Сочинение жизненный путь андрея болконского в романе война и мир толстого

         Роман-эпопея Л. Н. Толстого заключает в себе величайшие истины, понять которые можно, лишь пройдя через тернии описанных событий. Но ещё глубже проникнуть в грандиозный замысел писателя удастся тем, кто вместе с одним из главных героев, Андреем Болконским, вынесет все испытания и дойдёт до понимания смысла жизни.

         Впервые мы встречаем князя Андрея в салоне Анны Павловны Шерер. Он предстаёт пред нами человеком приятной наружности, с ясными, «сухими» чертами лица, но искажёнными недовольством всем происходящим.

На самом деле, как искреннему, благородному человеку мог быть по душе этот вечер лжи и фальшивых гримас? Но при виде друга, Пьера Безухова, человека такого же порядорчного и честного, князь приятно и счастливо улыбается, а глаза (Толстой особенное внимание в портрете уделял именно им) лучисто сияют.

Уже по этой детали можно понять, что Андрей Болконский — незаурядная личность с огромным спектром чувств и эмоций.

         Князь мечтает о славе. Но славу он понимает по-особому. Он считает, что безвозмездные свершения, подвиги во имя блага России, любви и похвалы тех, кого он уважает, – и есть слава. Более того, Андрей полагает, что вполне заслуженно славу завоевал кумир миллионов – Наполеон.

Скучая от рутинной жизни в Петербурге, Болконский вырывается на войну, навстречу своей мечте. Но война не оправдывает его ожиданий, напротив, она рушит все идеи, даже смысл жизни. Князь Андрей понимает всю безысходность, абсурдность происходящего в битве под Аустерлицем.

Переломным моментом для него становится тот миг, когда он, раненый, падает на землю и видит небо.

Это высокое, бескрайнее полотно словно поворачивает ключик в сознании Болконского, он вдруг начинает воспринимать всё по-другому: им овладевает покой и тишина, он уже не гонится за славой, а Наполеон теперь кажется ничтожеством.

         Новое понимание происходящего и трагическая смерть жены «отворачивают» его от внешнего мира, он переживает тяжёлый душевный надлом. Но «луч света» в тёмном, нелюдимом его отчаянии ярко заблистал с появлением в жизни Андрея Наташи Ростовой.

Это юное создание, поистине воплощающее в себе силу бодрости и звенящего веселья, буквально возрождает Андрея. Болконский осознаёт, что жизнь его не кончена, что он может принести счастье и пользу людям.

Своеобразным символом этого возрождения является дуб, казавшийся совсем недавно князю уродливым, а ныне могучим и полным жизненных сил со своей сочной зелёной листвой.

         Однако и этот этап подходит к кризису, поскольку, работая в Петербурге над составлением свода законов, надеясь на благодатные реформы, Болконский начинает понимать тщетность своей работы.

К такому пониманию его подводят мысли о простых крестьянах в Богучарове и зарождающееся сильное чувство — чувство любви к Наташе Ростовой, которое не гаснет даже в разлуке с ней и даже после её измены.

         Снова, уже в 1812 году, поехав на войну, Андрей Болконский начинает иначе понимать суть происходящего.

Он наконец-то начинает отождествлять свои чувства и устремления с чувствами и чаяниями всех русских людей, стремящихся защитить свою Родину от захватчика.

«Так думает… вся армия,» — эти слова, сказанные Пьеру, выражают убеждения князя Андрея и доказывают, что он возрос до истинно народного понимания происходящего.

         Однако князь Андрей получает тяжёлое ранение и вновь сталкивается с ясной возможностью смерти — ухода из жизни здесь и сейчас. И тут к нему приходит полное осознание итога всех его нравственных поисков.

Он понимает, что смысл жизни, её истинное счастье заключается в единении, единении со всем миром, со всем человеческим естеством. А это единение можно достигнуть, только познав любовь чистую и светлую, любовь божественную, ибо Бог и есть любовь.

Он примиряется с Наташей и понимает суть любви, «не ищущей своего». 

         Путь Андрея Болконского – дорога жизни, полная сложностей, попятных движений, долгожданных открытий и постижения истинного смысла. Таким, наверное, и должен быть жизненный путь человека, искренне ищущего истину и обретающего её.

Сочинение Жизненный путь Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

Источник: https://testsoch.ru/vojna-i-mir/sochinenie-na-temu-put-andreya-bolkonskogo.html

Жизненный путь Андрея Болконского

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Жизненный путь Андрея Болконского

«Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.»

Андрей Болконский — яркий пример того, насколько непредсказуема по отношению к человеку может быть жизнь. Она не берет во внимание социальный статус людей, ей безразличны их планы на будущее.

Вершить правосудие — таковое её главное назначение.

Сочинение Жизненный путь Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

  • Непростой жизненный путь князя следуетизобразить данным образом. Кульминационные моментыобозначены
  • ромбами.

Разочарование в светском обществе

Наше первое знакомство с героями происходит именно в доме фрейлины Анны Павловны Шерер, где мы впервые имеем возможность встретить князя Василия Курагина с «надушенной лысиной», его красавицу дочь Элен с «белоснежными плечами» и двух сыновей—дураков — неспокойного Анатоля и умиротворенного Ипполита. Не остаются без внимания читателей и «незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова», Пьер, его близкий «уставший» в тот день друг Андрей Болконский со своей женой, Лизой «с беличьей губкой», в скором времени ожидающей ребенка. На протяжении всего вечера царит довольно непринужденная атмосфера. Однако еще одной гостье, обедневшей пожилой княгине Анне Михайловне Друбецкой, поначалу казавшейся довольно незаметной, всё же удается проявить себя среди остальных спустя несколько мгновений: обращаясь к князю Василию прилюдно, она просит его о том, чтобы он помог её сыну, Борису Друбецкому, перевестись в гвардию. Ах, до чего бывают расчетливы и коварны женщины! Курагину старшему ничего не остается, кроме как пойти просящей даме навстречу.Лживое поведение героев глубоко возмущает Болконского. Он считает минуты до возвращения домой.

«Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

В 1805-ом году Андрей Болконский покидает родимый дом. «Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь… Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…»Принимая участие в Шенграбенском сражении, князь мечтает о заветном Тулоне. Всё, к чему он стремится — слава и признание со стороны простого народа.

Разочарование в Наполеоне и военной славе. Небо Аустерлица

В битве под Аустерлицем Болконский получает свое первое ранение.Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками.

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей,— не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,— совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Видя Наполеона сквозь приподнятые веки, Болконский навсегда разочаровывается в нем. Князю наконец становится ясна вся ничтожность и фальшивость величия французского предводителя, вследствие чего Андрей незамедлительно меняет свой взгляд

на жизнь.

Спустя некоторое время возвращаясь в Лысые горы, Андрей попадает на роды жены, Лизы Болконской. В эту же ночь княгиня умирает. «Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад…» У Андрея остается новорожденный сын Николенька.

«Крестили молодого князя Николая Андреича…» Болконский сталкивается с душевным расколом. Отныне жизнь ему не мила. Он не находит себе места: его мучит совесть, голос которой заглушить невозможно.

Разговор с Пьером Безуховым на пароме

Впадая в депрессию, князь Болконский обращается за советом к Пьеру Безухову.

«Надобно жить, надобно любить, надобно верить,» — заключает тот.

Первая встреча с Наташей.Дуб

«На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками…. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца…»

Этот «старый сердитый и презрительный урод», стоявший в весеннем березовом лесу, встречает Андрея Болконского по дороге в Отрадное.

Именно подобное состояние меланхолии охватило князя при встрече с данным деревом. В его душе возник «целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных». Несчастье за несчастьем превратили душу Андрея в нечто потрепанное и истерзанное.

«Пускай молодые вновь поддаются на это обман, а мы знаем жизнь, наша жизнь кончена!»Однако, познакомившись в Отрадном с Наташей, Болконский осознает, что его душа еще способна испытывать любовь, радость, счастье. Далеко не все, как ему казалось, потеряно.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год!»

Он почувствует весну в своем сердце. На обратном пути Андрея дуб, отражая душевное состояние героя, предстанет перед нами совершенно в ином облике: «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени…, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».

Танец на балу с Ростовой.Чувство любви к ней

Однажды на балу Андрей вновь встречает юную Наташу Ростову. Герои влюбляются друг в друга. Князь делает предложение графине, и она отвечает ему согласием.

«Поди, поди к нему. Он просит твоей руки!»

Тем не менее, строгий отец Болконского против данного брака.

«Я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись…»

По воле отца Андрей оставляет Наташу и уезжает за границу.

«Тогда отец назначил мне срок год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении…»

Ростова поклялась хранить князю верность до его возвращения.

Разочарование в отношениях

Пока Андрей находился за границей, Ростова влюбилась в Анатоля Курагина. Болконский не смог простить измену Наташи. Их помолвка была расторгнута.

«Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу…»

Бородино. Патриотизм.Ранение на поле боя

«В 12-м году князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию…» Болконского назначили полковым командиром.«10‑го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы…» Он с уважением относился к своим обязанностям.

«Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его…»

«Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили…»

В Бородинском сражении Андрей Болконский получил серьезное ранение.

«И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание…»

Прощение измены Наташи.Смерть

Раненый Андрей Болконский случайно оказывается в Москве в доме Ростовых.

«В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую…»

«Раненый этот был князь Андрей Болконский…»

Наташа узнает, что Андрей едет в одной из повозок Ростовых. Она заботится и ухаживает за раненым Болконским.

«На всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого…»

В этот период Наташа и Андрей снова сближаются. Князь признается Наташе в любви.

«Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете…»

Прошло несколько недель: Андрей Болконский чувствует, что умирает. Он теряет интерес к жизни.

«Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал…»

Вскоре смерть настигает его.

«Князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых…»

У Болконского остается 7-летний сын.

«Княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку…»

Андрей Болконский — герой с невероятной судьбой. Зачастую он поступал иначе, нежели надо было, однако по окончании своего жизненного пути он всё же обрел гармонию, уйдя в мир иной со спокойной душой, что поистине важно.

Источник: http://project180117.tilda.ws/

Сочинение на тему “Путь исканий Андрея Болконского в романе Л. Г. Толстого “Война и мир”

Мы застаем Андрея Болконского, одного из главных героев, на втором этапе его жизненного пути, уже сложившимся, определившимся в жизни, пережившим любовь, обласканным светом и обществом, знаменитым в высших кругах человеком. «Знакомимся» мы с ним в салоне А. П.

Шерер, где он предстает пред нами высокомерным, не думающим о производимом им впечатлении человеком. Но что-то отличает его от людей из мира светских салонов и интриг. Мы понимаем это, когда, увидев Пьера, он «улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой».

В этот период жизни Андрей переживает нравственный подъем, он живет ожиданием чего-то героического перед своим уходом на войну.

Идти на войну его заставляют две причины: мечта о славе («хочу славы, хочу быть известным людям») и желание убежать из этого «искусственного» мира.

В ходе войны 1805 года мы видим его естественность. Князь Андрей принимает живое участие в деятельности окружающих и мечтает о «своем Тулоне». Но его мечты расходятся с буднями воинской жизни, и, желая в ответственный момент повернуть ход сражения и тем самым спасти армию от поражения, он всего лишь по дороге в штаб спасает лекарскую жену.

Сердцем в невзрачном Тушине Андрей не может признать героя. Но подвиг Тушина подготовил тот перелом, который произошел на Праценской высоте, где он лежал раненный. С высоты неба, которое он видит и куда стремится его душа, ему кажутся мелочными и незначительными все его мечты о славе и о «Тулоне».

По сравнению с вечностью неба людские дела кажутся пустотой, У Болконского возникает вопрос: что есть человек перед лицом вечности? В душе князя происходит переворот. Он понимает, что в жизни есть вещи важнее славы. Он вспоминает о своей жене, и его тянет домой, в свое имение. По возвращении домой его постигает горе: умирает жена.

Андрей испытывает чувство вины за то, что, подчиняясь своим эгоистическим желаниям, ушел на войну, оставив жену одну. Он переживает духовный спад, находится в состоянии моральной апатии, одиночества, считая, что жизнь в 31 год кончена. Но приезд Пьера, пребывающего в состоянии душевного подъема, увлеченного идеями масонства, выводит его из душевного застоя.

Читайте также:  Гяур - краткое содержание рассказа байрона

Во время спора с Пьером о демократических преобразованиях, о добре и зле, смысл его слов расходится с его чувствами, так как Андрей уже давно живет не тем, что выражают его слова. Пьер говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить». И Андрей понимает, что так жить, как живет он, нельзя. После спора на пароме он первый раз после Аустерлицкого сражения видит небо.

И что-то молодо и радостно просыпается в нем. Приезд Пьера подготовил его к душевному выздоровлению. Андрей начинает вести другую жизнь — читает, интересуется политикой, проводит демократические преобразования. В имении отца он освобождает крестьян и облегчает им жизнь в Богучарове. И в отличие от Пьера доводит все до конца и делает все с толком.

Заезжая по делам в имение Ростовых, Андрей по дороге видит старый дуб, который в отличие от остальных деревьев по весне не оделся листвой. И Болконский олицетворяет его с -собой. Но, проезжая по этой дороге позже, он видит тот же самый дуб, но уже покрывшийся маленькими зелеными листочками.

И это явление природы» созвучное душевному состоянию князя, дает ему понять, что жизнь не кончена в 31 год. Если во время войны 1805 года он жил для других, но отдельно от них, то сейчас в нем проснулась жажда жить среди других, жить в людях.

Позже Андрей уезжает в Петербург для представления начальству проекта военных преобразований. Но постепенно его увлекает деятельность комиссии Сперанского и еще более личность самого Сперанского. Андрею льстило внимание и доверие, которое оказывал ему высокопоставленный уважаемый чиновник.

Но после встречи с Наташей на первом для нее балу к нему возвращается ощущение «естественных» и «искусственных» ценностей жизни.

Именно после общения с ней он замечает фальшь Сперанского, и какая-то брезгливость появляется в нем, когда он видит неестественно белые руки Сперанского и слышит его смех.

Болконский начинает понимать, как далека от жизни деятельность комиссии, и приходит в недоумение, как долго он мог заниматься столь праздными вещами.

После бала Андрей часто ездит в дом Ростовых. И то чувство, которое просыпается в нем к Наташе, как бы приближает его к земной жизни. Он влюбляется в эту простую, естественную, жизнерадостную девушку и делает ей предложение.

Наташа соглашается, но заранее предчувствуется невозможность счастья. Об этом говорит отношение семьи Ростовых, которая с тревогой наблюдает за отношениями Наташи и жениха, считая, что этот брак странен и неестествен.

Для Наташи Андрей таинствен и загадочен. Между ними нет понимания.

Андрей, уезжая в имение отца за благословением, не предупреждает Наташу, тем самым заставляя ее мучиться и страдать. Андрей откладывает свадьбу на год и уезжает, не понимая, что ей нужно счастье сегодня, сейчас. Наташа, в отличие от Андрея, живет чувством. И это непонимание и отъезд приводят к измене Наташи, которую он в силу своей гордости не смог простить.

Новый подъем в жизни Андрея — это война 1812 года, которая многое в ней изменила. Князь становится предводителем ополчения, так как хочет быть ближе к народу, но его единения с ним так и не происходит.

В разговоре с Пьером перед Бородинским сражением он говорит о том, что исход битвы зависит от морального духа солдат. После ранения, лежа рядом с Анатолем, которому отрезали ногу, он испытывает чувство сострадания к нему. Сострадание к человеку, сделавшему его несчастным. Андрей, испытывая «любовь к врагу своему», обогащается духовно.

В любви и всепрощении Андрея воплощается теория Толстого. Антитеза отрешенного от мира суеты неба и близкой, но не дающейся в руки земли, которую видит Андрей после ранения, воплощает две любви: любовь земную к Наташе и в то же время ненависть к Анатолю и всепрощающую любовь ко всем людям.

Эта борьба между небом и землей происходит в душе умирающего Андрея. Ему снится сон: дверь в вечность и Наташа. Он пытается не дать двери открыться, но она открывается, и он умирает.

Борьба завершается победой неба — идеальной любви: «Любовь есть бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Смерть Андрея связана с особенностями его характера и положения в мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули те духовные ценности, которые разбудил 1812 год. Жизненные пути главных героев «Войны и мира» Андрея и Пьера — это мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к миру радости и гармонии общественной жизни людей.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-put-iskanij-andreya-bolkonskogo-v-romane-l-g-tolstogo-vojna-i-mir/

Путь исканий Андрея Болконского. Сочинение, реферат

  • Сочинение

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов «Войны и мира» — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо «с определенными и сухими чертами» портит выражение скуки и недовольства.

Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе.

Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением.

Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера.

Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон.

Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод.

На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным.

А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой.

Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину.

Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу.

Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце.

Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой.

Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его.

И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего.

Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить.

Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней.

Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью.

Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Источник: https://www.kostyor.ru/student/?n=123

Цитатный план " Пути исканий Андрея Болконского" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Пути исканий Андрея Болконского

1)  «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами.

Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой.

Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было скучно.»(1-1- 3)

2) «Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…» (1-1-3)

3) « …Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подаёт руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.» (1-1- 3)

4) «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было.   Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» (1-1-6)

5) «Никогда, никогда не женись, мой друг;…Женись стариком, никуда не годным.. А то пропадёт всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам….Моя жена …- прекрасная женщина.

Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! …Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» (1-1-6)

6) « Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно было выразить понятием – сила воли.

…Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё-таки выражалось сознание своего превосходства.

— Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света…» (1-1-6)

7) «- Ты всем хорош, Андрей, но у тебя есть какая-то гордость мысли,- сказала княжна…,- и это большой грех. Разве возможно судить об отце?» (1-1-25)

8) «-За что вы меня благодарите?/ Князь Андрей отцу/

— За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо!….Скажи ты ему /Кутузову/, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи.

Читайте также:  Жизнь и творчество джоан роулинг

Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет.

   …Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…- Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал:- А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» (1-1-25)

9) «Несмотря на то, что ещё не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время.

В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным.

Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.

В штабе Кутузова между товарищами-сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.

Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен.

Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. (1-2-3)

10) «Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела.

…Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придётся ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.

Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.» (1-2-3)

11) «…мы — или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела» (1-2-3)

12) «И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам.

Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу.

…Диспозиция следующего сражения делается им одним Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним.

Кутузов сменяется, назначается он…   …но ежели я хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, сто одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую».(1-3-12)

13) «И всё-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане» (1-3-12)

14) «Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, раздражённым и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты.

Он твёрдо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста.

    …«туда-то я буду послан, -думал он,- с бригадой или дивизией, и там-то со знаменем в руке я пойду вперёд и сломлю всё, что будет передо мной» (1-3-15)

15) «- Ребята, вперёд! – крикнул он  детски-пронзительно.

«Вот оно! – думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных против него. …Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову….

«Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются, — подумал он и упал на спину. …Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба.» (1-3-16)

16) «Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и узнал нынче? – было первою его мыслью. – И страдания этого я не знал также, — подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?» (1-3-19)

17) «- Вот прекрасная смерть, — сказал Наполеон, глядя на Болконского.

…Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим бесконечным небом с бегущими по нём облаками. …он рад был  только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал его теперь. (1-3-19)

18) «…Князь Андрей , для полноты трофея пленников выставленный также наперёд, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания.

…Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать  ему.     …Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.(1-3-19)

19) « Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо – составляли главное основание его горячечных представлений.

Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим, безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. …Князь Андрей, в числе других безнадёжных раненых, был сдан на попечение жителей.» (1-3-19)

20) «Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое , беспомощное существо; он не смел этого сделать.     Князь Андрей первый, путая волосы о кисею полога, отошёл от кроватки. «Да, это одно, что осталось мне теперь», — сказал он со вздохом.» (2-2-9)

21)  В Богучарове:« Его/Пьера/ поразила происшедшая перемена в князе Андрее.

Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мёртвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и весёлого блеска.

…Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро неприличны.» (2-2-11)

22) «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь» (2-2-11)

23) «-После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей. – Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду.» (2-2-11)

24) С  парома. «…в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, , которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе.» (2-2-12)

  • 25) «Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне.
  • …он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу.
  • Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком.» (2-3-1)
  • 26) «Кроме занятий по именьям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных компаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений» ( 2-3-1)
  • 27) « Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, моло-дые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» (2-3-1)

28) «И опять она /Наташа/! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе своё состояние, тотчас же заснул» ( 2-3-2)

29) «  Нет, жизнь не кончена в 31 год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.

– Мало того, что я  знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтоб все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» (2-3-3)

30) « …общий голос о нём всех, кто знал его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нём прежнего притворства, гордости и насмешливости и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нём заговорили, им интересовались, и все желали его видеть.» (2-3-5)

31) «Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашёл этот идеал вполне разумного и добродетельного человека» (2-3-6)

32) «Неприятно поражало князя Андрея ещё слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском. …Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума.» (2-3-6)

33) «Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно.

Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее  разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошёл танцевать и выбрал Наташу, потому что на неё указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза;…он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих» (2-3-16)

34) «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с её удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке.

«Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моею женой», — сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на неё. Она подошла прежде к кузине.» (2-3-17)

35) «…так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет божий.

Ему и в голову не приходило, что он влюблён в Ростову; он не думал о ней; он только воображал её себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете.

«Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми её радостями открыта мне?» — говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее.

   …«Мне надо пользоваться своею свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, — говорил он сам себе. – Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мёртвым хоронить мёртвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым,» — думал он. (2-3-19)

36) « Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично, как прежде, было серьёзнее и сильнее» (2-3-23)

37) « …я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.» ( 2-5-21)

  1. 38) « На другой день на смотру государь спросил у князя Андрея, где он желает служить, и князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии.» (3-1-11)
  2. 39) « …Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
  3. — А от чего же?  /Пьер/
  4. -От того чувства, которое есть во мне, в нём, — он/ князь Андрей/ указал на Тимохина, — а каждом солдате. …Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть…

…Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить.» ( 3-2-25)

40) Бородино: « Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были.

Читайте также:  Свадьба кречинского - краткое содержание комедии сухово-кобылина

Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.

«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося круглого мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят. (3-2-36)

41) В госпитале: «Князь Андрей вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку /Анатолю/ наполнили его счастливое сердце. (3-2-37)

42) «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» (3-2-37)

43)

Источник: https://multiurok.ru/files/tsitatnyi-plan-puti-iskanii-andrieia-bolkonskogho-po-romanu-l-n-tolstogho-voina-i-mir.html

В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.

    Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства.

Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”.

Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.    Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться — к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть.

Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья.

Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.

    Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций.

После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.    Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение — смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных.

Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.

    Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”.

    Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург.    Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского.

И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.    Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку.

А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.

    Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге.

Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.    Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе.

В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал”.    Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же — он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

Путь исканий Андрея Болконского (сочинение по роману «Война и мир») (2 вариант)

В романе «Война и мир» есть ряд персонажей, благодаря которым читатель лучше понимает черты, присущие русскому национальному характеру, осознает настоящее значение Отечественной войны 1812 года, видит судьбу русского народа, взаимоотношения различных слоев общества между собой, а также ту роль, которую играет в истории государства народ.

Именно одним из таких героев произведения является князь Андрей Болконский, с которым, как и с Пьером Безуховым, читатель встречается в первый раз в салоне. Принадлежащем мадам Шерер. Лицо Андрея красиво, «с определенными сухими чертами».

Но, на этом лице ясно читаются скука и недовольство, поскольку «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».    Мечтой Андрея Болконского является совершение подвига. Он жаждет действия и то, как живет придворное общество, Андрею надоело.

Он говорит мадам Шерер: «Эта жизнь не по мне». Слова Андрея Болконского не расходятся с делом. Решив в корне изменить свой образ жизни, он устраивается на службу в штаб главнокомандующего. Андрею Болконскому симпатичен Наполеон и князь старается подражать своему кумиру во многих вещах. Жажда подвига и славы толкает Андрея на героический поступок.

Во время Аустерлицкого сражения он ведет в бой солдат, пори этом держа в руках знамя. Это приносит Андрею славу, а его смелый поступок заметил и оценил даже Наполеон. Но, совершив желанный подвиг, Андрей не становится счастливым. Именно на поле боя Аустерлица, глядя в бескрайнее небо, у Андрея Болконского происходит переоценка ценностей.

Он осознает, к нему приходит понимание, что главным в жизни является любовь. Любовь к семье, к своему дому, к природе. Изменяется и отношение Андрея к Наполеону. Князь Андрей Болконский понимает, что Наполеон, которым он восхищался, приносит страдания и несчастья многим людям.

Но, вернувшись домой, к своей семье, Андрей вновь несчастлив, так как я умирает его жена Лиза. Андрей все свое время занимается сыном, старается облегчить и улучшить жизнь своих крепостных. Однако, душа Андрея не находит спокойствия.    В некоторой степени на перемену состояния Андрея к лучшему, повлиял приезд Пьера Безухова.

В разговорах с Андреем, Пьер отстаивает свою точку зрения о наличии в мире счастья, добра и правды. И Андрей Болконский меняется, к нему приходит понимание того, что «жизнь для себя» приведет к тому, что «в тридцать один год жизнь кончена». Любовь и красоту открыла в жизни князя Андрея Наташа Ростова. Он влюбляется в девушку.

Затем Андрей уезжает в Петербург, где работает в комиссии Сперанского, но вскоре разочаровывается и в этой работе. Но, далее Андрея ждет в жизни очередное разочарование. За время его отсутствия, Наташа увлеклась Анатолем Курагиным, вскоре, правда, поняв, что это ошибка и Анатоль не нужен ей.

Однако, Андрей не может простить Наташе ее поступок, ее увлечение другим мужчиной, а Наташа, в свою очередь, считает, что теперь и она недостойна любви Андрея. Следующим шагом в жизни князя Болконского является его служба в качестве полкового командира. Своей службой, своим отношение к солдатам, Андрей заслуживает их любовь и уважение.

Солдаты называют Болконского «наш князь». На войне у Андрея теперь не возникает желания совершить подвиг, добиться всеобщей славы.    Он становится простым защитником своей Родины. Получилось так, что Андрей Болконский не вернулся домой с этой войны, он погибает.

Перед своей смертью Андрей Болконский размышляет: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал». Андрей Болконский погибает во имя жизни других людей и будущего своей Родины при этом понимая все самые важные нравственные ценности. Образом Андрея Болконского, Лев Николаевич Толстой, показал читателям все те лучшие качества, которыми обладал дворянин той эпохи, настоящий патриот своего Отечества.

Путь исканий Андрея Болконского (сочинение по роману «Война и мир») (3 вариант)

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров.Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя.

Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе.Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение.

Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров.Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество.Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну.

Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле.Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, -это шанс найти свою мечту.

Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком «Ребята, вперед! » повел за собой в атаку батальон.

Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского «пал героем».Аустерлиц-вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис.Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение.

Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя.Князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены.Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности.

Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, «никому не мешая, дожить до смерти».Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях.

Триста душ крестьян он перечисляет в «вольные хлебопашцы», в ряде имений заменяет барщину оброком.Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности.Князь Андрей возвращается к общественной деятельности.

Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы.Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы.В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис.

В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6403-put-iskanij-andreya-bolkonskogo-sochinenie-po-romanu-vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию