Жанр и история создания
Повесть была написана уже после того, как к Григоровичу пришел первый литературный успех в 1860-е годы.
Он перестал писать, вернулся к своим занятиям живописью, и лишь в 1883 году выпустил новую повесть — такова история создания «Гуттаперчевого мальчика».
Сразу после того, как книга увидела свет, она стала очень популярной, очень быстро вошла во все хрестоматии для школьников, хотя читали ее, конечно, и взрослые. И после революции она стала обязательным пунктом школьной программы.
Произведения касается социокультурной проблематики, по жанру это психологическая повесть. Это книга о детстве, причем оно рассмотрено как бы с двух сторон:
- С одной стороны, это бедный сирота Петя, который обучается цирковому ремеслу у акробата Беккера.
- С другой, это дети графа Листомирова, которые, наверное, впервые в своей жизни сталкиваются с подлинной драмой.
Краткое содержание
Краткое содержание для читательского дневника можно свести к следующему. Главные герои «Гуттаперчевого мальчика» — Петя и дети графа Листомирова — Верочка, Зина и Павел. История Пети обыденна для его эпохи. Его матерью была любвеобильная кухарка, которая родила сына от одного из своих кавалеров. Не сказать чтобы с матерью мальчику жилось хорошо, но по крайней мере о нем кто-то заботился. Но когда она умерла, он остался на попечении ее землячки, прачки Варвары.
Женщина по-своему позаботилась о ребенке. Она отдала его в ученье к цирковому гимнасту Беккеру. Петя боялся его и не хотел к нему идти, но выхода у него не было.
Беккер, который и по-русски говорит недостаточно хорошо, не может добиться от ученика каких-либо результатов иначе, чем угрозами.
Даже беглая характеристика, которую дал этому персонажу сам автор, показывает, что перед нами грубый, жесткий, вечно чем-нибудь недовольный и раздраженный человек.
Пожалуй, единственный человек, которому есть дело до несчастного Пети — это уже немолодой клоун Эдвардс (Василий Васильевич). Он — главное украшение цирковой программы, и ему позволяется многое. Но когда клоун просит Беккера, чтобы он отпустил Петю прогуляться с ним, тот не соглашается.
С другой стороны — дети графа Листомирова. Казалось бы, Вера, Зина и Павел живут просто роскошно, особенно если сравнить их с Петей. Но на самом деле их родителей заботит только одно — чтобы они были тихими и послушными детьми, удобными для мамы, папы и прочей родни, чтобы всячески стремились понравиться взрослым.
На масленичной неделе дети в семье Листомировых вели себя хорошо. Поэтому в награду их обещают сводить в цирк. Тем более что Верочка уже прочитала афиши и хочет посмотреть именно на гуттаперчевого мальчика. Она даже пристает ко взрослым с вопросами, почему мальчика назвали гуттаперчевым (а назвали его так из-за его необычайной гибкости). Наконец-то дети оказываются в цирке.
И вот во время последнего выступления они видят Петю. Мальчик, как обычно, забирается вверх по шесту, а затем начинает выполнять трюки:
- Сначала это несколько номеров, которые он делал и раньше, хотя они очень опасным.
- Затем он должен выполнить сложный маневр, но срывается, падает на землю и ломает ребра.
Администрация цирка старается развлечь ошеломленную публику, на арену выбегают клоуны, но многие зрители предпочитают покинуть цирк. А Верочку Листомирову попросту не могут успокоить, так поразила ее смерть незнакомого ей мальчика.
Что касается Пети, то ему обмотали тряпками переломанные ребра, положили на тюфяк и оставили. Цирк опустел, и только клоун Эдвардс оставался с умирающим мальчиком. На следующий день номер Пети уже не значился на афише — ведь исполнитель погиб.
Вот такую пронзительную историю рассказывает произведение Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», которому, в отличие от ее маленького героя, была суждена такая долгая жизнь. И лучше ее полностью читать онлайн или с бумажного источника, без сокращений, чтобы лучше понять жизнь героев и оценить удивительно точный и образный язык автора.
Анализ произведения
Хотя аннотация произведения обычно составляется так, что читатели думают, будто бы книга будет посвящена исключительно проблемам неравенства, на самом деле это не так. Эта книга рассказывает о том, каким может быть детство. Особое значение она имеет для тех, кто интересуется эпохой, в которой все это происходит.
Те, кто будут писать сочинение, наверняка отметят, что автор искусно в книге противопоставляет детей и их миры. Так, Петя обладает от природы многими талантами. Когда автор ведет рассказ, он упоминает, что все было бы гораздо лучше, если Петя не должен был бы трудиться в цирке с пятилетнего возраста.
Автор очень хорошо играет на контрастах, он описывает гимнаста Беккера как огромного и хорошего откормленного, которому гибкий и тщедушный Петя просто не может противостоять.
Цирк, в котором работает герой, наполнен детскими криками, но это не просто выход энергии. Дети кричат от боли страха, пока взрослые артисты продолжают их буквально дрессировать.
На манеж маленькие артисты выходят так же, как большие, и это никого не удивляет.
В доме графа Листомирова к детям, на первый взгляд, относятся хорошо. Им отведена специально половина дома, и здесь всегда царит веселье, дом наполнен смехом. Однако все это просто видимость.
Здесь от детей требуется только одно качество — послушание. Они должны быть неконфликтными, комфортными в общении, не привлекающими к себе излишнего внимания.
Это особенно ярко демонстрирует одна деталь, которую критики выпускают из виду.
Это голубые занавески, которые висели в детских комнатах детей Листомировых. Они закрывали окна от яркого солнечного света и должны были уберечь детей от перевозбуждения.
Но на самом деле дети, которые не видят солнца, то есть родительской ласки и тепла:
- растут как раз нервными и болезненными;
- не имеют права нарушать раз и навсегда заведенный порядок;
- не могут опаздывать или шуметь.
Бить их за это, конечно, не будут, но достаточно суровое наказание все равно последует.
Старшая дочь Верочка — фантазерка. Она постоянно сочиняет сказки и басни. Однако это занятие в доме, мягко говоря, не поощряется. Точнее, находится под прямым запретом, хотя такие выдумки все-таки явно были частью ее натуры. Иногда девочка начинала сочинять даже по ночам, что-то нашептывая себе под нос. В таких случаях гувернантка делала ей строгий выговор.
Так что в Верочке постоянно борются две стороны:
- Одна связана с воспитанием, желанием угодить, необходимостью сдерживать любые душевные порывы.
- Другая — с непосредственностью и эмоциональностью, которые все равно пытаются прорваться наружу.
Только Верочка глубоко и очень эмоционально реагирует на смерть гуттаперчевого мальчика. И, разумеется, в семье это тоже не поощряется, так что она засыпает в слезах, оставшись один на один со своим горем.
Сможет ли Верочка вырасти в таких условиях добрым и отзывчивым человеком, сохранив природные качества, или их место займут стандарты, навязанные бездушным обществом и холодными родителями (несмотря на сюсюканье с детьми, эмоционально они совсем не близки).
Другие герои
Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.
Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.
Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.
Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.
А между тем, именно то, как относятся в обществе к детям, является показателем развития общества в целом. Григорович старается привлечь внимание читателей к тому, что в России той эпохи это было огромной проблемой, что в итоге и привело к социальному взрыву и революции.
Отзывы читателей
Думаю, что каждый согласится, что это хорошее произведение. Оно многому учит и сможет подарить непередаваемые чувства, когда представляешь главных героев. Рекомендую прочитать — очень полезная информация содержится в издании для любого возраста.
Автор хорошо раскрыл тему отношений, да и не только. Если смотреть на описание произведения, начинаешь понимать, что есть и другая сторона жизни, которую многие даже представить не могут. Книга хорошая, и много чего означает, если читать вдумываясь.
Прочитав текст, до конца и не понял главную мысль, но автор четко рассказывает по плану. Здесь каждый сможет получить ответ о непростой судьбе героев и понять, что не все живут хорошо. Рекомендую прочитать каждому, причем не только в классе по школьной программе, но и взрослым.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/guttaperchevyy-malchik.html
«Гуттаперчевый мальчик»: краткий пересказ повести Григоровича
В 1883 году Дмитрий Васильевич Григорович написал повесть о мальчике-сироте, оказавшемся в цирке. Краткое содержание книги «Гуттаперчевый мальчик» поможет составить план для сочинения и ознакомиться с характерами героев. На его чтение уйдет около шести минут.
Основные персонажи
- Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» – тягучая смола).
- Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
- Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
- Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.
В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:
- Анна – мать Пети;
- Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
- граф и графиня Листомировы;
- Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
- Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
- сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.
Краткий пересказ
У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.
В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.
После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.
Краткое содержание по главам
Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.
Глава I События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).
Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.
Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.
Глава II Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.
Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.
Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.
Глава III Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.
В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».
Акрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин
Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.
Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:
«…белье на теле мальчика носилось иногда без перемены по две недели, шея его и уши были не вымыты, а сапожишки просили каши…»
Глава IV Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.
«Пестрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы…»
Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.
Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.
Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.
Глава V В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.
В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.
Глава VI Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.
Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.
Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.
Выполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов
Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.
После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».
Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.
Глава VII В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.
Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.
В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте.
Основная идея повести
Книга учит сопереживать горю другого человека. Она показывает социальное неравенство и бесправность низших слоев общества, абсолютную правовую незащищенность детей в 19 веке.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/grigorovich/guttaperchevyy-malchik.html
Григорович:"Гуттаперчевый мальчик".Краткое содержание?Читательский дневник?
Повесть Д. Григоровича получила название «Гуттаперчевый мальчик», потому что мальчик гибкий, юный, ему только исполнилось восемь лет, это грустная история о его жизни, о том, как он стал акробатом в цирке.
Начинается с того, что наступает пятый день Масленицы, показано утро в цирке: режиссер ругает женщину, мать наездницы, хрупкой девушки, что она упала трижды с лошади, а также отсчитывает клоуна Эдвардса, уговаривая не употреблять алкоголя, пока идет Масленица и выступают артисты.
Затем автор с начала повествует о жизни главного героя — Пети, как его мама, кухарка, стала женой швейцару, солдату, тот погиб, а женщина осталась одна, на работу не брали. Мать Анна вышла замуж повторно за пьющего мужчину, который ненавидел Петю и грозил утопить.
Анна ушла из жизни, оставив мальчика на попечение соседки Варвары. Та хотела пристроить мальчика, показала акробату Бейкеру, который заметил, что паренек достаточно гибкий, его можно воспитать акробатом.
С тех пор мальчик не стал лучше жить, чем раньше: жил впроголодь, в лохмотьях, редко мылся, никто к нему не был ласковым.
Тем временем, Листомировы решили пойти в цирк, а Верочка, старшая девочка в семье восьми лет, очень обрадовалась, смотрела за Зиной и Павлом, младшими сестрой и братом шести и пяти лет, чтобы вели себя хорошо, чтобы можно было пойти в цирк. Верочка видит в афише номер с гуттаперчивым мальчиком и ей очень хочется его увидеть.
На представлении вышли на арену Бейкер и Петя, который выполнял акробатические трюки, находясь на шесте. Его учили выполнять и улыбаться, что было еще труднее. Мальчик падает с высоты вниз. Ранимая, впечатлительная и эмоциональная Верочка плачет, жалея упавшего мальчика.
В последней главе сказано, что мальчик лежит, умирая, к нему подходит только клоун Эдвардс. На другой день мальчика не стало, его номер исчез из афиш. А клоун не выдерживает и напивается.
В этой трагической повести показана нелегкая жизнь ребенка Пети, потерявшего отца и мать, жившего с отчимом, который ненавидел, а потом его стал тренировать Беккер, непростой и жестокий человек, жизнь по-прежнему была впроголодь. Часто обвиняют, что Григорович сделал произведение столь трагичным. Таково было его видение, который без преувеличения показал суровую жизнь ребенка, который погиб.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2873448-grigorovichguttaperchevyj-malchikkratkoe-soderzhaniechitatelskij-dnevnik.html
Д. В Григорович «Гуттаперчевый мальчик»: краткое содержание
В произведении Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» в качестве краткого содержания, можно сказать, что речь идет о судьбе семилетнего мальчика, который за свою короткую жизнь видит только горе. Ему досталась нелегкая доля, ранняя и глупая смерть из-за черствости и жестокости людей. Рассказ завершается трагедией.
История началась с цирка, где описываются мастера манежа, раскрашенный лысый мужчина. Особой изюминкой является шут, но его выступления могут быть отменены в любой момент, так как он любит выпивать. Руководитель программы уговаривает клоуна поработать до конца Масленицы. Затем шоу отправится во временный отпуск. Шут слушает краем уха, украдкой подглядывая за акробатом.
Занимает его не он сам, а его маленький воспитанник. Шут уговаривает акробата, чтобы он отпустил малыша с ним, погулять, ссылаясь на то, что после непродолжительного отдыха «гуттаперчевый мальчик» станет работать намного лучше. Однако акробат не желает отпускать ребенка и угрожает ему хлыстом, хотя тот и так молчит.
Его грустная история начинается с детства. Мама Пети умерла, когда ему исполнилось 5 лет. Родительница была любвеобильной и очень суетливой женщиной, работала поваром. Даже при живой матери ребенок был постоянно голодным и часто мерз. Тем не менее никогда не чувствовал себя брошенным.
Когда не стало мамы, он оказался у ее знакомой Варвары. Она-то и отдала его в цирк, учиться у великана-акробата. Когда они познакомились, он раздел Петя догола и жестко осмотрел его. Мальчик застыл от боли и страха. Он плакал и цеплялся за платье Варвары, но ее не тронули детские слезы, и женщина отдала ребенка акробату.
Первые впечатления Пете запомнились навсегда. Цирк оказался большой и шумный, мальчик всю ночь не спал. Акробатические номера давались Пете с трудом. Он часто падал, в кровь разбивал коленки и руки, но его учитель ни разу не пожалел ребенка, хотя ему исполнилось всего 7 лет.
Единственным добрым существом для мальчика казался шут Эдвард. И именно к нему он тянулся всем своим сердцем. Именно шут старался объяснить, как нужно выполнять разные трюки. Однажды он подарил малышу щенка, но эта радость стала короткой. Акробат швырнул собаку об стену, и животное сразу скончалось, а Петя еще и получил удар по щеке.
В отличие от цирка, показан контраст с графским домом Листомерова. Там все комнаты обустроены для удовольствия детей. Чтобы они не ушиблись или не поранились, наблюдает специально нанятая служанка. Графские дети к концу масленицы очень ждали, когда их отвезут в цирк, как обещала тетя Соня.
Самой старшей из троих детей была Верочка. Ей было восемь лет. Она читала и показывала младшим сестре и брату развлекательные рекламки, где их внимание больше всего привлек малыш-акробат. Наконец, наступил день, который дети так долго ждали. Они расселись по местам и ждали, когда начнется шоу. Больше всего они ждали выхода именно маленького мальчика.
Он появился с акробатом во втором действии. Артист прикрепил к своему поясу тяжелый длинный шест, наверху которого была закреплена дощечка. Конец палки был направлен прямо под купол. Шест постоянно качался. Зрители понимали, что удерживать его очень сложно. Мальчик полез по палке под самый потолок. Зрители замерли в полном восторге, хотя некоторые просили малыша не забираться очень высоко.
Однако мальчик добрался до дощечки и повис на ней головой вниз. Вдруг его ослепил яркий свет, и малыш сорвался вниз. Работники сразу вынесли его с манежа, а оркестр заиграл веселую музыку. Только это не помогло, зрители расстроились и начали покидать шатер цирка. Из графских детей сильно распереживалась только Верочка. Она даже ночью не могла спать.
А в это время Петя лежал на грязном матрасе в цирке, перевязанный тряпками. Во время падения он получил множество переломов грудной клетки. Иногда к нему подходил шут и подолгу смотрел на малыша. Клоун уже сильно выпил, но ничем не мог помочь ребенку. Ночью Петя умер и на следующий день просто не был включен в развлекательную программу.
Грустную историю написал Григорович – «Гуттаперчевый мальчик», краткое содержание, главная мысль – детей нужно беречь. Нельзя применять жестокость к любому живому существу, а малыши должны получать только ласку и любовь, а не жестокость. Смерти не заслуживает на свете ни один ребенок. Если люди были более отзывчивы и добрее, таких историй не происходило вовсе.
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/grigorovich-guttaperchevyi-malchik-kratkoe-soderzhanie.html
Краткое содержание повести «Гуттаперчевый мальчик» Д. Григоровича
Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу.
На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» по главам, которое будет полезным при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.
Эмоциональная составляющая произведения очень сильная, и никого не оставляет равнодушным.
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Петя – восьмилетний мальчик, сирота, воспитанник циркового акробата.
- Беккер – самовлюбленный силач, акробат, жестокий и бесчувственный человек.
- Эдвардс – талантливый клоун, добрый, сострадательный мужчина, сильно привязанный к Пете.
- Верочка – старшая дочь графа Листомирова, восьмилетняя девочка, добрая, чуткая, очень ранимая.
Другие персонажи:
- Анна – мать Пети, кухарка, непутевая женщина.
- Варвара – прачка, соотечественница Анны, добрая, отзывчивая женщина.
- Зина и Павел – младшие дети графа Листомирова.
- Тетя Соня – сестра графини Листомировой, любящая тетя.
«Гуттаперчевый мальчик» очень краткое содержание
Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» краткое содержание для читательского дневника:
Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте.
Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.
И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.
Вывод:
Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.
Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам. Сжатый пересказ можно использовать для читательского дневника.
Короткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика»
«Гуттаперчевый мальчик» Григорович краткое содержание:
За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым.
Сюжет повести «Гуттаперчевый мальчик» по главам
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович с описанием каждой главы:
Глава 1
Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления, и готовы покинуть помещение цирка.
Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.
Не внушает доверия режиссеру и клоун Эдвардс, который является «душою цирка, главным его украшением, главной приманкой». Но в период тоски он мог в любой момент сорваться и уйти в тяжкий запой. Режиссер просит его продержаться хотя бы пару дней, до конца масленицы, когда цирк закроется на время поста.
Глава 2
Настоящее имя «гуттаперчевого мальчика» – Петя. История его жизни коротка, ведь ему «минул всего восьмой год». Мать его была «взбалмошная, хотя и добрая чухонка» по имени Анна, служившая кухаркой.
Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной коморке, и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.
Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь – никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.
Положение еще больше ухудшилась, когда Анна вышла замуж за сильно пьющего мужичонку. Он сразу люто возненавидел Петю, и «грозил утопить его в проруби». Отчим пропивал все деньги, и зачастую в доме не было даже хлеба. Изможденная постоянным голодом, Анна умерла, оставив Петю на попечение своей соотечественницы, прачки Варвары.
Глава 3
Варвара жила по соседству с цирковым артистами. Иногда она брала к себе Петю, и вскоре все узнали печальную историю его жизни. В разговорах Варвара частенько упоминала о том, как было бы неплохо, если бы «кто-нибудь из господ сжалился и взял сироту в обученье». Никто не изъявлял такого желания, и лишь акробат Беккер о чем-то задумался.
Однажды Варвара привела испуганного Петю к Беккеру на осмотр – «акробат обещал взять его на воспитанье в случае, когда он окажется пригодным». Заметив природную гибкость мальчика, тот согласился взять его себе в качестве ученика.
Петя никак не мог привыкнуть к своему хозяину, которого очень боялся, но «особенно тяжело стало ему, когда началось ученье». Главная трудность для Пети заключалась в том, что в процессе выполнения сложных акробатических трюков его «лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение».
Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.
Глава 4
В детских комнатах графа Листомирова все создано для веселых забав, учебы и общего комфорта его отпрысков. За прилежное поведение тетя Соня, родная сестра матери, пообещала отвести их в цирк.
Дети находятся в радостном возбуждении, поскольку давно мечтают об этом.
«Старшей девочке, Верочке, было уже восемь лет; за нею шла шестилетняя Зина», а после – пятилетний бутуз Павел, которого родные называли не иначе как Паф.
С тех пор, «как обещано было представленье в цирке», Верочка зорко следила за поведением сестры и брата, чтобы ненароком не разгневать взрослых и не остаться без цирка. Благодаря миловидной внешности и кроткому нраву она была любимицей всей семьи.
Глава 5
Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери, и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.
Разыгравшаяся метель ставит под угрозу поход в цирк, и Верочка нервничает целый день. Ее лицо проясняется лишь при известии о том, «что граф и графиня велели одевать детей и везти их в цирк».
Глава 6
Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю, вечерние представление начинает клоун Эдвардс, «на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь» с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.
Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.
Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.
Глава 7
Во внутреннем коридоре цирка лежит «ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью». Лишь изредка из темноты появляется сгорбленная фигура пожилого клоуна, который приходит проведать умирающего мальчика. Не сдержав данного режиссеру обещания, он уходит в запой.
- На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось – его «уже не было на свете» …
- Заключение
- Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.
Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.
Видео краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович
Рассказывается о не простой судьбе маленького сироты. О том, какая у него нелегкая доля. Что ему приходится пережить в цирке, какие испытания. И как детки в разных условиях, живут. Завершается рассказ достаточно трагично, гибелью «гуттаперчевого мальчика». Этот рассказ нас учит тому, что не нужно к детям применять жестокость. Нужно их понимать, и относится к ним очень бережно.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/guttaperchevyy-malchik.html
Григорович Дмитрий “Гуттаперчевый мальчик” Читательский дневник
- Григорович Дмитрий.
- Название: «Гуттаперчевый мальчик».
- Жанр: повесть.
- Тема произведения: детство.
- Число страниц: 56.
- Главные герои и их характеристика
- Петя. Мальчик восьми лет. Худенький, ловкий,
гибкий. Гимнаст. - Эдвардс, клоун. Пьяница. Добрый и отзывчивый.
- Беккер, акробат. Жестокий, равнодушный, чёрствый.
- Вера Листомирова. Девочка восьми лет. Добрая,
открытая, милосердная.
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Сироту Петю берёт на воспитание акробат Беккер и делает из
него гимнаста. Беккера интересуют только деньги, и он заставляет мальчика
исполнять смертельно опасные трюки.
Сюжет – краткое содержание
- Клоун Эдвардс отличался большим талантом и
добрым нравом, но часто уходил в запой, и режиссёр строго предупредил его. - Акробат Беккер взял на воспитание мальчика Петю,
у которого умерла мать. - Беккер был жесток и груб, он делал из мальчика
гимнаста, и только клоун Эдвардс жалел маленького артиста. - Дети графа Листомирова с нетерпением ожидали
похода в цирк, они хотели увидеть знаменитого гуттаперчевого мальчика. - Во время выступления Петя упал с шеста и сильно
разбился, в зале поднялись крики и плач. - Клоун Эдвардс не сдержал слова и сильно напился,
а имя мальчика исчезло с афиш.
Понравившийся эпизод
Меня тронула реакция девочки Веры на падение Пети. Она
зарыдала, стала кричать, постоянно повторяла: «Ой, мальчик!», – а вечером,
когда легла спать, плакала даже во сне.
План произведения для пересказа
- За кулисами цирка.
- Режиссёр и Эдвардс.
- Эдвардс и Беккер.
- История Пети.
- Смерть матери.
- Унизительный осмотр.
- Обучение.
- Семья Листомировых.
- Верочка.
- В цирке.
- Падение.
- Слёзы Веры.
- Смерть мальчика.
- Главная мысль
- У каждого ребёнка должно быть счастливое и беззаботное
детство. - Чему учит эта книга
Повесть учит милосердию, состраданию, отзывчивости. Учит
доброте и любви к маленьким детям. Учит помогать несчастным, попавшим в беду.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравилась эта повесть, хотя у неё и очень печальный
финал. Мальчик Петя много раз выходил на арену и выполнял очень опасные трюки.
И он сорвался и разбился. Только клоун Эдвардс жалел бедного мальчика, да ещё
на Веру его падение произвело сильное впечатление.
- Новые слова и выражения
- Гуттаперчевый – резиновый, гибкий.
- Уборная – гримёрка.
- Аршин – старинная мера длины.
- Пословицы к произведению
- Без матери и солнце не греет.
- Без матки и пчёлки – пропащие детки.
- Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.
- Сироту каждый обидеть может.
- Жалость не помощь, когда смерть пришла.
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/grigorovich-dmitriy-guttaperchevyy-m/
"Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание
- Гуттаперчевый мальчик
- Краткое содержание повести
- Читается за 5 минут, оригинал — 1,5 ч
За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный.
Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя.
Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
Источник: https://infourok.ru/guttapercheviy-malchik-kratkoe-soderzhanie-3386367.html