Анализ стихотворения есенина поет зима – аукает

Отгадай загадку:Тройка, тройка прилетелаСкакуны в той тройке белы.А в санях сидит царица,Белокоса, белолица.Как махнула рукавом,Всё покрыла серебром.Ты, наверное, догадался, что это зима.

  • Произнеси это слово медленно, по звукам. Какие чувства у тебя возникли?
  • Какие слова ты можешь назвать, чтобы охарактеризовать это время года?

Зима преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму.

В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и в тоже время  в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.

Послушай произведение Вивальди «Зима» и рассмотри репродукции картин двух известных русских художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.

Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукаетА. Пластов «Первый снег» Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукаетИ. Грабарь «Зимний пейзаж»
  • Какое настроение у тебя возникает, когда ты смотришь на картину А. Пластова?
  • А когда ты смотришь на картину И. Грабаря?
  • Что изобразил художник на своей картине?
  • Какие деревья в этом лесу?
  • Каким словом называют лес, в котором растет много сосен?
  • Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то, что услышим?
  • А какие еще деревья нарисовал художник?
  • Подбери слова, с помощью которых можно описать эти деревья.
  • Скажи, что общего в музыке и в картинах.
  • Какие чувства у тебя возникли?
  • Созвучны ли картины и музыка Вивальди?
  • В чём различие?

Да, зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

  • Что тебе нравится зимой?
  • А что ты зимой не очень любишь?

В этом имени – слово «есень»,Осень, ясень, осенний цвет;Что-то есть в нём От русских песен –Поднебесье, тихие веси,Синь берёзы И синь – рассвет.Что-то есть в нём И от весенней грусти, Юности, и чистоты…Только скажут —«Сергей Есенин», Всей России встают черты…(Н. Браун)Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Поет зима – аукает…» и будем учиться читать его выразительно.

  • Какие чувства у тебя возникли во время прослушивания?
  • Какие картины зимы представил?
  • Какие звуки зимы услышал?

А теперь начнём внимательно читать и анализировать это стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.Поёт зима – аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка…

  • Что ты представил?
  • Что такое сосняк?
  • В тексте встретилось слово «стозвоном”, поэт его придумал сам, как ты думаешь, что оно обозначает?

Лес звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Зима убаюкивает лес…

  • Как зима аукает этими звуками?
  • Почему этими звуками можно убаюкать лес?
  • Как будешь читать эту часть стихотворения?

Правильно, читать надо напевно, убаюкивающе.Давай читать дальше.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далёкуюСедые облака…

  • Как плывут облака?
  • Почему автор назвал облака седыми?
  • Почему они уплывают в далекую страну?

Что же дальше?А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна…

  • Что такое метелица?
  • Как это – «стелется ковром»?

Послушай ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется,но больно холодна…». Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань…

  • Что нужно показать при чтении этой части?

При чтении необходимо показать красоту, холод зимы и её суровость.Читаем дальше.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна…Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.

  • Какую картину ты представил?
  • Какие чувства вызывают у автора воробьи? Какие слова он использует, чтобы передать это?
  • Как ты прочитаешь эти строки?

При чтении тебе необходимо передать сочувствие к пташкам, жалость и волнение.Продолжаем чтение.…А вьюга с рёвом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней…Вот и ещё одна песня зимы- бешеный рёв вьюги, стук открывшихся ставен на окнах. Ставни вы видели, наверное? Это дощатые створки для прикрытия окон. Вы заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга…Поэтому при чтении необходимо показать рёв вьюги, холодные звуки зимы.

Читаем дальше.

…И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мёрзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна.

  • Почему пташки не спят, а дремлют?
  • Какой эпитет к слову «пташки» помогает нам представить, как они беззащитны перед разбушевавшейся стихией?
  • Как будем читать эту часть?

Сначала мы будем читать с грустью, а потом мечтательно, с надеждой.Теперь мы можем с тобой сделать вывод, что настроение, интонация и темп чтения меняются по ходу чтения.

  • А как ты думаешь, любил ли автор зиму?

Я думаю, что тебе понравилось стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима — аукает…». Оно читается легко, звучит плавно, напевно. И я предлагаю тебе послушать песню «Поёт зима — аукает» в исполнении Кати Кошминой (музыка Ларисы Кошминой).Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но ты ещё не раз встретишься с чудесами и волшебством зимы, если побываешь в зимнем лесу, парке, посмотришь на причудливые узоры на окнах, полюбуешься лёгким полётом снежинок, серебристым инеем.

Задание 1. Подготовь выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима — аукает» или выучи его наизусть.

Задание 2. На странице сайта «Читальный зал» познакомься с жизнью и творчеством С. А. Есенина.

До встречи на следующем уроке!

Источник: http://musafirova.ucoz.ru/publ/virtualnyj_urok_2_klass/literaturnoe_chtenie/esenin_s_a_quot_pojot_zima_aukaet_quot/47-1-0-570

Есенин С. "Поет зима — аукает"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Поет зима — аукает» и их характеристика

  1. Пташки. Малые, голодные, усталые. Воробьи.
  2. Зима. Злая, суровая с метелями и вьюгами.

План пересказа стихотворения «Поет зима — аукает»

  1. Зима поет лесу
  2. Облака плывут
  3. Холодная метелица
  4. Голодные воробьи
  5. У окна
  6. Злая вьюга
  7. Сон пташек

Главная мысль стихотворения «Поет зима — аукает»
За любыми морозами и любой вьюгой обязательно придет красавица весна.

  • Чему учит стихотворение «Поет зима — аукает»
  • Отзыв на стихотворение «Поет зима — аукает»
  • Анализ стихотворения «Поет зима — аукает»
  • Средства художественной выразительности в стихотворении «Поет зима — аукает»
Читайте также:  Сочинение мое любимое занятие спорт

Стихотворение учит не боятся зимней непогоды, морозов. Учит уметь ждать, учит терпению. Учит помогать друг другу пережить нелегкие времена. Учит верить в лучшее.

Мне очень нравится это живое и яркое стихотворение о зиме. Его главные герои маленькие озябшие пташки, которым хочется есть и которые согревают друг друга своими телами. Это жалостливая картина, но финал стихотворения пронизан оптимизмом и верой в скорой приход весны.

Стихотворение Сергей Есенина было написано в 1910 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Действие стихотворения происходит возле окна деревенского дома, к которому приютились замерзающие воробьи. Вокруг бушует метель и вьюга, птиц морозит стужа. Но они согревают сами себя и верят, что скоро придет теплая весна.
Стихотворение пронизано ярким оптимизмом и призывает к стойкости перед лицом бед.
Стихотворный размер ямб, рифмовка смешанная.

Эпитеты: мохнатый лес, тоской глубокою, страну далекую, ковром шелковым, воробушки игривые, детки сиротливые, пташки малые, голодные, усталые, ревом бешеным, ставням свешенным, пташки нежные, вихри снежные, мерзлого окна, прекрасная, ясная весна.
Метафоры: стозвоном сосняка, плывут облака, ковром стелется, вьюга стучит,
Сравнения: как детки
Олицетворения: поет зима, аукает, баюкает, с тоской плывут облака, вьюга с ревом злится, в улыбках солнца, красавица весна

Пословицы к стихотворению «Поет зима — аукает»

Два друга — мороз да вьюга.
Стужа да нужа, нет того хуже.
Береги нос в большой мороз.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Будет зима, будет и лето. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Поет зима — аукает»
Зима поет и баюкает лес. А облака плывут в далекую страну.
Метелица стелется ковром, но она очень холодна. И воробьи жмутся к окнам.
Пташки озябли и оголодали. Они все плотней жмутся друг к другу. А вьюга стучит по ставням и все сильнее злится.
Пташки дремлют под звуки вьюги, и снится им теплая весна.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Поет зима — аукает»

Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

Читать стихотворение «Поет зима — аукает»

Поет зима — аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна. Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней. И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Источник: http://coolchtivo.blogspot.com/2019/12/blog-post15.html

Краткий анализ стихотворения Есенина «Поёт зима, аукает…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» было написано в 1910 году.

Есенину исполнилось на тот момент 15 лет. Юношу глубоко трогала красота русской природы.

Суровая сила русской зимы и драма маленьких замерзающих пташек задела его за живое, стала темой отдельного стихотворения, которое впоследствии вошло в школьные учебники и полюбилось многим детям.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере, по звучанию и стилю оно напоминает произведения крестьянских поэтов И. Никитина и А. Кольцова.

Однако Есенин привносит в описание зимы новую ноту: память о лютости стихии, её беспощадности. Он даёт почувствовать, что зима не только прекрасна, но и страшна для всего живого.

3. Род

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» — образец пейзажной лирики.

4. Жанр

По жанру это лирическое стихотворение, тяготеющее к народной песне.

Многие произведения Есенина стали песнями, так как они мелодичны, напевны, задушевны.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему сурового русского климата.

Озябшие пташки могут замёрзнуть, ведь зима не знает жалости. Они засыпают с думами о весне. Разговор о борьбе за тепло – это вариация на тему жизни и смерти.

6. Тематика

Стихотворение рассказывает о суровости зимы и жажде жизни, которая присуща каждому живому существу даже в холодную пору вьюг.

Тема произведения: хрупкость мира.

7. Идея

Зима радует своей красотой: снегами, ледяными узорами на окнах, но в эту пору трудно приходится тем, у кого нет крова и хлеба.

Чтобы пережить зиму, крестьянин трудится весь год. А вот бедные пташки, о которых некому позаботиться, брошены на произвол судьбы. Они вот-вот замёрзнут. Им остаётся лишь мечтать о приходе весны.

8. Пафос

Стихотворение наполнено тревогой за судьбы маленьких птенцов, трепетом перед природной стихией, уважением к холодной красоте зимы и зимнего леса.

9. Система образов

Образы зимы в стихотворении разнообразны.

С одной стороны, это нечто роскошно-праздничное, как «стозвон сосняка» и «шелковые ковры» метелицы, с другой – это стихия смерти, беспощадная и злая («а вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешеным»).

Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.

В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.

Промежуточным звеном между ними становится сон. Метель «баюкает» «мохнатый лес»; пташки «дремлют у окна». Вся природа пережидает это время и надеется на счастливое пробуждение.

10. Центральные персонажи

Главные герои происходящей драмы – метель и птенчики. Они вступают в неравный бой.

Метель огромна, стихийна, неразборчива. Ей нет дела до каких-то крошечных пташек. «Пташки малые» озябли, они «жмутся поплотней», изо всех сил стараясь не потерять последнее тепло.

В лице этих двух персонажей борются стихии жизни и смерти.

11. Лирический герой

Лирический герой отсутствует, но у происходящего есть наблюдатель, который сочувствует бездомным птицам.

12. Сюжет

Есенин недолюбливал это своё стихотворение, признавая, что оно лишено сюжета. Однако в его основе лежит конфликт, который заменяет развитую сюжетную линию.

Маленькая сценка, увиденная в метели на крестьянском дворе, — это и есть нехитрый сюжет произведения.

Читайте также:  Чем доброта отличается от милосердия? итоговое сочинение

13. Композиция

Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.

В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.

Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.

В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

  • постоянные эпитеты («ковром шелковым»),
  • обратный порядок слов — инверсию («пташки малые», «вихри снежные», «с рёвом бешеным»),
  • просторечия «но больно холодна!»).

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием дактилической и мужской рифмы.

В стихотворении 4 строфы. В рамках строфы каждая картинка выглядит завершённой, словно закольцованной кружением метели.

В каждой строфе – по 6 строк, связанных между собой особой схемой рифм: ААБВВБ. То есть параллельная рифмовка сочетается с перекрёстной.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «воробышки игривые», «пташки нежные», «с рёвом бешеным»;
  • олицетворения: «поёт зима, аукает, … лес баюкает», «облака плывут … с тоской глубокою», «вьюга… стучит по ставням», «злится всё сильней».
  • метафоры: «стозвоном сосняка», «плывут… в страну далёкую», «ковром шелковым стелется», «в улыбках солнца»;
  • сравнение: «воробышки игривые, как детки сиротливые».

В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.

Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») помогают представить звуки метели, нагнетают волнение и тревогу, вызывая мысль о чём-то грозном и неотвратимом.

17. Значение произведения

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» рисует русскую зиму во всех красках, подчёркивая как положительные, так и отрицательные её стороны.

Контраст живого, тёплого и равнодушно-холодного поражает читателя своей яркостью. Образ, найденный Есениным, удивителен в своей ёмкости. Это маленькое художественное открытие поэта.

18. Актуальность

Произведение не теряет своей актуальности. Россия – страна снегов и морозов. Мы любим зиму, но где-то в глубине души немного боимся её, потому что в нас говорит память предков.

Зиму нужно пережить, переждать, тогда и придёт красавица весна. Так происходит каждый год, это учит нас тому, что жизнь изменчива и разнообразна.

19. Моё отношение

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» заворожило меня картинами зимней природы. Но мне очень жаль маленьких птенчиков, которым некуда спрятаться от стихии.

Я подумал(а), что надо жалеть тех, у кого нет дома, по возможности, заботиться о них.

20. Чему учит

Стихотворение учит состраданию, доброте, сочувствию к окружающим, заботе о тех, кому холодно и голодно.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-pojot-zima-aukaet/

«Поет зима – аукает» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, образы, метафоры, средства выразительности

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима – аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима – аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поет зима – аукает.
  • История создания – Стих написан в 1910 году.
  • Тема стихотворения – Природа, красота и суровость зимней поры года.
  • Композиция – Построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.
  • Жанр – Пейзажная лирика.
  • Стихотворный размер – Двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.
  • Метафоры – «мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка».
  • Эпитеты – «седые», «игривые», «бешеный».
  • Сравнения – «как детки сиротливые».
  • Олицетворения – «метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней».

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Тема

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Читайте также:  Алтайские горы - сообщение (4 класс окружающий мир) доклад

Композиция

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трех условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.

В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна – солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.

Жанр

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Отличительной чертой данного произведения является необычное построение строк. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но, по сути, является шестистишием, что приводит к особенному звучанию стиха, с перебивкой ритма.

Средства выразительности

При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности.

Это и метафоры («мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка»), и эпитеты («мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный»), и олицетворения («метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней»).

Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми», вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчеркивает, что все живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38912-poet-zima-aykaet-analiz-stihotvoreniia-esenina-po-plany-kratko-tema-obrazy-metafory-sredstva-vyrazitelnosti.html

klassreferat.ru

Сергей Есенин

    Поет зима — аукает,

    Мохнатый лес баюкает    Стозвоном сосняка.    Кругом с тоской глубокою    Плывут в страну далекую    Седые облака.

    А по двору метелица

    Ковром шелковым стелется,    Но больно холодна.    Воробышки игривые,    Как детки сиротливые,    Прижались у окна.

    Озябли пташки малые,

    Голодные, усталые,    И жмутся поплотней.    А вьюга с ревом бешеным    Стучит по ставням свешенным    И злится все сильней.

    И дремлют пташки нежные

    Под эти вихри снежные    У мерзлого окна.    И снится им прекрасная,    В улыбках солнца ясная    Красавица весна.

1910

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее.

  Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы.

Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими — несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим.

На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» — безусловно, чисто есенинская метафора.  Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными:  ковер — шелковый, облака — седые, рев — бешеный, а весна — ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.Необычность звучанию придает особое построение строк.

Каждая строфа состоит  из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами.

Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Источник: https://klassreferat.ru/analiz-stikhotvoreniya/5870-poet-zima-aukaet-analiz-stikhotvoreniya-esenina

Ссылка на основную публикацию