Анализ стихотворения есенина пороша 6 класс

Анализ стихотворения Есенина Пороша 6 класс

Анализ стихотворения Есенина Пороша 6 класс

У каждого поэта имеются стихи, которые относят к пейзажным лирическим произведениям. Особенно это относится к русским поэтам. Все они отметились стихами длинными и стихами короткими, талантливыми и — не очень… Но преобладающая эмоция у каждого такого произведения — восхищение, на грани восторга, вызванная красотой природы средней полосы.

Поле, туманный луг, бескрайний простор степи и, конечно, лес. Лес двух сезонов, наиболее любимых русской поэзией: осенний и зимний. Пушкин и Некрасов, Фет и Тютчев и, конечно, выходец из толщи народной — Есенин, все отметились стихами о русской природе.

Однако в связи с этим возникает весьма любопытный момент.

Самым важным показателем, эстетическим индикатором, можно сказать, различающим вышеперечисленных поэтов является то, как они воспринимают природную красоту зимнего или осеннего леса. Кто-то просто испытывает восхищение и громко декларирует это, как, например, Пушкин. А для кого-то картина прекрасного — лишь повод к философско-эстетическим аллегориям.

Совсем другое дело Сергей Есенин! После прочтения  его стихов, относящихся к пейзажной лирике, возникает щемящее чувство грусти и душевного очищения. Они напрочь лишены вычурности поэтов бомонда, движения и действия героев и персонажей (если они имеются)этих стихов просты и прямодушны.

Начните вслушиваться в стихотворение (например, «Пороша», написанное в 1914 году) и оно пленит вас с первых же строк:

Еду. Тихо. Слышны звоны

  • Под копытом на снегу.
  • Только серые вороны
  • Расшумелись на лугу.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, придающем строкам особую распевность. Рифма в «Пороше» — перекрёстная.

Слова становятся осязаемы и, смешно звучит, обоняемы. Явственно слышен звон подков о ледок на дороге, запах сена в дровнях, крепкий, но не отталкивающий запах конского пота. Кроме хриплых криков ворон ветерок доносит и аромат сена из стога у дороги.

Тихо… Картина спящего леса, убаюканного «невидимкой», настолько сказочна, что пробуждает воображение, дорисовыващее  сосну — старушку  в «белой косынке» ,что «понагнулася», «оперлася на клюку» (просторечия, используемые Есениным).

  1. Заколдован невидимкой,
  2. Дремлет лес под сказку сна.
  3. Словно белою косынкой
  4. Повязалася сосна.
  5. Кстати, всё 2-е четверостишие являет собой пример идеальной аллитерации, с  её преобладанием согласных (С)
  6. Понагнулась, как старушка,
  7. Оперлася на клюку,
  8. А под самою макушкой
  9. Долбит дятел на суку.
  10. Помимо сочных зрительных образов пленяет и очень выразительная  тоника стихотворения: звоны, вороний грай и пулемётная трель дятла.

От стихотворения Есенина «Пороша» исходит мощная волна магнетизма, присущая именно русской ментальности. Неизбывный, затаившийся глубоко под спудом зов дороги. Когда пустившись в путь русский человек испытывает необъяснимый, какой-то исконно-посконный опьяняющий восторг перед дорогой. Оттого последние строки:

  •  Скачет конь, простору много.
  • Валит снег и стелет шаль.
  • Бесконечная дорога
  • Убегает лентой вдаль

словно взлёт после разбега, неспешно начавшегося в самом начале великолепного стихотворения Сергея Есенина. Здесь всё — и простор, раздвигающий пределы бытия и сознания. Здесь же и бесконечная дорога-идея фикс русского сознания. Дорога, укрываемая словно белой пушистой шалью порошей снега.

Растворение в окружающей природе, ощущение себя частицей этой природы свойственно натурам только утончённым. А кто может достичь высочайшей степени утончённости? Ну, конечно же только поэт и, скорее всего — русский поэт, каковым и является Сергей Есенин, ещё раз доказавший свою гениальность в стихотворении «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

  1. Заколдован невидимкой,
    Дремлет лес под сказку сна.
    Словно белою косынкой
  2. Повязалася сосна.
  3. Понагнулась, как старушка,
    Оперлася на клюку,
    А под самою макушкой
  4. Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения Есенина Пороша 6 класс

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.

Источник: http://kid-mama.ru/analiz-proizvedenij-po-literature/porosha-analiz-stixotvoreniya-sergeya-esenina/

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина С.А

Танюха))
Профи (581), закрыт 6 лет назад

Есенин «Пороша». Пожалуйста, очень нужно!

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

  • Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой
  • Подвязалася сосна.
  • Понагнулась как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой
  • Долбит дятел на суку.
  • Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога
  • Убегает лентой вдаль.
  • *SPACE*
    Искусственный Интеллект (237865) 6 лет назад

«Пороша». Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.

Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.

Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс.

В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры.

Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”.

Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…

Стихотворение С. Есенина «Пороша».

Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией).

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша». Ребята, вы понимаете слово «пороша». (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега).

Пороша — снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.

Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть).

Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем).

Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует).

Найдите в тексте сказочные образы.

Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон).

Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н]. [м]. [з]. [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором).

Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись).

Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.

Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне — она подвязалась белой косынкой и похожа на человека).

Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному) .

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны

  1. Расшумелись на лугу.
  2. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой
  3. Подвязалася сосна.
  4. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой
  5. Долбит дятел на суку.
  6. Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога
  7. Убегает лентой вдаль.
  8. Все правельно, зайка.
  9. Рада Корниенко
    Знаток (310) 1 год назад

Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге. В этом стихотворении есть олицетворение. сосну Есенин сравнивает со старушкой, но строками. А над самою макушкой

Елизавета Петенко
Ученик (157) 10 месяцев назад

Долбит дятел на суку. показывает, что не всё в сосне так мертво.В этом стихотворении нет предисловия. Нет в нём и концовки, кажется, что дальше ещё будет продолжение.

Дарья Коновалова
Ученик (145) 10 месяцев назад

Стихотворение было написано поэтом в 1914 году, является одним из популярнейших лирических стихов Есенина. Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге.

Ангелина Бобырь
Ученик (229) 10 месяцев назад

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества — тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. В ходе анализа стихотворения, мы попробуем разобраться не только с внешним планом изображения, но и с внутренним смыслом произведения. и там дальше))))

Актан Жолборс
Ученик (199) 10 месяцев назад

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике Сергея Есенина. Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

  • Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.
  • Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под сказку сна, / Словно белою косынкой / Подвязалася сосна».
  • В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Понагнулась, как старушка, / Оперлася на клюку».

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

«Пороша» С.Есенин

Анализ стихотворения Есенина Пороша 6 класс

«Пороша» Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны

  1. Расшумелись на лугу.
  2. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой
  3. Повязалася сосна.
  4. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой
  5. Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением.

И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства
.

Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью.

Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

Читайте также:  Иван - крестьянский сын и чудо-юдо - краткое содержание сказки

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта.

Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота
. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы.

И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.

«Пороша», анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворения Есенина Пороша 6 класс

Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя. Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина.

Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет
. Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…»
. «Поет зима – аукает». «Ты меня не любишь, не жалеешь…».

Не стало исключением и довольно известное стихотворение «Пороша», написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина.

Уже в первой строчке названо главное действие
героя и лаконично описана окружающая обстановка:

Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.

Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет – черный.

А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна»
. Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку»
. как будто повязавшись белою косынкой.

Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различными художественными средствами
. Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась»
. «повязалася»
.

«оперлася»
гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.

Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае – союзы словно и будто, а во втором – форму творительного падежа.

Разнообразен и тонический рисунок стихотворения. Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.

Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения.

Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль.

При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль»
(вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.

Конечно, тема дороги
. пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой
стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.

Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.

И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.

Сергей Есенин — Еду. Тихо. Слышны звоны (Пороша)

Yedu. Tikho. Slyshny zvonyPod kopytom na snegu,Tolko serye vorony

  • Rasshumelis na lugu.
  • Zakoldovan nevidimkoy,Dremlet les pod skazku sna,Slovno beloyu kosynkoy
  • Podvyazalasya sosna.
  • Ponagnulas, kak staryshka,Operlasya na klyuku,A nad samoyu makushkoy
  • Dolbit dyatel na suku.
  • Skachet kon, prostoru mnogo,Valit sneg i stelet shal.Beskonechnaya doroga
  • Ubegayet lentoy vdal.
  • Tle/ Nb}

Источник: https://mirfakt.ru/analiz-stihotvoreniya-porosha-esenina-analiz-stihotvoreniya-porosha/

«Пороша» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – эпитеты, метафоры, рифма, лирический герой — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.
  • История создания – Стих написан в 1914 году.
  • Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы.

Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

  1. Жанр – Пейзажная лирика.
  2. Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
  3. Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль».
  4. Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».
  5. Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой».
  6. Олицетворения – «вороны раскричались», «дремлет лес».
  7. Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

История создания

Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами.

Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт.

В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Жанр

Данное произведение является ярким образцом пейзажной лирики. Написано четырехстопным хореем, что придает стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счет гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38399-porosha-analiz-stihotvoreniia-esenina-po-plany-kratko-epitety-metafory-rifma-liricheskii-geroi.html

Краткий анализ стихотворения Есенина «Пороша» по плану

1. История создания

Есенинское стихотворение «Пороша» очень нежное, красивое и мелодичное. Оно считается одним из лучших образцов пейзажной лирики XX века, в которой явно слышны фольклорные интонации.

Автор написал это небольшое произведение в 1914 году и потому оно относится к раннему периоду творчества Есенина.

Молодой поэт в то время находился в Москве. Большой город одновременно нравился и угнетал суетливостью, грязью. Сергей Александрович скучал по родным рязанским просторам, лесам, заснеженным полям. Все эти чувства и вдохновили его на написание стихотворения «Пороша».

2. Литературное направление

Литературное направление – романтизм, но в нем уже очень явно ощущаются черты имажинизма.

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

4. Жанр

Жанр рассматриваемого стихотворения – пейзажная лирика.

5. Проблематика

Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не затрагивает. Он просто рисует картину умиротворенного зимнего леса, передавая всю свою любовь и тоску по малой родине.

6. Тематика

В произведении поднимается тема родины. Автор с любовью рисует прекрасный пейзаж, характерный его любимой деревне, а точнее, лесу за домами.

Бережное отношение, любование природой составляют основную тему стихотворения.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы излить собственную тоску по малой родине, рассказать, как она прекрасна и неповторима.

8. Пафос

Есенин любуется лесными просторами, в каждой строчке чувствуется восхищение и особенно трепетное отношение к родине.

9. Система образов

Стихотворение – удивительный пример олицетворения пейзажа. Тут не просто образы деревьев или природы в целом, а настоящая волшебная сцена.

Перед нами предстают сказочные герои, оживленные воображением автора: заколдованный невидимкой лес, сосна-старушка, опирающаяся на клюку. Благодаря таким сравнениям стихотворение становится похоже на фольклорное произведение.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем произведения становится сама русская природа, заснувшая зимой. Автор олицетворяет все вокруг, и обычные деревья оживают перед восхищенным взором читателя.

Нельзя забывать и о лирическом герое, который тоже предстает как персонаж произведения. Ведь мы видим все происходящее именно его глазами.

11. Лирический герой

От лица лирического героя ведется повествование. Это он едет на лошади и видит разворачивающуюся вокруг чудесную картину.

Читайте также:  Сочинение тема любви в романе отцы и дети тургенева

Лирический герой здесь – художественная проекция самого Есенина, так как нам сообщаются именно его чувства и особенное восприятие окружающего мира.

12. Сюжет

Автор просто описывает картину зимней природы, хоть и олицетворяет ее при этом. Как такового, сюжета нет.

13. Композиция

Формально стихотворение состоит из четырех частей. В каждом катрене рисуется своя маленькая картинка или деталь общего пейзажа.

Повествование развивается спокойно, линейно, без каких-либо явных композиционных точек.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень живым и невероятно образным, богатым языком. Причем, автор практически не использует высокой лексики. Вся ткань произведения состоит их простых слов, понятных любому человеку.

В этом заключается необыкновенный талант Есенина: суметь обычными выражениями нарисовать поистине волшебную картину.

15. Размер, рифма, строфика

  • Стихотворный размер – четырехстопный хорей.
  • Рифмовка перекрестная (АБАБ).
  • Стихотворение состоит их четырех строф, написанных катренами.

16. Средства художественной выразительности

  1. Практически все стихотворение – олицетворение природы: «дремлет лес», сосна «понагнулась как старушка», снег «стелет шаль».
  2. Встречаются эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».

  3. Автор использует сравнения, причем как явные, так и скрытые: «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась как старушка», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».

  4. Для особой напевности, характерной фольклорным произведениям, в тексте присутствует инверсия: «скачет конь», «валит снег».
  5. Метафоры: «дорога лентой», «сказка сна».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, насколько тонко и необычно Есенин воспринимал мир и как глубоко, искренне любил свою родину. Оно является ярким образцом таланта автора – уметь в простом видеть волшебное и очаровывать читателя рисуемыми образами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою родину, и у каждого из нас есть места, особенно дорогие сердцу. Именно поэтому стихотворение актуально и в наше время.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение своей красотой и невероятными, даже волшебными образами заснеженного леса.

20. Чему учит

Оно учит любить родные края и уметь видеть сказочное в, казалось бы, простых, обыденных пейзажах.

Источник: http://hronika.su/analiz-stihotvoreniya-esenina-porosha-po-planu/

Урок по литературе в 6 классе на тему: «Сравнительный анализ стихотворений С. А. Есенина «Пороша»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Открытый урок по литературе
в 6 классе

на
тему: «Сравнительный анализ стихотворений
С.А.Есенина «Пороша»

и А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Цели:

  1. Учить находить важнейшие основания для сравнения художественных произведений, строить аргументированные суждения, приводя убедительные доказательства и формулируя обоснованные выводы; готовить к экзамену по литературе в форме ГИА.

  2. Развивать логическое и образное мышление.

  3. Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к Родине через любовь к природе

  1. Объяснение темы и постановка целей урока.


Сегодня у нас необычный урок –
урок-консультация по подготовке к ГИА
по литературе. В 9 классе вы, возможно,
выберете экзамен по литературе, поэтому
готовиться к нему нужно уже сейчас.

Одно из заданий – сопоставительный
анализ 2-ух произведений. Сегодня мы
будем учиться сравнивать произведения
разных авторов. Мы сопоставим произведения
двух поэтов – С.А.Есенина «Пороша» и
А.С.Пушкина «Зимняя дорога». На первый
взгляд, это совершенно разные поэты.
Жили они в разные эпохи: Пушкин (1799 –
1837) в начале 19 в., Есенин (1895 – 1925) – в
начале 20 в.

Пушкин – дворянский сын, в
детстве в доме отца имел обширную
библиотеку, получил хорошее образование,
учился в Царскосельском Лицее. Есенин
– крестьянский сын, в детстве из книг
у него была только одна Библия. Окончил
Константиновское земское четырехгодичное
училище и Спас-Клепиковскую школу.

В
Москве полтора года слушал лекции в
народном университете Шанявского, всю
жизнь занимался самообразованием. Но
было в их жизни общее – корневая связь
со стихией национального языка, с
красотой и мудростью народного слова.
Есенин любил творчество Пушкина, учился
у него. Он унаследовал пушкинскую
поэтическую культуру в реалистическом,
правдивом описании родной природы.

Оба
они беззаветно любили родину, того и
другого можно назвать певцами родной
природы.


Зачем сравнивать произведения? (В
сравнении лучше выявляется своеобразие).

2.
Повторение теоретического материала.

  • Пейзаж
    картина природы в
    художественном произведении.
  • Композиция произведения –
    построение художественного
    произведение,
  • расположение и взаимосвязь
    всех его частей, образов, эпизодов.
  • Лирическое произведение –
    произведение, в котором
    автор выражает свое
  • душевное
    состояние, свои мысли о мире и человеке.
  • Лирический герой – художественный
    образ человека в художественном произ-
  • ведении.
  • Эпитет
    художественное
    определение предмета или явления.
  • Сравнение
    – изображение одного
    предмета путем сравнения его с другим.
  • Метафора
    слово или выражение,
    употребленное в переносном смысле,

вместо
другого слова, т.к. между обозначаемыми
предметами есть сходство.

  1. Олицетворение-
    изображение неживых
    предметов в виде живых существ.
  2. Инверсия
    необычный порядок
    слов.
  3. Аллитерация-
    повторение однородных
    согласных.
  4. Ассонанс-повторение
    одинаковых гласных звуков.
  5. Ямб-
    двусложный размер
    стиха. В строке ударные слоги четные,
    безударные –
  6. нечетные.
  7. Хорей
    — двусложный размер стиха. В строке
    ударные слоги нечетные, безудар-
  8. ные –
    четные.
  1. История создания стихотворения Есенина «Пороша» (сообщение уч-ся) и его выразительное чтение. Выяснение значения слова «пороша».

С
1912 года Есенин жил и работал в Москве.
Часто ездил по окрестностям Москвы, где
его поразили великолепные пейзажи.

      В
январе 1914 года в московском журнале для
детского чтения «Мирок» под псевдонимом
«Аристон» напечатано стихотворение
Есенина «Береза».

В следующем февральском
номере уже под его собственным именем
появилось стихотворение «Пороша», в
мартовском – «Село». Это первые известные
выступления Есенина в печати.

Пороша
свежий слой выпавшего
с вечера или ночью снега. (Словарь
С.И.Ожегова).

ПОРОША
Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом
на снегу.Только серые вороныРасшумелись
на лугу.Заколдован невидимкой,Дремлет
лес под сказку сна.Словно белою
косынкой

Повязалася
сосна.

Понагнулась,
как старушка,

Оперлася
на клюку,А под самою макушкойДолбит
дятел на суку.Скачет конь, простору
много.Валит снег и стелет шаль.Бесконечная
дорога

  • Убегает лентой вдаль.
  • 1914 год
  1. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».

— О чем стихотворение?

— (1.2.1.) Какой
предстает в стихотворении природа,
преображенная порошей?

— Какую картину
вы представляете, читая 1 строфу?

(Зимний заснеженный лес, вьется дорога,
по которой скачет всадник, большая
заснеженная поляна, перелетают и каркают
вороны. Картина реальная).

-Что нарушает
тишину леса?

(Звоны под копытами, шум ворон)

-Какие
образно-выразительные средства использует
поэт?

(Аллитерация)


Какое
настроение у лирического героя?

(Тихое, умиротворенное, он с интересом
разглядывает пейзаж).

-Как меняется
настроение ЛГ во

2 строфе? (Меняется, становится сказочным.
ЛГ восхищен. Лес – не простой, а
“заколдован невидимкой”, “дремлет”
“под сказку сна”. ЛГ любуется сказочной
картиной).


Какой прием использует при создании
образа леса, сосны?

( метафора, сравнение, олицетворение,
повязалася
– суффикс
–ся придает слову народно-поэтическую
окраску).

— Какие образы
возникают в 3 строфе, какие
образно-выразительные средства
использованы автором?
(ЛГ
продолжает рассматривать сосну.
Сравнивает её с человеком (“понагнулась,
как старушка”).

Ему сосна нравится,
сосна – старушка, а не старуха. А слово
понагнулась” – ласковое, тёплое,
это значит – наклонилась, клюка – палка
с кривым верхним концом для опоры при
ходьбе.

Приставка по- — из народной речи.

Сравнения, метафора.
Сказка сопрягается с реальностью.)

— Какую картину представляете в 4
строфе. Какие приемы использованы?
( ЛГ доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”,
а не просто идёт сильный снег. Любуется
он и бесконечной дорогой, которая
“убегает лентой вдаль”.

Недаром же
стихотворение называется “Пороша”.
Приемы: олицетворение (снег
«стелет шаль»), объединенное с метафорой
(шаль — снежный покров), и метафорическое
сравнение дороги с лентой,
которая «убегает вдаль» (олицетворение).

Такое
сочетание изобразительных средств
создает впечатление сказочности).

-(1.2.2.) Сделайте вывод, какую роль в
стихотворении играют сравнения?

(Создание яркого сказочного образа,
одухотворенность природы, выражение
отношения ЛГ к природе).

— (1.2.3.)Стихотворение начинается и
заканчивается образом дороги. Какой
смысл приобретает этот образ в
стихотворении?
(Разные
люди ездят разными дорогами. Каждый
находит что– то свое. И здесь много
зависит от настроя человека на общение
с природой, на открытость его сердца.
Есенин, воспринимая так зимнюю дорогу,
сумел очень живописно поделиться с нами
своими впечатлениями.

Образ дороги в поэзии – символ
жизненного пути. ЛГ молод, счастлив,
находится в начале жизненного пути,
поэтому в стихотворении – «бесконечная
дорога», значит, длинная, несущая новые
открытия)

-Определите размер стихотворения.
(Хорей)

  1. 1.2.4. Что сближает стихотворение С.А.Есенина «Пороша» со стихотворением А.С.Пушкина «Пороша»?

  1. История создания стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и его выразительное чтение уч-ся

Сообщение уч-ся:

В 1824 году Пушкин, приехав в
Михайловское, переживает острое, гнетущее
чувство одиночества. После шумного,
живого юга деревня кажется ему настоящей
ссылкой.

Пережив серьёзную ссору с отцом
(осень 1824), Пушкин остаётся в имении со
старой няней — и спасением от душевной
пустоты для него становится творчество.
Поэт переосмысляет ценности человека
вообще и определяет свой идеал —
обретение Дома, защищённости и внутреннего
равновесия.

Эта проблематика отражается
в цикле стихотворений 1825–1826 («Зимний
вечер», «Вакхическая песня», «Зимняя
дорога») и позже — в «Бесах» (1830).

В своей скитальческой, полной поисков
жизни Пушкину случалось много ездить.
Путь свой он совершал на лошадях, в
коляске или кибитке, в летний зной или
зимнюю пору, под унылый монотонный звон
почтового колокольчика.

Пушкин любил
быть в дороге: можно вдоволь налюбоваться
пейзажем родных лесов и полей, досыта
наговориться с попутчиками, увидеть,
как живёт народ, а главное, можно было
спокойно думать свои думы.

Особенно
милы его душе были зимние пути.

Пушкин любил народную песню, т.к. они
история человеческого сердца, русского
сердца, душа народа. Русская песня –
это раздумья народа о жизни. Пушкин
любил русского человека, его душу.

  1. ЗИМНЯЯ ДОРОГА
  2. Сквозь
    волнистые туманыПробирается луна,На
    печальные поляны
  3. Льет печально свет
    она.
  4. По дороге зимней, скучнойТройка
    борзая бежит,Колокольчик
    однозвучный
  5. Утомительно гремит.
  6. Что-то слышится родноеВ долгих
    песнях ямщика:То разгулье удалое,

То
сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,Глушь
и снег… Навстречу мнеТолько версты
полосаты

Попадаются одне…

1826

  1. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и С.А.Есенина «Пороша» (самостоятельная работа в парах). Заполнение таблицы.

Сопоставление
стихотворений

Основания для сравнения художественных произведения С.А.Есенин «Пороша» А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
Преобладающее Настроение Красота зимнего сказочного леса. Ощущение счастья ЛГ от общения с природой. Зимний пейзаж. Одиночество, грусть путника, затерявшегося в снежных просторах.
  • «Серые вороны»
  • «Заколдован невидимкой…лес»
  • «Сосна… как старушка»
  • «Дятел на суку»
  • «Скачет конь»
  • «Валит снег и стелет шаль»
  • «Бесконечная дорога»
  1. «Волнистые туманы»
  2. «Луна…льет печально свет»
  3. «Печальные поляны»
  4. «По дороге зимней, скучной»
  5. «Тройка борзая»
  6. «Колокольчик однозвучный»
  7. «Что-то…родное в долгих песнях ямщика…»
  8. «Глушь и снег»
  9. «Версты полосаты»
Молод, счастлив, испытывает чувство восхищения от красоты зимнего леса, ждет от жизни новых открытий. Одинокий грустный путник, утомленный скучной дорогой, печальным пейзажем. Слушает песни ямщика, размышляет о жизни.
Метафоры, сравнения, олицетворения, эпитет, аллитерация, инверсии Эпитеты, метафоры, олицетворение, ассонансы, инверсии
Хорей (наиболее удачный размер для передачи движения) Хорей
Каждый человек в обычном пейзаже может увидеть сказку, если его сердце открыто миру, если он любит природу. Жизнь наполнена удивительными открытиями. Путешествие по зимней дороге дает возможность остаться наедине с собой, поразмышлять о России, о ее пути, трудной судьбе
  1. Заполнение таблицы (самостоятельная работа в парах).

Черты
сходства стихотворений С.А.Есенина
«Пороша» и

А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Основания для сравнения художественных произведения Черты сходства
Описание зимнего пейзажа
Снег, дорога
ЛГ – путники, едущие по зимней дороге. Мировосприятие близко народному.
Метафоры, эпитеты, олицетворения
Хорей
Размышления о жизни
  1. Составление развернутого ответа на вопрос: 1.2.4. Что сближает стихотворение С.А.Есенина «Пороша» со стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога»?

Шаблон ответа (5 –
8 предложений)

Тема
стихотворений
С.А.Есенина «Пороша» и А.С.Пушкина «Зимняя дорога» … Есенин
описывает…, Пушкин повествует о … .

В
образной системе стихотворений мало
сходства, так как …, но в том и другом
произведении главным становится образ
дороги… . ЛГ стихотворений — … .

Поэты
использую изобразительные средства
языка…, но олицетворений больше у … ,
потому что… . Стихи написаны одним
стихотворным размером … , что помогает
… . Идея произведений … .

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание: написать сочинение по шаблону.

Читайте также:  Макбет - краткое содержание оперы верди по актам

Источник: https://gigabaza.ru/doc/65631.html

Методическая разработка урока "Анализ стихотворения С.А. Есенина "Пороша"

Конспект урока литературы

Класс: 6

Тема: С.А. Есенин. Анализ стихотворения «Пороша»

  • Цель: познакомиться с биографией Есенина, основными темами и мотивами его поэзии, развивать умение анализа стихотворения, выразительное чтение, образное мышление, память, внимание, творческие способности, умение работать в парах и самостоятельно, пополнять лексический запас учащихся; воспитывать умение выражать свои чувства и эмоции от произведения искусства, любовь к поэзии, жанру литературного пейзажа, родной природе.
  • Методы и приемы: беседа, анализ стихотворения, словарная работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение, приемы мнемотехники, «Микрофон», игра «Слово потерялось».
  • Оборудование: рисунки зимнего пейзажа учеников (предварительное д/з) для выставки, листы бумаги, карандаши, фломастеры, схема анализа стихотворения.
  • Ход урока
  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  1. Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами знакомимся с одним из самых известных и любимых поэтов России, Сергеем Александровичем Есениным. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве».

  1. Чтение отрывка из статьи Есенина «О себе».

Учитель. Давайте прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года.

Двое учеников читают по очереди.

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.

Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..».

«Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ.

По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так  протекло  мое  детство.  Когда  же  я  подрос,  из  меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу».

  1. «Заочное путешествие». А теперь давайте совершим путешествие на родину поэта, чтобы яснее понять его любовь к ней (ученики рассматривают изображения родного села поэта Константиново).

Этот дом был построен на месте сгоревшего уже после смерти поэта. В память о сыне родители поэта решили построить новый дом так, чтобы он в точности был похож на старый.

Заглянем в этот дом. Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С. Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии.

Приезжая в родной дом, Есенин любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну, что возле красного угла, раскладывал «крылышки» стола для работы.

На столе всегда лежали книги, бумага, карандаши, стояла пепельница, очень часто появлялись букеты цветов. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым абажуром.

На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые, с резными башенками, черными фигурными стрелками, желтыми гирями и маятником. Когда стрелка приближалась к римским цифрам X и XII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах: «Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мне двенадцатый час!». Эти часы сбоку немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи.

После смерти родителей поэта в этом доме разместилась библиотека. Все здесь хранит память о поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться, оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:

  1. Эта улица мне знакома,
  2. И знаком этот низенький дом!
  3. Проводов голубая солома
  4. Опрокинулась над окном.
  1.  Продолжение рассказа о поэте учителем.

  • До девяти лет Сергей Александрович «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась.
  • От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:
  • К теплому свету, на отчий порог,
  • Тянет меня твой задумчивый вздох.
  • Ждут на крылечке там бабка и дед
  • Резвого внука подсолнечных лет.

В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта «Радуница». Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа.

Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью. В 1919 году подал заявление о приеме в Коммунистическую партию.

В 1922–1923 гг. – поездки в Германию, Францию, Италию, Америку. «После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому». Западный мир оттолкнул поэта бездуховностью и пренебрежением к простому человеку.

1923–1925 гг. – самые плодотворные в творчестве Есенина, но у него возникает трагическое ощущение своей ненужности, отчужденности от родных мест, где он стал «словно иностранец».

27 декабря 1925 года Есенин ушел из жизни.

  1. Мотивация деятельности. Работа над анализом стихотворения.

Обратимся к вашему домашнему заданию, ребята. На сегодняшний урок вам нужно было изобразить картину зимней природы. Перед вами находится выставка ваших работ, давайте их проанализируем.

  1. — Что чаще изображается на ваших рисунках?
  2. -Какие цвета преобладают в работах?
  3. -Какое настроение у вас вызывают картины?
  4. Вывод: при описании зимы мы чаще всего используем изображение голых деревьев, леса или поля с большими сугробами снега.

-Как вы думаете, почему именно таким было ваше домашнее задание? Как оно связано с нашим уроком? (ответы детей). Абсолютно верно, сегодня мы тоже будем работать с пейзажем зимы, но пейзаж будет литературным и создателем его является С.А.Есенин. Стихотворение, которое мы анализируем сегодня, называется «Пороша»

2) Словарная работа

Литературный пейзаж – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).

  • 3)Выразительное чтение стихотворения учителем.
  • 4)Беседа.
  • -Какие картины вы представили?
  • -От какого лица идет повествование?
  • -В каком настроении находится лирический герой?

5) Работа в парах. Анализ стихотворения с приемами мнемотехники.

Начинаем анализ стихотворения. Для этого нам понадобится схема, которая уже есть в ваших тетрадях. Поработаем в парах творчески. Возьмите листки бумаги, карандаши и фломастеры. Поделим наше стихотворение на сегменты.

Три пары будут работать с одной частью, остальные с другой. Прочитайте свой отрывок, на листе бумаге сделайте иллюстрацию любой строки стихотворения.

Это поможет вам его быстрее запомнить и выделить в последующем художественные средства.

Обсуждение результатов, презентация рисунков, рассказ стихотворения по иллюстрациям, выделение эпитетов, образов, использованных в стихотворении по рисункам учащихся.

6) Самостоятельная работа. Поработаем с настроением произведения самостоятельно.

— Можно назвать лес сказочным, волшебным?

— Какое состояние природы? (сонное)

— Что околдовало лес? (зима своим дыханием).

— Что подчеркивает тишину зимнего леса?

— Прочитайте первое четверостишие. Какие звуки слышны в тишине? (звон под копытами на снегу, крик серых ворон).

— Как вы думаете, каков должен быть характер звучания стихотворения? (спокойный, неторопливый, задумчивый).

— В первом четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки, как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом. Конь замедлил шаг, пошел тихо, а потом совсем остановился. Всадник очарован лесом, поражен видом сосны. Определите размер стихотворения, рифму.

  1. Обсуждение результатов.
  2. 7)Анализ стихотворения.
  3. — Прочитайте второе четверостишие.
  4. — Заколдован невидимкой – кто-то невидимый заколдовал лес и он дремлет.

— Как объяснить слово «дремлет»? Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»? Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»? (Дремать – некрепко спать, быть в полусне). Лес некрепко спит. Только подует ветер, лес зашумит, начнет ветками размахивать, проснется.

— Как объяснить слово «подвязалася»? Какую косынку завязала сосна? Где находится снег?

— Во втором четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении надо показать волшебство, колдовство. Читаете плавно, спокойно, задумчиво.

Третье четверостишие.

— Как поэт описывает сосну? Как вы думаете, какие чувства вызывает это дерево у автора? (Поэту жалко сосну. Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой»). Она одинока и стара («понагнулась», «оперлася на клюку»).

— Что значит «понагнулась»? (сильно нагнулась).

— Почему поэт пишет «оперлася», а не «оперлась»? (в 19 веке были окончания -ся).

— Что такое клюка? (Палка с загнутым верхним концом, использующаяся для опоры при ходьбе).

— Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование леса. При чтении этого четверостишия надо постараться удивиться тому, что сосна похожа на старушку, показать голосом, как дятел долбит ствол дерева.

— Во втором четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении надо показать, как тяжело сосне и как дятел стучит по дереву. Первые две строчки читаете медленно, плавно, а третью, четвертую в темпе, ритмично.

Четвертое четверостишие.

— Дочитаем стихотворение. Какие представления возникли у вас при чтении? (Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная в даль)

— Почему поэт пишет «валит снег и стелет шаль»? Что за шаль расстилает снег по лугам? Как она выглядит? (Все вокруг, и поля, и луга покрыты снегом).

— Зимняя дорога, которая убегает вдаль, напоминает Есенину ленту: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль». Почему дорога кажется поэту лентой? (Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту)

— Во втором четверостишии расставьте паузы, ударения.

— Как надо читать эти строки? (быстро, бодро, весело).

Выпишите рифмующиеся слова.

Вывод: – Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?

– Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения.)

– Найдите аллитерацию в стихотворении; объясните смысл этого приема. («…Валит снег и стелет шаль…».)

  • Особенности:
  • 1) Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.
  • 2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.
  • 3) Мир природы необыкновенно красочен.

5.Закрепление материла.

Игра «Слово потерялось».

Закроем учебники. Пользуясь своими иллюстрациями и выписанными рифмами, восстановите текст стихотворения.

Еду. _____________ . Слышны звоны

  1. Под копытом ___________________ .
  2. Только __________________ вороны
  3. _________________________ на лугу.
  4. Заколдован _______________________
  5. Дремлет лес ___________________ сна.
  6. Словно белою _____________________
  7. ____________________________ сосна.
  8. Понагнулась, как _________________ ,
  9. _________________________ на клюку,
  10. А над ___________________макушкой
  11. Долбит дятел ____________________ .
  12. Скачет ____________ , простору много,
  13. Валит снег и _________________ шаль.
  14. ___________________________ дорога
  15. Убегает лентой ___________________ .
  16. 6 Итог урока.
  17. «Микрофон»
  18. -На уроке я научился….

-На уроке я узнал…..

-Еще мне хотелось бы научиться/узнать….

7.Домашнее задание. Выучить стихотворение «Пороша». Создать иллюстрацию к стихотворению (по желанию)

Источник: https://multiurok.ru/files/metodicheskaia-razrabotka-uroka-analiz-stikhotvore.html

Ссылка на основную публикацию