Сочинение ученье — свет, а неученье — тьма 5 класс

На эту пословицу ссылаются как на непререкаемую мудрость. Но даже высшее образование и наличие ученых степеней не гарантируют успеха в жизни. Почему же так часто ее вспоминают? Не кроется ли в ней другой, скрытый, смысл?

Выражение «учение – свет, а неученье – тьма» и грамотность

В школе часто звучат эти слова. Так педагог старается мотивировать учащихся стремиться к знаниям. Это напоминает первые годы советской власти: поголовное обучение грамотности, плакаты «От мрака к свету, от битвы к книге, от горя к счастью».

Сочинение Ученье - свет, а неученье - тьма 5 класс

Смысл здесь в том, что неграмотный похож на слепого, который бродит во тьме. Кстати, и такой плакат существовал: человек с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками заносит ногу над обрывом. Надпись на плакате сулила ему всюду неудачи и несчастья.

Наркомпрос Луначарский признавал, что в стране царит безграмотность и невежество. Народ был не в состоянии понять идеологию строителя коммунизма. Декрет Совнаркома обязывает всех грамотных читать прессу неграмотным и разъяснять прочитанное. В 1919 году ставится цель — достичь всеобщей грамотности.

Фраза «учение – свет, а неученье – тьма» в литературе

И. С. Тургенев цитирует пословицу в своих «Заметках» и рассуждает, что вместе со знаниями приходит и свобода. А поэт В.С. Курочкин даже выражает этой пословицей свое завещание сыну. М. Н. Загоскин вложил ее в уста купца, спорящего со стрельцом в романе «Юрий Милославский». Хомяков, Фонвизин, Суворов ссылались на нее.

Отсутствие элементарных знаний приводит к неверным решениям. Вспоминается рассказ М.С. Булгакова о знаменитом доме Эльпита, где после революции устроили коммуналку. Дом отапливался своей котельной, в каждой комнате были вентиляционные продухи, выложенные войлоком.

Но инженеру, создавшему проект, не пришло в голову, что в отсутствии угля жильцы поставят буржуйки и выставят трубы в вентиляцию. Комендант дома не смог уследить за порядком, и в одночасье вспыхнул чудо-дом, созданный с такой любовью.

Аннушка пронесла печечку и радовалась, глядя на хорошую тягу. Почти вскипел чайничек, когда пожар охватил дом. Все девятьсот тридцать жильцов разом выскочили из громадного костра. и Аннушка бежала по зимней Москве, пока не свалилась на какие-то ступеньки отдышаться.

Дальше писатель сравнивает ее состояние со светом знания: «В голове просветлело». Она первый раз в жизни подумала: «Люди мы темные. Учить нас надо, дураков». Так буквально обыграна мастером пословица «ученье – свет, а неученье – тьма».

Сочинение Ученье - свет, а неученье - тьма 5 класс

Что говорят философы

Философ Ф. Бэкон перефразировал известное выражение sientia nihil est quam veritatis imago, что в переводе с латинского звучит как «знание есть отражение истины». Он сформулировал кредо своей жизни так: «Знание – сила».

Сенека, который жил во времена Иисуса Христа, вздыхал: «Безграмотность доверчива. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Глупый, учись!». Значит, для жизни нужны другие знания. Какие же? И когда этот вопрос встал перед человеком?

Сочинение Ученье - свет, а неученье - тьма 5 класс

В глубину веков

«Ученье – свет, а неученье – тьма»: кто сказал первый? Ответ находим у Екклесиаста, он записан 1000 лет до нашей эры: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Мудрый видит ясно, а глупый ходит в кромешной тьме». Вот о каком знании идет речь. О том, что делает человека мудрым, способным принимать верные решения.

С переводом Священного Писания на другие языки пословица «Учение – свет, а неученье – тьма» вошла в лексикон многих народов. Несомненно, значение ее было такое: знающий истину ходит во свете. Это и в Евангелиях написано.

Когда знания – буквально свет, а их отсутствие – тьма

По данным статистики, в России выявлено 1250000 больных глаукомой, столько же не знают о своей болезни. Об этом говорили на VIII Конгрессе «Человек и лекарство». При этом 40% больных могли бы ее избежать. Это те ситуации, когда «учение – свет, а неученье – тьма».

Врачи дают следующие советы:

  • Простое соблюдение правил по технике безопасности, в частности, инструкции по защите органов зрения, предупредит травматическую слепоту.
  • Правильный, сбалансированный рацион питания защитит от «куриной слепоты».
  • Диабетическим больным постоянный контроль сахара и диеты, отказ от вредных привычек и физкультура помогут избежать осложнений и, в том числе слепоты.
  • Регулярные визиты к офтальмологу здоровых людей смогут выявить глаукому или катаракту на ранних стадиях. Пожизненное соблюдение назначений врача сохранит зрение.

Сочинение Ученье - свет, а неученье - тьма 5 класс

Пословица «ученье – свет, а неученье – тьма» смысл в XXI веке приобретает буквальный. Экологическая катастрофа, тотальное загрязнение планеты привели к недостатку питательных веществ в рационе. Как следствие – органические нарушения обмена веществ и зрения.

Смысл пословицы

Нежелание простого обывателя узнавать новое, меняться всегда было предметом обсуждения и боли истинных русских интеллигентов. А. П. Чехов писал о преступной неграмотности крестьян в вопросах элементарной гигиены, уносящей жизни детей.

Много людей с горячими сердцами, сознающих необходимость обучения людей, поехало в свое время из городов в глубинку. Это были учителя, врачи, инженеры. Они помнили: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Смысл пословицы они видели в первой ее части. Но были и есть другие, видящие его во второй.

Сочинение Ученье - свет, а неученье - тьма 5 класс

Есть такое понятие – обскурантизм. Производное от латинского «obscurans», или «затемняющий». Означает отрицательное, порой агрессивное отношение к просвещению и прогрессу. Существует немного устаревший аналог этого слова – мракобесие. Но в свете разбора нашей пословицы он больше подходит.

По сути, идет постоянная борьба двух начал – света (просвещения) и тьмы (мракобесия). И у каждого человека есть право выбора, на какую сторону встать.

Источник: https://www.syl.ru/article/301766/uchenie-svet-a-neuchene-tma-issledovanie-poslovitsyi

Эссе "Ученье — свет, а неученье — тьма!"

Сначала я, как и мои одноклассники, не понимала, что изучение школьных предметов необходимо лично мне, а не учителю и родителям. Сейчас же я уже осознала важность учёбы в школе, в процессе которой расширяется кругозор, приоткрываются тайны природы, формируются убеждения.

Школьное образование, конечно, является лишь первой ступенью к восхождению на вершину знаний, накопленных человечеством за время своего существования.

Оно даёт мне возможность постоянно совершенствоваться, так как, узнав на уроке что – то новое, я не останавливаюсь на этом, а стараюсь найти дополнительные сведения, докопаться до сути того или иного явления.

После окончания школы я постараюсь продолжить своё образование в вузе, хотя сейчас ещё не определилась, какую профессию выбрать. Но это, думаю, не страшно: впереди у меня целых три года!

Мне очень хочется в будущем стать по – настоящему образованным человеком, то есть не замыкаться в рамках только своей профессии, а хорошо знать историю, разбираться в музыке, живописи, литературе, овладеть английским языком и, конечно же, постичь все секреты родного языка, потому что русский язык так богат, что мало родиться русским, чтобы считаться грамотным.

Я убеждена, что лишь образование помогает человеку раскрыть все свои способности, полученные им в дар от природы, и не позволяет ему останавливаться на достигнутом. Ведь чем больше ты знаешь, тем интереснее тебе кажется жизнь.

Знания помогают нам избавиться от страха. Раньше, например, я панически боялась грозы.

Теперь же, когда на уроках физики мы познакомилась с этим атмосферным явлением, я уже спокойнее отношусь к нему, хотя и знаю, что его надо опасаться.

Каждый школьный предмет по – своему обогащает меня, способствует приобретению мною жизненного опыта. Так, биология помогла мне понять то, что к животному и растительному миру надо относиться очень бережно, потому что он хрупок, как и всё живое на Земле. И я, как часть этого мира, обязана защищать его от разрушения.

  • Чтобы стать образованным человеком, надо много работать над собой, начиная со школьных лет, потому что знания не даются человеку с рождения, а приобретаются в процессе всей его жизни.
  • Сохранена орфография и пунктуация автора. 
  • Масалкина Мария Валерьевна, ученица 9 «Б» класса, МБОУ СОШ № 4 города Можги Удмуртской Республики

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Сочинение Ученье - свет, а неученье - тьма 5 класс

Источник: https://pedsovet.su/publ/152-1-0-5133

Ученье — свет, а неученье — тьма — сочинение-рассуждение

Тьма представляет собой отсутствие света, так говорят мудрецы и, пожалуй, так определять тьму вполне логично. Там, где отсутствует свет, туда приходит тьма, которая является по своей сути только недостатком.

Невежество, то есть не ученье, тоже является недостатком. Логика в этом деле вполне проста. Если человек рождается без каких-либо знаний, он остается в определенном смысле во тьме, до того как вспомнит нечто интуитивно или получит какие-то знания, ученье.

Тогда приходит свет, тьма отступает и человек начинает смотреть на многое совершенно иным взглядом в котором есть свет знания. Если человек не имеет знания, он смотрит как бы из тьмы и смотрит тоже в темноту, мир остается для него загадочным и странным, многое не понятно, но только стоит рассеять тьму, как многое становится ясно. В этом, вероятно, суть известного изречения.

Именно поэтому разумное распространение знаний, распространение для людей, которые нуждаются в этом, является основным методом борьбы с тьмой. А темное начало в свою очередь не может действовать так активно, оно может только порождать пассивность света.

К примеру, когда ухудшают образования, даже, когда педагог в школе элементарно не старается или не распространяет свет, он потворствует тьме, тогда он пособник зла, он засеивает не разумное и доброе, но поощряет распространение тьмы, отсутствие света.

Конечно, в этой фразе имеются в виду не только энциклопедические знания и эрудиция. К примеру, некоторые люди изучили как устроен атом и каков итог? Атомная энергия, но при этом и кризисы на атомных станциях, серьезное загрязнение планеты, кто-то изобрел атомную бомбу, академик Сахаров потом раскаивался в этом поступке, но каков толк от его причитаний для жителей Хиросимы, к примеру?

Поэтому свет учения, вероятно, включает в себя и моральный аспект. Каждому требуется ясно представлять сначала последствия собственных действий, осознавать к чему приводят знания. Ведь знания дают определенную мощь и нужно умело пользоваться этим инструментом.

Есть мнение о благе как определенном знании, которое доступно всем людям. Если кто-то совершает неблаговидный поступок, он просто погряз во тьме невежества, так как обладающий светом подлинного знания (в том числе и морального) просто не может поступать во зло, он наполнен пониманием верного действия.

Сочинение 2

Свет позволяет различать вещи, во тьме наоборот – ничего не видно. Именно поэтому легко запутаться. К примеру, если человек в темном помещении хочет взять чашку, то он не знает, где этот предмет и легко может перепутать с другим, поэтому он может пить свой напиток из емкости для отбросов, например, и не чувствовать разницы.

Темнота обволакивает и уравнивает, на самом деле есть особенные функции темноты, которые некоторым людям даже нравятся. В частности такая уравнивающая и скрывающая функция, которая позволяет видеть мир совсем иначе. Запреты в темноте не действуют, так как ничего не понятно и в этом многие видят пользу.

Конечно, темнота тут, равно как и в пословице про ученье, является метафорой. Речь идет о концепции. Незнанье темноты делает для человека весь мир пространством, в котором легко ошибиться, в котором верные действия становятся только стечением обстоятельств.

В отличие от этого ученье дает мудрость и понимание и поэтому является светом, который освещает внешнее пространство. Человек, который обладает знаниями и пониманием, действует не, исходя из чужого мнения или обстоятельств, он действует, исходя из ясного понимания мира. Поэтому его действия остаются верными, и он не путается в собственном поведении и выборах.

В этом заключается отличие света от тьмы, ученья от неученья. Возьмем простой пример с мытьем рук. Он может быть довольно выразительным в этом контексте.

Читайте также:  Почему не все мечты сбываются - сочинение

Если человек знает о бактериях и различных подобных организмах, он ясно понимает почему следует мыть руки прежде чем кушать или по приходу домой. Поэтому для него выбор очевиден, он может только помыть руки, оказавшись дома.

Тот, кто не понимает основ гигиены, может помыть руки, так как таким образом поступают другие, но также он может и не мыть руки перед едой, например, ведь для него этот выбор неочевиден, он в этом смысле во тьме и не видит потребностей в определенных действиях.

В этом мире многие люди блуждают во тьме, многие рождаются так, после чего проживают всю жизнь не прояснив ничего светом подлинного знания.

Конечно, речь не только об обучении в школе, человеку также полезно узнать и про моральные стороны знаний, получить учение жизненного опыта.

В этом смысле свет всегда лучше, хотя и не всегда приятно смотреть на мир, который предстает в своем подлинном обличье, но когда есть свет, то понятно куда идти и такой вариант лучше, чем блуждать в комфортных потемках иллюзий.

`

Популярные сочинения

  • Роль знаний в жизни человека сочинение
    С созданием мира появляется и человек. С самого рождения человек начинает бороться. Он проходит через множество испытаний, чтобы построить себя как личность. В течение многих лет он обзаводится мудростью и становится разумным существом
  • Что такое настоящее искусство? сочинение
    Искусство, является неотъемлемой частью нашего мира, без него наша жизнь станет тусклой, серой и безрадостной. Ведь кино, телевидение, литература, а так же театр, есть наше беспредельное, всемирное наследие
  • Сочинение Первый снег
    Как прекрасен первый снег! Природа погружается в белую сказку. Земля радостно ждет того момента, когда ее укроет мягкая пелена пушистого снега. День с каждым днем становится короче, но это не омрачает счастливые лица людей. Все ждут праздника!

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/uchene-svet-a-neuchene-tma

Сочинение-рассуждение на тему: “Ученье свет, а неученье – тьма”

С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому.

Есть такая русская пословица: “Ученье свет, а неученье – тьма”. Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества.

Люди, которые стремятся к знаниям, умные и начитанные,

они разбираются в разных интересных и полезных вещах, учатся в университетах и академиях, работают в современных офисах менеджерами и директорами.

Я с детства хочу стать переводчиком. Это моя мечта. Для того, чтобы она сбылась, я очень стараюсь, я учу английский в школе, хожу на дополнительные занятия.

Стараюсь смотреть мультфильмы без перевода, каждый день мама проверяет, сколько новых слов и фраз я запомнила. Она мне помогает достигнуть моей цели и выйти на свет, в мир грамотных и умных людей. Мне трудно, потому что у меня каждый день много других уроков, а еще музыкальная школа и танцы.

Но меня это не пугает, я очень стараюсь и верю, что все обязательно получится. Я хочу много путешествовать, общаться с интересными людьми. Но если я не смогу поддержать беседу, они подумают, что я глупая и не станут со мной разговаривать.

Нельзя оставаться во тьме, тем более наши замечательные учителя и любимые родители дают нам необходимые знания, поддерживают и верят в нас. Это нужно не для них, а для нашего будущего. Нужно прикладывать немало усилий для того, чтобы много уметь и знать, но все это пригодится в жизни.

Для того, чтобы получить любимую профессию и работать тем, кем мечтаешь, нужно потрудится.

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение-рассуждение на тему: “Ученье свет, а неученье – тьма”« Сокращенно “Красное и черное” СтендаляРаспространенное приложение »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-rassuzhdenie-na-temu-uchene-svet-a-neuchene-tma/

Материал (5 класс)

  • Сценарий выпускного праздника
  • «Ученье свет, а не ученье тьма
  • или волшебные приключения Маленькой Бабы-Яги»
  • Сцена разделена маркизом (белая ткань). На передней части сцены – ширма:
  •  с одной стороны ширмы закреплено дерево (лес), с другой стороны – интерьер кабинета Ворона Абрахаса (книги, портреты мудрецов).
  • Рядом с ширмой располагаются счеты, пенек.
  • Голос за кадром:
  • Далеко-далеко за морем
  • Стоит золотая стена,
  • За стеной той заветная дверца,
  • За дверью Чудо-страна.
  • Когда ты войдешь в эту дверцу,
  • Везде тебя ждут чудеса,
  • И тайну волшебных предметов
  • Познаешь, мой друг, до конца.

Звуковой фон: капли дождя, завывание ветра.  Гром, блики молнии.

Сцена освещается, Ширма разворачивается, появляется Ворон Абрахас.

Ворон (разглядывая портреты): Да, недаром говорят «Ученье свет, а не ученье тьма».  Вот моя ученица,  Маленькая Баба-Яга, не всегда проявляет должное усердие в учебе, а совсем скоро  ей предстоит сдать серьезный экзамен.

Посмотрим, много ли добрых дел она сделала (подходит к счетам, щелкает косточки на счетах).

Помогла собрать старушкам хворост – раз, спасла лошадей от жестокого возчика – два, помогла детворе защитить Снеговика от хулиганов – три, спасла гнезда ворон от разорения мальчишками – четыре … Ну что ж неплохо.

     Но и ошибок в ее колдовстве было много: вместо дождя наколдовала кислое молоко – раз, два – она колдовала в пятницу, что совершенно не допустимо для настоящей колдуньи. Интересно, а чем же она сейчас занята? Пора проверить, как идет ее подготовка к экзамену.

Ворон достает волшебное перо. Производит колдовство – занавес (маркиз) открывается. Ворон уходит.

  1. Звуковой фон: шум дождя сменяется шумом леса.
  2.  Декорации: на заднике — дремучий лес,
  3. на сцене —  избушка, котел, травы, колдовская  книга, волшебные предметы.
  4. Маленькая Баба-Яга ходит по лесу и собирает травы и коренья для колдовства.
  5. Маленькая Б-Я:  Между сосен и полянок
  6.                               Поскакала за бугор,
  7.                              Собрала ведро поганок,
  8.                              Отыскала мухомор.
  9.                              Притащила свежей тины
  10.                              Волчьих ягод три корзины,
  11.                              Кипу разных корешков,
  12.                              Да травы пару пучков.

Мне осталось пройти самое трудное испытание – научиться подчинять волшебные предметы своей воле. А для этого нужно сварить волшебное  зелье.

  • Маленькая Баба-Яга подходит к избушке, бросает в котел собранные травы и коренья, произносит заклинание.
  • Незаметно для Маленькой Бабы-Яги появляется Ворон Абрахас,
  • наблюдает за ее действиями.
  • В результате ее колдовства идет дым и пар («Химическая реакция»), сопровождается звуковыми эффектами.
  • Маленькая Б-Я: Вот зелье и готово! Сейчас испробуем его силу  …
  • Маленькая Баба-Яга взбрызгивает зельем на волшебные предметы.
  • Волшебные предметы исчезают со сцены.
  • Остается только Волшебный Горшочек.
  • Маленькая Б-Я: Странно… И куда это все волшебные предметы исчезли…

Останавливается взглядом на Волшебном Горшочке, включается фонограмма «Чириканье птичек». Берет Горшочек в руки.

Маленькая Б-Я: Раз остался один Волшебный Горшочек, на нем и проверим колдовскую силу моего зелья. Сейчас я наколдую для птичек вкусную кашу.

  1. Маленькая Баба-Яга говорит волшебные слова.
  2. Горшочек, чудо сотвори,
  3. Кашу вкусную вари.
  4. Звук колдовства.

Маленькая Б-Я: Где моя большая ложка?! Сейчас посмотрим, какая вкусная каша у меня получилась.

Маленькая Баба-Яга берет ложку и пытается отведать каши из Горшочка, но вместо этого из Горшочка тянутся длинные ленты.

Маленькая Б-Я (вынимая ленты из Горшочка): Ой, что это?.. Почему? Где каша?

Ворон Абрахас (выходя к ученице): Так – так…

Маленькая Б-Я: Должно быть, я оговорилась!

Ворон Абрахас: «Оговорилась»! Ты невнимательна и рассеяна. Так можно всю колдовскую силу загубить.

Маленькая Б-Я: Я сейчас все исправлю.

Ворон Абрахас: Одной тебе явно не справиться. Тебе нужны помощники.

Маленькая Б-Я: А где же я их найду?

Ворон Абрахас: Есть у меня на примете маленькие волшебники – ученики школы «Умка». Многому они научились, и, думаю, смогут помочь тебе вернуть всем волшебным предметам их истинную колдовскую силу. Только помни: старание и труд все перетрут.

Маленькая Б-Я: Знаю-знаю про них… пролетала – видела. Сейчас вылетаю в путь. Эй, метла, ты пробудись,

  • Эй, метла, ты разомнись…
  • Унеси меня туда,
  • Где помогут мне друзья.

Метла выполняет «волшебные движения». Маленькая Б-Я садится на метлу, отправляется в полет.

Ворон Абрахас: Не стоит оставлять ее без присмотра, отправлюсь я вслед за моей ученицей.

Маленькая Баба-Яга делает на метле пару кругов, Ворон летит за ней, останавливаются.

Маленькая Б-Я здоровается с детьми. Обращается к ним за помощью.

  1. При помощи детей Маленькая Б-Я возвращает колдовскую силу Горшочку.
  2. Музыкальная игра «Доскажи волшебство»
  3.  (по принципу «Доскажи словечко» — «Самара-городок»)
  4. 1. Чтобы чудеса свершались,
  5.     Надо помнить нам всегда,
  6.     В каждой сказке, в каждой книжке
  7.     Есть волшебные слова.
  8.     Их, дружок, не забывай,
  9.     Вместе с нами повторяй,
  10.     Дружно, вместе и тогда,
  11.     Все преграды – не беда.
  12.  2. Щука выполнит желанье,
  13.     Лишь произнесешь слова:
  14. Дети:
  15.          По щучьему велению,
  16.             По моему хотению.
  17.  3. Деревянный мальчуган,
  18.      Деньги в землю закопал,
  19.      И над ними прошептал:
  20. Дети:
  21.     4. Свет мой зеркальце скажи,
  22.        Да всю правду доложи…
  23. Дети: 
  24. Я ль на свете всех белее,
  25.            Все прекрасней и милее.
  26.     5. Этот цветок непростой,
  27.       Семицветик он цветной,
  28.       Ты листочек оторви,
  29.       И слова произнеси,
  30. Дети:
  31. Лети, лети, лепесток,
  32.            Через запад на восток,
  33.            Через север, через юг,
  34.            Возвращайся, сделав круг.
  35. После проведения игры Маленькая Б-Я проверяет колдовскую силу Горшочка.
  36. Маленькая Б-Я: 
  37. Горшочек, чудо сотвори,
  38.                             Кашу вкусную вари.
  39. Маленькая Баба-Яга берет ложку, пробует кашу, накладывает на тарелочку для птичек.
Читайте также:  Доклад на тему язык - орган вкуса 4 класс окружающий мир

Ворон Абрахас: С Горшочком ты справилась, но у тебя остались еще и другие волшебные предметы, которым нужно вернуть их колдовскую силу. Например, Волшебному Зеркалу. Но для начала надо, чтоб это Зеркало появилось здесь.

Маленькая Б-Я: Я знаю, как это сделать. В этом нам поможет клубок ниток.

Игра «Клубочек ниток»

(Первый вариант( для малышей):  дети встают друг за другом, идут за ведущим змейкой;

Второй вариант(для старших детей): дети идут по кругу, взявшись за руки. «Клубочек» катится по широкой реке, через гору, по кочкам. Ребята выполняют движения. Нельзя расцеплять руки).

  • После проведения игры дети рассаживаются по местам.
  • Ворон Абрахас вынимает Волшебное Зеркало из-под «крыльев»
  • (спрятано за спиной, под плащом).
  • Ворон Абрахас (обращаясь к Зеркалу):
  • Свет, мой зеркальце, скажи,
  • Да всю правду доложи,
  • Что поможет нашим детям,
  • Быть умнее всех на свете.
  • Зеркало отвечает — включается запись «Перевертыш» («Учат в школе»).
  • Ворон Абрахас: А теперь нужно вернуть колдовскую силу Зеркалу.
  • Загадки.
  • Первый вариант (для малышей): Волк и семеро козлят
  • Жили-были семь ребят –
  • Белых маленьких …(козлят).
  • Мама их любила,
  • Молочком … (кормила).
  • Тут зубами щелк да щелк,
  • Появился серый … (волк),
  • Шкуру белую надел,
  • Нежным голосом … (запел).
  • Как коза запел тот зверь:
  • — Отоприте, детки … (дверь),
  • Ваша матушка пришла,
  • Молочка вам …(принесла).
  • Мы ответим без подсказки
  • Кто сумел спасти ребят.
  • Это знаем мы из сказки:
  • «… и … …»  (Волк и семеро козлят).
  • Второй вариант (для старших): Математические задачи
  • 1.Щука в озере плыла,
  • Червяка с крючка сняла,
  • Наварила щука щей.
  • Пригласила пять ершей,
  • Щи у щуки хороши!

Сколько рыбок ели щи? (Ответ 6).

  1. 2. Пять ворон на крышу сели,
  2. Две еще к ним прилетели,
  3. Отвечайте быстро смело,

Сколько птичек прилетело? (Ответ 7).

  • 3. На поляне у реки
  • Жили майские жуки:
  • Дочка, сын, отец и мать,

Кто успел их сосчитать? (Ответ 4).

  1. 4. На полянке у дубка
  2. Крот увидел два грибка,
  3. А подальше у осин
  4. Он нашел еще один.
  5. Ну-ка кто сказать готов,

Сколько крот нашел грибов? (Ответ 3).

  • Ворон Абрахас: Проверим, вернулась ли колдовская сила Волшебному Зеркалу.
  • Свет мой, зеркальце, скажи,
  • Да всю правду доложи,
  • Что поможет нашим детям,
  • Быть умнее всех на свете.
  • Зеркало отвечает — Звучит фонограмма «Учат в школе»
  • Ворон Абрахас: Вот мы и вернули Зеркалу волшебную силу.
  • С помощью цветика — семицветика возвращаем следующий волшебный предмет.
  • Игра «Цветик-семицветик»

(Детям выдаются элементы цветика – сердцевину и лепесточки. Дети передают их под музыку друг другу, как только музыка выключается, те, у кого в руках остаются элементы цветика, выходят в центр и составляют цветик-семицветик (на липучках, по принципу притворщика).

  1. Волшебные слова:
  2. Лети, лети, лепесток,
  3. По ручонкам на восток,
  4. Лишь услышишь слово стоп,
  5. Соберись скорей цветок.
  6. Появляются (вкатываются)  сапоги-скороходы (на скейте или роликах).
  7. Маленькая Баба-Яга одевает сапоги-скороходы, проверяет их силу – начинает ходить задом наперед.
  8. При помощи детей возвращает колдовскую силу сапогам.
  9. Эстафета «Сапоги-скороходы»
  10. (Вызываются два взрослых (папы), надевают большие штаны, детям надо как можно быстрее наполнить штаны воздушными шарами).
  11. Маленькая Баба-Яга проверяет колдовскую силу сапог-скороходов.
  12. В шарах Маленькая Баба-Яга находит Волшебную Палочку.
  13. Маленькая Б-Я: Палочка волшебная есть у меня, друзья,
  14.                             Шапку-невидимку отыщет нам она.
  15. Звуковой эффект колдовства.
  16. Палочка притягивает Маленькую Бабу-Ягу к волшебному коробу («черный ящик»).
  17. Маленькая Б-Я: А где же Шапка-невидимка?
  18. Ворон Абрахас: Наверное, в этом волшебном коробе.
  19. Ворон Абрахас открывает короб – пустота.
  20. Для появления Шапки-невидимки Ворон проводит игру с залом
  21. (похлопать, потопать …)
  22. Ворон Абрахас извлекает Шапку-невидимку из короба.
  23. Ворон Абрахас: Шапка-невидимка есть, теперь ей нужно вернуть колдовскую силу.
  24. Первый вариант (для малышей): Музыкальная игра «Найди сказку»
  25. (Дети отгадывают сказку и показывают героя из сказки).
  26. («Мы едем-едем в далекие края»).
  27. Большое золоченое
  28. Яйцо она снесла!
  29. А волку мой козленочек
  30. Ты дверь не открывай!
  31. Попил воды Иванушка!
  32. И, вдруг, козленком стал!
  33. У мухи гости собрались!
  34. И самовар кипит!
  35. Ты испеки мне, бабушка,
  36. Румяный колобок!
  37. И потеряла туфельку!
  38. Да так и не нашла!
  39. (Спрятанные сказки: Курочка Ряба, Волк и семеро козлят, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Муха Цокотуха, Колобок, Золушка).
  40. Второй вариант (для старших детей): «Музыкальный оркестр»
  41. (на мотив «Мы едем, едем, едем …»)
  42. Мальчики исполняют партию трубы: тру-ту-ту, тру-ту-ту, тру-ту-ту.
  43. Девочки исполняют партию скрипок: тили-тили, тили-тили.
  44. И девочки и мальчики исполняют партию барабанов: бум-бум-бум.
  45. Поверьте сказке старой,
  46. Что рассказали мне,
  47. Все это в музыкальной
  48. Случилось в стране.
  49. Там скрипка с барабаном,
  50. С трубой подняли крик
  51. О том, кто самым главным
  52. Окажется из них.
  53. Припев:
  54.          Тру-ту-ту, тру-ту-ту,
  55.          Тру-ту-ту, тру-ту-ту,
  56.          Тили-тили-тили,
  57.          Тили-тили-тили,
  58.          Бум, бум, бум, бум,
  59.          Это музыка, не шум,
  60.          Это музыка, не шум!
  61. Труба охрипла первой,
  62. Хоть громкий голос дан.
  63. У скрипки сдали нервы,
  64. Порвался барабан.
  65. И без аплодисментов
  66. Их крик внезапно стих.
  67. Сломали инструменты,
  68. И… выбросили их.
  69. Припев:
  70.          Тру-ту-ту, тру-ту-ту,
  71.          Тру-ту-ту, тру-ту-ту,
  72.          Тили-тили-тили,
  73.          Тили-тили-тили,
  74.          Бум, бум, бум, бум,
  75.          Это музыка, не шум,
  76.          Это музыка, не шум!

Маленькая Б-Я: Ура! Мы справились – и вернули всем волшебным предметам их колдовскую силу.

Ворон Абрахас: Молодец! Ты сдала свой последний экзамен! И отныне ты становишься настоящей Колдуньей.

Звучат фанфары.

Ворон Абрахас посвящает Маленькую Бабу-Ягу в «Колдунью» — одевает «Символ волшебной власти» (шапку).

Ворон Абрахас: Но только помни: у тебя все получилось, потому что ребята тебе помогали: их дружба, доброта, терпение, умение, трудолюбие. А потому твое колдовство будет действовать только тогда, когда ты будешь творить добрые дела.

(Обращается к детям). Маленькая Баба-Яга приложила немало сил, чтобы стать настоящей колдуньей! Если вы, ребята, так же, как сегодня, будете проявлять в учебе терпение, трудолюбие, усердие, я уверен, вы справитесь со всеми сложными испытаниями. И добьетесь успеха в любом деле.

Делу время, а потехе час. Не пора ли нам возвращаться в нашу сказку? Нас ждут добрые дела!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/04/11/uchene-svet-a-neuchene-tma

«Ученье — свет, а неученье — тьма»

Каждая пословица или поговорка имеет собственную уникальную историю происхождения. Пословица «Ученье — свет, а неученье — тьма» более двух столетий влияет на культуру русского народа.

Содержание

  • Ученье — свет, а неученье — тьма: кто сказал, чьи слова, кто автор?
  • Как объяснить смысл, значение пословицы «Ученье — свет, а неученье — тьма» для детей 1 класса школы?
  • Происхождение пословицы – «Ученье — свет, а неученье — тьма»: описание
  • «Ученье — свет, а неученье — тьма»: как правильно пишется?
  • Ученье — свет, а неученье — тьма: это пословица или поговорка?
  • Какой рисунок подходит к пословице — «Ученье — свет, а неученье — тьма»?
  • Ученье — свет, а неученье – тьма: какие антонимы подходят?
  • Видео. Видеомотиватор: Ученье — свет, а неученье — тьма
  • Видео. Ученье — свет

О пользе обучения русский народ знал издавна. Минимум, детей учили ремеслу и основам богослужения. Наряду с этими знаниями дети нередко овладевали также навыками чтения, письма. Детей знати обучали учителя, выписанные из-за границы. При этом существовали различные школы, училища, гимназии.

Уже в Средневековой Руси существовали «училища», что смог доказать историк 19 века Даниил Лукич Мордовцев. Он опровергнул тот факт, что просвещение на Руси началось лишь с правлением Петра I. Достоверные источники — постановления Стоглавого Собора, книга «Стоглав», выпущенная при правлении Ивана IV в середине 16 века, имела разделы об образовании.

Полководец Александр Суворов

Ученье — свет, а неученье — тьма: кто сказал, чьи слова, кто автор?

Крылатое выражение принадлежит Суворову Александру Васильевичу, русскому полководцу. Будущий основоположник военного искусства обладал хилым телосложением в детстве, поэтому родители ориентировали его на гражданскую службу. Он тянулся к знаниям, получил хорошее разностороннее образование, которое постоянно совершенствовал.

Благодаря своим знаниям и умениям князь Италийский, граф Рымникский и Священной Римской империи смог стать генералиссимусом русской армии, генерал-фельдмаршалом австрийской армии, оказывать существенное влияние на исход войн, обучать войска. Видя, какое огромное влияние оказывает научный подход, разработка стратегии и совокупность знаний из разных областей, А.В. Суворов питал глубокое уважение к знаниям.

Знания позволяют добиваться более глобальных целей

Как объяснить смысл, значение пословицы «Ученье — свет, а неученье — тьма» для детей 1 класса школы?

  • Человек, обладающий скудными знаниями, словно находится в темной незнакомой комнате. Передвигаясь, он натыкается на предметы, спотыкается, ему тяжело найти выход, не может точно определить, что ему делать и куда идти. В освещенной же комнате передвигаться легко и просто, как и образованному человеку по жизни.
  • Люди, обладающие большим багажом знаний, могут быстро найти выход в любых ситуациях. Они видят больше вариантов решений вопросов и выбирают наилучший. К тому же, они не так боятся решать сложные вопросы, поскольку знают, как поступить правильно. Именно поэтому образованные люди чаще реализуют свои мечты и становятся космонавтами, врачами, исследователями, летчиками, бизнесменами.
  • Раньше малообразованных людей называли «темными», «бредущими во тьме».

Спасительный луч

Происхождение пословицы – «Ученье — свет, а неученье — тьма»: описание

  • Автором пословицы является Суворов А.В. Но впервые ее опубликовал в 1862 году в своем сборнике «Пословицы русского народа» В.И.Даль. В дальнейшем пословицу в своих творениях использовали многие русские писатели.
  • Но впервые идею о ценности знаний высказали значительно раньше. В ветхозаветной книге Библии «Екклесиаст», написанной 1000 лет назад, большое значение уделяется мудрости и ее познанию: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы». И добавляется, что мудрый человек — видит ясно, глупый же окружен тьмой.
  • Книга «Екклесиаст» была популярной, переводилась на много языков, поэтому она сохранилась не только на древнееврейском языке. Аналогичные пословицы имеют различные страны по всему миру.

«На ощупь» жить сложнее

«Ученье — свет, а неученье — тьма»: как правильно пишется?

Правильное написание: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

  • слово «ученье» — это разговорный вариант слова «учение», но в данном случае оно пишется именно через «ь», поскольку является фразеологизмом;
  • в слове «неученье» частица «не» пишется слитно, поскольку это существительное и ему нет противопоставления  с частицей «а».
  • в предложении слова ученье, неученье — подлежащее, а слова свет, тьма — сказуемое. В случаях, когда подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи, в данном случае — существительным, между ними ставится дефис, который выполняет роль глагола-связки.

Ученье — свет, а неученье — тьма: это пословица или поговорка?

Эта фраза является пословицей, поскольку обладает всеми признаками пословицы, которые отличают ее от поговорки:

  • это законченное выражение;
  • фраза состоит из двух частей;
  • носит обобщающий поучительный характер;
  • имеет конкретный вывод, а не просто характеристику, выражающую эмоциональное состояние.

Знания плечи не давят

Какой рисунок подходит к пословице — «Ученье — свет, а неученье — тьма»?

Каждый человек в детстве имеет какую-то мечту. Для ее достижения необходимо много работать и много знать. Физику-ядерщику необходимы точные науки, врачу — биология, генетика, юристу — своды законов, трактористу — ПДД, механика и т.д. В любой области специалисты высокого класса ценятся.

Читайте также:  Сочинение важность книг (важность чтения для человека)

Чтоб увидеть больше, надо узнать что-то новое

Главное знать цель и упорно постигать знания в нужной области. Лучше быть обувщиков высокого класса, шить красивую, удобную, стильную обувь, которая будет нравиться людям, чем посредственным экономистом, ненавидящим работу.

Ученье — свет, а неученье – тьма: какие антонимы подходят?

Антонимы:

  • к слову ученье — неученье, невежество, необразованность.
  • к слову неученье — ученье, ученость, образованность.
  • к слову свет — тьма, мрак, темнота
  • к слову тьма — свет, явь.

Только благодаря знаниям можно в жизни добиться желаемых целей, стать целостной личностью. Хорошая успеваемость в школе по предметам гарантирует грамотность, но, к сожалению, не гарантирует приобретения жизненной мудрости. Только целостные самодостаточные личности могут стать примером для подражания. Совершенствоваться необходимо всю жизнь, постигать свою суть, воспитывать в себе стойкость.

Видео. Видеомотиватор: Ученье — свет, а неученье — тьма

Источник: https://heaclub.ru/uchene-svet-a-neuchene-tma-kto-skazal-chi-slova-kto-avtor-smysl-poslovicy-uchene-svet-a-neuchene-tma-znachenie-rasshifrovka-uchene-svet-a-neuchene-tma-kak-pravilno-pis

«ученье свет, а неученье тьма»

Пообщаемся на предмет образования? Желательно в юморной форме, но о себе, о жизни. Сначала расскажу о себе. Смешного мало, но забавные (адреналинные) моменты есть.

Закончила я 12 классов (у нас в стране школа или до 9, или до 12 класса). 6,8,9 класс была отличница. Другие классы закончила с одной-двумя четвёрками.

В 10 классе впервые получила за полгода (некоторые предметы в старшем классе оценивались за полгода, некоторые — за четверть) по русскому языку  3!!! Для меня это был шок! Не столько из-за тройки, сколько из-за предмета. Потому как всегда обожала русский, литературу и математику. Ну да, странно — гуманитарий-математик. И стихи пишу, и цифры в уме умножаю  Ну да речь не об этом ))) Тройку исправила на четвёрку и в 12 классе получила табель с пополамом   — 4/5 по предметам. медалей не получила… А ведь так хотелось. Хотя б серебряную. Не дотянула

Экзамены. Вот тут у меня был и взлёт и падение. А вот падение было феерическим. Надо сказать, что мечтала после школы пойти или в полицейскую академию, или на адвоката. Или же на журналиста, или же на социального работника с молодёжью. Полицейская было в приоритете. И дальше — по списку  Увы и ах… Экзамен по-английскому языку (тест) мы сдавали так: медленно ходит учительница по енглишу между рядами с листочком в руках, на котором были написаны все ответы. Конечно же — все списывали с этого листочка. Учительница же! Из своего — было только сочинение на (выбранную из предложенных) свободную тему. На английском, конечно же. По плану от министерства образования — на экзамене должно было быть 4 ряда учеников. Однако столы расставили на 3 ряда — последний ряд раскинули по другим рядам. НО! Когда сдавали экзаменационные листки — вот их уже распихивали по 4 конвертам, как и было запланировано министерством образования.

Итог: выборочно министерство образования сверило работы именно с нашего конверта и обнаружило, что ровно 3 ошикуи (учителя специально так сделали, с ошибками, что бы не было подзрений. Не удалось )в тесте у всех совпадают. Есть одно НО — это действительно было выборочно. Потому как если бы проверили всю щколу — то эти 3 ошибки были бы во всех 4 конвертах

Конечный итог: экзамен по английскому у меня (и моих одноклассноков с моего конверта (не ряда)) аннулирован. Был суд, было дело. Решено восстановить только наше собственное. А именно — сочинение. К иностранным языкам (не то что русский!!) я в то время тяги не имела, и потому всего 11 баллов из 20 возможных. Плакала моя полицейская академия. Сразу и бесповоротно. Плакал во мне умерший адвокат. В той же самой академии. Таможенник. Раз нет для меня пути полицейского или адвоката — в списке оставшихся заведений мелькнул таможенник. а почему бы и нет? Тоже прикольная профессия (да-да, папа у меня мальчика хотел. А родилась я ). Именно в этот год именно это учебное заведение вдруг поменяло статус с профессионального в высшее… И именно в этот год 80% выпускников этого заведения подали документы в него же, но уже на высшее. Понимаете о чём я? Шансов поступить со столроны — 0 целых 1 десятая. Не поступила. СоцРаботник с молодёжью. Пришла на собеседования. очередь — поезд и до-хрена вагонов и маленьких тележек. 3 часа присидела не окне — очередь сдвинула на пару-тройку метров. А до меня — ещё человек 50… в общем — ушла. не дождавшись. Остаётся мореходка. Ооооооооо да!!! Прихожу на собеседование. Говорю — хочу на штурмана. Мне — «дЭвушка?! Вы чего!? Мы девушек на штурманов не берём. Может вам лучше пойти на… синоптика. например. Или в рыбное обслуживание. Или, особенно, на тальмана (это в порту груза принимают которые. Или распределяют транспорт. Одним другим словом — портовая логистика. Курс так и назывался „управление морским транспортом или портовый инженер“)» Говорю — давайте на тальмана! (а у самой мысли — всегда можно перейти после первого курса). Меня переводят. Иду писать сочинение. Пишу им «Это — полная дискриминация. Хочу быть штурманом. А мне говорят — девушек не берут. Мы же в 21 веке живём и девушки освоили почти все мужские профессии..» ну и далее примерно всё в том же тоне и стиле )) Сдала сочинение. Прихожу на окончательное собеседование. захожу в кабинет. А одна из комиссии восклицает: «Так эта же та девушка, которая про дискриминацию писала!!»… Допрос был долгий (дольше, чем у всех). И жёсткий. Прошла. Поступила.

Отучилась первый год и… решила не переходить. Больно летняя практика понравилась тальманом, которую, кстати, нашла сама. Да за неё ещё и платили (опять же — единственная в академии кто так масленно устроился ).

Второй год… Оба эти года на мою… хм… с параллельного класса девочку… наезжали сокурсницы. В школе я до этого с ней не особо общалась. В академии подружилась. защищала как могла. Пару раз даже пришлось подраться. Не смотря на то, что с той стороны была дылда — люлей она хапнула. Не сильных, но обидных. Вика (та, которую защищала и подружилась) взяла академический отпуск на год. Я отучилась пол третьего курса и тоже взяла отпуск. Стало тоскливо без Вики (она в эстонском шпарила и очень помогала в этом. В общем — у каждого была своя выгода. А училась я на эстонском и, как уже писала выше, с чужими языками проблема). Поэтому на третьем курсе с полгода я тоже взяла отпуск на полгода, что бы в следующем году продолжить обучение.

В следующем году с полугода пошла сново учиться. Офигеть!!! За этот год система образования поменялась и появились новые предметы. Оказалось, что мне надо их сдать, что бы продолжить обучение. Вот как, оказывается  С горем пополам сдала, на минимально-проходной балл…

Учусь третий курс и понимаю, что не тяну.  Кое-как закончила. Начинаю 4 курс. Кое-как тяну. Уж не знаю, почему так. Вроде и мозги есть, и Вика помогает (мы с ней снова в одной группе. да. Естественно)… Да вот не тяну, и всё. полгода отучилась, беру ещё полгода академки (за всё время обучения можно брать 1 год академического отпуска и даже разбивать его на 2 раз по полгода, как я сделала ). Решаю, что в следующем году первые полгода обязательно хожу, даже не числясь в списках. на лекции. Для общего образования. Ходила раз в месяц на какую-нибудь (снова новую!!) лекцию. Всё остальное время — работала (Жила уже 2 года как одна. Это, кстати, тоже может повлияло. Родителей же нет под боком, которые пнут). Другие полгода пыталась вникнуть в опять новые предметы. Не вникла. В итоге — по глупости — на всё забила. Контрольные написала на троечки. А на 2 из 3 экзаменов просто не пошла. Так и осталась без образования. Кстати — тальман- это единственная практика, которая понравилась. После 2 курса была практика логиста — там уже не платили и требовали. И там я поняла, что мне эти профессии не интересны. Сейчас с средним образованием зарабатываю то нормально, то впритык (от работы зависит). Знаю людей с высшим — работают продавцами в магазинах. Знаю людей с основным или средним образованием, кто зарабатывает нормально. Помню, в школе был в классе двоечник. Но, зараза, начитанный. И троечник, который до сих пор бизнесмен. Считаю, что если есть жилка — то образование совсем не важно. А вы как считаете? И есть ли у вас интересные или поучительные истории?

Пообщаемся на эту тему?

Источник: https://businka.org/life/2016/04/14/uchene-svet-a-neuchene-tma.html

«Ученье — свет, а неученье — тьма!». Как появилась эта фраза?

Фразу часто используют в назидание или в шутку, когда хотят подчеркнуть роль образования и пользу знаний. Весь её смысл построен на антитезе — противопоставлении света и тьмы, где «образование» — свет, а «тьма» — невежество. А ещё эта фраза может быть выражением сарказма.

В русской литературе эта мудрость так же попадается довольно часто.

Мы можем найти её в произведениях Фонвизина, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Чехова, а также многих других известных писателей, которые цитируют её, как народную пословицу.

Да, безусловно, многими это «крылатое» выражение воспринимается именно как русское народное творчество. Эта поучительная фраза даже включена в «Словарь и сборник русских народных пословиц и поговорок». Но всё-таки у неё есть автор.

Эта фраза глубоко проникла в русскую народную речь, благодаря Александру Васильевичу Суворову.

А. В. СуворовЗаглянем в энциклопедию

Александр Васильевич Суворов — великий русский полководец XVIII века, генералиссимус, один из основоположников русского военного искусства. Свою службу российскому императору он начал капралом.

А став полководцем, не только одержал ряд блистательных побед, но и не проиграл ни одного сражения.

Александр Васильевич Суворов создал оригинальную систему взглядов на способы ведения как войны в целом, так и конкретного боя в частности, а также воспитания и обучения войск. Он был ярым врагом догматизма и шаблона.

Именно полководец Суворов произнёс в своей жизни множество фраз, которые со временем стали популярными в русской речи. В том числе и эту. Правда, у неё было небольшое продолжение, которое потом, в сокращённом виде, стали употреблять отдельно, как другую пословицу: «Ученье — свет, а неученье — тьма! Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится!».

Забавные факты

Это «крылатое» выражение за время своего существования получило множество народных вариаций, порой даже очень весёлых:

  • Ученье — свет, а неученье — приятный полумрак!
  • Ученье — свет, а неучёных — тьма!
  • Ученье — свет, а неученье — чуть свет и на работу!

Слушайте программу «Откуда растут крылья» по четвергам в 8:13, 14:13 и 18:13 (повтор в воскресенье в 10:13, 14:13, 18:13) по московскому времени на радио «Губерния»!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5af414c257906aab58953431/5b16406c8a661900a9ed09b5

Ссылка на основную публикацию