- «После бала» это рассказ великого писателя Льва Толстого.
- Если составлять таблицу «на балу» и «после бала», можно отметить следующие моменты:
- 1) Краски, цветовая гамма анализируемого эпизода.
На балу: Автор рисует картину радостными красками светлых оттенков. Это белый, розовый.
Например, Белые плечи «хозяйки бала». Одежда Вареньки тоже представлена в светлых оттенках
- Отец Вари:
- лицо «румяное» (розовое), усы — «белые» Мы видим полную цветовую гармонию.
- После бала: Картина меняется на строго противоположную и автор показывает серые, черные, темные оттенки.
2) Описание внешности главного героя эпизода(Вареньки, солдата, полковника)
На балу:
Герои описываются красивыми, свежими, статными, румяными. Они влюблены, восхищаются жизнью, красотой, изяществом.
После бала: в описании героев используются такие эпитеты как:
3)звуки,характер музыки.
На балу: Под конец бала музыканты играли «с отчаянием усталости», несколько раз повторяли один и тот же мотив
Мы слышим громкие звуки: все громко аплодировали, полковник танцевал с топотом.
После бала: Уже слышим жесткую и нехорошую музыку.
Вывод: Автор очень отчетливо противопоставляет 2 части по звукам, деталям, краскам. До бала все прекрасно, гармонично и спокойно, как будто виртуальный мир. А после мы сталкиваемся с жесткой реальностью и хладнокровием.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2757942-tolstoj-posle-bala-kak-sostavit-tablicu-na-balu-i-posle-bala-sm.html
Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой) | Литерагуру
(368 слов) Лев Николаевич Толстой — один из самых известных русских писателей, а также великий писатель-романист. На его счету множество произведений, которые многократно экранизировались и инсценировались как на родине, так и за рубежом. Ещё при жизни Лев Николаевич был признан главой русской литературы.
Постоянные нравственные поиски — отличительная черта творчества Льва Николаевича. В его произведениях так или иначе затрагивались философские вопросы о том, как относиться к обществу и признанным истинам. Наиболее открыто писатель говорит об этом в романах и рассказах, написанных в конце 70-х годов 19 века.
Рассказ «После бала», опубликованный уже после смерти писателя в 1911 году, является маленьким по объёму, но очень глубоким смысловым произведением. Основываясь на приёме контраста, оно делится на две противоположные друг другу части.
В первой части произведения описывается бал, проходящий в доме губернского предводителя — доброго старика. Переполненное светом, чувством радости и любви, мероприятие представляется нам в розовых тонах.
«Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», — рассказывает Иван Васильевич. Во многом его видение объяснялось влюблённостью в Вареньку, «необыкновенную красавицу», дочку полковника.
Она была стройной, грациозной и всегда держалась прямо, что могло бы отпугнуть, если бы не её милая улыбка и блестящие глаза.
Девушка, очевидно, была неравнодушна к рассказчику, так как всё бальное время они провели вместе. В чувство восторга Ивана Васильевича привёл танец Вареньки с её отцом — военным, который души не чаял в своей дочери. Это было видно по его домодельным сапогам старого покроя, которые носит Пётр Владиславович, чтобы сэкономить на себе, но вывести в свет Вареньку.
Атмосферу бала можно описать словами самого рассказчика, Ивана Васильевича:
«Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».
Композиция рассказа основывается на антитезе: в первой части описываются события на балу, во второй- после него.
Поначалу нам представлен сверкающий праздник молодости, счастья и любви, который проводился в Прощённое воскресенье. В последний день Масленицы верующие должны прощать друг другу прегрешения.
После картина наполняется тёмными красками, режущей слух музыкой и жесточайшей расправой над солдатами.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/opisanie-bala-v-rasskaze-posle-bala-l-n-tolstoj/
Прием контраста в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» — очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.
Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.
Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», — рассказывает Иван Васильевич.
Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: «… высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная». Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову.
Это придавало ей какой-то царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».
Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг – вот что испытывал герой на протяжении всего бала.
Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей.
Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее.
Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.
Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью.
Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова.
К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».
Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки.
Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее.
Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.
Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты.
Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник.
Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.
Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».
Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.
Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков.
Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе.
Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.
Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/posle-bala/8718-priem-kontrasta-v-rasskaze-l-n-tolstogo-posle-bala
Краткое содержание рассказа «После бала» Л. Н. Толстого
С рассказом «После бала», созданным в 1903 году, читатели познакомились лишь в 1911, уже после смерти Льва Николаевича Толстого. На нашем сайте вы можете не только прочитать краткое содержание «После бала» Толстого, но и понять, как построено произведение, каково его идейное содержание. Рассказ включен в программу русской литературы 8 класса.
В основу сюжета легли события, произошедшие с братом писателя. Реализм изображения действительности, необычная кольцевая композиция помогли автору провести параллель между прошлым и настоящим.
Ёмкий и лаконичный рассказ заставляет нас сосредоточить внимание на одном основном событии в жизни главного героя.
Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Иван Васильевич – человек, выступающий в роли рассказчика. Вспоминает время, когда он «весёлый бойкий малый да ещё и богатый» был молодым и влюблённым студентом. Юноша доверчив, честен и совестлив.
Другие персонажи:
- Пётр Владиславич – отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.
- Варенька – восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.
Толстой «После бала» очень краткое содержание
1840‑е годы. Главный герой рассказа – молодой богатый дворянин Иван Васильевич. Он живет в провинциальном городе и учится в местном университете (вероятно, речь идет о Казани). Иван Васильевич уже какое-то время влюблен в юную красавицу Вареньку, дочь полковника Б.
Молодые люди встречаются на балах и вечерах. Иван Васильевич влюблен в Вареньку. Девушка отвечает ему взаимностью. Однажды на балу Иван Васильевич и Варенька почти весь вечер танцуют вместе. Иван Васильевич счастлив от любви. На балу отец Вареньки, полковник Б., ведет себя учтиво и любезно с окружающими.
Утром после бала влюбленный Иван Васильевич гуляет по городу. На улице он видит, как солдаты бьют прутьями преступника-татарина. Этим процессом руководит полковник Б., отец Вареньки. “Любезный” полковник на службе оказывается жестоким человеком. Он бьет своих солдат. Когда преступник-татарин просит о пощаде, полковник хладнокровно продолжает наказание.
Это утро после бала переворачивает жизнь юного романтика Ивана Васильевича. Жестокостью полковника потрясает его настолько, что он решает не становиться офицером. Его любовь к Вареньке сходит на нет. Он не женится на ней. Позднее Варенька выходит замуж за другого человека и заводит семью.
Короткий пересказ «После бала» Толстого
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» начинается словами главного героя и повествователя, Ивана Васильевича о том, что на поступки и личность влияет не только среда, но и случай. В подтверждение этой мысли он начинает рассказывать о случайности, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь.
Это случилось в 40‑х годах, когда Иван Васильевич был еще студентом в университете. Он был молод и богат, и очень сильно влюблен в одну прекрасную девушку по имени Варя. Ее отец был полковник, воинский начальник николаевской выправки по имени Петр Владиславович, статный высокий старик.
Однажды Иван Васильевич и Варя встретились на балу у губернского предводителя в последний день масленицы, и Иван Васильевич почти весь день протанцевал с ней. Перед ужином жена устроителя бала просит Варю потанцевать с ее отцом. Во время того, как дочь танцует с отцом мазурку, на них смотрят все гости.
Иван Васильевич умиляется, видя, что старик носит старомодные самодельные сапоги, только для того, чтобы ни в чем не отказывать дочери. После танца полковник подводит дочь к Ивану Васильевичу, и они снова танцуют вместе, затем Варя после того как отец уехал, остается с Иваном Васильевичем и на кадриль после ужина.
Иван Васильевич счастлив и любит ее еще больше.
Вернувшись домой, Иван Васильевич смотрит на перышко от веера и перчатку, подаренную ему его возлюбленной, и не может уснуть. Он решил отправиться на прогулку в город и, приблизившись к полю, возле которого жила семья Вари, услышал неприятные звуки флейты и барабана.
Из тумана перед ним выступают силуэты солдат в черных мундирах, стоящих двумя рядами друг против друга. От прохожего он узнает, что они гоняют татарина за побег.
Затем перед его глазами предстают идущий в его сторону оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат и рядом с ним – смутно знакомая ему фигура военного. Он узнает в военном отца Вари.
Иван Васильевич видит, как избивают провинившегося, его окровавленную спину, и как он просит пощады, а полковник, как ни в чем не бывало, идет рядом, ругая какого-то солдата за то, что он ударил слишком слабо. Ивану Васильевичу эта сцена стала невыносима, и он тут же ушел к себе.
Дома он пытался убедить себя, что ему просто неизвестно то, что знает полковник, и раз к этой жестокости относятся как к чему-то само собой разумеющемуся, то нет смысла переживать.
Однако это неприятное воспоминание так и не изгладилось из его памяти, и даже видя Варю, он вспоминал этот случай с татарином и поэтому любовь его пошла на убыль и он перестал встречаться с девушкой.
Две контрастные по настроению сцены рассказа хорошо иллюстрируют мысль автора о лицемерии, блестящем фасаде и гнилой сути тогдашнего общества.
Мы видим, как в своем кругу аристократы выглядят доброжелательными и милыми, замечательно танцуют и веселятся, а сразу после этого нам показывают, как эти же люди безжалостно причиняют страдания другим, нижестоящим.
Это рушит и представление главного героя об отце возлюбленной как о хорошем человеке, и даже его чувства к дочери полковника рушатся, несмотря на то, что он убеждает себя, что его поведение с татарином и солдатами было нормально, раз никто не протестует против этого.
Сборник «Севастопольские рассказы» написан и опубликован в 1855 году, посвящен обороне Севастополя. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Севастопольские рассказы» по главам для читательского дневника. В своей книге Лев Толстой описывает героизм защитников города, а также показывает всю бессмысленность и беспощадность войны.
Содержание «После бала» с цитатами
Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.
Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае» предлагает послушать историю из его жизни.
Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью.
Умиляется его самодельными сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.
Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.
Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина.
Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте.
Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось.
В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного.
Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд.
По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.
Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел.
Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого». Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником.
Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.
Заключение
Рассказ Л. Н. Толстого был создан более века назад, но не утратил своей актуальности. Как правильно выбрать свой жизненный путь, не поддаться обстоятельствам? Эти вопросы и сегодня волнуют каждого молодого человека. Произведение помогает разобраться в историческом прошлом нашей страны, предостерегает от ошибок. На примере главного героя мы учимся доброте, честности и милосердию.
Это интересно: Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Толстого можно на нашем сайте. Оно пригодится при подготовке к урокам литературы в 5 классе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.
Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.
Видео краткое содержание После бала
“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра…
Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-posle-bala.html
Анализ рассказа "После бала" Толстого | Инфошкола
Рассказ «После бала» написан Л.Н.Толстым в 1903 году, впервые опубликован в 1911 году.
В его основе лежат реальные жизненные события, отражено время 40-х годов XIX века. Братья Толстые — Сергей Николаевич и Лев Николаевич — с 1841 года жили и учились в Казани и были знакомы с воинским начальником Андреем Петровичем Корейшем и его дочерью Варенькой.
- Сергей Николаевич был влюблён в Вареньку, но чувство молодого человека угасло после того, как он, весело танцевавший с нею вечером на балу, утром увидел, что её отец распоряжался наказанием шпицрутенами бежавшего из казармы солдата.
- Провинившегося человека прогоняли сквозь строй солдат, бьющих его шпицрутенами, длинными, гибкими папками из лозняка, — такое наказание применялось в царской армии,
особенно при Николаем Ш, за что он был прозван Николаем Палкиным. - Осуждая жестокое отношение к солдатам армейских начальников, Толстой в статье «Николай Палкии» (1886) писал: «Что было в душе тех полковых командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием насмерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью…»
Сам Толстой экзекуции не наблюдал, описал её по рассказам очевидцев. Реальная жизненная основа рассказа подтверждается замечаниями самого автора: «То, что я хочу рассказать, было в сороковых годах.
Был я в то время студентом в университете… » Сохранилось имя прообраза героини — Варенька, упоминается портрет рассказчика (такой портрет брата писателя Сергея Николаевича Толстого хранится в музее Л.Н.
Толстого).
Вопросы для беседы
— Кто ведёт повествование?
..повествование ведётся автором и рассказчиком — Иваном Васильевичем.
— Какая проблема поднимается в рассказе?
В рассказе поднимается важная проблема: кто виноват в торжестве зла и насилия — законы
общества или сам человек? С постановки этой проблемы и начинается рассказ.
- — Как автор и другие персонажи характеризуют Ивана Васильевича?
- Рассказчика истории, Ивана Васильевича, автор и другие персонажи (имена их не названы) характеризуют как искреннего, правдивого, внешне красивого человека.
- — На какие эпизоды делится рассказ?
Рассказ строится как последовательное повествование, завязка действия начинается с первых же строк. Но в то же время рассказ состоит из двух контрастных эпизодов: бал у губернского предводителя и наказание сбежавшего солдата.
Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, явления, предмета другому. Использование контраста даёт писателю возможность резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, пейзажа, портрета, интерьера, вещи.
— Как переданы веселье и блеск бала, какие тона преобладают в его описании?
В описании бала преобладают светлые, радостные краски: белая, розовая, серебристая, золотая. Звучит прекрасная бальная музыка, вызывающая радостное настроение, которое передают оценочные эпитеты: «радостная, ласковая улыбка», «прекрасная зала», «чудесный бал», «сияющее лицо», «сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые глаза».
— Что говорит Иван Васильевич о полковнике как об отце Вареньки и как о воинском начальнике? Какое чувство испытывает к Вареньке, её отцу и ко всем людям во время бала?
Полковник — красивый статный человек, у него гордая военная выправка (его трудно назвать стариком). Свежее румяное лицо, «та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».
Полковник любит свою дочь, трогательно заботится о ней. Влюблённый в Вареньку молодой человек не без основания решает, что отец носит немодные старинные опойковые сапоги, чтобы вывозить девушку в свет.
Вместе с тем «старинные сапоги», «зачесанные височки» полковника и его характеристика: «он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» — это художественные детали, подводящие ко второй части рассказа.
Чувство любви Ивана Васильевича к Вареньке распространяется на её отца и на всех людей.
— Как Иван Васильевич воспринимает утреннюю пасмурную природу?
Описание пасмурной утренней природы и сцен городской жизни контрастирует с блеском, яркими красками бала. Преобладает бытовая лексика: «дрова», «сани», «ломовые извозчики», «рогожки». Уже перед сценой расправы с несчастным солдатом исчезает восприятие жизни как праздника.
— Какие краски преобладают в описании жестокой экзекуции?
В описании расправы с солдатом господствуют серые, чёрные и красные цвета. Слышна совсем другая, «жёсткая, нехорошая музыка», Иван Васильевич называет мелодию «неприятной», «визгливой». Он слышит всхлипывания солдата: «Братцы, помилосердствуйте».
— Каким человеком предстал теперь полковник, какое чувство он вызывает у Ивана Васильевича?
Молодой человек стал свидетелем жестокого наказания сбежавшего солдата.
Полковник, отец Вареньки, исполняет свой служебный долг, не испытывая в душе ни сомнений, ни сострадания к другому человеку, ни стыда. Его не трогают всхлипывания солдата.
Более того, он бьёт «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
— Подать сюда свежих шпицрутенов! — крикнул он».
Ивану Васильевичу жалко солдата, вина которого и наказание за неё несоизмеримы. Ему стыдно за человека, с таким пристрастием исполняющего закон, и за сам жестокий закон. Он не может понять, «почему дурное дело … признавалось всеми необходимым».
Для Ивана Васильевича приемлемы только такие законы, которые основаны на высоких нравственных началах любви и уважения к людям. И теперь в душе молодого человека вновь соединяются чувства к отцу и дочери, и любовь к Вареньке проходит.
— Какой нравственный выбор сделал для себя Иван Васильевич?
Молодой человек отказывается от военной и государственной службы вообще. О последующей жизни Ивана Васильевича автор ничего не сообщает, но, как отмечает один из персонажей, она — пример нравственности для других; иными словами, герой выбирает путь добра.
- — Какова позиция автора рассказа?
- Кто виноват в торжестве зла и жестокости — общественная среда или сам человек с его личными безнравственными качествами важная проблема, поставленная в рассказе.
- Решая её, автор замечает: «Никто, собственно, и не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно», то есть в жизни существует добро и зло, но нравственный человек выбирает в жизни путь добра.
- Вскрывая общественное зло и зло в душе человека, Толстой пропагандирует своё учение о любви к людям, о нравственном совершенствовании и непротивлении злу насилием.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-rasskaza-posle-bala-tolstogo/
Сочинение на тему «До и после бала в рассказе Толстого После бала»
Сюжет рассказа взят Л. Н. Толстым из жизни — брат его Сергей Николаевич, находясь на службе в армии в Казани, полюбил дочь воинского начальника Андрея Петровича Корейша Варвару.
Но чувства молодого человека к девушке угасло после того, как он наблюдал сцену, описанную, же в рассказе, но только наяву. То есть Толстой описал историю любви своего брата пятидесятилетней давности.
Иван Васильевич, главный герой рассказа, — пожилой, «уважаемый всеми» человек, который «рассказывал очень интересно и правдиво».
Причем Толстой выписал этот образ так, что читатель невольно, даже не задумываясь, проникается доверием к старику и уже с интересом и напряжением следит за дальнейшим развитием действий. Главным событием, на первый взгляд, является бал у губернаторского предводителя, который сыграл главную роль в судьбе Ивана Васильевича.
Атмосфера молодости (особенно при сравнении в описании Вареньки и ее отца), грации величия, описания бала и его устроителей переносит слушателей Ивана Васильевича и читателей в Россию времен правления Николая I и приводит к пониманию всех противоречий, скрывающихся где-то «за балом». Торжество явилось для Ивана Васильевича моментом, когда «в душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую способность любви». Но так как в отдельности они не выглядели бы столь ужасно, тем более для молодого человека.
При описании наказания солдата открываются те «скрывавшиеся за балом» противоречия. Толстой словно срывает занавес «восторженно-нежных чувств» с, казалось бы, благополучной действительности. Чем наряднее представлялся мир молодому человеку вначале, тем трагичнее он видит его после сцены казни.
Для молодого человека открывалась новая Россия, причем с неожиданной стороны. Теперь Иван Васильевич предоставил своим слушателям право оценить поведение полковника, еще вечером так лихо и молодцевато танцевавшего с дочерью, а утром руководившего избиением солдата.
Именно то доверие к рассказчику и доступность, с которой он изложил события, позволяет сопереживать и прочувствовать глубокую, острую боль Толстого за поругание человеческого достоинства, который явился теперь защитником всех угнетенных, гонимых, притесняемых людей.
Он остается врагом всякого насилия человека над человеком.
Суровое обличие фальши, общественной лжи, правдивые картины жизни являются призывами к незлобию и всепрощению, христианской любви. Тема рассказа «После бала» актуальна и сегодня. Свидетельством тому являются слова Толстого: «Не нужно иметь особой проницательности, чтобы видеть, что в наше время полно теми же ужасами, теми же пытками». Разве можно с этим не согласиться?
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему «До и после бала в рассказе Толстого После бала»« Некрасов поэт Некрасов гражданинСочинение по картине Герасимова «Дождь» »
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-do-i-posle-bala-v-rasskaze-tolstogo-posle-bala/