2 апреля – день
рождения известного французского
писателя Эмиля Золя, одного из самых значительных представителей реализма второй
половины XIX века. Он находился в центре литературной жизни Франции и продолжал
традиции Стендаля, Бальзака, Флобера.
Прежде чем начать
работать в литературе, Золя занимался журналистской деятельностью.
Он написал
двадцать романов, входящих в цикл «Ругон-Маккары», которые принесли ему мировую
известность и статус крупнейшего национального писателя после Виктора Гюго.
Драматические события, бурные страсти, о которых рассказывал Золя, захватывали
читателя, заставляя любить, ненавидеть, страдать и надеяться. К каждому
созданному образу он вкладывал частичку самого себя.
Вспомним некоторые
произведения писателя.
-
«Тереза Ракен» —
образец натуралистического романа о любви. -
«Западня» —
роман о народе, рабочем классе, о нравственном падении человека, социальном
вреде алкоголизма.
«Дамское счастье»
— книга о любви, о больших и мелких предпринимателях эпохи империализма.
«Жерминаль» —
роман о труде шахтеров Франции, о семье шахтерского поселка, о трудовой
солидарности и любви.
«Разгром» —
историко-философский роман о событиях франко-прусской войны, где автор осуждает антипатриотические силы
Франции.
Многие
произведения писателя экранизированы.
Эмиль Золя оставил
такой глубокий след во французской и мировой литературе, что мало кто из
выдающихся писателей в той или иной мере не выразил своего отношения к его жизни и творчеству.
В числе последователей и
поклонников французского писателя были Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй, Эрих
Мария Ремарк. Не менее имениты были и исследователи творчества Золя, авторы
очерков и монографий о нем — Генрих Манн, Анри Барбюс, Луи Арагон, Иван Франко.
«Его книги — гимны, вечно обновляющие жизнь», — писал о нем И.С. Тургенев.
Книги Золя переведены на многие языки мира.
Предлагаем
интересные факты из жизни великого французского писателя.
Когда Эмилю было
шесть лет, умер его отец. Детство и юность писателя прошли в нищете. Иногда он
так голодал, что даже приходилось ловить воробьев на чердаках и жарить их.
Будущий писатель
не получил законченного образования, работал в небольших конторах, в парижском
издательстве. За книжной лавкой он укладывал книги, а по вечерам писал стихи и
поэмы. Как-то раз он решился показать их своему хозяину, который считался одним
из самых счастливых издателей. Тот вынес приговор: «Сборник неплохой, но он
никогда не разойдется. У вас есть талант. Пишите прозу».
Писатель работал
как одержимый. В вязаной куртке, старых штанах и грубых крестьянских ботинках,
он отрывался от письменного стола только для того, чтобы постричь газон, полить
цветочную грядку и построить крольчатник. Он работал по девять-десять часов в
сутки и успевал ежедневно написать от 1000 до 2500 слов. При этом он всегда
тщательно разрабатывал сюжетную схему своих произведений.
В 1885 г. Золя был
награжден орденом Почетного легиона.
Будучи женатым,
писатель в 47 лет влюбился в 20-летнюю прачку Жанну Розера. Золя уже был
богатым и знаменитым, и поэтому содержать любовницу ему не составило труда.
Вскоре Жанна родила ему двоих детей, но ими он практически не занимался, чтобы
не навлечь гнев супруги.
В 1898 г. Золя
вмешался в дело Альфреда Дрейфуса — офицера французского генерального штаба,
еврея по национальности, которого клеветники обвинили в шпионаже в пользу
Германии.
Ярая антисемитская истерия, которая сопровождала весь ход судебного
разбирательства, возмутила писателя. Он обратился к президенту республики с
открытым письмом «Я обвиняю», в результате чего был осужден на один год.
Кстати, после известного письма в честь Золя в Израиле назвали несколько улиц.
Эмиль
Золя умер в Париже 29 сентября 1902 г., по официальной версии, отравившись
угарным газом из-за неисправности дымохода. У современников писателя были
основания считать, что он стал жертвой политических противников, однако
доказать версию инсценировки несчастного случая никому не удалось.
Его смерть
потрясла друзей и поклонников писателя. На похоронах Золя на Монмартрском
кладбище, где собралось более 50 тыс. человек, Анатоль Франс сказал:
«Творчество Золя дышит добротой … Как все великие люди, он совмещал величие и
простоту».
В июле 1908
г. прах Эмиля Золя был перенесен в Пантеон — усыпальницу великих людей Франции.
Источник: https://alisa2002marina.blogspot.com/2017/04/blog-post_5.html
Жизнь и творчество Эмиля Золя
Эмиль Золя, известный французский литературный деятель, был основоположником натурализма в литературе Франции. Золя в России стал известным и читаемым быстрее, чем на своей родине.
Эмиль Золя родился в апреле 1840 года. Отец мальчика, итальянец, получивший французское гражданство, работал инженером. Мать Золя была француженкой.
В 1843 году отец писателя подписал контракт на строительство канала, поэтому семья переехала в Экс-ан-Прованс.
Работа над реализацией проекта начала продвигаться в 1847 году, однако отец писателя получает серьезное воспаление легких и скоропостижно умирает.
Эмиля Золя в этом же году определяют в пансион при колледже, где писатель знакомится с Полем Сезанном, будущим знаменитым художником постимпрессионистом. Дружба Эмиля Золя с Полем Сезанном продлилась больше 25 лет.
В этот период Золя становится поклонником творчества Альфреда де Мюссе и Виктора Гюго. Во время нахождения в пансионате Эмиль Золя получает и религиозное обучение.
Позже в произведениях писателя город Экс-ан-Прованс часто описывается под вымышленным наименованием Плассан.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
После смерти отца мать писателя, вдова, вынуждена жить на пенсию, которой катастрофически ни на что не хватает. Ей приходится в 1852 году вернуться в Париж для того, чтобы наблюдать за судебным процессом с кредиторами против компании покойного мужа. В ходе судебного разбирательства компания, основанная отцом писателя, была признана банкротом.
В возрасте 18 лет Эмиль Золя приезжает в Париж, к матери. Жизнь в этот период была полна ограничений, связанных с тяжелым материальным положением. В Париже Золя пытается поступить на юридический факультет, однако эта попытка оказывается неудачной — будущий писатель провалил экзамены.
Литературная деятельность
После неудачной попытки поступления в университет Эмиль Золя устраивается на работу в книжный магазин. А с 1862 года будущий писатель работает в издательстве «Ашет».
Чуть позже Эмиль Золя принимает решение начать писать произведения самому и стремится сделать эту деятельность источником дохода. Первые шаги в литературе Золя начал с журналистики. В 1864 году вышел в сет первый сборник рассказов «Сказки Нинон».
А еще через год Золя издает свой первый роман «Исповедь Клода», который приносит писателю популярность. Роман «Исповедь Клода» — реальная биография писателя.
Создание двадцатитомного романа «Ругон-Маккары» стало делом жизни писателя. В этом произведении повествуется о жизни одной семье во времена правления Наполеона и в период второй Французской империи.
Писатель планировал опубликовать десять томов произведения, однако роман в результате растянулся на двадцать книг. Самыми успешными стали части, посвященные классу рабочих людей – «Жерминаль» и «Западня».
Еще одним произведением, которое имело оглушительный успех среди читателей, стал роман «Дамское счастье», который полностью отражает идеологию того периода времени, когда происходит активное развитие коммерческих отношений, времени, когда желание клиента является законом, а права продавца не имеют совершенно никакого значения. Действия в произведении разворачиваются в магазине «Дамское счастье». Главными героями в романе, как и в подавляющем большинстве произведений Золя, являются бедные люди из глубокой провинции, которые уверенно идут к успеху.
Методы и хитрости торговли, понятные в наше время, в конце 19 века былинастоящим откровением. В произведениях Эмиля Золя особое внимание уделяется женщинам.
Роман «Дамское счастье» в этом плане не стал исключением. Здесь описываются женщины с сильным, волевым характером, которые не зависят от мужчин.
По мнению большинства литературных критиков, прототипом женских персонажей произведений стала мать писателя.
В романах Эмиля Золя раскрывается психологический настрой класса мелкой буржуазии, которая стремится найти правду в жизни, однако все попытки оказываются бесполезными и неудачными. Именно так произошло с революционером из романа «Деньги», который был представлен читателям в 1891 году.
Произведение «Нана» стало популярным не только во Франции, роман был напечатан в России в трех изданиях, однако текст произведения был неполным, что было связано с запретом императорской цензуры. Главной героиней романа «Нана» стала молодая девушка Анна Купо. Биографы отмечают, что прототипом Анны Куппо была Бланш Д’Антиньи, знакомая куртизанка Эмиля Золя.
Ключевой задумкой цикла «Ругон-Маккары» является семейная сага, в которой сменяются поколения, и в которой периодически появляются новые персонажи. Идея произведения состоит в том, что от обычаев, семейных традиций, привычек и наследственности избавиться невозможно.
В списке произведений Эмиля Золя можно перечислить огромное количество сочинений, среди которых и новеллы, и литературно-публицистические произведения, и повести, однако именно романы заслуживают особого внимания:
- «Исповедь Клода»
- «Завет умершей»
- «Тереза Ракен»
- «Марсельские тайны»
- «Мадлена Фера»
- «Карьера Ругонов»
- «Чрево Парижа»
- «Завоевание Плассана»
- «Нана»
- «Дамское счастье»
- «Жерминаль»
- «Человек-зверь»
- «Деньги Разгром»
- «Западня».
Параллельно с литературной деятельностью, Эмиль Золя занимался и деятельностью общественно-политической. Публикация смелой работы «Я обвиняю», написанной как ответ на Дело Дрейфуса, наделала много шума.
Замечание 1
Дело Дрейфуса – история об офицере, еврее по национальности, обвиненном в шпионаже в пользу Германии и приговоренном к пожизненному сроку. Эмиль Золя был одним из немногих известных людей Франции, которые поддерживали Дрейфуса.
В сентябре 1902 года Эмиль Золя скончался от отравления угарным газом. Согласно официальной версии, причиной стала неисправность каминного дымохода.
Ряд изданий публиковали последние слова писателя с обращением к супруге о плохом самочувствии, однако вызвать врача писатель отказался. Однако современники писателя подозревали, что смерть писателя была неслучайной.
Так, 50 лет спустя было опубликовано расследование о смерти Золя, в котором раскрывается заговор фармацевта с трубочистом, который признался в преднамеренном засорении дымохода.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/zarubezhnaya_literatura/zhizn_i_tvorchestvo_emilya_zolya/
Эмиль Золя. Подробная биография
Эмиль Золя – французский писатель, публицист и политический деятель – родился 2 апреля 1840 года в Париже в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла), принявшего французское гражданство, и матери француженки.
В 1843 отец Эмиля получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.
После смерти мужа мать Эмиля находится в большой нужде, живя на скудную пенсию. В 1851 она возвращается с сыном в Париж, чтобы следить за судебным процессом, начатым кредиторами против компании покойного Франсуа Золя. В 1852 компанию объявляют банкротом, а в следующем году канал меняет владельцев.
Образование Эмиль начинает получать относительно поздно для того времени – в семь лет. Мать помещает его в пансион при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе, где тот учится в течение пяти лет. В Провансе же Золя получает и религиозное образование – первое причастие он проходит в 1852—м.
В Экс-ан-Прованс одним из ближайших друзей Эмиля Золя становится художник Поль Сезанн, с которым он будет поддерживать дружбу вплоть до середины 1880-х.
В это же время Золя увлекается произведениями Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи и Виктора Гюго. Он сам пробует писать стихи, но они в настоящее время утрачены.
Городок Экс-ан-Прованс и весь регион станут источниками для многих сцен и сюжетов в его будущих романах из цикла «Ругон-Маккары». Сам образ города выведен в книгах под вымышленным названием Плассан.
С сожалением для себя, в 1858 Эмиль переезжает к матери в Париж. Живут они в достаточно скромных условиях. Мать Золя планировала для сына карьеру юриста, но тот дважды провалил свой экзамен на бакалавра.
В течение зимы 1860-1861 Эмиль заводит любовную связь с девушкой по имени Берта, которую он сам называл «девушкой с вечеринками» (une fille à parties), т. е. проституткой.
Он вынашивал идею «вытащить её из потока», приобщить к приличному роду занятий, но этот идеализм не смог противостоять реалиям жизни в Париже. Эта неудача послужит основной его первого романа «Исповедь Клода» (1865). Позже сюжет частично будет пересказан Эмилем в его цикле «Ругон-Маккары».
Среди действующих лиц его произведений возникнет похожий сторонник религиозного воспитания и аналогичное стремление к жизни без обязательств.
В это время Золя постигает гуманистическую культуру, читая Мольера, Монтеня и Шекспира, а также попадает под влияние более современного Жюля Мишле.
Он также увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане, Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Яном Бартолдом Йонгкиндом. Эдуард Мане пишет несколько портретов Золя, а Поль Сезанн продолжает оставаться его ближайшим другом.
В течение многих десятилетий писатель и художник будут поддерживать тёплые отношения, помогать друг другу в финансовом отношении, вести обширную переписку.
Но после публикации романа «Творчество», в котором Сезанн неприятным образом узнает себя в образе художника Клода Лантье, их дружба прекращается. Сезанн отправил последнее письмо Золя в 1886, и с тех пор они больше не увидятся.
Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов – типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille, 1867)).
На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно» (Mes haines, 1866), «Поход» (Une campagne, 1882), «Новый поход» (Nouvelle campagne, 1897)).
Эти выступления – знак его активного участия в политической жизни.
Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) – с участием Гюстава Флобера, Ивана Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура; «Меданские вечера» (1880) – знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис).
В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма. Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х, – знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).
В 1901 и 1902 член Французской Академии Марселен Бертло выдвигал Эмиля Золя на соискание Нобелевской премии по литературе.
Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.
Эмиль Золя умер 29 сентября 1902 года в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии – из-за неисправности дымохода в камине. Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.
Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м – «Сказки Нинон» (Contes à Ninon, 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude, 1865), «Завет умершей» (Le vœu d'une morte, 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille, 1867).
Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности – 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin, 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи».
Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности – во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы.
- Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité, 1899), «Труд», «Истина» (Vérité, 1903), «Справедливость» (Justice, не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.
- В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898).
- Произведения:
- Романы:Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865)Завет умершей (Le vœu d'une morte, 1866)Тереза Ракен (Thérèse Raquin, 1867)Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille, 1867)Мадлена Фера (Madeleine Férat, 1868)
- Ругон-Маккары:Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon, 1871)Добыча (La Curée, 1872)Чрево Парижа (Le Ventre de Paris, 1873)Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans, 1874)Проступок аббата Муре (La Faute de l'Abbé Mouret, 1875)Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon, 1876)Западня (L'Assommoir, 1877)Страница любви (Une Page d'amour, 1878)Нана (Nana, 1880)Накипь (Pot-Bouille, 1882)Дамское счастье (Au Bonheur des Dames, 1883)Радость жизни (La Joie de vivre, 1884)Жерминаль (Germinal, 1885)Творчество (L'Œuvre, 1886)Земля (La Terre, 1887)Мечта (Le Rêve, 1888)Человек-зверь (La Bête humaine, 1890)Деньги (L'Argent, 1891)Разгром (La Débâcle, 1892)Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal, 1893)
- Три города:Лурд (Lourdes, 1894)Рим (Rome, 1896)Париж (Paris, 1898)
- Четвероевангелие:Плодовитость (Fécondité, 1899)Труд (Travail, 1901)Истина (Vérité, 1903)Справедливость (Justice, не завершён)
- Повести:Осада мельницы (L’attaque du moulin, 1880)Госпожа Сурдис (Madame Sourdis, 1880)Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle, 1882)
- Новеллы:Сказки Нинон (Contes à Ninon, 1864)Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon, 1874)
- Пьесы:Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin, 1874)Розовый бутон (Le bouton de rose, 1878)Рене (Renée, 1887)Мадлена (Madeleine, 1889)
- Литературно-публицистические произведения:Что мне ненавистно (Mes haines, 1866)Мой салон (Mon Salon, 1866)Эдуард Мане (Edouard Manet, 1867)Экспериментальный роман (Le Roman expérimental, 1880)Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes, 1881)Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre, 1881)Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques, 1881)Литературные документы (Documents littéraires, 1881)Поход (Une campagne, 1882)Новый поход (Nouvelle campagne, 1897)Истина шествует (La vérité en marche, 1901)
- Биография
- Произведения
- Дамское счастье
- Жерминаль
- Западня
Критика
Ключевые слова: Эмиль Золя,Émile Zola,цикл «Ругон-Маккары»,натурализм,биография Эмиля Золя,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,французская литература 19 в,жизнь и творчество Эмиля Золя
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20181113-biografiya-emilya-zolya
Творчество — Жизнь и творчество Эмиля Золя
Творчество
Эмиля Золя ознаменовало новый этап в развитии французской литературы. Он был
новатором в литературе, смелым писателем, который разрушил сложившиеся формы,
соединил «беспощадность реализма с мужеством политического действия» (Л.
Арагон) и был страстным защитником демократии и гуманизма.
Биография Золя — это
прежде всего непрерывная, титаническая работа, которой была отдана вся его
жизнь. Э. Золя родился 2 апреля 1840 г. в Париже в семье инженера. Его детские
и юношеские годы прошли в Провансе, в небольшом городке Экс, который со
временем под названием Плассана станет местом действия многих его романов.
Ранняя смерть отца и материальные проблемы заставили семью переехать в 1858 г.
в Париж.
Для
Золя начались годы бедности. В 1862 г.
он поступает на службу в солидное
парижское издательство «Ашетт», что позволяет ему не думать больше о хлебе
насущном и все свободное время отдавать литературным занятиям.
Он жадно читает,
внимательно следит за книжными новинками и рецензирует их в газетах и журналах,
знакомится с известными писателями, а главное — много пишет сам, пробуя силы и
в поэзии, и в прозе.
В
1864 г. Золя издает первую книгу «Сказки Нинон», которая объединила в себе
рассказы разных лет. Она открывает собой ранний период творчества писателя
(1864-1868), отмеченный несомненным влиянием романтизма.
В романах «Исповедь
Клода» (1865), «Завещание умершей» (1866), «Марсельские тайны» (1867) находим
традиционное противопоставление мечты и действительности, историю возвышенной
любви, идеального героя.
Золя использует стилистические приемы, которые
напоминают страницы произведений Гюго, Санд, Сю.
Писателя
все больше интересует живая жизнь с ее невымышленными сюжетами и конфликтами.
Он мечтает о создании нового типа романа, который целиком будет отвечать
времени, а «это — реализм, или, точнее говоря, позитивизм».
В своих поисках
Золя опирается на работы ученых естественных наук (теория происхождения видов
Дарвина, «Трактат о наследственности» Люка, «Вступление в экспериментальную
медицину» Бернара), работы философа-позитивиста и историка литературы И.
Тена,
творчество художников-импрессионистов, современную ему литературу, и прежде
всего на роман братьев Гонкуров «Жермини Ласерте».
Натуралистическая теория
формируется у Золя на протяжении многих лет, она постоянно уточняется,
дополняется и находит свое выражение в предисловии к роману «Тереза Ракен»
(1867), очерке «Расхождение между Бальзаком и мной» (1868-1869), сборниках
статей «Что мне ненавистно» (1866), «Экспериментальный роман» (1880),
«Романисты-Натуралисты» (1881), «Натурализм в театре» (1881). Золя видит в
натурализме естественное и закономерное развитие реализма Бальзака и Стендаля в
новых исторических условиях.
Цель искусства для писателя заключается, как и
когда-то, во внимательном изучении действительности, которая «в принципе не
может иметь границ». Однако сегодня, считает Золя, роман, чтобы стать
«современным орудием познания», обязан быть научным, т.е.
«придерживаться
только фактов, доступных наблюдению», а писатель должен уподобиться
натуралисту, который ставит опыты. Золя отвечает отказом художнику в праве
оценивать изображаемые им события и людей, выносить приговор и строить
заключения: «Романист всего лишь фиксатор фактов…
его произведение становится
будто безличным, приобретает характер протокола действительности».
Это утверждение писателя является очевидным
прямым и категоричным перенесением научных методов в сферу искусства, когда
игнорируется условность, вымысел, фантазия как неотъемлемая и важнейшая
составная творчества.
«Натура не имеет потребности в домыслах» — лозунг Золя и
новой литературной школы. Но Золя явным образом недооценивает роль социальных
факторов в формировании личности, которые глубоко исследовал еще Бальзак.
В целом
же концепция натурализма, предложенная Золя, наполнена разногласиями и
крайностями (например, возражая авторское начало в творчестве, он в то же время
подчеркивает, что «произведение искусства есть не что иное, как выражение
личности художника»), а главное, оно не исчерпывает собой творческую практику
писателя. Золя-Художник оказался более сильным чем Золя-Теоретик.
В
этом убеждает и его роман «Тереза Ракен» (1867), воспринятый современниками как
художественный манифест натурализма. В нем автор ставит себе целью «выучить не
характеры, а темпераменты».
Сознательно отказываясь от постановки каких-нибудь
социальных и политических вопросов, опуская все приметы времени, Золя
концентрирует внимание на истории «индивидуумов, которые целиком подчинены
своим нервам и голосу крови…». В 1868 г. выходит в мир второй
натуралистический роман «Мадлен Фера», который окончательно закрепил славу Золя
как одного из ведущих художников Франции.
Однако все написанное им за четыре
года было лишь подготовкой к главному делу жизни — серии «Ругон-Маккары», над
которой Золя работает с 1868 до 1893 года. Она составила второй период его
творчества.
В
это время окончательно устанавливаются политические и эстетичные взгляды
писателя. Как убежденный республиканец и демократ, Золя сотрудничает в
оппозиционной печати, печатает статьи, которые разоблачают реакционный режим
Наполеона и французскую военщину.
Но он не принял и Парижскую Коммуну, хотя и
стал на защиту расстреливаемых версальцами рабочих. В 1872 г. у Флобера Золя
знакомится с И. С. Тургеневым, при участии которого в скором времени становится
постоянным сотрудником журнала «Вестник Европы».
В этом издании с 1875 до 1880
годы были опубликованы 64 корреспонденции Золя под общим названием «Парижские
письма», в которых он изложил свои взгляды на литературу и искусство.
В 80-х
годах в процессе работы над « Ругон-Маккарами» писатель, по его словам, все
чаще «натыкается на социализм».
Социальные
конфликты эпохи, будущее человечества, пути перестройки общества на началах
добра и справедливости — эти проблемы займут ведущее место в произведениях Золя
последнего периода творчества (1894-1902).
В это время он создает цикл «Три
города», который включает романы «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898).
Политика, к которой прежде Золя относился с предубеждением, становится в 90-е
годы неотъемлемой частью его творчества. 1 января 1898 г.
Золя публикует
открытое письмо президенту Французской республики Феликсу Фору «Я предъявляю
обвинение», в котором бесстрашно поднимает свой голос на защиту «правды и
справедливости».
В судебном процессе, который последовал за этим выступлением,
Золя был признан виновным в оскорблении власти и осужден к году тюрьмы и
большому денежному штрафу. Его лишили ордена Почетного легиона.
Продажные
журналисты обливали имя писателя грязью на страницах газет. Фанатичная толпа
швыряла камни в окна его дома и требовала физической расправы. Золя вынужден
был спешно покинуть Францию и под чужой фамилией поселиться в Англии.
В глазах
же передовой Европы он стал символом писателя-гражданина, писателя-борца.
В
Англии Золя приступает к работе над тетралогией «Четыре Евангелия»
(«Плодовитость», 1898; «Работа», 1901; «Истина», 1902; четвертый роман не был
написан), в которой он видит «естественное завершение всего творчества,
следствие долгого исследования действительности, продолженное в будущее».
Героями
своих произведений писатель делает борцов за истину, проповедников нового
учения — социализма (в его утопической форме). И не случайно они имеют имена
евангелистов Матвея, Луки, Марка, Ивана. Эти романы-утопии замышлялись Золя как
своеобразное Евангелие современности.
Отсюда их открытая публицистичность,
дидактизм, поучение над отображением жизни, которая заметно снижает их
художественный уровень. После пересмотра дела Золя возвращается во Францию и
продолжает работу над серией «Четыре Евангелия».
Его имя всемирно известно, в
его лице видят не только великого писателя, но и мыслителя, который указал
человечеству дорогу к прогрессу и свободе. 29 сентября 1902 г. Золя нашли
мертвым в его парижской квартире. Официальная версия — отравление угарным газом
из-за неисправности дымохода.
Однако и сегодня обстоятельства гибели писателя
остаются до конца не исследованными. В историю мировой литературы Золя вошел
прежде всего как автор социальной эпопеи «Ругон-Маккары». В ней, как в зеркале,
отразились слабые и сильные стороны его мировоззрения и художественного метода.
Писатель считает плодотворным объединение в своем будущем произведении план
физиологический и план социальный и через историю одной семьи раскрыть историю
общества. Задачи, которые стоят перед ним: «Первое. Изучить на примере одной
семьи вопросы наследственности и среды… Второе.
Изучить всю жизнь Второй
империи от государственного переворота до нашим дням. Воплотить в типах современное
общество, злодеев и героев». Серия получила название « Ругон-Маккары.
Естественная и социальная история одной семьи в период Второй империи».
Действие
романов происходит в Париже и провинциальных городах, в дворянском особняке и
лачуге бедняка, в фешенебельном магазине и на рынке, в шахте и на полях боев, в
приемной министра и будуаре куртизанки.
События приобретают невиданный размах:
катастрофа большого финансового предприятия («Деньги»), забастовка углекопов
(«Жерминаль»), франко-прусская война и Парижская Коммуна («Разгром»).
В
процессе работы над серией «биологическая» история все больше уступает местом
истории социальной, которая и завершается романом «Разгром».
Источник: https://www.sites.google.com/site/emilzolafrance/tvorcestvo
Эмиль Золя: жизнь и творчество писателя
Эмиль Золя (1840—1902) родился в семье талантливого инженера, уроженца Венеции, строителя одной из первых железных дорог в Европе. Его детство прошло на юге Франции.
После смерти отца трудное материальное положение мешает Эмилю Золя получить образование, он поступает на работу на таможенный склад в Париже, а затем в крупное книжное издательство, выступает хроникером, литературным критиком в газетах, печатает романтические стихи в духе А. де Мюссе и В.
Гюго или пронизанные сатирической иронией в традициях Рабле и Вольтера. Отдает он дань и лафонтеновскому юмору.
В 70-е гг. при посредстве И. С. Тургенева он печатает в петербургском журнале «Вестник Европы» ряд литературных статей и публицистических очерков.
Писатель находился в оппозиции к бонапартистскому режиму и демагогическим декларациям Наполеона III.
Недоверие к политическим формам борьбы с социальным злом породило увлечение естественными науками, в том числе и физиологией в ущерб социологии, что выразилось затем в нападках на романтизм и в апологию натуралистических экспериментов.
В последние годы своей жизни писатель смело выступает в защиту французского офицера Дрейфуса, ложно обвиненного в государственной измене и шпионаже для Германии.
В гневном письме к президенту Французской республики «Я обвиняю» он доказал, что сфабрикованное дело стало поводом к усилению реакции во Франции.
Угроза политических репрессий вынуждает писателя на некоторое время покинуть Францию, но голос его не удалось заглушить.
Слава романиста пришла к Эмилю Золя с опубликованием романа «Тереза Ракен» (1867), где причиной нравственного зла, несомого женщиной, объявлялась ее преступная наследственность. То была дань биологизму, перенесенному из естествознания в сферу социальной жизни и, в частности, в семейные отношения.
Эмиль Золя решил продолжить французских просветителей, чью деятельность называл «великим экспериментальным и аналитическим движением XVIII века», и с опорой на эволюционную теорию Дарвина и философию позитивизма, утверждавшую задачей науки чистое накопление фактов, провести изучение природы человечества, отсюда и термин «натурализм».
Идея «человеческого документа» как носителя объективности и бесстрастности легла у Золя в основу научного исследования действительности художественной практикой.
К счастью, писатель в своем художественном творчестве отступал от натуралистического самоограничения, а усиленное внимание к биологическим проявлениям личности нередко и обоснованно переключал на остроту конфликта труда и капитала, сменяя бесстрастность констатации факта резким социальным обличением его, окрашивая протокольную документальность романтической символикой. Гражданская позиция писателя направлена против несправедливости и бесчеловечности, он симпатизировал человеку-труженику.
Замысел цикла романов «Ругон-Маккары», заключавшийся в том, чтобы показать «естественную и социальную историю одной семьи во время Второй империи», был продиктован двойной задачей: изучить «физиологического человека» и исследовать среду его обитания.
Эмиль Золя, по существу, сделал для развития реалистического романа то же, что и Бальзак в «Человеческой комедии», расширив круг жизненных наблюдений и усилив критическое отношение к существующим ценностям.
Публикация «Накипи» вызвала даже судебный процесс из-за того, что у непривлекательного персонажа романа оказался однофамилец в лице одного провинциального буржуа.
И причина всему этому — не сгущение натуралистических красок в изображении реальности, а социально-обличительная сила таланта писателя, оскорблявшая истиной слух и зрение самодовольной буржуазии.
«Карьера Ругонов» (1871) — первый роман двадцатитомной эпопеи «Ругон-Маккары» (1871 —1893). Он воспроизводит социальную атмосферу Второй империи. Здесь начинается история семьи, различные представители которой участвуют в событиях романов серии.
Аделаида, единственная дочь богатого огородника в Плассане, осиротев, вышла замуж за батрака, расчетливого крестьянина Ругона, и родила сына Пьера. После смерти мужа она вновь выходит замуж за контрабандиста, пьяницу-бродягу Маккара. В этом браке у нее рождаются двое детей — Урсула и Антуан.
Потомки этой семьи в силу жизненных обстоятельств проникают во многие слои общества — становятся свидетелями или носителями нравов в среде чиновников, дворян, буржуа, крестьян, духовенства.
Головокружительную карьеру во время бонапартистского переворота в 1851 г. делает Пьер Ругон, приняв самое активное участие в кровавых событиях во французском провинциальном городке Плассане — подавлении революционного восстания.
Эти же события отозвались для простых людей — влюбленных Мьетты и Сильвера, опьяненных молодостью и красотой природы, похоронным звоном по их счастью, надеждам, принесли трагедию смерти.
Возвышение Ругонов началось с тризны по убитой республике: «Эти неудовлетворенные, тощие хищники, получив наконец доступ к радостям жизни, приветствовали новорожденную Империю, наступающий час дележа трепещущей добычи».
В «Ругон-Маккарах» видна социальная перспектива нравственного краха торжествующей власти, которая раздирает поверженный труп республики («Добыча», 1871), погрязла в позорных дрязгах политиканства («Его превосходительство Эжен Ругон», 1876), не брезгуя преступными интригами духовенства («Завоевание Плассана», 1874), растлевая и личность мещанина («Накипь», 1882), и трусливых сановников, пресмыкающихся у ног проститутки, олицетворяющей в эпопее Золя мишуру и гниль политического режима и распад моральных и семейных устоев («Нана», 1880), уродуя естественную привязанность к земле собственническим эгоизмом («Земля», 1887). Гигантский натюрморт потребительского общества, лишенного духовности ненасытным чревоугодием, красочно изображен писателем в романе «Чрево Парижа» (1873). Не случайно центральный рынок — символ собственнической жажды — через сто лет после появления романа был снесен, а на его месте воздвигнут Бобур — центр культуры Помпиду. Такова подчас действительность сатирического гротеска. Разнузданность низменных животных инстинктов в человеке несет в себе преступление машиниста, одержимого болезненной страстью к убийству («Человек — зверь», 1890).
Но этому обесчеловечивающему миру противостоят ценности, с которыми связаны надежды на обновление.
Во-первых, это искренние, подлинные чувства, возвышающие человека над темными сторонами жизни («Страница любви», 1878; «Мечта», 1888).
Во-вторых, сила художественной правды и совести. В-третьих, это способность человека возмущаться и противостоять обстоятельствам.
Смятенная душа художника, который не хочет примириться с прозой жизни, предстает на страницах романа «Творчество» (1886). Клод Лантье приезжает с юга Франции в Париж, чтобы здесь, в центре культурной жизни, добиться успеха в живописи.
История Клода и его друзей юности — Сандоза, мечтающего о славе писателя, и Дебюша, собирающегося стать архитектором, — это цепь конфликтов с ограниченным пониманием искусства, иногда накладывающим табу на то, что шокирует обывательское сознание.
Эмиль Золя показывает и итог, к которому подводят художника годы отчаянной борьбы за право на свое видение мира.
В рукописях Золя сохранилось до двадцати вариантов названий его лучшего романа, в числе которых были и такие: «Дом трещит», «Сгнившая крыша», «Кровавые всходы», «Подземный огонь». Но в них не ощущалась достаточно явственно оптимистическая нота человеческого бытия.
Наиболее удачной оказалась для автора мысль о разрушающем революционном толчке и вместе с тем о грядущих цветущих всходах, которая прозвучала в названии «Жерминаль» (1885) («месяц завязи», пробуждения природы, седьмой, весенний месяц республиканского календаря).
Оно точно выразило замысел писателя показать пробуждение классового самосознания пролетариата, весеннюю пору борьбы рабочих масс за свои права. Эмиль Золя обратился к жизни шахтеров, тех, кто в подземном сумраке, невидимом мире добывает свет и тепло самой жизни. Главный герой романа — шахтер Этьен Лантье, правнук Аделаиды Ругон-Маккар.
Повествуя о его нелегкой судьбе, о нищенском существовании шахтерской семьи Маэ, где работают все — от старика-деда до подростка Жанлена, автор создает впечатляющую картину жестокой эксплуатации и ее неизбежных спутников — пьянства, грубости, которые втаптывают в грязь достоинство рабочих, а также ненависти, выливающейся в массовое выступление за свои права.
Забастовка шахтеров — центральное событие романа — оканчивается поражением, но хозяева шахт добывают себе спокойствие с помощью войск; это лишь временная мера облегчения, чреватого неуверенностью и тревогой.
Трудовому люду — парижским ремесленникам посвящен и роман «Западня» (1877).
Прачка Жервеза, дочь Антуана Маккара, и кровельщик Купо соединяют свои жизни, и первое время молодая семья существует в довольно сносных условиях, правда, ценой упорного труда.
Но первое же тяжелое испытание — несчастный случай, происшедший с Купо и обрекающий его на вынужденную праздность, — приводит к распаду семьи, завершающемуся расцветом пороков, нищетой и голодом.
Одно из наиболее читаемых произведений Эмиля Золя — «Дамское счастье» (1883) — это, по словам автора, своеобразная поэма о современной действительности, противостояние пессимизму, меланхолии того, что связано с могучей созидательной силой, с радостью рождения нового.
Роман звучит как гимн «веку действия и победы, веку усилий во всех смыслах». Его драматический конфликт был поначалу близок роману А.
Доде «Фромон младший и Рислер старший», но в реализации своего замысла Эмиль Золя центр тяжести перенес с любовной коллизии на денежную интригу, поставив в центр повествования, говоря его словами, «большой магазин, поглощающий, подавляющий всякую мелкую торговлю в целом квартале».
Наступление крупного капитала на все сферы жизни воплотилось писателем в образе и действиях Октава Муре — преуспевающего дельца, владельца большого парижского универсального магазина «Дамское счастье», хищника, безжалостно эксплуатирующего служащих этого магазина и разоряющего мелких торговцев в своей округе.
Автор поэтизирует активность, энергию и фантазию Октава Муре, прибывшего в Париж, чтобы завоевать его, и с этой целью женившегося на владелице небольшого магазина новинок, но затем овдовевшего и ставшего полновластным хозяином уже процветающего коммерческого предприятия.
В романе Муре увиден глазами влюбленной в него девушки, умной, доброй и скромной работницы Денизы. Ее образ навеян знакомством автора с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Утопические идеи фурьеризма, проникшие в произведения Эмиля Золя, как раз связаны с попытками Денизы на правах супруги Октава Муре добиться улучшения положения трудящихся и тем самым решить главную проблему уже XX в .— противоречия между трудом и капиталом.
Таким образом, остроту критики в адрес циника и стяжателя Октава Муре Эмиль Золя свел к одному из вариантов утешительной сказки о Золушке, сняв, следовательно, напряженность драматизма социальной ситуации, и в этом уступил Бальзаку в силе и масштабе художественного обобщения.
Одушевление предметного мира с его красотой и изобилием передает ощущение власти вещей над человеком и вносит в повествование взволнованную лирическую интонацию, поэтизирует «документы» жизни и как бы предвосхищает чередование крупных и мелких планов, символику деталей и смену ритмов, т. е. принцип кинематографического монтажа.
Роман «Деньги» (1891) прямо вводит в мир биржевых спекулянтов периода Второй империи (время действия романа 1864—1868 гг.). Яркий представитель этого мира Аристид Саккар — крупный финансист, который втягивает в свои денежные махинации тысячи доверчивых людей и в конце концов разоряет их.
Роман дает яркую картину «эпохи безумия и позора», когда темные финансовые аферы стали главной пружиной жизни буржуазии. Свободе эгоистических страстей Эмиль Золя противопоставляет бескорыстие Сигизмунда Буша, увлеченного идеей социализма и мечтающего о том времени, когда не будет ни собственности, ни денег.
В романе «Разгром» (1892), обращаясь к событиям франко-прусской войны 1870—1871 гг., писатель как бы поставил хронологическую точку в своей эпопее.
Он не только вскрыл причины поражения французской армии — бездарность военачальников, авантюризм в политике, корыстолюбие тех, для кого личные интересы выше долга перед родиной.
С большим вдохновением Эмиль Золя изобразил героизм простых солдат, в том числе капрала Жана, выходца из семьи Ругон-Маккаров, и посвятил яркие страницы событиям Парижской коммуны. Это было уже исторической прелюдией ко всему тому, что выражал бонапартистский режим Второй империи.
Финальный роман серии «Ругон-Маккары» — «Доктор Паскаль» (1893) обращен уже к грядущим временам. Идеи этого романа развернуты в следующем цикле романов — «Три города».
Герой этой трилогии интеллигент Пьер Фроман подвергает научной экспертизе христианскую веру и обнаруживает у ее истоков эксплуатацию невежественной толпы, беспринципную торговлю «чудом» («Лурд», 1894), затем произвол ватиканского духа интриг и наживы («Рим», 1896) и, наконец, воскресение человека в труде и науке («Париж», 1898).
«Четвероевангелие» — серия романов, в которых нравам собственничества противопоставлена утопическая программа социального благополучия.
Обновление, словно новые апостолы Матвей, Лука, Марк и Иоанн, несут дети Пьера Фромана: Матье — семье, Люк — городу, Марк — нации.
Последний роман тетралогии — «Справедливость» остался незавершенным и должен был поднять проблему до общечеловеческого масштаба.
В романе «Плодовитость» (1899) идет речь о безнравственности буржуазной семьи, отказывающейся из-за корыстно-эгоистических соображений иметь детей.
Эмиль Золя изображает многодетных родителей Матье и Марианну Фроманов, делая их убежденными защитниками идей о нравственном и физическом здоровье большой семьи, о значении увеличения народонаселения для страны, для всего человечества.
«Труд» (1901) — роман-утопия, основанный на учении социалиста-утописта Ш. Фурье и отражающий взгляды Эмиля Золя на социализм как на царство справедливости, достигнутое мирным путем.
Свободный творческий труд становится законом жизни, правителем мира.
Писатель показывает, как инженер Люк Фроман (брат Матье Фромана, героя романа «Плодовитость») при поддержке богатого ученого-изобретателя возводит город новых социальных отношений, усовершенствованной техники.
В романе «Истина» (1902) автор стремится показать зависимость человеческого прогресса и всеобщего счастья от уровня образования. Учитель сельской школы Марк Фроман, брат героев двух предыдущих романов, борется за восстановление истины в судебном процессе над учителем Симоном, который был обвинен в зверском убийстве маленького школьника Зефирена.
Вклад Эмиля Золя в историю культуры оценен по достоинству. Г. де Мопассан видел в нем «революционера в литературе, то есть яростного врага всего устаревшего». В том же русле шли оценки Л. Н. Толстого, М. Твена, Б. Шоу, Т. Манна, А. Барбюса, Р. Роллана, Л. Арагона. А. Франс в лице Эмиля Золя видел «этап в сознании человечества».
Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века — М.: Кн. палата, 1991
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/ehmil_zolja_zhizn_i_tvorchestvo_pisatelja/62-1-0-2591
Краткая биография и анализ творчества Эмиля Золя
Биография Эмиля Золя
Писатель Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже и рос в итальянско-французской семье. Свое детство и школьный период Эмиль провел в Экс-ан-Провансе. Когда ему еще не исполнилось 7 лет, скончался отец и семья оказалась в очень непростом финансовом положении. Но госпожа Золя с расчетом на поддержку друзей покойного супруга вместе с сыном в 1858 г. переезжает в Париж.
В начале 1862 года Эмиль устраивается на работу в издательство «Ашет». Здесь он неплохо зарабатывает и может свое свободное время тратить на литературные занятия. Он читает запоем, следит за новыми изданиями, пишет рецензии на последние книжные новинки для журналов и газет, заводит знакомство с популярными писателями, пробует себя в прозе и поэзии.
В издательстве Золя проработал примерно 4 года и уволился, надеясь, что сможет прожить за счет своего литературного таланта. И в 1864 г. он издает дебютную книгу «Сказки Нинон», объединившую рассказы разных лет.
Этот период творчества отличается влиянием романтизма.
В романах «Исповедь Клода», «Завещание умершей», «Марсельские тайны» показаны история возвышенной любви, противопоставление реальности и мечты, передан характер идеального героя.
Особенного внимания заслуживает роман «Исповедь Клода». Это жесткая и слабо завуалированная автобиография. Данная неоднозначная книга сделала личность Эмиля скандальной и принесла долгожданную популярность. Свою славу писатель только приумножил, когда положительно оценил живопись Э. Мане в обзоре художественной выставки.
Приблизительно в 1868 году у Эмиля возникла идея написания серии романов, которые были бы посвящены одной семье — Ругон-Маккарам. Судьбы этих людей исследовали уже несколько поколений.
Первые книги из серии не очень заинтересовали читателей, но 7 том «Западня» был обречен на большой успех. Он не только приумножил славу Золя, но и его состояние.
И все последующие романы серии поклонники творчества этого французского писателя встретили с огромным энтузиазмом.
Двадцать томов большого цикла «Ругон-Маккары» — это самое главное литературное достижение Золя. Но ранее он еще успел написать «Терезу Ракен».
После своего ошеломляющего успеха Эмиль издал еще 2 цикла: «Три города» — «Лурд», «Рим», «Париж»; а также «Четыре Евангелия» (всего было 3 тома). Таким образом Золя стал первым романистом, который создал серию книг о членах одной семьи.
Сам писатель, называя причины выбора такой структуры цикла, утверждал, что хотел продемонстрировать действие законов наследственности.
В этот период эстетические и политические взгляды Золя окончательно устанавливаются. Республиканец и демократ сотрудничает с оппозиционной печатью, пишет и распространяет статьи, разоблачающие французскую военщину и реакционный режим Наполеона.
Когда Золя вмешался в скандальное дело Дрейфуса, это стало сенсацией. Эмиль был убежден, что офицера французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса, который по национальности был евреем, в 1894 г. несправедливо осудили за продажу военных секретов Германии.
Так писатель разоблачил армейское руководство, указав на их ответственность за судебную ошибку. Золя оформил свою позицию в виде открытого письма и с заголовком «Я обвиняю» послал его президенту республики. За клевету литератора приговорили к году тюрьмы.
Но Эмиль сбежал в Англию и вернулся на родину в 1899 году, когда Дрейфуса наконец-то оправдали.
Золя стал вторым после Виктора Гюго в рейтинге популярности французских писателей. Но 28 сентября 1902 года писатель из-за несчастного случая скоропостижно скончался в собственной парижской квартире. Он отравился угарным газом. Но, скорее всего, это подстроили его политические враги. Эмиль Золя был страстным защитником гуманизма и демократии, за что и поплатился своей жизнью.
Кроме краткой биографии Эмиля Золя присмотритесь к другим сочинениям по этой теме:
- «Деньги», краткое содержание по главам романа Эмиля Золя
- «Разгром», анализ романа Золя
- «Дамское счастье», краткое содержание по главам романа Золя
- «Дамское счастье», анализ романа Золя
- «Нана», краткое содержание по главам романа Золя
- «Нана», анализ романа Золя
- «Западня», художественный анализ романа Эмиля Золя
- «Западня», краткое содержание романа Эмиля Золя
- Натурализм в творчестве Эмиля Золя
- «Жерминаль», художественный анализ романа Эмиля Золя
- «Жерминаль», краткое содержание романа Эмиля Золя
- «Карьера Ругонов», краткое содержание
- «Карьера Ругонов», анализ романа Эмиля Золя, сочинение
- Анализ романа «Чрево Парижа» Эмиля Золя
- Краткое содержание романа «Чрево Парижа» Эмиля Золя
По писателю: Золя Эмиль
Источник: https://goldlit.ru/emile-zola-biography