Обществознание (10-11 классы)
Введение,
Что такое деятельность,
Познание как деятельность,
Деятельность и духовный мир человека,
Материально-производственная деятельность,
Социально-политическая деятельность и развитие общества, Мыслители прошлого об обществе и человеке,
Цивилизации прошлого,
Современный этап мирового цивилизационного развития, Экономическое развитие современной цивилизации,
Цивилизация и социальное развитие,
Современная цивилизация и политическая жизнь,
Духовные ценности современной цивилизации
Тема: Введение
Урок 1. Общество и общественные отношения. (258 kb)
Урок 2. Человек. Индивид. Личность. (968 kb)
Тема: Что такое деятельность
Урок 3. Сущность человеческой деятельности. (1,04 mb)
Урок 4. Многообразие деятельности. (391 kb)
Урок 5.
Деятельность и общение. (1,34
mb)
Урок 6. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
(1,10mb)
Тема: Познание как деятельность
Урок 7. Познавательная деятельность человека. (778kb)
Урок 8. Истина и ее критерии. (277 kb)
Урок 9.
Научное познание. (531 kb)
Урок 10. Ненаучное познание. (55 kb)
Урок 11. Социальное познание. (370 kb)
Урок 12. Самопознание. (390 kb)
Тема: Деятельность и духовный мир человека.
Урок 13. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. (388 kb)
Урок 14. Мировоззрение, убеждение, вера. (458 kb)
Урок 15. Нравственная оценка деятельности. (274 kb)
Тема: Материально-производственная деятельность
Урок 16. Трудовая деятельность. (756 kb)
Урок 17.
Изобретательная деятельность. (96 kb)
Тема: Социально-политическая деятельность и развитие общества
Урок 18. Свобода в деятельности человека. (380 kb)
Урок 19. Исторический процессии его участники. (587 kb)
Урок 20. Политическая деятельность. (189 kb)
Урок 21. Общественный прогресс. (307 kb)
Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке.
Урок 22. Древние мыслители о мире и о человеке. (663 kb)
Урок 23. Развитие обществознания в новое время. (318 kb)
Урок 24. Развитие обществознания в XX в. (236 kb)
Урок 25.
Что такое цивилизация? (1,07 mb)
Тема: Цивилизации прошлого
Урок 26. Особенности древних цивилизаций. (65 kb)
Урок 27. Древние цивилизации Европы. (335 kb)
Урок 28. Цивилизация эпохи средневековья. (540 kb)
Урок 29. Переход к индустриальной цивилизации. (314 kb)
Урок 30. Цивилизация России. (209 kb)
Тема: Современный этап мирового цивилизационного развития
Урок 31. Современные цивилизации. (157 kb)
Урок 32.
Глобальные проблемы современности. (715 kb)
Тема: Экономическое развитие современной цивилизации
Урок 33.
Экономика и ее роль в жизни современного общества. (603 kb)
Урок 34.
Рыночные отношения в современной экономике.
(816 kb)
Урок 35. Научно-технический прогресс и материальное производство. (632 kb)
Урок 36. Человек в системе экономических отношений. (745 kb)
Тема: Цивилизация и социальное развитие
Урок 37. Социальная структура и социальные отношения. (378 kb)
Урок 38. Нации и межнациональные отношения.
(310 kb)
Урок 39. Социальный статус личности. (574 kb)
Тема: Современная цивилизация и политическая жизнь
Урок 40. Политическая система и ее роль в жизни общества.
(252 kb)
Урок 41. Правовое государство.
(62 kb)
Урок 42. Демократия. (367 kb)
Урок 43. Политический статус личности. (108 kb)
Тема: Духовные ценности современной цивилизации
Урок 44. Духовная культура. (383 kb)
Урок 45. Наука и образование. (268 kb)
Урок 46. Религия в современном мире. (348 kb)
Урок 47. Духовный мир личности.
(318 kb)
Источник: https://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm
Специфика российской цивилизации
- В истории существуют три типа цивилизаций: первичные, вторичные, и периферийные.
- К первичным цивилизациям относятся ранние цивилизации Древнего мира.
- Вторичные — это те, которые возникли на месте или основе первичных цивилизаций: Средневеково-Европейская, Византийская.
- Периферийные цивилизация возникают на новом месте и находятся под влиянием других цивилизаций (Древнескандинавская, Российская).
На формирование российской цивилизации влияли кочевники с Востока и Западные страны. Это означает, что Россия занимает промежуточное положение между двумя цивилизационными блоками.
Это позволяет говорить о существовании особого, промежуточного типа цивилизации, сочетающей элементы общественных отношений и культуры обеих направлений, восточного и западного.
- Мыслители и ученые, которые пытались в прошлом уловить цивилизационную специфику России, указывали, как правило, на ее особенный характер, на сочетание и взаимное переплетение западных и восточных элементов.
- Российская цивилизация — сочетание крайне противоречивых тенденций.
- Российская цивилизация носит догоняющий характер. Главной чертой догоняющего типа развития российской цивилизации является формирование экономических, политических, духовных структур не в результате естественного саморазвития общества, а под воздействием на него опыта, отношений, экономики и культуры более развитых стран
- Различные факторы играют огромную роль в историческом развитии народов.
Взаимодействие человека со средой в процессе производственной деятельности во многом влияет на характер, менталитет. Влияние географической среды многообразно. Разные географические зоны предоставляют различные возможности для этого.
Некоторые из них настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит, и роста потребностей и, в конечном счете, развития. Другие настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям.
Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках географических путей, связывающих разные народы, вблизи центров цивилизаций. Прогрессу способствует соседство с более развитыми странами. Это вызывает устойчивое стремление к совершенствованию.
Самобытность России во многом определяется ее географическим положением между Европой и Азией – миром модернизации и миром традиционности. Этот фактор накладывает отпечаток на историческое развитие России.
Она приближается в своем развитии то к Европе, прогрессивной цивилизации, то к Азии, восточной цивилизации. Поэтому российскую цивилизацию часто называют дрейфующим обществом. В самой России, начиная с XVIII в.
общество разделено на две цивилизации – европейскую и почву. И до сих пор не закончен спор западников и славянофилов.
Главным среди природных факторов был континентальный характер расположения территории России. Море до XVIII в. не играло значительной роли в русской истории. Так как Россия находилась вдали главных торговых путей, в стране была слабо развита торговля. Она отставала от европейских стран в формировании рынка, развитии капитализма.
Постоянная колонизация земель способствовала утверждению экстенсивного характера экономического развития. Однообразие природных факторов, характерных для территорий, осваиваемых восточными славянами, обусловило однотипность хозяйственной деятельности во всех зонах расселения.
В Европе обилие гор благоприятствовало специализации хозяйства, способствовало развитию товарообмена между населением гор и долин. В России однообразие ландшафта создавало слабые предпосылки для специализации хозяйства, внутренней торговли.
Народы Европы развивались на базе Римской и много позаимствовали из античной культуры.
На пути расселения славян отсутствовали народы с древней высокой культурой. Только контакты с Византией оказали влияние на культуру России. Однако, ранний перевод богослужебных книг на славянский язык монахами Кириллом и Мефодием в IX в. сделал необязательным изучение греческого языка и, следовательно, приобщение к античной культуре.
Россия постоянно соприкасалась со Степью, до XVIII в. испытывала угрозу опустошительных нашествий степняков. Это тормозило ее внутреннее развитие, исторический прогресс.
Особенности природной среды расселения русских во многом определили их характер и господствующие ценности. Плотность населения Европы, ограниченность ресурсов способствовали интенсификации хозяйства, стремление к нововведениям.
В России, наоборот, просторы, богатство ресурсов породили привычку к экстенсивному, потребительскому отношению к природным ресурсам. Хорошо известно, что на всем пространстве территории, составившей историческое ядро Русского государства, были малоплодородные почвы.
Это предопределяло стабильно низкую урожайность. Другой причиной низкой урожайности было нехватка времени на тщательную обработку земли из-за очень короткого цикла сельскохозяйственных работ – 125–130 рабочих дней. Времени не хватало и на заготовку кормов для скота.
Вместе с очень длительным периодом стойлового содержания скота это вело к низкой продуктивности скотоводства и как следствие – к острой нехватке удобрений.
Большое влияние на историческое развитие оказывает климатический фактор. В Европе колебания температуры составляют до 10–20 градусов в год, в России они колеблются от 35 до 40. Более теплый климат позволял европейцам большую часть года заниматься сельским хозяйством и приучаться к систематическому труду.
Не было необходимости спешить ни с севом, ни с уборкой. В России из-за короткой весны, переходящей в жаркое лето, от скорости засева зависит урожай – «день год кормит». Лето – это период предельного напряжения сил. А затем, в течение 5 – 6 месяцев длительный период неторопливого пассивного труда.
Находясь в жестком цейтноте, русский земледелец должен был в 21-25 рабочих дней реально вложить в землю такой объем труда, который в более благоприятных условиях занял бы 40 дней.
Практически это означало для крестьянина неизбежность труда без сна и отдыха, труда ночью и днем, с использованием всех резервов семьи (труда детей, стариков и женщин на мужской работе).
Таким образом, крестьянское хозяйство коренной территории России обладало ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции. Эти ограничения обусловлены неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Необычайно низкая урожайность, ограниченность размеров крестьянской запашки, слабая база скотоводства вели к тому, что российскому обществу был присущ относительно низкий объем совокупного прибавочного продукта. Это имело огромное значение для формирования определенного типа государственности.
Господствующий класс был вынужден создавать жесткие рычаги государственного механизма, направленного на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности развития самого государства, господствующего класса, общества в целом.
Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут истоки крепостного права, суровость которого не имела аналогии в мире. Крепостной труд так же значительно занизил стремление к высокому качеству труда.
Население Севера России, не знавшее крепостного права, всегда было гораздо деятельнее. Подобное отношение к труду выработало и другую ценность – терпеливость. Тяжелые природные условия труда требовали коллективной работы, отсюда коллективизм, как основная черта русского менталитета.
Крепостной крестьянин в Европе бежал в город, являвшийся островком демократии и права, свободы от феодалов. Больше бежать было некуда, так как свободных мест не осталось. В России бежали не в город, где были те же феодалы, а в казаки, на неосвоенные земли.
В результате в Европе получили развитие городские, буржуазные ценности, а в России общинные, коллективистские. Европеец решал свои проблемы, развивая буржуазную расчетливость и своекорыстие, а русский – утверждая уравнительные коллективистские идеалы. Бегство населения на окраины затрудняло развитие городов.
Высокие урожаи на вновь осваиваемых землях, отсутствие голода, свободный захват земель, отсутствие регулярного налогообложения создавали догосударственный идеал вольной жизни, вошедший в народную культуру. Колонизация способствовала дискретному ходу русской истории.
Усиление централизации власти несколько раз сменялось ее ослаблением. Принятие христианство в византийском варианте также оказало значительное влияние на историческое развитие нашей страны.
Католическая церковь в силу относительной независимости от светских государей представляла собой большую оппозиционную силу, чем православная церковь. И более успешно защищала интересы населения перед светскими властями. Вместе с тем, Православие давало большую свободу внутренней жизни.
Православная церковь не знала орденов. Для нее характерна внутреннее единство – соборность, понимаемая как причастность к общему абсолюту.
В результате всех вышеперечисленных факторов в социальной организации российского общества главными ценностями стали община, а не частная собственность. Государство рассматривается не как надстройка, а становой хребет. Государственность обладает сакральным характером. Государство, общество, личность не разделены, не автономны, а взаимопроницаемы, целостны, соборны.
Вывод: на развитие российской цивилизации повлияли все вышеперечисленные факторы в совокупности, в их комплексе.
Образование СССР. Конституции 1924 и 1936 гг.
Предпосылки образования СССР
Идеологические предпосылки. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков.
Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс.
Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.
Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.).
Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия.
В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был — принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик.
Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ.
При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал «…
приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем, безусловно, должны подчиняться центру…».
На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).
Политические предпосылки.
В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса — единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.
Экономические и культурные предпосылки. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.
Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье — хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д.
Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик.
В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.
Принципы образования СССР
Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства.
Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В.
Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.
В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план «автономизации», который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.
Сталинский план «автономизации» был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства.
По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В.
Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.
Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).
ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично — хозяйственной деятельности.
Источник: https://infopedia.su/10xc1ed.html
Российская цивилизация: особенности становления и развития. Место России в мировой истории
Изучение нового материала
-
Особенности становления и развития Российской цивилизации
Вступив в XXI в., человечество все более задумывается над перспективами развития общества, культуры и цивилизации. Цивилизация — это итог достижений народа или народов в создании определенного социально-культурного образования и состояния с присущим ему типом бытия и жизнедеятельности людей, с характерными ценностными установками и ориентациями, духовными принципами и нормами образа жизни.
История российской цивилизации и восточнославянских этносов таит много загадок и тайн. Времена, предшествовавшие принятию христианства, по словам историка Н.И. Костомарова, наполнены сказаниями, которые нельзя принять как истинные.
Вопросы «Что именно, Восток или Запад, преобладает в ней?» «В каком направлении идет развитие России?» имели и до сих пор имеют дискуссионный характер. Одни историки видели в России часть Европы, хотя отмечали, что она развивается более медленно. Другие решительно разъединяли ее с Европой, утверждая, что это самобытная цивилизация, у которой есть свой собственный исторический путь.
По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком.
Особенность развития российской цивилизации состояла в том, что ее формирование и становление происходило в определенной духовно-ценностной религиозной форме, под мощным влиянием Православия и РПЦ.
Она проявила способность преображать общественное бытие на основах христианства и определять тем самым все сферы культуры народа и образ жизни людей. В то же время, например в XX в., российская цивилизация прогрессировала и в безрелигиозной, атеистической форме.
Ныне полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и выяснения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего российской цивилизации.
Вопрос: Какое значение для мировой истории имело формирование российской цивилизации?
-
История России – часть всемирной истории
Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества. Общая история человечества носит название всеобщей истории. На научном языке слово “история” (от греч.
historia-рассказ о прошедшем) понимается двояко процесс развития природы и общества, движение во времени, и как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.
Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах.
Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом.
В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения подобно звеньям смыкались в непрерывную цепь, и то, что отложилось и уцелело, дошло до нас и стало частью нашего существования, а от нас перейдет к тем, кто придет нам на смену. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории, в хронологическом порядке и последовательной связи причин и следствий изображающей жизнь народов.
Таким образом, всемирная история есть комплексная наука, которая включает в себя: историю отдельных стран и народов; историю различных сфер общественной жизни (экономическую, военную историю, историю внешней политики и др.; историю наук философии, математики, историография и др.)щ; историю отдельных периодов жизни человечества: (первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени).
Существуют исторические науки, специализирующиеся на изучении исторических источников: источниковедение, археология, этнография (этнология).
Вопрос: Как история как наука о прошлом может быть связана с событиями современности?
Историю страны можно сравнить с биографией человека. Знакомясь с тем, с кем нам предстоит вместе жить или работать, мы обычно стараемся побольше узнать о его прошлом.
Нас интересует, где он родился и вырос, кто его родители, какое образование он получил… Все это, накладываясь на опыт повседневности, позволяет нам составить более или менее верное представление о человеке, его достоинствах и недостатках.
История любого народа – та же биография. Она помогает правильно понять его настоящее и до некоторой степени заглянуть в будущее.
Современная Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть кризисом идентичности. Общество не имеет ясного представления ни о своем прошлом, ни о своем настоящем.
Разные люди с разной степенью остроты воспринимают общественные проблемы и потрясения.
И ухитряются и в самые бурные времена спать спокойно, другие догадываются, что вокруг происходит что-то необычное, но предпочитают жить по принципу «моя хата с краю».
Однако человек, наделенный разумом и чувством ответственности, захочет понять общество, в котором он живет. И тогда история станет для него надежным посохом на долгом и тернистом пути познания.
История дает необходимые знания для того, чтобы быть свободным. Человек, знающий историю своей страны, сможет иметь собственную точку зрения, самостоятельную позицию в собственной жизни.
Вопрос: Какие источники по изучению истории используются в современном обществе и школе?
-
Источники по истории России.
Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.
Древнюю историю Отечества мы знаем благодаря летописям — погодным изложениям основных событий с точным указанием их дат. Древние летописи дошли до нас в списках ХIV—ХVIII вв.
Так, самая известная начальная летопись Нестора представляет собой свод ХII в., дошедший до нас в составе Лаврентьевского списка 1377 г. и Ипатьевского списка ХIV—ХV вв.
По первым словам ее называют «Повестью временных лет»: «Се повести временных лет черноризца Федосьева Печорского монастыря откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первые княжити, и откуда Русская земля стала есть».
С ХVI в. рядом с летописями создавались хронографы — обзоры всемирной истории, к которым образованное общество проявляло повышенный интерес в ХVII в. Первый хронограф был составлен в 1512 г.
псковским старцем Филофеем, автором теории «Москва — Третий Рим».
Второй появился в 1616—1617 годах и описывал древние события на основе материалов хронографа Филофея, современные же излагал самостоятельно.
Другим важнейшим видом литературных исторических источников являются свидетельства, сказания, повести, житийные произведения.
В их ряду выделяют исторические свидетельства греческих (Геродот), римских (Тацит), византийских (Прокопий, Псевдо-Маврикий, Константин Багрянородный и др.
), готских (Иордан) и арабских (Ибн-Фадлан) писателей, а также свидетельства скандинавских и западноевропейских хроник о славянах начальных веков русской истории.
Мемуары как жанр исторического литературного повествования возникли в эпоху позднего феодализма (ХVII в.), а широкое развитие получили в ХIХ—ХХ вв. Это источник личного происхождения, по природе своей доверительный, интимный, содержит воспоминания и рассказы очевидцев и современников о событиях личной и общественной жизни.
В мемуарах ценен фактический материал, но их отличает крайняя субъективность в его подаче. Дневники в отличие от мемуаров считаются более достоверными источниками, ибо записи их обычно синхронны описываемым явлениям. Недостаток дневников — дробность, отрывочность изложения.
Дневники, которые ведутся регулярно, на протяжении многих лет, — редкое исключение из правила.
Периодическая печать возникла в России в начале XVIII в. из государственной потребности в международной информации. Если не считать рукописных газет московских царей XVII в., первенцем официозной журналистики были петровские «Ведомости».
История частной периодики началась с публикации «Ежемесячных сочинений к пользе и увеселению служащих», предпринятой Академией наук по инициативе М.В. Ломоносова. Наибольшую известность приобрели ежемесячники: А.П. Сумарокова — «Трудолюбивая пчела», Н.И.
Новикова — «Трутень», «Кошелек» и «Живописец», И.А. Крылова — «Почта духов».
Комплекс статистических источников по истории России прошел в своем развитии три этапа: ХVIII — начало XIX в., XIX — начало XX в. и советский период.
- Записывает в тетрадь:
- Цивилизация — это итог достижений народа
- или народов в создании определенного
- социально-культурного образования и
- состояния с присущим ему типом
- бытия и жизнедеятельности людей, с
- характерными ценностными
- установками и ориентациями,
- духовными принципами и нормами
- образа жизни.
- Записывает в тетрадь:
- Особенность развития российской цивилизации — формирование и становление происходило в определенной духовно-ценностной религиозной форме, под мощным влиянием Православия и РПЦ.
- Ныне полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и выяснения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего российской цивилизации.
- Записывает в тетрадь:
На научном языке слово “история” (от греч. historia-рассказ о прошедшем) понимается двояко процесс развития природы и общества, движение во времени, и как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.
Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах.
Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом.
Историю страны можно сравнить с биографией человека. История помогает правильно понять его настоящее и до некоторой степени заглянуть в будущее.
Современная Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть кризисом идентичности. Общество не имеет ясного представления ни о своем прошлом, ни о своем настоящем.
История дает необходимые знания для того, чтобы быть свободным. Человек, знающий историю своей страны, сможет иметь собственную точку зрения, самостоятельную позицию в собственной жизни.
Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.
хронографы — обзоры всемирной истории, к которым образованное общество проявляло повышенный интерес в ХVII в.
Мемуары — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.
Дневник — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я».
Источник: https://multiurok.ru/files/rossiiskaia-tsivilizatsiia-osobiennosti-stanovlieniia-i-razvitiia-miesto-rossii-v-mirovoi-istorii.html
Особенности российской цивилизации кратко
Русская цивилизация — это цивилизация Меры. Нас упорно тянут либо на запад, либо на восток, но мы уверено заняли свое собственное место в мире.
А в чем же отличие русской цивилизации от других? В первую очередь это принцип по которому страны и народы объединялись в процессе глобализации. Запад проявляет довольно агрессивную политику, расширяя свою зону влияния угнетая или даже уничтожая аборигенов.
Пример тому многомиллионные жертвы во время «завоевания Америки», да и с колониями особо не церемонились, выдавливая ресурсы как сок из апельсина.
У истоков нашей Родины стояли иные нравственные начала. Именно здесь сохранились базисные характеристики ментальности, нравственные, этические, антропологические и моральные установки. Наши люди осознают и различают истинные и мнимые ценности.
Россия за всю свою историю не уничтожила ни один из коренных народов, которые живут на ее территории. Многим была дана письменность и образование в целом. Они гармонично вписались в многомиллионную, многонациональную цивилизацию, обогащая культуру друг друга. Создавалась инфраструктура.
Взращивалась дружба народов в русле взаимоуважения. Русская концепция глобализации отличается целями и смыслом жизни.
Кратко 10, 11 класс
Особенности российской цивилизации кратко
- Сочинение 8 февраля День российской науки Сочинение Почему для России важно развитие науки Все люди в нашей стране проходят обучение. Каждый ребенок ходит в садик, а…
- Полтавская битва 1709 кратко самое главное В конце осени 1708 года после изнурительного перехода, который длился более трех месяцев, шведские войска нуждались в серьезном отдыхе. Карл…
- История Древней Руси кратко Период древней Руси берет свое начало с древних времен, с появления первых племен славян. Но наиболее важным событием является призвание…
- Куликовская битва и ее значение кратко Куликовская битва — это знаменитое сражение, которое состоялось в 1380 году. Битва состоялась на южной стороне, где находился берег речки…
- Россия на рубеже 19-20 веков кратко самое главное Историческое развитие России на переломе 19 — 20 веков резко меняется, переходя к процессам индустриализации и рационализма. В фокусе интереса…
- Античность колыбель европейской цивилизации Единой представительницей женского пола в лирике Греции была знаменитейшая Сапфо (первая половина VI ст. к н. э.). Сапфо — уроженка…
- Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Проблема человека и цивилизации, места человека в мире постепенно становится глобальной проблемой. Наша жизнь стала настолько сложной, что нередко люди…
- Критика российской действительности в пьесе Критика российской действительности в пьесе А. М. Горького «На дне» Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если…
- Восстание декабристов кратко причины, ход, итоги В 1825 году, в России произошел переворот, который закончился достаточно неудачно для заговорщиков. Толчком для переворота послужили либеральные взгляды передовой…
- Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации установлена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и представляет совокупность различных по назначению…
- Кратко о М. Ю. Лермонтове Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отношения между его родителями не сложились, и воспитанием маленького Миши занималась его бабушка…
- Екатерина Константиновна (изложение кратко) Писахов, Степан Григорьевич Дом на углу по старому названию Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы. Фасад дома облеплен «мавританским стилем». Какие…
- Кратко о литературном творчестве братьев Гонкур Сферой глубокой заинтересованности братьев Гонкур стало искусство. В 1851 г. вышел из печати их первый роман «В 18… году», в…
- Рассказ о жизни и творчестве Одоевского кратко В. Ф. Одоевский родился в 1803 году, и прожил 66 лет. Князь писал, занимался философией, музыкой, был одним из самых…
- Кратко о русской литературе начала XX века Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное…
- Краткое содержание «Пересказ кратко Фауст» Пушкин «Фауст» — драматическое произведение, но это не пьеса для театра, хотя отдельные эпизоды могут быть поставлены на сцене. Это одновременно…
- Самое краткое содержание: кладовая солнца, алые паруса, левша, конь с розовой гривой, уроки французкого, бежин луг. Надо очень кратко! Бежин луг-охотник встречает пять мальчишек в ночном, которые сидят и рассказывают страшные истории про русалок, домовых…Самые интересные истории были у…
- Чичиков беда или надежда России? сочинение рассуждение кратко Николай Васильевич Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» затронул немало проблем, которые актуальны и на сегодняшний день. Одним из…
- Основные темы и идейно-художественные особенности Ломоносова Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы. Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии…
- Жанровые особенности романа «История одного города». Краткое изложение текста М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь…
Источник: https://ege-russian.ru/osobennosti-rossijskoj-civilizacii-kratko/