Основоположник русского литературоведения В. Г. Белинский написал статью «Разделение поэзии на роды и виды». Хотя еще в античности были попытки группировки определенных жанров, именно он научно обосновал эту теорию. Лирикой раньше называли исполняемые нараспев стихи, драмой — действия. А эпические жанры литературы представлены рассказами о судьбах и поступках героев.
Мифы и поэмы
Слово «эпос» в переводе с греческого языка означает «повествование». Это рассказ о судьбе героя, изображение событий с внешней точки зрения, описание поступков и приключений. Эпические жанры объединены именно этими чертами, хотя их довольно много:
- поэмы;
- мифы, сказки;
- притчи, басни;
- очерки;
- думы, баллады и былины;
- предания и легенды;
- новеллы, романы, повести.
Есть также малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Одна из категорий — мифы. Это народное древнее сказание о богах, силах природы, приключениях героев. Жанр тесно связан с обрядами и традициями, религией. Мифы делятся на этнологические и космологические. Первые описывали только происхождение обычаев на определенной территории. А вторые — происхождение мира и всего живого.
Поэмы относят к лиро-эпическим жанрам, ведь это произведение на историческую или легендарную тему написано в стихах. Сюжет описан с точки зрения повествователя. При этом рассказывается о событиях, которые имеют общечеловеческое значение. Примеры поэм: А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Медный всадник»; М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон».
Сказки и притчи
В список эпических жанров входят также литературные сказки. Они основываются на народном творчестве. В таких произведениях одна сюжетная линия, в которой добро противостоит злу. Вся история вымышленная, хотя в ней могут быть истинные события.
Основные признаки сказки: антитеза, повторы, мораль или поучения. Большинство из них экранизировали, многие несколько раз переписывали, изменяя некоторые детали. Такие произведения писали братья Гримм, Шарль Перро, Салтыков-Щедрин.
Определение притчи связано с греческим языком. Это слово происходит от греческого «parabole», что означает «расположенный позади».
Это небольшое произведение с назидательным характером, обычно оно содержит религиозное или моральное поучение.
Притчи часто включают в большие произведения: калмыцкая поучительная сказка в «Капитанской дочке» Пушкина, история о воскрешении Лазаря в «Преступлении и наказании» Достоевского.
Басни и очерки
Басни — это произведения с аллегорическим смыслом, они являются иллюстрациями к нравственным или житейским правилам. У таких историй всегда законченный сюжет, нет деталей, которые бы тормозили его развитие. Басни отличаются от других жанров эпоса несколькими признаками:
- единством действия;
- сжатым изложением;
- отсутствием неповествовательных элементов;
- нравоучение предшествует рассказу или стоит после него.
А сам сюжет басни легко поддается обобщению.
Очерки — произведения, главным признаком которых является «писание с натуры». Роль сюжета здесь ослаблена, а сам вымысел незначительный.
Обычно очерки ведутся автором от первого лица, поэтому текст содержит личные взгляды и размышления. В произведениях есть аналогии и сравнения, писатели могут использовать научные издания и публицистику.
Хороший пример очерка в русской литературе — «Записки охотника» Тургенева.
Думы и былины
Думами называют лиро-эпические произведения, которые придумывали и исполняли странствующие музыканты Левобережной Украины и Центральной Европы. Они напоминали исторические песни, известные в русском фольклоре. Обычно пели думы о приключениях и судьбе казаков. В качестве сюжета выступали бои с татарами и турками.
Само определение придумал М. Максимович, так он называл казацкий эпос. Думы состоят из трех частей:
- запев, или заплачка;
- основа сюжета;
- окончание.
Произведение не делится на куплеты или строфы, изменяется только интонация певца, эмоциональная окраска текста. Рифма преимущественно глагольная, а фантастических элементов в сюжете нет. Исполнять думы могли только талантливые люди, так как для этого необходимы были особые вокальные данные и навыки.
В Древней Руси были известны песни-сказания о подвигах богатырей — былины. Они содержат описания необычных людей, наделенных особым духом, независимостью, трудолюбием, добродушием. Подобные произведения рассказывали о русском народе, который постоянно боролся с племенами кочевников.
При этом могла нарушаться хронологическая последовательность событий. Былины донесли до современных читателей информацию о реальных исторических личностях, их образе жизни, подвигах, отношениях с окружающими.
Легенды и предания
Предание — один из эпических жанров фольклора. Это устный рассказ об исторических личностях или событиях. Он передается от одного поколения к другому, некоторые авторы добавляют новые детали. Большая часть преданий описывает жизнь важных правителей — царей, князей, императоров.
В некоторых сказаниях присутствуют выдуманные персонажи или ситуации. Но чаще всего они основаны на реальных событиях. Разделяют несколько видов преданий в зависимости от их сюжета:
- топонимические;
- этногенетические;
- исторические;
- этиологические;
- культурологические;
- о заселении края;
- о спрятанных кладах.
Предания отличаются определенным способом изображения персонажей. Обычно героев только называют, а описывают не их внешность, а костюм и поступки.
Легенда — это тоже повествовательное сказание об исторических событиях, которое практически не содержит выдуманных элементов. Даже фантастические детали воспринимаются серьезно. Чаще всего с помощью таких произведений одно поколение передает другому информацию о героях, прославившихся своими подвигами.
Баллады и новеллы
Балладой называют повествовательную песню с драматическим сюжетом. Произведение описывает необычный случай, единственную интересную ситуацию. История должна отражать особенности взаимоотношения людей, необычные черты характера человека.
Баллада — это один из старейших жанров литературы, который дошел до современных читателей. У него есть свои признаки:
- сюжетность;
- строгая схема рифмовки;
- композиция из трех частей;
- сочетание традиционных мотивов и необычной развязки.
Первые баллады были посвящены прекрасным дамам, воспевали их красоту и грациозность. Позже появились произведения о подвигах рыцарей. Такие истории рассказывали об английских и немецких героях.
Новелла — короткое произведение с острым сюжетом и необычной развязкой. В нем практически нет психологических деталей. На жизнь персонажей влияет случай, судьба.
Романы и повести
Повестью называют прозаический литературный жанр, у которого может быть разный объем. Такое произведение иногда достигает размера романов, но чаще не превышает новеллу или рассказ. Обычно авторы уделяют много внимания описанию героев, мест, где происходят все события.
Движение сюжета не особо важно для этого типа эпоса. Примеры произведений:
- И. А. Бунин «Деревья»;
- А. П. Чехов «Степь»;
- Н. С. Лесков «Очарованный странник»;
- Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность».
В романах описывается целая жизнь одного или нескольких человек. Этот жанр отличается несколькими сюжетными линиями, равнозначными персонажами, большим кругом описываемых проблем.
Романы делят по нескольким признакам:
- структуре;
- проблематике;
- эпохе.
В зависимости от структурных особенностей бывают романы-мифы, притчи, антиутопии, путешествия. От типа зависит система описания сюжета.
По проблематике делят произведения на психологические, социально-бытовые, исторические, фантастические, философские, сатирические, авантюрные, сентиментальные.
Эпоха, в которую происходят описываемые события, тоже влияет на особенности романа. Разделяют рыцарские, готические, викторианские, просветительские, модернистские тексты.
Отдельного внимания заслуживает роман-эпопея. В нем изображается судьба народа или социальной группы, а не одного персонажа. Но в жизни отдельных героев можно увидеть проблемы, затрагивающие его окружающих.
От автора при написании таких произведений требуется большое мастерство. Ведь ему придется гармонично соединять сцены из жизни народа и действия одного человека. Писателю необходимо точно рассказать об исторических событиях, составить психологические портреты персонажей.
Малые жанры
Существуют малые эпические жанры. К народным относят пословицы, поговорки, потешки, загадки. Авторские — это басни, новеллы, притчи, рассказы, литературные сказки, баллады. У всех них есть общие черты:
- маленький объем;
- только одна сюжетная линия;
- использование единственной темы или проблематики;
- небольшое число персонажей.
В малых жанрах описываются личные проблемы человека, повседневная жизнь. Практически не встречаются рассказы, где сюжет основан на моральных потрясениях, психологических бурях.
Еще в школе начинается изучение эпических произведений. Примеры для 5 класса и старших школьников: «Повести Белкина» Пушкина, «Записки из подполья» Достоевского, «Призраки» Тургенева, «Казаки» Толстого, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Разнообразие эпоса привлекает читателей, которые любят разные литературные жанры.
Источник: https://1001student.ru/literatura/opredelenie-i-primery-epicheskih-zhanrov-literatury.html
Жанры литературы
Жанры(словарь) Подборка по теме Все о художественном образе.
Литературные направления |
Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме.
- 1) Анекдот 2) Апокриф3) Баллада 4) Басня 5) Былина
- 6) Драма 7) Житие 8) Загадка 9) Исторические песни
- 10)Комедия 11)Легенда 12) Лирика 13) Новелла
- 14) Ода 15)Очерк 16) Памфлет 17) Повесть
- 18) Пословицы и поговорки 19) Поэмы 20) Рассказ 21) Роман
- 22) Сказка 23) Слово 24) Трагедия 25) Частушка 26) Элегия
- 27) Эпиграмма 28) Эпопея 29) Эпос
- Все о жанрах литературы в видеоролике Ольги Г.
- Все о жанрах литературы.
Литературный род — это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.
ЭПОС (от греч. «повествование») — это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.
ЛИРИКА (от греч. «исполняемое под лиру») — это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.
ДРАМА (от греч. «действие») — обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.
Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видамилитературных произведений.
Вид и жанр — понятия в литературоведении очень близкие.
Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д.
Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.
ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
БАСНЯ (от «баять» — рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.
ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.
Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке.
Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):
поэма, баллада.
ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.
ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.
Источник: https://zelena11.blogspot.com/2013/09/blog-post_28.html
Роды и жанры литературы
Жанр– вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лироэпические жанры.
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
- крупные (роман, роман-эпопея),
- средние (повести, поэмы),
- малые (рассказ, очерк, новелла).
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно.
Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику.
Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Роды литературы
Эпос |
|
И. С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обрыв», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Шолохов «Тихий Дон» |
Лирика |
|
М.Ю. Лермонтов «Парус», А. Ахматова «Мужество» |
Драма |
|
А.П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне» |
Лиро-эпос |
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Мцыри» |
Эпические жанры литературы
- Рассказ – сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А. И. Куприн «Чудесный доктор»)
- Притча – малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
- Очерк – один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное. (В. Песков «Окно в природу»
- Новелла – один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой. (А. Грин «Сила непостижимого»)
- Повесть – нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»)
- Роман характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»)
- Роман-эпопея – это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
Лирические жанры литературы
- Лирическое стихотворение (Н. Рубцов «В осеннем лесу»)
- Ода – ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль. (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого)
- Элегия – грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании. (Е.А. Баратынский «Элегия (Ужели близок час свиданья!)»)
- Сонет — лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия. (У. Шекспир «Сонеты о любви»)
- Послание – письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»)
- Эпиграмма – краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление. (В.А. Жуковский ««Ты драму, Фефил, написал?»)
Драматические жанры литературы
- Комедия – вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть высокой (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), лирической (А.П. Чехов «Вишнёвый сад»), сатирической (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
- Трагедия – вид драмы, основывающийся на неразрешимом конфликте, который вызывает страдания, а иногда и гибель героя (А. С. Пушкин «Борис Годунов»)
- Драма – смесь трагического и комического. Конфликт хоть острый поначалу, но разрешимый к концу. Судьба главного героя и развязка представляют собой разные формы. Драма не стремится высмеять людей, но показывает их на фоне общества. (А. Островский «Гроза»).
Лиро-эпические жанры литературы
- Поэма – многоплановое произведение с подробным изображением событий, продолжительное по времени действия, включающее лирические отступления. (А.С. Пушкин «Медный всадник»)
- Роман в стихах – синтез характеристик романа и лирические отступления образуют фигуру лирического героя (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- Легенда – это текст-воспоминание о чем-либо чудесном, важных событиях прошлого. Литературная легенда обычно концептуальна, материал строго подчинен авторской идее. (М. Горький «Старуха Изергиль»)
- Сказ – вид литературного повествования, часто в форме несобственно-прямой речи или даже от первого лица. В произведении хорошо заметна разговорно-бытовая стилизация. ( Н.С. Лесков «Левша»)
- Баллада – стихотворный рассказ на историческую тему с плотным сюжетом. (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
Источник: https://bingoschool.ru/manual/40/
Литературные жанры в таблицах
Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические.
Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк).
Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.
Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.
Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:
- эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
- лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
- драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
- лироэпические (баллада, поэма).
Эпические жанры
- Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
- Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.
- Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.
- Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.
- Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
- Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.
- Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.
- Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.
- Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.
- Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.
- Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета
- Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).
- Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».
- Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
(промежуточные между эпосом и лирикой)
- Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений.Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
- Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского
Источник: https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/90-literaturnye-zhanry-v-tabliczah.html
Жанры литературы
- Жанр — понятие, характеризующее разновидности произведений внутри литературных родов — эпоса, лирики и драмы.
- Роман — самый распространённый жанр эпической литературы; большое по объёму и сложное по структуре произведение, изображающее всё многообразие событий человеческой жизни (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»; И. А. Гончаров, «Обломов»).
- Роман-эпопея — монументальный роман, в котором события изложены в общенародном масштабе. В русской литературе два романа-эпопеи — «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» М. А. Шолохова.
- Повесть — прозаический жанр, средний по объёму между романом и рассказом. Обычно повествует о жизни главного героя. Побочные сюжетные линии отсутствуют (А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»).
- Рассказ — малая форма художественной прозы. В рассказе, как правило, решается одна проблема (А. П. Чехов, «О любви»).
- Очерк — одна из разновидностей рассказа; сочетает в себе признаки художественной и документальной прозы. В очерке описываются реальные события (А. С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.»).
- Сказ — художественное произведение, оформленное как подражание фольклору.
- Притча — короткий иносказательный рассказ с назидательным выводом (Л. Н. Толстой, «Три сына»).
- Поэма — большое стихотворное произведение, как правило, повествовательного характера. Может быть как эпической (Гомер, «Илиада»), так и лиро-эпической (В. В. Маяковский, «Хорошо») или даже исключительно лирической (А. А. Ахматова, «Поэма без героя»).
Иногда поэмой может называться прозаическое произведение (к примеру, «Мёртвые души» н. В. Гоголя).
- Ода — торжественное стихотворное произведение, посвящённое важному историческому событию или значительному лицу (М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).
- Сонет — поэтическая форма, каждая строфа которой состоит из 14 строк — двух четверостиший (катренов) на две рифмы и двух трёхстиший (терцинов) на две или три рифмы (А. С. Пушкин, «Мадонна»).
- Баллада — сюжетное лиро-эпическое стихотворение. В нём автор не только отражает свои мысли и чувства, но и описывает событийный ряд (В. А. Жуковский, «Светлана»).
- Лирическое стихотворение — стихотворное произведение, отражающее внутренний мир автора и передающее его переживания (И. А. Бунин, «Вечер»).
- Песня — поэтический жанр, предполагающий музыкальное сопровождение (А. С. Пушкин, «Как по Волге-реке, по широкой…»).
- Элегия — поэтический жанр, передающий печальные раздумья автора о жизни (К. Н. Батюшков, «Элегия»).
- Послание (эпистола) — поэтический жанр, имеющий конкретного адресата. Может иметь как серьёзный, так и шутливый характер (А. С. Пушкин, «Городок»).
- Эпиграмма — краткое стихотворное произведение сатирического характера.Обычно в нём высмеивается какой-либо человек или факт жизни (эпиграммы Козьмы Пруткова).
- Комедия — драматический жанр, в котором события излагаются в смешном (возможно, сатирическом) ключе (Д. И. Фонвизин, «Недоросль»). Различают комедию положений (основана на смешных ситуациях) и комедию нравов (основана на высмеивании низменных человеческих качеств).
Аристотель в «Поэтике» отметил, что комедия — это «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде».
- Трагедия — серьёзное драматическое произведение, в котором развитие событий приводит персонажей к катастрофе (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»).
- Драма — драматическое произведение, которое отличается от трагедии бытовым сюжетом и возможностью благоприятного для персонажей исхода. Впрочем, эта возможность реализуется в произведении далеко не всегда (А. Н. Островский, «Гроза»).
Внутри каждого литературного рода можно обозначить ряд жанров, которые будут характерны именно для этого рода.
Эпические жанры
Эпос — род литературы, который может быть выражен в любом объёме — от весьма внушительного до самого маленького.
Большие эпические жанры — это роман (в том числе его самая масштабная разновидность — роман-эпопея). В них описана вся жизнь героев, а если говорить о романе-эпопее, то там налицо описание жизни всего народа в определённый отрезок времени.
Ярким примером среднего эпического жанра является повесть. В отличие от романа, повесть ограничивается описанием жизни главного героя, его поступков и решений.
Малые эпические жанры представлены целым спектром жанровых разновидностей (рассказ, очерк, притча и др.). Они разнятся своей функциональностью: если рассказ — это краткая художественная история, то очерк носит документальный характер, а притча содержит морализаторский вывод, который учит читателя нормам поведения.
Лирические жанры
Внутри лирики также можно выделить жанры, различающиеся по объёму.
И если большие лирические жанры (к примеру, поэма) в силу своей масштабности тяготеют к эпосу и нередко являют собой лироэпические произведения, то малые жанры лирики (лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма и др.), как правило, выполняют исключительно лирические функции — передают переживания автора.
Что касается средних лирических жанров (ода, сонет, баллада), то они могут как содержать фабулу и в результате этого сближаться с эпосом (баллада «Светлана» В. А. Жуковского), так и ориентироваться преимущественно на эмоции автора (оды Ломоносова).
Драматические жанры
А вот для драмы объём не имеет определяющего значения: все драматургические произведения примерно одинаковы по объёму, ведь сам жанр предполагает сценическую постановку. А спектакль не может быть ни слишком коротким, ни чрезмерно длинным.
Для классификации драмы важно другое: то воздействие, которое она оказывает на читателя (или предполагаемого зрителя). Говоря проще, важно, будет читатель (зритель) смеяться или плакать, сделает ли он из произведения какой-либо вывод для себя.
Соответственно, драматические произведения подразделяются на комедии, трагедии и драмы.
Комедия — жанр, ориентированный на смех. Различают комедии положений (когда смеются над ситуациями) и комедии нравов (когда смеются над человеческими пороками).
«Медведь» А. П. Чехова — это комедия положений, а «Недоросль» Д. И. Фонвизина — это комедия нравов.
Трагедия — возвышенный и грустный жанр, предполагающий, что финал происходящего станет для героев гибельным.
Самая известная из трагедий — «Гамлет» У. Шекспира. Но и в русской литературе есть образцы этого жанра (к примеру, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова).
Драма — жанр, похожий на трагедию, но ориентированный на более приземлённую проблематику и не предполагающий трагической развязки. В этом принципиальное отличие: герой может найти выход — даже теоретически.
Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» происходит в небольшом городке, герои — обыкновенные люди. Ситуация Катерины принципиально разрешима, но ничто не способствует этому решению, поэтому заканчивается драма печально.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое очерк?
Ответ. Малый эпический жанр; одна из разновидностей рассказа. Сочетает в себе свойства художественной и документальной прозы. Обычно описывает реальные события и реальных людей.
- Установите жанр приведённого фрагмента стихотворения:
- Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну
- С числом щедрот твоих сравнит.
(М. В. Ломоносов)
Ответ. Ода. Это торжественное стихотворение, посвящённое восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны.
Определите жанр «Гамлета» У. Шекспира.
Ответ. «Гамлет» — это трагедия. Только в трагедии печальный финал неизбежен (тогда как в драме возможно благоприятное разрешение событий). Для Гамлета нет благоприятного разрешения мучающих его вопросов: как ни поступи, будут жертвы.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/zhanry_literatury.html
1.7 Литературные роды. Жанры литературы
Видеоурок 1: Роды, жанры, литературные направления
- Видеоурок 2: Литературные роды и жанры
- Лекция: Литературные роды. Жанры литературы
- Литературные роды
Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.
Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс.
Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы — по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания.
Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр. Лиро-эпос соединяет в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).
Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц.
Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций).
Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.
Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:
- Эпос – о событии рассказывается
- Лирика – событие переживается
- Драма – событие изображается
Жанры литературы
Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»).
В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы.
Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.
Тематика | Структурные разновидности |
автобиографический | притча |
исторический | фельетон |
авантюрный | памфлет |
сатирический | роман в стихах |
философский | эпистолярный, и др |
приключенческий, и др. |
Роман — эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты, на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.
Повесть – прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).
Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.
Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:
- кратковременность событий,
- малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),
- одна проблема,
- одно событие.
Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.
Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать и сделать вывод.
Поэзия
Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.
Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно.
В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк.
Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы.
Второе рождение баллада пережила в начале XX века, жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.
Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанра – лирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.
Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчества – народные песни.
Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор — профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н.
«авторская», самодеятельная песня).
Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня».
Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя.
Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.
Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.
Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц.
Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев.
В современной поэзии выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.
Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.
Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:
Трехстрочник. Развязка
Трехстрочник. Намечается развязка
Четверостишие. Развитие экспозиции
Четверостишие. Экспозиция
В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.
Комедия, трагедия, драма
Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?
Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.
Комедии бывают нескольких видов:
- «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.
- Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.
- Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.
Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет.
Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры — героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в.
состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр — трагикомедия.
Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.
Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.
Трагедия | Драма |
Непримиримый конфликт | Острый конфликт |
Высокие темы | Приземленные, обыденные темы |
Гибель героя – обязательное условие | Герой находит выход из конфликта |
Показаны тяжелые жизненные ситуации, лейтмотив – обреченность, ситуация не имеет выхода | Конфликт всегда разрешим, утверждается новый герой, сумевший победить обстоятельства |
Предыдущий урок | Следующий урок |
Источник: https://cknow.ru/knowbase/205-17-literaturnye-rody-zhanry-literatury.html
Эпический род литературы, его жанры
Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
В эпическом роде литературы (др. — гр. epos — слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это — рассказ о происшедшем ранее.
Повествование ведется со стороны и, как правило, имеет грамматическую форму прошедшего времени. Для повествующего характерна позиция человека, вспоминающего об имевшем место ранее. Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем составляет едва ли не самую существенную черту эпической формы.
Слово «повествование» в применении к литературе используется по-разному. В узком смысле — это развернутое обозначение словами того, что произошло однажды и имело временную протяженность.
В более широком значении повествование включает в себя также описания, т. е.
воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного или вовсе неподвижного (таковы большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний).
В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц — их диалоги и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя, их поясняя, дополняя и корректируя. И художественный текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей.
Произведения эпического рода сполна используют арсенал художественных средств, доступных литературе, непринужденно и свободно осваивают реальность во времени и пространстве. При этом они не знают ограничений в объеме текста.
Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (средневековая и возрожденческая новеллистика; юмористика О’Генри и раннего А.П. Чехова), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой.
Таковы индийская «Махабхарата», древнегреческие «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Унесенные ветром» М. Митчелл.
Эпическое произведение может «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства.
При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека.
Ей вполне доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в движении, становлении, развитии.
Но со словом «эпос» прочно связано представление о художественном воспроизведении жизни в ее целостности, о раскрытии сущности эпохи, о масштабности и монументальности творческого акта.
Не существует (ни в сфере словесного искусства, ни за его пределами) групп художественных произведений, которые бы так свободно проникали одновременно и в глубину человеческого сознания и в ширь бытия людей, как это делают повести, романы, эпопеи.
ЖАНРЫ ЭПОСА
Народный эпос:миф, поэма (эпос) (Героическая, Строговоинская, Сказочно- легендарная, Историческа и т.д.), сказка, былина, дума, легенда, предание, баллада, притча. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки.
Авторский эпос: эпопея (события национальной значимости), роман (отсутствие четкой точки отсчета конца и начала, субъективность героя, параллельное существование точек зрения героя и автора),роман-эпопея. Малые жанры: повесть, рассказ, новелла, басня, притча, баллада, лит. сказка.
Источник: https://infopedia.su/14×161.html