не понравилась эта идея, что ему даже стали сниться кошмары про жён с лицами гусынь! Но у проворной тётушки уже созрел новый план.
Однако читателю не суждено узнать его, т.к. на этом повесть обрывается.
Гоголь, изображая героев карикатурно, заставляет читателя задуматься, не поступает ли он иногда также, как и эти смешные герои?
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Золя Чрево Парижа
Главный герой романа Чрево Парижа — Флоран, 7 лет назад был пойман полицией с окровавленными руками. Он всего лишь пытался спасти раненую женщину, которая умирала прямо на улице. - Краткое содержание Бианки Неслышимка
Произошёл со мной занятный случай. Поставила меня в неудобное положение моя внучка. Уже четыре летних периода мы отдыхали в деревне. - Краткое содержание Лесков Соборяне
Рассказ повествует о жителях старогородской «соборной поповки»: протеирее Савелии Туберозове, священнике Захарии Бенефактове и дьяконе Ахилле Десницине. - Краткое содержание О. Генри Обращение Джимми Валентайна
История рассказывает о знаменитом взломщике Джимми Валентайне, который совсем недавно отбыл свой срок за грабежи и кражи, и теперь, оказавшись на свободе, снова берется за дело. В скором времени последовал целый рад преступлений - Краткое содержание У Лукоморья дуб зелёный Пушкина
Действие происходит в заповедном месте на берегу морского залива в виде лука. На многовековом дубе, обвитом золотой цепью, живет сказочный ученый кот. Он поет песни и рассказывает сказки
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol-kratko/ivan-fyodorovich-shponka-i-ego-tyotushka
"Иван Федорович Шпонька и его тетушка": краткое содержание повести
В рамках проекта «Гоголь. 200 лет» РИА Новости представляет краткое содержание произведения «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» Николая Васильевича Гоголя — третьей повести из второй части цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
«С этой историей случилась история»: рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький столик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конец ее отсутствует. При желании, впрочем, всегда можно спросить у самого Степана Ивановича, и для удобства подробное описание его прилагается.
Иван Федорович Шпонька, живущий ныне на хуторе своем Вытребеньках, в школе отличался прилежанием и не задирал товарищей.
Благонравием своим он привлек внимание даже страшного учителя латинского языка и был произведен им в аудиторы, чем, впрочем, не избег неприятного происшествия, в результате коего был бит по рукам тем же учителем и сохранил в душе своей робость настолько, что никогда не имел желания идти в штатскую службу.
Посему, спустя два года после известия о смерти батюшки, он вступил в П*** пехотный полк, который, хоть и стоял по деревням, не уступал иным кавалерийским; к примеру, несколько человек в нем танцевали мазурку, а двое из офицеров играли в банк. Иван Федорович, впрочем, держался особняком, предпочитая чистить пуговицы, читать гадательную книгу и ставить мышеловки по углам.
За исправность, спустя одиннадцать лет по получении прапорщика, он был произведен в подпоручики. Умерла его матушка, имением занялась тетушка, а Иван Федорович все служил. Наконец он получил от тетушки письмо, в коем, сетуя на старость и немощь, она просила его взять хозяйство на себя. Иван Федорович получил отставку с чином поручика и нанял кибитку от Могилева до Гадяча.
В дороге, занявшей две с небольшим недели, «ничего не случилось слишком замечательного», и только уж в трактире близ Гадяча с ним свел знакомство Григорий Григорьевич Сторченко, сказавшийся соседом из села Хортыше и зазывавшим непременно в гости.
Вскоре после сего происшествия Иван Федорович уже дома, в объятиях тетушки Василисы Кашпоровны, чья дородность и исполинский рост не слишком соответствуют жалобам ее в письме. Тетушка исправно ведет хозяйство, а племянник неотлучно бывает в поле при жнецах и косарях и так, бывало, пленяется красотами природы, что забывает отведать любимых своих галушек.
Меж делом тетушка замечает, что вся земля за их хутором, и само село Хортыше, записана бывшим хозяином Степаном Кузьмичом на Ивана Федоровича (тому причиной, что он наведывался к матушке Ивана Федоровича задолго до его рождения) , есть где-то и дарственная, — вот за ней-то и едет в Хортыше Иван Федорович и встречает там знакомца своего Сторченка.
Хлебосольный хозяин запирает ворота, распрягает коней Ивана Федоровича, но при словах о дарственной внезапно глохнет и поминает таракана, что сидел некогда у него в ухе. Он уверяет, что дарственной никакой нет и не было и, представив его матушке с сестрами, влечет Ивана Федоровича к столу, где тот знакомится с Иваном Ивановичем, голова коего сидит в высоком воротнике, «как будто в бричке».
Во время обеда гостя потчуют индейкою с таким усердием, что официант принужден стать на колени, умоляя его «взять стегнушко». После обеда грозный хозяин отправляется соснуть, и оживленная беседа о делании пастилы, сушении груш, об огурцах и посеве картофеля занимает все общество, и даже две барышни, сестры Сторченки, принимают в ней участие. Вернувшись, Иван Федорович пересказывает тетушке свое приключение, и, крайне раздосадованная увертливостью соседа, при упоминании барышень (а особливо белокурой) она одушевляется новым замыслом. Думая о племяннике «ще молода дытына», она уж мысленно нянчит внучат и впадает в совершенную рассеянную мечтательность.
Наконец они собираются к соседу вместе. Заведя разговор о гречихе и уведя старушку, она оставляет Ивана Федоровича с барышней наедине. Обменявшись, после долгого молчания, соображениями относительно числа мух летом, оба умолкают безнадежно, и заведенная тетушкой на возвратном пути речь о необходимости женитьбы необычайно смущает Ивана Федоровича.
Ему снятся чудные сны: жена с гусиным лицом, и не одна, а несколько, в шляпе жена, в кармане жена, в ухе жена, жена, подымающая его на колокольню, поскольку он колокол, жена, что вовсе не человек, а модная материя («возьмите жены […] из нее все теперь шьют себе сюртуки»). Гадательная книга ничем не может помочь оробевшему Ивану Федоровичу, а у тетушки уж «созрел совершенно новый замысел», которого нам не суждено узнать, поскольку рукопись здесь обрывается.
Источник: https://ria.ru/20090227/163492848.html
Иван Федорович Шпонька и..
Вы здесь
× Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT в функции mobile_theme_detect_php() (строка 109 в файле /var/www/www-root/data/www/reedcafe.ru/sites/all/modules/mobile_theme/mobile_theme.module).
Повесть Иван Федорович Шпонька и его тетушка была написана в 1831 году Николаем Гоголем. Она является третьей повестью во второй части цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», и данную повесть Гоголь не закончил.
Повесть Иван Федорович Шпонька и его тетушка на самом деле сильно отличается от других повестей цикла тем, что в ней отсутствует сказочность. Ее можно отнести к бытовой зарисовке с незатейливым сюжетом, однако исполненной на высоком художественном уровне. К тому же повесть Иван Федорович Шпонька и его тетушка ознаменовала переход Гоголя от романтизма к реализму.
Читайте ниже краткое содержание повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка.
«С этой историей случилась история»: рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький столик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конец ее отсутствует. При желании, впрочем, всегда можно спросить у самого Степана Ивановича, и для удобства подробное описание его прилагается.
Иван Федорович Шпонька, живущий ныне на хуторе своем Вытребеньках, в школе отличался прилежанием и не задирал товарищей.
Благонравием своим он привлек внимание даже страшного учителя латинского языка и был произведен им в аудиторы, чем, впрочем, не избег неприятного происшествия, в результате коего был бит по рукам тем же учителем и сохранил в душе своей робость настолько, что никогда не имел желания идти в штатскую службу.
Посему, спустя два года после известия о смерти батюшки, он вступил в П*** пехотный полк, который, хоть и стоял по деревням, не уступал иным кавалерийским; к примеру, несколько человек в нем танцевали мазурку, а двое из офицеров играли в банк. Иван Федорович, впрочем, держался особняком, предпочитая чистить пуговицы, читать гадательную книгу и ставить мышеловки по углам.
За исправность, спустя одиннадцать лет по получении прапорщика, он был произведен в подпоручики. Умерла его матушка, имением занялась тетушка, а Иван Федорович все служил. Наконец он получил от тетушки письмо, в коем, сетуя на старость и немощь, она просила его взять хозяйство на себя. Иван Федорович получил отставку с чином поручика и нанял кибитку от Могилева до Гадяча,
В дороге, занявшей две с небольшим недели, «ничего не случилось слишком замечательного», и только уж в трактире близ Гадяча с ним свел знакомство Григорий Григорьевич Сторченко, сказавшийся соседом из села Хортыше и зазывавшим непременно в гости.
Вскоре после сего происшествия Иван Федорович уже дома, в объятиях тетушки Василисы Кашпоровны, чья дородность и исполинский рост не слишком соответствуют жалобам ее в письме.
Тетушка исправно ведет хозяйство, а племянник неотлучно бывает в поле при жнецах и косарях и так, бывало, пленяется красотами природы, что забывает отведать любимых своих галушек.
Меж делом тетушка замечает, что вся земля за их хутором, и само село Хортыше, записана бывшим хозяином Степаном Кузьмичом на Ивана Федоровича (тому причиной, что он наведывался к матушке Ивана Федоровича задолго до его рождения), есть где-то и дарственная, — вот за ней-то и едет в Хортыше Иван Федорович и встречает там знакомца своего Сторченка,
Хлебосольный хозяин запирает ворота, распрягает коней Ивана Федоровича, но при словах о дарственной внезапно глохнет и поминает таракана, что сидел некогда у него в ухе.
Он уверяет, что дарственной никакой нет и не было и, представив его матушке с сестрами, влечет Ивана Федоровича к столу, где тот знакомится с Иваном Ивановичем, голова коего сидит в высоком воротнике, «как будто в бричке». Во время обеда гостя потчуют индейкою с таким усердием, что официант принужден стать на колени, умоляя его «взять стегнушко».
После обеда грозный хозяин отправляется соснуть, и оживленная беседа о делании пастилы, сушении груш, об огурцах и посеве картофеля занимает все общество, и даже две барышни, сестры Сторченки, принимают в ней участие.
Вернувшись, Иван Федорович пересказывает тетушке свое приключение, и, крайне раздосадованная увертливостью соседа, при упоминании барышень (а особливо белокурой) она одушевляется новым замыслом. Думая о племяннике «ще молода дытына», она уж мысленно нянчит внучат и впадает в совершенную рассеянную мечтательность. Наконец они сбираются к соседу вместе.
Заведя разговор о гречихе и уведя старушку, она оставляет Ивана Федоровича с барышней наедине. Обменявшись, после долгого молчания, соображениями относительно числа мух летом, оба умолкают безнадежно, и заведенная тетушкой на возвратном пути речь о необходимости женитьбы необычайно смущает Ивана Федоровича.
Ему снятся чудные сны: жена с гусиным лицом, и не одна, а несколько, в шляпе жена, в кармане жена, в ухе жена, жена, подымающая его на колокольню, поскольку он колокол, жена, что вовсе не человек, а модная материя («возьмите жены из нее все теперь шьют себе сюртуки»). Гадательная книга ничем не может помочь оробевшему Ивану Федоровичу, а у тетушки уж «созрел совершенно новый замысел», которого нам не суждено узнать, поскольку рукопись здесь обрывается.
Вы прочитали краткое содержание повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.
Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.
Новиков В. И., Кандахсазова Д. Р, «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении, сюжеты и характеры, русская литература XIX века». Энциклопедическое издание.
Другие краткие содержания
Источник: https://reedcafe.ru/summary/ivan-fedorovich-shponka-i
«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»
«С этой историей случилась история»: рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький столик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конец ее отсутствует. При желании, впрочем, всегда можно спросить у самого Степана Ивановича, и для удобства подробное описание его прилагается.
Иван Федорович Шпонька, живущий ныне на хуторе своём Вытребеньках, в школе отличался прилежанием и не задирал товарищей.
Благонравием своим он привлёк внимание даже страшного учителя латинского языка и был произведён им в аудиторы, чем, впрочем, не избег неприятного происшествия, в результате коего был бит по рукам тем же учителем и сохранил в душе своей робость настолько, что никогда не имел желания идти в штатскую службу.
Посему, спустя два года после известия о смерти батюшки, он вступил в П*** пехотный полк, который, хоть и стоял по деревням, не уступал иным кавалерийским; к примеру, несколько человек в нем танцевали мазурку, а двое из офицеров играли в банк. Иван Федорович, впрочем, держался особняком, предпочитая чистить пуговицы, читать гадательную книгу и ставить мышеловки по углам.
За исправность, спустя одиннадцать лет по получении прапорщика, он был произведён в подпоручики. Умерла его матушка, имением занялась тётушка, а Иван Федорович все служил. Наконец он получил от тётушки письмо, в коем, сетуя на старость и немощь, она просила его взять хозяйство на себя. Иван Федорович получил отставку с чином поручика и нанял кибитку от Могилева до Гадяча.
В дороге, занявшей две с небольшим недели, «ничего не случилось слишком замечательного», и только уж в трактире близ Гадяча с ним свёл знакомство Григорий Григорьевич Сторченко, сказавшийся соседом из села Хортыше и называвшим непременно в гости.
Вскоре после сего происшествия Иван Федорович уже дома, в объятиях тётушки Василисы Кашпоровны, чья дородность и исполинский рост не слишком соответствуют жалобам ее в письме.
Тётушка исправно ведёт хозяйство, а племянник неотлучно бывает в поле при жнецах и косарях и так, бывало, пленяется красотами природы, что забывает отведать любимых своих галушек.
Меж делом тётушка замечает, что вся земля за их хутором, и само село Хортыше, записана бывшим хозяином Степаном Кузьмичом на Ивана Федоровича (тому причиной, что он наведывался к матушке Ивана Федоровича задолго до его рождения), есть где-то и дарственная, — вот за ней-то и едет в Хортыше Иван Федорович и встречает там знакомца своего Сторченка,
Хлебосольный хозяин запирает ворота, распрягает коней Ивана Федоровича, но при словах о дарственной внезапно глохнет и поминает таракана, что сидел некогда у него в ухе.
Он уверяет, что дарственной никакой нет и не было и, представив его матушке с сёстрами, влечёт Ивана Федоровича к столу, где тот знакомится с Иваном Ивановичем, голова коего сидит в высоком воротнике, «как будто в бричке». Во время обеда гостя потчуют индейкою с таким усердием, что официант принуждён стать на колени, умоляя его «взять стегнушко».
После обеда грозный хозяин отправляется вздремнуть, и оживлённая беседа о делании пастилы, сушении груш, об огурцах и посеве картофеля занимает все общество, и даже две барышни, сестры Сторченки, принимают в ней участие.
Вернувшись, Иван Федорович пересказывает тётушке своё приключение, и, крайне раздосадованная увёртливостью соседа, при упоминании барышень (а особливо белокурой) она одушевляется новым замыслом. Думая о племяннике «ще молода дытына», она уж мысленно нянчит внучат и впадает в совершенную рассеянную мечтательность. Наконец они сбираются к соседу вместе.
Заведя разговор о гречихе и уведя старушку, она оставляет Ивана Федоровича с барышней наедине. Обменявшись, после долгого молчания, соображениями относительно числа мух летом, оба умолкают безнадёжно, и заведённая тётушкой на возвратном пути речь о необходимости женитьбы необычайно смущает Ивана Федоровича.
Ему снятся чудные сны: жена с гусиным лицом, и не одна, а несколько, в шляпе жена, в кармане жена, в ухе жена, жена, подымающая его на колокольню, поскольку он колокол, жена, что вовсе не человек, а модная материя («возьмите жены из неё все теперь шьют себе сюртуки»). Гадательная книга ничем не может помочь оробевшему Ивану Федоровичу, а у тётушки уж «созрел совершенно новый замысел», которого нам не суждено узнать, поскольку рукопись здесь обрывается.
Иван Фёдорович Шпонько, который живёт в своём хуторе Вытребеньки, в школе отличался прилежанием, товарищей своих не задирал. Таким старанием он привлёк внимание учителя латинского языка, за что был произведён в аудиторы. Но из-за одной неприятной истории, которая оставила в душе свой отпечаток, не имел особого желания посещать штатскую службу.
Получив известие о кончине своего батюшки, он поступил в пехотный полк. Иван Фёдорович, в отличие от других офицеров, всегда оставался в стороне, то есть, не участвовал в игре банк, не танцевал мазурку. Ему нравилось чистить пуговицы и ставить мышеловки по углам. За такое старание за одиннадцать лет он был произведён в подпоручики.
После смерти матери хозяйством стала заниматься его тётушка. Как-то в письме своём она пожаловалась на свою старость, просила принять хозяйство на себя. Получив отставку и наняв кибитку, он отправился в путь, который растянулся на две недели.
В трактире Гадяча он знакомится с Григорием Григорьевичем Сторченком, соседом из села Хортыше, который приглашал к себе в гости.
Тётушка исправно ведёт хозяйство, он всегда бывает при жнецах и косарях, где с удовольствием любуется красотой своего хутора.
Однажды тётушка сказала, что земли и село за хутором, записанные бывшим хозяином Степаном Кузьмичем, оформлены на Ивана Фёдоровича и дарственная есть. Отправила его в Хортыше.
Хлебосольный хозяин запер ворота и распряг коней. В разговоре о дарственной, он уверял, что её не было.
Представив своего соседа сёстрам и матушке, он ведёт Ивана Фёдоровича к столу, где знакомит его с Иваном Ивановичем, голова которого сидит в высоком воротнике.
Обед начинается с индейки и с таким усердием, что официант просит взять хоть один кусочек. После сытного обеда хозяин отправляется отдохнуть, а оживлённая беседа продолжатся о делании пастилы, о сушении груш, о посевах, где принимают участие две сестры, барышни Сторченко.
Вернувшись из поездки, Иван Фёдорович рассказывает тётушке всю щекотливую историю, будто сосед умело изворачивается, и про барышень упоминает. Тётка начинает продумывать новый замысел. Представив мысленно, как она нянчит внучат, впадает в рассеянную мечтательность.
Подумав, они решили ехать вместе. Заведя разговор о гречихе и увидев старушку, она оставляет Ивана Фёдоровича наедине с барышней. Обменявшись соображениями на счёт числа мух летом, оба умолкают надолго.
Тётушка, вернувшись, заводит речь о женитьбе, тем самым смущает Ивана Фёдоровича.
Он видит чудесные сны. Жена с гусиным лицом и не одна, а несколько, в шляпе, в кармане жена, в ухе жена. Она поднимает его на колокольню, где колокол это он, а жена не человек, а модная материя. У тётушки созревает новый замысел.
Источник: https://www.allsoch.ru/gogol/ivan_fedorovich_shponka_inbspego_tetushka/
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка — краткое содержание рассказа Гоголя
Произведение является третьей незаконченной повестью второй части «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Главным персонажем повести является Иван Федорович Шпонька, представленный в образе сорокалетнего мужчины, происходящего из мелкопоместного дворянского рода. В детстве Шпонька отличается послушанием, получая постоянные хвалебные речи из уст учителей.
По окончании гимназии он поступает на службу в пехотный полк, на которой также проявляет себя в качестве старательного и благоразумного офицера.
За время службы Иван Федоровича его мать умирает, а управление небольшим имением ложится на плечи его незамужней тетушки.
Однажды Шпонька получает от тетки послание, в котором она советует ему выйти в отставку и вернуться в родные края. Иван Федорович принимает решение об оставлении государевой службы и направляется в свое поместье. По дороге домой он знакомится со своим соседом по усадьбе помещиком Сторченко Григорием Григорьевичем, отличающимся разговорчивостью и толстой фигурой.
Тетушка Шпоньки представляется в повести в образе пятидесятилетней женщины, характеризующейся деятельностью и энергичностью, поэтому под ее руководством имение находится в идеальном порядке. Так что по прибытии в родные пенаты Иван Фёдорович не утруждает себя деревенскими делами, а ведет спокойную размеренную жизнь, не вникая в хозяйственные дела.
Тетушку не обижает такое поведение племянника, поскольку она считает его леноватым, вялым, но еще молодым детиной.
В один из дней тетушка сообщает Шпоньки об имеющемся у него луге, которое ему оставляет по завещанию один из соседских помещиков. Однако этот луг фактически находится у Сторченко, который не желает его отдавать действительному владельцу.
Шпонька вынужден отправиться к Сторченко, чтобы решить спорный вопрос. Однако сосед отказывается от разговора на данную тему и Иван Федорович возвращается ни с чем.
Тогда тетушка, вспомнив о наличии у Сторченоко двух незамужних дочерей, решает женить своего племянника с целью вернуть отнятую собственность.
Она снова отправляет Иван Федоровича к соседу, однако Шпоньке скучно в обществе сестер Сторченко.
На обратно дороге домой тетушку рассказывает племяннику свой замысел о женитьбе, тем самым повергнув последнего в шоковое состояние, поскольку он и не думает о создании семьи. С этого момента Шпоньки начинаются сниться кошмары.
Финала повести не существует, так как на этом произведение обрывается.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
← Рим↑ ГогольТарас Бульба →
Источник: https://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol/ivan-fyodorovich-shponka-i-ego-tyotushka-rasskaz
Николай Гоголь — Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Николай Васильевич Гоголь
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
С этой историей случилась история: нам рассказывал ее приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. Нужно вам знать, что память у меня, невозможно сказать, что за дрянь: хоть говори, хоть не говори, все одно. То же самое, что в решето воду лей. Зная за собою такой грех, нарочно просил его списать ее в тетрадку.
Ну, дай бог ему здоровья, человек он был всегда добрый для меня, взял и списал. Положил я ее в маленький столик; вы, думаю, его хорошо знаете: он стоит в углу, когда войдешь в дверь… Да, я и позабыл, что вы у меня никогда не были. Старуха моя, с которой живу уже лет тридцать вместе, грамоте сроду не училась; нечего и греха таить.
Вот замечаю я, что она пирожки печет на какой-то бумаге. Пирожки она, любезные читатели, удивительно хорошо печет; лучших пирожков вы нигде не будете есть. Посмотрел как-то на сподку пирожка, смотрю: писаные слова. Как будто сердце у меня знало, прихожу к столику — тетрадки и половины нет! Остальные листки все растаскала на пироги.
Что прикажешь делать? на старости лет не подраться же!
Прошлый год случилось проезжать чрез Гадяч. Нарочно еще, не доезжая города, завязал узелок, чтобы не забыть попросить об этом Степана Ивановича. Этого мало: взял обещание с самого себя — как только чихну в городе, то чтобы при этом вспомнить о нем. Все напрасно.
Проехал чрез город, и чихнул, и высморкался в платок, а все позабыл; да уже вспомнил, как верст за шесть отъехал от заставы. Нечего делать, пришлось печатать без конца. Впрочем, если кто желает непременно знать, о чем говорится далее в этой повести, то ему сто́ит только нарочно приехать в Гадяч и попросить Степана Ивановича.
Он с большим удовольствием расскажет ее, хоть, пожалуй, снова от начала до конца. Живет он недалеко возле каменной церкви. Тут есть сейчас маленький переулок: как только поворотишь в переулок, то будут вторые или третьи ворота.
Да вот лучше: когда увидите на дворе большой шест с перепелом и выйдет навстречу вам толстая баба в зеленой юбке (он, не мешает сказать, ведет жизнь холостую), то это его двор. Впрочем, вы можете его встретить на базаре, где бывает он каждое утро до девяти часов, выбирает рыбу и зелень для своего стола и разговаривает с отцом Антипом или с жидом-откупщиком.
Вы его тотчас узнаете, потому что ни у кого нет, кроме него, панталон из цветной выбойки и китайчатого желтого сюртука. Вот еще вам примета: когда ходит он, то всегда размахивает руками. Еще покойный тамошний заседатель, Денис Петрович, всегда, бывало, увидевши его издали, говорил: «Глядите, глядите, вон идет ветряная мельница!»
I. Иван Федорович Шпонька
Уже четыре года, как Иван Федорович Шпонька в отставке и живет в хуторе своем Вытребеньках. Когда был он еще Ванюшею, то обучался в гадячском поветовом училище, и надобно сказать, что был преблагонравный и престарательный мальчик.
Учитель российской грамматики, Никифор Тимофеевич Деепричастие, говаривал, что если бы все у него были так старательны, как Шпонька, то он не носил бы с собою в класс кленовой линейки, которою, как сам он признавался, уставал бить по рукам ленивцев и шалунов. Тетрадка у него всегда была чистенькая, кругом облинеенная, нигде ни пятнышка.
Сидел он всегда смирно, сложив руки и уставив глаза на учителя, и никогда не привешивал сидевшему впереди его товарищу на спину бумажек, не резал скамьи и не играл до прихода учителя в тесной бабы.
Когда кому нужда была в ножике очинить перо, то он немедленно обращался к Ивану Федоровичу, зная, что у него всегда водился ножик; и Иван Федорович, тогда еще просто Ванюша, вынимал его из небольшого кожаного чехольчика, привязанного к петле своего серенького сюртука, и просил только не скоблить пера острием ножика, уверяя, что для этого есть тупая сторона.
Такое благонравие скоро привлекло на него внимание даже самого учителя латинского языка, которого один кашель в сенях, прежде нежели высовывалась в дверь его фризовая шинель и лицо, изукрашенное оспою, наводил страх на весь класс. Этот страшный учитель, у которого на кафедре всегда лежало два пучка розг и половина слушателей стояла на коленях, сделал Ивана Федоровича аудитором, несмотря на то что в классе было много с гораздо лучшими способностями.
Тут не можно пропустить одного случая, сделавшего влияние на всю его жизнь. Один из вверенных ему учеников, чтобы склонить своего аудитора написать ему в списке scit[1], тогда как он своего урока в зуб не знал, принес в класс завернутый в бумагу, облитый маслом блин.
Иван Федорович, хотя и держался справедливости, но на эту пору был голоден и не мог противиться обольщению: взял блин, поставил перед собою книгу и начал есть. И так был занят этим, что даже не заметил, как в классе сделалась вдруг мертвая тишина.
Тогда только с ужасом очнулся он, когда страшная рука, протянувшись из фризовой шинели, ухватила его за ухо и вытащила на средину класса.
«Подай сюда блин! Подай, говорят тебе, негодяй!» — сказал грозный учитель, схватил пальцами масляный блин и выбросил его за окно, строго запретив бегавшим по двору школьникам поднимать его. После этого тут же высек он пребольно Ивана Федоровича по рукам.
И дело: руки виноваты, зачем брали, а не другая часть тела. Как бы то ни было, только с этих пор робость, и без того неразлучная с ним, увеличилась еще более. Может быть, это самое происшествие было причиною того, что он не имел никогда желания вступить в штатскую службу, видя на опыте, что не всегда удается хоронить концы.
Было уже ему без малого пятнадцать лет, когда перешел он во второй класс, где вместо сокращенного катехизиса и четырех правил арифметики принялся он за пространный, за книгу о должностях человека и за дроби. Но, увидевши, что чем дальше в лес, тем больше дров, и получивши известие, что батюшка приказал долго жить, пробыл еще два года и, с согласия матушки, вступил потом в П*** пехотный полк.
П*** пехотный полк был совсем не такого сорта, к какому принадлежат многие пехотные полки; и, несмотря на то, что он большею частию стоял по деревням, однако ж был на такой ноге, что не уступал иным и кавалерийским.
Большая часть офицеров пила выморозки и умела таскать жидов за пейсики не хуже гусаров; несколько человек даже танцевали мазурку, и полковник П*** полка никогда не упускал случая заметить об этом, разговаривая с кем-нибудь в обществе.
«У меня-с, — говорил он обыкновенно, трепля себя по брюху после каждого слова, — многие пляшут-с мазурку; весьма многие-с; очень многие-с».
Чтоб еще более показать читателям образованность П*** пехотного полка, мы прибавим, что двое из офицеров были страшные игроки в банк и проигрывали мундир, фуражку, шинель, темляк и даже исподнее платье, что не везде и между кавалеристами можно сыскать.
Обхождение с такими товарищами, однако же, ничуть не уменьшило робости Ивана Федоровича. И так как он не пил выморозок, предпочитая им рюмку водки пред обедом и ужином, не танцевал мазурки и не играл в банк, то, натурально, должен был всегда оставаться один.
Таким образом, когда другие разъезжали на обывательских по мелким помещикам, он, сидя на своей квартире, упражнялся в занятиях, сродных одной кроткой и доброй душе: то чистил пуговицы, то читал гадательную книгу, то ставил мышеловки по углам своей комнаты, то, наконец, скинувши мундир, лежал на постеле. Зато не было никого исправнее Ивана Федоровича в полку. И взводом своим он так командовал, что ротный командир всегда ставил его в образец. Зато в скором времени, спустя одиннадцать лет после получения прапорщичьего чина, произведен он был в подпоручики.
В продолжение этого времени он получил известие, что матушка скончалась; а тетушка, родная сестра матушки, которую он знал только потому, что она привозила ему в детстве и посылала даже в Гадяч сушеные груши и деланные ею самою превкусные пряники (с матушкой она была в ссоре, и потому Иван Федорович после не видал ее), — эта тетушка, по своему добродушию, взялась управлять небольшим его имением, о чем известила его в свое время письмом. Иван Федорович, будучи совершенно уверен в благоразумии тетушки, начал по-прежнему исполнять свою службу. Иной на его месте, получивши такой чин, возгордился бы; но гордость совершенно была ему неизвестна, и, сделавшись подпоручиком, он был тот же самый Иван Федорович, каким был некогда и в прапорщичьем чине. Пробыв четыре года после этого замечательного для него события, он готовился выступить вместе с полком из Могилевской губернии в Великороссию, как получил письмо такого содержания:
«Любезный племянник,
Иван Федорович!
Посылаю тебе белье: пять пар нитяных карпеток и четыре рубашки тонкого холста; да еще хочу поговорить с тобою о деле: так как ты уже имеешь чин немаловажный, что, думаю, тебе известно, и пришел в такие лета, что пора и хозяйством позаняться, то в воинской службе тебе незачем более служить. Я уже стара и не могу всего присмотреть в твоем хозяйстве; да и действительно, многое притом имею тебе открыть лично. Приезжай, Ванюша; в ожидании подлинного удовольствия тебя видеть, остаюсь многолюбящая твоя тетка
Источник: https://mybrary.ru/books/other-literature/antique/277594-nikolai-gogol-ivan-fedorovich-shponka-i-ego-tetushka.html
Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
Поразительным образом самая «реалистическая» повесть Гоголя в составе «Вечеров» показалась читателям и самой таинственной. Впрочем, в определенную литературную традицию она все же вписывалась.
Скрытая ирония автора и обрыв текста на том месте, где только и должно было начаться действие, воскрешали в сознании читателей того времени роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди».
Неоконченность повести, мотивированная утратой (полной или частичной) рукописи, в том числе обусловленной кулинарными причинами – был также прием, широко распространенный в литературе конца XVIII – начала XIX в.
Более всего непонятным показалось ее место в «Вечерах», поскольку по своей стилистике она примыкала, скорее, к последующему циклу «Миргород».
«Вещь неоконченная или, лучше сказать, только начатая, где уже намечается поворот от бездумного, беззаботного, показного творчества «Вечеров» к тому высшего порядка глубокому, проникновенному творчеству, которого первые всходы мы находим в двух частях «Миргорода»», – писал Д. Овсянико-Куликовский.
– Гоголь явно ищет здесь новых средств изображения человека, нового, более углубленного развития комического характера. «Замена схематических порядков, добродетелей и слабостей «чудачествами» давала возможность индивидуализировать образы, связывая их с социально-бытовыми условиями. беглыми характеристиками намечается в творчестве Гоголя тема пошлости». Герой подан в противоречивом авторском освещении: «как обыватель он близок к своему окружению, но как «кроткая» душа он им противостоит. Здесь начало очень важной линии гоголевского творчества: разоблачение социальной пошлости»[121].
И впрямь, действие повести было перенесено из народной среды, характерной для предыдущих повестей, в сферу мелкопоместного быта; время действия отнесено не к условному историческому времени, а к современности, что опять-таки сближало повесть с более поздними произведениями Гоголя (так, характер чтения Шпоньки напоминал чтение Ивана Ивановича в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; описание жизни офицеров П*** пехотного полка, в котором служил Шпонька, предвещало соответствующее описание в «Коляске», а сцену между сестрой Сторченка Марьей Григорьевной и Шпонькой можно рассматривать как «первый этюд» к знаменитой «любовной сцене» в «Женитьбе»). Наконец, сам образ Шпоньки уже предвещал в некотором смысле Акакия Акакиевича Башмачкина (манера Шпоньки разговаривать незаконченными предложениями и частицами, отозвавшаяся затем в «Шинели»). Как отметил Андрей Белый (статья «Гоголь»), под пером Гоголя даже это ничтожество обнаруживает свою привлекательную сторону:
«А все эти семенящие, шныряющие и шаркающие Перепенки, Голопупенки, Довгочхуны и Шпоньки – не люди, а редьки. Таких людей нет; но в довершении ужаса Гоголь заставляет это зверье или репье танцевать мазурку, одолжаться табаком и даже более того, – испытывать мистические экстазы, как испытывает у него экстаз одна из редек – Шпонька, глядя на вечереющий луч»[122].
И все же современный прозаический быт повести о Шпоньке, внешне казалось бы не имеющий ничего общего с героическим прошлым (и даже совсем недавним прошлым, как, например, в повестях «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь») казаков, обнаруживал, тем не менее, неявную с ним соотнесенность.
Так, село Хортыще, в котором живет Григорий Григорьевич Сторченко, неявно напоминало у Гоголя об исторических временах Сагайдачного, соединяя тем самым повесть о Шпоньке с историей пана Данила в «Страшной мести».
А упоминание П*** пехотного (карабинерного) полка, в котором служил Шпонька, делало его в определенном смысле потомком тех запорожцев, которых Екатерина II хотела «повергать» в карабинеры в «Ночи перед Рождеством».
К тому же повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» обнаруживала те же поэтические принципы, что и остальные повести цикла.
Так, в мотиве множащихся жен можно было увидеть характерный для Гоголя мотив нарушения естественных законов существования, описанный и в других повестях цикла, где мертвецы оживают, вещи сами приходят в движение, целое расчленяется (красная свитка), единичное множится.
Для повести характерна была та же сказовая манера письма, что и для других повестей цикла, при том, что здесь эта сказовая манера достигала в своем роде кульминации: из всех повестей, входящих в «Вечера», повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» – единственная, в которой обыгрывался сам процесс фиксации устной речи и перевода ее в письменную (как следует из предисловия, повесть записана собственноручно рассказчиком – Степаном Ивановичем Курочкой: «взял и списал»).
Иными словами, в повести о Шпоньке Гоголь изображал все ту же Диканьку, но переставшую быть собой, лишенную обаяния и чародейства. Свадьба, которая до сих пор была делом веселым и легким, становится кошмаром.
Вне «Вечеров» повесть о Шпоньке могла бы восприниматься как занятное сочетание пародии на эпигонов Стерна с бытовыми зарисовками.
В книге же, как пишет современный критик, повесть показывает, как можно не разглядеть Диканьку, в ней же находясь[123].
Точки зрения исследователей на первую книгу Гоголя, несмотря на все различия между ними, помогают выявить главное: «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляют собой романтические повести.
Они проникнуты духом романтического историзма, в них господствуют яркая контрастность письма, буйство красок, передающих живой, естественный, душевно здоровый, цельный, веселый и какой-то мере идеальный мир славянской (украинской) древности. Однако этот мир уже коснулась нравственная порча: отдельные персонажи корыстны, их влекут чины, съедает пошлость.
Добро и зло вступили в борьбу друг с другом. К концу всего цикла появляются персонажи (Шпонька), в которых духовное начало увяло и съежилось. С особенностями романтического повествования связаны и циклизация повестей, и множественность рассказчиков при первенстве одного – Рудого Панька. Вместе с тем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» проявилась и индивидуальная манера Гоголя.
Диканька с ее вечерами и хуторами – особый мир, определяемый не географией, а духовными началами, который простирается в пространстве и во времени. И по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки – таково пространство «Вечеров».
Стало быть, Гоголь мог писать только тогда, когда он обнимал тот или иной мир целиком, когда этот особый мир представал цельным и когда в нем было одно объединяющее начало. В «Вечерах» такой общей идеей была идея естественного, душевно здорового, духовно насыщенного и веселого, жизнерадостного бытия.
Тот же принцип построения характерен и для «Миргорода», и для «Петербургских повестей», и для конфликта «Ревизора» («сборный город», откуда «хоть три года скачи, не до какого государства не доедешь»), и даже для «Мертвых душ». В дальнейшем творчестве Гоголь продолжит циклизацию повестей, но духовное начало, свойственное миру «Вечеров», скукожится и померкнет. Это станет очевидным уже в новом повествовательном цикле «Миргород».
Следующий после окончания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», 1833 год для Гоголя – один из самых напряженных и мучительных. В «ужасном» для него 1833 г. (письмо Погодину от 28 сент. 1833 г.) Гоголь начинает писать свою первую комедию «Владимир 3-й степени», но, испытывая творческие трудности, работу прекращает.
В это время чуть ли не основным направлением своей деятельности он считает изучение истории – украинской и всемирной. Правда, задуманные в это время капитальные труды по истории Гоголь не осуществил, но от них остаются предварительные разработки: «План преподавания всеобщей истории», «Отрывок из истории Малороссии».
Гоголь мечтает о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете. В июне 1834 г. он определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. В то время, как о своих трудах по истории он широко оповещает друзей, свои следующие после «Вечеров» повести он пишет в глубокой тайне.
Это – те самые повести, что войдут в два его последующих сборника: «Миргород» и «Арабески», оба вышедших в Петербурге в 1835 г.
Следующая глава
Источник: https://lit.wikireading.ru/11987
Краткое содержание «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» Гоголя
Эта история рассказана Степаном Ивановичем Курочкой, который из Гадяча. История записана в тетрадку, тетрадка лежала в столике, часть листов из нее утащила пасичникова жинка на пирожки. Поэтому конца у нее нет, если есть желание конец можно спросить у Степана Ивановича. Вот он.
Иван Федорович Шпонька, живет сейчас у себя на хуторе в Вытребеньках, в школе он был прилежным учеником и не задирой.
Он даже обратил на себя внимание страшного учителя латыни и был назначен им в аудиторы, но из-за неприятного происшествия, получил по рукам от того же учителя, поэтому никогда не горел желанием к штатской службе.
Поэтому, через два года после получения известия о смерти отца, вступил в пехотный полк в П***, который стоял по деревням, и не уступал многим кавалерийским. Несколько человек в полку умели танцевать мазурку, а два офицера играли в банк. Иван Федорович предпочитал держаться от всех в стороне, читал гадательную книгу, чистил пуговицы, и ставил по углам мышеловки.
Через одиннадцать лет за исправную службу, он был произведен в звание подпоручика. После смерти его матери, имением стала управлять тетушка, а он все служил. И вот, тетушка прислала ему письмо с просьбой взять хозяйство в свои руки, так как сама стала стара.
Иван Федорович ушел в отставку в чине поручика и, наняв кибитку от Могилева до Гадяча спокойно добрался до дома, без существенных происшествий.
Только в трактире около Гадяча он познакомился с Григорием Григорьевичем Сторченко, который назвался его соседом из села Хортыше и пригласившем его обязательно приехать в гости.
После этого происшествия Иван Федорович скоро добрался до дома, и попал в объятия тетки Василисы Кашпоровны.
Крепость и большой рост тетки не соответствовали жалобам, из письма, она продолжила вести хозяйство, а племянник все время проводил в поле и так любовался иногда красотой природы, что забывал про любимые галушки.
Между тем тетушка намекает ему, что земля за их хутором и село Хортыше, записаны прежним хозяином Степаном Кузьмичом на Ивана Федоровича (так как он часто наведывался в гости к матери Ивана Федоровича еще до его рождения), где-то имеется дарственная. За этой дарственной он едет в Хортыше и встречается там со своим знакомцем Сторченком.
Хозяин радушно принимает гостя, но когда тот говорит о дарственной, делает вид, что не слышит.
Он пытается уверить, что никакой дарственной не существует, представляет его матушке и сестрам, увлекает к столу, где знакомит с Иваном Ивановичем, голова которого «сидит» в высоком воротнике. Гостя усердно угощают индейкой за обедом.
После обеда хозяин отправляется поспать, а все общество, включая барышень-сестер Сторченка, оживленно обсуждает хозяйственные дела, касающееся заготовок и посевов. Вернувшись домой, Иван Федорович подробно пересказывает тетушке свою поездку.
Тетушка раздосадована соседской увертливостью, но при упоминании барышень (особенно белокурой) загорается новым замыслом: и вот она уже мысленно нянчит внуков, глубоко погрузившись в мечты. Они уже вместе собираются к соседу в гости. Ивана Федоровича нарочно оставляют с барышней наедине. Оба проводят время в молчании, не найдя тем для разговора.
На обратном пути тетушка смущает Ивана Федоровича, заведя с ним разговор о необходимости женитьбы. Ночью он видит странные сны: все во сне ему представляется женой, кругом жена и не одна, а несколько.
Оробевший Иван Федорович обращается к гадательной книге, но не находит в ней помощи, а тетушка лелеет новый замысел, о котором мы не узнаем, так как конца у рукописи нет.
Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» Гоголя« Анализ стихотворения Фета «Дул север. Плакала трава»Цель оправдывает средства сочинение »
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-ivan-fedorovich-shponka-i-ego-tetushka-gogolya/