Тема: «ПЕВЦЫ». ТЕМА ИСКУССТВА В РАССКАЗЕ.
ТАЛАНТ И ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА КРЕСТЬЯНЦели: Выявление художественной идеи рассказа, особенностей двух типов искусства: искусства, завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусства, призванного вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам. Развитие навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, иллюстрациями, лексической работы.
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления особенностей двух видов искусства.
ХОД УРОКА
1. Работа над темой урока.Слово учителя. С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений ИС. Тургенева.
Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, №11). В письмах к К.С. Аксакову (1852—1853) Тургенев замечал: «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»
Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок« Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, но и слушателей: «Оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».• Кто из героев рассказа вызвал ваши симпатии?• Какие эпизоды рассказа вы считаете наиболее яркими? Почему?
Лексическая работа: целовальник, красный товар, фразовая шинель, рядчик, осьмуха, лотошил, подьячий, фофан.
• Где происходит действие рассказа? О чем рассказало название села?
Действие происходит в деревне Колотовке.
Лексическа.я работа: Колотовка.
• Выраз-е чт-е учащимся от начала до слов «…они ездят туда охотно и часто» и от слов «Признаться сказать, ни в какое время года… до слов «…наконец этот невыносимый зной».
— Выпишите из данного фрагмента словосочетания, передающие отношение рассказчика к изображаемому.
Голый холм, без дна, разрытый а размытый, боязливо спускаются, невеселый вид, полуразметанные крыши домов, выжженный, запыленный выгон, осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток барского дома, черный пруд.• Какая деталь объединяет описание природы в рассказах «Хорь и Калиныч», «Певцы»?- Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Страшный овраг, упомянутый и в рассказе «Хорь и Калиныч», воспринимается как символ противоестественного порядка вещей.• С кем встречается рассказчик в кабаке «Притынном»?
• Выразительное чтение от слов «За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия, стоял Николай Иваныч…» до слов «Зато в ней было почти прохладно, и чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я переступил порог».
• Каковы первые впечатления о героях?- Герои очень разные, у каждого свой характер и судьба.• Сообщения учащихся о судьбе Николая Ивановича, Обалдуя, Дикого Барина, Моргача.• На каких уже известных героев похожи Николай Иванович, Дикий Барин, Моргач?- В характерах героев преобладает рациональное, твердое, деловое начало, присущее Хорю, герою рассказа «Хорь и Калиныч». При всем многообразии индивидуальностей Тургенев всем поэтически одаренным героям придает устойчивые, из рассказа в рассказ повторяющиеся черты. Сходны, например, их портретные характеристики. Внешний облик Калиныча писатель передает так: «Худой, с небольшой, закинутой назад головкой», с «жидкой клиновидной бородой».• Портрет какого героя из рассказа «Певцы» имеет общие черты с внешним обликом Калиныча?- Яшка Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех.• Как во внешности героя, поведении перед состязанием проявляется незаурядность талантливой натуры Яшки Турка? «Все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, — да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая гак знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием».• Найдите описание внешности рядчика. Можно ли по внешним приметам героев судить о том, каким будет исход состязания? Герой не испытывает глубокого внутреннего волнения перед выступлением, свойственного настоящим артистам. Он относится к предстоящему состязанию как к привычному занятию.
2. Исследовательская работа с текстом. Заполнение 2 и 3 части таблицы.
Рядчик | Яков Турок | |
Манера исполнения | Голос приятный и сладкий, несколько сиплый; играл и вилял этим голосом, просто лез из кожи | Первый звук был слаб и неровен, трепещущий, звенящий звук, твердый и протяжный, дрожащий, как струна, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас. Залился еще звонче. |
Реакция слушателей | Николай Иванович одобритель-но закачал головой, на лице вы-ступила краска, помолодел. Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать… Обалдуй затопал и засеменил ногами, бросился на шею и начал душить. Дикий Барин не изменился в лице, но взгляд его смягчился. У Якова глаза разгорелись как уголья, он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался. Как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!» | Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, по железному лицу Дикого Барина медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился… |
Оценка рассказчика | Просто лез из кожи | Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны |
• Выраз-е чт-е от слов «Итак, рядчик выступил вперед…» до слов «…закачал головой направо и налево».
• Сообщение учащегося. «Распашу я молода-молоденька…» — широко распространенная русская народная лирическая песня. Мелодия ее использована П.И. Чайковским в финале Первой симфонии.
• Сообщение учащегося. «Не одна во поле дороженька пролегала…» — протяжная любовная песня «Дороженька» пользовалась исключительной популярностью в ЗО— гг. ХIХ в.
• Выразительное чтение или прослушивание песни.
• Назовите слова, передающие манеру исполнения Якова Турка. Что особенно подчеркивает рассказчик?• Прочитайте выразительно фрагмент, содержащий оценку пения Якова Турка рассказчиком.• Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения рядчика?- Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.• Как характеризует героя замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас…»?
— Яков Турок — настоящий художник, который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.
• Обращение к таблице.• Каков смысл противопоставления образов Якова Турка и рядчика? В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, и дать в нем стремление к высоким чувствам.
• Выраз-е чт-е финала рассказа от слов «По деревне мелькали огоньки» до конца рассказа.
• Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?
И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, как губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».
• Обращение к Краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике. Чтение словарной статьи «Эпилог».
З. Итоги урока.
Слово учителя. Эпилог рассказа вызывал неизменное восхищение читателей. «Помнишь ли ты Антропку в Тургеневе? — писал в 1873 г. Ф.М. Достоевский. — Сия вещь любимого писателя публики — поистине гениальная». Летом 1881г. Тургенев говорил Е.М.
Гаршину о заключительном эпизоде «Певцов»: «Ведь я же не выдумал этого Антропку. Ведь я в самом деле слышал, как они перекликались».
Диалог позволяет избавиться от ощущения безысходности, навеянного финальной сценой, заставляет читателя улыбнуться детской непосредственности героев.
Финал рассказа остается открытым. Судьбы людей выглядят незавершенными, ожидается их продолжение за пределами «случайно» прерванного рассказа.
Тургенев в какой-то мере оправдывает ожидания читателя: разомкнутый финал предыдущего очерка часто подхватывается началом последующего, незавершённые сюжетные нити получают продолжение и завершение в других очеркахД/з выр. чт. стихотворения «Нищий»
Прочитать статью учебника «Современники о Н.А. Некрасове»Инд. зад-е. Подготовить сообщение «историка» «Сенная площадь»; «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А. Некрасова. Выраз. чт-е наизусть стих-я «Безвестен я. Я вами не стяжал…»
Источник: https://itv55.ucoz.ru/publ/7_klass/pevcy_tema_iskusstva_v_rasskaze_talant_i_chuvstvo_sobstvennogo_dostoinstva_krestjan/3-1-0-10
Сочинение на тему: Какие впечатления произвели певцы? в рассказе Певцы, Тургенев
Какие впечатления произвели певцы?
Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель-реалист. Им создано не одно произведение, составившее основу русской классики. В рассказе “Певцы” он передал весь свой опыт знания глубинки России.
Также он показал, какое впечатление на русского человека производит пение. Он со всей широтой описал выходца из народа, который умеет петь не голосом, а сердцем. Рассказ “Певцы” был создан в 1850 году.
За основу автор взял жизни обычных людей из небольшого села под названием Котловка.
Действие
происходит в кабаке “Притынный”, который по пути посещает главный герой и, собственно, рассказчик. Хозяином кабака был раздобревший целовальник с добродушным лицом, у которого слаженный быт, бойкая жена и славные дети.
О песенном конкурсе рассказчик узнал из разговора двух завсегдатаев кабака Моргача и его приятеля Обалдуя.
Известно было, что петь будет лучший певец в околотке Яшка Турок — молодой человек, рожденный от русского офицера и пленной турчанки.
Жителям Котловки известно, что пение Якова трогает душу. Особенно его пение нравилось Дикому Барину (Перевлесову) — человеку, о жизни которого никому ничего
не было известно. Однако все перед ним благоговели и преклонялись. Соперником Яшки в тот июльский вечер был Рядчик из Жиздры, который должен был петь первым. Своей плясовой песней он только вызвал у всех улыбку. Рассказчик отмечает, что голос у него был хороший, вызывающий бурные одобрения слушателей.
Следом за ним пел Яшка. Те впечатления, которые он подарил посетителям “Притынного” невозможно было описать словами. Русская душа звучала в нем. Она хватала и за сердце, и за душу.
Сначала Яков начал несмело, робея, а затем как затянул свою увлекательно-беспечную, в то же время наполненную грустной скорби песню, так все и обомлели. Чувствовалась в его голосе молодость, страсть, сила.
У всех на глазах выступили слезы, но больше остальных был тронут Дикий Барин, который не мог скрыть своего восхищения. Рядчик и сам признал свое поражение после такого исполнения.
Рассказчик быстро покинул кабак, чтобы не испортить впечатление от увиденного и услышанного. Он понимал, что весь народ теперь будет праздновать победу Яшки и будут долго еще гулять.
Добравшись до сеновала, он заснул крепким сном, а проснувшись, покинул Котловку. Несомненно, это был ценный опыт для него. Рассказ Тургенева еще раз подчеркнул, какой чуткой и нежно-отзывчивой может быть русская душа на красивое пение.
Также он хотел донести до писателей народные особенности и лучшие черты русской песни.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-kakie-vpechatleniya-proizveli-pevcy-v-rasskaze-pevcy-turgenev/
Многообразие типов людей искусства в изображении И.С.Тургенева. (Талант из народа в рассказе «Певцы».) статья по литературе на тему
И.В.Жукова
МБОУ СОШ №4,г.Иваново
Многообразие типов людей искусства в изображении И.С.Тургенева.
(Талант из народа в рассказе «Певцы».)
Нельзя говорить о большом количестве героев, представляющих мир искусства в произведениях И. С. Тургенева. Их не больше, чем у остальных писателей, но типы, изображенные Иваном Сергеевичем, довольно разнообразны.
В них он попытался воплотить свои глубинные мысли о назначении художника.
Герои Тургенева живут или мыслями и думами писателя, или своей собственной жизнью, зачастую споря с творцом, создавшим их, как, например, герой романа «Дым» Потугин, высказавший мысль, абсолютно неприемлемую самим писателем, о том, что «народное творчество – нелепость, чепуха». Опровергает этот тезис героя не сам Тургенев, а его же создание – удивительный, оставляющий неизгладимый след в душе каждого читателя рассказ из цикла «Записки охотника» – «Певцы» (1850), где показан сложный и тонкий процесс исполнения русской протяжной песни.
Начало этого рассказа не вызывает никаких положительных эмоций у читателя – все слишком обыкновенно в этой действительности «небольшого сельца Колотовки»- и не только обыкновенно, но тяжело в этом мире крестьянского быта.
Что же предстает перед нашими глазами? Нет, не пляски, не народное гулянье и даже не прекрасный русский пейзаж, а «голый холм, сверху до низу рассеченный страшным оврагом» [Т.IV, с. 225].
Невеселый пейзаж, от которого сжимается сердце, сменяется еще более невеселым описанием «бедной деревушки» с «полуразметанными крышами домов», свидетельствующими о тяжелой зиме, с «выжженным запыленным выгоном», по которому «безнадежно скитаются худые, длинноногие курицы» [Т.IV, с. 299].
Но с самой первой страницы отмечаем мы мотив некой двойственности, который пройдет через весь рассказ, когда, вглядываясь в эту безрадостную картину жизни крестьян, мы прочтем: «…а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто» [Т.IV, с.
225]. Причиной тому- чудо искусства, мгновение, даваемое обездоленному мужичку как глоток чистого воздуха, освежающее его. И здесь нет никакого преувеличения; сам повествователь замечает: «Уже не раз доходили до меня слухи о Яшке – Турке как о лучшем певце в околотке…» [Т.IV. c. 230].
Среди всего этого обыкновенного, даже давящего на мозг, не иначе, как нечто необыкновенное, воспринимаем мы и происходящее в Притынном кабаке, и самого Якова, с которым жаждут встречи и Обалдуй, и Моргач, оживившийся при известии об ожидаемом событии, и сам рассказчик, удваивающий шаги после услышанного разговора, возбудившего его любопытство, и автор, создающий эту «необыкновенность» с помощью ситуации ожидания. Сначала мы увидим деревню, услышим разговор Обалдуя с Маргачом, заметим все подробности кабака, причем все время с ожиданием чего-то необыкновенного, а уже только после этого подготовленного ощущения чуда увидим Якова Турка, в портретной характеристике которого намечается все тот же мотив двойственности. С одной стороны, это обыкновенный человек — «худой и стройный… лет двадцати трех, одетый в долгополый нанковый кафтан голубого цвета» [Т.IV, с. 231]. Но, с другой стороны, в портрете Якова подчеркивается артистизм его натуры, как человека, душой принадлежащего к сфере искусства, уводящей человека в мир тонких человеческих чувств. «Его впалые щеки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы – все лицо изобличало человека впечатлительного и страстного» [Т.IV, с. 231].
Эта двойственность портрета, а как потом увидим и натуры Якова, снижает его образ, чтобы можно было акцентировать внимание на самом акте творчества, которому уделено на страницах рассказа особое внимание.
Еще большее снижение происходит после знакомства с миниатюрной предысторией героя: «Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки…» [Т.IV, с. 236]. Здесь уже не двойственность, а момент подчеркивания народного, низшего происхождения Якова.
По социальному положению занимает он то же место, что и окружающие его люди, поэтому чувствует себя среди них как рыба в воде. Само прозвище было дано ему оттого, что мать его была пленная турчанка, а вот душа Якова, вылившаяся в его пении, вся до дна русская.
В подтексте темы лежит и другая, бесконечно важная тема: о силе русского народного начала, прошедшего через ряд веков и тяжелых испытаний, но сохранившего себя во всей своей чистоте.
Но то, что человек низшего происхождения мог быть «по душе художником» – это было нечто новое, подчеркивающее основную мысль не только всего рассказа, но и всех «Записок охотника» – о богатом внутреннем мире человека из народа, об огромных его потенциальных духовных возможностях.
На протяжении всего акта творчества Яков сравнивается с другим мастером – рядчиком, с которым он вступает в соревнование. Этот прием позволяет акцентировать внимание на чертах, которые должны быть присущи человеку искусства. Уже в портрете рядчику явно недостает того артистизма, впечатлительности и страстности, что было подчеркнуто рассказчиком в Якове.
Перед нами действительно обыкновенный человек, которого не выделишь из толпы людей, не заметишь, не остановишься: «Это был невысокого роста плотный мужчина лет тридцати, рябой и курчавый, с тупым вздернутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородкой» [Т.IV, с. 231].
Рябой,с тупым вздернутым носом, тогда как у Якова – прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, подчеркивающими какое-то внутреннее благородство, достоинство человека; у рядчика хотя и живые, но все-таки глазки, да еще вдобавок и жидкая бородка. Но и само поведение героев очень рознит их.
Якова перед пением охватило большое волнение, он «неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, – да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием» [Т.IV, с. 231]. Сам Тургенев писал в письме к О. В. Анненкову 31 июля 1853 года: «Я начинаю думать, что едва ли найду в себе довольно огня, чтобы продолжать мою работу» [Т.II, с. 173].Вот этот огонь, присущий только истинному человеку искусства с большим талантом, и жег душу Якова перед началом пения, огонь, ведущий к вдохновению, озаряющему душу исполнителя, тогда как рядчик «бойко поглядывал кругом, … беспечно болтал и постукивал ногами…» [Т.IV с. 231-2З2], мог «хладнокровно и с самоуверенной улыбкой промолвить: «Начнем, пожалуй».
Заметно, что у рядчика слишком много разумности, размеренности в характере – все делается у него как-то по правилам: деньги «в новом кожаном кошельке», достает он их неторопливо, выбирая новенький грош.
Яков же просто «зарылся у себя в карманах, достал первый попавший грош» – не об этом он сейчас думает, не об этом волнуется его сердце.
После пения рядчик опять же все будет делать как-то уж слишком разумно: «…сел на лавку, достал из шапки полотенце и начал утирать лицо» [Т.IV, с. 239].
Несмотря на то что как мастер он имел голос приятный, сладкий, но во время пения он «играл и вилял как юлою», «заливался, возвращался к верхним нотам, переходы были иногда довольно смелы», потом «завихрился, и такие начал отделывать завитушки, так защелкал и забарабанил языком…» [Т.IV, с. 238].
Оценивая его пение, рассказчик останавливает свое внимание не столько на содержании, сколько на форме исполнения, постоянно отмечая различные переходы, особенности, не говоря ничего о впечатлении, производящем на душу слушающих.
Что и говорить – мастерское исполнение, но не трогает оно душу, так как лишено внутреннего огня. От такого пения люди могут разыграться, но не расчувствоваться до слез. Этого качества, по мнению Тургенева, не должно быть в настоящем исполнителе. В письме к П.
Виардо 1847 года он писал об этом с отрицательным оттенком: «Сквозь представляемый ими образ все-таки проглядывает стушевывающийся, следящий за собою актер, и эта некоторого рода связанность отзывается на зрителе» [Т.I, с. 444].
Совсем иного характера исполнение Якова- перед нами предстает даже не нечто необыкновенное, а чудо, то чудо, которого мы ждали от него как от художника, и то чудо, которого мы всегда ждем от встречи с настоящим искусством.
Перед самим исполнением лицо Якова было «бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы…» [Т.IV, с. 240]. Первый же звук его голоса, хотя и был «слаб и неровен», но подействовал на слушателей так, что «жена Николая Ивановича так и выпрямилась».
«Я признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он сначала отзывался чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, грустная скорбь. Русская правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» [Т.
IV, с. 241]. И по мере того как песнь росла, Яковым овладевало упоение: он уже совершенно позабыл и о сопернике, и о каждом из слушающих, да и сами слушающие не помнили уже ни о каком состязании- рассказчик в это время вспоминал белую чайку во время отлива, Николай Иванович, Моргач, Дикий Барин, даже Обалдуй едва сдерживали рыдания от чего-то родного и необозримо широкого, веющего от пения Якова.
Так велико было впечатление, так глубоко захватило оно душу каждого, что и после исполнения они стояли как «оцепенелые». Вот в этом и проявляется высокая, огромная сила искусства, данная избранным, могущая своими общечеловеческими струнами объединять людей.
Так и пение Якова объединило на мгновенье таких разных, закрытых, непростых людей: и целовальника Николая Ивановича, живущего рассудком, человека осторожного и эгоистичного, и Моргача, хитрого как лисица, «человека себе на уме», и пустозвона Обалдуя, но тоже имеющего свою душу, и Дикого Барина – свирепого, но и благородного.
Неодинаково их восприятие песни, потому что Тургенев не уравнивает мужиков между собой, тем самым определяя внутреннюю глубину и сущность каждого. Искусство выступает здесь как бы мерилом человеческой ценности.
Если Обалдуй «глупо разинул рот», то у Дикого Барина, как человека сильной души, знающего толк в пении, на которого не произвели впечатление «завитушки» рядчика, а «выражение губ оставалось презрительным» [T.IV, с.
238], во время пения Якова «по железному лицу… из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза» [Т.IV. с. 242], потому что и его душа среди прозы и тяжести жизни рвалась к простору, жаждала страсти, молодости, была созвучна песенной силе, правдивой и горячей русской душе песни.
Вот они – потенциальные душевные силы русского народа, которым бы вырваться на волю, разметаться бы, но безнадежность, звучащая в песне, печаль заставляют катиться слезам по лицу и не более.
И за эту минуту просветления благодарны слушатели – «добрым смехом» засмеялся Дикий Барин, «которого я никак не ожидал встретить на его лице» [T.IV, с. 242], замечает автор. Николай Иванович от себя прибавил осьмуху пива, а жена его совсем ушла. Народ, а именно простые мужики, выступают здесь как тонкие ценители подлинного искусства, на что способны не все, даже из образованных слоев общества.
Именно таланта не хватает рядчику, обладающему лишь мастерством исполнения, да еще и души нужно бы побольше, такой бы «русской, правдивой, горячей души», как у Якова, который способен радоваться победе другого, тогда как у рядчика «сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха проступило невольное легкое беспокойство» перед началом пения соперника.У Якова же после победы лицо преобразилось; особенно его « глаза так и засияли счастьем» [Т,IV, с. 242]. Собственно именно эта красота души, возвышенность ее и позволяют ему с «вдохновением отдаваться своему счастью» во время пения и передать в песне русскую душу.
Истинным певцом предстает перед нами Яков, но в конце рассказа опять появляется мотив двойственности, отмеченный уже нами, который подчеркивает психологическую раздвоенность героя, позволяет нам объяснить ее с точки зрения социального зла всей России.
Да, Яков Турок — истинный художник, способный объединять людей, но лишь на мгновенье, которое проходит очень быстро.
После этого момента взлета будет он сидеть уже пьяным, опустошенным, ушедшим от своего таланта, опустившимся опять в ту же безысходную окружающую действительность: «…с обнаженной грудью сидел на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары» [Т.IV, с. 243].
Только после этого нам до конца станет понятно и замечание рассказчика: «Я не хотел остаться – я боялся испортить впечатление» [T.IV, с. 242], и то, почему в конце рассказа среди множества новых лиц нет Дикого Барина – человека, способного ценить подлинное искусство.
Да, был момент взлета, но ничто не изменилось вокруг, все осталось по-прежнему прозаично, тускло, обыденно, «было что-то безнадежное, придавленное в этом глубоком молчании обессиленной природы» [Т.IV, с. 243].
Тургенев в свойственной ему манере не говорит прямо о вреде крепостного права, но он рисует такие картины, создает такое впечатление, которое рождает определенную направленность мыслей и чувств в душах читателей. Тем не менее основная мысль писателя сосредоточена на проблеме человека искусства, его нравственной составляющей, на мысли, что человек, не обладающий триединством таланта, мастерства и души, не может быть истинным человеком искусства, что отсутствие даже одного из качеств ведет за собой изменение других.
Список использованной литературы
1. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. М., 1960.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/02/26/mnogoobrazie-tipov-lyudey-iskusstva-v-izobrazhenii-i-s