Кот и лодыри — краткое содержание произведения маршака

«Кот и лодыри» – поучительное произведение, в котором рассказывается о встрече ленивых школьников и уличного кота. Это небольшая история о том, как важно не лениться и прилежно учиться в школе.

Кот и лодыри - краткое содержание произведения Маршака

Краткое содержание «Кот и лодыри» для читательского дневника

ФИО автора: Маршак Самуил Яковлевич

Название: Кот и лодыри

Число страниц: 4. Маршак Самуил Яковлевич. «Кот и лодыри». Издательство «АСТ». 2015 год

Жанр: Стихотворение

Год написания: 1933 год

Лодыри – ленивые школьники, бездельники, безответственные дети, которые не хотят учиться, и вместо уроков весело проводят время на катке.

Кот – любознательный кот, который очень хочет стать грамотным.

Дело было зимой. Вместо того, чтобы пойти на уроки, школьники отправились на ближайший каток. С тяжелыми ранцами за спиной и коньками на ремне они поспешили на лед.

По дороге ребятам повстречался хмурый, ободранный, несчастный кот. Дети поинтересовались у него, почему он такой печальный, на что кот им поведал о своих невзгодах. Вроде бы и умный он, и красивый, и молодой, но совершенно безграмотный.

К сожалению, никто не строит школ для котят, и от этого коту было очень грустно. Он рассказал ребятам, что нынче без грамоты никуда – невозможно ни еды себе раздобыть, ни питья, и даже номер на доме не узнаешь.

Так что совсем невесело живется котам без грамоты.

Ребята весело заявили коту, что им уже двенадцатый год пошел, но они все равно ничегошеньки не знают. А все потому, что им лень учиться в школе. Учителя втолковывают им знания, которые им совершенно не нужны. Выводить грифелем на доске – невероятно скучное занятие. С гораздо большим удовольствием они проводят время на катке, чем за книжкой.

Кот удивленно посмотрел на школьников – много он перевидал лодырей на своем веку, но таких глупцов еще никогда не встречал.

  1. Лодыри идут на каток.
  2. Встреча с уличным котом.
  3. Кот делится своими проблемами.
  4. Кот очень хочет учиться.
  5. Ребята признаются, что не любят школу.
  6. Кот с удивлением смотрит на лентяев.

Знания – великая сила, и без них жизнь становится очень трудной.

Произведение учит любить знания, уважительно к ним относиться. Учит быть трудолюбивым и настойчивым в достижении цели, и понимать, что только знания способны сделать жизнь лучше и интереснее. Для этого нужно ходить в школу, не пропускать уроки и прилежно выполнять домашние задания.

Главные герои стихотворения никак не могли понять, как можно хотеть учиться. Они хвастались перед котом своей ленью и полным отсутствием знаний. Вот только в глазах кота они оказались глупыми, недалекими людьми, которые сами не понимали, чего себя лишали.

Кот и лодыри - краткое содержание произведения Маршака

Рисунок-иллюстрация к стихотворению Кот и лодыри.

  • От знаний уйдёшь — в хвосте пойдёшь.
  • Больше узнаешь — сильнее станешь.
  • У лодыря что ни день, то лень.

Очень понравился уличный кот, который горько сожалел о том, что никто не строит школы для котят. Прожив целый год на улице, он понял, как важно обладать знаниями, которые делают жизнь лучше.

Средняя оценка: 5. Всего получено оценок: 13.

Источник: https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/kot-i-lodyri.html

Краткое содержание Маршак Кот и лодыри

Школьные товарищи вышли на занятия. По дороге они свернули на каток и решили пропустить уроки. Коньки у них были с собой, как и толстые школьные ранцы с книжками.

У ворот дети встретили кота. Он был хмурым и ободранным. Ученики заинтересовались настроением четвероногого прохожего. Делать им всё равно было нечего. Кот жалобно мяукал о том, что ему как раз очень бы хотелось учиться в школе.

Быть обученным грамоте и письму очень хорошо, но школ для усатых учеников, к сожалению, нет. Кот считал себя красивым, умным и уже взрослым, ведь ему был год! Сожаление о своей необразованности удручало усатого и вызывало у него опасения.

Кот утверждал, что без грамоты он не может ни попить, ни поесть. Даже номер на воротах без школьных наук не понятен ему.

Дети выслушали кота, но не задумались о сказанном. Несмотря на то, что ученики были на много старше встретившегося им прохожего, им казалось, что все усилия учителей напрасны. Знания, которые они получают в школе им ни к чему.

К сожалению, дети не скрывали того, что им учиться лень. Автор с самого начала стихотворения называет школьников лодырями. Они ничуть не думают о своих потерянных знаниях.

Детям хотелось только кататься на катке, выписывая узоры на льду, а не грифелем в тетради.

Кот очень удивился таким ученикам. Ему казалось, что он за год своей жизни много повидал, но таких ленивых детей ещё не видел никогда.

Стихотворение посвящается школьным знаниям и труду, которым противопоставляется человеческая лень. Даже обыкновенный дворовый кот, по мнению автора, понимает всю важность знаний, которые даёт детям школа. Жаль, что некоторые школьники, которые встречаются и в наше время, этого не могут понять.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Маршак. Все произведения

Кот и лодыри. Картинка к рассказу

Кот и лодыри - краткое содержание произведения Маршака

Сейчас читают

  • Краткое содержание Храбрый Персей Чуковского
    В одном древнегреческом городе случилось большое несчастье — на него напала злая Колдунья, которую звали Медуза Горгона
  • Платон
    Еще с малых лет Платон удивлял всех своими талантами написания стихов и глубокими познаниями в различных науках. Вскоре он встретился с Сократом, эта встреча почти полностью изменила его взгляды на свое творчество
  • Краткое содержание Кантемир Сатиры
    Первая сатира представляет собой аргументы против науки и обучения. Лицемер Критон говорит, что из-за обучения люди стали безбожными, не соблюдают постов, сомневаются в необходимости стольких земель у церкви
  • Краткое содержание Карамзин Бедная Лиза
    Близ Симонова монастыря, неподалеку от Москвы обитала девушка Лиза и ее старая матушка. Жили они бедно. Старушка слабела изо дня в день. Только Лиза заботилась о деньгах.
  • Краткое содержание Сорочинская ярмарка Гоголя
    Эта повесть начинается с описания великолепия летнего дня в Малороссии. Юная прекрасная девушка Параска вместе с отцом Солопием (Черевиком) и злобной мачехой Хавроньей Никифоровной отправляются в город Сорочинец на ярмарку

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/samuil-marshak/kot-i-lodyri-pereskaz

Кот и Лодыри Маршак С. Я

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри

На каток.

  • Толстый ранец с книжками
    На спине,
    А коньки под мышками
  • На ремне.
  • Видят, видят лодыри:
    Из ворот
    Хмурый и ободранный
  • Кот идет.
  • Спрашивают лодыри
    У него:
    — Ты чего нахмурился,
  • Отчего?
  • Замяукал жалобно
    Серый кот:
    — Мне, коту усатому,
  • Скоро год.
  • И красив я, лодыри,
    И умен,
    А письму и грамоте
  • Не учен.
  • Школа не построена
    Для котят.
    Научить нас грамоте
  • Не хотят.
  • А теперь без грамоты
    Пропадешь,
    Далеко без грамоты
  • Не уйдешь.
  • Ни попить без грамоты,
    Ни поесть,
    На воротах номера
  • Не прочесть!
  • Отвечают лодыри:
    — Милый кот,
    Нам пойдет двенадцатый
  • Скоро год.
  • Учат нас и грамоте
    И письму,
    А не могут выучить
  • Ничему.
  • Нам учиться, лодырям,
    Что-то лень.
    На коньках катаемся
  • Целый день.
  • Мы не пишем грифелем
    На доске,
    А коньками пишем мы
  • На катке!
  • Отвечает лодырям
    Серый кот:
    — Мне, коту усатому,
  • Скоро год.
  • Много знал я лодырей
    Вроде вас,
    А с такими встретился
  • В первый раз!

План анализа стихотворения Кот и Лодыри

Напишите пару слов о личности автора стихотворения

Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

Определите жанр

  • Эпитафия — посмертное;
  • эпиграмма — сатирический портрет;
  • элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
  • послание, поэма, баллада, роман в стихах;
  • песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;

Выделите ведущую тему стихотворения

  1. Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
  2. Пейзаж — описывается красота природы.
  3. Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
  4. Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.

Определите сюжет

В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения

Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

Читайте также:  Хвосты - краткое содержание сказки бианки

Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:

  1. Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
  2. Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
  3. Дактиль (‘_ _ _ )
  4. Амфибрахий (_ _’ _)
  5. Анапест (_ _ _’) и т.д.

Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Определим какую рифму использовал автор

  • абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
  • аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
  • абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).

Проведем анализ лексики

Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:

  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
  • ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
  • сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Проведем анализ синтаксиса

Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:

  • повторение
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
  • риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
  • риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
  • риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:

  • аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
  • ассонанс — повторение гласных звуков;
  • анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
  • эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом

✚ Заказать ✎ Написать

Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/kot-i-lodyri-marshak-s-ja/

Анализ стихотворения Маршака «Кот и лодыри»

В стихотворении С. Я. Маршака «Кот и лодыри» главный герой — уличный кот. Начинается стихотворение с того, что ребята, которые не очень любят учиться, вместо того, чтобы пойти на урок, отправились кататься на коньках. Автор называет этих ребят «лодырями».

По дороге на каток они встретили очень хмурого кота, который, к тому же, был изрядно ободран. Дети поинтересовались у кота, почему тот такой хмурый.

На это кот рассказал им, что у него очень трудная жизнь, не смотря на то, что он молод и умен. А все оттого, что для котят не строят школ, и кот не умеет ни читать, ни писать.

А не будучи грамотным, невозможно ни пропитание добыть, ни напиться. И даже номер дома неграмотный кот узнать не может.

На эту речь кота лодыри весело заявили, что они, хоть и ходят в школу, но их ничему научить не могут, потому что им лень учиться. Лодыри только любят кататься на коньках.

Удивленный кот ответил лентяям, что он много встречал в жизни лодырей, но таких еще никогда не встречал.

Главный смысл стихотворения С. Я. Маршака «Кот и лодыри» в том, что без знаний в наше время прожить трудно, а лодырей, которые этого не понимают, ждет такая же неприглядная жизнь, как у этого уличного кота.

Стихотворение «Кот и лодыри» учит нас уважительно относиться к знаниям, к учебе в школе, чтобы в будущем не испытывать тех трудностей, которые выпадают на плечи неграмотных лентяев.

В стихотворении С. Я. Маршака мне понравился главный герой, кот. Он считает себя красивым и умным, и при этом прекрасно осознает то, что корень его проблем в неграмотности, в отсутствии необходимых знаний.

Видно, что кот с удовольствием бы занялся учебой, если бы для котов открывали школы.

Он понимает, что такое знания и ценит их, в отличие от ребят-лодырей, которые, хоть и ходят в школу, совершенно не ценят эту возможность получать знания.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Маршака «Кот и лодыри»« Жизнь и творчество Блока

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-marshaka-kot-i-lodyri/

Самуил Маршак — Кот и лодыри: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Собирались лодыри На урок, А попали лодыри

На каток.

  • Толстый ранец с книжками На спине, А коньки под мышками
  • На ремне.
  • Видят, видят лодыри: Из ворот Хмурый и ободранный
  • Кот идёт.
  • Спрашивают лодыри У него: — Ты чего нахмурился,
  • Отчего?
  • Замяукал жалобно Серый кот: — Мне, коту усатому,
  • Скоро год.
  • И красив я, лодыри, И умён, А письму и грамоте
  • Не учён.
  • Школа не построена Для котят. Научить нас грамоте
  • Не хотят.
  • А теперь без грамоты Пропадёшь, Далеко без грамоты
  • Не уйдёшь.
  • Ни попить без грамоты, Ни поесть, На воротах номера
  • Не прочесть!
  • Отвечают лодыри: — Милый кот, Нам пойдёт двенадцатый
  • Скоро год.
  • Учат нас и грамоте И письму, А не могут выучить
  • Ничему.
  • Нам учиться, лодырям, Что-то лень. На коньках катаемся
  • Целый день.
  • Мы не пишем грифелем На доске, А коньками пишем мы
  • На катке!
  • Отвечает лодырям Серый кот: — Мне, коту усатому,
  • Скоро год.
  • Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился
  • В первый раз!

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»
Исторические факты и предпосылки создания Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.
Тема, идея, основная мысль
  1. Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.
  2. Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.
  3. Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.
Средства художественного наполнения Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»
Композиция произведения Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.
Размер, рифма Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом
Поэтическая лексика Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»
Используемые стилистические фигуры
  • Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.
  • Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».
  • Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»
Поэтическая фонетика в произведении Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»
Образ героя, эмоционал, авторское «Я» Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.
Литературное направление Реализм, сатирическое произведение
Жанр Эпиграмма
Читайте также:  Сообщение выбор профессии доклад

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

Читать стих поэта Самуил Маршак — Кот и лодыри на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/samuil-marshak-kot-i-lodyri/

Урок литературного чтения. "С. Маршак "Кот и лодыри""

Литературное чтениеТема: Юмор в стихах. С.Я.Маршак «Кот и лодыри».

Цели урока:образовательные: — познакомить с творчеством С .Я.

Маршака, с произведением «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, , проникать вглубь произведения);проводить работу по совершенствованию навыков чтения, выразительного чтения);развивающие: развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;воспитательные: прививать любовь к чтению, — создавать условия для социального становления каждого ребенка, поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.Планируемые результаты:предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; обьяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним;метапредметные : (критерии сформированности/оценки компонентов УУД);личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции;

познавательные: научаться основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;определять главную мысль текста; осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков,формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;

  • коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.
  • Ход урока.

I.Организация класса.II. Актуализация опорных знаний – Ребята, что ожидаете от урока, какие задания хотели бы выполнить?1. Дыхательная гимнастика:«Задуй свечку».2. Игра со скороговорками «Не повторись!»-С разной силой голоса (тихо, громко);- С разной интонацией (Радостно, удивлённо).

3. Пятиминутка чтения. Произведения В.А. Сухомлинского «И во сне пахнут руки матери» с самозамером скорости чтения.

— Что читали дома вчера перед сном?

III. Проверка домашнего задания. 1.Работа в парах. « Вопрос – ответ» (Ребята задают друг другу по 3 вопроса и выполняют оценку работы 2. Показ рисунков.(2 ученика выполняют краткий пересказ к рисунку).IV. Постановка целей.

— Чтобы узнать фамилию автора, с творчеством которого будем знакомиться на уроке, дополните рифмой отрывки из его стихотворений.1.Кто стучится в дверь ко мнеС толстой сумкой на …(ремне).2. Не было в доме мышей,А было много …(карандашей).3. Эй, не стойте слишком близко-Я..(тигрёнок), а не киска.4.Правда, дети, я хорош:На большой …(мешок) похож?5.

Мой весёлый звонкий мяч,Ты куда …(помчался) вскачь?6. Вместо шапки на ходуОн надел …(сковороду). — Отгадали? Да — это Маршак С.Я. Он автор тех отрывков из стихотворений, которые вы сейчас слышали и отгадывали.-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Определите задачи урока.

(Сегодня мы познакомимся с этим замечательным писателем, вспомним его произведения и прочитаем новое).А по окончанию урока вы мне скажите: Какая из пословиц на с.29 подходит к нашему произведению? Обязательно обоснуйте свой ответ.

V. Работа по теме урока.1. Рассказ учителя о Маршаке (фото Маршака на доске).

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)- русский поэт, драматург, переводчик.Это он  придумал веселые стихи о рассеянном с улицы Бассеянной, о мастере — ломастере,  о глупом  мышонке, о мистере Твистере, о даме, которая сдавала багаж с собачонкой…    Да и не перечислишь всего, о чем за многие годы своей работы сумел рассказать ребятам Самуил Яковлевич Маршак.

 Маршак всегда был в работе. Он не знал отдыха и перерыва. — Родился Маршак в Воронеже. Отец варил мыло, а мама занималась хозяйством, т. к. в семье было 6 детей. Жили бедно. Наконец обосновались в Острогожске. Отец варил мыло на частных заводах, а мать вела хозяйство большой семьи. С детства Самуил писал, сочинял, фантазировал, а еще он был хороший переводчик.

Гимназии Маршак не окончил. В университет поступить не смог и должен был зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями..Наконец в 1912 году Маршак едет в Англию, в Лондонский университет. Студент факультета искусств, он изучал английскую поэзию. В 1920 –ые годы начинает писать пьесы для ребят. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.

(Учитель обращает внимание детей на выставку книг С.Я.Маршака)2.  Чтение текста  на стр. 24.(учащимися хорошо читающими)-Для кого писал С.Маршак?-Что значит стихи настоящие? Как автор называет стихи Маршака?Ребята, а какие стихи вы уже читали?Физкультминутка («Мы с мамой в зоопарк).

VI. Продолжение работы по теме урока.1. На стр.

26 прочитайте название стихотворения, которое будем читать.(«Кот и лодыри»).

— Как вы думаете, о ком или о чем рассказывается в стихотворении?2. Чтение стихотворения учителем. (до слов Кот идет…)

  1. Беседа по содержанию отрывка.
  2. — Куда собирались лодыри?
  3. — А куда попали?
  4. — Где у лодырей был ранец?
  5. — А где были коньки?

— Кого они встретили?3. Продолжение чтения стихотворения жужжащим чтением ((«Спрашивают лодыри» до « на воротах номера не прочесть»).

Беседа по содержанию

— О чем спросили лодыри кота?- Кто такие «лодыри»?

— Какой смысл у слова грамота?

— Что рассказал кот лодырям о грамоте?

4. Продолжение чтения стихотворения «Молнией» (от слов «Отвечают лодыри» до «пишем мы на катке»).

  • Беседа по содержанию.
  • — Что рассказали лодыри коту о своей грамоте?
  • — Где они целый день учатся?
  • — Как вы понимаете выражение «писать грифелем?

5. Чтение заключительной части стихотворения взрывным чтением.

Беседа по содержанию.

— Как кот назвал лодырей?

— Почему? Словарная работа«Мы не пишем грифелем на доске»- В то время, когда жили  герои  произведения  С.Я.

Маршака «Кот  и лодыри »,  ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной.

Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.Грифель – палочка из особой горной породы для письма на специальной доске (из толкового словаря).

6.Чтение стихотворения учащимися вслух с засечкой (1мин.)7. Повторное чтение стихотворения с засечкой (1мин.). Сравнение и анализ работы.

8. А теперь третий раз начинаем читать скороговоркой. По сигналу продолжаем выразительным чтением до конца.

Читайте также:  Акулы - сообщение доклад

9. Заключительный анализ стихотворения -Назовите героев стихотворения. Куда герои собирались, а куда попали?-Как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков , но и кота?– Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? (Он смеется над ними, осуждает их).- Почему без грамоты пропадешь? Докажите это словами из текста. 

— Какова же главная мысль стихотворения?

10. Творческая работа в группах. Составление синквейна1.Кот. (Вывешивается картинка кота).2. (Какой?) Сообразительный, умный.3.Разговаривает, обижается, учит.4. Умный кот учит лодырей.5. ?

VII. Рефлексия.-Что узнали на уроке?

— За что похвалили бы себя?

— Какая же из пословиц подходит к нашему произведению? Докажите!

VIII. Итог.С творчеством какого писателя познакомились?

-Какое произведение читали?

-Чему оно учит? Автор критикует лодырей или высмеивает с юмором? Какие строки стихотворения это доказывают?

  1. — Выполните самооценку своей работы на уроке.
  2. Домашнее задание.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-literaturnogo-chteniia-s-marshak-kot-i-lodyri.html

Конспект урока по литературному чтению по теме " С.Я.Маршак " Кот и лодыри"

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: С. Я.Маршак «Кот и лодыри».

Цель:познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения узнавать произведение по опорным словам, прививать любовь к чтению.

  • Планируемые результаты:
  • Предметные:научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: определять особенности юмористического произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.
  • Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат;
  • коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
  • Личностные:осваивают личностный смысл учения, желания учиться, развивают умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Оборудование: портрет писателя, книги С.Я.Маршака для выставки, карточки с заданием, презентация.

Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

  1. Давайте разговаривать
  2. И будем выговаривать
  3. Всё правильно и внятно,
  4. Чтоб было всем понятно.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

— Кто знает автора этих строк? Вы сможете его назвать, если выполните задания кроссворда. Вставляйте пропущенные слова.

1. М Я Ч
2. С О Б А Ч О Н К У
3. Р Е М Н Е
4. К А Р А Н Д А Ш Е Й
5. Л Ь В А
6. С К О В О Р О Д У
  • 1. Мой веселый, звонкий… (мяч),
  • Ты куда помчался вскачь?
  • 2. Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картинку, корзину, картонку
  • И маленькую …(собачонку).

3. Кто стучится в дверь ко мне   С толстой сумкой на …(ремне).

4. Не было в доме мышей, А было много… (карандашей)

5. Пообедал я сперва За решеткою у… (льва).

6. Вместо шапки на ходу

Он надел …(сковороду).

3.Определение темы, постановка цели урока.

— Совершенно верно, это Маршак. Вы правильно разгадали кроссворд. Маршак – автор не только этого стихотворения, но и строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.

— Какова же тема нашего урока?

— Какие цели поставим?

4. Работа по теме урока.

1. С. 24 Самостоятельное чтение статьи о С. Маршаке.

— Для кого писал свои стихи С. Маршак?

— Как автор называет стихи С. Маршака?

— Что это значит: стихи – настоящие?

2. Рассказ учителя о С. Я. Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

Маршак написал очень много разных стихотворений. Произведения С. Я. Маршака интересны как детям, так и взрослым. Каждым своим произведением, Самуил Яковлевич помогает вам зорче, яснее, глубже увидеть и понять окружающий мир.

Все, что есть в поэзии Маршака, пришло в нее из жизни, и все это нужно вам для жизни.

Маршак любил очень работать над своими произведениями. Он всегда был в работе, не знал отдыха и перерыва. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. Корней Чуковский однажды весело сказал, что знает не одного, а пятерых Маршаков:

  1. Маршака – детского поэта,
  2. Маршака – пишущего стихи,
  3. Маршака – автора пьес для театра,

Маршака – переводчика, который сделал понятными для русских читателей многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И, наконец. Маршака — сатирика.

На выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я. Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Назовите, какие стихи С. Маршака вам знакомы?

( «Мяч», « Где обедал воробей», « Сказка о глупом мышонке», «Почта», « Вот какой рассеянный», «Азбука в стихах», «Кошкин дом».)

Сегодня мы прочитаем стихотворение «Кот и лодыри».

-Кто знает, какого человека называют лодырем? -Как по другому можно сказать о таком человеке? -Какое из этих слов лишнее?   Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, неряха, лежебока, ленивец, трус.

— Почему автор так назвал свое стихотворение? (Главные герои – лодыри и кот)

3. Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем.

— Интересно ли было слушать произведение? Чем оно необычно? Какую часть бы ты хотел перечитать?

4. Лексическая работа.

Лодырь – лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать.

Ранец – жесткая четырехугольная заплечная сумка.

Грамота – умение читать и писать. Выучиться грамоте.

Грифель — палочка из особой горной породы для письма на специальной доске. «Мы не пишем грифелем на доске». В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.

5. Чтение цепочкой.

6. Выборочное чтение. Осмысление прочитанного и выделение главной мысли прочитанного.

-Кто главное действующее лицо стихотворения? Найдите отрывок, в котором дается описание кота. Какими словами автор описывает кота? ( Хмурый, ободранный, жалкий, красивый, умен, неграмотный, серый, милый, воспитанный.)

— Какие слова-характеристики вы можете подобрать для лодырей? Докажите свое мнение.

-Как вы думаете, на чьей стороне поэт? Как он относится к мальчишкам? За что он высмеивает лодырей? Подтвердите свое мнение отрывком из текста.

— Почему автор сделал главными героями не только мальчишек, но и кота?

— Как вы думаете, кто умнее, кот или лодыри? Докажите словами текста. Какая главная мысль этого произведения?

— Почему без грамоты пропадешь? Докажите словами текста.

7. Отработка навыков выразительного чтения. Чтение стихотворения по ролям.

— Как нужно читать слова кота? А лодырей?

8. Соотнесение пословицы с содержанием текста.

-Помогите лодырям разобраться. Может быть, они прислушаются к народной мудрости?

Творческая работа в группах. Выберииз пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.

1 группа. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Родина – мать, умей за нее постоять.

2 группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.

3 группа. Учись смолоду – пригодится в старости .Жадность всякому горю начало.

4группа. Мудрым никто не родился, а научился. Робкого и тень страшит.

5группа. Учение — путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.

6 группа. Корень ученья горек, да плод его сладок. Сметка дороже богатства.

5. Рефлексия.

  • Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал….
  • — Я понял, что…
  • — Я похвалил бы себя за…

5. Итог урока.

  1. -С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке?
  2. — Какое произведение читали?
  3. — Чему он нас учит?

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-po-tiemie-s-ia-marshak-kot-i-lodyri.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]