Анализ стихотворения тютчева силентиум silentium (молчание)

Сочинение

Ф.И. Тютчев – известный русский поэт XIX века. Его творчество очень эмоционально и разнообразно: в нем мы услышим и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и философские размышления о смысле жизни. Философская лирика – одна из тем его литературного наследия. Обратимся к одному из таких стихотворений.

Слово «Silentium» переводится с латыни на русский язык как молчание. В этом слове и заключена основная мысль стихотворения – одиночество поэта, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Стихотворение было написано в 1830 году, впервые напечатано в пушкинском журнале «Современник».

Поэт долго работал над ним, тщательно оттачивая каждое слово. Произведение состоит всего из трех строф, но они наполнены очень глубоким смыслом, и каждую строфу можно считать отдельной частью стихотворения. Первая строфа начинается и оканчивается одинаковым глаголом «молчи», это же слово – в конце каждой из строф.

Не случайно поэт повторяет его, акцентирует именно на нем внимание читателя. В этом слове – одновременно и тема, и идея стихотворения.

Где же, по мнению Тютчева, должны храниться самые сокровенные мечты и чувства поэта, Человека? Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи… Эпитет «в душевной глубине» подчеркивает недоступность внутреннего мира человека для окружающих, он скрытен от посторонних глаз.

Читая эти строки, мы представляет себе тихую ночь, звездное небо, и такое сравнение не случайно. Звезды безмолвно (наречие имеет одинаковый корень со словом «молчание») всходят на небосклоне, так же и человеческие мысли рождаются в его душе. Космос необъемлем и велик так же, как внутренний мир человека.

Вторая часть начинается риторическими вопросами:

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Поэт ведет разговор с читателем как с близким другом, и в этом ему помогает местоимение «ты». Но может ли даже самый близкий человек понять, что происходит в твоей душе? Конечно же, нет.

Тот, кто слишком откровенен, привык делиться с окружающими, порождает вокруг себя их сплетни, зависть: Мысль изреченная – есть ложь Взрывая, возмутишь ключи… Так нужно ли доверять друзьям свои тайны? Обратимся к третьей части стихотворения: Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум… Радуйся миру, который тебя окружает, но не пускай никого внутрь самого себя: …Их оглушат наружный шум, Дневные разгонят лучи, — Внимай их пенью – и молчи!… Человек, его душа – загадка и для окружающих, и для него самого. Восклицательное предложение вновь акцентирует внимание читателя на ключевом слове в стихотворении. А после него поэт использует умолчание, оно также связано с идеей стихотворения: поэт не пустит посторонних в свою душу, этот мир принадлежит лишь ему. В стихотворении Тютчев использует много устаревших » форм слов: «оне» (вместо «они»), «внимай» («слушай», «понимай»), «звезды ‘дят», «садятся»), а также слова со’ходят» (вместо «захо’ (вместо «звезды»), «за старославянскими приставками: «взрывая», «возмутишь», «изреченная». Такие слова наполняют стихотворение патетикой, придают ему особую торжественность. Глаголы преобладают над другими частями речи, большинство используемых Тютчевым глаголов стоит в повелительном наклонении, выражают просьбу поэта к читателю, вызывают его на откровенный разговор. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, одним из любимых размеров поэтов первой половины XIX века, что придает ему особую напевность.

Мне нравится это произведение, так как оно очень необычно. Это философское размышление поэта о внутреннем мире человека, который скрыт от посторонних глаз. Основная мысль выражена в названии и не раз подчеркивается автором однокоренными словами: «молчи», «безмолвно».

Когда читаешь эти строки, чувствуешь глубокое страдание одинокой души поэта, и становится по-человечески жаль его.

А еще задаешь себе вопрос: а каков твой внутренний мир, что тебя тревожит, настолько ли он богат, что ты не можешь придать мыслям словесную форму, и поэтому скрываешь их? Таковы мои впечатления после чтения этого стихотворения.

В стихотворении переданы размышления Ф.И. Тютчева о том, что внутренний мир человека понятен лишь ему самому и никогда не сможет быть до конца увиденным другими. Словами не передать всех грёз и мечтаний, которыми мы живём. «Мысль изречённая есть ложь» — так пишет поэт.

Каждая строфа в произведении – отдельная смысловая часть, полностью замкнутая в себе. Они объединены лишь главной мыслью стихотворения о чуждости внутреннего мира человека и внешнего, а также повторением завершающих слов в последних строках.

(Эпифора)
Первая строфа содержит в себе энергичное убеждение («молчи, скрывайся и таи»), слова невидимого читателю наставника, который стремится помочь ищущему себя понять свой духовный мир, научиться видеть всё его неповторимое своеобразие.
Во второй строфе настойчивое убеждение переходит в логическое рассуждение.

Тон мысленного монолога лирического героя меняется, теперь он не пытается поведать кому-то свою точку зрения, научить жизни несмышлёного, нуждающегося в помощи человека.

Автор использует такой поэтический приём, как цепь риторических вопросов, с которыми он обращается к самому себе: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?» И тут же делает вывод: «Мысль изреченная есть ложь».

Так поэт выражает свою мысль о том, что словами сложно передать всё богатство и полноту человеческой души.
В третьей строфе снова слышится наставление умудрённого опытом человека, обращённое к более юным мечтателям. Он даёт совет о том, как сохранить тишину и волшебство неискушённого сознания:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум…

В произведении мало тропов: на три строфы – три образа: сравнение «Безмолвно, как звезды в ночи» в первой, параллель душевной жизни с незамутненными ключами – во второй и противопоставление дневных лучей скрытому миру «таинственно-волшебных дум», – в третьей.

На мой взгляд, малое количество тропов в сочетании с элементами разговорной речи, повелительным наклонением глаголов делает текст похожим на заклинание. Следуя ритму стихотворения, читатель погружается в состояние внутренней тишины, путь к которому пытается подсказать нам автор.

Так поэт пытается помочь тем, кто не слышит голос своей души и теряет себя в суете обыденности.

Стихотворение показалось мне неоднозначным и сложным для понимания.

Однако вчитавшись в него, я увидела в нём смысл, который отвечает моим убеждениям: тому, кто сумел по-настоящему понять себя, кто научился ценить своё внутреннее богатство, суета внешнего мира не сможет помешать быть целостным и самодостаточным человеком. Лишь пребывая в гармонии с самим собой, можно жить полной жизнью и не зависеть ни от кого.

  • Сочинение
  • В 1830 году Тютчев пишет стихотворение «Silentium» («Молчание»). Ведущая тема «Silentiuma» связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне его чувств и мыслей:

* Молчи, скрывайся и таи * И чувства и мечты свои * Пускай в душевной глубине * Встают и заходят оне * Безмолвно, как звезды в ночи, * Любуйся ими и молчи.

* Как сердцу высказать себя: * Другому как понять тебя: * Поймёт ли он, чем ты живёшь: * Мысль изречённая есть ложь. * Взрывая, возмутишь ключи,* Питайся ими и молчи.

* Лишь жить в себе самом умей * Есть целый мир в душе твоей * Таинственно-волшебных дум; * Их оглушит наружный шум, * Дневные разгонят лучи,

* Внимай их пенью — и молчи!..

Это стихотворение описывает душевное одиночество людей и самого поэта. Мысли человека обречены на безмолвие, так же как и «звёзды в ночи». Тютчев пытается сказать, что слова — ничто по сравнению с мыслями. Стихотворением «Silentium…» он как будто предвидел своё молчание и принял его как жизненную, поэтическую программу.

Тютчев пропустил через себя, через всю свою жизнь смысл этого стихотворения. И мне кажется, что именно в этом стиль лирики Тютчева: в том, что он отдаётся полностью своим мыслям, если Фет пытался поправить свои мысли чувством меры, содержания и спокойствия, то Ф. И.

Тютчев доставал до самой глубины мысли, взрывались эмоции; Фет, анализируя его стихотворение «Итальянская villa», утверждал: «Художественная прелесть… погибла от избытка содержания». Но я считаю, что автор в первых 5-6 четверостишиях показывает нам спокойствие и именно им подводит нас к какой-то неясности и жестокости.

Гармонии природы, простору Вселенной противопоставляется закрытый мир человеческого сердца, замершего в тревожном ожидании пустой, злой жизни, которая превращает любовь в роковую вражду, исход которой — смерть:

* Что это, друг? Иль зная жизнь недаром, * Та жизнь, — увы! — что в нас тогда текла, * Та злая жизнь, с её мятежным жаром, * Через порог заветный перешла?

* Тема природа в творчестве Тютчева

Тютчев — талантливый русский поэт, романтик и классик, который писал в первую очередь не для кого-то, а для себя самого, раскрывая на бумаге свою душу. Каждое его стихотворение пропитано истиной, правдой жизни.

Создается ощущение, что поэт опасается высказывать свое мнение в глаза людям, иногда даже наедине с самим собой он боится признаться в своих чувствах и приказывает себе молчать и не раскрывать тайн, хранящихся глубоко в сердце.

Тютчев «Silentium» написал в 1830 году, как раз в период ухода эпохи романтизма и прихода буржуазно-прагматической эры. Стихотворение показывает сожаление автора об ушедших днях и его непонимание того, что же будет дальше.

Федор Иванович в душе был романтиком, ему чужд прагматизм, поэтому источник его вдохновения исчез с приходом Июльской Наступивший хаос разрушил все надежды и ожидания поэта, оставив его в смятении и сожалении о безвозвратно утерянной эпохе романтизма. Таким настроением проникнуты практически все того периода стихотворения Тютчева, «Silentium» не стал исключением. Автор не может избавиться от теней прошлого, но сам себе дает обет молчания, убегая от суеты внешнего мира и закрываясь в себе.

В начале стихотворения поэт описывает привычные для его лирического героя: звезды на ночном небе, водные ключи.

Первые символизируют что-то божественное, высшие силы, а вторые — образ природы, что-то земное и понятное каждому из нас.

Тютчев «Silentium» написал, чтобы объяснить людям гармонию Бога с Природой и то, как она действует на человечество. С другой стороны, каждый должен познать свою собственную Вселенную, микрокосмос, царящий в душе.

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум silentium (Молчание)

В середине стихотворения поэт задается вопросами о том, как правильно озвучить свои мысли, чтобы другой человек тебя правильно понял, не истолковал слова превратно, изменив их смысл.

Тютчев «Silentium» написал с немым призывом молчать и все держать в себе, хранить тайну невысказанной мысли. Также можно воспринять вынужденную немоту как протест против обыденного сознания, хаоса, который творится вокруг.

К тому же поэт мог прибегнуть к романтическому мотиву, передавая таким образом одиночество своего лирического героя, лишенного понимания.

Тютчева «Silentium» показывает полное бессилие слова, которому не по силам полностью передать то, что творится в его внутренние переживания и колебания. Каждая личность индивидуальна и неповторима в своих суждениях, мыслях и предположениях.

Человек имеет свои представления о жизни, по-своему реагирует на те или иные события, поэтому ему не очень понятно, как его чувства будут интерпретированы другими людьми.

У каждого из нас бывали моменты, когда терзали сомнения, поймут ли нас, что подумают или скажут.

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум silentium (Молчание)

Написал Тютчев «Silentium» для того, чтобы доказать, что он верит в то, что будет понят человечеством.

Поэт просто пожелал подчеркнуть, что вовсе незачем делиться с общественностью каждой своей мыслью, обсуждать с первым встречным важные вопросы. В некоторых ситуациях лучше скрыть свои чувства, оставить при себе свое мнение и унять эмоции.

У каждого должен быть свой скрытый от посторонних глаз: к чему его открывать людям, которые никогда не поймут и не оценят озвученных идей.

  1. «Silentium!» Федор Тютчев
  2. Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои —
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи,-
  3. Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-

  • Питайся ими — и молчи.
  • Лишь жить в себе самом умей —
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно-волшебных дум;
    Их оглушит наружный шум,
    Дневные разгонят лучи,-
Читайте также:  Ориентирование на местности - доклад сообщение

Внимай их пенью — и молчи!..

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium!»

Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства.

Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился к литературной славе.

И лишь уговоры одного из сослуживцев, считавшего, что стихи Тютчева действительно восхитительны, заставили поэта опубликовать некоторые из них.

Среди первых произведений, которые были напечатаны в российских журналах, стоит отметить стихотворение «Silentium!», название которого в переводе с латинского означает «Молчи!».

Это произведение претерпело несколько редакций, так как автор считал его довольно откровенным и очень личным для того, чтобы представлять на суд читателей.

Тем не менее, именно это произведение принесло начинающему поэту и состоявшемуся дипломату славу очень тонкого, романтичного и не лишенного философских мировоззрений литератора.

Стихотворение «Silentium!» увидело свет в 1830 году, однако предполагается, что создано оно было гораздо раньше. И поводом для написания столь необычного как по форме, так и по содержанию произведения послужила женитьба Тютчева на Элеоноре Петерсон через несколько лет после поступления на дипломатическую службу.

Поэт был безумно влюблен в свою молодую жену и после свадьбы считал себя по-настоящему счастливым человеком. Однако предчувствие неминуемой беды все же не давало Тютчеву покоя.

Именно осмыслению своих тревог и переживаний, попыткам понять, что же именно вызывает в нем смутное чувство тревоги, посвящено стихотворение «Silentium!»
.

Начинается оно весьма нетипично для поэта, которому впоследствии суждено было стать родоначальником русского романтизма. Первые строчки – это призыв молчать, скрывая свои чувства и мысли, что можно объяснить родом деятельности Тютчева-дипломата.

Однако далее поэт развивает свою мысль, отмечая, что мечты напоминают ему звезды в ночи, которые также эфемерны и далеки. Поэтому автор призывает, обращаясь к неизвестному собеседнику: «Любуйся ими – и молчи!». Под вторым участником этого странного диалога многие исследователи творчества Тютчева подразумевают его супругу Элеонору.

Однако обращения поэта адресованы не женщине, а мужчине
. С учетом того, что Тютчев свои первые стихи вообще не планировал кому-либо показывать, нетрудно догадаться, что эту необычную беседу автор ведет сам с собой.

И именно самому себе он приказывает молчать, считая, что только таким способом сможет защитить свое личное счастье, свои надежды и мечты от посягательств.

При этом поэт указывает на то, что «мысль изреченная есть ложь», и в этой фразе содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Судя по всему, Тютчев отчаянно чего-то боится, и этот страх заставляет его замыкаться в себе, быть гораздо более сдержанным в беседах, поступках и суждениях.

Если сопоставить факты, то получается, что именно в это время поэт знакомится со своей будущей супругой и делает ей предложение. Он не тешит себя надеждой, что урожденная графиня Ботмер согласиться стать его женой. Однако, вопреки ожиданиям, получает разрешение на брак со стороны родственников Элеоноры и долгое время не может поверить своему счастью.

Тютчев настолько благодарен судьбе за этот неожиданный подарок, что боится спугнуть лишним словом или же мыслью свое семейное благополучие. Именно поэтому, изредка отрываясь от своих «таинственно-волшебных дум», поэт приказывает себе: «Внимай их пенью – и молчи!»
. Автор словно бы предчувствует, что его личному счастью не суждено длиться вечно.

И действительно, в 1838 году, после неудачного возвращения в Россию, сопровождавшегося крушением парохода, Элеонора Тютчева умирает на руках у поэта. Таким образом, его опасения становятся реальностью. По воспоминаниям очевидцев, после смерти жены Федор Тютчев стал совершенно седым за несколько часов.

И – полностью расстался с иллюзиями относительно того, что сможет быть счастливым.

Источник: https://www.platya-valentina.ru/analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-silentium-analiz-stihotvoreniya-tyutcheva/

Краткий анализ стихотворения "Силентиум" Тютчева | Инфошкола

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ SILENTIUM (СИЛЕНТИУМ)

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!

  • Философское стихотворение, которое отражает главный для Тютчева вопрос: возможно ли вообще выразить мысли и чувства словами?
  • Автор приходит к выводу о невозможности адекватно рассказать свое внутреннее: откровенность возможна лишь в собственной душе.
  • Слово «Silentium» в переводе с латыни означает молчание: именно к молчанию Тютчев и призывает.
  • В стихотворении используются эпитеты («душевной», «безмолвно», «изречённая», «таинственно-волшебных», «наружный», «дневные»), метафоры («Мысль изречённая есть ложь», «взрывая, возмутишь ключи»), сравнение «как звёзды в ночи»), олицетворение («Их оглушит наружный шум») и значимый повтор слова «молчи».
  • Особенно значимо в данном стихотворении употребление риторических вопросов: автор словно ведёт диалог с самим собой.
  • Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка смежная.

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум silentium (Молчание)

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — философская).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Silеntium — в переводе с лат. «молчание».

  1. Произведение состоит из трёх строф.
  2. 1-я строфа
  3. Убеждение, приказ человеку: «Молчи, скрывайся и таи // и чувства и мечты свои…»
  4. 2-я строфа
  5. Объяснение причин молчания: мысли и чувства невозможно точно передать словом, поэтому человек будет не понят:

Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь.

  • З-я строфа
  • Высказывается мысль: нужно быть в гармонии с собой и держать сокровенное внутри:
  • Лишь жить в себе самом умей Есть целый мир в душе твоей.
  • ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: непонимание между людьми. Идея: сочувствие человеку, обречённому на внутреннее одиночество из-за непонимания.

  1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
  2. ⦁ Эпитет: таинственно-волшебных дум. ⦁ Сравнение и метафора: Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне
  3. Безмолвно, как звезды в ночи …

Источник: https://info-shkola.ru/kratkij-analiz-stixotvoreniya-silentium-tyutcheva/

Анализ стихотворения "Silentium!" Ф.И. Тютчева

Сегодня мы проанализируем стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!».

Молчи, скрывайся и таиИ чувства и мечты свои —Пускай в душевной глубинеВстают и заходят онеБезмолвно, как звезды в ночи,-Любуйся ими — и молчи.Как сердцу высказать себя?Другому как понять тебя?Поймёт ли он, чем ты живёшь?Мысль изречённая есть ложь.Взрывая, возмутишь ключи,-Питайся ими — и молчи.Лишь жить в себе самом умей —Есть целый мир в душе твоейТаинственно-волшебных дум;Их оглушит наружный шум,Дневные разгонят лучи,-Внимай их пенью — и молчи!..

Стихи Тютчева всегда выделялись тем, что они писались для себя, а не для публики. Поэт не старался удовлетворить публику. Для него это было что-то вроде личного дневника. Но благодаря одному из его товарищей, сегодня мы можем наслаждаться его замечательной и очень личной поэзией.

Данное стихотворение появилось в 1830 году. Оно называется «Silentium!», что в переводе означает «Молчание!» или «Молчи!». Произведение часто переписывалось из-за того, что для Тютчева оно было особенно важным.

Свадьба с Элеонорой Петерсон послужила вдохновением для написания этого произведения. Поэт был без ума влюблён в прекрасную немку и в момент их отношений был поистине счастлив.

Элеонора Ботмер — Петерсон — Тютчева

Тютчев был сдержанным и спокойным человеком. Эти качества многие воспринимали как отрешённость и холодность и чтобы убедить невесту в искренности своих чувств и открыться ей, он показал ей эту исповедь, где признался, что таит эмоции и мысли, дабы не опошлить их неосторожным словом или делом. Так невеста лучше поняла его романтичную и стеснительную душу.

Данное стихотворение – чистейшая философская лирика. Размышление о необходимости предохранять свой внутренний мир от внешнего. Чтобы жить в гармонии со своим я, нужно таить чувства и мысли от других людей.

Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими — и молчи.

Стихотворение служит наставлением к самому себе. Молчи, не показывай свою душу никому. Пускай твои чувства будут в глубине твоей души, пусть они рождаются и умирают как звёзды ночью, любуйся ими, но никому не доверяй. Эта мысль позже обретёт новую жизнь в стихотворении «Не выходи из комнаты. Не совершай ошибку» Иосифа Бродского, анализ которого есть на моём канале.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими — и молчи.

Как твоему сердцу рассказать о своих чувствах? Как тебя может понять другой человек? А сможет ли он понять тебя правильно? Эти вопросы — главное о чём думает такой стеснительный человек как Тютчев.

Всё что ты скажешь, могут понять неправильно, а значит точно поймут неправильно. Всё что сказано, заведомо не то, что ты думаешь.

«Взрывая, возмутишь ключи» пытаясь объясниться или роя глубоко, замутишь ключи правды своей мысли грязью домыслов других людей.

«Питайся ими (и чувствами, и мечтами) — и молчи» — не выказывай своих мыслей и чувств перед другими, проживай их сам внутри себя.

Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью — и молчи!..

Главное, что тебе надо уметь — это жить внутри себя самого. В твоей душе целый мир. Мир твоего сознания, волшебных мыслей и таинственных рассуждений. Но ты можешь оглушить их светом внешнего мира, его шумом. Внимай пенью мира вне тебя, но помни главный зарок, молчи!

Спасибо за внимание.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cad11e7084e0800aff64a26/5cb0f89df21f6200b3ceddf1

Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Анализ стихотворения “Silentium!” Ф. И. Тютчева. | Социальная сеть работников образования

Анализ стихотворения “Silentium!” Ф. И. Тютчева.

Пожалуй, ни одному произведению Тютчева не было дано так много противоречивых толкований, как стихотворению “Silentium”.

Буквой “Г” – “глубина” – на полях издания 1886 года пометил это стихотворение Лев Толстой, имея в виду не только глубину общечеловеческого содержания, но и глубину тютчевского лиризма, выразившегося в “Silentium!”.

Толстой пометил это стихотворение в “Круге чтения” 30 сентября в качестве эпиграфа к размышлениям, предлагаемым читателям в тот день: “Чем уединённее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос бога”. “В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими.

Лучшая часть этой драмы есть монолог, или, скорее, задушевное рассуждение между богом, нашей совестью и нами. Амиель”, “Паскаль говорит: человек должен умирать один. Так же должен и жить человек.

В том, что главное в жизни, человек всегда один, то есть не с людьми, а с богом” – это цитаты Амиеля и Паскаля, приведённые тут же в “Круге чтения”. Многообразию глубинных, потаённых смыслов тютчевского стихотворения нет конца.

Вот точка зрения К. Д. Бальмонта: “Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озарённой внутренним светом, выходят преображённые прекрасные призраки”. По мнению К. Бальмонта, стихотворение “Silentium!”: о сущности творческого процесса, об акте творчества, трактованном с позиций идеализма.

В. Иванов: “слово перестало быть равносильным содержанию внутреннего опыта”. Вослед за Вячеславом Ивановым – современный исследователь символизма и модернизма И.

Ангере: “Тютчев предполагает, что мир, особенно невидимый, настолько многообразен и сложен, что для выражения действительных явлений жизни общепринятый человеческий язык слишком беден и что является причиной ложности нашей речи: “Как сердцу высказать себя? Мысль изречённая есть ложь””.

Приступая к непосредственному анализу построения и выразительных средств стихотворения “Silentium!”, оставшегося навечно в истории русской и мировой лирики в качестве одного из глубочайших постижений внутренней жизни человеческой души, оговорюсь, что так же, как и каждая эпоха создаёт своего Гамлета, каждое поколение по-своему читает и будет читать “Silentium!”.

  • В качестве основного текста для анализа выбран текст “Современника” 1836 г., признанный основным в большинстве изданий стихотворений Тютчева:
  • Silentium!
  • Молчи, скрывайся и таи
  • И чувства и мечты свои –
  • Пускай в душевной глубине
  • Встают и заходят оне
  • Безмолвно, как звезды в ночи, —
  • Любуйся ими – и молчи.
  • Как сердцу высказать себя?
  • Другому как понять тебя?
  • Поймёт ли он, чем ты живёшь?
  • Мысль изречённая есть ложь.
  • Взрывая, возмутишь ключи,
  • Питайся ими – и молчи.
  • Лишь жить в себе самом умей –
  • Есть целый мир в душе твоей
  • Таинственно-волшебных дум;
  • Их оглушит наружный шум,
  • Дневные разгонят лучи, —
  • Внимай их пенью – и молчи!…
  • “Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного
Читайте также:  Сочинение на тему история света: от угольной лампочки до высоких световых технологий

впечатления; вследствие этого… происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”, — писал Иван Сергеевич Тургенев.

В самом названии чувствуется торжественность, состоящая в том, что Тютчев назвал стихотворение не русским словом “Молчание”, а латинским “Silentium!”.

Среди лучших тютчевских стихотворений “Silentium!” имеет совершенно особую судьбу.

Поэт не хранил черновиков, в изданиях его стихотворений раздел “Другие редакции и варианты” чрезвычайно беден; “Silentium!” – единственное произведение, дошедшее до нас в трёх редакциях.

Редакции эти свидетельствуют не о тщательных поисках слова, а как бы о неполной небрежности автора, то ли смутно, по памяти воспроизводящего забытый текст, то ли вообще не нуждающегося в точной записи своего гениального творения.

“Молчи, скрывайся и таи / И мысли и мечты свои” – печатает Тютчев в “Молве” 1833 года. “И чувства и мечты

свои” – “ Современник” 1836-го. “Пускай в душевной глубине/

Встают и кроются оне…” – “Молва”. “Встают и заходят оне” — “Современник”. “И всходят и зайдут оне” – “Современник” 1854 года. “Как звёзды мирные в ночи” – “Молва”. “Безмолвно, как звезды в ночи” – “Современник”. “Как звёзды ясные в ночи” – “Современник” 1854 года.

Легко можно объяснить первую из перемен, “И мысли и мечты” на “И чувства и мечты”. Может показаться чрезмерным количество сонорных в первых двух строках, особенно слогов: “мо”, “мы”, “ме”, а отрывистое “ч” задаёт тон первой строфе. Остальные перемены объяснить труднее.

Такая свобода обращения с собственным текстом не была свойственна Тютчеву ни в ранний период его творчества, когда он переводил Горация, подражал Жуковскому и Батюшкову, увлекался Державиным, ни в поздний период 1850-1860-х годов, когда тютчевская лирика может быть сочтена одним из замечательных достижений русского реализма в лирике.

Восемнадцать строк поделены на три секстины. Каждая из трёх частей замкнута в себе – по смыслу, интонационно, синтаксически и музыкально. Связь частей – лишь в развитии

  1. мысли. Единственная формальная деталь, которой поэт позволяет себе подкрепить, подчеркнуть единство трёх частей, — последние строки секстин:
  2. Безмолвно, как звезды в ночи, —
  3. Любуйся ими – и молчи.
  4. …………………………………
  5. Взрывая, возмутишь ключи, —
  6. Питайся ими – и молчи.
  7. …………………………………
  8. Дневные разгонят лучи, —
  9. Внимай их пенью – и молчи!…
  10. Настойчивое повторение – этот приём превалирует в стихотворении, построенном как призыв, как убеждение, как стремление объяснить.

Вновь и вновь перечитывая стихотворение, перенасыщенной повелительной интонацией, убеждаемся, что оно не носит характера спора и у него нет адресата – человека, с которым спорят. В стихотворении “Silentium!” нет полемики.

Скорее оно утешает отчаявшегося, объясняет растерявшемуся, другому или себе, как жить в мире. “Как бессильна человеческая мысль, так бессильно и человеческое слово.

Не удивительно, что в одном из самых задушевных стихотворений Тютчев оставил нам такие суровые советы”, — пишет Валерий Брюсов.

Первая строфа – энергичное убеждение, волевой напор, обращённый к себе ли, к другому ли, но к родному и слабому, нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного или просто себя же, но повзрослевшего: “Молчи, скрывайся и таи…”.

И тут же успокоение: твои чувства от этого не погибнут, но будут жить всё той же жизнью, вставать и заходить в душевной глубине, “как звезды в ночи”, “любуйся ими”.

Старший друг заботливо оберегает младшего; повзрослевший человек учит юного романтика, в душе которого встают и заходят прекрасные звёзды чувств и мечтаний. Такова первая строфа.

  • Во второй строфе энергичный напор, настойчивость уступают место убеждению с помощью логического размышления, доказательств. На три предельно острых вопроса:
  • Как сердцу высказать себя?
  • Другому как понять тебя?
  • Поймёт ли он, чем ты живёшь?

следует афористически ёмкое: “Мысль изречённая есть ложь”. Вот что пишет по этому поводу В. Брюсов: “Из сознания непостижимости мира вытекает другое – невозможность выразить свою душу, рассказать свои мысли другому… Если “мысль”, то есть всякое рассудочное познание, есть ложь, то приходится ценить и лелеять все нерассудочные формы постижения мира: мечту, фантазию, сон”.

Во второй строфе идёт речь о возможности передать словом жизнь сердца и души. “Мысль изречённая” – это не просто мысль сказанная, произнесённая, это ещё антоним слову “неизречённая”. Значение слова – необыкновенный, неописуемый. Следовательно, изречённая – это ещё и обыкновенная.

Я думаю, что читателям девятнадцатого века этот смысл слова “изречённая” был гораздо более явен, лежал ближе к поверхности, чем для нас.

Тютчев необычайно скуп на тропы в “Silentium!”. На три строфы – три образа: сравнение “Безмолвно, как звезды в ночи”, параллель души с незамутнёнными ключами и образ дневных лучей, разгоняющих мир “таинственно-волшебных дум”. Звёзды и ключи – образы, выражающие внутреннюю жизнь души, дневные лучи – символ внешнего мира.

  1. Таинственно-волшебные думы – это не мысли, это романтические мечтания. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают:
  2. Их оглушит наружный шум,
  3. Дневные разгонят лучи, —
  4. Призывом “Молчи!…” начинается стихотворение, и этим же оканчивается каждая из трёх строф:
  5. Любуйся ими – и молчи,
  6. ……………………………
  7. Питайся ими – и молчи,
  8. ……………………………
  9. Внимай их пенью – и молчи.

Основываясь на прочитанной мной статье Н. Королёвой, хочу сказать, что лирически стихотворение “Silentium!” выдержано в нейтральном стиле лирики 1830-х годов со словами высокого стиля: “оне”, “звезды” вместо “звёзды”. Параллельно со словами высокого стиля используется разговорный синтаксис.

Пускай в душевной глубине

…………………………………

Мнения о размере, которым написано “Silentium!” разделяются. Вот какой точки зрения придерживается Н. Королёва, статью которой я прочитал: “Сказать о “Silentium!”, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом, равносильно тому, чтобы не сказать ничего.

Ритмика тютчевского стихотворения и система ударений строки свободны от условно-стихового размера. О размере этого стихотворения возникли фантастические теории, что оно написано ямбом со включением трёх строк амфибрахия… Видимо, к музыке тютчевского стиха должен быть найден другой ключ”.

Если подойти к раскрытию секрета ритмики тютчевского “Silentium!” с другой точки зрения, то окажется, что оно написано в основном трёхударной строкой:

  • Молчи, скрывайся и таи
  • И чувства и мечты свои –
  • Пускай в душевной глубине
  • Встают и заходят оне
  • Безмолвно, как звезды в ночи, —
  • Любуйся ими – и молчи.

“Тютчев мастерски умел пользоваться перебоями ритма, подчёркивая ими смысл стиха. На сбое строки, начинающейся словом “дневные”, ритм, как бы споткнувшись, образует паузу и тем подчёркивает её заветный смысл”, — пишет А. Горелов о ритмике тютчевского стихотворения.

В своём “Silentium!” поэт призывает романтика вслушаться в пение “таинственно-волшебных дум” в его собственной душе. Гармония соразмерности частей, гармония смысла и формы, фраз и строк – таковы главные средства, с помощью которых Тютчев создал свой великий шедевр романтической лирики – 18 строк о молчании.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/26/analiz-stikhotvoreniya-silentium-f-i-tyutcheva

Анализ стихотворения Федора Тютчева "Silentium!"

Стихотворение «Silentium!» (в переводе с латинского «Молчи!» «Силентиум») написано в 1830 году, относится к раннему творческому периоду Федора Тютчева.

Нужно отметить, что молодой поет, не был амбициозным в своем таланте, этот человек с прекрасным образованием занял достойное место в дипломатической работе, будучи государственным деятелем.

В поэтических строчках Тютчев выражал свое внутреннее состояние, свои личные мысли и чувства, он не задумывался о литературном успехе в светских кругах. Именно поэтому в стихотворении «Молчи!».

Предполагается, что вдохновило поэта к написанию именно переживания в период женитьбы на Элеоноре Петерсон, которую поэт безгранично любил и был счастлив. Но предчувствие от неминучей беды в глубине сознания не давали покоя поэту, он вел с собой внутренний диалог и в «Silentium!» искал причину своих тревог и переживаний. 

И вероятней всего, автор обращается к себе, ищет ответы на вопросы в своем внутреннем мире, в своей огромной творческой душе. В начале произведения поэт призывает молчать, скрываться, таить свои чувства и мечты.

Призыв довольно резок и однозначен, можно сопоставить с особенностями дипломатической деятельности автора.

Но далее проявляется неудержимый романтизм и чувственность души поэта, он просит любоваться восходящими и заходящими звездами. 

В центральной части стихотворения Тютчев задает одни вопросы, философские, глубокие, диалог между сердцем и здравым умом, взаимопонимание внутри себя и с окружающим миром. Но в итоге, как прежде, призыв молчать.

Как будто бы предчувствие чего-то тревожило душу, но сказать об этом вслух, было бы ложью. Он охраняет и бережет свои мысли глубоко внутри себя, не дает им вырваться наружу, питается и живет своим внутренним пространством.

 

В финальной части стихотворения поэт обращается также к себе, но это обращение можно отнести и к женщине, любимой и желанной, к той, с которой готов проживать жизнь, к своей будущей жене. Понятно, что в каждой строчке есть невысказанность вслух и это объясняется страхом потери своего безграничного счастья. Поэт даже после женитьбы не мог поверить в такой подарок судьбы, он молчаливо наслаждался семейАнализ стихотворения Федора Тютчева «Silentium!».
Силентиум это стихотворение было написано Тютчевым, в период женитьбы на
Петерсон и в нем он искал ответ на тревогу внутри души. В центральной части
стихотворения Тютчев задает много философских вопросов. В конце стихотворения
автор обращается к своей возлюбленной, с которой готов разделить всю свою
жизнь.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/04/analiz-stikhotvoreniya-silentium.html

Ф. Тютчев "Silentium": текст и анализ стихотворения

Каждый, кто хотя бы немного знаком с творчеством Федора Ивановича Тютчева, знает, что в начале его «творческого становления» стихи автора были исключительно личными творениями. Тютчев не жаждал народной славы, ведь уже на тот момент он был довольно узнаваемым человеком в широких кругах, ведь он занимал почетное место дипломата. 

Впрочем, судьба уготовила ему неплохую карьеру писателя, а произошло все из-за одного случая. Один из коллег-сослуживцев совершенно случайно прочитал некоторые наброски стихов, и они ему очень понравились. Только поэтому Федор Тютчев попробовал опубликовать свои первые шедевры.

Среди крайне интересных работ, которые опубликовал автор, ярко выделялось стихотворение «Silentium!», которое было уникальным и неповторимым, мало какой поэт на тот момент мог опубликовать столь незначительное по объему, но столь значимое по сути произведение.

Итак, текст стиха:

Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, —

Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, —

Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, —

Внимай их пенью — и молчи!..

Проводя анализ стихотворения, начнем с названия. Само слово: «Silentium»  (Силентиум) означает «Молчи» (в переводе с латыни).

Что означает это «молчи»? Тютчев был довольно интересным философом, и это произведение имеет явный философский смысл, однако Федор Иванович был довольно замкнутым и не хотел делиться своими мыслями.

Читайте также:  Жизнь и творчество уильяма шекспира

Даже это произведение было опубликовано после целого ряда редактирования, автор посчитал его слишком личным.

  • Глубинный смысл данного стихотворения заключается в том, что человеку порой очень трудно сказать другому о своих мыслях, переживаниях и чувствах, что человек боится насмешек.
  • Как сердце высказать себя?
  • Другому как понять тебя?
  • Помет ли он, чем ты живешь?

Слово – «Молчи» означает, что нужно доверять свое мышление исключительно самому себе, не нужно разговаривать о личной теме с другим – он тебя не поймет. Гораздо лучше обсудить проблему с самим собой и только тогда ты найдешь решение.

  1. Лишь жить в себе самом умей
  2. Также автор отчетливо говорит, что слушать чужие мнения, россказни о тебе – это глупо и неправильно, что не нужно слушать других, что нужно поступать так, как велит тебе твоя душа.
  3. Есть целый мир в душе твоей
  4. Таинственно-волшебных дум;
  5. Их оглушит наружный шум

Нужно научиться жить с самим собой, понимать каждую свою мысль, и ни с кем ее не обсуждать, иначе твои мысли поднимут на смех, и ты всю свою жизнь проведешь, сомневаясь: «А правильно ли я думаю, ведь мне же говорят другое». Слушай себя, загляни в свой мир, ищи там ответы на все вопросы, ищи там свой путь и не уходи с него. Не позволяй чужим мнениям менять твой индивидуальный мир!

Источник: https://rus-liter.ru/publ/tjutchev_fedor/stikhotvorenija/silentium_silentium_tjutcheva_tekst_i_analiz_stikha/31-1-0-66

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium

Ниже приведено несколько вариантов анализа этого стихотворения, выберите который вам по душе. Стихотворение известно под именами Silentium, Силентиум, Молчание

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум

Федор Тютчев – не был с юности поэтом, он даже никогда не задумывался о таком роде деятельности. В свои зрелые года, Тютчев стал и был впоследствии многих лет – дипломатом. Тютчев стал создавать стихотворения, не думая о славе или о том, как бы красивее написать и подобрать слова. Он просто выражал свои мысли и чувства через строки в стихах.

Стихи выходили красивые, поэтические и даже – иногда романтические, смотря какие мысли и эмоции были в тот момент.

Тютчев очень интересный деятель, который смог многого добиться в своем деле, и также – в своем интересном хобби, которое после прославило его на весь свет.

Один из его сотрудников по работе, видел его стихи, и ему очень понравились они. Этот человек упросил Федора Тютчева опубликовать некоторые стихи, хотя бы несколько.

Тютчев, сначала нехотя, а потом все же согласился, хотя бы ради эксперимента.

Первое стихотворение, которое было опубликовано в обычных журналах, читающиеся всеми простыми гражданами, “Силентиум!”. Это произведение переводиться с латинского языка на русский – молчи. Тютчев недаром написал это стихотворение, ведь он многими выражениями и уже самим названием хотел, как бы выразить свое мнение о том, что нужно молчать, что бы то ни стоило.

Потому что чувства и эмоции могут быть кем-то не понятыми, а потому нужно молчать и не говорить о своих настоящих чувствах в данный момент. Произведение очень сильно со стороны философских выражениях и размышлениях о смысле молчания, и для чего это важно так делать.

Именно в 1830 году было опубликовано это произведение, название которого – на латинском языке. Были сведение, что Тютчев написал это произведение в преддверии чего-то плохого, потому душой чувствовал что-то это нехорошее. Тютчев, сам того не зная, стал после немногих лет – самим основателем русского романтизма.

Анализ стихотворения Тютчева Молчание

Федор Иванович изначально занимался деятельностью дипломата , он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения. Тютчев отправляется с рабочим визитом в Мюнхен и остается на 22 года, там он встречает свою будущую жену по имени Элеонора Петерсон.

Его творческое направление: романтизм и русская лирика.

Тютчев написал стих “Молчание” в 1830 году . Подано стихотворение немного трагично, в нем автор говорит о молчании, о том, что все глубокие чувства следует держать в себе.

Он считает, что так безопаснее, для сохранения прекрасного нужно меньше к этому прикасаться, а именно любоваться моментами, удивительными видами.

Автор во 2 абзаце пишет о том, как сердцу высказаться, то есть он хочет озвучить мысль, но как донести ее в нужной форме неясно, как можно получить истинное понимание от других людей, тоже загадка.

Говорится, что слово, сказанное вслух – это ложь, понимать это можно так: все что произнесено вслух, может быть искривлено неправильным пониманием, чистота мысли тогда будет потеряна.

Федор Иванович считает, что поняв себя можно обрести счастье, необъятный мир кроется в нас самих, а внешняя суета мешает понять самого себя.

Так же автор в последних строчках передает мысли о том, что нужно уважать чужое мнение.

Интересное восприятие окружающей среды у Федора Ивановича. Чувствуется в “Молчании”, что в авторе присутствует страх. К сожалению, у него случилось позже горе, от которого он быстро поседел – умерла Элеонора. Как будто автор боялся потерять счастье и так произошло.

Как и многие, он пытается в своем творчестве найти понимание других людей, желание быть услышанным. Не каждый может проникнуться строчкам.

У автора чуть больше 400 сот стихотворений. Он пишет о природе, о чувствах, о трагедии. Многие его работы вошли в программу школьников различных классов.

Посвящает своим любимым женщинам стихи, два посвятил А. С. Пушкину. У него появилось 9 детей от разных браков. Также Тютчев Ф. И. не получил звание профессионального литератора, он всю жизнь занимался государственной службой.

  • Его авторский период можно разделить категории: в юношеские годы похожи стихи на поэзию предыдущего века, 1820-1840 года лиричные мотивы, и далее более изысканный слог.
  • 10 класс
  • Анализ стихотворения Силентиум Молчание по плану

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-silentium-silentium.html

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Silentium!"

Вряд ли какое-либо другое произведение Федора Ивановича Тютчева (1803—1873) подвергалось такому множеству противоречивых интерпретаций, как его гениальное стихотворение «Silentium!» («Молчание!») (не позднее 1830 года).

Стихотворение состоит из 18 строк, разделенных на три шестистишия, каждое из которых относительно самостоятельно и в смысловом, и в интонацион­но-синтаксическом отношениях. Связь этих трех частей — только в развитии лирической темы.

Из формальных средств в качестве скрепляющего эти три части начала можно отметить одно­родные концевые рифмы — точные, сильные, мужские, ударные — и рифмуемые ими последние в каждом из трех шестистиший строки.

Главное, что соединяет все три части в художественное це­лое, — интонация, ораторская, дидактическая, убеждающая, призывная и приказывающая. «Мол­чи, скрывайся и таи», — непререкаемое повеление первой же строки повторяется еще трижды, во всех трех шестистишиях. Первая строфа — энергичное убеждение, приказ, волевой напор.

Во второй строфе энергия напора, диктата ослабевает, она уступает интонации убеждения, смысл которого в том, чтобы разъяснить решительные указания первой строфы: почему чувства и мечты должны таиться в глубине души? Идет цепочка доказательств: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь». Речь идет о коммуникабельности, о возможности одного человека передать другому не свои мыс­ли — это легче, — а жизнь своей души, своего сознания и подсознания, своего духа, — того, что не сводится к разуму, а гораздо шире и тоньше. Чувство, оформленное в мысль словом, будет заве­домо неполным, а значит, ложным. Недостаточным, ложным будет и понимание тебя другим. Пы­таясь рассказать жизнь своей души, свои чувства, ты только все испортишь, не достигнув цели; ты только встревожишь себя, нарушишь цельность и покой своей внутренней жизни: «Взрывая, возмутишь ключи, — / Питайся ими — и молчи».

В первой строке третьей строфы содержится предостережение о той опасности, которую несет в себе сама возможность соприкосновения двух несовместимых сфер — внутренней и внешней жизни: «Лишь жить в себе самом умей…».

Это возможно: «Есть целый мир в душе твоей / Таинс­твенно-волшебных дум; / Их оглушит наружный шум,/ Дневные разгонят лучи».

«Таинствен­но-волшебные думы» возвращают мысль к первой строфе, так как они аналогичны «чувствам и мечтам», которые, как живые существа, «и встают, и заходят», — то есть это не мысли, это меч­тания, ощущения, оттенки душевных состояний, в совокупности своей составляющие живую жизнь сердца и души.

Их-то и может «оглушить» «наружный шум», разогнать «дневные» «лу­чи» — вся сумятица «дневной» житейской суеты. Поэтому и нужнб беречь их в глубине ду­ши; лишь там они сохраняют свою гармонию, строй, согласное «пенье»: «Внимай их пенью — и молчи!»

Таково содержание этого совершеннейшего создания тютчевской философской лирики. Оно це­лостно и гармонично. Стоит сосредоточить внимание только на афоризме «Мысль изреченная есть ложь», и стихотворение будет говорить уже о вечной разобщенности людей, и в таком качестве будет живо и актуально для человека всех эпох, потому что' поведает нам о том, что коренится в самой природе человека.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/782-analiz-stihotvoreniya-fi-tyutcheva-silentium.html

Анализ стихотворения Тютчева «Silentium» на Сёзнайке.ру

Стихотворение наиболее ярко иллюстрирует изменения в творческом мировоззрении поэта в связи с переломными событиями европейской истории начала 30-х годов XIX века – уходом эры романтизма и торжеством буржуазно-прагматической эпохи. Романтическая атмосфера – источник поэтического вдохновения Тютчева – была разрушена хаосом Июльской буржуазной революции.

Мы видим, что лирический герой поэта не может расстаться с миром «безмолвных, светлых и прекрасных» теней прошлого, романтическим миром гармонии. Поэтому он дает своеобразный «обет молчания», символически убегая от внешнего суетного мира, «наружного шума», прячется в своих внутренних переживаниях в попытке сохранить цельность души.

Сравним также воплощение этой романтической идеи в стихотворениях Тютчева «Душа моя – Элизиум теней…» и «Сон на море»: мотив молчания дополняется и усиливается в них образом теней «безмолвных, светлых и прекрасных» и мотивом «болезненно-яркого, волшебно-немого» сна как символическими отражениями внутреннего, скрытого от повседневной суеты духовного мира героя.

В первых двух частях стихотворения образно обозначены истинные, ценные для тютчевского героя источники вдохновения, духовной силы, «таинственно-волшебных дум»: это ночные звезды (высший, божественный образ) и водные ключи (земной, природный образ).

Таким образом, человек, по Тютчеву, должен ощущать свою причастность как к земному, так и к небесному. Его внутренний покой – результат гармонии с Природой и Богом. Внутренний мир, жизнь души – это личная Вселенная человека, его собственный микрокосмос.

Не случайно «чувства и мечты» сравниваются здесь с солнцем: подобно ему, они «встают и заходят» в «душевной глубине».

Лирический герой занимает уединенно-созерцательную позицию, что передается глаголами-призывами абстрактно-символического значения («любуйся», «питайся», «внимай») и усиливается троекратным повтором «молчи», которое звучит почти как мистическое заклинание, как бы отождествляющее «посвященного» читателя с тютчевским героем.

Само понятие «молчание» в этом стихотворении приобретает расширительный символический смысл. Не случайно оно повторяется трижды, замыкая каждую из строф (эпифора).

Во-первых, его следует рассматривать как поэтический призыв к читателю хранить тайну движений души, загадочную полноту невысказанной мысли («Молчи, скрывайся и таи // И чувства и мечты свои…»).

Во-вторых, «silentium» можно понимать как вынужденную «немоту» поэта, его символический протест против пошлости «наружного шума», мира обыденного сознания.

В-третьих, тютчевское «молчание» – своеобразный вариант воплощения романтического мотива одиночества, идеи невозможности истинного и абсолютного взаимопонимания между людьми («Другому как понять тебя?»).

Наконец, еще одно значение понятия «silentium» – это бессилие слова для передачи внутренних движений души, сложных человеческих чувств и переживаний («Мысль изреченная есть ложь»).

Совокупность этих значений Дм. Мережковский («Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев») очень образно и точно определил как «словобоязнь» и «религия молчания». Мотивы «словесной тайны» и «языкового бессилия» последовательно развиваются и по-разному варьируются в русской классической литературе, в частности, – в лирике А.А. Фета (ср. «Как беден наш язык!..», «Людские так грубы слова…»).

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9163-analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-silentium

Ссылка на основную публикацию