Герои романа отцы и дети тургенева сочинение

После романа остается чувство недосказанности: так как же нам поступать, кто же прав был в споре поколений? Попробуем вместе разобраться, где искать ответы и на что опираться при написании итогового сочинения по роману «Отцы и дети»

В чем суть?

Прежде всего, попробуем вместе ответить на самые частые вопросы старшеклассников о романе «Отцы и дети». Нам в этом помогает кандидат филологических наук, педагог с 20-летним стажем Людмила Кожурина.

Часто школьники выражают свою симпатию Базарову и пренебрежительно относятся к поколению «отцов». Насколько верна эта позиция?

Соблазн влюбиться в Базарова как персонажа действительно велик, особенно если читатель — подросток, который прямо сейчас занят тем, что решает, «сделать бы жизнь с кого». Базаров привлекателен для юных умов тем, что его позиция четка, понятна, логична и незыблема, он — пример силы и власти.

Но давайте всмотримся в этот образ пристальнее: людей он не видит, реальности не слышит, ни с родными, ни с друзьями не может жить, радоваться, сопереживать. Он мыслит схемами и ярлыками, а вот испытать, прожить какие-либо чувства он не может.

Об этом говорит, например, сцена объяснения с Одинцовой: Базаров возмущен чувствами, которые сам в себе находит, совершенно не понимает, что с ними делать и в конце концов бежит в лес (Тургенев описывает ночь как прекрасную, романтическую, но Базаров этого словно бы не замечает, ломает сучья и стесняется сам себя).

Возможно, поэтому в финале романа Николай Петрович Кирсанов, Аркаша, Катя получают возможность прожить свое маленькое счастье, а Базаров — нет.

По мнению автора, Базаров — прав? Он положительный герой в романе?

Этот вопрос меньше всего подходит к такому автору, как Тургенев. В его произведениях никогда нет прямых ответов, нет «лобовых» решений.

Доподлинно известно, что Базаров Тургеневу дорог: в одном из писем он пишет, что, если читателю этот герой несимпатичен, то в том только его, Тургенева, вина. Но считает ли он его правым и правильным? Неизвестно.

Поскольку Тургенев описывает живых людей, а не идеальные образы, категории правоты к ним сложно применять: все правы и все неправы, но допустимы любые способы жить и мыслить.

Вообще, читая роман «Отцы и дети», невозможно понять, за кого сам автор — за Базарова, или за Аркашу, или за кого-то еще. Эта черта была свойственна Тургеневу во всем; он не готов был доказывать или отстаивать какую-либо точку зрения, хотя до последнего дня жизни оставался верен своим идеалам.

«С кем вы?» — вопрошал его Лев Толстой, желая получить четко сформулированную позицию, но желаемого так и не достиг: на долгие годы писатели поссорились и только затем, примирившись, возобновили дружескую переписку.

Видимо, за эту нечеткость и нежелание поучать Тургенева так недолюбливали соратники по перу.

О чем говорит смерть Базарова в финале?

С одной стороны, по законам литературы, если герой романа в конце умирает — значит, автор посчитал его несостоятельным.

С другой, героем финальной сценой у могилы Базарова является уже не сам Базаров, а скорее равнодушная природа, которая все перетрет в пыль и все горячие головы усмирит рано или поздно.

Не то чтобы природа была в романе на стороне «отцов» — ей просто все равно, кого первым обращать в прах. Это философский, глубокий, открытый финал; здесь можно размышлять, подмечать, ведь Тургенев внимательный писатель и приметливости требует от читателя.

Одна из программных иллюстраций при изучении романа «Отцы и дети» — картина В.Г. Перова «Старики-родители на могиле сына». Эта и многие другие иллюстрации к роману в хорошем качестве вы можете найти в электронных формах учебников УМК Б.

Ланина для 10 класса. Не забывайте выносить на интерактивную доску дополнительные иллюстративные материалы; напомните ученикам, чтобы после знакомства с тем или иным произведением они в целях самопроверки решали онлайн-тесты, представленные в ЭФУ.

Герои романа Отцы и дети Тургенева сочинение

Что взять для проработки?

Полифония идей и позиций: экспромтный спектакль. По сути, Тургенев — единственный подлинный полифонический писатель-романист, так как он позволяет героям своих романов высказывать точку зрения, отличную от его собственной.

У Льва Толстого, например, все персонажи в унисон транслируют точку зрения автора. С Тургеневым ситуация иная: его персонажи спорят на равных, а он позволяет им это делать. Чтобы лучше услышать эту полифонию, попробуйте разыграть экспромтные мини-спектакли, импровизированные диалоги персонажей.

Один ученик берет на себя роль Базарова, другой, к примеру, Павла Петровича, они оба выходят к доске и начинают вести беседу так, как вели бы герои романа. Не нужно повторять текст из романа — важнее постараться высказать такие мысли, которые пришли бы в голову именно этим героям.

Беседовать можно о чем угодно, важно соблюсти целостность образов.

Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Эти знаменитые споры в 6-й главе, где как бы сталкиваются два лагеря, высказывается две противоположные философские доктрины. Есть риск подать их очень однобоко: один за прошлое, другой за будущее, и так далее.

Но если «посидеть» на них подольше и разобраться по существу, ученики сами смогут прийти к мысли: ни одна сторона не выдерживает реальных аргументов против, не отвечает на вопросы. Это разговор двух глухих, каждый из которых замкнулся в своей убежденности и совершенно не слышит другого. Это невероятно актуальная для наших дней ситуация.

Неплохо было бы попробовать смоделировать такой разговор между этими двумя героями, чтобы диалог между ними все-таки состоялся.

Любовные линии. Их в романе четыре, и одна из них — автобиографическая: о любви Тургенева к крепостной девушке и их дочери Полине, которая воспитывалась впоследствии в доме Полины Виардо.

Писатель позволил Кирсанову сделать то, чего не сделал сам — забыть об этических предрассудках, вопреки угрозам матери жениться на любимой женщине и счастливо растить своего ребенка вместе с ней. Вторая любовная линия — классическая тургеневская история любви Павла Петровича с княгиней Р.

 Эта княгиня — роковая тургеневская женщина, с роковой судьбой, любимый тип женщин для самого Тургенева. У публициста Дмитрия Быкова есть версия, что княгина Р. — это Россия, сильная и необузданная, которая любящего мужчину отвергает и чурается. Можно проработать и эту версию в классе.

Любовная линия Базарова и Одинцовой — печальная, так как Базаров не позволяет проявить себя в любви. Здесь тоже можно найти отголоски автопортрета писателя: Тургенев много раз собирался жениться, но в последний момент что-то его останавливало. Наконец, линия Кати и Аркаши Кирсанова — самая беспроблемная, заурядная, однако дарящая много любви и мало проблем.

О чем поговорить на классном часе?

«Отцы и дети» — роман о конфликте поколений. Однако, похоже, сегодня в моде бесконфликтность: молодежь дружит с мамами и папами, воспроизводит их схемы поведения, послушно делает то, что говорят.

И отцы, и дети дружелюбны и снисходительны друг к другу, у них нет желания доказать, поставить на место, перевернуть мир своим гениальным открытием.

Как вы считаете, почему это происходит? Почему среди старшеклассников сегодня так сложно встретить хоть одного подлинного Базарова? Нужны ли вообще такие Базаровы сегодня, нужно ли обществу больше Базаровых, или без них все-таки стабильнее и спокойнее?

Что разобрать с «продвинутыми» учениками?

Читая финальные страницы романа, мы можем усмотреть в последних днях Базарова сходство с еще одним персонажем — Дон Кихотом. Точно так же в конце герой явно разочаровывается в своих убеждениях, чувствует, что все было словно бы напрасно, что мир не изменить волей одного человека, каким бы он ни был.

10 января 1860 года Тургенев произнес речь на публичном чтении в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым. В сборники она вошла под названием «Гамлет и Дон-Кихот». Роман «Отцы и дети» еще не написан, однако речь содержит его предсказание и предвосхищение.

Коротко, основная ее идея такова: есть два основных типа людей, по-разному относящихся к своему идеалу. «Гамлеты» — представляют эгоизм и безверие. По словам Тургенева, Гамлет «вечно носится сам с собой, к себе возвращается, потому что не находит, к чему прилепиться душою».

Они не верят ни в себя, ни в жизнь, хотя и привязаны к ней — а для дела нужна воля, для дела нужна мысль. «Дон-Кихоты» — это, напротив, бесстрашные, горящие верой, умеющие верить идеалу и терпеливо служить ему.

Это энтузиасты, которые время от времени появляются в нашем обществе и готовы перевернуть землю одной лишь собственной волей и верой в свои идеалы. Главное, что для Тургенева самое ценное не в результате, а в устремлении: «Главное дело в искренности и силе самого убежденья… а результат — в руке судеб».

Иными словами, у Дон-Кихота что-то хотя бы может получиться, а у Гамлета ничего получиться в принципе не может, так как он ни в чем не уверен и может только бездействовать.

По УМК Б. Ланина, школьники впервые читают статью Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» в 9 классе, а затем возвращаются к ней, читая в 10 классе роман «Отцы и дети». Благодаря подробному разбору основных идей писателя, ученики могут более глубоко изучить аналогии Базарова с рядом других персонажей, которых их же современники считали «потерянными, ненужными людьми».

Что можно сделать в классе? Во-первых, выборочно почитать текст речи с заинтересованными учениками. Во-вторых, припомнить всех героев, которых хочется отнести к Гамлетам и к Дон-Кихотам. Затем — поместить в этот перечень Базарова и обосновать, почему он оказался именно с теми или с этими.

Наконец — рассмотреть всех найденных «Дон-Кихотов» — возможно, это будет Чацкий, Кандид, Мышкин, Мюнхгаузен, многие другие — и найти между ними нечто общее.

Попробуйте порассуждать, как часто удается такому Дон-Кихоту изменить мир — и трагично ли это? Нужно ли, чтобы всякий раз действующий Дон-Кихот побеждал рефлексирующего Гамлета?

Герои романа Отцы и дети Тургенева сочинение

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/turgenev-roman-ottcy-i-deti/

Кратчайшее содержание романа «Отцы и дети» Тургенева

Герои романа Отцы и дети Тургенева сочинение 10 класс / 11 класс / Краткие содержания

Перед вами – кратчайшее содержание романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Однако, если вас интересует более подробный и развернутый пересказ, не спешите покидать эту страницу. На нашем сайте также есть подробное краткое содержание романа по главам:

Краткое содержание романа «Отцы и дети» по главам:

  • Главы 1 – 10,
  • Главы 11– 20,
  • Главы 21 – 28

А теперь переходим непосредственно к КРАТЧАЙШЕМУ СОДЕРЖАНИЮ романа «Отцы и дети».

Отцы и дети — кратчайшее содержание романа

Глава 1.
Экспозиция Кирсановых
Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия
Главы 2–3.
Экспозиция Базарова
Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)
Главы 4–11. Завязка внешнего конфликта. Развитие действия Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича
Главы 12–13.
Подготовка развития внутреннего конфликта
Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов»
Глава 14.
Завязка внутреннего конфликта
На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой
Главы 15–17.
Развитие действия
Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова
Главы 18–19.
Кульминация внутреннего конфликта
Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова
Главы 20–21.
Усугубление внутреннего конфликта
Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино
Главы 22–23.
Развитие внешнего конфликта
Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой
Глава 24.
Кульминация и развязка внешнего конфликта
Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства
Главы 25–26. Базаров через город *** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения
Глава 27.
Усугубление и разрешение внутреннего конфликта
В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни
Глава 28.
Эпилог
Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители

Надеюсь, это кратчайшее содержание романа «Отцы и дети» помогло вам вспомнить сюжет нетленного произведения Тургенева.

На сайте вы также найдете материал «Отцы и дети» — читательский дневник.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/kratchayshee-soderzhanie-romana-ottsyi-i-deti-turgeneva/

Автор и его герой в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Сочинение, реферат

  • Сочинение

Каждый писатель стремится отразить в своих произведениях «дух и давление времени», создать яркий и запоминающийся тип героя своей эпохи. Поэтому образы Чацкого, Онегина, Печорина стали художественным воплощением наиболее характерных черт и идей людей первой половины XIX века.

Настойчиво искал своего героя, в котором бы «отразился век», И. С. Тургенев, всегда очень чутко реагирующий на малейшие изменения в общественной жизни. И действительность начала 60-х годов дала писателю обильный материал для создания образа «нового человека», разночинца, демократа, нигилиста.

Читайте также:  Доклад на тему вымершие животные (сообщение)

С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала «Современник». Он был знаком с атеистами и материалистами, которые отличались прямотой и резкостью суждений, увлекались естественными науками, отрицали культурное наследие прошлого.

В плане романа «Отцы и дети» Тургенев даже называет трех прототипов своего будущего героя — Добролюбова, Павлова и Преображенского, представителей новой разночинной интеллигенции.

Дворянин-аристократ Тургенев не разделял их взглядов, но пытался понять их. Свое представление о революционных демократах писатель воплотил в образе главного героя Евгения Базарова. Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие его качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли.

Недаром он писал о своем герое, что тот «подавляет остальные лица романа». Действительно, когда читаешь тургеневский роман, то воспринимаешь Базарова как побетеля, который торжествует над «отцами».

Но внимательно вчитавшись в споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, обнаруживаешь в его высказываниях много противоречий, общих мест и откровенно нелепых утверждений типа «Рафаэль гроша медного не стоит».

По выражению Писарева, «Базаров завирается», то есть отрицает вещи, которых не знает или не понимает, — поэзию, музыку, искусство, любовь. Наделив своего героя острым критическим умом, Тургенев лишает его широты кругозора. Его развитие грешит односторонностью.

Базаров признает только естественные науки, которые, по его мнению, достаточно ясно и четко объясняют все жизненные явления. Например, любовь герой сводит к естественной физиологической потребности. Искусство отрицает потому, что оно бесполезно.

Таким образом, Базаров до предела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет места эмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. То есть он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен со своим героем. Он считает неприемлемыми такие стороны в мировоззрении Базарова, как рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни, отрицательное отношение к искусству.

Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в его статье «Базаров». По-моему, он очень точно подметил, что автора не удовлетворяют ни отцы, ни дети. Хотя Тургенев не любит беспощадного отрицания, личность самого отрицателя стала самой сильной и яркой в романе, внушая читателю невольное уважение.

Действительно, никто из героев «не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера». Однако, желая показать несостоятельность взглядов героя, Тургенев переносит его в новые условия, заставляя пережить испытание любовью. Возникает ситуация, в которой Базаров вынужден действовать в полном противоречии со своими взглядами.

Самонадеянный нигилист, отрицающий любовь, одержим страстью к красивой, умной, холодной женщине, совершенно чуждой ему и по общественному положению, и по мировоззрению. Первая встреча с Анной Сергеевной Одинцовой производит на Евгения сильное впечатление, которое он пытается уничтожить циничными замечаниями о ней.

Но любовь оказывается сильнее его рационализма и нигилизма. Она остается с Базаровым до самой его смерти. Образ любимой женщины оказывается последним, который видит он в земной жизни. Значит, герой неправ в своем отрицании. Жизнь гораздо сложнее и многограннее, чем ему представлялось.

Она так и остается для него загадкой, тайной так же, как и его собственная душа.

В эпизоде смерти Базарова Тургенев показывает своего героя человеком стойким, сильным, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он до последнего мужественно сопротивляется болезни, стараясь щадить убитых горем стариков.

Базаров здесь как бы очищается от всего наносного, избавляется от своей самоуверенности, развязности, черствости, нигилизма. Он предстает в финале романа как титаническая личность, которая не смогла реализовать своих громадных сил.

Здесь Тургенев отдает своему герою дань справедливого уважения.

Почему же автор «убивает» своего героя, заставляя его умереть от случайного пореза пальца? Наверное, потому, что ему некого любить, не с кем дружить, ибо все вокруг него мелко и пошло.

Поэтому и растрачиваются его недюжинные силы на словесную перепалку с Павлом Петровичем да на опыты с лягушками. Создается впечатление, что тургеневский герой бесконечно одинок, напоминая Гулливера в стране лилипутов.

Прав Писарев, сказавший, что ему «негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы». Поэтому смерть становится испытанием, в котором должны раскрыться лучшие качества Базарова. И герой достойно выдерживает его, внушая глубокое уважение и восхищение.

Но при этом испытываешь и чувство сожаления оттого, что так безрезультатно прошла жизнь этой сильной, яркой и одаренной личности из-за узости и односторонности нигилистических теорий.

Образ Базарова и сейчас воспринимается как предупреждение тем, кто понимает новое как полное отрицание и разрушение старого, не умея бережно относиться к духовному наследию прошлого, нарушая естественную преемственность поколений. Ведь растение без корней нежизнеспособно.

Источник: https://www.kostyor.ru/student/?n=106

Сочинение на тему “Взаимоотношения героев романа И.С. Тургенева “Отцы и дети””

Этот роман необычайно многогранен. Его можно назвать и социальным, и философским, и бытовым, и психологическим. Проблемы, поднятые в романе, настолько глубоки и сложны, что им нельзя подобрать какую-либо одну характеристику.

Основная тема романа Тургенева обозначена уже в самом названии – «Отцы и дети». Автор размышляет над извечной людской проблемой: непонимание друг друга поколений последующих и предыдущих.

Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена – люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов.

Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.

В романе уходящее поколение представляют братья Кирсановы – Павел Петрович и Николай Петрович. Ярким представителем новых людей является Евгений Базаров.

Автор сталкивает два поколения с самого начала романа, когда Аркадий и Базаров приезжают в имение к Кирсановым. Николай Петрович, отец Аркадия, принимает Евгения Базарова достаточно хорошо. Павел Петрович же сразу начинает испытывать враждебные чувства.

Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение.

Павел Петрович Кирсанов

Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения.

Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Он говорит с Базаровым о необходимости «принсипов», но под этим словом понимает лишь соблюдение внешних приличий и возможность считаться джентльменом. Я считаю Павла Петровича во многом пустым человеком с яркой внешностью.

Об этом говорит и описание его комнаты, и то, что за границей символом Родины для него будет служить пепельница в виде лаптя.

Как ни странно звучит эта мысль, но я считаю, что Базаров и Павел Петрович во многом схожи. Базаров имеет такое же пристрастие к внешнему облику. Всем своим видом и поведением он хочет выразить протест миру «отцов».

У него длинные волосы, огромные бакенбарды, одет он в какой-то балахон с кистями. Да и его развязные манеры выглядят не очень естественно. Собой он хочет выразить дух нигилизма, нового течения. Нигилист все отрицает, ничего не берет на веру.

Базаров презирает искусство, считая это пустым занятием. Смеется над Николаем Петровичем, играющим на виолончели и читающим стихи Пушкина. Сам же Базаров уважает только точные науки, серьезно занимается медициной. Природу считает «не храмом, а мастерской».

Он считает, что призвание их поколения – сначала место расчистить, а строить потом будут другие.

Базаров, так же, как и Павел Петрович, впадает в крайность. Можно сказать, что Базаров – это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.

Николай Петрович

Настоящим оппонентом молодого нигилиста, а также выразителем авторской позиции является Николай Петрович Кирсанов. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны для него.

То знание жизни, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами. Человек должен его сам почувствовать, выстрадать. Все, что он мог бы сказать о гармонии в жизни, о соединении с природой, о прелести и важности поэзии будут для Базарова только лишь пустым звуком.

Так же, как и для Павла Петровича, который слишком много внимания уделял внешнему облику, забывая о душевном.

Фенечка

Фенечка – один из самых светлых образов в романе. Она – крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын.

Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.

Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”.

Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к «тургеневским женщинам».

Одинцова

Но все же женщиной, наиболее затронувшей сердце Базарова, оказалась Анна Сергеевна Одинцова. Весь жизненный путь Базарова – это опровержение его нигилистических идей. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но вот он влюбляется и понимает, что это не так.

Автор показывает нам, что Базаров, как пример нового человека, достаточно хорош и может принести много пользы своей стране и науке в целом. Но нельзя быть так однобоко развитым. Мозг не должен существовать отдельно от души. Все внутренние процессы в человеке нельзя определять только по учебнику анатомии. Безусловно, развитие науки необходимо людям, но нельзя отрицать опыт поколений.

В жизни всегда должно быть место прекрасному. Об этом и хочет сказать нам автор, когда знакомит Базарова с Одинцовой. Герой влюбляется, и сам опровергает все свои теории. Его убеждения вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека.

Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его убеждений.

Я считаю, что позиция автора очень разумна. Человечеству необходимо обновляться, но также необходимо и помнить об уроках прошлого. Человек не должен быть развит однобоко. Необходимо тренировать не только мозг, но и душу. Мировоззрение Павла Петровича пустое, несодержательное. Базаров же был чрезвычайно сух, напоминал скорее машину, но не человека.

Николай Петрович взирает на этот спор со стороны, так как понимает, что в нем нет едино правых или виноватых. Он, как выразитель авторской позиции, понимает, что нельзя только отрицать и рушить. Основа жизни заключается в созидании и гармонии телесного и духовного. Да, теории Базарова оказались неверными, но и Кирсановы тоже уже отживают свой век.

Читайте также:  Краткое содержание буссенар капитан сорви-голова

Им на смену придет новое поколение людей сильных и идейных.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-vzaimootnosheniya-geroev-romana-i-s-turgeneva-otczy-i-deti/

Сочинение по роману "Отцы и дети" И.С.Тургенева

Сочинение.

Евгений Базаров. Мое первое впечатление и окончательное мнение о нем. В первый раз я прочитала роман « Отцы и дети», когда мне было лет двенадцать. Разумеется, я не все поняла, точнее , поняла очень немногое , а Базаров, главный герой этого романа, произвёл на меня отрицательное впечатление. Он мне категорически не понравился, показался грубым, некультурным, все и всех презирающих.

Приехать в гости и ругать хозяев- никакой вежливости! А его отношение к природе, к искусству меня просто возмущало. И как это можно все отрицать? Это же ерунда. И только, когда Базаров заразился тифом и умер, мне стало так жалко его… Первое впечатление смягчилось, но не исчезло совсем.И вот в десятом классе я снова перечитываю этот роман.

На уроках литературы мы подробно разбираем каждую главу, каждую строчку. И постепенно исчезает Базаров, главными чертами которого были грубость и презрение к людям, и появляется Базаров другой. С самого начала романа, с первого своего появления Базаров сразу же возвышается над окружающими, как бы отделяет себя от них.

Говорит он со всеми как-то лениво, небрежно, словно нехотя , и каждое его слово звучит как приговор. И невольно возникает вопрос: а кто такой он сам, этот Базаров? И есть ли у него право так категорично судить людей ? Остовые черты характера Базарова… Это, во- первых, огромная работоспособность. Он не может сидеть без дела, не признает прогулок без цели.

Возьмём хотя бы его жизнь в доме Кирсановых. Казалось бы, раз приехал человек в гости- надо отдохнуть , набраться сил. Так нет же, он привозит с собой какой-то микроскоп, возится с ним, ставит каждое утро разнообразные опыты, бегает каждое утро ловить лягушек- одним словом, без дела не сидит. Во- вторых, в Базарове нет никаких следов барства.

И хотя у отца его имеются 22 душ крепостных, он больше гордится тем, что «его дед землю пахал». Простые люди привязываются к нему, чувствуют, что он «свой брат, не барин». А деревенские мальчишки в усадьбе Кирсановых бегают за ним, как собачонки. У Базарова есть ум и силы, к тому же у него есть цель. Эта цель — сломать существующий строй, потому что этот строй изжил сам себя.

Он видит пользу прежде всего в отрицательности — и он отрицает. Но в этом своём отрицании он, по определению Писарева, «начинает завираться». Он отрицает красоту природы, музыку, искусство, и в этом нельзя согласиться с ним.

Но и нельзя судить его за это слишком строго, ведь Базаров- живой человек, а у каждого человека есть свои недостатки и свои достоинства, и от ошибок ещё никто не гарантирован. К тому же потом он понял, что ошибался. Понял, когда полюбил. … Анна Сергеевна Одинцова была очень умной, очень красивой и холоднокровной женщиной. Базаров и Аркадий познакомились с ней на балу у губернатора.

И Аркадий с удивлением смотрит на своего приятеля. Тот самый Базаров, считающий возвышенные чувства чепухой, вдруг краснеет в присутствии Одинцовой, против обыкновения, старается занять ее своим разговором. Дальше- больше. «В разговорах с Анной Сергеевной он … высказал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.»

Базаров полюбил Одинцову, полюбил именной той любовью, которую не признавал прежде. Но Анне Сергеевне спокойствие оказалось дороже всего. И Базаров страдает, страдает молча, злится сам на себя за «эту слабость». Его любовь- сильна, побороть ее трудно, и Тургенев сочувствует своему герою. А вместе с Тургеневым сочувствуем ему и мы, читатели.

Роман заканчивается смертью Базарова. Он погибает от случайного заражения тифом. Но Тургенев выбрал именно такой конец не случайно. Смерть Базарова раскрывает перед нами все его качества. Базаров знает, что умрет, ведь он сам врач.

Ему жаль прощаться с жизнью, он чувствует в своей душе огромные силы, которые так и не нашли применения, он видит, что несмотря на все свои планы и мечты, он так и не стал нужным для России, он ничего ещё не успел сделать для своей Родины, для народа. Обидно-такая нелепая случайность! Но Базаров не раскисает и страха перед смертью у него нет.

Он ещё находит в себе силы успокаивать родителей, скрывать от матери свою болезнь. Но сколько горечи в словах прощания его с Одинцовой. «Я нужен России.. Нет, видно не нужен,»- говорит Базаров. И именно это мучает его. Невозможно без слез и без восхищения этим сильным характером читать последние страницы романа.

 И закончить своё сочинение я хочу словами автора этого романа. «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью…, — писал Тургенев,-если он его не полюбит, повторяю я — я виноват и не достиг своей цели».

Источник: https://infourok.ru/sochinenie-po-romanu-otci-i-deti-isturgeneva-3379100.html

Герои романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” изобилует описаниями природы, самых разных

характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы, ведь именно она служит той основной подоплекой, холстом для всех стежков, всех мазков, с помощью которых мастер создает затем свое живописное полотно. Рисует. Иными словами, творит.

  • И здесь важна любовь к этой природе.
  • Очень интересна в романе история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд, это обычная история жизни, помещенная в роман, чтобы удовлетворить
  • любопытство пытливого читателя и отчасти объяснить нынешнее состояние Павла

Петровича. Но стоит немного приглядеться, и становится ясно, насколько этот эпизод символичен, а потому значителен.

Мы вдруг замечаем, насколько ярко предстает перед нами княгиня, несмотря на небольшой текстовой объем, посвященный описанию ее истории. По живости изображения, по авторскому отношению ее можно сравнить лишь с историей Анны Сергеевны Одинцовой. Но, проведя одну параллель, мы обнаруживаем, насколько эти образы вообще схожи между собой. У них, по сути, один и тот же стиль жизни.

Даже семейное положение у них похоже – тихий и спокойный брак с нелюбимым человеком у княгини и точно такая же тихая жизнь сначала с мужем, а потом во вдовстве у Одинцовой. Но главное – это общий ореол таинственности. Даже определения для них подобраны с оттенком таинственности.

Княгиня вела “странную жизнь”, у нее был необыкновенный, “загадочный взгляд”. Про Анну Сергеевну сказано, что она была “довольно странное существо”. Но самая непонятная параллель с историей княгини обнаруживается у Фенечки.

Сам Павел Петрович сравнивает между собой этих двух совершенно непохожих женщин. Правда, сравнение это поверхностное, только внешнее и роли в сюжете почти никакой не играет. Зато лишний раз доказывает, что Павел Петрович до сих пор любит княгиню.

Итак, мы делаем вывод, что история княгини играет значительную роль в романе, являясь своеобразным связующим звеном для более яркого проявления характеров, для обозначения сложностей, разного рода изломов в судьбе человека. Этот эпизод как бы призван подчеркнуть позицию автора – любовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/geroi-romana-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Сочинение по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети»

Роман Тургенева «Отцы и дети» стал четвертым произведением писателя. Произведение является своеобразным подведением итога в его творческой карьере и открытие новых перспектив. После издания романа, возникали различные споры, которые даже сопровождались жестокостью.

Новое произведение было создано на основе конфликтов между демократической молодежью и старым миром. Споры больше всего кружат вокруг героя Базарова. Некоторые восприняли его, как нарекание на молодежь.

А кто-то, напротив, принял с большим восторгом героя, как пример интеллигентного общества. Решить сложную проблему, которая связана с видением самого произведения, можно, только разобравшись в двух возникших вопросах.

Первый – правильно ли Тургенев описал новый тип русской жизни, который был воплощен в образ Базарова. Второй – как сам автор относится к самому герою.

Проблема взаимоотношения отцов и детей всегда была, и будет существовать вечно. Особое обострение ее происходит на стыке двух эпох, когда дети уже вырастают, между старшим и младшим поколением. В произведении показаны 60-ые годы XIX века. В романе семейный конфликт выносится на всеобщее обозрение. Конфликт между дворянством и молодыми представителями интеллигенции.

Проблема касается взаимоотношения Базарова и представителя дворянского общества Кирсановым, Базарова со своим отцом, отношения в семье в целом. В описании главного героя, автор делает акцент на его умственных способностях.

А при описании Кирсанова больше внимания уделяется его внешнему облику. Эти два героя две противоположности. Споры, которые возникали в то время между демократами и либералами, явно имеют отражение в конфликтах между Павлом Петровичем и Базаровым.

Первый встает на защиту старых нравов и устоем, а второй же напротив – хочет их разрушить.

Конфликт между поколениями явно прослеживается и в отношении с родными. Главный герой весьма противоречив в отношении к ним. Он говорит, что любит своих близких, но в то же время осуждает их «глупую жизнь».

Русская классическая литература признает, что проблема отцов и детей является очень важной. Тургенев в своем произведении не принимает открыто ни чью сторону. Но им очень полно раскрывается жизненная позиция всех героев произведения, он дает понять их плюсы и минусы. Делает все, с помощью литературных приемов, чтобы читатель смог сам решить кто прав, а кто виноват.

(1 votes, average: 2.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-romanu-ivana-turgeneva-otcy-i-deti.html

Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети»

Так получилось, что публикация романа Ивана Сергеевича Тургенева произошла в одно и тоже время с очень важным событием — произошла отмена крепостного правая, дающая крестьянам «вольную».

В то же время происходило уплотнение связей царской России со странами Европы. Некоторые представители дворянства «примеряли на себя» различные западные идеи, моды, манеры, образ жизни.

Естественно, старое поколение дворян и помещиков оставалось консервативным в своих настроениях, в то время как молодёжь активно приветствовало «Реформу свободы».

Главные герои-противники романа — это молодой нигилист Евгений Базаров и англоман-аристократ Кирсанов Павел Петрович. Дядя приятеля Базарова Аркаши уверенный в себе человек, сохранивший молодую стать и манеры аристократа, даже проживая в деревне у брата.

Евгений Базаорв — молодой человек, выходец из простой семьи, отрицающий «всё на свете». Он не верит в Бога, является материалистом, с пренебрежением относится к устоям и традициям «отцов», из-за чего у него и возникает конфликт с Кирсановым. Последний упрекал молодого нигилиста в желании «разрушать, а не строить».

Базаров же пытался доказать свою правоту, что получалось далек не всегда, в силу его молодости и неопытности. В любом споре — будь то беседа о искусстве, вере или культуре Евгений хладнокровно отрицает всё духовное, что очень раздражает Павла Петровича.

Тем не менее, со временем он начинает понимать то, что он сам и мысли его устарели, о чём и сообщает с грустью брату.

Развязка их конфликта происходит в произошедшей между противниками дуэли. Тургенев позже признавался, что сознательно описал её в комическом свете, дабы показать всю ненужность и показушность «дворянского рыцарства».

Читайте также:  Волк на псарне - краткое содержание басни крылова

Тем не менее, взгляды на мир и общества нигилиста Базарова оказываются неверными, разбившись в пух и прах о влюблённость к госпоже Одинцовой. Он и сам осознаёт, что мыслил совершенно неверно, что угнетает его ещё сильнее.

В конце романа «Отцы и дети» Базаров гибнет нелепой смертью, отравившись трупным ядом.

В своём романе писатель показывает нам грубый и тяжёлый процесс коренного и резкого изменения людских отношений, взаимоотношений поколений.

Современники Тургенева отреагировали на публикацию «Отцы и дети» довольно-таки остро. С одной стороны автора обвиняли во лжи в адрес молодёжи, с другой — в заискивании перед ними.

Не смотря на это, роман был и остаётся одним их самых читаемых литературных произведений России.

На этой странице искали :

  • сочинение по роману тургенева отцы и дети
  • сочинение по произведению отцы и дети
  • сочинение по тургеневу отцы и дети
  • сочинения по роману отцы и дети
  • роман отцы и дети сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-romanu-turgeneva-otcy-i-deti.html

Сочинение на тему: Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети» (2 варианта)

Главная>Сочинения по произведению Отцы и дети

Смысл названия романа

Вариант I

Роман «Отцы и дети» был написан во второй половине XIX века замечательным русским писателем И. С. Тургеневым. Сразу после своего появления он стал одним из лучших произведений в русской классике и остается популярным по сей день. Причин этому множество.

Ведь в романе затрагиваются темы любви, взаимоотношений в семье, дружбы, а также конфликт между старшим и новым поколением, который актуален во все времена.

При этом автор ­не просто описывал события, но и мастерски проанализировал психологию каждого отдельного персонажа.

Особое место отводится названию романа. Изначально оно подсказывает, что речь пойдет о конфликте двух поколений и противоречиях между ними. На самом деле, таким названием автор хотел передать более глубокий смысл. Отцы и дети – это не только родители и их потомки.

Это зрелые люди, живущие мыслями прошлого поколения и либерально-демократическая молодежь, пришедшая разрушить их консервативное мышление. Сам писатель себя не относил к консерваторам, либо к революционерам-разночинцам. Он не любил крепостное право и стоял ближе к либералам.

В своем романе он старался как можно лучше отразить определенный этап в истории России, рассматривая насущные события.

Роман «Отцы и дети» является скорее произведением о борьбе различных мировоззрений и общественно-политических групп. В нём старая дворянская интеллигенция сталкивается с новой революционно-разночинной группой. На мой взгляд, к лагерю «детей» автор относит лишь Базарова. В то время как в лагерь «отцов» он причисляет даже молодого Аркадия и его возлюбленную Катю.

На протяжении всего романа происходит борьба этих двух лагерей, и нет никого, кто бы поддержал в полной мере идеи главного героя. Базаров все время находится в резком противостоянии обществу и принятому в нем укладу. Особенно ярко обрисованы его столкновения с истинным представителем дворянства – Павлом Петровичем Кирсановым.

Это не просто маленькие ссоры за чашкой чая, а дело доходит и до дуэли.

Прочитав роман, можно сделать вывод, что автор по-своему симпатизирует Базарову. Это заметно по малым спорам и крупным конфликтам, в которых он всегда выходит победителем. Более того, нередко показана его сила воли, моральное превосходство и принципиальная убежденность в правоте. В конце романа героя настигла смерть.

По сюжету романа это обычная случайность, а, по мнению Тургенева – нет. Таким развитием сюжета автор хотел показать, что людям сродни Базарову, пока нет места в обществе. В частности они преждевременны для России и им не находится настоящего дела.

Велика заслуга самого писателя в том, что он сумел мастерски показать дух эпохи и сложившийся конфликт между демократами с консерваторами.

­

Вариант II

Иван Сергеевич Тургенев — один из лучших писателей 19-го века, произведения которого составили внушительную часть золотого фонда русской классики. Пожалуй, лучший роман, который он написал, это «Отцы и дети». В него он вложил все свое видение современной ему эпохи, раскрыв основные социально значимые проблемы, существующие между былым и будущим поколением.

Главный герой его бессмертного произведения Евгений Васильевич Базаров — молодой студент-медик, причисляющий себя к людям новаторских взглядов.

По характеру и форме поведения его можно причислить к «лишним» людям, так как он не находил для себя единомышленников среди окружающих.

Теория, которую он проповедовал, называлась «нигилизмом», то есть полным отрицанием существования бога, любви, привязанностей и всего того, что веками складывалось в человеческом обществе.

Название романа красноречиво дает нам понять, что речь пойдет об извечном конфликте между старшим и младшим поколением.

Однако конфликт, который описан Тургеневым, не задевает отношений Базарова с его собственными родителями, или Аркадия Кирсанова с его отцом.

Противником идей новоявленного нигилиста выступает Павел Петрович Кирсанов — истинный аристократ и человек, переживший в своей жизни сильное любовное потрясение. Базаров уверен, что любовь это не главное в жизни.

Он старается быть выше любви и не испытывать никаких привязанностей к женщинам.

Даже та игра, которую он мимолетно затеял вокруг Фенечки, вызвана лишь желанием задеть Павла Петровича, самоутвердиться, доказать что-то себе и окружающим.

Кирсанов-старший, не выдержав вызова в свой адрес, вызывает «нигилиста» на тайную дуэль. Ему кажется, что честь Фенечки под угрозой. На самом деле, Евгению глубоко безразлична эта девушка, как и любая другая.

Во время дуэли он слегка ранит Павла Петровича, а затем сам же подает ему руку помощи. Это и есть его способ показать свое превосходство над теми, кто с ним не согласен.

На самом деле, Базаров глубоко несчастный человек, обреченный на одиночество из-за своего противоречивого характера.

Еще одно идейное поражение ожидало его на личном поприще, когда узнав поближе Одинцову и убедившись в ее благосклонном отношении, он оттолкнул ее и решил прекратить отношения.

Даже к своим родителям, которые искренне любили его несмотря на все недостатки, он относился довольно жестоко.

Он не разрешал им открыто проявлять своей любви по отношению к нему, а сам обходился с ними сухо. Только перед смертью Базаров осознал всю бесполезность своего «нигилизма».

Он во всем признался в письме к Одинцовой и просил не оставлять его стариков, которых теперь называл лучшими людьми на свете.

Павел Петрович, в свою очередь, уехал в Дрезден и продолжал жить в одиночестве, не изменяя своим аристократическим манерам. Кирсановы отец и сын женились на любимых женщинах и жили душа в душу, занимаясь хозяйственными делами. Для них смерть Базарова тоже была неожиданным ударом, но мало повлияла на привычный ход жизни.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев
  • Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев
  • Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев
  • Краткая биография Ивана Тургенева

Источник: https://www.sdamna5.ru/smysl_nazvanija_otzy

Автор и его герой в романе Тургенева “Отцы и дети”

В 1862 году Тургенев написал роман “Отцы и дети” , в центр которого поставил Базарова, представителя революционно-демократической молодежи, выразив свое отношение к герою. Евгений Васильевич Базаров вызвал неоднозначную оценку у читателей и критиков.

Так, Антонович подчеркивал, что увидел в произведении не живую личность, а карикатуру, при том карикатуру самую злостную.

Но критик Писарев утверждал обратное, говоря, что Базаров – представитель нового поколения, что в нем собраны все свойства, “которые мелкими долями рассыпаны в массах”.

Тургенев был согласен с оценкой Писарева. Для автора Базаров – “любимое детище”, на которое он потратил все краски, находящиеся в его расположении. Герой Тургенева – революционер, нигилист, разночинец. Свое призвание он видит в исправлении общества. “Любимое детище” автор ставит в различные ситуации, что помогает ему всесторонне обрисовать героя.

Базаров – будущий врач, студент Петербургского университета. Он пробует себя в различных областях знаний, интересуется философией, политикой. Но главный предмет его изучения – естественные науки. Тургенев назвал Базарова нигилистом, что, по его определению, означает революционер.

От всех лиц в романе Евгений Васильевич отличается силой характера, твердостью убеждений, глубоким умом, умением разбираться в людях.

В идейных спорах с противниками, в разговорах с Одинцовой, Аркадием он неизменно одерживает победу, причем выдержка, остроумие, логичность никогда не покидают его.

Базаров – представитель “детей” лагеря революционных демократов, вступает в схватку с идеологическим противником Павлом Петровичем Кирсановым. Студент не показан в действии, но о его убеждениях и взглядах мы узнаем из высказываний.

К существующему строю, государственным учреждениям, к авторитетам старого общества, к дворянской культуре Базаров относится отрицательно. Он считает, что в первую очередь “надо место расчистить, а строить потом”.

В своем отрицании студент идет еще дальше. Так, он признает только прикладную науку, а науку как систему знаний, формирующую мировоззрение, отвергает.

Базаров также не признает искусство, красоту природы, любовь называет “белибердой”, “непростительной дурью”.

Он смеется над Николаем Петровичем, читающим Пушкина и играющим на виолончели. Искусство, по мнению Базарова, бесполезная вещь. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта”, – говорит он. Для нигилиста существует только то, что полезно обществу, поэтому все он оценивает с точки зрения пользы.

С этими взглядами своего героя автор не согласен. Так, для Базарова природа не является созданием Господа, непостижимым и загадочным его творением. По Тургеневу, природа – это живой организм, живет она собственной жизнью, по законам Бога. В природе Евгений Васильевич видит только мастерскую, в которой человек работник; природа для него больше материальная единица, чем духовная.

Эта позиция героя чужда автору. Писатель как бы стоит с героем, когда показывает его в момент влюбленности к Одинцовой: студент чутко уловил красоту вечера, и что-то теплое разлилось в груди его. Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, но до конца разобраться в этих “новых людях” не смог.

Свое “любимое детище” он изобразил одиноким, не имеющим ни последователей, ни единомышленников. Одиночество героя подчеркивается еще сильнее карикатурными образами Кукшиной и Ситникова, которые причисляли себя к “новым людям” без всякого на то основания.

В расцвете сил Тургенев обрывает жизнь Базарова, так и не дав ему ничего совершить, тем самым, подчеркивая свое неверие в дело разночинной демократии.

Иван Сергеевич заставляет своего героя произнести слова, чуждые ему как революционеру: “Я нужен России…

Нет, видно не нужен”, которые говорят о том, что автор с самого начала предрешил судьбу Базарова. Тургенев относится к своему герою противоречиво.

Он писал Фету: “Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу, но читая роман мы видим, что автор симпатизирует Базарову, и уже, конечно, не делает его пародией на Добролюбова, как считали многие современники писателя.

Но и превозносить Евгения Базарова Тургенев не хотел, потому что не разобрался в нем до конца. И хотя автор жалеет своего героя, переживает за него, что мы видим в сцене угасания сильного духом человека, он крушит теорию нигилизма. Но потребность “воспроизвести истину” была в Тургеневе сильнее политических симпатий и антипатий, что и отметил Писарев в статье “Базаров”.

Обращаясь к герою Тургенева, я вновь нахожу для себя интересное, нужное, полезное. Как и писатель, в одних случаях соглашаясь с Базаровым, в других спорю, но никогда не остаюсь равнодушной.

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/avtor-i-ego-geroj-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]