Жизнь и творчество сергея аксакова

  • 8 Октября, 2019
  • Искусство
  • Yulia Sahine

До недавнего времени исследователям казалось, что ничто в биографии Аксакова не может заинтересовать. Однако из скучного и незначительного писателя он внезапно превратился в классика русской литературы, чье творчество может привлечь читателя и в наши дни.

Как писатель Сергей Тимофеевич Аксаков проявил себя довольно поздно: на шестом десятке. Расцвет его таланта пришелся на последнее десятилетие его жизни.

Детство и юность

Сергей Аксаков родился в 1791 году в Уфе в старинной дворянской семье. Отец любил природу, был мягким, застенчивым, малообразованным человеком, а мать слыла редкостной красавицей, умной и начитанной женщиной.

Детство мальчик провел в Уфе и в Заволжье, в имении его дедушки. От отца писатель перенял любовь к природе. Впоследствии охота и рыбалка стали его страстью. Эти факты из биографии Аксакова вознесут его спустя много лет на литературный пьедестал.

Когда мальчику исполнилось девять лет, его отдали на учебу в Казанскую гимназию. Не готовый к разлуке с семьей и самостоятельной жизни, ребенок серьезно заболел. Поэтому родные были вынуждены забрать его из учебного заведения. Лишь через год Сережа Аксаков вернулся к учебе в гимназии.

Осенью 1804 года был открыт Казанский университет, а старшие гимназисты стали студентами. Среди них оказался и 13-летний Сергей Аксаков.

О годах учебы писатель всегда вспоминал очень тепло. В это время он увлекся литературой и театром. Кроме того, студенты выпускали рукописные журналы. Разгоравшиеся между «конкурентами» дискуссии о литературе и языке не оставляли никого равнодушным. Любопытно, что Аксаков всегда выступал против слащавости прозы Карамзина, но любил его стихи.

На государственной службе

В 1807 году Аксаков покинул университет и спустя какое-то время переехал в Петербург. С помощью протекции своего преподавателя и наставника Г.И. Карташевского юноша получил должность переводчика в Комиссии по составлению законов. Государственной службе на разных поприщах он посвятил почти полтора десятка лет жизни.

В Петербурге писатель оброс новыми знакомствами в кругу литераторов и театралов, однако спустя четыре года он оставил службу в столице и переехал в Москву. В 1812 году Сергей Тимофеевич переехал в тихую деревушку, расположенную в Оренбургском крае. Он не очень стремился к светской жизни.

Годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова в этой глуши можно назвать счастливыми. Он лишь изредка приезжал в Москву и Петербург, чтобы не дать угаснуть знакомствам.

Так в один из приездов в 1815 году Аксаков познакомился с уже престарелым Державиным, который рассказал ему о еще юном, но уже талантливом Пушкине.

Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Еще в 1822 году Аксаков получил часть отцовского имения. Какое-то время он пытался заниматься хозяйством и вести жизнь помещика. На тот момент он уже женился на Ольге Заплатиной, у них родились дети. В 1826 году Сергей Тимофеевич понял, что быть помещиком он не сможет. Поэтому переехал с семьей в Москву.

Работа цензором

В большом городе вскоре выяснилось, что имеющихся средств для полноценной жизни семье не хватает, поэтому Аксаков решил вернуться на службу. Благодаря близкому знакомству с литератором и языковедом Шишковым, министром просвещения, Аксаков получил должность цензора Московского цензурного комитета.

Эта работа была непростой и очень ответственной, поскольку приходилось вычитывать невероятно большое количество произведений всевозможных жанров. После восстания декабристов цензура ужесточилась.

Аксакову, как и его коллегам, надо было учитывать множество факторов. За пропуск в печать неподобающей книги можно было лишиться карьеры и сесть в тюрьму.

Сергей Тимофеевич, думая о семье, старался быть осторожным.

Впрочем, оставаясь осмотрительным, Аксаков не скрывал своего мнения об условиях, необходимых для развития литературы. У него было множество стычек с другими цензорами, проявлявшими инквизиторский подход к литераторам.

Увольнение

Будучи цензором, Аксаков не оставлял свою литературную деятельность. В начале 1830 года он анонимно опубликовал фельетон «Рекомендация министра». Смысл социально-сатирического очерка был очевиден: получить выгодное место без чьей-либо протекции или помощи невозможно, так как на этом неписаном законе строится вся государственная система.

Произведение мгновенно привлекло к себе внимание Николая I, который был в ярости. Началось разбирательство. Сначала арестовали цензора, пропустившего фельетон, потом угроза нависла над издателем «Московского вестника».

Лишь тогда Аксаков решил раскрыть свою личность и явился в полицию. От высылки из Москвы писателя спасли письма, в которых он писал, что лишь изложил в форме рассказа известный в народе анекдот.

Он клялся, что никого не хотел оскорбить.

В декабре 1831 года Аксаков по неосторожности пропустил в печать статью И.В. Киреевского с достаточно революционными идеями. Автора статьи признали неблагонадежным, журнал «Европеец» закрыли, а Аксакову сделали строгий выговор.

В январе 1832 года (всего через меся) грянула другая беда, положившая конец карьере цензора. В печать вышла остроумная сатира некоего Елистрата Фитюлькина, высмеивающая нравы полицейских властей.

Книга возмутила полицейские власти Москвы и Петербурга. История вновь дошла до Николая I. Его решение было однозначным: уволить Аксакова, так как он не обладает необходимыми для цензора качествами и умениями.

Впоследствии это событие отразится на биографии Аксакова.

Директор межевого института

Оставшись без работы, Сергей Тимофеевич оказался в незавидном положении.

Фактически на любой его государственной службе был поставлен крест, но это был единственный способ достойно зарабатывать, чтобы жить с большой семьей в Москве.

Писателю пришлось лично обратиться к Бенкендорфу, хотя именно он приложил усилия для увольнения Аксакова. В результате вышестоящими органами было принято решение позволить Сергею Тимофеевичу вновь работать на государственной службе.

В октябре 1833 года Аксаков получил должность инспектора Константиновского землемерного училища. Вскоре это заведение было официально преобразовано в межевой институт, а Аксакова назначили его директором.

Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Еще будучи цензором, Сергей Тимофеевич познакомился с множеством литераторов, среди которых был В. Г. Белинский. Молодой критик дружил с сыном Аксакова Константином. Вскоре Белинский стал частым гостем в их доме.

В 1838 году Сергей Аксаков решил окончательно оставить службу. В этот период у него начались серьезные проблемы со здоровьем, ухудшилось зрение.

«Буран»

Это первое произведение, в котором проявился яркий писательский талант Аксакова. В 1834 году он опубликовал небольшой очерк «Буран». Это маленькое, но очень красивое произведение.

В основе творческого метода лежит живой человеческий интерес к действительности без прикрас, естественность и простота. Картина разбушевавшейся природы стала классическим образцом пейзажной живописи в литературе.

До этого подобным образом описывал природу только Пушкин.

Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Сам Александр Сергеевич по достоинству оценил описание бурана. Изображение метели в «Капитанской дочке» было написано под впечатлением от этого короткого очерка.

Славянофильство

С начала 40-х годов начались важные перемены в общественной и социальной жизни России. Не менее серьезные перемены обозначились и в сознании Аксакова, поскольку в стране происходило обострение социальных противоречий, активизировалось антикрепостническое и освободительное движение.

Это время ознаменовалось появлением западников и славянофилов. Дети Аксакова (Константин, Иван и Вера) были активными славянофилами 40-х годов. Сторонники этого течения утверждали, что у России есть особенный путь, не связанный с Западом, который может лишь нанести урон развитию России и ее ценностям.

Сам Аксаков утверждал, что он не является сторонником никаких течений, поскольку видит, в какие крайности уходил его любимый сын Константин со своими единомышленниками.

Охотничья трилогия

В 1843 году Аксаков приобрел под Москвой имение Абрамцево, где он обрел тихую и размеренную жизнь. Это спокойствие и безмятежность пробудили воспоминания о детстве и юности, о том, как часто они с отцом охотились или рыбачили.

Первая полноценная книга Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об уженье» должна была стать интересным пособием для узкого круга рыболовов, а прославилась на всю Россию. Даже людям, не относящим себя к любителям ловли рыбы, понравились описания подводного мира и то, с какой страстью и любовью Аксаков описывал рыбалку.

Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Успех побудил писателя продолжить тему. Вторая книга «Записки ружейного охотника» стала еще более глубокой и страстной в плане изображения природы, животных и эмоций охотника. Произведение получило высочайшие оценки критиков, писателей и простых читателей.

В 1855 году Аксаков завершил трилогию книгой «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». По этим произведениям можно понять, что Сергей Тимофеевич не терпел высокопарности и праздного созерцания. Даже пейзажи играли важную роль и были наполнены интересными деталями.

Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Изданные по отдельности книги писатель хотел объединить в один сборник. При попытке издать его Аксаков столкнулся с серьезными препятствиями. Из-за проблем с цензурой у его сына Ивана писателю отказали. После апелляции и ходатайства процесс вновь был запущен, но сборник так и не увидел свет.

Пик литературной карьеры

Наиболее значительными работами Аксакова являются «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». В этих книгах перед читателями раскрывается история трех поколений семьи Сергея Багрова, то есть самого писателя.

Он намеренно изменил места и имена, чтобы нельзя было сопоставить их с реальными прототипами, некоторые из которых были еще живы.

Однако стоило «Семейной хронике» выйти из печати, как критики моментально сопоставили персонажей с реальными людьми.

В «Семейной хронике» Сергей Аксаков удивительно точно описал быт помещиков и крепостных. По сюжету все семейство Багровых переезжает из Симбирской губернии в новое поместье.

Контраст между тем, как радуются и ждут переезда люди в барском доме, и как тягостно и грустно продавать скот и весь скарб крепостным крестьянам, сразу погружает читателя в атмосферу подневольности и зависимости крепостных.

Аксаков неторопливо и детально описывает действительность. Читатель словно смотрит интересное и эпическое кино.

Книга вышла из печати в самый «удачный» момент: только закончилась Крымская война, прогнивший николаевский режим был очевиден каждому. «Семейная хроника» дала отличный материал для обличения крепостничества и была чрезвычайно выгодна революционно настроенным демократам.

Жизнь и творчество Сергея Аксакова

«Детские годы Багрова-внука» – это заключительная часть трилогии «Семейная хроника». В произведении с удивительной точностью описывается детство маленького Сережи – с рождения и до девяти лет. Темой книги является сложный и столь важный процесс формирования детской души.

В произведении показано, как медленно, но верно меняется мировоззрение мальчика, который начинает понимать, что в мире все далеко не так прекрасно. Однако он не страдает от этого осознания, не пытается что-то изменить, а лишь созерцает. Художественные описания и, конечно, язык – вот, чем прославился Сергей Тимофеевич Аксаков.

Последние годы

Аксаков думал, что «Семейная хроника» станет завершением его литературной карьеры, но на самом деле 50-е годы стали самыми плодотворными.

Читайте также:  Кукольный дом - краткое содержание произведения ибсена

Из-под его пера вышла повесть «Наташа», рассказ «Собирание бабочек», а также цикл мемуаров «Литературные и театральные воспоминания». Незадолго до смерти был написан «Очерк зимнего дня». Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова в это время высоко ценилось.

Писатель планировал продолжение «Семейной хроники», ведь материала о собственных детях и их судьбах у него было предостаточно.

Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Смерть настигла Аксакова в конце апреля 1859 года. Писателю было 67 лет. Сергей Тимофеевич всю жизнь был верен одной женщине — своей жене. В браке у них родилось 11 детей — 4 мальчика и 7 девочек.

Некоторые из них умерли в детстве или в юношеском возрасте. Константин и Иван были литераторами. Надежда отлично пела и играла на гитаре. Ольга стала художницей.

Вера была подвижницей славянофильского движения.

В XX веке интерес к биографии Аксакова ослаб, чтобы с новой силой возродиться в наши дни. Сейчас его произведения снова становятся популярными. Существует несколько музеев Аксакова. Его именем назван один из парков в Уфе и кратер на Меркурии. В селе Надеждино (Башкортостан) функционирует Аксаковский историко-культурный центр.

Источник: https://nacion.ru/477394a-sergey-timofeevich-aksakov-biografiya-semya-tvorchestvo-pamyat

Наш С. Т. Аксаков

  • Жизнь и творчество Сергея Аксакова
  • Жизнь и творчество Сергея Аксакова
  • Сергей Тимофеевич Аксаков
  • 20 сентября (1 октября) 1791 – 30 апреля (12 мая) 1859 г.

С.Т. Аксаков – всемирно известный писатель, стоящий в одном ряду с общепризнанными российскими классиками. Общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист. А также великий семьянин, отец большого и уважаемого в обществе семейства, любитель природы, заядлый охотник и рыбак.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе, в семье прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова и дочери помощника Оренбургского наместника Марии Николаевны Зубовой. В семье было пятеро детей.

Благодаря матери он открыл для себя мир литературы. Серёжа рос в атмосфере большой любви и заботы и был очень любознательным и одарённым ребёнком: любил разыгрывать пьески из «Тысячи и одной ночи», декламировать стихи, рано приобщился к чтению. Любовь же к природе Серёжа унаследовал от отца.

Он получил хорошее образование для своего времени: в 1801 году он был определён в Казанскую гимназию, а в 1804 году стал студентом только что открывшегося Казанского университета. В студенческие годы Серёжа стал писать, увлёкся театром. Вместе с другом Александром Панаевым он выпускал рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших знаний».

Жизнь и творчество Сергея Аксакова Жизнь и творчество Сергея Аксакова Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Одним из увлечений студента Аксакова было собирание бабочек, которое, хотя и недолго, но всецело владело им и оставило в памяти глубокое впечатление.

Сергей Аксаков и его друг Александр Панаев собрали в окрестностях Казани целую коллекцию, которая позднее, летом 1806 года, пополнилась новыми экземплярами, пойманными студентом Сергеем Аксаковым на каникулах в родном имении Аксаково в Симбирской губернии.

В 1808 году Сергей Тимофеевич Аксаков переехал в Санкт-Петербург, где получил должность переводчика в комиссии составления законов. Там он сблизился с поэтом Г.Р. Державиным, писателем, адмиралом и государственным деятелем А.С. Шишковым и другими литературными и театральными деятелями, проявляя большой интерес к искусству декламации.

В 1812 году Аксаков вернулся в родное имение в село Аксаково (Знаменское), посещая время от времени Петербург и Москву.

В 1816 году Аксаков женился на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной, и молодая семья поселилась в селе Аксаково (Знаменское) Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.

В 1821 году Сергей Тимофеевич вместе с женой и детьми отправился в имение Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Он всецело отдался любимым занятиям: ружейной охоте, ужению рыбы, переписке с московскими друзьями и чтению книг и журналов.

У него и его жены было четверо сыновей: Константин, Григорий, Иван, Михаил и семь дочерей: Вера, Ольга, Надежда, Анна, Любовь, Мария, Софья.

Семья была дружной. Существование её покоилось на согласовании наклонностей всех её членов, на гармонии настроений и взглядов. В семье много читали вслух, устраивали детские костюмированные праздники и разыгрывали спектакли.

В 1826 году семейство Сергея Тимофеевича поселилось в Москве. Сильное увлечение театром способствовало его дружбе со многими театральными деятелями и его становлению как театрального критика. В 1827 году Аксаков получил должность цензора Московского цензурного комитета. В 1833 году он стал инспектором землемерного училища, а затем директором Константиновского межевого института.

Но службу Аксаков в 1839 году оставил, посвятив себя целиком литературной деятельности и общению с друзьями.

Двери дома Аксаковых всегда были открыты для гостей. В числе постоянных гостей здесь бывали писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актёр М.С. Щепкин. Дом в Москве и подмосковное имение Абрамцево, приобретённое в 1843 году, стали своеобразным культурным центром, где встречались писатели и актёры, журналисты и критики, историки и философы.

Первым заметным опытом в прозе стал его очерк «Буран», опубликованный в 1834 году. Главное направление литературного творчества С.Т. Аксакова с этого момента – реализм.

В 1847 он опубликовал «Записки об уженье рыбы», имевшие большой успех. В 1852 году отдельным изданием вышли «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».

В пятидесятые годы здоровье С.Т. Аксакова резко ухудшилось, но, несмотря на надвигающуюся слепоту, он продолжал работать.

Особую популярность приобрели его автобиографические книги – «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.

Сказка «Аленький цветочек», написанная для внучки Оленьки, увидела свет в 1858 году. Сергей Тимофеевич Аксаков скончался 12 мая 1859 года в Москве.

Сергей Тимофеевич Аксаков стал известен во всём мире как мастер биографического жанра. В своих книгах он писал о преданиях своей семьи, своих впечатлениях от природы, о том, что хорошо знал и помнил.

Он обладал незаурядным даром рассказчика, наблюдательностью, точностью и простотой языка, что и принесло ему заслуженное признание. Имя С.Т. Аксакова заняло достойное место в истории русской литературы.

Главный библиотекарь по краеведческой работе ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова» Клопкова Ольга Васильевна

       * * *

Публикации:

  • Кичина, Т.Е. С именем Аксакова : [о «хоровой поддержке» в продвижении имени С. Т. Аксакова на территории Ульяновской области] / Т. Е. Кичина// Симбирскъ. — 2014. — № 7. — С. 58-61 : фот. (Подробнее…)
  • Клопкова, О.В. Сергей Тимофеевич Аксаков : [жизнь и творчество С.Т. Аксакова; аксаковские места России]; Викторина «С.Т. Аксаков и Симбирский край»] / О.В. Клопкова // Писатели-юбиляры : учебно-методическое пособие / авт.-сост. О.Ю. Феоктистова, С.И. Савинков. – М.: ООО «Юный краевед», 2016. – (Краеведческая выставка, 2016). – Приложение к журналу «Юный краевед». — С. 13-20. (Подробнее…)
  • Аксаковской тропою… : сборник материалов по итогам межрегиональной научно-практической конференции «IV Аксаковские чтения», посвящённой 225-летию со дня рождения С.Т. Аксакова / составитель Е. А. Мошкова; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова. – Ульяновск, 2016. – 158 c.  (Подробнее…)
  • Сергей Тимофеевич Аксаков : биобиблиогр. указ. / сост. Т. В. Ревякина ; Ульян. обл. б-ка для детей и юношества. – Ульяновск, 2007. – 32 с. : ил. – (Писатели нашего края).  (Подробнее…)
  • Аксаковы и Симбирский край : аннотированный рекомендательный список / составитель И. В. Бобылёва ; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. – Ульяновск, 2016. – 12 с.  (Подробнее…)
  • Собирание бабочек : методические рекомендации по работе над очерком С. Т. Аксакова «Бабочки» / составитель О. В. Клопкова ; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. – 2012. – 64 с.  (Подробнее…)
  • Презентация «Вот ты какой, цветочек аленький!» К 155-летию сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.

       * * *

Источник: http://aksakovka.ru/nash-aksakov/

Аксаков сергей тимофеевич

Русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик. Отец славянофилов И.С. Аксакова и К.С. Аксакова, мемуаристки В.С. Аксаковой.

Родился в небогатой, но старинной дворянской семье. Его отец Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Уфимского земского суда. Мать, Мария Николаевна Зубова, была дочерью помощника оренбургского наместника.

Мария Николаевна с детства приохотила сына к чтению книг, привила ему любовь к литературе, театру, искусству. От отца юный Аксаков унаследовал любовь к природе, страсть к охоте и рыбалке, редкую  наблюдательность.

Детство будущий писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково.

Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии (с 1799 года), преобразованной вскоре в Казанский университет (1804) , где он также продолжил учиться. В студенческие годы С. Т.

Аксаков увлекся театром, принимал участие в деятельности «Общества любителей русской словесности». В университете Сергей Тимофеевич познакомился с преподавателем математики Г.И. Карташевским,  оказавшим на него большое влияние.

Впоследствии Карташевский женился на родной сестре Аксакова Наталье Тимофеевне.  

Не окончив Казанский университет,  будущий писатель переехал в Петербург (1807), где поступил на службу  в Комиссию по составлению законов и Экспедицию о государственных доходах  до 1819 года.

В 1816 году Аксаков женился по большой любви на О. С. Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турецкой княжны Игель-Сюм. Умная и образованная женщина, Ольга Семеновна всю жизнь была главным советчиком, первым читателем и литературным критиком Аксакова. У Аксаковых была большая дружная семья: четверо сыновей и шесть дочерей.  

В 1827-1832 годах Аксаков служил  в Московском цензурном комитете. В 1833-1838 годах стал  инспектором, а затем и директором Константиновского межевого института. За время директорства Аксакова институт стал одним из образцовых учебных заведений. Московский период жизни С. Т. Аксакова ознаменовался новой деятельностью и новыми знакомыми. Среди них были писатель М. Н.

Загоскин, поэт и критик С. П. Шевырев, журналист Н. И. Надеждин, драматург А. А. Шаховской, историк М. П. Погодин.  Сам Аксаков в этот период плодотворно занимался переводами, литературной и театральной критикой, сотрудничал с журналами «Атеней», «Галатея», «Московский вестник». Крепкая дружба связала в эти годы С.Т. Аксакова и талантливого русского актера М. С. Щепкина.

В 1837 году Аксаков стал наследником  большого  имения (850 душ крепостных и несколько тысяч десятин земли) в Оренбургской губернии, где бывал лишь наездами.  В 1839 году Сергей Тимофеевич по причине расстроенного здоровья  вышел в отставку.

В 1843 году семья Аксаковых приобрела  подмосковное имение Абрамцево. Там, на берегу живописной реки Вори, где часами просиживал с удочкой С. Т. Аксаков, в тихой уединенной усадьбе расцвел его талант натуралиста.

Отойдя от служебных обязанностей, обосновавшись  в милом его сердцу сельском уголке, Сергей Тимофеевич активно включился в литературную деятельность. Этому обстоятельству способствовало также тесное общение писателя с возвратившимся  из-за границы Н.В.

Гоголем, с которым семья Аксаковых была знакома с 1832 года.

Читайте также:  Яма - краткое содержание повести куприна

Гоголь  настаивал на том, чтобы Аксаков, обладавший замечательным даром рассказчика и декламатора,  взялся за перо. Дебют писателя оказался весьма успешным и многообещающим.  В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) —  С. Т.

Аксаков  проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Критика очень благосклонно приняла нового писателя. Очень высокого мнения об «охотничьей»  трилогии С. Т. Аксакова был И. С. Тургенев, с которым у Аксакова завязалась переписка и личная дружба. Его труды также были по достоинству оценены многими русскими учеными-натуралистами, такими как К. Ф.

Рулье, В. М. Черняев.

Однако наиболее полно талант Аксакова-литератора раскрылся в его автобиографических произведениях: «Семейная хроника» (1856)  «Детские годы Багрова-внука» (1858) и «Воспоминания» (1856),  написанных им на основе реальных жизненных событий и семейных преданий.

Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них дух и быт провинциальной дворянской семьи конца XVIII века в его повседневности.

В этих произведениях  с особой силой проявилась  самобытность таланта Аксакова, заключавшаяся в характере и стиле его литературного  языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Широкую известность приобрела сказка  С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», помещенная им в приложении к книге «Детские годы Багрова-внука».

Сказку писатель посвятил своей маленькой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Это небольшое, по сути, самостоятельное произведение писателя подкупало читателей своим волшебным красочным сюжетом, яркими  непосредственными характерами главных героев, необыкновенно певучим  и образным языком.

Успех автобиографической трилогии С. Т. Аксакова был необычаен. Читатели и критика восторженно приняли книги нового талантливого мемуариста. На склоне лет к С. Т.

Аксакову пришла широкая известность и признание. Однако писательский труд давался литератору с большими усилиями.

Он почти потерял зрение, и ему приходилось диктовать  произведения своим близким, полагаясь на их усердие и редакторский талант.

Весной 1859 года  давно и тяжело болевший Аксаков скончался в Москве.  После себя он оставил талантливое потомство, добрую память и прекрасные, ставшие хрестоматийными произведения. Сергей Тимофеевич Аксаков был похоронен в Москве в Симоновом монастыре, в советское время перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

  • Дети:
  • Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост.
  • Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.
  • Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта).
  • Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.
  • Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.
  • Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету.
  • Надежда (1829—1869), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.
  • Любовь (1830—1867) — художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом  монастыре.
  • Мария (1831—1908) — жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.

Анна (1831—?), умерла в детстве.

Софья (1834—1885).

Память

В настоящее время в Уфе находится Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.

В Государственном историко-художественном и литературном музее «Абрамцево» часть экспозиции Главного усадебного дома посвящена семье Аксаковых и гостям их дома.

В с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области открыт памятник С. Т. Аксакову.

В с. Надеждино Белебеевского района Оренбургской области открыт памятник Аксакову.

В г. Уфа открыт памятник С. Т. Аксакову.

  1. Ежегодно в Музее-заповеднике «Абрамцево» проводятся Аксаковские чтения.
  2. Ежегодно там же проводится Всероссийский  фестиваль «Аленький цветочек».
  3. Ежегодно с  1992 года в Уфе проводится Международный Аксаковский праздник.

Литература

  • Арзуманова О.И., Кузнецова А.Г. Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель. Издание 2-е, исправленное. М., 1988.
  • Лобанов М. С. Т. Аксаков (ЖЗЛ). М., 1987.
  • Машинский С. С. Т. Аксаков. М., 1973.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/aksakov_siergiei_timofieievich

Биография Аксакова Сергея кратко для детей 4 класс

Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

Атмосферу в доме, в которой рос мальчик, отличало спокойствие, доброжелательность, уважение всех членов семьи друг к другу и стремление к образованию. Единственное, что омрачало безоблачную их жизнь – это тяжелое течение болезни мальчика. Из-за повторяющихся приступов он не мог постоянно посещать учебные заведения и поэтому вынужден был обучаться на дому.

Гимназию он начинает посещать в 1799 году. Когда гимназия приобрела статус университета, Сергей продолжил там обучение до 1807 года. Будучи юношей, он был участником группы любителей словесности.

Этому способствовала его любознательность и большая тяга к чтению.

Позже был увлечен деятельностью театра, пробовал себя в сочинении стихотворений, которые были размещены в местных литературных журналах.

После переезда, связанного с окончанием Казанского университета, из Москвы в Петербург, он назначен на должность переводчика, при этом не оставил литературную деятельность.

1811 год в жизни писателя вновь ознаменован переездом в Санкт-Петербург. Во время Отечественной войны он жил в одной из деревень Оренбургской области. Пребывая там на протяжении 15 лет, он занимался переводами.

От брака с Заплатиной О. С., зарегистрированном в 1816 году, у него было 10 детей. Семья была образцовой. Они дружно проводили время на природе, а в сезон охоты писатель с радостью брал с собой ружье.

Получив приличное наследство от родственника, он занялся хозяйственной деятельностью. Позже, оставив хозяйство, вернулся в Москву. Однако, занимаемая там должность цензора имела драматическую развязку. Он был вынужден уволиться.

Аксаков подвергался гонениям, например за то, что унизительно относился в произведениях к хранителям порядка.

Большое количество переводов, представляющих богатое наследие С. Т.

Аксакова за этот период, представляет собой сочетание глубоких знаний русского слова, традиций, тонкой наблюдательности за окружающим миром: трагедия Софокла «Филоктет», комедия Мольера «Школа мужей», романа В. Скотта «Певерил Пик» и другие.

В 1847 году свои реальные наблюдения за жизнью живого мира он обобщил в «Записках ружейного охотника», а в 1855 году — в «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Этот эрудированный, талантливый, увлеченный человек не ушел бесследно. Его имя увековечили, назвав его именем улицы многих городов, санатория, кратера на Меркурии.

Каждый творческий этап литературной деятельности Аксакова С. Т. – это время, богатое впечатлениями, которые в автобиографической прозе или описании природы, быта представлены на страницах произведений. 

Жизнь известного деятеля, великого писателя оборвалась в 1859 году в городе Москва.

Вариант 2

С.Т. Аксаков – это выдающийся русский прозаик, публицист, философ, мемуарист. Он родился на Урале, в Уфе в дворянской семье, принадлежащей к старинному роду.

Имение Аксаковых называлось Ново-Аксаково, а отец мальчика находился на государственной службе в качестве прокурора. Мать – домохозяйка. В семье издавна культивировалось хорошее образование и воспитание детей.

Поэтому Сергей сразу же был погружен в атмосферу интеллигентности и интеллектуального труда.

В отрочестве С.Т. Аксаков учился в уфинской местной мужской гимназии, а потом поступил в Казанский университет, где проучился сравнительно недолго.

Именно здесь он обнаруживает блестящие знания по гуманитарным дисциплинам и серьезно увлекается литературой, искусством, театром, стихосложением. В этот же период появились его первые лирические опыты.

В эти же годы его также ждет театральный дебют на университетской сцене.

Но Аксаков не окончил полный курс университета. Он вынужден был перебраться в Петербург, где поступил на службу в Комиссию по составлению законов в качестве переводчика. Иностранные языки он знал хорошо.

Но этот род деятельности также его не прельщал. Его продолжало тянуть в мир литературы.

В этой сфере Аксаков постепенно обзавелся многочисленными знакомствами: начались походы по литературным салонам, кружкам, объединениям по интересам.

С наступлением 1816 года Аксаков решил жениться. Его избранницей стала О. Заплатина, с которой он поселился в родовом имении Ново-Аксаково.

За годы счастливого брака, основанного исключительно на любви и взаимоуважении, у Аксаковых родилось десять детей.

Родители уделяли много внимания их воспитанию и обучению – впрочем, как когда-то много внимания уделялось самому Аксакову в детстве. Семейные ценности стояли для него чуть ли не на первом месте.

Через десять лет после свадьбы Аксаковы переехали в Москву. Здесь Сергей Тимофеевич работал в качестве цензора, потом служил в Константиновском межевом училище инспектором. Там же он в скором времени стал директором.

Уделяя все больше свободного времени литературе, Аксаков написал очерк «Буран» в 1834 году. Именно это произведение дало «толчок» к другим более проблемным и личным произведениям автора. Об Аксакове заговорили как о писателе-автобиографисте впоследствии.

Также его произведения проникнуты природоведческими предпосылками, написаны интересным, понятным языком. Аксаков также вплотную сотрудничал с толстыми критическими журналами, активно публиковал в них свои статьи по поводу произведений А.С. Пушкина. Н.В.

Гоголя и других знаменитых современников.

Позднее дом Аксаковых в имении Абрамцево под Москвой стал центром русской культурной, литературной и философской мысли. Там собирались знаменитые люди, обсуждали насущные государственные проблемы.

Большой успех имело сочинение Аксакова «Записки об уженье рыбы», а также «Записки ружейного охотника», где писатель талантливо поэтизировал русскую природу и указал на ее неповторимость.

В конце жизни здоровье Аксакова ухудшилось. Он начал слепнуть. Ему стало уже трудно писать и вообще вести активную общественную жизнь. Автобиографичность присуща в большей степени его поздним произведениям, таким как «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», сочиненные на основе детских воспоминаний и семейных традиций самого автора.

Как мемуарист Аксаков проявил себя в самые последние годы жизни – в 1858 – 1859 гг. Это знаменитые «Литературные и театральные воспоминания» и «Встречи с мартинистами».

С.Т. Аксаков ушел из жизни 30 апреля 1859 г., похоронен в Москве.

Биография 3

Сергей Аксаков – замечательный литератор консервативного настроя по отношению к нововведениям в старой школе русского языка и литературы, из-за чего многие считали данного писателя узкомыслящим консерватором, однако, несмотря на это автор писал довольно достойные произведения, которые впоследствии вошли в классику художественной отечественной литературы.

Родился будущий автор произведений в городе Уфа в 1791 году, в семье строго консерватора, его отца, который придерживался весьма строгих нравов, ставя в своей семье такие же строгие запреты на практически абсолютно всё, что в дальнейшем, конечно же, повлияло на мировоззрение юного Сергея. Его отец часто запрещал ему простые, казалось бы, вещи, например игрушки, которые отец не позволял ему трогать. Также он часто  становился слушателем отцовских наставлений и проповедей.

Читайте также:  Сочинение на тему рождество

Став юношей поступил в Казанский университет, после которого решил отправиться на службу, на которой вступил в кружок связанный с литературой, в котором познакомился с будущими литераторами, ему повезло, так как в кружке все придерживались довольно консервативных взглядов насчёт отечественной литературы, и презирали всяческие новшества. Там Сергею прививают любовь к литературе, и именно там он решает связать свою жизнь с литературой, после чего решает начать писать собственные литературные шедевры. Вместе с клубом они выпускают журнал, в котором он издаёт свои произведения. Его труды не остаются без внимания, и очень скоро он становится человеком, о котором все говорят, так как его стиль написания пришёлся очень многим людям по душе, из-за чего он начал издавать свои произведения в более именитых изданиях, чем клубный журнал.

Чуть позже он женится, и отправляется в своё имение в деревне. Там рождается его первенец, а затем и второй сын. В семье он придерживается тех же порядков, что и его отец придерживался при его воспитании.

В 1826 году он с семьей переезжает в Москву, где получает место цензора, а затем, упорно поработав некоторое время, получает место директора в одном из институтов города в 1835 году. Там он и продолжает жить и работать и, в конце концов, покидает мир ввиду старости.

Биография для детей 4 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Феликс Эдмундович Дзержинский
    Дзержинский Феликс Эдмундович – умный и талантливый человек, великий революционер и просто интересная личность.
  • Артур Конан Дойл
    Артур Конан Дойл – известный английский писатель, создавший много интересных произведений различных жанров. Из-под его пера вышли исторические и приключенческие романы, научно-фантастические повести и романы, публицистические статьи и т.д.
  • Карл Брюллов
    Брюллов родился в Петербурге в 1799 году и оставил мир неподалеку от города Лацио и Рима в коммуне Манциана в 1852 году. Он был третьим сыном в семье преподавателя Академии художеств
  • Татьяна Конюхова
    Конюхова Татьяна Георгиевна это не только актриса российского кино и театра, но и талантливая актриса советского времени, поэтесса и общественный деятель.
  • Александр III
    Александр III – Всероссийский император, правивший страной в период с 1 марта 1881 по 20 октября 1894 года. Известен как Царь-Миротворец, так как за все время его правления страна не знала сражений и войн.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/aksakov-sergej-timofeevich-dlya-detej-4-klass

Славянофил и гегельянец: как жил и о чём писал Константин Аксаков

Краткая биография

Константин Аксаков — старший сын знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859), автора биографических книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», а также известной сказки «Аленький цветочек». Переняв у отца любовь к литературе, он во многом разделил и его убеждения, в зрелом возрасте став одним из идеологов славянофильства [1]. Но повлияла на Константина Аксакова и мать Ольга Семёновна Заплатина, которая в четыре года научила его читать, причём первой книгой мальчика стала «История Трои» [2]. Биографы убеждены, что по материнской линии он унаследовал две важные черты характера — патриотизм и пылкость: его дед был суворовским генералом, а бабушка — пленной турчанкой [3].

Детство будущий историк провёл в селе Аксаково в Оренбургской губернии. Фамильный топоним неудивителен: род Аксаковых ведёт свою историю от знатного варяга (норвежца), поселившегося в Киевской Руси в начале XI века. Многие представители семьи ещё в допетровскую эпоху были «государевыми людьми» — воеводами, стряпчими, стольниками — и заслужили дворянский титул и поместья [3].

Получив хорошее домашнее образование, в 15 лет Константин Аксаков поступил на словесное отделение Московского университета. Диплом кандидата он получил в 1835 году, а вот степень магистра — только в 1847-м. Диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» Аксаков опубликовал годом раньше, но защитить смог лишь после правок, которые требовал внести цензурный комитет. В дальнейшем столкновения с официальной идеологией продолжились: через пять лет он попал под полицейский надзор за статью «Богатыри князя Владимира» [2]. В этом видна горькая ирония судьбы: его отец несколько лет служил цензором, но его уволили за то, что он пропустил чересчур смелую пьесу [4].

Константин Аксаков стал автором множества художественных и публицистических произведений, которые печатались в популярных тогда журналах и газетах: «Телескоп», «Молва», «Московский наблюдатель», «Русская беседа», «Москвитянин», «День», «Русь», «Московский сборник».

С 1857 года он был фактическим редактором газеты «Молва» [2]. Тексты Аксакова часто становились предметом обсуждения, и современники признавали его литературное дарование. В 1858 году его избрали действительным членом Общества любителей российской словесности [5].

По словам родных и друзей, Константин Аксаков отличался крепким здоровьем, но его сломила смерть отца, к которому он был очень привязан. Историк умер от чахотки 19 декабря 1860 года, всего на полтора года пережив Сергея Аксакова.

Интересно, что многие современники запомнили Константина Аксакова не как философа и писателя, а как бородатого чудака в зипуне и мурмолке (старинной шапке). Он носил крестьянскую одежду, противясь моде на европейские костюмы и демонстрируя свою верность русской старине и народным обычаям. Это нередко делало его предметом насмешек. Например, Александр Герцен однажды написал: «Аксаков оделся так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина». Но Аксаков относился к своему наряду очень серьёзно, для него это был символ смирения и благочестия: «Фрак может быть революционером, а зипун — никогда. Россия, по-моему, должна скинуть фрак и надеть зипун — и внутренним и внешним образом» [6].

Московские адреса Аксакова

Аксаковы перебрались в Москву в 1826 году, и Константин всей душой полюбил этот город. Биографы приводят всего два случая, когда он покидал Москву надолго.

В 1838 году юноша провёл пять месяцев в Германии и Швейцарии — эта была дань уважения немецкой культуре, к которой он приобщился во время учёбы в университете. Он детально изучал философию Гегеля, переводил немецких поэтов, в первую очередь Гёте и Шиллера.

Вторая заграничная поездка стала для Аксакова последней: в 1859 году, заболев чахоткой, он по совету врачей отправился на Адриатику и умер на греческом острове Занте (Закинф) [6].

Константин Аксаков был приверженцем идеализма в философии, практические аспекты были ему чужды и в повседневности. Кроме того, он был горячо, как ребёнок, привязан к родителям, поэтому всё время жил с ними. Обычно семья проводила лето в Абрамцеве, а на зиму снимала квартиру в центре Москвы — большинство адресов тяготеют к Арбату.

В 1829–1833 годах Аксаковы поселились в Большом Афанасьевском переулке (дом 12). Здесь часто бывал Николай Гоголь, который сначала сильно повлиял на творчество Сергея Тимофеевича, а потом дружил и с Константином: сохранилась их переписка, критические статьи Аксакова о поэме «Мёртвые души» и «На смерть Гоголя» [4].
В доме 8 в том же переулке в 1835–1839 годах собирался кружок Николая Станкевича, с участниками которого Константин Аксаков познакомился в университете. Виссарион Белинский, Михаил Бакунин, Василий Боткин, Михаил Катков и другие молодые люди обсуждали философию Гегеля и Шеллинга, классическую и современную литературу. Посещал кружок и Иван Тургенев, запечатлевший эти встречи в романе «Рудин» [1]. Сам Аксаков вспоминал их так: «Кружок Станкевича был замечательное явление в умственной истории нашего общества… Искусственность российского классического патриотизма, претензии, наполнявшие нашу литературу, усилившаяся фабрикация стихов, неискренность печатного лиризма, всё это породило справедливое желание простоты и искренности, породило сильное нападение на всякую фразу и эффект; и то и другое высказывалось в кружке Станкевича, быть может впервые, как мнение целого общества людей» [4].
В 1848–1849 годах семейное гнездо располагалось в Сивцеве Вражке (дом 30). Уютный дом в глубине сада посещали историки и философы, писатели и поэты, актёры и музыканты. Среди гостей были Иван Тургенев, Пётр Вяземский, Михаил Загоскин, Михаил Погодин, Алексей Хомяков, Михаил Щепкин, Павел Мочалов и Виссарион Белинский [1]. Своё сорокалетие здесь отметил Николай Гоголь [4]. В 1984 году по этому адресу открылся Дом-музей Аксаковых.
Не сохранился дом в Малом Лёвшинском переулке, где Аксаковы жили зимой 1855/1856 года. В нём сложился литературный салон, завсегдатаями которого были писатели Лев Толстой, Иван Тургенев и Тарас Шевченко, историк Сергей Соловьёв и декабрист Сергей Волконский [1].

В процессе реконструкции Москвы не стало и дома 7 на Собачьей Площадке, где жил славянофил Алексей Хомяков. Его навещали Александр Герцен, Пётр Чаадаев, братья Киреевские, Николай Языков, Михаил Погодин [1].

В 1920-х годах Наркомпрос разместил здесь «Бытовой музей сороковых годов XIX века», который закрыли за «идеологическую вредность для пролетариата», а здание отдали музыкальному училищу имени Гнесиных.

В 1962 году дом вместе с Собачьей Площадкой снесли при строительстве Калининского проспекта (сейчас Новый Арбат).

Константин Аксаков был похоронен на кладбище Симонова монастыря, рядом с отцом. Но в 1930-х годах монастырь разрушили (сейчас на его территории находится, в частности, ДК «ЗИЛ»), и прах обоих Аксаковых перенесли на Новодевичье кладбище [1].

Москва в творчестве Аксакова

Константин Аксаков живо интересовался отечественной историей, историей и теорией русского языка, увлекался философией, особенно учением Гегеля. Рано оформившийся литературный талант (первые стихи и рассказы он написал в 12–13 лет) был подкреплён отличным образованием и собственными исследованиями.

Благодаря этому Аксаков свободно чувствовал себя в разных жанрах: он писал лирические и гражданские стихи, прозаические и поэтические переводы, статьи и трактаты по истории и лингвистике, литературные рецензии, трагические драмы и сатирические пьесы, публицистику по актуальным политическим вопросам…

Его обширное литературное наследие по большей части осталось разбросано по журнальным и газетным публикациям. Иван Сергеевич Аксаков, тоже литератор, пытался издать полное собрание сочинений брата, но проект растянулся на 20 лет и так и не был закончен. В 1861 году опубликован первый том с историческими статьями; второй и третий тома, вышедшие в 1875 и 1880 годах, объединили филологические исследования Константина Аксакова [2].

Его творческая и научная деятельность страдали от цензуры. Например, в 1850 году прошло всего одно представление его исторической драмы «Освобождение Москвы в 1612 году». Пьесу запретили, потому что автор отдал ключевую роль в изгнании захватчиков народу [1].

Искренняя любовь Аксакова к Москве проявляется и в его лирике. В некоторых произведениях, например в акростихе 1840-х годов, поэт очень прямо выражает свои чувства:

Мои мечты и силы молодые Одной тебе я отдал, посвятя; Судьбой своей чудесной в дни былые Как сильно ты тревожила дитя! Всю жизнь свою останусь я с тобою, А ты сияй бессмертной красотою [6].

Важной темой в творчестве Аксакова стало противопоставление Москвы, «народной», «земской» (естественной, исторически сложившейся) столицы, Санкт-Петербургу, столице «правительственной», «государственной» (политической, назначенной искусственно). Эта тема звучит в ряде стихотворений 1840-х годов, например в «Москве» и «Подлеце (Подражании Пушкину)» [6], а в 1856 году в статье «Значение столицы» она обретает черты политического манифеста.

Это противопоставление фактически является иллюстрацией одной из главных идей славянофилов: у России есть свой путь, с которого её заставил свернуть Пётр I, насильно переиначивая страну по западным образцам. Исходя из этих предпосылок, Аксаков делает следующие выводы:

«Средоточие правительства должно быть там же, где средоточие народное. Это необходимое условие благоденствия страны. В России, наоборот, средоточие правительственное уже полтораста лет находится вне средоточия народного. Это неизбежный источник всех её бедствий и зол.

Для благоденствия России средоточию правительственному необходимо вернуться в средоточие народное.

Другими словами: правительству необходимо перенести свою столицу из Петербурга в Москву… Великое благое начинание, великая истинная польза возможны лишь при этом условии, то есть при возвращении столицы в Москву; без этого добра не будет» [7].

Современники отнеслись к этим словам Аксакова примерно так же, как и к его зипуну и мурмолке. Лишь через 60 лет желание философа в некотором смысле сбылось: Москва вновь стала столицей, а Россия опять начала искать собственный путь.

Использованные источники

Стародуб К. Литературная Москва: Историко-краеведческая энциклопедия для школьников. — М. : Просвещение, 1997. — С. 16–19, 32, 189–190.

Трубачёв С. Аксаков, Константин Сергеевич // Русский биографический словарь А. А. Половцова в 25 томах. Т.1. — СПб., 1896. — С. 100–103.

Аксаковы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.1. — СПб., 1890. — С. 303–306.

Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты / Романюк С. К. — М. : Центрполиграф, 2016. — С. 455–457, 532.

Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете. — М. : Печатня А. Снегиревой, 1911. — С. 4–6.

Поэты кружка Н. В. Станкевича: Н. В. Станкевич, В. И. Красов, К. С. Аксаков, И. П. Клюшников. — М. ; Л. : Советский писатель, 1964.

Аксаков К. С. Значение столицы // Москва — Петербург. Pro et contra. Диалог культур в истории национального самосознания. — СПб. : Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000. — С. 232–247.

Источник: https://weekend.rambler.ru/items/36307127-slavyanofil-i-gegelyanets-kak-zhil-i-o-chem-pisal-konstantin-aksakov/

Ссылка на основную публикацию