Скучная история — краткое содержание рассказа чехова

Скучная история - краткое содержание рассказа Чехова

А.П. Чехов

Николай Степанович достиг вершин в медицинской науке и пользовался почетом и признательностью у всех. Его имя знал каждый образованный человек в России. Он был больным стариком.

По собственному мнению, ему оставалось жить примерно полгода. В своих записях он пытался разобраться в положении, в котором находился. Его, известного человека жизнь подвергла смертной казни.

Он рассказывал об обычном течении собственной настоящей жизни.

Его мучала постоянная бессонница. Прежде любимые супруга и дочь стали теперь раздражать его собственными мелкими житейскими заботами. Его сотрудниками были преданный швейцар университета Николай и прозектор Петр, который был ломовым конем и тупым ученым. Ранее работа приносила наслаждение Николаю Степановичу, но сейчас чтение лекций доставляло ему лишь мучения.

Николай Степанович не являлся философом и богословом. На протяжении всей жизни он больше интересовался медициной, чем целью мироздания. Его радовали семья, работа. Он был уверен в себе. Однако все это ушло без возврата. У него появились новые мысли. И они отравляли остаток его жизни. Он считал, что жизнь обманула его и ничто не могло облегчить существующей боли.

Привычными гостями профессора являлись университетский коллега, ленивый студент и диссертант, который выпрашивал тему. Все они раздражали Николая Степановича, казались ему ограниченными и смешными, недалекого ума людьми.

Но имелся посетитель, которого хозяин ждал с большим нетерпением. Это была Катя. Она приходилась дочерью друга Николая Степановича, который работал окулистом. Отец ее скончался, и девочка росла в доме профессора. В пятнадцать лет она страстно полюбила театр. Девушка стала провинциальной актрисой.

Однако примерно спустя два года была разочарована в театре, в коллегах по сцене. Катя потеряла веру в собственный талант, испытала несчастную любовь, пыталась покончить жизнь самоубийством. Похоронила собственного ребенка.

Профессор любил девушку как собственную дочь и сделал попытку оказать ей помощь советом. Он посылал ей длинные и не приносящие пользы письма. После всего пережитого девушка жила на остатки наследства, полученного от отца. Она потеряла интерес к жизни.

Целыми днями она читала книги, и раз в день ходила в гости к профессору. Его супругу и дочь она не любит. Эта нелюбовь взаимна.

Привычный семейный обед также не принес профессору ничего помимо раздражения. На обеде были его супруга, дочь, ее консерваторские подруги и Гнеккер, к которому Николай Степанович испытывал большую антипатию.

Претендуя на руку дочери профессора, молодой человек приходил в их дом каждый день. Однако никому не было известно, откуда он родом и на какие деньги живет.  Профессор считал его приживалой при искусстве.

Профессор вспоминал о семейных обедах, которые проходили прежде. Он понял, что жизнь супруги и дочери ускользала от его наблюдения. Они изменились. Стали другими. Почему это произошло, профессор не знал.

После обеда супруга по обычаю упросила его поехать в Харьков. Поклонник дочери был родом оттуда. Николай Степанович должен был там разведать о его родителях и состоянии.

Из-за одиночества и от боязни перед бессонницей профессор вышел на улицу. Он решил отправиться к Кате.

Скучная история - краткое содержание рассказа Чехова

К Кате приходил еще гость. Это был Михаил Федорович. Он собирался признаться ей в любви. Он рассказывал анекдоты и злословие гостя вызывало раздражение у профессора.  Начался разговор об измельчании нового поколения, о том. Что у молодежи нет идеалов. Профессор резко прервал этот разговор. Однако те же мысли завладевали и его существом.

Наступило лето, и Николай Степанович жил с семьей на даче.

По ночам его все так же мучила бессонница. А днем он читал французские книги. Профессор понимал, что важным условием для творчества являлась личная свобода. Он рассуждал о литературе, науке и театре. Однако мысли о приближающейся смерти его не оставляли. Посещали его все те же личности.

Приезжала, чтобы покататься с профессором на собственном шарабане, Катя. Она понимала, что у нее ничего не складывается. А время и средства пропадали бесцельно. Она просила совета у профессора. Тот не знал, что ответить. К Кате все так же приходил Михаил, который много злословил. Осуждавший ранее его за это профессор теперь сам принимал участие в злословии.

Профессору пришлось пережить страшную ночь, которая в народе называлась воробьиной.

Он пробудился от страха смерти. он не мог избавиться от безотчетного ужаса. Вдруг послышался какой-то шум. Прибежала супруга и позвала профессора в комнату дочери. Дочь стонала от странной муки. Жена умоляла помочь Лизе. Профессор не знал чем помочь и просил дочь успокоиться и спать.

Потом профессор находился в своей комнате, не спал и услышал стук в окно. Это была Катя. Этой ночью у нее тоже появились тяжкие предчувствия. Она с мольбой просила профессора взять ее деньги и отправиться на лечение. Он отказал, и она ушла.

Профессор находился в Харькове. Вместо злости и раздраженности в нем появилось иное чувство – абсолютное равнодушие. Оказалось, что в городе о Гнеккере ничего не знали. Профессор получил телеграмму, в которой супруга сообщала, что Гнеккер в тайне обвенчался с их дочерью. Он принял эту новость равнодушно. Это его испугало. Так как равнодушие являлось параличом души, преждевременной смертью.

Утром он сидел в постели в гостинице и все так же размышлял. Ему казалось, что он нашел причину слабости, приведшей его перед смертью к злым мыслям, а затем к равнодушию.

Причина была в отсутствии общности мыслей, суждений и чувств. А если нет ничего общего, то хватит серьезной болезни, страха перед смертью, чтобы все, в чем был жизненный смысл, разлетелось в клочья.

Профессор принял решение сидеть, молчать и ожидать будущего.

Постучали в дверь. Появилась Катя. По ее словам она приехала просто так. Катя уронила письмо от Михаила. Потом побледнела, сжала руки и обратилась к профессору за советом, что ей делать и как поступить.

Профессор еле держался на ногах. Он растерялся. Он не ответил и предложил позавтракать. Но катя ушла. Профессор понял, что видит ее в последний раз.

Источник: https://spadilo.ru/kratkoe-soderzhanie-skuchnaya-istoriya/

Архиерей (краткий пересказ содержания). Чехов Антон Павлович

Архиерей

Краткое содержание произведения

Под вербное воскресенье, в начале апреля, преосвященный Петр служит всенощную. Церковь полна народом, поет монашеский хор. Архиерей нездоров уже три дня, он чувствует тяжесть и усталость. Точно во сне или в бреду ему кажется, будто в толпе подошла к нему его мать, которую он не видел уже девять лет.

И почему-то слезы потекли у него по лицу. Вблизи него кто-то еще заплакал, потом еще и еще, и мало-помалу церковь наполняется общим тихим плачем. После службы он возвращается домой, в Панкратиевский монастырь. Тихая, задумчивая луна, красивый колокольный звон, дыхание весны в мягком холодном воздухе.

И хотелось думать, что так будет всегда.

Дома он узнает, что действительно приехала его мать, и засмеялся от радости. Молитвы на сон грядущий мешаются у него с мыслями о матери, воспоминаниями о детстве, когда он (тогда его звали Павлушей), сын дьякона в бедном селе, ходил в крестный ход без шапки, босиком, с наивной верой, с наивной улыбкой, счастливый бесконечно.

У него жар. Он разговаривает с отцом Сисоем, иеромонахом, всегда недовольным чем-нибудь: «не ндравится мне!» — обычные слова Сисоя.

На другой день, после служб, он принимает дорогих гостей, мать и племянницу Катю, девочку лет восьми. Преосвященному заметно, что мать, несмотря на ласковость, стесняется его, говорит почтительно и робко.

Вечером он лежит в постели, укрывшись потеплей. Теперь ему вспоминается, как восемь лет он жил за границей, служил в церкви на берегу теплого моря.

Слепая нищая у него под окном пела о любви, и он тосковал по родине.

Преосвященный Петр принимает просителей. И теперь, когда ему нездоровится, его поражает пустота, мелкость всего того, о чем просили, его сердят неразвитость, робость.

За границей, должно быть, он отвык от русской жизни, она нелегка для него.

За все время, пока он здесь, ни один человек не поговорил с ним искренне, попросту, по-человечески, даже старуха мать, кажется, уже не та, совсем не та!

Вечером монахи пели стройно, вдохновенно. Преосвященный во время службы сидел в алтаре, слезы текли по лицу.

Он думал о том, что вот он достиг всего, что было доступно человеку в его положении, он веровал, но все же не все было ясно, чего-то еще недоставало, не хотелось умирать; и все еще казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чем смутно мечталось когда-то, и в настоящем волнует все та же надежда на будущее, какая была и в детстве, и в академии, и за границей.

В четверг — обедня в соборе, возвращение домой в теплый солнечный день. Мать все так же робка и почтительна. Только по необыкновенно добрым глазам, робкому, озабоченному взгляду можно было догадаться, что это мать.

Вечером в соборе чтение двенадцати евангелий, и во время службы преосвященный, как всегда, чувствует себя деятельным, бодрым, счастливым, но к концу службы ноги совсем онемели и стал беспокоить страх, что он вот-вот упадет.

Дома он тихо признается Сисою: «Какой я архиерей? Меня давит все это… давит».

Наутро у него началось кровотечение из кишок: брюшной тиф. Старуха мать уже не помнила, что он архиерей, и целовала его, осунувшегося, похудевшего, как ребенка, и впервые назвала Павлушей, сыночком. А он уже не мог выговорить ни слова, и ему представлялось, что он, уже простой, обыкновенный человек, идет по полю, свободен теперь, как птица, может идти куда угодно!

Преосвященный умер под утро в субботу, а на другой день была Пасха — с радостным звоном, всеобщим весельем — как было всегда, как будет, по всей вероятности, и в будущем.

Через месяц назначили нового архиерея, о прежнем уже никто не вспоминал, а потом и совсем забыли. И только старуха, мать покойного, когда выходила в своем глухом городишке под вечер на выгон, чтобы встретить корову, рассказывала другим женщинам, что у нее был сын архиерей, и при этом говорила робко, боясь, что ей не поверят…

И ей в самом деле не все верили.

Источник: https://ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=83&bookid=17

«Скучная история»

Профессор медицины Николай Степанович — учёный, достигший вершин своей науки, пользующийся всеобщим почётом и признательностью; его имя известно каждому грамотному человеку в России.

Носящий это имя, то есть он сам, — старик, неизлечимо больной, жить ему, по собственному диагнозу, осталось не больше полугода.

В своих записках он пытается понять положение, в котором оказался: его, знаменитого человека, судьба приговорила к смертной казни. Он описывает обычное течение своей теперешней жизни.

Бессонница каждую ночь. Домашние — жена и дочь Лиза, которых он прежде любил, теперь своими мелочными житейскими заботами только раздражают его.

Ближайшие сотрудники: чудаковатый и преданный университетский швейцар Николай, прозектор Петр Игнатьевич, ломовой конь и учёный тупица.

Работа, которая раньше доставляла Николаю Степановичу наслаждение, его университетские лекции, когда-то равные произведениям поэта, теперь приносят ему одно только мучение.

Николай Степанович не философ и не богослов, всю жизнь судьбы костного мозга интересовали его больше, чем конечная цель мироздания, его душа не хочет знать вопросов о загробных потёмках.

Но то, чем радовала его жизнь — покой и счастье в семье, любимая работа, уверенность в себе, — ушло безвозвратно. Новые мысли, каких он раньше не знал, отравляют его последние дни.

Ему кажется, что жизнь его обманула, его славное имя, блестящее прошлое не облегчают сегодняшней боли.

Обычные посетители старого профессора. Коллега по факультету, нерадивый студент, выпрашивающий тему диссертант — все кажутся Николаю Степановичу смешными, недалёкими, ограниченными, каждый даёт повод для раздражения или издёвки. Но вот ещё один, желанный посетитель: знакомые шаги, шорох платья, милый голос…

Катя, дочь покойного товарища-окулиста, выросла в семье Николая Степановича. Ещё к пятнадцати годам ею овладела страстная любовь к театру.

Мечтая о славе и служении искусству, доверчивая и увлекающаяся, она ушла в провинциальные актрисы, но года через два разочаровалась в театральном деле, в товарищах по сцене, утратила веру в свой талант, пережила несчастную любовь, покушалась на самоубийство, похоронила своего ребёнка. Николай Степанович, любивший Катю как дочь, пытался помочь ей советом, писал ей длинные, но бесполезные письма.

Читайте также:  Дом бернарды альбы - краткое содержание пьесы лорки

Теперь, после пережитого крушения, Катя живёт на остатки отцовского наследства. Интерес к жизни она утратила, лежит у себя дома на кушетке и читает книги, да раз в день навещает Николая Степановича. Его жену и Лизу она не любит, те платят ей взаимностью.

Обычный семейный обед тоже не несёт Николаю Степановичу ничего, кроме раздражения. Присутствуют жена, Лиза, две-три ее подруги по консерватории и Александр Адольфович Гнеккер — личность, внушающая профессору острую антипатию.

Поклонник Лизы и претендент на ее руку, он бывает в доме ежедневно, но никто не знает, какого он происхождения и на какие средства живёт.

Продаёт где-то чьи-то рояли, знаком со знаменитостями, судит о музыке с большим авторитетом — приживал при искусстве, делает для себя вывод Николай Степанович.

Он с тоской вспоминает прежние, простые и весёлые семейные обеды, угрюмо думает о том, что уже давно внутренняя жизнь жены и Лизы ускользнула от его наблюдения. Они давно не те, какими он знал и любил их прежде. Отчего произошла перемена — он не знает.

После обеда жена, как обычно, упрашивает его съездить в Харьков, откуда родом Гнеккер, навести там справки о его родителях и состоянии.

От чувства одиночества, от страха перед бессонницей Николай Степанович выходит из дома. Куда идти? Ответ давно ему ясен: к Кате.

Только у Кати ему тепло и уютно, только ей можно пожаловаться на своё состояние. Прежде, говорит он ей, у него было чувство короля, он мог быть снисходительным, прощал всех направо и налево.

Но теперь в его голове день и ночь бродят злые мысли, приличные только рабам. Он стал не в меру строг, требователен, раздражителен.

Вся его прошлая жизнь представляется ему красивой, талантливо сделанной композицией, остаётся только не испортить финала, встретить смерть бодро и со спокойной душой. «Но я порчу финал…»

У Кати бывает ещё один гость, филолог Михаил Федорович. Он, очевидно, влюблён в неё и не решается ей в этом признаться. Он развлекает анекдотами из университетской жизни, и его злословие также раздражает Николая Степановича.

Разговоры об измельчании нового поколения, об отсутствии идеалов у молодёжи он прерывает резкими возражениями. Но про себя он чувствует, что злые, «аракчеевские» мысли владеют и его существом.

И к собеседникам, которых он сравнил со злыми жабами, его тянет снова каждый вечер.

Наступает лето, профессор с семьёй живёт на даче.

Ночью по-прежнему бессонница, но днём вместо работы — чтение французских книжек. Николай Степанович знает, что такое творчество и главное его условие: чувство личной свободы.

Его суждения о литературе, театре, науке метки и точны. Но мысли о близкой смерти, теперь уже через три или четыре месяца, его не оставляют.

Посетители бывают те же: швейцар, прозектор; обеды с участием того же Гнеккера.

Заезжает, чтобы прокатить профессора на своём шарабане, Катя. Она понимает, что жизнь ее не складывается, что время и деньги уходят бесцельно. «Что же мне делать?» — спрашивает она. «Что ответить ей?» — размышляет Николай Степанович.

Легко сказать «трудись», или «раздай своё имущество бедным», или «познай самого себя», но ведь эти общие и шаблонные советы вряд ли помогут в данном отдельном случае. По вечерам на даче у Кати бывает все тот же Михаил Федорович, влюблённый и злословящий.

И Николай Степанович, прежде осуждавший нападки на университет, студентов, литературу, театр, сам теперь участвует в злословии.

Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождём и ветром, которые в народе называются воробьиными. Одну такую ночь переживает и Николай Степанович.

Он просыпается от страха внезапной смерти, не может совладать со своим безотчётным ужасом. Вдруг слышатся не то стоны, не то смех. Прибегает жена, зовёт его в комнату Лизы.

Та стонет от какой-то муки, бросается отцу на шею: «Папа мой хороший… Я не знаю, что со мною… Тяжело!» «Да помоги же ей, помоги! — умоляет жена. — Сделай что-нибудь!» «Что же я могу сделать? Ничего не могу», — размышляет отец.

«На душе у девочки какая-то тяжесть, но я ничего не понимаю, не знаю и только могу бормотать: — Ничего, ничего. Это пройдёт… Спи, спи…»

Спустя несколько часов он у себя в комнате, все ещё не спит, слышит стук в окно. Это Катя. И у неё в эту ночь какие-то тяжёлые предчувствия. Она умоляет Николая Степановича забрать у неё ее деньги и поехать куда-нибудь лечиться. После его отказа она уныло уходит.

Николай Степанович в Харькове, куда настойчиво посылала его жена. На смену состоянию злости и раздражения пришло новое: полного равнодушия. Он узнает здесь, что о Гнеккере в городе ничего не знают, но когда приходит телеграмма от жены с сообщением, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой, он встречает известие равнодушно. Это его пугает: ведь равнодушие — паралич души, преждевременная смерть.

Утро застаёт его сидящим в постели в гостиничном номере, занятым все теми же неотвязными размышлениями. Ему кажется, что он понял причину той слабости, которая привела его накануне конца к злым, рабским мыслям, а потом к равнодушию.

Дело в том, что в его мыслях, чувствах, суждениях нет общей идеи, или бога живого человека. «А коли нет этого, то, значит, нет и ничего». Если нет чего-то общего, что связывало бы все в одно целое, достаточно было серьёзного недуга, страха смерти, чтобы все, в чем виделись смысл и радость жизни, разлетелось в клочки.

Николай Степанович окончательно сдаётся и решает сидеть и молча ждать, что будет.

Раздаётся стук в дверь, перед ним стоит Катя. Приехала, говорит она, просто так, роняет письмо от Михаила Федоровича. Потом, бледнея и сжимая руки, обращается к Николаю Степановичу: «Ради истинного Бога скажите скорее, сию минуту: что мне делать? …Ведь вы мой отец, мой единственный друг!.. Вы были учителем! Говорите же, что мне делать?»

Николай Степанович еле стоит на ногах, он растерян. «По совести, Катя, не знаю… Давай, Катя, завтракать». Не получив ответа, она уходит — куда, не знает сама. И видит ее, вероятно, в последний раз. «Прощай, моё сокровище!»

Николай Степанович — профессор медицины, который достиг вершин науки и пользуется всеобщим почётом. Но он неизлечимо болен, и жить ему осталось, по собственному диагнозу, около полугода. Он ведёт записки, в которых описывает свою жизнь и пытается понять, почему судьба приговорила его к смертной казни.

Каждую ночь его одолевает бессонница, а днём раздражают некогда любимые жена, дочь Лиза и сотрудники. Работа, которая доставляла раньше наслаждение, сейчас приносит только мучение. Николай Степанович никогда не был философом, а теперь новые, ранее совсем незнакомые мысли отравляют его последние дни.

Обычные посетители кажутся профессору недалёкими, смешными и ограниченными. И только один вызывает радость. Это Катя – дочка умершего товарища, которая выросла в его семье. В 15 лет она увлеклась театром и ушла в провинциальные актрисы.

Но через 2 года девушка разочаровалась в искусстве, перестала верить в свой талант, пережила несчастную любовь, пыталась совершить самоубийство и похоронила ребёнка. Николай Степанович старался помогать ей советами. Сейчас Катя живёт на отцовское наследство, ничем не интересуется, только лежит дома и читает книги.

А ещё раз в день приезжает к профессору. Жена и Лиза её не любят, она их тоже.

Также раздражает Николая Степановича обычный семейный обед. На нём присутствует поклонник Лизы Александр Адольфович Гнеккер. Никто не знает, кто он и чем занимается, известно лишь, что близок к искусству.

Николай Степанович вспоминает былые весёлые обеды и думает, жена с дочерью сильно изменились, но не понимает почему. После обеда жена просит его поехать в Харьков, на родину Гнеккера, и навести о нём справки.

Профессор, спасаясь от одиночества, идёт к Кате. Там ему хорошо, там его выслушивают и понимают. Он рассказывает девушке, что раньше чувствовал себя королём и мог проявлять снисходительность, а теперь стал раздражительным и злым, как раб. Жалуется, что портит финал своей красивой жизни.

У Кати также бывает филолог Михаил Федорович. Мужчина влюблён в девушку, но не решается признаться. Николая Степановича раздражает его злословие, но внутри он чувствует, что его одолевают подобные мысли, поэтому он приходит сюда каждый вечер.

Приходит лето, профессор перебирается с семьёй на дачу. Жизнь идёт своим чередом.

В гости заезжает Катя. Она спрашивает Николая Степановича, что ей делать, ведь жизнь совсем не складывается, а деньги и время уходят бесцельно. Но профессор не знает, что посоветовать девушке – всё приходящее на ум кажется совсем бесполезным.

Вечерами на даче у Кати он встречается с тем же Михаилом Федоровичем и уже с удовольствием участвует в злословии молодых людей.

Однажды, страшной ночью с громом, молниями, ветром и дождём, Николай Степанович просыпается от страха смерти и не может совладать с собой. Вдруг прибегает жена и зовёт его к Лизе.

Девушке очень плохо и она просит у отца помощи, но тот не знает, что делать, лишь бормочет: «Это пройдёт… Спи, спи…».

Чуть позже приходит Катя и, рассказывая о плохих предчувствиях, просит его взять её деньги и поехать лечится, но, получив отказ, уходит.

Николай Степанович едет в Харьков. Настроение профессора меняется – он становится полностью равнодушным ко всему. Николай Степанович узнаёт, что в городе никто ничего не знает о Гнеккере, но его даже не волнует известие о тайном венчании дочери с этим мужчиной. Он испуган, ведь равнодушие – это паралич души.

Утром, лежа в постели, профессор понимает, почему стал таким – просто в его мыслях отсутствует общая идея, а раз нет этого, то достаточно было болезни, чтобы всё, что его радовало, и в чём он видел смысл, разлетелось на клочки. Николай Степанович решает просто ждать, что будет дальше.

Приезжает Катя. Она роняет письмо от Михаила Федоровича и просит у профессора совета. Но он не знает, что ей сказать. Девушка уходит, сама не зная куда. Николай Степанович думает, что видит её последний раз.

Источник: https://allsoch.ru/chehov/skuchnaya_istoriya/

Краткое содержание «Скучная история»

Профессор медицины Николай Степанович — ученый, достигший вершин своей науки, пользующийся всеобщим почетом и признательностью; его имя известно каждому грамотному человеку в России.

Носящий это имя, то есть он сам, — старик, неизлечимо больной, жить ему, по собственному диагнозу, осталось не больше полугода.

В своих записках он пытается понять положение, в котором оказался: его, знаменитого человека, судьба приговорила к смертной казни. Он описывает обычное течение своей теперешней жизни.

Бессонница каждую ночь. Домашние — жена и дочь Лиза, которых он прежде любил, теперь своими мелочными житейскими заботами только раздражают его.

Ближайшие сотрудники: чудаковатый и преданный университетский швейцар Николай, прозектор Петр Игнатьевич, ломовой конь и ученый тупица.

Работа, которая раньше доставляла Николаю Степановичу наслаждение, его университетские лекции, когда-то равные произведениям поэта, теперь приносят ему одно только мучение.

Николай Степанович не философ и не богослов, всю жизнь судьбы костного мозга интересовали его больше, чем конечная цель мироздания, его душа не хочет знать вопросов о загробных потемках.

Но то, чем радовала его жизнь — покой и счастье в семье, любимая работа, уверенность в себе, — ушло безвозвратно. Новые мысли, каких он раньше не знал, отравляют его последние дни.

Ему кажется, что жизнь его обманула, его славное имя, блестящее прошлое не облегчают сегодняшней боли.

Обычные посетители старого профессора. Коллега по факультету, нерадивый студент, выпрашивающий тему диссертант — все кажутся Николаю Степановичу смешными, недалекими, ограниченными, каждый дает повод для раздражения или издевки. Но вот еще один, желанный посетитель: знакомые шаги, шорох платья, милый голос…

Катя, дочь покойного товарища-окулиста, выросла в семье Николая Степановича. Еще к пятнадцати годам ею овладела страстная любовь к театру.

Мечтая о славе и служении искусству, доверчивая и увлекающаяся, она ушла в провинциальные актрисы, но года через два разочаровалась в театральном деле, в товарищах по сцене, утратила веру в свой талант, пережила несчастную любовь, покушалась на самоубийство, похоронила своего ребенка. Николай Степанович, любивший Катю как дочь, пытался помочь ей советом, писал ей длинные, но бесполезные письма.

Теперь, после пережитого крушения, Катя живет на остатки отцовского наследства. Интерес к жизни она утратила, лежит у себя дома на кушетке и читает книги, да раз в день навещает Николая Степановича. Его жену и Лизу она не любит, те платят ей взаимностью.

Обычный семейный обед тоже не несет Николаю Степановичу ничего, кроме раздражения. Присутствуют жена, Лиза, две-три ее подруги по консерватории и Александр Адольфович Гнеккер — личность, внушающая профессору острую антипатию.

Поклонник Лизы и претендент на ее руку, он бывает в доме ежедневно, но никто не знает, какого он происхождения и на какие средства живет.

Читайте также:  Краткое содержание произведений приставкина

Продает где-то чьи-то рояли, знаком со знаменитостями, судит о музыке с большим авторитетом — приживал при искусстве, делает для себя вывод Николай Степанович.

Он с тоской вспоминает прежние, простые и веселые семейные обеды, угрюмо думает о том, что уже давно внутренняя жизнь жены и Лизы ускользнула от его наблюдения. Они давно не те, какими он знал и любил их прежде. Отчего произошла перемена — он не знает.

После обеда жена, как обычно, упрашивает его съездить в Харьков, откуда родом Гнеккер, навести там справки о его родителях и состоянии.

От чувства одиночества, от страха перед бессонницей Николай Степанович выходит из дома. Куда идти? Ответ давно ему ясен: к Кате.

Только у Кати ему тепло и уютно, только ей можно пожаловаться на свое состояние. Прежде, говорит он ей, у него было чувство короля, он мог быть снисходительным, прощал всех направо и налево.

Но теперь в его голове день и ночь бродят злые мысли, приличные только рабам. Он стал не в меру строг, требователен, раздражителен.

Вся его прошлая жизнь представляется ему красивой, талантливо сделанной композицией, остается только не испортить финала, встретить смерть бодро и со спокойной душой. «Но я порчу финал…».

У Кати бывает еще один гость, филолог Михаил Федорович. Он, очевидно, влюблен в нее и не решается ей в этом признаться. Он развлекает анекдотами из университетской жизни, и его злословие также раздражает Николая Степановича.

Разговоры об измельчании нового поколения, об отсутствии идеалов у молодежи он прерывает резкими возражениями. Но про себя он чувствует, что злые, «аракчеевские» мысли владеют и его существом.

И к собеседникам, которых он сравнил со злыми жабами, его тянет снова каждый вечер.

Наступает лето, профессор с семьей живет на даче.

Ночью по-прежнему бессонница, но днем вместо работы — чтение французских книжек. Николай Степанович знает, что такое творчество и главное его условие: чувство личной свободы.

Его суждения о литературе, театре, науке метки и точны. Но мысли о близкой смерти, теперь уже через три или четыре месяца, его не оставляют.

Посетители бывают те же: швейцар, прозектор; обеды с участием того же Гнеккера.

Заезжает, чтобы прокатить профессора на своем шарабане, Катя. Она понимает, что жизнь ее не складывается, что время и деньги уходят бесцельно. «Что же мне делать?» — спрашивает она. «Что ответить ей?» — размышляет Николай Степанович.

Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или «познай самого себя», но ведь эти общие и шаблонные советы вряд ли помогут в данном отдельном случае. По вечерам на даче у Кати бывает все тот же Михаил Федорович, влюбленный и злословящий.

И Николай Степанович, прежде осуждавший нападки на университет, студентов, литературу, театр, сам теперь участвует в злословии.

Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождем и ветром, которые в народе называются воробьиными. Одну такую ночь переживает и Николай Степанович.

Он просыпается от страха внезапной смерти, не может совладать со своим безотчетным ужасом. Вдруг слышатся не то стоны, не то смех. Прибегает жена, зовет его в комнату Лизы. Та стонет от какой-то муки, бросается отцу на шею: «Папа мой хороший… Я не знаю, что со мною…

Тяжело!» «Да помоги же ей, помоги! — умоляет жена. — Сделай что-нибудь!» «Что же я могу сделать? Ничего не могу», — размышляет отец. «На душе у девочки какая-то тяжесть, но я ничего не понимаю, не знаю и только могу бормотать: — Ничего, ничего.. Это пройдет… Спи, спи…».

Спустя несколько часов он у себя в комнате, все еще не спит, слышит стук в окно. Это Катя. И у нее в эту ночь какие-то тяжелые предчувствия. Она умоляет Николая Степановича забрать у нее ее деньги и поехать куда-нибудь лечиться. После его отказа она уныло уходит.

Николай Степанович в Харькове, куда настойчиво посылала его жена. На смену состоянию злости и раздражения пришло новое: полного равнодушия. Он узнает здесь, что о Гнеккере в городе ничего не знают, но когда приходит телеграмма от жены с сообщением, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой, он встречает известие равнодушно. Это его пугает: ведь равнодушие — паралич души, преждевременная смерть.

Утро застает его сидящим в постели в гостиничном номере, занятым все теми же неотвязными размышлениями. Ему кажется, что он понял причину той слабости, которая привела его накануне конца к злым, рабским мыслям, а потом к равнодушию.

Дело в том, что в его мыслях, чувствах, суждениях нет общей идеи, или бога живого человека. «А коли нет этого, то, значит, нет и ничего». Если нет чего-то общего, что связывало бы все в одно целое, достаточно было серьезного недуга, страха смерти, чтобы все, в чем виделись смысл и радость жизни, разлетелось в клочки.

Николай Степанович окончательно сдается и решает сидеть и молча ждать, что будет.

Раздается стук в дверь, перед ним стоит Катя. Приехала, говорит она, просто так, роняет письмо от Михаила Федоровича. Потом, бледнея и сжимая руки, обращается к Николаю Степановичу: «Ради истинного Бога скажите скорее, сию минуту: что мне делать? …Ведь вы мой отец, мой единственный друг!.. Вы были учителем! Говорите же, что мне делать?».

Николай Степанович еле стоит на ногах, он растерян. «По совести, Катя, не знаю… Давай, Катя, завтракать». Не получив ответа, она уходит — куда, не знает сама. И видит ее, вероятно, в последний раз. «Прощай, мое сокровище!».

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/chehov-anton-skuchnaya-istoriya/

А. П. Чехов

Профессор медицины Николай Степанович — ученый, достигший вершин своей науки,пользующийся всеобщим почетом и признательностью. Его имя известно каждому грамотномучеловеку в России.

Носящий это имя, то есть он сам, — старик, неизлечимо больной, житьему, по собственному диагнозу, осталось не больше полугода В своих записках он пытаетсяпонять положение, в котором оказался. Его, знаменитого человека, судьба приговорилак смертной казни. Он описывает обычное течение своей теперешней жизни.

Бессонница каждуюночь. Домашние — жена и дочь Лиза, которых он прежде любил, теперь своими мелочнымижитейскими заботами только раздражают его. Ближайшие сотрудники. Чудаковатый и преданныйуниверситетский швейцар Николай, прозектор Петр Игнатьевич, ломовой конь и ученый тупица.

Работа, которая раньше доставляла Николаю Степановичу наслаждение, его университетские лекции,когда-то равные произведениям поэта, теперь приносят ему одно только мучение.

НиколайСтепанович не философ и не богослов, всю жизнь судьбы костного мозга интересовали егобольше, чем конечная цель мироздания, его душа не хочет знать вопросов о загробных потемках.Но то, чем радовала его жизнь — покой и счастье в семье, любимая работа,уверенность в себе, — ушло безвозвратно.

Новые мысли, каких он раньше не знал,отравляют его последние дни. Ему кажется, что жизнь его обманула, его славное имя, блестящеепрошлое не облегчают сегодняшней боли.Обычные посетители старого профессора.

Коллегапо факультету, нерадивый студент, выпрашивающий тему диссертант — все кажутся НиколаюСтепановичу смешными, недалекими, ограниченными, каждый дает повод для раздражения или издевки.Но вот еще один, желанный посетитель.

Знакомые шаги, шорох платья, милый голос…Катя, дочьпокойного товарища-окулиста, выросла в семье Николая Степановича. Еше к пятнадцати годамею овладела страстная любовь к театру.

Мечтая о славе и служении искусству, доверчиваяи увлекающаяся, она ушла в провинциальные актрисы, но года через два разочароваласьв театральном деле, в товарищах по сцене, утратила веру в свой талант, пережиланесчастную любовь, покушалась на самоубийство, похоронила своего ребенка.

Николай Степанович,любивший Катю как дочь, пытался помочь ей советом, писал ей длинные, но бесполезные письма.Теперь, после пережитого крушения, Катя живет на остатки отцовского наследства. Интереск жизни она утратила, лежит у себя дома на кушетке и читает книги, да раз в деньнавещает Николая Степановича. Его жену и Лизу она не любит, те платятей взаимностью.

Обычный семейный обед тоже не несет Николаю Степановичу ничего, кромераздражения. Присутствуют жена, Лиза, две-три ее подруги по консерваториии Александр Адольфович Гнеккер — личность, внушающая профессору острую антипатию.Поклонник Лизы и претендент на ее руку, он бывает в доме ежедневно, но никтоне знает, какого он происхождения и на какие средства живет.

Продает где-точьи-то рояли, знаком со знаменитостями, судит о музыке с большим авторитетом —приживал при искусстве, делает для себя вывод Николай Степанович.Он с тоской вспоминаетпрежние, простые и веселые семейные обеды, угрюмо думает о том, что уже давно внутренняяжизнь жены и Лизы ускользнула от его наблюдения. Они давно не те, какими он знали любил их прежде.

Отчего произошла перемена — он не знает.После обеда жена,как обычно, упрашивает его съездить в Харьков, откуда родом Гнеккер, навести там справкио его родителях и состоянии.От чувства одиночества, от страха перед бессонницейНиколай Степанович выходит из дома. Куда идти. Ответ давно ему ясен. К Кате.

Толькоу Кати ему тепло и уютно, только ей можно пожаловаться на свое состояние.

Прежде,говорит он ей, у него было чувство короля, он мог быть снисходительным, прощал всехнаправо и налево. Но теперь в его голове день и ночь бродят злые мысли, приличные толькорабам. Он стал не в меру строг, требователен, раздражителен.

Вся его прошлая жизньпредставляется ему красивой, талантливо сделанной композицией, остается только не испортитьфинала, встретить смерть бодро и со спокойной душой. «Но я порчу финал…»УКати бывает еще один гость, филолог Михаил Федорович. Он, очевидно, влюблен в нееи не решается ей в этом признаться.

Он развлекает анекдотами из университетскойжизни, и его злословие также раздражает Николая Степановича. Разговоры об измельчаниинового поколения, об отсутствии идеалов у молодежи он прерывает резкими возражениями.Но про себя он чувствует, что злые, «аракчеевские» мысли владеют и его существом.

И к собеседникам, которых он сравнил со злыми жабами, его тянет снова каждыйвечер.Наступает лето, профессор с семьей живет на даче.Ночью по-прежнемубессонница, но днем вместо работы — чтение французских книжек.

Николай Степанович знает,что такое творчество и главное его условие. Чувство личной свободы. Его сужденияо литературе, театре, науке метки и точны. Но мысли о близкой смерти, теперь уже черезтри или четыре месяца, его не оставляют. Посетители бывают те же: швейцар, прозектор. Обедыс участием того же Гнеккера.Заезжает, чтобы прокатить профессора на своем шарабане,Катя.

Она понимает, что жизнь ее не складывается, что время и деньги уходят бесцельно.«Что же мне делать?» — спрашивает она. «Что ответить ей?» — размышляетНиколай Степанович. Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или«познай самого себя», но ведь эти общие и шаблонные советы вряд ли помогутв данном отдельном случае.

По вечерам на даче у Кати бывает все тот же МихаилФедорович, влюбленный и злословящий.

И Николай Степанович, прежде осуждавший нападкина университет, студентов, литературу, театр, сам теперь участвует в злословии.Бываютстрашные ночи с громом, молнией, дождем и ветром, которые в народе называются воробьиными.Одну такую ночь переживает и Николай Степанович.Он просыпается от страха внезапнойсмерти, не может совладать со своим безотчетным ужасом.

Вдруг слышатся не то стоны,не то смех. Прибегает жена, зовет его в комнату Лизы. Та стонет от какой-томуки, бросается отцу на шею. «Папа мой хороший… Я не знаю, что со мною…Тяжело!» «Да помоги же ей, помоги! — умоляет жена. — Сделайчто-нибудь!» «Что же я могу сделать. Ничего не могу», — размышляетотец.

«На душе у девочки какая-то тяжесть, но я ничего не понимаю, не знаюи только могу бормотать: — Ничего, ничего.

Это пройдет… Спи, спи…»Спустянесколько часов он у себя в комнате, все еще не спит, слышит стук в окно. Это Катя.И у нее в эту ночь какие-то тяжелые предчувствия. Она умоляет Николая Степановичазабрать у нее ее деньги и поехать куда-нибудь лечиться. После его отказа она унылоуходит.

Николай Степанович в Харькове, куда настойчиво посылала его жена. На сменусостоянию злости и раздражения пришло новое. Полного равнодушия.

Он узнает здесь, чтоо Гнеккере в городе ничего не знают, но когда приходит телеграмма от женыс сообщением, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой, он встречает известие равнодушно. Этоего пугает. Ведь равнодушие — паралич души, преждевременная смерть.

Утро застает егосидящим в постели в гостиничном номере, занятым все теми же неотвязными размышлениями.Ему кажется, что он понял причину той слабости, которая привела его накануне конца к злым,рабским мыслям, а потом к равнодушию.

Дело в том, что в его мыслях, чувствах, сужденияхнет общей идеи, или бога живого человека. «А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».Если нет чего-то общего, что связывало бы все в одно целое, достаточно было серьезногонедуга, страха смерти, чтобы все, в чем виделись смысл и радость жизни, разлетелосьв клочки.

Николай Степанович окончательно сдается и решает сидеть и молча ждать, чтобудет.Раздается стук в дверь, перед ним стоит Катя. Приехала, говорит она, просто так, роняетписьмо от Михаила Федоровича. Потом, бледнея и сжимая руки, обращается к НиколаюСтепановичу. «Ради истинного Бога скажите скорее, сию минуту. Что мне делать. …Ведь вы мойотец, мой единственный друг. Вы были учителем.

Говорите же, что мне делать?»НиколайСтепанович еле стоит на ногах, он растерян.

«По совести, Катя, не знаю… Давай, Катя,завтракать». Не получив ответа, она уходит — куда, не знает сама. И видитее, вероятно, в последний раз. «Прощай, мое сокровище!».

На нашем сайте Вы найдете значение «А. П. Чехов — Скучная История» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением А. П. Чехов — Скучная История, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «А». Общая длина 29 символа

Читайте также:  Доклад опера иван сусанин глинки по музыке

Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1396490-a-p-chehov—skuchnaya-istoriya/

Краткое содержание Скучная история в сокращении для читательского дневника — Чехов А. П

(1889г.)

Каждому грамотному человеку в России известно имя ученого, профессора медицины Николая Степановича. Это имя пользуется неизменным почтением и признательностью, а сам Николай Степанович – немощный старик, который неизлечимо болен. Ему осталось жить полгода (по собственному диагнозу) и в повести описывается жизнь обреченного человека.

Все, что раньше радовало профессора и приносило ему счастье, теперь только раздражает его.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Жена и дочь Лиза живут своими заботами, которые кажутся ученому мелочными. Его мучает бессонница. Он никогда не задумывался о загробной жизни, а теперь эти странные мысли приходят ему в голову. Работа доставляет ему мучение, коллеги кажутся ограниченными.

Единственный человек, который, кажется, его понимает – это дочь покойного товарища-окулиста Катя, которая выросла в семье Николая Степановича. Она совсем юная увлеклась театром и подалась в провинциальные актрисы. Жизнь потрепала ее, и, вернувшись домой, она утратила всякий интерес к своему существованию.

Женя и дочь профессора не любят Катю, а она отвечает им взаимностью. Николай Степанович всегда пытался помочь Кате и сейчас часто бывает у нее, хотя его и раздражает Катин поклонник филолог Михаил Федорович. А дома у профессора частым посетителем является Александр Адольфович Гнеккер, который с первой минуты не понравился Николаю Степановичу.

Гнеккер главный претендент на руку Лизы, но никто не знает, какого он происхождения и чем живет. Николай Степанович едет в Харьков, куда его послала жена, чтобы выяснить что-нибудь о Гнеккере, но никто и ничего о нем не знает. Из срочной телеграммы от жены профессор узнает, что Гнеккер с Лизой тайно обвенчались, но воспринимает это равнодушно.

Ему становится страшно, ведь равнодушие – смертельная болезнь души.

Жить профессору остается уже 3-4 месяца. Он вдруг понимает, что изначально у него не было конечного смысла в жизни, который бы объединял и подчинял все каждодневные стремления и поступки, они все были разрозненные.

Поэтому недуг и страх смерти разрушили все, чем жил Николай Степанович. Он решил сдаться и ждать смерти. Катя все время спрашивает его совета, как ей дальше жить, но у Николая Степановича нет ответа на этот вопрос.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3105

Источник: https://kritika24.ru/page.php?id=3105

А.П.Чехов. Скучная история (1889)

Обложка издания 1986 года, Правда

Лидия Чуковская вспоминала, как Ахматова сказала ей, «что герои Чехова лишены мужества«, а она «не любит такого искусства: без мужества«. Мандельштам писал о пьесе «Дядя Ваня»: «невыразительная и тусклая головоломка«, «мелко-паспортная галиматья«, «проба из человеческой «тины», которой никогда не бывало«, «владыка афинский Эак… из муравьев людей наделал. А и хорош же у нас Чехов: люди у него муравьями оборачиваются«. (Цит. по П.Л.Вайль, «Стихи про меня», Колибри, 2011, глава «Скучная история»)

Чеховская «Скучная история» с подзаголовком «Из записок старого человека» повесть о том, как человек шестидесяти двух лет, угасая от старости и болезни, постепенно теряет все связи с миром и вязнет в пустоте равнодушия.

Ее главный герой, Николай Степанович, человек некогда умный, талантливый и значительный: наука, статьи на пяти языках, важные знакомства по всему миру, лекции, ученики, семья, дети.

Он заслуженный профессор, «у него так много русских и иностранных орденов, что когда ему приходится надевать их, то студенты величают его иконостасом«.

Хорошая, удавшаяся жизнь-полная чаша, тот самый случай, когда человек может сказать: «если оглянуться назад, то вся моя жизнь представляется мне красивой, талантливо сделанной композицией.«

Вот только Чехов начинает рассказ с момента, когда все это отходит в прошлое, тает, превращаясь в мираж. Николай Степанович меняется, становясь не похож сам на себя. Извечный вопрос первичности: дух или тело? Здоровый дух здоровое тело, или в здоровом теле здоровый дух?

Назвать происходящее с Николаем Степановичем можно одним словом отчуждение. Он все сильнее отдаляется от людей, даже близких, теряя интерес к повседневности и к науке, составлявшей смысл его жизни.

Глядя на жену, недоумевает, неужели эта «старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха перед куском хлеба со взглядом, отуманенным постоянными мыслями о долгах и нужде, умеющая говорить только о расходах и улыбаться только дешевизне» некогда была тоненькой Варенькой, в которую он влюбился.

Мысли о выросших детях, офицере, которому надо высылать ежемесячно пятьдесят рублей содержания, и девице на выданье столь же тягостны.

Отчуждение Николая Степановича постепенно распространяется даже на прошлое. Камертон его отчужденности слова «приходилось водить ее в кондитерскую» о детстве дочери.

Он не может вспомнить любовь, с которой молодой, полный сил мужчина водил маленькую девочку есть мороженое и целовал по одному крохотные пальчики, выдумывая для каждого название «фисташковый… сливочный.

.. лимонный…».

Раньше Николай Степанович не любил злословия и «несправедливых суждений» о людях. Считал, что «Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей за то, что они не герои, может только узкий или озлобленный человек«. Но по мере усиления болезни сам становится все более мелочным, хоть и воспринимает такие мысли как токсичные:

Я хочу прокричать, что я отравлен; новые мысли, каких не знал я раньше, отравили последние дни моей жизни и продолжают жалить мой мозг, как москиты.

Николая Степановича беспокоит происходящая с ним перемена, он пытается себя одергивать. Но

Тепло, уютная обстановка и присутствие симпатичного человека возбуждают во мне теперь не чувство удовольствия, как прежде, а сильный позыв к жалобам и брюзжанию. Мне кажется почему-то, что если я поропщу и пожалуюсь, то мне станет легче.— Плохо дело, моя милая! — начинаю я со вздохом.

— Очень плохо…

Дольше всего у Николая Степановича сохраняется симпатия, теплая привязанность и живой интерес к Кате, дочери его товарища, о которой он заботился после его смерти. Катя резкая озлобленная женщина «нелегкой судьбы». Пыталась играть в театре, полюбила актера, тот ее бросил.

Жена и дочка Николая Степановича терпеть не могут Катю, Катя их в ответ ненавидит. Впрочем, похоже, примерно так же Катя относится ко всему остальному миру, «все они ничтожества» ее рефрен, который охотно подхватывает ухаживающий за ней филолог лет пятидесяти, Михаил Федорович.

Поначалу Николай Степанович, ужасаясь такому способу смотреть на мир, про себя именует их жабами.

Но несмотря на внимательность ученого естествоиспытателя, с которой он наблюдает за собственными изменениями и осознанность происходящего, Николай Степанович сам постепенно превращается в жабу, тоже принимаясь злословить:

…Я думаю о себе самом, о жене, Лизе, Гнеккере, о студентах, вообще о людях; думаю нехорошо, мелко, хитрю перед самим собою, и в это время мое миросозерцание может быть выражено словами, которые знаменитый Аракчеев сказал в одном из своих интимных писем: «Всё хорошее в свете не может быть без дурного, и всегда более худого, чем хорошего» /…/Темы для разговоров у нас не новы, всё те же, что были и зимою. Достается и университету, и студентам, и литературе, и театру; воздух от злословия становится гуще, душнее, и отравляют его своими дыханиями уже не две жабы, как зимою, а целых три. Кроме бархатного, баритонного смеха и хохота, похожего на гармонику, горничная, которая служит нам, слышит еще неприятный, дребезжащий смех, каким в водевилях смеются генералы: хе-хе-хе…

Вот на этой «жабе», когда я перечитывала «Скучную историю», у меня внезапно забрезжило понимание «Превращения» (1912) Кафки. Его герой, Грегор, однажды утром не может встать с кровати и открыть дверь: жуки, в одного из которых он превратился, оказывается, к этому совсем не приспособлены.

Грегор был кормильцем семьи. После его превращения они вынуждены пускать постояльцев. Изменившийся Грегор всем внушает отвращение. Лишь сестра через силу за ним ухаживает, но ее жалость быстро выдыхается от невыносимости ситуации.

В итоге Грегор умирает от гнилого яблока, застрявшего в сочленении одной из лап.

По сути, рассказ Кафки можно рассматривать как метафору происходящего в «Скучной истории», трактуя оба произведения как историю о превращениях, происходящих с людьми под воздействием старости и болезней. Жабы, жуки…

муравьи царя Эака, так возмутившие Мандельштама… Если в «Скучной истории» рассматривается процесс, то у Кафки оно предстает случившимся фактом. Кафку больше интересуют последствия, с которым персонажи рассказа вынуждены жить дальше.

Правда, выводы из кафкианской метафоры совсем уж не радостные.

Нет панацеи от распада личности с характером. Нет страховки от маразма с деменцией. Вопрос везения, на кого выпадут, а кого пронесет. И это всеобщее безусловное равенство пред жребием судьбы, случайной раздачей вариантов, чудовищно.

Не откупишься, что генератор случайных чисел выбросит, то и будет. И бесполезно искать рецептов, вроде «а если каждый учить по стиху, тогда склероза не будет».

Можно только перебирать объяснения, почему так происходит? За что такое случается? Чехов, например, за объяснение предлагает отсутствие общей идеи:

В моем пристрастии к науке, в моем желании жить, в этом сиденье на чужой кровати и в стремлении познать самого себя, во всех мыслях, чувствах и понятиях какие я составляю обо всем, нет чего-то общего, что связывало бы всё это в одно целое.

Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей, или богом живого человека.А коли нет этого, то, значит, нет и ничего.

При такой бедности достаточно было серьезного недуга, страха смерти, влияния обстоятельств и людей, чтобы всё то, что я прежде считал своим мировоззрением и в чем видел смысл и радость своей жизни, перевернулось вверх дном и разлетелось в клочья.

Кафка не предлагает ничего.

Чехову на момент написания «Скучной истории» было двадцать девять лет, и его еще не успела вымотать болезнь, от которой он умрет в сорок четыре года… Кафке, умершему в сорок, тоже двадцать девять.

Кажется, права Ахматова: в повести Чехова нет мужества, только скука, как в анекдоте про жизнь «вы только поглядите, чем она кончается!» Но в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» пожилая еврейка, которую переселяют в гетто, включает томик Чехова в число самого необходимого:

Много ли человеку нужно? Взяла несколько инструментов медицинских. Взяла твои письма, фотографии покойной мамы и дяди Давида, и ту, где ты с папой снят, томик Пушкина, «Lettres de Mon moulin», томик Мопассана, где «One vie», словарик, взяла Чехова, где «Скучная история» и «Архиерей».

И Вайль, рассказывая о стихотворении Бродского, посвященном Чехову, возражает тезису Ахматовой:

Но Бродский — совершенно иное. Его мужество — как раз чеховское. «Надо жить, дядя Ваня». Обратим внимание: не как-то по-особенному, а просто — жить. Это очень трудно. Еще труднее — понять это. Еще труднее — высказать. /…

/ О том и пишет Бродский. О мужестве перед лицом жизни, которая — в повседневном потоке своем — может предстать и очень часто предстает скукой.

Повесть была экранизирована польским режиссером Войцехом Хасом в 1982 году.

«Скучная история», 1982, кадр из фильма

О ранней повести Чехова «Драма на охоте» можно прочитать здесь.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a38034a168a91cdf13df1e7/5a550e99fd96b10400a8f398

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]