Анализ стихотворения осень есенина

Сергей Александрович Есенин великолепный русский поэт, вошедший в историю мировой литературы как проникновенный и утонченный автор лирических произведений. Его поэзия проникнута искренностью и непосредственностью, эти критерии и выделяют знаменитого поэта среди других авторов.

Есенин превосходно выражал свои чувства, грамотно подбирая каждую рифму. Читая его стихотворения, переносишься в описываемый автором мир, становится заметным отчетливый пейзаж, наполненный живыми красками и гармонией. Его творчество, будто чистосердечный разговор со слушателями.

Поэт и сам признавался, что пишет свои лирические произведения, словно для близких друзей, вкладывая всю душу и откровенность в свои строки.

А вместе с этим, Есенин был глубоким мыслителем, имеющим сложные и порой противоречивые чувства, нагнетающие страстные нотки в его необыкновенную лирику. Русский автор почитается в разных странах мира, и эту славу великолепный поэт обрел вполне заслуженно!

Тема природы в творчестве великого поэта

Анализ стихотворения Осень ЕсенинаСергей Есенин был большим патриотом своей родины, он не представлял жизни вдали от нее. Его безумная любовь и преданность к русской земле всегда выражалась в творчестве, именно поэтому в большинстве произведений этого автора, повествуется о красочных, а порой и туманных пейзажах родного края.

Тему природы охватывали многие лирические авторы, но воспевать ее красоты и неповторимые виды, с таким восторгом и преданным романтизмом, не удавалось никому. Есенин преподносит русскую природу в самом оригинальном жанре. Его стихотворения, словно приятная мелодия, раскрывают перед читателями ранимую душу природных явлений, чувства которых сопоставимы с человеческими эмоциями.

Детальные описания пейзажей, часто встречаемые в творчестве Есенина, не являются художественной передачей визуального фона. Автор описывал красоты природы, пропустив их через самую душу. Часто толчком к лирическому настроению служили детские воспоминания, которые остались с поэтом навсегда.

Творчество Сергея Александровича признано мировым сообществом. Сотни критиков восторгаются его умением красочно передавать природные мотивы в рифмованной форме. Есенин, как никто другой, смог оживить русскую природу в глазах читателя, показать естественную красоту и неповторимость красок, особо выделяемых в осенний период года…

Осень в творчестве Есенина

Анализ стихотворения Осень ЕсенинаКаждый поэт боготворил свое время года. Кому-то были близки зимние пейзажи, другие авторы воспевали весенние ручьи и звонкое пенье птиц. Есенин отдал предпочтение осени, казалось, это время года как-то по-особенному вдохновляло талантливого поэта для создания очередного стихотворения, и он не прогадал!

Осенняя лирика запала в душу и читателю. Великолепные рифмы с интересом изучаются в школьной программе, даже дети дошкольного возраста быстро схватывают мелодичные строчки воспевающие осенние пейзажи родной страны.

Осень, в стихотворениях Сергея Есенина, всегда загадочна и лирична, иногда грустная и несколько задумчивая.

Поэт передает настроение уставшей природы с особым вдохновением, хотя, для этого времени года, больше актуально чувство усталости, тревожности и некоторой депрессии.

Кажется, эти чувства не утомляют автора, а наоборот, даруют нереальные силы для создания гениальных стихотворений, полюбившихся всем мировым сообществом.

Есенин, как никто другой, сумел описать это прекрасное время года в особой, утонченной форме.

По его лирическим произведениям, осень воспринимается как юная и нежная пора, но в то же время мудрая и целеустремленная.

В этой невероятной меланхолии переплетаются разные эмоции и чувства: страстная любовь и непередаваемое одиночество, безумная радость и горькое разочарование, прекрасное настроение и ненастная тоска…

Сергей Александрович Есенин всегда подбирал удачные рифмы. Его стихи об осени полны трогательных и теплых слов, подчеркивающих великолепную красоту и гармонию русской природы.

Чем характеризуется осень? Холодным потоком воздуха, зяблым ветерком, затяжными тучами и внезапным дождем. Это время года подготавливает природу к зиме, неумолимо приближающейся в родные края. Рассмотреть всю прелесть осенней поры не всегда возможно, однако, это гениально удалось талантливому русскому поэту XX столетия – Сергею Есенину!

  • Хорошо под осеннюю свежесть
  • Хорошо под осеннюю свежестьДушу-яблоню ветром стряхатьИ смотреть, как над речкою режет
  • Воду синюю солнца соха.
  • Хорошо выбивать из телаНакаляющий песни гвоздь.И в одежде празднично белой
  • Ждать, когда постучится гость.
  • Я учусь, я учусь моим сердцемЦвет черемух в глазах беречь,Только в скупости чувства греются,
  • Когда ребра ломает течь.
  • Молча ухает звездная звонница,Что ни лист, то свеча заре.Никого не впущу я в горницу,
  • Никому не открою дверь.

Туманная погода, золотая листва, дождливая романтика и бодрящая сила легкого осеннего ветерка искусно описывается автором, нагнетая на читателя самые яркие и приятные эмоции. Есенин великолепно изображает каждое явление, актуальное для данной поры.

Анализ стихотворения Осень Есенина

Описывая атмосферные явления, поэт выбирает картинное представление, изобразительно выражая свои наблюдения. В творчестве явно просматриваются антропоморфные и зооморфные сравнения. В поэзии другого известного автора – Александра Александровича Блока, ветер представляется как астральное, и даже космическое явление. А в стихах Есенина, он обретает некую одушевленность.

Во многих лирических произведениях Сергея Александровича встречается прекрасное описание небесного месяца и чарующей луны. Поэт мастерски подчеркивает его неповторимую форму, превосходный силуэт и просто ошеломляющий свет «тонкий лимонный» или «лунный синий».

По мнению критиков, подробные описания луны вносят в стихотворения великого русского автора особые романсовые и элегические мотивы. А вот рифмы о живописном месяце сравниваются с фольклором, ведь это небесное светило выступает в творчестве Есенина как славный персонаж из доброй сказки.

Есенин затрагивал в осенней поэзии разные элементы окружающей природы: живописный русский лес, прекрасные деревья в золотых нарядах, животных, готовящихся к зимней спячке и другие, не менее важные и достаточно естественные образы. Его осенняя поэзия впечатляет и вдохновляет!

  1. Закружилась листва золотая
  2. Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек легкая стая
  3. С замираньем летит на звезду.
  4. Я сегодня влюблен в этот вечер,Близок сердцу желтеющий дол.Отрок-ветер по самые плечи
  5. Заголил на березке подол.
  6. И в душе и в долине прохлада,Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего сада
  7. Прозвенит и замрет бубенец.
  8. Я еще никогда бережливоТак не слушал разумную плоть,Хорошо бы, как ветками ива,
  9. Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,Мордой месяца сено жевать…Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать?

Анализ стихотворения «Листья падают, листья падают…»

Анализ стихотворения Осень ЕсенинаСтихотворение «Листья падают, листья падают» было написано автором в конце лета, в 1925 году. В этот период Есенин переживает сложный кризис личной жизни, который четко отразился в написанном лирическом произведении. Читая строки этого стиха, морально ощущается тотальная усталость автора, его запутанность по отношению к самому себе и окружающим.

Смысловой план произведения основан на передаче эмоциональных переживаний, Сергей Есенин смело заявляет о своих сожалениях, связанных с утраченной молодостью. Он будто пытается подвести итог собственной жизни…

В его рифмах прослушивается злостное предчувствие собственной смерти. С самых первых строк вычитывается пессимистичность автора, его тоска и сердечная боль. Он жаждет радостных перемен или типичного успокоения, но ветряная погода, будто путает все мысли творца, не давая разуму принять верное решение и определиться в собственных желаниях.

В последних строчках стихотворения поэт выражает свое недоверие к женскому полу, чувствуется некоторое презрение к лукавым человеческим отношениям и неоправданной любви.

Теперь автор размышляет о том, что могло бы кардинально изменить внутренние противоречия и успокоить душу.

Лирический персонаж пытается отыскать возлюбленную, в силах которой усмирение больной души и разбитого сердца огорченного поэта.

Есенин долгое время искал такую женщину, но, видимо, как и герою этого стихотворения, ему не удалось воплотить желаемое в реальность…

«Листья падают, листья падают…»

Листья падают, листья падают.Стонет ветер,Протяжен и глух.Кто же сердце порадует?Кто его успокоит, мой друг?С отягченными векамиЯ смотрю и смотрю на луну.Вот опять петухи кукарекнулиВ обосененную тишину.Предрассветное. Синее. Раннее.И летающих звезд благодать.Загадать бы какое желание,Да не знаю, чего пожелать.

Что желать под житейскою ношею,Проклиная удел свой и дом?Я хотел бы теперь хорошуюВидеть девушку под окном.Чтоб с глазами она васильковымиТолько мне -Не кому-нибудь -И словами и чувствами новымиУспокоила сердце и грудь.

Чтоб под этою белою лунностью,Принимая счастливый удел,Я над песней не таял, не млелИ с чужою веселою юностьюО своей никогда не жалел.

Анализ стихотворения «Осень»

Анализ стихотворения Осень ЕсенинаПервые строчки стихотворения «Осень» основаны на воображаемом сравнении автора «осень рыжая кобыла, чешет спину…». Литературный образ коня – свобода, именно его и выбрал поэт для сравнения, чтобы передать читателю неуловимый характер этого времени года. Однако динамичность реального животного отсутствует в лирическом произведении Есенина. Он выставляет ее в другом ракурсе, запечатленном на одно мгновение, чтобы объявить всей земле о приближающихся переменах.

Читайте также:  Запечатлённый ангел - краткое содержание рассказа лескова

Поэт наполняет осень яркими красками, но в то же время указывает на свойственное затухание природы в данную пору. Если объединить все образы, предъявленные в стихотворении, можно выявить основную суть, заложенную лириком: образ осенней поры передает нам понимание быстротечности человеческой жизни, ее, как и унылую пору, нельзя остановить, чтобы удержать на длительное время…

Жизнь естественной природы сравнима с жизнью каждого человека. Природа теряет свои краски и летний аромат благоухающих растений, как и наша жизнь, уходит без оглядки, оставляя приятные воспоминания об утраченных годах молодости.

Ветер в лирическом произведении Сергея Есенина представляет образ свободы, а красные ягоды рябины, можно сравнить с кровавыми ранами Иисуса Христа. В этих строках просматривается идея искупления, основанная на допущенных ошибках и грехах молодости.

  • «Осень» — прекрасное стихотворение талантливого поэта Сергея Есенина, наполненное глубоким философским смыслом. Внимательно вчитываясь в рифмы, можно изъять основную суть лирического произведения, доносимую гениальным автором до каждого слушателя…
  • Осень
  • Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
  • Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
  • Над речным покровом береговСлышен синий лязг ее подков.
  • Схимник-ветер шагом осторожным,Мнет листву по выступам дорожным.
  • И целует на рябиновом кусту,Язвы красные незримому Христу.

Анализ стихотворения Осень Есенина

Источник: https://www.dosaaf-khab.ru/esenin-pro-osen-i-lyubov-analiz-stihotvoreniya-esenina-osen.html

Сочинения на Getsoch.ru

Анализ стихотворения Есенина «Береза»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Наверное, многие знакомы со стихотворением Есенина «Береза». Поэт написал его на начале своего творчества. На свет оно вышло в 1914 году, где было указано, что автором является некий Аристон. Тогда еще никто не мог предположить, что за этим псевдонимом скрывается огромнейший талант, который сможет проникнуть в сердца сотен людей. 

       Само стихотворение «Береза» часто выступает, как пример словесного рисования. Ведь здесь открывается не только талант описания, но и используются столь понятные для всех символы. Береза – это испокон веков символ России. Уже этот факт говорит о том, что автор не просто писал красивое произведение, а внес в него глубокий и серьезный смысл. 

       Вначале, мы видим, что автор просто любуется отдельной частичкой русской природы, но вскоре это перерастает в открытое восхищение всей русской землей.

В строках так много эпитетов, метафор и сравнений, что, волей не волей, а все больше углубляешься в этом удивительный мир.

В этом и состоит талант поэта – заставить человека в привычном для него увидеть нечто большее: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймою распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». 

       Береза здесь очень похожа на горделивую девушку, красота которой не может угаснуть даже в мороз. Каждый из нас видел зиму, березу зимой, но мы не задумывались о том, насколько это красиво. Игра слов, которой так проворно действует Есенин, помогла нам ощутить всю прелесть этих вещей. 

  •        Особенно мне понравились эти слова:
  •                     «И стоит береза,
  •                     В сонной тишине.
  •                     И горят снежинки
  •                     В золотом огне.»

       Здесь мы видим накал в описании березы. После плавных и мелодичных слов идет сильный накал мощи и величества. Также, нужно обратить внимание на такую простую фразу, как «под моим окном». Именно она дает нам ощущения близости с природой. 

       Стихотворение является одним из цикла произведения для детей. Именно поэтому здесь мы видим не просто глубокое художественное описание природы, но и наставление к тому, чтобы почитать ее и ценить, любить Родину всем своим сердцем. 

       Есенин не следил четко за построением строф. Они не отвечают всем правилам написания, но никого это не смущает, ведь оно так мелодично и легко ложиться на уста. 

       Поэт очень часто говорил о березе. В ней он видел и Родину, и простоту женской красоты. Это была его муза, из которой он так яро черпал вдохновение. 

Источник: https://getsoch.ru/biblioteka/analiz-stihov/152-analiz-stikhotvoreniya-esenina-bereza.html

Готовые школьные сочинения

Окт
12 2010

Анализ стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая»

«Отговорила роща золотая» — одно из самых знаменитых стихотворений С.Есенина. Оно было написано в 1924 году.

В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем».

Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят рябиновые кисти». Лирическое стихотворение имеет философский план. Его содержание составляют раздумья поэта о жизни.

Образ рощи, говорящей языком берёз, сам по себе поразителен, но метафоричность формы стихотворения не самоцель, а реализация замысла раскрыть сложное психологическое состояние автора. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь «роща золотая» что-то уже «отговорила») и особенно со второй — ведь умолкнувший язык был не только «берёзовый», но и «весёлый».

В своих стихах Есенин очень часто очеловечивает природу. Природа оказывается как бы выражением человеческих чувств. Это позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни.

Стихотворение начинается и заканчивается картиной осенней берёзовой рощи, которая предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина — не просто тема, а самая суть его философии, его эстетического идеала.

Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его любимое средство художественного изображения — это олицетворение ( «отговорила роща», «грезит конопляник»).

Ещё интереснее другой, очень характерный для Есенина приём, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Целиком на таком приёме построено стихотворение «Отговорила роща золотая».

«Золотая роща» — это сам Есенин, чувствующий своё « увядание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия — это прекрасный сад, где слова — листья.

Для Есенина этот образ принципиально важен, так как порождён представлением о том, что человек, поэзия и природа — это одно неразрывно связанное целое.

Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле — важнейший принцип художественного мышления Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы — все они, по Есенину, дети единой матери-природы.

В его стихотворении мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека, которому присущи «растительные» черты. Основы поэтики Есенина — народные.

Природа в его стихотворении, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжимой связи с родной природой.

Есенин в богатейшей поэтической культуре Серебряного века показал собственное лицо: пришёл со своим пониманием поэтического слова, стремился к ассоциативности, неоднозначности поэтического образа, создав метафорический язык с огромной нагрузкой на тропы.

Эпитеты (отговорила роща золотая, / Берёзовым весёлым языком ), метафоры («о всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом», «души сиреневая цветь»), олицетворение ( «журавли, печально пролетая», «отговорила роща», «грезит конопляник»), сравнение («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю тихие слова»), символ (символом матери-природы предстаёт дерево) — все эти изобразительно-выразительные средства придают стихотворению образность и эмоциональность.

При этом в синтаксисе Есенин избегал усложнённости, тяготел к стройности и простоте, предпочитая естественное течение стиха.

Читайте также:  Костяное кружево (резьба по кости) - сообщение доклад

Синтаксические фигуры: параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь»), инверсия («роща золотая», «о юности весёлой», «рябины красной»), умолчание в последней строфе — тоже придают выразительность художественной речи, усиливают эмоциональность лирического высказывания. Особую роль играет у Есенина цвет. Цветовая гамма составлена из простых тонов: голубого, жёлтого, красного. Это традиционные цвета русского искусства. В стихотворении прошлое окрашивается в голубой и сиреневый. К тому же «сиреневая цветь» заставляет вспомнить о времени цветения сирени, весне. Настоящее окрашивается в золотой и красный. Не жёлтый, а золотой, что передаёт не только цвет, но и эмоцию.

И золото уже проходит, но ещё «горит костёр рябины красной». Тревожный красный противостоит голубому и сиреневому. Через цвет передана эволюция лирического героя. Нет возврата к старому, навсегда утрачена молодость души и свежесть чувств.

И хотя поэт несколько раз повторяет, что ему не жаль прошлого, стихотворение наполнено щемящей грустью о прошлом.

Юность «весёлая» и берёзовый язык рощи был весёлым, а теперь и журавли пролетают печально, и конопляник грезит об ушедших, и герой стоит «один среди равнины голой», и слова его грустные, а годы растрачены напрасно.

Образ-переживание оказывается противоречивым: светлым и мрачно-тоскливым, гармоничным и тревожным; прекрасное прошлое — безусловная ценность, сохранённая в душе, но оно несёт на себе отблеск печального настоящего. Стихотворение «Отговорила роща золотая», как, впрочем, и многие стихи Есенина, стало песней. Это совершенно закономерно, его поэзия песенна по своему складу.

Стихи Есенина мелодичны. На музыку положено более 120 стихотворений поэта. Песенность стихотворения подчёркивается его композиционно-кольцевым приёмом построения — первая строфа частично повторяется в заключении.

Но это не только повторение, а вывод: метафорическое уподобление поэта берёзе, обозначенное, но не раскрытое в первой строфе, получает образное завершение в последней строфе.

Напевность стихотворения усиливает пятистопный ямб. В нём много аллитерации и ассонансов (« горит костёр рябины красной», «роняет тихо листья»).

Стихотворение состоит из 6 строф. Стихосложение силлабо-тоническое.
Рифмы по точности звучания точные, по месту ударения мужские и женские, по взаимному расположению рифмующихся строк перекрёстные.

У Есенина природа неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души», — утверждал Алексей Толстой.

Несмотря на щемящее чувство грусти, пронизывающее стихотворение, оно не звучит пессимистически: его согревает вера в душевные силы человека, мудрое приятие законов бытия. Стихотворение говорит о любви к жизни, о великом смысле жизни на земле. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским: «Печаль моя светла…»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Анализ стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая» . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/analiz-stixotvoreniya-s-esenina-otgovorila-roshha-zolotaya/

Анализ стихотворения Есенина «Зима»

«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках.

Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас — Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика.

Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии.

Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела».

Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин.

Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам.

Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.

В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется».

В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего

сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Зима»« Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий»Сочинение на тему Образ Обломова »

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-zima/

Анализ стихотворения Есенина “Я последний поэт деревни…”

Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни…» Мариенгофу Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час!

Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно русской песенной души, подлинной, «природной» России, и он сердито говорил Маяковскому, что Россия – его, а не Маяковского.

Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Блока, – это во многом поэтический миф (сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина крестьянская Россия – воплощение рая.

Русь в ранних стихах Есенина празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок, лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы, деревенская изба, голубые поля…

Природа у поэта священна и описывается часто в ранней поэзии как божественный храм.

Разлад в этот гармоничный мир внесла революция. В 1920 году Есенин пишет стихотворение «Я последний поэт деревни…

«, в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, «деревянной» Россией, любовью Есенина к России.

Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

Стихотворение «Я последний поэт деревни…» можно было бы принять за пейзажную зарисовку с натуры, но в Константинове, где было написано это знаменитое стихотворение, не было моста, через Оку переправлялись здесь на лодках.

«Я последний поэт деревни…» – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему «деревянному» миру «железный гость» и, наверное, новые певцы нового времени.

Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой.

Ключевые слова в этом стихотворении – «дощатый мост», «луны часы деревянные». В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но «скромен в песнях дощатый мост», не по нему пойдут в будущее современные поэту люди.

Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным «мостом».

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для «часов» тоже наступают последние сроки, они именно «прохрипят» двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

Читайте также:  Краткое содержание бунин лапти

«Луны часы» здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю — щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней «кадящих листвой берез». Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь «кадят», то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом «догорит»: «Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча…» «Догорит» находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из «телесного воска», то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего («деревянного») мира – о «железном госте», который выйдет «на тропу голубого поля» России с ее необъятными просторами.

«Железный гость» несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника.

Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек.

Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь «гость», чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого «железного гостя» «черная горсть», «не живые, чужие ладони». При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, «панихидный справляя пляс». Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: «Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час!» Анализ творчества Есенина Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни…»

Источник: https://soshinenie.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-ya-poslednij-poet-derevni/

Есенин С.А. — стихи про осень

По-осеннему кычет соваСергей ЕсенинПо-осеннему кычет сова Над раздольем дорожной рани. Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу», Здравствуй, мать голубая осина! Скоро месяц, купаясь в снегу, Сядет в редкие кудри сына. Скоро мне без листвы холодеть, Звоном звезд насыпая уши. Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт, В новом лес огласится свисте. По-осеннему сыплет ветр,

По-осеннему шепчут листья.

Отговорила роща золотаяСергей ЕсенинОтговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

ОсеньСергей ЕсенинР.В.Иванову Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень, рыжая кобыла, чешет гривы. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Закружилась листва золотаяСергей ЕсенинЗакружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец. Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод. Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать?

Хорошо под осеннюю свежестьСергей ЕсенинХорошо под осеннюю свежесть Душу-яблоню ветром стряхать И смотреть, как над речкою режет Воду синюю солнца соха. Хорошо выбивать из тела Накаляющий песни гвоздь.

И в одежде празднично белой Ждать, когда постучится гость. Я учусь, я учусь моим сердцем Цвет черемух в глазах беречь, Только в скупости чувства греются, Когда ребра ломает течь. Молча ухает звездная звонница, Что ни лист, то свеча заре.

Никого не впущу я в горницу,

Никому не открою дверь.

Источник: https://RusPoeti.ru/aut/esenin/t/15.html

Анализ стихотворения Есенина “По-осеннему кычет сова” — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков.

Для этого у автора, по-видимому, были веские основания: он предвидел, что уйдет из жизни молодым, на пике своей славы и в расцвете лет.

Тем не менее, первые признаки старения вызвали у поэта бурю негативных эмоций, породив цикл стихов, в которых он оплакивает уходящую юность.

К таким произведениям относится и стихотворение “По-осеннему хнычет сова…”, написанное в 1920 году. Используя аллегорию, поэт проводит параллель между изменениями в природе и собственным душевным состоянием. Есенин больше не хочет куражиться, он устал от постоянных пьянок и бессонных ночей в компании проституток.

Наступила апатия, которую поэт ошибочно принимает за первые признаки приближающейся старости. когда привычные и любимые вещи уже не радуют, а гумм и веселье вызывают глухое раздражение, граничащее со злобой.Характеризуя свое физическое состояние, Есенин отмечает: “Облетает моя голова, куст волос золотистый вянет”.

Своей матерью поэт называет голубую осину, прозрачно намекая на то, что за распутный образ жизни заслуживает не мирного погребения, а осиновый кол. Поэт настолько спокойно и естественно рассуждает о смерти, что создается впечатление – в свои 25 лет он уже готов встретиться с ней лицом к лицу. Подтверждает это и фраза “скоро мне без листвы холодеть”.

Есенин сравнивает себя с осенним деревом, ветви которого лишены зеленого покрова. Впереди и поэта, и лесного жителя ждет зима. Только для дерева она обещает стать переходным этапом и своеобразным трамплином перед весенним возрождением, а для Есенина после смерти наступит вечный покой.

“Без меня будут юноши петь, не меня будут старцы слушать”, – отмечает с грустью поэт. Однако он согласен принять все то, что ждет его впереди, безропотно и с удивительной покорностью.

Поэт сожалеет лишь о том, что уже не увидит, как “новый с поля придет поэт” и займет его место. Все в этом мире меняется, лишая человека возможности обрести вечность хотя бы в воображении.

Лишь природа создает иллюзию незыблемости, год за годом проходя весь циклы.

“По-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья”, – отмечает поэт понимая, что и после его смерти этот пейзаж не изменится, навевая грустные мысли на новое поколение романтиков и самоубийц.

 Сергей Есенин — По-осеннему кычет сова: СтихПо-осеннему кычет соваНад раздольем дорожной рани.Облетает моя голова,Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,Здравствуй, мать голубая осина!Скоро месяц, купаясь в снегу,Сядет в редкие кудри сына.Скоро мне без листвы холодеть,Звоном звезд насыпая уши.Без меня будут юноши петь,Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,В новом лес огласится свисте.По-осеннему сыплет ветр,

По-осеннему шепчут листья.

Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/5461-analiz-stikhotvoreniya-esenina-po-osennemu-kychet-sova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]