Анализ стихотворения возвращение на родину есенина

Анализ стихотворения Возвращение на Родину Есенина

February 17, 2016

В творчестве Есенина лейтмотивом выступала тоска по малой родине. В юности он покинул Константиново. А немногим позже создал произведение, в котором выразил грусть и одиночество, испытанное вдали от родного дома. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина – тема этой статьи.

Произведение поэт создал в возрасте двадцати трех лет. Его творчество поразительно тем, что почти не основано на жизненном опыте. В этом стихотворении он передал чувства, которые, человек, как правило, испытывает на закате своей жизни, переосмысливая пережитые годы.

Произведение представляет собой яркий образец лирического стихотворения. Создано оно в неповторимом стиле поэта. ализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина стоит начать с изучения его манеры изложения.

Он, как никто другой, умел создать в своем произведении задушевную тихую атмосферу, при этом сохранив достаточно глубокий смысл. В стихотворении, о котором речь идет в этой статье, достигнуть подобного эффекта Есенину удалось с помощью воспоминаний, которым он предается, тем самым выражая свою тоску.

Поэт изображает собственные мысли и чувства, рассказывая о родителях и о неизменной тоске по родным краям.

Лирический герой и образ поэта неразделимы. Такая особенность присуща всему творчеству Есенина. И здесь он также рассказывает о себе, своей жизни, переживаниях и терзаниях, вспоминает родных людей.

Совершая анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина, необходимо отметить, что в произведении использованы яркие красочные образы, своеобразные символы, чрезвычайно выразительные определения.

Наличие всех этих художественных средств позволяет с уверенностью отнести стихотворение к одному из поэтических направлений. В нем сложно не заметить оригинальную образность, присущую творчеству имажинистов.

Подобная символика мгновенно делает поэтический язык узнаваемым, а стихотворение — запоминающимся и неповторимым.

В первые годы пребывания в Москве Есенин находился под влиянием имажинизма. Но все же талант его уникален. И хотя отделился от этой литературной школы он значительно позже, но даже в этом стихотворении можно обнаружить самобытность есенинского мастерства.

Тема и сюжет

Делая анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина, важно назвать главную тему произведения. А ею стала не только ностальгия по Константиново. Для Есенина едина Родина во всех ее проявлениях. Луга, берёзы, старый клён – образы, которые неотделимы от России. В отражении луны на тихой воде, в березняке, в яблоневом цвете – во всем этом поэт видит свою родину.

Сюжет стихотворения получает развитие из воспоминаний автора. Сюжетной линии как таковой здесь нет. Но определённая последовательность, разумеется, наблюдается.

Начинает со слов «Я покинул родимый дом» С. Есенин, затем упоминает грусть матери. Поэт вспоминает отца, который стареет без него. В третьей строфе автор говорит о том, что ещё не скоро доведется ему увидеть родной край. Ведь пурга, должно быть, еще долго будет звенеть.

Следует отметить, что дерево, которое призвано «сторожит Русь», Есенин сравнивает с собой. Единение человека с природой – особенность, которая присуща почти всем произведениям русского поэта.

Сюжет развивается вполне логично: читатель видит, что Родина и природа для поэта неразделимы, как и природа с человеком. Он покинул родные края, но сохранил в своей душе образ клёна, который сторожит родной дом и так напоминает самого автора.

Художественные средства

Анализ стихотворения С. Есенина «Я покинул родимый дом» – это прежде всего определение размера. Произведение написано анапестом. В нем также используется перекрёстная рифма. Всё излагается довольно последовательно, что говорит о линейной композиции. Автором проведены параллели: он сравнивает родную землю с родителями, Родину — с природой, деревья — с людьми.

Стихотворение, несмотря на небольшой размер, содержит в себе обилие художественных средств. Есенин пишет в стиле, присущем исключительно ему. Отличительные черты – яркие образы и оригинальный слог.

Несомненно, анализ стихотворения С. А. Есенина «Я покинул родимый дом» предполагает рассмотрение основных средств изобразительности. В их использовании поэт был всегда непревзойден. Здесь он назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба.

Луну Есенин сравнил с лягушкой, которая распласталась на воде. Этот образ позволяет не только живо и красочно представить себе вечерний пейзаж с водоемом, но и придаёт стихотворению необычный динамизм. В изображении седины в бороде отца автор использует выражение «яблонный цвет».

Есенин наделяет природные явления почти человеческими качествами. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит. Клён, оберегающий Русь, стоит лишь на одной ноге и является скорее мыслящим существом, нежели обычным деревом.

Поэт и его Родина

Одноногий клён в последней строфе вдруг преображается. Теперь он обладает удивительными чертами, полными чего-то высокого и лирического. И главное, поэт утверждает, что дерево имеет сходство с его собственной головой. Именно клен становится своеобразной связующим звеном, которое не позволит отдалить поэта от его родной земли.

Это стихотворение небольшое, но удивительно яркое. А потому оно способно дать читателю представление об уникальном мастерстве Сергея Есенина. Тема России для него всегда была главной. Она довольно обширная. Начинается с выражения тоски по родному селу и выливается в более значительную форму – в переживания о судьбе всей земли Русской.

Стих Есенина я покинул родимый дом

Анализ стихотворения Возвращение на Родину Есенина

«Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения.

Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов.

Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён – всё это неотделимо от образа родной земли. В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него.

В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом. Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма.

Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми.

В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

В стихотворении автор активно использует художественные средства. Есенин пишет присущим ему ярким стилем, образным оригинальным слогом. Многие символы сразу напоминают читателям об имажинизме.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой». Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту.

Луна в произведении «распласталась золотою лягушкой». Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм.

Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного.

Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения.

Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

  • Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.
  • «Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин
  • Я покинул родимый дом,Голубую оставил Русь.В три звезды березняк над прудом
  • Теплит матери старой грусть.
  1. Золотою лягушкой лунаРаспласталась на тихой воде.Словно яблонный цвет, седина
  2. У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!Долго петь и звенеть пурге.Стережет голубую Русь

  • Старый клен на одной ноге.
  • И я знаю, есть радость в немТем, кто листьев целует дождь,Оттого, что тот старый клен
  • Головой на меня похож.

Источник: https://superfb.site/other/obrazovanie/srednee-obrazovanie/analiz-stihotvoreniya-esenina-vozvrashhenie-na-rodinu.html

Мотивный анализ элегии Сергея Есенина «Возвращение на родину»



Данная статья посвящена рассмотрению мотива в элегии С. А. Есенина «Возвращение на Родину». Целью исследования является выявление границ, признаков, отличительных черт мотива.

Для достижения поставленной цели нужно провести сопоставительный анализ мотива и других компонентов повествования, в результате которого вскроются их интегральные и дифференциальные признаки, и раскроется понятие «мотив».

Итак, в стихотворении преобладают несколько тем: тема Родины, тема возвращения, тема воспоминаний, тема революции. У Есенина тема Родины занимает главное место в творчестве, поэтому и в данном произведении он не оставляет ее без внимания, однако центральной темой выступает тема революции.

Таким образом, тематическая сторона (возвращение — воспоминания — революция) находит свое выражение в событийной стороне. Ключевым событием стихотворения, вокруг которого и разворачивается лирическое повествование, является рефлексивное восприятие лирическим героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей.

Сюжет построен на образовании конфликта между старым и новым, конфликт между прошлым и настоящим. Уровень действия — внутренний: сравнение воспоминаний и нынешней жизни, возникновение конфликта между ними происходит внутри лирического героя.

Действие здесь развертывается только в рамках действительного — того, что происходило в прошлом и того, что видит лирический субъект в настоящем [11].

  • Охарактеризовав сюжет и модальный план лирического действия, стоит обратиться к тематико-семантическому анализу, в рамках которого и обозначится мотивное содержание стихотворения [9].
  • Так, тема возвращения пронизывает все произведение с самой первой строки («Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой…») [1], однако эксплицитно она развертывается в диалоге между лирическим героем и его дедом в шестой-девятой строфах через семантическую смежность с традиционным библейским мотивом возвращения блудного сына, который раскрывает и уточняет тему.
  • Следующая далее тема воспоминаний неразрывно связана с темой возвращения. Вернувшись на Родину, лирический герой вспоминает, как данное место выглядело раньше, и видит, как оно изменилось («Приметный клен уж под окном не машет,
  • И на крылечке не сидит уж мать», «Я с грустью озираюсь на окрестность:
Читайте также:  Свадьба кречинского - краткое содержание комедии сухово-кобылина

Какая незнакомая мне местность» и др. [1]). Таким образом, к данной теме примыкает мотив ностальгии, потому что при возвращении в конкретное место, лирический герой не чувствует в нем отчий край, место кажется ему чужим, а Родина остается только в недосягаемых воспоминаниях.

На стыке этих двух тем возникает узловая, центральная тема — тема революции («Какмногоизменилосьтам, В ихбедномнеприглядномбыте», «Отцовский дом

Не мог я распознать», «Здесьжизньсестер, Сестер, а немоя», «Уже никто меня не узнает», «Ах, милыйкрай! Нетоттыстал, Нетот. Даужи я, конечно, сталнепрежний» [1]). Она связана с изменениями в природе, окружающем мире и жизни людей.

Данная тема представлена сразу несколькими мотивами.

Мотив тоски о быстротечности времени в четвертой строфе, мотив смерти, связанный с исчезновением, утратой прошлого в пятой строфе, мотив забвения в тринадцатой строфе, мотив смены поколений в четырнадцатой и шестнадцатой строфах и также мотив ностальгии.

Для того чтобы разграничить понятия мотив и событие следует обратиться к предикативным свойствам мотива. Существуют две точки зрения на предикативность мотива. Одни считают, что действие в мотиве является предикатом, т. е. центром, ядром, вокруг которого строятся аргументы-актанты.

Тогда при разграничении понятий можно говорить о конкретности события в смысловом контексте всего произведения. Так, в литературной традиции существует мотив возвращения блудного сына, но нельзя говорить о событии возвращения блудного сына вне конкретного контекста.

Событие всегда уникально в том или ином произведении, обусловлено не только фактором действия, но и многими дополнительными факторами (особенностями героя, объекта действия и пр.).

Таким образом, в данном стихотворении можно говорить о проявлении мотива возвращения блудного сына в определенном событии, которое имеет свои индивидуальные черты — героем является лирический субъект, т. е. «я», действие — «посетил», объект — «родимые места», а именно «сельщина» и др.

Существует и другая точка зрения на предикативные свойства мотива. В отличие от предыдущего мнения, рассматривается способность мотива привносить новую, дополнительную информацию в текст произведения.

«Категория мотива предполагает тема-рематическое единство», ведущая роль отдается предикативному компоненту — реме [13, С.8].

Таким образом, мотив возвращение блудного сына можно разделить на тематический компонент («быть сыном») и на предикативные компоненты («быть блудным», «возвратиться»), мотив смены поколений разделить на тематический компонент («наличие поколений») и рематический компонент («смена»).

Эти две точки зрения на самом деле близки, ведь если следовать второму мнению и говорить о значении рематичности, можно сделать вывод, что под предикативными компонентами «быть блудным», «возвратиться» понимается комплекс действий — уход из родительского дома, странствование, скитание, разочарование, осознание, исправление и др. Таким образом, действие и по первому, и по второму мнению является основополагающим компонентом мотива, который, соединяясь с уникальным героем, объектом действия, обстоятельствами и пр., образует конкретное событие в контексте произведения.

Следует также сказать об отношениях мотива и персонажа (героя). Какие же отношения важны для мотивики, если различать понятия «персонаж» и «герой»? При различении этих понятий, персонажи — те, кто либо выполняет действие, либо является участником действия, т. е.

они нужны для развития фабулы, при этом нивелируется их значимость в смысловой наполняемости сюжета. Так, персонажами данного стихотворения являются лирический субъект, дед, комиссар, «собачонка», сестра.

Герой — это тоже персонаж, но он важен также для развития, динамики и раскрытия смысла сюжета и смысла произведения в целом, в данном стихотворении героем является лирический субъект.

Таким образом, лирический субъект выступает и как персонаж, являясь участником фабульного действия, и как герой, потому что связан с мотивом и, соответственно, со смысловым планом сюжета.

Он выполняет определенные действия (возвращение на Родину, погружения в воспоминания, разговор с дедом), которые приводят к конкретным событиям (сравнение мира воспоминаний и настоящего, анализ революции в мире природы и людей), в центре которых герой и находится.

Эти события являются основой для раскрытия смысла сюжета и произведения.

Мотив и хронотоп также обнаруживает близость, поэтому стоит сказать об их связи. Близость этих понятий актуализируется лишь тогда, когда в структуре мотива значимыми становятся не только предикат и актанты, но и обстоятельственные (пространственно-временные) характеристики.

Так, например, в данном стихотворении мотив ностальгии связан с категориями времени и места — Родина, отчий дом (место), которые находятся только в воспоминаниях, т. е.

в прошлом (время) («Я посетил родимые места», но «Какая незнакомая мне местность» и «Ах, милыйкрай! Нетоттыстал, Нетот» [1]).

Сложным считается вопрос о соотношении темы и мотива. Часто эти понятия настолько близки, что заменяют друг друга, также невозможно существование только темы в произведении или только мотива, мотив всегда раскрывает тему.

Так, в данном стихотворении широкая тема революции связана с несколькими мотивами, через семантическую смежность с которыми полноценно раскрывается ее смысл; тема возвращения конкретизируется мотивом возвращения блудного сына. «Мотив без темы — это не более чем чистая идея перемены».

Тема без мотива слишком широка, обширна, чтобы понять ее значение в определенном произведении.

Отдельного внимания заслуживает проблема мотива в лирическом произведении. Особенность мотива в лирике во многом обусловлена спецификой лирического события.

Событие в лирике отличается от события в эпосе, чаще всего оно развертывается не во внешнем мире, а во внутреннем мире лирического героя, поэтому оно связано с рефлексией, с переживанием героя. Так, событие часто принадлежит не объективному миру, а миру субъективному.

Данное стихотворение не исключение: событием здесь, как мы отметили ранее, является рефлексивное восприятие лирическим героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей.

Говоря о мотиве в лирическом произведении, важно также подчеркнуть, что «событие непосредственно обращено к читателю как прямому участнику эстетической коммуникации — а тем самым и соучастнику этого события». Так, в стихотворении объективный мир, т. е.

пейзаж, проходит через призму субъективного восприятия лирического героя, что приводит к изменению его состояния, разочарованию из-за несоответствия настоящего воспоминаниям из прошлого. Таким образом, событие в стихотворении — это «изменение состояния лирического субъекта, которое несет экзистенциальный смысл для самого лирического субъекта и эстетический смысл для обращенного к читателю лирического сюжета» [5].

Исходя из выше написанного, можно сказать, что мотив в лирическом и эпическом произведении крайне близок, так как в основе лежит то же свойство предикативности, а особенности, различия мотива связаны с лирическим событием.

В контексте лирического произведения стоит отметить и особенности соотношения мотива и темы. Особенностью лирической темы является ее эксплицитность, т. е. оформленность в словесной форме в названии или самом тексте.

Так, в данном стихотворении одна из тем вынесена в названии «Возвращение на Родину». Тогда как повествовательная тема выступает как тема ретроспективная, как результат, а не повод для сочетания мотивов, — носит, как правило, имплицитный характер.

Таким образом, в лирическом тексте, в отличие от эпического, не тема подчиняется мотиву, а мотив теме.

В целом же лирическая тема предельно рематична [6], а как ранее было замечено в обсуждении предикативных свойств мотива, одной из его главных черт является рематичность.

Таким образом, объединение темы и мотива происходит на основе общности функции этих понятий.

Именно эта тесная связь и взаимозависимость обуславливает совмещение темы и мотива в лирическом произведении, что происходит намного чаще, чем в эпическом тексте.

Еще одним соотношением, которое требует разъяснения, предстает «мотив — лейтмотив». Есть ли различие между этими литературоведческими терминами? Многие ученые разделяют их не по тематико-семантической характеристике, а по функциональной: характер повтора в тексте произведения.

Литературоведы, придерживающиеся этого мнения, говорят о систематичной повторяемости лейтмотива в пределах одного произведения. Таковыми являются мнения В. И. Роднянской, которая определяет лейтмотив как «образный поворот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики какого-либо героя, переживания или ситуации» [12]; П. Г.

Богатырева, который характеризует лейтмотив как «значимый повтор в пределах текста произведения» [14] и др. Таким образом, можно сделать вывод: лейтмотив — мотив, который повторяется внутри одного произведения. Если же говорить о самом мотиве, то он тоже часто повторяется, но не в одном произведении, а за его пределами.

В данной элегии лейтмотивом является мотив ностальгии, он пронизывает все стихотворение, встречается почти в каждой строфе (в первой — «Ту сельщину, Где жил мальчишкой», в третьей — «Отцовский дом Не мог я распознать; Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей», в четвертой — «Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность», в четырнадцатой — «Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя», в пятнадцатой — «Уже никто меня не узнает», в шестнадцатой — «Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот…» [1]). Ностальгия у поэта встречается и в других стихотворениях, и в сборниках (например, сборник «Персидские мотивы»), следственно является мотивом. Таким образом, мотив, который часто встречается за пределами текста, может становиться лейтмотивом, при характерной повторяемости в конкретном произведении.

Существуют кардинальные разногласия в определении мотива, которые возникают при его рассмотрении только с одной стороны, при сравнении его только с одним компонентом нарратива. Для того чтобы избежать неразличения мотива и других частей повествования, чтобы избежать ошибочного его понимания, мы рассмотрели всю систему элементов, составляющих нарратив.

При соотнесении мотива и события была выявлена структура мотива, которую составляют действие и актанты, и его рематичность. При рассмотрении пары «мотив — герой» была определена ведущая роль героя в раскрытии мотива (при соотнесении его со смыслом сюжета), его функция как носителя эстетической значимости произведения.

При анализе близости мотива и хронотопа были выделены обстоятельственные характеристики мотива. Соотнесение мотива и темы позволяет говорить о тематическом наполнении структуры мотива. Сопоставление мотива и лейтмотива позволяет говорить о функционирования мотива вне конкретного текста.

Таким образом, при данных сопоставлениях получено полноценное, системное, обстоятельное понимание мотива в данном стихотворении.

Литература:

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука; Голос. Т.2. Стихотворения (Маленькие поэмы) / Науч. ред. Ю. Л. Прокушев, 1997. — С. 89–93.
  2. Алексеев С. С. О колорите / Москва: «Изобразительное искусство», 1974. — 176 с.
  3. Валеева Е. В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009. — 219 с.
  4. Джекс Трессидер. Словарь символов. Москва: «Фаир пресс», 2001. — 448 с.
  5. Фандо Р. А., Валеева Е. В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологии. 2014. № 3. — С. 98- 102.
  6. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры: в 2 т. / пер. с фр. — Т. 2. — М., 1998. — С. 361–362.
  7. Матвеева Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60–80-х гг // Дисс. на соис.уч.ст. к.фил. н., Нижний Новгород, 1999. — 155 с.
  8. Перелыгин П. В. Цветообразная поэтика в творчестве С. А. Есенина и Н. М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа. // Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. фил. н., Тамбов, 2008. — 188 с.
  9. Пяткин С. Н. «Я молюсь Ему по ночам…» (О последней поэме С. А. Есенина) // Современное есениноведение. 2006. № 4. — С.78–97.
  10. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. — С. 13–17.
  11. Фортунатова В. А., Фортунатов Н. М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы// Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции. Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Д. Н.. — Казань, 2014. — С. 65–70.
  12. Роднянская И. В. Лейтмотив // Краткая литературная энциклопедия. — Т. 4. — М., 1967, -1011 с.
  13. «Вечные» сюжеты русской литературы: «Блудный сын» и другие. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, В. И. Тюпа. — Новосибирск, 1996. — 180 с.
  14. Богатырев П. Г. Функции лейтмотивов в русской былине // Вопросы теории народного искусства. — М.,1971. — С. 432 -437.
Читайте также:  Турандот - краткое содержание пьесы гоцци

Основные термины (генерируются автоматически): мотив, блудный сын, лирический герой, лирический субъект, событие, лирическое произведение, мотив ностальгии, Возвращение, образ, произведение.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27266/

Я посетил родимые места (возвращение на родину) · есенин · анализ стихотворения

  • Я посетил родимые места,Ту сельщину,Где жил мальчишкой,
  • №4 Где каланчой с березовою вышкой
  • Как много изменилось там,В их бедном, неприглядном быте.
  • №8 Какое множество открытий
  • Отцовский домНе мог я распознать:
  • №12 Приметный клен уж под окном не машет,
  • Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Взметнулась колокольня без креста.За мною следовало по пятам.

И на крылечке не сидит уж мать,

Стара, должно быть, стала…№16 Да, стара.Я с грустью озираюсь на окрестность:Какая незнакомая мне местность!Одна, как прежняя, белеется гора,

  1. №20 Да у горы
  2. Здесь кладбище!Подгнившие кресты,
  3. №24 Как будто в рукопашной мертвецы,
  4. №28 «Прохожий!
  5. Где тут живет Есенина Татьяна?»

Высокий серый камень.Застыли с распростертыми руками.По тропке, опершись на подожок,Идет старик, сметая пыль с бурьяна.Укажи, дружок,

«Татьяна… Гм…№32 Да вон за той избой.А ты ей что?Сродни?

Аль, может, сын пропащий?»

№36 «Да, сын.Но что, старик, с тобой?Скажи мне,

Отчего ты так глядишь скорбяще?»

№40 «Добро, мой внук,Добро, что не узнал ты деда!..»«Ах, дедушка, ужели это ты?»И полилась печальная беседа

№44 Слезами теплыми на пыльные цветы.

«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…А мне уж девяносто…Скоро в гроб.

№48 Давно пора бы было воротиться».

Он говорит, а сам все морщит лоб.«Да!.. Время!..Ты не коммунист?»

№52 «Нет!..»

«А сестры стали комсомолки.Такая гадость! Просто удавись!Вчера иконы выбросили с полки,

№56 На церкви комиссар снял крест.

Теперь и богу негде помолиться.Уж я хожу украдкой нынче в лес,Молюсь осинам…

№60 Может, пригодится…

Пойдем домой —Ты все увидишь сам».И мы идем, топча межой кукольни.

  • №64 Я улыбаюсь пашням и лесам,
  • №68 Тут разрыдаться может и корова,
  • На стенке календарный Ленин.Здесь жизнь сестер,
  • №72 Сестер, а не моя, —
  • Увидев вас, любимые края.

А дед с тоской глядит на колокольню.«Здорово, мать! Здорово!» —И я опять тяну к глазам платок.Глядя на этот бедный уголок.Но все ж готов упасть я на колени,

Пришли соседи…№76 Женщина с ребенком.Уже никто меня не узнает.По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

№80 Ах, милый край!Не тот ты стал,Не тот.Да уж и я, конечно, стал не прежний.

№84 Чем мать и дед грустней и безнадежней,

Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона,Я знаю мир…

№88 Люблю мою семью…

Но отчего-то все-таки с поклоном

  1. Сажусь на деревянную скамью.
  2. «Ну, говори, сестра!»

№92 И вот сестра разводит,Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,О Марксе,Энгельсе…

  • №96 Ни при какой погоде
  • И мне смешно,Как шустрая девчонка

Я этих книг, конечно, не читал.

№100 Меня во всем за шиворот берет…

По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

  1. Ya posetil rodimye mesta,Tu selshchinu,Gde zhil malchishkoy,Gde kalanchoy s berezovoyu vyshkoy
  2. Vzmetnulas kolokolnya bez kresta.
  3. Kak mnogo izmenilos tam,V ikh bednom, nepriglyadnom byte.Kakoye mnozhestvo otkryty
  4. Za mnoyu sledovalo po pyatam.
  5. Ottsovsky domNe mog ya raspoznat:Primetny klen uzh pod oknom ne mashet,I na krylechke ne sidit uzh mat,
  6. Kormya tsyplyat krupitchatoyu kashey.

Stara, dolzhno byt, stala…Da, stara.Ya s grustyu ozirayus na okrestnost:Kakaya neznakomaya mne mestnost!Odna, kak prezhnyaya, beleyetsya gora,Da u gory

Vysoky sery kamen.

Zdes kladbishche!Podgnivshiye kresty,Kak budto v rukopashnoy mertvetsy,Zastyli s rasprostertymi rukami.Po tropke, opershis na podozhok,Idet starik, smetaya pyl s buryana.«Prokhozhy!Ukazhi, druzhok,

Gde tut zhivet Yesenina Tatyana?»

«Tatyana… Gm…Da von za toy izboy.A ty yey chto?Srodni?

Al, mozhet, syn propashchy?»

«Da, syn.No chto, starik, s toboy?Skazhi mne,

Otchego ty tak glyadish skorbyashche?»

«Dobro, moy vnuk,Dobro, chto ne uznal ty deda!..»«Akh, dedushka, uzheli eto ty?»I polilas pechalnaya besedaSlezami teplymi na pylnye tsvety.«Tebe, pozhaluy, skoro budet tridtsat…A mne uzh devyanosto…Skoro v grob.Davno pora by bylo vorotitsya».

On govorit, a sam vse morshchit lob.«Da!.. Vremya!..Ty ne kommunist?»«Net!..»«A sestry stali komsomolki.Takaya gadost! Prosto udavis!Vchera ikony vybrosili s polki,Na tserkvi komissar snyal krest.Teper i bogu negde pomolitsya.

Uzh ya khozhu ukradkoy nynche v les,Molyus osinam…

Mozhet, prigoditsya…

Poydem domoy —Ty vse uvidish sam».I my idem, topcha mezhoy kukolni.Ya ulybayus pashnyam i lesam,A ded s toskoy glyadit na kolokolnyu.«Zdorovo, mat! Zdorovo!» —I ya opyat tyanu k glazam platok.Tut razrydatsya mozhet i korova,

  • Glyadya na etot bedny ugolok.
  • Na stenke kalendarny Lenin.Zdes zhizn sester,Sester, a ne moya, —No vse zh gotov upast ya na koleni,
  • Uvidev vas, lyubimye kraya.

Prishli sosedi…Zhenshchina s rebenkom.Uzhe nikto menya ne uznayet.Po-bayronovski nasha sobachonka

Menya vstrechala s layem u vorot.

Akh, mily kray!Ne tot ty stal,Ne tot.Da uzh i ya, konechno, stal ne prezhny.Chem mat i ded grustney i beznadezhney,

Tem veseley sestry smeyetsya rot.

Konechno, mne i Lenin ne ikona,Ya znayu mir…Lyublyu moyu semyu…No otchego-to vse-taki s poklonom

  1. Sazhus na derevyannuyu skamyu.
  2. «Nu, govori, sestra!»

I vot sestra razvodit,Raskryv, kak Bibliyu, puzaty «Kapital»,O Markse,Engelse…Ni pri kakoy pogode

Ya etikh knig, konechno, ne chital.

I mne smeshno,Kak shustraya devchonkaMenya vo vsem za shivorot beret…Po-bayronovski nasha sobachonka

  • Menya vstrechala s layem u vorot.
  • Vozvrashcheniye na rodinu
  1. Z gjctnbk hjlbvst vtcnf,Ne ctkmobye,Ult ;bk vfkmxbirjq,Ult rfkfyxjq c ,thtpjdj/ dsirjq
  2. Dpvtnyekfcm rjkjrjkmyz ,tp rhtcnf/
  3. Rfr vyjuj bpvtybkjcm nfv,D b[ ,tlyjv, ytghbukzlyjv ,snt/Rfrjt vyj;tcndj jnrhsnbq
  4. Pf vyj/ cktljdfkj gj gznfv/
  5. Jnwjdcrbq ljvYt vju z hfcgjpyfnm:Ghbvtnysq rkty e; gjl jryjv yt vfitn,B yf rhsktxrt yt cblbn e; vfnm,
  6. Rjhvz wsgkzn rhegbnxfnj/ rfitq/
  7. Cnfhf, ljk;yj ,snm, cnfkf///Lf, cnfhf/Z c uhecnm/ jpbhf/cm yf jrhtcnyjcnm:Rfrfz ytpyfrjvfz vyt vtcnyjcnm!Jlyf, rfr ght;yzz, ,tkttncz ujhf,Lf e ujhs
  8. Dscjrbq cthsq rfvtym/

Pltcm rkfl,bot!Gjluybdibt rhtcns,Rfr ,elnj d herjgfiyjq vthndtws,Pfcnskb c hfcghjcnthnsvb herfvb/Gj nhjgrt, jgthibcm yf gjlj;jr,Bltn cnfhbr, cvtnfz gskm c ,ehmzyf/«Ghj[j;bq!Erf;b, lhe;jr,

Ult nen ;bdtn Tctybyf Nfnmzyf?»

«Nfnmzyf/// Uv///Lf djy pf njq bp,jq/F ns tq xnj?Chjlyb?

  • Fkm, vj;tn, csy ghjgfobq?»
  • «Lf, csy/Yj xnj, cnfhbr, c nj,jq?Crf;b vyt,
  • Jnxtuj ns nfr ukzlbim crjh,zot?»

«Lj,hj, vjq dyer,Lj,hj, xnj yt epyfk ns ltlf!//»«F[, ltleirf, e;tkb 'nj ns?»B gjkbkfcm gtxfkmyfz ,tctlfCktpfvb ntgksvb yf gskmyst wdtns/«Nt,t, gj;fkeq, crjhj ,eltn nhblwfnm///F vyt e; ltdzyjcnj///Crjhj d uhj,/Lfdyj gjhf ,s ,skj djhjnbnmcz»/Jy ujdjhbn, f cfv dct vjhobn kj,/«Lf!// Dhtvz!//Ns yt rjvveybcn?»«Ytn!//»«F ctcnhs cnfkb rjvcjvjkrb/Nfrfz ufljcnm! Ghjcnj elfdbcm!Dxthf brjys ds,hjcbkb c gjkrb,Yf wthrdb rjvbccfh cyzk rhtcn/Ntgthm b ,jue ytult gjvjkbnmcz/E; z [j;e erhflrjq ysyxt d ktc,Vjk/cm jcbyfv///

Vj;tn, ghbujlbncz///

Gjqltv ljvjq —Ns dct edblbim cfv»/B vs bltv, njgxf vt;jq rerjkmyb/Z eks,f/cm gfiyzv b ktcfv,F ltl c njcrjq ukzlbn yf rjkjrjkmy//«Pljhjdj, vfnm! Pljhjdj!» —B z jgznm nzye r ukfpfv gkfnjr/Nen hfphslfnmcz vj;tn b rjhjdf,

  1. Ukzlz yf 'njn ,tlysq eujkjr/
  2. Yf cntyrt rfktylfhysq Ktyby/Pltcm ;bpym ctcnth,Ctcnth, f yt vjz, —Yj dct ; ujnjd egfcnm z yf rjktyb,
  3. Edbltd dfc, k/,bvst rhfz/
  4. Ghbikb cjctlb///;tyobyf c ht,tyrjv/E;t ybrnj vtyz yt epyftn/Gj-,fqhjyjdcrb yfif cj,fxjyrf
  5. Vtyz dcnhtxfkf c kftv e djhjn/
  6. F[, vbksq rhfq!Yt njn ns cnfk,Yt njn/Lf e; b z, rjytxyj, cnfk yt ght;ybq/Xtv vfnm b ltl uhecnytq b ,tpyflt;ytq,
  7. Ntv dtctktq ctcnhs cvttncz hjn/
  8. Rjytxyj, vyt b Ktyby yt brjyf,Z pyf/ vbh///K/,k/ vj/ ctvm////Yj jnxtuj-nj dct-nfrb c gjrkjyjv
  9. Cf;ecm yf lthtdzyye/ crfvm//
  10. «Ye, ujdjhb, ctcnhf!»
  11. B djn ctcnhf hfpdjlbn,Hfcrhsd, rfr ,b,kb/, gepfnsq «Rfgbnfk»,J Vfhrct,'yutkmct///Yb ghb rfrjq gjujlt
  12. Z 'nb[ rybu, rjytxyj, yt xbnfk/
  13. B vyt cvtiyj,Rfr iecnhfz ltdxjyrfVtyz dj dctv pf ibdjhjn ,thtn///Gj-,fqhjyjdcrb yfif cj,fxjyrf
  14. Vtyz dcnhtxfkf c kftv e djhjn/
  15. Djpdhfotybt yf hjlbye

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Источник: https://yebanko.ru/analiz/yesenin/posetil

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»

Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными.

Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году.

Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».

Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом.

Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – «полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест.

Теперь и богу негде помолиться», — сетует дед на новые порядки.

Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», — отмечает поэт.

Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам.

Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал».

И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен.

Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.

Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-s-a-esenina-vozvrashhenie-na-rodinu.html

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Возвращение на родину»

В тысяча девятьсот двадцать четвертом году Сергей Есенин написал лирическое стихотворение, которое назвал «Возвращение на родину». Оно появилось благодаря поездки автора в родные края, где не был уже десять лет. И именно в этом произведении он изливает душу, рассказывает об увиденном.

Первое, что поразило Есенина, так это то, что он не сразу смог найти родной дом. Дело в том, что когда-то давно здесь было дерево, на котором будучи мальчиком он провел немало времени. Теперь же его срубили.

Это стало первым колокольчиком того, что все уже изменилось, вся стало каким-то чужим. Спросив у случайного прохожего о своей матери, он узнал, что этот человек является его дедом.

Долго они говорили о том, что произошло, сколько воды утекло: «и полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы».

Дальше дедушка ведет уже совсем взрослого Сергея в дом, который тоже с трудом можно узнать. Нет уже того уюта и тех милых сестер, которые были наивными, но очень добрыми. Теперь они стали настоящими дамами, подавшиеся в комсомолки и читающие Маркса и Энгельса.

Девушки теперь уделяют большое время «Капиталу», не вспоминая зачастую религию и библию. Да и во всей деревне, кажется, стали забывать про духовные ценности: «вчера иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест», а те, кто все же остается верен себе, вынуждены молиться в лесу, пока никто не видит.

Теперь поэт понимает, что прошло действительно немало времени и былое уже не вернуть, как бы он ни старался.

Таким образом, в своем стихотворении «Возвращение на родину» Сергей Есенин чувства и события, которые постигли его во время путешествия в родную деревню Константиновку. Он понял, что так все кардинальным образом изменилось, то, что считал своим домом, теперь таковым не является, а, значит, придется жить дальше с этим осознанием.

(1 votes, average: 2.00

Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-sergeya-esenina-vozvrashhenie-na-rodinu.html

Возвращение на Родину «Сергей Есенин» читать стих

Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой, Где каланчой с березовою вышкой

Взметнулась колокольня без креста.

  • Как много изменилось там, В их бедном, неприглядном быте. Какое множество открытий
  • За мною следовало по пятам.
  • Отцовский дом Не мог я распознать: Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать,
  • Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала… Да, стара. Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность! Одна, как прежняя, белеется гора, Да у горы

Высокий серый камень.

Здесь кладбище! Подгнившие кресты, Как будто в рукопашной мертвецы, Застыли с распростертыми руками. По тропке, опершись на подожок, Идет старик, сметая пыль с бурьяна. «Прохожий! Укажи, дружок,

Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм… Да вон за той избой. А ты ей что? Сродни?

Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын. Но что, старик, с тобой? Скажи мне,

Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук, Добро, что не узнал ты деда!..» «Ах, дедушка, ужели это ты?» И полилась печальная беседа Слезами теплыми на пыльные цветы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать… А мне уж девяносто… Скоро в гроб.

Давно пора бы было воротиться». Он говорит, а сам все морщит лоб. «Да!.. Время!.. Ты не коммунист?» «Нет!..» «А сестры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки, На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться.

Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам…

Может, пригодится…

Пойдем домой — Ты все увидишь сам». И мы идем, топча межой кукольни. Я улыбаюсь пашням и лесам, А дед с тоской глядит на колокольню. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Здорово, мать! Здорово!» — И я опять тяну к глазам платок. Тут разрыдаться может и корова,

  1. Глядя на этот бедный уголок.
  2. На стенке календарный Ленин. Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя, — Но все ж готов упасть я на колени,
  3. Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи… Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает. По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний. Чем мать и дед грустней и безнадежней,

  • Тем веселей сестры смеется рот.
  • Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир… Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном
  • Сажусь на деревянную скамью.
  • «Ну, говори, сестра!»
  • И вот сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал», О Марксе, Энгельсе… Ни при какой погоде
  • Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно, Как шустрая девчонка Меня во всем за шиворот берёт… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

Источник: https://stihi.deti.guru/vozvraschenie-na-rodinu/

Анализ стихотворения Есенина “Возвращение на родину”

Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными.

Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами.

Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – “Возвращение на родину”, написанное в 1924 году. Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским

улицам, хотя очень “много изменилось там, в их бедном неприглядном быте”.

Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен.

А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом. Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – “полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы”.

Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью

пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. “На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться”, – сетует дед на новые порядки.

Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. “Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок”, – отмечает поэт.

Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам.

Тем не менее, автор признается: “Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края”.

Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: “Я этих книг, конечно, не читал”.

И ему очень смешно, что “шустрая девчонка” пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен.

Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-vozvrashhenie-na-rodinu/

Возвращение на Родину. Сергей Есенин | Стихи

  • Я посетил родимые места,
    Ту сельщину,
    Где жил мальчишкой,
    Где каланчой с березовою вышкой
  • Взметнулась колокольня без креста.
  • Как много изменилось там,
    В их бедном, неприглядном быте.
    Какое множество открытий
  • За мною следовало по пятам.
  • Отцовский дом
    Не мог я распознать:
    Приметный клен уж под окном не машет,
    И на крылечке не сидит уж мать,
  • Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала…
Да, стара.

Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы

Высокий серый камень.

Здесь кладбище!
Подгнившие кресты,
Как будто в рукопашной мертвецы,
Застыли с распростертыми руками.
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи, дружок,

Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм…
Да вон за той избой.
А ты ей что?
Сродни?

Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,

Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда!..»
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…
А мне уж девяносто…
Скоро в гроб.

Давно пора бы было воротиться».
Он говорит, а сам все морщит лоб.
«Да!.. Время!..
Ты не коммунист?»
«Нет!..»
«А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.

Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам…

Может, пригодится…

Пойдем домой —
Ты все увидишь сам».
И мы идем, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Здорово, мать! Здорово!» —
И я опять тяну к глазам платок.
Тут разрыдаться может и корова,

  1. Глядя на этот бедный уголок.
  2. На стенке календарный Ленин.
    Здесь жизнь сестер,
    Сестер, а не моя, —
    Но все ж готов упасть я на колени,
  3. Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи…
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,

  • Тем веселей сестры смеется рот.
  • Конечно, мне и Ленин не икона,
    Я знаю мир…
    Люблю мою семью…
    Но отчего-то все-таки с поклоном
  • Сажусь на деревянную скамью.
  • «Ну, говори, сестра!»
  • И вот сестра разводит,
    Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
    О Марксе,
    Энгельсе…
    Ни при какой погоде
  • Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно,
Как шустрая девчонка
Меня во всем за шиворот берёт…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

Источник: http://www.detstih.ru/blog/vozvrashchenie-na-rodinu-sergey-esenin

Ссылка на основную публикацию