Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Деревня.
История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали деревню лишь в 1826 г. под названием «Уединение».
Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.
Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе, рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.
- Жанр – послание с элементами элегии.
- Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.
- Метафоры – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».
- Эпитеты – «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная».
В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнилась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».
Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г.
после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г.
Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.
В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.
Первые четыре строфы стихотворения посвящены сельской атмосфере. В них изображены прекрасные пейзажи, отображаются эмоции лирического «Я». Герой обращается к «пустынному уголку», наслаждаясь его умиротворенностью. Мужчина признается, что ради этих ощущений покинул забавы и пиры. Здесь он ощущает, как мысли сами рождаются в его голове.
Далее лирический герой воссоздает привольные пейзажи. Особенность картин природы в том, что при помощи них выражается «любовь» к деревенской атмосфере. Пейзажные зарисовки очень красочные.
Они охватывают все: луга со скирдами, ручьи озера, холмы и нивы. Вдали лирический герой видит стада, хаты и мельницы. От картин природы веет спокойствием, в то же время они динамичные.
В четвертой строфе лирическое «Я» рассказывает, что лоно природы – лучшее место для творчества.
После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи – лишь прекрасная оболочка, изнанка которой – несчастливая жизнь крестьян.
Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем.
В последних строках лирический герой выражает на то, что когда-то народ освободиться.
По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.
Жанр произведения – послание с элементами элегии. Автор описывает пейзажи, переплетая их с раздумьями, в то же время лирический герой обращается к деревне. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и параллельную ААВВ.
В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.
В тексте часто встречаются метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».
Дополняются пейзажи и размышления эпитетами – «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная», «измученные рабы».
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 97.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/derevnya.html
Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»
Истолковывая «Деревню», обращаются прежде всего к заключенной в ней политической идее. Антикрепостническая направленность стихотворения служит убедительным примером несомненного свободолюбия молодого Пушкина.
Однако, сосредоточиваясь на политической идее, часто проходят мимо того бесспорного факта, что она подчинена широким раздумьям Пушкина о своем призвании, о поэтическом служении, о влиянии жизни на искусство и искусства на жизнь.
Центральный образ в стихотворении — образ поэта, размышляющего о своей участи и о своем даровании. Но поэт не отгорожен от жизненных тревог и волнений. Он откликается на них и в то же время испытывает на себе их прямое воздействие.
И свою поэтическую судьбу решительно связывает с долей народа, с исканиями передовых людей своего времени.
Ни в коей мере не отвергая антикрепостническую нацеленность «Деревни», нельзя не видеть, что восприятие стихотворения лишь в качестве политической декларации сужает его смысл.
История написания
«Деревня» написана Пушкиным в июле 1819 года. В ту пору Пушкин был молод. Он недавно окончил Лицей и поселился в Петербурге. Среди его друзей и знакомых — поэты и свободолюбцы, недовольные самодержавием и крепостным состоянием. Они жаждут перемен и хотят приблизить желанный час вольности.
Общение с ними заражает Пушкина. В 1818—1819 годах поэт пишет сатирические «Сказки» («Ура! в Россию скачет…»), «К Чаадаеву», эпиграммы «На Стурдзу» («Холоп венчанного солдата» и «Вкруг Стурдзы я хожу…»), ему приписываются эпиграммы «Двум Александрам Павловичам» и «На Аракчеева».
В круг этих вольнолюбивых стихотворений входит и знаменитая «Деревня».
Лирический образ деревни
Название стихотворения, как и его первые строки, настраивает на идиллический лад. В европейской поэзии деревня обычно идеализировалась, изображалась цветущим раем, приютом вдохновения, творчества, дружбы, любви, островком независимости. Эта традиция уходила в седую древность.
В эпоху античности возникла буколическая, или пасторальная (оба слова означают «пастушеская»), лирика. В ней воспевались красоты природы, прелести мирной сельской жизни, счастливое уединение вдали от суетной, полной корыстных соблазнов городской цивилизации.
На этой почве сложился жанр идиллии — стихотворного или прозаического произведения, в котором писатели восхищались безмятежным деревенским бытом и добрыми нравами его обитателей. Идиллии были популярны и среди русских поэтов. Идиллические мотивы часто проникали в элегии, послания.
В литературе нового времени благостное представление о деревне, будто бы не знающей Социальных и других конфликтов, нищеты, рабства, было уже поколеблено. Решительный удар по нему нанес Радищев своим «Путешествием из Петербурга в Москву».
Дворянская интеллигенция уже смутно начала понимать, что неволя городов связана с крепостничеством деревень, что духовное рабство дворян не находится в стороне от подневольного положения крестьян, потому что сословие, угнетающее другое сословие, само оказывается несвободным. И все-таки идиллическое восприятие деревни было стойким: по контрасту с городом она казалась уголком свободы, душевной чистоты, поэтических мечтаний.
Деревня привлекает Пушкина. Он понимает высокие чувства поэтов, которым в сельском одиночестве вольнее дышится и живется. В стихотворении возникает условный образ идиллического лирика, и Пушкину этот образ близок и дорог.
Здесь впервые, может быть, звучит лирический мотив единства труда и вдохновения как залога полноценной творческой жизни, к которой он устремлен и свет которой в дальнейшем будет озарять всю его поэтическую судьбу. Со времени «Деревни» этот союз будет приравнен Пушкиным к понятию счастья.
Туда, в укромный уголок, он будет тщетно рваться впоследствии из Петербурга, от двора, от преследующей его злобной придворной черни, чтобы вольно отдаться труду и вдохновению.
Конфликты персонажей в сюжетах поэм Пушкина
Тема добровольного бегства из душного света («Я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья…») в «Деревне» весома и значима. Недаром Пушкин дважды повторяет, словно заклинание: «Я твой…» Картины природы, созерцаемые поэтом, казалось бы, подкрепляют умиротворенное настроение.
Сельский вид, радуя взор, обещает плодотворное будущее и располагает к высоким размышлениям. Однако идиллия не становится целью пушкинского изображения: природа, сельская тишина, «довольство», «труд» и «праздность вольная» побуждают поэта к поискам смысла жизни, вселяют в него возвышенные переживания.
Юный идиллик обретает черты поэта-философа и прямо обращается к великим деятелям человечества, чьим «творческим думам» он особенно чутко внимает «в уединеньи величавом»:
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
Так рождаются две центральные строфы, в которых Пушкин доверчиво открывает свой задушевный идеал истинного поэта.
Он чувствует себя не отшельником в глуши, трусливо бежавшим от треволнений жизни, а художником-мыслителем, который осваивает многообразные впечатления действительности и передовые идеи века.
Он остро переживает потребность прикоснуться ко всей полноте бытия, дающей пищу труду и вдохновенью, нераздельных для него с познанием и провозглашением истины.
Анализ стихотворения «Деревня»
- Идиллическое изображение деревенской жизни не становится поэтическим предметом «Деревни» и даже двух ее первых строф. Из темы сельского одиночества и разрыва с городской цивилизацией прорастает новая тема — творческого труда, высокого вдохновения, заполняющего деревенский досуг:
- Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
Й ваши творческие думы - В душевной зреют глубине!
Поставленные в центре две строфы («Я здесь, от суетных оков освобожденный…» и «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!») образуют идейный фокус стихотворения и выражают подлинные мечты Пушкина. Он вовсе не хочет остаться поэтом-идилликом, певцом сельского уединенья. Его волнуют общественные настроения и влекут не суетные поиски славы и не одно лишь любование прекрасной природой, но искание истины и смысла бытия. Развитие лирической темы, заданной в начале стихотворения, совершается как бы через ее усвоение и расширение, а отчасти и отрицание. Из тесных, узких рамок буколической лирики Пушкин вырывается на широкий простор лирики философской и гражданской. Соответственно меняется и условный образ поэта — элегик уступает место деятельному философу и гражданину, каким Пушкину представляется настоящий творец и каким он мыслит себя.
Однако мечта поэта омрачена зрелищем рабства, а его душевное спокойствие — «необходимое», как он скажет впоследствии, «условие прекрасного» — разрушено. Начало последней строфы:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает…
противопоставлено двум центральным строфам. «Мысль ужасная» сковывает вольный полет воображения и творческое вдохновение. Ход пушкинской мысли очевиден: причина краха возвышенных надежд заключена в не зависящих от поэта обстоятельствах.
Свободному творчеству нет простора там, где поругана вольность, где царствует «невежества губительный позор». Философско-гражданская тема стихотворения Пушкина «Деревня» перерастает в тему политическую.
Идиллические и философские мотивы срастаются с гражданской проповедью. Пока страдают люди, сердце поэта не может быть спокойно, ибо его душа уязвлена грубым презрением к «закону». Как гражданина и гуманиста, «друга человечества», Пушкина охватывает гнев и боль при виде рабства.
Картины невежества и насилия рождают грозные инвективы последней строфы. Идиллическое настроение исчезло.
Философская культура XIV—XV вв. на Руси
Выражение «друг человечества», возможно, содержало намек на гордое прозвище Марата — «друг народа», но, скорее всего, в нем заключен более общий гуманистический смысл.
Идиллии нет в жизни, а следовательно, не должно быть и в искусстве. Острые противоречия жизни не располагают и к возвышенным философским мечтаниям о непреходящих ценностях бытия.
Казалось бы, страшная современность, отторгнув у поэта спокойствие, способность ощущать полноту бытия и охладив творческий жар, пробудила в его чуткой душе «витийства… дар». Ведь Пушкин негодует, обличает, в его речи слышны громкие, ораторские интонации.
Но почему же тогда в словах «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» звучит явное сожаление о том, что его стихи неспособны взволновать людей? Почему свой поэтический «жар» он называет теперь «бесплодным» и с горечью вопрошает:
Почто в груди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне в удел витийства грозный дар?
Приведенные строки возвращают память ко всему предыдущему тексту. Вспомним, что деревенское уединение располагало к размышлениям, что здесь поэт учился «в истине блаженство находить» и в нем рождался «жар» вдохновенного труда и уже созревали «творческие думы».
Но зрелище рабства погасило огонь мысли, и он не дал ощутимых результатов, стал «бесплодным». В последней Строфе Пушкин не только обличает «дикое барство» — ему горько за напрасные, тщетные усилия горящего поэтического труда. Картины произвола нарушили душевное равновесие поэта, гармонию между вдохновением и трудом.
И вместе с тем Пушкин не может не откликнуться на страдания людей и даже готов посвятить себя борьбе с деспотизмом, лишь бы уничтожить его.
Однако в Пушкине живет и острое сознание своеобразия присущего ему поэтического дарования, и свойственное ему представление о поэзии, и понимание того, что искусство, вскрывая жизненные противоречия и способствуя их осмыслению, все-таки не отменяет и не разрешает их.
Сатирическое негодование и гражданская проповедь, по убеждению поэта,— не единственная задача творчества. К тому же Пушкин не чувствует себя исключительно граждански тенденциозным поэтом и не замыкает свою лирику рамками гражданских тем и мотивов или пасторальных песнопений.
Поэзия в представлении Пушкина шире, полнозвучнее, рогаче одного лишь созерцательного наслаждения деревенскими видами или чисто гражданских обличений. Пройдет несколько лет, и Пушкин скажет по поводу рылеевской антитезы «Я не поэт, а гражданин»: «…Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом; если же хочешь просто гражданствовать, то пиши прозою».
Вместе с тем он будет решительно возражать против исключения из поэзии и сатиры, и шутки, и веселого, и трогательного, и мечтательного. Поэтическому творчеству равно подвластны и суровая гражданственность, и блаженное умиротворение, и орлиный полет мысли, и непосредственная чувственная прелесть бытия.
Ему доступна и одическая торжественность, и меланхолическая задумчивость, и идиллическая наивность, и элегическая жалоба, и горькая насмешка, и озорная улыбка.
Званый ужин в Белом доме. Новости культуры 2016
Этот всеобъемлющий взгляд на поэзию, почва которой — действительность, а цель — истина жизни, складывается уже в ранних произведениях, и «Деревня» служит несомненным тому свидетельством. Вот почему Пушкину внятны и дороги и мирные песни сельской тишины, и страстная гражданская речь. Образ поэта, рисующийся его крылатому воображению, многогранен.
Пушкин не отдает особенного предпочтения ни голосу поэта-идиллика, ни голосу поэта-обличителя. Его идеал — поэт-философ, поэт-гуманист. Б. В. Томашевский в своей прекрасной книге «Пушкин» писал о «Деревне»: «Значительным является то, что соединение этих слов («труд и вдохновенье») появляется в стихотворении, посвященном политической теме».
Однако в данном случае точнее было бы сказать иначе: значительно то, что политическая тема органично вплетается в стихотворение, посвященное творческому самоопределению. В «Деревне» она выступает частью поэтического раздумья о собственном призвании, об исключительной жажде творчества, о неистребимом порыве к истине.
Пушкин ждет разрешения социальных противоречий не от поэзии. Он надеется на восстановление «закона» «сверху»:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя…
Он верит, что если будет устранен общественный конфликт, то наступит процветание отечества, излечатся душевные раны, нанесенные его оскорбленному чувству человечности, и раздвинутся широкие перспективы творчества. И надо оценить высокой мерой эту максималистскую и святую гражданскую одержимость Пушкина.
В отличие от представлений Рылеева и других поэтов-декабристов, поэтический идеал Пушкина состоит не в изъятии тех или иных, прежде всего интимных мотивов из лирики. Пушкин обращен к широкому и свободному отображению действительности, не скованному какими-либо заранее налагаемыми ограничениями, исключающими из сферы поэзии те или другие мотивы и жанры.
Пушкинская лирика не отвергает ни элегических, ни гражданских настроений.
Отстаивая право поэта на многообразие жизненных впечатлений, Пушкин не склонен ни к одностороннему предпочтению только элегической или только тенденциозно-риторической лирики, ни к их унижению или запрету.
Вот почему образ поэта, созданный Пушкиным в двух средних строфах «Деревни», не тождествен ни поэту-идиллику, ни поэту-гражданину, хотя у него много с ними родственных черт.
Поэт-идиллик и поэт-гражданин — неотъемлемые грани облика поэта-гуманиста, поэта-философа, «друга человечества».
Свойственная стихотворению «Деревня» устремленность к полноте и к истине отображения бытия предопределила «всемирную отзывчивость» Пушкина и общечеловеческий гуманистический пафос его творчества, несводимый к какой-либо строго очерченной доктрине, социальному или философскому учению. Личность и поэзия Пушкина с юных его лет проникнуты возросшим на реальной, земной почве жизнелюбивым и мудрым гуманизмом.
Источник: https://www.storecalc.com/kultura-i-isskustvo/1852-analiz-stihotvoreniya-pushkina-derevnya.html
Анализ стихотворения «Деревня»
Б Литература
Лирика А. А. Фета.
Тематически лирика Фета не слишком разнообразна, 2 темы: 1) красота природы («Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот. Робкое дыханье…», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Это утро, радость эта..
.», «Жду я, тревогой объят…»); 2) любовь («Нет, я не изменил…», «Моего тот безумства желал…», «Люби меня! Как только твой покорный…», «Еще люблю, еще томлюсь…») — вот и вся тематика.
Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины.
Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте. Фет строит картину мира, который он видит, осязает, слышит.
И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и метель, и звезды. Каждое мимолетное явление имеет для него свое собственное значение, свою собственную красоту.
Важной особенностью пейзажной лирики Фета является его умение чувствовать непосредственную близость своей души к миру природы. Поэт не просто описывает бабочку, ее полет, а улавливает ее «дыхание»:
- · Не спрашивай: откуда появилась?
- · Куда спешу?
- · Здесь на цветок я легкий опустилась
- · И вот — дышу.
- · Надолго ли, без цели, без усилья,
- · Дышать хочу?
- · Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
- · И улечу.
- Лирический герой Фета способен к обостренному восприятию природы, он является частью ее, маленькой песчинкой в большом пространстве:
- · Я долго стоял неподвижно,
- · В далекие звезды вглядясь, —
- · Меж теми звездами и мною
· Какая-то связь родилась…
Природа в лирике Фета живет своей жизнью и показана в движении, в диалектике:
Растут, растут причудливые тени,
· В одну сливаясь тень…
· Уж позлатил последние ступени
· Перебежавший день.
Преобладание глаголов несовершенного вида (растут, позлатил, восходишь, обращаю, смолкает, скользишь, сыплет) создает эффект движения, перехода от дня к ночи: вот садится солнце, и начинают расти «причудливые тени», наступают сумерки, сливая их в «одну тень», вот последние лучи заходящего солнца освещают вершины гор, а на небе светят два светила — солнце и луна. Вскоре последние лучи солнца исчезают («потухли выси гор»), и мир погружается в неподвижность.
Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она.
Отсюда излюбленный прием Фета — психологический параллелизм.
Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…». Важно отметить, что движение создается поэтом при полном отсутствии глаголов:
- · Шепот, робкое дыханье,
- · Трели соловья,
- · Серебро и колыханье
- · Сонного ручья,
- · Свет ночной, ночные тени,
- · Тени без конца,
- · Ряд волшебных изменений
- · Милого лица,
- · В дымных тучках пурпур розы,
- · Отблеск янтаря,
- · И лобзания, и слезы,
· И заря, заря!..
На первый взгляд, стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Читатель как бы присутствует при ночном свидании, которое происходит в саду, у ручья, ночью.
Наверное, между влюбленными произошло объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и поцелуями.
Лирика Фета позволяет воспринимать природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления.
Природа у него — это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.
А. А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Он привнес в русскую поэзию совершенно новое чувствование мира, новый взгляд на вещи, оказав огромное влияние на всю последующую русскую литературу.
Анализ стихотворения «Деревня»
Дом поэта — центр пространства, природы. Поэтому поэт созерцает природу в окно.
Поэт любит деревню как мир, окружающий милую ему девушку, являющийся ее «сферой». Поэт любит звуки и игру света вокруг нее, ароматы и движение воздуха ее леса, ее дома. Он любит кошку, которая резвится у ее ног, и работу в ее руках. Ведь все это — она. Недаром стихотворение носит собирательное название «Деревня», т. е.
мир, составляющий живое и органическое единство. Девушка — душа этого единства, но она неотделима от него, от своей семьи, своего дома, деревни. Поэтому поэт говорит о деревне как о приюте всей семьи («Люблю я приют ваш печальный…»). Внутри этого поэтического круга для поэта нет более важных предметов или менее важных.
Все они равно поэту милы. Сам поэт становится его частью, и у него открывается новое отношение к самому себе. Он начинает любить себя как часть этого мира, любить свои собственные рассказы, которые отныне делаются принадлежностью нравственной атмосферы, окружающей девушку.
Воспринимая родину как пространственное единство, Фет воспринимает ее и во временной протяженности. Это не только «деревня», но и «вечер деревни глухой», и часы до восхода месяца, и «речи замедленный ход», и «смолкающие пташки».
То есть это те явления, которые окружают его в пространстве и времени. Фет не просто любит окружающий его мир, он словно растворяется в нем.
- Если для Пушкина любовь была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера.
- Деревня
- Люблю я приют ваш печальный, И вечер деревни глухой, И за лесом благовест дальный,
- 4И кровлю, и крест золотой.
- Люблю я немятого луга К окну подползающий пар, И тесного, тихого круга
- 8Не раз долитой самовар.
- Люблю я на тех посиделках Старушки чепец и очки; Люблю на окне на тарелках
- 12Овса золотые злачки;
- На столике, близко к окошку, Корзину с узорным чулком, И по полу резвую кошку
- 16В прыжках за проворным клубком;
- И милой, застенчивой внучки Красивый девичий наряд, Движение бледненькой ручки
- 20И робко опущенный взгляд;
- Прощанье смолкающих пташек, И месяца бледный восход, Дрожанье фарфоровых чашек,
- 24И речи замедленный ход;
- И собственной выдумки сказки, Прохлады вечерней струю, И вас, любопытные глазки,
- 28Живую награду мою!
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s35890t3.html
“Деревня” анализ стихотворения Фета
Стихотворение “Деревня”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества Афанасия Фета. Он написал его, будучи студентом-словесником Московского университета. “Деревня” вошла во второй по счету сборник стихотворений поэта, изданный в Москве в 1850 году.
Главной темой стихотворения является любовь к родным местам. Фет поэтически осмысливает природу в ее непосредственной, реальной жизни. Природа у него не пустынна, она наполнена присутствием людей, миром движения, разнообразных звуков и запахов.
Фет подчеркивает
тесную взаимосвязь человека и природы как неиссякаемого родника, дающего ему бесконечные силы.
Композиция “Деревни” включает 7 строф-четверостиший, написанных Трехстопным амфибрахием. Рифмовка стихотворения перекрестная, Рифма чрезвычайно богата .
Главным поэтическим образом стихотворения является окружающее поэта особое, “свое пространство”, являющееся для него образом родины. Стихотворение носит собирательное название “Деревня”, подчеркивающее органичное единство всех составляющих этого пространства: природы, людей, домашней работы, предметов быта. Деревня представляет собой целый
мир, состоящий из нескольких кругов: ограниченного горизонтом внешнего мира природы, меньшего круга, включающего дом, и “тесного, тихого” круга, собравшего людей за чайным столом. Душой этого мира с особой нравственной атмосферой является девушка, которую невозможно отделить от семьи, дома, деревни.
Именно поэтому деревня воспринимается Фетом как приют для всей большой семьи: “Люблю я приют ваш печальный// И вечер деревни глухой”.
Стихотворение, передающее непосредственную радость бытия, озарено теплом любви. Недаром деревня была для поэта “талисманом”. Все четыре глагола в стихотворении выражены словом “люблю”. Фет любовно запечатлел в “Деревне” безыскусную красоту природы и малейшие детали деревенского патриархального уклада: фарфоровые чашки, чепец и очки старушки, самовар.
Играющая с клубком ниток на полу “резвая кошка” служит яркой приметой деревенской “домашности” и уюта.
В “Деревне” можно проследить Течение времени – это вечер от “благовеста” до “бледного восхода” месяца. За это время за семейной беседой многократно выпивается чай из “не раз долитого” самовара и рассказываются сказки “собственной выдумки”.
Течение времени подчеркивается Параллелизмом образов “смолкающих пташек” и медленной беседы .
Вечернего времени достаточно для того, чтобы поэт почувствовал себя частью этого мира, получив в награду открытый взгляд “любопытных глазок” “милой, застенчивой внучки”.
Поэтический мир стихотворения включает в себя Весь спектр образов – зрительных , слуховых и осязательных .
Удивительно мелодичное стихотворение “Деревня”, наполненное радостным покоем и светлой восторженностью, отражает живую жизнь деревни.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/derevnya-analiz-stixotvoreniya-feta/
«Деревня» анализ стихотворения Фета
Стихотворение «Деревня», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества Афанасия Фета. Он написал его, будучи студентом-словесником Московского университета. «Деревня» вошла во второй по счету сборник стихотворений поэта, изданный в Москве в 1850 году.
Главной темой стихотворения является любовь к родным местам. Фет поэтически осмысливает природу в ее непосредственной, реальной жизни. Природа у него не пустынна, она наполнена присутствием людей, миром движения, разнообразных звуков и запахов.
Фет подчеркивает тесную взаимосвязь человека и природы как неиссякаемого родника, дающего ему бесконечные силы.
Композиция «Деревни» включает 7 строф-четверостиший, написанных Трехстопным амфибрахием. Рифмовка стихотворения перекрестная, Рифма чрезвычайно богата .
Главным поэтическим образом стихотворения является окружающее поэта особое, «свое пространство», являющееся для него образом родины. Стихотворение носит собирательное название «Деревня», подчеркивающее органичное единство всех составляющих этого пространства: природы, людей, домашней работы, предметов быта.
Деревня представляет собой целый мир, состоящий из нескольких кругов: ограниченного горизонтом внешнего мира природы, меньшего круга, включающего дом, и «тесного, тихого» круга, собравшего людей за чайным столом.
Душой этого мира с особой нравственной атмосферой является девушка, которую невозможно отделить от семьи, дома, деревни.
Именно поэтому деревня воспринимается Фетом как приют для всей большой семьи: «Люблю я приют ваш печальный// И вечер деревни глухой».
Стихотворение, передающее непосредственную радость бытия, озарено теплом любви. Недаром деревня была для поэта «талисманом». Все четыре глагола в стихотворении выражены словом «люблю». Фет любовно запечатлел в «Деревне» безыскусную красоту природы и малейшие детали деревенского патриархального уклада: фарфоровые чашки, чепец и очки старушки, самовар.
Играющая с клубком ниток на полу «резвая кошка» служит яркой приметой деревенской «домашности» и уюта.
В «Деревне» можно проследить Течение времени — это вечер от «благовеста» до «бледного восхода» месяца. За это время за семейной беседой многократно выпивается чай из «не раз долитого» самовара и рассказываются сказки «собственной выдумки». Течение времени подчеркивается Параллелизмом образов «смолкающих пташек» и медленной беседы .
- Вечернего времени достаточно для того, чтобы поэт почувствовал себя частью этого мира, получив в награду открытый взгляд «любопытных глазок» «милой, застенчивой внучки».
- Поэтический мир стихотворения включает в себя Весь спектр образов — зрительных , слуховых и осязательных .
- Удивительно мелодичное стихотворение «Деревня», наполненное радостным покоем и светлой восторженностью, отражает живую жизнь деревни.
«Деревня» анализ стихотворения Фета
- Композиция и язык стихотворения «Деревня» По своей композиции и языку стихотворение «Деревня» представляет горячую речь поэта-гражданина, выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это…
- Анализ стихотворения Пушкина Деревня 6 Это большое и красивое стихотворение. Здесь красиво и романтично показана деревня. Для поэта деревня — замечательное место. Оно замечательно не…
- Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А. С. Пушкина Стихотворение «Деревня» было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петербургский» период его творчества. Для поэта это было временем…
- «Деревня» анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение «Деревня» открывает цикл «Стихотворений в прозе» Тургенева. Оно было написано в 1878 г. В 1882 г. Тургенев…
- Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Деревня» и «Вновь я посетил…» В одном и другом стихотворениях описывается тот же пейзаж, и в обоих стихотворениях этот пейзаж рождает глубокие размышления у лирического…
- «Деревня» анализ стихотворения Александра Пушкина Когда молодой поэт Александр Пушкин после окончания Лицея становится коллежским секретарем в Петербурге, он и не догадывается, что уже через…
- «Какая ночь! Как воздух чист…» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника…
- Анализ стихотворения Фета Шепот-робкое дыхание Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода…
- «Чудная картина» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега»…
- «Еще весны душистой нега…» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после…
- «Первый ландыш» анализ стихотворения Фета Еще с момента выхода в свет первого сборника стихов Афанасий Фет приобрел репутацию искусного художника слова. Его описания природы, заставляющие…
- «Весенний дождь» анализ стихотворения Фета Афанасий Фет создал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, будучи уже зрелым мастером пейзажной лирики. По Жанру «Весенний дождь» является…
- Анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье» В стихотворении Фета «шепот, робкое дыханье» 3 строфы, в каждой из которых по 4 стиха. Темой данного стихотворения является природа….
- «Буря» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Буря» Афанасия Фета — прекрасный пример того, как за счет точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создает…
- Анализ стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» Одна из самых известных миниатюр Фета. Она написана и напечатана в 1850 г. в журнале «Москвитянин» . В измененном виде…
- Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь Данное стихотворение Афанасия Фета было написано в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. В своем стихотворении он показал свою позицию и…
- Анализ стихотворения Фета Я пришел к тебе с приветом Это одно из самых красивых стихотворений А. А. Фета о любви, оно было опубликовано в 1843 году и вызвало большой…
- «Вечер» анализ стихотворения Фета К середине 1850-х годов музыкант русской поэзии Афанасий Фет выпустил 3 книги стихов. На 35-ом году жизни он создает несравненное…
- «Осень» анализ стихотворения Фета Стихотворение «Осень» было создано в 1883 году, когда поэту было почти шестьдесят три года. Позади остались перипетии с признанием дворянства,…
- «Сияла ночь. Луной был полон сад» анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение «Сияла ночь» было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и…
Источник: https://ege-russian.ru/derevnya-analiz-stixotvoreniya-feta/
«Это утро, радость эта» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, образы — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображенные в его стихотворениях восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5-7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Это утро, радость эта» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.
История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.
Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.
Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.
- Жанр – элегия.
- Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.
- Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».
- Эпитеты – «вздох ночной».
История создания
Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом.
В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла.
Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.
«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.
Тема
В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж.
Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки.
Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.
Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.
Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.
В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы.
В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола.
Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.
В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.
Средства выразительности
В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств.
В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.
Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38365-eto-ytro-radost-eta-analiz-stihotvoreniia-feta-po-plany-kratko-tema-obrazy.html
Анализ стихотворения А.Фета «Еще одно забывчивое слово»
Это стихотворение не так просто по смыслу, как может показаться на первый взгляд. Герой стихотворения слышит (или вспоминает) слова женщины и ее «полувздох».
«Забывчивое слово» и «случайный полувздох», очевидно, принадлежат ей, а не ему: и потому, что пробуждающиеся в душе героя чувства вызваны именно этими словом и «полувздохом», и потому, что «забывчивое слово» и «полувздох» наделены таким оттенком значения, как ‘женскость’; забывчивость, милая рассеянность, простительная «безответственность», «случайность» в словах — скорее черта характера женского, а не мужского, «легкое дыхание» («полувздох») также ассоциируется с поведением женщины, — как «робкое дыханье» в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…». Почему слово «забывчивое»? Вероятно, потому что в нем заключено невольное признание героини в ее чувстве герою, — признание неосторожное (она «забылась»). Но отчего «полувздох» «случайный». Может быть, потому же: случайный в значении ‘спонтанный’, ‘неконтролируемый’, — это еще одно признание-«проговорка». Но не исключено и другое толкование: это «полувздох» незначимый, и лишь уже влюбленный герой готов в нем видеть – пусть и понимает эту незначимость! – полупризнание.
Эти слово и «полувздох» рождают в герое тоску, — очевидно, тоску по любви, тоску – жажду любви; рождают и признание в любви или, что более вероятно, готовность покориться воле любимой, быть у ее ног, встать перед ней на колени. Ведь в стихотворении упоминается не об одной ситуации покорения героя, вручения им себя героине: об этом говорят слова «снова» и «опять».
А в тексте, кажется, упоминается лишь об одной женщине, а не о разных, уравненных любовью героя: «И буду я опять у этих ног», — именно у этих.
Повторяющееся «снова» и «опять» признание в любви к одной и той женщине представляется довольно странным; менее озадачивающим было бы другое прочтение: это повторяющееся вручение ей себя, покорение ей, — после разлуки, может быть, после разрыва.
(Строго говоря, из текста вообще не следует, что герой как-то проявляет свои чувства в отношении любимой: быть у ее ног отнюдь не означает в буквальном смысле встать перед ней на колени. Преклонение колен – устойчивая условная поза лирического «я», выражающая почитание женской красоты. Пример – из стихотворения «Во сне» (1890): «Перед тобой с коленопреклоненьем / Стою, пленен волшебною игрой».)
Таков как будто бы смысл первой строфы. Во второй строфе вводится новый мотив — «закатной любви», выраженный посредством метафор горения и уходящего дня: «Душа дрожит, готова вспыхнуть чище, / Хотя давно угас весенний день…». Дрожит при воспоминании о любви (при пробуждении чувства к былой возлюбленной) или при реальной встрече с женщиной? Возможны оба ответа.
Последние две строки переводят смысл текста в безнадежно-трагический план бытия: «И при луне на жизненном кладбище / Страшна и ночь, и собственная тень».
Развернутый метафорический пейзаж кладбища жизни, озаренного безотрадным мертвенно холодным светом луны, — знак неизбывного отчаяния: жизнь прожита, человек отчужден от самого себя (боится собственной «тени», — очевидно, себя самого в настоящем, постаревшего, непохожего на того, каким был прежде). Он страшится смерти («ночь» – прозрачная метафора небытия).
Подобная семантика образа луны у Фета не единична: «Что звало жить, что силы горячило — / Далеко за горой. / Как призрак дня, ты, бледное светило, восходишь над землей» («Растут, растут причудливые тени…», 1853).
Итак, это «старческое» стихотворение: не по времени написания (хотя к моменту его издания автору было около шестидесяти четырех лет), а по тематике.
Прочтение второй строфы заставляет вернуться к первой и уточнить ее понимание. Этот текст – высказывание от лица старого, стоящего в преддверии смерти человека. И было бы неуместным трактовать «снова» и «опять» в первой строфе как указания на две и более реальные встречи с дорогой герою женщиной: одна будто бы была в прошлом, другая происходит сейчас.
Нет, сейчас реально, «физически» осталось только «жизненное кладбище». В первой строфе подразумевалась подлинная встреча в прошлом и ее «отблеск» в настоящем – воспоминание. Изображение воспоминания о событии прошлого как реального, с использованием грамматического настоящего времени, — отличительная черта любовной лирики Фета.
Пример – стихотворение «На качелях» (1890).
Конечно, не исключена и иная трактовка: «снова» и «опять» говорят лишь о вновь пробудившемся – сейчас – чувстве, обращенном к другой женщине: «эти ноги» – не ‘те же самые’, а ‘такие же’, означающие такую же, хотя и новую владычицу сердца лирического «я». (Ср. замечания Б.Я.
Бухштаба: «В период 1882-1892 годов, на седьмом и восьмом десятке лет, Фет пишет особенно много любовных стихов, и они почти впервые говорят о настоящей, а не о прошедшей любви, обращены к ныне любимой, а не только к образу прежней возлюбленной.
Можно говорить о втором любовном цикле Фета, хотя нет достоверных данных о том, к кому он обращен, даже к одной ли женщине, и фиксированы ли в стихах только новые любовные переживания или и старые творчески перемещены из прошедшего в настоящее. Было бы неосторожно на основании стихов делать какие-нибудь выводы и о перипетиях старческого романа».
— Бухштаб Б.Я. А.А. Фет // Фет А.А. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подг. текста и примеч. Б.Я. Бухштаба. Л., 1959 («Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание»). С. 65).
М.Л. Гаспаров полагает, что Фет «лучшие свои стихи о молодой любви написал в старости, по воспоминаниям, ретроспективно» (Гаспаров М.Л. Избранные статьи. С. 389.) Любимая поэтом женщина рядом, но заря старческой любви не в силах погасить безжизненный лунный свет подступающего небытия.
Композиция. Мотивная структура
После только что сказанного достаточно ограничиться несколькими замечаниями.
Для стихотворения «Еще одно забывчивое слово…», как и для многих других лирических произведений Фета, характерны черты фрагмента: стихотворение открыто, разомкнуто во внетекстовую реальность, в мир события, предшествовавшего тому, о чем говорится в тексте.
Знак такой открытости – словосочетания «еще одно» и «еще один», указывающие на другие, им предшествовавшие «слова» и «полувздохи».
Стихотворение «Еще одно забывчивое слово…» состоит из двух частей, соответствующих элементам строфической структуры – двум строфам – четверостишиям с обычной у Фета перекрестной рифмовкой АБАБ: слово (А) – полувздох (Б) – снова (А) – ног (Б); в нечетных строках – женская рифма Первая и вторая строфы соотнесены по принципу контраста.
Первая посвящена мотиву любви, трагические обертона, оттенки этого мотива еще незаметны и неразличимы; «тоска» героя не связывается с приближающимся концом жизни. Мотив здесь – всевластие любви. В первых двух строках второй строфы появляется мотив любви приобретает новый акцент: это любовь старческая.
Эта грань мотива навеяна, несомненна, тютчевской «Последней любовью»: «Пускай скудеет в жилах кровь, / Но не скудеет в сердце нежность, / О ты, последняя любовь, / Ты и блаженство, и безнадежность». Метафоры горения и уходящего дня также восходят к «Последней любви», где содержится развернутая символико-метафорическая картина заката: «Полнеба охватила тень, / Лишь там, на западе, бродит сиянье».
Но мотив получает не тютчевское развитие и разрешение; если в стихотворении Ф.И. Тютчева старческая любовь – одновременно «блаженство» и «безнадежность», то в фетовском тексте она обнажает именно и прежде всего безнадежность бытия на пороге конца.
Контрастируют и природа образов в двух строфах. Первая состоит из слов, употребленных в прямом, номинативном значении.
(«тосковать сердцем», «буду у этих ног» — выражения со стертыми переносными смыслами).
Одновременно образность первой строфы – «невещественная»: говорится об эмоциях или о «непредметных» явлениях (слове, «полувздохе» – даже не вздохе, столь он эфемерен, еле заметен, чуть слышен).
Во второй строфе, напротив, образы исполнены зрительной отчетливости («горит», «вспыхнуть», «луна», «тень»), однако создаваемая в ней «картина» – полностью метафорична: «горит» не огонь, а душа, «весенний день» и «ночь», равно как и «луна» – метафоры старости, а не пейзажные детали.
Образная структура
Ограничимся также лишь несколькими замечаниями. Отличительная черта – соседство контрастных образов. В первой строфе это образы звуковые («слово», «полувздох»).
Во второй как будто бы световые и цветовые: «вспыхнуть» (яркий свет), «угас» (ассоциации с ночью, темнотой), «при луне» (лунный свет), «тень» (полутьма). Однако вся свето- и цветовая гамма иллюзорна, ибо исключительно метафорична, а не предметна.
При этом яркая световая метафора, говорящая о внутреннем свете, огне души («душа горит, готова вспыхнуть чище») контрастирует с «внешним» блеклым светом луны, освещающим «жизненное кладбище».
«Светлая» любовная дрожь души («душа дрожит») противопоставлена страху («страшна и ночь, и собственная тень»), — по контрасту с тем, что в языке глагол «дрожит» ассоциируется, в частности, именно со страхом.
Метр и ритм. Синтаксическая структура. Рифма
Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередующимися женскими и мужскими окончаниями стихов. Еще раз напомним: «В лирике 5-стопный ямб выступает соперником 6-стопного в его последней области – в элегической и смежной с ней тематике» (Гаспаров М.Л.
Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. С. 167).
Фетовское стихотворение – отголосок жанра элегии, в чистом виде переставшего существовать еще в пушкинскую эпоху: о признаках элегии напоминают скрытая антитеза «прошлое – настоящее», мотив отчуждения от жизни, переоценка прожитого.
Метрическая схема пятистопного ямба: 01/01/01/01/01 (в нечетных строках стихотворения Фета за последней, пятой стопой следует наращение в виде безударного слога).
Ритмическая схема стихотворения «Еще одно забывчивое слово…» такова (внутристиховые паузы – цезуры – обозначены двойными полужирными косыми чертами):
Еще одно // забывчивое слово,
01/01/ //
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/fet/analiz_stikhotvorenija_a_feta_eshhe_odno_zabyvchivoe_slovo/39-1-0-3561