“Приморский сонет” (1958). Сонет относится к философской лирике Ахматовой. Все обостряющееся ощущение скоротечности жизни вызывает у лирической героини не только печаль, но и чувство изумления перед нестареющей красотой жизни:
- Здесь все меня переживет,
- Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний,
- Морской свершивший перелет.
- И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней,
- И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет.
- И кажется такой нетрудной,
- Белея в чаще изумрудной,
- Дорога, не скажу
куда…
Там средь стволов еще светлее И все похоже на аллею У царскосельского пруда.
“Голос вечности” не является аллегорией в стихотворении: в жизни человека наступает время, когда он слышит его все отчетливее. Окружающий мир, оставаясь реальным, что-то в этой реальности теряет и ведет “не скажу куда”.
Важен мотив дороги, соединяющей в конце жизни человека прошлое и будущее. Ощущение вечности возникает естественно через обычное сопоставление сроков, отпущенных человеку, и “ветхой скворешни”, которая этого человека переживет.
Дорога, которая предстоит человеку в конце жизненного пути, не вызывает у лирического героя страха. Этот факт объясняется и чувством
глубокой веры, а также ощущением своей кровной причастности вечно живой жизни. Мысль о том, что “здесь все меня переживет” рождает не злобу, а тихое умиротворение лирического героя. Образы “легкого месяца” и “цветущей черешни” связаны, хотя олицетворяют разные начала в жизни: месяц – символ ночи, конца, завершения, цветущая черешня – символ весны, расцвета, жизни.
В стихотворении мысли о предстоящей смерти и о торжестве жизни, уходящей в вечность, сливаются воедино.
Глоссарий:
- – приморский сонет анализ
- – приморский сонет ахматова
- – ахматова приморский сонет анализ
- – приморский сонет ахматова анализ
- – анализ стихотворения приморский сонет
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения “Приморский сонет” Ахматова« Краткое изложение ПосредникСочинение на тему: “Изобретение” »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-primorskij-sonet-axmatova/
«Приморский сонет», анализ стихотворения Ахматовой
Любой человек рано или поздно задумывается о смерти, ведь все люди, увы, смертны. Кого-то она пугает, кто-то демонстрирует, что не боится ее, многие думают и говорят о ней, как о чем-то неизбежном.
Однако любой публичный человек, скорее, боится не смерти, а беспамятства — того, что о нем быстро забудут, когда его не станет.
Именно поэтому так популярен среди поэтов мотив «памятника нерукотворного», по сути, сборника стихов, который всех переживет и «тленья убежит».
Есть те, кто воспринимает смерть всего лишь как миг перед лицом вечности. К числу таких поэтов по праву можно отнести Анну Андреевну Ахматову.
Пережив расстрел мужа, блокаду Ленинграда, арест и ссылку единственного сына, она действительно научилась «просто, мудро жить, смотреть на небо и молиться Богу». Правда, эти строки она написала, когда ей исполнилось 23 года и счастье было впереди.
Когда ей исполнилось 69 лет, а позади осталась большая и трудная жизнь, Анна Андреевна написала «Приморский сонет», анализ которого и будет здесь представлен.
Обращение к сонету, по меньшей мере, странно. Сонет — каноническая форма, имеющая строгое построение, строфику и рифмовку. В русской поэзии XIX века сонет почти не использовался. В начале ХХ века только старшие символисты — В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб — создавали сонеты.
Сама Ахматова почти не обращалась к этому жанру, тем более не выносила в название. И вдруг — «Приморский сонет». В то время Ахматова жила в поселке Комарово на берегу Финского залива в доме, предоставленном ей Литфондом. Очевидно, поэтому и назван сонет «Приморским».
Гуляя по берегу Финского залива, уже немолодая поэтесса получила возможность осмыслить все прожитое и достойно подготовиться к завершению своего земного пути.
Однако образ смерти в этом произведении как будто подменен образом вечности. А перед лицом вечности меркнут все обиды, забываются все житейские мелочи, замирает суета.
Даже ритм этого произведения неспешный, несмотря на то, что написан четырехстопным ямбом вместо общепринятого в мировой практике пятистопного или даже гекзаметра.
Чередование женской и мужской рифмы тоже замедляет темп стихотворения, а повторение точной рифмы — «скворешни — вешний — нездешний — черешни» — словно бы окончательно останавливает движение.
Действительно, а куда торопиться? Героиня никуда и не торопится, она тщательно взвешивает: что было ЗДЕСЬ и что будет ТАМ, за гранью неизвестного. Поэтому стихотворение и построено на антитезе: смерть и бессмертие, вечность. При этом слово «смерть» не звучит — Ахматова использует прием умолчания:
Дорога не скажу куда.
Строгость формы сонета во многом обусловлена тем, что начинается он, как правило, с тезиса, а последующие тринадцать строк раскрывают содержание этого тезиса. В произведении Ахматовой все подчинено данному правилу.
Тезис «Здесь всё меня переживет», содержащий обобщающее слово всё, раскрывается с помощью ряда однородных членов, куда логически входят и скворешни, и воздух, и черешня, и месяц — действительно, все — все, что так дорого в земной жизни.
В завершающих строках возникают приметы родных для Ахматовой мест, связанных с Царским Селом. Здесь прошла ее гимназическая жизнь, здесь она познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Николаем Гумилевым. Гуляя по дорожкам Царского Села, Ахматова ощущала просто физическую связь с Александром Пушкиным, а сама атмосфера располагала к творчеству, к поэзии.
Итак, своеобразный жизненный круг замкнулся: героиня вновь оказывается там, где когда-то, «на заре туманной юности», была счастлива, а значит, «средь стволов еще светлее» и «дорога не скажу куда» будет такой же радостной. Настораживает только использование слова «кажется» в первом терцете.
Конечно, поэт всегда как бы отделяется, абстрагируется от созданного им героя. И в этом стихотворении представлено наиболее достойное, по мнению Анны Андреевны Ахматовой, отношение к смерти.
Но на самом деле дорога к смерти только кажется легкой, ведь, говорят, ожидание смерти во сто крат тяжелее самой смерти.
- «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
- «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
- «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
- «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
- «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
- «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
- «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
- «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
- «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
- «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
- «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
- «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
- По произведению: «Приморский сонет»
- По писателю: Ахматова Анна Андреевна
Источник: https://goldlit.ru/ahmatova/330-primorskii-sonet-analiz
Анализ стихотворения "Приморский сонет" | Инфошкола
- Здесь всё меня переживет,
- Всё, даже ветхие скворешни
- И этот воздух, воздух вешний,
- Морской свершивший перелет.
- И голос вечности зовет
- С неодолимостью нездешней,
- И над цветущею черешней
- Сиянье легкий месяц льет.
- И кажется такой нетрудной,
- Белея в чаще изумрудной,
- Дорога не скажу куда…
- Там средь стволов еще светлее,
- И всё похоже на аллею
- У царскосельского пруда.
Человеческая жизнь — бесконечная череда дней и ночей, закатов и рассветов. Она не бывает однообразной, она полна загадок.
Писатель — это художник жизни, стремящийся запечатлеть на бумаге всю эту картину, не упустив ни одного явления. Поэтому-то литература так богата, ярка, таинственна, и при выборе одного любимого произведения “заботливая” память подкидывает читателю их не один десяток.
Многие из этих произведений касаются темы, волновавшей в прошлом, волнующей сегодня и, несомненно, важной для будущего, — темы вечности и бренности. Разные авторы затрагивают философскую проблему восприятия этих двух начал, таинственного взаимодействия жизни и смерти: кого-то смерть страшит, кого-то неотвязно манит, а кто-то играет со смертью, не веря в ее близость.
В произведении А.А. Ахматовой “Приморский сонет” дорога в иной мир не кажется ничем страшным, похожим на грозное “memento more”. Стихотворение умиротворяет своей глубокой, отнюдь не показной верой в вечную жизнь и примиряет с мыслью о смерти.
- Этот сонет был написан в Комарове — небольшом местечке на берегу Финского залива. В одной заметке о Лермонтове Ахматова упомянула, что он, глядя на Маркизову лужу, писал: “Белеет парус одинокий…”, — а сама поэтесса на берег Финского залива переносит “и блеск, и тень, и говор волн” южного моря и пишет “Приморский сонет” — эпитафию “цветущим черешням”, юности, воспоминаниям:
- Бухты изрезали низкий берег,
- Все паруса убежали в море,
- А я сушила солнечную косу
- За версту от земли на плоском камне.
. . . . . . . .
И вовсе не знала, что это счастье.
(А. Ахматова. “У самого моря”.)
Уже в названии Ахматова обозначает жанровую форму стихотворения — сонет, строго выдерживая ее на протяжении всего произведения. В стихотворении есть все части, соответствующие сонету.
В первой строфе — утверждение: “Здесь все меня переживет…” Гипербола (“все”) усиливает ощущение человеческой бренности и незыблемости всего окружающего. Во второй строфе зазвучали сомнения в смертности человека, появился образ вечности. В легком сиянии месяца мерещится лунная дорога.
Она манит “с неодолимостью нездешней”, манит переступить порог из бесконечной бренности в бездну, как это некогда сделал мой любимый герой — прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Но конец пути еще не виден, он скрыт фигурой умолчания (“дорога не скажу куда…”). Далее идет обобщение: дорога становится более явственной.
В четвертой строфе — вывод, окончание пути. Лунная дорога привела поэтессу к Пушкину. “Там средь стволов еще светлее”, потому что там Пушкин. Ахматова тянется к этому свету:
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
(А. Ахматова. “В Царском селе”.)
Стихотворение от утверждения к выводу движется интуитивно. В нем нет строгой логики. Художественное пространство — своеобразная граница между жизнью и вечностью — объемно, разомкнуто. Стихотворное время бесконечно условно: будущее и прошлое настолько сплелись, что ощущение времени исчезло.
“Приморский сонет” не изобилует многочисленными художественными приемами: в стихотворении всего один эпитет — “изумрудная” чаща, но он сверкает чистыми пушкинскими красками.
Инверсия (“с неодолимостью нездешней”) усиливает стремление к неземному. Выбранный Ахматовой стихотворный размер (ямб) не противоречит элегическому настроению сонета.
Пиррихии облегчают этот размер, придают стихотворению особую мелодичность.
- Сонет как стихотворный жанр возник в тринадцатом веке, был особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения:
- Суровый Дант не презирал сонета,
- В нем жар любви Петрарка изливал,
- Игру его любил творец Макбета,
- Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
(А. С. Пушкин. “Суровый Дант не презирал сонета…”)
Ахматова продолжает эту поэтическую традицию. В отличие от сонетов, в которых преобладало лирическое, любовное начало, “Приморский сонет” проникнут глубоким философским смыслом. Ахматова не была в этом новатором, первым философское звучание сонету придал А.С. Пушкин. Это еще одна ниточка, связывающая двух великих поэтов “золотого” и “серебряного” века.
Среди произведений, принадлежащих перу поздней А. Ахматовой, много шедевров: “Реквием”, “Поэма без героя”, “Венок мертвым”. Но мне запомнился именно маленький, светлый “Приморский сонет”. Он покоряет тихой грустью о невозвратном и незабвенном, притягивает образом уставшей, много вынесшей, но не сломленной, гордой русской женщины.
- Вариант 2
- В то время я гостила на земле…
- А. Ахматова
В русской и мировой литературе немало лирических произведений, посвященных вечным темам жизни и смерти.
Среди этих удивительных и, безусловно, заслуживающих внимания стихотворений меня более всего привлекает “Приморский сонет” Анны Ахматовой: он наиболее полно соответствует моему сегодняшнему пониманию мироустройства. Человека часто волнуют вечные проблемы жизни и смерти, своего предназначения здесь, на Земле.
Эти вопросы одними из первых возникают перед многими молодыми людьми, впервые отправляющимися в самостоятельное плавание по жизни. Те или иные ответы на эти вопросы могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь человека.
- В философском стихотворении Анны Ахматовой раскрывается тема вечного и преходящего, их связи между собой, делается акцент на бесконечности жизни, непрерывно текущей из прошлого в будущее.
- Из названия и формы стихотворения (два катрена и два терцета) становится ясно, что перед нами сонет, а это, в свою очередь, предполагает, что поэтическая мысль произведения должна быть раскрыта по строго определенным правилам.
- В самой первой строке стихотворения четко выявляется утверждение:
- Здесь все меня переживет.
Создается ощущение бренности земного существования, особенно усиливаемое повторением слов “все — все”, “воздух — воздух”. Лирический герой сознает, как мала и незначительна его земная жизнь. Образ “ветхие скворешни” и метафора “воздух вешний, морской свершивший перелет”, имеющая оттенок гиперболы, передают чувство мимолетности жизни “здесь” и неизбежности ухода в некий иной мир.
Лирический герой сонета условен: в тексте стихотворения нет глаголов и прилагательных женского или мужского рода, соответствующих лирическому герою, единственное слово, напрямую связанное с ним, — местоимение “меня”. Этим достигается высокий уровень обобщения, в котором присутствует философский подтекст: любой человек рано или поздно задумывается над вечными вопросами.
В следующей строфе косвенно выражается сомнение в незначительности земной жизни человека, а яркая метафора “голос вечности” предполагает существование неземного мира, в котором сделанное человеком на Земле обязательно найдет свое отражение. Созданное в этом “ветхом” мире обретет новую жизнь в “вечности”.
Таким образом после двух первых строф в сонете обозначаются два мира: существующий сейчас на Земле и существующий вечно везде. Пространство и время сливаются в стихотворении воедино, образуя неделимое целое.
Лирический герой словно балансирует на грани вечного и настоящего. Не случайно сонет назван именно “приморским”, а не “морским”. Анна Ахматова и этим подчеркивает существование некой грани.
Символом вечного является море, стихия, а настоящее вводится словом “здесь” в первой строке стихотворения.
Без сомнения, между мирами должна существовать какая-то связь. И, действительно, символический образ дороги, уходящей в вечность, возникает перед нами в виде сияния, изливаемого месяцем, в четвертой строке второго катрена.
Мотив лунной дорожки будет звучать и далее в стихотворении. Чуть раньше появляется образ “цветущей черешни”, связанный с лунной дорожкой.
Здесь важно прилагательное “цветущий”, помогающее восстановить эту связь: цветение — это жизнь.
Путь к пониманию своего предназначения, дорога к вечному у каждого человека своя. Для подтверждения этой мысли Ахматова использует прием умолчания:
Дорога не скажу куда…
Незаконченность позволяет подчеркнуть неповторимость пути каждого, невозможность заранее спланировать и точно определить этот путь. Анну Ахматову ее дорога привела к Царскосельскому пруду, образ которого символизирует “колыбель” русской поэзии, связанную с именем Александра Сергеевича Пушкина.
Переход от настоящего к будущему в начале сонета и возвращение во времена Пушкина в финале значительно расширяют художественное время и пространство, создавая впечатление их неразрывности и бесконечности.
Язык стихотворения очень органичен. Анна Ахматова не прибегает к особенной, нарочитой образности, но в то же время она прекрасно использует разнообразные художественные приемы, например, развернутую метафору “воздух вешний, морской свершивший перелет”. Эпитет “изумрудная чаща” напоминает яркие краски пушкинского “Зимнего утра”:
- Прозрачный лес один чернеет,
- И ель сквозь иней зеленеет,
- И речка подо льдом блестит.
Ощущение неразрывности и бесконечности времени и пространства создается благодаря использованию кольцевых рифм в первой и второй строфах. Ямбический стих сонета содержит большое число спондеев и пиррихиев, что облегчает ритм, усиливает нужные ударения и придает стихотворению элегическую интонацию.
- Если говорить о построении стихотворения в целом, то оно характерно для классического сонета: вначале идут два катрена, объединенных опоясывающей рифмовкой:
- Здесь все меня переживет…
- Голос вечности зовет…
- Далее следуют два терцета с парными (“нетрудной — изумрудной”) и опоясывающими (“куда — пруда”) рифмовками.
Анна Ахматова не отвечает в “Приморском сонете” на те вечные вопросы, на которые хотелось бы найти ответы, да и вряд ли кто на Земле знает эти ответы.
Но это не самое важное, гораздо значимее, чтобы человек жил не просто так, а пытался найти свой путь, призвание, свое место в жизни. Важно, чтобы человек верил, что все созданное им не будет забыто после его смерти и он оставит свой след на “песке времен”.
Именно об этом стихотворение Анны Ахматовой, именно поэтому оно по праву принадлежит золотому фонду как русской, так и мировой поэзии.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-primorskij-sonet/
Анализ стихотворения Ахматовой "Приморский сонет"
Лирическое произведение и его анализ… Не погубит ли скальпель хирурга-аналитика тот тонкий волшебный покров, то эмоциональное чудо, которое возникает в душе читателя при соприкосновении с искусством поэзии? Нередко перед учителем литературы возникает такой вопрос.
«Разъять музыку, как труп» и не позволить ей потерять при этой операции живое очарование, удержать эмоциональный читательский накал или даже повысить его — сложная задача.
В одном из недавних выпусков телевизионной передачи «Апокриф» пожилая учительница, говоря об этой проблеме, сказала примерно следующее: «Только не лингвистический анализ! Если вместо «Джоконды» вам преподнесут отдельно глазки, щечки, ручки, какое художественное впечатление у вас останется?» Но работать с современными школьниками так, будто за окном девятнадцатый, а не двадцать первый век, будто научного подхода к изучению художественного текста не существует, сегодня, без сомнения, нельзя. От учителя требуется, на мой взгляд, почти невозможное: не теряя высоты эмоционального тона, предельно осторожно и трепетно относясь к каждому поэтическому звуку, «поверить алгеброй гармонию». Эволюции поэзии Анны Ахматовой посвящается обычно целая система уроков в XI классе. Анализ стихотворения «Приморский сонет» может быть заключительной работой в процессе изучения творчества поэта. Глубина содержания и отточенность формы позволяют именно этим шедевром поставить точку в драматической истории творческой жизни Ахматовой. Ахматова выбирает жанр сонета. Сонет — канонический жанр лирики, имеющий твердую, веками заданную форму: 14 строк (два четверостишия, два трехстишия). И в лирическом содержании сонета наблюдается то же неукоснительное построение. Сонет — стихотворное рассуждение, в котором мысль поэта развивается по известной логической схеме: тезис, антитезис, синтез. Строгость и краткость формы сонета диктуют и тип речи, и тематический круг. Значит, задача поэта — поделиться мыслями с читателем. О чем рассуждает поэт?
» Здесь все меня переживет …» — тема смерти заявлена с первой строки стихотворения. Оно пишется человеком, прожившим долгую жизнь и на пороге вечности познавшим ее истину и глубину.
Ахматова для разговора с читателем о жизни и смерти, о вечности и времени выбирает классический четырехстопный ямб, «спокойный», размеренный ритм поэтической речи, способствующий неторопливому и обстоятельному разговору.
Первое четверостишие по закону жанра представляет собой тезис, утверждение. И первой строкой поэт выдвигает его: жизнь коротка, конец ее так близок, что все окружающее воспринимается лирической героиней как некое потомство, остающееся на земле после нее. Но уже во второй строке нарушается спокойное, плавное течение речи: » Все, даже ветхие скворешни …» Первая ямбическая стопа утяжеляется, сильное ударение перемещается со второго слога на первый. Таким образом слово » все » ритмически выделяется, сопровождается паузой. И это, конечно, не случайно. Это слово несет особую смысловую нагрузку. Все — это мир в широком смысле слова: от мелких деталей, предметов, примет времени и даже символов его скоротечности (» ветхие скворешни «) до невидимого, глобального (» воздух «). Следовательно, поэтический разговор пойдет о временном и вечном, о жизни и смерти.
В первой строфе Ахматова создает определенный эмоциональный настрой: возникает ощущение легкости, свежести, воздушности вследствие повтора слова » воздух » в третьей строке: » И этот воздух, воздух вешний …» И звуковой рисунок строки наполняет ее весенним теплым дыханием. Следующая строка уточняет, что это не просто воздух весны, но еще и морской влажный ветер: » Морской свершивший перелет «. Ветер — дыхание моря — наполняет стихотворение жизнью, весной, юностью и творчеством. Именно с творческим настроем, поэтическим вдохновением ассоциировалась у Ахматовой морская влага: «… я никогда не улетала и не уползала из Поэзии, хотя неоднократно сильными ударами весел по одеревеневшим и уцепившимся за борт лодки рукам приглашалась опуститься на дно. Сознаюсь, что временами воздух вокруг меня терял влажность и звукопроницаемость , и вообще наступало удушье, которое длилось годами» (дневниковая запись от 13 декабря 1959 г.) .
Вторая строфа сонета должна содержать антитезис и противопоставляться первой. Что же противопоставляется? Первая строфа начинается со слова » здесь » — во второй встречаем антонимичное ему слово » нездешней «. Здесь — это мир, жизнь. Нездешнее находится где-то за пределами этого мира, этой жизни, там, где все не так, как здесь. Эта антитеза подчеркивается отрицаниями: И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней…
Противопоставлены не только два мира, два «света» (тот и этот), но и их приметы. В этом мире — временное, сиюминутное, преходящее (» ветхие скворешни «); в том понятие времени пропадает вовсе (» голос вечности «). Но, несмотря на тематическое противопоставление двух строф, в их эмоциональном звучании антитезы нет.
Более того, ощущение легкости, свежести, воздушности усиливается во второй строфе сонета. Обилие гласных звуков и мягких согласных, несомненно, способствует созданию такого эффекта: неодолимость, сиянье, льет, лёгкий .
И зрительная картина, рисуемая автором, помогает читателю чувствовать именно так: цветовая гамма тоже легкая, светлая, ножная: «И над цветущею черешней / Сиянье легкий месяц льет …» — а ведь разговор уже идет о смерти! По закону сонета третья строфа — синтез. Здесь должны соединиться тезис и антитезис, жизнь и смерть.
И они соединяются, они связаны дорогой. Образ дороги — сквозной в лирике Ахматовой, и несет он в разных стихотворениях разную смысловую нагрузку. Чаще всего «дорога» у Ахматовой — это традиционный жизненный путь:
Смерть стоит все равно у порога, Ты гони ее или зови. А за нею темнеет дорога, По которой ползла я в крови…
(«Ты напрасно мне под ноги мечешь…», 1958)
Но уже в тридцатые годы появляется дорога из жизни в смерть:
А надо мной спокойный и двурогий Стоит свидетель… о, туда, туда, По древней подкапризовой дороге, Где лебеди и мертвая вода.
(«Одни глядятся в ласковые взоры…», 1936)
- Дорога — не страшное слово, это не обрыв, и ведет она в вечность, а не в пропасть:
- И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной,
- Дорога не скажу куда.
Почему наложено табу на слово «смерть»? Оно ни разу не произносится в стихотворении. Вероятно, оно слишком мрачное, слишком темное, оно лишнее в этой светлой картине. А может быть, Ахматова не хочет не только произносить, но даже и подразумевать его, так как совсем иначе представляет себе переход в небытие.
Этот путь кажется (так как точно еще не известен) не катастрофой, а нетрудной (но и не легкой!) дорогой. Но дорогой нереальной, неземной. Обратим внимание на два крайних слова во второй строке. Она начинается и заканчивается цветовыми обозначениями — » белея «, » изумрудной «.
Белая дорога ночью (при свете легкого месяца) нереальна в земном, человеческом измерении. Это может быть только лунная дорожка (не по ней ли шел булгаковский Понтий Пилат к своему вечному приюту?), но и она должна потеряться, померкнуть в чаще. Но она видна, она ярко белеет, потому что в том мире все не так.
А изумрудная чаща? Это слишком яркий цвет для реального леса, тем более чащи, тем более ночной. Наш лес ночью темный. И на фонетическом уровне жили, и смерть, здесь и там — разные. В этом мире, здесь — [О], [Э] (тема воздуха); в том, нездешнем — [У]: нетрудной, изумрудной, не скажу, куда (может быть, глубина?).
Таким образом, первая и вторая строфа, тезис и антитезис переплетаются: вечность похожа на жизнь, но она другая: ярче, красивее, фантастичнее. И последнее трехстишие сонета развивает это сопоставление. «Там средь стволов еще светлее «, — опять несоответствие с реальностью.
Ночью в чаще среди деревьев светлее, чем вне ее! Но как похоже на наш мир: стволы, луна, дорога… Так, значит, смерть — отражение жизни, но еще светлее самой светлой земной картины.
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Сонет заканчивается упоминанием о Царском Селе, духовной родине Анны Ахматовой, об истоках ее жизни. Рождение и смерть сошлись в одной точке. Круг замкнулся. Поэт говорит с читателем о сложнейших философских понятиях лаконичным строгим языком.
Вероятно, то, что открывает Ахматова читателю, настолько значительно и глубоко, что не требует дополнительных «украшений». Отсутствие их — тоже своего рода художественный прием, глубокое и мудрое «не терпит суеты», «должно быть величаво», как библейский стих.
И не случайно, наверное, анафорическое «И» в пяти стихах этого сонета — библейская тема тяготеет и к библейской форме.
Конечно, литературные и общекультурные ассоциации «Приморского сонета» Ахматовой не ограничиваются Библией. Можно провести тысячи связей с решением этой вечной темы в искусстве разных веков и разных национальных культур.
Но, возможно, наиболее оправдана будет параллель с современным Ахматовой поэтом. Стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» — тоже о смерти. В нем смерть — тоже отражение жизни. Но у Ахматовой это отражение светло, у Блока — зловеще мрачно.
У Ахматовой вечность в светлой сияющей дали, у Блока — в ледяной воде грязного петербургского канала. В обоих стихотворениях жизнь и смерть замыкаются в круг.
У Ахматовой этот круг чудесный, идеализированное, улучшенное отражение жизни в смерти, у Блока — порочный круг, западня, ловушка («Умрешь — начнешь опять сначала «). Так по-разному и в то же время созвучно решают два поэта одну тему.
«Приморский сонет» — позднее стихотворение Ахматовой, подведение итогов, завершение поэтической биографии. В предисловии к мюнхенскому изданию 1968 г. Виктор Франк писал: «Устами большого поэта говорит правда. Правда — всегда и везде редкость. Но в этом мире миража и обмана, в котором. Ахматова прожила свою большую и трагическую жизнь, этот голос правды звучал и звучит как трубный глас. В эпоху, когда свыше навязывался притворный и приторный оптимизм, Ахматова говорила свое; говорила о том, что важнее всего человеку — о смерти, о старости, об одиночестве, о бездомности, о вдохновении, и говорила неповторимо простым и мудрым языком». Поэт заканчивает свой творческий путь как лирик-философ, говорящий с читателями о глобальном, о вечном. А начинался когда-то этот путь с мира внутреннего, интимного, в котором есть только «я» и «ты». Поэтическая дорога привела поэта от мира для двоих к «голосу вечности».
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/akhmatova/analiz_stikhotvorenija_akhmatovoj_quot_primorskij_sonet_quot/40-1-0-1910
Анна Ахматова — Приморский сонет: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
- И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней. И над цветущею черешней
- Сиянье легкий месяц льет.
- И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной,
- Дорога не скажу куда…
- Там средь стволов еще светлее, И всё похоже на аллею
- У царскосельского пруда.
Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой
Тема конечности жизни, завершения земного пути, смерти — одна из вечных тем искусства. О смерти размышляют все, в особенности писатели и поэты. И для каждого она означает что-то свое: кто-то боится смерти, кто-то спокойно следит за ее приближением, а кто-то даже ждет, устав от земных страстей, в надежде на вечный покой в ином мире.
В «Приморском сонете» эта мысль — о том, что придется однажды уйти, — является главной. Она формулируется предельно четко в самой первой строке: «Здесь все меня переживет».
Смерть не только неотвратима, но еще и довольно близка, ведь переживут лирическую героиню даже «ветхие скворешни». Но осознание этого дается без труда. Смерть не пугает и не радует. В ней нет ничего трагичного, ни тоски, ни печали, ни горечи.
Нет даже страха — эмоциям больше нет места там, что ждет впереди.
А есть ощущение величия происходящего, по сравнению с которым все земные переживания кажутся незначительными: «И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней». Вечность — понятие, которое неподвластно человеческому разуму.
Ее нельзя ни увидеть, ни постичь, а значит, незачем беспокоиться о ней. И героиня отвечает на этот зов, принимает все безусловно, не пытаясь ни противостоять грядущему, ни приблизиться к нему.
Покорность, которая не выглядит слабостью, а выглядит мудростью.
Испытания, лишения и беды заканчиваются вместе с жизнью. Предстоящая «дорога не скажу куда» не кажется трудной, поскольку все трудное уже позади. Бояться ее не нужно, но пройти по ней придется. И героине хочется видеть эту дорогу как нечто дорогое сердцу, любимое и близкое — как аллею у царскосельского пруда.
Как известно, в Царском Селе Ахматова провела юность и была счастлива. И, наверное, хотела бы вновь почувствовать себя такой, какой была когда-то там.
Кто знает, может быть, предстоящий путь может вернуть утраченное? Может быть, начало жизни и ее завершение связаны гораздо теснее, чем кажется на первый взгляд?
Подобное отношение к смерти — безусловное принятие ее как данности — кажется наиболее достойным и правильным. И, несомненно, требующим мудрости. Ахматова написала «Приморский сонет», будучи уже немолодой — ей было 69 лет.
Она прожила трудную жизнь, полную потерь и боли.
И все же нашла в себе силы переосмыслить все произошедшее с ней и сейчас говорить о пугающем вот так — просто, без страха, со спокойной уверенностью в том, что все должно быть именно так.
Читать стих поэта Анна Ахматова — Приморский сонет на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-primorskij-sonet/
Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой
Пропустить и перейти к содержимому
Наверное, каждый рано или поздно задумывается о том, что ожидает его, когда «смерть будет совсем близко». Некоторые с тревогой, страхом думают о смерти.
Другие будто сами приближают момент смерти, «играя с жизнью».
А остальные ожидают его с необычным спокойствием, понимая, что ничего страшного не случится, просто человек перейдет из одного мира в другой, где, может быть, будет лучше, чем на Земле.
На долю Анны Ахматовой выпали очень страшные годы: Октябрьская и Февральская революции, Гражданская и Великая Отечественная войны — да и сама судьба поэтессы преподнесла ей много «сюрпризов», которые выдержит не всякий расстрел мужа, запрет не издание стихов, многочисленные аресты сына. Может, именно все это повлияло на то, что она так спокойно воспринимала смерть? По-моему, это так. Ахматова верила, что существует жизнь после смерти. Верила, что там она сможет встретится с Пушкиным:
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
У меня возникло ощущение, что каждое слово стихотворения подводит меня все ближе и ближе к теме вечного и превосходящего, потому что в первой строфе употреблены глаголы совершенного вида («переживет»), которые подчеркивают незыблемость мира, природы, окружающих смертного человека… Но вдруг во второй строфе смерть, пытающаяся захватить человека, отступает, уступая место вечности, все это происходит в течение нескольких мгновений, потому что надо спешить, ведь
И голос вечности зовёт
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье лёгкий месяц льёт.
Кажется, что еще один шаг, еще немного, и мы увидим, как герой погружается в вечность, находя там покой, умиротворение… Но вдруг все меняется, этот мир словно погружается в туман, не желая раскрыть свои тайны.
Герой уже перешел в тот мир, но мы не знаем, где он: поэтесса не говорит об этом. Я думаю, что, используя глаголы разных видов, Ахматова хотела подчеркнуть незыблемость окружающего нас мира и необычайно быстрое истечение времени, отведенного человеку…
Дорога не скажу куда…
Говоря о вечности, Ахматова показывает, что дорога к вечности у каждого человека будет своя… Например, она говорит, что ее дорога к ней намечена и этот путь связан со светлым именем Пушкина:
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Кольцевая рифма придает относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, составляющим строфу. Но четвертая строфа плавно «вытекает» из третьей — это подчеркивает то, что именно здесь Ахматова показывает то, как она представляет себе вечность.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Художественная зоркость Ахматовой, психологическая глубина ее поэзии неразрывно связаны, слиты с фонетической, звуковой окраской ее стиха.
Строка и фраза не являются у Ахматовой только неким элементом музыкальной волны, музыкального рисунка, как это было у многих ее современников — символистов.
Внимание в стихах Ахматовой перенесено на интонацию, на слово, причем на слово произносимое, а не декламационно-распевное. Именно поэтому такие размеры стиха, которые придают им еще большую ритмическую выразительность (например, как в этом «ямб»).
«Приморский сонет» не изобилует изобразительно-выразительными средствами, в нем всего один эпитет «чаща изумрудная», но именно он заранее подводит нас к вечности, которая сложилась для Ахматовой, сияя пушкинскими красками.
Наибольшая точность, ясность всему происходящему достигается с помощью лирических повторений
Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний…
До Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Стихи Ахматовой необычны, они делают людей рабами творчества поэтессы: прочитав однажды ее стихотворения, вы не забудете их никогда.
Источник: https://sochinyalka.ru/2018/03/analiz-stihotvoreniya-primorskij-sonet-ahmatovoj.html
Приморский сонет Ахматова А
Стихотворение «Приморский сонет» — один из несомненных шедевров поздней ахматовской лирики. Уже при первом чтении, до всякого анализа, оно привлекает читателя глубиной содержания и совершенством формы. Вместе с тем, оно оставляет впечатление необычности, новизны — как в творчестве Ахматовой, так и в традиционной поэтике сонета.
Тема стихотворения ясна: это стихи о смерти, хотя смерть в них не названа прямо, сознательно убрана в подтекст. Тема смерти нередко присутствует в лирике Ахматовой1. Она принимает разные обличия.
Это и стихотворения, целиком посвящённые этой теме, иногда так и озаглавленные: «Смерть» (212)2, «К смерти» (192); и стихи, посвящённые памяти поэтов и друзей (частично объединённые в цикл «Венок мёртвым» — 249-255); и мотив трагической насильственной смерти, неизбежный в стихах, написанных в годы войн, революций и государственного террора; и лирические мотивы ожидания смерти, желания смерти, страха перед ней.
Необычна не тема, а её трактовка.
В «Приморском сонете» нет ни страха перед смертью, ни стремления её приблизить или отдалить, ни предсмертных мук, ни смертельной тоски, ни горечи расставания с земной жизнью, ни надежд на счастье за гробом — ничего того, что обычно сопровождает тему смерти и в лирике Ахматовой, и во всей мировой поэзии.
Стихотворение лишено мрачного, трагического колорита. Оно решительно контрастирует со многими другими стихами Ахматовой на эту тему, в частности с написанным всего лишь за год до «Приморского сонета» стихотворением «Ты напрасно мне под ноги мечешь… » (347), где смерть предстает в присущем ей трагическом обличии:
…Смерть стоит все равно у порога.
Ты гони ее или зови,
А за нею темнеет дорога,
По которой ползла я в крови.. . /36/
Как ни удивительно, такое спокойно-просветлённое отношение к смерти можно встретить у Ахматовой не в стихах, близких по времени написания к «Приморскому сонету», а в юношеском ее стихотворении: «… Я молчу, молчу, готовая / Снова стать тобой земля… » («Я пришла сюда, бездельница… «. 35; 1911 г.) . В этих ранних стихах нетрудно разглядеть и некоторые образы, повторенные почти через полвека в «Приморском сонете» — и «легкий месяц», и пруд (и тополя, упомянутые в отвергнутом позднее варианте) .
Образ смерти замещен в «Приморском сонете» образом ВЕЧНОСТИ.
Потустороннему, нездешнему миру, который дает о себе знать неодолимым голосом Вечности, противостоит покидаемый земной мир во всем его очаровании — и вешний воздух, и сиянье месяца, и цветущие черешни.
Перед лицом Вечности как бы забыты, во всяком случае, вынесены за пределы данного стихотворения не только трагедия смерти, но и все трагедии, все ужасы земного существования, о которых так много сказано в ахматовской поэзии.
Особую смысловую нагрузку несут в стихотворении наречия ЗДЕСЬ и ТАМ.
Слово ЗДЕСЬ, которым начинается сонет, означает, конечно, не дачный поселок Комарово — место написания стихотворения, обозначенное под текстом.
Истинный смысл это слово приобретает в оппозиции со словом ТАМ, которым открывается последняя строфа. Становится ясно, что наречия ЗДЕСЬ и ТАМ выступают в этом контексте синонимами земного и загробного мира.
Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/primorskij-sonet-ahmatova-a/
Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет»
Стихотворение «Приморский сонет» было написано в 1958 году и включено в «Седьмую книгу» поэтессы. Этим произведением А. Ахматова как бы подводит итог своей жизни.
Читатель видит перед собой светлые, неприкрашенные, хорошо вырисовывающиеся образы. В нём нет обилия метафор, непростых аллегорий, символов, имеющих несколько значений. Детали пейзажа ясные, всё время находятся в движении.
Вообще «Приморский сонет» можно назвать произведением, свойственным лучшим традициям русской классики XIX века. Лирическая героиня этого стихотворения, как и в пушкинских произведениях, осознаёт, что жизнь рано или поздно будет иметь свой конец, но относится к этому спокойно.
Здесь всё меня переживёт, Всё, даже ветхие скворешни…
В этих первых строфах можно увидеть анафорический повтор местоимения «всё». Этим приёмом автор достигает убедительности высказывания. Человек не вечен, проживая свою жизнь, он не может не видеть, как со временем умирают земные существа, а на их месте зарождается новая жизнь, таков закон природы.
Лирическая героиня стихотворения А. Ахматовой принимает со спокойствием, по-философски тот факт, что когда-нибудь и её не станет на этой земле. Ведь она — лишь частица Вселенной, вот почему ей совсем не жаль ни себя, ни оставляемой на земле красоты окружающего мира. Всё, помимо «ветхих скворешен», воспринимается очень остро, просматривается наилучшим образом.
Эпитеты в стихотворении говорят сами за себя. Так, например, воздух «вешний», черешня «цветущая», месяц «лёгкий», чаша «изумрудная». Поэтесса использует в произведении инверсию – и это придаёт стихотворению большую торжественность и певучесть.
Второе четверостишие как бы вступает в противоречие с первыми строфами: жизнь не может быть вечной, однако «голос вечности зовёт». Наверное, героиня Ахматовой уверена, что существует жизнь и после смерти. Но неведомое существование её нисколько не пугает: через это предстоит пройти каждому. Вот почему дорога в неизвестность «…кажется такой нетрудной…»
Эти слова наполнены миром и душевным спокойствием. По всему видно, что человек, их произносящий, имеет большой жизненный опыт. Он умеет ценить счастье – быть с дорогими сердцу людьми и знает не понаслышке, что такое горечь одиночества. Несложный путь, который отдалит от всего этого, даже более ясен: «Там средь стволов ещё светлее, / И всё похоже на аллею / У Царскосельского пруда».
В заключение поэтесса упоминает Царскосельский парк. Там провела она детство, и там же пролетела юность. Это воспоминание о том, чего никогда уже не будет, что уничтожила война.
В «Приморском сонете» удивительным образом переплетаются женственность и мужская отвага. Стихотворение пронизано тонкостью чувства и глубиной мысли.
Источник: https://vip-gdz.ru/analiz-stihotvoreniya-ahmatovoj-primorskij-sonet/