Анализ стихотворения пушкина во глубине сибирских руд 7, 9 класс

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 классАнализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс
Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

История написания

Стихотворное произведение «Во глубине сибирских руд» напрямую связано с важными событиями XIX века, которые происходили на территории России.

Пушкин обладал довольно тонкой и чувствительной натурой, из-за чего он просто не мог отгородиться от столь важного для его родной страны события. Речь идет о восстании отважных декабристов, которое произошло в 1825 году.

Отправленные в многолетнюю ссылку осуждённые люди были близкими товарищами успешного поэта.

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

Сегодня Сибирь совершенно иная, так как теперь этот край освоен и вполне пригоден для проживания. Но в XIX веке поездка в этот регион была равносильна поездке в Антарктиду. Это настоящий край света, откуда возвратиться домой было даже не сложно, а практически невозможно.

Сибирь больше походила на огромную колонию. Эта часть страны была полна всевозможного сырья, а добывать полезные ископаемые отправляли тех, кого просто не приговорили к смертной казни. Для поддержания внутреннего духа каторжников Пушкин передал им удивительное стихотворение вместе с женой одного из осуждённых.

Талантливый, вольнолюбивый и смелый поэт стремился снова вселить в давно отчаявшихся людей хоть немного веры и надежды на то, что их потомки обязательно оценят их героический поступок по достоинству.

Пушкин совершенно не боялся открыто называть своё имя и тем самым поднимать те темы, которые было неприлично обсуждать в кругу богатых личностей.

Одним из таких легендарных творений является произведение «Во глубине сибирских руд».

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

В далёком 1827 году стихотворение было впервые прочитано одним из каторжников. Пушкин самостоятельно поведал о своём творении. Он утверждал, что стих является своеобразным актом протеста и олицетворением внутренней силы всех людей того времени, которые в определённой степени имели отношение к происходящим в те года драматическим событиям.

Несмотря на то что Александр Пушкин сам был дворянином с солидным окружением, трагические происшествия обошли его стороной.

Но храбрый поэт не остался в стороне от человеческих страданий, он посочувствовал им и проявил своё отношение к происходящему самым доступным для него образом. Мысли поэта были чётко изложены на бумаге.

К огромному сожалению, его творение не сразу попало в намеченную цель. Долгожданную амнистию участники восстания получили только спустя 20 лет после выхода в свет произведения.

Характеристика работы

В своём произведении автор затрагивает тему памяти о незаконно сосланных на каторгу людях. Пушкин уверен в том, что именно вера способна в одночасье пробуждать в человеке положительные эмоции и даже радость, когда тот находится в кандалах.

Вымышленный герой произведения обращается к тем людям, которые вынуждены пребывать годами в заточении. Он пытается подбодрить пленников, что надежда непременно отыщет их даже в самом мрачном и глубоком подземелье.

Созданный поэтом герой уверен в том, что любые оковы не могут быть вечными.

Основная композиция изучаемого стихотворения условно делится на 2 категории:

  • Максимально кратко описаны люди, которые годами пребывают в темнице. Автор акцентирует внимание читателя на чистых мыслях заключённых.
  • Оптимистический взгляд в будущее пророчество персонажа произведения о скором освобождении пленных.

Созданный между этими двумя фрагментами переход отличается своей плавностью. Настроение читателя меняется от скорбящего до радостного. Произведение включает в себя четыре катрена, которые только дополняют содержание друг друга. Жанр стихотворения представляет собой послание, так как Пушкин адресует все свои слова иным лицам. Поэт использует в работе разные виды рифм:

  • Универсальную перекрёстную.
  • Классическая кольцевая.

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

Для полного раскрытия сюжета предназначены женские и мужские рифмы. Больше всего в стихотворных строках содержится метафор. Это языковое средство помогает талантливым поэтам «оживлять» абстрактные понятия. Для создания своеобразной сибирской атмосферы используются эпитеты, из-за чего они несут в себе мотив скорби и печали. А вот сравнение в тексте только одно, но оно занимает целую строфу.

Поэт также задействовал аллитерацию. К примеру, в первых строчках расположение слов с согласным «р» указывает читателю на непоколебимость духа каторжников, а также их огромную силу воли. Специалистами была сделана звукопись этого произведения, чтобы каждый желающий мог ознакомиться со строками работы Пушкина.

Тематика стихотворения

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

Произведение Пушкина «Во глубине сибирских руд» содержит глубокую идею, так как с помощью него автор стремится донести до читателя то, как важно быть верным любви и своим делам, которые должны быть нерушимы. Даже самые тяжёлые жизненные обстоятельства не могут сломать человека и заставить его забыть о своём мнении, чтобы беспрекословно подчиняться воле правительственных лиц.

Основный план поэта был основан на том, чтобы подбодрить всех участников восстания, сохранить дружество со старыми знакомыми.

Бедные люди могли в каторжных условиях только надеяться на то, что когда-нибудь ситуация изменится.

Тот, кто хоть раз прочёл это стихотворение и сделал разбор ключевых слов, обязательно понял, что терпение и вера в светлое будущее и надежда на лучшие условия жизни являются истинными эмоциями.

Восстание провалилось, что было понятно с самого начала. В те жестокие и своенравные времена положение в обществе было таковым, что шансы на положительный исход были просто исключены. Измученные тяжёлой судьбой люди всё это понимали, но они не отказались от своей смелой затеи. Их мысли и желания были чистыми, высокими, а гражданская позиция взяла верх над всем.

После всех произошедших событий Николай I вернул Пушкина из ссылки в Михайловском, а затем пригласил на беседу. По сей день никто не смог узнать, о чём они могли разговаривать так долго за закрытыми дверями. Поэт всегда отказывался отвечать на этот вопрос, а император тем более.

Только единожды Пушкин упомянул о том, что во время разговора Николай I был готов поклясться в том, что данная ему власть не принесёт вреда невинным гражданам. Он стремится дать своей стране прекрасное будущее, чтобы добиться процветания и стремительного развития огромной империи. А непревзойдённое творчество Александр Сергеевич Пушкина должно было ему в этом помочь.

Император действительно верил в то, что творчество поэта несёт в этот мир исключительно свет. Несмотря на то что талантливому поэту льстило столь снисходительное внимание царя, он так и не смог отказаться от своих убеждений.

Он не отрёкся от своих старых друзей и просто знакомых, которые были на каторге. Он регулярно отправлял им огромные посылки и писал подбадривающие стихи, чтобы их вера в лучшую жизнь не угасла.

Но порой каторжников окатывала настолько глубокая тоска, что они сомневались даже в том, настанет ли завтрашний день.

Написанное Пушкиным произведение имеет несколько интересных фактов:

  • Стихотворение написано в стиле послания близкому другу.
  • В работе поэт не пренебрегает применением сильных сравнений.
  • Новая творческая работа поэта написана в виде ямба. Все строчки рифмуются через одну.

Пушкин использует в тексте слова с буквой «р», так как это позволяет придать стихотворению больше решительности и твёрдости.

Отвага жён декабристов

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

Пушкин неоднократно говорил, что огромное впечатление на него произвело не само восстание каторжников, нерешительность повстанцев, а действия прекрасного пола. Именно хрупкие женщины настолько тронули ранимую душу поэта, что он подарил им прекрасное стихотворение, которое впоследствии покорило весь мир. В XIX веке крайне сложно было отказаться от привычной счастливой жизни ради любви.

Жёны декабристов стали настоящими изгнанницами. Они были вынуждены оставлять свои родные дома, положение в обществе и титулы. В итоге они неизбежно теряли прежнее уважение окружающих людей. Таким женщинам нельзя было нанимать прислугу, пользоваться своими богатствами, красивыми туалетами и дорогостоящими украшениями. Все эти жертвы были сделаны во имя настоящей любви.

Сила чувств к родному по душе человеку может быть настолько безграничной, что можно преодолеть все преграды и сложности на пути. Искреннюю любовь просто невозможно остановить, так как её не удержат обычные ограничения и трудности.

В своих работах великий поэт неоднократно наслаждался силой духа молодых девушек и женщин. И это было вполне оправдано, так как богатые дворянки пожертвовали ради своих мужей абсолютно всем и без раздумий уехали в сильный холод в Сибирь.

Только так женщины могли быть рядом со своими мужьями.

Автор легендарного произведения неоднократно говорил, что больше всего его покорила встреча с Марией Раевской. А ведь когда-то он так сильно любил эту женщину.

Стройная и нежная барышня, недотрога и скромница, одной из первых решилась отправиться в ссылку за своим любимым мужем. Мария Раевская была верной женой одного из основателей восстания. Она бескрайне гордилась, что едет в далёкую ссылку вместе с супругом С. Г.

Волынским. Её даже не испугало то, что её бедному мужу вынесли приговор, назначив двадцать лет каторги.

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

Читателю только стоит вдуматься в то, что настоящему дворянину, человеку из высшего общества предстояло провести много лет в жутком холоде, без комфортных условий, к которым он так привык с самого детства. Пушкин гордился тем, что когда-то испытывал настолько чистые и прекрасные чувства к женщине, у которой такой сильный дух и преданная любовь к своему супругу.

Анализ произведения

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

В 1825 году на огромной Сенатской площади в Петербурге произошло ранее невиданное вооружённое восстание, которое буквально разделило Россию на два временных отрезка. После этого был жестокий и несправедливый суд. Сразу пятеро человек было повешено, а вот остальных принудительно отправили в ссылку. Закованных в кандалы декабристов сослали в далёкую и холодную Сибирь на пожизненную каторгу. Это восстание всколыхнуло огромную России. До этого такого события ещё никогда не было, так как против власти царя выступили титулованные дворяне.

Пушкин хорошо знал многих каторжников. Он только по доле случайности не оказался в кругу тех, кто должен нести наказание за стремление к лучшей жизни в нечеловеческих условиях. Жёны декабристов многократно обходили различных чиновников, чтобы им разрешили отправиться с мужьями в ссылку. Некоторым из них удалось добиться намеченных целей.

Поэт был воодушевлён их смелостью и подвигом, благодаря чему он написал новое стихотворение. Произведение отвезла в ссылку жена одного из декабристов, которая отправилась к мужу. Стих в жанре лирики не попал в публикацию, но люди его передавали между собой. Через некоторое время декабрист Одоевский написал Пушкину ответ.

Письмо каторжанина имело небольшой размер, так как состояло всего из 16 миниатюрных строчек, но в них был вложен очень глубокий смысл. Пушкин уверен, что совершённый декабристами подвиг был ненапрасным, он тоже мечтал о том дне, когда Россия получит долгожданную свободу от тирана.

Во второй части четверостишья поэт пишет о надежде, а также о том, как важно верить в недалёкое светлое будущее. Даже у несчастья всегда есть верная сестра — надежда. Следующие строки повествования подробно описывают то, что поддержка верных друзей и любовь преданных жён позволяют человеку преодолеть все горестные препятствия на пути и достигнуть ранее намеченной цели.

Пушкин уверен, что в глубоких камерах рудников люди прочтут его стих и воспрянут духом.

Последнее четверостишье посвящено тому, что с невинных граждан снимут тяжкие кандалы, откроют двери всех камер и каторжане окажутся свободными.

Но на самом деле лишь немногие дожили до того счастливого дня, когда была объявлена амнистия. Декабристы вернулись домой старыми, измученными и тяжелобольными людьми. В живых смогли остаться только 34 человека.

Источник: https://nauka.club/literatura/vo-glubine-sibirskikh-rud.html

Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина

«Во глубине сибирских руд» – произведение, тесно связаное с русской историей, общественным движением первой половины ХІХ века. Оно изучается школьниками в 9 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Во глубине сибирских руд» по плану.

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во глубине сибирских руд.

История создания – произведение было написано в 1827 г. в поддержку сосланных в Сибирь декабристов.

Тема стихотворения – память о тех, кто за «дум высокое стремленье» очутился в ссылке; надежда на скорое освобождение.

Композиция – Стихотворение А. Пушкина – условно можно поделить на две части: рассказ о терпенье и надеждах людей, которые пребывают в Сибири и предсказание освобождения из «темницы». Формально стихотворение поделено на 4 катрена.

  • Жанр – послание.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, рифмовка в первой строфе перекрестная АВАВ, в остальных – кольцевая АВВА.
  • Метафоры – «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут».
  • Эпитеты – «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «свободный глас».
  • Сравнения – «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».
Читайте также:  Сочинение мое любимое занятие спорт

Для русской литературы первой половины XIX века актуальными были проблемы свободы, движений за нее. В творчестве А. С. Пушкина они занимают почетное место. Стихи поэта хранились в декабристских архивах, хоть сам он не был участником восстания. В декабре 1825 года Александр Сергеевич пребывал в ссылке в Михайловском.

В июле 1826 г. вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был Кюхельбекер, Рылеев, Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы.

В 1826 г. Пушкин вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург. Он всячески поддерживал друзей, пытался оправдать их действия. В это время он встречался с Николаем І, но даже после разговора с царем поэт не покинул друзей. Под угрозой ссылки он оправляет им письма со стихами.

Такая и история создания анализируемого произведения, написанного в 1827 г. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.

В произведении автор раскрывает тему памяти о тех, кто был сослан на каторгу за свои высокие стремленья. В связи с темой развивается идея о том, насколько важна поддержка друзей и крепкая надежда на освобождение. Поэт уверен, что надежда способна пробуждать в человеке радость и веселье даже, когда он находится в «темнице».

Лирический герой стиха обращается к людям, которые пребывают в заточении. Он не указывает, кем ему приходятся адресанты, создавая сборный образ людей, пребывающих «во глубине сибирских руд». Он уверен, что действия и помыслы заточенных обязательно дадут свои плоды.

Адресант пытается подбодрить пленников, говоря, что надежда найдет их даже в мрачном подземелье. За нею придут и любовь, и «дружество». Лирический герой уверен, что оковы не вечны, и когда они «падут», освобожденные снова смогут бороться за права, причем уже с поддержкой «братьев», которые были на свободе.

Композиция стихотворения условно делится на две части: краткое описание людей пребывающих в темнице, их высоких помыслов, пророчество лирического героя о скором освобождении каторжников. Переход между частями плавный, сопровождается переменами настроения от мрачного до радостного, возвышенного. Произведение состоит из четырех катренов, которые продолжают содержание друг друга.

Жанр анализируемого произведения – послание, так как автор адресует свои слова другим людям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием. Поэт использует разные виды рифмовки: перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Послание Пушкина пестреет художественными средствами. Тропы помогают поэту выразить свои переживания за друзей, поддержать товарищей в трудную минуту.

Больше всего в тексте метафор: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут», «свобода примет вас радостно у входа».

При помощи этого языкового средства поэт оживляет абстрактные понятия.

Эпитеты служат для создания Сибирской атмосферы, поэтому большинство из них мрачные: «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «оковы тяжкие».

Сравнение в тексте одно, но оно занимает целую строфу: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

В некоторых строфах используется аллитерация, например, в первых строчках нанизывание слов с согласным «р» указывает на непоколебимость духа каторжников, их силу воли: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье».

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 84.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/vo-glubine-sibirskih-rud.html

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд

«Во глубине сибирских руд» — это лирическое послание, адресованное декабристам, находящимся в ссылке в далекой Сибири. Александр Сергеевич написал его спустя год после восстания.

Среди отбывавших наказание было немало друзей поэта. Сам же он не участвовал в восстании лишь потому, что находился на то время в Михайловском, да и не знал о планах товарищей. К тому же, он даже не был осведомлен о том, что они являлись членами тайного сообщества.

Поэтому и воспринялись поэтом события декабря 1825 года как личная трагедия. Он глубоко сожалел о том, что не был в числе восставших. Однако, он оставался на своем месте, а друзья – в ссылке. И им, как никогда, требовалась моральная поддержка. В роли ее и выступало это стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича опубликовано оно не было. Но товарищи его получили это послание, благодаря своим смелым и решительным женам, отправившимися вслед за мужьями в Сибирь.

Поэт в своем обращении старается вселить в осужденных надежду и веру. Он разделял их взгляды и сам очень надеялся на то, что не напрасен был их подвиг. В своем стихотворении он говорит об этом еще в самом его начале. Он просит их хранить терпенье, ведь стремление их дум было высоко, а значит не может пропасть бесследно.

Поэт считал, что наверняка найдутся последователи этих стремлений. Восстание декабристов служило призывом к переменам, которые, хоть и не так скоро, но, все же произойдут.

Александр Сергеевич выражает свои надежды на это словами о том, что желанная пора настанет и придет свобода. Он пишет о том, что радостно встретят пленников братья. Здесь подразумеваются те люди, которые пойдут их стопами и доведут начатое до конца.

Причем, под свободой здесь следует понимать не только освобождение каторжников, но и общенародное освобождение от царского гнета.

Немногие из осужденный дожили до этого. Но послание им от поэта призвано было укрепить их дух и поддержать в тяжелой обстановке. Это стихотворение является примером верности друзьям, идеалам и ценностям, а также надеждой на лучшее и на то, что не пропадут благие труды и намерения даром.

Анализ стихотворения Во глубине сибирских руд Пушкина

Декабрьское вооружённое восстание на Сенатской площади в Петербурге  в 1825 году разделило историю России на «до» и «после». После был скорый на расправу суд. Пятеро были повешены, остальные сосланы в ссылку. И вот уже спешат телеги по этапу.

На них везут закованных в кандалы декабристов в далёкую Сибирь на пожизненную каторгу. Восстание всколыхнуло всю Россию.

До сих пор невиданное событие — не угнетённые крестьяне, а военные высокого ранга, титулованные родовитые дворяне выступили против политики царя.

Пушкин был лично знаком со многими из них. И только по счастливой случайности не оказался с ними на площади. Жены декабристов оббивают пороги чиновников, требуя разрешения поехать в ссылку к мужьям. Некоторым это удаётся.

Воодушевлённый их подвигом, через год поэт пишет это стихотворение, чтобы морально поддержать своих друзей, лишённых всех гражданских прав и привилегий. Его отвозит в ссылку жена одного из декабристов, которая отправляется к мужу.

Его не опубликовали, но люди передавали  из уст в уста. Декабрист Одоевский написал на него ответ.

Всего шестнадцать строчек, но как много в них вложено. Пушкин убеждён, что подвиг декабристов был не напрасным, не пропадёт идея освобождения России от тирана. «Дум высокое стремление» — высокие идеи просвещения народа.

Во втором четверостишии речь идёт о надежде, о том, что надо надеяться и верить в лучшие времена. У несчастья всегда рядом верная сестра — Надежда.

В третьем четверостишии Пушкин пишет о том, что любовь преданных жён, поддержка друзей преодолеют все препятствия на своём пути и достигнут цели. Поэт уверен — в каторжных норах Нерчинских рудников прочтут его стихотворение и воспрянут духом.

В последнем четверостишии поэт пишет, что с них снимут кандалы, откроют камеры, и выпустят на свободу. Но лишь немногие дожили до амнистии и вернулись домой старыми, больными людьми. Их осталось в живых тридцать четыре человека.

Жанр стихотворения можно определить как, дружеское послание. Пушкин любил этот жанр. Он использует сильные сравнения такие, как «скорбный труд», «гордое терпение», «каторжные норы». Чтобы придать стихотворению больше твёрдости и решительности, он использует слова с твёрдой буквой «р» — труд, гордое, затворы, руд, каторжные, терпенье.

Стихотворение написано любимым размером поэта — ямбом, строки рифмуются через одну. Легко, плавно читается, быстро запоминается.

7, 9, 10 класс, по плану кратко

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 класс

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Признание
    Стихотворение «Признание» Входит в сборник лирических произведений Николая Заболоцкого. Все знают и любят это стихотворение как музыкальное произведение, воспетое многими исполнителями. Знакомы Заболоцкого, утверждали,
  • Анализ стихотворения Бунина Собака
    Философское направление присутствует в произведения многих авторов и поэтов, и Бунин Иван Алексеевич не становится исключением. Наиболее заметно данное направление в его произведение «Собака». Нужно сразу же отметить,
  • Анализ стихотворения Баратынского Разуверение 8, 9 класс
    Стихотворение «Разуверение» относится к любовной лирике Евгения Баратынского. Сам поэт был довольно талантливой и загадочной фигурой литературы своего времени.
  • Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад
    Анне Ахматовой в 1959 году, которым датируется стихотворение «Летний сад», было семьдесят лет. Понятно, что в этом возрасте человек обращает свой взор не к текущим политическим, или культурным событиям, а к своему прошлому и личным воспоминаниям
  • Анализ стихотворения Блока Осенний день
    В стихотворении А.А. Блока «Осенний день», увидевшем свет в 1909 г., как и в прочих произведениях поэта, фигурирует образ обнищалой и угнетенной Родины.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/vo-glubine-sibirskix-rud

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Во глубине сибирских руд"

Анализ стихотворения Пушкина Во глубине сибирских руд 7, 9 классВыполняя анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд», нужно учитывать, что история создания этого произведения неразрывно связана с произошедшими в России событиями: декабрьским восстанием на Сенатской площади и казнью участников этого восстания. Это произведение — послание единомышленникам, друзьям, оказавшимся в сибирской каторге после неудавшейся попытки государственного переворота. Стихотворение, как и большинство других вольнолюбивых произведений Пушкина, распространялось в списках.

Два события подтолкнули Пушкина на написание этого произведения. Первое – годовщина восстания, и второе: он узнал об отъезде А.Г. Муравьевой. Велико было желание поэта поддержать людей, с которыми его связывала духовная близость, а с некоторыми из декабристов – дружба.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, но в нем присутствует идея гражданского долга. Тема стихотворения — дружба и свобода.

Послание написано эмоционально. Состоит из 4-х строф. Несмотря на эпитеты — скорбный, мрачный, тяжкие, каторжные, оно дышит верой в светлое будущее. В нем присутствует возвышенная лексика: оковы, свобода, глас.

В первой строфе поэт призывает осужденных на каторгу к терпению и вере в то, что все может измениться. В последующих строфах он показывает, какие могут произойти перемены: придет желанная пора; Любовь и дружество… дойдут сквозь мрачные затворы, и наконец,

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Когда Пушкин писал это стихотворение, он прекрасно понимал, что при существующей власти оно не может быть опубликованным в открытой печати. Своим посланием поэт стремился быть услышанным узниками царского режима. Он переживал от того, что в столь важный для страны день он не мог быть там, где была вся передовая молодежь Санкт-Петербурга.

Все стихотворение построено на антитезах, то есть, на противопоставлениях: скорбный труд – высокое стремленье, несчастье – веселье, каторжные норы – свободный глас, темницы – свобода.

Ритмика стихотворения изложенного четырех степным ямбом, придает произведению энергичность, бодрость. Стопы двухсложные с ударением на втором слоге. В стихотворении применена комбинированная рифмовка: в 1-й строфе – перекрестная, во 2 и 4-й – охватная, в 3-й строфе использована смежная рифмовка.

Возвышенной энергетике стихотворения способствует также ассонанс и аллитерация – особая звуковая организация текста, при которой повторяются гласные (при ассонансе) и согласные (при аллитерации) звуки.

Читайте также:  Сочинение на тему карманные деньги (рассуждение)

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Аллитерация на звук «р» придает произведению твердости и решительности.

Основная идея стихотворения направлена на будущее. Будущее общества, страны, каждого из декабристов в отдельности.

Была ли нужна эта жертва стране? В какие социальные катаклизмы вылилось развитие освободительного движения, растянувшееся на сто лет, ни Пушкин, ни декабристы, ни Герцен, которого декабристы разбудили, никогда не узнали. Они просто верили в то, что действовали во благо страны и порабощенного народа.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-vo-glubine-sibirskih-rud.html

Краткий анализ стихотворения «Во глубине сибирских…» по плану

История написания стихотворения

  • Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным для декабристов, которые потерпели неудачу при совершении государственного переворота, и были отправлены в ссылку в Сибирь.
  • Среди этих декабристов были близкие друзья Пушкина: Пущин и Кюхельбекер.
  • Подробнее читайте здесь

Тема

Главной темой стихотворения является то, что декабристы и их подвиг не забыты.

Подробнее здесь

Жанр

Жанр стихотворения — послание.

В нем поэт обращается к своим друзьям декабристам, которые находятся на каторге в Сибири.

Композиция

Композиция стихотворения состоит из двух частей:

  • описание тягот и невзгод, которые приходится терпеть заключенным,
  • предсказание скорого освобождения.

Лирический герой

  1. Лирическим героем произведения является сам автор.
  2. Его настроения меняются от печальных к восторженным.
  3. Подробнее здесь

Настроения произведения

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд…» настроение очень плавно меняется с мрачного на возвышенное.

В начале произведения поэт описывает тяжелое положение, в котором оказались декабристы. В конце он выражает надежду на скорое освобождение заключенных и радость этого момента.

Лексика

Лексика стихотворения довольно разнообразная. Главными ключевыми словами являются:

  • мрачные, подземелье, нора, глубина, тяжкие оковы, темница — так автор передает угнетающую атмосферу и положение заключенных;
  • надежда, бодрость, веселье, свобода, оковы падут, темницы рухнут — этими фразами и словами поэт описывает ощущение свободы.

Можно сказать, что в стихотворении используются простые для понимания слова, которые, в свою очередь, используются в более глубоких средствах художественной выразительности.

Метафоры

В стихотворении используются множество метафор.

Например, фраза «во глубине сибирских руд» не означает, что стихотворение обращено тем, что работает в рудниках. Это описание любой каторги в далекой Сибири.

  • «Скорбный труд» — здесь речь идет о неудавшемся восстании декабристов, из-за которого их сослали в Сибирь.
  • «Мой свободный глас» — речь идет о стихах Пушкина, который в то время уже был освобожден от ссылки.
  • Все метафоры здесь

Олицетворения

Текст произведения содержит следующие олицетворения:

  • надежда разбудит,
  • глас доходит,
  • свобода примет.

Эпитеты

В стихотворении присутствует множество эпитетов, которые придают ему большую эмоциональную окраску: гордое терпенье, скорбный труд, высокое стремленьемрачном подземелье, мрачные затворы, свободный глас.

Все средства художественной выразительности здесь

Звуковые приемы

  1. В стихотворении Александр Пушкина использует аллитерацию, а именно повторение буквы «р».

  2. Это придает стихотворению ощущения жесткости и помогает передать непоколебимость декабристов.

  3. Например:
  4. «…Храните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный труд…»

Рифма

В стихотворении используется рифма с ударением на второй слог.

То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный.

Стихотворный размер

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд…» написано четырехстопным ямбом с пиррихием.

Объяснение здесь

Рифмовка

В стихотворении используется 2 вида рифмовки.

  • в первой строфе (четверостишье) — перекрестная рифма АВАВ:

    «Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье…»

  • во всех остальных строфах — кольцевая рифма АВВА:
    «…Несчастью верная сестра,Надежда в мрачном подземельеРазбудит бодрость и веселье,Придет желанная пора…»

Место в творчестве поэта

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд…» имеет очень важное значение в творчестве поэта.

Во-первых, это одно из самых значимых произведений вольнолюбивой лирики в творчестве Пушкина. Так как в нем представлено торжество свободного разума над оковами заключенного.

Во-вторых, это стихотворение основано не на художественном вымысле, оно отражает реальную историческую ситуацию того времени.

В-третьих, с помощью этого произведения мы можем многое узнать об отношении поэта к декабристам, его друзьям, а также о его политической позиции.

Личное мнение

Возможно, поэт подозревал о том, что декабристов уже никогда не выпустят на свободу.

Он понимал, что они совершили очень тяжелое преступление против царя, и вряд ли он простит им это.

Но Пушкин не хотел признаваться им в этом. Наоборот, он был на стороне их идеалов, и он желал облегчить их душевные страдания.

Именно поэтому он написал им стихотворение «Во глубине сибирских руд…», в котором говориться, что декабристы не забыты, что все сделанное было не зря. И описал сладкий для них момент, когда они выйдут на свободу.

Он сделал это для того, чтобы утешить близких людей, которых он очень любил.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvorenija-pushkin/

«Во глубине сибирских руд…», анализ стихотворения Пушкина

Братство, сложившееся в стенах Царскосельского лицея, где учился Александр Сергеевич Пушкин, сохранилось до последних дней каждого из лицеистов. Неслучайно ежегодно 19 октября все выпускники Лицея собирались, если появлялась такая возможность.

А Пушкин почти на каждую годовщину писал очередное стихотворение.

Поэтому для него личной трагедией стало известие о восстании декабристов в 1825 году, когда на Сенатскую площадь вышли офицеры, в числе которых были и бывшие соученики — Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.

Когда основных участников восстания сослали в Сибирь, Пушкин проявил изрядную смелость и написал знаменитое послание «Во глубине сибирских руд…».

Многие товарищи поэта состояли в тайных обществах, но не посвящали в планы восстания Александра Сергеевича, который и так уже конфликтовал с властью и дважды бывал в ссылке.

Однако, когда его вызвали к самому Николаю I для личной аудиенции, Пушкин заявил, что если бы он 14 декабря 1825 года был в Петербурге, то «непременно встал бы в мятежное каре».

Своим стихотворением «Во глубине сибирских руд» молодой поэт хотел подбодрить сосланных декабристов, следуя лицейским традициям, мечтал поддержать их веру в окончательное торжество свободы.

Он обращается к декабристам как товарищ, который вынужденно остался на свободе, но по-прежнему разделяет их «дум высокое стремленье».

Написано это стихотворение было в годовщину декабрьского восстания — в начале января 1827 года.

Первоначальный вариант этого послания был размещен в семейном альбоме княгини Е. А. Ростопчиной. В дальнейшем поэт поменял вторую и третью строфы, и стихотворение еще больше озарилось надеждой, а любви и дружбе придавалось еще большее значение. В Сибирь попал второй вариант этого стихотворения: поэт переслал его с Александрой Муравьевой, которая уехала в Сибирь к мужу.

Послание написано высоким стилем: особую торжественность придают ему слова, записанные с заглавной буквы, — Надежда, Любовь, Свобода, Несчастье. Поэт понимал, что его друзья-декабристы, лишенные свободы, чести и достоинства, нуждаются, прежде всего, в моральной поддержке своих товарищей.

Именно поэтому Пушкин осмелился не только написать такое стихотворение, но и переправить его друзьям в Сибирь. Обращаясь к ним, поэт уверен: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».

Автор считает, что идеи декабристов все же найдут свое воплощение в жизни, ведь идея свободы является определяющей в творчестве Пушкина.

Тему свободы и верности декабристским идеям Пушкин сохранит в своих последующих стихотворениях: «Арионе», «Стансах», «Пророке».

Однако именно в стихотворении «Во глубине сибирских руд» наиболее ярко нашла воплощение мысль о героизме и мужестве. Отсюда такая лексика: «каторжные норы», «мрачные затворы», «свободный глас».

Поэт Александр Одоевский ответил на послание Пушкина стихотворением, в котором содержались строки, ставшие девизом революционеров начала ХХ века: «Из искры возгорится пламя!»

Утешая своих друзей, оказавшихся в Сибири, откуда многим уже не суждено будет вернуться, Пушкин написал: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы» .

Поэт был уверен, что о подвиге декабристов будут помнить последующие поколения, при этом выражал надежду, что судьба окажется к героям его стихотворения более благосклонной, чем правительство и царь: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа».

Только предсказанию этому не суждено будет сбыться: через четверть века немногие декабристы, пережившие ссылку, получат амнистию и вернутся домой больными и беспомощными стариками, лишенными титулов и дворянских привилегий.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
  • По произведению: «Во глубине сибирских руд…»
  • По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/766-vo-glubine-sibirskih-rud-analiz

Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина

  • «Во глубине сибирских руд…»
  • Интегрированный урок русского языка и литературы
  • (7 класс)

Е. В. Луговская, учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 8

      Тема урока: Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

  1.       Задачи урока:
  2.       Образовательные: познакомить учащихся с теми, кому адресовано стихотворение (декабристами), рассказать об исторической эпохе и связях поэта с декабристами, учиться работать с текстом, обучать лингвистическому анализу поэтического текста, закрепить знания учащихся о приёмах художественной изобразительности.
  3.       Развивающие: развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать поэтический текст.
  4.       Воспитательные: воспитывать стремление к сотрудничеству, сохранению дружбы, бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту.

      Место урока в учебном плане: один из трёх уроков по лирике А. С. Пушкина.

  •       Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, эвристическая беседа, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные задания.
  •       Оборудование: слайды с иллюстрациями и портретами, музыка, магнитофон, компьютер, тексты двух вариантов стихотворения, рабочие тетради.
  •       Ход урока:
  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Мы с вами, ребята, уже знакомились со стихотворениями А. С. Пушкина

о дружбе, которую поэт ценил превыше всего. Дружба – это родство мыслей,

чувств, родство идей. В одном из стихотворений А. С. Пушкин восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

   Он как душа, неразделим и вечен…

Вспомните эти стихотворения. «19 октября», «И. И. Пущину»

Сегодня мы попытаемся проанализировать ещё одно стихотворение –

послание Пушкина «Во глубине сибирских руд…», с точки зрения употребления языковых средств. Будем языковедами (лингвистами) Стихотворение было посвящено декабристам и написано в 1927 году

после поражения восстания военных полков, которыми руководили образованнейшие люди того времени. Кто же такие декабристы и против чего они выступили 14 декабря 1825 года?

  1. Сообщения учащихся, сопровождаемые показом слайдов и музыкой.

      1 ученик:

      Восстание декабристов. (1 слайд)

      14 декабря 1825 года в Петербурге была предпринята попытка политического переворота, известная как восстание декабристов. Это было выступление с целью свержения власти царя и отмены крепостного права. Оно было намечено на день коронации нового императора Николая Романова.

      Однако за несколько дней до восстания царя предупредили о преступных намерениях войск. Царь Николай I выставил против мятежников верные ему войска.

      Опасаясь, что волнение охватит толпу народа, царь приказал применить артиллерию.

      Восстание было жестоко подавлено. Пять заговорщиков повешены, около 100 обвиняемых осуждены на каторгу в Сибирь. Будущих каторжан выстроили во дворе крепости и, лишив дворянства и чинов, сожгли на кострах их мундиры и сломали шпаги.

      2 ученик:

      Пушкин и декабристы. (2 слайд)

      А. С. Пушкин был тесно связан со многими декабристами. Он состоял в переписке с вождём Северного общества К. Ф. Рылеевым.

      Активный участник и организатор восстания 14 декабря И. И. Пущин – его ближайший друг со времён Лицея.

      В. К. Кюхельбекер – его любимый «Кюхля» выступил на Сенатской площади с оружием в руках.

      3 ученик:

      Пушкин и декабристы. (3 слайд)

      Тесные дружеские связи соединяли Пушкина и группу заговорщиков Южного общества и его главу П. И. Пестеля, которому он дал высокую оценку: «умнейший человек во всём смысле этого слова»

      Можно смело сказать, что стихи Пушкина были активными участниками внутренней жизни заговора.

      «Рукописных экземпляров вольнодумческих сочинений Пушкина столько по полкам, что нас самих удивляло», – признавался один из вождей М. П. Бестужев-Рюмин.

  1.       4 ученик:
  2.       Смерть товарищей. (4 слайд)
  3.       Пять организаторов и руководителей восстания были казнены.
  4.       Пушкин тяжело переживает смерть товарищей.

      А. И. Герцен вспоминал, что после подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. Никто (кроме женщин) не смел показать своего участия, произнести тёплого слова о родных, о друзьях, которым ещё вчера жали руку» «Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства  и мучений…»

  •       5 ученик:
  •       Пушкин после поражения восстания декабристов. (5 слайд)
  •       Состояние Пушкина в это время самое мучительное.

      «Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна», — пишет он П. А. Вяземскому 14 августа 1826 года.

      В 1827 году поэт изливает душу в проникнутом болью и надеждой послании «Во глубине сибирских руд…»

      Ученик читает стихотворение наизусть.

      Личные обстоятельства жизни заставили его пойти на унизительный компромисс с самодержавием. Николай I решил воспользоваться особенным душевным состоянием поэта, чтобы привлечь его на свою сторону. Он возвращает Пушкина из Михайловского.

  1.       6 слайд: Фрагмент фильма о Пушкине.
  2.       7 ученик:
  3.       Послание «Во глубине сибирских руд…»
  4.       В глазах Пушкина гибель декабристов – это трагедия героев, с которыми он мог бы быть рядом.

      «Пушкин полон самого искреннего восхищения: он хотел передать мне своё послание, но я уехала в ту же ночь, и он передал его А. Г. Муравьёвой», — пишет М. Н. Волконская – жена декабриста.

      Стихотворение «В Сибирь» было написано в 1827 году и передано А.Г. Муравьёвой, добровольно последовавшей за мужем на каторгу. Привезённое ею послание глубоко тронуло декабристов и распространилось среди них в многочисленных списках.

      Как на фоне этих фактов общественной жизни можно оценить послание Пушкина?

  1. Беседа о настроении стихотворения.
  • Наша задача вникнуть в каждое слово, понять его сокровенный смысл.
  • Какими изобразительными и лексическими средствами Пушкин
  • описывает край изгнанников?
  • 1сторофа – сибирские руды;
  • 2 строфа – мрачное подземелье;
  • 3 строфа – мрачные затворы, каторжные норы;
  • 4 строфа – оковы падут, темницы рухнут.
  •       Что противопоставлено темницам?
  • 1 строфа – гордое терпенье, высокое стремленье;
  • 2 строфа – надежда разбудит бодрость и веселье;
  • 3 строфа – любовь и дружество;
  • 4 строфа – свобода.
  •       Вывод: Темницам, каторжным норам противопоставлены любовь, дружество, свобода (контекстуальные антонимы)
  •       Каково главное настроение стихотворения?
  • Выразить сочувствие, сопереживание с одной стороны, оптимистическое с другой ( вера поэта в победу свободы, в силу воли человека, способного во враждебных обстоятельствах остаться верным себе, друзьям, дум «высокому стремленью»)
  1. Лексическая работа с отдельными словосочетаниями с использованием толкового словаря.

  Найдите эпитеты в 1 строфе. Объясните их значение с помощью синонимов.

  1. «Гордое терпенье»
  2. достойное, аристократическое        высокомерное, спесивое
  3. Почему «скорбный труд»?
  4. тяжёлые, каторжные работы                                 горестное, печальное,
  5. на рудниках под землёй        трагическое их дело
  6. Почему «высокое стремленье»?
  7. возвышенное, благородное        приподнятое, торжественное
  8. Подумаем над значением некоторых слов.
  9.         Что значит оковы?
  10. кандалы        неволя, стеснение, рабство
  11. В 1829 г. действительно спали
  12. тяжёлые оковы: было разрешено
  13. снять кандалы
  14. Что значит: братья меч отдадут?
  15. шпага, сосланные декабристы                     меч – устаревшее слово, придаёт
  16. были разжалованы, и у них было                торжественность, высокопарность,
  17. отобрано личное оружие                                      значимость
  18.       Как связано с употреблённым Пушкиным словом «меч» устойчивое выражение «карающий меч»?
  19.       В слове звучит угроза: оно означает возмездие расплату, отмщение.

      Вывод: Большинство слов и выражений имеют как прямой, так и переносный смысл, что подчёркивает высокую степень родства поэта с идеями декабристов. С другой стороны Пушкин не может слишком откровенно выражать свои мысли, опасаясь цензуры.

  1. Чтобы понять всю глубину и трагичность стихотворения

попробуем сопоставить пушкинский текст с первоначальным вариантом стихотворения, помещённом в семейном альбоме княгини Е. А. Ростопчиной.

      Ученикам раздаются 2 варианта стихотворения. Чтение первоначального варианта стихотворения.

  • К изгнанникам…
  • Во глубине Сибирских руд
  •                                            Храните гордое терпенье;
  •         Не пропадёт ваш скорбный труд
  • И душ высокое стремленье.
  •    Любовь друзей дойдёт до вас,
  •     Проникнет в каторжные норы,
  •    Как сквозь железные затворы
  •      Мой скорбный достигает глас.
  •                                            Несчастью верная сестра,
  •        Надежда в мрачном подземелье
  •      Возбудит радость и веселье…

                                           Придёт желанная пора!..

  1.                                             Оковы тяжкие спадут…
  2.   Темницы рухнут, и свобода
  3.         Вас встретит радостно у входа,
  4. И братья меч вам подадут!
  5. Сопоставление 2х вариантов стихотворения
  6. Пушкинский вариант                первоначальный вариант
  7. «дум высокое стремленье»                            «душ высокое стремленье»
  8. выход во внешний мир: они          внутренний мир
  9. в то время властителями душ:
  10. ссыльным придана большая
  11. значительность и достоинство
  12. надежда разбудит                                          надежда возбудит
  13. растормошит, ей придана                             поднимет настроение
  14. большая энергия
  15. свобода примет                                                 свобода встретит
  16. большая величавость и
  17. торжественность
  18.         братья меч
  19. отдадут                                                            подадут
  20. возвратят отнятое,        передадут
  21. вернут оружие
  22. «Любовь и дружество»                                 «любовь друзей»
  23. могучий тандем, союзники,        лишь одна сила
  24. наделены большой силой,
  25. не дружба, а дружество с
  26. суффиксом  -еств- со значением
  27. собирательности (более
  28. могущественное, неодолимое)
  29. Ср.: общество, сотрудничество,
  30. студенчество, крестьянство  
  31.       В чём сила любви и дружбы?
  32.       Они позволяют пережить тяжёлые кризисные моменты жизни, дают силу, «даруют утешенье» Недаром друзей Пушкин называет братьями.
  33.       О чьей любви, прежде всего, говорит Пушкин?
  34.       О любви жён, последовавших за мужьями, отказавшихся от состояния, оставивших детей, пожертвовавших всем.
  35. затворы
  36. «мрачные»        «железные»
  37. эмоциональный эпитет         номинативное значение слова
  38. глас
  39. свободный                                                                скорбный
  40. уверенный, дерзостный        требующий утешения
  41.       Обратим внимание на композицию стихотворения.
  42.       Почему Пушкин поменял местами 2 и 3 строфы стихотворения?
  43.       Стихотворение ещё больше озаряется надеждой, любви и дружбе придаётся ещё большее значение, а поэт способен сохранять «свободный глас».
  44.       Вывод:
  45. Слово имеет огромное значение, Пушкин кропотливо работает над словом, выбирая наиболее значимое, весомое и точное.
  46. Первый вариант мог рассматриваться как наивное утешение, как обещание, смягчающее наказание, окончательный вариант – уверенное пророчество, твёрдая вера поэта в то, что «темницы рухнут» и свобода «радостно примет» его друзей.
  47.       Какой вариант более смелый?
  1. Рассмотрим стихотворение с точки зрения морфологических средств.
  • ( Ученик получает задание выписать из стихотворения все глаголы)
  •       Храните, не пропадёт, разбудит, придёт, дойдут, доходит, падут, рухнут, примет.
  •       Почему глаголы употреблены в данных формах?

      Использован глагол в повелительном наклонении: храните – утверждающий в вере, остальные употреблены в будущем времени. Свободный глас Пушкина обращён в будущее. Пусть не сейчас, не сразу, но позже произойдут перемены, которые освободят от унизительного рабства не только декабристов, но и весь народ, и «скорбный труд» первых защитников интересов народа не пропадёт даром.

  1.       Только ли о физической свободе идёт речь в стихотворении?
  2.       Пушкин имеет в виду и свободу нравственную, духовную, внутреннюю, свободу личности.
  3.       Недаром А. И, Герцен писал: «Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений, эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далёкое будущее…»
  4. Что вам помог понять сопоставительный анализ стихотворений?
  5.       Стихотворение содержит философское размышление о свободе, дружбе.
  6. Поэт верит в победу духа в человеке, его эмоциональную духовную свободу.

      Пушкин – человек большой души, высоко ценил истинную дружбу – родство мыслей, чувств, идей. Любовь и верность друзьям он пронёс от лицейской скамьи до последних дней.

  • Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что такое, на мой взгляд,
  • свобода?»
  • Приложение.
  •       Компьютерный вариант презентации, выполненный в программе Microsoft Power Point.
  • Литература.

      Гессен А. Во глубине сибирских руд. – Минск: Народная Асвета, 1978

      Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса./ Под редакцией В. Г. Маранцмана. – Санкт-Петербург, 2001

      Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: Наука, 1982

      Музей-квартира А. С. Пушкина./Сост. Н. И. Попова, Лениздат, 1989

      Чулков Г. Жизнь Пушкина. – М.: Республика, 1999

      Шведов С. М. Словарь синонимов русского языка для школьников. – Минск: Современное слово, 2003

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/01/spasitelnaya-sila-lyubvi-i-druzhby-v-stikhotvorenii-a-s

Ссылка на основную публикацию