Эта повесть о мальчике, который мечтал встретиться с родным отцом, Чингиз Айтматов написал в 1970 году. Произведение сразу напечатали в газете «Новый мир», а также опубликовали в авторском сборнике под двойным названием «После сказки (Белый пароход)». Краткое содержание поможет быстро ознакомиться с сюжетом.
Герои повести
История разворачивается в Киргизии на берегу озера Иссык-Куль, где расположен заповедный кордон. Персонажи — жители кордона. Характеристика главных героев:
- Мальчик — семилетний сирота, наивный, добрый ребенок.
- Момун — родной дед мальчика, помощник егеря.
- Бабка — жена Момуна, обладающая скверным характером.
- Бекей — тетя мальчика и дочь Момуна, несчастна в браке.
- Орозкул — муж Бекей, начальник кордона, егерь, властный, злопамятный, резкий.
В 2013 году Министерство образования и науки России опубликовало список из 100 книг, рекомендуемых для чтения школьникам, куда попало и произведение киргизского автора. С тех пор повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» читают гораздо чаще, чем в прежние годы.
Краткое содержание
Маленький заповедный кордон состоит всего из трех дворов. Единственный мальчишка в этом месте — семилетний сирота, у которого даже нет имени. Он растет и узнает мир по окружающей природе, с утра до вечера пропадая на улице. Друзьями ребенок воображает вещи, например, «верблюд» — большой камень, наполовину ушедший в землю.
Воспитанием кое-как занимается дед по матери. Момун не обучает ребенка наукам, но рассказывает тому сказку и заботится, как может. Запруда, которая спасает мальчика от бурных речных вод, сделана руками деда.
На кордоне было всего 3 женщины:
- бабка;
- тетка Бекей;
- жена лесника Гульджамал.
Бекей бездетна, поэтому муж Орозкул, когда выпьет, поднимает на нее руку. Орозкул занимает пост начальника, но предпочитает труду разъезды по знакомым. Его тестя Момуна, напротив, звали расторопным за умение успеть с любой работой. Старик ухаживает за скотом и пасекой, всегда приветлив с людьми, но уважения все равно не добился.
Мальчик не помнит своих родителей и ни разу их не видел. Однако он точно знает: его отец служит матросом на белом пароходе, который ходит по Иссык-Кулю. Мама после развода в одиночку переехала в город.
Мальчик любит забраться на гору, прихватить бинокль и ждать, пока по озеру пойдет белый пароход. Корабль большой и красивый с трубами в ряд.
У ребенка есть план: превратиться в рыбу, голова при этом останется человеческой, шея истончится, а уши оттопырятся.
Когда это случится, мальчик подплывет к своему отцу-матросу и скажет: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет о своем самом лучшем дедушке, над которым все посмеиваются.
Дедова сказка
По вечерам Момун рассказывает внуку свою сказку. Давным-давно на берегу реки Энесай поселилось племя киргизов, но пришли враги и убили почти всех. В живых остались двое: мальчик и девочка, которых убийцы взяли с собой.
Хан отдал детей Рябой Хромой Старухе, чтобы та избавилась от киргизов. Старуха повела сирот к берегу Энесая, но не успела утопить. Из леса выскочила маралуха и попросила ей отдать ребят.
Старую отдала мальчика и девочку оленихе, но предупредила: «Они вырастут и убьют твоих оленят… Они и друг друга не жалеют».
Маралуха привела детей к Иссык-Кулю, они выросли и поженились. Прежняя девочка, а теперь уже женщина, понесла и начала рожать. Роды были очень тяжелыми, муж перепугался и стал просить мать-олениху о помощи.
В ответ на зов издалека послышался звон, из лесу вышла мать-олениха и на рогах своих принесла бешик — колыбель. Звон раздавался от колокольчика, который весел на дужке колыбели. Женщина родила сына. Родители стали звать его Бугубаем — именем маралухи. С этого начался род Бугу.
Много позже умер богатый киргиз. На его могиле установили большие маральи рога. После этого маралы в иссык-кульских лесах жили в страхе. Их истребляли, пока не найти стало ни одного оленя в местных горах. Ушла и мать-олениха, сказав, что никогда больше не вернется.
Дальнейшие события
Наступила осень. Орозкул с Момуном тащили по склону два сосновых бревна. Начальник кордона был настолько зол, что хотел избить жену, но возвращаться домой было далеко. Момун увидел маралов и обрадовался до слез, чем еще больше разозлил Орозкула.
Уже у самого кордона мужчины поссорились: дед отпрашивался с работы, чтобы встретить мальчика из школы. Орозкул был против, пару раз огрел старика по голове, но тот все равно бросил в реке бревна и умчался за внуком.
Вернувшись из школы, Момун и Мальчик узнали, что начальник избил жену и выгнал из дома, а деду велел передать — увольняет. Бекей плакала и ругала отца, а бабка велела просить у зятя прощения.
Мальчик порывался рассказать деду о маралах, которых видел в лесу, но взрослым было некогда слушать детские восторги. Тогда ребенок вспомнил сказку и стал просить маралуху, чтобы принесла тетке Бекей на рогах колыбель.
На кордон приехали леди за бревнами. Пока вытаскивали лес из реки, Момун ходил за Орузкулом, как преданный пес. Приезжие тоже видели маралов, олени не испугались людей, значит, пришли с заповедных земель.
Вечером мальчик вернулся на кордон и увидел на огне казан, от которого пахло мясом. У костра стоял пьяный Момун, раньше внук никогда деда таким не видел. Орузкул и один неместный сидели у сарая и делили тушу. Поодаль лежала рогатая маралья голова. Мальчик оцепенел. Он хотел сбежать, но не мог сделать и шага. Все стоял и смотрел на голову матери-маралухи.
Скоро накрыли на стол. Мальчика тошнило. Он слышал, как пьяные люди, чавкая, ели оленину. Сайдахмат, лесник, стал рассказывать, что заставил Момуна стрелять в маралуху.
Никто не заметил, как мальчик спустился к бурной речной воде и ступил туда. Он решил стать рыбой, уплыть и никогда не возвращаться на кордон.
Анализ повести
Сказка, которую поведал внуку Момун, рассказывает как зло победило добро. Мальчик не соглашается с этой истиной и придумывает свою историю, полную справедливости и добра.
Однако в реальном мире все остается согласно дедовой легенде. Жадность людей приводит к сокращению численности благородных маралов, а Момун даже убивает мать-олениху. Теперь некому принести несчастной Бекей колыбель со звонким колокольчиком.
Разочарование ждет и на пути к Иссык-Кулю. Ребенку никогда не добраться по бурной реке к «синему морю». На белом пароходе мальчика не ждет папа-матрос.
Финал произведения неоднозначный. Ясно, что сирота утонет. Его жизнь оборвалась, и началась сказка, которую он придумал сам. Но остались вопросы. Например, Момун спросил: «Почему такие люди бывают?». Видимо, автор посчитал, что читатель сам должен найти правильный ответ.
Повесть «Белый пароход» не входит в школьную программу, но предлагается для внеклассного чтения ученикам 10−11 классов. После прочтения следует сделать пересказ по главам и внести его в читательский дневник.
Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/povesti-chingiza-ajtmatova-belyj-parohod.html
Белый пароход: краткое содержание (Чингиз Айтматов)
В этой статье мы опишем рассказ «Белый пароход». Краткое содержание этого произведения будет представлено в ней. Написан рассказ был в 1970 году Чингизом Айтматовым.
Следующим образом начинается «Белый пароход» (краткое содержание). На лесном кордоне жили мальчик с дедом. Женщин здесь было три: бабка, жена объездчика Орозкула, главного на кордоне человека, дедова дочь — тетка Бекей.
Была еще жена Сейдахмата, подсобного рабочего. Тетка Бекей — женщина, самая несчастная на белом свете, так как у нее нет детей. Орозкул спьяну бьет ее за это.Таковы основные герои рассказа, который написал Чингиз Айтматов.
«Белый пароход». Дед Момун
Расторопным Момуном прозвали деда Момуна. Такое прозвище он получил за неизменную приветливость, а также готовность услужить. Работать он умел. А Орозкул, зять его, хоть и считался начальником, в основном разъезжал по гостям. Момун держал пасеку, ходил за скотом. Чингиз Айтматов отмечает, что он был весь в работе с утра до вечера, всю жизнь, но так и не научился заставить уважать себя.
Мечта мальчика
Ни матери, ни отца не помнил мальчик. Он не видел их ни разу, но знал, что отец его служил на Иссык-Куле матросом, а мать уехала в какой-то далекий город после развода.
Любил взбираться мальчик на соседнюю гору и в смотреть на Иссык-Куль в дедов бинокль. На озере ближе к вечеру показывался белый пароход.
Красивый, мощный, длинный, с трубами в ряд. Повесть Айтматова «Белый пароход» названа в честь этого корабля. Мальчик хотел превратиться в рыбу, с одной лишь своей головой, большой, на тонкой шее, с оттопыренными ушами.
Он мечтал, что поплывет к своему отцу и скажет ему, что он его сын. Мальчик хотел рассказать, как живется ему у Момуна. Этот дедушка самый лучший, но вовсе не хитрый, из-за чего над ним все смеются.
А Орозкул часто покрикивает.
Сказка, рассказанная Момуном
Дед рассказывал по вечерам сказку внуку. Описанием ее продолжается произведение «Белый пароход».
В давние времена киргизское племя жило на берегу реки Энесай. Враги напали на него и убили всех, остались лишь девочка и мальчик. Однако затем и дети оказались в руках врагов. Рябой Хромой Старухе отдал их хан и велел с этими киргизами покончить.
Но когда уже подвела детей к берегу реки Энесай Рябая Хромая Старуха, вышла матка маралья из леса и попросила отдать ей ребят. Предупредила старуха о том, что это человеческие дети, которые убьют ее оленят, когда вырастут. Ведь люди даже друг друга не жалеют, не то что зверей.
Однако мать-олениха все-таки упросила старуху, а детей привела на Иссык-Куль.
Они поженились, когда выросли. У женщины начались роды, она мучилась. Перепугался мужчина, начал звать мать-олениху. Тогда издали послышался переливчатый звон. Принесла рогатая мать детскую колыбель на своих рогах — бешик. Серебряный колокольчик на дужке его звенел. Сразу же разродилась женщина. Назвали первенца Бугубаем, в честь оленихи. Род Бугу пошел от него.
Затем скончался один богатей, и дети его решили установить рога марала на гробнице. Не было маралам с тех пор пощады в лесах, и не стало их. Горы опустели. Когда уходила мать-олениха, она сказала, что не вернется никогда. Так заканчивает описание сказки Айтматов. «Белый пароход» продолжается рассказом о дальнейших событиях на лесном кордоне.
Орозкул работает с Момуном
В горах вновь наступила осень. Для Орозкула вместе с летом отходила пора визитов к табунщикам и чабанам — наступило время расплачиваться за подношения. Они тащили вместе с Момуном два сосновых бревна по горам, и поэтому был зол на весь свет Орозкул. Он хотел пристроиться в городе, где уважают человека, живут культурные люди.
Там не приходится потом таскать бревна за то, что получил подарок. А в совхоз наведывается инспекция, милиция — вдруг спросят они, откуда лес. В Орозкуле при этой мысли вскипела злоба. Ему захотелось избить свою супругу, но дом был далеко. К тому же дед заметил маралов и едва не дошел до слез, как будто встретил родных братьев.
Ссора Орозкула с Момуном
«Белый пароход», краткое содержание которого мы описываем, продолжается ссорой Орозкула с Момуном. Окончательно со стариком повздорил Орозкул, когда до кордона было совсем близко. Тот все отпрашивался для того, чтобы забрать внука из школы. Дошло дело до того, что он бросил застрявшие бревна в реке и отправился за мальчишкой. Орозкул его ударил несколько раз по голове, но это не помогло — старик вырвался и ушел.
Когда мальчик с дедом вернулись, они узнали, что Орозкул выгнал из дома жену и избил ее. Он сказал, что увольняет с работы деда. Бекей проклинала отца, выла, а бабка зудела, что необходимо Орозкулу покориться, попросить прощения у него, иначе некуда будет идти на старости лет.
Мальчик хотел сказать деду о том, что повстречал маралов в лесу — они вернулись. Но старику было не до этого. Вновь ушел мальчик в воображаемый мир, начал умолять олениху-мать, чтобы она принесла люльку на рогах Орозкулу и Бекей.
Люди приехали за лесом
Тем временем на кордон за лесом приехали люди. Пока они вытаскивали бревно, дед Момун шел за Орозкулом, будто преданная собака. Прибывшие также заметили маралов. Звери эти, по всей видимости, были из заповедника, непуганые.
Момун убивает мать-олениху
Мальчик увидел вечером казан, кипевший на огне во дворе, откуда исходил мясной дух. У костра стоял дед. Он был пьян. Никогда не видел таким его мальчик. Один из приезжих, а также пьяный Орозкул делили груду свежего мяса, сидя у сарая на корточках. Мальчик увидел под стеной сарая маралью голову. Он пытался бежать, однако ноги не слушались его — он лишь стоял и смотрел на голову той, что была еще вчера матерью-оленихой.
Мальчик уходит к реке
Все вскоре уселись за столом. Все время мутило мальчика. Он слышал, как люди, опьяневшие, сопели, грызли, чавкали, пожирая мать-олениху. Сайдахмат рассказал позже, как заставил застрелить ее деда: запугал, что его выгонит Орозкул, если он этого не сделает.
Решил мальчик стать рыбой и не вернуться никогда в горы. Он подошел к реке и ступил в воду.
Так заканчивается рассказ «Белый пароход», краткое содержание которого мы описали. В 2013 году это произведение было включено в список «100 книг для школьников», рекомендованный для самостоятельного чтения Министерством образования и науки.
Источник: https://autogear.ru/article/176/776/belyiy-parohod-kratkoe-soderjanie-chingiz-aytmatov/
Краткое содержание Айтматов Белый пароход
Семилетний мальчик жил в лесу. Дедушка был единственным родным человеком для него: родная бабушка давно померла, а неродная бабка, дочь деда Бекей и её муж Орозкул были равнодушны к ребёнку.
Бекей была очень несчастлива: Орозкул часто её бил из-за отсутствия у них детей. Момун не мог вступиться за свою дочь, хотя очень её любил и жалел.
Деда за его мягкость не уважали, хотя у него было очень доброе сердце. Он всю жизнь работал, не покладая рук, и всегда был готов всем помочь.
А Орозкул хоть и был начальником, но отличался своей праздностью: работать он не любил, зато постоянно расхаживал по гостям.
Родителей своих ребёнок не знал: мать развелась с его отцом, когда он был ещё совсем крохотным, уехала и вышла замуж за другого человека. Мальчик жил своими фантазиями. Он часто думал, как было бы хорошо обратиться рыбой и найти своего отца-моряка.
Дед часто рассказывал ему сказки, особенно полюбилась ему эта: давным-давно хан напал на народ, всех перебил и приказал старушке утопить двух маленьких детей – единственных оставшихся в живых. Ослушаться старуха не могла, и она решила утопить их.
Но стоило ей подойти к воде, как навстречу вышла маралья. Люди убили её детёнышей, и она просила отдать малышей ей. Дети выросли и вскоре поженились. Первого сына они назвали в честь своей приёмной лесной матери Бугубай. Именно он дал начало роду Бугу.
Спустя много лет потомки из рода возобновили охоту на маралов, и оленям пришлось бежать со своих земель. Мальчик мечтал, чтобы Олениха когда-нибудь вернулась и помогла Бекей родить сына.
Момун купил внуку портфель, так как пришло время отправиться учиться. Мальчик любил ходить в школу и всегда боялся не успеть к первому уроку. Дед это знал и всегда сам отвозил его.
Орозкул становился всё злее. Он мечтал о детях, о переезде в город, где жилось легче, о деньгах и новой жене. Он вымещал свою злость не только на Бекей, но и на деде.
Как-то они вместе грузили брёвна, и Орозкул затеял ссору. Момун никак не отвечал, даже когда Орозкул поднял на него руку.
Но когда зять не отпустил его, чтобы Момун отвёз внука на учёбу, старик вырвался от разгневанного Орозкула и уехал.
Орозкул сильно избил Бекей и выставил её из дома, а деда погнал с работы. Все надавили на старика, и ему пришлось извиняться перед Орозкулом. В отместку тот заставил старика убить марала: оказалось, олени вернулись в лес. Сделав чёрное дело, Момун впервые в жизни напился.
Увидев, как мужчины разделывают маралью тушу, мальчику стало плохо. Он пытался поднять дедушку, но тот лежал неподвижно от алкоголя и содеянного зла. Ребёнок понял: лучше и правда стать рыбой и уплыть подальше от всех этих людей. Он побежал к реке и вошёл в воду.
В произведении особенно остро поставлен вопрос добра и зла. Дед, несмотря на свою доброту, слишком слаб, чтобы встать на защиту справедливости.
Ради своей дочери и внука он пошёл против своей совести и памяти своего рода. Мальчик живёт в мире своих фантазий, так как в реальности видит лишь злобу окружающих.
Его смерть стала своего рода избавлением от реальности, причиняющей боль детской душе.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Айтматов. Все произведения
Белый пароход. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Катаев
Литературная деятельность известного советского литератора известна произведениями, которые наполнены душевной добротой и теплом и принесли немалую пользу в воспитании детей. - Краткое содержание Золя Человек-зверь
Основная сюжетная линия рассказа Человек-зверь крутится вокруг семьи Рубо. У них все было хорошо, пока однажды муж не узнает страшную тайну. Оказывается когда-то много лет назад его жена Северина - Краткое содержание Мериме Венера Илльская
Я направлялся в маленький городок Илль, где намерен был разыскать господина де Пейрорада, большого знатока древностей. Надеюсь, он с удовольствием покажет мне все остатки старины на десять миль в окружности. - Краткое содержание Сотник Дрессировщики
К Грише Уточкину пришёл неожиданный гость, это был его ровесник Олег Волошин. Он учился в параллельном классе и дрессировал свою собаку Пальму. Олег попросил Гришу принять участие в её дрессировке. - Краткое содержание Вампилов Прощание в июне
С первых страниц пьесы перед нами предстает молодая девушка по имени Татьяна, которая стоит на остановке и читает афиши. Ее отвлекает Студент одного из институтов Николай Куролесов, желающий с ней завести знакомство
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/ajtmatov/belyj-parohod-kratko
Чингиз Айтматов "Белый пароход": краткое содержание, кто герои?
Повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» была написана в 1970 году, действие повести происходит в Киргизии на границе с Казахстаном. В 5 км от озера Иссык-куль в Сан-ташском заповеднике между двух горных перевалов на берегу горной реки Аксай на кордоне вдали от людей обособленно живут лесники, охраняющие заповедный лес. Всего 3 дома.
Герои повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»:
Мальчик 7 лет худенький и лопоухий — только пошел в школу, умный и добрый, чуткий, любит родную природу и своего деда. Мальчик верит в легенду о матери Рогатой оленихе, от которой произошел его род Бугу (киргизское племя).
Дед мальчика Расторопный Момун- очень добрый, работящий и безотказный старик, не умеющий дать отпор злу. Работает лесником. Очень любит внука.
Бабка — новая жена деда Момуна — сварливая и недовольная, недолюбливает мальчика, считает его чужим.
Орозкул — начальник кордона, злой и властолюбивый и мстительный, обижает Момуна, бьет свою жену Бекей за то что у них нет детей. Пьет водку и ворует лес заповедника, который должен охранять.
- Бекей — дочь Момуна, жена Орозкула, добрая, запуганная мужем женщина, несчастная от своей бездетности.
- Семья лесников — добрый, но глуповатый Сейдахмат с женой Гульджамал и маленькой дочкой.
- Кулубек- молодой шофер, бывший проездом на кордоне, воплощение добра и силы для мальчика.
Краткое содержание повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» для читательского дневника: Осень. Красивая природа заповедника,мальчик живет в единении с природой, разговаривает с камнями и растениями, верит в добро и обожествляет оленей моралов как покровителей его рода.
Малыш становится невольным свидетелем событий, происходящих в заповеднике — незаконная рубка деревьев, беспредел и жестокость начальника Орозкула, безхребетности своего деда Момуна, равнодушия бабки.
Мальчик не знает родительской любви и ласки и мечтает превратиться в рыбу и уплыть по реке в Иссык-куль к белому пароходу, на котором, как ему кажется, плавает его отец.
Тяжелым потрясением для мальчика становится убийство заповедной оленихи.
Дед мальчика побоялся ослушаться начальника Орозкула и застрелил олениху, которую они с внуком обожествляли, придерживаясь культа предков.
Не выдержав предательства деда, мальчик от безысходности и одиночества кончает жизнь самоубийством, бросившись в ледяную реку, воплощая мечту стать рыбой и поплыть к белому пароходу.
Главная мысль повести «Белый пароход»: Добро должно быть с кулаками.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2647381-chingiz-ajtmatov-belyj-parohod-kratkoe-soderzhanie-kto-geroi.html
Краткое содержание «Белый пароход»
Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул.
Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал.
Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый.
Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна.
Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку.
***
…В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами.
Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, — говорила она. — А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят.
Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.
***
Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди…
И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко.
Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.
И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушёл.
Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…
Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись всё-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.
На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.
Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел.
Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову.
Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.
Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.
И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/aytmatov-chingiz-belyy-parohod/
Краткое содержание Белый пароход Айтматова для читательского дневника
Автор погружает читателя в окрестности Киргизии и сразу знакомит с главным героем — мальчик без имени и прошлого, с сомнительным будущим, живет на егерском кордоне, у берегов лесного озера.
С ним живут его родная тетка со своим мужем, егерем Орозкулом. Воспитанием мальчика они совершенно не занимаются тем самым предоставив его самому себе.
Единственный человек, который хоть как-то участвует в судьбе парня — это дед Момун, помощник егеря.
Рассказ показывает нам, через сравнения вымышленной жизни в сказках и ее реальной стороной, что не всегда добро преобладает над злом. Извечная борьба белого и черного, справедливости над не справедливостью, в результате может закончится отнюдь не сказочным штампом: «жили они долго и счастливо».
Читать краткое содержание рассказы Айтматова Белый пароход
Мальчика никто и ничто не радует. У него нет друзей и тех, с кем можно провести время в беседе.
Его постоянные спутники и собеседники — это камни окружающие то место, где он живет, бинокль со временем войны, в который он рассматривал горизонты озера и портфель, подаренный дедом Момуном.
Чтобы уйти от реальных жизненных напастей, мальчишка создает вокруг себя две вымышленные истории, в которые начинает усердно верить и обыгрывать их.
Первая история — о том, что его отец, которого мальчик никогда не знал, моряк и он служит на большом белом пароходе, и время от времени корабль появляется и грациозно покачивается на глади озера.
Мальчик обыгрывает в своем воображении все это, часто всматривается в бинокль в поисках парохода. Представляет, как становится маленькой рыбкой, ныряет в озеро и плывет на встречу кораблю.
И взобравшись на борт обнимает и приветствует отца.
Вторая история в которую верит мальчишка — сказка о матери-оленихе. Поверье говорит, что в прошлом, много лет назад, у берегов реки жило племя, на которое напали враги и перебили всех, кроме двух детей, мальчика и девочки. Вожак нападавшего племени передал детей старой женщине и приказал избавиться от них.
Она повела их на берег реки и когда была готова исполнить приказ вожака к ним подошла мать-олениха. Она стала просить не убивать детей и отдать их. На что старуха сказала: «это детеныши людей, ты не справишься с ними и когда они вырастут, то им захочется убить твоих оленят. Ведь люди очень жестокие создания и убивают не только зверей, но и друг друга».
Мать-олениха все равно настояла на том, чтобы дети остались с ней.
Благородные олени во времена мальчика становятся объектом браконьеров. Егерь способствует развитию браконьерского промысла в огромных масштабах. Сначала за щедрое вознаграждение Орозкул позволяет вырубку реликтовых сосен. Дальше развитие событий приобретают жестокий окрас.
Одним прохладным вечером коварный Орозкул, с не менее коварным планов решает добиться поддержки мудрого деда Момуна. Не добившись результата в переговорах он решает напоить деда водкой и для большего эффекта грозит ему увольнением.
Тем самым он добивается желаемого и заставляет пойти Момуна на убийство самки марала.
Темный вечер, белый дым костра и сладкий запах жареного мяса. У костра компания из трех человек: Орозкул, Момун и заезжий гость. На костре жарилось мясо оленихи.
Мальчик не хотел верить в жестокость людей и в то, что это взаправду убитая олениха, пока за сараем не увидел останки бедного животного. Мальчишка потерял надежду в секунду, разочарование подкашивало ноги и слабость давила грудь.
Слезы текли ручьем, он не хотел принимать жестокость действительности, жестокость тех людей, которые окружают его.
Решив убежать от этого зрелища, он бежит к озеру. Место, которое всегда подогревало надежду в нем, когда он смотрел на горизонт в бинокль и видел очертания белого парохода.
Трагический конец повести заставляет читателя по-настоящему прочувствовать боль мальчика, который всю жизнь жил верой в хорошее и светлое. А в один момент у него отбирают эту веру. Мальчишка снова представляет, закрыв свои глаза, что он маленькая рыбка, которая прыгает в воду и уплывает в дальние края озера на поиски отца — моряка.
Костер горит, мясо жарится, трое мужчин по-прежнему сидят в тех же позах. Им не было слышно всплеска воды и они так, и не заметили тихого исчезновения мальчика.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/ajtmatov/belyj-parohod
Краткое содержание: Белый пароход
Мальчик с дедом проживали на территории лесного кардона. Женщин на кардоне проживало трое — это дочь дедушки , которую звали Бекей, жена Орозкула, человека , который на кардоне был главным, бабка. А также жена Сейдахмата, который был подсобным рабочим.
Самая несчастная на свете тетка Бекей, так как ее часто бьет, когда напьется, Орозкул из-за того , что она не может иметь детей. Расторопным , деда Момуна называли потому, что он был очень приветлив, готов был всем услужить.. Дед любил работать , а Орозкул, числившись начальником, любил разъезжать по гостям.
Момун смотрел за скотиной, имел свою пасеку.В работе с утра до вечера , а сделать так , чтобы его уважали не мог.
Отца своего и мать мальчик не помнит. Никогда в жизни не видел их. Только знал, что отец матрос на Иссык-Куле, а мать в далеком городе, уехала туда после развода с отцом.
Мальчик любит , взобравшись на ближнюю гору, рассматривать в дедов бинокль Иссык- Куль. Близко к вечеру на озере был виден пароход, был он очень красивый- огромный, мощный с трубами.
Мальчик хотел бы быть рыбой , но только со своей головой , которая имела длинную шею и оттопыренные уши.
Он , рассказать ему, как он живет у Момуна, у самого лучшего деда, но не хитрого, над которым из-за этого все смеются. А Орозкул всегда кричит.
Вечерами дедушка любил рассказывать внуку сказки. В давние- давние времена на берегу реки Энесай жили киргизские племена. Враги напали на племя и убили всех людей.В живых остались только один мальчик и одна девочка. А потом дети тоже попали к врагам. Хан хотел покончить с киргизами , отдав их Рябой Хромой Старухе.
Она повела их к берегу Энесая, то , вышедшая из леса , матка моралья попросила отдать ей детей. Мои оленята убиты людьми, но вымя мое полно молока ,оно просит детей. Но старуха стала ее предупреждать о том . что эти дети человека и когда они вырастут , то могут убить твоих оленят.
Люди не то, что зверей они даже друг друга не жалеют.
Дети выросли, поженились. Когда женщина начала рожать, то мужчина испугался и позвал мать- олениху. Издалека стал слышен переливчатый звон. Мать — олениха на своих рогах несла детскую кроватку-бешик, а на дужке колыбельки весел серебряный колокольчик и звенел. Женщина тут же и родила.
Своего первого ребенка назвали-Бугубаем, в честь матери-оленихи. От сюда и пошел род Бугу. Умер как- то один богатый человек , а дети его решили на гробнице поставить рога марала. После этого случая в иссыкульских лесах маралам не было пощады. И моралы исчезли. Горы стали пустыми.
А когда мать- олениха уходила то сказала, что никогда больше не придет.
В горах наступила осень , одновременно для Орозкула кончалось время праздной жизни у табунщиков и чабанов, приходила пора расплачиваться за всякие подношения. Вместе с Момуном им приходится тащить сосновые бревна, и поэтому Орозкул становился злым.
Если бы он пристроился где-нибудь в городе, то там его бы наверное уважали. Там ведь живут культурные люди. И, если бы получил подарок, то бревна бы за это не таскал. А в совхозе часто бывает милиция и могут спросить, откуда тащить лес и зачем.
От этом мысли Орозкул приходил в ярость.
Хотел бы побить жену, да далеко она была. Да дед этот еще встретил маралов ,даже прослезился, как буд-то родных братьев повстречал.И когда уже было близко до кардона, основательно поругался со стариком- тот все просился его отпустить забрать внука из школы.
Дело все-таки кончилось тем, что дед побросал в реке бревна и убежал за мальчишкой. Ничего не могло его удержать , даже то, что Орозкул двинул два раза деда по голове- тот вырвался, плюнул кровь и убежал.
Но вернувшись домой, дед с внуком услышали , что Орозкул выгнал из дома жену, перед этим побив ее, а деда уволит с работы. Бекей плакала , проклиная отца, старуха бубнила, что надо попросить у Орозкула прощения , то куда им деваться на старости лет. Ведь старик у него в руках.
Мальчик сказал деду, что встретил в лесу маралов- ведь все- таки вернулись, но дедушки было не до этого.
Тогда мальчишка окунулся в свой нереальный мир и стал просить мать- олениху принести Бекей и Орозкулу колыбельку на рогах . А тем временем приехали , чтобы забрать лес. Дед Момун семенил за Орозкулом, точно собачка. Приехавшие люди тоже повстречали маралов, наверное, звери были из заповедника , потому, что не пуганные .
Вечером мальчик почувствовал , что пахнет мясом из висевшего на костре казана. Мальчик увидел пьяного деда, раньше он его таким никогда не видел. Орозкул и еще один приезжий тоже были пьяны Они сидели на корточках и делили между собой большую тушу мяса. А около сарая лежала голова морала с рогами Мальчик увидел это и остолбенел Хотел убежать , но ноги не послушались .
Мальчик видел безображенную голову тоц , которая еще недавно звалась матерью-оленихой…
Скоро все сели за стол, мальчика постоянно подташнивало. Было слышно, как пьяные люди чавкая , ели мясо матери- оленихи. Сайдахмат рассказывал, что заставил старика , чтобы тот застрелил Олениху, а то Орозкул выгонит его.
И тогда мальчик решил, что будет рыбой , а в горы никогда не вернется. Он подошел к реке и вошел в воду.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Белый пароход». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/aitmatov/bely-parohod/
Чингиз Айтматов — Белый пароход
Чингиз АЙТМАТОВБЕЛЫЙ ПАРОХОД(после сказки)
У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь.
В тот год ему исполнилось семь лет, шел восьмой.
Сначала был куплен портфель. Черный дерматиновый портфель с блестящим металлическим замочком-защелкой, проскальзывающей под скобу. С накладным кармашком для мелочей. Словом, необыкновенный самый обыкновенный школьный портфель. С этого, пожалуй, все и началось.
Дед купил его в заезжей автолавке. Автолавка, объезжая с товарами скотоводов в горах, заглядывала иной раз и к ним на лесной кордон, в Сан-Ташскую падь.
Отсюда, от кордона, по ущельям и склонам поднимался в верховья заповедный горный лес. На кордоне всего три семьи. Но все же время от времени автолавка наведывалась и к лесникам.
Единственный мальчишка на все три двора, он всегда первым замечал автолавку.
– Едет! – кричал он, подбегая к дверям и окошкам. – Машина-магазин едет!
Колесная дорога пробивалась сюда с побережья Иссык-Куля, все время ущельем, берегом реки, все время по камням и ухабам. Не очень просто было ездить по такой дороге.
Дойдя до Караульной горы, она поднималась со дна теснины на откос и оттуда долго спускалась по крутому и голому склону ко дворам лесников. Караульная гора совсем рядом – летом почти каждый день мальчик бегал туда смотреть в бинокль на озеро.
И там, на дороге, всегда все видно как на ладони – и пеший, и конный, и, уж конечно, машина.
В тот раз – а это случилось жарким летом – мальчик купался в своей запруде и отсюда увидел, как запылила по откосу машина. Запруда была на краю речной отмели, на галечнике. Ее соорудил дед из камней. Если бы не эта запруда, кто знает, может быть, мальчика давно уже не было бы в живых.
И, как говорила бабка, река давно бы уже перемыла его кости и вынесла бы их прямо в Иссык-Куль, и разглядывали бы их там рыбы и всякая водяная тварь. И никто не стал бы его искать и по нем убиваться – потому что нечего лезть в воду и потому что не больно кому он нужен. Пока что этого не случилось.
А случись, кто знает, – бабка, может, и вправду не кинулась бы спасать. Еще был бы он ей родным, а то ведь, она говорит, чужой. А чужой – всегда чужой, сколько его ни корми, сколько за ним ни ходи.
Чужой… А что, если он не хочет быть чужим? И почему именно он должен считаться чужим? Может быть, не он, а сама бабка чужая?
Но об этом – потом, и о запруде дедовой тоже потом…
Так вот, завидел он тогда автолавку, она спускалась с горы, а за ней по дороге пыль клубилась следом. И так он обрадовался, точно знал, что будет ему куплен портфель. Он тотчас выскочил из воды, быстро натянул на тощие бедра штаны и, сам мокрый еще, посиневший – вода в реке холодная, – побежал по тропе ко двору, чтобы первым возвестить приезд автолавки.
Мальчик быстро бежал, перепрыгивая через кустики и обегая валуны, если не по силам было их перескочить, и нигде не задержался ни на секунду – ни возле высоких трав, ни возле камней, хотя знал, что были они вовсе не простые. Они могли обидеться и даже подставить ножку. «Машина-магазин приехала.
Я приду потом», – бросил он на ходу «Лежащему верблюду» – так он назвал рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю. Обычно мальчик не проходил мимо, не похлопав своего «Верблюда» по горбу. Хлопал он его по-хозяйски, как дед своего куцехвостого мерина – так, небрежно, походя; ты, мол, обожди, а я отлучусь тут по делу.
Был у него валун «Седло» – наполовину белый, наполовину черный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне. Был еще камень «Волк» – очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощным загривком и тяжелым надлобьем. К нему он подбирался ползком и прицеливался.
Но самый любимый камень – это «Танк», несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу. Так и жди, кинется «Танк» с берега и пойдет, и забурлит река, закипит белыми бурунами. Танки в кино ведь так и ходят: с берега в воду – и пошел… Мальчик редко видел фильмы и потому крепко запоминал виденное.
Дед иногда возил внука в кино на совхозную племферму в соседнее урочище за горой. Потому и появился на берегу «Танк», готовый всегда ринуться через реку. Были еще и другие – «вредные» или «добрые» камни, и даже «хитрые» и «глупые».
Среди растений тоже – «любимые», «смелые», «боязливые», «злые» и всякие другие. Колючий бодяк, например, – главный враг. Мальчик рубился с ним десятки раз на дню. Но конца этой войне не видно было – бодяк все рос и умножался.
А вот полевые вьюнки, хотя они тоже сорные, – самые умные и веселые цветы. Лучше всех встречают они утром солнце. Другие травы ничего не понимают – что утро, что вечер, им все равно. А вьюнки, только пригреют лучи, открывают глаза, смеются.
Сначала один глаз, потом второй, и потом один за другим распускаются на вьюнках все закрутки цветов. Белые, светло-голубые, сиреневые, разные… И если сидеть возле них совсем тихо, то кажется, что они, проснувшись, неслышно шепчутся о чем-то. Муравьи – и те это знают.
Утром они бегают по вьюнкам, жмурятся на солнышке и слушают, о чем говорят цветы между собой. Может быть, сны рассказывают?
Днем, обычно в полдень, мальчик любил забираться в заросли стеблистых ширалджинов. Ширалджины высокие, цветов на них нет, а пахучие, растут они островками, собираются кучей, не подпуская близко другие травы. Ширалджины – верные друзья. Особенно, если обида какая-нибудь и хочется плакать, чтобы никто не видел, в ширалджинах лучше всего укрыться.
Пахнут они, как сосновый лес на опушке. Горячо и тихо в ширалджинах. И главное – они не заслоняют неба. Надо лечь на спину и смотреть в небо. Сначала сквозь слезы почти ничего не различить. А потом приплывут облака и будут выделывать наверху все, что ты задумаешь.
Облака знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь иди улететь, чтобы никто тебя не нашел и чтобы все потом вздыхали и ахали – исчез, мол, мальчишка, где мы теперь его найдем?.. И чтобы этого не случилось, чтобы ты никуда не исчезал, чтобы ты тихо лежал и любовался облаками, облака будут превращаться во все, чего ты ни захочешь.
Из одних и тех же облаков получаются самые различные штуки. Надо только уметь узнавать, что изображают облака.
А в ширалджинах тихо, и они не заслоняют небо. Вот такие они, ширалджины, пахнущие горячими соснами…
И еще разные разности знал он о травах. К серебристым ковылям, что росли на пойменном лугу, он относился снисходительно. Они чудаки – ковыли! Ветреные головы. Ид мягкие, шелковистые метелки без ветра жить не могут. Только и ждут – куда дунет, туда они и клонятся.
И кланяются все как один, весь луг, как по команде. А если дождь пойдет или гроза начнется, не знают ковыли, куда им приткнуться. Мечутся, падают, прижимаются к земле. Были бы ноги, убежали бы, наверное, куда глаза глядят… Но это они притворяются.
Утихнет гроза, и снова легкомысленные ковыли на ветру – куда ветер, туда и они…
Один, без друзей, мальчишка жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем и стремглав бежать к ней. Что уж там говорить, автолавка – это тебе не камни и не травы какие-то. Чего там только нет, в автолавке!
Когда мальчик добежал до дому, автолавка уже подъезжала ко двору, сзади домов. Дома на кордоне стояли лицом к реке, надворье переходило в пологий спуск прямо к берегу, а на той стороне реки, сразу от размытого яра, круто восходил лес по горам, так что подъезд к кордону был один – сзади домов. Не добеги мальчик вовремя, никто и не знал бы, что автолавка уже здесь.
Мужчин в тот час никого не было, все разошлись еще с утра. Женщины занимались домашними делами. Но тут он пронзительно закричал, подбегая к раскрытым дверям:
– Приехала! Машина-магазин приехала! Женщины всполошились. Кинулись искать припрятанные деньги. И выскочили, обгоняя одна другую. Бабка и та его похвалила:
– Вот он у нас какой глазастый!
Мальчик почувствовал себя польщенным, точно сам привел автолавку. Он был счастлив оттого, что принес им эту новость, оттого, что вместе с ними ринулся на задворье, оттого, что вместе с ними толкался у открытой дверцы автофургона. Но здесь женщины сразу забыли о нем. Им было не до него. Товары разные – глаза разбегались.
Женщин было всего три: бабка, тетка Бекей – сестра его матери, жена самого главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, – и жена подсобного рабочего Сейдахмата – молодая Гульджамал со своей девочкой на руках. Всего три женщины.
Но так суетились они, так перебирали и ворошили товары, что продавцу автолавки пришлось потребовать, чтобы они соблюдали очередь и не тараторили все разом.
Однако его слова не очень-то подействовали на женщин. Сначала они хватали все подряд, потом стали выбирать, потом возвращать отобранное. Откладывали, примеряли, спорили, сомневались, десятки раз расспрашивали об одном и том же.
Одно им не нравилось, другое было дорого, у третьего цвет не тот… Мальчик стоял в стороне. Ему стало скучно. Исчезло ожидание чего-то необыкновенного, исчезла та радость, которую он испытал, когда увидел на горе автолавку.
Автолавка вдруг превратилась в обычную машину, набитую кучей разного хлама.
Источник: https://mybrary.ru/books/proza/klassicheskaja-proza/277338-chingiz-aitmatov-belyi-parohod.html