Державин — сообщение доклад

Гавриил Державин является выдающимся русским поэтом, драматургом, прозаиком и государственным деятелем. Он был настоящим патриотом своей Родины, которую часто превозносил в произведениях.

  • Его творчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской словесности, что признавали все последующие писатели.
  • Биография Державина несколько отличается от классических биографий литераторов, и чем-то напоминает другого великого поэта и дипломата – Александра Грибоедова.
  • Итак, перед вами биография Гавриила Державина (интересные факты о нем читайте здесь).
  • Державин - сообщение доклад

Детство и юность

Гавриил Романович Державин родился 3 июля 1743 г. в селе Сокуры, Казанской губернии. Он рос в многодетной семье с весьма скромным достатком.

Его отец, Роман Николаевич, служил секунд-майором. Он умер в раннем возрасте, поэтому Гавриил почти не помнил его.

В связи с этим матери, Фекле Андреевне, приходилось много работать, чтобы прокормить своих детей.

Образование

Первым учебным заведением в биографии Державина была оренбургская школа, после которой он продолжил учиться в Казанской гимназии.

Поэзией Гавриил начал интересоваться с юных лет. Больше всего ему нравилось творчество Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова.

Помня наизусть многие стихотворения этих поэтов, он начинает сам сочинять стихи. И это ему сразу же легко дается.

Армейская служба

В 1762 г. Гавриил Державин служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку.

Державин - сообщение докладДержавин в молодости

  1. Интересно, что в будущем полк будет принимать активное участие в госперевороте, в результате которого к власти в России придет Екатерина 2.
  2. Армейская служба не приносила будущему поэту никакого удовольствия, поскольку у него не было свободного времени для написания произведений.
  3. Кроме этого, Державин пристрастился к игре в карты.

Чтобы обыгрывать своих соперников, ему приходилось заниматься шулерством. Стоит отметить, что из-за этого он испытывал серьезные угрызения совести.

Когда со временем ему удастся оставить эту тяжелую зависимость, Державин будет благодарить за это Бога.

Интересен факт, что Федор Достоевский тоже на протяжении нескольких лет страдал игровой зависимостью, оставляя все деньги в казино. Но ему также удалось избавиться от пагубной привычки.

Начало карьеры

После долгого и исправного несения службы, в 1772 г. Державину было присвоено офицерское звание.

Через год он был участником государственной комиссии, расследовавшей причины и последствия пугачевского бунта.

При этом надо заметить, что, несмотря на то, что он являлся офицером, ему катастрофически не хватало денег.

Вследствие этого Державин решает лично обратиться к императрице с просьбой о материальной помощи. Он пишет письмо, в котором подробно излагает свою просьбу.

Интересно, что генерал Александр Бибиков приложил к его прошению собственный рапорт. В нем он напоминал императрице о больших заслугах Державина перед Родиной.

Вскоре Гавриил Романович получил от Екатерины 2 письмо, в котором говорилось о его назначении на должность коллежского советника. Кроме этого императрица подарила ему 300 крепостных.

Личная жизнь

В 1775 г. в биографии Державина произошло знаковое событие. Он женился на 16-летней Екатерине Бастион, родители которой были на службе у царской семьи.

  • Гавриил был безумно влюблен в девушку, и посвятил ей множество стихотворений.
  • Однако детей у них так и не родилось.
  • Некоторые биографы Державина утверждают, что именно в этот период жизни у поэта появился собственный стиль: он начал писать в жанре философской лирики.
  • При этом надо сказать, что хоть его стихи и печатались в некоторых изданиях, они не сделали его популярным.

Золотая табакерка от Екатерины 2

Первым произведением, сделавшим Державина известным, стала ода «Фелица», которую он посвятил императрице. В ней он воспевал ее волевые качества и не скупился на комплименты.

Когда Екатерина прочла оду, она похвалила начинающего поэта, а также подарила ему золотую табакерку, инкрустированную драгоценными камнями. Интересно, что внутри нее лежали еще и червонцы.

После этого в биографии Державина произошло множество положительных событий. Ему начали доверять разные ответственные должности, благодаря чему он стал «своим» в высшем обществе.

Губернатор Державин

В 1776 г. Державина назначили губернатором Олонецкого края. На этом посту ему пришлось много потрудиться. Основной проблемой края была коррупция, из-за которой в казну поступало мало денег.

  1. Будучи порядочным и законопослушным гражданином, Гавриил Державин начал бороться с коррупционерами, однако это не принесло ощутимых результатов.
  2. Державин - сообщение доклад
  3. И хотя навести полный порядок в Олонецком крае не удалось, Державин принес много пользы этому региону: он построил первый театр, открыл городское училище и больницу для бедных, а также запустил в работу типографию.

Кабинет-секретарь императрицы

Следующим государственным постом Державина была служба в качестве кабинет-секретаря императрицы. Некоторые его биографы считают, что получить такую должность ему помогла та самая ода, посвященная Екатерине.

Стоит заметить, что кабинет-секретарем он прослужил недолго: всего два года. Во время докладов он всегда честно рассказывал о тех или иных новостях, не искажая фактов и не украшая действительности.

Также Державин имел привычку ходатайствовать о бедных людях и о тех, кто страдал от несправедливого судейства. В результате эта приверженность высокой морали сильно утомила императрицу, и она отправила его в Сенат.

Автор первого российского гимна

После того, как в 1791 г. русские солдаты под руководством Александра Суворова взяли турецкую крепость Измаил, Державин написал одно из самых известных произведений в своей биографии.

Из-под его пера вышло стихотворение «Гром победы, раздавайся», которое легло в основу гимна Российской империи.

Пройдет более 40 лет, прежде чем текст гимна изменится на «Боже, Царя храни», который напишет русский поэт Василий Жуковский (см. интересные факты о Жуковском).

Второй брак

В 1794 г. в биографии Державина произошла трагедия. Скончалась его супруга Екатерина, вместе с которой он прожил 19 лет.

Через год поэт женился на Дарье Дьяковой. В этом браке у него также не было детей. В итоге, супружеская пара воспитывала детей друга их семьи – Петра Лазарева.

Интересен факт, что один из этих детей – Михаил, в будущем стал известным адмиралом, ученым, губернатором Севастополя и открывателем Арктики.

Пик карьеры

Во время пребывания на престоле Павла 1, Державин занимал пост президента Коммерц-коллегии и государственного казначея.

Когда следующим императором стал Александр I, поэт оказался в должности министра юстиции. Стоит отметить, что как в первом, так и во втором случае ему удавалось прекрасно справляться со своими обязанностями.

В 1803 г. в биографии Державина произошло очередное важное событие. Он решил завершить государственную деятельность и полностью посвятить себя литературе.

Творчество Державина

Незадолго до отставки Гавриил Державин подолгу жил в имении, принадлежавшем его второй супруге. Там он написал более 60 стихов и опубликовал первый том своих произведений.

Интересно, что помимо необыкновенно глубоких и философских стихотворений Державин написал несколько пьес.

Важно заметить, что творчеством Державина восхищался Александр Пушкин, который впервые встретился с ним на лицейском экзамене. Тогда Гавриил Романович находился в числе участников комиссии.

Державин - сообщение доклад

Совсем еще юный Пушкин произвел на него прекрасное впечатление. Державину даже хотелось обнять необыкновенно одаренного абитуриента, однако тот поспешно покинул помещение, где проходил экзамен, так как не в силах был сдержать слез.

Смерть

Гавриил Романович Державин умер 20 июля 1816 г. в возрасте 73 лет. Он был похоронен в Великом Новгороде в Преображенском соборе.

Если вам понравилась биография Державина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/biografiya-derzhavina/

Гавриил Державин биография

Гавриил Романович Державин (1743 – 1816) – русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель 18 века при дворе Екатерины II.

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры.

С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 – 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника.

В 1784 – 1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества.

Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.

Маяковский биография

В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности.

В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту.

В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина.

8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность».

В 1776 году был выпущен первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым, работает над философской лирикой.

В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II, которая принесла поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина – «Вельможа», «Евгению.

Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и т. д.

В 1808 году вышел сборник сочинений Державина в четырех томах.

  • Род Державиных берет свое начало от сына татарского мурзы Багрима, носившего имя Держава.
  • Первая жена Г. Р. Державина была Екатерина Бастидон – дочь португальца Бастидона, бывшего камердинера Петра III.
  • Державин с семи лет изучал немецкий язык, читал в оригинале Клопштока, Геллерта, Клейста, Галлера, Гагедорна, что существенно отразилось на его литературном творчестве.
  • Стихотворение Державина «Гром победы, раздавайся!», созданное в 1791 году, стало первым неофициальным гимном России.
  • За отличия в государственной службе Державин Гавриил Романович был награжден орденом Александра Невского, орденом Святого Иоанна Иерусалимского (командирским крестом), орденом Святой Анны 1-й степени, орденом Святого Владимира 3-й и 2-й степени.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Державина

После прочтения краткой биографии Державина – попробуйте пройти этот небольшой тест:

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/d/derzhavin-gavrila-romanovich-derzhavin-gavriil-romanovich

Статья по литературе (7 класс)

Сообщение на тему: Гавриил Романович Державин.

        

Гавриил (Гаврила) Романович Державин (14 июля 1743— 20 июля 1816) — русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Гавриил Романович родился в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Сокуры под Казанью 14 июля 1743 года, где провёл детство. Мать — Фёкла Андреевна (урождённая Козлова).

Отца, секунд-майора Романа Николаевича, Гаврила Романович лишился в раннем возрасте.

Карьера.

С 1762 года служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку, в составе полка принимал участие в государственном перевороте 28 июня 1762 года, в результате которого вступила на престол Екатерина II. С 1772 года служил в полку в офицерской должности (в чине подпоручика), в 1773—1775 годах участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва.

В 1777 году, по выходе в отставку, началась гражданская служба статского советника Г. Р. Державина в Правительствующем Сенате. В мае 1784 года был назначен правителем Олонецкого наместничества. В 1786—1788 годах служит правителем Тамбовского наместничества. Проявил себя просвещённым руководителем, оставил значительный след в истории края.

При Державине были открыты несколько народных училищ, театр, типография (где в 1788 году печаталась первая в Российской империи провинциальная газета «Тамбовские известия»), составлен план Тамбова, наведён порядок в делопроизводстве, было положено начало сиротскому дому, богадельне и больнице. В 1791—1793 годах — кабинет-секретарь Екатерины II.

В 1793 году назначен сенатором с производством в тайные советники.  С 1795 года по 1796 год — президент Коммерц-коллегии. В 1802—1803 годах — министр юстиции Российской империи. 7 октября 1803 года был уволен в отставку и освобождён от всех государственных постов («уволен от всех дел»).

В отставке поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии, где плодотворно занимался литературной деятельностью.

Творчество.

Читайте также:  Волк и ягненок - краткое содержание басни крылова

        Первые стихи Державина увидели свет в 1773 году. Предназначение поэта, в понимании Г. Р. Державина — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II.

 Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряжённость его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снегирь» (1800) Державин оплакивает кончину Александра Суворова.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду «РУИНА ЧТИ», от которой до нас дошло только начало:

  • Река времён в своём стремленье
  • Уносит все дела людей
  • И топит в пропасти забвенья
  • Народы, царства и царей.
  • А если что и остаётся
  • Чрез звуки лиры и трубы,
  • То вечности жерлом пожрётся
  • И общей не уйдёт судьбы!

Гавриил Романович Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении Званка, поэт и его вторая супруга Дарья Алексеевна (умерла в 1842 году) похоронены в Спасо — Преображенском соборе Варлаамо — Хутынского монастыря близ Великого Новгорода.

Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки подверглись артиллерийскому обстрелу и более сорока лет находились в руинах. В 1959 году состоялось перезахоронение останков Г. Р. Державина и его жены в Новгородский кремль. В 1993 году, после окончания реставрации Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря, приуроченной к 250-летию со дня рождения Г. Р.

Державина, останки Гавриила Романовича и Дарьи Алексеевны Державиных были возвращены из Новгородского кремля в склепы монастыря.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/03/soobshchenie-na-temu-gavriil-romanovich-derzhavin

Реферат: Державин

Г. Р. Д Е Р Ж А В И Н

(1 7 4 3 — 1 8 1 6)

Державин начал печататься в 1773 году, однако, это не было началом его литературной деятельности. Молодой поэт стал писать стихи еще на солдатской службе. Сохранились две тетради того раннего периода творчества, когда он “приобщался” к “воителям” нормативного стихосложения.

  • В его ранних несамостоятельных опытах прослеживается влияние не только общепризнанных поэтов того времени, но и таких новаторов, как Чулков, Барков, к которым позднее мы сможем отнести и самого Державина.
  • Совершенствованию поэта предшествовало становление его как теоретика литературы.
  • В 1811 году он подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, одной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии или об оде” , где он существенно отходит от общепринятых норм литературно-критического очерка того времени не только по форме, но и по содержанию.

Критика русского классицизма имела направленность по преимуществу грамматико-языковую, что не мешало делать заключения о жанрах и других особенностях разбираемых произведений. Критик должен быть исключительно строг к каждому индивидуальному оттенку, мешающему чистоте стиля. Подобная педантичность свойственна критике Тредиаковского и Ломоносова.

Рационализм эстетики классицизма преломился в просветительско- педагогическом понимании цели, стоящей перед нормативно-жанровой критикой.

Задача была до предела проста и в то же время невероятно сложна: просвещение читателей и писателей, формирование правильного (и только!) слога, правильной мысли и чувства. Г. Н. Теплов в статье “О качествах стихотворца рассуждение” пишет: “…

стихотворец, не знающий ниже грамматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен в знании… авторов,… которые от древних веков образцом стихотворству считались,… уподобляется физику, не знающему математики, химии и гидравлики.

” Такой поэт “никогда до познания прямого стихотворства доступить не может.” Итак, не полет вдохновения, а собственно филологическая эрудиция, не полет чувства, но рассудительность творческого процесса — вот что в первую очередь ценит в писателе критик-классицист.

Державин же отходит от вышеобозначенных норм классицистической критики. В уже упомянутой статье “Рассуждение о лирической поэзии или об оде” поэт так, например, объясняет значение слова “ода” : “… в новейших временах… она то же, что Кантата, Оратория, Романс, Баллада, Станс или даже простая песня.

” Здесь налицо нарушение не только жанровой иерархии, но и прочих канонов литературы, установленных еще родоначальниками классицизма. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение” , “высокость” , “беспорядок лирический” . Поэт пишет об оде: “…

восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, Поэтому ода плана не терпит.”

Державин рассказывает о “единстве страсти” и о “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени, действия.

Далее Державин ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают” . Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “… на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли,…

живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения, о коих было уже говорено.

” Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения поэтики автора как стихотворца.

Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии: соединение “высокого” и “низкого” .

Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах: басня, эпиграмма, комедия.

Нередко это создавало лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник” ) . Здесь налицо смешение церковнославянской и низовой лексики.

  1. Метрические неточности часто трансформировались в новые размеры. Так, в стихотворении “Ласточка” Державин вводит впервые чередование трехсложных дактилей и трехсложного амфибрахия:
  2. Уж не ласточка сладкогласая
  3. Домовитая со застрехи
  4. Ах! Моя милая, прекрасная
  5. Прочь улетела, — с ней утехи.

Но, пожалуй, наиболее широкое распространение получила так называемая “образная звукопись” , т.е. с помощью которой создается образ. “Глагол времен металла звон” — бой часов (“На смерть кн. Мещерского” )

, “Северны громы в гробе лежат” — образ полководца Суворова (“Снегирь” ) .

Державин широко пользуется неточными рифмами: “творенье” “перья” , “во тьме” “во сне” и т.д.

Изобразительность, пластичность находятся у Державина на высоком уровне. В его поэзии появляется конкретный лирический герой (“Приглашение к обеду” ) . Развитие идеи (не сюжета) связано с ориентацией поэта на публичное риторическое произнесение текста.

Так, например, построена духовная ода “Бог” (заметим, что основной принцип построения — антитетичность) .

Идея в этой оде развивается следующим образом: 1) сравнение величия Бога с ничтожностью человека, 2) но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута, 3) человек — центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек — стремиться к Богу. Здесь выстраивается определенная оппозиция: БОГ — МИР —

  • Я (ты) (мы)
  • Однако поэт не проповедует пессимизм: жизнь приобретает особую ценность: Жизнь есть небес мгновенный дар.

Для Державина Бог — первоначало, не существующее отдельно от природы. Таким образом, поэт принимает деизм, развитый еще Геродотом и Кантом. О существовании Бога свидетельствуют: “природный чин” , т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу: “Тебя душа, быть может, чает…” .

Образы здесь крайне эмблематичны и символичны. Стихотворение “Водопад” (1791) является образцом подобного стиля. Здесь символом недолгой славы героев становится образ осыпающейся горы: “Алмазна сыплется гора” . Сам водопад (Кивач — водопад в Карелии) олицетворение бездны, вечности, в которой все тонет.

Образ часов перекликается с подобным образом в стихотворении “На смерть кн. Мещерского” . Особую роль в литературе XVIII века имеет обращение к историческим лицам, которые являются примером для поколения.

По мнению классицистов, история — замкнутый круг повторяющихся событий, а следовательно, история скрывает в себе бездну параллелей с настоящим временем. Для

Державина Велисарий оклеветанный полководец, сравнивающийся с “неким мужем седым” , то есть, скорее всего, с Румянцевым, напрасно отстраненным от службы.

Заслуженно обращает на себя внимание пейзаж. В 60-е годы XVIII века вышли в свет “Песни Оссиана” , сочиненные шотландским поэтом Макферсоном. Главным их героем был царь Фенгал и его сын Оссиан. Основными темами стали война и любовь. На фоне повествования выделялся мрачный колоритный пейзаж. Впоследствии подобный пейзаж стал называться “оссиановским” .

  1. Державин заимствует мрачность описаний и значительность аллегорий:
  2. Под наклоненным кедром вниз,
  3. При страшной сей красе природы,
  4. На утлом пне, который свис
  5. С утеса на яры воды,
  6. Я вижу — некий муж седой
  7. Склонился на руку главой.
  8. Копье и меч и щит великой,
  9. Стена отечества всего,
  10. И шлем, обвитый повиликой,

Лежат во мху у ног его:….

  • Сидит и, взор вперя к водам.
  • В глубокой думе рассуждает:
  • “Не жизнь ли человеков нам
  • Сей водопад изображает?
  • Он так же благом струй своих

Поит надменных, кротких, злых. и т.д.

Итак, Бог для Державина — “источник жизни” , жизни не только духовной, но и жизни в государстве, к которой поэт не раз обращался в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец “, а подобное сочетание для классицизма невозможно.

Как уже было сказано, ода XVIII века не терпит и стилевого смешения. Однако обратимся к сравнительному анализу лексики и стиля произведений классика жанра, М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина. В своей “Оде на восшествие…” Ломоносов использует преимущественно возвышенную лексику:

  1. “бисер” , “порфира” , “зефир” , “душа” , “зрак” , “рай” и патетический стиль:
  2. Когда на трон она вступила
  3. Как Вышний подал ей венец,
  4. Тебя в Россию возвратила,
  5. Войне поставила конец;
  6. Тебя прияв облобызала:
  7. Мне полно тех побед, сказала,
  8. Для коих крови льется ток.

(“На день восшествия…, 1747 г.” )

Приведем выдержки из произведения Державина “Фелица” : “богоподобная” , “курю табак” , “кофе пью” , “забавлюсь лаем псов” , “играю в дурака с женой” .

Оба поэта дают правительнице наставления. Ломоносов описывает идеальную царицу: “Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас” . Державин же, сравнивая и описывая автора и мурзу, использует вновь антитезу, показывая, каким не должен быть монарх, одновременно прося Фелицу о наставлении: “Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить,..” .

  • Ломоносов ощущает превосходство государыни над собой и поэзией:
  • Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет…

В безмолвии взирай вселенна….

Ломоносов — поэт государства, подчиненного “Фелице” , лишь воспевающий ее достоинства. Он заставляет замолчать даже “пламенные звуки поэзии” .

Державин же, обращаясь к Екатерине(Фелица — лат. felix — счастливая) , по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим…, что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине.” Не говоря уж о том, что все произведение пронизано сатирическими намеками на высокопоставленных чиновников.

Читаешь, пишешь пред налоем

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра….

  1. Не слишком любишь маскарады,
  2. А в клоб не ступишь и ногой;
  3. Храня обычаи, обряды,
  4. Не донкишотствуешь собой;
  5. Коня парнасска на седлаешь,
  6. К духам в собранье не въезжаешь

Не ходишь с трона на Восток;….

Монолог формально произносит один человек, мурза, но так ли это по сути? Образ мурзы меняется.

  • Когда Фелица противопоставляется мурзе, как правило, имеет место сатира или едкий намек на множество реальных фактов “зашифрованных” в этом стихотворении. Однако в патетических моментах образ мурзы максимально приближается к авторскому:
  • Едина ты лишь не обидишь
  • Не оскорбляешь никого,
  • Дурачества сквозь пальцы видишь,
  • Лишь зла не терпишь одного.
  • В сатирических местах образ мурзы является собирательным образом порочных слуг:
  • Или музыкой и певцами,
  • Органом и волынкой вдруг,
  • Или кулачными бойцами
  • И пляской веселю мой дух;
  • Или, о всех делах заботу
  • Оставя, езжу на охоту
  • И забавляюсь лаем псов
  • Или над невскими брегами
  • Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов….

Очевидно, “Я” Ломоносова предельно обобщено в любом жанре, а у Державина значение лирического “Я” варьируется на основе тематики.

Тематика классицизма почти всегда предполагала обращение к великой личности в отдельности и к обществу в целом, но даже в этом Державина нельзя считать прямым последователем корифеев классицизма; будучи лишенным сервилизма, он резко выделяется из общего ряда во многом схожих поэтов этой эпохи. Слово в его произведениях теряет ту плоскостность, которая была свойственна поэзии XVIII века, оно приобретает новые осязаемые формы, становится весомым.

Список литературы

1) Тексты Державина цитировались по книге: Г. Р. Державинъ Избранныя стихотворенiя; С. — Петербург. ;под редакцией П. Бьлодьда; 1913

2) Русская литературная критика XVIII века. Сборник текстовМ., Сов. Россия, 1978

3) В. А. Недзвецкий. Русская литературная критика XVIII-XIX веков Курс лекций. М., Изд-во МГУ, 1994

4) Западов А. В., Державин, М., 1958

5) Краткая литературная энциклопедия, М., Сов. Энциклопедия, 1964 >

Источник: http://dodiplom.ru/ready/97859

Реферат на тему “Г.Р. Державин”

Совершенствованию поэта предшествовало становление его как теоретика литературы.

В 1811 году он подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, одной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии или об оде”, где он существенно отходит от общепринятых норм литературно-критического очерка того времени не только по форме, но и по содержанию.

Читайте также:  Анализ стихотворения рубцова родная деревня 5 класс

Критика русского классицизма имела направленность по преимуществу грамматико-языковую, что не мешало делать заключения  о жанрах и других особенностях разбираемых произведений. Критик должен быть исключительно строг к каждому индивидуальному оттенку, мешающему чистоте стиля. Подобная педантичность свойственна критике Тредиаковского и Ломоносова.

Рационализм эстетики классицизма преломился в просветительско-педагогическом понимании цели, стоящей перед нормативно-жанровой критикой. Задача была до предела проста и в то же время невероятно сложна: просвещение читателей и писателей, формирование правильного (и только!) слога, правильной мысли и чувства. Г. Н. Теплов в статье

“О качествах стихотворца рассуждение” пишет: “…стихотворец, не знающий ниже грамматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен в знании…авторов,…которые от древних веков образцом стихотворству считались, …уподобляется физику, не знающему математики, химии и гидравлики.” Такой поэт “никогда до познания прямого стихотворства доступить не может.”

Итак,  не полет вдохновения, а собственно филологическая эрудиция, не полет чувства, но рассудительность творческого процесса – вот что в первую очередь ценит в писателе критик-классицист.

Державин же отходит от вышеобозначенных норм классицистической  критики.

В уже упомянутой статье “Рассуждение о лирической поэзии или об оде” поэт так , например, объясняет значение слова “ода” : “…в новейших временах … она то же, что Кантата, Оратория, Романс, Баллада, Станс или даже простая песня.

” Здесь налицо нарушение не только жанровой иерархии, но и прочих канонов литературы, установленных еще родоначальниками классицизма. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”.

Поэт пишет об оде: “…восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей  расположить логически, Поэтому ода плана не терпит.” Державин рассказывает о “единстве страсти” и о “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени, действия.

Далее Даржавин ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”.  Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно  “…на бурные порывы чувства, высокие  божественные мысли,…живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения, о коих было уже говорено.”

Однако очень многое из того, что Державин применял на практике , осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения поэтики автора как стихотворца.

Одной из основных особенностей  поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии: соединение “высокого” и “низкого”.

Традиционно употребление низкой лексики  было возможно исключительно в низких жанрах: басня, эпиграмма, комедия .

Нередко это создавало лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). Здесь налицо смешение церковнославянской и низовой лексики.

  • Метрические неточности  часто трансформировались в новые размеры. Так , в стихотворении “Ласточка” Державин вводит впервые чередование  трехсложных дактилей и трехсложного амфибрахия:
  • Уж не ласточка сладкогласая
  • Домовитая со застрехи –
  • Ах! Моя милая, прекрасная
  • Прочь улетела, – с ней утехи.

Но, пожалуй, наиболее широкое распространение получила так называемая “образная звукопись”, т. е. с помощью которой создается образ. “Глагол времен металла звон” – бой часов (“На смерть кн. Мещерского”), “Северны громы в гробе лежат” – образ полководца Суворова (“Снегирь”).

Державин широко пользуется неточными рифмами: “творенье” “перья”, “во тьме” “во сне” и т. д.

Изобразительность, пластичность находятся у Державина на высоком уровне. В его поэзии появляется конкретный лирический герой (“Приглашение к обеду”). Развитие идеи (не сюжета) связано с ориентацией поэта на публичное риторическое произнесение текста.

Так, например, построена духовная ода “Бог” (заметим, что основной принцип построения – антитетичность).

Идея в этой оде развивается следующим образом: 1) сравнение  величия Бога с ничтожностью человека, 2) но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута, 3) человек – центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек – стремиться к Богу.

Итак , Державин становится новатором, вернее, создателем новых философских  од. Человек рассматривается  не во внешней гражданской деятельности, а в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных – смерть: “Глотает царства алчна смерть”, “Солнца ею потушаются…”. Появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности, происходит переоценка общественных ценностей :

  1. Подите счастья прочь возможны,
  2. Вы все пременны здесь и ложны:
  3. Я в дверях вечности стою.
  4. Однако поэт  не проповедует пессимизм: жизнь приобретает особую ценность:
  5. Жизнь есть небес мгновенный дар.

Для Державина Бог – первоначало, не существующее отдельно от природы. Таким образом, поэт принимает деизм, развитый еще Геродотом и Кантом. О существовании Бога свидетельствуют: “природный чин”, т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу: “Тебя душа, быть может, чает…”. Образы  здесь крайне эмблематичны и символичны.

Стихотворение “Водопад”(1791) является образцом подобного стиля. Здесь символом недолгой славы героев становится образ осыпающейся горы: “Алмазна сыплется гора”. Сам водопад (Кивач – водопад в Карелии) – олицетворение бездны, вечности, в которой все тонет. Образ часов перекликается с подобным образом в стихотворении “На смерть кн. Мещерского”.

Особую роль в литературе XVIII века имеет обращение к историческим лицам, которые являются примером для поколения. По мнению классицистов, история – замкнутый круг повторяющихся событий, а следовательно, история скрывает в себе бездну параллелей с настоящим временем.

Для Державина Велисарий – оклеветанный полководец, сравнивающийся с “неким мужем седым”, то есть, скорее всего, с Румянцевым, напрасно  отстраненным  от службы.

Заслуженно обращает на себя внимание пейзаж. В 60-е годы XVIII века вышли в свет “Песни Оссиана”, сочиненные шотландским поэтом Макферсоном. Главным их героем был царь Фенгал и его сын Оссиан .

Основными темами стали война и любовь. На фоне повествования выделялся мрачный  колоритный пейзаж. Впоследствии подобный пейзаж стал называться “оссиановским”.

Державин заимствует мрачность описаний и значительность аллегорий:

  • Под наклоненным кедром вниз,
  • При страшной сей красе природы,
  • На утлом пне, который свис
  • С утеса на яры воды,
  • Я вижу – некий муж седой
  • Склонился на руку главой.
  • Копье и меч и щит великой,
  • Стена отечества всего,
  • И шлем, обвитый повиликой,
  • Лежат во мху у ног его: … .
  • Сидит и, взор вперя к водам.
  • В глубокой думе рассуждает:
  • “Не жизнь ли  человеков нам
  • Сей водопад изображает?
  • Он так же благом струй своих

Поит надменных, кротких, злых и т. д.

Итак , Бог для Державина – “источник  жизни”, жизни не только духовной, но и жизни в государстве, к которой поэт не раз обращался в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец “, а подобное сочетание для классицизма невозможно.

Как уже было сказано, ода XVIII века не терпит и стилевого смешения. Однако обратимся к сравнительному анализу лексики и стиля произведений классика жанра, М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина. В своей “Оде на восшествие…” Ломоносов использует преимущественно возвышенную лексику: “бисер”, “порфира”, “зефир”, “душа”, “зрак”, “рай” и патетический стиль:

  1. Когда на трон она вступила
  2. Как  Вышний подал ей венец,
  3. Войне поставила конец;
  4. Тебя прияв облобызала:
  5. Мне полно тех побед, сказала,
  6. Для коих крови льется ток.
  7. (“На день восшествия…, 1747 г.”)
  8. Приведем выдержки из  произведения Державина “Фелица”: “ богоподобная”, “курю табак”, “кофе пью”, “забавлюсь лаем псов”, “играю в дурака с женой”.

Оба поэта дают правительнице наставления. Ломоносов описывает идеальную царицу: “ Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас”.

Державин же , сравнивая и описывая автора и мурзу, использует  вновь антитезу, показывая, каким не должен быть монарх, одновременно прося Фелицу о наставлении: “Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить,..”. Ломоносов ощущает превосходство государыни над собой и поэзией:

  • Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет:
  • Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет…
  • В безмолвии взирай вселенна… .

Ломоносов – поэт государства, подчиненного “Филице”, лишь воспевающий ее достоинства. Он заставляет замолчать даже “пламенные звуки поэзии”  .

Державин же, обращаясь к Екатерине( Фелица – лат. felix – счастливая), по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим…, что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине.” Не говоря уж о том, что все произведение пронизано сатирическими намеками на высокопоставленных чиновников.

Читаешь, пишешь пред налоем

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра.  . . .

  1. Не слишком любишь маскарады,
  2. А в клоб не ступишь и ногой;
  3. Храня обычаи, обряды,
  4. Не донкишотствуешь собой;
  5. Коня парнасска на седлаешь,
  6. К духам в собранье не въезжаешь
  7. Не ходишь с трона на Восток;… .

Монолог формально произносит один человек, мурза, но так ли это по сути? Образ мурзы меняется. Когда Фелица противопоставляется мурзе, как правило, имеет место сатира или едкий намек на множество реальных фактов “зашифрованных” в этом стихотворении. Однако в патетических моментах образ мурзы максимально приближается к авторскому:

  • Едина ты лишь не обидишь
  • Не оскорбляешь никого,
  • Дурачества сквозь пальцы видишь,
  • Лишь зла не терпишь одного.
  • В сатирических местах образ мурзы является собирательным образом порочных слуг:
  • Или музыкой и певцами,
  • Органом и волынкой вдруг,
  • Или кулачными бойцами
  • И пляской веселю мой дух;
  • Или, о всех делах заботу
  • Оставя, езжу на охоту
  • И забавляюсь лаем псов
  • Или над невскими брегами
  • Я тешусь по ночам рогами
  • И греблей удалых гребцов… .
  • Очевидно, “Я” Ломоносова предельно обобщено в любом жанре, а у Державина значение  лирического “Я” варьируется на основе тематики.

Тематика классицизма  почти всегда предполагала обращение к  великой личности в отдельности и к обществу в целом, но даже в этом  Державина нельзя считать прямым последователем корифеев классицизма; будучи лишенным сервилизма, он резко выделяется из общего ряда во многом схожих поэтов этой эпохи. Слово в его произведениях теряет ту плоскостность, которая была свойственна поэзии XVIII века, оно приобретает новые осязаемые формы, становится весомым.

Список  литературы

1)тексты Державина цитировались по книге: Г. Р. Державинъ Избранныя стихотворенiя; С.-Петербург.;под редакцией П.Бьлодьда; 1913

2)Русская литературная критика XVIII века. Сборник текстовМ., Сов. Россия, 1978

3)В. А. Недзвецкий. Русская литературная критика XVIII-XIX веков Курс лекций.   М.,Изд-во МГУ, 1994

4)Западов А. В., Державин, М ., 1958

5)Краткая литературная энциклопедия, М ., Сов. Энциклопедия, 1964

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/referat-na-temu-g-r-derzhavin-imwp/

Доклад: Державин Гаврила Романович, жизнь и творчество

Державин Гаврила Романович

Державин Гаврила Романович (1743-1816), русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье 3 (14) июля 1743 в деревне Кармачи Казанской губернии.

Державин рано потерял отца, и матери приходилось идти на тяжкие унижения ради того, чтобы вырастить двоих сыновей и обеспечить им более или менее пристойное образование. В те годы по настоящему квалифицированных учителей за пределами Санкт-Петербурга и Москвы найти было нелегко.

Однако, настойчивость и исключительные способности Державина помогли ему многое узнать, несмотря на тяжелые обстоятельства, слабое здоровье, полуграмотных и странных преподавателей.

В 1759-1762, учился в Казанской гимназии. Детство и молодость Державина совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык, но не владел французским.

Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Впрочем, быть может, именно этот факт в будущем дал возможность великому стихотворцу писать, не задумываясь о правилах и нарушая их в угоду своему вдохновению.

Друзья-поэты часто пытались править державинские строки, однако он упорно отстаивал свое право писать так, как ему угодно, не обязательно следуя закостеневшим правилам.

Писать стихи Державин начал еще в гимназии, но его обучение было неожиданно и до срока прервано. Из-за произошедшей канцелярской ошибки молодой человек был в 1762 году призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом.

В том же 1762 в составе полка участвовал в дворцовом перевороте приведшем к воцарению Екатерины II. Из-за тяжелого материального положения, отсутствия высоких покровителей и крайне неуживчивого нрава Державину пришлось не только десять лет ждать офицерского чина, но даже, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме.

Времени для поэтических занятий оставалось не так уж много, однако молодой человек сочинял шуточные стихи, пользовавшиеся популярностью среди его однополчан, писал письма по просьбе солдаток, и, уже ради собственного самообразования, штудировал Тредиаковского, Сумарокова и особенно Ломоносова, бывшего в то время его кумиром и примером для подражания. Читал Державин и немецких поэтов, пробуя переводить их стихи и пытаясь следовать им в собственных сочинениях. Впрочем, карьера стихотворца не казалась ему в тот момент главным делом жизни. После долгожданного производства в офицеры Державин пытался, продвинуться по службе, надеясь таким образом поправить свои финансовые дела и послужить верой и правдой отечеству.

Читайте также:  Ондатра - сообщение доклад

Уже офицером, в 1773-1774 Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева. Именно к 70-м годам впервые по-настоящему проявился Державинский поэтический дар.

В 1774, находясь во время восстания Пугачева со своими людьми неподалеку от Саратова, у горы Чаталагай, Державин прочитал оды прусского короля Фридриха II и перевел четыре из них.

Опубликованные в 1776 Чаталагайские оды привлекли внимание читателей, хотя произведения, созданные в 70-е годы, еще не были по-настоящему самостоятельными.

Независимо от того, переводил Деражавин или сочинял собственные оды, его творчество находилось еще под сильным влиянием Ломоносова и Сумарокова. Их высокий торжественный язык, строгое следование правилам классицистского стихосложения сковывали молодого поэта, пытавшегося писать по-новому, но еще не четко осознававшего, каким образом надо это делать.

Несмотря на проявленную во время восстания Пугачева активность Державин, все из-за того же неуживчивого и вспыльчивого нрава, не получил долгожданного повышения. Он был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян, и в течение нескольких лет был вынужден зарабатывать на жизнь карточной игрой — не всегда честной.

Принципиальные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце 70-х годов. Он недолго служил в Сенате, где пришёл к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды».

В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта.

В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Его друзья — Н.А. Львов, В.А. Капнист, И.И. Хемницер были высоко образованными и тонко чувстующими искусство людьми.

Дружеское общение соединялось в их компании с глубокими рассуждениями о древней и новой литературе, — жизненно необходимыми для пополнения и углубления образования самого Державина. Литературное окружение помогло поэту лучше осознать свои цели и возможности.

В этом-то и заключалась самая главная перемена. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88).

С этого момента и до 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов стала ода — торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Ю.Н. Тынянов писал о «революции Державина».

Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как «Ода на смерть князя Мещерского», «Ода к Фелице», «Бог», «Водопад» были написаны непривычным для того времени языком.

Державинский язык удивительно звучен. Так, Ода на смерть кн. Мещерского с первых же строк поражает гулкими и звенящими строками, как будто воспроизводящими звон маятника, отмеряющего безвозвратно уходящее время: «Глагол времен! Металла звон!.. Твой страшный глас меня смущает…»

Создаваемые поэтом образы непривычно страстны и эмоциональны для спокойной и рациональоной эпохи классицизма, например: «Уже зубами смерть скрежещет… И дни мои, как злак, сечет.»

Не менее неожиданна и концовка оды. Традиционная классицистская система ценностей всегда ставила общественные, государственные интересы выше личных. Сам жанр торжественной оды, казалось бы, не предполагал никаких интимных откровений. Державин, однако, заканчивает свои возвышенные размышления о бренности земной жизни, удивительно личными, идущими из глубины души строками:

  • Жизнь есть небес мгновенный дар;
  • Устрой ее себе к покою,
  • И с чистою твоей душою
  • Благославляй судеб удар.
  • Предложение устроить жизнь «себе к покою» абсолютно не вписывалось в представления того времени, считавшие идеалом жизнь активную, общественную, публичную, посвященную государству и государыне.

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В последствии в 1794 Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 министром юстиции. С 1803 находился в отставке.

Казалось бы, Державин должен был бы, подобно многим его современникам, не «унижаться» до демонстрации своей внутренней жизни в одах. Но поэт был уже человеком следующей эпохи — времени приближавшегося сентиментализма, с его культом простой, незатейливой жизни и ясных, нежных чувств и даже романтизма с его бурей эмоций и самовыражением отдельной личности.

В своем переложении библейского псалма Властителям и судиям этот верноподанный служака высказал мысли, которые были бы под стать, скорее, революционеру. Говоря о «царях», он ставит их вровень с каждым смертным перед лицом окончательной гибели и не боится воскликнуть: «И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!»

Очевидно, что Державин не вкладывал в эти строки никакого революционного содержания. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в «Оде к Фелице».

Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Последствия, впрочем, оказались совсем иными — растроганная императрица плакала, слушая оду, и в знак своей благодарности пожаловала поэту табакерку, усыпанную бриллиантами.

Фелица поразила не только Екатерину, но и все образованное общество. Новизна ее была очевидна. Императрица восхвалялась здесь прежде всего за свои человеческие качества — простоту, милосердие, просвещенность, скромность — а не за государственные заслуги, или, вернее, именно эти душевные достоинства и оказывались под державинским пером главными качествами настоящей государыни.

Поразила читателей и непривычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта — ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Язык, в котором, по мнению Ю.

Тынянова, «именно низкая лексика, именно снижение к быту способствует оживлению образа».

Мало того, Державин допускает в своей оде описание совсем уж низменных материй. Он говорит о том, как «прокажет» с женой: «Играю в дураки», «на голубятню лажу», «то в жмурки резвимся порой»… Державин, по словам поэта В.

Ходасевича, «понимал, что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику.

В этом смысле первым истинным лириком был в России он».

  1. Даже в оде «Бог», с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:
  2. Частица целой я вселенной,
  3. Поставлен, мнится мне, в почтенной
  4. Средине естества я той,
  5. Где кончил тварей ты телесных,
  6. Где начал ты духов небесных,
  7. И цепь существ связал всех мной.
  8. Точно также и в «Водопаде» автор, оплакивающий кончину князя Потемкина, сосредотачивается прежде всего не на его военных или государственных успехах, то есть не на том, что, с точки зрения той эпохи, должно было сохраниться на века, а на исключительно личном ощущении преходящести, временности всего существующего, будь то слава, успех или богатство: «… И все, что близ тебя блистало, Уныло и печально стало.»

Однако все подвиги и достижения государственного человека не исчезнут бесследно. Вечная жизнь им будет дарована благодаря великому искусству, благодаря певцам, что лишь истину поют.

Здесь же, в «Водопаде», Державин создает абсолютно новаторский для того времени пейзаж. Достаточно абстрактным описаниям природы в стихах его предшественников приходит на смену возвышенное, романтизированное, но все же описание совершенно конкретного места — карельского водопада Кивач.

  • Алмазна сыплется гора
  • С высот четыремя скалами,
  • Жемчугу бездна и сребра
  • Кипит внизу, бьет вверх буграми,
  • От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит…

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв.

— дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика — жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность.

Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

  1. Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение «Ласточка», посвященное памяти рано умершей первой жены:
  2. О домовитая Ласточка!
  3. О милосизая птичка!

Сама идея обращения к маленькой птичке для того, чтобы поделиться с ней своим горем, на два десятилетия раньше была абсолютно невозможна. Теперь же, во многом благодаря Державину, поэтическое мироощущение изменилось.

Простые человеческие чувства требовали простых слов.

Отсюда — интерес Державина к анакреонтической лирике, названной так по имени знаменитого древнегреческого поэта Анакреонта, прославившегося своим радостным отношением к жизни, воспеванием любви, дружбы, веселья, вина.

В переложение одного из стихотворений Анакреона, названного Державиным «К лире», поэт, безусловно, вложил свои собственные мысли, не случайно он не стал делать буквальный перевод с древнегреческого, а перенес произведение многовековой давности в свое время. Если еще в «Водопаде» поэты, воспевавшие великих героев, тем самым увековечивали их подвиги, то теперь все выглядит совсем по-другому: «… Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь.»

  • Ясная и незамысловатая жизнь постоянно присутствует в творчестве позднего Державина. Иногда он предвкушает веселую встречу друзей, как в «Приглашении к обеду»:
  • Шекснинска стерлядь золотая,
  • Каймак и борщ уже стоят;
  • В крафинах вина, пунш, блистая
  • То льдом, то искрами, манят;
  • Иногда — радости любви, конечно же, на лоне природы, как в стихотворении «Соловей во сне»:
  • Плясок, ликов, звуков славы
  • Не услышу больше я:
  • Стану ж жизнью наслаждаться,
  • Чаще с милой целоваться,
  • Слушать песни соловья.

Ярче всего новый жизненный идеал был сформулирован Державиным в его поэме «Евгению». Жизнь званская, где он подробно описывает прелести жизни в его имении Званка.

Возможно ли сравнять что с вольностью златой,

С уединением и тишиной на Званке?

В этой поэме, казалось бы, сконцентрировалось то, к чему Державин постепенно шел в течение многих лет. Частная, простая жизнь, все мельчайшие детали деревенской жизни описываются со вкусом и почти ощутимой осязательностью, со свойственной лишь Державину «шероховатой грандиозностью» (Ю. Тынянов):

  1. Где с скотен, пчельников и с птичников, прудов.
  2. То в масле, то в сотах зрю злато под ветвями,
  3. То пурпур в ягодах, то бархат-пух грибов,
  4. Сребро, трепещуще лещами.

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже — литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

  • Последние строки, оставленные нам Державиным перед своей кончиной, вновь, как и в «Оде на смерть кн. Мещерского» или «Водопаде» говорили о бренности всего сущего:
  • Река времен в своем стремленьи
  • Уносит все дела людей
  • И топит в пропасти забвенья
  • Народы, царства и царей.
  • А если что и остается
  • Чрез звуки лиры и трубы,
  • То вечности жерлом пожрется
  • И общей не уйдет судьбы!

Гаврила Романович Державин, сам по себе, составил целую эпоху в истории литературы. Его произведения — величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века — оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии. И сам Державин прекрасно понимал значение сделанного им для русской поэзии.

Державин Гаврила Романович (1743-1816)

Тамбов 2010

Г. Р. Державин

ОБЪЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ Хоть вся теперь природа дремлет, Одна моя любовь не спит; Твои движенья, вздохи внемлет И только на тебя глядит.

Приметь мои ты разговоры, Помысль о мне наедине; Брось на меня приятны взоры И нежностью ответствуй мне.

Единым отвечай воззреньем И мысль свою мне сообщи: Что с тем сравнится восхищеньем, Как две сольются в нас души? Представь в уме сие блаженство И ускоряй его вкусить: Любовь лишь с божеством равенство

Нам может в жизни сей дарить.

Источник: https://ronl.org/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/800659/

Ссылка на основную публикацию