Подвиг капитана тушина в романе война и мир толстого кратко

По мнению Льва Толстого, одним из главных сражений войны 1805 года было Шенграбенское. Его автор изобразил в романе «Война и мир».

Армия Кутузова не успевала к месту назначения, а французы не отставали. Главнокомандующий приказал Багратиону привести свой полк наперерез врагу, чтобы дать основной части время. В отряде Багратиона служит и князь Андрей, чтобы получить славу и признание, совершить великий подвиг.

Андрей удивлен поведением солдат. Они не грустят, а веселятся и думают о хорошем. На поле боя войско не стоит и не действует красиво, как в учебниках. Солдаты смешались в кучу, но удачно отбивают врага. Отличие реальности от теории сильно поразило Андрея Болконского.

Офицеры находятся вдали от солдат. Для них главное красивое одеяние, чины и награды. Багратион не воюет непосредственно в битве, а лишь направляет ее действия издалека.Лев Толстой считает, что исход битвы зависит вовсе не от командования, а от солдат. Это он подтверждает примерами. Однако, автор не преуменьшает значение офицеров в сражении, в том числе и Багратиона.

Командир Тимохин поднял силу духа солдат, которые не верили в победу из-за численного превосходства французов. Его твердая решимость и храбрость поразила соперника так сильно, что когда Тимохин пошел в бой со всем воодушевлением, французские солдаты испугались и бросили орудия.

Батарея Тушина — образец патриотизма и героизма. Капитан поджигает деревню Шенграбен, чтобы отвлечь соперника. В это время прикрытие орудий куда-то исчезает. Четыре пушки лишены защиты, но Тушин не уходит и палит врага.

Его действия принесли результаты, но на военном совете его поведение было осуждено. Багратион упрекнул его, что Тушин не спас орудия и действовал без приказа.

На защиту капитану встает Болконский, который отмечает смелость и героизм Тушина.

Есть в эпизоде и обратный пример. Долохов оказался также на поле боя. Он действовал ради собственной выгоды, а не спасения Отечества, как Тушин. Долохов хотел получить награду и повышение в звании. На совете он громко рассказал о своих подвигах с этой целью. Долохов, конечно, и сделал полезное для армии — взял в плен генерала, но им двигали вовсе не светлые цели.

Этот эпизод учит читателей тому, что исход боя зависит не столько от правильного и верного командования, как от силы духа народа. Именно народ, простые солдаты играют решающую роль в каждом сражении.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Шенграбенское сражение в романе Война и мир. Картинка к рассказу

Подвиг Капитана Тушина в романе Война и мир Толстого кратко

Сейчас читают

  • Краткое содержание Песочные часы Каверина
    В летнем лагере много девчонок и мальчишек. Среди них есть трус Петька и красавица Таня. Петька никогда ни во что не лезет, но зато считает себя умным. А Таня обожает своё зеркальце и при каждом удобном случае в него смотрится
  • Краткое содержание Мариам Петросян Дом в котором…
    Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности.
  • Краткое содержание Дубов Горе одному
    Недаром говорят, что когда ты один – это одиночество, и не просто одиночество, это горькое одиночество, это горе, не радость и печаль.
  • Краткое содержание Гаршин Сигнал
    Семена Иванова назначили новым сторожем железной дороги. Служил он раньше денщиком у офицера, а когда война окончилась, все не мог найти себе работы. Службой его были довольны, потому, когда Семен однажды столкнулся с бывшим начальником
  • Краткое содержание Золотой ключик, или Приключения Буратино Толстого А. Н.
    Проживал в небольшом городке столяр Джузеппе и изготавливал красивые фигурки, чтобы продавать и жить на эти средства. Однажды ему попалось полено, которое издавало какие-то звуки, и он испугался.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/lev-tolstoj/shengrabenskoe-srazhenie-v-romane-vojna-i-mir

Образ капитана Тушина. Его значение для понимания философии романа

Подвиг капитана Тушина в Шенграбенском сражении

Во время Шенграбенского сражения капитан Тушин и его батарея оказываются под обстрелом французов. Но Тушин не бежит с поля боя. Он со своей батареей остается на месте и стреляет по французам:

«…Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов…»

При этом Тушин действует без приказа начальства. Он берет на себя смелость и сам решает начать обстрел:

«…Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню…»

Тушин обстреливает деревню Шенграбен и поджигает ее. Французы начинают тушить там пожар и тем самым задерживаются. В это время русские войска отступают. Таким образом, Тушин спасает жизнь многим русским военным, которые могли бы погибнуть:

«…Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад…»

Тушин со своей батареей остается без прикрытия. Но он не сбегает с поля боя, а продолжает стрелять по французам.

В батарее Тушина находятся четыре пушки:

«…неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек…»

В ответ на стрельбу Тушина французы выставляют свои 10 пушек против 4 пушек батареи Тушина.

В ходе сражения батарея Тушина теряет 17 человек солдат и одного офицера. Но ни Тушин, ни его артиллеристы не падают духом и продолжают обстреливать французов несмотря ни на что:

«…Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось…»

В ходе сражения начальство забывает про батарею Тушина. Только когда сражение подходит к концу, князь Багратион приказывает Тушину отступать:

«…Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее…»

По приказу Багратиона Тушин наконец отступает. Он вывозит свою батарею и при этом успевает помогать раненым. Тушин разрешает раненым сесть на пушки. Так, например, Тушин помогает раненому Николаю Ростову.

После сражения начальники тут же ругают Тушина, упрекают и делают замечания. Никто не хвалит Тушина за его героизм:

«…Как только Тушин со своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из-под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда идти, и делали ему упреки и замечания…»

Князь Андрей Болконский заступается за капитана Тушина. Андрей называет Тушина героем Шенграбенского сражения:

«…прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого…»

«…успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей…»

Князь Багратион выслушивает мнение Болконского и просто отпускает Тушина к себе, не поблагодарив его. Подвиг капитана Тушина остается незамеченным.

Платон Каратаев

После расстрела пленных Пьер переживает тяжелый душевный кризис, рухнула его вера в Бога и справедливость жизни.

В плену Безухов знакомится с солдатом, крестьянином Платоном Каратаевым. Тот своей мягкостью, участливостью, добротой возрождает Пьера к жизни, возвращает веру в добро и справедливость.

  • Положительный это герой или отрицательный?
  • Да, похож; да, есть положительные качества: простота и спокойствие, умение приспособиться к жизни в любых условиях, вера в жизнь, доброжелательность, он мастер на все руки.
  • Почему он такой?

Он патриархальный крестьянин, которого не коснулось растление, буржуазная жизнь. По Толстому, он идеальный герой.

Но в Каратаеве есть и другое: доброта становится всепрощением (даже к французам), он не пытается сопротивляться жизни, а плывет по ее течению, проповедует жить в покорности перед судьбой («рок головы ищет»), в нем абсолютное отсутствие разума – «не своим умом – божьим судом».

Через образ Платона Каратаева Толстой проповедует идею непротивления злу, судьбе, то есть проповедует «непротивление злу насилием».

А если бы вся армия состояла из Каратаевых?

Таким образом, в личности Каратаева сочетаются достаточно противоречивые качества. Тем более, что «Война и Мир» в целом как раз показательное активное сопротивление злу, борьба с ним.

Партизан Тихон Щербатый

Крупным планом писатель рисует Тихона Щербатого, мужика-партизана из отряда Денисова, в котором он является «самым полезным и храбрым человеком».

Этот крестьянин, выходец из села Покровское, безусловно, самый нужный человек в своем отряде. Следует отметить, что его внешняя характеристика выразительна и забавна. У героя имеется недостаток внешности, из-за которого он и получил свое прозвище, – у него нет одного зуба.

Это придает Щербатому неунывающий и хитроватый вид. Тихон Щербатый умеет делать все исправно и легко. Он без труда достает воду, раскладывает костры, обдирает коней для еды, готовит пищу, делает деревянную посуду.

Однако основным занятием этого героя, конечно же, является военное дело.

Оставшись у Денисова, Тихон сначала выполнял всю черную работу. Он ухаживал за лошадьми, раскладывал костры. Однако оказалось, что Тихон Щербатый способен на большее. И он стал уходить по ночам на добычу, принося французское оружие и одежду, по приказу порой приводил и пленных.

Через некоторое время героя зачислили в казаки. Лев Николаевич отмечает, что Тихон Щербатый всегда ходил пешком, однако не отставал при этом от кавалерии. Он носил с собой мушкетон, но больше для смеха.

Настоящим оружием этого героя были топор и пика, которыми Щербатый владел в совершенстве, «как волк зубами».

Он отдает борьбе с врагом все свои силы, выносливость и смекалку. Щербатый по природе своей является тружеником земли, который создан для мирной жизни. Однако с необыкновенной естественностью этот герой вдруг превращается в защитника родины. Автор воплощает в его образе дух народа-мстителя, удаль и находчивость русских крестьян.

Проявление жестокости Тихон Щербатый отправляется на врага с топором в руках. И не потому, что его кто-то заставляет защищать родину, а под влиянием ненависти к непрошенным гостям и большого патриотизма. Эти чувства так сильны в нем, что Тихон, добродушный по натуре, порой становится жестоким.

Тогда французы представляются ему не людьми, а исключительно врагами своей родины.

Читайте также:  Доклад дуэль лермонтова с мартыновым сообщение кратко

Тихон ходит на самые трудные и гадкие задания:

«…В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона…»

К французам Тихон ходит с удовольствием, принося трофеи и приводя пленных, но после своего ранения он начинает без нужды убивать французов, со смехом ссылаясь на то, что они были «плохонькие». За это его не любят в отряде.

Вспоминаем таблицу «Четыре стихии «Войны и мира», которую записывали на первом занятии по анализу романа Л.Н.Толстого.

Российское общество 1805-1812 год Ростовы Болконские Пьер Безухов Долохов
Исторические личности Александр I Кутузов Наполеон
Народный Капитан Тушин Платон Каратаев Тихон Щербатый
Метафизический (природа) Земля (эпизоды с дубом) Воздух, небо Вода (шар из капель) Огонь
  1. Как в этой таблице располагаются данные персонажи, какой стихии соответствует каждый из них и с какими героями романа они пересекаются?
  2. Образ капитана Тушина. Его значение для понимания философии романа
  3. Для чего Толстому потребовалось вводить в роман достаточно эпизодический образ капитана Тушина?
  4. Вспомним толстовскую трактовку роли личности в истории:

Т.4.ч.3. гл.1.3.

  • «Что касается исторической деятельности, то свободным субъектом и свободной причиной этой деятельности может быть только народ в целом, а не отдельное лицо, на какой бы ступени власти оно ни стояло, чтобы оно ни думало об историческом значении своих дел – и что бы об этом значении ни думали другие – современники, историки, философы».
  • Интересна также трактовка Льва Толстого значения Бородинского сражения в войне 1812 года: «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, которая была одержана русскими под Бородиным».
  • В обеих этих цитатах главная мысль – не конкретная личность решает исход любого сражения, а общие усилия людей.

И эпизод с капитаном Тушиным – одно из ярких тому подтверждений. Тушин – один из немногих, кто понимает, что один в поле не воин. Его батарея – это его семья.

Он лишь вовремя подбадривает своих солдат, заряжает их своим примером, заражает своей волей к победе. И, по сути, при общем поражении русских в Шенграбенском сражении, именно его батарея выходит моральным победителем.

Они продолжают сражаться даже, когда остаются забытыми, без какого-либо прикрытия.

Его прямой начальник – Багратион – фактически не замечает подвига Тушина и его батареи. Даже для князя Андрея, который заступается за Тушина, этот эпизод остается лишь проходным. Но, по сути, Тушин – это Кутузов в миниатюре. Хотя, если посмотреть по таблице «Четыре стихии», у них с Кутузовым разные стихии – земля и вода. Почему?

Такие как Тушин дают благоприятную почву для рождения таких личностей, как Кутузов, но сами по себе они не обладают достаточным количеством самолюбия, амбиций, эгоизма, чтобы выйти в столь заметные исторические фигуры, как Кутузов.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s7118t18.html

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.) – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л. Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.) «Война и мир» — это романэпопея.

Одно из значений слова эпопея — изображение жизни народа в национальноисторических масштабах. Основным событием 1805— 1807 годов была война, начатая императорами, но участвовали в ней простые люди.

Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе.

В нем находит свое отражение «мысль народная», возможно, в наиболее ярком аспекте, а также он чрезвычайно важен и потому, что все сюжетные линии героев сходятся в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинные герои.

Это не Долохов, который столько рассказывал о своем ранении, и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем «подвиге». Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности, как Тушин.

Даже когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный герой — народ.

Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель, еще мало знающий о них, открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые выходит на поле боя князь Андрей, грезящий о своем «Тулоне», и Николай Ростов, просто юнкер, и капитан Тушин.

Капитан не показан в отрыве от всех. Наоборот», с самого начала он в постоянном общении с кемнибудь: будь это простой солдат, или князь Багратион. Князь Андрей все время то слышит, то видит капитана. Создается впечатление, что Тушиных много. И действительно, каждый настоящий воин в душе немного Тушин.

С другой стороны, можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый. Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: все солдаты, их командир — братья друг другу.

Но семья — мирное начало, а идет война. Каждый стоит за всех, и все за одного. Подобная же ситуация будет на батарее Раевского во время Бородинского сражения, только свидетелем будет не Болконский, а Пьер в своей знаменитой белой шляпе. Чувствуется «скрытая теплота патриотизма».

До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, и, очевидно, что ему, в душе философу, интересно знать, что думает представитель народа. Но вот началось сражение.

«Земля как будто ахнула от страшного удара».

После разговора, услышанного князем Андреем, кажется, что это «оживление» земли происходит под влиянием Тушина, более того, сказано его словами, ведь он даже пушку называл по имени («Матвеевна»), любя.

Сразу же казавшиеся разрозненными люди сплачиваются, у всех есть одна общая цель — победить. У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело».

Так думают и Тушин, и Болконский, так будет думать и Пьер в Бородинском сражении, человек невоенный, но приехавший поддержать армию, чувствующий, что случится чтото важное (русские будут драться за свою землю, за Родину).

Тушин и Багратион в чемто противопоставлены друг ДРУГУ — Особенно это заметно при появлении князя Багратиона на месте сражения тушинской роты: Тушин оживлен, «пищит» (подчеркивается его в какойто степени ненужность: эти великаны, окружающие его, знают, что и как надо делать), старается «придать молодцеватость своей фигуре», а глаза полководца тусклы, безжизненны. Также Тушин напоминает Кутузова, когда «робким и неловким движением… как благословляют священники» прикладывает «три пальца к козырьку». Таким образом, Толстой подчеркивает «невоенность» капитана батареи, его робость, но здесь есть и христианское начало, когда, вопреки запрету убивать, берут оружие и идут защищать свою землю.

Возможно, важно не присутствие Михаила Кутузова как главнокомандующего в штабе, но присутствие человека с истинно русской идеологией. Тушину, так же как и Кутузову, жалко людей, жалко смотреть на убитых и раненых, он морщится, видя их.

Благодаря ему рота, да и войско выстояли, хотя по достоинству оценить его заслуги перед Отечеством смог только князь Андрей, сказавший: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

Интересно, что первую часть сражения читатель видит Тушина глазами князя Андрея, и в его сознании это «маленький худенький артиллерийский офицер» с «большими, умными и добрыми глазами» (создается образ маленького человека).

Есть ощущение, что его героический дух и незаметная внешность не складываются в одно целое, несовместимы.

С одной стороны, он робкий и застенчивый, его постоянно окружают люди выше него ростом, но на войне в нем просыпается «детская радость» (он словно играет в какуюто игру, где французы — «муравьи», а он — герой), и кажется, что он шире, выше, больше, чем есть на самом деле.

Но в нем нет той кровожадности, которая будет впоследствии в Тихоне Щербатом. Оба служат Родине, но Тушин по своей философии ближе к Каратаеву, хотя тот проповедует непротивление злу насилием. Капитан не убивает, а защищает, и в этом основное различие между ним и Щербатым. В этом эпизоде Л. Н.

Толстой дает не только косвенную оценку народному движению, но и роли отдельной личности в истории.

Мне кажется, что особенно ясно его мнение при встрече Багратиона и Тушина.

Самое главное, что сам капитан, имеющий указание стрелять в одну конкретную цель, «посоветовался с фельдфебелем» и решил, что «хорошо было бы зажечь деревню», отряд прикрытия тоже уходит вместо того, чтобы защищать тушинскую роту — все показывает, что «это невозможно» (так сказал князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородина), что распоряжения и сам командующий ничто. Народ, только народ с огромным, присущим только ему чувством патриотизма спасет Россию.

Читайте также:  Судьба барабанщика - краткое содержание повести гайдара

«Скрытая теплота патриотизма» явно противопоставлена псевдопатриотизму, царящему в салоне Анны Павловны Шерер, а также патриотизму Долохова. Да, он смел и бесстрашен, но его храбрость проявляется лишь в том, что он «в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося француза».

Но после этого он тут же бежит доложить о своем героизме, показывая рану и говоря: «Попомните, ваше превосходительство…» Долохов старается ради себя, пытаясь вернуть себе офицерский чин. Истинное чувство патриотизма проявляется поразному.

Князь Андрей, вообще человек скрытный, выскажет Пьеру свои чувства только перед Бородинским сражением, т. е. намного позже.

Багратион скажет: «С Богом, ребята!» — и сколько любви к сынам Отечества в этой фразе! Тушин проявляет свои чувства на поле битвы. Он не хочет отступать, на его глазах слезы.

(Возможно, ему жалко тех двух пушек, которые описаны как люди, и отношение к ним у Тушина человеческое, оттого, когда солдаты отступают, они как будто бросают на поле битвы раненных в бою друзей, что не соответствует солдатской этике.

) Для него нет тактики и всех военных наук. Он солдат, цель которого не допустить врага на территорию России, впрочем, и для Кутузова это самое главное. В конце романа Толстой напишет: «Представителю русского народа, после того, как враг уничтожен, Россия освобождена… делать больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти».

Так сказано про Кутузова, но эти слова можно! в полной мере отнести к Тушину. Ведь в последний раз читатель видит его в госпитале для больных тифом. Ростов и Тушин встречаются в последний раз, но если для раненого Николая Тушин сделал все, что мог, то Ростов не очень волнуется за судьбу капитана.

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/na-bataree-tushina-analiz-epizoda-iz-romana-l-n-tolstogo-vojna-i-mir-t-i-ch-2-gl-xx-sochinenie-po-vojna-i-mir-tolstoj-l-n/

Шенграбенское сражение в романе "Война и мир" | Инфошкола

Болконский, приезжая в отряд Багратиона, принимает участие в Шенграбенском сражении.

С началом битвы князь Андрей думает, в чем и как выразится его Тулон (С успешного взятия французского города Тулон, в котором начался мятеж роялистов против республики, началась блестящая карьера Наполеона, тогда еще молодого капитана, который разработал и осуществил план осады города. Название французского города Тулон стало обозначением начала пути к славе.)

Объезжая с Багратионом войска, он видит, что тот соглашается с решениями офицеров, командующих отрядами. Так, Багратион соглашается с капитаном Тушиным, командиром артиллерийской батареи, решившим зажечь деревню Шенграбен. Мнение свитских офицеров он во внимание не принимает.

Присутствие Багратиона укрепляет дух войска. Во время сражения Багратион сам идет в атаку. Даже французы затем вспоминают доблестное поведение русских.

В Шенграбенском сражении принимает участие гусарский эскадрон Василия
Денисова. Ростов вместе со всеми несется в атаку, ему весело. Сжимая эфес
сабли, он думает, что сейчас «рубанет», но под ним убивают коня.

Николай,
контуженный в руку, остается один. Он видит каких-то людей, думает, что
они ему помогут, но потом понимает, что это французы. Выстрелить во
француза Николай не может и просто бросает в него пистолет.

 

Ростов бежит, чувствуя себя зайцем, уходящим от собак. В лесу французы застигают врасплох русскую пехоту, солдаты бегут. Появляется рота Тимохина. Он бросается с одной шпажкой на французов. Они убегают.

Долохов убивает одного француза в упор и берет в плен офицера. Батарея
Тушина — всего четыре пушки — становится одним из самых жарких мест Шенграбенского
сражения.

Французы решили, что здесь сосредоточены основные силы русских. Они пытаются взять батарею, стреляют по ней. Тушин со своими солдатами работает слаженно и весело. С пушкой он разговаривает, как с живым существом, называя ее «Матвевной », «матушкой».

Один из штабных офицеров, присланный с приказом отступать, видит, что происходит на батарее, и бежит. Приезжает князь Андрей. Он говорит себе, что не может бояться, и помогает Тушину снять орудия и отвести их.

После сражения отряд Багратиона отступает. Ростову с контузией помогает
Тушин: он приказывает посадить его на орудие. Затем на совете у Багратиона
князь Андрей говорит, что  успехом дня все обязаны геройским действиям
батареи Тушина. Сам Тушин винит себя в том, что он жив, а два орудия
потеряны. 

Источник: https://info-shkola.ru/shengrabenskoe-srazhenie-v-romane-vojna-i-mir/

Образ капитана Тушина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Образ капитана Тушина в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей.

Читать этот роман — как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра — новелла о капитане Тушине.

Портрет Тушина совсем не героический: «Маленький, грязный худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».

Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами «забытая батарея». При начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: «Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой». Доброе и умное лицо его несколько бледно.

И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой.

Фигурку эту со всех сторон окружают, автор подчеркивает, огромные широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь и, «выглядывая из-под маленькой ручки», командует.

«Еще две линии прибавь, как раз будет, — закричал он тоненьким голоском». Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках.

В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического. Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, «к которому он имел большое уважение», заслуживают решительного «Хорошо!» князя Багратиона.

Труднее помыслить награду выше этой.

И вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен.

«Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку… выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».

Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина.

Неприятельские пушки — это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: — Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди. Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе — таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.

Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане.

Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи, и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

В эпилоге романа Толстой меланхолически обмолвился: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей». Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонам историческим и государственным.

Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и душевная простота мудрости.

Несомненно — это один из самых ярких героев книги.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/obraz-kapitana-tushina-v-romane-ln-tolstogo-voyna-i-mir.html

Штабс-капитан Тушин. Война и мир. Том 1, часть 2, главы XV-XXI

Роман-эпопея

Том 1. Часть 2. Глава XV

В четвертом часу вечера князь Андрей, настояв на своей просьбе у Кутузова, приехал в Грунт и явился к Багратиону. Адъютант Бонапарте еще не приехал в отряд Мюрата, и сражение еще не начиналось. В отряде Багратиона ничего не знали об общем ходе дел, говорили о мире, но не верили в его возможность. Говорили о сражении и тоже не верили и в близость сражения[1].

Багратион, зная Болконского за любимого и доверенного адъютанта, принял его с особенным начальническим отличием и снисхождением, объяснил ему, что, вероятно, нынче или завтра будет сражение, и предоставил ему полную свободу находиться при нем во время сражения или в ариергарде наблюдать за порядком отступления, «что тоже было очень важно». — Впрочем, нынче, вероятно, дела не будет, — сказал Багратион, как бы успокоивая князя Андрея. «Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», — подумал Багратион. Князь Андрей, ничего не ответив, попросил позволения объехать позицию и узнать расположение войск с тем, чтобы в случае поручения знать, куда ехать. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый и с алмазным перстнем на указательном пальце, дурно, но охотно говоривший по-французски, вызвался проводить князя Андрея. Со всех сторон виднелись мокрые, с грустными лицами офицеры, чего-то как будто искавшие, и солдаты, тащившие из деревни двери, лавки и заборы. — Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, — сказал штаб-офицер, указывая на этих людей. — Распускают командиры. А вот здесь, — он указал на раскинутую палатку маркитанта, — собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута. — Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, — сказал князь Андрей, который не успел еще поесть. — Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба-соли. Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели. — Ну, что ж это, господа! — сказал штаб-офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. — Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, господин штабс-капитан, — обратился он к маленькому, грязному худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно. — Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? — продолжал штаб-офицер, — вам бы, кажется, как артиллеристу, надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб-офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, — прибавил он начальнически. Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс-капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб-офицера. — Солдаты говорят: разумшись ловчее, — сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон. Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился. — Извольте отправляться, — сказал штаб-офицер, стараясь удержать серьезность. Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное. Штаб-офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.

Читайте также:  Доклад про гусли (музыкальный инструмент сообщение 2, 3 класс)

Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления.

Несколько батальонов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из-за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше.

За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.

— Voilà l’agrément des camps, monsieur le prince[2], — сказал дежурный штаб-офицер.

Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать. — Вот тут наша батарея стоит, — сказал штаб-офицер, указывая на самый высокий пункт, — того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда все видно: поедемте, князь. — Покорно благодарю, я теперь один проеду, — сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб-офицера, — не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один. Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего-то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто все происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где-нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцеватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил: — Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще! И все слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик. — Еще, еще, — приговаривал майор. Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собою. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей. С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что-нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов. — Глянь-ка, глянь, — говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкетера-солдата, который с офицером подошел к цепи и что-то часто и горячо говорил с французским гренадером. — Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз-то за ним не поспевает. Ну-ка ты, Сидоров… — Погоди, послухай. Ишь ловко! — отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по-французски. Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов вместе с своим ротным пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк. — Ну, еще, еще! — подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. — Пожалуйста, почаще. Что он? Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов. — Здесь велят прогнать вас, и прогоним, — говорил Долохов.

— Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, — сказал гренадер-француз. Зрители и слушатели французы засмеялись.

— Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser[3]), — сказал Долохов.

— Qu’est-ce qu’il chante?[4] — сказал один француз.

— De l’histoire ancienne, — сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. — L’Empereur va lui faire voir à votre Souvara, comme aux autres…[5]

— Бонапарте… — начал было Долохов, но француз перебил его.

— Нет Бонапарте. Есть император! Sacré nom…[6] — сердито крикнул он.

— Черт его дери, вашего императора! И Долохов по-русски, грубо, по-солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь. — Пойдемте, Иван Лукич, — сказал он ротному. — Вот так по-хранцузски, — заговорили солдаты в цепи. — Ну-ка, ты, Сидоров! Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лопотать непонятные слова. — Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска́, — лопотал он, стараясь придать выразительные интонации своему говору. — Го, го, го! Ха, ха, ха, ха! Ух! Ух! — раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого, казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам. Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

  • Глава XVI
  • Глава XVII
  • — Ну, полно вам, — проговорил аудитор с сияющею, наивною и вместе хитрою улыбкой, как будто ему лестно было, что он составляет предмет шуток Жеркова, и как будто он нарочно старался казаться глупее, чем он был в самом деле.

Источник: https://literatura5.narod.ru/tolstoy_w-i-mir-tushin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]