Непревзойденными мастерами резьбы по кости, конечно же, считаются китайские умельцы, ведь в Поднебесной этим ремеслом занимаются уже не одну тысячу лет. Но в России тоже было и есть немало талантливых резчиков. Особенно богатая и славная история у холмогорской косторезной школы. Музеи мира хранят великолепные образцы ларцов, шкатулок, миниатюрных шкафчиков, выполненных в технике ажурной холмогорской резьбы по кости.
На Крайнем Севере резьба по кости издавна является традиционным для этих мест промыслом. И это неудивительно – ведь здесь жители в больших количествах добывают не только рыбу, но и клыки моржей, называемые здесь «рыбьим зубом».
Случалось также, находили и ископаемых мамонтов. И моржовая, и мамонтовая кость являются прекрасным материалом для резьбы. Моржовая кость очень красива – она имеет либо белый, либо желтоватый цвет, структура ее неоднородна.
Что же касается кости мамонта – это уникальный и очень прочный материал. За тысячи лет в результате минерализации бивни приобретают самые разные оттенки – они могут быть оранжевыми, розовыми, фиолетовыми…
Особенно славились своим мастерством резчики из Холмогор.
Поселение, возникшее в XIV веке на берегу Северной Двины, считается родиной этого древнего промысла.
Холмогорские резчики освоили и виртуозно владели самыми разными приемами работы с костью – гравировкой с окрашиванием, рельефной и ажурной резьбой…
Контурная резьба или гравировка по кости
Гравировку используют, когда хотят добиться впечатляющего эффекта, максимально сохранив естественную красоту используемого материала. В основном ее применяют на клыках моржей и зубах кашалотов.
Традиционный холмогорский завиток
Холмогорские иконы
Большая их часть относится к XVIII – нач. XIX вв. Выполнены иконы с большим мастерством, особенно впечатляет тонкая и выразительная рельефная резьба при изображении святых.Икона «Димитрий, митрополит Ростовский» Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка. ГИМ
А это редкая и одна из самых ценных икон, «Преображение Господне». Очень красиво ее обрамление, выполненное в виде лент и рокайлей (элемент орнамента стиля рококо, похожий на завиток раковины).
Икона «Преображение Господне»Резчик Бобрецов Михаил Никитич Икона «Распятие с предстоящими» Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага Рельефная, ажурная резьба, гравировка. ГИМИкона «Воскресение», вторая половина XVIII века Работа холмогорского мастера Кость, дерево, слюда, ажурная резьба, рельефная резьба, цветная гравировкаИкона «Воскресение»,первая половина XIX века Работа холмогорского мастера Кость, дерево, ткань, ажурная резьба, рельефная резьбаИкона «Воскресение и 12 праздников» Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, черное дерево, дерево Ажурная, рельефная резьба. ГИМ
Портреты и скульптурные композиции
Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны Архангельская губерния.
1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраскаПортрет императрицы Екатерины II Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка.
ГИМ
Для придания большей торжественности портрету, резчик разместил его в пышном обрамлении из многочисленных холмогорских завитков.
Многие молодые мастера мечтали удивить всех своим умением, вырезав что-то необыкновенное, то, что до них никто не делал. Однажды два брата как-то похвастались, что смогут вырезать изображения всех русских царей.
А в то время умение вырезать портреты считалось высшей степенью мастерства.
И что же? Через несколько лет они смогли выполнить то, что обещали — на декоративной пластине вырезали 61 портрет правителей, начиная от Рюриковичей и заканчивая Елизаветой.
Резчик Шубный Яков Иванович Декоративная пластина «Родословие» Холмогоры. 1774. Моржовая кость, дерево, ткань Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка. ГИМСкульптура «Петр I — победитель шведов» . 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка.
ГИМКонная скульптура Петра Великого
- Моржовая и мамонтовая кость – прекрасный материал для изготовления шахмат: русские мастера вырезали их с XVII века.
Шахматы. Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска. ГИМШахматы. Архангельская губерния XVIII век.
Бивень мамонта, Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка
Ларчики
Ларчик. Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба. ГИМЛарчик собран из отдельных костяных дощечек.Ларчик-подголовник Архангельская губерния.
XVIII век Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраскаЛарец-теремок Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМЛарец-теремок свадебный Архангельская губерния.
1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска. ГИМЛарец-теремок свадебный Русский Север. 1770-1780-е. Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага. Ажурная, рельефная, токарная резьба, гравировка.
ГИМКоробочки «Суд царя Соломона», «Курильщики», «Коробочка-туфелька», «Коробочка-яйцо». Вторая половина XVIII века Моржовый клык, Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Настольные кабинетики
По форме своей напоминают секретеры, со множеством ящичков, но без столешницы. Настольный кабинетик сер. XVIII векаНастольный кабинетик-подчасник VVIII век моржовая кость
Конец XVIII-начало XIX века
На рубеже XVIII-XIX веков мастера наконец-то выпускают на волю свою фантазию: из-под их резца выходят причудливые орнаменты, портреты, жанровые композиции, состоящие из нескольких фигур. Коробка для рукоделия Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл.
Токарная, ажурная, рельефная резьба. ГИМПрибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ» Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага. Токарная, ажурная, объемная резьба. ГИМПамятник Минину и Пожарскому. Настольная скульптура. Работа А. Коржавина.
Начало XIX века
XIX век
Классицизм, новый стиль начала XIX века, не мог не отразиться и на работах холмогорских мастеров – они становятся более строгими и лаконичными по форме, а их орнамент – более миниатюрным. Именно тогда работу холмогорских резчиков стали называть ювелирной. Крышка туалетной коробки.
Первая четверть XIX века. Холмогоры Архангельской губ. Кость, дерево, бумага. Резьба, гравировка. Русский музей.Веер. Вторая половина XIX века.Цепь ордена Андрея Первозванного . 21 ажурный медальон. Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка .
ГИМКартина «Прощание с императором Александром I» Архангельская губерния Вторая четверть XIX века Моржовый клык, дерево, фольга, ткань, бумага Рельефная, ажурная, токарная резьба, гравировка, окраска.
ГИМ
Хотя создатели всех этих шедевров, виртуозы своего дела, чаще всего так и остались для нас неизвестными, несколько имен история все же сохранила.
Братья Шешенины
В письменных документах XVII века, касающихся холмогорских резчиков, записано, что местные мастера, братья Шешенины были вызваны в Москву самим царем для работы в Оружейной Палате. Им было поручено отреставрировать царский костяной трон Ивана III, который в XV веке сделали греческие мастера.
Братья-поморы не подвели, с работой справились – отреставрировали трон. Взглянуть на их великолепную работу можно и сейчас – этот древнейший трон находится в Оружейной Палате Московского Кремля.Костяной трон.
Оружейная Палата
Шешенины же так и остались работать в столице, и почитались они там лучшими костерезами.
Дудин Осип Христофорович
Родился в Архангельской губернии в простой крестьянской семье.Сейчас в музеях находятся две его резные кружки, выполненные в 70-е годы XVIII века. На них Дудин вырезал рельефные портреты русских царей и князей.Одна из них, 1774 — 1775 rr., хранится в Эрмитаже. На ее поверхности на фоне тонкой ажурной резьбы в четыре ряда расположены пятьдесят восемь! портретов (от Рюрика до Екатерины II).
Портретами украшена также и поверхность крышки, венчают которую изображения символов власти – короны и державы. Основа кружки выполнена из рога контрастного темного цвета.Дудин О.Х. Кружка с 58 портретными изображениями. 1774-1775. Резная кость Государственный ЭрмитажКружка из слоновой кости с резными портретами Высочайших Особ, находящаяся в монастырской ризнице.Соловецкий монастырь.
Работа мастера О. ДудинаКостяные кубки с крышками, Мастерская Дудина О. Х.: Кубок с портретом императрицы Елизаветы Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка; Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II Санкт-Петербург.
1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска. ГИМ
Верещагин Николай Степанович
Одним из самых известных мастеров конца XVIII — начала XIX веков был Николай Степанович Верещагин. Сохранилось несколько его шедевров — декоративных ваз , которые сейчас хранятся в Эрмитаже.Мастерская Верещагина, Ваза «Времена года» Архангельск, 1790-е.
Слоновая кость (?), дерево, шелк Токарная, ажурная, рельефная резьбаВерещагин Н.С. Ваза. 1798. Резная кость Государственный Эрмитаж
- И в заключение — несколько великолепных работ современных холмогорских мастеров-резчиков:
Гурьев Александр Степанович Коробочка-репка.
1978 Кость Ажурная резьба
Ваза «Завиток». 1980 Кость Ажурная резьба Музей Ломоносова
Осипов Геннадий Федорович, заслуженный художник РФКоробочка-репка. 1995 Бивень мамонта. Ажурная резьба Коробочка «Птица».
1995 Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба Туалетная коробочка «Птицы». 2001 Кость, моржовый клык. Ажурная резьба Нож «Фантазия». 2003 Кость.
Ажурная, рельефная резьба Норкин Валерий Владимирович
Нож для разрезания бумаги. 2002 Кость Ажурная, рельефная резьба
Просвирин Виталий Александрович , заслуженный художник РФ Ваза «Рябина». 1982 Зуб кашалота Ажурная, рельефная резьбаВаза «Охотник на уток». 1987 Зуб кашалота Ажурная, рельефная, объемная резьба
Скульптура «Охота на медведя»
Источник:
Источник: https://wowavostok.livejournal.com/10906440.html
Виды и особенности резьбы по кости
Минуло то время, когда мы украшали свой интерьер штампованными безликими изделиями. Сегодня всем хочется иметь хоть одну, но уникальную вещь, придающую неповторимость и изысканность. Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.
Резьбой по кости занимаются очень талантливые, высоко духовные люди, способные оживить этот с виду неказистый, хоть и очень дорогой материал. Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.
Видов резьбы по кости несколько:
- гладкая
- рельефная
- сквозная
Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности.
Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы.
И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.
Резьба по кости народов Севера
Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.
Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.
Холмогорская резьба по кости
Хотьковская резьба
Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы.
В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия – шкатулки и женские украшения.
Характерно сочетание в изделиях различных материалов – кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.
Особенности материала для резьбы по кости
Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.
Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.
Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.
Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.
Источник: https://reznoe7.ru/rez-ba-po-kosti.html
История зарождения резьбы по кости
Искусство резьбы по кости — древнейший вид деятельности в декоративно — прикладном направлении. Возникновение косторезного промысла берет начало в эпоху зарождения человеческой цивилизации. Древние мастера изготавливали предметы быта иглы, ножи, ложки, наконечники для стрел, а также ювелирные украшения и предметы сакрального предназначения. Со временем интерес к косторезному мастерству вырос, стал отдельным видом творчества, и частью человеческого достатка и роскоши.
Для резьбы по кости чаще использовались: бивни слона и мамонта, “цевка” — кость крупного рогатого скота, зуб кашалота, олений и лосиный рог, клык моржа. В мировых музеях хранятся изделия из мамонтовой и слоновой кости, которые относятся к эпохам всех времен и культур.
Тонкости художественной резьбы по кости зародились еще в ювелирных мастерских Минойской цивилизации. Ученые выявили, что примечательным и значимым считается культурное наследие Минойской цивилизации, которое представляло прообраз всеми известной Атлантиды.
К счастью, мы можем лицезреть по прошествии тысячелетий, сохранившиеся изделия из кости тех времен.
В зарождение и развитие резьбы по кости великий вклад внесли древние мастерские Греции и Рима. Сохранилась информация, что в древней Греции мастера изготавливали огромные изваяния. Самым значимым произведением тех времен является огромная статуя Зевса в Олимпии покрытая пластинами из кости. В античности небольшие статуи мастера целиком вырезали из слоновой кости.
Статуи большего размера состояли из деревянного каркаса, облачения покрывались золотом, а части лица и тела выполняли из бивней крупных млекопитающих. Такие изображения имели название — Хрисоэлефантинная скульптура.
Мастера из Константинополя создавали творения из благородного материала, которые послужили образцом для Европейских мастеров — косторезов в эпоху средневековья.
Cтатуя Зевса в Олимпии
В Средневековом искусстве косторезный промысел обогатился созданием религиозных произведений искусства и имел особенное значение. Создавались костяные иконы, и рельефные накладки с изображением святых.
В эпоху средневековья изделия из кости стали признаком высокого достатка и материального положения.
В Италии и Германии продолжают использовать изделия из природного материала для отделки интерьера, украшают мебель, создают интерьерную скульптуру, и изготавливают предметы обихода.
В Азии и на Востоке изготавливались образцовые изделия, здесь появлялись специальные школы, где из поколения в поколение передавались тонкости художественной резьбы по кости.
Восточное косторезное искусство всех времен сохраняет видное место. Самым знаменитым воплощением Китайских мастеров является произведение “Шар в шаре”. Этот шедевр был создан впервые около тысячи лет тому назад.
Во всем мире изделия мастеров Китая являются наиболее заметными и известными.
Китайская резьба по кости Шар в шаре
Искусство резьбы по кости в России произрастает в старинном Новгороде. В процессе археологических исследований было найдено множество изделий из кости. Впоследствии промысел зародился на Севере нашей страны.
На Севере сырья было в достатке, и пролегали купеческие караваны в страны Востока и Запада. Северные мастера в некоторой степени повторяли Европейский принцип резьбы. Здесь зародились первые косторезные русские школы — это Тобольская, Якутская и Чукотско-эскимосская школы.
Русские изделия из кости отличались многофункциональностью, и имели практическое использование, малая часть служила для украшения быта.
Исключительной особенностью для русских резчиков оказалось то, что мастера имели доступ не только к кости животного происхождения, но и добываемой из недр земли мамонтовой кости. Бивень мамонта стал основой для создания изделий русских мастеров.
Холмогорская резьба по кости, резной гребень
В наши дни количество сверх драгоценного сырья исчерпывается, что создает для мастеров сложное положение. Но невзирая на возникающие трудности материал преображается с помощью мастеров — профессионалов в прекрасные изделия, являющиеся мировым культурным наследием всех времен!
Новости
Если вы еще не нашли подарки для ваших мужчин, то у нас для вас есть специальное предложение!
22.02.2020
C 24 февраля в салоне «Наследие» в Историческом музее откроется выставка-продажа «Хотьковской фабрики резных изделий».
Источник: https://bonecarving.ru/istoriya-zarozhdeniya-rezbyi-po-kosti.html
Ответы Mail.ru: Что такое костяное кружево
Резьба по кости. Искусство народов севера. Ажурной резьбой украшают небольшие костяные предметы: шкатулки, коробочки, книжные закладки, декоративные экраны, броши, кулоны и многое другое.
Наиболее распространенными в косторезном деле в разное время были три вида орнамента: геометрический, построенный на сочетании циркульных кривых и прямых линий, растительный, представляющий собой стилизованное изображение растений, и рокайльный — особый вид орнамента, возникший в XVIII столетии в результате стилизации формы морской раковины.
В технике ажурной, или, как ее еще называют, сквозной, резьбы выполняются и орнаментальные и сюжетные композиции, а сырьем может служить обычная коровья кость — так называемая цевка. Для работы над сквозной резьбой потребуются штихели, надфили, лобзик, клепики и втиральники.
Лобзик, надфили и втиральники служат для прорезания и отделки ажура, а штихели и клепики — для нанесения на ажурное изделие гравированного рельефа. Лобзик, надфили и штихели продаются в магазинах инструментов, а клепики и втиральники придется сделать самим.
Клепик делается из стальной спицы, которую нужно расплющить на конце и придать форму полукруга, треугольника, острого клина. На первое время достаточно иметь три клепика, а потом дальнейшая работа подскажет и другие формы клепиков. На нерабочую сторону клепика насаживается рукоятка, а рабочая часть затачивается.
Втиральник изготовляют из инструментальной стали. Стальной стержень нужно отпустить на огне, потом выточить из него клинок втиральника в виде удлиненного конуса и в завершение на боковые поверхности нанести надфилями поперечные насечки. Готовые втиральники закаляют и насаживают на рукоятки. Втиральники могут быть не только круглые в сечении.
Ремесло, где переплетали сухожилия различных животных.
Костяное кружево — вид ремесла, зародившийся в 15-16 вв. среди народов Чувашии и Мордовии. Суть его заключается в переплетении между собой сухожилий различных животных в причудливые узоры.
Как можно догадаться, искусство это весьма и весьма кропотливое, да и чтобы добыть сами жилы лосей и волков, нужно потратить немало усилий. Украшения, выполненные в технике костяного кружева, обычно украшают сени в избах в деревнях (даже и по сей день).
Холмогорская резьба по кости как промысел существует уже почти четыреста лет. Этим искусством занимались мастера из города Холмогоры, что находится под Архангельском, и его окрестных деревень. Их работы отличались высоким мастерством, отточенной техникой.
Лучшие мастера резьбы привлекались для работы в Оружейной Палате, которая выполняла работы для царского двора. Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши, и повседневные вещи.
Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри, храмы.
Кости животных – один из первых материалов, который древний человек начал использовать в качестве основы для творчества. Первые декоративные украшения были просты и, возможно, не слишком аккуратно исполнены, но с годами искусство резьбы по кости совершенствовалось и со временем достигло таких высот, в которые сложно поверить.
Из поколения в поколение передают народные умельцы свои знания, из века в век переходит традиция создания ажурного костяного кружева.
Особо популярным ремеслом вырезание тонких декоративных украшений из кости стало в 18 веке, когда из этого материала научились изготавливать и украшенные диковинными орнаментами предметы обихода и декор для коробочек, оружия, одежды.
Северные народы чаще других использовали кость для оформления своего быта и сейчас на раскопках находят костяные амулеты, женские гребни для волос и браслеты, декоративные фигурки.
Если ранее вы никогда не видели изделия, вырезанные из кости, то вы, безусловно, будете поражены тем, какие потрясающе изящные, невесомые с виду веера, статуэтки или шкатулки изготавливают мастера из неприглядного на вид материала. Только самые опытные умельцы способны превратить кость в кружевное чудо, приковывающее взгляды.
Каждый предмет, выполненный из кости неповторим. При создании костяного кружева, косторез порой оставляет только тончайшие линии, соединяющие детали. Долгие часы кропотливого труда создают хрупкую, почти прозрачную ткань узора.
Среди видов резьбы по кости выделяется холмогорская резная кость.
Ее особенностью является то, что под изящный орнамент умельцы порой подкладывали фольгу, а вырезанные узоры подкрашивали для того чтобы сделать их еще выразительнее. Кроме того, узнать холмогорскую резную кость всегда можно по особым растительным и ягодным орнаментам.
Привозимая для косторезов издалека слоновая кость как нельзя лучше подходила для их ремесла, но была крайне дорога. Поэтому в качестве материала для работы мастера в основном использовали кости моржей или найденные на побережье кости давно вымерших мамонтов.
От выбора основы для создания кружева зависит и вид изделия и его последующая сохранность. Правильно подготовленная и обработанная кость в умелых руках превращается в самобытный шедевр, хранящий тепло рук мастера и излучающий природное тепло.
На сегодняшний день уникальные резные украшения из воздушного костяного кружева – идеальный способ сделать особенный подарок или украсить интерьер дома неповторимым шедевром.
Костяное кружево — вид ремесла, зародившийся в 15-16 вв. среди народов Чувашии и Мордовии. Суть его заключается в переплетении между собой сухожилий различных животных в причудливые узоры.
Как можно догадаться, искусство это весьма и весьма кропотливое, да и чтобы добыть сами жилы лосей и волков, нужно потратить немало усилий. Украшения, выполненные в технике костяного кружева, обычно украшают сени в избах в деревнях (даже и по сей день).
Холмогорская резьба по кости как промысел существует уже почти четыреста лет. Этим искусством занимались мастера из города Холмогоры, что находится под Архангельском, и его окрестных деревень. Их работы отличались высоким мастерством, отточенной техникой.
Лучшие мастера резьбы привлекались для работы в Оружейной Палате, которая выполняла работы для царского двора. Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши, и повседневные вещи.
Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри, храмы.
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/51683364
Русское костяное кружево: Как создавали свои шедевры холмогорские мастера
В октябре 1690 г. в Москву, в Разряд , из Вязьмы был прислан содержавшийся там колодник, называвший себя «Ивашкой, сыном царя Ивана Васильевича». Его расспрос, несмотря на то, что речь идет, по-видимому, о душевнобольном человеке, представляет интерес:
«199 году, октября в 21 день присыльной колодник, который прислан в Розряд из Вязьмы в Розряде роспрашиван, а роспросе сказал:
Зовут де его Ивашком, а отец де у него был царь Иван Васильевич а был де он царем на Москве тому ныне лет со сто; а он де родился от него, а женат де он не был…
А как де он ходил, и к нему пришли ангели, тысеча ангелов да шесть сот казаков донских, а казаки де и ангили ели мяса, а он де говел и мяса не ел, а которые де люди мяса едят, и те пойдут на тот свет, а он де посылал грамоты по руским городам руским языком сам, он сын царя Ивана Василье вича, и оне б то ведали и ныне де пошел было к тотаром и хотел их приводит ь к вере, чтоб они крестились, а как де войска князь Васильем ходило, и он де в то время был в Крыме , и ис Крыму де шол в Белгород, а родом де он Белогородцкие земли, а как он пошел из Орды к Москв е с казаками, и на Москв е хотел женитца на руской, и бояря де ево не женили, а как бы де ево женили, так бы де хорошо было, а взять было ему у болшова боярина, а, женясь бы, пошел в свою белогородцкую орду, а в белогородцкой де орде все ево знают, и оттоле б послал ангелов, а как де на Москв е живет дым (?), и ангели де не терпят, чтобы неверных не было…
https://www.youtube.com/watch?v=1Hwyw0jJGds
а ныне на Москве два цари Ива н Алексеевич, Пет р Алексеевич, а ему де Москвою не владеть, а грамоте и писать он руским и иными языки умеет, а ныне де писать он не станет для того, что не видит.»
Впоследствии выяснилось, что «сын Ивана Грозного» был родом из Белгорода и уже на протяжении многих лет странствовал по России, переходя из города в город, из монастыря в монастырь, пока наконец не был арестован в Вязьме , откуда тамошний воевода и отослал его в Москву. Дальнейшая его судьба была счастливее…он был признан безумным и отправлен в ростовский Авраамиев монастырь.
Несмотря на то, что весь рассказ белгородского «сына царя Ивана Васильевича» в значительной степени, безусловно, являлся плодом его больной фантазии, так что даже скорые на расправу служащие Разрядного приказ а признали его сумасшедшим, его общая структура практически полностью соответствует традиционным представлениям о «правильном» поведении «истинного» царя (царевича). Отличительной особенностью данной истории является акцент на религиозных и мифологических сюжетах, что, впрочем, также вполне вписывается в общую самозванческую канву. Действительно, сначала самозванец провозглашает себя лицом, принадлежащим к царскому роду (правда, отождествление себя в конце XVII в. с сыном Ивана Грозного Иваном, убитым отцом в 1582 г., выглядит совершенно абсурдным). Далее , обращает на себя внимание неприязнь самозваного «царевича» к боярам, которые в его повествовании почему-то не дают ему жениться, — мотив, также так или иначе свойственный многим известным нам самозванцам…
Еще один характерный сюжет — писание «царевичем» грамот. В одном случае он скорее всего подтверждал в них свое высокое происхождение и пытался убедить в этом потенциальных подданных (правда, промежуточная инстанция выглядит довольно странной — ангелы).
В другом — он рассылал по разным городам грамоты с приказаниями, чтобы там «крестились все до малого» (рассылка самозванцем грамот по городам — тоже широко распространенный мотив, своеобразна только цель «царевича Ивашки» : «управить веру»)…неслучайно также, очевидно, наряду с ангелами, в роли посредников этого самозванца выступают казаки.
В целом, помимо общего налета абсурдности, собственно все уникальные черты истории, поведанной в
расспросе белгородским «царевичем», связаны с его претензиями на общение с потусторонним миром, ангелами, небесами и т.п.
Поэтому это дело в полной мере принадлежит богатой истории русского самозванчества и может служить с известными поправками на особенности главного действующего лица достаточно адекватным источником для понимания этого явления.
Цит. по: П.В. Лукин. Народные представления о государственной власти в России XVII.
Источник: https://historicaldis.ru/blog/43844995399/prev
Народные промыслы. Холмогорская резная кость. — ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ — медиаплатформа МирТесен
Художественная обработка кости относится к древнейшим видам народного декоративного искусства.
Холмогорская резная кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.
Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска.
Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения.
Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.
Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни.
Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости.
Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.
В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.
- Ларец-теремок
Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ
Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа В окружении зверей. На крышке — сцена «Суд царя Соломона».
Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705). Рельефы дополнены гравированными текстами.
- Ларчик
Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века
Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5×8,4. ГИМЛарчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки.
Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементам!
- Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь»
Архангельская губерния. 1760—1780-е Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 8×12,6. ГИМ
Гребень «Кружевница»
Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 6.5×10,8. ГИМАлександр Македонский изображен в шлеме, с копьем в руке. За ним — всадники с копьями и трубач. Напротив — войско во главе с индийским царем, на голове которого высокая шапка с пером.
Изображение скопировано с редкой лубочной картинки, где сюжет разъясняли тексты. Кружевница в народном костюме плетет кружево с помощью коклюшек. На обороте гребня вырезано изображение охотника с собаками, стреляющего в птиц. Там же помещен вензель владелицы.
- Шкатулка для гребня
- Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска 4x16x14. ГИМНа крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки Орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом
- Ларчик-подголовник
- Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска
- Коробочка «Суд царя Соломона»
Москва (?). Вторая половина XVIII века Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка 3x9x5,6. гам
Коробочка «Курильщики»Архангельская губерния. 1760—1770-еМоржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, Гравировка 2,5x8x5.Коробочка-туфелькаАрхангельская губерния. 1760—1770-еМоржовый клык, металл Объемная, ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка 3×8,7×2. ГИМКоробочка-яйцоАрхангельская губерния.
1760—177()-е Моржовый клык Токарная, ажурная резьба, гравировка Высота 6; диаметр 4,2. ГИМВ коробочке «Суд царя Соломона» резьба в невысоком рельефе на стенках и дне создает таинственное внутреннее пространство, что обогащает впечатление от предмета.
Коробочка-туфелька вырезана модного фасона, с байтом и пряжкой, на каблучке, подбитом гвоздиками. В ней модница держала «мушки» — маленькие кружочки из ткани, которые, по старинной моде, приклеивали налицо, плечи, грудь в виде родинки.Пасхальные яйца-коробочки имели разные размеры: с голубиное, куриное, лебединое яйцо.
По традиции их украшали Холмогорскими завитками-раковинками
- Шахматы так называемого абстрактного типа: ферзь, король, конь
- Архангельская губерния
Середина XVIII века. Бивень мамонта. Токарная резьба, цветная гравировкаШахматы так называемого смешанного типа: пешка, конь, король, ладья, слонАрхангельская губернияВторая половина — конец XVIII векаМоржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировкаРусские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.
- Шахматы изобразительного типа
Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4×1,5×1. ГИМ
Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.
- Костяные кубки с крышками
- Кубок с портретом императрицы Елизаветы
Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка Высота 29,5; диаметр основания 9,5Мастерская Дудина Осипа ХристофоровичаКубок с портретами великого князя Павла Петровича,великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины IIСанкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска Высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМС середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.
- Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны
Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска, обивка 11,3×11; 11,3×11. гам
Ларец-теремок свадебныйАрхангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, обивка 21,3×37,7×33.
ГИМСтенки и крышка свадебного ларца украшены многочисленными ажурными пластинками, орнаментальными поясами пяти видов, с гравировкой
- Цепь ордена Андрея Первозванного
Архангельск (?).
1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМЦепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней. При ее создании резчик продемонстрировал виртуозное владение техникой ажурной резьбы.
Возможно, цепь была сделана к посещению императором Архангельска в 1812 году, но время не сохранило об этом никаких свидетельств. Храмовые иконы этого т отличаются красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления Их собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску.
- Резчик Бобрецов Михаил НикитичИкона «Распятие с предстоящими»
- Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага
Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ
- Резчик Шарыпина Устинья Семеновна (род. 1918)Рамка для фото «Животный мир»
- Моржовый клык Ажурная резьба 13,5×10,5 Музей Ломоносова
Резчик Синькова Мария Петровна (род. 1920)Кубок «Север»Мамонтовая кость Высота 25; диаметр 9,5Резчик Тышова А.Н.Рамка для фото «Поездка»Мамонтовая кость
- Буторин Николай Дмитриевич (род.
1934), заслуженный художник РФВаза «Баллада о Севере»
- Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 26,5×9,6×8
Кубок «Лесные мотивы». 1977Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба 23,5×12,2×9,5Штанг Анатолий Егорович (1915-1983)Настольное украшение «Северные мотивы».
1978Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба 11,5 х 50,5
Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФВаза «Океан». 1983
Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 28,5×10,8 АОМИИ
Штанг Петр Петрович (род. 1922)Ларчик «Сын помора». 1987
Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка 24×10,4×16,4 Музей Ломоносова
Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М. В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX веке. На крышке ларца — фигурка юноши, сидящего с книгой, на скатах — рельефные изображения северных пейзажей и виды Санкт-Петербурга, где работал и жил выдающийся ученый
Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род.
1962)Ларец «Петр 1». 1981Кость Ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка 16,5×10,4×10,4 АОМИИС именем Петра 1 связано строительство парусного флота на верфях Вавчуги, что на правом берегу Двины, напротив Курострова. Поэтому на холмогорских шкатулках и кубках портреты Петра I всегда соседствуют с Изображениями кораблей.
Шубный С.А. (род. 1970)Вазочка «300 лет Санкт-Петербургу». 2003
Кость Ажурная, рельефная резьба 24×5. Собственность автора
И.В.ХабаровКоробочкаКость Ажурная, рельефная резьба. Собственность автораНовоселова Алла Юрьевна (род. 1956)Кубок «Петровский флот». 2003Кость Ажурная, рельефная резьба 28x6x5,5 Собственность автора
Гурьев Александр Степанович (1929-1990)Коробочка-репка. 1978Кость Ажурная резьба 8,5×10,5 АОМИИВаза «Завиток». 1980Кость Ажурная резьба 20×15 Музей Ломоносова
Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФЛоток «Ветер». 1982Бивень мамонта Ажурная резьба 6x11x9 АОМИИОсипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФКолье-бусы «Каприз».
1996Бивень мамонта Ажурная резьба Длина 57Гагаричев Юрий Вениаминович (род. 1969)Украшение для волос «Розы». 2002Кость Ажурная, рельефная резьба 14,5x5x0,7 Собственность автораГурьева Э.Л.Броши «Цветы»Буторин Михаил Николаевич (род. 1969)Туалетная коробочка «Тюльпаны».
1996Зуб кашалота. Ажурная резьба 8,5×5,7×3,9 Частное собрание
Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФЛарец «Весенняя песня». 1989Кость. Ажурная, рельефная резьба, тонировка. 24x17x24. Музей Ломоносова
Осипов Геннадий Федорович (род. 1945), заслуженный художник РФКоробочка-репка. 1995Бивень мамонта. Ажурная резьба 5,8×5 Частное собраниеКоробочка «Птица». 1995Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьба 12,8×7,2×4,3. АОМИИТуалетная коробочка «Птицы».
2001Кость, моржовый клык. Ажурная резьба 6x5x3,8 Частное собраниеНож «Фантазия». 2003Кость. Ажурная, рельефная резьба 23,5×3,5×3 Частное собраниеНоркин Валерий Владимирович (род. 1975)Нож для разрезания бумаги.
2002 КостьАжурная, рельефная резьба 23,5×3,5×3 Собственность автора
Ставец «Всем святым»Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьбаМироносица «Помоги земле русской». 1992Бивень мамонта Ажурная, рельефная, объемная резьбаКубок «Великий Новгород». 1984Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 23,5×10,8 АОМИИ
Зачиняев Николай ИвановичИкона «Богоматерь Казанская». 1996Бивень мамонта, кость Ажурная, рельефная резьба 22×15 Коллекция Джона Вуда (США)Федухина Ольга Валериевна (род. 1966)Панагия. 2002Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба Диаметр 11,4 собственность автора
Ватлин Василий Тимофеевич (род.1956)Брошь «Птица». 1996Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 5×4 Музей ЛомоносоваГребень «В райском саду». 1986Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 11,5×11,5 Музей ЛомоносоваГребень «Радость». 1995Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 9,5 х 6,5 Музей ЛомоносоваГребень «Ажурный». 1996Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 9×6,7 Музей Ломоносова
Мальгин Александр Анатольевич (род.1979)Вазочки «Охота». 2002Кость, дерево Ажурная, рельефная резьба 13x9x5 Собственность автораГурьев Алексей Александрович (род. 1962)Настольное украшение «Охота на кабана». 2003Зуб кашалота Ажурная, объемная резьба 16,5x7x4 Коллекция Джона Вуда (США)
Тема охоты — одна из Наиболее Популярных и современном Холмогорском искусстве. Мастера обращаются как к местной художественной традиции, так и к европейским образцам.
Чернаков Вячеслав Валентинович (род. 1974)Скульптура «С медвежонком». 1998Бивень слона Объемная резьба 5×1,5×2 Собственность автораЧернакова Галина Михайловна (род. 1951)Брелоки «Мужички». 2003Зуб кашалотаВазочка «В малиннике». 1987Кость Цветная гравировка 8,3×5,4×3,9. АОМИИ
Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970)Шахматы. 1994Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка Доска: 48×45,5×9,5 Фигуры: 9 х 3; 6,5 х 3 Собственность автора
Скульптура «Петр 1 — победитель шведов»
Санкт-Петербург (?). 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань
Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМПетр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М.
Фальконе (1782) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709): Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке.
- Икона «Димитрий, митрополит Ростовский»
- Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 11,5×9,5×0,5. ГИМ
- Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ»
Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага.
Токарная, ажурная, объемная резьба, обивка, гнутье, оклейка 7,5x29x15,8.
ГИМКость редко использовали для Изготовления Чернильных принадлежностей, поэтому заказной чернильный набор, Состоящий из подставок для стеклянных флаконов с чернилами и песком, а также из коробочки для перочистки, является по-своему уникальным. Его отличает чистота Выполнения орнаментов, высокое мастерство ажурной резьбы.
https://yahonti.ucoz.ru
Источник: https://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43170670556/Narodnyie-promyislyi.-Holmogorskaya-reznaya-kost.
Холмогорская резьба по кости
Этой статьей мы открываем цикл публикаций о художественных промыслах, которыми славится наша страна.
Вы узнаете, как создаются удивительные вещи, традиции изготовления которых передаются веками из поколения в поколение, сможете полюбоваться лучшими произведениями народного искусства, а, возможно, и откроете для себя новое увлекательное хобби.
Наш первый рассказ – о холмогорской резьбе по кости. Этот промысел процветает на Русском Севере уже более трехсот лет и постоянно обогащается новыми сюжетами и художественными приемами.
Зарождение традиций создания удивительного костяного кружева относится к периоду расцвета Холмогор, ставших к концу XVII века крупным торговым и иконописным центром. Обитатели побережья Белого моря – поморы – издавна промышляли добычей морского зверя, и рано поняли прекрасные свойства природного материала – моржовой кости. Попадалась им и ископаемая кость мамонта.
Хотя попытки художников того времени изобразить вымершего зверя вызывают сегодня лишь улыбку, сам материал, в особенности бивни, люди ценили и умели обрабатывать с глубокой древности.
На изделия «для народа» шла так называемая «простая кость» — цевка крупного рогатого скота, которая также позволяла выполнять тонкую резьбу, а, будучи затонированной природными красителями, мало уступала мамонтовой в красоте оттенков.
Для первого этапа развития этого северного искусства характерны религиозные сюжеты, выполненные в технике объемной скульптуры, накладной резьбы или гравировки и имеющие много общего с традициями северной иконописи.
На рубеже XVIII-XIX веков мастера дают волю своей фантазии: из кости начинают рождаться причудливые растительные орнаменты, портреты исторических деятелей и даже многофигурные жанровые композиции.
Появление ручных лобзиков с тонкими пилками позволило создавать настоящее кружево, которое делали одновременно более выразительным и прочным, подкладывая под резьбу бархат, цветную фольгу или наклеивая на основу из ценных пород дерева.
В советское время косторезные традиции удалось сохранить, однако многие изделия получили идеологическую подоплеку: религиозные сюжеты ушли, а в искусный растительный орнамент начала вплетаться советская атрибутика и коммунистические лозунги.
Сегодняшние мастера обрели настоящую свободу в выборе сюжетов: они одновременно обращаются к древним традициям и экспериментируют с новыми техниками и мотивами. Например, широко распространены в современной холмогорской резьбе мотивы русской истории, анималистическая пластика или сценки быта коренных народов Севера.
Кость – неоднородный по структуре и сложный по форме материал. Чтобы увидеть в заготовке законченное изделие, нужно обладать немалым опытом. Например, внутренняя, губчатая часть кости непригодна для резьбы, и удаляется еще до создания заготовки.
Затем материал необходимо выварить несколько часов в растворе соды, чтобы избавиться от жира и пятен, оставив только твердую основу. В этом этапе нет необходимости только при резьбе из самого ценного и благородного материала – бивня или кости мамонта, в котором за проведенные в земле тысячелетия практически не осталось органических примесей.
После того, как кость подготовлена, художник создает заготовки разнообразной формы – цилиндры, тонкие пластины или стержни.
Древнейший инструмент для распиловки кости – лучковая пила, оставшаяся кое-где в ходу и у современных мастеров. Тонкое полотно туго натягивается на деревянную раму, как тетива лука.
В отличие от простой ножовки, лучковая пила позволяет делать пропилы сложной конфигурации, глубина которых ограничена лишь высотой рамы. Регулируя силу натяжения полотна и чувствуя руками материал, мастер может справиться с хрупкой заготовкой неоднородной структуры.
Отрезные станки так и не вытеснили полностью это древний инструмент: размеры костяных изделий, как правило, невелики, и при создании заготовок требуется не столько скорость, сколько высокая точность.
Кроме того, лучковая пила проста в изготовлении: резчик может самостоятельно сделать инструмент, форма и размеры которого идеально соответствуют его задачам.
Контурная резьба, или гравировка по кости, выполняется с помощью гравировальных резцов – штихелей с наконечниками из твердого сплава разнообразной формы и ширины. Чтобы подчеркнуть линии резьбы и сделать их более выразительными, в бороздки обычно затирается краситель.
Многие холмогорские мастера не ограничиваются единственным черным цветом, а создают на полированной поверхности сложные многоцветные композиции. Несмотря на кажущуюся простоту (по сравнению с объемной или ажурной резьбой), эта техника создает впечатляющий эффект и в то же время позволяет максимально сохранить красоту и естественную форму самого материала.
Особенно часто в этой технике режут картины по моржовому клыку или зубу кашалота.
Пожалуй, единственный вид резьбы, где электрический инструмент почти вытеснил ручной – это объемная скульптура. Здесь мастера применяют бормашины с разнообразными насадками.
Сначала от подходящей по размеру и форме заготовки стамеской отделяют все неоднородные места и трещины, а затем, глядя на объемную модель, с помощью грубых насадок ей придают приблизительную форму.
На следующем этапе заготовка шлифуется, и на ней карандашом намечаются контуры будущих мелких деталей, которые затем углубляются тонкой острой насадкой и прорабатываются фрезами-шариками различного диаметра.
Следующий этап – практически ювелирный: миниатюрными резцами или ручными штихелями создается тонкая фактура — шерсть на шкуре животного, чешуя на фигурке рыбы или сетка прожилок на лепестках и листьях цветов. Отдельные элементы скульптуры могут выполняться из других материалов (ценных пород дерева, натурального камня или кости других оттенков) и соединяться в готовую композицию. Финальный этап – полировка готового изделия – выполняется, как правило, на станке.
Тончайшее костяное кружево, которым особенно славятся работы холмогорских и архангельских мастеров, выполняется преимущественно единственным инструментом – ручным лобзиком.
Такие изделия редко производятся из цельной заготовки: их обыкновенно собирают из множества небольших пластинок, с ювелирной точностью подогнанных друг к другу.
Затем миниатюрными надфилями мастер сглаживает неровности резьбы, а каждому элементу готового прорезного орнамента вручную придает объем с помощью тонких резцов.
Попробовать собственные силы в резьбе по кости не так сложно, как кажется. Кость – достаточно мягкий и податливый материал. Для работы с ней вам не потребуется значительных физических усилий, а только точность, внимательность и художественный вкус.
Конечно, позволить себе работать с дорогостоящей мамонтовой или моржовой костью может лишь по-настоящему опытный мастер, но материал для первых экспериментов вполне можно купить на любом рынке.
А, скорее всего, и покупать ничего не придется: большинство трубчатых костей, которые вы выбрасываете во время приготовления мясных блюд, вполне подходят для работы.
- Фотографии сделаны автором в музеях Архангельска
- Присоединяйся к нашим группам в социальных сетях!
Источник: https://blog.shoppinglive.ru/spetsproektyi/holmogorskaya-rezba-po-kosti/