- Кассиль Лев.
- Название: «Кондуит и Швамбрания».
- Жанр: роман.
- Тема произведения: детство.
- Число страниц: 324.
- Главные герои и их характеристика
- Рассказчик. Весёлый и наблюдательный мальчик. Выдумщик
и фантазёр. Смелый и решительный. Озорник. - Оська. Младший брат рассказчика. Старается быть
похожим на брата. - Отец. Доктор. Строгий, но справедливый.
- Мать. Добрая, любящая.
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Взросление мальчиков происходит на фоне революционных
событий в стране. Они учатся взрослой жизни, умению принимать важные решения,
ответственности и чести.
Сюжет – краткое содержание
- Рассказчик и Оська выдумывают страну Швамбранию,
в которую играют целыми днями. - Герой взрослеет, его стригут налысо и отправляют
учиться в гимназию. - В гимназии правит кондуит, и нарушивших этот
закон строго наказывают директор и учителя. - Происходит революция, свергают царя, а директора
гимназии выгоняют. - Приходят новые учителя, происходит ещё одна
революция, в городе появляется комиссар. - Наступают трудные времена, тиф, голод, и ребята
решают отменить Швамбранию.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод со срезанием электрических звонков с
дверей жителей города. Даже фараон, приставленный земским, не смог уследить за
последним звонком, ведь его срезал сын земского.
План произведения для пересказа
- Пропавшая королева.
- Выдуманная страна.
- Двоюродный брат Митя.
- Лето на даче.
- Гимназия.
- Электрические звонки.
- Скачки на коне.
- Революция.
- Смена директора.
- Лето в деревне.
- Раздатчик сахара.
- Тиф.
- Увлечение театром.
- Конец Швамбрании.
- Главная мысль
- В трудные времена дети взрослеют раньше, а фантазия помогает
им лучше приспособиться ко взрослой жизни. - Чему учит эта книга
Этот роман учит верить в лучшее, не сдаваться, бороться с
неприятностями. Учит воспитывать стойкость и упорство. Учит фантазировать и
выдумывать. Учит тому, что трудные времена приходят и уходят, а люди остаются.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравилась эта книга, а больше всего мне запомнились
порядки, которые царили в гимназии. Они были очень страшными, детей никто не
уважал и не считал за личности. За малейшую провинность их наказывали.
- Новые слова и выражения
- Вандал – варвар, разбойник, разрушитель.
- Манифест – указ, программа действий.
- Синематограф – кинотеатр.
- Пословицы к произведению
- Сталь закаляется в огне, а человек – в трудностях.
- Всё, что ни делается, – всё к лучшему.
- Умным и смелым трудности не страшны.
- Жизнь прожить – не поле перейти.
- Каков характер, таковы и поступки.
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/kassil-lev-konduit-i-shvambraniya-ch/
Краткое содержание «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля
В этой книге Львом Кассилем, описываются самые яркие и незабываемые моменты своего детства, которое пришлось на период первой Мировой войны и революции.
Живёт в городе Покровске семья доктора. В этой семье есть двое мальчишек – Ося и Лёля. Как все дети они любят иногда проказничать. Так, играя в очередной раз папиными шахматами, они потеряли чёрную королеву.
Отец в наказание посадил их на так называемую «скамью подсудимых», стоящую в углу. Сидя на скамейке, братья придумали новую вымышленную страну, в которую потом играли много лет.
Итак, Великое Швамбранское государство было открыто 8 февраля 1914 года.
В этой стране были свои законы, свои жители, которые воевали с такими же выдуманными странами. Мальчишками даже была нарисована карта Швамбрании, в виде зуба, рисунок которого Оська увидел на кабинете зубного врача. Сами они стали называть себя швамбранами.
Расположена страна была в Тихом океане, её населяли отважные моряки, любители приключений, мужественные исследователи. Все мальчишеские фантазии были воплощены в этой игре.
Героев Швамбрании стали звать загадочными и как кажется детям, красивыми именами, которые соответствуют названиям разных лекарств.
Пришло время старшему брату идти в школу. Перед походом в гимназию Лёлю обрили наголо. Так он начал узнавать, что такое суровая реальность. В первый же день ему срезали с кителя все пуговицы. Оказывается, по уставу они были не положены. Хорошее в гимназии было то, что он там познакомился с ребятами, со многими из которых подружился.
Один из друзей, Стёпка, был таким же выдумщиком и мечтателем, у него прозвище даже было Атлантида. Из мало приятного, была страшная книга, которую называли Кондуит. Все отмеченные в ней, должны были отбыть наказание.
В неё записывались директором все имена провинившихся учеников, с их проделками и проступками. Кличка у директора была Рыбий глаз, и гимназисты его очень боялись.
Нельзя было даже зайти с родителями в кондитерскую, иначе был риск попасть в Кондуит.
Пришла революция, после чего весь маленький мирок города перевернулся. Лёлька первым узнал эту новость. Позвонил родственник и сказал, что царя свергли в связи с революцией. Лёля выбежал на улицу и начал кричать от восторга. Потом рассказал об этом всем в гимназии. Дети воткнули в висящий на стене портрет царя, сигарету.
Находящаяся через забор женская гимназия, также радуется свободе и революции. Начинают бродить слухи о том, что хотят уволить директора. После того как комитет учителей его выгоняет, он начинает искать защиту у родителей. Те побаиваются свободы для детей. В гимназии отменили оценки, и теперь там могут учиться даже дети кухарок.
Ученики торжественно сожгли на костре кондуит. Теперь нет гимназий для мальчиков и для девочек. Есть единая трудовая школа, в которой учатся и девочки, и школьники из Высшего Начального Училища, их все называют «внучки».
По вечерам в гимназии устраиваются танцы, а девочки увлекаются новой игрой в гляделки. В новой школе всем заправляет один из старых гимназистов, Биндюг.
Собрав вокруг себя таких же хулиганов, он гоняет «внучков» и тех, кто их защищает.
Приходит новый преподаватель истории, который по убеждению, является анархистом. Он мало учит детей, зато много рассуждает о свободе и выборе.
Многим ученикам-лодырям это нравится, поэтому когда анархиста выгоняют, они во главе с Биндюгом становятся на его защиту. Стёпка делается лидером среди учеников прогрессивных и желающих учиться.
Лёля решает посвятить друга в тайну выдуманной страны. Гимназисты помогают комиссару, который заходит часто к ним в школу.
Семью доктора выселили, им пришлось переехать в небольшой дом, где они жили в одной комнате. В других комнатах поселился комитет по борьбе с дезертирами, уже знакомый Лёлькин комиссар и какой-то военный. Когда мамы не было дома, пришли и забрали из комнаты пианино. После пропал свёрток с мылом, где лежали все карты и записи про Швамбранию.
Пришлось Лёле и Осе рассказывать всё военному о выдуманной стране. В городе началось повсеместное увлечение театром. Были открыты студии для детей, куда записались и мальчишки. Отца забрали на фронт, и остался Лёля вместо главы семьи. Еды не хватало, чтобы как-то прокормить маму и младшего брата, он давал уроки за кусочек мяса. Приехал, переболевший сыпняком отец, весь жёлтый и с бородой.
Много перемен, принесла война и разруха с голодом, в жизнь города. В Швамбрании также стало всё меняться. Теперь там появилась смертность, и вообще наступил период упадка. Братья выбирают для игры в свою страну место, которое находится на руинах старого дома. Там они случайно встречают бывшего преподавателя-анархиста Кирикова, который что-то варит.
Братья думают, что это эликсир. Узнав про выдуманную страну, дети были высмеяны бывшим учителем. Постепенно всё меньше времени оставалось на игру, и её в итоге Ося с Лёлей решили похоронить.
(1 votes, average: 3.00
Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-konduit-i-shvambraniya-lva-kassilya.html
Лев Кассиль — Кондуит и Швамбрания
00:40
00_00_01_Annotatsiya
12:17
01_01_02_Propavshaya koroleva, ili tayna rakushechnogo grota
02:06
01_01_03_Zapozdavshee predislovie
05:12
01_01_04_Geografiya
05:16
01_01_06_Ot Pokrovska do Drandzonska
03:21
01_01_07_Dzhek, Sputnik Moryakov
05:58
01_01_08_U tihoy pristani
06:23
01_01_09_Domashniy kapitan
03:45
01_01_10_Zemlya Hanonskaya
05:10
01_01_11_Gudok razbudil Shvambraniyu
01:55
01_01_12_Kritika mira i sobstvennoy biografii
02:31
01_01_13_Ezda v narod
03:22
01_01_14_Mir zhivotnyh
03:42
01_01_15_Vokrug nas
03:42
01_01_16_Umstvennost i rukomeslo
08:10
01_01_17_Bog i Oska
04:20
01_01_18_Nebesnaya Shvambraniya
02:32
01_01_19_Pokrovskaya Zolushka
03:10
01_01_20_Kleymenye orly
01:58
01_01_21_Gazoobraznoe nachalstvo
03:35
01_01_23_Dni skleeny sindetikonom
02:26
01_01_25_Zolushka razoblachena
02:13
01_01_26_Tufelka sandrilony
04:20
01_02_01_Golubinaya kniga vstupitelnoe
02:00
01_02_02_Zabrili! Obolvanili!
03:30
01_02_05_Napoleon i konduit
06:32
01_02_07_Golubi-sizyaki
03:53
01_02_09_Uchitelskaya
01:19
01_02_11_Agntsy i kozlischi
01:33
01_02_12_Skazanie 0v afonskom rekrute
03:33
01_02_13_Pervyy zvonok
03:27
01_02_15_Chert i «mladentsy»
02:02
01_02_16_Vo sadu li…
03:50
01_02_17_«idem na vy!»
03:10
01_03_02_«sorvannye golosa»
03:31
01_03_03_Zemskiy i syn
04:42
01_03_04_Glava pochti kinematograficheskaya, v kotoroy chitatel, vidya naverhu nogi, a vnizu golovu, mozhet kriknut avtoru «ramku!»
02:15
01_03_05_01_Faraon vyzyvaet Iosifa
02:38
01_03_05_02_Faraon vyzyvaet Iosifa
01:36
01_03_06_Shagi v koridore
05:58
01_03_09_Pukis – benefitsiant
01:17
01_03_10_«zhuravli» i «lebedi»
04:22
01_03_11_Tri «E» i «Tarakaniy Us»
02:49
01_03_12_Istoricheskaya gvardiya
04:44
01_03_13_Sredi bluzhdayuschih part
02:48
01_03_14_Tsarskiy den
03:21
01_03_15_«Nauka umeet mnogo gitik»
02:14
01_03_16_«Mesto na globuse»
02:46
01_03_17_Proishozhdenie negodyaev
02:36
01_03_18_Verhniy etazh mira
04:14
01_03_19_Lapta v sireni
04:16
01_03_20_Pervaya shvambranka
06:47
01_04_01_Duh vremeni teatr voennyh deystviy
03:41
01_04_02_Vid na voynu iz okna
03:57
01_04_03_Pervoe orudie, chhi!
05:42
01_04_04_Klassnyy komandir i rotnyy nastavnik
04:10
01_04_05_Bratiki-soldatiki
04:04
01_04_06_Duh vremeni
03:37
01_04_07_Nas obuchayut voyne
03:50
01_04_08_Seryy v yablokah
04:34
01_04_09_«tpru» po-nemetski..
02:36
01_04_10_Loshadinoe slovo
04:26
01_04_11_S novym schastem!
06:54
01_05_01_Fevralskiy konduit. O krugloy zemle, o bolshih novostyah i malenkom more
01:27
01_05_02_Razgovor po pryamomu provodu
02:04
01_05_03_Tsap-tsarapych gonitsya za lunoy, ili chto skazal ob etom konduit
01:53
01_05_04_«Volno!» – govorit soldat
03:51
01_05_05_Samoopredelenie Oski
08:37
01_05_06_«bozhe, tsarya…» pereday dalshe»
02:04
01_05_07_«na barrikadah»
03:26
01_05_08_Bolshaya peremena
03:02
01_05_09_Latinskoe okonchanie revolyutsii
02:32
01_05_10_«Romanov Nikolay, von iz klassa!»
04:54
01_05_11_Stepka-agitator
04:17
01_05_13_Na breshke
08:18
01_05_14_Galoshi direktora
03:36
01_05_15_Veche na brevnah
03:12
01_05_16_«Roditelyam na uteshenie»
05:30
01_05_17_Direktor i Oska
04:38
01_05_18_Ottsy, papashi, batki
04:28
01_05_19_Konduit direktora
04:11
01_05_20_Prisutstvie duha
02:37
01_05_21_Tsap-tsarapych stavit tochku
02:26
01_05_22_Reforma edinitsy
02:45
01_05_23_Protezhe damskogo komiteta
03:00
01_05_24_Plyus minus Lyusya
02:54
01_05_26_Veselyy Monohordov
02:51
01_05_27_Landysh v konduite
04:51
02_01_01_Shvambranskaya revolyutsiya pohod «brenabora»
04:53
02_01_03_Bitva pri sharade
05:05
02_01_04_Zapovednik geroev
05:25
02_01_05_Zakat vyl otmenen
02:29
02_02_01_Konets konduita. Hochu zasedat
03:20
02_02_02_Kombinatsiya iz treh paltsev
02:19
02_02_03_Ser robert, svyatoy georgiy i dobrye dela
02:26
02_02_04_Barzha bezrukih kavalerov
02:08
02_02_05_Porazhenie Georgiya-pobedonostsa
02:11
02_02_07_Vverh nogami
03:02
02_02_09_Urok istorii
02:38
02_02_10_Den, ne zapisannyy v konduite
03:55
02_02_11_Konets konduita
05:36
02_03_01_Bluzhdayuschie ostrova. Krapiva i poganki
03:42
02_03_02_Komissar proveril vremya
03:58
02_03_03_Pokorenie Breshki
04:00
02_03_04_Edinstvennaya tayna Shvambranii
04:09
02_03_05_Tochka, i sha!
08:24
02_03_06_Delikatnaya missiya
02:40
02_03_07_«sobachya polka»
04:38
02_03_08_«vnuchki» besformennye
02:14
02_03_09_Match v «glyadelki»
03:54
02_03_10_Uchitsya bylo nekogda
04:56
02_03_11_Shishka na rovnom meste
07:46
02_03_12_Dyhanie – 34
04:12
02_03_13_Prava i obyazannosti novichka
02:21
02_03_14_Uchitel v maske
06:41
02_03_15_«mir – eto chempionat»
03:46
02_03_16_Reshitelnaya, do rezultata
06:29
02_03_17_E-myue i troglodity
07:23
02_03_18_Mamonty v Shvambranii
05:25
02_03_19_Vselenskiy hay
05:00
02_03_20_«boi prodolzhayutsya na vseh frontah»
07:05
02_03_21_Kon Kaliguly
05:41
02_03_22_Shkola kochuet
05:03
02_03_23_Algebra na kalanche
02:37
02_03_24_Uspehi klassa «b»
04:01
02_03_25_Noch pered pismennoy
03:23
02_03_26_Ne staryy rezhim
05:33
02_03_27_Zadacha s puteshestvennikami
09:24
02_03_28_Krasnye bezobedniki
04:44
02_03_29_Ploho delo
11:23
02_03_31_«Glyadelki na popravke»
07:02
02_03_32_Chay da sahar
04:16
02_03_33_Bluzhdaniya shvambran, ili tainstvennyy soldat
05:33
02_03_34_Shvambraniya pervoy stupeni
04:02
02_03_35_Vhod s ulitsy
05:24
02_03_36_TroetYotie
05:27
02_03_37_Mir i lichnost
05:49
02_03_38_Vokrug solntsa
04:55
02_03_39_Na novuyu geografiyu
03:01
02_03_40_Vladychestvo veschey
04:11
02_03_41_Uteryany sleduyuschie dokumenty
08:52
02_03_42_Kontsert v Tratrchoke
04:52
02_03_43_Komissar i damki
01:41
02_03_44_«lapki-tyapki»
05:42
02_03_45_Papa podaet nadezhdy
04:55
02_03_46_Znakomstva, dezertiry, skvoznyaki
03:55
02_03_47_Markiz i soldafon
06:45
02_03_48_Chem pahlo mylo
06:58
02_03_49_Shvambrany poseschayut cheka
05:27
02_03_50_Novyy prostor dlya bluzhdaniy
04:46
02_03_51_Shvambraniya dlya vzroslyh
05:12
02_03_52_Razgadka gitika
02:23
02_03_53_Glavnyy muzhchina
04:19
02_04_01_Na tverdoy zemle uroki nam i drugim
06:48
02_04_02_Po doroge tuda
02:12
02_04_03_Geroy zheludochnogo proishozhdeniya
04:44
02_04_04_Dvorets ugrya
08:41
02_04_05_Priklyuchenie v mertvom dome
06:27
02_04_06_Eliksir «SHvambraniya»
05:25
02_04_07_Donna Dina i kuznechiki
08:13
02_04_08_Kogda Fektistka utverdil familiyu
06:25
02_04_09_Poddannye novoy strany
09:24
02_04_10_Prostaya zemlya
05:03
02_04_11_Nashestvie iogogontsev
02:27
02_04_12_Bolshie novosti
06:51
02_04_13_Vozvraschenie
07:06
02_04_14_Ogon i pepel
06:26
02_04_15_Zemlya! Zemlya!
13:41
02_04_16_Glava s globusom (zamenyaet epilog)
Источник: https://knigavuhe.org/vk/b/20983/
Краткое содержание повести Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
Главные герои (живут в Покровске): (повествование ведется от имени автора — я), мать, отец, Оська — младший брат, Аннушка (служанка), Марфуша (слуга), двоюродный брат Митя, земский, директор (кличка — Рыбий глаз), Цап-Царапыч, инспектор, Афонский Рекрут, Фараон, Иосиф, Атлантида, Биндюг, Аркаша (сын кухарки), учитель латинского — Тараканус или Длинношеее, учитель истории «э-мюэ», учительница французского, комиссар Чубарьков, три тетки, военный Ла-Базри-Де-Базан (маркиз), Кириков — человек-поганка (алхимик), Дина (двоюродная сестра).
Кондуит
Мы с Оськой потеряли королеву из шахмат отца, он поставил нас в угол. Мы придумали новую игру: играть в страну — Швамбранию. Потом королева нашлась, но отец к тому времени уже вырезал другую, и мы сделали старую королеву хранительницей швамбранской тайны, заточив ее в грот, который взяли у мамы. Так играли мы несколько лет.
Страна наша на карте была изображена в виде зуба, а вокруг были океаны. Наша Швамбрания вела войны с Бальвонией и Кальдонией. Я был царем, а Оська почтальоном, который приносил письма с вызовом на войну. Наша страна всегда побеждала. Все жители страны — мореходы и водники, которые гуляют на Брешке.
Самый главный мореход — Джек, спутник моряков, он полиглот.
Наш дом мы представляли в виде большого парохода. Отец (доктор)- домашний капитан. Папа — человек хороший, всегда шутит, но когда нам от него попадало, мама (пианистка) служила «глушителем». Отца часто ночью вызывали в больницу.
Ездили мы на тарантайке до тех пор, пока отец не сбросил нас в канаву. Оська любил выуживать золотых рыбок из аквариума, а потом хоронить их в спичечном коробке; почистил однажды папиной щеткой кошке зубы, а она исцарапала ему руки.
После этого отец купил нам маленького козленка, который потом ободрал все обои, изжевал папины брюки, за это его отдали назад.
Я читал книгу «Вокруг нас» и узнавал из нее, как что делают. Оська знает много слов, но все их путает. Встретился он однажды с попом в парке, которого принял за женщину. А поп рассказывал Оське про бога («а, знаю, Христос Воскрес его фамилия…»).
Аннушка (служанка) взяла нас на венчание в церковь, и мы придумали, что Швамбрания — это царство небесное, а попа в нашей стране звали Гематоген. Все начальство мы делили на: жидкое (родители), твердое (директор гимназии) и газообразное (полиция и земский начальник).
На святки приехал к нам двоюродный брат Митя, которого исключили из Саратовской гимназии за непочтительные отзывы о Законе Божьем. Священный его долг — делать гадости начальственным лицам. В Коммерческом собрании устраивался бал-маскарад, нас тоже пригласили. Митя хочет насолить земскому.
Для этого он решил взять с собой Марфушу, костюм которой — большой почтовый конверт с изрядным запасом марок Марфуши. Марфа заняла первое место, за это ей дали золотые часы. Земский ею заинтересовался и захотел узнать, кто она, но ее выкрали. После отец сказал, что это была наша служанка, а земский прямо побагровел.
Кто-то на крыльцо земского привинтил очень большой бот с письмом: кому подойдет, та будет земской начальницей. Он понял, что это был Митя, и ему дали выговор. Меня приняли в гимназию («Забрили! Оболванили!»). Лето перед гимназией мы провели на даче. За день до занятий меня обрили наголо, а в первый день гимназии мне вырвали пуговицы.
Зашли мы с мамой в кондитерскую и встретили там директора. Нам нельзя было посещать различные увеселительные заведения — сразу попадали в кондуит. Кондуит — книга, где записывались все наши проделки и проштрафы. Называли ее еще «Голубиная книга», потому что у нас были шинели такого же цвета, как голуби-сизяки. Директора мы (кличка — Рыбий глаз) мы очень боялись.
Цап-Царапыч все время следил за нами, чтобы мы выполняли требования кондуита. А вот инспектора любили. Когда мы проштрафимся, он держал нас час стоя, а потом отпускал домой. Раньше в Покровске вместо звонков были проволочные ручки, но доктор провел у себя в квартире звонок с электрическими батареями. Чуть позже он появился у всех.
В шалмане жил Афонский Рекрут — мастер на все руки, который чинил всем звонки. Часто мы заходили к нему, обсуждали книги. Однажды в Народном саду произошла драка, и директор запретил гулять и там. Все гимназисты стали возмущаться по поводу этой истории, но и Оська нашел выход: в знак протеста срезать все звонки в городе.
К Афонскому Рекруту записался весь город, но звонки все равно срезали. Никто больше себе не ставил, кроме земского начальника, и приставил к нему Фараона, но звонок опять срезали (сын земского и спрятал в руке). Пристав приказал Фараону отыскать воров (за 50 руб.). Фараон дает взятки, но Иосиф молчит.
У Фараона в руках оказался оборванный манифест, в котором было и ФИО земского сына, и он доложил все директору. Фараон пришел за Атлантидой, Биндюг сам пришел к директору. Всех восьмерых исключили. Иосиф пришел к директору и сказал, что звонки резала вся гимназия + сын земского, и попросил, чтобы нас опять приняли в гимназию.
Теперь порядки в гимназии стали жестче, учитель латинского — Тараканус или Длинношеее — особо усердно ставит нам 1 и 2, учитель истории поднимает провинившихся на весь урок, француженка все время обижается. Как-то я спасался от дворника, бегая по крышам, и познакомился с девочкой Таисой. Я посвятил ее в тайну Швамбрании, а она открыла секрет какому-то мальчику.
Играем с Оськой в войну, Клавдюша (дочь кухарки) — пленница. Ей пришло письмо от сына, в котором говорилось, что ему отрезало руку, мы очень ее жалели. Делаем пакости учителю: взрывается порох под его подошвами, в табаку подсыпали пороха и перца. Учитель пошел жаловаться директору.
Встречаем раненых солдат, дух времени пропитывает нас, Оська носил кольцо от унитаза в дырке с портретом Николая II. Нас с женской гимназией водили в основной городок, чтобы показать примерный бой. Кончается 1916 год. 31 декабря родители пошли к знакомым встретить Новый год. Ко мне в гости пришел одноклассник Гришка.
Пошли мы с ним на улицу и увидели коня в упряжке одного богача и решили покататься. Но конь все никак не мог остановиться. Тут вышел Цап-Царапыч, и конь как назло остановился. Он сказал, что запишет нас в кондуит и оставит нас после каникул на 4 часа без обеда. Спросил, разрешили ли нам покататься, на что мы ответили «да». Он решил выяснить это, сел на лошадь, она погналась.
В это время вышел хозяин и увидел, что лошадь украли, и вызвал полицию. После каникул Цап-Царапыч этот случай не вспоминал. Оська сделал важное заключение: Земля круглая, потому что глобус круглый. Позвонил д. Леша и сказал, что революция, свергнули царя, и просил передать это родителям. Я вышел на улицу, хотелось кричать всем про революцию. Цап-Царапыч заметил меня и записал в кондуит.
В гимназии всем рассказал эту новость. В классе висел портрет царя, и мы всунули в него горящую сигарету. Получилось, что Николай II курит. Через забор передаем записочки в женскую гимназию, они тоже за свободу. Атлантида услышал, что учителя хотят свергнуть директора. На демонстрацию директор не пришел (сослался на болезнь). Комитет выгоняет директора, в спешке он забывает надеть колоши. Директор пошел искать помощи у родительского комитета. Пришел директор к секретарю (моему отцу) и встретился с Оськой. Он называет его Воблый глаз. Родители боятся свободы для детей — распустятся. В гимназии отменяют отметки, вместо них: хор., уд., неуд., плохо, отл. Аркаша (сын кухарки) — умный, он стал учиться бесплатно в моем классе. Аркаша влюблен в Люсю (дочь богатой председательницы). Но мать ее против. Он осунулся, хуже стал учиться, потом услышал, что нет больше Баринов, и написал ей письмо. Его выхватил учитель, прочитал и осмеял Аркашу перед классом. И тогда Аркаша понял: мир по-прежнему делится на платных и бесплатных.
Швамбрания
Всюду проходили собрания, митинги, мне тоже хотелось в них поучаствовать. Мы собрали кружок бойскаутов и делали добрые дела. Наступил конец кондуита: мы сожгли его вместе с дневниками на костре возле гимназии. Лето 1918 года мы провели в д. Квасниковке, колошматили крапиву и уничтожали поганки, нашли огромный мухомор.
За наше отсутствие Брешка изменилась, разгромили винный магазин одного богатея. Нашу гимназию объединили с женской. Мы сами ходили туда и выбирали себе девочек в класс. Еще к нам прибыли новички из высшего начального училища, но нам они не понравились. Девочки придумали новую игру — «гляделки».
По вечерам устраивали танцы и мы смотрели, чтобы мальчики из «Б» класса не танцевали с нашими девочками. В гимназии давали чай с рафинадом, который быль дефицитом. Я таскал сахар домой и клал его как неприкосновенный запас. Я был в столовой раздатчиком сахара. Биндюг предложил сахар, который остается, делить на двоих. Я отказался, он подставил мне подножку и я расшиб лоб.
Оську взяли в школу, и я учил его, как не быть битым. «Гляделки» позабыты, все увлеклись французской борьбой, и Оська в том числе. Появился у нас новый учитель истории «э-мюэ», нам он понравился. Гимназия наша стала блуждать по всему городу. Мы нагоняем алгебру, учитель остается с нами после уроков, родители в шоке. Наш класс предложил классу «Б» помериться силами в алгебре.
Готовились перед этим днем до 12 ночи, а ходить можно было лишь до 11, нас патруль забрал. Мы сказали, что ходили в аптеку за касторкой («Б» тоже попались и «ходили за йодом»). Чемпион — Биндюг, наш класс выиграл. Но оказалось, что Биндюг списывал, поэтому славу и сахар поделили на два класса. Комиссар просит нас остаться после уроков и нарисовать плакаты о сыпняке.
Хоть есть очень хотелось, но мы остались. После этого комиссар заболел, у него тиф, температура 41. Комиссар поправлялся, но был еще слаб. Перевели его на квартиру, я приносил ему книги. На стене у него висел плакат, на котором красноармеец тычет пальцем. Я смотрю на него, а он на меня, как будто мы в «гляделки» играем. Принес ему я свой сахар к чаю, но до меня тоже «постарались» и принесли.
Мы с Оськой ввели в Швамбрании смертность, Оська сказал, что на улице какой-то солдат спрашивал у него про Швамбранию. Я думаю, что Оська верит в ее подлинное существование. В школе он рассказал про нашу страну, его уверили, что ее нет, а солдат спрашивал не про Швамбранию, а про штабармию. К нам приехали три тетки. Одна не выговаривает «р», другая — «л».
Они решили взяться за наше воспитание. Мы переехали жить в другой дом. Папа сказал, что люди — жалкие рабы вещей. Дети, научитесь презирать вещи. Мы разбили блюдо, на что папа сказал, что мы вандалы и прежде, чем презирать вещи, надо научиться их беречь и зарабатывать. Мамы не было дома, а в это время забрали пианино.
Мама в шоке: под крышкой лежал ценный сверток с заграничным душистым мылом, а мы к нему добавили и швамбранские документы. Я поехал с мамой «выручать» сверток. Я сыграл для всех польку, частушки, а мама увертюру из «Князя Игоря». Все были в восторге. Комиссар выздоровел, и его заселили рядом с нами. Оська играл с ним в «Ляпки-тяпки», потом к ним подключился папа.
В другую комнату заселился военный Ла-Базри-Де-Базан, которого тетки называли маркизом, в третьей комнате уселась комиссия по борьбе с дезертирством. У нас исчез сверток с мылом, папа вызвал Чека, сверток нашли у маркиза, а также обнаружили наши карты Швамбрании, мы вынуждены были рассказать начальнику о нашей стране, что вызвало у него приступ смеха. Мы опять переехали.
Наши тетки каждый день водили нас в театр им. Луначарского. Покровск захватило повальное увлечение театром. Открылись даже детские студии, куда нас тоже записали. Папа уехал на фронт, а я в доме остался главным мужчиной. Настали голодные времена. Я за фунт мяса в месяц даю уроки грамоте и счету. Сахар из моего неприкосновенного запаса едим только по выходным.
Мама поменяла ракушечный грот на четверть керосина. В Швамбрании наступил период упадка. Разместилась она в дворце Угря. Мы с Оськой исследовали мертвый дом и упали в подвал. Кто-то нас схватил. Это был Кириков — человек-поганка, он там придумывал эликсир. Переехала к нам жить и двоюродная сестра Дина, она нам понравилась, а еще она прищемила теткам хвосты. Дину взяли заведующей библиотекой.
Там мы организовали литературный кружок. Комиссар влюбился в нашу Дину. Папа заболел: у него сыпняк, Атлантида умер. В Швамбранию нам уже скучно играть, мы с Оськой пошли к алхимику. Оказалось, что он делал не эликсир, а простой самогон. Вскоре приехал папа, желтый с длинной бородой и вшами. Нашу библиотеку опять хотят закрыть, т. к. нет дров. Мы предложили разобрать Швамбранию (дом Угря) под дрова. Так нашей страны не стало.
Покров переименовался в г. Энгельс. Недавно был в Энгельсе, чтобы поздравить Оську-отца: у него родилась дочка. Оська по-прежнему путает слова. Читаем с ним всем про Швамбранию, вспоминаем детство. В городе все изменилось. Даже в Швамбрании такого не было.
Краткое содержание повести Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
- Л. А. Кассиль — Кондуит и Швамбрания Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) вошел в литературу в конце 20-х годов, когда быстрыми темпами шло становление детской литературы. «Кондуит и…
- Краткое содержание повести Кассиля «Ранний восход» Часть первая Коля Дмитриев родился в семье художников по текстилю, Федора Николаевича и Натальи Николаевны. Детство он провел в маленьком…
- Краткое содержание повести Кассиля «Великое противостояние» Часть первая. Моя Устя 1938 год. Симу Крупицыну, неказистую, веснушчатую девочку, посредственную ученицу, объект насмешек своего класса, а особенно Ромки…
Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-kassilya-konduit-i-shvambraniya/
Урок внеклассного чтения по книге кассиля «кондуит и швамбрания»
УРОКВНЕКЛАССНОГОЧТЕНИЯПОКНИГЕ КАССИЛЯ«КОНДУИТИШВАМБРАНИЯ»
Общение с умной и полезной книгой науроках внеклассного чтения для моих учеников всегда праздник. Именно таким праздником был урок внеклассного чтения по книге Л. Кассиля Кондуит и Швамбрания» в VI классе.
Почему именно эта книга была вырвана? Повесть имеет для школьников большое воспитательное и познавательное значение. Произведение, написанное много лет назад, до сих пор считается одним из лучших и радует оптимизмом и искренностью, заразительным юмором и увлекательностью сюжета, острой сатирой и лирической манерой повествования.
Подготовку к уроку я начала с выяснения знания школьниками жизни и творчества Л. Кассиля. Для этого предложила им несколько вопросов: что вы знаете о жизни Л. Кассиля? Какие его произведения вы читали? Знаете ли вы, что по произведениям писателя поставлены фильмы? Назовите их. Есть ли у вас любимое произведение Л. Кассиля?
Приведу ответы ребят. На 1-й вопрос они отвечали так:
— О жизни Л. Кассиля не знаю ничего. Нам не рассказывали, самому читать не приходилось. Его биографию нигде не встречал.
— Знаю о Л. Кассиле только то, что написано в Детской энциклопедии. У нас дома она есть.
— Когда-то в библиотеке была беседа о Л. Кассиле для учеников младших классов о его книгах. Я услышала, что Кассиль — детский писатель, что много ездил по стране. В V классе нам говорили, что он был участником Великой Отечественной войны.
В ответах на 2-й вопрос ученики называли в основном рассказы «Огнеопасный груз», «Федя с наганом», повести «Черемыш — брат героя», «Вратарь республики», «Будьте готовы, Ваше высочество!». Некоторые называли повесть «Кондуит и Швамбрания». Большинство ребят, отвечая на 3-й вопрос, назвали фильм «Улица младшего сына».
Фильмы «Вратарь республики», «Ход белой королевы» смотрели многие, но не знали, что поставлены они по книгам Л. Кассиля. На 4-й вопрос отвечали коротко и однозначно: «Нет» или «Все нравятся».
Высказывания шестиклассников определили мою главную задачу: ознакомить их с жизнью писателя, с его произведениями и тем самым подготовить к более глубокому восприятию идейного содержания повести «Кондуит и Швамбрания».
Произведения писателя неотделимы от его судьбы. Чтобы лучше понять их, надо хорошо знать жизнь писателя.
Вот почему мне представляется верным говорить не только о произведении, но и о жизни Кассиля (в нем был непочатый край талантов и способностей — художественных, музыкальных, математических), рассказать о том, что талант писателя открыл В.
Маяковский (именно к нему пришел Л. Кассиль с рукописью «Кондуита»), рассказать о том, как он работал над своим произведением.
С этой целью одна группа учащихся с моей помощью готовила краткие сообщения о жизни Л. Кассиля. Я рекомендовала им ознакомиться с книгами о писателе: Жизнь и творчество Льва Кассиля. Сборник. М., 1979; Аркадий Гайдар, Лев Кассиль. Повести. Вступительная статья Н. Богданова.
М., 1977; Николаев Вл. Герои Льва Кассиля. М., 1975; Кассиль и о Кассиле. Сборник. М., 1972; Николаев В. Н. Дорогами мечты и поиска. Творческий путь Льва Кассиля. М., 1965; Беседы о книгах В. П. Катаева, Л. А. Кассиля, В. А. Каверина. Для учащихся VII—VIII классов. М., 1961.
Вторая группа оформляла выставку книг Л.
Кассиля; третья группа, те, кто умеет хорошо рисовать, делала рисунки к произведениям писателя; четвертая группа собирала иллюстрации художников, которые работали над произведениями Л.
Кассиля (Кукрыниксы, А. Ермолаев, Ю. Ганф и другие); пятую группу составили в основном те ребята, которые увлекались спортом. Они искали материал к теме «Кассиль и спорт».
За две недели до урока ребятам были предложены вопросы:
-
О каком времени рассказано в повести «Кондуит и Швамбрания»? О чем она?
-
Под влиянием каких людей и событий начинает взрослеть Леля?
-
Какой представляется война в воображении Лели, когда он играет в Швамбранию, и какой ее видят герои повести на самом деле?
-
Как вы понимаете слова автора: «Леля готовится плыть не в Швамбранию, а в революцию»?
Предварительное знакомство учеников с вопросами помогло им обратить внимание на наиболее важные эпизоды в повести. Урок проходил в форме беседы, которая активизировала память, воображение учащихся.
В кратком вступительном слове я рассказала, что сначала Л.
Кассиль написал повесть «Кондуит» — так именовался в Покровской гимназии штрафной журнал, в который заносились даже малейшие провинности гимназистов; затем в 1933 году вышла его новая книга «Швамбрания.
Повесть с картами, гербом и флагом». В 1935 году Кассиль соединил обе повести в одну под названием «Кондуит и Швамбрания». Он много раз переделывал эту книгу. Я обратила внимание школьников на одну из
главных тем повести — формирование мировоззрения подростка в огне революционной борьбы. Затем приступили к обсуждению.
О каком времени рассказано в повести? Этот вопрос не вызвал особых затруднений. Особенно оживленно разговор шел о том, «как рухнула старая школа, как мы сами выучили все, что нам не хотели объяснять в классе».
Вот некоторые рассуждения
- Все, что я прочитал в книге Кассиля о школе того времени, представляется страшным, нелепым. Мне трудно даже поверить в это. Такой учитель, даже не учитель, а бездушный надзиратель Цап-Царапыч, вызывает ненависть, неуважение…
- Страшно читать об издевательствах над учениками, об неуважении к ним. Учеников обзывали такими словами: «Шарлатаны! Брандахлысты!» У них не было ни имен, ни слова «ученики»…
— Ничуть не лучше директор гимназии; за холодные, равнодушные глаза его прозвали Рыбий глаз. Зло, метко, но правильно. И внешне он аккуратен, отутюжены у него брюки, начищены ботинки, но все это только внешне.
Как видим, ученики верно подмечают отрицательные стороны старой школы, чувствуют, что автор смеется над тем, что, по мнению М. Горького, «полезно и необходимо высмеять перед детьми, опорочить перед ними, чтобы возбудить отвращение к пошлости старого мира».
В таком мире трудно жить, поэтому, делают вывод ученики, некоторые герои ищут выход… «Одни пытались бежать на войну и любыми путями добывали оружие. Эти попытки заканчивались записями в кондуите, а это влекло наказание.
Другие, как докторский сын Леля, уходили в мечту о неведомой, красивой стране «Швамбрании», и хоть она была придумана и были в ней цари, войны, но она была справедливая».
Мечта ребячья, наивная, смешная о справедливой стране рождается из чувства протеста против мерзостей жизни захолустной Покровской слободы. Мечта о лучшей, справедливой жизни — первый шаг героя в борьбе за новую жизнь.
Школьники отмечают, что мир, в который играют Леля и Оська, — чудесный, в нем нет бедных, все равны. В этом мире осуществляются их мечты о плаваниях и о победных сражениях. Но они замечают и другой мир — мир несправедливости.
Это гимназия с ее кондуитом, бездушием учителей. До гимназии доходят отзвуки грозных событий: империалистической войны, революции, гражданской войны.
Именно эти события ускоряют процесс становления гимназистов, и это хорошо показал писатель в образе Лели.
В центре внимания подростков следующий вопрос: под влиянием каких людей, событий начинает взрослеть герой повести? Дети отмечают, что по натуре Леля — мальчик наблюдательный, деятельный, живо откликается на Происходящие события.
«Кто же был самым нужным человеком для Лели большинства его товарищей в трудовой школе и почему?» — спрашивает учитель. Таким нужным Человеком оказался командир Чубарьков.
Ученик делает краткое заранее подготовленное сообщение:
— Чубарьков — это бывший грузчик, очень простой, обыкновенный, живой человек. Комиссар нигде не учился, он не умеет красиво говорить, но он предан делу революции: идет туда, где трудно .
Чубарьков обладает умом, организаторскими способностями, в школе он быстро завоевывает авторитет среди бывших гимназистов, потому что с ними он разговаривает по-человечески, культурно, называет их «мои ребята»; он не приказывал, а просил.
И Леля не мог не выполнить первого общественного поручения — рисовать плакаты, призывающие остерегаться тифа. Правдивость, честность, преданность Чубарькова революции понравились бывшим гимназистам.
Он умеет подойти к ребятам, участвует во всех делах: борется с тифом, вылавливает контрреволюционеров, формирует части, ремонтирует бронетранспортер. Поэтому за ним идут другие…
Далее учитель говорит ребятам, что создание новой жизни не шло гладко, спокойно. Были трудности: голод, разруха, свирепствовал тиф, всячески вредили новой власти сынки бывших кулаков, лавочников. Именно они пытались дезорганизовать жизнь начавшего складываться школьного коллектива. Биндюг — кулацкий сынок — становится организатором этих беспорядков.
Мешает утверждению новой жизни и учитель истории Кириков, который появляется в школе тихо, незаметно, даже скромно. Внешне он тихий, добродушный старичок, но постепенно бывшие гимназисты узнают, что скрывается за его мнимым добродушием.
Шестиклассники отмечают, что позже ученики во главе со Степкой Атлантидой разоблачают этого скрытого и коварного врага революции.
Ребята приводят примеры его речи («не говорит, а шаманит, шамкает»; «от него несет водкой»), говорят о том, что в конце повести автор рассказывает, как он прячется в трущобах со своими сообщниками, варит самогон.
Обобщая ответы, учитель делает вывод о том, что враг хитер, он умело маскируется, иногда втирается в доверие к людям, долго остается неразоблаченным.
Беседа об эпизоде повести — экскурсии учеников в «музей трофеев» — следующий шаг в уяснении — второго вопроса. Важен здесь разговор о бессмысленности, жестокости войны и лозунга Временного правительства «Война до победного конца!».
Ответы большинства шестиклассников на вопрос, какой представляется война в воображении героев, сводятся к следующему:
- Леля представлял войну пышным торжеством, картинно, он использует выражение «театр военных действий». Так думает иОська.
- И Оська и Леля собирают картинки журналов, папиросных коробок, на которых красиво изображается война. Они видят на этихкартинках позолоченные эполеты на генеральских плечах, видят, как на мундирах блестят награды.
- На этих картинках изображен Козьма Крючков, который, как былинный герой, расправляется с целым эскадроном, армией. Всеэто выглядит красиво, парадно, интересно.
Задаем вопрос, какой представилась война Леле на парадных маневрах. Ответ ребята находят в главе «Братики-солдатики». С помощью учителя они дают правильный ответ:
— Леля увидел военные маневры, он услышал грубость офицеров по отношению к солдатам, увидел муштровку, увидел, что война — это жестокость. Глава «Братики-солдатики» рассказывает о раненых солдатах, которых встречают красиво, пышно.
Солдаты измучились в дороге, три дня не спали. Один солдат говорит, что встречают их красиво, но эта встреча не нужна, а нужен отдых. Вот почему Леля говорит Оське, что война — это «ни капельки не красиво».
О такой войне Леля и Оська не читали, о такой войне в гимназии им ничего не говорили.
— Оська и Леля читали в книгах о красивой встрече воинов, в захолустном Покровске их тоже так встречали: везли в разукрашенных экипажах городских богачей, играла музыка. Но эта праздничность, пышность нужна была только для увеселения горожан, все это было фальшиво; не по-настоящему.
Во время экскурсии в «музей трофеев» война предстала в еще более
ужасном виде. Выясняем, каково назначение этого музея. В результате коллективной беседы школьники приходят к выводу: музей организован, чтобы поднять дух населения, но осмотр трофеев производит иное впечатление на посетителей. Бывшие гимназисты понимают, что война не принесет народу лучшей жизни, а принесет только одни страдания. Они становятся сопричастными к событиям большой важности .
Итак, мы подводим школьников к ответу на вопрос, как взрослеет юный герой. Революция изменила судьбы людей, утвердила равенство. Леля втянулся в общественную работу, его не устраивает и жизнь дома. Отец то недоволен переселением в другую квартиру и расценивает это как неуважение к его профессии, то приветствует то, что новая власть лучше заботится о здоровье людей.
Спрашиваю школьников: «Кто в этот период помог, герою повести понять окружающий мир и осознать свое место в нем?»
Приведу некоторые ответы:
— Во многом Леле помогла двоюродная «сестра, которая вступила в партию, работала библиотекарем. Она объединила большую группу ребят. Леля находит здесь себе дело. Организовались литературный и газетный кружки. Леля — их активный участник.
— Друзьями его становятся дети рабочих семей. Именно теперь Леля понимает, что работа в библиотеке интереснее швамбранских приключений. И он прощается с Швамбранией.
— Приезд двоюродной сестры помог Леле перейти от «золотого детства» к живому участию в общественной жизни.
Учитель добавляет, что помогло герою и новое веяние времени, которое принес в советскую трудовую школу Чубарьков. Теперь Леля готовится плыть не в Швамбранию, а в революцию, становится активным участником событий. Это окончательный вывод, к которому подвел учитель нынешних школьников.
В основном отвечая правильно на 4-й вопрос, они вспоминают отрывок из повести, где автор описывает воображаемую встречу Лели со Степкой Атлантидой: А я мечтал. Вот вернется Степка. Я пойду ему навстречу в заплатанных валенках, с прелой соломой в руках.
«Здорово, Степка,— скажу я.— Дай пять… (Только не жми, а то у меня руки отекли…) Вот видишь, Степка, я теперь главный мужчина в доме и запретил контрреволюцию с теткиной стороны. Немножко проголодался, но это ничего. Буду есть тыквенную кашу до победного конца».
«Молодец парень,— скажет мне Степка-хвалю за сознание. Держись. И каша -хлеб».
«Но мне обидно ехать пассажиром,— скажу я,— я хочу матросом!»
— «Будь! — скажет Степка.— Будь матросом революции».
.С помощью учителя ребята приходят к выводу, что рассуждения свидетельствуют о наступающей гражданской зрелости. Обстоятельства ни заставляют его взрослеть. Отец уходит на фронт лечить тифозных красноармейцев, в семье трудности, лишения, все обязанности мужчины ложатся на него.
Леля мечтает стать матросом революции. Так кончаются его мечты «Швамбрании». Постепенно Леля становится скромным матросом революции.
Урок не прошел бесследно для моих шестиклассников, он вызвал интерес к личности писателя, а книга запомнилась надолго. Вот как об этом говорят ребята:
- Я с удовольствием читал повесть. Она увлекла меня, прочитал я ее очень быстро. Сначала мне казалось, что в этой книге все смешное. Я не видел неравенства людей, издевательства одних над другими. На уроке внеклассного чтения я разобрался в ней больше: увидел войну, которая приносит людям горе, страдания.
- Книга читается легко. Мне кажется, я запомню ее на всю жизнь. Некоторые главы я пересказывал своим младшим братишкам. Я долго ждал очереди в библиотеке за этой книгой. Она написана давно, но не пылится на полках.
- Книга меня захватила, не оставила равнодушной. Это наша книга, ребячья. Повесть надолго мне запомнится. После обсужденияее в классе мне захотелось прочитать все книги Кассиля.
Пройдут годы, десятилетия, а книга Л. Кассиля по-прежнему будет волновать юного читателя, потому, что «это одно из наиболее ярких произведений советской литературы для детей» (С. Я. Маршак).
Источник: https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-knige-kassilya-konduit-i-shvambraniya-729178.html
Лев Кассиль. "Кондуит и Швамбрания"
Мы прочли с вами повесть К. Чуковского «Серебряный герб». Теперь мы знаем, как учились в гимназии в Одессе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Гимназия города Покровска Саратовской губернии начала двадцатого века мало чем отличалась от Одесской гимназии.
Сегодня мы с вами снимаем с полки книгу, благодаря которой уже не одно поколение читателей узнаёт о «происхождении негодяев», о том, где находится «верхний этаж мира», как горничная Марфуша стала настоящей Золушкой и что такое кондуит.
А главное: из этой книги мы узнаем, как создать свой собственный мир, если окружающий тебя не устраивает. В этом мире можно принять свои справедливые законы и потихонечку переносить их в реальность, делать её лучше, потому что в выдуманном мире жить нельзя.
Вы уже решили, что эта книга для детей? Она и для взрослых тоже. Взрослых она заставляет задуматься. Ведь ребёнка всегда есть за что поставить в угол. А, может быть, не ставить, а посадить? Посадить рядом с собой на диван, открыть эту удивительную книгу и вместе прочитать, до чего может додуматься девятилетний возмутитель спокойствия, стоя… извините, сидя в углу:
«Сумерки сгущались. Несчастливый день заканчивался. Земля поворачивалась спиной к Солнцу, и мир тоже повернулся к нам самой обидной стороной. Из своего позорного угла мы обозревали несправедливый мир. Мир был очень велик, как учила география, но мéста для детей в нем не было уделено. Всеми пятью частями света владели взрослые.
Они распоряжались историей, скакали верхом, охотились, командовали кораблями, курили, мастерили настоящие вещи, воевали, любили, спасали, похищали, играли в шахматы… А дети стояли в углах. Взрослые забыли, наверно, свои детские игры и книжки, которыми они зачитывались, когда были маленькими.
Должно быть, забыли! Иначе они бы позволяли нам дружить со всеми на улице, лазить по крышам, бултыхаться в лужах и видеть кипяток в шахматном короле…
Так думали мы оба, сидя в углу.»
И вот открытие, достойное Колумба:
«Не надо было никуда бежать, не надо было искать обетованную землю. Она была здесь, около нас. Ее надо было только выдумать. Я уже видел ее в темноте. Вон там, где дверь в уборную, – пальмы, корабли, дворцы, горы…
– Оська, земля! – воскликнул я задыхаясь. – Земля! Новая игра на всю жизнь!
Оська прежде всего обеспечил себе будущее.
– Чур, я буду дудеть… и машинистом! – сказал Оська. – А во что играть?
– В страну!.. Мы теперь каждый день будем жить не только дома, а еще как будто в такой стране… в нашем государстве. Левое вперед! Даю подходный.»
Вот так в 1912 году эту страну, Швамбранию, открыли, придумали её историю и географию, населили жителями, нарисовали карту два мальчика из города Покровска, Саратовской губернии – Лёля и Оська.
Лёля – это Лев. Лев Абрамович Кассиль – замечательный писатель, журналист, киносценарист, страстный футбольный болельщик. Он не стал менять фамилию, придумывать псевдоним, чтобы пятый пункт паспорта не мешал литературной карьере, потому что гордился своим отцом, своей семьёй, своей фамилией.
На эту не очень популярную тему он мог написать весело, талантливо, с юмором. В его книге есть небольшая глава «Самоопределение Оськи». Однажды, проснувшись ночью, младший братишка Лёли – Оська сделал открытие: есть разные нации. Это ему объяснил старший брат: « …бывают разные: русские, например, американцы, китайцы.
Немцы еще, французы. А есть евреи». Вернувшуюся из гостей маму Оська серьёзно спрашивает: «…мама, а наша кошка – тоже еврей?» Великий фантазёр, выдумщик, путаник – Оська! Самые весёлые и светлые страницы книги посвящены ему.
Он называл мадригалы – гамадрилами, объяснял, что Земля круглая, потому что глобус шарообразный, и показывал в Покровске место, где Земля «закругляется». Оську, Иосифа Кассиля, поэта, писателя, литературного критика, любимого младшего брата Льва Кассиля, арестовали по доносу в 1937 году и расстреляли в 1938 .
Ему не было ещё тридцати лет. Лев Абрамович Кассиль всю жизнь прожил с этой пробоиной в сердце. Но книга «Кондуит и Швамбрания» вышла в 1931 году, когда ещё далеко было до трагедии.
Кстати, что такое Швамбрания, мы уже знаем. А что такое Кондуит? Каждый гимназист в Покровске знал это. Это страшная книга, «голубиная книга», которая по легенде упала несколько веков назад с неба, и в неё были вписаны все тайны мироздания.
На самом деле кондуит – это журнал, в котором были записаны все дисциплинарные нарушения гимназистов и наказания за них. «Говорят: все дороги ведут в Рим. В гимназии все дороги вели в кондуит. Жизнь каждого сизяка (гимназиста) была вписана в кондуитный журнал.
Штрафы, «безобеды», выговоры, исключения из гимназии… Страшная это была книга!» Но гимназисты жили весело. Когда в кондуит был вписан запрет на посещение гимназистами городского сада для гулянья, их месть была страшной. Весь город лишился дверных звонков.
А электрические звонки были гордостью покровчан – чего только стоят объявления: «Прозба не дербанить в парадное, а сувать пальцем в пупку для звонка». Таких весёлых страниц в книге много. Есть и грустные, и драматические истории.
Но самое главное, параллельно с разграфлённой, разлинованной по кондуиту жизнью Лёля и Оська жили в другом государстве – Швамбрании. Там происходили битвы при Шараде, удивительные события на материке Большого Зуба, где правила династия Бренаборов.
Ну, а потом произошла Революция – не в Швамбрании, а в России.
Покровская гимназия стала единой трудовой школой. Началась другая жизнь, не менее бурная и интересная.
Эту книгу обязательно нужно прочитать. Историю России начала двадцатого века можно узнавать по учебникам, а можно по такой вот хорошей книге.
Потому что ни в одном учебнике не написано, как жили люди в маленьком степном городке южной России. В книге, как в зеркале времени, отразились детали быта двух революций.
Одеяла из портьер, уплотнение квартир, тыквенная каша, библиотека, ставшая центром жизни города во время гражданской войны, голода и тифа.
А ещё обязательно прочитайте другие произведения Льва Кассиля. Он был страстным болельщиком, любил спорт. Это он придумал слово «вратарь».
Вам кажется, это слово в нашем языке было всегда? Нет! В 1937 году вышел роман Кассиля «Вратарь республики», почти одновременно, даже чуть раньше, по этому роману на киностудии «Ленфильм» режиссёром Семёном Тимошенко был снят фильм «Вратарь».
Главный герой книги и фильма – Антон Кандидов (актёр Григорий Плужник) стал кумиром не одного поколения. Придуманное Кассилем слово «вратарь» навсегда вытеснило английское «голкипер».
Если вы прочтёте спортивные очерки Кассиля, рассказы «Состоится при всякой погоде», «Пекины бутсы», поймёте, почему сегодняшний футбол ничего, кроме раздражения, не вызывает. А восемьдесят лет назад огромная страна – Советский Союз замирала, дышала одним дыханием, когда на футбольное поле выходили наши. Об этом нам рассказал Лев Кассиль. Он умер от инфаркта 21 июня 1970 года, когда смотрел финальный матч на первенство мира по футболу.
Обязательно посмотрите фильм «Вратарь»(1936), это классика российского кино. А классику надо знать. Экранизированы многие произведения Л. Кассиля: «Улица младшего сына» (1962), «Ход белой королевы»(1971), «Великое противостояние»(1974), «Будьте готовы, Ваше высочество!»(1978).
По повести «Кондуит и Швамбрания» в 1935 году на Одесской киностудии режиссёром Борисом Шелонцевым был снят фильм «Кондуит», а в1981 режиссёром Глебом Селяниным был создан детский телеспектакль «Кондуит и Швамбрания». Если повезёт, эти экранизации можно отыскать и посмотреть.
Кассиль придумал ещё две страны: Джунгахору и Синегориют («Будьте готовы, Ваше высочество!», «Дорогие мои мальчишки»), но Швамбрания стала его главной страной.
«Здравствуйте, – говорили Кассилю дети на улице, – мы вас знаем. Вы этот… Лев Швамбраныч Кондуит».
Ольга Кузьмина. 19 сентября 2016 года
Нравится
Источник: https://book-hall.ru/nemodnoe-chtenie/lev-kassil-konduit-i-shvambraniya