Кавказский пленник — краткое содержание рассказа саши чёрного

Искусство и развлечения 19 мая 2015

Предлагаем краткое содержание рассказа «Кавказский пленник». Саша Черный, его автор, делает своими героями детей, впервые прочитавших произведение Л. Толстого с одноименным названием. Их переживания и воплощение истории Жилина в игре составляют основу сюжета.

Кавказский пленник - краткое содержание рассказа Саши Чёрного

Место действия

Рассказ начинается обширной экспозицией. Его герои живут на берегу небольшой речушки Крестовки, впадающей в Неву. В этот весенний день было многолюдно – многие вышли на пристань, чтобы насладиться свежестью природы и ощутить возрождение жизни.

Это и посетители английского гребного клуба, и полоскавшая белье прачка, и озорные мальчишки, и старик в плоскодонке, и очень старая бабушка на балконе… Мирное течение жизни еще больше подчеркивает остроту ощущений девочек, о которых дальше расскажет Саша Черный.

Кавказский пленник – краткое содержание произведения это покажет – вызвал в их душе сочувствие и сострадание.

Обитатели флигеля

Рыжий котенок на письменном столе. Множество книг и портретов писателей. Фикус со свежевымытыми листьями. Открытая дверь в столовую, где виднелись буфет с посудой, матрешка на кафельной печке, овальный стол с детским рисунком. Так описывает кабинет, расположенный в длинном флигеле, Саша Черный.

«Кавказский пленник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием сестер, Вали и Катюши. На фоне всеобщей радости они выглядели огорченными и сердитыми: у старшей даже слеза блестела на щеке. Причина подобного настроения была в том, что они закончили чтение рассказа «Кавказский пленник» Л. Толстого.

Кавказский пленник - краткое содержание рассказа Саши Чёрного

Сила воображения

История Жилина воспринималась сестрами как сущая правда, и потому вызвала сильное волнение. К тому же дома не было ни мамы, ни няни, которые пояснили бы: неужели можно так мучить людей? Успокаивало одно: герой сбежал, а значит, для него все сложилось удачно. Да и день был так хорош, что долго грустить не хотелось. Они еще раз вспомнили краткое содержание рассказа.

Кавказский пленник (Саша Черный дальше строит на этом сюжет), освободившись, мог взять в плен самих татар. А дальше пребольно высечь их или проявить милость и отпустить на все четыре стороны. Дину же, по мнению девочек, следовало наградить медалью и обучить грамоте. Валя придумала, как дальше она покрестится и выйдет замуж за Жилина.

Счастливые, что теперь все складывается так весело, сестры отправились на улицу.

Веселая игра

В саду Валя и Катюша остановились у ямы. Они поняли друг друга без слов, оставалось распределить роли. Каждой хотелось быть Диной, потому они решили сначала побыть татарами и взять в плен Мишку, карапуза дворника. Тогда они смогут его бросить в яму, а потом начнут спасать.

Костылиным предстояло стать Тузику, бегавшему рядом с девочками и вертевшему хвостом. Такими были фантазии Вали и Катюши, вспоминая краткое содержание. «Кавказский пленник» (автор Саша Черный отметил, что Мишка сразу согласился вступить в игру) помчался на пруте вперед, не желая быть раненым.

Девочкам-татарам пришлось силой взять его в плен и оттащить к яме. Для того чтобы было мягче, Валя принесла коврик, и вот уже плененные «Жилин» и «Костылин» уютно расположись в яме. Осталось написать послание родственникам. Так как Мишка был еще неграмотным, это сделали девочки. Табличку с требованием выкупа они доставили дворнику.

Вот только пленные вели себя неправильно: они веселились и совсем не пытались бежать. Так продолжает рассказ Саша Черный.

Кавказский пленник - краткое содержание рассказа Саши Чёрного

«Кавказский пленник»: краткое содержание исхода игры

Теперь Валя и Катюша превратились в татарских девочек. Они принесли из флигеля игрушки и бросили их в яму: Мишка должен был обменять их на лепешки. Затем выпросили на кухне три пирожка, но два из них на ходу поймал Тузик, поэтому третий передали «Жилину» на палке.

После этого спасительницы опустили в яму длинный шест, но пленники не пожелали бежать. Не помогали ни крики, ни приказания, и в итоге сестры тоже соскочили в яму и стали ждать ночи. Они вспомнили краткое содержание сказки: кавказский пленник – Саша Черный здесь цитирует Толстого – должен был бежать при звездах.

Да и колодки из дощечек еще не набили.

Развязка

Когда вернулись мама с няней, они долго искали детей. Да еще дворник принес непонятную табличку с записью о выкупе. Взрослые переполошились и выбежали в сад, где до них донеслись голоса девочек из ямы. И сестры, и Мишка, и Тузик были очень довольны, рассказывая, что они – кавказские пленники.

Кавказский пленник - краткое содержание рассказа Саши Чёрного

Валя и Катюша шли домой, прижимаясь к маме. Они не понимали, как такой рассказ мог утром показаться им грустным. Теперь они воспринимали его как «превеселую… штуку». Так заканчивает повествование Саша Черный. «Кавказский пленник», краткое содержание которого рассмотрено подробно, стал для детей началом веселой и запоминающейся игры.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/127823/

Краткий пересказ. Кавказский пленник от Саши Черного

Для экономии времени каждый из нас хотя бы раз в жизни читал краткий пересказ. «Кавказский пленник» – это рассказ, написанный Сашей Черным в начале ХХ века. Это небольшое произведение. Прочитать полную версию рассказа ни для кого не составит труда. Краткий пересказ «Кавказский пленник» Черного делает еще короче.

Кавказский пленник - краткое содержание рассказа Саши Чёрного

Историческая справка

Саша Черный – это псевдоним поэта. На самом деле его звали Александр Михайлович Гликберг. Родился он 25 октября 1880 года в Одессе, входившей тогда в состав Российской империи. В семье было пять детей, двое носили имя Саша.

Один Саша был блондином, его звали «Белым», а второй Саша – брюнет, к нему обращались «Черный». Так и возник псевдоним писателя. Детство его было трудным и сложным. Он убежал из церковной гимназии, много бродяжничал и голодал.

О его скитаниях писали в газетах, и вот однажды маленького Сашу приютил К.К. Роше, который оказал на маленького Александра большое влияние.

Поэтический путь

В 1905 году Саша Черный переезжает в Санкт-Петербург, где публикует свои сатирические стихотворения в журналах. После этого к нему пришла слава и известность.

В 1906 году молодой поэт переезжает в Германию, где проживает и получает образование. Через два года возвращается северную столицу, начинает писать рассказы для детей.

В период Первой мировой войны Саша Черный проходит службу в лазарете, пишет прозу. Чуть ниже вы прочитаете краткий пересказ. «Кавказский пленник» Саша Черный написал его в этот период.

Рассказ вошел в сборник «Детский остров».

Кавказский пленник - краткое содержание рассказа Саши Чёрного

В 1920 году эмигрировал. Спустя 9 лет приобрел участок земли во Франции, на котором построил дом. Умер писатель от сердечного приступа 5 августа 1932 года, помогая соседям спасать дом от пожара.

Краткий пересказ: «Кавказский пленник»

Начинается рассказ с описания веселого и солнечного весеннего дня. Автор с интересом замечает, что зацвела черемуха, а на березе — изумрудная листва.

Этот день настолько чудесен, что выполнять хозяйственные дела никому не хочется. Вдоль забора бегают местные псы.

Такса черно-шоколадного цвета резвится с одной стороны забора, а лохматый серый дворняга Тузик с забавным хвостом бегает с другой стороны забора.

На Крестовском острове есть пристань. Вода переливалась блестящей чешуей, в которой плавали микроскопические рыбки. Лодки на ней шлепались и покачивались.

Всем было хорошо в тот день: воробьи, такса и дворняга резвились. Чья-то старая бабушка мирно отдыхала и покачивалась в кресле-качалке. Сквозь зеленую листву деревьев река блестела на солнце. Рыжий петух важно вышагивал по саду, а кошка мирно распласталась на теплом бревне.

Во флигеле маленький котенок играл со струнами басовой мандолины. В шкафу стояли книги, а на стене висели портреты тех, кто давным-давно их написал: кучерявый Пушкин, бородатые Тургенев и Толстой… За портьерой виднелась терракотовая столовая. Мухи нервно искали выхода в сад, а на столе лежала раскрытая книга.

Раскрашивали в ней картинки детские ручки. Стеклянная дверь из столовой в сад была закрыта. Валя и Катя только что по очереди прочли рассказ Толстого «Кавказский пленник». Сестры были взволнованы не на шутку. Волновал их детские умы серьезный вопрос – мучают ли солдат на Кавказе.

Если так написано в книге, значи,- правда! Это же не сказка про Бабу-Ягу.

Девочки приступили к обсуждению финала рассказа. Спасение героев для них — самое настоящее облегчение. Валя предложила татар высечь крапивой со словами «Вот тебе! Получай! Будешь знать, как солдат мучить!». Но потом резко передумала. Валя и Катя решили научить Дину читать, подарить ей азбуку и наградить Георгиевской лентой, а потом женить на Жилине.

Вздохнув с облегчением, Валя и Катя позвали Мишку, чтобы играть в «Кавказского пленника». Они разделили роли. Каждая из девочек стала татарином. Мишка стал Жилиным, а Тузик — его другом. Началась игра. «Паф-паф-паф» стреляли девочки в воображаемую лошадь Мишки-«Жилина».

А он «скакал» дальше и говорил, что они не попали. Терпение горцев лопнуло, они выскочили, схватили, повалили и усадили в яму пленников. Валя от лица пленника «Жилина» нацарапала письмо дворнику Семену.

Тот прочитав, отправился к яме и удивился – пленники вели себя не как пленники! Краткий пересказ «Кавказский пленник» продолжается, как и игра ребят.

Кавказский пленник - краткое содержание рассказа Саши Чёрного

Но Валя решила продать пленников. Мишка согласился, но спросил: «А как дальше-то играть?»… Кухарка внезапно всполошилась, стала искать ребят. «Ау!» — кричала она. А те в ответ кричат, что сидят в оранжерее.

Мать прибежала на их голоса. Сидят ребята вчетвером с Тузиком в яме, глаза сияют от радости. Как котята прижались к маме и идут. Понять не могут, почему ее так расстроил «пленник».

Веселая же шутка получилась!

Заключение

Краткий пересказ («Кавказский пленник» Саши Черного был сегодня предметом рассмотрения) окончен.

Стоить напомнить, что читать полный рассказ гораздо интересней, ведь автор в своем произведении использовал риторические вопросы, сравнения и метафоры, восклицания, юмор, а также различные ремарки.

Краткий пересказ теряет глубину и полноту художественного текста. Не ленитесь и читайте подлинники!

Источник: https://autogear.ru/article/278484/kratkiy-pereskaz-kavkazskiy-plennik-ot-sashi-chernogo/

Саша Черный «Кавказский пленник» — краткое содержание, о чем рассказ?

Неожиданно было обнаружить рассказ этого писателя в школьном учебнике, однако, прочитав его и даже составив кроссворд по произведению, мы получили реальное удовольствие. Пусть вас не смущает однотипность названия с известным произведением Толстого, ибо здесь идет параллель с указанной повестью.

Итак, начинается рассказ с того, что мы знакомимся с двумя сестричками Валей и Катей, которые прочитав «Кавказского пленника», так возмущены и обижены из-за судьбы Жилина, что слезинки катятся по щекам одной девочки, а гнев обуревает другую.

Валя готова растерзать татар, и даже готова отхлестать их крапивой, но подумав немножко, она решает, что Жилину, как истинному офицеру, достаточно окатить неприятеля своим презрением и пригрозить наказанием, чтобы татары больше никого не сажали в яму.

Потом девочки еще немного пофантазировали, переписывая повесть на свой лад. Решив, что Дина достойна награды, за кормление Жилина лепешками, они «прислали» медаль и азбуку ей в подарок, чтобы выучив русский язык, та смогла самостоятельно прочитать повесть, и после благополучно выдали ее за Жилина замуж.

После своих фантазий, сестры решили пойти в сад. Там они нашли яму возле оранжереи, и тут новая идея пришла им в головы — поиграть в кавказского пленника.

Вот только кого взять на роль Жилина, если они сами будут татарами? Выход был найден, ибо они встретили Мишку с Тузиком, и те без колебаний согласились вступить в игру.

Правда с лепешками вышла промашка, у кухарки были только пирожки, но и эта еда пошла вход за куколок, которых по сценарию должен был лепить Мишка-Жилин.

Затем пленники должны были бежать из «плена» , но никакие уговоры и крики девочек не вытащили Мишку с Тузиком из ямы. Сестры сами залезли к своим пленникам и с удовольствием стали смотреть на проплывающие по небу облака.

Ребят отыскала, вернувшаяся с Петербургской стороны мать. Ее напугала дощечка, которую девочки написали в ходе игры с требованием выкупа за своих «пленников».

Мама услышала детские голоса и нашла их в яме, откуда велела немедля подняться.

Позже сестрички с недоумением глядели друг на друга, не понимаю почему утром они так расстроились из-за книги, когда быть «пленником» такая превеселая штука…

Если вам нужен совсем коротенький отзыв о прочитанном, то можно написать так:

  • В этом рассказе я узнала о двух девочках, которые прочитав повесть Толстого, сначала сильно расстроились, а потом решили поиграть в «Кавказского пленника». С ними участвовали в игре: Мишка и Тузик. Когда забава закончилась, дети не поняли отчего их так расстроила книга, когда игра получилась столь презабавная.
Читайте также:  Позвоночные животные сообщение доклад (3, 5 класс окружающий мир)

Вывод: дети настолько наивны и просты, что порой еще не понимают всего трагизма ситуации. Они способны быстро излечиваться (забывать), что хорошо, потому что не культивируют и не усугубляют плохого психологического настроя в своих маленьких головках. Дети должны радоваться жизни и не жить в негативе!

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2922349-sasha-chernyj-kavkazskij-plennik-kratkoe-soderzhanie-o-chem-rasskaz.html

кавказский пленник краткое содержание ( саша черный ) очень надо люди спасайте

Аня Розикова Знаток (289) 3 года назад Главные герои — Валя, Катя, Миша. Это дети, которые решили поиграть в «Кавказского пленника». Дело началось так:Две девочки Катя и Валя прочитали рассказ Толстого «Кавказский пленник». Им так понравился рассказ, что они решили сыграть его. Для этого они позвали мальчика Мишу, чтоб тот был Жилиным.

Костылиным в их игре был Тузик – собака такса. А сами девочки были татарами и Диной с её подругой. Когда начали играть, Миша начал баловаться, и девочки решили поймать его руками, а затем посадить в яму. Сидели в яме Тузик и Миша, не хотели сбегать. Девочки подумали и решили к ним присоединиться и стать пленниками. Они подумали: «Ведь могло быть четыре пленника?!».

Сели с ними девочки и стали на облака смотреть.

Приходит в это время мама девочек и не может их найти. Никого нет дома, и никто не знает. Начала кликать их мама, а они ей в ответ «Здесь мы, здесь». Нашла их мама и пошли они в дом. Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся.

Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука.

matilda matilda Ученик (234) 3 года назад Главные герои — Валя, Катя, Миша. Это дети, которые решили поиграть в «Кавказского пленника». Дело началось так:Две девочки Катя и Валя прочитали рассказ Толстого «Кавказский пленник». Им так понравился рассказ, что они решили сыграть его. Для этого они позвали мальчика Мишу, чтоб тот был Жилиным. Костылиным в их игре был Тузик – собака такса. А сами девочки были татарами и Диной с её подругой. Когда начали играть, Миша начал баловаться, и девочки решили поймать его руками, а затем посадить в яму. Сидели в яме Тузик и Миша, не хотели сбегать. Девочки подумали и решили к ним присоединиться и стать пленниками. Они подумали: «Ведь могло быть четыре пленника?!».

Сели с ними девочки и стали на облака смотреть.

Приходит в это время мама девочек и не может их найти. Никого нет дома, и никто не знает. Начала кликать их мама, а они ей в ответ «Здесь мы, здесь». Нашла их мама и пошли они в дом. Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся.

Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука.

Манижа Абдуллоева Ученик (129) 3 года назад Главные герои — Валя, Катя, Миша. Это дети, которые решили поиграть в «Кавказского пленника». Дело началось так:Две девочки Катя и Валя прочитали рассказ Толстого «Кавказский пленник». Им так понравился рассказ, что они решили сыграть его. Для этого они позвали мальчика Мишу, чтоб тот был Жилиным. Костылиным в их игре был Тузик – собака такса. А сами девочки были татарами и Диной с её подругой. Когда начали играть, Миша начал баловаться, и девочки решили поймать его руками, а затем посадить в яму. Сидели в яме Тузик и Миша, не хотели сбегать. Девочки подумали и решили к ним присоединиться и стать пленниками. Они подумали: «Ведь могло быть четыре пленника?!».

Сели с ними девочки и стали на облака смотреть.

Приходит в это время мама девочек и не может их найти. Никого нет дома, и никто не знает. Начала кликать их мама, а они ей в ответ «Здесь мы, здесь». Нашла их мама и пошли они в дом. Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся.

Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука.

Оксана Ана Ученик (165) 3 года назад лавные герои — Валя, Катя, Миша. Это дети, которые решили поиграть в «Кавказского пленника». Дело началось так:Две девочки Катя и Валя прочитали рассказ Толстого «Кавказский пленник». Им так понравился рассказ, что они решили сыграть его. Для этого они позвали мальчика Мишу, чтоб тот был Жилиным. Костылиным в их игре был Тузик – собака такса. А сами девочки были татарами и Диной с её подругой. Когда начали играть, Миша начал баловаться, и девочки решили поймать его руками, а затем посадить в яму. Сидели в яме Тузик и Миша, не хотели сбегать. Девочки подумали и решили к ним присоединиться и стать пленниками. Они подумали: «Ведь могло быть четыре пленника?!».

Сели с ними девочки и стали на облака смотреть.

Приходит в это время мама девочек и не может их найти. Никого нет дома, и никто не знает. Начала кликать их мама, а они ей в ответ «Здесь мы, здесь». Нашла их мама и пошли они в дом. Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся.

Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука

Данила Утешев Ученик (122) 1 год назад Дело началось так:Две девочки Катя и Валя прочитали рассказ Толстого «Кавказский пленник». Им так понравился рассказ, что они решили сыграть его. Для этого они позвали мальчика Мишу, чтоб тот был Жилиным. Костылиным в их игре был Тузик – собака такса. А сами девочки были татарами и Диной с её подругой. Когда начали играть, Миша начал баловаться, и девочки решили поймать его руками, а затем посадить в яму. Сидели в яме Тузик и Миша, не хотели сбегать. Девочки подумали и решили к ним присоединиться и стать пленниками. Они подумали: «Ведь могло быть четыре пленника?!».

Сели с ними девочки и стали на облака смотреть.

Приходит в это время мама девочек и не может их найти. Никого нет дома, и никто не знает. Начала кликать их мама, а они ей в ответ «Здесь мы, здесь». Нашла их мама и пошли они в дом. Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся.

Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/57262698

Саша Чёрный. «Кавказский пленник». — Чтение на лето 5-й класс

Саша
Чёрный.

Кавказский
пленник

Так весело было в саду! Цвела
черемуха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. Сережки на березах
уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, еще
изумрудная листва.

На старой лиственнице у пристани по всем лапам свежо зеленели
пучками мягкие иголочки, и между ними алые точки — цвет. На клумбе темными
сморчками повылезли из теплой земли еще не развернувшиеся листья пионов.

Воробьи стайками перелетали с клена на березу, с березы на крышу сарая:
кричали, кувыркались, дрались, — просто так, от избытка жизни, как дерутся
школьники, разбегаясь по домам после уроков.

Над скворечницей, как приклеенный,
сидел на кленовой ветке скворец, смотрел на солнце, на веселую рябь, речонки… В
такой чудесный день никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли.

А
вдоль решетчатого забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, бешено носились
псы: по ту сторону, распластавшись почти до земли, шоколадно-черная такса, по
эту — дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного
знака…

Добегали до края ограды,
поворачивались и стремительно мчались назад. До тех пор, пока, высунув языки, в
изнеможении не падали наземь. Бока ходили ходуном, глаза весело перемигивались.
Мчаться вперед… Большего собачьего удовольствия ведь и на свете нет!

Внизу, за еще сквозными кустами
сирени, покачивалась на Крестовке пристань.

Мало кто из петербуржцев знал, что
в самой столице выбегает к Елагину мосту такая захолустная речонка, омывая
северный край Крестовского острова. А речка была славная… Переливалась
солнечной чешуей вода.

Микроскопические рыбки оплывали хороводом пестрые сваи
перед домами. Посредине во всю длину тянулась узкая, обсаженная черёмухой коса.

Против середины косы вздымался большой
сарай и желтел покатый к воде спуск: английский гребной клуб. Из сарая шестеро
тоненьких юношей в белых фуфайках и кепках вынесли длинную-длинную легкую
гичку, будто пила-рыба на двенадцати ногах купаться пошла.

Спустили лодку на
воду, уселись и понеслись к Елагину острову, плавно, в такт гребли, откатываясь
на подвижных сиденьях назад для нового взмаха… Сын прачки, помогавший матери на
берегу укладывать белье в корзину, посмотрел вслед и сам себя от удовольствия
ногой лягнул.

У пристани, внизу, отчаянно скрипела
на цепочке и шлепалась о воду лодка. Да и как ей было не скрипеть и не шлепать,
когда тройка озорных мальчишек перелезла по отмели через забор, забралась в
лодку и изо всех сил стала ее раскачивать. Вправо — влево, вправо—влево…
Вот-вот краем зачерпнет воды до самого борта!

Плывший на плоскодонном челне старичок
в малиновом гарусном шарфе лениво шарил глазами по прибрежным кустам.

То там,
то сям покачивались прибитые к берегу поленья, чурбашки либо обломки досок…
Старичок подтягивал багром добычу, укладывал поперек челна и медленно шлепал по
воде дальше… Засмотрелся на далекие старые ветлы вдоль окраинной дороги Елагина
острова, послушал, как на мостике справа гудят копыта, скрестил руки и грабли и
позабыл про свои дрова.

А в Крестовку с Невы вплыла новая
компания: писаря с гармошками, девушки с цветными, похожими на детские
воздушные шары зонтиками… Легкая песенка под перебор веселых ладов прокатилась
по речушке, легкие волны светлыми горбиками поплыли и берегам. Скворец в саду
на кленовой ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году он
ее здесь слышал,- не та ли самая компания в лодках проплывает?..

Всем было весело в тот весенний день:
воробьям на крыше сарая, таксе и дворняжке, отдыхавшим у ворот после гонки
вдоль набора, неизвестным мальчишкам в привязанной лодке, молодым англичанам,
выплывавшим на гичке к Стрелке, писарям и девушкам на Крестовке.

Даже чья-то
старая-старая бабушка, отдыхавшая по ту сторону сада в плетеном кресле на
балконе, подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась: так
мирно блестела сквозь зеленеющие вершины река, так плавно звучали на реке
голоса, так бодро, отставив генеральский хвост по ветру, шагал по двору рыжий
петух мимо самого носа распластавшейся на теплом бревне кошки…

В длинном, примыкающем к саду флигеле
тоже было радостно и уютно. В кабинете на письменном столе сидел рыжий котенок
и, удивленно прислушиваясь, потрагивал лапкой басовую струну мандолины.

В шкафу
кротко блестели золотыми буквами корешки книг.

Они отдыхали… А на стене, над
старым, похожим на мягкую гитару диваном висели портреты тех, кто книги эти
когда-то написал: курчавый, благосклонный Пушкин, седые, бородатые Тургенев и
Толстой, гусар Лермонтов с вздернутым носиком…

В ясный цвет синекубовых обой были
выкрашены и двери и рамы. Ветер сквозь форточку вздувал тюлевую занавеску,
будто парус надувал. Ему ведь все равно, лишь бы забавляться. Чужеземный фикус
подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «Какая у них тут в
Петербурге весна?».

За отдернутой портьерой виднелась
милой терракотовой окраски столовая. На карнизе кафельной печки сидела
пучеглазая, румяная матрешка: одна нога босая, точно обсосанная, другая — в
роскошной бархатной валенке.

Сбоку дремал дубовый буфет с верхним этажом на
львиных лапах. За гранеными стеклами блестел праба¬бушкин чайный сервиз,
темно-голубой в золотых виноградинах. Вверху бились вдоль окна молодые весенние
мухи, волновались, искали выхода а сад.

На овальном столе лежала детская книга,
раскрытая на картинке.

Раскрашивали ее, должно быть, детские
pyки: кулаки у людей были синие, лица — зеленые, а курточки и волосы телесного
цвета,- иногда ведь так приятно раскрасить совсем не так, как в жизни
полагается. С кухни доносился веселый, дробный стук сечки: кухарка рубила мясо
для котлет и в такт стуку и тиканью стенных часов мурлыкала какую-то котлетную
польку.

Перед закрытой стеклянной дверью,
ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две
сестры.

Читайте также:  Япония - сообщение доклад (3, 4, 7 класс)

Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во
всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. У старшей Вали
даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек.

А младшая,
Катюша, надутая — пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые
брови,- точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.

Дело, конечно, не в пышке. Только что
прочли они в первый раз в жизни страницу за страницей по очереди «Кавказского
пленника» Толстого и разволновались ужасно. Раз написано, — значит, настоящая
правда. Это ведь не детская сказка про Бабу Ягу, которую, может быть, взрослые
нарочно выдумали, чтобы детей пугать…

Старших никого не было: мама уехала на
конке на Петербургскую сторону за покупками, отец в банке — ив службе.

Кухарка
про «Кавказского пленника », разумеется, не знает, няня в гости укатила, кума у
нее именинница… Можно было бы няне все своими словами пересказать, у нее ведь
сын фельдфебелем на Кавказе служит, письма ей пишет.

Может быть, она от него
узнает: правда ли? мучают ли так людей? Или когда-то мучили, а теперь
запрещено?..

— Что ж, все-таки удрал он в конце
концов благополучно, — сказала со вздохом Катюша.

Ей уже надоело кукситься, — день был
такой светлый. И раз окончание хорошее, значит, не стоит особенно и горевать.

— Может быть, Жилин потом со своими
солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили…
Правда?

— И больно-пребольно велел их высечь!
— обрадовалась Валя.- Крапивой! Вот вам, вот вам! Чтоб не мучили, чтоб в яму не
сажали, чтоб колодок не надевали…Не кричать! Не сметь кричать… А то еще
получите.

Впрочем, Валя сейчас же и передумала:

— Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин
бы только презрительно посмотрел на них и сказал: » Русские офицеры
великодушны… Марш! На все четыре стороны.

И зарубите себе на вашем кавказском
носу… Если вы еще раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из
пушки, как… капусту порублю! Слышите вы!..

Татарской же девочке Дине, которая
меня лепешками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку,
чтоб она русской грамоте научилась и сама могла «Кавказского пленника »
прочесть. А теперь вон с моих глаз!».

— Вон! — закричала Катюша и топнула
каблучком в пол.

— Постой, не кричи. — Сказала Вала. —
И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И
ПОТОМ вышла за него замуж…

Катюша даже взвизгнула от
удовольствия, так ей понравился такой конец. Теперь, когда они расправились с
татарами и так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче.
Они надели калоши, вязаные кофточки, еле-еле открыли вдвоем набухшую дверь и
выли на крыльцо.

Неизменный адъютант Тузик, виляя
косматым хвостом, подбежал к девочкам. Сестры спрыгнули с крыльца, и пошли по
влажным дорожкам вокруг сада. Нечего, в самом деле, разбойникам потакать!

В углу сада, у старой заброшенной
оранжереи, девочки остановились над ямой. На дне горбом лежали прошлогодние,
слежавшиеся листья… Они переглянулись и поняли друг друга без слов.

— А где ж мы пленных возьмем? —
спросила младшая, с наслаждением втискивая в глубину каблуком пустой вазон.

— Мишку посадим…

— Ну. конечно! А кто будет Диной?

— Я!

— Нет, я!..

— Нет, я!..

Сестры подумали и решили, что спорить
не стоит. Конечно, лучше быть Диной, чем свирепым татарином. Но сначала они обе
будут татарами и поймают мишку в плен. А потом Валя станет Диной, а Катюшка её
подругой, и обе помогут пленникам сбежать. Кто ж будет вторым пленником,
Костылиным?

Тузик угодливо завертел у девочкиных
ног хвостом. Чего же и искать больше?

— Миша!

— Мишечка!..

— Мышонок!

— Чего надо! — звонко отозвался с
улицы дворницкий мальчик Миша.

— Играть иди! Через минуту Миша,
дожевывая баранку, стоял перед сестрами. Он был совсем еще маленький, мальчик с
пальчик, в надвинутом до самого носа картузе и привык во всем подчиняться
девочкам из флигеля.

— Во что играть будем? — В
«Кавказского пленника», — объяснила Валя.- Да глотай ты скорей свою баранку! Ты
будто Жилин, русский офицер. Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь.
Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть. А мы тебя в
плен возьмем и в яму посадим. Понял?

— Сажайте, что ж.

— И Тузик с тобой. Вроде товарища. А
лошадь под тобой мы застрелим.

— Стреляй, ладно.

Мишка сел верхом на прут и поскакал по
дорожке, взбивая копытами грязь…

— Паф! Паф-паф!- закричали девочки с
двух сторон. — Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…

— Не попали! — Мишка дерзко фыркнул,
брыкнул ногой и помчался вдоль забора.

— Паф! Паф!

— Не попали…

Что с таким непонятливым мальчиком
сделаешь? Сестры наперерез бросились к Мишке, стащили его с лошади и, подгоняя
шлепками, потащили к яме. Еще упирается! Что это на него сегодня нашло…

— Постой, постой! — Валя полетела к
флигелю и стрелой примчалась назад с постельным ковриком, чтоб Мишке мягче было
на дне сидеть.

Мишка спрыгнул, уселся. Тузик за ним,-
он сразу понял, в чем игра заключается.

— Чего теперь делать?- спросил Мишка
из ямы, утирая ватным рукавом нос.

Катюша задумалась.

— Выкуп? Но Жилин бедный. И все равно
обманет…Что с него взять? А Тузик? Ведь он — Костылин, он богатый…

Девочки уселись в оранжерее на
щербатой ступеньке и на дощечке нацарапали огрызком карандаша за Тузика все,
что следовало: « Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас
пленник ». Дощечку мигом доставили дворнику Семену, который колол во дворе
дрова, и, не ожидая ответа, побежали к яме.

Пленники вели себя очень странно. Хоть
бы попытались удрать что ли… Катались весело по коврику, задрав кверху ноги и
лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев.

— Стоп! — закричала Валя. — Вот я вас
сейчас рыжему татарину продам…

— Продавай, ладно,- равнодушно отозвался
Мишка. — Как дальше играть-то?

— Ты куколок будто лепи и наверх нам
бросай… Мы теперь татарские девочки… А мы тебе за это лепешки бросать будем.

— Из чего лепить-то?

В самом деле. Не из листьев же. Валя
опять слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда,
матрешку, безногого паяца и платяную щетку – все, что на скорую руку в детской
собрала. Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (еще вкуснее лепешек!).

  • Покидали Мишке игрушки, а он их вихрем
    все сразу назад выбросил.
  • — Не так скоро! Чучело какое…
  • — Ладно, давай лепешки!

С «лепешками» тоже вышло не совсем
хорошо. Первый пирожок поймал на лету Тузик и с быстротой фокусника его
проглотил. Угрем из-под Мишкиной подмышки вырвался, — проглотил и второй… И
только третий удалось передать на палочке кавказскому пленнику.

Потом девочки, пыхтя и толкая друг
дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали.

Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не
тронулись! Разве плохо в теплой яме? Над головой облака сквозь березки
продираются, в кармане у Мишки еще кусок булки нашелся. Тузик стал блох искать,
а потом к мальчику примостился, — на коврике мягко, — и ежом свернулся. Куда
там еще бежать?

Кричали девочки, сердились,
приказывали. Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками
рядом и тоже стали на облака смотреть. Ведь могло быть и четыре пленника. А
бежать днем все равно не полагается. У Толстого так ведь и написано: «Звезды
видны, а месяц еще не всходил»… Время еще есть. И колодки надо на всех набить,
— в оранжерее целую охапку дощечек нашли.

Часа через два вернулась с
Петербургской стороны мама девочек. Обошла все комнаты, — нет дочек. Посмотрела
в сад: нет! Кликнула было няню, да вспомнила, что няня сегодня к куме в
Галерную Гавань отправилась. Кухарка ничего не знает. Дворник показал дощечку:
«пять тысяч монет»… Что такое? Да и его Мишка бог весть куда провалился.

Всполошилась она, вышла на крыльцо…

— Дети! Ау… Валя! Ка-тю-ша!

И вдруг с конца сада, точно из-под
земли, детские голоса :

— Мы здесь!

— Где здесь?!

— В оранжерее…

Побежала мать на голоса. И что же?
Сидят, прижавшись плечо к плечу, в яме на коврике все четверо! Мишка, Тузик и
девочки, и у всех глаза от удовольствия блестят.

— Что вы здесь делаете?

— Мы кавказские пленники.

— Какие там пленники! Ведь сыро же
здесь… Сейчас же марш домой!

Вскарабкались девочки по шесту, Мишка
за ними, а Тузик и без шеста обошелся.

Идут домой, к матери с двух сторон,
как котята, жмутся. Даже не понятно им самим, как это утром их «Кавказский
пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, шутка.

По свежим листьям барабанит.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Источник: https://www.sites.google.com/site/ctenienaleto5jklass/home/5-j-klass/sasa-ceernyj-kavkazskij-plennik

Саша Черный — Кавказский пленник: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Так весело было в саду! Цвела черемуха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. Сережки на березах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, еще изумрудная листва.

На старой лиственнице у пристани по всем липам свежо зеленели пучками мягкие иголочки, и между ними алые точки — цвет. На клумбе темными сморчками повылезли из теплой земли еще не развернувшиеся листья пионов.

Воробьи стайками перелетали с клена на березу, с березы на крышу сарая: кричали, кувыркались, дрались, — просто так от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков.

Над скворечницей, как приклеенный, сидел на кленовой ветке скворец, смотрел на солнце, на веселую рябь речонки… В такой чудесный день никакие хозяйственные заботы в птичью голову не шли.

А вдоль решетчатого забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, бешено носились псы: по ту сторону, распластавшись почти до земли, шоколадно-черная такса, по эту — дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного знака… Добегали до края ограды, поворачивались и стремительно мчались назад. До тех пор, пока, высунув языки, в изнеможении не падали наземь. Бока ходили ходуном, глаза весело перемигивались. Мчаться вперед… Большего собачьего удовольствия ведь и на свете нет!

Внизу, за еще сквозными кустами сирени, покачивалась на Крестовке пристань. Мало кто из петербуржцев знал, что в самой столице выбегает к Елагину мосту такая захолустная речонка, омывая северный край Крестовского острова. А речка была славная… Переливалась солнечной чешуей вода.

Микроскопические рыбки оплывали хороводом пестрые сваи перед домами. Посредине во всю длину тянулась узкая, обсаженная черемухой, коса. Против середины косы вздымался большой сарай, и желтел покатый к воде спуск: английский гребной клуб.

Из сарая шестеро тоненьких юношей в белых фуфайках и кепках вынесли длинную, длинную легкую гичку, будто пила-рыба на двенадцати ногах купаться пошла.

Спустили лодку на воду, уселись и понеслись к Елагину острову, плавно, в такт гребли, откатываясь на подвижных сиденьях назад для нового взмаха… Сын прачки, помогавший матери на берегу укладывать белье в корзину, посмотрел вслед и сам себя от удовольствия ногой лягнул.

У пристани, внизу, отчаянно скрипела на цепочке и шлепалась о воду лодка. Да и как ей было не скрипеть и не шлепать, когда тройка озорных мальчишек перелезла по отмели через забор, забралась в лодку и изо всех сил стала ее раскачивать. Вправо — влево, вправо — влево… Вот-вот краем зачерпнет воды до самого борта!

Плывший на плоскодонном челне старичок в малиновом гарусном шарфе лениво шарил глазами по прибрежным кустам.

То там, то сям покачивались прибитые к берегу поленья, чурбашки либо обломки досок… Старичок подтягивал багром добычу, укладывал поперек челна и медленно шлепал по воде дальше… Засмотрелся на далекие старые ветлы вдоль окраинной дороги Елагина острова, послушал, как на мостике справа гудят копыта, скрестил руки и весла и позабыл про свои дрова.

Читайте также:  Стороны горизонта - сообщение доклад (5 класс география)

А в Крестовку с Невы вплыла новая компания; писаря с гармошками, девушки с цветными, похожими на детские воздушные шары, зонтиками… Легкая песенка под перебор веселых ладов прокатилась по речушке, легкие волны светлыми горбиками поплыли к берегам. Скворец в саду на кленовой ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году он ее здесь слышал, — не та ли самая компания в лодках проплывает?..

Всем было весело в этот весенний день: воробьям на крыше сарая, таксе и дворняжке, отдыхавшим у ворот после гонки вдоль забора, неизвестным мальчишкам в привязанной лодке, молодым англичанам, выплывавшим на гичке к Стрелке, писарям и девушкам на Крестовке.

Даже чья-то старая-старая бабушка, отдыхавшая по ту сторону сада в плетеном кресле на балконе, подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась: так мирно блестела сквозь зеленеющие вершины река, так плавно звучали по реке голоса, так бодро, отставив генеральский хвост по ветру, шагал по двору рыжий петух мимо самого носа распластавшейся на теплом бревне кошки…

* * *

В длинном, примыкающем к саду флигеле тоже было радостно и уютно. В кабинете на письменном столе сидел рыжий котенок и, удивленно прислушиваясь, потрагивал лапкой басовую струну мандолины. В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг.

Они отдыхали… А на стене, над старым, похожим на мягкую гитару, диваном висели портреты тех, кто книги эти когда-то написал; курчавый, благосклонный Пушкин, седые, бородатые Тургенев и Толстой, гусар Лермонтов с вздернутым носиком… В ясный цвет синекубовых обой были выкрашены и двери и рамы. Ветер сквозь форточку вздувал тюлевую занавеску, будто парус надувал.

Ему ведь все равно, лишь бы забавляться. Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «Какая у них тут в Петербурге весна?»

За отдернутой портьерой виднелась милой терракотовой окраски столовая. На карнизе кафельной печки сидела пучеглазая, румяная матрешка: одна нога босая, точно обсосанная, другая — в роскошной бархатной валенке. Сбоку дремал дубовый буфет с верхним этажом на львиных лапах.

За гранеными стеклами блестел прабабушкин чайный сервиз, темно-голубой в золотых виноградинах. Вверху бились вдоль окна молодые весенние мухи, волновались, искали выхода в сад. На овальном столе лежала детская книга, раскрытая на картинке.

Раскрашивали ее, должно быть, детские руки: кулаки у человеков были синие, лица — зеленые, а курточки и волосы телесного цвета, — иногда ведь так приятно раскрасить совсем не так, как в жизни полагается.

С кухни доносился веселый, дробный стук сечки: кухарка рубила мясо для котлет и в такт стуку и тиканью стенных часов мурлыкала какую-то котлетную польку.

Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры.

Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек.

А младшая, Катюша, надутая-пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, — точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес.

Дело, конечно, не в пышке. Только что прочли они в первый раз в жизни страницу за страницей по очереди «Кавказского пленника» Толстого и разволновались ужасно. Раз написано, — значит, настоящая правда. Это ведь не детская сказка про Бабу Ягу, которую, может быть, взрослые нарочно выдумали, чтобы детей пугать…

Старших никого не было: мама уехала на крестовской конке на Петербургскую сторону за покупками, отец в банке — на службе.

Кухарка про «Кавказского пленника», разумеется, не знает, няня в гости укатила, кума у нее именинница… Можно было бы няне все своими словами пересказать, у нее ведь сын фельдфебелем на Кавказе служит, письма ей пишет.

Может быть, она от него узнает: правда ли? мучают ли так людей? Или когда-то мучили, а теперь запрещено?..

— Что ж, все-таки удрал он в конце концов благополучно, — сказала со вздохом Катюша.

Ей уже надоело кукситься, — день был такой светлый. И раз окончание хорошее, значит, не стоит особенно и горевать.

— Может быть, Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… Правда?

— И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя. — Крапивой! Вот вам, вот вам! Чтоб не мучили, чтоб в яму не сажали, чтоб колодок не надевали… Не кричать! Не сметь кричать… А то еще получите.

Впрочем, Валя сейчас же и передумала:

— Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны.

И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы еще раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! Слышите вы!..

Татарской же девочке Дине, которая меня лепешками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку, чтоб она русской грамоте научилась и сама могла бы „Кавказского пленника“ прочесть. А теперь вон с моих глаз!»

— Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол.

— Постой, не кричи, — сказала Валя. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И потом крестилась… И потом вышла за него замуж…

Катюша даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец. Теперь, когда они расправились с татарами и так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало немного легче… Они надели калошки, вязаные кофточки, еле-еле открыли вдвоем набухшую дверь и вышли на крыльцо.

Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам. Сестры спрыгнули с крыльца и пошли по влажным дорожкам вокруг сада. Нечего, в самом деле, разбойникам потакать!

* * *

В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой. На дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиеся листья… Они переглянулись и поняли друг друга без слов.

— А где ж мы пленных возьмем? — спросила младшая, с наслаждением втискивая в глину каблуком пустой вазон.

— Мишку посадим…

— Ну, конечно! А кто будет Диной?

— Я.

— Нет, я!..

— Нет, я!..

Сестры подумали и решили, что спорить не стоит. Конечно, лучше быть Диной, чем свирепым татарином. Но сначала они обе будут татарами и поймают Мишку в плен. А потом Валя станет Диной, а Катюша ее подругой, и обе помогут пленникам бежать. Кто ж будет вторым пленником, Костылиным?

Тузик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом. Чего же и искать больше?

— Ми-ша!

— Мишечка!..

— Мышонок!

— Чего надо? — звонко отозвался с улицы дворницкий мальчик Миша.

— Играть иди!

Через минуту Миша, дожевывая баранку, стоял перед сестрами. Он был совсем еще маленький, мальчик с пальчик, в надвинутом до самого носа картузе и привык во всем подчиняться девочкам из флигеля.

— Во что играть будем?

— В «Кавказского пленника», — объяснила Валя. — Да глотай ты скорей свою баранку! Ты будто Жилин, русский офицер. Ты будто из крепости к своей маме верхом едешь. Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу, и имение у нее есть. А мы тебя в плен возьмем и в яму посадим. Понял!

— Сажайте, что ж.

— И Тузик с тобой. Вроде товарища. А лошадь под тобой мы застрелим.

— Стреляй, ладно.

Мишка сел верхом на прут и поскакал по дорожке, взбивая копытами грязь…

— Паф! Паф-паф! — закричали девочки с двух сторон. — Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…

— Не попали! — Мишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчался вдоль забора.

— Паф! Паф!

— Не попали…

Что с таким непонятливым мальчиком сделаешь? Сестры наперерез бросились к Мишке, стащили его с лошади и, подгоняя шлепками, потащили к яме. Еще упирается! Что это на него сегодня нашло…

— Постой, постой! — Валя полетела к флигелю и стрелой примчалась назад с постельным ковриком, чтоб Мишке мягче было на дне сидеть.

Мишка спрыгнул, уселся. Тузик за ним, — он сразу понял, в чем игра заключается.

— Чего теперь делать? — спросил Мишка из ямы, утирая ватным рукавом нос.

Катюша задумалась.

— Выкуп? Но Жилин бедный. И все равно обманет… Что с него взять? А Тузик? Ведь он — Костылин, он богатый…

Девочки уселись в оранжерее на щербатой ступеньке и на дощечке нацарапали огрызком карандаша за Тузика все, что следовало: «Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник». Дощечку мигом доставили дворнику Семену, который колол во дворе дрова, и, не ожидая ответа, побежали к яме.

Пленники вели себя очень странно. Хоть бы попытались удрать, что ли… Катались весело по коврику, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев.

— Стоп! — закричала Валя. — Вот я вас сейчас рыжему татарину продам…

— Продавай, ладно, — равнодушно отозвался Мишка. — Как дальше играть-то?

— Ты куколок будто лепи и наверх нам бросай… Мы теперь татарские девочки… А мы тебе за это лепешки бросать будем.

— Из чего лепить-то?

В самом деле. Не из листьев же. Валя опять слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда, матрешку, безногого паяца и платяную щетку, — все, что на скорую руку в детской собрала. Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (еще вкуснее лепешек!).

Покидали Мишке игрушки, а он их вихрем все сразу назад выбросил.

— Не так скоро! Чучело какое…

— Ладно. Давай лепешки!

С «лепешками» тоже вышло не совсем хорошо. Первый пирожок поймал на лету Тузик и с быстротой фокусника его проглотил. Угрем из-под Мишкиной подмышки вырвался, — проглотил и второй… И только третий удалось передать на палочке кавказскому пленнику.

Потом девочки, пыхтя и толкая друг дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали.

Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись. Разве плохо в теплой яме? Над головой облака сквозь березки продираются, в кармане у Мишки еще кусок булки нашелся. Тузик стал блох искать, а потом к мальчику примостился, — на коврике мягко, — и ежом свернулся. Куда там еще бежать?

Кричали девочки, сердились, приказывали. Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть. Ведь могло быть и четыре пленника. А бежать днем все равно не полагается. У Толстого так ведь и написано: «Звезды видны, а месяц еще не всходил»… Время еще есть. И колодки надо на всех набить, — в оранжерее целую охапку дощечек нашли.

Тузик в полусне покорно протянул девочкам лапу: «Набивайте хоть на все четыре… Все равно сами и снимете».

* * *

Часа через два вернулась с Петербургской стороны мама девочек. Обошла все комнаты, — нет дочек. Посмотрела в сад: нет! Кликнула было няню, да вспомнила, что няня сегодня к куме в Галерную Гавань отправилась. Кухарка ничего не знает. Дворник показал дощечку: «пять тысяч монет»… Что такое? Да и его Мишка Бог весть куда провалился.

Всполошилась она, вышла на крыльцо…

— Дети! Ау… Валя! Ка-тю-ша!

И вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса:

— Мы здесь!

— Где здесь?!

— В оранжерее…

Побежала мать на голоса. И что же! Сидят, прижавшись плечо к плечу, в яме на коврике все четверо: Мишка, Тузик и девочки, и у всех глаза от удовольствия блестят.

— Что вы здесь делаете?

— Мы кавказские пленники.

— Какие там пленники! Ведь сыро же здесь… Сейчас же марш домой!..

Вскарабкались девочки по шесту, Мишка за ними, а Тузик и без шеста обошелся.

Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся. Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука.

Источник: https://skazki.rustih.ru/sasha-chernyj-kavkazskij-plennik/

Ссылка на основную публикацию