Меню статьи:
Хорь – образ крестьянина, порожденный творческим воображением Ивана Тургенева. Произведение под названием «Хорь и Калиныч» – одно из известнейших творений русского писателя. Автор поместил этот текст в «Записках охотника» – цикле прозаических произведений. Писатель работал над «Записками» в период 1847–1852 годов.
Публикация понравилась современникам, которые встретили произведение с восторгом. Но тургеневское творение создало в литературном мире резонанс. Белинский охарактеризовал этот текст как нечто уникальное. Критик заметил, что автор по-новому раскрыл тему народной жизни.
Значение рассказа для тургеневского творчества
Почему это произведение признается одним из ключевых в тургеневском творчестве? Это связано с двумя причинами:
- Текст вышел в свет в 1847-м. Тургеневский рассказ опубликовали в «Современнике». Это краткая история начала цикла о «Записках охотника». Произведение затерялось среди объявлений: продажа хозяйственных принадлежностей и т. д. «Современник» имел и практическую направленность – раздел с названием «Смесь». Здесь и поместили тургеневский текст.
- Писатель обратился к сравнению особенностей крестьянской жизни. Для этого автор выбрал две губернии – Орловскую и Калужскую. Ключевой момент – восприятие крестьянского быта самим писателем. Тургенев отличался пытливым, наблюдательным умом, симпатией к простым людям. Автор детально и метко описывал характеры, поведение персонажей, манеры, речь, привычки, взгляды на мир и жизнь. В этом проявлялось новаторство Тургенева для того времени. Читатели удивлялись тургеневскому творчеству как новому, познавательному, ценному, прогрессивному веянию. Таким образом, рассказ превратился в визитную карточку русского литератора.
Сравнение двух крестьянских миров
Итак, писатель сравнивает крестьян из двух российских губерний. Автор заключает, что калужане живут лучше орловских жителей. Свое мнение литератор подкрепляет иллюстрацией – описанием жизни двух людей.
Хорь с Калинычем предстают в разных, отдельных мирах. Писатель сравнивает персонажей, порой – противопоставляет. Постепенно читатель знакомится с обоими героями.
Оказывается, что Хорь с Калинычем давно дружат, однако их характеры и увлечения совершенно разные.
Образ Хоря
Хорь предстает оброчным мужиком. На самом деле, Хорь – это не столько имя, сколько прозвище мужчины. Настоящего имени персонажа писатель не сообщает. Герой сумел отделить свое хозяйство от дворов других крестьян. Вот так Хорь и разбогател. Мужчина принимает взвешенное решение не покупать себе свободу:
«Откупись, Хорь, эй, откупись!..». А он, бестия, меня уверяет, что нечем; денег, дескать, нету… Да, как бы не так! А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю… барин у нас хороший. А, знать, Хорь прямо в купцы попадет; купцам-то жизнь хорошая, да и те в бородах…
Каждый год герой выплачивает барину оброк. Хорь не спешит отвечать на вопрос о таком странном выборе. Рассказчик замечает, что логично было бы избавиться от зависимостей и оброка.
Внутренний мир героя
Мужчина отличается внимательностью, шутит, интересуется жизнью барина. Рассказчик заключает, что Хорь принадлежит к категории людей, которые не делятся мыслями и соображениями. Мужчина наделен чувством собственного достоинства. У героя есть все причины для самоуважения.
Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.
Хорь – деятельный, трудолюбивый человек. Зато в другое время не было человека деятельнее его: вечно над чем-нибудь копается – телегу чинит, забор подпирает, сбрую пересматривает…
Герой подходит к жизни практично. Мужчина – рационалист: Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина…
Жизнь героя постоянно сопровождается иронией и скептицизмом – это отличало Хоря от другого персонажа этого произведения:
Калиныч не любил рассуждать и всему верил слепо; Хорь возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь. Он много видел, много знал, и от него я многому научился. Крепок ты на язык. Хорь говорил мало, посмеивался. Хорь молчал, хмурил густые брови и лишь изредка замечал…
Внешность Хоря
Писатель наделяет Хоря мощной внешностью, крутым лбом, крупными плечами:
На пороге избы встретил меня старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря.
Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос преспокойно поглаживая свою курчавую бороду … посмеивался из-под длинных своих усов… Хорь молчал, хмурил густые брови… Хорь заливался смехом, причем его маленькие глазки исчезали совершенно… Хорь поднимал свою ногу и показывал Калинычу сапог, скроенный, вероятно, из мамонтовой кожи…
Автор характеризует Хоря как героя, которого интересуют исключительно практические подробности жизни: быт, государственный строй, общественные дела.
О семье героя
У Хоря большая семья (10 детей), однако лишь один ребенок владеет грамотностью. Сам мужчина грамоте не обучен:
…он у меня мужик умный. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика. Его познанья были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел…
Фенечка – героиня повести Ивана Тургенева «Отцы и дети» – это воплощение доброты, искренности и любящего отношения к людям. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием ее образа
Герой считает, что образование – бесполезная трата времени. Однако мужчина мудр, умеет разумно управлять хозяйством:
Кругом телеги стояло человек шесть молодых великанов, очень похожих друг на друга и на Федю. «Всё дети Хоря!» – заметил Полутыкин. «Всё Хорьки, – подхватил Федя, который вышел вслед за нами на крыльцо, — да еще не все: Потап в лесу, а Сидор уехал со старым Хорем в город.
Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый. Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и краснощекий. Вон один, пострел, не женится, – отвечал он, указывая на Федю, который по-прежнему прислонился к двери. – Васька, тот еще молод, тому погодить можно.
Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное…
О материальном положении персонажа
Хорь – богатый человек. Область деятельности героя – торговля: Ну, и разбогател? – спросил я. – Разбогател. Теперь он мне сто целковых оброка платит, да еще я, пожалуй, накину обстроился, накопил деньжонку А что, ведь ты тоже торговлей занимаешься? – спросил я его. – Торгуем помаленьку маслишком да дегтишком…
Где живет Хорь?
Место жительства героя – Жиздринский уезд, Калуга: Вот он и поселился на болоте. С тех пор Хорем его и прозвали…
Крестьянин поселился в этом грустном месте вместе с женой и детьми. Около двадцати пяти лет назад хижина мужчины сгорела, за что Хорь пообещал уплатить помещику оброк. Это была огромная сумма средств:
…отчего у вас Хорь живет отдельно от прочих ваших мужиков? Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришел он к моему покойному батюшке и говорит: дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам стану оброк платить хороший…
Негативные стороны героя
Мужчина наделен предрассудками и предубеждениями. Хорю свойственный сексизм: Впрочем, как он умен ни был, водились и за ним многие предрассудки и предубеждения. Баб он, например, презирал от глубины души, а в веселый час тешился и издевался над ними…
Герой не любит чистоту, не заботится о порядке.
Особенной чистоты он, однако, не придерживался и на мои замечания отвечал мне однажды, что «надо-де избе жильем пахнуть»…
Образ Калиныча
Этот герой, напротив, старается понравиться барину. Калиныч игнорирует собственное хозяйство и заботы, чтобы поохотиться вместе с помещиком:
Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал он для своего друга, Хоря. Старик радушно его приветствовал. Я с изумлением поглядел на Калиныча: признаюсь, я не ожидал таких «нежностей» от мужика…
Главный интерес Калиныча – это пасека. На другие же дела у мужчины не хватает времени.
Внешность героя
Внешность Хоря выдает в герое амбициозного человека. Калиныч, наоборот, отличается более мягкими чертами лица. Герой постоянно ходит в лаптях – даже по праздникам. Хорь же предпочитает в праздничные дни носить сапоги.
Внутренний мир и качества персонажа
Писатель описывает Калиныча более простым человеком, чем Хорь. Рассказчик считает мужчину добродушным лириком, который умеет хорошо чувствовать и понимать людей. Калиныч также прекрасно ладит с природой.
Калиныч, беседуя с рассказчиком, расспрашивает о природе, архитектуре, культуре других народов. Мужчина живет один, без детей. Калиныч – грамотный человек. Героя заботит расширение кругозора, стремление понимать больше вещей:
Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же – к людям, к обществу… Два героя-крестьянина разные по характеру, по отношению к жизни. Между тем, Хоря и Калиныча объединяет музыка.
Образ барина
– отличный человек. Но Полутыкин совершает чудны́е поступки: ухлестывает за местными богачками, которые не отвечают взаимностью герою. После неудач на личном фронте барин рассказывает о печалях соседям.
Человек – не растение, и процветать ему долго нельзя. Эта фраза из произведения “Ася” Ивана Тургенева отражает всю его суть. Предлагаем читателям ознакомиться с кратким содержанием этой повести
Случается, что Полутыкин дарит родителям понравившихся барышень кислые персики. Барин знает один анекдот – неудачный, который рассказывает всем и всегда. Герой просит поваров придавать неестественный привкус традиционным блюдам. Писатель считает помещика излишне праздным человеком.
Образ рассказчика
Под маской этого героя скрывается автор. Писатель задался целью максимально полно раскрыть антикрепостническую идею. Литератор симпатизирует крестьянам, простому народу.
Обычные люди талантливы, житейски мудры, умны, трудолюбивы, добродушны. Для писателя – собирателя характеров – такие люди более интересны, чем помещики.
Через общение с двумя крестьянами рассказчик подчеркивает самобытный, жизнестойкий характер нации. Автор обращается к анализу коренных основ народной жизни.
Сюжетные детали произведения
Сюжет тургеневского творения основывается на беседах рассказчика с другими персонажами. Среди этих персонажей следует выделить Хоря, Калиныча и барина Полутыкина.
Рассказчик сравнивает двух крестьян. Автор намекает, что барин – далекий от природы человек, которого интересует нечто надуманное, нереальное.
Крестьяне, обычные люди, напротив, живут в гармонии с окружающей природой и бытием.
Финал произведения – это трогательное прощание рассказчика с встретившимися крестьянами. Автор создает лаконичную концовку. В конце рассказа видно, что автор симпатизирует Калинычу – самому обаятельному персонажу текста.
Калиныч убеждает рассказчика, что завтра будет плохая погода – так говорят народные приметы. Рассказчик думал иначе, так как ничего не предвещало ухудшения погоды. Однако Калиныч заметил усилившийся запах травы, а это – знак непогоды.
Калинычу нравится смотреть на вечернюю зарю, наслаждаться окружающим миром – не спеша.
Народ и нация в тургеневском творчестве
Автор романтизирует крестьян, народную жизнь. Романтизм, впрочем, не исключает реалистическую направленность произведения. Тургенев создал основу, шаблон для своих последователей. В будущем литераторы еще напишут о крестьянах, быте, проблемах, особенностях жизни обычных людей.
На примере жизни двух крестьян писатель показал перспективы развития целой нации. Автор делает вывод, что дальнейшее развитие народа тормозит наличие крепостного права. Крепостной строй пагубно сказывается на жизни как аристократов, так и обычного народа. Оброк, барщина в качестве общенационального зла – лейтмотив тургеневских произведений.
Тургенев представляет простых людей одаренными, талантливыми, наделенными высокими духовными качествами. Писатель намекает на то, что борьба с врагами требует объединения усилий всех людей – и крестьян, и дворян.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/hor.html
Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»
«Хорь и Калиныч» входит в сборник рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника», создававшийся с 1847 по 1852 гг.
В этой статье вы сможете прочитать анализ рассказа «Хорь и Калиныч», что позволит вам лучше познакомиться с произведением. Обратим внимание на историю публикации, образ главных героев и некоторые интересные факты.
Также на нашем сайте вы найдете краткое содержание «Хорь и Калиныч». Прежде всего рассмотрим общие факты.
История публикации рассказа «Хорь и Калиныч»
Рассказ был первым в цикле «Записки охотника». Его опубликовал журнал «Современник» в 1847 году. Публикация наделала шуму и была восторженно встречена современниками. По словам Белинского, в этом рассказе Тургенев подошёл к теме народа с такой стороны, с какой «до него никто ещё не заходил».
Делая анализ рассказа «Хорь и Калиныч», надо понимать, что цикл – это группа произведений, связанных общей тематикой, идеей, героями. «Записки охотника» объединены фигурой рассказчика, за которым угадывается сам автор. Основная идея – антикрепостническая: Тургенев показывает талант, ум, трудолюбие, добродушие крестьян, которые оказываются намного интереснее героев-помещиков.
Анализ образов Хоря и Калиныча
Анализ рассказа «Хорь и Калиныч» был бы неполным без рассмотрения главных героев. В двух крестьянских характерах Тургеневу удалось показать коренные основы нации, определяющие её самобытность, её жизнестойкость, её характер.
Хорь и Калиныч – два крестьянина, с которыми рассказчик познакомился во время охоты в лесах Калужской губернии. Несмотря на дружбу, они совершенно противоположны друг другу. Различия ощутимы уже в описании портретов героев. Хорь – плотный, крупный, плечистый, приземистый, спокойный и молчаливый человек, напоминающий Сократа.
Показательно сравнение: оно указывает на мудрость и жизненный опыт героя. Калиныч – высокого роста, худой, с добродушным лицом и светло-голубыми глазами. Тургенев замечает, что лицо его было «кротким и ясным, как вечернее небо».
В этом описании подчёркивается некая романтичность героя, которая дальше будет раскрыта в рассказе, и анализ «Хорь и Калиныч» это хорошо подчеркивает.
Хорь имеет добротную избу, где живёт вместе с большой семьёй: женой, сыновьями, невестками, внуками. В семье он глава, которого почитают и слушаются. Хорь – практичный человек, «себе на уме», хозяйство у него крепкое, приносящее хороший доход.
Во всём облике Хоря подчёркнуто спокойное достоинство, вызывающее уважение. Когда-то давно, около 25 лет назад, его дом сгорел, поэтому на выселках он выстроил новую избу, занялся хозяйством, помещику платит оброк.
Он так повёл хозяйство, что за эти годы превратился в зажиточного человека и мог легко выкупить себя у барина.
Калиныч – одинокий бездетный человек, когда-то у него была жена, которая, судя по рассказу, давно умерла. Хозяйства у него тоже не было, «ходил он в лаптях и перебивался кое-как».
При этом Калиныч – человек самого весёлого и доброго нрава, поэтическая натура: он понимает язык птиц, разбирается в травах, в лесу знает каждую тропинку, умеет заговаривать «кровь, испуг, бешенство», «у него лёгкая рука».
«Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же – к людям, к обществу».
Выводы в анализе рассказа «Хорь и Калиныч»
О своём помещике крестьяне отзывались по-разному: Хорь говорит о нём, усмехаясь, понимает ограниченность и несерьёзность господина Полутыкина. Калиныч с восторгом относится к помещику и благоговеет перед ним.
Характеры героев раскрываются в моменты бесед с рассказчиком. Хорь обычно был молчалив, говорил мало, но внимательно слушал, иногда задавал вопросы, которые поражали охотника точностью и глубиной.
Например, слушая о заграничных путешествиях, Хорь интересовался государственным устройством в других странах, ведением практических дел.
При этом он не раз делал толковые замечания, размышляя, какие заграничные новшества прижились бы на русской почве, а какие совсем нам не подходят. Калиныч говорил много и восторженно. Его больше всего интересовали рассказы о музеях, искусстве, музыке.
Сам он обладал хорошим голосом, пел протяжные народные песни, которые брали за душу и вводили в задумчивое, сентиментальное настроение даже Хоря. Что еще становится очевидным благодаря анализу рассказа «Хорь и Калиныч»?
Основные черты Хоря – хозяйственность, рационализм, жизненный опыт, умение анализировать и критически осмысливать любое дело. Главные особенности Калиныча – душевная одарённость, чуткость, доброта.
Два крестьянина, Хорь и Калиныч, воплощают в себе основные качества русского народа: его трудолюбие, практический ум, талант, поэтичность и широту души.
По сравнению с ними образ помещика, господина Полутыкина, выглядит мелким, невыразительным и даже комичным.
Император Александр II однажды заметил, что рассказ «Хорь и Калиныч» был одним из побудительных мотивов для отмены им крепостного права.
Если вы не прочитали произведение целиком, то обязательно найдите время для этого, потому что краткое содержание рассказа «Хорь и Калиныч» не отражает полной картины. И надеемся, что анализ рассказа «Хорь и Калиныч», который был представлен в этой статье, помог вам лучше понять суть замысла Тургенева. по теме в нашем блоге:
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-hor-i-kalinych
И.С. Тургенев Хорь и Калиныч: анализ рассказа
История публикации
Анализ рассказа «Хорь и Калиныч» стоит начать с того, что именно он является самым известным из всего цикла. Этот рассказ открывает «Записки охотника», он был опубликован в 1847 году в журнале «Современник». «Хорь и Калиныч» размещался на странице с объявлениями о продаже сельскохозяйственных вещей.
Писатель проводил сравнение быта крестьян Орловской и Калужской губерний. Автор с большим вниманием отнесся не просто к тому, как живет простой народ, а его интересовала именно личность этих людей. Благосклонное отношение писателя к крестьянам, детальное рассмотрение их привычек, жизненных убеждений — все это было новым для читателя.
Главные персонажи
Анализ «Хорь и Калиныч» следует продолжить краткой характеристикой персонажей рассказа.
- Охотник — от его лица ведется повествование. Любит не только охоту, но и изучать привычки и уклад жизни других людей. Симпатизирует простому народу.
- Хорь — зажиточный крестьянин. Практичный и рациональный человек, трудолюбивый.
- Калиныч — крестьянин, обучен грамоте. Идеалист, романтичен. Любит природу, животных, отзывается на все прекрасное.
- Господин Полутыкин — хозяин Хоря и Калиныча. Хороший человек, но праздный образ жизни балует его.
Описание крестьян
В анализе «Хорь и Калиныч» нужно более подробно описать главных героев. Охотник сообщает читателю, что он заметил — уровень жизни крестьян в Калужской губернии выше, чем у орловских. И в пример автор приводит двух друзей-крестьян, Хоря и Калиныча. Несмотря на различие в характерах и их взглядов на жизнь, они дружны.
Хорь — это зажиточный крестьянин. Благодаря своему прагматичному и рациональному складу ума он смог отделиться от всех остальных крестьян, жить обособленно от них. Он мог бы стать свободным, но сознательно не делает этого, поэтому вовремя платит большой оброк своему хозяину. Во время разговоров он уходит от ответов на вопросы охотника, поэтому тот решает, что Хорь — человек себе на уме.
Выводы
В анализе «Хорь и Калиныч» Тургенева И.С. нужно кратко отметить выводы, сделанные главным героем из наблюдений за двумя крестьянами. Во время разговора о том, что охотник повидал, Калиныч интересуется деталями, связанными с описанием природы, обычаями других людей. Хоря же больше занимают вопросы практического характера: как устроен быт людей, особенности государственного строя.
В анализе произведения «Хорь и Калиныч» стоит отметить, что в рассказе есть место и некоторой доли романтизации простого народа. Но это не противоречит реальному образу крестьян. Автор И.С.
Тургенев впервые сделал центральными персонажами крепостных, показав, что они чувствуют и воспринимают мир так же, как и богатые люди.
Труд и близость к природе помогали им лучше и тоньше понимать окружающий мир и характер человека.
Источник: https://autogear.ru/article/362/178/i-s-turgenev-hor-i-kalinyich-analiz-rasskaza/
«Хорь и Калиныч», анализ рассказа Тургенева
Рассказ «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева является одним из самых известных произведений автора, входящих в цикл его рассказов «Записки охотника». Причин для этого, как минимум, две.
Во-первых, именно с этого рассказа, опубликованного в 1847 году в журнале «Современник», и начался цикл.
Рассказ размещался среди объявлений о продаже различных хозяйственных вещей, в разделе «Смесь», и по первым строкам вполне соответствовал практической направленности этой части журнала.
Автор сравнивал особенности развития хозяйства крестьян Орловской и Калужской губернии. Но важнее было восприятия этого быта и крестьян автором.
Проявлявшийся в каждой строчке его пытливый и наблюдательный ум, симпатия к простому человеку, поведения героев, их манер, речи, привычек, взглядов на жизнь — всё воспринималось читателем тех лет как нечто новое, ценное, прогрессивное.
И это вторая и главная причина, почему рассказ «Хорь и Калиныч» стал визитной карточкой всего цикла рассказов писателя. Много в этом рассказе познавательного.
Автор сообщает нам, что, по его наблюдениям, уровень жизни калужского крестьянина куда выше, чем орловского. Для примера он рассказывает историю жиздринских крестьян г-на Полутыкина — Хоря и Калиныча. Он рассматривает их как по отдельности, по мере знакомства с ними, так и в сравнении. Эти мужики давно дружны между собой, но при этом полностью различны по характеру и своим увлечениям.
Хорь — оброчный мужик, сумевший отделиться со своим хозяйством от всего остального крестьянского двора и разбогатеть. Он сознательно не желает выкупать себе свободу и исправно раз в год платит немалую сумму оброка барину.
На вопрос рассказчика, почему он не откажется от такой зависимости, отвечает уклончиво. Смотрит на собеседника внимательно, иной раз отшучивается, зато сам задаёт много вопросов про житьё-бытьё барина. Рассказчик делает вывод, что перед ним человек себе на уме.
Внешне Хорь мужик мощный, крутолобый, как Сократ.
Калиныч гораздо больше, чем Хорь, уделяет внимание их общему помещику Полутыкину, помогая ему на охоте в ущерб собственным хозяйским делам. И несмотря на то, что он держит в чистоте и порядке свою пасеку, на остальные дела у него остаётся совсем мало времени.
Да и во внешнем облике Калиныча сказывается отсутствие личных амбиций. На ногах у него круглый год лапти, и даже в праздники он, в отличие от Хоря, не надевает сапог. В то же время именно его простота приходится по душе охотнику.
Он видит в Калинче добродушного лирика, хорошо чувствующего понимающего и людей и окружающую природу.
Когда между рассказчиком и героями заходит разговор о том, кто чем живёт и что на своём веку видел, Калиныча интересуют именно те подробности в рассказе охотника, которые связаны с природой, архитектурой и нравами людей других стран.
А вот Хорь интересуется чисто практическими вопросами бытового устройства жизни общества и государственного строя. Есть и другая разница. Хорь безграмотен. У него много детей, но только один из них умеет читать. Калиныч одинок и не имеет детей.
Но знание грамоты помогает ему лучше понимать некоторые вещи в жизни и расширяет его кругозор.
Сюжет произведения строится вокруг общения рассказчика в основном с тремя героями рассказа — Хорем, Калинычем и г-ном Полутыкиным. Невольно сравнивая этих персонажей, приходишь к выводу, что простые крестьяне куда ближе к природе и естественным, ненадуманным вопросам бытия, чем их хозяин.
Полутыкин, хоть и является, по словам автора, отличным человеком, всё же часто чудит: то начинает ухлёстывать за богатыми барышнями из округи, а потерпев неудачу, жалуется о своей «беде» всем соседям. То задаривает родителей несостоявшихся невест кислыми персиками. Везде и всюду рассказывает один и тот же совершенно не весёлый анекдот.
А повара своего заставляет менять естественный вкус традиционных блюд. Словом, праздная жизнь портит его натуру.
Произведение заканчивается описанием трогательного прощания охотника со своими новыми приятелями-крестьянами. Концовка довольно лаконична. Она намечена несколькими штрихами, детализирующими образ самого обаятельного героя рассказа Калиныча.
Рассказчик, глядя на небо, предвещает, что назавтра будет хорошая погода, а Калиныч, хорошо знакомый с народными приметами, возражает ему. Говорит, что утки плещутся и трава очень сильно пахнет, стало быть, ясной погоды не жди.
И всё же он долго и с видимым удовольствием глядит на вечернюю зарю.
В рассказе есть доля романтизации крестьян. Но всё же произведение можно назвать реалистическим. Оно является предвестием будущих творений русских писателей о буднях, заботах и проблемах простого народа.
- «Хорь и Калиныч», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», анализ повести Тургенева
- «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
- По произведению: «Хорь и Калиныч»
- По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/turgenev/719-hot-i-kalinich-analiz
Анализ рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» (7 класс)
7 класс
литература
Тема. Анализ рассказа И.С.Тургенева«Хорь и Калиныч».
Цели:
- Создать условия для выявления различных, но дополняющих друг друга сторон натуры русского человека – общественной и естественно-природной;
- Создать условия для формирования нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова «раболепство».
- Создать условия для развития умения читать, не только, как говорил Белинский, «получая наслаждение» от чтения, но и осознавать, что стоит за словами, событиями, анализируя смысл прочитанного;
- Создать условия для воспитания потребности думать над книгой, ставить перед собой вопросы, и, вновь возвращаясь к тексту, искать на них ответы; работать
- самостоятельно, уметь доказывать и отстаивать своё мнение.
- Планируемые результаты обучения:
- Предметные:
познавательная сфера: знать о творчестве И. С. Тургенева как авторе «Записок охотника»; давать характеристики литературным героям; уметь различать образ героя и автора, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции ;
- коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;
- эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.
- Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
- Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;
- коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально, в группе, в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
- Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
- ХОД УРОКА.
- I.Определение темы урока
- — Прочитайте выразительно эпиграф.
- Слайд 1
- — Как вы понимаете слова Белинского?(Тургенев сумел показать, что простой крестьянин талантлив, умен, разбирается в людях)
- Слайд 2
— В данном списке мы видим рассказы, рядом с которыми стоит помета в скобочках «Записка охотника». Как вы думаете что это? (Это рассказы, которые входят в цикл «Записки охотника»)
- Слайд 3
- — Что такое «цикл произведений»? (Это несколько произведений, объединенных одной темой)
- — Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? ( Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй)
— «Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 рассказов. Мы с вами уже говорили об этом цикле.
— Какие темы поднимаются в этих рассказах? (Жизнь крестьян, помещиков. Изображение задавленных крепостным правом людей, их талантливости, внутренней красоты. )
- — Какова тема нашего урока? (Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»)
- Запишите в тетрадях число и тему урока
- Слайд 4
- — Что мы должны на уроке сделать, какова цель? (Познакомиться с героями, рассмотреть авторскую позицию)
- II. История создания (Перспективное задание)
- — Почему он обиделся?
- III. Анализ произведения
- Слайд 5
— В начале произведения мы узнаём о Болховском и Жиздринском уездах. И.С. Тургенев даёт точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк.
- Слайд 6
- Запишите в тетрадях
- Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Барщина — принудительный труд зависимого крестьянина на барина. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.
2) Анализ персонажей
— В произведении мы знакомимся с одним мелким помещиком Полутыкиным.
— Каким изображен помещик в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора — «отличный человек»? (о Полутыкине говорится мимоходом: он не заметен на фоне крестьян. Поэтому фраза «Отличный человек» звучит иронично.)
— Чьими устами дает Тургенев характеристику помещику? (Устами мужика)
— Авторская характеристика положительная или отрицательная? (Тургенев дает отрицательную оценку. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к работе.)
— В произведении мы встречаемся с двумя крестьянами: Хорем и Калинычем.
Слайд 7
Задание паре: подготовить выступление о Хоре. Распределите обязанности: кто-то рассказывает, кто-то цитирует.
— Расскажите о Хоре. (Хорь – крестьянин, который платит оброк. Его хозяйство налажено, много детей. Автор считает его умным.)
- — Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?
- — Хорь реалист или идеалист?
- — К людям или природе был ближе Хорь?
- Выступление ученика из пары
— Важнейшее средство характеристики героя — параллель с другим персонажем, Калинычем. Они четко противопоставлены. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны. Дружба выявляет в образе Хоря такие черты, как понимание музыки, природы.
Слайд 8
Задание паре: подготовить выступление о Калиныче. Распределите обязанности: кто-то рассказывает, кто-то цитирует.
— Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева?
-Как отзывается о нем помещик Полутыкин?
Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении Калиныча нет раболепства, он любит и уважает Полутыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком.
- 4) Лексическая работа: раболепство.
- Слайд 9
- Записать в тетради
РАБОЛЕ́ПСТВО (книжн. презр.). Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношению к кому-чему-нибудь.
— В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется?
- Выступление ученика: Калиныч
- — В чем разница между Хорем и Калинычем?
- — Кто из них понравился автору произведения и почему?
- В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.
Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека.
В произведении присутствует ещё один герой — рассказчик.
Слайд 10
— Какие чувства вызывает этот персонаж? (Он вызывает симпатию у героев и у читателей. Он с уважением относится к людям.)
— Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое.
— Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.
- «Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»
- «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»
- «Жаль мне было расставаться со стариком»
- «Меня занимали новые мои знакомцы»
- «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»
- 5)Игра «Кто это?»
- Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.
- (Слайды 11 -12)
IV. Заключительная часть урока.
1)Итог урока
— В чём новаторство И.С.Тургенева?
— Как И.С.Тургенев показывает простой народ?
- 2) Слайд 13
- Рефлексия: синквейны учащихся по уроку.
- Составить синквейн «Основная тема рассказа»
- Напоминаю
- — Какова основная тема рассказа? (Крепостное право – страшное явление, оно превратило умных, работящих людей в забитых и бесправных )
- Домашнее задание:
- Написать аннотацию к произведению «Хорь и Калиныч», прочитать рассказ «Певцы»
Источник: https://infourok.ru/analiz-rasskaza-isturgeneva-hor-i-kalinich-klass-1771439.html
Анализ рассказа Тургенева "Хорь и Калиныч", образы героев
Читая и осмысливая отдельные рассказы, необходимо помнить о замысле и характере целого. Каждый прочитанный рассказ ценен и сам по себе, и как ключ к другому, к другим. Сам писатель, как мы увидим, всегда помнил об этом.
И ни разу не повторил «схему» повествования, все время варьировал и обновлял наиболее устойчивые ее элементы.
Подчеркивая первозданность, натуральность, автобиографическую единичность своих впечатлений от встреч с разными людьми, писатель при этом, как подтверждают и его письма, стремился к созданию обобщающих характеров, типов.
«Лиха беда — начало», — говорится в пословице.
Да, начало Тургеневу удалось в высшей степени! В рассказе «Хорь и Калиныч» сразу же зазвучал голос вдумчивого, непредвзятого, чуткого человека, бродящего по русским деревенькам и охотничьим угодьям не первый год не столько в поисках дичи (стрелком, как он сам признается, был неважным), сколько в поисках новых встреч с людьми и впечатлений. На первый взгляд, рассказчику интересны все и всякие люди. Это даже затрудняет чтение для некоторых — главным героям рассказов часто уделено не больше места, чем случайным их спутникам, и «фокус» сюжетного повествования, впечатляющий поступок героя порой подолгу не выявляются. В качестве же оценочного «знака» выступят другие средства — юмор писателя, его лирика. Вот и в первом произведении цикла мы можем поначалу подумать, что всего интересней рассказчику спутник по охоте помещик Полутыкин, радушно его принявший, знакомящий со своими крепостными.
Запомнится, конечно, и этот нелепый человек с нелепой фамилией. В самом деле, не смешно ли, например, сватаясь ко всем невестам в округе, получать от всех отказ? Но это еще смех с оттенком сочувствия.
Получая оскорбительные отказы, он продолжает свои любезности, например, посылает родителям «невест» кислые плоды своего сада. Вот уж поистине беспощаден невинный на первый взгляд тургеневский юмор. Нелепость поведения барина как в зеркале отражается в его дворовых.
Например, странный повар Полутыкина готовит так, что «мясо у него отзывалось рыбой, а макароны порохом». Зато овощи были всегда замысловато нарезаны ромбиками и другими фигурами.
Юмор может быть юмором — безобидной насмешкой, но, оставаясь добродушным по интонации, он таит в себе возможности сатирического обобщения: «Отличный охотник и, следовательно (!), хороший человек».
Полутыкин на самом деле — полное ничтожество, владеющее безраздельно сотнями не «мертвых», а живых человеческих душ — своих крестьян.
Не гротеск ли, не абсурд ли — социальное установление, приведшее к такому положению? Он ведь только так и говорит: «мой мужик…»
Абсурд этот, вопиющее античеловеческое беззаконие раскроется во всей своей очевидности, когда мы поближе узнаем двух крепостных мужиков Полутыкина — Хоря и Калиныча. Знакомит нас с ними Тургенев тоже очень непосредственно и просто.
Цикл Тургенева обозначен как записки охотника. И поэтому у писателя всегда есть самый простой мотив знакомств и встреч с новыми героями — чисто охотничьи ситуации. Старая жанровая форма исправно служит сюжетному движению. Вот и здесь встреча с Хорем произошла потому, что рассказчику и Полутыкину необходимо было отдохнуть и переночевать по дороге на охоту.
Как тут не воспользоваться Полутыкину домом «своего» мужика, оказавшегося вблизи? Впервые увиденная картина любого жилья — всегда своеобразный портрет его хозяина. Изба же Хоря описана Тургеневым так, что создает портрет, контрастный полутыкинскому. Если у помещика в имении избыток суетных и никчемных излишеств, то в подворье Хоря все добротно, разумно, крепко.
Столь же привлекателен и облик семейства крестьянина. Чувствуется, что все здесь заняты делом, авторитет хозяина крепок, заслужен (Полутыкину бы такой в своем доме и в своем кругу!). Не сразу раскроет писатель другие, еще более значительные качества этого крестьянина — недюжинный ум, самобытность, достоинство. Хорь не простодушен, не наивен.
Однако, оставшись на второй день, охотнику-повествователю удалось, как вы помните, разговорить Хоря. И тот поразил его умными расспросами о заграничных впечатлениях, свободными суждениями о том, что из чужого опыта можно применить и в России. Весомо в «Записках» тургеневское отдельное слово, даже если оно сказано и мимоходом.
Все читатели, конечно же, заметили такую деталь, как «сократовская голова» этого пожилого русского крестьянина; «…разговаривая с ним, я думал о том, что Петр Первый был действительно русский человек». Это сравнение (хотя и косвенное: «Я думал о том, что…») совсем не случайно в этом первом, самом программном рассказе Тургенева.
Реформа Петра I, Россию «поднявшего» «на дыбы», не только в 60-е годы XIX века дискутировалась в литературе и в политических кругах. «Россия и Европа», «Россия и Запад» — эти вопросы и сегодня не стали одной лишь историей, они обрели новое содержание.
В 40-е же годы, когда писался рассказ, феодальной, крепостнической России как воздух были необходимы преобразования прогрессивно-буржуазного типа, подобные западноевропейским. Но темп развития, заданный в эпоху Петра, в короткое время отказавшегося от обветшавших консервативных государственных установлений, для 40-х годов с их общественно-политическим застоем был несбыточным.
Вот о чем в подтексте думал повествователь-охотник, восхищаясь независимым умом своего собеседника — предприимчивого крестьянина, чья личность отрицала права всевластных полутыкиных. В том числе и право представлять перед кем бы то ни было русский национальный характер в его главных достоинствах и перспективах.
С такой прямотой тему национального характера Тургенев поставит еще лишь однажды в «Записках охотника» — в рассказе «Певцы». Но важно, что эта тема, как и тема изжитости крепостнического уклада во всех его видах и проявлениях, — подспудный стержень всего цикла.
В одной фигуре Хоря спрессовано знание жизни сотен русских крестьян, потому-то так уверенно идет писатель к своему обобщению: именно этот крестьянин (как и Петр I) — подлинно значительный тип коренного русского человека. Мнения таких людей передают законы жизни, ее смысл, ее скрытую до времени всеобщую правду.
При этом Хорь, как Петр I, в чем-то неуступчив, жестковат, упрям. Не балует вниманием свою жену (крестьянская суровая традиция — «баба мужику слуга»), не одобряет увлечения младшего сына дворовыми образованными девушками. Но нельзя отражать Хоря лишь качествами хозяйственного мужичка.
Дружба с бессребреником Калинычем — главное тому доказательство в рассказе.
Казалось бы, за день, проведенный в доме крестьянина, вдумчивый автор-психолог уже все главное понял. Но вот он видит, как подтягивает Хорь негромкому приятному пению забредшего в гости Калиныча — его друга, и с удивлением открывает в Хоре так не вяжущуюся нежность к приятелю, добрую улыбку, даже расслабленность.
Простодушный, лиричный, детски-распахнутый старик Калиныч. «Тип артистический», вполне законченный и тоже удивительно русский прочитывает во всей его внешности и поведении Тургенев. Мы сразу проникаемся к нему доверием и симпатией. Писатель применяет здесь еще один свой излюбленный прием — тончайшую пластику.
Человек не всегда виден в движении, в поступке, иногда он вдруг проглянет весь в определенном жесте, повороте головы, выражении глаз. Писатель И. Новиков в книжке «Записки охотника» И. С. Тургенева» подметил, каким живописующим может быть у Тургенева даже отдельное слово.
«Вы-ре-зы-вал» ложку — подчеркнет Новиков увлеченное действие Калиныча, сидящего на пороге своей лесной избушки. Не «резал», не «вырезал», именно «вырезывал». Мы так и чувствуем удовольствие героя от его мастеровитой (затейливой) работы.
А как хорош, тих и легок в общении Калиныч в лесу, где все ему родное, недаром барин его шагу не мог ступить без своего помощника. Заботу Калиныча рассказчик сразу же ощутил и сам. Его мир и весь особенный лесной уют, охвативший охотников, овеян неслышным присутствием этого человека.
И по-особому обаятельно его бескорыстие, бессребреничество, в котором повествователь не может не видеть, конечно, и полутыкинского небрежения к своим лесным умельцам или беззащитности Калиныча перед прозой жизни.
Два психологически контрастных крестьянских типа, два задушевных приятеля — практик и художник, «административная голова» и «дитя природы».
В наши дни писатель Борис Васильев тоже разглядел этот тип и с любовью показал в повести «Не стреляйте в белых лебедей», есть такие Калинычи и у В. Шукшина, и у В. Белова. Вчитайтесь еще раз в тургеневские строчки — как сиротливо было бы природе и людям без человеческого участия Калинычей! Как много потеряло бы русское искусство без тургеневского открытия этого типа русского крестьянина.
Читая рассказ «Хорь и Калиныч», нельзя пройти мимо еще одной, тоже ставшей сквозной во всем цикле черты, без которой не было бы ни атмосферы, ни красок, ни интонаций «Записок охотника». Это образ автора-повествователя.
Он, столь живо воспроизводящий черточки знакомого по письмам и портретам Ивана Сергеевича Тургенева, тоже часть неделимого целого каждого рассказа, здесь он наш собеседник, рассказчик и скорее слушатель, чем собеседник по отношению к Хорю и его приятелю. Но не только.
Может быть, главная примета его присутствия — тонкое сочетание лирической растворенности в русской природе, приметливого юмора и острого раздумья, направленного вглубь и вдаль — в будущее, стремящегося угадать перспективу движения русского общества в целом на долгие годы.
Не от того ли в этом и во многих других рассказах если не побеждает, то присутствует, живет атмосфера света и внимания к малейшим чертам поэтичности, человеческой неисчерпаемости. Живая душа России запечатлелась в рассказах И. С. Тургенева, сохранившая себя и в затянувшихся испытаниях нуждой, унижениями, равнодушием правящих верхов.
В оптимизме, с которым написана фигура Хоря, есть и еще одна, сразу замеченная, впрочем, и прямо поданная автором в начальных строчках рассказа примета. Дело в том, что он оброчный крестьянин, не барщинный, т. е.
обретший право лишь финансовой, а не повседневной зависимости от Полутыкина. Это не частность, говорит читателю Тургенев в своем рассуждении об отличии калужских мужиков от жиздринских.
Не только в 1825 году, когда выступили декабристы, политически невозможно было говорить об отмене крепостного права открыто, но и в 40-х годах тоже, вплоть до дня смерти Николая I.
Но разве не о гибельности для крестьян крепостного рабства говорит Тургенев, рисуя обобщенный портрет орловского мужика. Оброк — шаг к раскрепощению, шаг вперед. Такие, как Хорь, психологически давно готовы к полной самостоятельности от крепостнических порядков.
Итак, два контраста организуют повествование в «Хоре и Калиныче» — саркастический (Полутыкин — «его мужики») и лирический (личности двух приятелей-крестьян).
Этот принцип — по-разному окрашенные противостояния и параллели — повторится в «Записках» то в обнаженном виде («Ермолай и мельничиха», «Два помещика», «Чертопханов и Недопюскин»), то вписанным в более сложную композицию («Бурмистр», «Контора», «Льгов», «Малиновая вода», «Певцы»…).
Источник: Комина Р.В. Над страницами русской классики. — М.: Просвещение, 1991
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/analiz_rasskaza_turgeneva_khor_i_kalinych_obrazy_geroev/41-1-0-2724
Анализ рассказа Хорь и Калиныч
Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»
Тургенев И.С.
Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала этот рассказ для анализа.
В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления.
Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло.
Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.
Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина.
Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.
Таким предстает перед нами Хорь.
Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как.
У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек».
Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая».
Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.
Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.
Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.
Источник: https://mirznanii.com/a/360497/analiz-rasskaza-khor-i-kalinych