Иван Ефремов — знаменитый российский писатель, который прославился своими фантастическими романами.
Молодые годы Ефремов провел на войне, получил ранение. А после получил образование в области биологии и был участником палеонтологических экспедиций. Он много путешествовал и эти знания впоследствии успешно использовал для создания своих романов.
К литературе он всегда относился с уважением и любовью. Обожал приключенческие истории. Свои первые работы он написал еще во время войны. Представляем вашему вниманию все книги Ивана Ефремова — полный список.
Великая Дуга
Путешествие Баурджеда
Непредсказуемая эпоха Древнего Египта. Участь простых смертных зависит от исхода борьбы суровых жрецов между собой и фараонами, чья власть усиливается с каждым годом.
Вместе с героями книги Вы откроете новые земли и узнаете, что такое настоящая свобода, оказавшись вдали от всевидящих жрецов и фараона.
И не следует забывать, что истинное богатство — это знание, позволяющие человеку приблизиться к надменным богам и даже возвыситься над ними. Динамичный сюжет, живые образы будут держать Вас в напряжении до последней строчки романа.
На краю Ойкумены
Пандион, юный, но невероятно талантливый скульптор, в поисках вдохновения и новых идей отправляется в далёкое путешествие, к берегам Крита.
Но обратная дорога домой, к любимой девушке, окажется невероятно долгой и опасной: кораблекрушения, рабство, побег и неожиданная свобода.
Один-единственный шанс, который дарит Пандиону судьба, принесёт желанное освобождение. Но самое удивительное, что поможет ему в этом искусство, которому он обучился на Критие.
Русская классика
- Туманность Андромеды. Звездные корабли (сборник)
Здесь водятся динозавры
- Охотники за динозаврами (сборник)
Великое Кольцо
Туманность Андромеды
- Прекрасный мир далёкого будущего, Мир Великого Кольца, где живут отважные и добрые люди.
- Они отправляются в опасные космические путешествия, совершают рискованные эксперименты и никогда не скрывают своих чувств.
- Но в безупречном мире есть свои изъяны: ведь порой счастье заключается в том, чтобы искать, ошибаться, сомневаться, мечтать…
Сердце Змеи
Далёкое будущее. «Теллур» — звездолёт с планеты Земля путешествует по бескрайнему космосу с использованием нуль-пространства и уходит всё дальше от родной планеты.
Их встреча была неизбежной — земляне наконец-то повстречали «чужих», которые очень похожи на людей, но дышат фтором.
Первый контакт с другой цивилизацией состоялся…
Час Быка
История одной земной экспедиции, что отправляется к планете Торманс. Здесь, как свидетельствуют хроники, живут потомки землян, давным-давно сбежавших с родной планеты.
На Тормансе образовалось уникальное общество, которое делится на «долгоживущих» и«короткоживущих», а полная власть на планете находится в руках таинственного Совета Четырёх…
Им суждено изменить мир.
Пять картин
Крес работает оператором на головной антарктической станции ППВ. Его работа и проста, и сложна одновременно: Крес отвечает за переброску огромных водных масс в те районы, где возникает потребность в воде.
Его товарищи — инженер, космонавт, археолог — также чрезвычайно заняты.
Но у каждого из них непременно отыщется свободное время, чтобы оценить открытие древних картин…
- Туманность Андромеды. Час Быка (сборник)
Классика глазами учёных
- Астрономия. Узнавай астрономию, читая классику. С комментарием ученых
Без серии
Лезвие бритвы
- «Лезвие бритвы» — знаковый роман писателя, который отличается невероятной многоплановостью.
- Это и научная фантастика, наполненная гипотезами, теорией, фактическим материалом, и увлекательное приключенческое повествование, где несколько сюжетных линий объединены древней легендой, и захватывающий философский трактат, в котором раскрывается идея торжества разума и духовного могущества человека, и даже захватывающий детектив.
- Вечные поиски любви, красоты и гармонии, которые заложены в глубинах нашего подсознания…
Таис Афинская
- «Таис Афинская» — увлекательный исторический роман Ивана Ефремова о жизни известной гетеры, жившей в IV веке до нашей эры.
- Таис пользовалась благосклонностью Александра Македонского, участвовала с ним в походах и была одной из умнейших женщин того времени.
- Перед Вами не просто захватывающий приключенческий роман, а ещё и своеобразный свод эстетических, нравственных и философских представлений писателя о гармоничном человеке.
Звездные корабли
Виктор, один из учеников Шатрова, работал над собственной теорией движения Солнечной системы в пространстве. Между преподавателем и студентом установились дружеские отношения.
Началась война. Виктор ушёл добровольцем на фронт, но продолжал заниматься разработкой теории.
Вскоре Шатров узнаёт, что Виктору удалось завершить свой труд, но тетрадь с подробным изложением он выслать не успел…
Дорога ветров
Перед Вами — записки учёного-палеонтолога, которые знакомят с неповторимой красотой пустыни Гоби, бытом и нравом кочевников, достижениями советской палеонтологической науки.
Тяготы и трудности работы в пустыни, задачи экспедиции, раскрытие научных достижений — всё, что Вы прочитаете сейчас, — подлинная правда.
Голец Подлунный
ХХ век, начало тридцатых годов. Небольшая геологическая экспедиция отправляется для исследования Забайкалья.
Стоит глубокая зима, морозы достигают шестидесяти градусов.
Но рассказ местного охотника о таинственном месте в горах, где встречаются бивни слонов, заставляют геологов изменить маршрут и совершить опасную вылазку…
«Катти Сарк»
- У каждого корабля, как и у человека, своя судьба.
- А этот рассказ раскроет тайны «Катти Сарк» — жемчужины среди парусников девятнадцатого века, бороздившему Индийский океан.
- Да, паровое судоходство неизбежно одержит победу над парусным. Но «Катти Сарк»когда-нибудь непременно поднимет белоснежные паруса и уйдёт в далёкое плавание…
Источник: https://TopSpiski.com/knigi-ivana-efremova/
Иван Ефремов читать онлайн
Туманность Андромеды
Жанр: Фантастика
Туманность Андромеды От автора Ещё не была закончена первая публикация этого романа в журнале, а искусственные спутники уже начали стремительный облёт нашей планеты Перед лицом этого неопровержимого факта с радостью сознаёшь, что идеи, лежащие в основе романа, правильны Размах фантазии о техническом
Лезвие бритвы (илл.: Г. Бойко, И. Шалито)
Жанр: Прочие приключения
ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ Пролог Все быстрее нарастает познание в современном мире Обрисовывается точнейшая взаимосвязь, обусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни Всеобщее переплетение отдаленных случайностей, вырастающее в необходимость, то есть в законы природы, пожалуй, самое важное прозрение
Таис Афинская
Жанр: Историческая проза
В центре исторического повествования известная афинская гетера Таис Умная, образованная, красивая женщина многое познала в свои молодые годы, наполненные не только прекрасной, не всегда счастливой любовью, но и удив
Сердце Змеи. Час Быка
Жанр: Фантастика
Сердце Змеи Час Быка Сердце Змеи Сквозь туман забытья, обволакивающий сознание, прорвалась музыка « Не спи! Равнодушие — победа Энтропии черной! » Слова известной арии пробудили привычные ассоциации памяти и повели, потащили за собой ее бесконечную цепь Жизнь возвращалась Громадный корабль еще содро
На краю Ойкумены
Жанр: Путешествия и география
Действие повести » На краю Ойкумены» начинается в одном из ленинградских музеев, где хранится загадочная гемма рисунок, вырезанный на прозрачном голубом камне История создания геммы и составляет содержание повести А
Дорога ветров
Жанр: Путешествия и география
Настоящую книгу следует рассматривать как заметки путешественника, знакомящие с областью Центральной Азии, а также с некоторыми достижениями палеонтологической науки Описания неповторимой красоты гобийской природ
Сердце Змеи
Жанр: Научная фантастика
Иван Антонович Ефремов СЕРДЦЕ ЗМЕИ Одной из трудоемких отраслей нашего писательского дела является, пожалуй, научнофантастическая литература Тому есть много причин Кроме обычного требования высокого уровня литературного мастерства, тут есть еще и особое обстоятельство: решительная необходимость мног
Лезвие бритвы (Роман приключений)
Жанр: Социально-философская фантастика
Источник: https://dom-knig.com/author/51884
Иван Ефремов — Час Быка
«Ди пхи юй чхоу – Земля рождена в час Быка (иначе – Демона, два часа ночи)».
Старый китайско-русский словарь епископа Иннокентия. Пекин, 1909
Посвящается Т.И. Ефремовой
Третье произведение о далеком будущем, после «Туманности Андромеды» и «Сердца Змеи», явилось неожиданностью для меня самого.
Я собрался писать историческую повесть и популярную книгу по палеонтологии, однако пришлось более трех лет посвятить научно-фантастическому роману, который хотя и не стал непосредственным продолжением моих двух первых вещей, но также говорит о путях развития грядущего коммунистического общества.
«Час Быка» возник как ответ на распространившиеся в нашей научной фантастике (не говоря уже о зарубежной) тенденции рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных.
Подобные произведения, получившие название романов-предупреждений, или антиутопий, были бы даже необходимы, если бы наряду с картинами бедствий показывали, как их избежать или уж по крайней мере как выйти из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества.
Другим полюсом антиутопий можно считать немалое число научно-фантастических произведений, от мелких рассказов до крупных романов, где Счастливое коммунистическое будущее достигнуто как бы само собой и люди эпохи всепланетного коммунизма страдают едва ли не худшими недостатками, чем мы, их несовершенные предки, – эти неуравновешенные, невежливые, болтливые и плоско-ироничные герои будущего больше похожи на недоучившихся и скверно воспитанных бездельников современности.
Оба полюса представлений о грядущем смыкаются в единстве игнорирования марксистско-диалектического рассмотрения исторических процессов и неверии в человека.
Своим романом мне хотелось возразить таким произведениям и тем самым последовать трем важнейшим утверждениям В. И. Ленина, которые удивительным образом упускались из виду создателями моделей будущего общества на Земле.
Невообразимая сложность мира и материи, которую мы только начинаем постигать во второй половине XX века и о которой он предупреждал три четверти столетия назад, потребует исполинской работы для существенных шагов в познании.
Переход к бесклассовому коммунистическому обществу и полное осуществление мечты основоположников марксизма о «прыжке из царства необходимости в царство свободы» не просты и потребуют от людей высочайшей дисциплинированности и сознательной ответственности за каждое действие. И наконец, сейчас как никогда более уместно вспомнить рекомендацию В. И. Ленина, данную писателю-фантасту А. А. Богданову: показать разграбление естественных ресурсов и природы нашей планеты капиталистическим хозяйствованием.
В «Часе Быка» я представил планету, на которую переселилась группа землян, они повторяют пионерское завоевание запада Америки, но на гораздо более высокой технической основе. Неимоверно ускоренный рост населения и капиталистическое хозяйствование привели к истощению планеты и массовой смертности от голода и болезней.
Государственный строй на ограбленной планете, естественно, должен быть олигархическим.
Чтобы построить модель подобного государства, я продолжил в будущее те тенденции гангстерского фашиствующего монополизма, какие зарождаются сейчас в Америке и некоторых других странах, пытающихся сохранить «свободу» частного предпринимательства на густой националистической основе.
Понятно, что не наука и техника отдаленного будущего или странные цивилизации безмерно далеких миров сделались целью моего романа. Люди будущей Земли, выращенные многовековым существованием высшей, коммунистической формы общества, контраст между ними и такими же землянами, но сформировавшимися в угнетении и тирании олигархического строя иной планеты, – вот главная цель и содержание книги.
- Если удалось это хоть в какой-то мере показать и тем помочь строителям будущего – нашей молодежи – идти дальше, к всестороннему совершенству людей коммунистического завтра, духовной высоте человечества, тогда моя работа проделана не напрасно.
- Август 1968 г.
- Начальник экспедиции, историк Фай Рóдис
- Командир звездолета, инженер аннигиляционных установок Гриф Рифт
- Астронавигатор-I Вир Нори́н
- Астронавигатор-II Мéнта Кор
- Инженер-пилот Див Симбéл
- Инженер броневой защиты Гэн Атал
- Инженер биологической защиты Нея Хóлли
- Инженер вычислительных установок Соль Саин
- Инженер связи и съемки Олла Дез
- Врач Звездного Флота Эвиза Танéт
- Биолог Тиви́са Хенáко
- Социолог-лингвист Чéди Даáн
- Астрофизик и планетолог Тор Лик
- Председатель Совета Четырех, Владыка планеты Чойо Чагáс
- Его заместители: Ген Ши
- Зет Уг
- Ка Луф
- Жена Чойо Чагаса Янтре Яхáх
- Любовница Чагаса Эр Во-Биа
- Инженер информации Хонтээ́ло Толло Фраэ́ль (Таэ́ль)
- Начальник «лиловых» Ян Гао-Юáр (Янгáр)
- Девушка Торманса Сю Ан-Те (Сю-Те)
- Предводитель «кжи» Гзер Бу-Ям
Экипаж звездолета «Темное пламя»
Персонажи планеты Торманс
В школе третьего цикла начался последний год обучения. В конце его ученики под руководством уже избранных менторов должны были приступить к исполнению подвигов Геркулеса. Готовя себя к самостоятельным действиям, девушки и юноши с особым интересом проходили обзор истории человечества Земли.
Самым важным считалось изучение идейных ошибок и неверного направления социальной организации на тех ступенях развития общества, когда наука дала возможность управлять судьбой народов и стран сперва лишь в малой степени, а затем полностью.
История людей Земли сравнивалась со множеством других цивилизаций на далеких мирах Великого Кольца.
Голубые рамы с опалесцирующими стеклами вверху были открыты. За ними чуть слышался плеск волн и шелест ветра в листве – вечная музыка природы, настраивающая на спокойное размышление. Тишина в классе, задумчивые ясные глаза… Учитель только что закончил свою лекцию.
Бесшумно опустив шторы над большими экранами и нажатием кнопки заставив убраться под кафедру стереопроектор ТВФ[1], он уселся, любуясь сосредоточенными лицами. По-видимому, лекция удалась, как ни было трудно совместить малое и великое, могучий взлет человечества и бездну горя прошедших времен, трогательные недолгие радости отдельных людей и грозные крушения государств.
Конец ознакомительного отрывка Вы можете купить книгу и
Прочитать полностью
Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ
Источник: https://libking.ru/books/sf-/sf/136127-ivan-efremov-chas-byka.html
Ефремов И. А. — это… Что такое Ефремов И. А.?
Ива́н Анто́нович Ефре́мов (9 (22) апреля 1908, Вырица, Санкт-Петербургская губерния — 5 октября 1972, Москва) — русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Известен благодаря своим книгам, в которых показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.
Краткая биография
Иван Антонович (Антипович) Ефремов родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии в семье лесопромышленника 9 (22) апреля 1907 года… На самом деле, согласно записи в метрической книге, год рождения И. Ефремова 1908-й, но он ещё в ранней юности «состарил» себя на год, чтобы облегчить начало самостоятельной трудовой деятельности. С тех пор во всех автобиографиях Иван Антонович ставил годом своего рождения 1907-й.
Самородковые способности проявились достаточно рано: в четыре года выучился читать, в шесть — познакомился с творчеством Жюля Верна и безоглядно полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях, учёных. В 1914 году семья переезжает в Бердянск, где Иван Ефремов поступает в гимназию.
Революция сопровождается давно назревшим разводом родителей, в 1919 г. мать с детьми перебирается в Херсон, выходит замуж за красного командира и уезжает с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умирает от тифа.
Иван прибивается к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» доходит до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен, с той поры слегка заикался.
В 1921 году, демобилизовавшись, едет в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, оканчивает школу за два с половиной года. «Революция была также и моим освобождением от мещанства», — говорил он позже.
Учёбу приходилось совмещать с заработком на жизнь. Работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, а затем — шофёром в ночную смену. В 1923 году Ефремов сдаёт экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уезжает на Дальний Восток.
К палеонтологии молодой Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги.
Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, будущий палеонтолог возвращается в Ленинград и поступает в университет на биологическое отделение.
С середины 20-х его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.
Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегают по Поволжью, Уралу и Средней Азии. А в первой половине 30-х он участвует в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже войдут в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный» и др.
В 1935 году Ефремов экстерном оканчивает Ленинградский горный институт. В том же году он становится кандидатом, а в марте 1941-го — доктором биологических наук (диссертация «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР»).
В это время Иван Антонович уже живёт в Москве, поскольку в 1935-м сюда переезжает Палеонтологический институт. В соавторстве с А. П.
Быстровым публикуется монография по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).
В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда во Фрунзе. Там перенес тяжелую форму лихорадки, навсегда заполучив тяжелую болезнь сердца. «Меня, как доктора наук, прочно забронировали и держали в глубоком тылу.»
В 40-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания — тафономия. Так было названо учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород.
Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950-м («Тафономия и геологическая летопись»), в 1952 г. её автор был удостоен Сталинской премии.
Общее признание новая отрасль получила лишь в 70-е годы, однако выводы своей науки Ивану Антоновичу удалось успешно применить ещё во время экспедиции за «костями дракона» в монгольскую Гоби, принёсшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая зав.
отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А. Ефремовым, работала в МНР в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана увлекательная и познавательная во многих отношениях документальная повесть «Дорога Ветров».
Во время Великой Отечественной войны И. А. Ефремов начинает писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения.
В этих рассказах он предсказывает открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию.
А небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно влияет на судьбу знаменитого британского парусника — теперь отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.
В монгольской Гоби, в экспедиции за «костями дракона», под фантастическим ночным небом у Ефремова рождается замысел создать произведение о космическом будущем. О Великом Кольце миров Вселенной и о красивых, «ненасытных в подвиге» людях.
О подлинных человеческих отношениях и о планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Написать симфонию восходящего к звёздам человечества.
Такой симфонией стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году и определивший жизненный путь многих людей — от подвижников альтернативной педагогики до космонавтов.
Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка, профессиональных органов власти… Но как это отличалось от примитивных конструкций официальной пропаганды! Ефремов (никогда не состоявший в КПСС) сумел просто показать, что коммунизм — это мир, в котором у людей есть более достойные занятия, чем «делать деньги» или «одобрять политику партии».
Второй, любимый роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной и человечеством к началу 1960-х гг., когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое.
Время властно требовало (и требует до сих пор!) новых подходов к управлению обществом и к воспитанию, развития наук о человеке, объединения всех здравомыслящих сил планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм.
Всё это Ефремов и стремился показать в форме приключенческого романа «в несколько хаггардовском вкусе».
Но реальные тенденции мирового развития оказываются иными, всё более тревожными — и к концу 1960-х появляется роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждает о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе.
В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Распространённое восприятие этого романа как карикатуры на СССР слишком примитивно.
Безусловно, писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» — и высшими идеологами государства роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изъят из библиотек и запрещён к переизданию на 18 лет.
Но смотрел Ефремов гораздо глубже, ведь не напрасно земляне — герои «Часа Быка» — так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса: из «муравьиного лжесоциализма» или из «гангстеризующегося капитализма».
В 1969 году в письме американскому коллеге Иван Антонович говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры». «Час Быка» создавался на фоне этих тревожных мыслей.
Годы перенапряжения сил подорвали мощное сердце, и 5 октября 1972 года Ивана Антоновича не стало.
Он не дожил до окончания публикации своего четвёртого романа, «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой — «теперь и всегда».
Эта книга стала вершиной художественного мастерства писателя, «прекрасной грёзой для всех чего-нибудь стоящих людей», как говорит один из её героев.
После смерти Ивана Ефремова КГБ проводило у него в квартире обыски, подозревая, что он являлся английским шпионом.
Мировоззрение Ефремова замечательно своей цельностью, в нём палеонтолог-эволюционист дополняет социального мыслителя и художника.
От примитивных биологических форм к кострам палеолита, и далее, через собирание жемчужин мысли и красоты, создаваемых человеком во все эпохи, к построению справедливого общества.
И дальше, к Великому Кольцу миров, — всё дальше и дальше идёт восходящая эволюция жизни.
Иван Ефремов был женат дважды: первый раз — 1936 году на Елене Дометьевне Конжуковой, которая сама была известным учёным-палеонтологом. От их брака у Ефремова появился сын Аллан Иванович Ефремов. После смерти Елены Дометьевны в 1961 году Иван Антонович вторично женился в 1962 году на Таисии Иосифовне Юхневской, с которой прожил до своей смерти.
Иван Антонович Ефремов стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»[1].
Похоронен на Комаровском кладбище СПб.
Памятник И.А.Ефремову на могиле
Литература
- Брандис Е. П., Дмитревский В. И. Через горы времени: Очерк творчества И. Ефремова. — М.: Советский писатель, 1963.
- Р. Ф. Геккер. Иван Антонович Ефремов // Тафономия и вопросы палеогеографии : Межвузовский научный сборник. — Издательство Саратовского университета: 1984. — С. 6—14.
- Капитан сверхдальнего плавания. — Екатеринбург: Возякова Т. И., 2001.
- Чудинов П. К. Иван Антонович Ефремов: 1907—1972. — М.: Наука, 1987.
- Чудинов П. К. Три времени Ивана Ефремова // Ефремов И. А. Тень минувшего. Рассказы и повести : Вступительная статья из книги. — М.: Наука, 1991. — С. 3—45.
- Olson, E. C. The other side of the medal: a paleobiologist reflects on the art and serendipity of science. — Blacksburg, Virginia: The McDonald & Woodward Publishing Company, 1990. — 182 с.
- Составитель Н. В. Бойко. Иван Антонович Ефремов: переписка с учёными, неизданные работы. — Научное наследство. — М.: Наука, 1994. — Т. 22.
- Ржонсницкий Б., Воеводин П., Зворыкин А., Майстров Б. «Туманность Андромеды» или Бедуин перед верблюдом: Еще раз о научно-фантастическом романе (Иван Антонович Ефремов)». // Промышленно-экономическая газета. — Москва: 1959, 19 июля.
Произведения И. А. Ефремова в хронологическом порядке
Об И. А. Ефремове
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ См. Офф-лайн интервью Б. Н. Стругацкого
Wikimedia Foundation. 2010.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/915973
Краткое содержание романа Ефремова «На краю Ойкумены» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
1949Краткое содержание романа
Читается за 9 минут, оригинал — 8 ч
Молодой древнегреческий скульптор отправляется в путешествие, попадает в рабство, переживает множество опасных приключений, обретает свободу, пересекает Африку, возвращается домой и женится на любимой.
Пролог
Вторая половина XX века. В одном из ленинградских музеев хранится гемма — прозрачный голубовато-зелёный камень с вырезанными на нём фигурами обнажённой девушки и трёх обнявшихся воинов.
Загадочный камень не соответствует ни местности, где его нашли, ни времени, к которому его относят. Один из изучающих гемму учёных считает, что изображённые на ней воины — рабы, боровшиеся за свободу.
Глава первая. Ученик художника
Северная Греция, XI—IX вв.ек до нашей эры. Юноша Пандион жил с дедом в каменной хижине на берегу моря.
Пандион — главный герой, молодой человек, ученик скульптора
Отец юноши был воином и погиб в битве. Дед хотел, чтобы его внук тоже стал воином и постоянно заставлял его упражняться, Пандион же мечтал стать художником, и учился у скульптора Агенора.
Агенор — скульптор, учитель Пандиона
Наступил день, когда дед, не желая обременять внука, уехал жить к одной из дочерей, Пандион поселился у своего учителя. Прошёл год. Пандион, влюблённый в дочь скульптора Тессу, пытался вылепить статую девушки, но не мог передать её красоту и это мучило его.
Плохо, когда человек ‹…› одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски…
Тесса — дочь скульптора, возлюбленная Пандиона
Агенор показал ученику привезённую с Крита статуэтку женщины, которая казалась живой. Пандион решил отправиться на Крит, хотя такое путешествие было опасно — одинокий путник легко мог стать рабом. Перед отъездом Тесса взяла с Пандиона клятву, что он не поедет дальше Крита и через полгода вернётся к ней.
Глава вторая. Пенная страна
Пандион пробыл на Крите пять месяцев. Перед отъездом юношу попытались взять в плен воины племени из центральной части острова. Он вырвался и прыгнул в море с отвесной скалы. Юношу увидели с торгового судна финикийцев и спасли.
Хозяин судна предложил Пандиону выбор: стать либо рабом-гребцом, либо воином. Юноше пришлось стать воином купца-финикийца.
Судно направлялось в столицу Финикии (юг современной Сирии). По дороге началась сильная буря, которая отнесла корабль к берегам Египта. Поскольку любой чужеземец, попавший в Древний Египет, автоматически становился рабом, команда решила, что Пандион принёс им несчастье, собралась принести его в жертву богам, и Пандиону пришлось спасать свой жизнь — прыгать в бушующие волны.
Бесчувственного Пандиона нашли на берегу египетские воины. Юношу отправили в столицу как дар фараону.
Для человека нет худшего состояния, чем быть одному среди чужих и враждебных людей, в непонятной и неизвестной стране…
Пандиона заклеймили, поселили в шене — рабочем доме — и заставили обслуживать сады и каналы дворца. От самоубийства юношу удерживала только надежда на освобождение.
Глава третья. Раб фараона
У Пандиона появились друзья — Кидого, чернокожий скульптор из центральной Африки и мрачный чернобородый этруск Кави, попавший в плен во время военного похода.
Кидого — чернокожий раб из центральной Африки, скульптор, друг ПандионаКави — раб-этруск, лидер восстания рабов, друг Пандиона
Эту группу сильных рабов стали посылать на разборку старых храмов и строительство новых. Вскоре скульптор фараона заметил талант Пандиона и Кидого и взял их к себе.
Гигантские храмы Египта не восхищали, а подавляли Пандиона.
Настоящее искусство — в радостном и простом слиянии с жизнью.
Юноша скучал по друзьям, оставленным в шене, и понимал, что сбежать от скульптора в одиночку намного труднее, чем всем вместе — из рабочего дома.
Скульптор пожелал, чтобы Пандион женился, а его дети стали семейными рабами. Юноша взбунтовался, его избили и вернули в шене. Вслед за ним вернулся и Кидого, специально разгромивший мастерскую скульптора.
Глава четвёртая. Борьба за свободу
Во время строительства храма, Пандион спас раба-египтянина, осуждённого на рабство за разграбление древних гробниц. Он рассказал, что Египет — тюрьма и для свободных египтян. Здесь свободно путешествовали только жрецы и вельможи, а рабам запрещалось общаться с бедняками — фараон боялся организованных мятежей.
Выбраться из страны, зажатой между непроходимыми пустынями, можно было, только подняв восстание. Оказалось, что шене Пандиона находится в середине долины Нила, и от моря его отделяет много километров. Египтянин подарил Пандиону прозрачный, голубовато-зелёный камень из древнего храма, ставший для юноши талисманом.
Пандион убедил Кави поднять рабов на восстание, к которому уже всё было готово. Ночью начался мятеж. Вместо того, чтобы уйти в пустыню с найденным Кави проводником, освобождённые рабы начали грабить поместья богачей. К охранникам прибыла подмога, и в пустыню ушли только две сотни человек, подчинившихся приказу Кави.
Начался тяжёлый поход. На середине пути отряд попал в песчаную бурю. Выжившим, в числе которых оказались Пандион, Кави и Кидого, пришлось вернуться к ближайшему источнику, где их схватили египетские воины. Через десять дней повстанцев отправили к Вратам Юга, «в страшные золотые рудники страны Нуб».
Начальнику Врат Юга приказали поймать живого носорога и доставить его во дворец фараона. Носороги были опасны и свирепы, начальник решил не рисковать своими воинами, а поручить это рабам-мятежникам, взамен пообещав им свободу.
Глава пятая. Золотая степь
Сотня мятежников и сорок негров-невольников отправилась в африканскую степь и отловили огромного носорога, который убил множество рабов. Пандион сломал руку, сильно ушиб голову и надолго потерял сознание.
Рабов отпустили, но запретили возвращаться в Египет. Вернувшиеся снова попадут в рабство. Один из воинов-нубийцев посоветовал Кави найти племя мирных кочевников-скотоводов и дал знак, благодаря которому кочевники гостеприимно встретят путников.
Группа разделилась. Азиаты отправились на север, чтобы быстрее попасть домой. Остальных Кидого повёл на юг, в своё племя, жившее на берегу океанского залива, куда часто приплывали Сыны ветра — белые люди на больших кораблях. С их помощью бывшие рабы могли вернуться домой.
Неся Пандиона на носилках, путники достигли стойбища кочевников. Знак помог — кочевники гостеприимно встретили бывших рабов.
Велика сила одинаковых чувств у людей, подверженных одинаковым невзгодам, а дружеская помощь делает чудеса!
Кидого, Кави и не пришедшего в сознание Пандиона вождь поселил в отдельном доме. Красивый юноша понравился Ируме, единственной дочери лучшего охотника племени.
Ирума — дочь лучшего охотника племени кочевников
Глава шестая. Тёмная дорога
Кости Пандиона срослись, но юноша так и не встал с постели. Рабы из Африки отправились по домам. Оставшиеся под началом Кави 27 человек хотели поскорее выйти к заливу, но болезнь Пандиона задерживала их.
Ирума провела над юношей ритуал, возвращающий жизненную силу, в котором участвовали только женщины. Выздоровевший Пандион влюбился в Ируму, но понял, что навсегда останется чужим в этом племени, и ушёл вместе со всеми.
Отряд покинул кишащую хищниками саванну и свернул в джунгли, росшие вдоль рек. За 25 дней пути из отряда ушло ещё восемь человек.
Глава седьмая. Сила лесов
Попав в непроходимые заросли твёрдого бамбука, путники решили вернуться в саванну и найти людей, которые подскажут им дорогу. Вскоре им встретились жители племени Повелителей слонов. Старейшины племени позволили путникам остаться.
Племя не только приручало слонов, но и возделывало землю, изготавливало посуду из глины. В гончарной мастерской Кидого и Пандион показали своё умение. Это увидел один из старейшин и попросил Пандиона вылепить его изображение из глины.
Мастерство Пандиона возросло, и бюст старейшины удался. В награду старик пообещал помочь путникам добраться до моря и подарил Пандиону мешочек с алмазами, которые тогда ещё не были известны на его родине. Он хотел, чтобы Пандион, вернувшись домой, всем рассказал о его племени.
Народы должны знать друг друга, а не бродить в потёмках, вслепую, подобно стадам животных в степи или в лесу.
Друзьям разрешили посмотреть, как воины отлавливают слонят, чтобы потом приручить их. Во время охоты что-то пошло не так и погибло много людей. Распорядитель охоты был так огорчён, что забыл друзей посреди саванны.
Глава восьмая. Сыны ветра
Ночью на друзей напал зверь, похожий на огромную гиену. Им удалось убить чудовище, но все трое сильно пострадали. Утром друзей нашли Повелители слонов и назвали великими воинами, ведь они убили гишу — ужаса ночи и пожирателя толстокожих.
Оправившись от ран, путники двинулись к океану вместе с отрядом, отправленным за целебными орехами и золотом. Дойдя до большой реки, путники попрощались с Повелителями слонов, построили плот и добрались до племени Кидого. Оставшиеся негры разошлись по родным племенам. Сынов ветра дожидались только Кави, Пандион и десять ливийцев.
Чтобы друзьям было чем заплатить Сынам ветра за места на кораблях, Кидого раздобыл золота и чёрного дерева. Пандион тем временем решил вырезать на голубовато-зелёном камне портрет Тессы, но у него получался лишь собирательный образ всех встреченных им красавиц. Тогда юноша изобразил на камне себя, Кави и Кидого.
Наконец, прибыли Сыны ветра. Пандион и Кави распрощались с Кидого, который оставался здесь, на краю Ойкумены (населённой земли), и отправились домой.
Прошло некоторое время. Пандион благополучно вернулся домой и женился на Тессе. Гемму, которую в Греции стали считать величайшим произведением искусства, юноша подарил на память этруску Кави.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/48504-kratkoe-soderzhanie-romana-efremova-na-kraju-ojkumeny.html
Автор Иван Антонович Ефремов
Ива́н Анто́нович Ефре́мов (1908—1972) — русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952).
В своих книгах показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.
И. А. Ефремов родился 9 (22 апреля) 1908 года в Вырице (ныне Гатчинский район, Ленинградская область).
Согласно записи в метрической книге, родился в семье вырицкого лесопромышленника в 1908 году, однако ещё в юности Ефремов добавил себе год, чтобы раньше начать работать, поэтому обычно в своих автобиографиях он ставил годом рождения 1907-й.
Отец, житель Вырицы Антип Харитонович Ефремов, был арендатором Вырицкого лесопильного завода, на котором, по данным на 1914 г., работали 17 человек. Земля, на которой стоял завод, была в собственности семьи князей Витгенштейн.
Впоследствии Антип Ефремов создал собственное производство, занял видное положение среди местных земских деятелей и благотворителей. Ивану, сыну богатого предпринимателя, пришлось после 1917 г. сменить отчество с Антиповича на Антоновича. Интересно, что в романе Ефремова «Лезвие бритвы» в числе действующих лиц значится некий князь Витгенштейн, имя которого было хорошо известно писателю с детских лет.
Детство и юность
Способности Ефремова проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть — познакомился с творчеством Ж. Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных.
В 1914 году его семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время революции родители развелись, и в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умерла от тифа.
Иван прибился к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» дошел до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен, и с этого времени начал немного заикаться. В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, окончил школу за два с половиной года.
«Революция была также и моим освобождением от мещанства», — говорил он позже.
Учёба и экспедиции
Учёбу пришлось совмещать с заработком на жизнь: Ефремов работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену. В 1923 году он сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уехал на Дальний Восток.
К палеонтологии Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги.
Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, будущий палеонтолог вернулся в Ленинград и поступил в университет на биологическое отделение.
С середины 1920-х годов его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.
Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегали по Поволжью, Уралу и Средней Азии; в первой половине 1930-х он участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже вошли в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный» и др.
Научная деятельность и творчество
В 1935 году Ефремов экстерном окончил Ленинградский горный институт. В том же году он стал кандидатом, а в марте 1941 года — доктором биологических наук (диссертация «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР»).
В это время Иван Антонович уже жил в Москве, поскольку в 1935 году сюда переехал Палеонтологический институт. В соавторстве с А. П.
Быстровым опубликовал монографию по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).
В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда — во Фрунзе. Там перенёс тяжёлую форму лихорадки, получив тяжёлую болезнь сердца.
В 1940-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания, тафономия — учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году («Тафономия и геологическая летопись»).
Общее признание новая отрасль получила лишь в 1970-е годы, однако выводы своей науки Ефремову удалось успешно применить ещё во время экспедиции в монгольскую пустыню Гоби, принёсшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая заведующим отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А.
Ефремовым, работала в Монголии в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана документальная повесть «Дорога ветров».
Во время войны И. А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В этих рассказах он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. Небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.
В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона», у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.
Второй роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной к началу 1960-х годов, когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое, требовались новые подходы к управлению обществом и воспитанию, развитие наук о человеке, объединение всех людей планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Всё это Ефремов и стремился показать в форме приключенческого романа «в несколько хаггардовском вкусе».
Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960-х появился роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе.
В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией.
Распространённое мнение о том, что роман представляет собой карикатуру на СССР, некорректно: хотя писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» (роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изымался из библиотек и не переиздавался до конца 1980-х), герои романа Ефремова так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса — из «муравьиного лжесоциализма» (маоизма) или из «гангстеризующегося капитализма». В 1969 году в письме американскому коллеге писатель говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры».
Личная жизнь
Ефремов был женат трижды.
Сначала — на Ксении Свитальской, дочери академика Свитальского (брак был недолог),
с 1936 года на Елене Дометьевне Конжуковой, которая сама была известным учёным-палеонтологом. От их брака у Ефремова появился сын Аллан Иванович Ефремов.
После смерти Елены Дометьевны в 1961 году Иван Антонович женился в 1962 году на Таисии Иосифовне Юхневской, с которой прожил последние 10 лет жизни.
Ефремов умер 5 октября 1972 года, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа — «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой. Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.
Через месяц после смерти писателя сотрудники КГБ СССР провели в его квартире обыск. Существуют сведения, что писатель и его жена подозревались в шпионаже в пользу Великобритании. По факту смерти КГБ СССР было заведено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года.
Позже в материалах писателя обнаружены и опубликованы в журнале «Студенческий меридиан», а после и в полном собрании сочинений две художественные работы: рассказ «Каллиройя» и повесть «Тамралипта и Тиллоттама», некоторые фрагменты которой вошли в «Лезвие бритвы».
Источник: https://librebook.me/list/person/ivan_antonovich_efremov
Иван Ефремов
Иван Антонович Ефремов — легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Иван Антонович родился в поселке Вырица под Петербургом. Отец его — солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать, Ваня с 6 лет увлекся романами Жюля Верна, книгами о путешествиях.
В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград, где работает чернорабочим, подручным шофера и учится в трудовой школе.
Уже в это время Иван Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог академик П. П.
Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете.
Сдав экзамены за Мореходные классы, Ефремов уезжает служить на Тихий океан, затем переводится на Каспий. Через некоторое время П. П.
Сушкину удается выхлопотать ставку в геологическом музее для своего любимого ученика.
Ефремов работает препаратором, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции — на Север, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Киргизию.
В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки. С 1929 года Иван Антонович начинает принимать самое активное участие и в геологических исследованиях, также совершая ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций — Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби…
В 1935 г. Ефремов заканчивает экстерном геолого-разведывательный факультет Горного института, а в марте 1941 г. получает степень доктора биологических наук.
Его имя приобретает все большую известность, особенно после того, как он становится основоположником тафономии — науки о закономерностях исследования древней жизни на Земле.
В 1952 году его книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950) отмечается Государственной премией.
С литературой, которой Ефремов увлекался с детства, его прочно связала болезнь. В 1942 году он оказывается надолго прикованным к постели.
Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном».
Это были «Эллинский Секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие.
С 1944 г. эти и другие рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике молодежи», в военных журналах «Краснофлотец» и «Красноармеец».
Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945), «Алмазная Труба» (1946), в сборник «Семь румбов» должен был войти рассказ «Сумашедший танк», но сам автор его забраковал, а «Эллинский секрет» не пропустил редактор, поэтому озаглавлен по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944). Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова тяжело больной А. Н. Толстой — за правдоподобие необычайного и изящный стиль.
Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-1945 годах, прибавляется историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953), первые «космические повести» («Звездные Корабли», 1947, и «Сердце Змеи», 1959), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956).
Ефремов рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия.
Славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка» (1968).
Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров.
Законы эволюции универсальны для всей Вселенной — и главный среди них — борьба с ИНФЕРНО. Судьба цивилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека — ведь «человек — та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких «высших существ» из Космоса.
Одна из лучших русских утопий нового времени — «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо — «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете».
Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль» (по определению А. Н. Толстого).
«Отстраненность» взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как «холодноватость» авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее — «их горе — не наше горе, их радости — не наши радости.
Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными…». В 1959 году роман получил первую премию на конкурсе лучшей книги о науке и технике для школьников, проведенном Министерством просвещения РСФСР.
По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.
Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И. А. Ефремова «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний.
На сей раз «посткоммунистическая» Земля — лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс — планета эволюционного тупика, в который зашла цивилизация, нарушившая основной закон эволюции — параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса.
Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ — так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания).
Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком «опасной» для своего времени: через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет «вредной идеологической литературы», забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а «опальный» роман был запрещен к изданию.
Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) — посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности — и «Таис Афинская» (1972) — написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях — ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.
Уникальными были и дарование и сама личность И. А. Ефремова. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога.
Общеизвестно, что месторождение алмазов в Якутии нашли именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная Труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных.
Изобретатель голографии Ю. И. Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе «Тень Минувшего».
Последний период жизни и творчества Ефремова оказался для него очень нелегким — огромной работы потребовали романы, катастрофически ухудшалось здоровье. Многие замыслы остались незавершенными. Были задуманы и «выношены»: повесть о Руси ХIII в. «Дети Росы», роман «Чаша отравы», повесть о бое броненосца «Ретвизан» с японской эскадрой, автобиографическая повесть «Последние зубцы».
Источник: https://fantlab.ru/autor181