Свечечка — краткое содержание рассказа казакова

Слайд 1Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

Конкурс учителей литературы «Виктория» Творчество Ю.П. Казакова «Пока горит свеча…» По рассказу Ю.П. Казакова «Свечечка» Работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №15 города Балашова Кудряшовой Сании Касымовны Октябрь 2010

Слайд 2Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

Портрет Казакова Ю.П.

Слайд 3Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

Пока горит свеча Пока горит свеча Бывают дни, когда опустишь руки, И нет ни слов, ни музыки, ни сил. В такие дни я был с собой в разлуке И никого помочь мне не просил. И я хотел идти куда попало, Закрыть свой дом и не найти ключа, Но верил я – не все еще пропало, Пока не меркнет свет, Пока горит свеча. А.В. Макаревич

Слайд 4Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

Живут, Живут, С эпохою не ссорясь, Святым трудом Мои печаль, Любовь И совесть – Отец и дом. В. Костров

Слайд 5Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

Северный интерьер. Северный интерьер. Н.М. Ромадин. 1966

Слайд 6Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

Ещё в феврале 1963 года Казаков записал в дневнике: «Написать рассказ о малыше… Я и он. Я в нём. Я думал, как он думает. 30 лет назад я был такой же. Те же вещи». Ещё в феврале 1963 года Казаков записал в дневнике: «Написать рассказ о малыше… Я и он. Я в нём. Я думал, как он думает. 30 лет назад я был такой же. Те же вещи».

Слайд 7Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

«…Я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в своё детство», — вот что скажет тебе твой дом». «…Я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в своё детство», — вот что скажет тебе твой дом».

Слайд 8Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

«Дом» – это и ключевое слово в рассказе, и слово-образ: тепло, свет, жизнь.

Слайд 9Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

«Вот настанет время, ты вернешься в старый наш дом…» «Вот настанет время, ты вернешься в старый наш дом…»

Слайд 10Свечечка - краткое содержание рассказа КазаковаОписание слайда:

У славян свеча – аналог человеческой жизни, души. У славян свеча – аналог человеческой жизни, души. У христиан свеча – божественный свет, символ веры, духовной радости, освещённой любовью.

Слайд 11Описание слайда:

Северная часовня. Северная часовня. В. Попков. 1972

Слайд 12Описание слайда:

Пока горит свеча, пока в душе человека есть место теплу, доброте, любви, духовному свету, связь поколений не прервётся никогда! Пока горит свеча, пока в душе человека есть место теплу, доброте, любви, духовному свету, связь поколений не прервётся никогда!

Слайд 13Описание слайда:

Просто-напросто книга, Просто-напросто книга, Обложка и титульный лист. Что-то вывел художник на них, До улыбки простое. И рассыпан все тот же знакомый внутри алфавит. И прохлада страниц. В. Костров

Слайд 14Описание слайда:

Литература Литература 1. «Светильники надо беречь…» Н.В. Граблина. — Научно-методический журнал «Литература в школе». — С. – 24-27. — №9. – 2010. 2. Русская проза второй половины ХХ века. Том 1. – М.: Дрофа, 2002.

3. https://mirpesen.com/ru/andrej-makarevich/poka-gorit-svecha.html 4. https://www.foxdesign.ru/aphorism/book/b_zap05.html 5. https://magazines.russ.ru/authors/k/vkostrov/ 6. https://sovietart.net/poetry/poet16.htm

Источник: https://myslide.ru/presentation/konkurs-uchiteley-literatury-viktoriya-tvorchestvo-yu-p-kazakova-poka-gorit-svecha-po-rasskazu-yu-p-kazakova-svechechka-rabota-u

Изучаем рассказ Юрия Казакова «Запах хлеба»

14 декабря 2019 Просмотров: 3432 Свечечка - краткое содержание рассказа Казакова

В 9 классе проводим урок-размышление по рассказу Юрия Казакова «Запах хлеба».

Мишустина Вера Викторовна

Тема урока: «Где наше родное и близкое? Где наши духовные ценности?»

Тип урока: урок углублённой работы над текстом произведения.

Цели урока:

  1. Совершенствовать навыки анализа художественного текста: определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в произведении.
  2. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приёмы технологии развития критического мышления.

Найти  ответы на проблемные  вопросы:

  1. Какие вечные духовно-нравственные проблемы затрагивает в произведении автор?
  2. В чём смысл названия  рассказа?
  • Задачи:
  • — личностные: вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к вдумчивому  чтению; проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; воспитывать лучшие  нравственные  качества: совестливость, ответственность, доброта, чувство долга, забота о близких;
  • — метапредметные: обучать умению отбирать материал текста для работы по теме урока; развивать навыки анализа текста; развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки работы со словарём; развивать монологическую и  диалогическую  речь;

— предметные: познакомиться с биографией Ю. Казакова, определить особенности стиля рассказов писателя; развивать умение объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя  их  примерами из текста; развивать умение формулировать проблемы, поднятые автором в произведении.

  1. Ожидаемые  результаты:
  2. — личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях;
  3. — коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками;
  4. — регулятивные: целеполагание, планирование;
  5. — метапредметные: работа с информацией из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, совершенствование читательских умений и культуры речи;
  6. — предметные: совершенствование навыков анализа текста,  умение объяснить термины  «психологизм», «несобственно-прямая речь».
  7. Технология: технология развития критического мышления.
  8. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет Ю. Казакова, различные издания произведений писателя, презентация, аудиозапись песни Я. Сумишевского «Мама», словари, бумага и фломастеры для составления кластера).

ХОД УРОКА

1. Мотивация к деятельности

Здравствуйте, ребята! Я хочу всем пожелать хорошего настроения. И  уверена, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом и радость новых открытий.  Вы готовы? Замечательно!

1) Обратите внимание на экран.Что вы видите? (слайд № 1: изображение хлеба, старушки-матери у крыльца деревенского дома)

2) О каком произведении мы будем сегодня говорить? (рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба»)

2. Актуализация знаний об авторе

— Как связаны между собой данные изображения? С чем у многих ассоциируется хлеб? (дом, мама, родители)

  • Подготовленный ученик читает стихотворение Розы Госман «Мамин хлеб» (слайд №2)
  • — Где, по-вашему, формируются наши духовные ценности, нравственные устои? (в семье)
  • — Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (предположения детей, тема выводится на экран) слайд № 3

— Вы прочитали рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба», только ли он о хлебе?

— Или в нём поднимаются еще другие, более глубокие проблемы?

— Какие цели мы сегодня поставим перед собой на уроке? На какие вопросы постараемся ответить? (слайд № 4)

Ответить на эти вопросы нам поможет писатель Юрий Павлович Казаков.

Сообщение  учащегося:

Юрий  Павлович Казаков родился 8  августа 1927  года в Москве  (в семье рабочего). Отец  и  мать  его – бывшие  крестьяне,  выходцы  из  Смоленской  губернии.

В школе в одном классе с Юрием  Казаковым учился музыкант,  который посещал ещё и музыкальную  школу, где занимался в классе  виолончели. Его одержимость музыкой повлияла и на Юрия Казакова.

С  пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала он играл на  виолончели, потом на контрабасе, так  как  пальцы были  не  очень  гибкими. В 1951 году Юрий Казаков окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу  контрабаса и сразу был принят в состав оркестра им. К.С.

Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Играл в джазовых  и  симфонических оркестрах.   

Между 1953 и 1954  годами его увлекает литературное творчество. Юрий  Казаков поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958 году.

С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы.

Первые же из них  принесли успех: «Арктур – гончий  пёс», «По  дороге», «Голубое и  зелёное», «Двое в декабре» и др. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова.

Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной  природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север. Особое отношение было у него именно к русскому Северу. Героями его рассказов были моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.

29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в  Москве.

— Юрий Павлович  Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы: как нужно жить? какими качествами нужно обладать? что лежит в основе человеческого поведения? что такое добро  и  зло?

Как правило, в основе рассказов Казакова лежит действительный  случай. Герои – люди обыкновенные, а не исключительные. Писатель сосредоточивает внимание на их нравственном состоянии в потоке повседневной жизни. Автора интересует обыденное сознание и его развитие, которое может привести или к нравственным вершинам, или к потере важнейших духовных ценностей.

  1. Рассмотрим, как это происходит в рассказе «Запах хлеба».
  2. 3. Осмысление произведения
  3. — Что включает в себя это понятие: духовные ценности? (работа со словарями по группам:
  4. 1 группа даёт толкование понятий «духовность», «ценность», «мораль», «нравственность», «чувство долга»;
  5. 2 группа подбирает синонимы, 3 группа – антонимы к словам (Душевность, родственность; важность, преимущество; нравственность, этика, закон; порядочность, добродетель; ответственность, сознательность).
  6. — Итак, обратимся к тексту рассказа.

— Какую телеграмму и когда получает Дуся? Случаен ли выбор писателем именно этой даты?

  • (1 января, не случаен. Герои отдыхают после встречи Нового года)
  • — Как она отнеслась к известию о смерти матери?
  • — Какие детали указывают на ее психологическое состояние, подтвердите текстом, какова роль художественной детали в тексте?
  • (побледнела, молча водила рукой по скатерти, как слепая, легла, вяло ходила по квартире, голова болела, не пошла в гости, было грустно, не могла плакать)
  • — Каким вырисовывается в памяти женщины образ её матери?
  • (плохо помнит, чужое лицо, тяжёлые тёмные руки)
  • — Почему лицо самого родного человека ей кажется чужим?
  • (не видела более 15 лет)
  • — Почему Дуся не поехала на похороны?
  • (холодно; барахло, наверное, растащили)

У Казакова зачастую авторское повествование переплетается с речью героини, её мужа, других персонажей. Так начало 2 главы «Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери.

Муж её работал хорошо, жили они в своё удовольствие, и Дуся стала ещё круглее и красивее»  – по форме является речью автора. Но слова «вовсе позабыла», «жили в своё удовольствие» указывают на речь Дуси и её мужа.

Это называется «несобственно-прямой речью».

— Для чего использует Казаков это приём? Как это характеризует героев рассказа?

(Герои сами себя разоблачают, данные слова подчёркивают мысль автора о том, что герои погрязли в заботе только о собственном  материальном благополучии. А по сути – заплатят за это очень дорогой ценой: забвением нравственных корней, потерей духовных ценностей, утратой душевности, порядочности. Сниженная разговорная лексика героев: барахло, растащат, башка, валяй и др.)

Так вот – героиня всё же едет в деревню.

— Зачем? Что ее подтолкнуло?

  1. (письмо племянника Миши, остался дом, значит, можно продать и получить за него деньги!)
  2. — Какой предстала перед Дусей деревня?
  3. (родные поля, пообстроилась, перемены не понравились, многие её узнавали, а Дуся нет)
  4. — Почему героине не понравились перемены, почему Дуся не узнавала бывших односельчан?
  5. (было неприятно, что без неё деревня не угасла, а наоборот, расстроилась, живёт своей полноценной жизнью)
  6. — Чем занималась героиня в деревне?
  7. (продавала вещи, затем дом) Слайды № 5,6

Казаков называл свой особый взгляд на героя «осмыслением самого себя», что означало раскрытие внутреннего мира персонажа через анализ его мыслей и чувств. Это позволяет говорить о психологизме произведений писателя. Часто поведение героев  не зависит от воли и желания персонажа, а проявляется неожиданно, вызывается эмоциями, которые возникают под влиянием ассоциаций.

Читайте также:  Балета корсар - краткое содержание

— Какие чувства и ассоциации нахлынули на Дусю во время посещения ею родного дома? Какие детали говорят об этом?

(дом имел нежилой вид, но пахло хлебом; у Дуси забилось сердце;икона на стене; открыла сундук – запахло матерью)

— Почему всё это кажется героине сном? Слайд № 7

— А что же было дальше? Ведь у Казакова подсознательные душевные движения человека раскрываются через их ощущение неудовлетворённости собой, тоску, смутное беспокойство, стыд.

— Что произошло с героиней на кладбище? Какой пейзаж рисуется в этом эпизоде? как он помогает понять внутреннее состояние героини?

(день «было замглился», «посоловел», позже тучи разошлись, но в той стороне, куда шли Дуся с Мишей висела гряда облаков)

(на кладбище Дуся сначала побледнела, будто нож всадили ей под грудь, потом «чёрная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась…) Слайд № 8

Что интересно: осмысление себя в рассказах Казакова происходит у героев вне городской суеты, на лоне природы. В воспоминаниях отражается прошлая духовная жизнь человека, и эти эмоции дают толчок его душевным процессам в настоящем. Вот и на Дусю нахлынула жуткая тоска по матери, осознание невыполненного дочернего долга, утраты очень близкого и дорогого!!!

  • — В каком настроении покидает деревню героиня?
  • (была весела и ровна)
  • — С какой целью автор в конце рассказа говорит о том, что в доме матери-старухи вымыли полы, привезли вещи и стали жить новые люди?
  • (дом ожил, может, новые жители будут  добрее и внимательнее к нему, с уважением и благодарностью вспоминать умершую хозяйку)
  • Казаков избегает авторских дополнительных объяснений и рассчитывает на работу читательской мысли, заставляет нас додумывать, сопереживать.
  • 4. Рефлексия

В этом писатель продолжает традиции поэтики А.П.Чехова.

  1. Вот и мы попробуем немного разобраться в задумке автора.
  2. — Как вы думаете, почему рассказ имеет такое название?
  3. (запах хлеба стал для героини, с одной стороны, символом дома, мамы, родины, а с другой стороны, осознанием утраты, одиночества)

Составление кластеров и их защита: 1 группа – образ Дуси, 2 группа – родной дом, 3 группа – проблемы, поднятые автором в рассказе. У учащихся на столах лежат бумага, фломастеры.

  • ( 1 – равнодушие, безответственность, позднее раскаяние, отсутствие чувства долга, бездушие; 2 – мама, хлеб, уют, тепло, любовь, доброта, душевность, 3 – утрата связи с отчим домом, забвение матери, одиночество, распавшиеся человеческие  связи, духовные ценности, чувство долга)
  • Звучит песня в исполнении Ярослава Сумишевского «Мама»
  • Необходимо слушать зов собственного сердца, ведь оно хранит светлые и тёплые воспоминания о самом дорогом на земле: маме, доме, малой родине.

«Запах хлеба» – рассказ, в котором ставятся сложные проблемы человеческой психологии, раскрываются внутренние мотивы поведения. Благодаря точной психологической обрисовке характеров читатель может представить жизнь героев в будущем, предположить, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

5. Домашнее задание на выбор:

1. Прочитать и проанализировать рассказы Ю.Казакова «Свечечка», «Осень в дубовых лесах», «Плачу и рыдаю…» – один на выбор

2.Сочинение-рассуждение на вопрос темы урока «Где наше близкое и родное? Где наши духовные ценности?»

3. Сочинение на тему «Жизнь Дуси после поездки на родину»

Конспект урока в табличной форме

Источник: https://umoslovo.ru/index.php/uroki-literatury/477-izuchaem-rasskaz-yuriya-kazakova-zapakh-khleba

Презентация на тему: Светильники надо беречь…(по рассказу Ю.П. Казакова «Свечечка»)

Свечечка - краткое содержание рассказа Казакова Описание слайда:

Светильники надо беречь…(по рассказу Ю.П. Казакова «Свечечка»)

Описание слайда:

Я из моего детства.А. Экзюпери

Описание слайда:

Ночь. Ни звезды, ни месяца.Ни вспышки, ни луча.Но светит, светит, светитсяСтаринная свеча.Ползет тревога ложная – Смети её, смети!Гори, моя надежная,Не потухай, свети!М. Дудин

Описание слайда:

Его маленькие рассказы «вернули к жизни замороженную, окостеневшую от страха и штампов советскую литературу».

Описание слайда:

Юрий Павлович Казаков (1927–1982).

Описание слайда:

Казаков записал в своём дневнике: «Написать рассказ о малыше полтора года. Я и он. Я в нём. Я думал, как он думает. 30 лет назад я был такой же. Те же вещи».

Описание слайда:

Свечечка – существительное с эмоционально-окрашенным суффиксом.

Описание слайда:

Свечечка — незаметный, робкий, колеблющийся свет; трепетное, незащищенное от малейшего дуновения ветерка пламя; надежда, сокровенные думы, бессонница, молитва, благодарение, скорбь, радость, тишина, благодать, человеческая жизнь, мгновение, хрупкость бытия.

Описание слайда:

Свеча символизирует: свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, краткостью своего существования — одинокую трепетную человеческую душу, мимолетность жизни, которую так легко погасить.

Описание слайда:

У христиан свеча – это божественный свет, сияющий в мире, символ веры, духовной радости, освещенной любовью.

Описание слайда:

Читаем первый абзац: «Такая тоска забрала меня вдруг в тот вечер, что не знал я, куда и деваться…»

Описание слайда:

светлое – детство, нежность, хрупкость, теплота, любовь, чистота, камин…;темное — вечер, страх, тревога, боязнь, расставание, утрата, грусть, тоска, предчувствие смерти…

Описание слайда:

«Мы были с тобой одни в нашем большом, светлом и теплом доме». «… у нас с тобой есть теплый дом и свет, и, вернувшись, мы растопим камин и будем смотреть огонь…»

Описание слайда:

Слово «дом» ключевое в рассказе. Уютный, светлый дом — то художественное пространство, в котором растет малыш и мучается от непонятной тоски взрослый человек.

Описание слайда:

«Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери,- а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете,- и дом примет тебя…»

Описание слайда:

«А за окнами дома уже стояла ноябрьская тьма, часто порывами налетал ветер, и тогда лес вокруг начинал шуметь печальным голым шумом».

Описание слайда:

«- Слушай, любишь ты позднюю осень? – спросил я у тебя. — Любишь! – машинально отвечал ты. — А я не люблю! – сказал я. – Ах, как не люблю я этой темноты, этих ранних сумерек, поздних рассветов и серых дней! «Все увядоша, яко трава, все погребишися…»

Описание слайда:

«Взрослому человеку надо стараться сохранить детские свойства души: широкие раскрытые на мир глаза, непосредственность, горячую на всё отзывчивость, чистоту помыслов, способность мечтать, доверчивость, ощущение окружающего мира как сказки, восхищение первооткрывателя мира, доброту ребячью». Виталий Бианки

Описание слайда:

Свеча, символизирует собой надежду, любовь, умиление, святость, чистоту. Образы ребёнка, свечечки и огонька в ночной тьме, на который наш герой когда-то вышел, заблудившись в северных лесах .

Описание слайда:

«Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их», — предупреждал Экзюпери.

Описание слайда:

Герой-рассказчик заключает своё повествование так: “И вспомнив этот давний случай, и думая о тебе, я почувствовал вдруг, как мне стало весело, недавнюю тоску мою как рукой сняло и снова захотелось жить”

Описание слайда:

Тает стеариновая свечка,Жертвуя по капельке собой,Чтобы поддержать моё сердечко,Чтобы сохранить в душе любовь.И от этой жертвы неизбежнойНа душе становится светлей.И меня охватывает нежностьК маленькой помощнице моей. О. Желякова

Описание слайда:

«Незаконченное предложение — Этот рассказ Юрия Казакова нужно читать медленно, потому что …- «Свечечку» можно назвать пронзительным рассказом, так как …- Больше всего меня поразила мысль о том, что …Рассказ Ю. Казакова объединяет с философской сказкой Антуана Экзюпери «Маленький принц» то, что… Самое трогательное детское воспоминание, которое останется со мною навсегда, — это…

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/svetilniki-nado-berechpo-rasskazu-jup-kazakova-svechechka.html

Краткая биография Казаков Ю. П

КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927-1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии.

В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны.

Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960-1970-е годы.

Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке — сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951.

Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках.

Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т. ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт».

Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А. М.Горького.

Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы — Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур — гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур — гончий пес (1957), главными героями которых являются животные — сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур.

Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков — один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И. Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б. Зайцевым и Г.

Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал».

Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах.

Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях — например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север.

В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях — в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972-1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).

Герой прозы Казакова — человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.

Читайте также:  Характеристика и образ базарова в романе тургенева отцы и дети сочинение

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках — Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др.

Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К. Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А. Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках.

Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).

Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.

Свечечка - краткое содержание рассказа Казакова Загрузка…

Источник: https://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-kazakov-yu-p/

Свечечка

свечу в этом подсвечнике, подождал некоторое время, пока она получше разгорится, а потом медленно, шагами командора, подошел к твоей комнате и остановился перед дверью.

Ну, несомненно же ты слышал мои шаги, знал, зачем я подошел к твоей двери, видел свет свечи в щелочке между дверью и косяком, но терпеливо, весь напрягшись, ждал.

Наконец я торжественно, медленно стукнул тебе в дверь три раза: «Тук! Тук! Тук!» — тотчас услышал стремительный шорох, — ты вскочил, как пружинка, открыл дверь (кровать твоя стояла рядом с дверью) и выговорил нараспев:

  • — Све-е-ечечка!
  • Озаренный свечой, ты сиял, светился, глаза твои, цвета весеннего неба, лучились, ушки пламенели, взлохмаченный пух белых волосиков нимбом окружал твою голову, и мне на миг показалось, что ты прозрачен, что не только спереди, но и сзади ты освещен свечой.
  • «Да ты сам свечечка!» — подумал я и сказал:

— Ну! Давай!

— Это… это… — заторопился ты, трогая пальцем подставку, подсвечничек!

— Так. Дальше?

— Это животик…

— Э, братец кролик, ты уж не перескакивай, давай по порядку!

— Знаешь, знаешь! — заспешил ты, торопясь поскорее добраться до главного. — Подсвечничек, потом ножки, потом штанишки и уже животик… Потом головка… шапочка…

— Опять пропустил! — напомнил я

— Щечки, носик… — спохватился ты. — Потом шапочка, а это… это… — запнулся ты, не зная, как назвать шандал, укрепленный на треуголке, это — такая штучка…

И вот наконец главное!

— Све-е-ечечка го-ли-и-ит! — с упоением протянул ты.

— Ну вот, — весело сказал я. — Вот и все. Теперь спать. Гаси свечку и бай, бай, — хорошо?

Еще несколько секунд глядел ты на огонь свечи своими огромными лучистыми глазами, и на лице твоем промелькнула некая таинственная тень, будто хотел ты остановить мгновенье, потом лицо твое опять просияло, ты вздохнул легко, дунул на свечку и, восторженно взбрыкнув ногами, бросился головой в подушку.

Укрыв тебя одеялом, погладив пушистые твои волосики, я вышел и стал ходить по столовой.

Я думал о тебе, и мне пришла вдруг на память поздняя осень на Севере и одинокие мои скитания. Однажды я возвращался с охоты вечером, и была такая же тьма, как и сегодня, вдобавок еще дождь моросил, и я заблудился. Отшагал за день я не меньше сорока километров, ружье и рюкзак казались мне до того тяжелыми, что готов был бросить их.

Я уж потерял всякую надежду выйти к жилью, но не это меня угнетало, хоть кругом на сотни километров были глухие леса! — а угнетало то, что все было мокро, под ногами чавкало, и не было никакой возможности развести костер, отдохнуть и обсушиться.

И вот далеко, как затухающая звезда в космосе, мелькнул мне во тьме желтый огонек. Я пошел на него. Еще не зная, что это — костер ли охотников, окошко ли лесного кордона, — я упорно шел к этому огоньку, скрывавшемуся иногда за стволами деревьев и снова показывавшемуся, и мне сразу стало хорошо: вообразились какие-то люди, разговоры, тепло, свет, жизнь…

И, вспомнив этот давний случай и думая о тебе, я почувствовал вдруг, как мне стало весело, недавнюю тоску мою как рукой сняло, и снова захотелось жить.

Гагра, декабрь 1973 г.

Источник: https://knigago.com/books/prose-all/prose-su-classics/18469-yuriy-kazakov-svechechka/?p=6

Свечечка читать онлайн, Юрий Казаков

Такая тоска забрала меня вдруг в тот вечер, что не знал я, куда и деваться — хоть вешайся!

Мы были с тобой одни в нашем большом, светлом и теплом доме. А за окнами давно уже стояла ноябрьская тьма, часто порывами налетал ветер, и тогда лес вокруг дома начинал шуметь печальным голым шумом.

Я вышел на крыльцо поглядеть, нет ли дождя…

Дождя не было.

Тогда мы с тобой оделись потеплее и пошли гулять.

Но сначала я хочу сказать тебе о твоей страсти. А страсть тогда была у тебя одна: автомашины! Ты ни о чем не мог думать в те дни, кроме как об автомашинах.

Было их у тебя дюжины две — от самого большого деревянного самосвала, в который ты любил садиться, подобрав ноги, и я возил тебя в нем по комнатам, — до крошечной пластмассовой машинки, величиной со спичечный коробок.

Ты и спать ложился с машиной и долго катал ее по одеялу и подушке, пока не засыпал…

Так вот, когда вошли мы в аспидную черноту ноябрьского вечера, ты, конечно, крепко держал в руке маленький пластмассовый автомобильчик.

Медленно, еле угадывая во тьме дорожку, пошли мы к воротам. Кусты с обеих сторон, сильно наклонившиеся под тяжестью недавнего снега, который потом растаял, касались наших лиц и рук, и прикосновения эти напоминали уже навсегда невозвратное для нас с тобой время, когда они цвели и были мокры по утрам от росы.

Поравнявшись с другим нашим домом, в котором был гараж, ты вдруг побежал к гаражу и взялся за замок.

— Хочешь кататься на настоящей машине! — сказал ты.

— Что ты, милый! — возразил я. — Теперь поздно, скоро спать… А потом куда же мы поедем?

— Поедем… поедем… — ты запнулся, перебирая в уме места, куда бы мы могли поехать. — В Москву!

— Ну — в Москву! — сказал я. — Зачем нам Москва? Там шумно, сыро, а потом это ведь так далеко!

— Хочешь далеко! — упрямо возразил ты.

— Ладно, — согласился я, — поедем, но только через три дня. Зато я тебе обещаю: завтра мы поедем с тобой в магазин, а теперь ведь мы вышли просто погулять? Давай руку…

Ты покорно вздохнул и вложил в мою руку свою маленькую теплую ладошку.

Выйдя за ворота и подумавши несколько, пошли мы с тобой направо. Ты шел впереди, весь сосредоточась на своем автомобильчике, и по твоим движениям, смутно различимым в темноте, я догадывался, что ты его катаешь то по одному, то по другому рукаву. Иногда, не выдержав, ты присаживался на корточки и катал свой автомобильчик уже по дороге.

Куда, в какие прекрасные края ехал ты в своем воображении? Я останавливался в ожидании, пока далекая твоя, неведомая мне дорога кончится, когда приедешь ты куда-нибудь и мы пойдем с тобой дальше.

— Слушай, любишь ты позднюю осень? — спросил я у тебя.

— Любишь! — машинально отвечал ты.

— А я не люблю! — сказал я. — Ах, как не люблю я этой темноты, этих ранних сумерек, поздних рассветов и серых дней! Все уведоша, яко трава, все погребишися… Понимаешь ты, о чем я говорю?

— Понимаешь! — тотчас откликнулся ты.

— Эх, малыш, ничего-то ты не понимаешь…

Давно ли было лето, давно ли всю ночь зеленовато горела заря, а солнце вставало чуть не в три часа утра? И лето, казалось, будет длиться вечность, а оно все убывало, убывало…

Оно прошло, как мгновенье, как один удар сердца. Впрочем, мгновенным оно было только для меня. Ведь чем ты старше, тем короче дни и страшнее тьма. А для тебя, может быть, это лето было как целая жизнь?

Но и ранняя осень хорошо: тихо светит солнце, по утрам туманы, стекла в доме запотевают — а как горели клены возле нашего дома, какие громадные багряные листья собирали мы с тобой!

А теперь вот и земля черна, и все умерло, и свет ушел, и как же хочется взмолиться: не уходи от меня, ибо горе близко и помочь мне некому! Понимаешь!

Ты молчал, мчась куда-то на своей машине, удаляясь от меня, как звезда. Ты так далеко уехал, что когда нам пришлось свернуть с тобой вбок по дороге и я свернул, но ты не свернул. Я догнал тебя, взял за плечо, повернул, и ты послушно пошел за мной: тебе все равно было, куда идти, ведь ты не шел, ты ехал!

— Впрочем, — продолжал я, — не обращай внимания, это мне просто тоскливо бывает такими ночами. А на самом деле, малыш, все на земле прекрасно — и ноябрь тоже! Ноябрь — как человек, который спит. Что ж, что темно, холодно и мертво — это просто кажется, а на самом деле все живет.

Вот когда-нибудь ты узнаешь, как прекрасно идти под дождем, в сапогах, поздней осенью, как тогда пахнет, и какие мокрые стволы у деревьев, и как хлопотливо перелетают по кустам птицы, оставшиеся у нас зимовать. Погоди, сделаем мы кормушку у тебя под окном, и станут к тебе прилетать разные синички, поползни, дятлы…

— Ну, а то, что деревья сегодня кажутся мертвыми, то это просто от моей тоски, а на самом деле они живы, они спят.

И откуда знать, почему нам так тоскливо в ноябре? Почему так жадно ездим мы на концерты, в гости друг к другу, почему так любим огни, лампы? Может быть, миллион лет назад люди тоже засыпали на зиму, как засыпают теперь медведи, барсуки и ежи, а теперь вот мы не спим?

А в общем, не беда, что темно! Ведь у нас с тобой есть теплый дом и свет, и, вернувшись, мы растопим камин и станем смотреть в огонь…

Вдруг словно мышь пробежала у меня по рукаву, потом по спине, потом по другому рукаву — это ты ехал уже по моей дубленке и, проехав какое-то воображаемое расстояние, опять побежал впереди.

— Ничего, — заговорил я снова, — скоро ляжет зазимок, станет светлее от снега, и тогда мы с тобой славно покатаемся на санках с горки.

Тут рядом с нами есть деревушка Глебово, вот туда мы и будем ходить, там такие хорошие горки — как раз для тебя! И станешь ты надевать шубку и валенки, и без варежек уже нельзя будет выходить на двор, а возвращаться ты будешь весь в снегу и входить в дом румяным с мороза…

Я оглянулся: сквозь голые деревья только один наш дом светил окнами в непроглядной тьме. С соседних дач все давно съехали, и они сиротливо и мертво отражали иногда своими стеклами свет редких неярких фонарей.

Читайте также:  Анализ стихотворения день брюсова

— Счастливый ты человек, Алеша, что есть у тебя дом! — вдруг неожиданно для самого себя сказал я. — Это, малыш, понимаешь, хорошо, когда есть у тебя дом, в котором ты вырос. Это уж на всю жизнь… Недаром есть такое выражение: отчий дом! Хотя не знаю, почему, например, не «материнский дом»? Как ты думаешь? Может, потому, что дома испокон веку строили или покупали мужики, мужчины, отцы?

Так вот, милый, у тебя-то есть дом, а у меня…

Не было никогда у меня отчего дома, малыш! А где я только не жил! В каких домах только не проходили мои дни — и в сторожках бакенщиков, и на лесных кордонах, и в таких, где и перегородки-то не до потолка, и в таких, которые топились по-черному, и в хороших старых домах, в которых и фарфор был, и рояли, и камины, и даже представь себе! — даже в замке пришлось пожить, в самом настоящем замке средневековом, далеко, во Франции, возле Сан-Рафаэля!

А там, братец ты мой, по углам и на лестницах стояли рыцарские доспехи, по стенам висели мечи и копья, с которыми еще крестоносцы ходили в свои походы, и вместо деревянных полов были каменные плиты, а камин в зале был такой, что быка целого можно в нем зажарить, а рвы кругом какие были, а подъемный мост на цепях, а башни по углам!..

И отовсюду приходилось мне уезжать, чтобы больше уж никогда туда не вернуться… Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома!

— Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке (погоди, милый, подрастешь ты, и повезу я тебя на Оку, и тогда ты сам увидишь, что это за река!).

Так вот, ехали мы с товарищем к нему домой, а не был он дома больше года.

До дома его было еще километров пятнадцать, а приятель уж стоял на носу, волновался и все показывал мне, все говорил: вот тут мы с отцом рыбу ловили, а вон там такая-то горка, а вон, видишь, речка впадает, а вон такой-то овраг…

А была весна, разлив, дебаркадеров еще не поставили, и поэтому, когда мы приехали, пароход наш просто ткнулся в берег. И сходни перебросили, и сошли мы на берег, а на берегу уж ждал отец моего приятеля, и тут же лошадь стояла, запряженная в телегу…

Вот ты все мчишься на своей автомашине и не знаешь даже, что куда лучше ехать на телеге или в санях по лесной или полевой дороге — смотришь по сторонам, думаешь о чем-то, и хорошо тебе, потому что чувствуешь всей душой, что все, что вокруг тебя, все это и есть твоя родина!

И взвалили мы все свои чемоданы и рюкзаки на телегу, а сами пошли на изволок, вверх по скату, по весеннему прозрачному лесу, и чем ближе подходили к дому, тем сильнее волновался мой приятель.

Еще бы! Ведь дом этот, малыш, строил дед моего товарища, и отец и мать прожили здесь всю жизнь, и товарищ мой тут родился и вырос.

И как только взошли мы в …

Источник: https://knigogid.ru/books/350491-svechechka/toread

Светильники надо беречь… (по рассказу Ю.П. Казакова «Свечечка») — презентация

1 Светильники надо беречь… (по рассказу Ю.П. Казакова «Свечечка»)

2 Я из моего детства. А. Экзюпери

3 Ночь. Ни звезды, ни месяца. Ни вспышки, ни луча. Но светит, светит, светится Старинная свеча. Ползет тревога ложная – Смети её, смети! Гори, моя надежная, Не потухай, свети! М. Дудин

4 Его маленькие рассказы «вернули к жизни замороженную, окостеневшую от страха и штампов советскую литературу».

5 Юрий Павлович Казаков (1927–1982).

6 Казаков записал в своём дневнике: « Написать рассказ о малыше полтора года. Я и он. Я в нём. Я думал, как он думает. 30 лет назад я был такой же. Те же вещи ».

  • 7 Свечечка – существительное с эмоционально- окрашенным суффиксом.
  • 8 незаметный, робкий, колеблющийся свет; трепетное, незащищенное от малейшего дуновения ветерка пламя; надежда, сокровенные думы, бессонница, молитва, благодарение, скорбь, радость, тишина, благодать, человеческая жизнь, мгновение, хрупкость бытия. Свечечка —
  • 9 Свеча символизирует: свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, краткостью своего существования — одинокую трепетную человеческую душу, мимолетность жизни, которую так легко погасить.
  • 10 У христиан свеча – это божественный свет, сияющий в мире, символ веры, духовной радости, освещенной любовью.
  • 11 Читаем первый абзац: «Такая тоска забрала меня вдруг в тот вечер, что не знал я, куда и деваться…»
  • 12 светлое – детство, нежность, хрупкость, теплота, любовь, чистота, камин…; темное — вечер, страх, тревога, боязнь, расставание, утрата, грусть, тоска, предчувствие смерти…
  • 13 « Мы были с тобой одни в нашем большом, светлом и теплом доме». «… у нас с тобой есть теплый дом и свет, и, вернувшись, мы растопим камин и будем смотреть огонь…»

14 Слово «дом» ключевое в рассказе. Уютный, светлый дом — то художественное пространство, в котором растет малыш и мучается от непонятной тоски взрослый человек.

  1. 15 « Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери,- а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете,- и дом примет тебя…»
  2. 16 «А за окнами дома уже стояла ноябрьская тьма, часто порывами налетал ветер, и тогда лес вокруг начинал шуметь печальным голым шумом».
  3. 17

18 «- Слушай, любишь ты позднюю осень? – спросил я у тебя. — Любишь! – машинально отвечал ты. — А я не люблю! – сказал я. – Ах, как не люблю я этой темноты, этих ранних сумерек, поздних рассветов и серых дней! «Все увядоша, яко трава, все погребишися…»

  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24 «Взрослому человеку надо стараться сохранить детские свойства души: широкие раскрытые на мир глаза, непосредственность, горячую на всё отзывчивость, чистоту помыслов, способность мечтать, доверчивость, ощущение окружающего мира как сказки, восхищение первооткрывателя мира, доброту ребячью». Виталий Бианки
  • 25

26 Свеча, символизирует собой надежду, любовь, умиление, святость, чистоту. Образы ребёнка, свечечки и огонька в ночной тьме, на который наш герой когда-то вышел, заблудившись в северных лесах.

27 «Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их», — предупреждал Экзюпери.

28 Герой-рассказчик заключает своё повествование так: И вспомнив этот давний случай, и думая о тебе, я почувствовал вдруг, как мне стало весело, недавнюю тоску мою как рукой сняло и снова захотелось жить

29 Тает стеариновая свечка, Жертвуя по капельке собой, Чтобы поддержать моё сердечко, Чтобы сохранить в душе любовь. И от этой жертвы неизбежной На душе становится светлей. И меня охватывает нежность К маленькой помощнице моей. О. Желякова

30 «Незаконченное предложение — Этот рассказ Юрия Казакова нужно читать медленно, потому что … — «Свечечку» можно назвать пронзительным рассказом, так как … — Больше всего меня поразила мысль о том, что … -Рассказ Ю. Казакова объединяет с философской сказкой Антуана Экзюпери «Маленький принц» то, что… — Самое трогательное детское воспоминание, которое останется со мною навсегда, — это…

31

Источник: https://www.myshared.ru/slide/86926/

Рассказы Юрия Казакова для детей: общая характеристика

Казаков Юрий Павлович (1927-1982) родился в Москве. Начал печататься с 1952 г. В 1958 г. окончил Литературный институт им. А.М. Горького, в том же году появились первые сборники его рассказов “Манька” и “Арктур — гончий пес”. Каждый из этих сборников определял основные направления в его творчестве.

В написанном в лирическом ключе рассказе “Манька” писатель наметил характерную для него линию, связанную с глубоким психологическим анализом героев.

За “Манькой” последовали приобретшие широкую известность рассказы “Трали-вали”, «Осень в дубовых лесах”, “Нестор и Кир”, “Адам и Ева”, “Двое в декабре”, “Свечечка”, “Во сне ты горько плакал” и др.

Сборником “Арктур — гончий пес” было положено начало работы писателя в детской литературе. Юрий Казаков охотно занимался детскими рассказами, он признавался, что “писать для ребят одно удовольствие”. Из восемнадцати прижизненных сборников рассказов Казакова шесть были адресованы детям. После смерти писателя изданы еще семь сборников его рассказов для детей.

В каждом сборнике детских рассказов Казакова присутствуют рассказы о животных.

В них участвуют медведи (“Тедди”, “Скрип-скрип”), собака (“Арктур — гончий пес”), кошка (“Лютый враг”), тюлень (“На Еловом ручье”), птица (“Тропики на печке”).

Аналогичные рассказы встречаются и в последующих его сборниках, некоторые из этих произведений стали известными совсем недавно (“Жадный Чик и кот Васька”, “Зачем мыши хвост”).

В рассказах “Никишкины тайны”, “Ночь”, “Оленьи рога” проявилась характерная для поэтики Юрия Казакова черта, когда при описании реальных и обыденных событий выдвигаются проблемы философского порядка, возникают раздумья автора о смысле человеческой жизни.

События в названных рассказах передаются через восприятие их детьми, подростками, тут же, как правило, присутствует образ автора-повествователя с его оценками происходящего. В детских рассказах, как и во всей лирической прозе Казакова, содержится немалый автобиографический материал.

Это проявилось в известном “Северном дневнике”, в неоконченной повести “Две ночи”, где в судьбе трех подростков, оказавшихся свидетелями, да и участниками героической обороны Москвы в грозные годы Великой Отечественной войны, четко прослеживается то личное, что было прожито тогда самим автором.

Произведения Казакова для детей отличаются глубиной гуманистического содержания, стремлением автора привить читателям любовь к родной природе, вызвать у них чувство ответственности за сохранность окружающего мира.

Детская проза Казакова глубоко оптимистична, утверждает радость жизни.

Писатель увлекает всех желающих в свою веселую страну Рукомару, заражает уверенностью, что такая страна счастья есть, и от этого легче и уверенней живется (“Путешествие в Рукомару”, 1963).

Как детский писатель Юрий Казаков следовал традициям русской классической литературы, а его детские рассказы имели общие черты с произведениями для детей, написанными И. Тургеневым, А. Чеховым, А. Куприным, И. Буниным, а также и писателями-современниками.

Не случайно рассказ “Арктур — гончий пес” автор посвятил М. Пришвину. Казаков как-то признался: “Как, в сущности, люблю я людей…” И это признание является подлинной правдой.

Рассказы Казакова для детей, порой приобретающие сказочный характер, вызывают у людей непреклонное желание жить и творить добро в тесном единстве с окружающей их природой.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/kazakov_ju_p/rasskazy_jurija_kazakova_dlja_detej_obshhaja_kharakteristika/67-1-0-1624

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]