- Выдающийся российский писатель, ставший известный благодаря запрещенному в советские годы произведению «Ночевала тучка золотая…», Анатолий Приставкин создал много замечательных произведений по проблемам воспитания подростков.
- Несколько лет он возглавлял Комиссию по помилованию при Президенте РФ, занимаясь вопросами прав осужденных.
- Только такое неравнодушное к чужому горю сердце могло на практике следовать пушкинскому завету – обратить внимание общественности, призвать людей к «милости падшим».
17 октября этому замечательному человеку исполнилось бы 82 года. Поговорим о 7 знаковых произведениях в его творчестве.
Анатолий с детства хлебнул горя и знает о тяжкой доле не понаслышке. Ребенок военного лихолетья, он рано потерял мать, отец сражался на фронте. Так мальчик попал в детдом. Как и все подростки, Анатолий мечтал бить фашистов, поэтому и рвался на фронт.
И все же ему удалось сбежать, скитался по деревням, а в 1944-м оказался на Северном Кавказе, куда беспризорников направили обживать освободившиеся территории после переселения чеченцев. Среди окружавших его ребят попадались и интеллигентные дети, которые долгими вечерами рассказывали удивительные истории из книг.
Так Анатолий познакомился с французским писателем Виктором Гюго.
Повзрослев, Приставкин поступил в ремесленное училище, по окончании которого работал на консервном заводе в Серноводске. Но паренек не только трудился, его влекло творчество, он активно выступал в художественной самодеятельности. В 1952-м он поступил в Московский авиационный техникум, а отслужив в армии, стал студентом Литературного института, который в 1959-м закончил.
В том же году журнал «Юность» опубликовал цикл рассказов Приставкина «Военное детство» , написанных в виде дневника, как откровения человека, много познавшего и испытавшего.
Затем Анатолий Игнатьевич уехал на строительство Братской ГЭС, где не только трудился в бригаде бетонщиков, но и в качестве журналиста освещал события в «Литературной газете».
В 1959 году он опубликовал повесть «Мои современники» .
В этом же ключе написаны и другие очерки и рассказы на тему советских строек и пятилеток, воспевалась тема труда и подвига мирного населения, молодежи: «Страна Лэпия», «Записки моего современника», «Костры в тайге».
Яркой страницей творчества Приставкина, «летописца современности», стала документальная повесть «Ангара-река» , за которую автор удостоился премии Союза писателей СССР.
В это время были написаны повести «Селигер Селигерович», «От всех скорбей», «Птушенька», «Белый холм», рассказы «Человеческий коридор», «Встреча с женщиной», «Два блюда из Загорска», «Зона отдыха», «Закрытые двери», в центре которых различные людские судьбы, перекличка поколений, место человека в огромной стране.
Программной стала повесть «Солдат и мальчик» (1972). В ней автор возвращается к теме военного детства, жизни ребят в детдоме, где, несмотря на обычные подростковые проблемы, побеждают все же добро, справедливость и гуманность. В это произведение Анатолий Игнатьевич вложил всю боль души обездоленного мальчишки, которым был он сам.
В центре повествования история Васьки Сморчка, десятилетнего сироты-детдомовца. Всеми обижаемый, он живет по законам блатного мира: «…сперва едят тебя, потом ты ешь других». Но однажды став свидетелем воровства своими соплеменниками табельного оружия у спящего солдата Долгушина, у мальчишки просыпаются истинные человеческие чувства: сострадание, внимание, забота.
Потом многие герои перекочуют в знаменитую «Тучку».
В 1981-м Анатолий Приставкин написал «Ночевала тучка золотая…» . Лирическое название повести открывает удручающую картину жизни беспризорников на Северном Кавказе, оказывающихся свидетелями позорной сталинской политики переселения коренных горских народов.
Перед читателями встает история Кузьменышей, полная трагических моментов, ненависти и любви, равнодушия и жалости, жестокости и милосердия. Однако откровения автора не понравились властям – друзья посоветовали спрятать это произведение подальше. Печатать в журналах повесть отказались, и она разошлась в списках.
Только после Перестройки, в 1987-м произведение увидело свет.«Ночевала тучка золотая…» была опубликована в № 3–4 журнала «Знамя», а в 1988-м вышло отдельной книгой. Правдиво описанные события привлекали внимание читателя еще и тем, что беззащитная душа ребенка была втянута в непримиримую бессмысленную борьбу взрослых.
Разъяренные чеченцы, которых насильно сорвали с родных мест, вылили весь гнев на этих обиженных военным лихолетьем детей.
А чем провинились перед ними осиротевшие простые русские мальчишки? Поражает прозорливость писателя, вскрывшего острую проблему взаимоотношения народов, увидевшего еще тогда своими детскими глазами посеянный раздор, вражду, которая выльется в непоправимую чеченскую кампанию в будущем.
«Ночевала тучка золотая» была экранизирована на киностудии имени Горького режиссером Суламбеком Мамиловым – ингушом, который сам пережил все события, описанные автором.
Повесть получила мировое признание, ее перевели более чем на 30 языков, общий тираж составил 4,5 миллиона экземпляров только в России, а сам Анатолий Приставкин в 1987-м получил самую престижную Государственную премию СССР.
Далее из-под пера автора вышло своеобразное, не менее трагичное продолжение этой истории – «Кукушата» (1988). В центре повести — судьба всеми отверженных детей «врагов народа», которым насильно поменяли фамилии, сделав их братьями Кукушкиными.
Эта говорящая фамилия родства не помнящих, словно случайно появившихся на свет, лишенных родительской ласки и любви… Однако воспитателями были не бездушные люди, а истинные интеллигентки, заброшенные судьбой в такие глухие края из-за своего дворянского происхождения.
Но именно они не дали детским душам зачерстветь, привив им любовь к прекрасному, к великой русской и зарубежной культуре, музыке, литературе. Именно на почве «духовного чернозема» прорастала человечность.
В 1990 был опубликован роман «Рязанка» , над которым автор работал в течение 20 лет. В нем – вечные поиски лучшей доли в череде беспросветных обид и унижений.
Возглавляя Комиссию по помилованию при Президенте РФ, бывая в СИЗО, беседуя с подростками-заключенными, Анатолий Приставкин ужаснулся той жестокости, которая чувствовалась в их взгляде и словах. Вчерашние дети вели себя как волчата.
«Во все времена хватало на Руси и убийц, и насильников, и головорезов, и узнавать о них – это только в книжках забавно, а прочитать их дела в жизни или просто соприкасаться, наверное, не менее опасно, чем встретить их на большой дороге.
Да если б только соприкасаться… При этом быть последней инстанцией в их судьбе и решать, по сути, распоряжаться чужой жизнью. По силам ли это любому человеку: быть выше Бога?!»
В 2001-м опубликован роман «Долина смертной тени» (2001), в основу которого легли реальные факты из работы Анатолия Игнатьевича на ответственном посту по помилованию осужденных. За время работы этого великодушного и справедливого человека 57 000 заключенным смягчили приговор, а 13 000 даровали жизнь, заменив смертную казнь вечным сроком.
- В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией.
- Писатель скончался 11 июля 2008 года в Москве после тяжелой болезни и похоронен на Троекуровском кладбище.
- Источник
Источник: https://biblio.temaretik.com/261830201852562085/znakovye-proizvedeniya-vydayuschegosya-rossijskogo-pisatelya-anatoliya-pristavkina/
Анатолий Приставкин — биография, информация, личная жизнь, фото, видео
Анатолий Игнатьевич Приставкин. Родился 17 октября 1931, Люберцы (Московская область) — умер 11 июля 2008, Москва. Советский и российский писатель, общественный деятель.
Анатолий Приставкин Родился в рабочей семье.
Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводске на консервном заводе.
Мальчик, как и многие дети военного времени, воровал, бродяжничал, попрошайничал, сидел в распределителях, потом попал в детский дом в подмосковном Томилино. Впоследствии Приставкин часто рассказывал о незнакомых людях, спасавших его и других детей от голодной смерти, о том, как хранил фотографию солдата, похожего на отца.
В начале войны детдом перевели сначала в Челябинск, а в 1944 году перебросили на Северный Кавказ. Именно там, в Кизляре, случилось то, о чем мечтал каждый сирота – Толю нашел вернувшийся с фронта отец.
До встречи с ним Приставкин имел все шансы загреметь на «малолетку» – общался с лагерными паханами, участвовал в уличных разборках, носил с собой финку, выточенную специально под детскую руку.
Возвращение отца все изменило.
После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете.
В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.
После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году.
Тогда же Приставкин дебютировал как прозаик — в № 6 журнала «Юность» за 1959 г. был напечатан цикл рассказов «Военное детство».
На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков.
В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Селигер Селигерович» (1965); роман «Голубка» (1967), по мотивам которого в 1978 году был снят одноимённый фильм.
В 70-е и 80-е годы были опубликованы повести «Солдат и мальчик», «Радиостанция Тамара», роман «Городок». С 1981 года А. Приставкин преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; доцент кафедры литмастерства.
Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей.
В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В течение нескольких лет после выхода повесть была переведена более чем на 30 языков. В мае 1990 года на экраны вышел одноимённый фильм-драма по повести «Ночевала тучка золотая» (Киностудия им. Горького, 1989 г., режиссёр Суламбек Мамилов).
В 1988 году появилась повесть «Кукушата». В 1990 году она была отмечена Общегерманской национальной премией по детской литературе.
- Повести «Солдат и мальчик», «Кукушата», романы «Городок», «Рязанка» (1991), «Долина смертной тени» (2000), «Вагончик мой дальний» (2004), документальная повесть «Тихая Балтия» (1990), сборник сказок «Летающая тетушка» (2007) также переведены на многие иностранные языки.
- В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР.
- В то же время вошёл в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина».
Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом Киноакадемии «НИКА», членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо, членом исполкома русского ПЕН-центра. Много лет был бессменным членом жюри Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».
С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник Президента РФ по вопросам помилования. Работа А.
Приставкина по посту председателя первой общероссийской комиссии по вопросам помилования была отмечена Благодарностями Президентов России Б. Н. Ельцина и В. В. Путина. Опыт работы А.
Приставкина в Комиссии по вопросам помилования нашёл отражение в его документальном романе «Долина смертной тени».
В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.
С декабря 2008 года на кинофестивале ежегодно вручается специальный Приз имени Анатолия Приставкина.
В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им ещё в конце 1980-х, однако в 1991 году во время беспорядков в Риге рукопись романа пропала из гостиничного номера, в то время, как Приставкин на баррикадах призывал войска прекратить насилие.
В произведении использованы фрагменты авторского исследования, посвящённого жизни и творчеству Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа, вынужденного бежать в Швецию от преследований со стороны московского царя Алексея Михайловича и казнённого в Стокгольме по обвинению в убийстве на бытовой почве в 1667 году. Первым читателем рукописи романа стал близкий друг писателя, президент Российского книжного союза Сергей Степашин, которому принадлежит объёмное предисловие к книге. Роман был представлен публике Мариной Приставкиной на открытии Московской международной книжной выставки в сентябре 2008 года.
За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключённых был смягчён приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.
Летом 2008 года он попал в больницу из-за проблем с поджелудочной железой. Врачи делали все, чтобы поставить его на ноги. Но после операции его сердце не выдержало. Анатолий Приставкин умер в больнице утром 11 июля.
Жене Марине и дочке Маше он оставил прощальное письмо, в котором признавался в любви. Говорил, что «Манька должна окончить академию». Извинялся перед женой, если «что-то не смог сделать так, как тебе хотелось, но я старался». Свое прощальное письмо он подписал просто: «Ваш уходящий ПАПА».
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
Анатолий Приставкин
- Личная жизнь Анатолия Приставкина:
- Анатолий Приставкин был дважды женат.
- В первом браке родились двое детей – Иван и Дарья, но отношения не сложились ни с ними, ни с женой – Приставкин вообще мало говорил о первой семье.
- Гораздо охотнее рассказывал о второй супруге Марине, с которой прожил последние 25 лет жизни.
Приставкину было 56 лет, когда он в третий раз стал отцом. Девочка Маша появилась на свет 15 октября – на два дня раньше, чем он сам. Их дни рождения всегда отмечали одновременно, дома накрывали два стола – детский и взрослый.
В личных дневниках Приставкина осталось много записей о Маше, в которых он – просто любящий отец: «Манька ухаживает за улиткой, приручила мотылька и даже комара», «Сегодня день рождения Мариши, сфотографировались втроем – я, она и Манька рядом с огромным букетом гладиолусов», «Ехали с Манькой на велосипедах, болтали, и так счастливо было».
Анатолий Приставкин с женой и дочерью
Библиография Анатолия Приставкина:
Страна ЛЭПия.- М., Молодая гвардия, 1961; Маленькие рассказы, — М., Советский писатель, 1962; Мои современники, — М., Советская Россия, 1960; Костры в тайге. — М., Политиздат, 1964; Селигер Селигерович, М., Советская Россия, 1965 (очерки); Голубка. — М., Молодая гвардия, 1967; Сибирские повести. — Новосибирск, 1967; Лирическая книга. М., Молодая гвардия, 1969; Птушенька. М.
, Советская Россия, 1969; Солдат и мальчик, 1972 (повесть); От Братска до Усть-Илима. М., Советская Россия, 1973; На Ангаре. М., Советская Россия, 1975 (очерки) — премия СП СССР; Камень горючий. — М., Профиздат, 1975; Ангара-река, — М., Профиздат, 1977 (очерки); Ванюша и Селигерович. — М., Советская Россия, 1977; Радиостанция «Тамара» (повесть), 1978; Возделай поле своё.
— М, Современник, 1981 (очерки); Голубка. — М., Московский рабочий, 1981; Большая Ангара. — М., Советская Россия, 1982; Солдат и мальчик. М., Советский писатель, 1982; Повести и рассказы. М., Художественная литература, 1983; Городок. — М., Советский писатель, 1985; Ночевала тучка золотая, 1987; Кукушата, 1989; Тихая Балтия, 1990; Рязанка.
— «Знамя», 1991, № 3-4; Долина смертной тени. В 3-х книгах. М., АСТ, 2000-2001; Долина смертной тени. М., Текст, 2002; Синдром пьяного сердца, 2001; Вагончик мой дальний. М., Эксмо, 2006; Золотой палач, 2005; Судный день, М., Эксмо, 2005; Избранная проза. СПб., Искусство, 2006; Летающая тетушка (сказки), 2007; Король Монпасье Мармелажка Первый, М.
, ОЛМА, 2008; Все, что мне дорого — М., АСТ, 2009; Собрание сочинений в 5 т., 2010;
- Избранная проза, 2012
- Экранизации произведений Анатолия Приставкина:
1978 — Голубка; 1989 — Ночевала тучка золотая…;
2012 — Вагончик мой дальний
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Pristavkin.php
Анатолий Приставкин: Мама надо мной всю жизнь крылышки держит. Как ангел
ПРИСТАВКИН Анатолий Игнатьевич, советник Президента Российской Федерации, лауреат Государственной и многих международных премий, член Попечительского совета ВФС
Коротко о себе
Родился я в городе Люберцы под Москвой, рано потерял мать, отец был на фронте, воевал, кстати, и на Кавказе в районе Малгобека, но чеченцев он не выселял… Я всю войну бродяжил: побывал в Сибири, на Кавказе, сменяя десяток детских домов и колоний. Когда нечего было есть — воровал.
Работать пошёл с 12 лет, на авиационном заводе под Москвой делал шины для раненых (1943 год), в станице Асиновской на консервном заводе мыл банки… В 15 лет работал на аэродроме в Жуковском, закончил авиационный техникум, затем Литературный институт им. Горького.
Строил Братскую ГЭС (1960 год), был корреспондентом «Литературной газеты», вступил в Союз писателей в 1961 году.
Издал более 25 книг, за роман «Ночевала тучка золотая» был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Этот роман переведён на все европейские языки.
За повесть «Кукушата» в 1992 году я получил общегерманскую Национальную премию по детской литературе. Проживаю в Москве. Отец троих детей.
Не знаю уж почему, но когда начала писать эту статью, вспомнила фразу из «Отверженных», которую когда-то давным-давно использовала в качестве эпиграфа к школьному сочинению. Точнее, это был вопрос и звучал он так: «Нет ли одновременно с бесконечностью вне нас, другой бесконечности — внутри нас) Какое страшное множественное число!»
И теперь мне кажется, что я знаю человека, всей своей жизнью, своим творчеством и своими, действительно, милосердными делами ответившего — есть.
Знакомьтесь: Анатолий Игнатьевич Приставкин. Лауреат Государственной премии в области литературы, автор великолепного романа «Ночевала тучка золотая» (за которую, кстати, я получила тройку на выпускном экзамене), он в течение многих лет возглавлял Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. Это знают все.
Но мало кому известно, что Анатолия Приставкина в детстве тоже приговаривали к смерти. И только случай спас его…
О мире, неравенстве и ста берёзовых вениках
С детства усвоил я истину, что мир несправедлив, равенства нет. Скажем, наша семья снимала комнатёнку в семь квадратных метров у хозяина двухэтажного дома, Гвоздева. Понятно, что Гвоздев в сравнении с моим отцом был богат.
А соседка Сутягина имела большой огород, где сажала картошку, а значит, тоже была обеспеченнее нашей семьи. А ещё богаче, наверное, был некий Глазов, потому что городской сад во времена моего детства назывался Глазовским: старожилы утверждали, что тот сад раньше Глазову и принадлежал.
Но и я, владеющий двухколёсным детским велосипедом, был богаче иных сверстников, и они мне жутко завидовали.
В школе, а потом в институте на всяких семинарах по марксизму мне втолковывали, что неравенство несправедливо, и что мы строим общество, где такого неравенства не будет. Но моя мама как не владела ничем, так и умерла в чужом доме, а отец оставил мне в наследство сто берёзовых веников, которыми торговал возле бани.
Зато в те же самые времена дети партийных деятелей ездили развлекаться на охоту в Африку, а секретари Союза писателей отхватывали для себя и внуков переделкинские дачи и квартиры в особых домах на Большой Бронной.
Обеды и «заказы» им привозили из «закрытых распределителей»… Выходило, что богат тот, кто ближе к кормушке, или тот, кто умеет наворовать.
Тем не менее вера в «Поле чудес», где всё задарма из чужих монет вырастает, не иссякала в народе никогда. Даже мой предприимчивый батя, уж на что всю жизнь вкалывал, три хибары построил своими руками, антоновку на продажу мочил, лучком с огорода торговал, а все мечтал клад с золотыми монетами найти, который якобы закопала богатая соседка на своём огороде.
О крыльях ангела
Мама умерла в самом начале войны, 32 лет от роду. Отец, тем не менее, считал, что моя мама на фронте спасла ему жизнь.
Уже демобилизовавшись и разыскав меня в детдоме в Кизляре — мы с сестренкой были тогда в разных местах, растерзанные, брошенные детишки, — он рассказал мне эту историю. Она такая. Сиваш — камыш, грязь, несколько суток шёл бой, они очень устали, и там же его свалил сон.
Проснулся оттого, что кто-то как бы тронул его за плечо. Над ним стоит мама в своём красивом платье и говорит ему: «Посмотри, где ты лежишь, здесь грязно, перейди на тот бугорочек, там сухо, там и отдохнешь». Отец в полусне поднялся и перешёл на бугорок.
А утром начался миномётный обстрел, и всё их подразделение накрыло, мне даже похоронка на детдом пришла тогда. Отец единственный уцелел. «Это она меня спасла, думаю, ради вас».
Возможно, то была одна из солдатских легенд, а возможно, с людьми такое бывает. Мне самому однажды в очень трудную пору жизни явилась во сне моя молодая мама, какой я её не помнил.
Мама, как тогда говорили, была жалостливой, всех на улице утешала, лечила, мирила и, умирая, очень боялась за нас с сестрой — мы ещё маленькие были.
С тех пор я считаю, что мама всю жизнь надо мной всегда крылышки держит, как ангел.
О финке для детской руки
У меня часто спрашивают: почему я, родившись в Подмосковье, воспитывался в детском доме на далёком Кавказе? Ответ прост. В те годы в Подмосковье насчитывалось двести или около того детдомов. Это — двести банд. Они сражались — детдом на детдом, завоёвывали рынки, как среду обитания. И сражения бывали нешуточные.
В драках за банку тушёнки, за «территорию», за «просто так», за «ради бога» вырастали группы преступников — так казалось, и так во многом было. Теоретически-то понимаешь, но в полной мере всё-таки представить не можешь, честно… Вы знаете, что у меня от детдома осталось? Больше ничего не осталось, только это.
Знаете что? Финка для детской руки. Не игрушечная — ею можно было убивать. Ее специально выточили для руки десятилетнего пацана! Блатной мир быстро приручал детей. А потом творил из нас преступников, своего рода смену. А как можно подчинить своей воле? Устрашением.
Потому существовал целый набор всевозможных унижений и публичных казней.
Так вот однажды меня и моего приятеля (нам было по 11 лет) приговорили к смерти. Вернее, нас проиграли в карты. Из приятеля сотворили ледяную горку (дело зимой было), а мне удалось сбежать, босиком по снегу.
Защитить же нас было некому. Руководил детдомом обычно какой-нибудь партийный товарищ, которому наши судьбы были абсолютно безразличны. Ему помогали несчастные женщины-воспитательницы. А урки имели жёсткую структуру: наверху пахан, потом шестёрки, у них свои рабы.
Ираз прилепился к ним — не дыши и не пикай. Потому что ты пока ничто, ты — малёк, и тебя любой может слопать. Вот окрепнешь — будешь пожирать других мальков. Теория фашистская.
Скорее всего, мои взгляды на общество, на роль человека в нём сформировались как протест против того, что я видел ребёнком в детских домах, а взрослым — по всей стране.
Как я принимал решения
Прихожу домой. Наскоро поев и включив телевизор, чтобы посмотреть, какой там прогноз погоды, тут же его выключаю и открываю папку с делами.
Некая Раиса Колесникова, тридцати пяти лет, из Кировской области (пятеро детей, трое несовершеннолетних), осуждена на шесть лет, впервые. Отбыла четыре с половиной года.
Но что же она натворила… Ах, вот, читаю: 10 февраля некий Шубин, понятно нетрезвый, опоздав на электричку, пришёл в железнодорожную будку к Вшивцевой, где стал с ней распивать спиртные напитки, а вечером, по её предложению, отправился к ней домой.
— Пап, — нудит моя дочка, — ты можешь поставить батарейки?
— Могу. — А посмотреть со мной «Крутого Уокера», а то мне одной страшно!
— Могу. — А почитать книжку… потом? — И это могу. Я всё могу… Как дед Мазай… И дудку, и свисток.
…Итак, как там в деле… Ага, пошёл к этой Вшивцевой.
А там они снова сели распивать, но уже вместе с соседями, мужем и женой Колесниковыми… Вино же купил Шубин, он же стал оказывать знаки внимания Вшивцевой, но это почему-то не понравилось Колесникову, который и сделал Шубину замечание. А потом они, как и положено, подрались… Хотя, что же такого, что внимание, она же не зря его пригласила к себе… Ну вот, подрались. И стали наносить друг другу удары…
— Пап, а ты видел мой последний рисунок? — Да… Кажется.
— Вот, посмотри. — Ещё надо переписать школьную кассету по немецкому языку, — кричит из другой комнаты жена.
— Я сама бы переписала, но не умею… И позвони Алексу, он должен нам деньги…
— Ладно, ладно. И далее: подрались, читаю я. А потом соседи Колесниковы ушли домой. Скорее всего, жена и увела… А впрочем… Ну а Вшивцева тоже ушла, но ушла к зятю за помощью, чтобы выпроводить не желаемого теперь Шубина из квартиры…
— Ты не забудешь позвонить Алексу? — спрашивает жена. — Нет. — А когда ты позвонишь? — Скоро…
— Да, я забыла тебе ещё сказать… — Да, — соглашаюсь я, стараясь понять, почему неведомые мне Колесниковы ушли домой, а Вшивцева — за зятем, если сами приглашали и пили на его деньги… Но разве поймёшь этих баб, когда…
— Но ты не забудешь позвонить? — спрашивает жена.
— Нет.
— Смотри.
Смотрю. В дело. Вернулись в квартиру. Вернулись… Это кто вернулся-то? Ах, Колесниковы вернулись. Господи, сколько можно ходить! А что им, собственно, нужно? Вот! Они захотели разбудить спящего Шубина. Разбудили. А он, представьте себе, недоволен и стал драться.
Пытаясь оттащить Шубина от мужа, жена Колесникова принесённым ножом… Значит, с ножом собиралась будить? Нанесла Шубину удар в грудь… Чёрт, за что? И почему она, а не муж? А может, мужа она взяла на себя? Но я тоже, наверное, кого-нибудь сегодня убью… Вот уже слышу:
— Пап… пап… пап…
— Сейчас, — говорю я.
Итак: характеризуется положительно. Является членом секции дисциплины и порядка… посещает… просвещает… насыщает… Ангел, а не убийца!
— Пап!
— Да, да…
Поддерживает связь с семьёй… Какой семьёй? — Пап!
Я тоже поддерживаю связь… С семьёй. — Посмотри, — просит дочь. — Куда посмотреть?
- — Сюда, — говорит она и показывает игрушечную собачку, на которую она сшила кофту.
- — Нравится?
- — Конечно, — говорю.
Нет, говорю я. Если уж меня допёк ребенок, то эту самую Раису Колесникову, у которой их пятеро… Надо помиловать.
— Пап?!
Но однажды, когда маленькая дочка попросила на ночь прочитать ей нестрашную сказку, я воскликнул в сердцах: «Ох, Манька, у меня такие сказки, что не дай Бог тебе их когда-нибудь услышать!»
И был день, и был вечер, когда, прочитав очередное дело про двух ограбленных деревенских старух: бывший зек узнал об их существовании на одиноком хуторе от сокамерника и по выходе на свободу приехал, выследил, убил… Из-за колечка дешёвого позолоченного зарезал да полусотни рублей, припрятанных ими на собственные похороны… — не выдержал я. Заплакал.
О том, как я стал работать в Комиссии по помилованию
Председателем комиссии я стал совершенно случайно. Позвонил как-то Алесь Адамович и сказал, что меня разыскивает Сергей Ковалёв. Я позвонил ему, а он говорит: «Только сразу не отказывайтесь!» Мы всю ночь с Ковалёвым просидели. Жена моя произнесла пламенную речь о том, что я человек неофициальный, что меня обманут, посадят и т.д. А Ковалёв пожал мне руку и сказал: «Ну, договорились».
Я ещё два месяца сопротивлялся, даже уехал из Москвы. А мне позвонили и сказали: «Анатолий Игнатьич! Смертники сидят. Они ждут ваших решений. Президент уже назначил вас председателем комиссии». — «А если я не приеду?» — «Их расстреляют». Я приехал.
Когда пришел туда в первый раз, меня водили, водили и привели в комнатку такую специальную, где на двери деликатно указан номер, и только. В этой комнатке, объяснили мне, хранятся документы осуждённых к высшей мере наказания.
Там работала женщина, я смотрю — какое-то лицо у этой женщины такое… Я потом у начальника управления спрашиваю: слушайте, а она вообще не сбрендила? «Конечно, сбрендила, — отвечает, — она же мноro лет сидит на этом деле».
Посмотрел на меня и говорит: «И я немножко сбрендил, и вы через некоторое время сбрендите».
Впрочем, не один я там оказался. Два столпа— Булат Окуджава и Лев Разгон. Они создавали нравственную обстановку на комиссии. Булата журналист один спросил, нужна ли ему эта комиссия.
«Не нужна, наверное, — ответил Булат. — Я устал, но если я уйду, там есть один человек, который хочет всех кончить. Так вот, я не могу уступить это место кому-то, если от этого зависит жизнь человека».
Примерно так сказал Булат.
Каждый из нас, членов комиссии, периодически получал в свой адрес угрозы. Письма с угрозами я храню. Там приглашения; приезжайте, мы соберем всех пострадавших от вашего помилования и посмотрим, что от вас останется.
Однажды вышел бестселлер», где я — герой (писатель, который написал что-то о татарах и, ничего больше не умея, назначается председателем комиссии по помилованию). Другой герой — убийца, он десять человек убил, кличка — Мертвяк.
На комиссии все кричат: он всего десять человек убил, помиловать его! Сергей Ковалёв тогда мне сказал: не расстраивайся, про меня уже пять романов написали…
Об ошибках, которые трудно исправить
Но это веление сердца. В уме же всегда держу: а что, если произошла судебная ошибка? Деревенского парнишку из Архангельской области по фамилии Михайлов обвинили в изнасиловании и убийстве двух детей.
Подтасовали факты, запугали, избили — он и «сознался». Слава Богу, казнить не успели — нашёлся настоящий убийца.
Дело всплыло в печати, и несколько лет мы боролись за освобождение невиновного — к сожалению, наши «органы» очень не любят отступать от своих решений.
А вот что недавно случилось в США: выяснилось, что из двадцати двух приговоренных к смерти (они ждали казни пять лет), половина не виновата. И это произошло в стране, где есть информация, где каждый прохожий может прийти в суд, прочитать дело осужденного и протестовать против решения! Что же тогда говорить о наших судах? Называют цифру ошибок: 10 — 15 процентов. Но кто эти проценты считал?
А то, что произошло с делом Чикатило: следователям надо было срочно поймать преступника, и они нашли его в лице молодого парня по фамилии Кравченко.
А после расстрела, обнаружив, что казнили невиновного, извинились перед его мамой: ошибочка, мол, вышла, но вы не огорчайтесь — теперь вот другого расстреляем… Для неумелых следователей и равнодушных судей смертная казнь очень удобна: её угрозой можно запугать подследственного. И она же практически покрывает роковые ошибки следствия: нет человека — нет и проблемы.
О вере в Бега и в человека
Я не религиозен (слово «религия» я не люблю, это какое-то не моё слово), но я верующий. Плохо посещаю церковь. Но я всё-таки тот верующий, кто дома имеет иконы, не коллекционные, а такие, перед которыми свечку можно поставить.
И ещё я верю в людей, ежедневно совершающих маленькие, негромкие подвиги. Как-то приходит бородатый странный человек Попков и говорит, что будет голодать в знак протеста против убийства людей в Чечне.
Он это делает ради себя, ради того, чтобы осознать себя человеком. Или другой пример.
Для меня был потрясением поступок Мариэтты Чудаковой, которому она вовсе не придала значения. Встречаю её на Бутырской улице с сумкой. «Вы куда, Мариэтта? Дайте, помогу нести сумку». — «Да нет, я уже пришла». Мы стоим около Бутырской тюрьмы. «Зачем?» — «Ой, да не важно». Оказывается, зашла она в камеру, а там женщины без мыла сидят. Побежала и купила на всех мыла.
И всё же, если вы спросите меня: лучше стал человек или хуже, отвечу — российский человек, каким он предстает сегодня перед нашей комиссией, производит на меня в массе своей очень тяжкое впечатление. Все знают маньяка, который убил десяток женщин.
А то, что за стенами квартир происходят тысячи убийств, причём самых необъяснимых— когда читаешь все это подряд, как сказал однаждыБулат, «будто одно дело читаешь». Пили два брата, один похвалил команду «Динамо», второй взял топор и тюкнул его по голове. Пили мать с дочерью, о чём-то повздорили, одна убила другую. Убивают детей. Очень жестокий у нас стал народ.
В каждой папке у нас есть «афганцы» и «чеченцы». Это – сломленные люди. Когда перед тобой за день проходит 400 дел с совершенно бессмысленными убийствами, теряешь остатки оптимизма.
О «страшном разбойнике»
Источник: https://www.pravmir.ru/anatolij-pristavkin-mama-nado-mnoj-vsyu-zhizn-krylyshki-derzhit-kak-angel/
Анатолий Приставкин. Подробная биография
Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 года в г. Люберцы Московской области в трудовой семье: «Отец работал на заводе с утра до ночи, мать — на фабрике».
С началом войны, в возрасте 10 лет, остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулеза. Приставкину предстояло испытать все тяготы детдомовского детства: он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов в Центральной России, Сибири, на Кавказе.
«У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода». Начал работать еще мальчишкой в 1943. Был электриком, радистом, прибористом, прошел через ремесленное училище, завод, вечернюю школу, «в четырнадцать лет, когда судьба забросила… на Кавказ, под Серноводск, мыл…
банки на консервном заводе в станице Осиновской». Радость этих лет составляли только книги: доставал их, где мог, читал, где приходилось. Читал много, стихи запоминал целыми страницами. После войны читал стихи с самодеятельной сцены (большой популярностью пользовался «Василий Теркин» А.
Твардовского в исполнении Приставкина), играл в любительских спектаклях. Тогда же пробовал писать собственные пьесы, стихи.
В 1952 окончил Московский авиационный техникум им. Годовикова (вечернее отделение). После службы в Советской Армии в 1954 поступил в Литературный институт им. Горького, занимался в поэтическом семинаре Л.И. Ошанина. «Мне довелось учиться в Литературном институте, когда жив был…
Андрей Платонов, когда мы могли в коридорах нашей альма-матер общаться со Светловым, в аудиториях слушать Паустовского. Через них шли те соки старой культуры, которые, смею надеяться, через нас будут впитаны теми, кто будет после нас» (Прошлое требует слова. С.249). В Литературном институте продолжал писать стихи, начал публиковаться.
Однако к моменту завершения учебы увлекся публицистикой и отошел от поэзии.
После окончания института уехал на строительство Братской ГЭС, где работал в бригаде бетонщиков на котловане будущей станции, позднее — собственным корреспондентом «Литературной газеты» на строительстве Братской ГЭС; создавал «летопись современности», публикуя очерки о героических буднях молодых комсомольцев, о неистощимых богатствах Сибири. К этому времени относится попытка обращения к прозе, к жанру рассказа. Однако рассказы Приставкина этой поры напоминают скорее стих, в прозе, поэтические этюды и фрагменты; в основе повествования оказывается некая деталь, образ, впечатление, переживание. Цикл этих рассказов, посвященных военному времени, под названием «Трудное детство» появился в журнале «Юность» в 1958. Рассказы написаны от первого лица, представляют собой монологи героя, имитируют страницы из дневника, явно тяготея к манере «исповедальной прозы» 1950-х.
В конце 1950-х — середине 1960-х Приставкиным были созданы документальные очерки о Братской ГЭС, БАМе, КамАЗе, о паромной переправе Ильичевск-Варна, документальные повести «Страна Лэпия», «Записки моего современника», «Костры в тайге». Яркой страницей творчества Приставкина стала документальная повесть «Ангара-река», отмеченная премией СП СССР.
В это время были написаны повести «Селигер Селигерович», «От всех скорбей», «Птушенька», «Белый холм», рассказы «Человеческий коридор», «Встреча с женщиной», «Два блюда из Загорска», «Зона отдыха», «Закрытые двери», повествующие о людях разной судьбы, о духовных связях поколений, о слиянности деяний отдельного человека и всей страны. Член СП с 1961.
В начале 1970-х интерес читателей привлекла повесть Приставкина «Солдат и мальчик» (1971). До этого времени военная тема редко звучала в произведениях Приставкина: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно.
Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитывать свои собственные ранее написанные рассказики» (Вся Москва. С. 44). Героями повести становятся Андрей Долгушин, 18-летний солдат, и Васька Сморчок, 10-летний сирота-детдомовец.
Жалкий заморыш, никчемный и ничейный, Васька живет по законам блатного мира: «Сперва едят тебя, потом ты ешь других».
Однако, столкнувшись с трагедией молодого солдата Долгушина, «зависшего над статьей» из-за украденного у него беспризорниками оружия и документов, впервые испытав теплоту и заботу другого человека, Васька преображается, в его искалеченной душе пробуждается порыв к добру, состраданию, любви: «Начинается движение двух людей друг к другу».
Развитием темы беспризорного детдомовского детства стала повесть «Ночевала тучка золотая» (1981, опубл. в 1987), принесшая Приставкину широкую известность: «…военная детдомовская тема не давала покоя, как осколок, засевший в сердце…»
«Я мог бы создать «Тучку» годом раньше или годом позже, не в том суть, но не написать эту вещь я просто не мог». Герои повести — братья-близнецы Сашка и Колька Кузьмины (Кузьменыши), воспитанники подмосковного детского дома, подобно тучкам («Тучки мы… Влажный след мы…
Были и нет»), отправляются на Северный Кавказ, в край романтических грез, но оказываются втянутыми в трагические обстоятельства переселения северокавказских народов.
Голодные, оборванные, бесприютные 10-летние мальчишки на собственной судьбе познают цену социальной несправедливости и душевной теплоты, людской ненависти и милосердия, человеческой жестокости и духовного братства.
«Зло не бывает локальным», как бы говорит Приставкин, вовлеченными в него оказываются и «жертвы» и «палачи», и гонимые и гонящие, и нет победителя там, где нет сострадания и милосердия.
Повесть написана о жестоких событиях и жестким языком: «»Тучка…» написана на сленге — смесь рыночного, приблатненного фольклора изрядно насыщает повесть. Но — что делать — все это из детства, все это правда. Наша правда изъясняется таким языком». За эту повесть Приставкин был удостоен Государственной премии СССР.
Тема «военного бездомного детства» получила развитие в последующих произведениях Приставкина — повести «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца» (1989) и романе «Рязанка» (1991).
Герои этих произведений — мальчишки-подростки, взросление и мужание которых пришлось на военное и послевоенное время.
Роман «Рязанка», озаглавленный по названию железной дороги, «где прошли мое детство, моя юность», по словам Приставкина, «идет гораздо дальше «Тучки…»».
Произведения Приставкина издавались в Болгарии, Венгрии, Греции, Германии, Польше, Чехии, Франции, Финляндии.
В 1992 он был назначен председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Член комитета международного Движения за отмену смертной казни. Приставкин — один из авторов буклета «Как писать ходатайство о помиловании» из серии «Знай свои права», издаваемой Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия.
Доцент кафедры литературного мастерства в Литературном институте им. М. Горького (семинар прозы).
Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом Киноакадемии «НИКА», членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо, членом исполкома русского ПЕН-центра.
Много лет был бессменным членом жюри Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». С декабря 2008 на кинофестивале ежегодно вручается специальный Приз имени Анатолия Приставкина.
Анатолий Приставкин скончался 11 июля 2008 года в Москве. Похоронен 14 июля 2008 на Троекуровском кладбище Москвы.
Биография
Произведения
- Берёзка
- Морские песни
- Солдат и мальчик
Критика
- Дома и люди
- Мы связаны одной судьбой
- Под одной обложкой
Ключевые слова: Анатолий Приставкин,биография Анатолия Приставкина,скачать биографию Анатолия Приставкина,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Анатолия Приставкина
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170427-biografiya-anatoliya-pristavkina
Презентация на тему: Жизнь и творчество Анатолия Игнатьевича Приставкина
Описание слайда:
ПРОШЛОЕ ТРЕБУЕТ СЛОВА ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Анатолия Игнатьевича Приставкина
Описание слайда:
Приставкин Анатолий Игнатьевич — Родился в рабочей семье. 17 октября 1931, Люберцы (Московская область . Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частям огромной страны — в Подмосковье, Сибири, Северном Кавказе. Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском.
Описание слайда:
После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. В 1958 году он дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство».
Описание слайда:
В 50 – 60 –е годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге»(1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967), по мотивам которого в 1978 году был снят одноимённый фильм.
Описание слайда:
Как ни странно, наше поколение дало ещё и немало писателей.Давний изначальный надлом все последующие годы искал выхода. И, разумеется, та военная детдомовская тема не давала покоя, как осколок засевший у сердца.
Описание слайда:
Поэты и писатели поколения А.
Приставкина Юрий Иосифович Визбор (20 июня 1934 — 17 сентября 1984) — советский автор-исполнитель песен (бард), киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт, один из основоположников жанра авторской песни, Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва, РСФСР, СССР — 25 июля 1980, Москва, РСФСР, СССР) — советский поэт и бард[1], актёр Виктор Петрович Астафьев (1 мая 1924, с.
Овсянка, Красноярский уезд, Енисейская губерния — 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) — советский и русский писатель. Василий Макарович Шукшин (25 июля 1929 года, село Сростки, Сростинский район, Бийский округ, Сибирский край — 2 октября 1974 года, станица Клетская, Волгоградская область) — русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.
Описание слайда:
В 1959 году был опубликован первый цикл рассказов А. Приставкина, «Трудное детство» Из интервью с писателем А. Приставкиным:- Рассказы о которых вы упоминаете, были написаны в конце 50 –х годов довольно быстро, до легкомыслия быстро. После них я не возвращался к этой теме лет десять. Она становилась для меня всё труднее и труднее. Воспоминания тяжелы, а написать – это второй раз пережить.
Описание слайда:
Вспоминаю сквозь памяти дюны: Вот стоит, подпирая забор, На войну опоздавшая юность. Вот тельняшка — от стирки бела, Вот сапог — он гармонью, надраен. Вот такая в те годы была Униформа московских окраин. Много знали мы, дети войны, Дружно били врагов-спекулянтов, И неслись по дворам проходным По короткому крику: атанда!.
Кто мы были? Шпана не шпана, Безотцовщина с улиц горбатых, Где, как рыбы, всплывали со дна Серебристые аэростатыТак писал о своем поколении Ю. ВизборНа всех клифты казенные – И флотские, и зонные, — И братья заблатненные Имеются у всех. Потом отцы появятся, Да очень не понравятся, — Кой с кем, конечно, справятся, И то — от сих до сех…
А это строки В. Высоцкого
Описание слайда:
В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». Главная мысль этого рассказа:- Мир не потерян, если люди ещё могут понимать друг друга.
Описание слайда:
Рассказ « Мальчик и солдат» (по словам автора) зверски раскритиковали…Говорили, «что войны такой не бывает, что я изобразил какую –то странную войну в тылу, о которой никто не знал, не ведал.
Описание слайда:
А эта тыловая война была«По одному Подмосковью насчитывалось 200 или около того детдомов. Это двести банд. Они сражались – детдом на детдом и сражения были не шуточные… В драках за банку тушенки, за «Территорию», за «просто так», за «ради бога» мощно вырастали группы преступников….
Описание слайда:
«Летим в неизвестность, как семена, по пустыне. По военной пустыне — надо сказать. Где-то, где-нибудь, в щелочке, трещинке, ямке случайно застрянем. А прольется ласка да внимание живой водой, прорастем… Можем и не прорасти, а навсегда кануть в неизвестность». Анатолий Приставкин
Описание слайда:
“О том не пели наши оды”, Книга Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» сразу привлекла внимание широкого круга читателей. Повесть автобиографичная, она рассказывает о сиротах, которые познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Тем, кто этого не испытал, трудно представить, что такое нищета и вечный голод для ребенка.
Описание слайда:
На протяжении всего повествования писатель рассказывает о событиях, которые долгие годы от нас скрывали. Сталинизм стал причиной несчастий миллионов людей. Он породил разногласия между народами, ожесточил человеческие сердца, опустошил души, сделав их безжалостными даже к детям.
В своей повести Анатолий Приставкин размышляет о путях сближения людей разных национальностей. Он пытается решить острейшую проблему, раскрыв перед нами души детей и взрослых, поведав нам их мысли и чувства. Зерна национальной вражды, посеянные в эпоху Сталина, уже взошли и укоренились.
Но решать проблему национальной розни приходится нам.
Описание слайда:
В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.
Описание слайда:
Кадры из фильма «Ночевала тучка золотая
Описание слайда:
Сцены из спектаклей по повести «Ночевала тучка золотая»
Описание слайда:
Вслед за этим вышла не менее трагичная и страшная по своей обнаженной правде повесть «Кукушата», ставшая последней частью трилогии, включающей в себя повести «Солдат и мальчик» и «Ночевала тучка золотая». За повесть «Кукушата» в 1992 году писатель получил общегерманскую национальную премию.
Описание слайда:
«Мир не достоин существования, если он убивает детей.» Повесть «Кукушата» рассказывает о ещё одном пункте сталинской политики «Врагов народа» — о спец. детдомах, где детям даже фамилии меняли, что бы на всегда уничтожить память о родителях…
Описание слайда:
В одном из таких детдомов вспыхивает бунт воспитанников и руководство вызывает вооружённых милиционеров, чтобы они усмирили бунтарей или уничтожили их
Описание слайда:
затем выходили другие его произведения — «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), «Золотой палач» (2005), однако они уже не имели такого успеха.
Описание слайда:
В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР.
В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России.
С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования
Описание слайда:
Книги А. Приставкина изданные в середине 90 -х
Описание слайда:
Скончался Анатолий Игнатьевич Приставкин 11 июля 2008 года в Москве.Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/zhizn-i-tvorchestvo-anatolija-ignatevicha-pristavkina.html
Анатолий Приставкин — биография, список книг, отзывы читателей
Анатолий Игнатьевич Приставкин дата рождения: 17 октября 1931 г. место рождения: Люберцы, московская область дата смерти: 11 июля 2008 г.
жанры: биографии и мемуары , советская литература , рассказы
Советский писатель и коллективный исполнитель Анатолий Игнатьевич Приставкин вырос в городке Люберцы, родился 17 октября 1031 года. Анатолий Приставкин вырос в семье работников, но в годы войны оказался в детдоме.
В юном возрасте устроился на работу в Серноводске на рыбоконсервном заводе. По окончанию войны стал участником в самодеятельности, начал писать стихотворения, которые позже напечатали в газетах.
В 1952 году он завершил учебу в авиационном технике Москвы. Анатолий Приставкин работал разнорабочим — электриком, радистом. После армии Анатолий был зачислен в литературный институт им. А. М. Горького. Он попробовал себя, как беллетрист, написал множество документальных повествований.
Международную славу Анатолию Приставкину подарила повесть «Ночевала тучка золотая…». В 1992 году Приставкин занял должность Председателя Комиссии по амнистии при Президенте РФ, позже место советника Президента.
Боготворимые читателями произведения публиковались в Собрании сочинений пяти томов в 2010 году.
Анатолий Приставкин попрощался с этим миром 11 июля 2008 года в Москве, но его биография насыщена красками и жизненными радостями.
- 8 небольших книг о войнеПодборки
- Школьная литература 10 классПодборки
Ночевала тучка золотая •
А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?
Ночевала тучка золотая •
Ехали Черчилль, Рузвельт и Сталин, а на дороге бык. Черчилль кричит ему: «Линкор пришлю!» Рузвельт «летающей крепостью» стал пугать. Бык ни с места. А Сталин шепнул словцо, и бык, задрав хвост, убежал. Спрашивают господа, чего же он испугался больше самолета и линкора. Сталин отвечал: «А я сказал ему, что в колхоз отдам!»
• Все цитаты Анатолий Приставкин →
СССР, 1944 год. Война всё ещё идёт, но не в детдомах. Здесь другая война, хоть и тоже за жизнь. Скажу сразу, что моя прабабушка жила в детдоме, куда попала после того как на вокзале совсем ещё маленькую её бросил старший брат.
Она прошла через детский дом, бедность, голод и презрение многих окружающих её людей, а ещё она сумела отыскать того самого брата и просто посмотреть ему в глаза. К чему я это говорю? К тому, что многое, о чём она рассказывала мне, так созвучно с этой книгой.
Я часто прерывала чтение и погружалась в воспоминания, восстанавливала её рассказы, в тяжёлых, страшных моментах я видела её глаза и помнила молчание, когда не было уже сил рассказывать, хотя я так просила.
Всё рассказанное здесь — не сгущённая красками страшная сказка, а одна из страшных реалий военного времени, острые и откровенно неприятные моменты бьют по глазам, по восприятию и по чувствам.
Саша и Колька Кузьмины медленно, но верно подбираются к своей маленькой мечте — заветной комнате с хлеборезкой. Как это часто бывает, когда мечта уже совсем близко — только руку протяни, всё рушится. И в данном случае в буквальном смысле.
А потому ребятам одна дорога — бежать, благо, организуют массовую отправку на Кавказ — а там, говорят, рай и еды столько, что и не съешь за раз, и не напасёшься.
Но неужели в рай отправляют просто так и люди, живущие там, ждут новых с распростёртыми объятьями? Конечно же нет, братья никому не верят, постоянно поддерживают друг друга и неустанно борются и ищут возможность просто жить. Но жизнь не такая простая, а уж озлобленные и голодные люди — тем более.
Скажу хоть и избито, но верно — книга страшная, но очень нужная, хоть многим и тяжело воспринимать такое в светлой и тёплой квартире. «Ведь то истории далёкие и вот сейчас у точно такого нет (…) и не будет!». Хотелось бы надеяться. Я мечтаю о том, чтобы не только война, но и голод с несправедливостью уже навсегда оставили наш и так непростой мирок.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Источник: https://readly.ru/author/15886/