Основная мысль романа война и мир толстого

Какие черты позволяют рассматривать роман «Война и мир» Л.Н. Толстого как эпопею?

В романе «Война и мир» Л.Н.

Толстого традиционные призна­ки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события — Отечественной войны 1812 года; широта охвата собы­тий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочислен­ность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; ос­мысление народа как главной силы истории; повествование ве­дется в эпическом плане — действие романа развивается широко и свободно; через историю жизни трех семейств проступает вся эпоха в ее характерных сторонах; эпически представлен быт раз­ных социальных групп и сословий — от императора до простого крестьянина. Широта философско-исторического синтеза и глу­бина социально-психологического анализа связи человека и ис­тории — все это позволяет рассматривать роман как эпопею.

Какой смысл заложен в названии романа «Война и мир» Л.Н. Толстого?

  • Название романа включает не только антитезу: мир как со­стояние, противоположное войне, но обозначает войну и обще­ство (мир) в отношении к ней.
  • Что объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова?
  • При всей несхожести натур и Болконский, и Безухов стремят­ся к общей цели: понять смысл и открыть движущий источник жизни отдельного человека и человечества в целом и найти свое место в истории.
  • Что понял Болконский на поле Аустерлица?

До Аустерлица Болконский, кумиром которого был Наполе­он, мечтал о своем Тулоне. Но после ранения, лежа под высо­ким небом Аустерлица, Андрей понимает мелочность своих чес­толюбивых мечтаний. Он понял неуничтожимость вечного пото­ка жизни, символизируемую вечным для всех людей небом.

Каковы этапы духовного пути Болконского?

Вначале князь Андрей стремится к личной славе, подобно его кумиру Наполеону. После Аустерлица он испытывает тяжелый душевный кризис, разочаровавшись в личных действиях, не спо­собных изменить ход истории. Он уединяется в своих имениях, но затем любовь к Наташе возрождает его.

Он постепенно прихо­дит к мысли, что мало жить только для себя. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует односторонность своих размышлений. Ему не хватает понимания души другого человека.

Только страдания помогают обрести это понимание и ощущение полноты жизни.

Какой духовный путь проходит Пьер Безухов?

Пьер Безухов в начале романа «Война и мир» — честный, но наивный молодой человек, который отдается порокам светской жизни. Но скоро он начинает понимать ханжескую мораль обще­ства, противную ему. Поиски нравственного усовершенствования приводят его к масонам.

В этот период он решает посвятить себя благоустройству жизни крестьян. В период разочарования в масонстве Пьер все время стремится найти причины зла. Он ищет в людях «внутреннего человека» — живую душу. Большое значе­ние в духовных исканиях Безухова имела Бородинская битва.

Именно здесь Пьер понимает, что историю творит народ. Встре­ча с Платоном Каратаевым приводит его к внутренней гармо­нии, к пониманию, что «человек сотворен для счастья, что сча­стье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей».

Близость к народу заставляет анализировать жизнь, видеть истоки ее несправедливости, а это в эпилоге приводит его в тайное общество декабристов.

Что Л.Н. Толстой считает главной мыслью романа «Война и мир»?

Главная мысль романа «Война и мир» — «мысль народная». Она пронизывает все образы романа, которые проверяются народ­ной нравственностью, она лежит в основе философии личности и истории.

На этой странице искали :

  • смысл названия война и мир
  • какие черты позволяют рассматривать роман война и мир как эпопею
  • главная мысль романа война и мир
  • что объединяет андрея болконского и пьера безухова
  • каковы этапы духовного пути болконского

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/chto-l-n-tolstoj-schitaet-glavnoj-myslyu-romana-vojna-i-mir.html

Основная мысль романа Толстого «Война и мир» | Литерагуру

(354 слова) Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — самое объемное произведение в школьной программе.

В нем нашли отражение многие мысли и взгляды автора, который не только подводил итоги исторических событий, но и оценивал исторический процесс в целом.

Сложно вместить все его откровения в одну формулу: он говорил о том-то потому-то. Можно лишь попытаться сократить его выводы и выразить их суть.

Во-первых, автор превозносил роль семьи в жизни человека. По его мнению, именно она определяет личность, от нее же зависит счастье и горе человека.

Так, Пьер очень долго искал себя и попадал под различные влияния, потому что рос без семьи. Отец его был барином, мать — крестьянкой, и его до смерти отца вообще не признавали за равного высокопоставленные родственники.

Лишенный положительного влияния, он не смог адаптироваться в социуме и не раз был жертвой обмана.

Во-вторых, Толстой заявлял о превосходстве народа над его начальством и о том, что историей управляют простые люди, а не императоры и полководцы. Их силами были выиграны сражения, они же спасают себя или губят, пока власть делает вид, что чем-то занимается.

Невозможно, по мнению автора, управлять сотнями людей, и в итоге воля каждого образует волну, и событие приобретает стихийный характер. Ни один полководец в романе не смог изменить ход сражения, ведь приказы не исполнялись.

Большинство из них просто невозможно было исполнить.

В-третьих, писатель осуждает светское общество и превозносит народ, который терпел лишения войны, но все равно выше своего блага ставил спасение родины.

Люди из высшей знати демонстрировали лишь напускной патриотизм и думали о наградах и чинах. Они видели в войне лишь возможность продвинуться по службе и найти выгоду.

Идеалом человека автор считает Платона Каратаева, простого солдата, мудрость которого помогла Пьеру найти гармонию с собой.

Конечно, в романе нашлось место патриотизму и хвале русскому духу. Автор обычно высмеивает немцев, указывает на двуличие и ведомость французов, но на их фоне изображает добродетельных, чистосердечных и отзывчивых русских, которые всегда находят верное решение по наитию, а не по разуму.

Таким образом, автор выразил свое мнение о каждом из упомянутых пунктов, и в этом выражении заключается мысль произведения. Нельзя сказать, что роман о чем-то одном. Он обо всем сразу, и это делает его по-настоящему многогранным и интересным для вдумчивой публики.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/osnovnaya-mysl-romana-tolstogo-vojna-i-mir/

Главная и основная мысль в романе Толстого “Война и мир”

В романе Толстого “Война и мир” главной, основной и любимой для автора мыслью, пронизывающей все главы романа от его начала до эпилога, была “мысль народная”.

Эта мысль живет не только в каждом герое, в каждой большой сцене романа “Война и мир”, но и в каждом эпизоде, в каждой детали.

Толстой пытается доказать народ не как большую группу людей, а как единое и неделимое целое, одухотворенное своей собственной, непонятной для многих дворян жизнью, своими мыслями, целями, качествами.

По замыслу Толстого главной причиной победы

русских, в 1812 году и была эта “мысль народная”, это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать.

Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту родины, в народной любви к своему отечеству.

В романе “Война и мир” этот единодушный порыв русских становится как бы еще сильнее на фоне блистательно изображенного Толстым высшего света, полного интриг, сплетен, корыстных интересов, многие представители которого не понимают опасности и того трудного положения, в котором находится народ, и не видят или не хотят видеть, как народ единодушно поднимается на борьбу. “Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Так показана “мысль народная” в действии.

Читайте также:  Жизнь и творчество джоан роулинг

Народная война была неожиданностью для французов, привыкших драться по всем правилам, когда “поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставляло покориться народ”.

Русские же руководствовались не выдуманными кем-то правилами, а благородной целью освобождения родины, и ради этой цели они делали все.

Толстой удивительно точно изобразил войну 1812 года как поединок двух фехтовальщиков, “один из которых, почувствовав себя раненным – поняв, что дело это не шутка, касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею”.

Эта “дубина народной войны” внесла огромный вклад в победу, что показало Бородинское сражение. Сражение за Москву, город-символ России, символ родины-матери. За этот символ русские и сражались до конца, неся в своей душе огонь любви, “скрытую теплоту, светившуюся на всех лицах”, которую так сильно чувствовал Пьер.

От этого чувства и зависел успех дела, во многом из-за этого чувства русские одержали победу. Они были готовы на все, были готовы стоять до конца, “злей драться и себя меньше жалеть”. Это чувство объединяло войско, было “непреодолимой, таинственной связью, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны”.

Чувство “солдатского братства”, сознание того, что твои цели совпадают с целями всех окружающих, еще более усиливали дух каждого человека. “Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва”.

Люди дрались, понимая, что от этого зависит судьба их детей, матерей и всей России, проявляя огромный героизм и стойкость. Это мужество показано на примере батареи Раевского, от которой “шли ползли и неслись на носилках толпы раненых изуродованными страданием лицами”, но батарея не сдалась.

“Русскими была одержана победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”.

Эта победа и была целью деятельности Кутузова, “цель наиболее достойная и более всего совпадающая с волею всего народа”.

Кутузов, по мнению Толстого, был самым близким к народу историческим деятелем, он был сам по натуре простым русским человеком. Он понимал и имел в своей душе чувство, “лежащее в душе каждого солдата”. Солдаты чувствовали это, поэтому они очень любили Кутузова.

Он был для них товарищем, отцом, его речь была понятна каждому. “Перестал говорить главнокомандующий, заговорил простой старый человек”. “Он казался самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые, обыкновенные вещи”.

Даже его облик был прост: “обыкновенные черты старого человека”, “ничего от повелителя народов нет в этом полном, рыхлом старике, в его сутулой фигуре и ныряющей тяжелой походке”.

Этот человек смог “угадать так верно значение народного смысла событий, что ни разу за всю свою деятельность не изменил ему”.

По мнению Толстого, “источник этой необычайной силы Прозрения и смысл совершавшихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его”.

Вся его деятельность была направлена на благо России, на то, чтобы победить и изгнать врага, “облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска”.

Он понимает, что участь битвы решает дух войска, “он следит за этой силой и руководит ею, насколько это в его власти.

Он ничего не придумает, ничего не предпримет… но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит”. Для Толстого Кутузов является идеалом исторического деятеля, идеалом русского человека.

Также огромный вклад в победу внесло партизанское движение, эта “дубина народной войны”, которой русский народ “гвоздит врагов до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью”.

По мнению Толстого, главным двигателем войны является дух войска, “то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя в наивыгоднейшие условия для драки”…

Наивыгоднейшими условиями для русских было “раздробиться и нападать поодиночке, когда представляется случай”.

Потому что “дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям”. “Партизаны уничтожали великую армию по частям.

Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево…

Были партии, перенимавшие все приемы армии; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи” никому, не известные”. Партизанская война приняла огромные масштабы. Толстой показал действия партизан на примере отрядов Денисова и Долохова, они считали возможным и делали то, “о чем не смели думать начальники больших отрядов”.

Смелость, патриотизм, более гибкая маневренность небольших отрядов Денисова и Долохова способствовали успешным действиям. Их отряды, незаметные для противника, проводили необыкновенно рискованные, но успешные операции, рассчитанные на внезапность. Примером чего является захват транспорта французов.

Важнейшую роль в партизанских отрядах играли мужики. И одного из них Толстой показал более крупным планом. Этот мужик – Тихон Щербатый, типичный русский крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину.

Он был “самым полезным и храбрым человеком” в отряде Денисова, “оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами”.

В отряде Денисова Тихон занимал исключительное место: “когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона”. Тихон чувствует сильную ненависть к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким.

Но мы понимаем его чувства и симпатизируем этому герою.

Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят о нем ласково с иронией: “Ну, ловок”, “эка бестия”.

Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который любит этого героя, как любит весь народ, как любит “мысль народную в романе”. Даже сам образ “дубина народной войны” имеет народно-поэтические истоки, уходящие корнями в народный фольклор.

Об этом свидетельствует выражение “выйти с дубьем” и подлинно народная песня “Эх, дубинушка, ухнем”.

Дубина как символ защиты своего дома, своей родины от неприятеля, которая при необходимости может перейти в оружие нападения, – это удивительно точно найденный образ, раскрывающий взгляды Толстого на движущие силы истории лучше и тоньше, чем целые страницы иных теоретических трудов.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/glavnaya-i-osnovnaya-mysl-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/

Композиция романа «Война и мир» Толстого – жанр, особенности, основная мысль — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Роман-эпопея Л.Н.Толстого является практически единственным произведением русской литературы такого масштаба. В нем раскрывается целый пласт истории – Отечественная война 1812 года, военные кампании 1805-1807 годов.

Изображаются реальные исторические личности, такие как Наполеон Бонапарт, император Александр I, главнокомандующий русской армией Михаил Иларионович Кутузов. На примере Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных Толстой показывает развитие человеческих отношений, создание семей. Народная война становится центральным образом войны 1812 года.

Читайте также:  Краткое содержание произведений эдгара по

Композиция романа «Война и мир» Толстого многосложна, роман огромен по своему объему сведений, поражает количеством героев (более пятисот). Толстой показал все в действии, в жизни.

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности.

Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой.

Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей.

Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Война 1812 года была выиграна благодаря силе, стойкости и вере русского народа. Народа в полном его составе. Толстой не разграничивает ни крестьян, ни дворян – на войне все равны. И цель у всех одна – освободить Россию от врага. «Дубина народной войны», – говорит Толстой о русском войске.

Именно народ является основной силой, победившей врага. Что могут военноначальники без народа? Простой пример – французская армия, которую показывает Толстой в контрасте с русской. Французы, воевавшие не за веру, не за силу, а потому что нужно воевать. И русские, идущие за стариком-Кутузовым, за веру, за землю русскую, за царя-батюшку.

Толстой подтверждает мысль о том, что народ вершит историю.

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях.

Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира».

Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Название романа

В названии романа «Война и мир» содержится художественный прием, который называется оксюморон. Но название можно понять и буквально. Первый и второй тома делят между собой сцены то войны, то мира.

Третий том почти полностью посвящен войне, в четвертом мир преобладает. Это тоже уловка Толстого. Все же мир важнее и нужнее любой войны. В то же время война без жизни в «мире» невозможна. Есть те, кто там – на войне, и те, кто остался ждать.

И их ожидание, порой, одно спасение на возвращение.

Жанр романа

Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения.

Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем.

Его будут читать во все времена.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21466-kompoziciia-romana-voina-i-mir-tolstogo-janr-osobennosti-osnovnaia-mysl.html

Смысл романа Война и мир Толстого и его названия

Наша жизнь наполнена контрастами. Именно об этом хотел сказать Лев Николаевич Толстой своим читателям. Милосердие, достоинство, доброта, честь и ожесточенная схватка не только на поле сражения, но в кругу самых близких людей противопоставляются автором. Но в чем смысл эпического произведения «Война и мир»? В чем смысл заглавия романа?

Смысл названия романа «Война и мир»

Уже в заглавии книги автор использует контраст. Война и мир. Борьба противоположностей. Но почему именно такое название? Возможно, Л.Н. Толстой уже сразу готовит читателя к тому, что роман не будет простым. Различные судьбы, непростое время, сложные правдивые образы.

Что автор заложил в понятие «война»? Это кровопролитная и жестокая борьба тысяч людей или тихая и спокойная битва внутри конкретного человека, которая отравляет все его существование? Такая война также имеет огромное значение.

Что же тогда означает «мир»? Романтичная и юная натура Наташа Ростова, добродушность и искренность Пьера Безухова, доброе сердце и отношение к религии княжны Марьи. Любимые герои непревзойденного мастера слова наделены состраданием, честностью, порядочностью.

Смысл произведения «Война и мир»

Изначальная задумка автора произведения «Война и мир» — правдивый рассказ о декабристах, об их семьях, судьбах, личностных качествах. Однако автору не просто было раскрыть завесу тайны на события 1825 года.

Для России это крайне непростое время. Кроме того, Л.Н. Толстой хотел не просто рассказать о имевших место событиях. Он хотел показать переживания, чувства, эмоции декабристов, почему они решили идти против царя.

Лев Николаевич долго изучал необходимые материалы, вникал в исторические события. В результате кропотливой работы у автора получилось создать эпическое произведение «Война и мир», рассказывающее о зарождающемся движения декабристов и предшествующих ему событиях войны 1812 года.

Но что хотел сказать автор своим романом? Заключается ли смысл «Война и мир» лишь в описании мнений людей, живших в то непростое время? Или Л.Н. Толстой ещё раз хотел сделать акцент на том, что война — это не только боевые действия на поле сражения. Это событие, которое не оставляет равнодушным никого.

Возможно, Лев Николаевич своим романом делает акцент на противопоставлении между войной и миром, добром и злом. Произведение контрастов, которое завораживает читателя. Тема войны. Но не только безжалостной кровопролитной битвы. Внутри персонажей идёт личная, бескровная, тихая борьба с самим собой, иногда и с окружающими.

Главный герой — Пьер — не мог определиться с манерой поведения рядом с умирающим отцом. В это же время, в этом же доме Друбецкая Анна Михайловна «воевала» с князем Василием. Героиня была на стороне Пьера. Но почему? Искренние ли были ее мотивы или она преследовала исключительно личные интересы?

Ожесточенная схватка за наследство. На кон поставлено положение в обществе Пьера. Будет ли он неизвестным и никому неинтересным персонажем или станет завидным женихом с огромным состоянием? Битва, от которой зависит вся последующая жизнь Пьера Безухова. Если бы герой был нуждающимся, его жизненные ценности были бы абсолютно другими.

В подлой и глупости войне Анны Михайловны и князя Василия прослеживается и презрение автора к воюющим, и добродушная ирония к неприспособленному к жизненным реалиям добряку Пьеру. Л.Н. Толстой для большей убедительности нелепости всей ситуации прибегает к контрастам.

Невероятные пейзажи, пространственные описания переносят читателя на место событий. О чем переживают герои, что они чувствуют? На что готовы пойти солдаты, защищая свою страну? Абсолютно нелогичные ситуации переплетаются с чётко продуманными действиями. Каждый читатель находит в произведении «Война и мир» то, что связано с его эмоциями и воспоминаниями.

Читайте также:  Сибирочка - краткое содержание повести чарской

Смысл финала «Война и мир»

Роман «Война и мир» состоит из нескольких томов. Однако обсуждения на тему смысла эпического произведения заняли бы гораздо больше страниц. Лев Толстой просто не мог сделать простой, понятный и логичный финал своего великого романа.

Произведение заканчивается эпилогом. Автор рассказывает о дальнейшей жизни и судьбе главных персонажей, о последствиях для всей страны от страшных событий.

Утонченная и чувственная Наташа Ростова обрела то, к чему она так долго стремилась. Теперь она любимая и любящая супруга, заботливая мать. Семья с Пьером Безухова — то, о чем она мечтала. Наташу Ростову уже не встретишь на светском мероприятии. Ей это стало абсолютно неинтересно. С годами человек меняет своё отношение к жизни, к ценностям и приоритетам.

В финале романа «Война и мир» Л.Н. Толстой показывает, как Россия восстанавливается после напряженных и кровопролитных военных событий. Какие итоги этой безжалостной битвы.

Автор даёт свою оценку героям, их жизненным ценностям и приоритетам. О чем болит душа у народа? Лев Николаевич завершает своё произведение философским мнением, что есть отдельные персонажи, в чьих руках находится власть, и они распоряжаются ею по своему усмотрению. Именно эти личности могут вершить судьбы людей, менять ход истории.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-romana-vojna-i-mir-tolstogo-i-ego-nazvaniya/

«Мысль народная» в романе-эпопее (о «Войне и мире» Л. Н. Толстого)

Проблемы войны и мира. Глав­ным героем «Войны и мира» яв­ляется народ. Исторический мате­риал только укрепил Толстого в правильности вы­вода о том, что судьбы страны определяет народ.

В статье «Несколько слов по поводу книги «Вой­на и мир»» Толстой специально предупреждал, что он не собирается останавливаться на «ужасах кре­постного права» и просил не искать в его книге того, чего он «не хотел или не умел выразить».

Сюжет произведения строится в первую очередь на изображении жизни представителей высших сосло­вий, но «мысль народная» определила отношение автора ко всем явлениям действительности, образуя тот угол зрения, с помощью которого дается четкая и определенная характеристика Наполеону и Куту­зову, Адольфу Бергу и Пьеру Безухову, Элен Курагиной и Наташе Ростовой.

«Мысль народная» выражена в «Войне и мире» не только в картинах, сценах, эпизодах, рисующих массовый патриотический подвиг народа, но и во многих индивидуальных судьбах героев произведе­ния.

Народное начало, простота и естественность поведения даже в минуты смертельной опасности, скромность и человечность проступают в характере и поведении ротного Тимохина, капитана Тушина, чья внутренняя красота, нравственное достоинство и бесстрашие скрыты под «домашней», негероической внешностью.

Этот принцип изображения распрост­раняется и на многих других героев Толстого, начало его можно заметить уже в ранних военных рассказах 50-х гг. Приобщение к народному созна­нию помогло Андрею Болконскому, Пьеру Безухову отрешиться от эгоизма.

Наиболее полно и непосредственно «мысль народ­ная» выражается у Толстого при рассмотрении темы войны. В отличие от традиций исторической рома­нистики, писателя интересовала не военно-историческая сторона изображаемых им событий, а нравст­венный смысл поступков, которые совершали люди в ходе военных действий.

Поэтому он по-разному оценивает те войны, которые велись за пределами России (1805—1807) и были чужды подлинным ин­тересам народа, и Отечественную войну 1812 г. — войну оборонительную по самой своей сути, вызвав­шую невиданный ранее патриотический подъем на­рода, вставшего на защиту своей независимости.

Эта тенденция Толстого была связана с многовековой национально-художественной традицией. По словам Д. С.

Лихачева, в древнерусской литературе круп­нейшие воинские повести «посвящены оборонитель­ным сражениям в пределах Русской земли»; здесь «вырабатывается нравственный кодекс войны», кото­рый отражен и в «Войне и мире».

Продолжая то новое изображение войны, которое наметилось в его «Севастопольских рассказах», Тол­стой менее всего стремится к изображению внешней стороны сражений «с гарцующими генералами» и т. д. Не свойственны толстовским героям, солдатам, мужикам и громкие слова о любви к Отечеству.

Эффектные речи произносят как раз те персонажи, которым не симпатизирует писатель; это становится даже знаком их лживости или хвастовства. Берг, у которого в душе не было вообще ничего святого, который в самое тяжелое и грозное время мог думать о приобретении «прелестной шифоньерочки», с наигранным пафосом восклицал: «Армия горит духом геройства…

такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они выказали в этой битве… нет никаких слов достой­ных, чтобы их описать». Таков стиль Берга — но не Толстого и его любимых героев. Они не произносят патетических речей, но «скрытая теплота патрио­тизма» в них ощущается постоянно, и это относится не только к Ростовым или Болконским.

Никто, например, не соглашается оставаться под властью Наполеона в Москве, даже далеко не лучшие из действующих лиц романа, даже родственница Пьера Катишь, которая говорит: «Какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу».

Долохов, причинивший немало несчастий многим героям романа, встретив Пьера во время Бородинской бит­вы, просит у него прощения и со слезами на глазах обнимает и целует его. Даже Анатоль Курагин не остался в стороне от общенационального патриоти­ческого подъема.

Не сказано, как именно вел он себя во время Бородинской битвы, но он там был, получил тяжелое ранение, и символично, что он оказывается на операционном столе рядом с князем Андреем, который при виде своего смертельного врага испытывает теперь «восторженную жалость и любовь к этому человеку». Материал с сайта //iEssay.ru

Однако, прославляя героизм русских людей, так ярко проявившийся во время Отечественной войны, описывая всеобщий подъем, Толстой в то же время не забывает, что война есть суровое и жестокое испытание, сопряженное с громадными потерями, смертью тысяч и миллионов людей, «противное че­ловеческому разуму и всей человеческой природе событие». Война — не игра, затеянная Наполеоном, не красивое зрелище, как показалось сначала Пьеру на Бородинском поле, а нечто страшное, противо­естественное, ужасное. Показательно, что в картине Бородинского сражения, особенно в заключительных главах, нет традиционной патетики. В авторском описании ощущаются скорбные раздумья о многих убитых и раненых, что подчеркивается контрастным сопоставлением войны с миром природы (характерно использование в данном случае слов с уменьшитель­ными суффиксами): «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и на сомневаю­щихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Война, по Толстому,— явление, противоречащее самой человеческой натуре. Она может только разъе­динять, а не соединять людей. Только чудом можно объяснить спасение Пьера, захваченного в плен, когда на мгновение он и маршал Даву, известный своей жестокостью, «поняли, что они оба дети чело­вечества, что они люди».

Толстой совершенно убежден, что нормой для человечества является мир, который один только и может привести людей к взаимопониманию, объеди­нению на началах добра, справедливости и доверия.

На этой странице материал по темам:

  • статья лихачева о войне и мире
  • думка народна» в романі-епопеї «війна і мир»
  • статья толстого » несколько слов о войне
  • роман война и мир история создания
  • вывод по теме мысль народная

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/stati/vojna-i-mir/mysl-narodnaya-v-romane-epopee-o-vojne-i-mire-l.-n.-tolstogo

Ссылка на основную публикацию