Лирика Валерия Брюсова
Валерий Брюсов — поэт, драматург и журналист, родившийся 13 декабря 1873 года в Москве. Он происходил из купеческой семьи. С подросткового возраста юноша, вдохновленный Бодлером, Малларме и Верленом, знал, что будет поэтом. Относился к течению символистов, назвал это течение впервые «поэзией намеков».
Будучи кумиром Некрасова, Валерий позднее вступался за таких деятелей течения, как Максим Горький, любил акмеистов, переводил различные пьесы для постановок и подрабатывал в газете. Ему всегда была присуща выразительность в своих трудах, он часто пользовался метафорами и сравнениями, чтобы показать свои пристрастия.
Таким образом, Брюсов был человеком, который участвовал во многих жанрах и формах литературного творчества на протяжении всей своей жизни. В 1920 году вступил в коммунисты, поскольку поддерживал их настроения.
Символизм подразумевал под собой воспевание прекрасного, что, по мнению Брюсова, существовало в темах жизни и смерти. Его лирические герои то бесконечно радовались, то приходили в огромное уныние.
Иные стихи совмещали в себе наветы о любви к жизни и конечности существования. Стихотворение «Юному поэту» как раз можно отнести к такому типу размышлений.
История создания
Стихотворение «Юному поэту» было написано в 1896 году, на границе XIX и XX века.
В ту пору русский символизм стал набирать обороты: Зинаида Гиппиус со своим супругом Дмитрием Мережковским, Федор Сологуб, Александр Блок. С Блоком Валерий Брюсов состоял в обществе под названием «Академия».
Смысл названия, заключающийся в манифесте, который хочет оставить лирический герой молодому и неопытному творцу. Это такое наставление и посвящение в будущее всех тех, кто начинает свой нелегкий путь.
В плане имеются три пункта, на которых нужно сосредоточить особенное внимание:
- Темой стихотворения является будущее русской поэзии: Брюсов всегда считал себя хорошим поэтом, прекрасным журналистом и старался опередить всех своих коллег. Это очень важный факт из биографии, который помогает сделать разбор. По этой причине Валерий решил выявить для себя и читателя идеальные качества поэта: он должен быть «смотрящим в будущее», неким футуристом. Футуризм был одним из немногих течений, вызывающих в Валерии уважение.
- Идея стихотворения «Юному поэту» заключена в обеспокоенности автором будущим русской поэзии: на кого оставлять эстетизм русского слова? Символист живет в окружении прекрасных писателей и творцов, но что же дальше? Предчувствие скорого падения культуры модернисты ощущали все, и поэтому необходимо было предпринимать какие-либо решения по спасению культуры будущего.
- Композиционно-смысловая структура стихотворения «Юному поэту» заключается в делении труда на три части — «три завета», которые заканчиваются выводом: если пользоваться этими средствами, то получится идеальный результат. Размер стихотворения — четырехстопный дактиль.
Детальный разбор стихотворения
«Юноша бледный со взором горящим» — именно так можно описать многих поэтов ХХ века, все они, молодые, метались в поисках работы, поскольку литература не приносила никаких денег. Часто они умирали из-за болезней, были бледны, но при этом их глаза горели, зараженные идеей и желанием творить.
Брюсов пользуется таким художественными приемами, как эпитеты, чтобы усилить впечатление, ведь взгляд не просто заинтересованный, а «горящий».
Далее автор дает три завета, первый из которых — «не живи настоящим». Футуризм представляли такие известные люди, как Игорь Северянин, Владимир Маяковский и Борис Пастернак, которые явно могли смотреть в грядущее, являвшееся «областью поэта».
- Второй завет состоял в отсутствии сочувствия и себялюбии.
- С этим, зная биографию Брюсова, сложно поспорить: он полагал, что только отчетливо зная своё дело, занимая четкую и определенную нишу, которая не допускает конкурентов, можно выиграть в этой войне с остальными поэтами.
Нужно с ними сотрудничать, но достаточно отдаленно.
А это довольно хороший совет, поскольку каждый норовит укусить и занять своё «место под солнцем» в Серебряном веке русской поэзии.
Третье наставление от Брюсова — «поклоняйся искусству». Он полагает, что идеальный творец должен «бесцельно и безраздумно» познавать творчество. Сам он очень много переводил пьес с французского языка и таким образом познавал другие стороны творчества. Все эти призывы звучат достаточно требовательно, поскольку Брюсову была небезразлична судьба русского будущего.
При этом последнее четверостишие очень трепетное и нежное: помимо той уверенности и напора, в творчестве обязательно быть смущенным — знать, что ты хорош, но никогда не показывать этого. Именно этим и отличались поэты ХХ века: делали отличные стихи, писали качественную прозу, но при этом всегда смущались от лишней похвалы со стороны и предпочитали уходить в тень.
Брюсов подводит итог: только благодаря этим качествам возможно достичь успеха. Люди задаются вопросом, почему лирический герой «падет побежденным». Неужели он сдается? Все довольно просто: помня о том, что жизнь скоротечна, автор хочет оставить после себя некоего достойного наследника, ученика, который превзойдет его.
Только так он может уйти на покой, в тишину. Ведь как бы ни были горделивы, надменны и тщеславны поэты, они понимают, что будущее не за горами и кто-то должен соблюдать существующие традиции, пользоваться теми методами, что были предложены ранее.
- Чтобы достичь прекрасного будущего — именно то, что преследуют символисты, пользующиеся метафорами и «намеками», нужно оставить «престол» достойному поколению, уважающему стиль и композицию существующей эпохи.
- Поэтому такое поражение — самое приятное для учителя.
- Таким образом, это стихотворение — очередной ответ символистов на поиск новых продолжателей их дела.
Всё оно пропитано повелительным тоном — именно такими были модернисты ХХ века: дерзкими, решительными и голодными до символов и метафор.
Отзывы о поэзии Брюсова
Метафоры Брюсова очень импрессионистичны: для него восприятие вещи важнее, чем сама вещь, которая уже перестает быть. Слово будет освобождено от предмета. Техника стиха будет обогащена не такими точными, обрезанными рифмами (лес-крест, облако-около). Эти эктоизмы очень присущи Брюсову и дают неожиданные рифмы, своеобразный поэтический стиль, очень изысканные и необычные эмоции.
«Все на земле преходяще, кроме создания искусства», — говорил Валерий Брюсов, когда сделал предисловие к первому изданию стихов, так вычурно и резко названному «Шедевры». Он создает культ мастерства поэзии, некую волшебную силу искусства и наделяет её необычными словесными формами.
Брюсов постигает мир безрассудными путями, и это свойственно символизму. Так он уходил от действительности в высокую культуру, подальше от современной грязи. Для него идеалы людей были выше идеалов Родины.
Валерий считал, что высшее счастье и наслаждение для творца — молитвы невероятной красоте, в которых ты ощущаешь себя гражданином Вселенной, говоришь с пирамидами и варварами.
И все это существует в единении с миром.
Источник: https://nauka.club/literatura/yunomu-poetu.html
Стихотворение Брюсова "Юному поэту": анализ, тема :
Стихотворение «Юному поэту» – это провозглашение бесценной поэзии, которая призывает беспрекословно поклоняться лишь ей одной.
Для Брюсова искусство — это «изучение мира иными, не сознательными путями». Он собирался возрасти над реальностью в среду благородной цивилизации. Для этого, как он думал, необходимо было отойти от грязи злободневности.
Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»
Данное произведение было выпущено летом 1896 года. Фабула стиха исполняет роль некоего наставления. Лирический персонаж передает три заповеди поэту-новичку, которым тому нужно следовать.
«Юному поэту» Валерия Брюсова весьма сдержанно и внятно представляет художественный проект символистов. Вдобавок, это обращение к будущему поколению.
Герой хочет лицезреть в потомках не просто заслуженных приемников, но созидателей безупречных, способных отдать целую жизнь поэзии.
Композиция
Произведение состоит из трех элементов, наставлений, плюс ко всему, есть заключение. Поэтический призыв персонажа обладает властной конфигурацией, иначе говоря, он не оставляет альтернативы, нуждается в абсолютном повиновении, осуществлении. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» дает нам понять, что глаголы в «заповедях» использованы в императиве.
В данном произведении поэт осветил собственную символистскую программу. Символ вызывает не последовательную смысловую, а только соединяющую связь. Вследствие этого, его отличием является отсутствие сюжета, неясность. Если мы обратимся к анализу стихотворения Брюсова «Юному поэту», то отметим, что фундамент его – не явление, а душевная динамика.
Средства художественной выразительности
От предмета происходит «подъем» к эмоции, мысли. Валерий Брюсов в «Юном поэте» применяет олицетворение, формирующее образ, знак. Он пытается оставить все незначительное, повседневное; рождаются скрытые символы, возникают замысловатые образы, употребляется аллитерация и созвучие.
Автор использует сложные определения. Он достигает возвышенности звука стиха, избрав дактиль, неспешный и классический. Речь идет равномерным, размеренным ходом без ускорений и задержек. Чувство величественности поддерживается выбором возвышенных, экспрессивных слов: «беспредельно» и «поклоняйся».
Поэт поворачивается к поэтическому обычаю, который, применяя такую же стилистику, использовал другую концепцию: концепцию художественного искусства как штатской работы, как борьбы (оттиском данной традиции может являться лейтмотив «одоленного воина», выражающийся довольно внезапно).
Таким образом, Брюсов входит в контакт со своими предками, добиваясь равенства с ними. В заключительных строчках он выражает осмысление бремени стихотворца – быть избранником небес.
Это огромная ответственность, груз которой предопределяет трагическую участь поэта и драматизм его места на земле.
Особенность
Для стихотворения характерны черты письма, воплощенные в «рекомендациях», непреложных к осуществлению. Это слышится как манифест.
Лирический персонаж призывает молодого стихотворца сделать предметом собственных размышлений, эмоций, произведений будущее. Создавать его – вот основной долг поэта. Сферой творчества необходимо сделать собственный духовный мир, переживания, эмоции, думы. В силу того, что сперва оценивается субъективный мир поэта, его неординарность.
Главная мысль
Смыслом жизни для стихотворца обязана быть поэзия. Лишь она – область увлечений в жизни, смысл и стремление. Только во имя творчества нужно созидать, ощущать и думать.
Любопытно, что при анализе стихотворения Брюсова «Юному поэту» становится ясно, что в нем немного художественных тропов. Оно сравнительно сдержанно, кратко. Такой стих отчетливо и понятно высказывает главные положения символизма. Язык произведения подобен публицистическому стилю.
Какой же, по мнению персонажа, этот «будущий поэт»? Автор изображает мечтательный образ героя, у которого был блеск в глазах. Главное, что в конце стиха, вслед за изречением лирических заповедей, образ юноши трансформируется — взор его стеснен.
Обязательство, которое герой взваливает на него, делает молодого человека нерешительным и встревоженным. Он ставит под сомнения собственные силы.
И вместе с тем он невозмутим, полон собственного достоинства и хочет все поменять, сделать колоссальное, сотворить феноменальное.
Отсюда следует, что это произведение является лирической программой символистов, воспроизведением их позиции о творчестве. И, одновременно, это последняя воля для будущего поколения. И композиционное построение стихотворения, его равномерная картина отображает данное отличие. Произведение полно императивных предложений.
В их структуре есть обращения и предложения без союзов. Они добавляют ему последовательность, краткость, четкость. Только одно восклицательное предложение (в завершении) передает, в какой степени имеет значение для персонажа, чтобы его заповеди были постигнуты.
Таким образом, отзывы о «Юном поэте» Брюсова весьма противоречивы и неоднозначны.
Источник: https://www.syl.ru/article/358939/stihotvorenie-bryusova-yunomu-poetu-analiz-tema
Методическая разработка " Биографии В.Я. Брюсова и анализ стихотворения "Первый снег""
Валерий Яковлевич Брюсов
Содержание
-
Краткая биография В.Я. Брюсова .
-
Анализ стихотворения «Первый снег».
1. Краткая биография В.Я. Брюсова
Один из крупных представителей поэтов «Серебряного века» Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве первого декабря 1873 года. Его дед по отцовской линии — крепостной крестьянин костромского помещика, а значит, что и отец поэта тоже родился крепостным.
Потом, получив «вольную», дед сделался купцом, а после его смерти отец поэта некоторое время продолжал его дело, но вскоре бросил торговлю и перешел в мещанское сословие. Дед по материнской линии, А. Я. Бакулин, был мещанином и самоучкой, увлекался литературой, писал и даже публиковал свои стихи, басни и рассказы.
Отец Брюсова, ранее обучавшийся грамоте у простого дьячка, проявил интерес к самообразованию, начал много читать и даже одно время состоял вольным слушателем Петровской академии. В 60-70 гг. отец поэта был близок с некоторыми революционерами, считался человеком прогрессивных взглядов — материалистом и атеистом.
Сам Валерий Брюсов получал образование сначала в гимназиях столицы, а потом поступил в Московский университет на историческое отделение факультета истории и филологии. Окончил университет в 1899 году.
Но, как это часто бывает с эрудированными людьми, больше всего знаний Брюсов черпал из источников самообразования — книг классиков художественной литературы, научных трудов по естествознанию, математике, астрономии, истории и философии. Историю математики, кстати, он какое-то время даже преподавал в университете.
В 1894 году вышел первый сборник стихов Брюсова. За всю жизнь поэт выпустил более 80 книг со стихами, романами, драматическими произведениями, научными исследованиями, статьями, стихотворными и прозаическими переводами. В конце 90-ых годов Брюсов начинает сотрудничать с разными газетами, журналами и альманахами.
В частности, участвовал в редактировании журналов «Новый путь», «Весы», «Русская мысль». Драмы Брюсова и драматические произведения иноземных авторов в его переводах неоднократно шли в московских, ленинградских и провинциальных театрах. В начале двадцатого века в Москве существовало много разных литературных организаций, членом которых был Брюсов.
Обладая организаторским талантом и деятельной натурой, поэт много работал в Московском литературно-художественном кружке в Обществе свободной эстетики. Книги Брюсова хорошо знали за рубежом уже при его жизни, они были переведены на многие языки мира: немецкий, французский, английский, итальянский, латышский, армянский, польский.
Японские, голландские, греческие журналы регулярно публиковали отдельные его произведения.
В 1909 — 1913 гг. у Брюсова появился один грандиозный замысел — написать многотомный цикл произведений под названием «Сны человечества», в котором он был намерен показать развитие лирики всех народов во все времена, начиная с древнейших и заканчивая новейшими. Этому замыслу поэта не суждено было сбыться, хотя он много успел сделать для его осуществления.
В течение жизни Валерий Брюсов много путешествовал, набираясь впечатлений о жизни и культуре разных европейских стран: Франции, Бельгии, Италии, Германии, Швеции, Голландии, Испании.
Во время Первой мировой войны Брюсов отправился на фронт в качестве корреспондента популярной тогда газеты «Русские ведомости», был на полях сражений, писал репортажи и очерки о наблюдаемых событиях. Возвратился поэт из этой командировки в 1915 году разочарованным, ибо увиденное на войне не может питать жизненную энергию человека.
Стихи, родившиеся от пережитых впечатлений, опубликовались после возвращения в журнале «Новая жизнь». С 1917 года Брюсов работал на разных ответственных должностях отделов Наркомпроса, продолжал писать стихи, прозу, публицистику. В 1021 году он стал профессором Московского Государственного университета и ректором Высшего литературно-художественного института.
В 1924 года жизнь Валерия Брюсова оборвалась. Ему едва исполнилось 50 лет. Пневмония унесла из жизни уникального поэта, честного, деятельного и талантливого человека с его грандиозными планами и начинаниями.
-
Анализ стихотворения «Первый снег».
- «Первый снег»
- Серебро, огни и блестки,-
- Целый мир из серебра!
- В жемчугах горят березки,
- Черно-голые вчера.
- Это — область чьей-то грезы,
- Это — призраки и сны!
- Все предметы старой прозы
- Волшебством озарены.
- Экипажи, пешеходы,
- На лазури белый дым.
- Полны новым и святым.
- Воплощение мечтаний,
- Жизни с грезою игра,
- Этот мир очарований,
- Этот мир из серебра!
Природа очень часто является главной героиней в стихотворениях многих поэтов. Они с любовью и восхищением описывают родные края, красивые пейзажи, какие-то явления природы.
Особенное умиление вызывает описание чего-то, что произошло впервые в этом году, например, первого летнего дождя с грозой, первого весеннего цветка, первой радуги на небе. Особое чувство радости и восторга вызывает первый снег.
Стихи, посвященные зиме, в русской поэзии не являются редкостью.
Несмотря на то, что эта пора года считается самой холодной, безжалостной, она очаровывает своим разнообразием: то метель метет, то выглядывает яркое солнышко, заставляющее белоснежное покрывало играть всеми цветами радуги. Валерий Брюсов «Первый снег» написал в 1895 году, поэта так очаровало начало зимы и волшебное преображение природы, что он незамедлительно свои чувства и впечатления изложил на бумаге.
Обычно поэты изображают явления природы с натуралистической конкретикой или добавляя от себя какие-то поэтические ассоциации.
Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» показывает, что лирический герой воспринимает действительность как сказку, волшебство, в котором есть место для грез и призраков, ему кажется, что это прекрасный сон. Автор в произведении использует много метафор и эпитетов.
В стихотворении присутствует много восклицательных предложений, указывающих на приподнятое настроение героя, его восхищение и радость от увиденных пейзажей.
Стихотворение, Брюсова «Первый снег» позволяет понять, что описанная художественная картина является воплощением мечты автора. Воодушевление, охватившее лирического героя, мастерски передано четырехстопным хореем.
Поэт считает, что появление первого снега преображает не только природу, но и меняет к лучшему жизнь людей. Валерий Яковлевич в этом стихотворении превратился в ювелира, надевшего на деревья жемчуга и украсившего весь мир серебром.
Описанная им картина красивая и необычная, но какая-то неживая, не каждый сможет уютно себя чувствовать в царстве серебра и блесток.
Поэт хотел передать читателю свои чувства от начала зимы, о чем говорит и анализ стихотворения Брюсова «Первый снег». Автор изобразил в своем произведении чудо, только вчера черно-голые березки гнулись под холодным ветром, а сегодня они волшебным образом переоделись в роскошные зимние шубы и драгоценные уборы.
Неожиданность перевоплощения сделала вымысел реальностью, а реальность — вымыслом. Обыденность, проникая в волшебный мир, приобретает совершенно иной смысл. Пешеходов и экипажи припорошило снегом, и они торопятся поскорее принести домой это серебро.
Но в тепле оно тает, поэтому чтобы вдоволь насладиться сказочной атмосферой, необходимо выйти на улицу.
Стихотворение, Брюсова «Первый снег» показывает, насколько важно для автора было сохранить способность мечтать и верить в чудеса.
Зима для него сравнивается со сказочными волшебниками, очаровывающими своей красотой и щедростью.
Первый снег — это предшественник новогодних и рождественских праздников, которые символизируют святость и чистоту, несут людям надежду, что их жизнь изменится к лучшему, а заветные желания исполнятся.
Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские ландшафты, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной. В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки.
По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями. Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грёзы, поэтому данное явление природы характеризуется самобытной метафорой: Этот мир очарований.
Этот мир из серебра!
Картинность, изобразительность стиха проявляется в крайне малом количестве глаголов (всего один — «горят»), множестве слов со значением цвета и света — «огни, блестки, черно-голые, озарены, лазурь, белый», а также слова, подразумевающие цветовые ассоциации — «жемчуга» и «серебро».
Преобладают назывные конструкции («Серебро, огни и блестки, — Целый мир из серебра!; Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым.
«) и именные сказуемые, передающие не действия, а состояния: «Это — область чьей-то грезы, Это — призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены; Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым». Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры.
Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте поэтического произведения много восклицательных предложений: Серебро, огни и блёстки — Целый мир из серебра!..
Это — область чьей-то грёзы, Это — призраки и сны! Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным проведением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:
Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.
Данное стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом. Итак, поэтическое произведение В.Я.
Брюсова «Первый снег» описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.
Автор рисует преображенный мир, еще вчера неприглядный, прозаичный, обычный, а сегодня, благодаря первому снегу, ставший сказочным, волшебным произведением искусства. Мир утрачивает телесность, становясь призрачным и приближаясь к миру иному — «новому и святому».
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/metodicheskaia-razrabotka-biografii-v-ia-briusova.html
Стилистический анализ поэзии Брюсова
Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока «серебряного века». И сам он, как личность, резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, жесткий, с хитринкой и очень волевой человек.
Этот облик возник у меня после прочтения мемуаров о нем и различных литературоведческих статей, где его имя так или иначе фигурировало. Его не любили, как О. Мандельштама, Вяч. Иванова, И. Северянина или Е. Бальмонта. В нем, видимо, не было определенного личного обаяния. Как, впрочем, нет обаяния в городском пейзаже.
Я уверена, чтоб на любой, пусть даже самый красивый город никто не взглянет с таким умилением, как на сельский пейзаж.
Следует отметить, что такое направление его творчества было подготовлено семейными традициями. Воспитывали Брюсова, как он вспоминал, «в принципах материализма и атеизма». Особо почитавшимися в семье литераторами были Н. А. Некрасов и Д. И. Писарев.
С детства Брюсову прививались интерес к естественным наукам, независимость суждений, вера в великое предназначение человека-творца.
«От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали, — вспоминал Брюсов, — зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было… после детских книжек настал черед биографий великих людей.
Эти биографии произвели на меня сильнейшее впечатление: я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь «великим…» Такие начала воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова.
Основой поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в поэзии и искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное — только форма.
Другой темой Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена, Бодлера и Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX в., отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города.
Вначале он ищет в городских лабиринтах красоту, называет город «обдуманным чудом», любуется «буйством» людских скопищ и «священным сумраком» улиц. Но при всей своей урбанистической натуре Брюсов изображал город трагическим пространством, где свершаются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т. д.
Стихи Брюсова перекликались со стихами урбаниста В. Маяковского. Брюсов писал:
- Ах, не так ли Египты, Ассирии,
Римы, Франции, всяческий бред,
Те империей, те утлее, сирее,
Все в былом, в запруду, в запрет. - Так в великом крушеньи давно ль оно?
Брюсов пытается предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него это получается хуже, чем у Маяковского или, например, Блока.
Протест против бездушия городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе, оздоравливающих начал которой поэт не признавал в своем раннем творчестве. Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармоничность бытия.
Но следует отметить, что его «природные» стихи значительно уступают его урбанистической лирике.
С большой художественной силой миру растворенной в городе пошлости противостоит у Брюсова поэзия любви. Стихи о любви сгруппированы, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы — «Еще сказка», «Баллады», «Элегии», «Эрот, непобедимый в битве», «Мертвые напевы» и др.
Но мы не найдем в стихотворениях этих циклов напевности, душевного трепета, легкости. У Брюсова любовь — всепоглощающая, возведенная до трагедии, «предельная», «героическая страсть». За Брюсовым, как известно, всю жизнь влачился темный хвост различных сплетен и слухов. Он .
появлялся в самых шумных ресторанах, имел романы с известными дамами.
Во времена новых революционных преобразований в городе наступила довольно неуютная и тревожная жизнь, нищета была всеобщей. Но Брюсов относился к этому с присущим ему сарказмом. Недаром в свое время было написано:
- Прекрасен в мощи грозной власти
Восточный царь Ассаргадон,
И океан народной страсти, - В щепы дробящий утлый челн.
- В поэзии Брюсова город неотделим от его личности, и в трагедийности города прежде всего чувствуется трагедия самого автора, для которого нередко трагедии превращаются в фарс:
Вновь я хочу все изведать, что было,
Ужас и скорбь, и любовь!..
Мне кажется, что отобразить трагедийный мир современного города Брюсову удалось более полно в его знаменитом цикле стихотворений «В стенах»:
Словно нездешние тени,
Стены меня обступили.
Думы былых поколений!
В городе я как в могиле.
Здания — хищные звери
С сотней несытых утроб!
Страшны закрытые двери:
Каждая комната — гроб!
Или еще:
Мы дышим комнатною пылью,
Живем среди картин и книг…
Поэт с живой страстью откликался на все важнейшие события современности. В начале века русско-японская война и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство.
В те годы поэт заявлял о своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии проявлял недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника.
Однако в революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал счастливое будущее «нового мира» как торжество демократии, «свободы, братства, равенства» («К счастливым», 1904—1905), славил певцов борьбы:
Поэт — всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей — вечно сестры…
Стихи Брюсова о первой русской революции, наряду со стихами Блока, являются вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века.
А вот в годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса. Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости и одиночества:
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…
Все во мне — лишь смерть и тишина,
Целый мир — лишь твердь и в ней луна.
Гаснут в сердце невзлелеянные сны,
Гибнут цветики осмеянной весны…
Но и в этот период творчества поэт продолжает славить человека-труженика, искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции.
Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают последний период его литературного пути, представленный сборниками «В такие дни», «Миг», «Дали».
Поэт ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и воссоздания в искусстве революционной действительности («Третья осень», «К русской революции»).
В сборниках «Дали» и «Меа» Брюсов представляет образцы «научной поэзии» («Мир электрона», «Мир N-измерений» и др.)
Оригинальное художественное творчество Брюсова не ограничивается стихами. Зная основные классические и европейские языки, Брюсов активно занимался переводами. Он переводил Метерлинка, Вердена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и армянских поэтов.
В Брюсове помимо дара художника жил неукротимый дух исследователя, который искал рационалистические «ключи тайн» к самым сокровенным человеческим чувствам, а также стремился понять причины рождения новых форм в искусстве, логику их развития. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны этому человеку и поэту за то, что он своим творчеством создавал эпоху «серебряного века», эпоху блистательных достижений русской поэзии.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/stilisticheskij-analiz-poezii-bryusova/
Анализы стихотворений Валерия Брюсова
анализы стихотворения
1
Ангел благого молчания,…
1908
анализы стихотворения
2
Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон….
1897
анализы стихотворения
3
Я лежал в аромате азалий,…
1895
анализы стихотворения
4
Ты не ведала слов отреченья….
1894
анализы стихотворения
5
В тиши задремавшего парка…
1893
анализы стихотворения
6
Царя властительно над долом,…
1907
анализы стихотворения
7
Топчи их рай, Аттила….
1904-1905
анализы стихотворения
8
Дай устам моим приникнуть…
1905
анализы стихотворения
9
И кто, в избытке ощущений,…
1910
анализы стихотворения
10
Ты — женщина, ты — книга между книг,…
1899
анализы стихотворения
11
Моя страна! Ты доказала…
1911
анализы стихотворения
12
Когда вникаю я, как робкий ученик,…
1897
анализы стихотворения
13
— Каменщик, каменщик в фартуке белом,…
1901
анализы стихотворения
14
Иль никогда на голос мщенья…
1903
анализы стихотворения
15
И се конь блед и сидящим на нем,…
1903
анализы стихотворения
16
Всё каменней ступени,…
1902
анализы стихотворения
17
И ношусь, крылатый вздох,…
1895
анализы стихотворения
18
Облака опять поставили…
1903
анализы стихотворения
19
Мне опять приснились дебри,…
1895
анализы стихотворения
20
Как долго о прошлом я плакал,…
1896
анализы стихотворения
21
анализы стихотворения
22
Серебро, огни и блестки, —…
1895
анализы стихотворения
23
Ранняя осень любви умирающей….
1905
анализы стихотворения
24
Мой верный друг! мой враг коварный!…
1911
анализы стихотворения
25
Свиваются бледные тени,…
1895
анализы стихотворения
26
Есть тонкие властительные связи…
1895
анализы стихотворения
27
Он стал на утесе; в лицо ему ветер суровый…
1900
анализы стихотворения
28
Чтоб меня не увидел никто,…
1895
анализы стихотворения
29
Горят электричеством луны…
1906
анализы стихотворения
30
Тень несозданных созданий…
1895
анализы стихотворения
31
Осенний скучный день. От долгого дождя…
1898
анализы стихотворения
32
В мире слов разнообразных,…
1919
анализы стихотворения
33
Так все понятно и знакомо,…
1901
анализы стихотворения
34
Умершим мир! Пусть спят в покое…
1914
анализы стихотворения
35
Бушует вьюга и взметает…
1907
анализы стихотворения
36
Столетия — фонарики! о, сколько вас во тьме,…
1904
анализы стихотворения
37
Молодой моряк вселенной,…
1906
анализы стихотворения
38
Юноша бледный со взором горящим,…
1896
анализы стихотворения
39
Я люблю большие дома…
1898
анализы стихотворения
40
…между двойною бездной……
1897
анализы стихотворения
41
Я много лгал и лицемерил,…
1902
Источник: https://allpoetry.ru/analizs/bryusov-v-ya
Анализ стихотворения «Творчество» Брюсова
Созданное в 1895 году В.Я. Брюсовым стихотворение «Творчество» было единственным произведением, где он достиг идеального воплощения теории символизма. Сам Брюсов в письме к П.П. Первову выразил полнейший восторг по поводу своего же собственного стихотворения:
«…Дал я… два Ultra символических стихотворения»…
Но я не могу понять, почему он назвал его «ультрасимволическим»? Ведь по теории символизма стихотворение должно содержать хотя бы зачаток мысли, а «Творчество» целиком состоит из одних повторов, чувств, эмоций.
В нем нет даже намека на логические явления. Оно не вызвало у меня никакого настроения, ни определенного чувства, но привлекло, заворожило несоотносимостью словосочетаний.
Например, словосочетание «звонко-звучная тишина» меня с самого начала чем-то заворожило.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Тишина – это ведь, когда нигде не слышится ни звука, ни шороха, а тут она становится «звонко-звучной». И, ввиду заинтересованности в дальнейшем развитии стихотворения, я продолжала чтение и, что же увидела: «Выходит месяц…при… луне». Конечно, это противоречит логике и естественному ходу событий, но именно благодаря этим антитезам автор привлекает все наше внимание.
Читая стихотворение, я видела комнату с большим чуть растворенным окном, из которого чуть веял легкий весенний ветерок. Около окна дома растет дерево, которое легонько постукивает своими ветками по стеклу.
Каждое шорох, происходящий в стихотворении, мы слышим благодаря звучной аллитерации:
…Звонко-звучная тишина… …Словно лопасти латаний.
Может антитезу «Звонко-звучная тишина» можно объяснить тем, что посвистывание ветра, проникшего в комнату, и стук веток по стеклу – это тоже звук.
А в тишине даже такие незначительные звуки кажутся громкими. С помощью ассонанса я почувствовала слегка уловимый аромат.
Нет, это не духи, это что-то другое, что-то более легкое, неуловимое… Может аромат цветов, свежих дров, лежащих у камина или печки.
Тайна созданных созданий С лаской ластятся ко мне.
А из окна виднеется растущая луна. Почему именно растущая? Для меня она олицетворяет зарождение чего-то нового и надежду на лучшее будущее… Свет от луны льется в комнату и оставляет на кафеле камина или печке («эмалевой стене») тени от веток дерева («лопасти латаний»).
В стихотворении преобладают существительные, что, по-моему, говорит о том, что Брюсов хотел показать не действие, происходящее в данный момент, а вещи, свои ощущения от окружающей действительности. Хотел показать, что ночь завораживает, что даже взрослый человек умеет мечтать.
Все в стихотворении символично, даже цвета, используемые автором. Например, лазоревый (красный), фиолетовый – насыщенные, яркие оттенки, которые надолго остаются в памяти читающего. А, как мы помним, это одно из главных требований для символического произведения – запоминаемость образов.
- Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительно-выразительные средства – тропы.
- Понять и прочувствовать содержание помогают эпитеты: несозданные создания, фиолетовые руки, прозрачные киоски, лазоревая луна, месяц обнаженный.
- Для воссоздания сказочной обстановки автор использует сравнения:
Тень…, словно лопасти латаний Киоски…, словно блестки.
Чтобы придать стихотворению наибольшую выразительность, легкость, мелодичность, Брюсов использует перекрестную рифму.
Тень несозданных созда´ний Колыхается во сне´ Словно лопасти лата´ний
На эмалевой стене´
Источник: https://sochinyalka.ru/2018/02/analiz-stihotvoreniya-tvorchestvo-bryusova.html
Анализ стихотворения Брюсова “Фонарики
Синдром нового столетия коснулся многих русских поэтов на рубеже 19 и 20 веков. Некоторым из них будущее предвиделось мрачным и зловещим, для чего действительно были весьма веские основание.
Другие литераторы, наоборот, с радостью делали шаг в будущее, предвкушая, как вскоре изменится мир, но не отдавая себе отчета в том, что любые общественные волнения неизменно заканчиваются кровопролитием. Валерий Брюсов ничего особенного от нового века не ждал, так как понимал – все, что должно произойти, непременно случится, хочет он того, или же нет.
Такое философское отношение не только к собственной жизни, но и к судьбе всего мира, было свойственно Брюсову, так как он убедился в существовании фатума – судьбы, от которой никому из нас не уйти.
Поэт много раз убеждался в том, что она может быть коварной, отбирая жизнь у самых близких и дорогих людей, или же весьма благосклонной, даря славу, признание и высокое положение в обществе. Но переломить ее невозможно, и в сложных жизненных ситуациях нужно покоряться тому, что будет, не пытаясь что-то изменить.
Свои философские взгляды на жизнь поэт изложил в стихотворении “Фонарики” , написанном в 1904 году. В образе веселых и разноцветных лампочек с причудливыми абажурами Брюсов Представил историю человечества, и фонарики стали ее своеобразными вехами – столетиями. Оказалось, что у каждой эпохи есть свой цвет и своя форма.
Так, древнюю Ассирию поэт увидел багряной и словно бы утопающей в крови. Желтые квадратные фонарики – символ Древнего Египта с его вечными песками и пирамидами.
В свою очередь, “Рим, свет ослепительный одиннадцати чаш” поэт окрасил в белый цвет – именно такими были одежды знати и воинов в этой стране на протяжении многих столетий. “Век Данте – блеск таинственный, зловеще золотой… Лазурное сияние, о Леонардо, – твой!..”, – отмечает поэт.
Он подчеркивает, что у каждой эпохи оказался свой оттенок и особый символ. Так, Французская революция у него ассоциируется с блеском молний, а прошедший 19 век напоминает “беспламенный пожар”.
Блуждая по аллее времени, украшенной фонариками-столетиям, автор неожиданно останавливается и понимает, что впереди его ждет “сумрак отдаления торжественен и строг”. Это – будущее, которое покрыто завесой тайны, и ему поэт искренне молится о том, чтобы оно зажглось яркими фонариками, освещающими дорогу тем, кому доведется ее пройти, не оглядываясь назад.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-bryusova-fonariki/