Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Биография А.Приставкина (Презентация к 85-летию А.Приставкина)
Выбранный для просмотра документ Приставкин.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Литературный час, посвященный 85-летию со дня рождения Анатолия Приставкина (17 октября 1931 — 11 июля 2008)
2 слайд
3 слайд Описание слайда:
Портрет писателя и гражданина Детство, опаленное войной Трудная юность Первые шаги к творчеству Летописец современности Трилогия о детдомовцах военной поры: — «Солдат и мальчик» — «Ночевала тучка золотая» — «Кукушата Или жалобная песнь для успокоения сердца» Председатель Комиссии по помилованию
4 слайд Описание слайда:
Детский дом
5 слайд Описание слайда:
Детский дом
6 слайд Описание слайда:
Детство, опаленное войной «В самой середке войны тыл представлял собой фантастическую картину: военные и беженцы, спекулянты и инвалиды, женщины и подростки, выстоявшие по нескольку смен у станков, беспризорные и жулики… Мы были детьми войны и в этой пестрой среде чувствовали себя как мальки в воде. Мы всё умели, всё понимали и, в общем-то, ничего не боялись, особенно когда нас было много». Анатолий Приставкин
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд Описание слайда:
«Война прошибла нас насквозь, как бомба прошибает многоэтажный дом» А. Приставкин
11 слайд
12 слайд Описание слайда:
Трудная юность У детдомовцев путь в жизнь лежал через ремесленное училище, завод, вечернюю школу или техникум, и Анатолий не миновал его.
В 14 лет, когда судьба забросила его на Кавказ, Приставкин мыл банки на консервном заводе, а с 15 лет устроился в радиолабораторию при авиационном заводе, и это место на многие годы стало для него прибежищем, почти домом.
Все это время главную надежду на то, что когда-нибудь жизнь станет светлее, лучше и интереснее, давали Анатолию книги.
13 слайд Описание слайда:
Первые шаги к творчеству Куда бы не забрасывала судьба будущего писателя, нигде он не расставался с книгой. Постепенно и сам стал пробовать свои силы в творчестве. Вначале это были стихи.
Вернувшись из армии в 1954 году, он поступил в Литературный институт имени М. Горького, начав учиться в поэтическом семинаре Льва Ошанина. Ему первому показал Анатолий свои рассказы и получил одобрение.
В 1959 году они вышли в свет в сборнике под названием «Трудное детство».
14 слайд Описание слайда:
Летописец современности В 1961 году он вступил в Союз писателей. Одна за другой вышли его книги, посвященные сибирякам, – «Страна Лэпия», «Записки моего современника», «Костры в тайге». В те времена Анатолия Приставкина назвали «летописцем современности», а за повесть «Ангара-река» присвоили премию Союза писателей СССР.
15 слайд Описание слайда:
«Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикасаться к ним даже памятью: это было больно, мне не хватало сил даже перечитывать свои написанные ранее рассказы» Ан. Приставкин
16 слайд Описание слайда:
Солдат и мальчик В новой повести «Солдат и мальчик» он показывает другую сторону войны, ту о которой фронтовики, пишущие о войне либо не знали, либо просто не хотели говорить. Это безпризорщина и была она в военные и послевоенные годы явлением массовым. В одном только Подмосковье насчитывалось двести детских домов. Это двести банд.
17 слайд
18 слайд Описание слайда:
Ночевала тучка золотая
19 слайд Описание слайда:
Чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки и другие народы были выселены с их исконных мест проживания в Среднюю Азию, Якутию, Сахалин, Заполярье.
20 слайд Описание слайда:
Ночевала тучка золотая Действие повести «Ночевала тучка золотая» начинается как раз в 1944 году. Страна измучена войной.
Сирот собранных по разным детским домам Подмосковья специальным поездом везут на Кавказ для заселения чеченского края. Среди них одиннадцатилетние Кузьмины Колька и Сашка.
По словам взрослых, там, на Кавказе, они, наконец, смогут оправиться от постоянно преследующего их голода.
21 слайд Описание слайда:
Кадр из фильма «Ночевала тучка золотая». Братья Колька и Сашка
22 слайд Описание слайда:
Обещанный рай
23 слайд
24 слайд Описание слайда:
Зреют яблоки, благоухают цветы, но словно неведомый смерч унес отсюда людей
25 слайд Описание слайда:
Это их родина, их дома, могилы их отцов…
26 слайд Описание слайда:
Сколько он так пролежал, он не помнит…
27 слайд Описание слайда:
Главное достоинство повести в том, что именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка, над которым измывалась целая когорта всякого рода воспитателей, оказываются чище, благороднее и мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга.
28 слайд Описание слайда:
. «Ночевала тучка золотая» получила мировое признание – в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков, ее общий тираж составил 4,5 миллиона экземпляров только в России, а Анатолий Приставкин стал лауреатом Государственной премии СССР (1987).
29 слайд Описание слайда:
Кукушата Перед нами детдомовские дети, но это уже дети ставшие волей судьбы врагами народа.
30 слайд Описание слайда:
Детский дом Это дети репрессированных родителей, и потому живут они не просто в детдоме, а в спец режимном детдоме, где условия для жизни мало, чем отличаются от жизни лагерной.
31 слайд Описание слайда:
«кукушкины дети»
32 слайд
33 слайд
34 слайд
35 слайд Описание слайда:
Жалобная песнь для успокоения сердца Волею судьбы стали они преступниками, но эти дети с искалеченными судьбами вызывают бурю смешанных чувств жалости и сострадания, горести и любви у каждого кто откроет повесть.
36 слайд Описание слайда:
Его повести это память детского, изломанного, но не растоптанного войной сиротского сердца. Каждая его книга наполнена болью и ответственностью за судьбу своей земли, за каждого ее гражданина, пусть маленького но человека, имеющего право на свое имя, отчество, фамилию и Родину.
37 слайд Описание слайда:
В годы перестройки писатель выступает как активный общественный деятель на литературном поприще. Он становится одним из сопредседателей первой независимой писательской организации «Апрель».
38 слайд Описание слайда:
В комиссии по помилованию при президенте РФ
39 слайд Описание слайда:
Трудно быть Богом на земле Понять человека, заглянуть в самые темные уголки человеческого сознания, разобраться в сложной судьбе просящего о защите преступника может только человек сам заглянувший в глаза голоду, сам воровавший хлеб, видевший горе обворованных им людей.
40 слайд Описание слайда:
Казнить или миловать?.. Не просто на Руси стать заступником. Это право надо выстрадать. Неслучайно он хранил как талисман всю жизнь сделанную под детскую руку финку. Слава богу, что она не пригодилась, чеховское, толстовское начало одержало верх в судьбе писателя, а еще в его жизни был «человеческий коридор»…
41 слайд
42 слайд Описание слайда:
Анатолий Приставкин 1931-2008 Всего Анатолий Приставкин издал более 25 книг. Все они пользуются признанием не только у читателей нашей страны, но и за ее пределами.
Выбранный для просмотра документ биография Приставкина.docx
Детство
Приставкин Анатолий Игнатьевич родился в подмосковных Люберцах в 1931 году. Нередко он извлекал из памяти истории из своего невеселого детства. Одна из них была связана с семейной трагедией.
Дед будущего писателя однажды, задолго до рождения внука, вернувшись из столицы, принялся красочно рассказывать домочадцам и соседям о забастовках в Петербурге. Это было в 1905 году. А спустя несколько дней после возвращения мужчина был арестован.
Вина его заключалась лишь в желании поведать последние новости своим знакомым. Но после освобождения прозвище «революционер» прочно закрепилось за ним на долгие годы.
Еще Анатолий Приставкин всю жизнь не забывал колодки для обуви, которые так мастерски изготавливал его отец. Благодаря искусному труду родителя будущего литератора все члены семьи были сыты, одеты и обуты, что для довоенного времени было довольно редким явлением. Но вскоре умерла мать, началась война. И жизнь приобрела печальные оттенки.
Сиротство Анатолий Приставкин лишился родителей в самом начале войны. Мать умерла в 1941 году, и почти сразу отправили на фронт отца. Мальчику была уготована тяжелая судьба беспризорника. Он стал одним из многих детей, которых война сделала сиротами. Как и прочие мальчишки, лишенные родительской опеки, он скитался по стране, его забрасывало в самые разнообразные уголки Родины.
Он бывал на Урале, объездил все Подмосковье. И наконец оказался на Северном Кавказе, куда в последний годы войны были выселены беспризорники. Этому решению, которое принималось на государственном уровне, предшествовала депортация местного населения. Территория в результате стремительной операции опустела.
Возможно, Анатолий Приставкин не стал бы одним из лучших писателей советского периода, если бы не имел столь печальных фактов в своей биографии.
Юные годы
Трудиться Приставкин Анатолий Игнатьевич начал весьма рано. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он работал на одном из кавказских консервных заводов. Затем был авиационный завод, который позже с душевным трепетом вспоминал Анатолий Приставкин. Биография его также включает годы учебы на вечернем отделении, армию, участие в самодеятельности.
Однако небольшая радиолаборатория при авиационном заводе стала для Приставкина почти домом. Во время службы в армии на артистичного бойца обратили внимание и начали вовсю использовать в качестве декламатора поэтических произведений. И именно в этот период Приставкин впервые решил создать нечто свое.
Первые произведения Анатолий написал свою первую пьесу, а затем принялся сочинять стихи. Сначала он выступал лишь в роли автора-чтеца. Ему достаточно было произносить свои поэтические произведения со сцены. Желание расширить круг слушателей возникло позже.
Однако когда после издания первых сочинений Анатолий увидел свои строки, набранные типографским шрифтом, он решил раз и навсегда посвятить себя писательской деятельности.
Литературный институт После демобилизации Анатолий Игнатьевич решил получить литературное образование и в 1959 году поступил в институт имени Горького. Будучи студентом, он учился на поэтическом курсе у одного из знаменитых авторов тех лет.
Преподаватели оценили литературный дар Приставкина тогда еще, когда он учился на первом курсе. Однако талант его, как считали профессионалы, заключался не в сочинительстве стихов, а в написании произведений малой прозы. Первые рассказы были опубликованы в литературном журнале в 1959 году.
Эти произведения спустя годы были переведены на множество языков. Тема их – детские судьбы, искалеченные войной.
Таежные очерки
После окончания института писатель отправился в Иркутскую область, на стройку Братской ГЭС. Еще в студенческие годы Приставкин побывал в этих краях, и люди, проживающие в суровых таежных условиях, произвели на него незабываемое впечатление. Здесь были созданы таежные очерки.
Следующий период в жизни Приставкина посвящен работе журналистом в «Литературной газете». А вскоре получил почетное звание члена Союза писателей. «Страна Лэпия», «Костры в тайге», «Записки моего современника» – эти произведения автор посвятил тайге.
И даже по возвращении в столицу Приставкин еще очень много лет не терял связи с дорогими сердцу сибирскими просторами и регулярно туда летал.
Повесть о детстве
Настоящий литературный успех пришел к Анатолию Приставкину в 1988 году, после публикации повести, на создание которой ушло почти десять лет. «Ночевала тучка золотая» – произведение, которое автор начал писать в начале восьмидесятых. Эта книга исполнена трагизма и правды. Она является отражением действительности, которую писателю довелось увидеть в детские годы.
Повесть переведена на множество языков. Одноименный фильм был снят в тот же год, когда и закончил работу над своим произведением Анатолий Приставкин. Фотографии и кадры из этой киноленты расположены выше. Позже была написана повесть «Кукушата», сюжет которой не менее трагичен. На закате жизни писатель отдавал много сил общественной деятельности. Был удостоен нескольких премий.
Скончался в Москве в 2008 году.
Скрыть
Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/biografiya-apristavkina-prezentaciya-k-letiyu-apristavkina-1667871.html
«Взрослые и дети в произведениях А. Приставкина ( «Ночевала тучка золотая», «Кукушата или Жалобная песнь для успокоения сердца»)»
Наша кнопка
Скачать материал
- Статья
- «Взрослые и дети в произведениях А. Приставкина
- ( «Ночевала тучка золотая», «Кукушата или жалобная
- песнь для успокоения сердца»)»
- Подготовила
- учитель русского языка и
- литературы
- Блохина Елена Викторовна
- «Взрослые и дети в произведениях А. Приставкина ( «Ночевала тучка золотая», «Кукушата или жалобная песнь для успокоения сердца»)»
- Отношение к детям — безошибочная мера духовного воспитания человека.
- Янко Брыль
Тема трудного детства – одна из центральных в русской литературе. О тяжёлом положении детей писали М. Ф. Достоевский, А. П. Чехов, А. И. Куприн. Казалось бы, тема в отечественной литературе уже исследована, но произведения А.
Приставкина заставляют ужаснуться и говорить не о трудном , а потерянном навсегда детстве, называя виновников страдания детей – взрослых.
Особенно трагично эта тема звучит в повестях «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца».
В центре двух произведений детские дома: подмосковный Томилинский детский дом, где живут братья Кузьмёныши: Колька и Сашка; и спецрежимный детский дом в захолустном Голятвино, где в изоляции от местного населения находятся дети с одинаковой фамилией – Кукушкины.
В кабинете Чушки, директора Голятвинского спецприёмника, висит портрет Сталина, под которым надпись: @Людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево».
Весь авторский сарказм направлен на фигуру директора Томилинского детского дама, который воровал у своих воспитанников хлеб не только для своей семьи, но и сытых «величиной с телят» собак(Открыто звучит голос автора, который спустя столько лет шлёт проклятие в его адрес).
Предмет интереса Чушки тоже свиньи, которых он кормит пищей воспитанников. В глаз детям он никогда не смотрит6 для него — это неодушевлённые предметы.
Не менее отвратительны и фигуры шефов. Начальник станции – Козёл, которому Чушка в благодарность за бесплатный уголь поставляет для работы девочек, которых тот насильничает; начальник ОРСА – Помидор, обжирающий детей; начальник поселковой милиции – Наполеончик и директор школы – Уж , устроившие ужасную сцену деления дров на глазах у детей.
Оба жадны и мстительны и никак не могут поделить завезённые поссоветом дрова. В итоге Уж сжигает их – лишь бы не достались сопернику. А в детском доме дети промёрзли до костей.
Единственный руководитель, показанный Приставкиным, который проявляет хоть какую-то заботу о детях, — «Портфельчик», привёзший детей на Кавказ («Ночевала тучка золотая»)
Воспитанием детей практически никто не занимался. Один из детей получил кличку Хвостик после того, «когда у него сзади болтался хвостик, и все заметили – это глист торчал, который наполовину вылез прям в дырочку штанов». Анатолий Приставкин не идеализирует своих героев.
Спецрежимные ребята грубы и циничны, не умеют пользоваться посудой, столовыми приборами. «я сел так, чтобы не прикасаться к скатерти.
Теперь я рассмотрел, что на столе стояли ваза, и ещё какие-то пузырьки, в них, как потом выяснилось, была соль и что-то ещё, совсем бесплатное, и никто не шарапал, не крал, не совал в карман. Чудно. У нас исчезло бы сразу. Мигнуть не успели».
Во время дня рождения всё в том же ресторане детдомовцы пытаются нагадить в кадку с фикусом. Писатель намеренно вводит грубую нецензурную лексику воспитанников в сцене отъезда Кузьмёнышей из Москвы.
Приставкин показывает страшные условия, в которых живут дети. «Никогда в жизни не приходилось Кузьмёнышам держать в руках целую буханку хлеба».
Кормили только какой- то мутной жижицей, в которой может попасться кусок чёрной мороженой картошки или сгусток нерастворившейся манки; за крошечку сахарина дети продавались в рабство.
По весне, забравшись на липу, рискуя головой, слизывали сладкий сок и ели почки. «О конфетах только легенды рассказывали, никто их в глаза не видел».
Голод обратил и спецрежимных в маленьких зверёнышей. В округе они поели всех улиток, завидуют матросам из фильма «Броненосец Потёмкин», которых кормили мясом с червями. «Нам бы не только мяса с червями, но и червей без мяса – рубали бы за милую душу». А еда у детей всегда одинаковая: «затируха с капелькой постного масла и крошечная паечка хлеба».
И дети каждый раз облизывали тарелку, «пытаясь выжить из металла ещё одну каплю затирухи». Упоминая конфеты в «Кукушатах…», Анатолий Приставкин показывает реакцию детей, которым не приходилось видеть наяву настоящую, в фантике, о ней лишь по рассказам знали. «Не бывает так, чтобы одному человеку отдали на съедение целую конфету».
А хвостик обалдел от счастья, когда нюхал пахнущий конфетой фантик.
Дети завшивлены, и время от времени их гоняют в камеру – душегубку, где раздевают догола и прожаривают и их самих, и их одежду. Но вши остаются, а одежда, и без того трухлявая, заплатка на заплатке, жары не выдерживает и ползёт.
Карболовое масло, которым насильно обмазывают детей, — на самом деле дёготь. От него невозможно ни отмыться, ни очиститься, и оно распространяет такой ядовитый запах, от которого шарахаются даже кошки и собаки.
Перед «вшидавкой» директор самолично подвергает детей унизительному обыску: отбирает всё, что найдёт в карманах.
Приставкин подчёркивает, что единственная возможность выжить, — соблюдение законов братства. Колька с Сашкой всегда вместе, один голова, другой – ноги; так живут и Кукушата: Сергей Егоров (единственный, у кого есть имя), Шахтёр, Сандра, Сверчок, Ангел, Бесик, Мотя и маленький Хвостик. Все они ничего не помнят о своих родителях, о доме, близких людях.
Колька с Сашкой даже не знают слов «отец» и «мать», Сергей долго не может произнести «это непонятное, совсем чужое слово «отец». Тем более, что само понятие родства вычёркивалось из памяти детей. «Нам продиктовали сочинение, где каждый из нас писал, что мы отрекаемся от каких-то предателей и изменников, которых мы не знали и знать не хотим».
Писатель показывает и родственников, отказавшихся от детей.
Анатолий Приставкин никогда не даёт портретной характеристики своих героев. У них нет прошлого, а если есть, то писатель упоминает о нём всего в двух – трёх предложениях. Но Приставкин подчёркивает, что дети без имени и прошлого намного человечнее лиц, окружающих детей.
Сергей выносит на своей руке из подвала ресторана случайно попавшего туда муравья. Кузмёныши заботятся о Регине Петровне.
Но больше всего ценится человеческое братство: Сергей отказывается ехать с Машей, Мотя ночует у подвала, где заперли Корешка, за свободу которого дети готовы отдать жуликам все деньги, Колька ради Регины Петровны идёт по горящему полю.
Отметим ещё одну особенность повестей А. Приставкина – изображение недолгого момента счастья, которое вскоре сменится трагедией. Таким событием в жизни детей становится день рождения.
Подчеркнём, что дети не имеют даже представления об этом празднике. «Но праздник есть праздник – терпи. У Сашки по спине вверх – вниз мурашки забегали, холодно от волнения стало.
А Колька чуть мимо скамейки не сел, осоловел от всей этой нечеловеческой картины».
«Колька посмотрел на Сашку и зажмурился. Ни фига себе, подумалось. Каждый день так ходить. В глазах рябит. И вообще, не одежда это для колонистов, сопрут сразу. Кто увидит, подумает, что они не колонисты, а какие-нибудь жулики! Разве у нормального человека может быть столько на себе добра! Показаться бы, да и заначку! А потом на барахолку!». Это реакция братьев на подарки.
Слёзы невольно наворачиваются, когда читаешь о том, как дети спрашивают, будет ли завтра опять день рождения, не понимают значения слова «подарок». Смешно и одновременно грустно при чтении, когда новорождённых тёлочек дети называют Оглоед, Шакал, Халява и Обормотка.
Веселишься вместе с братьями и ещё не знаешь, что это их первый и последний совместный день рождения, что уже завтра не будет в живых Сашки.
Единственный из спецприёмника, кто имел хоть какое-то представление о дне рождения, — Сергей Егоров. Он пытается устроить праздник для всех ребят, отдав свою сберкнижку.
Именно тогда в подвале ресторана приходит понимание счастья: «Любовь – это все родные приходят к тебе домой, чтобы поздравить с рождением».
Полупьяные подростки веселятся, ещё не зная, что завтра уже не будет Корешка, а спустя всего несколько дней погибнут все Кукушата.
Обратим внимание на героев, с которыми приходится сталкиваться детдомовцам.
Наряду с жуликами и хапугами писатель показывает героев, которые «определяют меру своего духовного достоинства»: проводница Дуся, врач Кукушкина, которой переломали позвоночник за то, что она посмела помочь детям.
И обязательно герои Анатолия Приставкина пройдут через новое испытание – испытание предательством. Предаёт, по мнению ребят, Маша, пытающаяся спасти ребят, потому что она рядом с «легавыми»; предаёт Регина Петровна и , чувствуя свою вину, она не сможет найти себе покоя.
Один из самых страшных эпизодов повестей – момент смерти детей. Страшная натуралистическая картина, изображающая растерзанного Сашку; дырявый сарай, в котором прячутся дети, окружают «легавые» и всех убивают. И опять детдомовцы возвышаются над своими мучителями. Провожающий Сашку Колька не хочет мстить, лишь хочет спросить: зачем?. Умирающий Серёжа пытается спасти Сандру и Хвостика.
Подводя итог, отметим, что повести завершаются одной мыслью – неотвратимость духовной расплаты, которая наступит спустя несколько месяцев, как у Регины Петровны, или спустя несколько лет, как у героев «Кукушат…». И обязательно для каждого прозвучит своя песнь для успокоения сердца.
Литература :
-
Приставкин А. Ночевала тучка золотая: Повести. – М.: Эксмо, 2004 – 832с. – (Красная книга русской прозы)
-
Иванова В. Н. Звучащие в эпохе голоса… (Методическое пособие по отечественной литературе XXвека) – Смоленск, 1997- 255с.
5
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Источник: https://doc4web.ru/literatura/vzroslie-i-deti-v-proizvedeniyah-a-pristavkina-nochevala-tuchka-.html
Анатолий Приставкин — биография, информация, личная жизнь, фото, видео
Анатолий Игнатьевич Приставкин. Родился 17 октября 1931, Люберцы (Московская область) — умер 11 июля 2008, Москва. Советский и российский писатель, общественный деятель.
Анатолий Приставкин Родился в рабочей семье.
Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводске на консервном заводе.
Мальчик, как и многие дети военного времени, воровал, бродяжничал, попрошайничал, сидел в распределителях, потом попал в детский дом в подмосковном Томилино. Впоследствии Приставкин часто рассказывал о незнакомых людях, спасавших его и других детей от голодной смерти, о том, как хранил фотографию солдата, похожего на отца.
В начале войны детдом перевели сначала в Челябинск, а в 1944 году перебросили на Северный Кавказ. Именно там, в Кизляре, случилось то, о чем мечтал каждый сирота – Толю нашел вернувшийся с фронта отец.
До встречи с ним Приставкин имел все шансы загреметь на «малолетку» – общался с лагерными паханами, участвовал в уличных разборках, носил с собой финку, выточенную специально под детскую руку.
Возвращение отца все изменило.
После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете.
В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.
После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году.
Тогда же Приставкин дебютировал как прозаик — в № 6 журнала «Юность» за 1959 г. был напечатан цикл рассказов «Военное детство».
На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков.
В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Селигер Селигерович» (1965); роман «Голубка» (1967), по мотивам которого в 1978 году был снят одноимённый фильм.
В 70-е и 80-е годы были опубликованы повести «Солдат и мальчик», «Радиостанция Тамара», роман «Городок». С 1981 года А. Приставкин преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; доцент кафедры литмастерства.
Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей.
В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В течение нескольких лет после выхода повесть была переведена более чем на 30 языков. В мае 1990 года на экраны вышел одноимённый фильм-драма по повести «Ночевала тучка золотая» (Киностудия им. Горького, 1989 г., режиссёр Суламбек Мамилов).
В 1988 году появилась повесть «Кукушата». В 1990 году она была отмечена Общегерманской национальной премией по детской литературе.
- Повести «Солдат и мальчик», «Кукушата», романы «Городок», «Рязанка» (1991), «Долина смертной тени» (2000), «Вагончик мой дальний» (2004), документальная повесть «Тихая Балтия» (1990), сборник сказок «Летающая тетушка» (2007) также переведены на многие иностранные языки.
- В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР.
- В то же время вошёл в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина».
Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом Киноакадемии «НИКА», членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо, членом исполкома русского ПЕН-центра. Много лет был бессменным членом жюри Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».
С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник Президента РФ по вопросам помилования. Работа А.
Приставкина по посту председателя первой общероссийской комиссии по вопросам помилования была отмечена Благодарностями Президентов России Б. Н. Ельцина и В. В. Путина. Опыт работы А.
Приставкина в Комиссии по вопросам помилования нашёл отражение в его документальном романе «Долина смертной тени».
В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.
С декабря 2008 года на кинофестивале ежегодно вручается специальный Приз имени Анатолия Приставкина.
В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им ещё в конце 1980-х, однако в 1991 году во время беспорядков в Риге рукопись романа пропала из гостиничного номера, в то время, как Приставкин на баррикадах призывал войска прекратить насилие.
В произведении использованы фрагменты авторского исследования, посвящённого жизни и творчеству Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа, вынужденного бежать в Швецию от преследований со стороны московского царя Алексея Михайловича и казнённого в Стокгольме по обвинению в убийстве на бытовой почве в 1667 году. Первым читателем рукописи романа стал близкий друг писателя, президент Российского книжного союза Сергей Степашин, которому принадлежит объёмное предисловие к книге. Роман был представлен публике Мариной Приставкиной на открытии Московской международной книжной выставки в сентябре 2008 года.
За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключённых был смягчён приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.
Летом 2008 года он попал в больницу из-за проблем с поджелудочной железой. Врачи делали все, чтобы поставить его на ноги. Но после операции его сердце не выдержало. Анатолий Приставкин умер в больнице утром 11 июля.
Жене Марине и дочке Маше он оставил прощальное письмо, в котором признавался в любви. Говорил, что «Манька должна окончить академию». Извинялся перед женой, если «что-то не смог сделать так, как тебе хотелось, но я старался». Свое прощальное письмо он подписал просто: «Ваш уходящий ПАПА».
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
Анатолий Приставкин
- Личная жизнь Анатолия Приставкина:
- Анатолий Приставкин был дважды женат.
- В первом браке родились двое детей – Иван и Дарья, но отношения не сложились ни с ними, ни с женой – Приставкин вообще мало говорил о первой семье.
- Гораздо охотнее рассказывал о второй супруге Марине, с которой прожил последние 25 лет жизни.
Приставкину было 56 лет, когда он в третий раз стал отцом. Девочка Маша появилась на свет 15 октября – на два дня раньше, чем он сам. Их дни рождения всегда отмечали одновременно, дома накрывали два стола – детский и взрослый.
В личных дневниках Приставкина осталось много записей о Маше, в которых он – просто любящий отец: «Манька ухаживает за улиткой, приручила мотылька и даже комара», «Сегодня день рождения Мариши, сфотографировались втроем – я, она и Манька рядом с огромным букетом гладиолусов», «Ехали с Манькой на велосипедах, болтали, и так счастливо было».
Анатолий Приставкин с женой и дочерью
Библиография Анатолия Приставкина:
Страна ЛЭПия.- М., Молодая гвардия, 1961; Маленькие рассказы, — М., Советский писатель, 1962; Мои современники, — М., Советская Россия, 1960; Костры в тайге. — М., Политиздат, 1964; Селигер Селигерович, М., Советская Россия, 1965 (очерки); Голубка. — М., Молодая гвардия, 1967; Сибирские повести. — Новосибирск, 1967; Лирическая книга. М., Молодая гвардия, 1969; Птушенька. М.
, Советская Россия, 1969; Солдат и мальчик, 1972 (повесть); От Братска до Усть-Илима. М., Советская Россия, 1973; На Ангаре. М., Советская Россия, 1975 (очерки) — премия СП СССР; Камень горючий. — М., Профиздат, 1975; Ангара-река, — М., Профиздат, 1977 (очерки); Ванюша и Селигерович. — М., Советская Россия, 1977; Радиостанция «Тамара» (повесть), 1978; Возделай поле своё.
— М, Современник, 1981 (очерки); Голубка. — М., Московский рабочий, 1981; Большая Ангара. — М., Советская Россия, 1982; Солдат и мальчик. М., Советский писатель, 1982; Повести и рассказы. М., Художественная литература, 1983; Городок. — М., Советский писатель, 1985; Ночевала тучка золотая, 1987; Кукушата, 1989; Тихая Балтия, 1990; Рязанка.
— «Знамя», 1991, № 3-4; Долина смертной тени. В 3-х книгах. М., АСТ, 2000-2001; Долина смертной тени. М., Текст, 2002; Синдром пьяного сердца, 2001; Вагончик мой дальний. М., Эксмо, 2006; Золотой палач, 2005; Судный день, М., Эксмо, 2005; Избранная проза. СПб., Искусство, 2006; Летающая тетушка (сказки), 2007; Король Монпасье Мармелажка Первый, М.
, ОЛМА, 2008; Все, что мне дорого — М., АСТ, 2009; Собрание сочинений в 5 т., 2010;
- Избранная проза, 2012
- Экранизации произведений Анатолия Приставкина:
1978 — Голубка; 1989 — Ночевала тучка золотая…;
2012 — Вагончик мой дальний
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Pristavkin.php
Приставкин — краткое содержание произведений
- Золотая рыбка
- Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения
- Портрет отца
Приставкин Анатолий Игнатьевич родился 17 октября 1931 года в семье обычных рабочих. После начала войны отец ушел на фронт, а мама умерла. Оставшись в полном одиночестве, мальчик испытал все трудности военного лихолетья.
Ему пришлось голодать, попрошайничать и, даже, воровать, чтобы выжить. Стал заядлым хулиганом, участвовал в уличных драках, попадал в детский спецраспределитель, успел познакомиться с блатной компанией. И только возвращение с фронта отца спасло юного Толю Приставкина от малолетней зоны.
Толик стал посещать школу, где участвовал в детской самодеятельности.
Трудиться будущий писатель начал рано, еще мальчишкой, в 12лет. В 1944году его вместе с другими беспризорниками вывезли в Чечню, где после выселения чеченцев, пустовали не только дома, но и учебные заведения и предприятия народного хозяйства. Толику пришлось работать мойщиком посуды на консервном заводе.
В 1946 году Анатолия приняли на работу на авиационный завод в радиолабораторию, что подтолкнуло его к поступлению в авиационный техникум. Учиться Анатолию пришлось на вечернем отделении, так как днем нужно было работать. Но, несмотря на это, учился он прилежно, много и с удовольствием читал, засиживаясь подолгу в библиотеке. Здесь же, в техникуме, попробовал писать стихи.
Некоторые из них даже были напечатаны в местной многотиражке.
На службе в армии его командиры сразу же рассмотрели небывалый талант солдата и не позволили его загубить. Анатолий часто привлекался к выступлениям на торжественных мероприятиях, читал стихи, готовил доклады к политзанятиям.
После демобилизации с военной службы в 1954 году, Приставкин успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в Литературный институт имени А.М, Горького.
Учась на поэтическом курсе, начал пробовать себя в качестве писателя-прозаика. Сборник автобиографических рассказов «Военное детство» одобрил главный редактор журнала «Юность» В. Катаев, и уже в 6-ом номере за 1956г.
читатели получили возможность оценить творчество молодого автора.
В 1959 году Приставкин, как и многие другие молодые специалисты, отправился на молодежную стройку в Сибирь, где возводилась Братская ГЭС. Там он работал в строительной бригаде и одновременно собирал материал для «Литературной газеты». Затем стал ее собкором.
Самоотверженный труд молодых строителей побудил писателя к созданию повестей «Мои современники», «Костры в Тайге», «Страна Лэпия».
Вернувшись в Москву, Приставкин еще долго писал о таежной жизни, о мужественных людях, строивших электростанции, линии электропередач, железнодорожные магистрали и целые города
В 1961 году Приставкина А.И. приняли в Союз писателей. А его повесть «Ангара – река» вскоре была отмечена премией Союза писателей. Повести «Солдат и мальчик», «Радиостанция Тамара», роман «Городок» вышли из-под пера писателя в 70-ые годы и имели большой успех у советского читателя.
В 1988 году увидела свет повесть «Ночевала тучка золотая», за которую Анатолию Приставкину было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР.
В ней он сумел донести до нашего поколения все то, что пережили они, будучи еще детьми, в годы войны, и затронул трагедию депортации чеченского народа.
В 2002 году Анатолий Приставкин был отмечен международной премией Александра Меня за укрепление связей в области культуры между Россией и Германией.
На протяжении всей жизни Анатолий Приставкин был гражданином и патриотом страны, в которой жил и делал все, что от него зависело, чтобы она нормально жила. С 1992 года писатель возглавлял Комиссию по помилованию при президенте РФ. А с 2001года работал советником президента РФ.
Бешеный темп жизни все-таки сказался на здоровье Анатолия Приставкина. В июне 2008г. его госпитализировали с приступом острого панкреатита, провели операцию, но спасти уже не смогли. Сердце писателя перестало биться рано утром 11 июля 2008 года.
Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pristavkin
Приставкин А. И. — Ночевала тучка золотая — кратко
Наутро стало известно, что вернулась Регина Петровна. И предложила Кузьменышам вместе ехать на подсобное хозяйство.Кузьменыши занялись делом. По очереди ходили к родничку. Гоняли стадо на луг. Мололи кукурузу. Потом приехал одноногий Демьян, и Регина Петровна упросила его подбросить Кузьменышей до колонии, продукты получить.
На телеге они уснули, а в сумерках проснулись и не сразу поняли, где находятся. Демьян отчегото сидел на земле, и лицо у него было бледное. «Тихо! — цыкнул. — Там ваша колония! Только там… это… пусто».Братья прошли на территорию. Странный вид: двор завален барахлом. Людей нет. Окна выбиты. Двери сорваны с петель. И — тихо. Страшно.Рванули к Демьяну.
Шли через кукурузу, обходя просветы. Демьян шел впереди, вдруг прыгнул кудато в сторону и пропал. Сашка бросился за ним, только поясок сверкнул дареный. Колька же присел, мучимый поносом. И тут сбоку, прямо над кукурузой, появилась лошадиная морда. Колька шмякнулся на землю. Приоткрыв глаз, увидел прямо у липа копыто. Вдруг лошадь отпрянула в сторону.
Он бежал, потом упал в какуюто яму. И провалился в беспамятство.Утро настало голубое и мирное. Колька отправился в деревню искать Сашку с Демьяном. Увидел: брат стоит в конце улицы, прислонясь к забору. Побежал прямо к нему. Но на ходу шаг Кольки сам собой стал замедляться: чтото странно стоял Сашка. Подошел вплотную и замер.
Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора, а из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы. Еще один початок был засунут в рот. Ниже живота по штанишкам свисала черная, в сгустках крови Сашкина требуха. Позже обнаружилось, что ремешка серебряного на нем нет.
Через несколько часов Колька притащил тележку, отвез тело брата на станцию и отправил с составом: Сашка очень хотел к горам поехать.Много позже на Кольку набрел солдатик, свернувший с дороги. Колька спал в обнимку с другим мальчишкой, по виду чеченцем.
Только Колька и Алхузур знали, как скитались они между горами, где чеченцы могли убить русского парнишку, и долиной, где опасность угрожала уже чеченцу. Как спасали друг друга от смерти.Дети не позволяли себя разлучать и назывались братьями. Сашей и Колей Кузьмиными.Из детской клиники города Грозного ребят перевели в детприемник. Там держали беспризорных перед тем, как отправить в разные колонии и детдома.
Ночевала тучка золотая — Повесть (1987)
ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:
КАЧАТЬ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Итак, перед нами картина процесса инвестирования с очень небольшим выбытием фондов, с огромной нормой обновления, причем обновление достигается не столько путем модернизации производственных мощностей, сколько путем создания новых. В начале послевоенного периода размеры накопленного в экономике Японии капитала были невелики.
В течение 50—60-х годов этот капитал создавался заново на современной технической базе. Специальное обследование ОЭСР приводит весьма красноречивое соотношение средних темпов роста основного капитала в ряде стран (1965—1974 гг.
): в Японии— 12,4 7о; во Франции—6,7; в США — 4,3; в Англии — 3,9; в ФРГ — 4,0; в Италии — 3,3 В силу особенностей процесса накопления Япония в конце 70-х годов располагала наиболее новым среди стран развитого капитализма производственным потенциалом. Высокую степень новизны этого потенциала к началу 70-х годов характеризует перепись металлообрабатывающего оборудования.
Она показала, что парк металлорежущих станков обновляется на 7з каждые 5 лет; кузнечно-прессовое оборудование обновляется еще быстрее, в составе парка заметны качественные сдвиги в сторону средств автоматизации. Для сравнения укажем, что в 1973 г.
в США /з станков было старше 10 лет, а в Японии — только 41%, в С111Л 70% кузнечно-прессо-вого оборудования прослужило более 10 лет, а в Японии — 35 % Преимущество новизны станочного парка—это одна из основ высокой качественной характеристики той материально-технической базы, на которую опирается японское машиностроение.
Новизна оборудования, безусловно, поддерживает высокий конкурентный потенщ1ал машиностроительных отраслей в международной торговле. Вопрос о соотношении новизны оборудования и его конкурентоспособности более сложен, чем это может показаться на первый взгляд.
В экономике любой страны, как и в мелдународном масштабе, всегда имеется разрыв между наилучшими возможными (предлагаемыми новейшей технической мыслью) вариантами технологии и фактически применяемыми в производстве технологическими решениями.
Преодоление «технологического разрыва», как внутреннего, так и внешнего, в течение 60— 70-х годов захватило главным образом крупную фабрично-заводскую промышленность, занятую изготовлением базовых промышленных полуфабрикатов, крупносерийных и массовых готовых изделий, а затем и связанное с ней субподрядными отношениями мелкое предпринимательство.
К концу 70-х годов проблема поисков собственного пути в рамках мирового технического прогресса встала перед японской промышленностью со всей настоятельностью. В составе японского импорта технических новинок стали преобладать не принципиально новые технические решения и процессы (так как основные новинки уже освоены), а их улучшенные варианты. Однако в руках японских промышленников быстро увеличивается задел собственных технических новинок, пригодных для коммерческого использования. Об этом свидетельствует статистика регистрации патентов. До 1971 г. 30—34 % патентов, зарегистрированных в Японии, были иностранного происхождения, в 1975—1976 гг. их доля составляла Только 20 %. Более 50 % японских изобретений, запатентованных внутри страны, патентуется и за границей.
в развитии производственного потенциала Японии отмечается переход от первоначального поглощения импортных технических новинок и воспроизводства техники, быстро теряющей новизну, к этапу обновления, более связанному с развитием и реализацией собственного научно-технического потенциала.
Источник: https://sheba.spb.ru/lit/d20/r306.htm