Жан-Батист Мольер был рожден в Париже в 1622 году 15 января. Это знаменитый комедиограф 17 века, отец классической французской комедии, гениальный актер и успешный руководитель собственного театра «Troupe de Molière», который просуществовал 37 лет. Фамилия, данная ему при рождении — Поклен.
Родился Жан-Батист в семье придворного служащего — обойщика-драпировщика и личного камердинера Людовика 13. Мать мальчика умерла когда ему было всего 10 лет.
Благодаря своему положению при дворе отец смог отдать сына в Клермонский коллеж, где Жан-Батист получил качественное образование и после коллежа смог получить в Орлеане степень лиценианта прав.
Это среднее между бакалавром и доктором звание.
Однако Поклен понял, что юридическая карьера его не привлекает. Как и не привлекателен для него путь семейного ремесла. Прислушавшись к себе, молодой человек подался в актеры и появился псевдоним Жан-Батист Мольер.
Встреча с семьей комедиантов Бежар стала для Мольера судьбоносной, ибо в возрасте 21 года он уже стал главой театра «Illustre Théâtre». Это была молодая парижская труппа всего из 10 человек.
Даже под руководством гения Мольера труппа не смогла бороться с известными театральными труппами Парижа и в 1645 году, актеры уезжают из Парижа в провинцию, примкнув к труппе под руководством Шарля Дюфрена.
Даже в период гражданской войны труппа продолжает выступать в городах и городках провинции. События этого времени наложили несмываемую печать на личность Мольера. Уже в 1650 году Жан-Батист снова становится главой театральной труппы. Голод актеров по свежим пьесам толкает молодого актера на драматургический путь.
Не все результаты творческих стараний Мольера, написанные во времена его странствий по провинции, дожили до наших дней. А достоверность авторства сохранившихся пьес вызывает у ученых большое сомнение.
Фарсы, написанные и отыгранные им и его актерами, принесли славу автору и театру. В 1655 – 56 годах Мольер пишет свои первые большие комедии в стихах. Они представляют собой подражание произведениям итальянских комедиантов. Эти две комедии не отличаются глубокими характерами персонажей. Это только первые тренировочные пробы пера.
По возвращении из провинции Мольер продолжает ставить пьесы. В 1658 году театр получает статус придворного театра короля и работает в нем до 1961 года. В Париже начинается тяжелый период для Мольера. Он постоянно подвергается нападкам общества и завистников.
Его творчество за жизнь много раз претерпевало метаморфозы. И финальная комедийная пьеса «Мнимый больной», написанная автором на пороге смерти, является самой веселой и жизнеутверждающей из всех его произведений.
Во время 4го ее показа Мольеру, все еще исполняющему роли в собственных спектаклях и игравшему роль Аргана в этой пьесе, стало дурно. Спектакль был остановлен и спустя несколько часов Жан-Батист Мольер умер в своей постели.
Так как актер не успел принести покояние перед смертью, архиепископ запретил его хоронить. Запрет был отменен волей короля, однако похоронили великого гения среди самоубийц и клятвопреступников.
В тайне ночи за оградой парижского кладбища.
О главном для детей
Биография Мольера о главном
Мольер, настоящее имя которого Жан Батист Поклен, был рожден в Париже. Именно он является создателем классической комедии и известен многим на сегодняшний день, благодаря своим многочисленным комедийным произведениям, прославившим его во всем мире.
Даты рождения великого человека не известно, но крещен он был в 1622 году 15 января. Семейство было достаточно обеспечено, так как его отец являлся камердинером самого короля и был его обойщиком.
С 1636 года парень учился в одном из самых богатых, знаменитых и престижных колледжей – Клермонском.
В 1639 году он окончил свое обучение, но предпочтение отдал театру, вместо скучных занятий ремеслом либо юриспруденцией.
В 1643 году Жан выступает в роли одного из организаторов знаменитого «Блистательного театра». Дела всей труппы шли очень плохо, из-за многочисленных долгом.
Мольер 2 раза отбывал тюремный срок, из-за чего все актеры были вынуждены покинуть столицу и гастролировать со своими спектаклями по провинциальным городам. Это длилось долгих 12 лет.
Из-за скудного репертуара его труппы, Мольер сам начал сочинять первые пьесы.
В 1656 году труппа вернулась в родные места и первым делом показала спектакль под названием «Влюбленный доктор», написанный Мольером, самому королю Людовику 14-у. Король был в восторге от увиденного.
С 1658 по 1673 годы были написаны многочисленные пьесы Мольера, которые на сегодняшний день считаются самыми лучшими произведениями всего его творческого наследия.
В 1673 году на сцене театра его труппа поставила пьесу «Мнимый больной», главную роль в которой играл сам Мольер. В это время он был болен и переносил тяжелые муки. Многие ученные склонны утверждать, что Жан Батист мучился от туберкулеза. Посреди спектакля комедиант потерял сознание, а ночью с 17-го на 18-е февраля Мольера не стало.
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Зигмунд Фрейд↑ БиографииМериме Проспер →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/moler-zhan-batist
Мольер – жизненный и творческий путь
Ирина Михайлова
Сочинение-доклад о Ж.Б.Мольере (1622-1673)
Мольер – псевдоним, который взял себе в начале театральной карьеры Жан-Батист Поклен. Он родился в 1622 г. в семье богатого парижского буржуа.
Закончив колледж, Поклен выдержал экзамен на звание лиценциата прав при Орлеанском университете. Не воспользовавшись адвокатским дипломом, он в январе 1643 г. отказался наследовать дело отца и работать в цехе обойщиков.
Через полгода Мольер и его друзья сделали попытку организовать театр, но он не продержался и двух лет.
Начались странствия Мольера по провинциям. Он становится организатором труппы, и к этому времени, вероятно, относятся его первые пьесы. Провинция с ее религиозным фанатизмом и самодурством подсказала Мольеру «Тартюфа» и «Дон-Жуана». Автор соприкоснулся с площадными представлениями, насыщенными политическими намеками и социальной критикой.
В 1661 г. театр получает место в Париже, близкое ко дворцу, и Мольер становится распорядителем дворцовых праздников, а также одновременно находит возможность вставить в пышный придворный спектакль «серьезную» пьесу.
Среди множества пьес, созданных в это время, важное место занимает «Тартюф» (1664), который А.С.Пушкин считал величайшим произведением мировой литературы. Гуманизм Мольера так велик, что он дает возможность исправления отрицательным героям, но суд его над лицемерием беспощаден.
В комедии «Мещанин во дворянстве» мы попадаем в дом богатого буржуа. Основная цель хозяина дома – стать дворянином. Журден – буржуа, пожелавший во что бы то ни стало стать маркизом. С этой целью он задумал научиться танцам и фехтованию, философии и изящным манерам. Но учителя его — плуты и аферисты.
Комические эпизоды с женой и служанкой показывают нелепость и глубину заблуждений Журдена, который от своей мечты так поглупел, что не видит и явного надувательства. Апогеем являются 5-ая и 6-ая сцены четвертого акта, когда переодетый слуга Ковьель объявляет Журдена сыном дворянина, а затем сватает его дочь Люссиль за сына турецкого султана.
Сцена подчеркивает комическую нелепость мании Журдена, который палочные удары принимает за посвящение в высшие круги турецкого общества.
Перу этого талантливого комедиографа принадлежит также пьеса «Мнимый больной», которую он создавал, будучи уже очень больным. Здесь Мольер верит в доброту человека, ее действенность. Он осмеивает скупость, лицемерие.
Мольер играл в театре до последнего вздоха. 17 февраля 1673 г., во время 4-го представления «Мнимого больного», автору стало плохо. Доиграв до конца пьесу, вечером он скончался. Жизнь Мольера оказалась самой лучшей из пьес.
« Назад к списку
zak 20.09.2016 15:38:22 |
Спасибо за статью! Очень люблю Мольера и с удовольствием читаю о нем и смотрю в разных постановках. Обожаю «Скупого» в исполнении Луи де Фюнеса, а недавно посмотрела в исполнении израильского театра — очень понравилось. Мольер — замечательный драматург и психолог! |
Имя Цитировать |
Источник: https://www.rhapsody.ru/compositions/molyer.html
Жизненный путь Мольера, истоки его творчества — ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Ж. Б. МОЛЬЕРА — История зарубежной литературы XVII-XVIII вв
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Ж. Б. МОЛЬЕРА
1. Жизненный путь Мольера, истоки его творчества
Имя Мольера известное, пожалуй, каждому и, бесспорно, всему миру. О нем говорили, писали, начиная с XVII века, не угасает интерес к его гения и по сей день, в начале III тысячелетия.
О самого Мольера достоверных фактов немного. «Невиданная вещь! Дорожный сундук с рукописями, черновиками и письмами Мольера исчез через равнодушие потомков. Возможно, его уничтожили, а возможно, он еще покоится под покровом пыли и паутины на каком-то чердаке в Иль-де-Франс.
Не сохранилось ни одного дома, где жил Мольер, даже того живописного дома, в котором он родился. В конце концов, от Мольера осталось лишь две расписки… и его пьесы, в которых он, конечно, сказал все самое важное о себе.
Вехи его жизни отмечены кон-трактами, квитанциями, а также «Регистром» Лагранжа, куда последний день ответственно заносил события, имевшие место в труппе», — пишет современный французский исследователь Жорж Борданов.
По воспоминаниям современников, внешне Мольер был не очень привлекательным. У него была большая голова на короткой шее, маленькие, широко посаженные глаза, толстый плоский нос, большой рот и черные густые брови. Телосложение он имел крепкую, но ноги были коротки для его веса и большого роста.
Актеры отмечали, что у него был слишком быстрый темп речи, глухой голос и не всегда правильная артикуляция, что нередко приводило к икоты. За это Мольер не мог играть трагические роли, роли любовников. И все же его актерский диапазон был достаточно широк. Он играл слуг, смешных буржуа, придворных шутов, ревнивых мужей и т.д.
Все это характерно-комические роли, в исполнении которых хотел добиться правдивого изображения чувств, мыслей и поступков персонажей.
Как режиссер Мольер, по воспоминаниям современников — членов его труппы, был очень вспыльчивым и нетерпеливым. Впрочем, его гнев и горячность все воспринимали как должное и не обижались.
Он не умел быть спокойным, потому что театр всегда требовал от него напряжения. «Он отдавался сцене всем сердцем, потому что только там он и жил», — писал о Мольере М.
Булгаков в книге «Жизнь господина де Мольера».
Жан Батист Поклен — великий французский драматург, театральный деятель, известный всему миру под сценическим именем Мольер,родился 13 января 1622 года (15 января его окрестили) в Париже и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного обойщика.
Когда мальчику было десять лет, его мать умерла, отец женился во второй раз и вскоре в семье появилось двое девушек, сестер Жана-Батиста.
Опираясь на рассказ Гримере, первого биографа Мольера, дед будущего драматурга по материнской линии частенько водил внука к Бургундского отеля на спектакли трагедии, трагикомедии, и можно предположить, что очарован Жан-Батист мечтал быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия считалась одной из самых никчемных.
Актеры были прокляты церковью, их не разрешали хоронить на кладбище, если перед смертью они не отказались от своего занятия. Впоследствии, когда Мольер стал прославленных писателем своего времени, Французская Академия пред ложила-вала ему стать академиком, но при условии, что он покинет театральную деятельность.
Мольер остался актером и руководителем своего театра, поэтому двери Академии для него навсегда остались закрытыми.
Чувствуя глубокое отвращение к делу своего отца, Жан-Батист в возрасте 14 лет был отправлен учиться в Клермонської коллегии, получив предварительно примитивную образование в приходской школе. В семье Покленів были не лучшие времена: умерла вторая жена отца, он должен самостоятельно воспитывать шестерых детей.
В Клермонській коллегии на то время учились выходцы из богатых, аристократических семей. Поклен учился вместе с представителями королевской семьи.
Закончив коллегию, Жан-Батист увлекся театральным искусством. Убедив отца в том, что его интересует юриспруденция, юноша с неудержимым пылом отдавался своему увлечению. В начале января 1643 года Жан-Батист, наконец, открыл отцу тайну и сообщил, что выбирает профессию актера. Отец заставил сына отказаться от звания придворного обойщика и Жан-Батист, ни в коей мере не жалея, сделал это.
Юноша поселился в доме Бежарів. Семья Бежар была необычной тем, что все ее представители были охвачены общей страстью — любовью к театру. Профессиональной и прекрасной актрисой в этой семье была Мадлена, другие дети были любителями. Исследователи биографии драматурга склоняются к мысли, что Мадленою и Поклена связывало не только искусство.
30 июня 1643 года в присутствии адвоката между членами семьи Бежар, По-кленом и актерами — любителями был заключен договор об учреждении театра, названного «Блестящим» (все те, кто входили в его состав называли себя «Детьми Семьи»),
С момента основания театра Жан-Батист Поклен перестал существовать, а вместо него в мире появился Жан-Батист Мольер. М.
Булгаков объясняет возникновение этого имени: «Некоторые говорят, что Поклен воспользовался бродячим в театральных и музыкальных кругах псевдонимом, другие — что Жан-Батист назвался Мольером по имени какой-то местности… Кто говорит, что он взял эту фамилию у одного писателя, скончавшегося в 1623 году».
«Блистательный театр» славы не нажил, зато нажил долгов. Большинство из них пришлось до конца жизни платить именно Мольеру. Весной 1646 года Блестящий театр прекратил свое существование.
На некоторое время сведения о Мольере потерялись. Его местонахождение было неизвестным. Летом 1647 года следы актера вместе с бывшими участниками Блистательного театра были найдены в Италии. Предполагаем, что после гибели названного теат-ру Мольер из-под его руин вывел участников странствующей труппы. Мольер стал странствующим комедиантом.
Весной 1651 года, посетив Париж, участники труппы были поражены: оказалось, что господин Мольер чувствует склонность не только к игре в пьесах, но и к их созданию лично.
Несмотря на то что труппа преимущественно ставила драматургические попытки трагіків, Мольер, не скрывая, предпочитает веселым и развлекательным жанрам, следуя мастеров итальянской импровизированной комедии.
Следовательно, руководитель странствующей труппы играл в чужих трагедиях трагические роли, а в своих собственных выступал в роли комика. Отметим, что трагедийные роли не удавались Мольеру так прекрасно, как комедийные.
В 1652 году, когда слава о Мольере и его труппу уверенно продвигалась путями Франции, к путешественникам присоединилась маленькая девочка. Ее появление играет немаловажную роль в жизни драматурга, но в будущем, а сначала она — лишь маленькая сестренка Мадлены Бежар, которой недавно исполнилось десять лет. В составе труппы она получила сценическое фамилия Мену.
Отношения между Мадленой и Мольером уже давно стали достоянием времени, их пути, несмотря на профессиональную близость, разошлись.
В конце октября 1658 года труппа странствующих актеров решила вернуться в Париж и покорить столичную сцену пьесе П. Корнеля «Никомед». Перед глазами парижских знатоков искусства пьеса должна появиться 24 октября, а главную роль в трагедии должен был играть сам комедиограф.
К сожалению, надежды Мольера и его труппы поразить придворную публику и завоевать расположение не оправдались. Единственным спасением был риск представить на усмотрение придворных зрителей собственную комедию — «Влюбленный доктор». Риск превратился в неоспоримую победу.
- После такого успеха труппа Мольера получила постоянное помещение для выступлений — зал в Малом Бурбоні и пенсию, назначенную герцогом Орлеанским.
- Отныне по этой труппой закрепилось название «Труппа Господина Единственного Брата Короля».
- Состоялось примирение Поклена — отца с сыном.
Находясь на должности придворного комедиографа, Мольер вынужден был столкнуться с театральными цензурными запретами и притеснениями. В основном это по-яснювалося попыткой самого комедиографа вместить до своих произведений сатирические, обличительные элементы.
Пьесы Мольера никого не оставляли равнодушным. Иногда их спектакли сопровождались скандалами, как произошло в мае 1660 года с пьесой «Сганарель, или Мнимый рогоносец». Зрители узнавали себя или представителей аристократического среды, что и давало толчок для преследования драматурга.
Интриги и сплетни вокруг комедиографы не утихали. Его труппу лишали помещения и любой возможности работать. Все это подрывало здоровье Мольера. Отовсюду на него караулила измена. Безусловно, это оказало свое влияние на психологическое состояние великого актера.
20 февраля 1662 года состоялось венчание.
«Рядом с сутуловатым, покашливающим директором пале-рояльской труппы Жаном-Батистом Мольером стояла под венцом девушка лет двадцати, некрасивая, большеротая, с маленькими глазами, но исполненная невыразимой притягательной силы.
Девушка была разодета по последней моде и стояла, горделиво закинул свою голову». Этой девушкой была никто иная как Мену (вспомним годы странствий театральной труппы территорией Франции и соседних стран) или Арманда Бежар.
Женитьба придворного комедиографа стало поводом для распространения одной из самых громких сплетен, якобы Мольер вступил в брак с собственной дочерью. Действительно, следы рождения молодой жены актера стоит искать в 1642 или 1643 году.
Причиной таких слухов стало отсутствие каких-либо документов, подтверждающих родственные отношения Арманды с семьей Бежарів. Именно на период 1642 — 1643 годов приходился роман Мадлены с Жаном-Батистом, что еще больше усложнило дело.
Ожидаемого счастья Мольер не почувствовал. Молодожены совсем не подходили друг другу. Арманда не любила своего мужа, и их семейная жизнь вскоре превратилась в настоящий ад.
Ненависть к Мольеру со стороны литераторов росла с каждым днем. На последок его обвинили перед королем в кровозмішуванні. Король не придал этому делу дальнейшего огласку, и большая война между драматургом и его врагами начала стихать. Однако, началась болезнь, проявлениями которой был необычный кашель и странное состояние самочувствия, позже получил в медицине название «ипохондрия».
19 января 1664 года в семье комедиографа родился мальчик. Мольеру удалось добиться исключительной чести: крестным отцом его сына стал сам король Франции. Мальчика назвали, как и полагалось, Людовиком.
В 1664 — 1670 годы приходится период наивысшего расцвета творчества великого драматурга. Именно в это время он создает свои лучшие комедии: «Тартюф», «Донжуан», «Скупой», « Мизантроп», «Мещанин — шляхтич».
Однако, серьеВНОсть комедий Мольера не вызвала одобрения. Драматург вынужден был соревноваться за право постановки своих пьес, их дальнейшую сценическую судьбу.
Кроме того, силы гениального комедиографа отбирало неудачная супружеская жизнь.
Зимой 1672 года Мольер начал работу над комедией «Мнимый больной». В этой пьесе драматург смеялся над неразумной страстью, которая существует в человеческом сознании постоянно: над страхом смерти и ничтожной доверчивостью. Ненависть комедиографа относительно врачей, наверное, достигла самого высокого уровня: в комедии они были выведены настоящими уродами — полезными, ограниченными дураками.
Пролог, сочиненный Мольером к этой пьесы, подтверждает тот факт, что драматург пытался вернуть утраченную благосклонность короля.
Однако, короля совсем перестала интересовать творчество комедианта, поэтому пролог так и остался не поставленным.
В пятницу 10 февраля 1673 года состоялась премьера «Мнимого больного», которая сопровождалась огромным успехом. Четвертая спектакль была назначена на 17 февраля (годовщина смерти Мадлены). Ссылаясь на книгу М. Булгакова, отметим, что Мольер накануне спектакля чувствовал себя не очень хорошо, а его умом владели пессимистические мысли.
Играя главного героя, он чувствовал себя на сцене плохо, но только некоторые из актеров заметили изменения во внешнем виде актера, вызваны его страданиями. После окончания спектакля драматургу стало очень холодно и его отнесли домой. Через несколько часов у Мольера горлом пошла кровь. Врачи отказывались идти к актеру, держа на него обиду.
К сожалению, смерть знаменитого драматурга, не принесла освобождения от проблем. Поскольку он был комедиантом, церковники не дали разрешения на его погребение.
Только вмешательство самого короля несколько исправило положение: «Приняв во внимание обстоятельства, обнаруженные в следствии, произведенном согласно нашему приказанию, мы позволяем священнику церкви святого Евстафия похоронить по церковному обряду тело покойного Мольера, с тем, однако условием, чтобы это погребение было совершено без всякой торжественности, не более как двумя священниками, и не днем, и чтобы за упокой души его не было совершаемо торжественное богослужение ни в вышеуказанной церкви и ни в какой другой».
21 февраля около девяти часов вечера должны были выносить тело Мольера. Толпа, собравшаяся под окнами дома, вел себя достаточно возбужденно, что заставило Арманду бросать тем, кто пришел, деньги, чтобы успокоить.
Мольера принесли на кладбище Святого Жозефа и похоронили в том месте, где свой приют нашли самоубийцы и некрещеные дети. А в церкви Святого Евстафия священник отметил лаконично, что 21 февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище Святого Жозефа обойщик и королевский камердинер Жан-Батист Поклен.
На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на кладбище сто вязанок хвороста, чтобы бездомные имели возможность согреваться холодными ночами. Первую же суровую зиму на этой плите разожгли огромный костер, и вскоре она треснула.
Время не пощадило ее, и когда через 119 лет, в период Великой революции, тело драматурга пытались перенести в мавзолей, никто не мог с точностью указать место его захоронения. Хотя чьи-то останки вырыли и перенесли в мавзолей, никто не берется утверждать, что это останки Мольера.
Такой оказалась прихоть истории и его величества Времени.
Источник: https://zarlitra.in.ua/12-24.html
Жизнь и творчество Мольера Ж.-Б
Жан-Батист родился 15 января 1622 года в Париже. Отец Мольера был зажиточным человеком, драпировщиком, имевшим собственный магазин.
В 1632 году, когда Мольеру исполнилось десять лет, его отдали в Иезуитский колледж, по окончании которого Жан-Батист некоторое время работал адвокатом. В течение всего времени Мольер помогал отцу в его торговле.
С юных лет будущий великий драматург увлёкся театром.
В 1643 году Жан-Батист становится пайщиком (одним из хозяев) театрального общества “Иллюстр театр”. Мольер ради занятия любимым театральным делом оставил работу адвоката и торговлю.
- В 1644 году Мольер, уже работая в театре, сменил своё настоящее имя Поклен на псевдоним Мольер.
- В 1646 году театральное общество, в котором работал Мольер, разорилось, не выдержав конкуренции с другими известными театрами.
- Пять лет Мольер работал рядовым актёром, переезжая вместе с труппой из города в город.
В 1650 году Мольер возглавил труппу театра, в котором работал. В этот период Жан-Батист начинает писать комедии, чтобы повысить популярность постановок (до этого драматургические опыты Мольера относились к трагедийному жанру).
- В 1655 году была поставлена на сцене первая известная комедия Мольера “Сумасброд”.
- Огромный успех драматургу принесла в 1665 году комедия “Любовная досада”.
- Мольер возвращается с труппой в Париж.
Здесь ему приходилось время от времени писать заказные комедии, уступая требованиям властей. Комедии ставились придворными труппами. Со временем драматург начинает писать в духе сатиры.
Некоторые комедии великого драматурга запрещались для публичных постановок по требованиям духовенства. Король не разделял взгляды противников Мольера, но на драматурга продолжали обрушивать шквал критики, однажды даже объявив, что за свои произведения Жан-Батист достоин сожжения.
В 1667 году был поставлен “Тартюф”. Для того, чтобы эта комедия увидела свет, потребовалось личное устное разрешение короля.
В отсутствие короля повторную постановку “Тартюфа” закрыли парижские власти. Мольер остановил работу театра и послал жалобу королю.
- Церковь непреклонно выступала против постановки этого спектакля, угрожая отлучением тем, кто будет присутствовать на постановках.
- В 1669 году после возвращения короля в Париж (он отбывал в действующую армию) комедия вновь была возвращена на сцену и имела огромный успех у публики.
- После огромного успеха “Тартюфа” Мольеру пришлось работать над заказными спектаклями для придворных постановок.
В 1670 году была написана и поставлена на сцене комедия “Мещанин во дворянстве”. Интересно, что Мольер писал эту комедию по заказу короля.
Мольер в последние годы жизни активно работал над новыми произведениями, выступал на сцене, руководил труппой. Последняя комедия Жана-Батиста — “Мнимый больной”. В этой пьесе играл и сам Мольер, уже будучи тяжело больным. Преодолевая недуг, великий драматург продолжал выступать на сцене до последнего дня своей жизни.
На одном из спектаклей (по пьесе “Мнимый больной”) Мольеру стало плохо. По окончании представления его отнесли домой в тяжёлом состоянии, а к вечеру Жан-Батист Мольер скончался (1673 год).
Архиепископ Парижа отказал в погребении Мольера. Просьбы короля не смогли смягчить мнение церкви.
Великого драматурга хоронили ночью за оградой кладбища. Впоследствии слава Мольера превзошла все ожидания, его бюст был поставлен во Французской Академии.
Источник: Н.В. Смолякова. Зарубежная литература — М. «Издат-школа 2000»
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/zhizn_i_tvorchestvo_molera_zh_b/62-1-0-2414
Мольер краткая биография
Эксцентричный комедиограф XVII века сумел отказаться от должности, которая переходила ему по наследству. Мольер, как сообщает его краткая биография, бесстрашно выявлял пороки парижского высшего общества. Его произведения сохранили актуальность и в наши дни.
Жан Батист Мольер биография
В январе 1622 г. в зажиточной семье Парижа, родился долгожданный наследник, полное имя которого звучало как Жан Батист Поклен. Отец служил при дворе камердинером короля и театральным обойщиком-драпировщиком. Его супруга, Мария Поклен-Крессе скончалась от туберкулеза, когда ее сыну исполнилось 10 лет.
Отец официально оформил право передать свою должность сыну по наследству. Ремесло не требовало особой выучки. Еле читающего 14-летнего подростка отправили в иезуитскую школу — Клермонский коллеж.
По окончании учебного заведения Жан Батист Мольер, сообщает краткая биография, свободно читал и делал переводы с латыни. В 17 лет получил юридическое звание — лиценциат права.
Через 4 года юноша познакомился с Мадленой и Жозефом Бежар. В 21 год назвался новым именем — Мольер, открыл «Блистательный театр», в который набрал группу — 10 актеров.
Выдержать конкуренцию со столичными известными заведениями было непросто. И Жан Мольер, как информирует краткая биография, примкнул к театральной труппе, возглавляемой Шарлем Дюфреном.
Отправился на гастроли по провинциальной Франции, сам начал писать фарсовые пьесы.
В 1658 г. театр давал представление в столичном дворце — Лувре. Людовику XIV так понравилась пьеса, что он разрешил актерам занять театр Пти-Бурбон. После 1661 г. труппа перебралась в театр Пале-Рояль.
Драматург и актер — Мольер, умер на сцене, не сумев доиграть театральное действие в пьесе «Мнимый больной». Это случилось 17 февраля 1673 г.
Литературное творчество
Из провинциальных фарсовых сочинений пера Мольера сохранились пьесы «Летающий пекарь» и «Ревность Барбулье».
К парижскому периоду творчества относятся — «Смешные жеманницы». Пьеса отражала манеры, вычурность речи, присущую аристократическим салонам Франции.
Сарказм характерен и для следующей пьесы — «Мнимый рогоносец». Позже, пороки мужчин и женщин Мольер высмеивает в «Школе мужей» и « Школе жен». Эти пьесы ломали схематичность фарса, были больше похожи на комедии характерных героев.
Краткая биография сообщает, что «Тартюф, или Обманщик», «Дан Жуан, или Каменный гость», «Мизантроп» стали самыми главными произведениями в становлении драматурга Мольера.
Комедии с элементами балета проходят свое развитие от примитивных фарсовых пьес, таких как «Сицилиец, или Любовь-живописец», до поздних комедий, принимающих за основу социально-бытовые проблемы: «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». Всего Мольер создал больше 50 произведений. Биографию и творчество драматурга кратко изучают ученики современных учебных заведений.
Личная жизнь
Женился Мольер в возрасте 40 лет на 20-летней сестре Мадлен Бежар — Арманде. Людовик XIV стал крестным первенца семейства — Луи. Однако крестник короля прожил меньше года. Дочь Эспри-Мадлен дожила до 58 лет.
Интересные факты
На доме, в котором в детстве жил Мольер, находились скульптуры обезьянок, срывающих плоды с деревьев. За это его называли «обезьяньим домом».
Именем Мольера названа улица Парижа, театральная премия и кратер на Меркурии.
Источник: https://sochinyshka.ru/moler-kratkaya-biografiya.html
Основные даты жизни и творчества мольера
Основные даты жизни и творчества мольера
1622, 15 января — рождение в Париже Жана Батиста Поклена, первенца обойщика Жана Поклена и Мари Крессе. 1632, 11 мая — смерть Мари Крессе.
- 1633 — брак Жана Поклена с Катрин Флеретт.
- 1633–1640 — обучение в Клермонском коллеже, потом изучение права в Орлеане.
- 1637 — Жан Поклен получает право передавать должность королевского обойщика по наследству.
- 1643 — создание «Блистательного театра» вместе с Мадленой Бежар.
1644, 28 июня — «Блистательный театр» заключает контракт с профессиональным танцовщиком Малле. Жан Батист Поклен подписывается «Мольер».
1645, июль — Мольера посадили за долги в тюрьму Шатле до 2 августа.
Осень — Мольер покидает Париж, вступает в труппу Дюфрена и путешествует: Тулуза, Нарбонн, Пуатье, Ажан, Лион, Гренобль, Пезена и т. д.
- 1653 — труппа обретает покровительство принца Конти и остается в Пезена.
- 1655 — Мольер пишет первую пьесу — «Шалый, или Всё невпопад», затем «Любовная досада» (1656).
- 1657 — принц обращается к благочестивой жизни и прогоняет «своих» комедиантов.
- 1658 — в Руане Мольер знакомится с братьями Корнелями и подготавливает свое возвращение в Париж.
- 1658, 24 октября — заручившись покровительством брата короля — Монсеньора, труппа выступает перед двором и Людовиком XIV, который предоставляет ей зал Малого Бурбонского дворца в очередь с итальянцами.
1659, 18 ноября — премьера «Смешных жеманниц». Успех.
1660, 6 апреля — смерть младшего брата Жана. Мольер принимает должность королевского обойщика.
28 мая — премьера пьесы «Сганарель, или Мнимый рогоносец».
11 октября — снос театра Малого Бурбонского дворца. Труппа Мольера получает в свое распоряжение театр Пале-Рояль, который нужно полностью перестроить.
1661, 4 февраля — «Дон Гарсия Наваррский, или Ревнивый принц». Провал.
Пасха — Мольер подумывает о свадьбе.
24 июня — «Школа мужей».
17 августа — Мольер устраивает празднества в замке Во-ле-Виконт для сюринтенданта Фуке. Постановка «Несносных». Мадлена предстает в образе наяды.
1662, 20 февраля — Мольер женится на Арманде Бежар, своей воспитаннице.
26 декабря — «Школа жен». Триумф.
1663, 1 июня — «Критика „Школы жен“».
Лето — Мольер получает содержание от короля, входит в список заслуженных писателей. Он пишет «Благодарственное письмо королю».
Октябрь — «Версальский экспромт».
1664, 29 января — «Брак по принуждению».
28 февраля — крестины Луи, первенца Мольера и Арманды. Крестный отец — король, крестная мать — Генриетта Английская.
Апрель — май — «Увеселения зачарованного острова» в Версале прославляют мадемуазель де Лавальер. Труппа Мольера играет «Принцессу Элиды» и «Тартюфа». 10 ноября — смерть Луи Поклена-сына.
1665, 15 февраля — «Дон Жуан».
4 августа — рождение Эспри Мадлен, единственного ребенка, оставшегося в живых.
1665, декабрь — 1666, январь — двухмесячный перерыв. Мольер серьезно болен.
- 1666, 4 июня — премьера «Мизантропа, или Желчного влюбленного».
- 6 августа — «Лекарь поневоле».
- 1 декабря — постановки: «Балет муз», «Мелисерта», «Сицилиец, или Любовь-живописец».
- 1667, апрель — май — новый перерыв по состоянию здоровья.
5 августа — парижская премьера «Тартюфа». Немедленный запрет. Мольер взывает к королю, уехавшему в Лилль.
- 21 августа — вынужденный отдых в Отейе.
- 1668, 13 января — премьера «Амфитриона».
- 18 июля — премьера «Жоржа Дандена».
- 9 сентября — премьера «Скупого».
- 1669, 5 февраля — играют «Тартюфа», запрет снят окончательно.
- 27 февраля — смерть Жана Поклена-отца.
- 6 октября — «Господин де Пурсоньяк» в Шамборе.
- 1670, 4 февраля — «Блистательные любовники» в Сен-Жермене.
- 13 октября — «Мещанин во дворянстве» в Шамборе.
- 1671, 17 февраля — «Психея» в Тюильри.
- 24 мая — «Плутни Скапена».
- 2 декабря — «Графиня д’Эскарбаньяс» в Сен-Жермене.
- 1672, 17 февраля — смерть Мадлены Бежар.
- 11 марта — премьера «Ученых женщин».
- 1673, 10 февраля — премьера «Мнимого больного».
- 17 февраля — смерть Жана Батиста Поклена-Мольера.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://biography.wikireading.ru/195397
14. Творчество Мольера
Жан
Батист Поклен (Мольер)(1622–1673) первым
заставил смотреть на комедию как на
жанр, равный трагедии. Он синтезировал
лучшие достижения комедии от Аристофана
до современной ему комедии классицизма,
включая опыт Сирано де Бержерака,
которого ученые часто упоминают среди
непосредственных создателей первых
образцов национальной французской
комедии.
Благодаря
деду, мальчик рано познакомился с
театром. Жан Батист был серьезно им
увлечен и мечтал о карьере актера.
1645–1658
годы – это годы странствований труппы
Мольера по французской провинции,
обогатившие драматурга незабываемыми
впечатлениями и наблюдениями над жизнью.
В период путешествия родились первые
комедии, написание которых сразу
обнаружило талант Мольера как будущего
великого комедиографа. Среди его первых
удачных опытов «Шалый, или Все
невпопад»(1655) и «Любовная досада»(1656).
1658
год – Мольер и его труппа возвращаются
в Париж и играют перед королем. Людовик
XVI разрешает им остаться в Париже
С
1659 года, с постановки «Смешных жеманниц»,
собственно и начинается слава драматурга
Мольера. Остро
против аристократической прециозности.
Фабула:
буржуазные провинциальные девицы Като
и Мадлон жеманятся, отказывают женихам,
те в отместку подсылают им слуг («виконт»
Жодле (наст имя игравшего его актера) и
«маркиз» Маскариль). Девицы в восторге.
Хозяева слуг разоблачают и поколачивают
их, в этих аристократических нарядах,
палками.
Вроде бы удар по подражателям,
но М. метит в образец. Н-р Като спрашивает
Маскариля, обучался ли он музыке, а тот
гордо в ответ: «Люди нашего круга знают
всё, не будучи ничему обучены».
И
литературная сатира: пародирует стиль
(мадригал, сочиненный Маскарилем) ->
негодование аристократов -> Мольер в
предисловии смиренно разъяснил, что
комедия направлена только против
подражательниц.
А не против истинных
прециозниц; но ясно обратное -> Один
из врагов с возмущением писал: «Никогда
скромность и наглость так не сливались
воедино, как в этом предисловии». Но
королю очень понравилось (прециозники
– его политическая оппозиция) и
понравилось публике. Прециозность
навсегда скомпрометирована.
Мольер
убедился, что комедия может влиять на
общественное мнение, ставить большие
вопросы.
По всем своим внешним признакам это
фарс:
пьеса 1 актная, в прозе, с грубоватыми
шутками, побоями, раздеванием. Тем не
менее Мольер предпочитал называть эту
пьесу комедией, сознавая всю её
значительность. В пьесе – злободневность,
осмеяние нравов аристократов-прециозников
(прециозного стиля одеваться, говорить,
рассуждать, чувствовать свою элитарность
и пр.) всё это осмеяно с т.зр. «здравого
смысла».
В
творчестве Мольера комедия получила
дальнейшее развитие как жанр. Сформировались
такие ее формы, как «высокая» комедия.
Главный принцип эстетики писателя –
«поучать, развлекая».
Ратуя за правдивое
отражение действительности в искусстве,
Мольер настаивал на осмысленном
восприятии театрального действия,
предметом которого он чаще всего избирал
наиболее типичные ситуации, явления,
характеры.
В
целом в эстетике Мольера важное место
занимает понятие «добродетель». Опережая
просветителей, драматург поставил
вопрос о роли нравственности и морали
в организации частной и общественной
жизни человека. Чаще всего Мольер
объединял оба понятия, требуя изображать
нравы, не касаясь личностей.
Однако это
не противоречило его требованию верно
изображать людей, писать «с натуры».
Добродетель всегда была отражением
нравственности, а мораль выступала
обобщенным понятием нравственной
парадигмы общества.
При этом добродетель
как синоним нравственности становилась
критерием, если не прекрасного, то
хорошего, положительного, примерного,
а значит, морального.
И смешное у Мольера
тоже во многом определялось уровнем
развития добродетели и ее составляющих:
честь, достоинство, скромность,
осторожность, послушание и так далее,
то есть тех качеств, которые характеризуют
положительного и идеального героя.
Образцы
положительного или отрицательного
драматург черпал из жизни, показывая
на сцене более типичные ситуации,
общественные тенденции и характеры,
чем его собратья по перу.
Подобно
Аристотелю, Мольер считал театр «зеркалом»
общества.
Спектакль
– форма зрелища – представлялся как
дидактическое пособие для зрителя.
Он
должен был пробудить сознание, потребность
спорить, а в споре, как известно, рождается
истина.
Драматург последовательно (но
опосредованно) предлагал каждому зрителю
«ситуацию зеркало», в которой обычное,
привычное и повседневное воспринималось
как бы со стороны.
И
в «высокой» комедии, и в комедии-«школе»
в полной мере реализовался дидактический
принцип классицизма. Однако Мольер шел
дальше. Обращение в зал в конце пьесы
предполагало приглашение к обсуждению.
Приглашение
«к нам в школу» убирает дидактизм как
грань между автором-учителем и
зрителем-учеником. Драматург не отделяет
себя от зрительного зала.
1662
– «Школа
жен» (за
год до неё – «Школа мужей»): теперь о
том же, но острее. Идея ценности и свободы
человека: никакое притеснение не м.б.
на благо
Арнольф
(богатый, пожилой буржуа) воспитывает
крестьянскую девицу Агнессу себе в
жены: поддерживает искусственно её
наивность, чтобы не стать рогоносцем.
Но агнеса несмотря на всё это встречает
настоящую любовь – молодого Ораса.
Комизм, что Арнольф оказывается поверенным
в любовных делах молодой пары (Орас –
сын его старого друга и, не зная нового
имени Арнольфа, рассказывает о своей
любви к его невесте; и Агнесса всё
рассказывает Арнольфу, т.к. воспитана
в искренности.
Тем самым Мольер
отказывается от традиционной интриги
комедии, связанной с обманом, игрой
случая и пр. Здесь побеждает правота
«природы человека»). Арнольф беснуется,
но не может противостоять; Агнесса же
от любви умнее и обретает человеческое
достоинство – внутренние силы души
побеждают.
Огромный успех – и травля:
безнравственность, незнание правил
искусства и т.д. Масса
критик, клеветы
(задевающей даже личную жизнь.
Подводя первые итоги, можем сказать, что уже в творчестве Мольера комедия-«школа» как жанровая форма получила активное развитие. Задача ее – воспитание общества. Однако это воспитание, в отличие от нравоучительной драматургии, лишено открытого дидактизма, оно имеет в своей основе рационалистический анализ, направленный на изменение традиционных представлений зрителя. Воспитание было не только процессом, в ходе которого изменялось мировосприятие зрителя, но и средством воздействия на его сознание и сознание общества в целом.Герои комедии-«школы» являли собой наиболее характерный образец страсти, характера или явления в общественном бытии. Они проходили через ряд нравственных, мировоззренческих и даже психологических уроков, усваивали определенные навыки общения, что постепенно формировало систему новых этических понятий, заставляющих иначе воспринимать повседневный мир. При этом «урок» в комедии-«школе» раскрывался практически во всех исторически сложившихся лексических значениях – от «задания» до «вывода». Нравственная целесообразность поступков человека начинает определять его полезность в жизни отдельной семьи и даже всего общества.Главным понятием комедии-«школы» становится «добродетель». Мольер связывает ее прежде всего с нравственностью. Драматург вводит в содержание «добродетели» такие понятия, как «разумность», «доверие», «честь», «свободный выбор». «Добродетель» выступает и как критерий «прекрасного» и «безобразного» в поступках людей, во многом определяя зависимость их поведения от социальной среды. В этом Мольер опережал просветителей.Ситуация «зеркало» помогала преодолеть догматизм обыденного мировосприятия и через прием «очуждения» достичь желаемого «эффекта обучения». Собственно сценическое действие рисовало лишь модель поведения как наглядный пример для рационалистического анализа зрителем реальной действительности.Комедия Мольера была тесно связана с жизнью. Поэтому нередко в ней присутствует драматический элемент. Его носителями выступают персонажи, которые, как правило, воплощают в своих характерах те или иные личностные качества, вступающие в противоречие с общепринятыми нормами. Часто на сцене звучат серьезные социальные конфликты. В их решении особое место отводится персонажам простого происхождения – слугам. |
Источник: https://studfile.net/preview/6818017/page:13/
Автор Жан Батист Мольер
Молье́р (фр. Molière, настоящее имя Жан Батист Поклен; фр. Jean Baptiste Poquelin; 13 января 1622, Париж — 17 февраля 1673, там же) — комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.
Отец его был придворный обойщик. Он не заботился о том, чтобы дать сыну образование. Трудно поверить, но к четырнадцати годам будущий драматург еде выучился читать и писать.
Однако способности мальчика стали довольно заметны. Он не хотел перенимать ремесло отца. Пришлось Поклену-старшему отдать сына в Иезуитский коллеж, где он за пять лет становится одним из лучших учеников.
Более того: одним из образованнейших людей своего времени.
По окончании коллежа Жан Батист получил звание юриста и был направлен в Орлеан. Однако любовью и мечтой всей его жизни был театр. Из нескольких друзей организовал молодой человек труппу в Париже и назвал ее «Блистательный театр». Собственных пьес тогда еще в проекте не значилось. Поклен взял себе псевдоним Мольер и решил попробовать себя в амплуа трагического актера.
Новый театр успеха не имел и его пришлось закрыть. Мольер отправляется странствовать по Франции с бродячей труппой. Странствия обогащают жизненным опытом. Мольер изучал жизнь различных сословий. В 1653 году он поставил одну из своих первых пьес «Сумасброд». Автор не мечтал еще о литературной славе. Просто репертуар труппы был беден.
В Париж Мольер возвращается в 1658 году. Это уже опытный актер и зрелый литератор. Выступление труппы в Версале перед королевским двором имело успех. Театр оставляют в Париже. В 1660 году Мольер получает сцену в зале Пале Рояль, построенном еще при кардинале Ришелье.
Всего в столице Франции драматург прожил четырнадцать лет. За это время было создано более тридцати пьес. Известный теоретик литературы Николя Буало в беседе с королем сказал, что его правление прославится благодаря драматургу Мольеру.
Сатирическая направленность правдивых комедий Мольера создали ему множество врагов. Так, например, на комедию «Тартюф», обличающую лицемерных святош, обиделась и знать, и церковники. Комедию то запрещали, то все-таки разрешали к постановке. Всю жизнь Мольера преследовали интриганы. Даже похоронам его они пытались помешать.
Мольер умер 17 февраля 1673 года. Он исполнял главную роль в своей пьесе «Мнимый больной» и на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался. Архиепископ Парижский запретил хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «не раскаявшегося грешника».
Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.
Комедии Мольера «Мизантроп», «Дон Жуан», «Проделки (плутни) Скапена», «Скупой», «Школажен» и другие до сих пор не сходят со сцены мировых театров.
Источник https://lit-helper.ru и https://ru.wikipedia.org
Источник: https://librebook.me/list/person/jan_batist_moler