В эпоху, когда складывались нравственные принципы и убеждения Тургенева, когда формировался Тургенев-гражданин, на первый план уже выдвигался вопрос об освобождении крестьян от крепостного права. Понемногу все громче и громче раздавались голоса, сначала намекавшие на необходимость такой реформы, затем советовавшие введение ее, а затем уже и прямо требовавшие подобной реформы. Тургенев обратил все свои усилия против самого позорного явления русской жизни – крепостного права.
Тургенев — прекрасный живописец русского мира, и задуманный им план, проходя с котомкой охотника по различным местам и закоулкам России, ознакомить нас со многими людьми и характерами,удался в полной мере. Это мы видим в «Записках охотника».
Какова история создания цикла рассказов «Записки охотника»? Первые рассказы из этого цикла увидели свет в конце 40-х годов XIX века, в то время, когда основы крепостного права держались крепко. Власть дворянина-помещика ничем не ограничивалась, не контролировалась.
Как человек, Тургенев видел в крепостничестве высшую несправедливость и жестокость; в силу этого, и разумом и сердцем Тургенев ненавидел крепостное право, которое для него было, по его собственному выражению, личным врагом. Он дал себе известную «Аннибаловскую клятву» не складывать никогда оружия против этого врага.
Выполнением этой клятвы и стали «Записки охотника», которые являются не только общественно-значимым произведением, но и обладают большими достоинствами с литературно-художественной точки зрения.
В 1852 году «Записки охотника» впервые были выпущены отдельным изданием.
Какую главную цель преследовал И.С.Тургенев про создании этого произведения? Главная цель «Записок охотника» — обличение крепостного права. Но подошел автор к реализации своей цели оригинальным способом.
Талант художника и мыслителя подсказали Тургеневу, что во главу угла надо ставить не предельные случаи жестокости, а живые образы. Именно таким образом художник достучится до русской души, до русского общества. И ему удалось это сделать в полной мере.
Эффект от художественного произведения оказался полным, потрясающим.
«Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 рассказов, иначе их называют очерками, из жизни крепостных крестьян и помещиков.
В некоторых рассказах автор «мстит» своему врагу (крепостному праву) очень осторожно, в других он совсем забывает о враге, и помнит только о поэзии природы, о художественности бытовых картин. Следует заметить, что рассказов такого рода немало.
Из двадцати пяти рассказов усмотреть прямой протест против крепостничества можно в следующих: «Ермолай и Мельничиха», «Бурмистр», «Льгов», «Два Помещика», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание».
Но и в этих рассказах в деликатной форме выражается этот протест, таким несущественным элементом является он наряду с чисто художественными элементами рассказов. В остальных рассказах не слышится никакого протеста, они освещают стороны помещичьего и крестьянского быта.
Главная тема «Записок охотника» — судьбы крестьянства в эпоху крепостного права. Тургенев показал, что крепостные — это тоже люди, что они тоже находятся во власти сложных душевных процессов, им присуща многосторонняя нравственная жизнь.
Главная мысль «Записок охотника» — это «мысль о достоинстве человеческом», о гуманности. Крепостная зависимость — это зло, она отделяла крестьян непроходимой пропастью от остального человеческого общества, вообще от умственной культуры. Крестьянину приходилось собственными силами и в своей собственной среде искать удовлетворения насущным запросам человеческой души.
Кругом — люди или равнодушные или враждебные ему. Рядом с ним такие же «униженные и оскорбленные», как и он сам. Всякий, кто сколько-нибудь по своим способностям и природным наклонностям выдавался над темной средой, должен был чувствовать глубокое, мучительное одиночество.
Не с кем отвести душу, некому поверить глубокие чувства, вложенные так некстати в сердце крепостного.
В чем заключается характерная особенность этого масштабного произведения Тургенева? Прежде всего, необходимо отметить полный реализм «Записок охотника». Реализм этот составляет основу творчества Тургенева. По справедливому указанию Белинского, Тургенев не сумел бы художественно обрисовать характер, которого он не встречал в действительности.
Такой склад творчества дал возможность Тургеневу раскрыть общечеловеческую сущность крестьянской души и нарисовать два основных крестьянских типа: Хоря и Калиныча. В рассказе «Бежин луг» он указал и в детской среде те же два основных типа: Павлуша – будущий Хорь, Ваня – Калиныч.
Изобразив всесторонне крестьянство и помещичью среду, Тургенев сделал крупный шаг вперед по направлению к реализму, в сравнении с величайшим из предшествовавших ему реалистов – Гоголем. Но Гоголь видел действительность в своем преломлении. Тургенев же ту же действительность умел рассмотреть всесторонне, и у него жизнь разворачивается во всей ее полноте.
И при таком полном, всестороннем освещении жизни Тургенев проявляет в «Записках охотника» совершенную объективность.
«Записки охотника» не представляют все же прямого нападения на крепостное право, но наносят ему жесточайший удар косвенно. Тургенев изображал зло таковым не с явной целью бороться с ним, но потому, что видел его отвратительным, возмущающим чувство человеческого достоинства.
Следствием его реализма и объективности и является изображение в «Записках охотника» типов положительных и отрицательных, привлекательных и отталкивающих, как в крестьянской среде, так и в помещичьей. При этом Тургеневу необходимо было обладать высокой степенью наблюдательности.
Подобную наблюдательность отмечал в Тургеневе и Белинский, который писал, что талант Тургенева – наблюдать явления и передавать их, пропуская через свою фантазию, но не опираться при этом только на фантазию.
Благодаря своей наблюдательности, Тургенев обрисовывал до мельчайших подробностей своих действующих лиц и их облик, как нравственный, так и внешний, во всем, что было характерного для них и в одежде и в манере выражаться и даже в жестах.
«Записки охотника» обладают высоким художественным достоинством. Они представляют полную и яркую картину русской жизни, изображенной так, как она и проистекала перед автором.
И эта правдивая картина приводила читателя к мысли о несправедливости и жестокости, господствующих по отношению к народу. Крупное художественное достоинство «Записок охотника», помимо их беспристрастности, заключается и полноте нарисованной в них картины.
Освещены все типы современной Тургеневу России, обрисованы и привлекательные и отталкивающие лица, охарактеризованы и крестьяне и помещики.
Внешним достоинством «Записок охотника» является та сила влияния, которое они оказывают на читателя, благодаря языку, которым они написаны, и, особенно, живости и красоте описаний.
В качестве примера таких описаний можно указать сцену пения Якова Турка; читатель вместе с автором переживает все, что навеяло на слушателей это пение, и нельзя не поддаться поэтическому обаянию воспоминаний о лебеде, навеянного на автора пением Якова.
Не менее поэтичны и сильны по своему воздействию на душу читателя описания, встречающиеся в рассказах «Свидания», «Бежин луг», «Лес и степь».
Все достоинства «Записок охотника», как художественного произведения, в связи с высокогуманными идеями, которыми проникнуты рассказы, обеспечили им прочный успех не только у современников Тургенева, но и у последующих поколений.
Источник: https://DetskiyChas.ru/school/turgenev/zapiski_ohotnika_analiz/
Туршенев И.С. "Записки охотника". Краткий анализ
Рассказы Ивана Сергеевича Тургенева, вошедшие в сборник «Записки охотника», печатались в 1847-1851 годах в журнале «Современник». В 1852 году рассказы были выпущены одним изданием.
Тема, проблема, идея и значение произведения
При знакомстве с рассказами, которые входят в сборник «Записки охотника», выделить основную идею и тему, объединяющую все произведения, несложно.
Любовь к родной земле и к своему народу прослеживается уже с первых строк, и этой любовью пронизаны все рассказы цикла.
Тургенев, показывая человеческие качества, характеры и образы крестьян, преследовал главную идею, объединяющую все рассказы цикла, которая заключалась в разоблачении уродливости крепостничества, выражении своего протеста против него.
Для того, чтобы раскрыть основную идею цикла, писатель затрагивает тему жизни крепостных крестьян, их нравственные и духовные качества.
На фоне оскудения духовных и нравственных качеств дворянства картины, описанные Тургеневым в его рассказах, выглядят особенно ярко.
То есть основная идея заключалась не только в выражении протеста и разоблачении пороков крепостничества, но и в том, чтобы показать моральное и духовное превосходство крестьян над своими господами.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В цикле рассказов «Записки охотника» Тургенев поднимает несколько важных проблем:
- проблема крепостного права. Эта проблема является центральной, все остальные проблемы вытекают из основной.
- проблема человека, который неукоснительно выполняет свой служебный долг. Эта проблема связана с образом главного героя. Писатель говорит о том, что человек, выполняющий все обязанности, становится изгоем. Его ненавидят и боятся.
- проблема неукоснительного следования своим жизненным принципам и причины, которые вынуждают отступить от этих принципов.
- проблема взаимоотношения человека, следующего своим обязанностям, с другими людьми.
Жанр, сюжет, композиция
В сборнике «Записки охотника» есть рассказы, которые тяготеют к сатире, так как в этих произведениях звучит антикрепостническая тема, но при этом присутствует лирическое описание природы, которую Тургенев очень любил. «Записки охотника» — это лирические рассказы с элементами сатиры.
В цикле рассказов «Записки охотника» представлена целостная картина России, которая освещена поэтическим отношением Тургенева к родной земле, размышлениями писателя о настоящем ее народа и его будущем. В этом произведении писатель не предлагает ярких сюжетных линий с активным действием.
Большое внимание уделяется портретным характеристикам, привычкам, манерам и вкусам героев рассказов. Однако общий сюжет в цикле рассказов все же есть. Рассказчик совершает путешествие по России, однако география этого путешествия необширна – это Орловская область.
По пути рассказчик встречается с различными людьми, в итоге вырисовывается картина российского быта.
Замечание 1
Расположению рассказов в книге сам автор придавал большое значение. В результате появилась не просто подборка тематически однородных рассказов, а единое произведение, внутри которого действуют закономерности, присущие образной взаимосвязи очерков.
Цикл рассказов открывается двумя тематическими фразами, каждая из этих фраз включает три рассказа. Сначала идут вариации на народную тему: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода».
Затем следует тема разоряющегося дворянства: «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы вновь развивают тему народа, однако в них появляются мотивы вредного влияния крепостного права на души людей.
В следующих рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжается тема дворянства, но уже в обновленном варианте.
Первый рассказ цикла «Записки охотника» называется «Хорь и Калиныч». Здесь автор выступает в роли зрелого мастера народного рассказа.
В этом рассказе определился своеобразный крепостнический пафос всего сборника, в котором изображаются сильные, мужественные, яркие характеры.
Существование этих характеров превращало крепостнический строй в унижение и позор России, в явление, которое несовместимо с достоинством человека.
В рассказе «Бурмистр» автор разоблачает разрушительные экономические последствия цивилизаторской деятельности. Постепенно в книге происходит развитие художественной мысли о нелепости крепостнического уклада.
Основными особенностями книги «Записки охотника» являются:
- место действия в рассказах – сельская Россия;
- главным героем рассказов является крестьянство;
- присутствует сквозной образ рассказчика-охотника;
- главной темой является патриотическая тема
- главная идея рассказов – антикрепостническая.
Система персонажей и их характеристика
Как считает большинство исследователей, носителями наиболее характерных особенностей русского национального характера являются крестьяне Хорь и Калиныч.
Хорь – оброчный крестьянин. Это сильный, крепкий мужчина преклонных лет. Он трудолюбив, обладает обширными знаниями, наблюдателен, прозорлив. Хорь олицетворяет собой стойкость русского крестьянина, его неиссякаемую энергию.
Реальным прототипом Хоря был крепостной крестьянин, который отличался проницательностью, мощью и необыкновенным радушием. Крестьянин знал грамоту, и Тургенев прислал ему свой рассказ.
В рассказе Хорь является человеком «положительным, практическим», а Калиныч, его близкий друг, относится к числу людей мечтательных и восторженных, что проявляется в его трепетном отношении к природе.
Рассказчик является помещиком и страстным охотником, который путешествует по России с ружьем и верной собакой, много общается с крестьянами. Отличается доброжелательным, скромным, мягким характером, очень любит природу.
Крепостной крестьянин Ермолай – бездельник, ни на что не способный. Его помещик все прощает ему из-за способности Ермолая к охоте и рыбной ловле. Ермолай добродушен, нетерпелив, любит выпить. Не уделяет своей семье и хозяйству внимания. Дворовые считают его чудаком, который постоянно попадает в различные передряги.
Бирюк – суровый, ответственный лесник. Неукоснительно исполняет свои обязанности. Бирюк пережил страшное предательство со стороны своей жены, которая сбежала с другим, бросив своих детей. Несмотря на мрачную внешность, Бирюк отличается отзывчивостью, милосердием и добротой
Барский кучер Моргач не отличается ни добротой, ни чрезмерной злобой. Когда-то ему повезло: попав в приказчики, Моргач получил свободу и разбогател.
Героиня рассказа «Ермолай и мельничиха», Арина, не пытается вызвать у засидевшихся гостей чувства жалости.
Но рассказчик понимает, что причиной для переживаний женщины являются помещица, которая не дала разрешения выйти девушке замуж за Петрушу, и мельник, который ее выкупил.
Для героини рассказа «Петр Петрович Каратаев» крепостной девушки Матрены, любовь помещика является серьезным испытанием.
Молодой помещик Аркадий Павлович Пеночкин. В прошлом был офицером. Отличается тем, что искренне заботится о своих подданных. Воспитан, рассудителен, доброжелателен.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/turshenev_i_s_zapiski_ohotnika_kratkiy_analiz/
Анализ цикла "Записки охотника"
Социально-психологические произведения занимают одно из самых важных мест в русской литературе, поскольку благодаря такого рода произведениям читатель может не только поразмышлять о своем месте в жизни, истории, подумать о том, в чем смысл существования, но и получить сильнейшее побуждение бороться, проявлять героизм, побеждать.
Делая анализ цикла «Записки охотника» Тургенева, мы убедимся, что этот художественный труд как раз относится к ряду упомянутых выше произведений. Однако анализ цикла мы начнем с того, что познакомимся с детством и семьей автора, потому что такие детали помогут нам понять, что побудило его приступить к написанию этого замечательного сборника.
Коротко о семье Тургенева и его детстве
Итак, как мы отметили, очень важно сначала разобраться, каких взглядов на жизнь придерживался автор и на чем строилось его мышление. Только после этого стоит читать сам сборник и, тем более, анализировать его.
Семья Ивана Сергеевича Тургенева была состоятельной, родители были дворянами. Однако в браке отец с матерью счастливы не были. Отец, в конце концов, бросил семью, и дети остались на попечении матери.
Хотя материально семья ни в чем не нуждалась, юный Иван Тургенев сильно переживал и его детство выдалось тяжелым. Кроме того, его мама была воспитана так, что ее характер можно назвать сложным, хотя она много читала и была значительно просвещена в разных вопросах.
К сожалению, мать Тургенева не только физически наказывала своих детей, но и жестко относилась к крепостным.
Этот исторический фон очень помогает более точно сделать анализ цикла «Записки охотника», поскольку мы понимаем, что любовь к русским литературным трудам была привита юному Ивану Сергеевичу именно Варварой Петровной, которая помогла полюбить сыну таких писателей, как: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Жуковский и Карамзин.
Крепостное право в «Записках охотника»
Кроме матери, большое влияние на становление будущего писателя оказал его камердинер, который был крепостным. Надо сказать, что в общем тема крестьян весьма интересовала Ивана Сергеевича.
Многое он увидел своими глазами, многое передумал.
Крепостные постоянно были навиду у ребенка, и живя деревенской жизнью, Тургенев наблюдал за порабощением простого народа, за издевательствами и тяжелой жизнью обычных тружеников и земледельцев.
Когда Тургенев вырос, он постоянно находился в разъездах по стране, продолжал наблюдать за тем, как живут и работают крепостные. И это ключевая деталь в анализе цикла «Записки охотника», ведь благодаря этим факторам Тургенев решил написать сборник рассказов, о котором мы сейчас говорим.
Почему Тургенев назвал цикл именно так?
Надо сказать, что сам автор был страстным охотником. Порой Тургенев по многу дней был увлечен своим любимым делом, и многие километры с ружьем в руках и охотничьей сумкой за спиной он гонялся с дичью.
А сколько раз обхожены им Тульская, Орловская, Тамбовская, Калужская и Карская губернии! Что дали ему эти походы и путешествия? Безусловно, автор «Записок охотника» свел знакомство со многими людьми, большая часть из которых была самыми простыми крестьянами.
Они делились с ним своими впечатлениями, рассказывали о родных краях, что-то советовали.
Мы сейчас проводим анализ цикла «Записки охотника», поэтому говорим о том, что легло в основу его содержания. Да, Тургенев без стеснения общался с простым людом, с бедняками и простыми земледельцами. Он смотрел на них не как на рабов, а как на таких же людей. Он не разделял их по положению, и хотел, чтобы общество было именно таким.
Так и родился цикл «Записки охотника», куда вошли рассказы Тургенева о том, что ему удалось увидеть и услышать.
Но самое главное, идея единства народа и желание уравнять людей в обществе по социальному признаку четко прослеживаются в нити повествования.
Обратите внимание, например, на то, кто автором был выбран в качестве прототипа главного персонажа. Это спутник по охоте — простой крестьянин Афанасий.
Важные детали анализа «Записки охотника»
Год выпуска «Записок охотника», как самостоятельного художественного произведения — 1852. В состав сборника вошло двадцать пять рассказов, некоторые из которых можно назвать очерками.
И в каждом из них развиваются новые события, в каждом свои герои.
Но красной нитью через все повествования проходит тема русской природы — как сильно нужно любить её и тех людей, которые живут на этой земле.
Цикл отличается поразительным самобытным авторским стилем. Все описано простым и лаконичным языком. Тургенев практически не дает своей оценки тому, что происходит, не драматизирует события и опускает лирику.
Дух сборника — истинный реализм, а о трагедии крепостных Тургенев пишет особенно, и не укроется от читателя, как больно смотреть на страдания простого народа автору.
Он превозносит и глубоко уважает простого русского крестьянина с благородной душой и высокой моралью.
Благодаря тому, что мы провели анализ цикла «Записки охотника», вы можете лучше понять суть произведения, замысел автора и его главную тему. Надеемся, статья оказалась для вас полезной. по теме:
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-cikla-zapiski-ohotnika
Анализ сборника рассказов "Записки охотника" Тургенева
Писалась книга в течение трех с половиной лет за границей, во Франции. Позже в «Литературных и житейских воспоминаниях» автор признавался, что он, не создал бы «Записок охотника», если б остался в России. Он не то что писать — жить не мог, находясь рядом со своим «врагом», которым было крепостное право и с которым еще в молодые годы дал клятву «бороться до конца».
Таким образом, отъезд Тургенева, помимо прочих причин, наглядно продемонстрировал верность писателя своим убеждениям.
Однако, как совершенно справедливо пишет Б. Зайцев, «Записки охотника» — это «поэзия, а не политика». Тем более что сам Тургенев не принимал патриотическое словоблудия. Он был по сути своей поразительно русским человеком, глубоко понимающим Россию, чувствующим ее очарование и красоту.
Мир, погруженный в голубую безбрежность и земное безмолвие деревенской России, — таким представлялся образ родины художественному воображению писателя. Особенно явственно это просматривается в рассказе Касьяна о Красивой Мечи, об оставленных им родных местах.
Открывшаяся нашим глазам зелено-голубая ширь и высь, вбирающая и отражающая естественное величие земли и неба, — все то, что называли мы природой, — одушевленная людьми, подобными тургеневским Стёпушкам, Сучкам, Ермолаям, Касьянам, Филофсям, Калинычам — и есть явленный в «Записках охотника» образ родины, созерцаемой их автором из своего отдаления с непреходящей любовью и обожанием.
Воплощенный в тургеневском цикле образ Родины открыл и русской, и мировой литературе художника, наделенного редким духом воображения, почерпнутого из долгого, тесного контакта природы и человека. Самое чарующее в Тургеневе — это когда он самые простые состояния природы окутывает дымкой поэзии.
В «Записках охотника» «лепечут» и «запотевают» листья, «шушукается» тростник, «звенит крыльями» птица, в тумане «нежится» дерево, тихо мигает, «как бережно несомая свечка «, звезда, русская летняя ночь полна «томительного запаха «, а утро «шорохов и шелестов «, облака напоминают «опустившиеся паруса » и падает под топором кудрявое дерево, словно человек, «кланяясь и расширяя руки «.
Поэтическое вдохновение автора «Записок охотника «, почерпнутое в природе, питает тургеневский утонченный эстетизм, сближающий его с пластичностью и метафорической изысканностью литературы серебряного века. Многое в воссозданном Тургеневым зелено-голубом мире рождало чувство восторга, красоты и веры в гармонию человеческого мироздания.
Одним из оснований этой веры для самого Тургенева являлось ощущение полной слитности простого человека, крестьянина с природой, взаиморастворенности их жизней. Таков Фома Бирюк, о котором можно сказать, что он не просто лесник, а дух леса.
О тургеневском же Касьяне будет верным заметить, что этот «странный старичок» был самый настоящий лесной Хозяин — Леший, принявшийся морочить охотника, уводить от него дичь.
И ведет он себя в лесу, как в родном доме, по-свойски: ходил «проворно», «передразнивал, перекликался» с птицами.
Не преминул появиться в чаще леса и один из «лешачат», личиком своим поразительно схожий с лицом Хозяина: девочка Аннушка с кузовком грибов в руке.
Взаимосвязь человека и природного мира у Тургенева может быть и глубоко психологической. Так связаны между собой образ угасающего, переходящего в ночь вечера и судьба Арины в рассказе «Ермолай и Мельничиха», женщины с «большими и грустными » глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.
Однако какой бы драматичной ни казалась человеческая судьба, какой бы многослойной и сложной она ни была, Тургенев тем не менее стремится показать, что мироздание устроено все-таки прекрасно. Основанием этой мысли в «Записках охотника» является утверждение жизни всеобщей — «крепкой, мудрой, счастливой жизни природы», ее естественного хода.
Героев «Записок охотника» объединяет общее жизнечувствование — жить всем существом в каждой данной минуте, отдаться стихийному течению жизни, подчиниться тем неизменным условиям, «которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву» (Толстой).
Это обусловливает в них необыкновенную цельность духа, которой лишен, по Тургеневу, человек, выпавший из природы.
Таковым сознавал он себя самого и людей своего сословия и видел духовное здоровье русской нации в ее приобщении к народному мирочувствованию, которое, считал писатель, поможет преодолеть страдания, ощущение человеком своего одиночества, слабости, осознание им собственного ничтожества, страха перед природной вечностью.
Духовную опору для современного человека Тургенев видел прежде всего в таких близких народу понятиях, как терпение, смирение, кротость, умение страдать — без слез и жалоб переносить свою тяжкую долю, понятиях, тесно связанных с православной верой и в первую очередь с образом Христа. Так, Лукерья ( «Живые мощи «) наделена абсолютной цельностью духа, питаемой религиозной верой. Обреченная на неподвижность, она находит силы переносить свою беду в смирении и в безграничном терпении.
Цельность духа героев «Записок охотника «, какими бы они ни были разными: будь то практичный Хорь или мечтательный Калиныч, жалкий Стёпушка и загадочный Касьян, живучий как трава в поле Ермолай и суровый, исполненный долга Бирюк — делает их равными, всех одинаково гармоничными.
Вместе с тем в центре внимания писателя оказалась и социальная сторона жизни крестьянства России и русского общества в целом. «Записки охотника» были прямой и честной прозой, наполненной отголосками и свидетельствами нужды и бедствия народа.
Но главной мыслью Тургенева было то, что крестьянин не является хозяином своей судьбы. Тем самым он выносил приговор своему «врагу » — жестокой, унижающей человека крепостнической действительности.
Нестерпимой болью за попранное достоинство, погубленную жизнь пронизан рассказ «Ермолай и Мельничиха «.
Жестокий произвол хозяйки крепостной Арины (в ней угадывалась Варвара Петровна), отказывающей принадлежащим ей рабам в личном счастье, обрекает ее не только па публичный позор, несвершение любви, разлуку с возлюбленным, потерю ребенка, но и на тихое угасание жизни в этой немногословной, грустной, красивой женщине.
Другой герой Тургенева — Стёпушка ( «Малиновая вода «) попросту вычеркнут из жизни: «никто не знал о его существовании».
В отличие от Стёпушки, дворовый Сучок ( «Льгов «) не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом.
Правда, как после выясняется, в реке господской «и рыбы-то нету «. Тургенев рассказывает не только об обессмысленной жизни героя, но, как и в случае с Ариной, о жизни, загубленной по произволу хозяйки.
Нищенской, полной страданий жизнью живет Фома-богатырь.
Крепостничество обрекло его и на судьбу «волка-отшельника «, «душегубца «, «кровопийца «, «зверя «, люто ненавидимого крестьянами, разоренными до крайности, пухнувшими с голодухи.
И оно же обрекает Бирюка намучительный разлад с самим собой, невыносимые душевные метания. Сознающий горькую долю крестьян, он тем не менее ревностно служит своему делу.
Тургенев предположил и возможный исход судьбы Бирюка. В «Бежином луге» мальчик Павлуша рассказывает о том, как «в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, и теперь слышно, как его душа жалобится». Не об этой ли участи говорит Фоме пойманный им крестьянин: «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать!».
Так в «Записках охотника» возникает «хоровая судьба» народа, воспетая Яковом Турком, отправившая многих крестьян, подобно Касьяну с Красивой Мечи, по миру бродить, правду искать, да мечтать о благословенных землях, где живет «человек в довольстве и справедливости». А пока не найдены «теплые моря» с птицей Гамаюн, крестьянин вынужден существовать с полутыкиными и пеночкиными, под безжалостной властью «крепи», не имея права на достойную жизнь.
Но Тургеневу, несмотря на всепроникающий характер крепостничества, судьба народа представлялась исполненной высокого смысла. Убежденный в том, что в русском человеке таится зародыш будущих великих дел, он развивал в «Записках охотника» аналогичную своим настроениям мысль В. Белинского о народе — почве, хранящей жизненные соки развития.
Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. — 3-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2010
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/analiz_sbornika_rasskazov_zapiski_okhotnika_turgeneva/41-1-0-84
Тургенев, Анализ произведения Записки охотника, План
Анализ произведения
Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, размышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа. Тут нет сцен истязаний, но именно обыденные картины крепостнической жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя.
В этом произведении автор не предлагает нам ярких сюжетных ходов с активным действием, а большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам героев.
Хотя общий сюжет все же присутствует. Рассказчик совершает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область.
Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина российского быта.
Тургенев придавал большое значение расположению рассказов в книге. Так появляется не простая подборка тематически однородных рассказов, а единое художественное произведение, внутри которого действуют закономерности образной взаимосвязи очерков.
«Записки охотника» открываются двумя тематическими «фразами», каждая из которых включает в себя три рассказа. Сначала даны вариации на тему народного характера — «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода».
В следующих трех рассказах развивается тема разоряющегося дворянства — «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников».
Следующие рассказы: «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи» — снова развивают тему народа, но в них появляются и все более настойчиво звучат мотивы разлагающегося вредного влияния крепостного права на души людей, особенно это ощущается в очерке «Льгов».
В рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжена тема дворянства, однако в резко обновленном варианте. В «Бурмистре», например, представлен тип помещика новой формации, здесь же дан образ барского слуги.
В «Конторе» даны курьезные итоги перенесения старых дворянских привычек хозяйствования на новые формы общественных учреждений и новые типы конторских служителей из крестьян.
В очерке «Бирюк» описан странный, загадочный человек, олицетворяющий собой могучие стихийные силы, которые пока неосознанно бродят в душе русского человека.
В следующих далее восьми рассказах тематические фразы смешиваются, и происходит своеобразная тематическая диффузия. Однако в самом конце цикла элегическая нота двух рассказов о дворянине Чертопханове сменяется народной темой в очерках «Живые мощи» и «Стучит».
В «Записках охотника» изображается провинциальная Россия, но ощущается мертвящее давление тех жизненных сфер, которые тяготеют над русской провинцией и диктуют ей свои условия и законы.
Первый рассказ данного цикла называется «Хорь и Калиныч». Автор-рассказчик знакомится с помещиком Полутыкиным, страстным охотником, который приглашает его к себе в имение, где знакомит со своими крестьянами, которых достаточно высоко ценит.
Первый персонаж — Хорь, в образе которого заложен определенный типаж, довольно распространенный в народе. Хорь хорошо был знаком с практической стороной дела, в его поступках и работе просматривается здравый смысл.
Он находится в положении крепостного крестьянина, хотя у него есть возможность откупиться от своего барина.
Его приятель Калиныч является полной его противоположностью. У него когда-то была жена, а сейчас живет один. Охота стала смыслом его жизни, давая ему возможность контактировать с природой.
Герои по-разному смотрят на жизнь, воспринимают различные ситуации, даже манеры их абсолютно противоположны.
Автор не идеализирует крестьян. Тургенев увидел в народных типажах людей здравого смысла, трагедия которых состоит в том, что они не могут реализовать свои таланты и возможности. Хорь много видел, знал и хорошо понимал психологию людских отношений.
«Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую умную речь русского мужика». Но читать Хорь не умел, а Калиныч — умел, но он лишен был здравого смысла.
Эти противоположности в реальной жизни не противоречат друг другу, а дополняют и тем самым находят общий язык.
Здесь автор выступил как зрелый мастер народного рассказа, тут определился своеобразный крепостнический пафос всей книги, изображавшей сильные, мужественные, яркие народные характеры, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с национальным достоинством русского человека.
В очерке «Хорь и Калиныч» характер помещика Полутыкина набросан лишь легкими штрихами, вскользь сообщается о его пристрастиях к французской кухне, а также упоминается о барской конторе.
Но отнюдь не случайной оказывается эта стихия.
В очерке «Контора» представлены подобные французские пристрастия в образе помещика Пеночника, а разрушительные последствия данной стихии показаны в рассказе «Бурмистр».
В данном произведении беспощадно разоблачаются разрушительные экономические последствия так называемой цивилизаторской деятельности верхов. Их манера хозяйствования подрывает основы труда крестьянина на земле.
В очерке «Два помещика», например, рассказывается о хозяйственной деятельности одного важного петербургского сановника, который решил засеять маком все свои поля, «так как он стоит дороже ржи, поэтому сеять его выгоднее».
С деятельностью этого сановника перекликается хозяйствование на земле помещика Пантелея Еремеевича Чертопханова, который начал перестраивать крестьянские избы по новому плану.
Кроме того, приказал всех своих подданных пронумеровать и нашить каждому на воротнике его номер. В подобных бесчинствах провинциального помещика видны другие поступки всероссийского, государственного масштаба.
Здесь автор намекает на деятельность Аракчеева — организатора крестьянских военных поселений.
Постепенно в книге развивается художественная мысль о нелепости векового крепостнического уклада. Например, в рассказе «Однодворец Овсяников» дана история превращения неграмотного французского барабанщика Леженя в учителя музыки, гувернера, а затем и в русского дворянина.
В «Записках охотника» есть рассказы, которые тяготеют к сатире, так как в них звучит антикрепостническая тема.
Например, в рассказе «Льгов» говорится о крестьянине по прозвищу Сучок, который за свою жизнь служил у господ кучером, рыболовом, поваром, актером в домашнем театре, буфетчиком Антоном, хотя его настоящее имя было Кузьма. Имея несколько имен и прозвищ, личность оказалась полностью обезличенной.
Разные судьбы, сочетаясь и перекликаясь с другими, участвуют в создании монументального образа крепостного ига, которое оказывает губительное влияние на жизнь нации.
Данный образ дополняет и усиливает природа. Через всю книгу красной нитью проходит безжизненный пейзаж. В первый раз он появляется в очерке «Хорь и Калиныч», где упоминается об орловской деревне, расположенной рядом с оврагом. В рассказе «Певцы» деревня Колотовка рассечена страшным оврагом прямо по середине улицы.
В очерке «Бежин луг» заблудившийся охотник испытывает «страшное чувство», попав в лощину, похожую на котел с пологими бокалами. Образ страшного, проклятого людьми места неоднократно появляется в повести. Пейзажи подобного рода концентрируют в себе вековые народные беды и невзгоды, связанные с русским крепостничеством.
Данное произведение лишено патриархального благообразия, так как в нем затронут всероссийский социальный конфликт, а также сталкиваются и спорят друг с другом два национальных образа мира, две России — официальная, мертвящая жизнь, и народно-крестьянская, живая и поэтическая. Кроме того, все герои тяготеют к двум разным полюсам — мертвому или живому.
В создании целостного образа живой России активную роль также играет природа. Лучшие герои этого произведения не просто изображены на фоне природы, но и выступают как ее продолжение. Таким образом достигается в книге поэтическое ощущение взаимной связи всего живого: человека, реки, леса, степи.
Душой этого единства является личность автора, слитая с жизнью народа, с глубинными пластами русской культуры.
Природа тут не является равнодушной к человеку, наоборот, она очень строга в своих отношениях с ним, так как она мстит ему за слишком бесцеремонное и рациональное вторжение в ее тайны, а также за чрезмерную смелость и самоуверенность с ней.
Особенность национального характера раскрывается в рассказе «Смерть», где перечисляются трагические истории о смерти подрядчика Максима, крестьянина, мельника Василя, разночинца-интеллигента Авенира Соколоумова, старушки-помещицы.
Но все эти истории объединены одним общим мотивом: перед лицом смерти в русском человеке проявляются сердечные струны. Все русские люди «умирают удивительно», так как в час последнего испытания они думают не о себе, а о других, о близких людях.
В этом заключается источник их мужества и душевной выносливости.
Многое привлекает писателя в русской жизни, но и многое отталкивает. Однако есть в ней одно качество, которое автор ставит очень высоко, — это демократизм, дружелюбие, живой талант взаимопонимания, который не истребили из народной среды, а только, наоборот, заострили века крепостнического права, суровые испытания русской истории.
Имеется в «Записках охотника» еще один лейтмотив — музыкальная одаренность русского народа, который впервые заявлен в «Хоре и Калиныче». Калиныч поет, а деловитый Хорь ему подпевает. Песня объединяет в общем настроении даже такие противоположные натуры. Песня является тем началом, которое сближает людей в радостях и горестях жизни.
В очерке «Малиновая вода» у персонажей есть общие черты: все они неудачники. И в конце очерка на другом берегу незнакомый певец затянул унылую песню, которая сближает людей, так как через отдельные судьбы ведет к общерусской судьбе и роднит тем самым героев между собой.
В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» среди полей слышен скорбный напев, который зовет в путь-дорогу, прочь от земли, где царят неправда и зло, в страну обетованную, где все люди живут в довольстве и справедливости.
В такую же страну зовет героев песня Якова из рассказа «Певцы». Здесь поэтизируется не только пение Якова, но и та духовная связь, которую его песня устанавливает в очень разных по положению и происхождению персонажах. Яков пел, но вместе с ним пели и души людей, окружающих его. Песней живет весь Притынный кабачок.
Но Тургенев является писателем-реалистом, поэтому он покажет, как такой порыв сменяется душевной депрессией. Далее следует пьяный вечер, где Яков и весь мир в кабачке становятся совершенно другими.
В сборнике имеются рассказы, проникнутые особым лиризмом. Например, «Бежин луг» по изяществу резко отличается от других новелл данного цикла. Автор много внимания уделяет здесь стихии природы. Путешественник ближе к вечеру сбился с дороги и решил выбрать себе ночлег.
Выходит на костер, горящий возле реки, у которого сидят крестьянские ребятишки, пасущие коней. Охотник становится свидетелем их разговора. Он в восторге от тех народных повестей, с которыми он познакомился при этом.
Интересен рассказ Кости о Гавриле, слободском плотнике, который столкнулся с русалкой. Он пошел навстречу ей, но внутренняя сила остановила его, он положил крест, после чего она перестала смеяться и заплакала, сказав: «Убиваться же тебе до конца дней».
Здесь сатанинская сила побеждена крестным знамением, но она способна внедрить в человека печаль.
Заканчиваются «Записки охотника» очерком «Лес и степь». Здесь нет героев, но есть тонкое лирическое описание природной стихии, красоты природы и бытия человека в ней. Эти две противоположности не теснят, не мешают, а взаимно дополняют друг друга.
И лес, и степь вызывают восторг у путешественника, они ему одновременно нравятся. Человек должен тоже гармонически вписаться в природу.
Очерк проникнут жизнеутверждающим оптимистическим настроением, так как все это важно для здорового существования людей.
Таким образом, центральный конфликт данной книги сложен и глубок. Бесспорно, социальные антагонизмы здесь обрисованы довольно остро. Безусловно, бремя крепостничества ложится в первую очередь на плечи крестьянина, потому что именно ему приходится терпеть физические истязания, голод, нужду и духовные унижения.
Однако Тургенев смотрит на крепостное право с более широкой, общенациональной точки зрения, как на явление, мучительное одновременно и для барина, и для мужика. Он резко осуждает жестоких крепостников и сочувствует тем дворянам, которые сами оказались жертвами крепостнического ига.
Ведь совсем не случайно пение Якова Турка вызывает из глаз Дикого Барина «тяжелую слезу».
У Тургенева национально русскими чертами наделены не только крестьяне; русскими по натуре являются и некоторые помещики, избежавшие растлевающего влияния крепостного права.
Петр Петрович Каратаев не менее русский человек, чем крестьяне. Национальные черты характера подчеркнуты и в моральном облике Чертопханова. Он помещик, но не крепостник.
Такова же Татьяна Борисовна, патриархальная помещица, но в то же время простое существо, с «прямодушным чистым сердцем».
Автор видит живые силы нации как в крестьянской, так и в дворянской среде. Восхищаясь поэтической одаренностью или, наоборот, деловитостью русского человека, писатель приходит к выводу о том, что крепостное право противоречит национальному достоинству, и в борьбе с ним должна принять участие вся живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.
План
1. Тема народного характера и народа.
2. Тема разоряющегося дворянства.
3. Мотивы разлагающего влияния крепостного уклада на души людей.
4. Сюжеты, герои, ситуации.
5. Основные художественные принципы в изображении народного характера и быта: контрастность высокого и будничного, безобразного и прекрасного, силы и бессилия.
6. Специальные средства художественной выразительности: пейзаж, световая и цветовая гамма.
На этой странице искали :
- записки охотника анализ
- тургенев записки охотника анализ
- анализ записки охотника
- записки охотника тургенев анализ
- записки охотника анализ произведения
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/turgenev-analiz-proizvedeniya-zapiski-oxotnika-plan.html
Общая характеристика творческой биографии И.С. Тургенева. Идейно-художественное значение цикла «Записки охотника». Анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Бежин луг»
Многие произведения Тургенева на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились актами острой идейно-эстетической борьбы.
В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, появившиеся в его последних произведениях.
Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX веков был преимущественно «историческим»: питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева была далеко от культа взвинченного слова, столь популярного в XX веке.
Тургенева всегда отличал интерес к философии – в частности, к философии Гегеля. Позже он соединился со страстной жаждой творчества. Ещё в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием Бенедиктова.
Интерес к поэзии у Тургенева не угасал даже тогда, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.
В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг. 2) 1848-1861 гг.
3) 1862-1883 гг.
Первый период (1836-1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участие писателя в деятельности «Натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нём можно выделить два этапа: 1836-1842 гг.
– годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. – время напряженных творчески поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшие с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях.
В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние Белинского.
Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 годам.
В 1843 происходит его знакомство с Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма – «Параша», которая и привлекла к нему внимание критика.
В том же году произошло его знакомство с Полиной Виардо: любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений.
В 1844-1847 годах Тургенев – один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е очень широк: из под его пера выходят лирические стихотворения, поэмы, пьесы.
Но самое примечательное в этом периоде – повести и рассказы («Три портрета», «Андрей Колосов» и др.).
Второй период (1848-1861)- самый счастливый для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла. В этот же период был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева.
В начале 1847 Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в «Современник» свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г. Позже были изданы 13 новых произведений из того же цикла. Сильно жизнь Тургенева изменила смерть Белинского в 1848 году, и революции во Франции и Германии того же года.
- Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказал, появилось в 1852 году.
- В 1850-е Тургенев – писатель круга «Современника», но программные и эстетические установки новых критиков и публицистов журнала – Чернышевского и Добролюбова – были несовместимы с эстетическими взглядами писателя.
Повод к разрыву – публикация статьи «Когда же придёт настоящий день?» Некрасова, извращающий главные идеи романа «Накануне».
Третий период – 1862-1883 – начался с двух ссор – с журналом «Современник» и «молодым поколением», после публикации «Отцов и детей». Резкая критика снизила скорость его работы над произведениями, и последние две его работы – «Дым» и «Новь».
Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е годы изменился и расширился. 1860 – он дополняет «Записки охотника» новыми рассказами. Над загадочными явлениями в жизни людей Тургенев рассуждал в его «стихотворениях в прозе».
Он, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая её наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить самые сокровенные мысли и чувства.
Главное, что отличало Тургенева от писателей-моралистов (Достоевского и Толстого) – «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения».
В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями – циклом «стихотворений в прозе».
«Записки охотника»
«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашёл новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования.
В книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа рассказов – встречи, наблюдения, впечатления писателя-охотника. Весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям.
Большинство произведений – социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть.
Главное открытие цикла – душа русского крестьянина. Крестьянский мир Тургенев показал как мир личностей, весомо дополнив недавнее открытие Карамзина. Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировав помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения.
«Охотник» не столько рассказывает о том, что с ним случилось, сколько маскирует её: он просто рассказывает о том, что видео и запомнил – и всё, будто забывая, что он сказал, и никак не связывая с тем, что скажет.
Тургенев сравнивая, сопоставляя, систематизируя, разрабатывает тему такого размаха, о котором до него говорил только Гоголь. В «Записках» Тургенев часто прибегает к приёму сопоставления времён – старого и нового.
Оценка автора проста – прошлый век был веком разврата и наглого самоуправства. А о дворянстве нового века автор размышляет на страницах этой книги.
- Но картины внутридворянских отношений играли в «Записках» подчинённую роль: они были нужны, поскольку помогали исследовать главную вину дворянства – вину перед народом.
- Белинский объяснял успех «Хоря и Калиныча»тем, что в этом очерке Тургенев «зашёл к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не находил», Хорь, с его практическим смыслов и практической натурою, с его грубы, но крепким и ясным умом… — тип русского мужика, умевшего создавать себе значащее положение при обстоятельствах весьма «неблагоприятных».
Хорь был рационалист, человек положительный и практический. Калиныч же был мечтательным романтиком и идеалистом. Хорь прекрасно обустроился, завёл большую семью, накопил денег, ладил с барином и прочими властями. Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как.
Когда-то у него была жена, которую он боялся, а детей не было вовсе. Хорь насквозь видел господина Полутыкина, а Калиныч благоговел перед своим господином. Калиныч стоял ближе к природе, он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей, пчелы ему давались.
Хорь же был ближе к обществу.
Стоило более или мене внимательно присмотреть к Хорю, чтобы сразу же стало ясно, насколько этот неграмотный крестьянин превосходит своего господина Полутыкина именно в интеллектуальном отношении, и насколько бессмысленны разговоры о дворянской опеке над мужиком.
Хорь относился к нему с едва скрытым презрением, так как понимал его никчёмность. Вывод напрашивается сам собою: единственно, в какой помощи действительно нуждались умные и практичны Хори, — это в освобождении от Полутыкиных, то есть в освобождении от крепостной зависимости.
«Бежин луг»
Повествование ведётся от лица автора, охотника, который июльской ночью на охоте сбился с дороги и заблудился. Эта проходит на Бежином луге, где у костра в ночном собрались крестьянские дети.
Лейтмотив рассказа – гармоническое единство крестьянских детей и природы. Природа по Тургеневу – неиссякаемый источник поэтической и творческой силы, потому что в ней много таинственного и непознанного. Чудесные истории, которые рассказывают мальчики, отражают приметы реальной крестьянской жизни и поэтический вымысел маленьких сочинителей.
Их манера речи отражает возраст и характер каждого и вместе с тем что-то общее, свойственно крестьянскому восприятию мира. Полнее других в рассказе представлен Павлуша. С ним связано и то утверждение Тургенева, что в простом крестьянском мальчике воплощена русская незаурядность, крепкая надежда и отвага. Павел по-особому выделен в повествовании.
Мальчики прислушиваются к его суждениями; именно он вселяет веру в силы света над мраком.
Неожиданность и краткость сообщения о его гибели в конце рассказала вносят ноту пронзительной боли и сожаления.
39. Место И.С.Тургенева в развитии русского романа. «Отцы и дети» как роман идейных споров середины 19 века. Базаров и проблема «нигилизма» в трактовках современной Тургеневу литературной критики («Базаров» Писарева, «Нигилизм в искусстве» Ап. Григорьева).
«Романический» аспект ощущался в творчестве Тургенева уже в «Записках охотника»: именно в рассказах этого цикла проявился интерес Тургенева к мировоззрению и психологии современного человека, мыслящего, страдающего, страстного искателя истины. Тургенева заинтересовали «русские Гамлеты» — тип дворянина-интеллектуала, захваченного культом философского знания в 1830-х – начала 1840-х, прошедшего этап идеологического самоопределения в философских кружках.
Источник: https://infopedia.su/10x6ec9.html